Исчезнет ли профессия учителя в будущем

Опубликовано: 04.07.2024


Эра компьютеризации образования наступила давно. Современные школьники живут в виртуальном пространстве, с коллективных на индивидуальные меняются ценности, достижения. Примерно треть жизни подросток проводит за компьютером. Вроде бы это хорошо — он избегает влияния улицы? Но часто из него в таких условиях вырастает человек с неразвитыми социальными навыками.

И школьный учитель в эпоху компьютеров и Интернета утратил свою значимость как источник знаний. «Википедия», электронные библиотеки, образовательные платформы с видеоуроками по каждому предмету и тестовыми заданиями на усвоение материала — для традиционной школы это и помощники, и конкуренты. Грозит ли школе полная цифровизация, где учителя заменят модератор (контролёр процесса) и тьютор (наставник), и какие вызовы она бросает устоявшейся системе среднего образования?

«Выпускники гаджетов»


При этом сам проект цифровизации образования имеет вполне ощутимую коммерческую подоплёку. Три года назад в Тюменской области одна IT-компания из Сингапура, которая реализует оборудование и программное обеспечение, уже пыталась продвинуть создание дистанционной электронной школы. Не получив финансовой поддержки, цифровые глашатаи переметнулись в Москву, где только первая закупка оборудования обошлась в 15 миллиардов бюджетных рублей. Сейчас в проекте задействовано уже 780 московских школ и 36 тысяч зон Wi-Fi.

«Цифровая школа не учит детей, не улучшает качество знаний, это развлечение, продолжение формирования клипового сознания. Мы получаем низкий уровень студентов, потому что они - «выпускники гаджетов», — уверена директор симферопольской школы № 7 Елена Хавченко. — Система ЕГЭ уже давно не социальный лифт, это кастовый подход к детям. При этом учительство отмирает, и в школу идут эмоционально выгоревшие люди, или неудачники».


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» продолжает продвигать проект «Форсайт компетенций 2030», разработанный в Сколково, где уже нет… профессии «учитель». Имеются лишь педагогические работники, замещающие должность учителя. И концепция цифровизации образования уже утверждена правительством РФ, к 2020 году она должна обрести конкретную программу.

«Университет выпускает недоделанных педагогов»

Стоит сказать, что и современный учитель мало соответствует образу советчика и наставника. Раскрыть талант ребенка, привить ему навыки критического мышления, креативности, общения с аудиторией, не прятаться за ширмой монитора, а открыто отстаивать свою позицию — это всё, в идеале, должен делать школьный педагог. Но как раз этому в вузах будущих учителей не обучают, не рассказывают, в чем нуждается современная школа.

Многие считают красные волосы более допустимыми, чем синие волосы.

В условиях нормативно-подушевого финансирования вузы заинтересованы буквально тянуть за уши студентов, чтобы не потерять бюджет и не сокращать штатный состав преподавателей. В итоге условные троечники с дипломом о высшем образовании идут работать в школу.

Учителя русского языка пишут замечания в дневник, делая ошибки в словах. И без того престиж профессии учителя за последние 10 лет упал на 51 %. Образ героического педагога, который в советский период формировался в литературе и на экране, был разрушен в 1990-е, и сейчас уже перешел в разряд комедийных.

В любом видеохостинге на запрос «учитель» в лидерах — негативные ролики, снятые на телефон и выложенные в Сеть: ученики издеваются над учителем, выводят из себя, провоцируют. Позитивных материалов нет, либо они не интересны пользователям и «выпадают» из первых страниц поисковиков. Кстати, в лидерах просмотров — видеозаписи расстрела в Керченском политехническом колледже.

На месте трагедии в Керчи

Сейчас обычный школьный учитель перегружен отчётностью, ему едва хватает времени на подготовку к уроку и проверке тетрадей. В сельских школах с их хронической нехваткой педагогов один учитель может ещё и преподавать несколько предметов.

Престижность профессии педагога в последнее время в России не слишком высока. На это влияет низкий уровень средней зарплаты, из-за чего молодежь неохотно устраивается в школу, а многие перспективные преподаватели стремятся реализовать себя в других отраслях.

Однако это актуально не для всех. Несмотря на все существующие проблемы, ежегодно появляется большое количество талантливых выпускников, которые с удовольствием идут работать в школу, участвуют в конкурсах профессионального мастерства, стремятся трудиться творчески.

Они не подходят формально к своей работе, ограничиваясь скупым перечнем информации, которую они должны по программе дать своим ученикам. Перспективные молодые учителя вкладывают душу в своих воспитанников.

Учитель будущего

Очередным подтверждением тому, что в России хватает молодых и перспективным учителей, стало количества заявок, поданных от желающих попробовать себя в конкурсе профессионального мастерства « Учитель будущего. Студенты». Это один из проектов, который организован на президентской платформе «Россия – страна возможностей». Больше всего анкет пришло от преподавателей начальных классов, педагогов, собирающихся преподавать литературу, русский и иностранный языки.

Заявки принимались от студентов третьих-четвертых курсов, обучающихся на бакалавриате, а также магистрантов первого-второго курсов. Уже сейчас поступило около пяти тысяч заявок, при этом их прием еще продолжается. Он будет завершен только 25 января 2021 г. Стоит отметить, что это весьма престижный конкурс, организованный под эгидой федерального министерства просвещения.

Руководитель и организатор конкурса «Учитель будущего» Андрей Богданцев рассказал, что из общего количества потенциальных участников, приславших анкеты, более 60% - учащиеся отечественных педагогических вузов. Почти 40% – студенты непедагогических специальностей.

Около 80% заявок поступило от тех, кто обучается на программах специалитета и бакалавриата. Остальные – магистранты.

Если рассматривать отдельные вузы, от которых поступило больше всего заявок, то абсолютный лидер – столичный педагогический государственный университета. На втором месте – Томский педуниверситет, тройку замыкает Алтайский педуниверситет.

Незначительно от первой тройки вузов, подавших больше всего анкет, отстали Ульяновский государственный педуниверситет им И.Н. Ульянова, а также Мордовский государственный педуниверситет, названный в честь М.Е. Евсевьева.

Организаторы этого конкурса профессионального мастерства рассчитывают, что, благодаря проведению этого конкурса, удастся воспитать еще больше студентов, которые в будущем станут талантливыми педагогами в российских школах. Главная цель – поиск перспективных и молодых студентов, получающих высшее образование по педагогическим или непедагогическим специальностям. Их поддержка и полноценное развитие, которое будет способствовать их личностному и профессиональному росту.

Подчеркнем, что, несмотря на название, участниками могут стать не только будущие учителя, но и студенты, получающие высшее образование на других специальностях, но при этом в перспективе рассчитывающих непосредственно связать будущую профессию с педагогической деятельностью.

Этапы конкурса

Планируется проведение конкурса в три обязательных этапа. Сначала состоится регистрация всех желающих участников. Они автоматически участвуют в отборочной стадии, организованной дистанционно. После этого пройдет полуфинальный и финальный этапы на межрегиональном уровне. Они будут очными.

Все, кто подал заявки на участие в конкурсе будущих педагогов, проходят онлайн-тестирование. Его результаты – главный критерий для отбора. Тестирование состоится вскоре после завершения приема заявок – в феврале 2021 года.

Онлайн-тестирование будет состоять их трех основных блоков:

  1. Тестирование по определенному предмету, который каждый участник сможет самостоятельно выбрать в зависимости от текущей специализации.
  2. Конкурс на уровень функциональной грамотности участника. Для этого выбирается одна из методик для сравнительной оценки качества образования, имеющая международное признание и активно применяющаяся во многих авторитетных странах.
  3. Тест, позволяющий оценить общий уровень эрудиции будущего российского учителя.

По результатам этих трех этапов выбираются победители предварительного этапа, которые получают право принять участие в межрегиональном полуфинале.

Полуфинальная стадия конкурса одновременно будет организована в трех городах в разных частях Российской Федерации. Участников ожидают конкурсные испытания, причем будут не только индивидуальные, но и командные испытания. Благодаря им, будет дана оценка тому, насколько студент владеет знаниями по предмету, который планирует преподавать, эксперты оценят навыки, педагогические и психологические компетенции.

В финал выйдет 100 участников конкурса, которые получат максимальное количество баллов по результатам всех этапов конкурса.

Конкурс «Учитель будущего. Студенты» – отличная возможность для каждого участника проявить себя, продемонстрировать, как он себе представляет суть профессии педагога. Это дополнительная возможность в будущем получить перспективную работу в престижной школе, так как конкурс является одной из частей федерального проекта «Социальные лифта для каждого», который обеспечивает возможность профессионального и карьерного роста для каждого выпускника.

Перспективы профессии учителя на современном рынке труда в России

К работе учителя многие сейчас относятся неоднозначно. Главная причина этого в невысокой престижности педагогической специальности и низкой средней зарплате в большинстве российских регионов.

Оценивая, насколько престижна сейчас профессия учителя, Всероссийский центр изучения общественного мнения изучил уровень доходности и дальнейшие перспективы, в том числе для будущего карьерного роста по сравнению с другими специальностями. Отдельное внимание было уделено тому, какой уровень доверия к ее представителям по сравнению с представителями других специальностей.

Однако это один из немногих параметров, где у педагогов выгодные позиции. По большинству других параметров учителя существенно уступают представителям большинства других профессий.

Фото: Shutterstock

С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.

Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.

Татьяна Строганова, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании»:

«Вызванный коронавирусом кризис стал тем самым драйвером, который побудил многих людей сменить работу, специальность, сферу деятельности. Соответственно, подскочил спрос на программы дополнительного профессионального обучения. Среди образовательных компаний началась жесткая борьба за клиентов, к которой присоединились традиционные вузы. Основным конкурентным преимуществом стало качество преподавательского состава: востребованы оказались те специалисты, которые могут подать материал максимально доступно, полно, интересно и чаще всего в сжатые сроки. Пандемия выдвинула новые требования к педагогу нового поколения — владеть цифровыми компетенциями, быть гибким, способным адаптировать урок к любым условиям и форматам, уметь держать внимание аудитории в любой ситуации».

Новые роли преподавателей

Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.

  • Обучение на цифровых платформах — учитель-координатор

По данным Global Market Insights, в 2019 году, еще до пандемии, объем мирового рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд, а в ближайшие пять лет рост должен составить не менее 8% в год. Особенно быстро будет развиваться ниша массовых открытых онлайн-курсов (МООК): по оценкам консалтинговой фирмы Mordor Intelligence, на 29% ежегодно.

Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.

Фото:Honey Yanibel Minaya Cruz / Unsplash, Rastislav Bado / Shutterstock

Екатерина Латыпова, руководитель направления по работе с учителями платформы «Учи.ру»:

«Онлайн-формат одновременно и демократизирует образование для всех, у кого есть доступ в интернет, и увеличивает неравенство в доступе к качественным программам. Но гибкость в учете потребностей при дистанционном обучении, конечно, неоспорима. Такой формат становится поддержкой для детей с ограничениями по здоровью или для тех, кто не может посещать школу по другим причинам: например, из-за частых переездов родителей или творческой деятельности — это касается юных спортсменов или музыкантов».

Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.

Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.

  • Смешанное обучение — учитель-наставник

Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.

В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.

Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.

Фото:Shutterstock

Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:

«Онлайн-обучение дает не только новые образовательные форматы, но и меняет роль преподавателей. Возьмем, к примеру, условный университет, где работает лучший в стране профессор по математическому анализу: онлайн его лекции могут слушать студенты со всей России. В таком случае, очный преподаватель в другом вузе может стать наставником, который помогает студентам усваивать материал и применять его на практике. Кроме того, цифровые технологии позволяют снять с учителя надзорную функцию: так, мы сейчас работаем над технологией, которая идентифицирует студента по изображению с камеры, чтобы отследить факты подсказок или списывания».

  • Фокус на практических навыках — учитель-практик

На протяжении последних 20 лет в академическом сообществе ведутся споры о создании обучающих программ на компетентной основе. Приоритетом международных организаций становится сближение образования и актуальных запросов рынка. Например, Всемирный экономический форум разработал программу «Образование 4.0», цель которой — внедрение практико-ориентированного обучения еще на этапе средней школы. Это соответствует и запросам современных учеников: по данным опроса «Учи.ру» школьники хотят получать навыки, которые можно применить в реальной жизни. В России этот подход уже закрепился на уровне ФГОС в виде исследовательских и проектных технологий обучения.

Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.

Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:

«Концепцию стартапа в качестве дипломной работы мы в РАНХиГС запустили еще в 2019 году. Чтобы получить допуск к защите, проекты должны соответствовать целому ряду требований. Сюда относится, в частности, наличие потенциального инвестора, планируемая выручка не менее 100 тыс. рублей в месяц, для специалистов или магистров — регистрация ИП или юрлица в категории МСП, а главное — инновационная составляющая. По сути, студенты открывают реальную компанию в реальных условиях — это стирает грань между вузом и «настоящей» жизнью. После окончания обучения выпускники готовы к выходу на рынок и борьбе за свое место на нем».

Разумеется, в практико-ориентированном обучении роль преподавателя меняется: он сам становится практиком. Эксперты приходят из «бизнеса» и дают студентам реальные кейсы.

Часто преподавание для такого человека — не основной род деятельности. Работа на производстве, в компаниях, «в поле» — вот чем занимаются преподаватели-практики.

Рабочие программы по дисциплинам, экзаменационные ведомости, отчеты зачастую — «темный лес» для таких преподавателей. Они пришли делиться своим опытом и не представляют, как заполнять различные бумаги.

Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.

Какие еще роли преподавателя существуют?

Эксперты «Юрайт.Академии» выделяют еще несколько ролей преподавателей. Для максимальной эффективности их работы стоит определенным образом организовывать их занятость и по-разному строить коммуникацию.

  • Преподаватель-лектор

Это хороший оратор, и ему нравится работать со студентами. Он «зажигает» аудиторию, ему не сложно читать поточные лекции на 100 человек, вести семинарские занятия. Зачастую такой лектор — выдающийся популяризатор науки, медиазвезда. Он способен обеспечить профориентацию, усилить мотивацию, вдохновить и еще немного вести YouTube-блог с десятками тысяч просмотров. Но он далек от исследовательской рутины, что также следует учитывать.

Фото:Filip Bunkens / Unsplash

  • Преподаватель-ученый

Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.

По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.

  • Преподаватель-методист

Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.

Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.

  • Преподаватель-администратор

Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.

У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.

У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.

Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.

Требования к учителю будущего

Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:

  • Цифровая грамотность

По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру. Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ). В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.

  • Аналитические способности
  • Умение учиться

ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.

Фото:из личного архива

  • Эмоциональный интеллект

Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста. Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов. Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.

  • Организационные навыки и проектное мышление

Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков. Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов.

Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Skyteach

Однажды искусственный интеллект решит, что человечество ему не нужно, и затеет войну, которая заранее проиграна (привет, «Терминатор»!). Или искусственный интеллект отнесется к человечеству со всей любовью и уважением, постепенно заменит во всех экономических сферах (политические, социальные, общественные сами «отвалятся») – будет ухаживать, как за овощами на грядке (привет, «Валли»!). Какой вариант темного будущего, на ваш взгляд, хуже?

Достаточно печально уже то, что интернет наводнен прогнозами в духе «100500+ профессий, которые исчезнут вчера». И – сюрприз! – учитель, преподаватель, репетитор среди этих профессий. Так что же, онлайн-преподавателю английского языка переучиваться, пока есть время и хоть какие-то деньги? Или паниковать рано? Попытаемся разобраться.

Преподавателю не быть

У паникеров есть основания бить тревогу: искусственный интеллект захватывает одну за другой сферы экономики и жизни в целом. Если уж к станкам на заводах встали роботы, программы пишут для нас музыку и новости, а, заскучав, можно поболтать ( серьезно – поболтать! ) с Алисой – то каждый вдумчивый профессионал забеспокоится о том, предстоит ли ему смена жизненной траектории.

Обучаться английскому становится все проще без участия педагога. Если у студента достанет мотивации, трудолюбия и коммуникабельности, чтобы определить цель, выяснить маршрут к ней, разобраться во всем многообразии способов обучения, а затем упорно «грызть» приложения, подключить к делу чат-ботов, осознанно погружать себя в языковую среду, – то с английским рано или поздно сложится.

Существует и такое мнение, что английский язык вскоре станет настолько универсальным и повсеместным, что во всех странах люди начнут его изучать с рождения – как билингвы, параллельно с национальным, или вовсе заменят им национальные языки. Подобную ситуацию очень убедительно описал дважды кандидат на Букеровскую премию Дэвид Митчелл в своей книге «Облачный атлас». Если это произойдет, то нужда в преподавателях отпадет.

Преподавателю все-таки быть

Футурологи не так единодушны, как кажется. Есть среди них и такие, кто считает, что у профессии преподавателя есть будущее, причем светлое. Темп жизни ускоряется, требования к специалистам растут, и современному человеку постоянно нужно чему-то новому учиться, а значит, нужны талантливые и квалифицированные учителя.

Компания McKinsey провела в 2017 году исследование профессиональных трендов. По результатам составила шкалу профессий, который исчезнут, и профессий, которые останутся. Вопреки более мрачным прогнозам, аналитики McKinsey предсказали преподавателям долгую жизнь в профессии, так как успешное, результативное обучение людей требует эмпатии, творческого подхода и человеческого контакта. А от роботов этого ждать пока, мягко говоря, рано. Да и ощущение ответственности перед живым человеком за свои успехи и результаты тоже никто не отменял.

Тренды в преподавании

Уже сейчас можно отметить, что:

  • Преподавание уходит в онлайн и даже в социальные сети.
  • Задачу знакомства с предметами и темами, которые нужно «просто выучить» и «просто запомнить» берут на себя гаджеты и технологии.
  • Акцент смещается с «обучения ради обучения» на «обучение ради цели», ради конкретных задач, навыков и компетенций, а значит, и преподаватель становится больше репетитором, наставником или коучем, чем просто учителем, который «учит».
  • Технологии приводят к постепенному удешевлению обучения (в том числе обучения английскому), потому для сохранения достойного заработка преподавателям придется создавать «дополнительную ценность».
  • Происходит переход от обучения у эксперта ( teacher-centric ) к обучению вместе с экспертом или с помощью нескольких экспертов ( learning-centric ).
  • Обучающиеся английскому языку «молодеют»: все больше родителей отправляют детей учить английский с рождения.
  • (Тренд вытекает из предыдущего) От преподавателя английского языка для взрослых ожидают более высокого уровня владения предметом, так как к нему приходят студенты с лучшими «стартовыми условиями», чем прежде. И речь не только о бывших малышах, которых с рождения погружают в языковую среду, но и об обывателях, которые слушают музыку на английском, встречаются с большим количеством английской лексики в интернете, учатся программировать с помощью команд на английском.

Что с этим делать

Не претендуем на истину в последней инстанции и лишь предлагаем варианты, не обязательно связанные между собой.

Коучинг

Учиться, вроде, нужно, но как-то не хочется, некогда и социальные сети не пускают. Пора звать педагога-психолога-коуча, который копнет глубже, найдет правильные слова, напомнит о мотивации.

Проектирование образовательного маршрута

Английский язык можно выучить разными способами, а потому пригодится специалист, который подскажет, как это лучше сделать именно тебе.

Смежные предметы

Согласно прогнозам, уже лет через 20 каждый из нас будет специалистом минимум в 3-4 направлениях (если, конечно, хочет успешно зарабатывать на хлеб с рикоттой). В каком именно направлении двигаться – решать вам. Это может быть преподавание других предметов (математика, программирование и проч.). Это может быть расширение специализации – раньше работали только со взрослыми, теперь и с детьми.

Образовательные профессии будущего

Американский футуролог Томас Фрей в своем выступлении на конференции TED предсказал, что в ближайшее время более 2 млрд. людей потеряют рабочие места. В дальнейших выступлениях на экономических форумах, в статьях и в интервью он высказался и про профессию педагога в частности.

Так, по мнению Фрея, учитель скоро исчезнет за ненадобностью. Но на смену ему придут тренер (как коуч – человек, помогающий достичь конкретного результата, связанного с английским языком), проектировщик образовательных курсов, а также сотрудник образовательных лагерей (то есть изучения английского «в полях»).

Смежные и новые профессии: найдите себя в Атласе!

Необязательно гадать на цифровой гуще: можно обратиться за советам к экспертам. Так, один из перспективных вариантов, согласно Атласу профессий (это проект, придуманный в Сколково), – цифровой лингвист, то есть человек, который налаживает взаимодействие между человеком и компьютером/программой, обучает искусственный интеллект понимать смыслы и контекст.

Если ввести параметры «поиск профессии – в сфере Образование – после 2020 года» в Атласе новых профессий, мы получим :

  • разработчик инструментов обучения состояниям сознания,
  • игропедагог,
  • разработчик образовательных траекторий,
  • тренер по майнд-фитнесу,
  • организатор проектного обучения,
  • тьютор,
  • игромастер,
  • модератор (как эксперт по налаживанию группового взаимодействия ради изучения английского языка),
  • координатор образовательной онлайн-платформы.

(Если интересны другие направления, поэкспериментируйте сами.)

Футурологи, экономисты и интернет-завсегдатаи единодушны в одном: соломку лучше подстилать. Вот только непонятно, где, как, и стоит ли этим заняться прямо сейчас, или лет 20 подождать – а там приспособиться.

Как считаете, будет еще существовать профессия преподавателя английского языка через 20 лет? А через 100?

Когда-нибудь очередной Деньучителя станет последним. Все идет к этому. Профессия учителя станетанахронизмом. Впрочем, кажется, это уже произошло. Кто-то говорит об учителях?Учитель – это что-то из далекого советского прошлого. Ныне преподаватель,педагогический работник. Когда глядишь на тех, кто работает, кто остался вшколе, эти определения кажутся более уместными.

Учитель - это тот, кто повлиял натвою жизнь, перевернул представление о себе и мире. Так бывало раньше, когда ишкола ставила перед собой такие широкие и глубокие человеческие цели. Ныневоспитанием человека некогда заниматься, да и задачи такой не стоит. Школа –это место вынужденного пребывания, максимум - общения со сверстниками. Собственно,зачем там учитель? Педагогического работника достаточно. Конечно, ученики, исейчас к кому-то привязываются эмоционально. Но разве в этом дело? Учитель этоне тот, кого любят, учитель это тот, кто учит, не только предмету, но и жизни.Учит не как хочет, а как следует.

Вот таких в школе почти неосталось, повывели в связи с оптимизацией и эффективностью. Да и зачем бы тамбыли они нужны в свете изменившихся запросов общества, изменившихсяпотребностей родителей? Школа стала камерой хранения для родителей и местомвремяпрепровождения для учеников. Зачем ей учитель?

Учитель стал вымирать,вытесняемый министерскими положениями, которые требуют не кропотливой работы сребенком, а фокусничества с методиками и документацией. А настоящий учитель –не фокусник, он не в цирк ходит работать.

В итоге, остаются в наших школаходни педагогические работники, люди соответствующие требованиям системы, а нетому высокому призванию, которое по привычке от них еще ожидают. Остается тот,кто водит детей на экскурсии, зарабатывая себе зарплатные баллы, худо-бедодержит в узде необъятный в 25 человек класс и гонит его кнутом и пряником поколдобинам наших бездарных школьных программ и учебников. Собственно это гнать и терпеть и составляет суть нынешнего педагогического труда. Нераспространять знания, а именно вколачивать и вдалбливать материал из криво,для денег написанных учебников, терпя и снося при этом оскорбления и тычки отвсех вокруг: директора, родителей, коллег, самих учеников. Ну и главное – уметьвытрясти деньги на школьные "нужды" с родителей.

Раньше учитель был носительзнания и культуры, отсюда достоинство, какой-то уровень этикета. В нынешнихусловиях ненужности культуры и знаний, многолетнего унижения и самоуничиженияобычный педагогический работник – это такой агрессивно-забитый тип, с легкостьюперескакивающий от наглости и хамства к заискиванию и подобострастию. Некогдаобразец образованности, знаток своего дела, нынешний - он теперь обычнометодически стоит не выше любого из родителей. Полная утрата трепетногоотношения к знанию и учебе давно уже охватила и его. В нынешней школе, восновном, в учителях остается те, кому уже некуда пойти, те, кто еще полониллюзий и те, кто получает удовольствие, как от того, что его унижают, так и оттого, что унижает сам.

Нынешние "учителя"-педработники,глубоко несчастные люди. Глядя на них, разрываешься между чувствами жалости ипрезрения. Жалости, потому что все-таки люди и жертвы обстоятельств, уронившихглубоко в грязь учительский статус. Маленькая зарплата (от 7-8 тысяч),чудовищные перегрузки (по две ставки у нас уже ведут теперь даже учителяначальных классов), забитое положение. Презрения, потому что такое равнодушие ксобственному делу, такая готовность мириться со своим положением, служитьразрушительному в последние годы для образования курсу, которые онидемонстрируют, лишают их права на сочувствие.

Да, "учителя" унижены иоскорблены, но что они сделали для того, чтобы вернуть себе свое достоинство?Голос педагогической общественности не слышен почти как два десятка лет.Гробовое молчание, боязливое шушуканье по учительским кабинетам, робкое нытьепо интернет-форумам, и то, в основном, по одному поводу – о зарплатах. То, чтообразование уничтожается и с точки зрения содержания, и с точки зрения егоорганизации не вызывает с ее стороны никакой публичной реакции. Нынешнимпедработникам все равно, что и какпреподавать, лишь бы хорошо платили. Страх иметь свое мнение, страх высказатьего и его же отстоять – обычное для них состояние. Для большинства из них,грызня между собой, грызня с учениками и родителями – обычное развлечение,способ выпустить пар и хоть как-то почувствовать удовлетворение.

Любить таких "учителей" уженельзя, уважать тех, кто потерял уважение к себе и своему делу невозможно.

Нет, день этот и в самом деленужно переименовать в день педагогического работника. А слово "учитель" писатьв словарях с пометой "устаревшее". Учителей в глубоком смысле этого слова у наснет. Поэтому осталось лишь за малым - упразднить эту профессию фактически.Технологии к решению этого вопроса подошли вплотную. И как это ни печальнозвучит, начинаешь задумываться, а может, уже поскорее, может, уже покончить сэтим, не растягивая мучения на долгий срок.

Читайте также: