К какой категории профессий относится учитель

Опубликовано: 04.05.2024

Презентация профессии
Слово «учитель» рождает множество разных переживаний в сердце каждого из нас. Ведь именно с педагогами часто связаны наши самые яркие воспоминания об успехах и неудачах, победах и поражениях, которые надолго запоминаясь, так или иначе, зачастую влияют на всю нашу последующую жизнь…
Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. В качестве учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. В Древнем Риме, например, от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие, и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. А в древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в ХХ веке до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.
Сама педагогика как наука зародилась в V веке до нашей эры в Древней Греции. Уже тогда сложились афинская и спартанская системы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Согласно словарю Ожегова, учитель – лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Другими словами, учитель – это человек, который обучает учащихся, передает им знания и навыки, занимается преподавательской и воспитательной работой.
В профессии учителя различают ряд специальностей: преподаватели в колледжах, университетах и других вузах; преподаватель в системе дошкольного воспитания и обучения, преподаватель начальной школы, преподаватель в системе специального образования, преподаватель-организатор, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, педагог по физической культуре, педагог профессионального обучения и другие.
В средней школе ребенка сначала (первые 4 года) сопровождает учитель начальных классов, а затем классный руководитель и множество учителей, ведущих отдельные предметы (учителей-предметников). И если учитель начальных классов во многом исполняет роль внимательной и заботливой мамы – няни, то классный руководитель это уже наставник, направляющий и организовывающий, но обязательно оставляющий своим ученикам пространство для инициативы и самостоятельности. Поэтому от него требуется не только безупречное знания того учебного материала, который он преподает, но и умение хорошо разбираться в вопросах возрастной психологии, чтобы учитывать социальную ситуацию своих подопечных и видеть их потенциал (выражаясь педагогическим языком, видеть зону их ближайшего развития).
В нашей стране учитель (педагог, преподаватель) – это массовая профессия, одна из самых уважаемых и востребованных на рынке труда. В ней редко встречаются случайные люди. В основном преподавателями работают специалисты по призванию, эрудированные, увлеченные своей работой, искренне преданные образовательному процессу, бескорыстно заинтересованные в успехах своих учеников. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.
Преимущества профессии: удовольствие от взаимодействия с подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к совершенствованию в своем предмете, к самообучению
Ограничения профессии: отсроченный во времени результат труда, значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися); ненормированное рабочее время; низкий уровень заработной платы; повышенная нагрузка на голосовые связки (горло) и ноги.

Тип и класс профессии
Профессия учителя относится к типу «Человек - Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Без развитого вербального мышления, умения говорить ярко и убедительно, без терпения и эмоциональной устойчивости, без качеств лидера и желания вести за собой в этой профессии невозможно добиться успеха.
Дополнительный тип профессии «Человек - Знак», поскольку от учителя ожидается соблюдение имеющихся правил и нормативов, которые регламентируют педагогическую деятельность, требуется умение работать с документами, со знаковой информацией, т.е. с числами, формулами, текстами, таблицами, схемами и т.п. Для этого ему требуется умение сосредотачиваться, развитое внимание и логическое мышление, и усидчивость, точность и аккуратность.
Профессия учитель относится к классу эвристических, так как она связана с необходимостью анализировать, планировать, организовывать, управлять, сохраняя в процессе работы внутриличностную позицию исследователя. Подвижная педагогическая реальность требует гибкости и оригинальности в поведении и мышлении, ярко выраженного стремления к самообразованию и развитию.

Содержание деятельности
Учитель обучает, передает учащимся знания по определенному предмету, используя разные формы (групповые и индивидуальные) и способы руководства познавательной деятельностью учеников (семинары, тренинги, лекции и др.).
Учитель содействует стремлению у учеников к освоению новых знаний, создает условия, способствующие раскрытию их творческого потенциала, способностей и возможностей.
Учитель объясняет новый материал доступными, подходящими для данного возраста средствами, включает в процесс обучения примеры для закрепления материала, осуществляет контроль за успешным усвоением нового.
Учитель использует различные наглядные пособия, презентации на интерактивных досках и другие современные технические устройства.
Учитель изучает индивидуальные особенности учащихся и, при необходимости, оказывает воспитательное психолого-педагогическое влияние, проводит со своими воспитанниками разъяснительную работу.
Учитель организует групповые внеклассные мероприятия, дополнительные занятия, факультативы, кружки, проводит собрания (в том числе родительские).
Учитель строит образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуально – личностных особенностей учащихся (например, стиля познавательной деятельности).
Учитель разрабатывает и внедряет образовательные учебные программы, составляет тематические и урочные планы.

Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный учитель должен знать:

  • учебные программы по своему предмету (предметам);
  • педагогику, возрастную и педагогическую психологию;
  • дидактику и методику преподавания;
  • основы законодательства в области образования в стране;
  • нормативные документы, определяющие деятельность образовательного учреждения, в котором он трудится.
  • увлечь, заинтересовать учебным материалом, повести за собой;
  • организовать процесс обучения в группе учащихся, обеспечить дисциплину на уроке;
  • доходчиво, четко, ясно и убедительно объяснять учащимся материал по своему предмету;
  • иметь навыки общения и взаимодействия с разными людьми;
  • противостоять воздействию стрессогенных факторов, контролировать ситуацию в учебной группе, проявляя психическую и эмоциональную уравновешенность;
  • уверенно пользоваться современными техническими устройствами (персональным компьютером, интерактивными досками и т.п.);
  • распределять свое внимание по ходу урока, одновременно фиксируя в сознании логику изложения материала, а также все, что в это время происходит в классе;
  • проявлять эмпатию (сопереживание, способность глазами другого человека посмотреть на сложившуюся ситуацию) к эмоциональному состоянию учащихся.
  • стремление к самопознанию, к саморазвитию, целеустремленность;
  • наличие ораторских способностей, лексическое богатство речи, умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
  • высокая степень личной ответственности, требовательность к себе и к другим;
  • самоконтроль, уравновешенность, терпимость;
  • интерес и уважение к личности другого человека, тактичность;
  • наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка);
  • качества ума: остроумие, критичность, последовательность, оригинальность и т.п.
  • артистизм, навыки актерского мастерства;
  • выраженная склонность к работе с людьми, т. е. высокоразвитая потребность в социальном взаимодействии, которая проявляется в стремлении к передачи знаний и к общению.

Условия труда
Обычно учитель работает в помещении. Большую часть рабочего дня он проводит в режиме интенсивного общения с учениками, двигаясь при этом по учебному классу, стоя у доски или сидя за рабочим столом. Другая часть его рабочего времени в той или иной степени бывает посвящена заполнению профессиональной документации, проверки тетрадей учеников, планированию содержания уроков на следующий день.
Главные средства труда учителя: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области. Также важным рабочим инструментом любого учителя являются голосовые связки. При этом бывают исключения. Так, в случае учителя физической культуры, танцев скорее стоит говорить о выраженной мобильности и физической нагрузке.
Из особых условий труда следует выделить высокую моральную ответственность за качество своей работы.

Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для учителя:

  • выраженные дефекты речи;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • сильные расстройства памяти;
  • вирусоносительство;
  • наличие зависимостей (алкогольной, наркотической),
  • нервно-психические заболевания.

Базовое образование
Базовые знания по профессии учителя, как правило, можно получить в организациях высшего образования.
Учителей младших классов выпускают организации среднего профессионального образования (техникум, колледж).

Пути получения профессии
В городе Красноярске дипломированных учителей средних и старших классов готовят организации высшего образования: ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
В Красноярском крае дипломированных учителей готовит Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВО «СФУ».

В городе Красноярске дипломированных учителей выпускают организации среднего профессионального образования КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М.А. Горького», КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 2».

В Красноярском крае дипломированных учителей готовят следующие организации среднего профессионального образования:


Наиболее известной системой классификации профессий является система Е.А. Климова. В ней все многообразие профессий последовательно делят на типы, классы, отделы и группы [14]. Коротко остановимся на этом подходе к систематике профессий.

Главный предмет труда – люди и группы людей. Примеры профессий: официант, продавец, врач, психолог, тренер, следователь.

Главный предмет труда – технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия. Примеры профессий: – токарь, каменщик, слесарь, водитель, архитектор, инженер.

Главный предмет труда –– живые организмы и биологические процессы. Примеры профессий: ботаник, зоолог, зоотехник, пчеловод, ихтиолог, агроном.

Главный предмет труда – условные знаки, цифры, шифры, коды, формулы, языки. Примеры профессий: программист, корректор, филолог, математик.

5. «Человек – художественный образ» (Х)

Главный предмет труда –– художественные образы. Примеры профессий: поэт, скульптор, дирижер, художник, дизайнер.

Согласно подходу Е.А. Климова, в соответствии с преобладающими трудовыми операциями, все профессии делятся на три класса:

1. Гностические (распознающие) специальности(Гн),

2. Преобразующие специальности (Пр),

3. Изыскательские (творческие) специальности (И).

Покажем, как классы профессий соотносятся с типами профессий (Табл. 2.7).

Классы

Изыскательские (творческие)

Слесарь, водитель, монтажник.

Преподаватель, медсестра, врач, продавец.

Приемщик с/х продукции

Программист, бухгалтер, шифровальщик

Человек – Художественный образ.

Контролер-приемщик малярных работ

Ювелир, маляр, оформитель.

Композитор, писатель, скульптор.

1. Ручной труд (Р) – ручные (простые и слабо механизированные) орудия труда.

Примеры профессий: ювелир, слесарь-сборщик, автомеханик, хирург, пианист.

2. Механизированный труд (М) – механическое оборудование с ручным управлением.

Примеры профессий: шофер, токарь, швея.

3.Автоматизированный труд (А) – автоматизированное оборудование для обеспечения длительных или непрерывных технологических процессов.

Примеры профессий: сталевар, пивовар, оператор котельной, оператор атомной станции.

4. Функциональные орудия труда (Ф). Главное средство труда - функциональные средства организма.

Примеры профессий: преподаватель, певец, актер, ученый-теоретик, танцор.

Группы профессий (по условиям труда)

1. Микроклимат бытового типа (работа в помещениях) (Б).

Примеры профессий: бухгалтер, учитель, менеджер.

2. Работа на открытом воздухе (О)

Примеры профессий: – чабан, полевод, почтальон, егерь, военнослужащий.

3. Небольшие замкнутые пространства, кабины (К).

Примеры профессий: водитель, крановщик, кассир обменного пункта.

4. Необычные условия труда (Н)

Примеры профессий: водолаз, шахтер, горноспасатель, сталевар, космонавт, каскадер.

Соответственно данной классификации можно создавать формулы той или иной профессии. Например, формула профессии бухгалтера будет - З: Пр : Р : Б.

Психолог – Ч : Пр : Ф : Б

Токарь – Т : Пр : М : Б

Сталевар – Т : Пр : А : Н

Художник – Х : Тв : Р : Б

Следователь - Ч : Гн : Ф : Б

Шахтер – Т : Пр : М : Н

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 19.08.2013, N 33, ст. 4381.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Ассистент
Декан факультета
Начальник факультета
Директор института
Начальник института
Доцент
Заведующий кафедрой
Начальник кафедры
Заместитель начальника кафедры
Профессор
Преподаватель
Старший преподаватель

2. Должности иных педагогических работников

Воспитатель
Инструктор-методист
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Концертмейстер
Логопед
Мастер производственного обучения
Методист
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования
Педагог-библиотекарь
Педагог-организатор
Педагог-психолог
Преподаватель
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Социальный педагог
Старший вожатый
Старший воспитатель
Старший инструктор-методист
Старший методист
Старший педагог дополнительного образования
Старший тренер-преподаватель
Тренер-преподаватель
Тьютор
Учитель
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед

II. Должности руководителей образовательных организаций

1. Должности руководителей

Ректор
Директор
Заведующий
Начальник
Президент

2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения
Первый проректор
Проректор
Помощник ректора
Помощник проректора
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Советник при ректорате
Старший мастер
Ученый секретарь совета образовательной организации
Ученый секретарь совета факультета (института)

1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Наименование должности "логопед" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

3. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

4. Должность "тьютор" предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

5. Должность "президент" предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

6. Должности "начальник факультета", "начальник института", "начальник кафедры" и "заместитель начальника кафедры" предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

«Рабочие и служащие» – словосочетание, часто встречающееся в официальных документах, новостных сообщениях, но мы редко задумываемся о том, чем же отличаются эти категории трудящихся.

Кто такие рабочие и служащие

В Общероссийском классификаторе профессий и должностей все наемные сотрудники организаций и предприятий разных форм собственности дифференцируются на рабочих и служащих. Между этими категориями есть принципиальная разница.

Служащие
Рабочие – это люди, принимающие непосредственное участие в производстве материальных ценностей. Также они занимаются перевозкой пассажиров и грузов, ремонтными работами, обслуживанием поддержанием оборудования, оказанием сервисных услуг и т. д.

Их профессиональная обязанность – это физический труд, за который они получают оплату в основном на сдельно-премиальной основе в соответствии с утвержденными тарифными разрядами (от 2 до 8). Результат труда рабочего можно «пощупать руками», точно измерить и посчитать.

Служащие – это сотрудники, выполняющие работу нефизического характера, для занятия которой необходима профессиональная подготовка разных уровней (ее получают в ссузах и вузах, на курсах). Заняты такие работники в самых разных сферах экономики:

  • промышленность (проектировщики, инженеры, руководители цехов и отделов);
  • медицина (врачи);
  • сфера услуг (менеджеры, ИТ-специалисты);
  • торговля (консультанты, кассиры, продавцы);
  • образование (репетиторы, учителя, преподаватели, воспитатели);
  • государственная служба (чиновники, военные, полицейские) и др.

За свою работу они получают вознаграждение в виде должностного оклада, предусмотренного законодательством, а также дополнительных надбавок и премий. Результат труда служащих, как правило, нельзя точно измерить, его можно только оценить теоретически и довольно субъективно, принимая в расчет успехи подразделения (организации) или качество выполнения какой-то задачи.

Рабочие в основном трудятся в цехах предприятий, на строительных площадках, в поле, на кухне, в шахтах, животноводческих фермах и т. д. Служащие выполняют свои задачи в офисах, аудиториях, классах, больничных палатах. На производстве они в основном исполняют руководящие и контролирующие функции.

Профессии категории «служащие»

Уточним: формулировка «профессии служащих» не совсем корректна, правильнее говорить о должностях – именно такая дифференциация принята в официальном классификаторе.

В любом случае Перечень профессий служащих очень широк. При этом все должности делятся на три основные категории:

  • Руководители. Это те, кого сейчас принято называть топ-менеджерами: директора, начальники, заведующие, управляющие и их заместители. Кроме того, в эту группу входят главные специалисты по отдельным направлениям: главный экономист, главный агроном, главный инженер, а также государственные инспектора.
  • Специалисты. Это сотрудники, занимающиеся экономической, инженерно-технической и другой деятельностью. Например, механики, администраторы, редакторы, юристы, преподаватели, психологи, бухгалтеры. Также в эту подгруппу причисляют их ассистентов и помощников.
  • Линейные сотрудники. Это представители разных профессий, которые занимаются хозяйственным обслуживанием, контролем и учетом, подготовкой документов и отчетов. К этой категории относятся кассиры, архивариусы, деловоды, табельщики, секретари, дежурные, коменданты и др.

Служащими считаются и работники государственных или муниципальных органов (чиновники в общепринятом понимании). Основная задача госслужащего – это обеспечение соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, ее субъектов, а также защита интересов и прав граждан.

Следует отдельно отметить и специальные структуры, выполняющие стратегически важные для страны задачи. В первую очередь, речь идет о Вооруженных силах и военизированных организациях (полиция, МЧС). Основную массу сотрудников там составляют служащие.

На каких специальностях и где лучше учиться

Рабочие профессии получают в средних специальных учебных заведениях (ссузах) – техникумах и колледжах – или в учебных центрах. Служащим (руководителям и специалистам) нужна более высокая квалификация и, соответственно, высшее образование. В принципе после учебы по любому направлению в вузе выпускник приходит на предприятия, в организации и компании на одну из должностей служащих. Работать можно по специальности, указанной в дипломе, либо устроиться на госслужбу, где на многих должностях достаточно иметь любое высшее образование.

Поступать можно в университет любого профиля: гуманитарный, технический или классический. Для этого необходимо сдавать обязательные ЕГЭ по русскому языку и математике, а также по предметам, имеющим отношение к будущей специальности (история, биология, химия, обществознание, физика и др.). В колледжи берут по конкурсу школьных аттестатов за 9 или 11 класс.

Кому подходит

Рабочие профессии больше подходят людям, которые имеют склонность к выполнению тех или иных работ руками. В служащие идут те, кому больше нравится умственный или творческий труд без физических нагрузок. В целом, от сотрудников на службе требуются такие личные качества:

  • высокая квалификация в своей сфере деятельности;
  • знание законодательства и отраслевых Профессия служащий
    подзаконных актов;
  • ответственность;
  • аналитический склад ума;
  • склонность к новаторству и рационализаторству;
  • общая эрудированность;
  • умение принимать правильные и своевременные решения.

Поскольку многие служащие выполняют руководящие функции, им не помешают организаторские способности, знание трудового законодательства, норм охраны труда и противопожарной безопасности.

Сколько получают

Заработная плата зависит от региона, организации, должности, квалификации и трудового стажа. Например, в одном и том же банке оплата труда служащих может отличаться в несколько раз (самый низкооплачиваемый – охранник, на противоположном полюсе – руководитель направления, директор). На государственной службе чиновникам высшего ранга платят больше, чем во многих отраслях экономики.

Еще десяток лет назад служащие получали в целом больше рабочих, сейчас же ситуация начинает меняться. Высококвалифицированные рабочие в дефиците, поэтому работодатели готовы платить сварщику, экскаваторщику, токарю или промышленному альпинисту, гораздо больше, чем рядовому офисному сотруднику. Кроме того, рабочие часто трудятся вахтовым методом в отдаленных регионах, где при расчете зарплат применяются специальные «северные» надбавки.

Как построить карьеру

С точки зрения продвижения по карьерной лестнице у служащих больше вариантов. Имея высшее образование и показав себя ценным сотрудником, можно претендовать на руководящие должности в компании или на производственном предприятии. Рост рабочего чаще всего ограничивается повышением квалификационного разряда, а чтобы сделать карьеру, нужно поступать в вуз.

Перспективы профессий служащих

В быстро меняющемся современном мире профессии постоянно появляются и исчезают. Человеку, который думает о своем будущем, необходимо искать специальность, которая будет актуальна на рынке труда в течение длительного времени (учитель, строитель или фармацевт, например).

Один из современных трендов – это профессии на стыке, казалось бы, несовместимого – своего рода гуманитарные технологи или технологичные гуманитарии. К таким новым специальностям относятся:

  • системный биотехнолог – специалист по замене морально и технически устаревших решений в разных отраслях новыми биотехнологичными продуктами. К примеру, он поможет транспортным компаниям перестроиться на работу на биотопливе вместо дизельного горючего, а строительным – заменить бетон и цемент инновационными биоматериалами;
  • архитектор медоборудования – специалист одновременно в области инженерной и компьютерной графики, электроники, материаловедения, обладающий развитым пространственным мышлением, разбирающийся в анатомии и физиологии человека, биосовместимости материалов и приборов, к тому же эксперт по медицинской и технической безопасности;
  • оператор кросс-логистики – профессионал, в обязанности которого входит разработка оптимального способа перевозки людей и доставки грузов разными видами транспорта. Также одна из его задач – перераспределений нагрузки на транспортные сети;
  • IT-проповедник – специалист, к религии никакого отношения не имеющий. Его задача состоит в общении с потенциальными конечными пользователями IT-продуктов и продвижению новых цифровых решений среди тех, кто консервативно настроен и скептически относится к передовым технологиям.

Поэтому при наличии соответствующих способностей стоит получить высшее образование по нескольким профилям – новые профессии пока еще только формируются, но уже в ближайшие годы остро потребуются кросс-функциональные специалисты, способные работать на должностях служащих «нового поколения», а офисный планктон, перекладывающий бумажки с места на место, отправится в утиль (или на переквалификацию).

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия служащие подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.

1. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОНКРЕТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий типа «человек — знаковая система», необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии типа «человек — художественный образ» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек — природа» должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

КЛАСС ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий.

Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1
Классификация профессий

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительские Творческие
1 2 3
«Человек—человек» Воспитатель детского сада
Медсестра
Полицейский
Продавец
Социальный работник
Официант
Менеджер
Психолог
Секретарь-референт
Учитель
Адвокат
Следователь
«Человек—техника» Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Штукатур
Электромонтер
Инженер
Конструктор
Технолог
Космонавт
«Человек—знаковая система» Кассир
Оператор ПК
Наборщик
Телефонист
Оператор связи
Стенографистка
Бухгалтер
Сейсмолог
Переводчик
Программист
Экономист
«Человек—художественный образ» Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Гравер
Дизайнер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
Скульптор
Модельер
«Человек—природа» Животновод
Садовник
Фермер
Озеленитель
Лесовод
Агроном
Ветеринар
Геолог
Биолог
Химик

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами» т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист - с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно использовать таблицу при выборе профессии?

С одной стороны, зная название профессии и определив ее место в таблице, можно узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа "человек-знаковая система" творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа "человек-человек"

Наконец, для любой профессии таблица позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит Вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

Читайте также: