Как должность называлась до президента

Опубликовано: 02.10.2024

Понятие «президент» образовалось от латинского слова « praesidens», которое означает «сидящий впереди».

Впервые Президенты возникли в Античный период. Тогда ими назывались лица, которые возглавляли Народные собрания в странах Средиземноморья. Через некоторое время данное наименование стало должностью. Историческим примером этого было возникновение должности Президента Сената в Древнем Риме.

На возвышении, в кресле на постаменте сидит Президент Сената Рима.

Этот исторический факт может свидетельствовать о том, что за понятием «президент» в тот период уже был закреплен некий политический смысл. Однако не стоит забывать, что значение данного понятия было иным и очень далеким от его понимания в настоящем времени.

В данный момент под понятием «президент» предполагается глава государства, которого граждане той или иной страны избрали на президентских выборах. Он является государственным служащим, занимающим верховное место в иерархии государственных институтов и реализующим высшее представительство государства во внутригосударственной жизни и верховное представительство страны в межгосударственных отношениях. Поэтому понятие «глава государства» является родовым для понятия «президент» и общим для глав монархических и республиканских государств.

В современном мире существуют разнообразные модели президентской власти, которые имеют разные наименования в Конституциях различных стран. В Основных законах государств применяются такие понятия для обозначения института президентства как: глава государства (Беларусь, Россия), глава исполнительной власти (США), высшее должностное лицо, арбитр (Франция), в отдельных случаях возникают ситуации, при которых конституционный статус государственного лидера не определен (ФРГ).

Самая первая президентская республика возникла в США. Первым президентом США стал в 1789 году Джордж Вашингтон. До его вступления в должность название «президент» использовалось в сочетании «президент Континентального конгресса» — председатель съезда представителей колоний, на котором была принята Декларация о независимости.

До создания президентской республики в данной стране законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в единственном представительном органе - Континентальном Конгрессе.

В тот период единоличного государственного лидера не было. Континентальный Конгресс самостоятельно избирал Президента из своего состава и его функции ограничивались председатель-ствованием на различных заседаниях. Но так как деятельность Конгресса по реализации принятых им законов была крайне не эффективна, встал вопрос о разделении законодательной и исполнительной власти.

Этот вопрос был решен на Конституционном конвенте, который состоялся в 1787 году в американском городе Филадельфия. Присутствовавшие на нем делегаты не хотели установления в государстве анархии или монархии. Ввиду этого они долгое время не могли придти к общему согласию в области статуса и функций исполнительной ветви власти. В результате делегаты приняли решение о введении должности Президента США.

После долгих дискуссий предпочтение было отдано республиканской форме правления, в основу Конституции 1787 года лег план Мэдисона. Он получил название «компромиссный», так как был приемлемым для большинства членов конгресса. В результате Президент США стал единоличным главой государства, был наделен большим объемом полномочий и занял ведущее место в системе государственного управления. Пост американского лидера «заложил фундамент» для создания американской модели президентства, обладающей своеобразными, характерными только для нее признаками.

В статье 2 раздела 1 Конституции США закреплено то, что Президент США одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Однако там не говорится о каких-либо иных органах исполнительной ветви власти. Американский лидер не подотчетен Конгрессу США и ответственен только перед американскими гражданами. Соответственно он независим в системе органов государственной власти.

Тем не менее, власть Президента США не является абсолютной. Конгресс и Верховный Суд США ему не подконтрольны, они являются независимыми государственными органами. Взаимодействие данных ветвей власти происходит на основе принципа разделения властей, который дополняется системой «сдержек и противовесов» этих властей в отношении друг друга. В отличие от иных стран 18 века, где преобладала монархическая форма правления, и исполнительная власть была наследственной, в США американского лидера стали избирать путем всеобщих выборов. В тот период эти нововведения в избирательной системе государства были огромным демократическим завоеванием.

Согласно статье 2, разделу 1 Конституции США 1787 года в стране учреждалась косвенная система избрания Президента США. Практическая реализация данной задачи возлагалась на президентских выборщиков

Первоначально делегатам Конституционного конвента не удалось достигнуть соглашения в вопросе о сроке правления американского лидера, были предложения избирать главу государства на 7, 12 лет. Тем не менее, эти варианты не были реализованы.

Однако в дальнейшем была достигнута договоренность о том, что Президент США будет избираться на 4 года, но не более 2 раз подряд.

Это условие было нужно для того чтобы он не имел возможности захватить все ветви власти в стране, стать тоталитарным правителем и нанести вред обществу.

Следующими после США президентскую форму правления создали государства Латинской Америки. Должность Президента была введена ими в первой половине 19 века под прямым геополитическим влиянием США.

ТАСС-ДОСЬЕ. 24 апреля 2016 г. исполняется 25 лет со дня учреждения Верховным Советом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) должности президента страны.

История учреждения поста

Институт президентства в России ведет свое начало с 15 марта 1990 г. В этот день генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев на III внеочередном съезде народных депутатов был избран президентом СССР.

12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов РСФСР была принята декларация о государственном суверенитете России. Первоначально съезд высказался против введения в республике поста президента. Однако затем по инициативе трети народных депутатов (согласно требованию Основного закона) вопрос об учреждении такой должности был вынесен на всероссийский референдум.

Соответствующее голосование состоялось 17 марта 1991 г., одновременно с общесоюзным референдумом о сохранении СССР. Всего в списки избирателей были включены 101 млн 776 тыс. 550 человек. Из них приняли участие в референдуме 76 млн 425 тыс. 110 (75,09%). За введение поста президента республики высказались 53 млн 385 тыс. 275 человек (69,85%), против - 21 млн 406 тыс. 152 (28,01%). Недействительными были признаны 1 млн 633 тыс. 683 бюллетеней (2,14%). Голосование не проводилось в Северо-Осетинской, Татарской, Чечено-Ингушской и Тувинской автономных республиках, органы власти которых бойкотировали проведение референдума.

24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР утвердил итоги плебисцита: были приняты законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР". 24 мая 1991 г. соответствующие изменения внесены в действующую на тот момент Конституцию 1978 г.

Полномочия президента в 1991 года

Согласно закону, президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в стране. На этот пост мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок президентских полномочий составлял пять лет.

При этом съезд народных депутатов РСФСР обладал значительно большими полномочиями, чем глава республики. Согласно ст. 104 Конституции, высшим органом власти в России являлся Съезд народных депутатов РСФСР. К его исключительному ведению относились определение внутренней и внешней политики; принятие Конституции и внесение в нее поправок; изменение национально-государственного устройства республики, а также избрание Конституционного суда РСФСР. Кроме того, съезд мог отменять любые акты высшего должностного лица республики. Президент мог назначать главу правительства, а также распускать кабинет министров только с согласия Верховного Совета. Не имел права распускать Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, а также приостанавливать их деятельность.

Изменения полномочий президента в 1992 году

Выборы первого российского президента состоялись 12 июня 1991 г. Победу на них одержал Борис Ельцин, набравший 57,38% голосов избирателей.

25 декабря 1991 г. РСФСР решением Верховного Совета была переименована в Российскую Федерацию, президент РСФСР стал именоваться президентом Российской Федерации.

9 декабря 1992 г VII Съезд народных депутатов РФ расширил полномочия российского парламента. Было установлено, что Верховный Совет дает согласие не только на назначение президентом главы правительства, но и также и четырех ключевых министров: иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел. Тогда же парламент получил право назначать председателя Центрального банка РФ. В ст. 121-6 Основного закона, гласившую, что полномочия президента не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности избранных органов госвласти, также были внесены изменения. Согласно поправке, в случае нарушения этой статьи полномочия президента "прекращаются немедленно".

Кризис 1993 года

В 1992-1993 гг. развернулось острое противостояние между президентом РФ Борисом Ельциным и Съездом народных депутатов РФ. Глава государства стремился ликвидировать конституционные ограничения своих полномочий. Парламент, в свою очередь, выступал против проводимой президентом и его командой социально-экономической и внешней политики. Также депутаты отказывались сохранить за главой государства чрезвычайные полномочия, предоставленные ему осенью 1991 г. для проведения экономической реформы.

21 сентября 1993 г. президент РФ выпустил указ номер 1400 "О поэтапной конституционной реформе", которым был распущен Съезд народных депутатов и Советы, назначены выборы в новый парламент - Федеральное собрание. Митинги сторонников Съезда народных депутатов в течение двух недель встречали силовое противодействие органов МВД, занявших сторону президента Ельцина. 4 октября 1993 г. верные Борису Ельцину войска, после танкового обстрела, взяли штурмом здание парламента и арестовали Александра Руцкого, Руслана Хасбулатова и других руководителей оппозиции. Во время октябрьских событий погибли свыше 140 человек, несколько сотен получили ранения.

Полномочия президента РФ в Конституции 1993 года

12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту новой Конституции. В списки избирателей, по данным ЦИК, были внесены 106 млн 170 тыс. 835 человек. В голосовании приняли участие 58 млн 187 тыс. 755 (54,81%) избирателей. Из них 32 млн 937 тыс. 630 (58,43%) проголосовали за принятие Основного закона. "Против" высказались 23 млн 431 тыс. 333 (41,57%).

В Конституции РФ 1993 г. полномочия президента были значительно расширены. Основной закон исходит из главенствующего положения первого лица в системе государственных органов власти, что отражено даже в очередности глав Конституции: глава 4 "Президент Российской Федерации" предшествует главе 5 "Федеральное Собрание". Согласно ст.80 Основного закона президент получил статус "главы государства", "гаранта" Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе органов госвласти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

В Основном законе к компетенции президента относится определение российской внутренней и внешней политики. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ. Также глава государства получил право единолично принимать решение об отставке правительства (назначение премьера происходит по-прежнему с согласия парламента). Кроме того, президент представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность председателя Центробанка, Совету Федерации - кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда.

Срок пребывания первого лица у власти в 1993 г. был сокращен до четырех лет. Право быть избранными на этот пост получили граждане РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающие в стране не менее 10 лет. Согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции президент Борис Ельцин осуществлял свои полномочия до окончания своего первоначального срока, то есть до 1996 г. (в том же году был переизбран).

Изменения полномочий президента после 2000 года

31 декабря 1999 г. Борис Ельцин объявил о своей отставке и возложил исполнение обязанностей главы государства на премьер-министра РФ Владимира Путина.

Владимир Ильич Ленин
Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870–1924) — пролетарский революционер-мыслитель, продолжатель дела Маркса и Энгельса, организатор КПСС, основатель Российской Федерации и СССР, автор многочисленных трудов по вопросам теории и практики социалистической революции и построению социализма. Подробнее »

Сталин 1922–1953

Иосиф Виссарионович Сталин
Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (1879–1953) — один из руководящих деятелей КПСС, Советского государства. И. В. Сталин был участником революции 1905–1907 г.г. в Закавказье, активный участник подготовки и проведения Октябрьской революции 1917 г. С 1917 по 1922 г. он являлся наркомом по делам национальностей, с 1922 по 1934 г. — Генеральный секретарь, с 1934 г. — секретарь ЦК партии. В период Великой Отечественной войны И. В. Сталин был председателем Государственного комитета обороны, наркомом обороны, Верховным Главнокомандующим, являлся одним из организаторов антигитлеровской коалиции. Вместе с тем И. В. Сталин допускал политические ошибки, грубые нарушения законности. Культ личности И. В. Сталина был осуждён на XX съезде КПСС в 1956 г. Подробнее »

Маленков 1953–1955

Хрущев 1955–1964

Никита Сергеевич Хрущёв
Хрущёв Никита Сергеевич (1894–1970) — советский государственный и партийный деятель, член КПСС с 1918 г. Политработник гражданской и Великой Отечественной войн. С сентября 1953 г. — Первый секретарь ЦК КПСС, одновременно с 1958 по 1964 г.г. — председатель Совета Министров СССР. С деятельностью Н. С. Хрущёва связано развенчание культа личности Сталина и период «оттепели» в СССР. В 1964 г. он был освобождён от всех постов и находился на пенсии. Подробнее »

Брежнев 1964–1982

Леонид Ильич Брежнев
Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) — с 1966 по 1982 г. — Генеральный секретарь ЦК КПСС. Участник Великой Отечественной войны, где вёл политическую работу. С 1950 г. Л. И. Брежнев – первый секретарь ЦК КП Молдавии. С июня 1957 — член Президиума ЦК КПСС. С мая 1960 г. Л. И. Брежнев избран председателем Президиума Верховного Совета СССР, находился на этом посту до июня 1964, одновременно с июня 1963 — секретарь ЦК КПСС.

На октябрьском пленуме ЦК в 1964 он был избран Первым секретарём ЦК КПСС. В 1966 г. 23-й съезд КПСС восстановил должность Генерального секретаря ЦК КПСС, пленумом ЦК КПСС им был избран Леонид Ильич Брежнев. В 1977 г. вновь занял дожность председателя Президиума Верховного Совета СССР.
Правление Брежнева называют эпохой застоя. Подробнее »

Андропов 1982–1984

Юрий Владимирович Андропов
Андропов Юрий Владимирович (1914–1984) — советский государственный и партийный деятель. С 1982 по 1984 г. — Генеральный секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС.

С 1973 по 1982 год — председатель Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР с 1967, генерал армии, Герой Социалистического Труда (1974).

В 1938–40 1-й секретарь Ярославского обкома ВЛКСМ, в 1940–1944 1-й секретарь ЦК ЛКСМ Карелии. В 1944–47 2-й секретарь Петрозаводского горкома, в 1947–51 2-й секретарь ЦК КП Карелии. В 1951–53 в аппарате ЦК КПСС. В 1953–57 посол СССР в ВНР. В 1957–1967 заведующий отделом ЦК КПСС. Член ЦК КПСС с 1961. В 1962–67 секретарь ЦК КПСС. Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС в 1967–73. Депутат Верховного Совета СССР 3-го, 6–10-го созывов. В 1983–1984 — Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Подробнее »

Черненко 1984–1985

Константин Устинович Черненко
Черненко Константин Устинович (1911–1985) — советский партийный и государственный деятель, Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1984 по 1985 г., Герой Социалистического Труда (1976).

В 1941–43 секретарь Красноярского крайкома партии. В 1945–48 секретарь Пензенского обкома партии. В 1948–56 в аппарате ЦК КП Молдавии. В 1956–1960 работает в аппарате ЦК КПСС. В 1960–65 начальник Секретариата Президиума Верховного Совета СССР. С 1965 зав. отделом ЦК КПСС. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1966–71. Член ЦК КПСС с 1971. В 1976–1984 секретарь ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 7–11-го созывов. Подробнее »

Горбачев 1985–1991

Михаил Сергеевич Горбачев
Горбачёв Михаил Сергеевич (р. 1931) — с 1985 по 1991 г.г. — Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Один из инициаторов Перестройки.

С 1955 по 1966 занимается комсомольской деятельностью в Ставрополе. В 1966–1970 г.г. — Первый секретарь Ставропольского горкома, в 1970–78 — 1-й секретарь Ставропольского крайкома КПСС. В 1978 избирается секретарем ЦК КПСС. В 1979 году — кандидат в члены Политбюро, с 1980 по 1991 — член Политбюро ЦК КПСС. В марте 1990 г. на Третьем съезде народных депутатов СССР был избран Президентом СССР. 25 декабря 1991 г. после Беловежского Соглашения ушёл в отставку. Подробнее »

Руководители СССР

За время существования Советского Союза было всего восемь руководителей СССР, являющихся одними из самых известных личностей не только в Советском государстве, но и за его пределами, это: Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Георгий Маленков, Никита Хрущёв, Леонид Брежнев, Юрий Андропов, Константин Черненко, Михаил Горбачёв. После смерти создателя СССР Владимира Ленина, высшая должность в Коммунистической Партии стала фактически высшей руководящей государственной должностью в СССР. Формально высшим органом власти в СССР, начиная с 1938 года, был Верховный Совет, однако в действительности ни Президиум, ни его Председатель не имели той власти, какая была у главы коммунистической партии.

1917. Ленин Владимир Ильич

Ленин Владимир Ильич (22 апреля 1870 – 21 января 1924) – руководитель РСФСР и СССР в должности Председателя Совета народных комиссаров РСФСР и СССР. Российский революционер, создатель РСДРП(б), организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года, основатель и первый руководитель СССР. Именно Ленин провозгласил курс на свержение буржуазии и переход власти к Советам. По его инициативе в 1918 году был заключён Брестский мир с Германией. Ленин был инициатором и одним из главных организаторов политики красного террора. Ленин запустил процесс реорганизации промышленности и социальной сферы России, способствовал развитию науки.

1924. Сталин Иосиф Виссарионович

Фото Иосиф Виссарионович Сталин в рабочем кабинете

Иосиф Виссарионович Сталин
18 декабря 1878 – 5 марта 1953

Сталин Иосиф Виссарионович (18 декабря 1878 – 5 марта 1953) – руководитель СССР в 1924-1953 гг. в должности Генерального секретаря ЦК ВКП(б) (КПСС). Российский революционер, участник Гражданской войны, председатель Государственного комитета обороны в 1941-1945 гг. В конце 20-х годов взял курс на форсированную индустриализацию, коллективизацию и построение плановой экономики, что обеспечило рост национального дохода. В период правления Сталина имели место массовые политические репрессии, некоторые народы подверглись тотальной депортации. Правление Сталина ознаменовано победой в Великой Отечественной войне. В 1949 году СССР стал ядерной сверхдержавой.

1953. Маленков Георгий Максимилианович

Маленков Георгий Максимилианович (8 января 1902 – 14 января 1988) – фактический руководитель СССР в 1953-1955 гг. в должности Председателя Совета Министров СССР (возглавив КПСС 7 сентября 1953 года реальным руководителем СССР стал Н. С. Хрущёв). Будучи соратником И. В. Сталина, Маленков принимал активное участие в репрессиях 30-х годов, имел прямое отношение к следствию по “Ленинградскому” и подобным делам, однако первым заговорил о культе личности Сталина. Способствовал устранению Берии и Ежова. Выступал за борьбу с привилегиями и бюрократизмом партийного и государственного аппарата. В 1957 году предпринял попытку смещения Хрущёва, в 1961 году исключён из КПСС.

1953. Хрущёв Никита Сергеевич

1964. Брежнев Леонид Ильич

1982. Андропов Юрий Владимирович

1984. Черненко Константин Устинович

1985. Горбачёв Михаил Сергеевич

Фото Михаил Сергеевич и Раиса Максимовна Горбачёвы

Горбачёв Михаил Сергеевич
2 марта 1931

Продолжаем тему. Прочти и задумайся!

Друзья, если вам понравилась статья, фото или сайт в целом - отметьте нас в любой социальной сети:

Тема нашего проекта - история России, геополитика и транспортная безопасность. История России и геополитика представлены в краткой политической энциклопедии "МалоСлов". На её страницах кратко, в хронологическом порядке, рассказывается об основных событиях происходивших в России и СССР, о выдающихся личностях, политических деятелях и организациях. В рубрике "Геополитика" собраны понятия и выражения отражающие различные стороны отношений между странами и народами, военно-политическими союзами, идеологиями и много другой, не менее интересной, информации. Краткий формат энциклопедии призван заинтересовать читателя, вызвать интерес к мировой и отечественной истории.

картинка ведомственная охрана нашивка

Подготовка к периодической проверке - онлайн тест для работников ведомственной охраны с оружием - 244 вопроса 2021 года

Государственная Дума приняла во вторник в первом чтении поправки в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", запрещающий высшим руководителям органов исполнительной власти регионов называться президентами. Авторами инициативы выступили ряд депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

В новом положении предлагается прописать, что "наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не может содержать слова и словосочетания, составляющие основу наименования должности главы государства - президента Российской Федерации".

В остальном российские регионы вправе самостоятельно определять наименование должности своего высшего должностного лица. "Вариантами возможных наименований могут быть, например, "глава", "руководитель", "председатель правительства", - уточняется в пояснительной записке.

Законопроектом предусматривается установление переходного периода сроком на 5 лет - до 1 января 2015 года, в течение которого субъекты РФ смогут привести свое законодательство в соответствие с новыми требованиями.

В настоящее время в России приняты различные названия для должностей руководителей субъектов РФ: регионы возглавляют президенты, губернаторы, главы, что отчасти определяется статусом того или иного региона (республика, область и т.д.), историческими причинами. Вопрос об унификации названий должностей глав субъектов РФ поднимался неоднократно. Так, в начале января нынешнего года, накануне заседания Госсовета, посвященного политической системе в России, председатель Высшего совета партии "Единая Россия" и Государственной Думы Борис Грызлов выступил с предложением отказаться от этого многообразия. "Все главы субъектов Федерации должны называться одинаково, а именно - глава субъекта Федерации", - заявил он.

Новое развитие тема получила в начале августа, когда президент Чечни Рамзан Кадыров обратился в парламент республики с просьбой переименовать его должность. "В едином государстве должен быть только один президент, а в субъектах первые лица могут именоваться главами республик, главами администрации, губернаторами и так далее", - пояснил он, подчеркнув, что в стране следует прекратить "парад региональных президентов". Его поддержали коллеги: в Кабардино-Балкарии - Арсен Каноков, в Ингушетии - Юнус-Бек Евкуров, в Дагестане - Магомедсалам Магомедов, в Карачаево-Черкесии - Борис Эбзеев.

2 сентября парламент ЧР принял закон, изменивший с "президента" на "главу" название должности руководителя Чечни. В первом чтении аналогичная законодательная инициатива была принята и парламентом Ингушетии.

Но в то же время первый заместитель руководителя комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец (фракция "Единая Россия") заявил, что главы субъектов РФ могут сами в своих регионах определиться с названием своей должности.

"Все субъекты могут сами с этим разобраться, и, на мой взгляд, даже нет необходимости выносить данный вопрос на рассмотрение Госдумы", - сказал Москалец. Тем не менее, законопроект все-таки был внесен в Государственную Думу.

Президент РФ Дмитрий Медведев также считает возможным унификацию названий глав субъектов Федерации, однако убежден, что такая инициатива должна исходить из регионов. "Это сами регионы должны решить, - сказал президент в интервью телеканалу "Россия 1". - Названия могут быть разные; с другой стороны, эти названия не должны сумятицу вносить, создавать недоразумения".

Ранее депутаты приняли в первом чтении и законопроект, направленный против копирования в регионах названия "Государственная Дума". Согласно ему, будет прописано, что название регионального законодательного органа "не может содержать словосочетания, составляющие основу наименований федеральных органов государственной власти".

Читайте также: