Как интересно познакомить детей с профессиями родителей

Опубликовано: 03.05.2024

Лев Левицкий

Каждому подростку придется выбирать, куда поступать и какую приобретать профессию. Сможет ли он сделать верный выбор, если он не знаком с огромным миром профессий, в котором каждый год появляются новые специальности и направления? В этой статье мы расскажем, как знакомить подростка с профессиями и на что стоит обратить внимание.

знакомить с профессиями

Почему важно знакомить ребёнка с профессиями?

Спросите любого ребенка, кем бы он хотел стать в будущем. Мальчик ответит, что мечтает быть бизнесменом, юристом или айтишником, девочка хочет стать актрисой, певицей или какой-то другой медийной персоной. Дело не в том, что детям действительно нравятся эти профессии — они мало знакомы с другими. С детского сада мало что меняется — даже ученики старшей школы плохо представляют, какие бывают профессии. Узнать, чем на самом деле занимаются взрослые на работе, очень важно: это помогает детям быть более целеустремлёнными, научиться уважать труд и ценить своё время.

Чем больше подросток знает о мире взрослых, тем легче ему анализировать труд, который он выполняет во время учебы. Он сможет оценивать, какие предметы, области, направления ему нравятся. Это поможет выбрать специальность и вуз, опираясь на свои интересы и особенности, а не на мнение других.

Если хотите помочь ребенку определиться с профессий, обратите внимание на программу «Система Выбор» для учеников 7-10 класса! Запишитесь на бесплатную консультацию — она поможет ребенку понять свои интересы и научиться выбирать осознанно.

Когда стоит знакомить ребенка с профессиями?

Для такого знакомства нет понятия «слишком рано», но наиболее продуктивно обсуждение профессий проходит, начиная с подросткового возраста. Для начала с подростком можно поговорить о том, чем занимаются члены его семьи, как проходит их рабочий день, в чем заключаются их обязанности, как выглядит результат их труда.

Еще с ребенком важно говорить о тех профессиях, которые он не может увидеть в реальной жизни: технологи, инженеры, химики. Часто подростки формируют мнение об этих профессиях, опираясь на фильмы, книги и игры, что не всегда близко к реальности. Расскажите, где обычно работают эти люди, какую одежду они должны носить, чем занимаются, какими навыками и знаниями обладают, сколько денег зарабатывают. Обсудите, какую пользу приносят эти профессии, например: «В твоем смартфоне работает процессор, его придумали инженеры, без их труда он бы не появился».

От теории к практике

Как познакомить ребёнка с профессиями, чтобы это было ему интересно? Большинство подростков с удовольствием слушают рассказы о профессиях, проиллюстрированные примерами, но практика всегда лучше теории. Мы предлагаем знакомить ребенка с профессиями так, чтобы он не только воспринял информацию, но и прочувствовал ее на собственном опыте.

Посетите «город профессий»

Если вы живёте в крупном городе, наверняка вы сможете найти такой учебный центр — место, где подростков знакомят с самыми разными профессиями. Ребенок побывает в различных социальных ролях и сможет понять, чем ему интересно заниматься. Еще подросткам можно предложить мастер-класс или интервью с представителем интересной ему профессии. Многие компании, заинтересованные в стажёрах, проводят такие встречи.

Экскурсии на предприятия

Многие заводы и предприятия проводят такие экскурсии. Это не только полезно, но и весело — можно посмотреть, как производится любимое мороженое и попробовать его прямо на заводе. Для подростков будут интересны бизнес-центры и кластеры инновационных технологий, например, «Москва-Сити» и «Сколково».

VR-центры

Очки виртуальной реальности позволят ребёнку попробовать абсолютно любую профессию, от машиниста электропоезда до модельера. Такое мероприятие будет интересно детям любого возраста.

Профессии будущего, на которые стоит обратить внимание

Мы собрали 12 профессий из четырёх сфер, которые будут востребованы, когда ваши дети будут выпускаться из школы. Если вы боитесь перемен на рынке труда, внимательно изучите специальности из этого списка!

Точные науки

  • Инженер-робототехник — специалист, который занимается разработкой роботов, которые помогут человеку в сельском хозяйстве, медицине и других важных отраслях.
  • Специалист по data science — программист, который разрабатывает информационных систем. Уже сейчас эти профессионалы нужны на рынке! В этой статье вы найдете еще несколько профессий в IT, которые будут наиболее перспективными в ближайшие годы.
  • Оператор роботехнических комплексов — сотрудник предприятия, ответственный за правильное функционирование роботов и оборудования в целом

Естественные науки

  • Урбанист-эколог — профессионал, призванный сделать город более комфортным и менее вредным для окружающей среды. Создание «зелёных» зон, разработка систем переработки вторсырья, уменьшение вредных для экологии выбросов — обязанности этого специалиста.
  • Нанотехнолог — профессия находится на стыке естественных и точных наук. Нанотехнологи занимаются разработкой материалов с помощью инновационных технологий.
  • Биофармаколог — специалист, который разрабатывает лекарства с помощью методов генной инженерии. Модернизированные виды полезных бактерий заменят синтетические вещества в лекарстве.

Гуманитарные и социальные науки

  • Компьютерный лингвист обучает машины человеческому языку, создаёт автоматические переводчики. Профессия требует знания лингвистики, филологии и программирования.
  • Разработчик пользовательского интерфейса делает внешний вд сайта удобным для пользователя. Вы видели страшные сайты с кучей разделов и подразделов? Их создали дотошные программисты, который ориентировались на оптимизацию, а не на удобство. Гуманитарий сделает пользовательский интерфейс более комфортным.
  • Менеджер краудинвестиционных платформ — специалист, который оценивает перспективность новых стартапов. Еще он продвигает их на краудфандинговых платформах, уже популярных в мире и набирающих популярность в России.

Хотите помочь подростку выбрать профессию? Запишитесь на программу профориентации «Система Выбор». Она поможет ребёнку открыть интересы и способности, познакомиться с миром профессий через занятия с коучем и интервью со специалистами.

Тарасова Марина Юрьевна

Проект представляет работу по ранней профориентации в детском саду. Особенности работы в условиях сельского детского сада.

ВложениеРазмер
proekt_rebenok_v_mire_professiy_znakomstvo_s_professiyami_roditeley.docx 37.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Воскресенский детский сад

Работа по ранней профориентации дошкольников в свете ФГОС

«Ребенок в мире профессий»

(знакомство с профессиями родителей)

воспитатель старшей группы

Тарасова Марина Юрьевна

с. Воскресенское 2017г

  1. Введение 3-4 стр.
  2. Актуальность темы проекта 5 стр.

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект « Ребёнок в мире профессий».

Слайд 1. Проект по профориентации дошкольников «Ребёнок в мире профессий» (знакомство с профессиями родителей) .

Слайд 2. Актуальность. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации» .

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей . В этом случае углубленное изучение профессий через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда . Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий , требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Поэтому и возникла идея создания данного проекта . Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей . Знакомство детей с профессиями , их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированной с учетом ФГОС ДО.

Слайд 3. Цель : Определение значимости профессий для ознакомления с ними. Расширение и обобщение представлений детей о профессиях , орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей ; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи : Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека .

• Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей , выявить свои стремления, желания и наклонности.

• Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.

• Развивать коммуникативные способности . Обогащать словарный запас детей.

• Расширять кругозор и познавательный интерес детей.

• Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий .

Вид проекта: познавательный, информационный, творческий

Участники проекта: воспитатель, дошкольники, родители (законные представители)

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь-май)

Место проведения: МКДОУ Воскресенский детский сад

Слайд 6. Гипотеза проекта

Дошкольники смогут узнавать и называть профессии и место работы родителей, владеть обобщающим понятием «профессия», задуматься о том, кем они будут, когда вырастут, научатся ценить труд.

Слайд 7. Планируемый результат

- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

- понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).

- сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;

- пополнение лексики воспитанников;

умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

- успешное взаимодействие со своими детьми;

повышение психолого-педагогических компетенций.

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Слайд 8. Условия реализации проекта

  • Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
  • Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.
  • Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

Слайд 9. Этапы проекта

1 этап (организационный): выявление проблемы, определение перечня профессий родителей для ознакомления с ними детей, проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими предприятиями и организациями.

2 этап (практический): реализация тематического плана через посещение предприятий и организаций, организацию совместной и самостоятельной деятельности, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации.

3 этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

Слайд 10. Методы сбора информации

  1. Анализ современных образовательных программ ДОО
  2. Обследование предметно-пространственной среды
  3. Беседы с детьми
  4. Анкетирование родителей
  5. Анализ планирования
  6. Наблюдение за играми

Слайд 11. «Хочу знать, кем работают мои родители?» (выбор профессий для ознакомления) Модель (метод) трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Откуда можно узнать?

Профессий много есть на свете

Это знают даже дети.

И профессий нет не важных –

Вам об этом скажет каждый

  • Мастер плетения из лозы
  • Доярка
  • Птичница
  • Тракторист, комбайнер
  • Повар

1 этап – организационный

Пополнение предметно-развивающей среды в соответствии с решаемыми задачами проекта

Создание и подбор презентаций

Подбор художественной литературы и фотоматериалов

Беседы с родителями (законными представителями)

Налаживание контактов с ближайшими предприятиями и организациями (швейный цех, крестьянское хозяйство «Лоза», совхоз «Панинский», фермерское хозяйство д. Дубакино)

Слайд 14. Этап 2 - практический

План выполнения проекта (интеграция образовательных областей)

Рассматривание открыток, иллюстраций по профессиям (повар, птичница, доярка, тракторист, мастер плетения из лозы).

Рассказы о разных профессиях.

Экскурсии с детьми по профильной ориентации.

Знакомство с профессиями родителей.

Встречи с интересными людьми.

Чтение художественной литературы:

Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа», В. Маяковский «Кем быть?» и другие.

Беседы на тему «Какие профессии дети вы знаете?», «Кем работает мама, папа?», «Происхождение профессий», «Кем бы ты хотел стать когда вырастешь?».

Изо. деятельность (на темы «На ферме», «Кем работают мои родители»); прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным произведениям.

Конкурсы, подвижные игры (« Изобрази профессию» и т.д.)

Физкультурные занятия («Все профессии нужны, все профессии важны» и др.)

(Сюжетно-ролевые игры «Кухня», «Магазин», «Ферма» и др.)

Работа с родителями

Встречи с интересными людьми, рассказы родителей о своих профессиях

Слайд 15 Экскурсии и наблюдения

В процессе реализации проекта был организован целый ряд экскурсий.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас ,кормление и доение скота)

Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты .

Слайд 16 Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. В игре дети отражают труд взрослых.

Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

Игры, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей.

Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых являются:

  • сюжетно – ролевая игра.
  • театрализованная игра – игра , в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.
  • дидактическая игра.

Дидактическая игра – игра обучающая.

Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.

Слайд 17 ,18 Алгоритм ознакомления с профессиями

Слайды 19,20,21,22,23,24 – знакомство с профессиями (фото)

Слайды 25,26,27 – – знакомство с профессиями в игре (фото)

Слайд 28 - Итог работы. Вывод

Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей. Думаю, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

Слайд 29 Рекомендации по ознакомлению детей с профессиями

Нужно рассказывать детям о профессии родителей. Постараться объяснять суть их труда, его важность для других людей. Рассказывать, что людям нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они познакомятся с различным инструментами и приспособлениями, понять кто и что делает на работе. Экскурсии познакомят детей с трудом взрослых. Они обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться.

Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопиться не стоит. Но это заблуждение. Многие придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в дошкольном детстве. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни.

Много внимания необходимо уделять знакомству с профессиями в детском саду и продолжать в школе. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей.

Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находит дело по душе.

Слайд 30 Ресурсное обеспечение

Алешина Н.В. Ознакомление Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)

Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.

Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.

Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.

Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3е изд., исправ.и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.

Петрова В.И., Стульник Т.Д Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М. Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.

Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.- М.: Сфера, 2005 – 64 с.

Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева: Учитель, 2011.- 202 с.

Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя)

Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012, 207с.

Шорыгина Т.А .Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.

18.Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013

19.Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013. № 9

20.Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

21.Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010

22.Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013

23.Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013

24.Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3

25.Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014

26.Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014 дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.

Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.

Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013. – 104 С.

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде,обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор детей среднего дошкольного возраста о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Профессии моих родителей».

Актуальность проекта:

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». Вопрос выбора профессии поднимается уже в начальной школе. Поэтому и в дошкольный период стоит знакомить детей с различными профессиями, тем самым мы обращаем внимание воспитанников и на уважение личности родителей, педагогов, на историю семьи, города и страны, что обеспечивает дальнейшее вхождение ребнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.

Из беседы с дошкольниками стало понятно, что они имеют поверхностные представления о профессиях, поэтому решили начать знакомство детей с профессиями родителей.

Паспорт проекта

Цель Расширять и обобщать представление детей о различных профессиях взрослых, орудиях труда, трудовых действиях.

Формировать у детей среднего дошкольного возраста трудовые навыки.

Обеспечить начальную профориентацию детей.

Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Гипотеза Дошкольники смогут узнавать и называть профессии и место работы родителей, владеть обобщающим понятием «профессия», задуматься о том, кем они будут, когда вырастут, научатся ценить труд.

Задачи 1. Расширить представление детей о разных видах труда взрослых.

2. Познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий.

3. Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.

4. Развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память.

5. Закрепить умение составлять небольшие рассказы.

6. Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Ожидаемые результаты Для детей:

- наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

- обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

- понимание детьми значения слово «профессия», проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей).

- сформированность знаний о некоторых профессиях родителей, их назначении, особенностях;

- пополнение лексики воспитанников;

- умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей:

- успешное взаимодействие со своими детьми;

-повышение психолого-педагогических компетенций.

- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;

- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

Вид проекта Краткосрочный, практико- ориентированный проект

реализации 1 сентября 2019 г. - 31 декабря 2019 г.

Материально- технические ресурсы Развивающая среда, природное окружение, дидактические игрушки, настольно печатные игры, познавательная литература, мультимедийное оборудование, плазменная панель, ноутбук, видеомагнитофон, фотоаппарат.

Методическое обеспечение 1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва.

2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2017.- 352 с.

3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Конспект занятий/ Н. В. Алешина. - М. : УЦ. Перспектива, 2008.- 124 с.

4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. -Балашов. : «Николаев», 2004.

5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В. Потапова –М. : ТЦ Сфера, 2008.

6. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? / Т. А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011.

Методическое сопровождение Сбор информации о различных профессиях

Подборка иллюстраций о различных профессиях

Подбор художественной литературы о профессиях

Подборка стихотворений, загадок, пальчиковой гимнастики по теме «Профессии»

Беседы о профессиях

Консультационный материал для родителей.

Сотрудничество с родителями 1. Беседы.

2. Сбор интересной информации о различных профессиях.

3. Консультация для родителей «Как сформировать положительное отношение к труду у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями», «Знакомим детей с профессиями», «Знакомим ребенка с профессиями».

4. Привлечение родителей к созданию презентаций «Профессии моих родителей».

5. Мастер- классы от родителей.

Продукт проектной деятельности 1. Альбом «Профессии моих родителей» и «Профессии в картинках»;

2. Сборник загадок о профессиях;

3. Сборник пальчиковых игр о профессиях;

4. Лепбук «Профессии»;

6. Творческие работы, выполненные в процессе ООД;

7. Музыкальная подборка про теме проекта (песни о представителях разных профессий).

Способы вовлечения детей в проект Экскурсии;

Игры: подвижные, дидактические, малоподвижные;

Чтение художественной литературы;

Возраст детей Дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет группы «Радуга»

Участники Педагоги, родители, воспитанники

Разработчики Мишакова Ирина Аркадьевна, воспитатель 1 квалификационной категории

Этапы проекта:

3. Содержательно- практический;

1 этап - Подготовительный.

Информировать родителей о проекте;

Разработать методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с профессиями;

Подобрать иллюстрации, презентации о профессиях;

Разработать планы бесед с детьми;

Подготовить цикл познавательных занятий;

Организовать экскурсии на места работы родителей;

Поручить родителям подготовить сообщения по своей профессии.

2 этап – Организационный.

Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет

направлен проект,используя модель трех вопросов:

1. Зачем нужно трудиться? Кем работают родители, что ты знаешь об их профессиях? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

2. Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?

3. Где мы можем это узнать? Как нам рассказать всем о том, что мы узнаем?

Совместное обсуждение с детьми этапов работы над проектом.

3 этап - Содержательно- практический.

Виды детской деятельности Мероприятия

Здоровье и физическое развитие Тематические физкультминутки

П/и «Пожарные на учениях», «Космонавты», игры-эстафеты

Соблюдение режима труда (работа и отдых)

Безопасность Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде

У людей разных профессий свои правила безопасности

Познание Презентации «Все работы хороши», «Дело мастера боится», «Профессии».

Рассматривание репродукций, иллюстраций на тему «Профессии»

Серия бесед: «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», о профессиях родителей и родственников,местах их работы Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек» и т. д.

Взаимодействие с родителями - встречи с интересным человеком

Сюжетные игры «Магазин», «Строители», «Больница», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Ателье»

Игровая ситуация: «Кем я стану?»

Коммуникация Составление рассказов о профессии родителей

Разучивание стихов о различных профессиях

Отгадывание загадок на тему «Профессии»

Рассказы детей из личного опыта

Выступления детей с сообщением о профессии родителей

Труд Хозяйственно - бытовой труд в группе участие в субботнике (труд в природе)

Художественная литература Пословицы и поговорки о труде

Стихи и загадки о профессиях

Чтение стихов и рассказов о профессиях В. Маяковский «Кем быть?». С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные», С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа - милиционер». В Лифшиц «И мы трудиться будем», Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»

Музыка Музыкальная игра «Если весело живется, делай так»

Прослушивание песен о профессиях

Художественно-творческая деятельность Выставка рисунков «Кем я буду»

Изготовление атрибутов для игр: «Почта», «Магазин», «Аптека»

Раскрашивание раскрасок - профессии Рисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретов Лепка - овощи и фрукты, кондитерские изделия

Игровая деятельность Настольные игры - «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии», Пазлы «Профессии», лото, домино, разрезные картинки….

Дидактические игры «Подскажи словечко», «Кто больше расскажет о профессии». «Угадайте, что я делаю», «Что кому». «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?», «Кому что надо», «Что случилось, если бы не работал …», «Где мы были не скажем, что делали покажем».

4 этап – Итоговый.

1. Оформления альбома «Профессии родителей»;

2. Систематизация накопленной информации- презентации, дидактические игры, пословицы, загадки и т. д.

3. Оформление отчета по проекту- фото и видео материала.

Результаты проекта:

1. Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта;

2. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта;

3. У дошкольников появился интерес к данной теме;

4. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых;

5. Дошкольники знают и называют большое количество профессий, могут составить описательный рассказ о профессии;

6. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны, в свободной деятельности широко используют атрибуты разных профессий;

7. У родителей появился интерес к образовательному процессу, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы;

8. У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы;

9. Оформлены альбом «Профессии наших родителей», фотозона «Мамины профессии».

Перспективы дальнейшего развития проекта

В перспективе планируется продолжать инициировать детей к ознакомлению с другими профессиями через использование технологии проектирования и через взаимодействие с социальными партнёрами.

Таким образом, проектнаядеятельность в образовательном процессе:

• способствует сплочению детского коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.

• даёт педагогам возможность саморазвития и самовыражения, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста – от проекта к проекту.

Фотоотчет «Знакомство с музыкальными профессиями»
Фотоотчет «Знакомство с музыкальными профессиями» При упоминании о знакомстве детей с профессиями сразу представляется набор картинок. Нам захотелось знакомство с профессиями представить.

Конспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗ
Конспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование целостной картины мира Педагогическая цель: расширять представления детей.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными профессиями»
Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными профессиями» Задачи: 1. Формировать у детей систему опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающую дальнейшее полномасштабное.

Конспект НОД «Знакомство с мужскими профессиями»
Конспект НОД «Знакомство с мужскими профессиями» Цель. Формировать у детей целостные представления о профессиях. Задачи. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных.

Фотоотчет об участии в мероприятии «Лабиринт профессий. Знакомство старшеклассников с профессиями»
Фотоотчет об участии в мероприятии «Лабиринт профессий. Знакомство старшеклассников с профессиями» 23 марта 2018 года в нашем «Культурно-досуговом центре «Колос» в библиотеке прошло мероприятие «Лабиринт профессий», на котором происходило.

Презентация «Знакомство с профессиями». Часть 2
Презентация «Знакомство с профессиями». Часть 2 Знакомимся с профессиями: автослесарь, адвокат, дизайнер, испытатель, композитор, плотник, токарь, шахтёр, электрик, часовщик. В старшем.

Проект «Знакомство с книгой» (фотоотчет)
Проект «Знакомство с книгой» (фотоотчет) Цель: повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов,.

Проект «Знакомство с профессией врача»
Проект «Знакомство с профессией врача» Тема проекта: «Знакомство с профессией Врача и Медсестры». Автор: воспитатель I категории Мартынова Елена Анатольевна Участники проекта:.

Проект «Знакомство с профессиями»
Проект «Знакомство с профессиями» Проект: “Знакомство с профессиями”Авторы проекта: воспитатели Ракитина. И. И., Потанина А. А. Продолжительность проекта: краткосрочный. Тип.

Знакомство с профессиями (фоторепортаж)
Знакомство с профессиями (фоторепортаж) Мы с ребятами проходили тему "Профессии".В логопедическом уголке появились фигурки людей разных профессий,загадки,книжка с картинками и.


Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Каждый день ребенок окружен десятком людей, которые выполняют свои профессиональные обязанности – врачи, продавцы, водители, воспитатели, официанты и знакомясь с той или иной профессиональной деятельностью, малыш открывает для себя много нового, расширяет свой кругозор, входит в социум. Нередко от малыша можно услышать: «Когда вырасту, буду врачом!» или «Хочу, как папа, быть водителем!» Видя заинтересованность сына или дочери какой-либо профессиональной сферой, используйте этот момент для ненавязчивого знакомства малыша с ее особенностями.

Как утверждают специалисты – выбор человеком в пользу той или иной специальности чаще происходит именно в дошкольном возрасте. Поэтому так важно донести до малыша информацию о профессиях интересно, многогранно и без проявления негативного отношения.

Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они реализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребенок больше всего.

Знакомство с профессиями нужно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в детях. Огромное значение в их воспитании имеет знакомство с трудом взрослого человека.

Вот несколько действенных советов по ознакомлению детей с разного рода профессиональной деятельностью.

Наблюдайте за трудом взрослых во время прогулок. Гуляя с малышом, либо направляясь в детский сад, к врачу, в магазин, по другим маршрутам, обращайте внимание на тех, кто в это время работает – дворник, продавец, водитель, строитель, воспитатель, врач и др. Поговорите с ребенком о том, что делает конкретно каждый из специалистов, и, что к их труду нужно относиться с уважением.

Например, учите ребенка бросать мусор только в урну. Расскажите ему, что рано утром дворники подметают улицы, чтобы город был чистым, и всем было бы приятно гулять в нем. В магазине обратите внимание на то, что товар был привезен на больших машинах рано утром, потом его выгрузили грузчики, а продавцы аккуратно составили все на полках.

Расскажите своему ребенку о своей работе – чем вы занимаетесь, что у вас получается особенно хорошо, чего хотели бы еще достичь. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди, или папа – работает пожарным. Пусть расскажет сыну или дочери о том, как получает сообщение о вызове на тушение пожара, за что он отвечает в команде, как он и его коллеги действуют, добравшись до места назначения, какие бывают сложные случаи. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу. Покажите грамоты и награды, которые вы получили. Не стоит насаждать ребенку свое мнение по поводу привлекательности одной профессии над другой. Это создает пренебрежительное отношение к людям данных профессий. Ведь кому-то, например, и пол мыть нужно, и мусор возить.

Поговорив с малышом о существующих профессиях, предложите нарисовать кого-то из специалистов, например, врача. Во время рисования составьте рассказ о работе доктора, можно прочитать стихотворения о профессиях, еще раз проговорить насколько они все важны.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Обязательно поиграйте с малышом на тему разных профессий. Дайте возможность побывать ему в качестве повара, врача, полицейского, учителя и т.д. Это лучшая возможность для ребенка познать профессию изнутри, узнать интересные нюансы, попробовать принимать ответственные решения. Вы увидите, как ваш ребенок буквально повзрослеет на глазах.

Нарисуйте различные предметы, форму, символику, имеющие отношение к той или иной профессии, предложите малышу угадать, кому именно они принадлежат. Можно в продолжение игры загадать загадки на тему «профессии». Дети с удовольствием участвуют в подобных заданиях. Поиграйте с ребенком в настольно-печатные игры связанные с профессиями. Для более старших детей подойдут карточки, игры в лото, в доктора, в магазин. Помимо всего этого рисуйте или раскрашивайте вместе представителей разных профессий, их инструменты, одежду. Обсуждайте, кто и что делает, выслушивайте мнение ребенка о том, хочет ли он этим заниматься или нет.

Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг.

Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский – «Кем быть?» А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа». Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер». С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др. Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик.

Изучая вместе с ребенком разные профессии, не забывайте закреплять полученные знания, повторяя информацию в легкой, занимательной форме. И помните, что одна из важных задач – не только формирование понимания у малыша важности каждой профессии, но уважения к труду окружающих людей, которые вкладывают много сил и стараний в свою работу, по-настоящему любят свое дело.

Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они самореализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребенок больше всего. Знакомство детей с профессиями можно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в подрастающем поколении. Огромное значение в воспитании детей имеет знакомство с трудом взрослого человека. Рассказы детям о профессияхрасширяют их кругозор, у них проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.

Как рассказать детям о профессиях.

Например, во время прогулки учите ребенка бросать мусор только в урну. Расскажите ему, что рано утром дворники подметают улицы, чтобы город был чистым, и всем было бы приятно гулять в нем. В магазине обратите внимание на то, что товар был привезен на больших машинах рано утром, потом его выгрузили грузчики, а продавцы аккуратно составили все на полках и т. д.

Нужно рассказать детям о профессии родителей. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу. Покажите грамоты и награды, которые вы получили. Не стоит насаждать ребенку свое мнение по поводу привлекательности одной профессии над другой. Это создает пренебрежительное отношение к людям данных профессий. Ведь кому-то, например, и пол мыть нужно, и мусор возить.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они могут познакомиться с различным инструментами и приспособлениями, понять кто и что делает на работе.

Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопиться не стоит. Но это заблуждение. Многие специалисты придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в раннем детстве, а точнее в возрасте до трех лет. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни.

Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг, рассказать им интересные истории из жизни или фильмов. Для более старших детей подойдут карточки, игры в лото, в доктора, в магазин. Помимо всего этого рисуйте или раскрашивайте вместе представителей разных профессий, их инструменты, одежду. Обсуждайте, кто и что делает, выслушивайте мнение ребенка о том, хочет ли он этим заниматься или нет.

Много внимания уделяется знакомству с профессиями в детском саду и школе. В детском саду обычно есть игровые модули: кухни, магазины, парикмахерские и т. д. Проводятся экскурсии, которые знакомят с трудом взрослых. Дети обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться. В школе проводят уроки по профориентации учеников, на которые приходят люди разных профессий, а для старшеклассников проводят тесты на определение типа личности. Уже в детском саду хорошо собирать чаще деток вместе с родителями. Это совместные мероприятия, посещение родителями разных мероприятий. Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают, кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей. Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находить дело по душе. И наша задача, а также родителей правильно, но не навязчиво помочь ребенку правильно выбрать профессию по душе.

Вообще можно сказать, что знакомство детей с профессиями очень важно именно в достаточно юном возрасте, так как это помогает успешной социализации личности, найти свое место в обществе.

В каждой семье по-разному подходят к обучающему моменту. Родители решают для себя сами, когда и в каком объеме малыш готов получать знания. Как познакомить ребенка с окружающим растительным и животным миром, в какое время стоит начинать учить малыша чтению или письму и когда рассказать о профессиях. Последнее чрезвычайно важно для самосознания ребенка, для правильного формирования отношения к собственному труду и работе других людей, определения их роли в человеческой жизни. Переходя от одного обучающего момента к другому – ребенок развивается. Когда ребенка знакомить с профессиями? Начинать рассказывать некоторые отличия одной профессии от другой можно уже с полутора-двухлетнего возраста малыша. Но, преследуя благие намерения обучить ребенка существующим во взрослом мире работам, необходимо не забывать о том, что малышам многие вещи осмыслить еще тяжело. Особенно то, что они никогда не видели, или, о чем совершенно не имеют представления. Потому первыми в списке будут профессии, с представителями которых дети встречаются достаточно часто – продавцы, водители общественного транспорта, дворники, врачи, полицейские, пожарные. Когда ребенок уже имеет некое представление о машинах, механизмах, инструментах и рабочем инвентаре, можно постепенно вводить понятия других профессий. С 3-4 лет дети уже немного должны знать о том, где и кем работают члены семьи – мама, папа, бабушка; в чем заключается их работа, чем ценна. С возрастом информация должна дополняться. Как же познакомить ребенка с профессиями? Походы на рабочие места и экскурсии. Чтобы рассказать малышу о таких профессиях как продавец, повар или строитель, можно сходить в продуктовый магазин, в столовую, подойти к возводящемуся или ремонтируемому зданию и на наглядных примерах описать принципы работы и используемые инструменты. Например, продавец взвешивает и упаковывает фрукты, а затем за плату отдает их покупателю и т. д. Познакомить ребенка с пожарными, библиотекарем, работниками музеев и т. д. можно, совершив экскурсию на их рабочее место в рамках сетевого взаимодействия с предприятиями города.

Чтение книг

Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?», В. Маяковский – «Кем быть?», А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа». Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер». С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др. Читая произведение и показывая иллюстрации, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик. Кроме стихов, можно использовать стихи и загадки о профессиях, рассказы.

Ролевые игры

Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребенком, или, когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера. Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту. В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток, специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения, так и купленные тематические наборы (игрушка кухня, набор доктора или пожарная машина). Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребенка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.

Мультфильмы и специальные видеоролики

Следующий вариант знакомства с профессиями подойдет для спокойных и усидчивых малышей. Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессияхрассчитаны на ребят определенного возраста. Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника. Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий. Дидактический материал: детям о профессиях Производители детской продукции предлагают в помощь родителям и воспитателям детских садиков разнообразные карточки и плакаты с изображением представителей разных профессий в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина – танцует, кассир – выбивает чек. Рассматривая изображения вместе с ребенком, взрослые могут задавать наводящие вопросы, обсуждать внешний вид работника и нарисованные аксессуары.

Как следует знакомить ребенка с профессиями

Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители, аниматоры в развивающих центрах или воспитатели в детском садике есть некий план (схема, что за чем следует делать:

1. Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.

2. Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.

3. В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомитьребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.

4. Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.

5. Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.

6. Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.

7. В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.

Читайте также: