Как классифицируются должности в органах внутренних дел российской федерации

Опубликовано: 02.10.2024

В соответствии с пунктом 2 части 4 и частью 7 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <*> приказываю:

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020.

1. Квалификационные требования к стажу службы в органах внутренних дел Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, замещающих должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1).

2. Квалификационные требования к уровню физической подготовки в отношении отдельных должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2).

к приказу МВД России

от 18.05.2012 N 521

К СТАЖУ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ СТАЖУ (ОПЫТУ) РАБОТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ,

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ И НАВЫКАМ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ

РЯДОВОГО СОСТАВА, МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО

НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Должности старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (руководители (начальники))

1. Стаж службы в органах внутренних дел Российской Федерации <*> или стаж (опыт) работы по специальности: наличие стажа службы в органах внутренних дел не менее 4 лет или стажа (опыта) работы по специальности не менее 5 лет.

<*> Далее - "органы внутренних дел".

2. Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; структуры и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований; законодательства о службе в органах внутренних дел, государственной гражданской службе Российской Федерации; служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа или подразделения; порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; форм и методов работы с применением компьютерной техники; правил и норм охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), техники безопасности и противопожарной защиты.

3. Профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы или подразделения; эффективного руководства подразделениями и подчиненными должностными лицами; постановки задач и организации их выполнения; оперативного принятия и реализации управленческих решений; контроля за исполнением поручений; подбора и расстановки кадров; своевременного выявления и разрешения ситуаций, приводящих к конфликту интересов; анализа, прогнозирования и планирования работы; ведения деловых переговоров и публичного выступления; стимулирования достижения результатов; взаимодействия с представителями органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций; подготовки проектов нормативных правовых актов и служебных документов; пользования компьютерной техникой; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <*>.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, ст. 3881; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, ст. 7020; ст. 7067; N 50, ст. 7352.

II. Иные должности старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации

4. Стаж службы в органах внутренних дел или стаж (опыт) работы по специальности: наличие стажа службы в органах внутренних дел не менее 3 лет или стажа (опыта) работы по специальности не менее 4 лет.

5. Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; структуры и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований; законодательства о службе в органах внутренних дел, государственной гражданской службе Российской Федерации; основ делопроизводства; служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа или подразделения; порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; форм и методов работы с применением компьютерной техники и оргтехники; правил и норм охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), техники безопасности и противопожарной защиты.

6. Профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы или подразделения; оперативного и качественного исполнения поручений; анализа, прогнозирования и планирования работы; взаимодействия с представителями органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций; подготовки проектов нормативных правовых актов и служебных документов; пользования компьютерной техникой и оргтехникой; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О полиции"; исполнительской дисциплины.

III. Должности среднего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (руководители (начальники))

7. Стаж службы в органах внутренних дел или стаж (опыт) работы по специальности: наличие стажа службы в органах внутренних дел не менее 2 лет или стажа (опыта) работы по специальности не менее 3 лет.

8. Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; законодательства о службе в органах внутренних дел, государственной гражданской службе Российской Федерации; служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа или подразделения; порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; форм и методов работы с применением компьютерной техники; правил и норм охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), техники безопасности и противопожарной защиты.

9. Профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы или подразделения; эффективного руководства подразделениями и подчиненными должностными лицами; постановки задач и организации их выполнения; оперативного принятия и реализации управленческих решений; контроля за исполнением поручений; подбора и расстановки кадров; своевременного выявления и разрешения ситуаций, приводящих к конфликту интересов; анализа, прогнозирования и планирования работы; стимулирования достижения результатов; взаимодействия с представителями органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций; подготовки служебных документов; пользования компьютерной техникой; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О полиции".

IV. Иные должности среднего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации

10. Без предъявления требований к стажу службы в органах внутренних дел и стажу (опыту) работы по специальности.

11. Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; законодательства о службе в органах внутренних дел, государственной гражданской службе Российской Федерации; основ делопроизводства; служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа или подразделения; порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; форм и методов работы с применением компьютерной техники и оргтехники; правил и норм охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), техники безопасности и противопожарной защиты.

12. Профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы или подразделения; оперативного и качественного исполнения поручений; планирования работы; взаимодействия с представителями органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций; подготовки служебных документов; пользования компьютерной техникой и оргтехникой; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О полиции"; исполнительской дисциплины.

V. Должности младшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации

13. Без предъявления требований к стажу службы в органах внутренних дел и стажу (опыту) работы по специальности.

14. Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; законодательства о службе в органах внутренних дел, государственной гражданской службе Российской Федерации; основ делопроизводства; служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа или подразделения; порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; форм и методов работы с применением компьютерной техники и оргтехники; правил и норм охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), техники безопасности и противопожарной защиты.

15. Профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы или подразделения; оперативного и качественного исполнения поручений; планирования работы; подготовки служебных документов; пользования компьютерной техникой и оргтехникой; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О полиции"; исполнительской дисциплины.

VI. Должности рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации

16. Без предъявления требований к стажу службы в органах внутренних дел и стажу (опыту) работы по специальности.

17. Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; законодательства о службе в органах внутренних дел, государственной гражданской службе Российской Федерации; служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа или подразделения; порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; правил и норм охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), техники безопасности и противопожарной защиты.

18. Профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы или подразделения; оперативного и качественного исполнения поручений; планирования работы; подготовки служебных документов; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О полиции"; исполнительской дисциплины.

к приказу МВД России

от 18.05.2012 N 521

К УРОВНЮ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ

ДОЛЖНОСТЕЙ РЯДОВОГО СОСТАВА, МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО

НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

I. Должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в подразделениях уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, по контролю за оборотом наркотиков (за исключением отрядов специального назначения), по борьбе с преступными посягательствами на грузы, собственной безопасности, по противодействию экстремизму, участковых уполномоченных полиции, по обеспечению безопасности дорожного движения, патрульно-постовой службы, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (за исключением отделов (отделений, групп) физической защиты)

от 16 декабря 2016 года N 848

(с изменениями на 2 сентября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом МВД России от 20 декабря 2017 года N 945 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.01.2018, N 0001201801150012);

приказом МВД России от 2 ноября 2018 года N 736 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2018, N 0001201811280024);

приказом МВД России от 11 декабря 2019 года N 925 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.01.2020, N 0001202001270012);

приказом МВД России от 2 сентября 2020 года N 606 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2020, N 0001202010060044).

Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6228; 2011, N 48, ст.6730; 2012, N 50, ст.6954; N 53, ст.7605; 2014, N 52, ст.7542; 2015, N 48, ст.6720; 2016, N 27, ст.4169.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст.2542.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1670.

1. Утвердить Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (приложение N 1).

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, ознакомить сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, замещающих должности, указанные в прилагаемом Перечне, с настоящим приказом.

3. Признать утратившими силу нормативные правовые акты МВД России и отдельное предписание нормативного правового акта МВД России согласно Перечню (приложение N 2).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.Колокольцев

в Министерстве юстиции

19 января 2017 года,

регистрационный N 45298

Приложение N 1
к приказу МВД России
от 16 декабря 2016 года N 848

Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

(с изменениями на 2 сентября 2020 года)

I. Должности, замещаемые сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации

1. Должности всех наименований аппарата Министра внутренних дел Российской Федерации и аппаратов заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации.

За исключением должностей высшего начальствующего состава, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации.

2. Начальники (командиры), заместители начальников (командиров) структурных подразделений в составе подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации (за исключением должностей младшего начальствующего состава).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 января 2018 года приказом МВД России от 20 декабря 2017 года N 945; в редакции, введенной в действие с 17 октября 2020 года приказом МВД России от 2 сентября 2020 года N 606. - См. предыдущую редакцию)

Под структурными подразделениями в настоящем Перечне понимаются как самостоятельные подразделения, так и входящие подразделения (структурные элементы самостоятельных подразделений).

Далее - "органы внутренних дел".

3. Помощники (всех наименований) руководителей (начальников) территориальных органов МВД России, строевых подразделений полиции территориальных органов МВД России, органов предварительного следствия, образовательных организаций системы МВД России.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 января 2018 года приказом МВД России от 20 декабря 2017 года N 945. - См. предыдущую редакцию)

4. Следователи всех наименований.

5. Дознаватели всех наименований.

6. Оперуполномоченные всех наименований.

6_1. Инспекторы по розыску всех наименований.

(Пункт дополнительно включен с 7 февраля 2020 года приказом МВД России от 11 декабря 2019 года N 925)

7. Участковые уполномоченные полиции всех наименований.

7_1. Инспекторы всех наименований подразделений по делам несовершеннолетних, в том числе подразделений для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

(Пункт дополнительно включен с 26 января 2018 года приказом МВД России от 20 декабря 2017 года N 945)

7_2. Должности среднего и старшего начальствующего состава всех наименований подразделений патрульно-постовой службы полиции.

(Пункт дополнительно включен с 26 января 2018 года приказом МВД России от 20 декабря 2017 года N 945; в редакции, введенной в действие с 7 февраля 2020 года приказом МВД России от 11 декабря 2019 года N 925. - См. предыдущую редакцию)

8. Должности всех наименований, в служебные обязанности которых входит осуществление полномочий по защите интересов органов внутренних дел в судах и (или) по проведению правовой экспертизы проектов конкурсной документации и документации об аукционе, запросов котировок цен на товары, работы, услуги для обеспечения нужд МВД России, а также проектов соответствующих договоров, соглашений, государственных контрактов.

9. Эксперты всех наименований:

федерального государственного казенного учреждения "Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации";

территориальных органов МВД России.

10. Главные инспекторы территориальных органов МВД России.

11. Должности всех наименований подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 января 2018 года приказом МВД России от 20 декабря 2017 года N 945. - См. предыдущую редакцию)

13. Должности всех наименований подразделений по организации применения административного законодательства и подразделений по исполнению административного законодательства.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 января 2018 года приказом МВД России от 20 декабря 2017 года N 945. - См. предыдущую редакцию)

13_1. Должности всех наименований подразделений по оперативному управлению силами и средствами органов внутренних дел территориальных органов МВД России, в том числе дежурных частей.

(Пункт дополнительно включен с 26 января 2018 года приказом МВД России от 20 декабря 2017 года N 945)

14. Должности всех наименований, выполнение служебных обязанностей по которым предусматривает подготовку заключений о профессиональной психологической пригодности, решений о приеме на службу в органы внутренних дел и переводе сотрудника на другую должность в органах внутренних дел, присвоении специальных званий, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, награждении государственными и ведомственными наградами, осуществление функций инспекции по личному составу, подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, профессиональной служебной и физической подготовки кадровых подразделений.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 января 2018 года приказом МВД России от 20 декабря 2017 года N 945. - См. предыдущую редакцию)

15. Представители МВД России за рубежом, заместители представителей МВД России за рубежом.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 октября 2020 года приказом МВД России от 2 сентября 2020 года N 606. - См. предыдущую редакцию)

16. Ревизоры всех наименований, главные эксперты-специалисты, аудиторы всех наименований:

Контрольно-ревизионного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации;

контрольно-ревизионных управлений (отделов, отделений, групп) территориальных органов МВД России.

17. Эксперты-ревизоры, специалисты-ревизоры всех наименований:

Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации;

подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов МВД России.

18. Главные бухгалтеры, заместители главных бухгалтеров.

19. Должности всех наименований Управления представителей заказчика Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации.

20. Должности всех наименований, выполнение служебных обязанностей по которым предусматривает осуществление полномочий органа внутренних дел по закупке товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд МВД России.

20_1. Должности всех наименований, выполнение обязанностей по которым предусматривает осуществление функций по формированию государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа и (или) приемке (сопровождению) работ по государственным контрактам.

(Пункт дополнительно включен с 26 января 2018 года приказом МВД России от 20 декабря 2017 года N 945)

20_2. Должности всех наименований Федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" и информационных центров территориальных органов МВД России на региональном уровне, выполнение служебных обязанностей по которым предусматривает оказание государственных услуг.

(Пункт дополнительно включен с 26 января 2018 года приказом МВД России от 20 декабря 2017 года N 945)

22. Должности всех наименований подразделений по вопросам миграции (за исключением должностей, выполнение служебных обязанностей по которым предусматривает осуществление функций делопроизводства и режима).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 октября 2020 года приказом МВД России от 2 сентября 2020 года N 606. - См. предыдущую редакцию)

II. Должности, замещаемые федеральными государственными гражданскими служащими

25. Должности федеральной государственной гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)" всех групп должностей в центральном аппарате МВД России и территориальных органах МВД России.

Обобщение подготовлено на основе изучения практики рассмотрения судами в 2014-2017 годы споров, связанных с прохождением службы сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, сотрудниками Следственного комитета РФ, сотрудниками таможенных органов. Судами разрешались дела по искам к госорганам и их подразделениям о признании незаконным отказа в принятии на службу; о признании незаконным решения о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; об отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности; о признании незаконными заключений служебных проверок; о предоставлении дополнительных дней отдыха; о признании незаконными приказов о зачислении в распоряжение; о признании незаконными прекращения контракта и увольнения со службы по различным основаниям; о восстановлении на службе; иные служебные споры. Кроме того, суды рассматривали дела по искам к сотрудникам о привлечении к материальной ответственности.

В обобщении изложено порядка 15 правовых позиций по тем категориям споров, при разрешении которых судами нередко допускаются ошибки.

В частности, ВС обращает внимание, что в случае сокращения должности, замещаемой сотрудником ОВД, ему должны предложить равноценную или нижестоящую должность. Перевод сотрудника ОВД на вышестоящую должность является правом, а не обязанностью органа внутренних дел.

Так, П. обратился в суд с иском к территориальному органу внутренних дел РФ о восстановлении на службе. Он указал, что проходил службу в органах внутренних дел в должности начальника отдела территориального ОВД РФ по субъекту Российской Федерации. Приказом ответчика П. был уволен со службы по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ №342 от 30 ноября 2011 года в связи с сокращением должности. По мнению П., это являлось незаконным ввиду нарушения процедуры увольнения, выразившегося в том, что ему ответчиком не были предложены имевшиеся на тот момент равнозначные занимаемой или вышестоящие должности. Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда, исковые требования П. удовлетворены, он восстановлен на службе в органах внутренних дел.

Судом установлено, что в результате проведения организационно-штатных мероприятий замещаемая истцом должность была сокращена. 20 октября 2014 года П. был предупрежден о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ №342, и с 1 января 2015 года П. освобожден от замещаемой должности и зачислен в распоряжение органа внутренних дел. П. была предложена для замещения должность начальника реорганизованного отделения территориального органа внутренних дел РФ по субъекту РФ, однако от предложенной должности П. отказался. Также П. был ознакомлен со списками вакантных должностей руководителей территориальных органов и подразделений органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации, согласия на замещение которых П. выражено не было.

Приказом ответчика от 29 июля 2015 года П. уволен со службы по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ № 342 в связи с сокращением должности, замещаемой сотрудником.

Удовлетворяя исковые требования П. о восстановлении его на службе в органах внутренних дел, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 20 октября 2014 года по 29 июля 2015 года в территориальном органе внутренних дел по субъекту Российской Федерации имелись вакантные должности, равнозначные занимаемой истцом, и вышестоящие вакантные должности, которые не были предложены П., в связи с чем пришел к выводу о нарушении процедуры увольнения П. со службы в органах внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ № 342. При этом суд указал на то, что статьей 36 названного закона предусмотрена обязанность руководителя решить вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел, и того, что эта иная должность должна быть равнозначной или нижестоящей по отношению к ранее занимаемой, данная норма закона не содержит.

Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ нашла указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, указав следующее.

В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ № 342 от 30 ноября 2011 года основанием для расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел является сокращение должности в ОВД, замещаемой сотрудником. Пунктом 1 ч. 1 и ч. 4 ст. 36 ФЗ № 342 установлено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником ОВД, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику – с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности – возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 данного федерального закона. Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено поименованным федеральным законом.

Должность в органах внутренних дел считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий – более высокий должностной оклад (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Должность в органах внутренних дел считается нижестоящей, если для нее предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий – более низкий должностной оклад (часть 6 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 30 указанного закона перевод сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляется по результатам аттестации и (или) конкурса, за исключением случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.

Перевод сотрудника органов внутренних дел на равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности (пункт 4 части 5, пункт 3 части 7 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со статьей 30 названного федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьей 82 данного федерального закона (часть 18 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ). Из приведенных норм закона следует, что контракт с сотрудником органов внутренних дел подлежит расторжению по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником), если сотрудник был уведомлен о расторжении контракта не позднее чем за два месяца до увольнения, отсутствует возможность перевода сотрудника органа внутренних дел с учетом уровня его квалификации, образования, стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет), стажа (опыта) работы по специальности на другую должность или сотрудник органа внутренних дел отказался от перевода на другую должность. При этом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение законом возложена обязанность предложить сотруднику имеющиеся у него и отвечающие указанным выше требованиям вакантные равнозначные замещаемой сотрудником органов внутренних дел должности или нижестоящие должности.

Обязанности предлагать сотруднику органов внутренних дел в случае сокращения замещаемой им должности все имеющиеся в распоряжении органа внутренних дел вакантные должности, включая вышестоящие должности, законом на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган или подразделение не возложено, что соответствует положениям статьи 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, закрепляющей принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел. Перевод сотрудника органа внутренних дел на вышестоящую должность, в том числе в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности, является правом, а не обязанностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. При этом такой перевод осуществляется в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала, что для решения вопроса о законности увольнения П. со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию с учетом содержания спорных правоотношений сторон и основания заявленного П. иска являлось установление обстоятельств соблюдения ответчиком процедуры увольнения П. со службы, в частности, исполнена ли должным образом обязанность по предложению П. имеющихся в распоряжении органа внутренних дел вакантных равнозначных или нижестоящих должностей, соответствующих уровню квалификации, образованию и стажу службы, опыту работы П. по специальности. Между тем суд первой инстанции, разрешая спор по требованиям П. о восстановлении его на службе в органах внутренних дел, неправильно применил и истолковал нормы материального права, регулирующие спорные отношения, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что при увольнении сотрудника органа внутренних дел по указанному основанию орган внутренних дел обязан предлагать сотруднику все имеющиеся вакантные должности, в том числе и вышестоящие по отношению к замещаемой сотрудником органов внутренних дел. Судом первой инстанции также не принято во внимание и не дана оценка тому обстоятельству, что П. неоднократно предлагались для замещения вакантные должности, на замещение которых он согласия не выразил со ссылкой на обязанность ответчика предлагать ему только равнозначные или вышестоящие должности. П. предлагалась вакантная должность начальника отдела территориального органа внутренних дел по субъекту Российской Федерации, которая является вышестоящей по отношению к ранее занимаемой П. должности, согласия на ее замещение П. также не дал.

Ввиду изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ признала незаконными состоявшиеся по делу судебные постановления, отменила их и направила дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 10 октября 2016 года № 14-КГ16-15).

При приёме на работу в любое из подразделений Внутренних дел соискатель должен пройти медкомиссию, по результатам которой будет определено, какая должность и ведомство подходят ему по состоянию здоровья. Схожую проверку проходят граждане, подлежащие к обязательному призыву.

Основные сведения

Требование пройти проверку для поступления на службу в органы МВД РФ закреплено в Приказе МВД N 190. Касается это как соискателей, так и действующих сотрудников, решивших перевестись с одного подразделения в другое.

Признание годным к несению службы


Категории годности к службе

Определение годности к службе среди желающих работать в МВД осуществляется согласно положениям Приказа МВД РФ N 523 . В приложении данного документа приводится Расписание болезней и таблица дополнительных требований (ТДТ). На основании этих норм и осуществляется осмотр граждан и распределение их на соответствующие должности.

Согласно действующему расписанию болезней, претендентам присваиваются следующие категории годности к службе:

  • А — годен;
  • Б — годен с незначительными ограничениями;
  • В — годен, но с существенными ограничениями;
  • Г — временно не годен (до улучшения состояния здоровья);
  • Д — не годен.

Соответственно, если гражданину присвоена любая из категорий с А по В, то он имеет шансы попасть на службу в органы внутренних дел.

Прохождение медкомиссии


Нюансы прохождения медицинской комиссии

Проведением проверки занимается ВВК. Для этого претендента отправляют сдать стандартный перечень анализов в медучреждения по месту жительства:

  • общий анализ крови и мочи;
  • проверка зрения и слуха;
  • анализ на отсутствие СПИДа, сифилиса, ВИЧ и гепатита;
  • флюорография;
  • химико-токсикологическое исследование;
  • ЭКГ и т. д.

Итоги обследований признают действительными в течение 3 месяцев. Результаты же флюорографии актуальны до полугода.

Для начала осмотра необходимо получить направление на прохождение медкомиссии в отделении того ведомства, куда гражданин желает устроиться. На месте достаточно будет предъявить паспорт и военный билет (или приписное удостоверение).

По результатам проверки определяют, можно ли на основании имеющихся данных присвоить группу предназначения, или необходимо провести дополнительные обследования (скажем, УЗИ).

На самой же комиссии нужно пройти следующих врачей:

  • отоларинголога;
  • психиатра или невролога;
  • офтальмолога;
  • терапевта;
  • хирурга-ортопеда;
  • стоматолога;
  • терапевта и пр.


Важные нюансы

Образование и профессиональный опыт претендентов также играет не последнюю роль. Предпочтение обычно отдаётся тем, кто получил высшее образование, особенно — бывшим выпускникам образовательных учреждений при МВД РФ.

Проверка, проводимая ВВК намного строже, чем аналогичная проверка, осуществляемая при призыве в военкомате. Даже если гражданин отслужил, имея категорию А в военном билете, это не гарантирует, что он получит категорию А при прохождении осмотра в МВД.

Практика же показывает, что гораздо проще попасть на любую должность из группы 3-4, а уже затем, будучи действующим сотрудником, перевестись в другую структуру. Пройти медкомиссию для перевода легче, чем пройти первоначальный осмотр при приёме на должность.

Группы предназначения МВД

После успешного прохождения медкомиссии соискателю будет присвоена подходящая группа предназначения. Она, в свою очередь, определяют виды деятельности, которыми может заниматься гражданин. От этого зависит, в какое именно из подразделений МВД он может быть принят на работу.

Отметим, что разделение на группы носит скорее рекомендательный характер. Конечные шансы попасть в то или иное подразделение будут меняться при наличии у претендента соответствующих характеристик (спортподготовки, состояния здоровья, возраста и пр.), профессионального опыта и образования.

К примеру, если гражданин не имеет достаточного для «работы в поле» здоровья и подготовки, но ранее работал медспециалистом и является уверенным пользователем ПК.

У него есть шансы попасть штаб в качестве медработника или судмедэксперта. Плюсом также является недоукомплектованность в рядах некоторых подразделений МВД.

1 группа

Лица, получившие 1 группу, могут работать во всех силовых ведомствах и подразделениях, которые сопряжены с повышенным риском. Сюда, например, относят сотрудников СОБРа, ФСО, ФСБ и других служб, занимающихся обеспечением безопасности и выполнением опасных боевых операций.

Где можно работать с 1 группой предназначения
Борьба с организованной преступностью
Полиция особого и специального назначения
Отряды быстрого реагирования
ППС и ДПС
Охрана режимных объектов и сопровождение спецгрузов
ГУ по контролю за оборотом наркотиков
Группа задержания пунктов централизованной или вневедомственной охраны
Кинолого-розыскная служба, патрульное собаководство
МЧС
Водитель оперативного автотранспорта

2 группа

Данная категория является дополнением к 1. Многие подразделения из 1 и 2 группы пересекаются, но представители 2 группы могут занимать должности, которых нет в 1 группе.

Места работы для лиц со 2 группой предназначения
Оперативно-поисковая и оперативно-розыскная службы
МЧС
Спецслужбы полиции на объектах
Отдел по противодействию экстремизму
Управление обычным автотранспортом
Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции
ГУ по контролю за оборотом наркотиков
Охрана и конвоирование подозреваемых и обвиняемых
Подразделения, обеспечивающие безопасность лицам, находящихся под госзащитой
Образовательные учреждения при МВД РФ

Среди доступных должностей можно встретить как управленческие и административные места, так и работу в поле в условиях повышенной опасности.

3 группа

Граждан с 3 группой берут на более спокойные места, не требующие серьёзной физподготовки.

Где работать с 3 группой предназначения
Криминальная полиция и полиция общественной безопасности
Следственные, экспертно криминалистические, военно-мобилизационные, штабные и кадровые службы при МВД
ГФС (Фельдъегерская служба РФ)
Техническая служба и служба оперативно-технических мероприятий
Образовательные учреждения при МВД РФ
МЧС (в т. ч. ФПС МЧС РФ)

Третья группа считается самой обширной, поскольку в списке должностей есть как работники центрального аппарата и руководители территориальных органов МВД, так и дежурные работники (участковые, преподаватели, кинологи, штабные сотрудники).

4 группа

Лица из последнего списка также могут занимать места в центральном аппарате подразделений МВД РФ, которые не связаны со службой в полиции (например, в Фельдъегерской службе). Берут на работу и в местные органы Внутренних Дел, занятые тыловым обеспечением. В данном перечне присутствуют преимущественно «кабинетные» виды деятельности:

  • информтехнологии, связи и защиты информации;
  • делопроизводство и ревизия;
  • связи со СМИ;
  • работа в культурных и медицинских центрах;
  • юридические и финансовые службы.

Как видно, в четвёртой группе годности присутствуют преимущественно кабинетные виды деятельности. Требования к состоянию здоровья для этой группы максимально снижены. Конечное место работы будет определяться исходя из опыта и образования претендента.

Итак, для поступления в штат любого из подразделений МВД необходимо пройти медосмотр. По итогам освидетельствования гражданину поставят оценку готовности к несению службы, а уже затем определяют, к какой именно деятельности он подходит исходя из своих навыков и состояния здоровья.

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся квалификационной характеристики должности и должностного регламента (должностной инструкции) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, которые в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан знать и исполнять.

Ключевые слова: квалификационная характеристика должности; должностной регламент; должностная инструкция; квалификационные требования; сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации; руководитель.

A. A. Popova. Qualification characteristic of a position and official regulations (duty regulations) of the employee of law-enforcement bodies of the Russian Federation

In article the questions concerning the qualification characteristic of a position and official regulations (duty regulations) of staff of law-enforcement bodies of the Russian Federation which according to the Federal law of 30.11.2011 No. 342-FZ "About service in law-enforcement bodies of the Russian Federation and modification of separate acts of the Russian Federation" the employee of law-enforcement bodies is obliged to know and execute are considered.

Keywords: qualification characteristic of a position; official regulations (duty regulations); qualification requirements; employee of law-enforcement bodies of the Russian Federation; head.

Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов, соответственно, сотрудники, проходящие службу в этих органах, обладают специальным правовым статусом, предполагающим особые требования к их личным и деловым качествам и обязанности, обусловленные выполняемыми задачами и специфическим характером деятельности.

В основу профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации[1] положен так называемый «должностной принцип». В связи с этим стоит отметить, что управленческая деятельность отличается от иных видов трудового процесса тем, что предметом и продуктом такой деятельности является информация, исходя из которой, объект управления может принимать конкретные действия [1, с. 5]. В процессе подготовки специалистов в образовательных организациях МВД России и организациях системы дополнительного профессионального образования курсантам и слушателям с учётом специфики их дальнейшей службы даются знания, развиваются умения, закрепляются профессиональные навыки, необходимые для службы в органах внутренних дел.

Соответственно, знания требований, предъявляемых к сотруднику на занимаемой им должности, которые содержаться в нормативных правовых актах МВД России и в организационно-распорядительных документах подразделений органов внутренних дел, необходимы как руководителям, так и самим сотрудникам.

Для лучшего понимания обозначенной темы статьи приведено понятие квалификационной характеристики должности – нормативного документа, регламентирующего содержание выполняемых сотрудником задач и содержащего требования к квалификации на определённой должности (должностных полномочий).

Предназначение квалификационной характеристики должности – это определение обоснованного рационального разделения и организации службы, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей сотрудников, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении их аттестации.

Данный документ применяется в качестве нормативного или служит основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов – должностных регламентов (должностных инструкций), содержащих конкретный перечень должностных обязанностей сотрудников с учётом особенностей организации их служебной деятельности и управления, а также их прав и ответственности.

В статье 9 Федерального закона Российской Федерации от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[2] и в приказе МВД России от 18.05.2012 № 521 «О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» содержатся квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел:

– к уровню образования;

– к стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности;

– к профессиональным знаниям и навыкам;

– к состоянию здоровья.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы содержатся в Федеральном законе Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Исходя из вышеизложенного, отметим, что знания квалификационных требований помогают грамотно разрабатывать и составлять должностной регламент (должностную инструкцию)[3] сотрудника. Данный документ используется при оценке служебной деятельности, при проведении конкурса для замещения вакантной должности, аттестации [2, с. 189], а также для адаптации не только старых сотрудников к новым условиям труда, но и вновь принятым [3, с. 7].

Необходимо отметить значение должностного регламента (должностной инструкции) для сотрудника органа внутренних дел. Данный документ:

– позволяет объективно оценивать деятельности сотрудника в процессе его аттестации;

– является обязательным документом в решении индивидуальных споров в суде;

– помогает рационально распределять служебные обязанности между сотрудниками;

– служит средством укрепления дисциплины;

– позволяет установить несоответствие сотрудника замещаемой им должности.

Значение должностного регламента (должностной инструкции) для работодателя:

– позволяет определить организационно-правовое положение, права и обязанности;

– является обязательным документом в решении споров в суде;

– устанавливает виды выполняемой работы;

– обеспечивает специализацию в определённой области.

Уточним, что под содержанием должностной инструкции следует понимать всю включённую в документ информацию [4].

Анализ теории и практики составления должностных регламентов (должностных инструкций) показывает, что прежде чем приступить к их разработке, необходимо хорошо изучить ту работу, которая должна выполняться по данной должности. Не вдаваясь в подробности, отметим, что целью изучения и описания каждой конкретной должности является фиксация данных о содержании работы на этой должности. Например, такое описание может включать следующие разделы: наименование должности; её подчинённость; основные направления деятельности и задачи, характеризующие ключевые аспекты работы; рабочие взаимоотношения, то есть наиболее значимые контакты сотрудника на данной должности с другими сотрудниками как внутри организации, так и вне её; показатели ответственности. Рекомендуется также определить перечень необходимых требований к сотруднику, который будет занимать должность, к его знаниям, навыкам, опыту.

Должностной регламент (должностная инструкция) разрабатывается по каждой штатной должности органа внутренних дел, в соответствии с ФЗ – 342, иными законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере внутренних дел, нормативными правовыми актами МВД России с учётом полномочий органов, организаций, подразделений системы МВД России, их структурных подразделений. Должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников, которым присвоены специальные звания полиции, разрабатываются с учётом Федерального закона «О полиции»[4].

Чаще всего должностной регламент (должностная инструкция) бывает именным (когда должность по штатному расписанию называется у нескольких сотрудников (работников) одинаково, а должностные обязанности, ответственность и т. п. – разные). Но в отдельных случаях он может носить обезличенный характер.

Анализ практики показывает, что, к сожалению, нередко приходится встречаться с отсутствием чётких, правильно оформленных должностных регламентов (должностных инструкций). Поэтому бывает неясно, какие конкретные требования предъявляются к сотруднику, занимающему ту или иную должность? В должностных регламентах (должностных инструкциях) можно встретить такой недостаток, как отсутствие чёткого разграничения функций, обязанностей и прав сотрудника. Это приводит к тому, что сотрудники считают необязательным изучение своих должностных регламентов (должностных инструкций) и при вступлении в новую должность начинают автоматически выполнять работу своего предшественника. Нередко это влечёт наступление дисциплинарной, административной, а порой и уголовной ответственности, либо приводит к судебному разрешению споров между сотрудником и прямым и непосредственным начальником.

Среди недостатков, наиболее часто встречающихся в действующих должностных регламентах (должностных инструкциях), можно отметить следующие:

– нередко носят общий характер, и тем самым теряется организующее и регулирующее значение документа;

– не учитываются происходящие в процессе службы изменения, в силу чего должностные регламенты (должностные инструкции) утрачивают значение документа, регламентирующего работу данного сотрудника;

– при определении обязанностей, прав и ответственности сотрудников не обеспечивается необходимая полнота и чёткость;

– закреплённые обязанности, права и ответственность сотрудника нередко оказываются оторванными от тех условий, которые необходимы для их успешного выполнения.

В заключение отметим, что влияние квалификационной характеристики должности и должностного регламента (должностной инструкции) на эффективность службы сотрудников органов внутренних дел в значительной мере определяются их качеством и содержанием, информационной ёмкостью, соблюдением требований к формулировкам всех позиций. Эти документы являются действенным средством управления сотрудниками, так как они выполняют организационную, регламентирующую и регулирующую роль.

Литература:

1. Кузнецова И. В., Хачатрян Г. А. Документирование управленческой деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К.», 2017.

2. Михайлов Ю. М. Как правильно и быстро разработать должностные инструкции (практическое руководство с примерами). – М.: ГроссМедиа, 2005.

3. Палимпсестова О. В. Образцы должностных инструкций с комментариями: Практическое пособие. – М.: Экзамен, 2007.

4. Михайлов Ю. М. Самые востребованные должностные инструкции. – М.: Альфа – пресс, 2010.

[3] Должностной регламент (должностная инструкция) сотрудника органов внутренних дел – это локальный нормативный документ, в содержание которого входят его служебные обязанности, права по замещаемой должности, ответственность, организационные вопросы при принятии управленческих и иных решений, а также порядок взаимодействия сотрудника в процессе осуществления его работы.

[4] Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (с изм. от 29.07.2017).

Читайте также: