Как личные качества влияют на выбор профессии

Опубликовано: 03.10.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Шапкина Е.А., Абрамова А.Н., Агеева Л.Г. Влияние личностных особенностей на выбор будущей профессии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/09/57706 (дата обращения: 21.05.2021).

Можно определить несколько факторов, которые влияют на выбор будущей профессии: субъективные, объективные, социальные, личностные особенности.

К субъективным факторам относят: способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); интересы (познавательный, профессиональный интерес к профессии); темперамент; характер.

Объективные: состояние здоровья, уровень подготовки (успеваемости), информированность о мире профессий.

И есть ещё социальные факторы: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Отдельную нишу занимают способности. Чаще всего проблему способностей путают с одарённостью, но такого высокого уровня развития способностей требуют от человека очень малое количество профессий [2].

По основанию требований, предъявляемых профессией к человеку, К.М Гуревич выделяет 3 типа профессий:

- профессии, в которых здоровый человек достигает успеха;

- профессии, в которых далеко не каждый человек может продемонстрировать свою работоспособность;

- профессии, которые требуют полной отдачи для получения очень высокого результата, т. к. работодатель предъявляет особые требования к личностным особенностям человека (100% профпригодность) [1].

В данной статье будут рассмотрены именно личностные особенности как фактор выбора профессии.

К личностным особенностям относятся способности (общие и специальные), физическое развитие, волевые качества, интересы, склонности, самооценка, самосознание, характер, темперамент, приспособляемость и т. д.

Экспериментальной базой исследования является МБОУ «Гимназия» г.Арзамаса
15 учеников 10 класса в возрасте 16-17 лет.

Для диагностического исследования были выбраны методики: «Методика профессионального самоопределения» Дж. Голланда, анкета «Ориентация» И.Л. Соломина и «Карта интересов».

Рассмотрим результаты исследования. Данные психодиагностики с помощью анкеты «Ориентация», используемой для самооценки профессиональных интересов и способностей, представлены графически на рис.1.


Рис. 1 – Результаты диагностики самооценки профессиональных интересов и способностей

Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии.

Результаты диагностики профессионального самоопределения графически представлены на рис. 2.



Рис.2 – Результаты диагностики предпочитаемых видов профессиональной среды

Результаты диагностики позволяют утверждать, что: реалистичный вид профессиональной среды у 7%. Дети, профессиональные склонности которых, соответствуют этим видам, отличаются от своих одноклассников усидчивостью, умением доводить всё до конца. Интеллектуальный вид 14%.
Респонденты, предпочитающие данный тип, отличаются аналитичностью, рационализмом, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы. Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач.

37% респондентов предпочитают социальный вид.
Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека.

Артистический вид предпочитают 7% респондентов. Профессионалы данного типа независимы, в принятии решений руководствуются только собственным мнением, обладают собственным (часто сложным) взглядом на жизнь, а также гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Предприимчивый вид – предпочитают 21% респондентов. Профессионалы данного вида находчивы и практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, имеют тягу к приключениям. Они обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями, не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность, позволяющая проявлять энергию, организаторские способности. Конвенциональный вид профессиональной среды предпочитают 14% респондентов. Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы.

Полученные данные соотносятся с результатами диагностики ориентации: именно ориентированные на социум испытуемые склонны выбирать себе профессии типа «человек-человек» и «человек-художественный образ».

Методика «Карта интересов» предназначена для изучения профессиональных интересов учащихся. Результаты диагностики интересов испытуемых представлены графически на рис.3.



Рис.3 – Результаты диагностики интересов

В большинстве случаев, старшеклассникам интересна сфера журналистики и филологии, что может говорить о том, что
ученикам гуманитарной школы учителя смогли привить любовь и интерес к языкам, литературе и другим гуманитарным предметам. Вследствие этого, можем также предположить, что интерес к журналистике также подкрепляется и наличием у большинства детей предприимчивого вида, ибо и филологам, и журналистам часто приходится общаться с людьми

Таким образом, психологи утверждают, что люди стали ответственнее подходить к выбору профессии. Большое количество людей перестали думать, что профессия может быть одна и на всю жизнь. Всё течёт, всё меняется, прогресс не стоит на месте. Мир совершенствуется. Старые устои уходят в прошлое, заменяясь новыми технологиями. Из-за этого сложно сказать, что будет, например через 5 лет. Профессии, которые популярны сегодня, завтра могут стать невостребованными. Но благодаря активности и мобильности современной молодёжи можно с уверенностью утверждать, что мир в надёжных руках и он не останется без квалифицированных специалистов.

Кононова Лада Витальевна


Вятский колледж культуры

Выбор профессии - задача сложная и достаточно парадоксальная. В юношеском возрасте перед каждым становится актуален выбор своей будущей профессии. Мир профессий включает в себя тысячи интересных специальностей. Разные их виды требуют различных качеств от человека. В каком-то случае должна быть острота мышления, в другом - способность находить контакт с людьми, а в следующем - физическая сила и т.д. Большая часть старшеклассников имеет только приблизительные представления о существующих профессиях и оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой деятельности требования со своей индивидуальностью. Поэтому следует правильно определиться и выбрать свой профессиональный путь по жизни, опираясь на свои личностные характеристики.

Юность - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности в психологии делятся на старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность. (от 18 до 23 лет). Главной характеристикой юношеского возраста является то, что в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности, развитие таких психологических качеств как: самосознания; самостоятельности; открытием собственного внутреннего мира; стремлением к самоопределению.[5,c. 184]

По Э.Эриксону, отдельными задачами развития, которые необходимо решить индивиду для достижения идентичности, являются следующие:

  • обретение чувства времени и непрерывности жизни;
  • развитие уверенности;
  • принятие соответствующей своему полу роли;
  • экспериментирование с различными социальными ролями;
  • выбор профессии;
  • формирование личной системы ценностей и приоритетов;
  • поиск своей идеологии, то, что Эриксон называл «поиском своей веры». [6,c.76]

Личностная сфера старшеклассника характеризуется активным развитием таких психологических качеств как: самосознания; самостоятельности; открытием собственного внутреннего мира; стремлением к самоопределению.

Выбор профессии – основополагающий фактор успешности личности, ее самореализации, возможности принести наибольшую пользу обществу.

Выбор профессии подростком рассматривается как многоэтапный процесс выработки и принятия решения. Процесс профессионального самоопределения проходит несколько стадий, которые являются прямым отражением процесса формирований самосознания личности. На первой стадии (4-11 лет) определяющим фактором профессиональной ориентации ребенка являются его фантазии На период 15-16 лет приходится третья стадия профессионального самоопределения, а именно необходимости решить проблему своего будущего.[2,с.68]

Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи

2) позиция сверстников:

3) позиция школьного педагогического коллектива

4) личные профессиональные и жизненные планы:

5) способности и их проявления

6) притязание на общественное признание;

7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

8) склонности [3,с.21]

Личностное самоопределение, а также и профессиональное самоопределение является важнейшим аспектом в формировании личности в юношеском возрасте. Выбор будущей профессии является не мало важным этапом у старшеклассника.

Одной из наиболее известных психологических теорий профессионального выбора объединяющей личностные черты с предпочтением рода занятий, является концепция Дж.Холланда. Он попытался объяснить, почему разные типы людей предпочитают разные типы профессиональных занятий. Холланд полагает, что все люди делятся на 6 типов: реалистичных, интеллектуальных, социальных, конвенциальных, предприимчивых и артистических.

Каждый тип личности характеризуется:

  • определенными чертами характера и складом ума;
  • способностями к определенным видам деятельности;
  • предпочтениями определенного рода занятий;
  • содержанием увлечений;
  • профессиональными возможностями.

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие:

  • интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности);
  • способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности);
  • темперамент;
  • характер.[7]

Способности - индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. Способности бывают общие и специальные. Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией.

Всё многообразие профессий было предложено Климовым разделить на 5 основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены:

  • П - природа (растения, животные),
  • Т - техника (машины, материалы);
  • Ч - человек, группы людей;
  • З - знаковая система (книги, языки, коды, модели);
  • Х - художественные образы (искусство).

Так же такой фактор как темперамент оказывает огромное влияние на формирование профессионального самоопределения

Темперамент – это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

  1. Холерик – сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстью, с бурными эмоциями, резких сменах настроения.
  2. Сангвиник- сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психологической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью.
  3. Флегматик-сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.
  4. Меланхолик- слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость.[2,с 84]

Разные типы людей предпочитают разные виды профессии. Человек индивидуален: у каждого свой характер, темперамент, свои интересы и способности. Из этого следует, что каждому необходимо учитывать свои личностные характеристики при выборе профессии

Изучая личностные характеристики юношеского возраста, был использован тест на определение будущей профессии Дж. Холланда. По итогам тестирования были сделаны выводы к каким типам личности относятся респонденты из каждого вида специальности.

Изучая профессиональную направленность в юношеском возрасте был использован тест на определение будущей профессии Дж. Холланда. По итогам тестирования были сделаны выводы в какой сфере деятельности респондент сможет работать с большим успехом и энтузиазмом.

В процессе изучения полученного материала была построена сводная таблица, дающая сравнительный анализ профессиональной направленности с соответствием преобладающего типа темперамента среди респондентов и качества их обучения в Вятском колледже культуры.

Выбор профессии должен формироваться у ребенка годами, и складываться из интересов и увлечений. Если вовремя акцентировать внимание на увлечениях, развивать свои таланты и навыки, то в юношеском возрасте не возникнет проблем с определением будущей профессии.

Перед выбором будущей профессии нужно обращать внимание:

  • Любимые занятия
  • Творческие навыки
  • Сфера углубленного интереса
  • Желание посвящать занятию большую часть свободного времени

По итогам исследования были разработаны методические рекомендации, которыми могут воспользоваться преподаватели,родители и сами школьники.

В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Выбор профессии осложняется ещё и тем, что профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным препятствием развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларированные методы, без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

Содержание

Введение. 3
Подходы к проблеме выбора профессии……………………………………4
Личностные характеристики как фактор выбора профессии………………8
Самооценка как ведущий фактор выбора профессии……………………..11
Вывод ……………..…………………………………………………………. …13
Использованная литература…………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ.doc

на тему: «ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ»

    1. Подходы к проблеме выбора профессии……………………………………4
    2. Личностные характеристики как фактор выбора профессии………………8
    3. Самооценка как ведущий фактор выбора профессии……………………..11

    Использованная литература…………… ……………………………………….14

    В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальн ых особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Выбор профессии осложняется ещё и тем, что профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным препятствием развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усреднённого ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларированные методы, без представления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

    Отрицательные последствия необоснованного выбора профессии начинают сказываться уже в период обучения в профессиональных учебных заведениях. В большинстве случаев мотивами выбора профессии являются:

    - 25% учащихся выбирают профессию по совету друзей;

    - 17% по совету родителей;

    - 9% руководствуются случайными факторами (например, территориальной близостью учебного заведения);

    - 10% учащихся выбирают профессию под влиянием СМИ;

    - остальные руководствуются интересом к содержанию труда.

    1. ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

    Существуют различные варианты определения понятия "выбора профессии", однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии. «Жизнь прожить – не поле перейти», - говорит народная мудрость. И это, можно понять, как обычное, «не лишнее» указание на особую сложность и трудность задачи выбора профессии, построение жизненного пути, неполную предсказуемость возможных событий.

    В целом по итогам развития ребенка в школе результатом педагогического руководства его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьникам (как деятельности его самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального «старта» и ближайших вслед за ним шагов). Всё это обрамлено юношескими мечтаниями, фантазиями о будущем, что естественно и полезно. Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчетливое сознание того, что «я сам» выбрал профессию (а не так, что «меня заставили»).

    Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет наибольшее значение. Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов и др.

    В психологической литературе существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения, т.е. выбор профессии – социально заданное явление, определяемое, прежде всего, социальными характеристиками профессии.

    Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как одному из важнейших событий в целостном жизненном определении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, а процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я» человека, определяя течение его жизни. Такой подход построен на учете широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, позволяя сделать акцент на временном аспекте – на прошлом и будущем человека. Такой подход также акцентирует внимание на активность субъекта в процессе выбора профессии, который и определяет, какие факторы доминируют в этот ответственный период жизни.

    Рассматривая выбор профессии как систему субъективно-объективных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии – того, что выбирают и субъекта – выбирающего.

    Традиционно общая схема описания профессии подразумевает 4 аспекта:

    - социально-экономический (краткая история профессии, её роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);

    - производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);

    - санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);

    - психофизический (требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности).

    Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

    1) позиция старших, семьи:

    Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;

    2) позиция сверстников:

    дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решением в профессиональном самоопределении;

    3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.):

    Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.;

    4) личные профессиональные и жизненные планы:

    В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;

    5) способности и их проявления:

    способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;

    Известные психологи нередко говорят о том, как характер влияет на нашу жизнь. На просторах всемирной сети вы сможете найти огромное количество всевозможных тестов, предлагающих вам узнать особенности характера и понять, какая профессия подойдёт для вашего темперамента.

    По мнению большинства психологов, характер формируется ещё в самом раннем детстве, и изменить его практически невозможно. Однако, некоторые специалисты в сфере психологии отмечают, что характер и темперамент человека меняются на протяжении всей нашей жизни.

    Уверенность оценивается, но не всегда переводится в оплату. Экстравагантность может помочь вам представить свою кандидатуру. Посмотрите, каковы ваши шансы и каковы риски. Вам интересно, почему некоторые из них легче поднимаются по лестнице, а другие не могут двигаться вперед, хотя у них нет более низкой квалификации? Что заставляет человека стать лидером, хотя его коллега добивается гораздо лучших результатов на работе? Почему некоторые люди не меняют место работы, хотя они не чувствуют себя хорошо?

    Не секрет, что индивидуальные черты индивидуальности могут оказывать положительное или отрицательное влияние на ваш карьерный путь и вести переговоры об успехах. Чтобы реализовать свои потенциальные барьеры и обнаружить свои сильные стороны, вы должны испытать себя, особенно если у вас есть чувство, что многое отсутствует. Наша зарплата была на удовлетворительном уровне.

    Выбор профессии и даже эмоциональное состояние коллектива в офисе влияют на характер человека. То есть, возможно предположить, что работа способна изменить некоторые особенности нашего характера. Однако, есть и иная сторона медали: наш характер может изменить и наше отношение к работе.

    То, каким сотрудником мы являемся, зависит от наших индивидуальных особенностей. Сегодня, мы постараемся разобраться в том, какая существует связь между профессией и характером человека.

    Большая пятерка - диагностируйте свою личность. «Большая пятерка» - одна из самых известных моделей личности, которая включает в себя пять личностных факторов: невротизм, экстраверсию, открытость к опыту, добросовестность и добросовестность. Невротические люди могут быть нетерпеливыми, раздражительными, импульсивными и взрывоопасными. Им, безусловно, сложнее сохранять эмоции под контролем и бороться со стрессом по сравнению с людьми, которые более эмоционально стабильны. Это влияет на отношения с людьми и функционирует в рабочей среде.

    Их юмор может препятствовать их окружению, так что нос может пойти на них, например, предлагаемое продвижение. Импульсивность - это скорее препятствие для профессиональной карьеры и более озабоченное эмоциями, особенно во время разговора о рейзах. Экстремисты - они, как правило, энергичны, спонтанны, готовы принять вызов. Интровертивность проявляется в поддержании дистанции к окружающей среде и подчинении. Тот факт, что кто-то предпочитает работать в тишине и является самодостаточным, не означает, что он будет зарабатывать меньше, чем экстраверт.

    Характер определяет судьбу.
    Гераклит

    Особенности нашего характера влияют на выбор профессии

    То, какими глазами мы смотрим на мир и как воспринимаем действительность, зависит то, где и кем мы будем работать. Представьте себе, что вы с детства жалеете бездомных животных и мечтаете помочь каждому одинокому и брошенному котёнку.

    Однако важно сопоставить профессию с типом личности. Интраверт окажется в положении программиста или бухгалтера. На работе, требующей постоянного контакта с людьми, например, специалиста по обслуживанию клиентов или пресс-секретаря, возможно, не будет видно, что, несомненно, может произойти за его или ее заработок.

    Экстраваганцы предпочитают общаться с другими людьми и любят быть рядом с людьми. У них больше возможностей раскрывать свои другие качества, такие как интеллект и специальные навыки, - говорит доктор Пауле Фортуна. - Лицом к другим людям легче, чем интроверт делает свой путь к карьере, хотя, очевидно, они лучше всего в разнообразной среде. Первоначально у них меньше блокады, чтобы попросить рейз. У них также может быть больше шансов получить более выгодное предложение о работе.

    Вырастая, вы выбираете профессию, связанную с вашими особенностями характера. Скорее всего, вы станете ветеринаром, кинологом или выберите профессию медика.

    Таким образом, наш темперамент и индивидуальные особенности личности напрямую связаны с выбором нашей профессиональной сферы.

    Наш темперамент определяет успех в работе

    Для того чтобы стать успешным бизнесменом и начать зарабатывать приличные суммы вовсе не обязательно иметь большие деньги или связи. Достаточно поставить чёткие цели и следовать им, несмотря ни на что.

    Это фактор личности, который, несомненно, полезен на современном рынке труда. Будучи готовым к изменениям и гибкостью реагирования, такие люди могут взять на себя задачу получить дополнительный опыт и компетентность. Новый опыт может означать более привлекательные предложения о работе и переводить на заработок. Такие возможности пугают использовать закрытых, которые предпочитают оставаться в одном месте, даже если они не удовлетворены своими заработками или условиями работы. Сотрудники, которые являются открытыми, также с большей вероятностью будут создавать свой собственный бизнес, решать, хотят ли они расстаться со своим работодателем или искать дополнительные способы зарабатывания на жизнь.

    Если вы верите в себя и в свой успех, скорее всего, вы достигнете успеха в любой сфере деятельности. Однако, если темперамент человека спокойный и не склонен к приключениям, большие зарплаты и хорошие должности пройдут мимо него.

    Характер и профессии: взаимное влияние

    Усидчивость и терпение в сфере бизнеса намного важнее чувства сострадания и понимания. Именно поэтому известные психологи рекомендуют отнестись к выбору профессии как можно тщательнее.

    «Сегодня трудно работать, ограничиваясь определенной специальностью», - признается психолог. - Реальность настолько разнообразна, что люди, которые открыты для этого опыта, чувствуют себя рыбой в воде. Они, скорее всего, будут участвовать в новых проектах, и им любопытно видеть изменения на рынке. Это позволяет им видеть возможности, незаметные для других или для других, которые одновременно нарушают друг друга.

    Высокомерие означает заботу, доброту и доверие к другим, альтруизм и прямолинейность. Люди с сильной стороны - хорошие коллеги, но перед лицом возможного конфликта, такого как возможность похода, они отступают, чтобы спасти ситуацию. Хорошо работать над этим настроем и ассимилировать некоторые напористые привычки. Важно помнить, что работа - это услуга, за которую вы платите. И чем больше усилий они придают своим обязанностям, тем выше выгоды должны быть, - говорит бизнес-тренер.

    Обычно, мы выбираем вузы, связанные с мечтой нашего детства. Например, в детстве мы мечтали стать преподавателем математики. Спустя годы мы выбираем математический факультет и идём работать в школу, не представляя иных путей. Однако, это решение не совсем является правильным. Важно, чтобы выбор профессии был осознанным.

    Заключение

    Вам интересно, почему человека тянет к определенной профессии, а к другой – нет? Возможно, на выбор работы влияет профессиональная подготовка? Да, влияет, но не на 100%.
    Оказывается, что тип личности человека также имеет большое влияние на такой выбор. А зная свой темперамент – можно более эффективно определить подходящую профессию. Вы не сможете полностью изменить свой тип, но вы сможете найти профессию, которая будет соответствовать вашему темпераменту. С целью помочь определить свой тип характера и, соответственно, подобрать наилучшую карьеру, мы и разработали данную инфографику.

    Прилежный работник - это тот, кто настойчив и дисциплинирован, чувствует ответственность, бережно относится к своим задачам, выполняет их вовремя и не обескураживает перед лицом трудностей. «Добросовестность - отличная особенность и ценится начальством, но эти положительные оценки не обязательно отражают апатию», - говорит доктор Пауле Фортуна. - Босс знает, что если он даст человеку добросовестную работу, это все равно будет сделано, и расходы, которые он или она понесут, будут менее важны, чем усилия по достижению цели.

    Лица с сильной добросовестностью должны, конечно, каталогизировать свои собственные достижения и проекты. В краткосрочной перспективе у них могут быть достаточно веские аргументы, чтобы бороться за более высокую должность и с ними за более высокую плату.

    Как подобрать идеальную профессию?

    1. Определите свой тип темперамента – для этого выберите определение, наиболее подходящее вам, в каждом из 4-х блоков: Тип Энергии, Тип Мышления, Стиль Поведения, Стиль Жизни. Таким образом, у вас должен получиться четырехбуквенный код (в каждом блоке вы должны определить одну букву).
    2. Зная код – сверьтесь с карточкой-расшифровкой в разделе инфографики «Идеальная профессия для каждого типа». Например, у вас вышел буквенный код – ESFJ, — значит вам более всего подходит уход за людьми и такие профессии, как учитель, детская няня, медсестра и т.д.

    Как выбрать профессию под свой тип характера — инфографика

    Сравните заработок с другими на вашем посту

    Помогла ли вам ваша личность работать и бороться за более высокую оплату? Завершите опрос, и вы получите бесплатный и личный отчет о своем зачете в течение 5 минут. Только у вас есть доступ к вашему отчету. Каждая фигура имеет особое значение и вибрацию, которая тонко влияет на нашу личность и жизнь. Вы узнаете, какие тенденции печатают фигуру того дня, когда вы родились.

    Лидеры Личность Сильные и независимые провода. Дух инициативы и организации, лидерские качества. Быстрое мышление и очень изобретательный. Большинство из тех, кто родился на 1, являются амбициозными, конкурентоспособными, способными пробиться к жизни и стремятся добиться успеха. Им не нравится диктовать то, что они должны делать, и рутинную рутину. Мужественный, лояльный и немного идеалистический, нужен цель, задача, цель. У меня есть прекрасный дар мотивировать других.

    Понимание своего типа личности может иметь решающее значение при определении своего истинного предназначения и подбора подходящей карьеры, которая сделает вас действительно счастливым!

    Личностные качества – это врожденные или приобретенные особенности характера человека.

    Профессиональное самоопределение представляет собой выбор человека, который он делает, исходя из внутренних ресурсов и требований профессии. Неоднозначность выбора профессии объясняется большим выбором характеристик, которыми обладают объект и субъект.

    Итогом развития ребенка в школе должна быть его готовность к выбору профессии, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Заключительным циклом профессионального самоопределения выпускника школы должен быть его личный профессиональный жизненный план. Результатом самоопределения учащегося также является осознание того, что профессию он выбрал сам. Выбор профессии, среди всех этапов профессионального развития, имеет наибольшее значение.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Влияние личностных качеств на выбор профессии 450 руб.
    • Реферат Влияние личностных качеств на выбор профессии 240 руб.
    • Контрольная работа Влияние личностных качеств на выбор профессии 220 руб.

    Цель всех теорий профессионального развития заключается в предсказании направления профессионального выбора, построения карьерных планов и др.

    Психологическая литература рассматривает разнообразные подходы к принятию решения о выборе профессии. Некоторые исследователи считают, что выбор профессии – это выбор деятельности, а профессиональное самоопределение рассматривается как процесс развития субъекта труда. В таком случае основная детерминанта правильного выбора заключается в профессиональном интересе или профессиональной направленности.

    Другие авторы считают, что выбор профессии – это социально заданное явление, которое определяется социальными характеристиками профессии.

    Более продуктивным подходом к выбору профессии является подход как к важнейшему событию в жизни человека. Выбор профессии и прошлый опыт личности связаны между собой, а процесс профессионального самоопределения простирается в будущее, определяя течение жизни человека, формируя общий образ «Я» человека. Строится данный подход с учетом широкого спектра факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, акцентируя временной аспект, т.е. прошлое и будущее человека. Внимание этого подхода акцентируется на активности субъекта в процессе выбора профессии, который определяют в этот ответственный период доминирующие факторы.

    Профессиональный выбор, считает Е.А. Климов, определяют восемь основных факторов:

    1. влияние старших членов семьи, установки которых мешают выбору профессии;
    2. позиция сверстников, мнение которых может стать решением в профессиональном самоопределении;
    3. позиция учителя, классного руководителя, который наблюдая и анализируя интересы, склонности выпускника, может предложить свой вариант будущей для него профессии;
    4. личные жизненные и профессиональные планы;
    5. способности и их проявления;
    6. желание иметь общественное признание;
    7. информированность о профессиональной деятельности;
    8. собственные склонности.

    Выбор профессии и личностные особенности

    Психологи среди основных факторов выбора профессии называют интересы, способности, темперамент, характер (это субъективные факторы).

    Следующую группу факторов можно отнести к объективным – уровень подготовки, здоровье, наличие информации о мире профессий. Также выделяются социальные характеристики, а именно социальное окружение, образовательный уровень родителей, домашние условия.

    Особое место занимают способности, которые часто связывают с одаренностью. Они относятся к личностным характеристикам, среди них также физическое развитие, волевые качества, интересы и склонности, самооценка и самосознание, приспособляемость и др.

    Рисунок 1. Факторы, влияющие на выбор профессии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Исследования, проведенные генетиками и психологами, позволили выяснить, что личностные характеристики формируются в процессе развития и зависят в большей степени от факторов среды, а с генной природой их связь опосредована.

    Концепция Дж. Холланда является наиболее известной психологической теорией профессионального выбора. Она объединяет личностные черты человека с предпочтением рода занятий.В своей концепции Холланд сделал попытку объяснить, почему разные типы людей предпочитают разные типы профессиональной деятельности. Исходя из этой проблемы, он всех людей делит на шесть типов:

    1. реалистичных,
    2. интеллектуальных,
    3. социальных,
    4. конвенциальных,
    5. предприимчивых,
    6. артистических.

    Каждый тип личности имеет свою характеристику – это определенный склад ума и черты характера, способности к определенным видам деятельности, предпочтения, увлечения, профессиональные возможности.

    Положение Ф. Бекона о том, что счастливы те, чья природа и занятия находятся в согласии, нашли свое отражение во взглядах психотехников в 1920-25 годах.

    Выбор профессии с типом темперамента связывал один из видных ученых О. Липман, а не менее известный психотехник Э. Клаперед тоже считал, что одни профессии больше подходят людям с живым темпераментом, а другие профессии подходят людям со спокойным темпераментом.

    Многие психологи Запада, в выборе профессии придают важное значение уровню развития интеллекта, в соответствии с которым Л. Тайлер делит профессии на работников, занятых высшей интеллектуальной деятельностью, управленцев и топ-менеджеров, работников умственного труда, квалифицированных рабочих, полуквалифицированных рабочих и работников, выполняющих неквалифицированную работу. .

    При определении профессиональной пригодности необходимо учитывать и личностные особенности человека.

    По поводу того, что при отборе в массовые профессии решающее значение в профессиональной успешности имеют тренировка и обучение, В.Г. Лоос говорит, что любого человека можно обучить любой профессии и это не вызывает сомнения. Вопрос в том, какую степень совершенства можно достичь, если не учитывать способности.

    Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что прямая зависимость между личностными особенностями и выбором профессии, существует.

    Самооценка – ведущий фактор выбора профессии

    Самооценка является важным условием личностного подхода к выбору профессии. Сравнивая себя с другими людьми, идет познание самого себя, своих возможностей и достижений, познание другого человека.

    В основе познания мира и самого себя лежит процесс сравнения.

    Познавать, значит получать материал, необходимый для выработки собственной оценки. Совершенствование начинается с процесса самопознания, потому что невозможно стать лучше, не зная, от каких своих качеств необходимо избавиться, а какие надо воспитывать в себе.

    Для профессионального самоопределения необходимо развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование будущего, создание эталонов в виде идеального образа профессионала.

    Формирование «Я-концепции» и образа «Я-профессионала» зависит от того, насколько согласованы идеальный и реальный образ – Я и реальный и идеальный образ профессии.

    Требования человека к самому себе определяются соотношением «Я-реального» и «Я-идеального».

    Самооценка регулирует поведение и деятельность и в значительной степени определяет социальную адаптацию личности.

    Формируется она в процессе деятельности и межличностного взаимодействия в семье, в школе, в отношениях со сверстниками.

    Мнение окружающих о себе сопоставляется с собственным мнением, причем интересно, что сначала человек учится оценивать других, а потом уже себя.

    Оценивать себя можно объективно, т.е. адекватно, а можно и неадекватно, т.е. человек оценивает себя очень высоко или, наоборот, очень низко, что, безусловно, оказывает влияние на уровень притязаний.

    Психология рассматривает самооценку как феномен самопознания, т.е. осознание человеком самого себя – дать отчет своим силам, возможностям, личным качествам и уровню их развития.

    В плане профессиональной деятельности самооценка личности означает, как человек оценивает себя в качестве специалиста, оценивает свои возможности в соответствии со спецификой профессии.

    Человек, стоящий перед профессиональным выбором, имеет особый психологический настрой к самопознанию. Он стремится разобраться в себе, оценить свои профессиональные возможности, оценить те условия, которые могут или способствовать, или препятствовать вхождению в мир профессий.

    Читайте также: