Как называется функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии

Опубликовано: 15.05.2024

Анализ профессиональной деятельности - способ психологического исследования и анализа профессии, результатом которого является составление профессиографического описания данной профессиональной деятельности.

Анализ требований работы - сопоставление профессиональной пригодности работника с требованиями, которые ему предъявляются; изучение недостатков в работе служащего и сравнение ее со стандартом.

Аттестация кадров - один из элементов кадровой работы на предприятии, представляющий собой периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории.

Банк вакансий - информация о вакантных (свободных) рабочих местах на предприятиях и в организациях.

Банк рабочих мест - банк компьютерных данных о рабочих местах и их характеристиках.

Безработные - трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы.

Биржа труда (служба занятости) - государственная организация, на которую возложено решение вопросов обеспечения занятости населения на определенной территории, включая содействие гражданам в трудоустройстве на рабочие места и вакантные должности; выплату пособий по безработице; организацию подготовки и переподготовки незанятого населения; организацию общественных работ.

Вакансия – свободное рабочее место, незанятая должность

Востребованность профессии на рынке труда - соотношение емкости спроса и емкости предложения на рынке труда.

Высшее профессиональное образование – профессиональная подготовка и переподготовка специалистов на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования

Диплом - свидетельство об образовании, качестве товаров, присвоении какого-либо звания.

Должностная инструкция (описание работ) - нормативный документ, регламентирующий деятельность работника в структуре организации, определяющий организационно-правовое положение, содержание и условия его эффективной работы

Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения

Занятость - степень участия трудоспособного населения в деятельности, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящей доход в денежной или иной форме в виде заработной платы, содержания, дополнительных пособий и выплат натурой.

Заработная плата –

1) цена рабочей силы, определяемая в ходе переговоров между работниками и работодателями при участии государства, обеспечивающего соблюдение достигнутых договоренностей;

2) величина денежного вознаграждения, выплачиваемого работнику за его трудовой вклад, призванная одновременно отражать стоимость его рабочей силы и результаты его труда.

Кадровая политика - целостная и объективно обусловленная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные формы, методы и модели кадровой работы и имеющая целью создание сплоченного, ответственного и высокопроизводительного персонала, способного адекватно реагировать на меняющиеся требования рынка.

Кадровое агентство - агентство по трудоустройству или подбору персонала.

Карьера – 1) осознанный трудовой путь человека; 2) продвижение по служебной лестнице – успешное продвижение вперед в общественной, служебной, научной, профессиональной или иной деятельности

Карьера вертикальная - деловая карьера, предполагающая подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности с повышением уровня оплаты труда)

Карьера горизонтальная - деловая карьера, предполагающая либо перемещение работника в другую функциональную область деятельности; либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (изменение обязанностей при сохранении занимаемой должности)

Квалификация –

1) уровень подготовленности индивида к профессиональной деятельности;

2) наличие у работника знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация работников отражается в их тарификации

Классификация профессий - объединение профессий в группы в соответствии с установленными критериями: отрасль экономики, цель труда, преобладающие компетенции, уровень образования и т.д.

Коллективный договор - правовой акт (соглашение), регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации с работодателем.

Конкурентоспособность - способность выдержать конкуренцию в борьбе за достижение лучших результатов.

Конкурентоспособность на рынке труда - соответствие качества предлагаемой рабочей силы спросу работодателя.

Конкуренция на рынке труда - наличие большого числа независимых покупателей и продавцов рабочей силы и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его.

Конъюнктура рынка - совокупность условий, определяющих в каждый данный момент состояние спроса и предложения.

Медицинские противопоказания - это перечень заболеваний, препятствующих обучению и работе по данной профессии.

Мониторинг рынка труда - разновидность мониторинга; процесс системного статистического исследования состояния рынка труда и действий органов службы занятости.

Мотивы выбора профессии – основания для выбора той или иной профессии. В качестве мотивов могут выступать профессиональные интересы, жизненные предпочтения, материальные и духовные ценности.

Мотивы профессиональной деятельности - это внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат и др.) или на факторы, лежащие вне профессиональной деятельности (заработок, льготы и др.).

Начальное профессиональное образование – подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования

Образовательные уровни в РФ: 1) Основное общее, 2) среднее (полное) общее, 3) начальное профессиональное образование, 4) среднее, 5) высшее профессиональное образование и 6) послевузовское профессиональное образование

Оплата труда - материальное, преимущественно денежное вознаграждение работников в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда, трудовым вкладом и конечными результатами.

Оптант - человек, выбирающий профессию

Опыт работы - совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений в данной профессиональной деятельности.

Оценка персонала - процедура, осуществляемая для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности).

План поиска работы - письменный план (личная программа действий), четко определяющий последовательные шаги, которые клиенту следует предпринять для своего трудоустройства.

Планирование - составление плана развития чего-нибудь, включение в план каких-нибудь работ.

Повышение квалификации - рост профессионального уровня работников для реализации возможности выполнения работ более высокой сложности.

Порядок приема в государственные учреждения профессионального образования - нормативный документ, утверждаемый приказом Министерства образования РФ и определяющий правила приема поступающих в учебное заведение.

Престижность - значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей: социальному положению, профессии, социальным группам, институтам и т.д.

Профессиограмма – описание профессии, где отражены ее требования к человеку (система количественно измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых для успешного овладения профессией)

Профессиональная адаптация - это приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность - производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе).

Профессионально важные качества (ПВК) - индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональное резюме - краткое описание биографии потенциального работника, где указывается его образование, опыт, интересы и иная информация; цель резюме - самохарактеристика, жизнеописание, эффективное средство самопрезентации на рынке труда.

Профессиональное самоопределение – система установок личности (когнитивных, оценочных, мотивационных) по отношению к конкретной профессиональной деятельности и самореализации в ней

Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации

Профориентация – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на выбор и освоение профессии в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности рынка труда

Работа - комплекс задач или обязанностей, выполняемых каким-либо лицом.

Работодатель - индивид, который управляет экономическим предприятием (собственным или вверенным ему государственным, совместным, акционерным) или же самостоятельно занят профессиональной или ремесленной деятельностью и имеет одного или более наемных работников; работодатель - это тот, кто может дать работу

Рабочее место - оснащенная необходимыми техническими средствами пространственная зона, в которой совершается трудовая деятельность работника или группы рабочих.

Система профессиональной ориентации – деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества в целом

Специализация – 1) сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний в определенной области (часть специальности); 3) разделение труда по его отдельным формам, видам

Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии

Среднее профессиональное образование – подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования

Условия труда - совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Цель профориентации – подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению

Экскурсия профориентационная - форма организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ профессиографической информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей.

Одним из возможных направлений деятельности социального педагога в условиях системы дополнительного образования детей является профориентационная работа с воспитанниками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка.

  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций по профориентации
  • Профдиагностика
  • Организация встреч с людьми разных профессий
  • Проведение занятий по основам выбора профессии
  • Организация взаимодействия с высшими и средними профессиональными учебными заведениями с целью определения дальнейшего образовательного пути воспитанника
  • Консультативная работа с воспитанниками, желающими в скором будущем стать сотрудниками Дворца.

Работа может быть построена и на предложении самим социальным педагогом своих «услуг» (объявление о проведении индивидуальных консультаций для всех желающих), и на «заказе» педагога, которому важно узнать, например, интересы своих воспитанников или уровень профессионального самоопределения (педагог обращается к социальному педагогу с просьбой провести занятие или групповую консультацию или профдиагностику).

В любой сфере трудовой деятельности важно целеполагание и соблюдение определенных принципов. Важно, чтобы работа педагога имела не только конкретный и хороший результат, но и была пронизана общечеловеческими ценностями и радостью общения с другим человеком. Поэтому мы попытались сформулировать следующие

  1. Доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;
  2. Научность и достоверность информации;
  3. Доступность предлагаемой информации;
  4. Адресность;
  5. Индивидуальный подход;
  6. Современность и актуальность материалов;
  7. Сотрудничество с другими специалистами (педагоги, психологи и др.)

Важное - цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

  • Ознакомление с миром профессий
  • Изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности
  • Ознакомление с правилами выбора профессии
  • Мотивация размышлений о своем профессиональном будущем

В качестве примера приводим план-конспект одного из возможных вариантов группового занятия по основам выбора профессии:

Ребята старшего школьного возраста (может быть 9,10,11 классы). В условиях учреждения дополнительного образования – это может быть разновозрастная группа старших подростков. Количество человек – от 10 до 25.

Ознакомить с основами выбора профессии и заинтересовать в получении дополнительной информации по вопросам профессионального самоопределения.

1) Дать представление об основных понятиях профориентологии и разъяснить назначение профконсультации;
2) Познакомить с классификацией профессий Е.А. Климова и признаками профессионального труда;
3) Познакомить с правилами выбора профессии и типичными ошибками в профессиональном самоопределении;
4) Выяснить уровень профессионального самоопределения ребят.

Регламент – 45-50 минут.

  • Приветствие. Знакомство. Вводная часть.
  • Обсуждение основных понятий (профессия, профориентация, профессиональное самоопределение, оптант, профессиограмма, должность, специальность, вакансия, карьера).
  • Разъяснение формулы выбора профессии, рассказ об основных правилах выбора профессии и типичных ошибках.
  • Проведение профориентационной игры «Ассоциация».
  • Знакомство с классификацией профессий Е.А. Климова
  • Проведение дифференциально-диагностического опросника «Я предпочту».
  • Подведение итогов занятия.

Необходимое материально-техническое обеспечение:

Помещение со стульями (столы не обязательны), доска или стенд для размещения наглядных материалов. Хорошо, если есть возможность расположиться на полу (ковер или ковровое покрытие). Необходимо заранее подготовить ручки, маркеры, бейджики, листы бумаги, бланки опросника и т.д. - в соответствии с количеством участников, наглядные материалы.

1. Приветствие. Знакомство. Вводная часть.

Социальный педагог приветствует ребят, представляется. В ситуации, когда группа ребят не знакома педагогу, он предлагает каждому подписать свое имя и надеть бейджик на все время занятия, чтобы было удобно и легко обращаться к человеку. (Бейджики, листочки бумаги, маркеры должны быть подготовлены заранее). Далее педагог объявляет тему занятия и дает краткое описание того, что ждет ребят на занятии, и главное, каковы его цель и задачи. Здесь главное – с помощью наводящих вопросов педагога подвести ребят к самостоятельному формулированию этой цели. Например, можно спросить: «Что вы ждете от занятия «Основы выбора профессии» (при чем можно задать вопрос всем, а можно адресовать конкретному ребенку, обратившись к нему по имени), или вопрос: «Есть ли те, кто еще не определился в своем профессиональном будущем?», или: «Кто-нибудь из Вас сталкивался с трудностями в своем самоопределении? Например, родители говорят одно, а Вы хотите совсем другое, или вы бы очень хотели стать тем-то, но не знаете, имеете ли Вы к этому способности и талант». Или другого рода вопросы, отвечая на которые, ребята в итоге вместе с социальным педагогом озвучивают цель этого занятия, для чего оно проводится, что оно может дать полезного ребятам.

2. Обсуждение основных понятий (профессия, профориентация, профессиональное самоопределение, оптант, профессиограмма, должность, специальность, квалификация, вакансия, карьера, система образования в РФ).

Социальный педагог размещает на доске или стенде одно понятие (Каждое понятие отпечатано крупным шрифтом на листе какого-нибудь цвета формата А4). См. Приложение1. Ребятам предлагается высказать свое понимание, представление о сущности этого явления. Опять же, используя формулировки ребят, педагог подводит к четкому определению данного понятия.

Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации.

Профориентация – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на выбор и освоение профессии в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности рынка труда.

Цель профориентации – подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Система профессиональной ориентации – деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества в целом.

Профессиональное самоопределение – система установок личности (когнитивных, оценочных, мотивационных) по отношению к конкретной профессиональной деятельности и самореализации в ней.

Оптант - человек, выбирающий профессию.

Профессиограмма – описание профессии, где отражены ее требования к человеку (система количественно измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых для успешного овладения профессией).

В качестве примера можно привести профессиограмму косметолога (См. Приложение2)

Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения.

Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии.

После того, как разобрали три понятия: профессия, должность и специальность, предлагается выполнить следующее задание, а затем, ребятам привести свои примеры.

  1. Продавец – продавец продовольственных товаров – заведующий отделом.
  2. Слесарь-сборщик – бригадир – слесарь.
  3. Летчик – пилот – командир вертолета.
  4. Методист по воспитательной работе – педагог – заведующий методическим отделом.
  5. Инженер – инженер-синоптик – заведующий отделом.

Специализация – 1) сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний в определенной области (часть специальности); 3) разделение труда по его отдельным формам, видам.

Квалификация – 1) уровень подготовленности индивида к профессиональной деятельности; 2) наличие у работника знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация работников отражается в их тарификации.

Вакансия – свободное место, незанятая должность

Карьера – 1) осознанный трудовой путь человека; 2) продвижение по служебной лестнице – успешное продвижение вперед в общественной, служебной, научной, профессиональной или иной деятельности.

Образовательные уровни в РФ: 1) Основное общее, 2) среднее (полное) общее, 3) начальное профессиональное образование, 4) среднее, 5)высшее профессиональное образование и 6) послевузовское профессиональное образование

Начальное профессиональное образование – подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (ПТУ И др.)

Среднее профессиональное образование – подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование – профессиональная подготовка и переподготовка специалистов на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ВУЗах)

Основное общее, среднее (полное) образование, дополнительное образование занимается допрофессиональной подготовкой, т.е. дает детям так называемые общетрудовые навыки, умения и важные для любого труда личные качества. Так, к области общетрудовых общепроизводственных навыков, умений относятся, например, планирование, организация своей работы (учебной деятельности), самоконтроль, вычисления и т.д. Строго говоря, часть из того, что делает учащийся в школе или при внеучебной активности, фактически содержит своеобразные (пусть упрощенные) модели того или иного труда.

3. Разъяснение формулы выбора профессии, рассказ об основных правилах выбора профессии и типичных ошибках.

4. Проведение профориентационной игры «Ассоциация».

Обсуждение игры (проигрывание). Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если группа не согласна с ответом, можно попросить того, кто так ответил, дать объяснение. Нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер» и на вопрос «Какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл.

Участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом представления о профессии.

Диагностические возможности игры. Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку характер этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о группе в целом и об отдельных воспитанниках, так как за одно занятие в отдельной игре могут принять активное участие многие ребята.

Перспективы использования игры. В перспективе можно разработать специальный перечень ассоциативных вопросов, помогающих отгадывающим лучше подготовиться, а ведущему лучше организовывать игру и обсуждение в ситуации меньшей неопределенности. Можно также использовать в игре не одну, а две (соревнующиеся) группы отгадывающих. Можно загадывать не только профессии, а конкретные места работы, учебные заведения, образ типичных представителей тех или иных профессий (типичных работников).

5. Знакомство с классификацией профессий Е.А. Климова

Социальный педагог предлагает схему классификации, разъясняет ее. Предлагается ребятам самим привести примеры конкретных профессий. Ребята называют профессии, вместе с ними педагог определяет их место в данной классификации. Ребята сталкиваются с проблемой невозможности однозначного отнесения той или иной профессии только к одному типу, виду или классу. Идет обсуждение существования так называемых «смешанных» профессий. Например, профессию «библиотекарь» можно отнести и к сфере «человек-человек», и к сфере «человек - знаковая система».

6. Проведение дифференциально-диагностического опросника «Я предпочту».

Ребятам раздаются бланки опросника, дается инструкция. См. Приложение 4

В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Первую группу составляют профессии типа человек — природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.

Основой второго типа являются отношения человек — техника, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.

Третью группу образуют профессии типа человек — человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности — сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.

Четвертую группу составляют профессии типа человек — знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты.

Человек — художественный образ — основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.

Названные типы не могут быть строго ограничены, принимаются во внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов.

Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент.

7. Подведение итогов занятия.

Социальный педагог благодарит ребят за занятие, может спросить их впечатления, что было интересного и полезного за эти 45 минут.

11.1. Разделение труда: сущность, границы

История развития общества свидетельствует о том, что предпосылкой разделения труда выступило образование крупных рабовладельческих и крепостнических хозяйств, в которых работники начали специализироваться на выполнении отдельных трудовых функций, изготовляя те или иные отдельные виды продукции. Разделение труда на сельскохозяйственный и ремесленный привело к развитию торговли, ее обособлению и укрупнению в городах. Затем последовало отделение производства от торговли, что вызвало новое разделение труда между городами. И как результат — возникновение мануфактур, обусловливающих разделение труда внутри предприятий.
Мануфактурное разделение труда, в свою очередь, создало предпосылки для возникновения и развития крупной машинной индустрии. Катализатором углубления разделения труда стала промышленная революция XVIII—XIX вв., которая показала, что наука действительно становится необходимым компонентом производства. Механизация производства и внедрение достижений науки в трудовую деятельность работников привели к необходимости постоянного обучения и переучивания рабочих. Связано это было с тем, что объем физических усилий рабочих уменьшался, а умственных — возрастал.
Таким образом, углубление разделения труда привело к изменению структуры рабочей силы, характеризуемой резким увеличением удельного веса работников умственного труда и уменьшением доли работников, занятых преимущественно физическим трудом. В связи с этим стали расти требования к качеству рабочей силы, к уровню образования, профессиональной подготовки и квалификации. Закономерно происходило и повышение оплаты более сложного труда высокообразованных работников.
Разделение труда означает, что каждый работник специализируется на выполнении определенного круга трудовых операций и функций. Кроме того, различные виды труда воплощаются в различных видах продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей людей и общества в целом, что, в свою очередь, предопределяет деление труда на различные его виды. Таким образом, растущее разнообразие потребностей приводит к становлению и обособлению конкретных видов труда, к специализации производства и людей.
Разделение труда приводит к разделению общества на различные социальные группы. В первую очередь в силу определенного разделения трудовой деятельности можно выделить класс собственников средств производства и класс наемных работников. Собственники преимущественно выполняют управленческие трудовые функции, а наемные работники — исполнительские.
На уровне предприятия перед собственниками средств производства периодически встает задача распределения видов работ между конкретными исполнителями. Поэтому разделение труда на предприятии представляет собой один из важнейших элементов организации труда в целом, заключающийся в обособлении видов деятельности работников и их трупп, установление им функций, обязанностей и сфер действия. Обособление работников и их групп осуществляется по общим функциональным, профессиональным или квалификационным признакам.
Правильное разделение труда способствует достижению эффективности функционирования предприятия посредством специализации работников и приобретения ими необходимых навыков и знаний, установления ответственности каждого работника за порученный ему объем и качество работ, рационального использования рабочего времени и основных фондов предприятия, развития взаимозаменяемости работников, повышения содержательности труда.
Но разделение труда как в масштабах общества, так и в рамках предприятия не может быть бесконечным. Существуют границы, или нижние и верхние пределы, за рамками которых разделение труда недопустимо, невозможно или нецелесообразно. Выделяют границы технико-технологические, экономические, физиологические, психофизиологические и социальные.
Технико-технологические границы обусловлены, с одной стороны, минимальной продолжительностью трудовых операций или действий, дальнейшее деление которых технически невозможно либо не имеет смысла. С другой стороны, верхней границей является время изготовления на одном рабочем месте всего изделия целиком. Таким образом, основным фактором, определяющим технико-технологические границы разделения труда, является развитие научно-технического прогресса и уровень внедрения его достижений в процесс производства.
Экономические границы определяются минимизацией всех затрат на производство продукции (от затрат рабочего времени до материальных и денежных), которые могут существенно различаться в связи с применяемыми методами и приемами труда, а также дробностью разделения труда.
Физиологические и психофизиологические границы обусловлены возможностями и способностями человека длительное время выполнять однообразные, кратковременные и постоянно повторяющиеся трудовые операции. Здесь важно учитывать не только физические, но и нервно-психические нагрузки на работника в течение рабочего дня. Игнорирование физиологических и психофизиологических границ может привести к формированию у работника преждевременного утомления, росту затрат времени на выполнение трудовых функций, снижению качества труда.
Социальные границы определяются требованиями самого работника к содержанию труда. В целом социальные границы фиксируются уровнем монотонности труда, текучести кадров, отношением работников к труду и состоянием межличностных отношений в трудовом коллективе.
Таким образом, установление оптимального разделения труда должно основываться на соблюдении его границ, что в конечном счете обогатит содержание труда работников и позволит максимально согласовать интересы наемных работников и работодателей.
Углубление разделения труда, с одной стороны, и научно- технический прогресс — с другой, определяют необходимость перемены труда. Работник как субъект социально-трудовых отношений должен обладать способностью переходить к новым видам трудовой деятельности, овладевать ими и совершенствоваться в них под воздействием научно-технических свершений. Таким образом, перемена труда не только требует от работника новых знаний и умений, но и дает ему возможность совершенствоваться, развиваться и реализовывать свой трудовой потенциал.
Э. Дюркгейм в книге “О разделении общественного труда”, отмечал, что разделение труда — признак только современного высокоразвитого общества. В обществе разделение труда проявляется на различных уровнях, в соответствии с которыми выделяют три его вида: общее, частное и единичное.
Общее разделение труда охватывает масштабы всего общества. В результате обособляются производственная и непроизводственная сфера, промышленная и сельскохозяйственная и др., т.е. основные сферы приложения человеческого труда.
Частное разделение труда характеризуется тем, что в рамках сфер человеческой трудовой деятельности выделяются подотрасли, отдельные предприятия и организации, причем последние являются границей частного разделения труда.
Единичное разделение труда происходит внутри предприятия. Оно достаточно многогранное и проявляется в разделении труда между подразделениями предприятия, между отдельными работниками и их профессиональными группами, вплоть до разделения отдельных трудовых функций, операций и приемов.
С развитием науки и техники усложняются производственные процессы, ужесточаются требования к квалификации, навыкам и умению работников, а следовательно, развивается и углубляется разделение труда. Поэтому на предприятии выделяется несколько видов разделения труда.
Технологическое разделение труда обусловлено стадиями, фазами, видами работ и производственными операциями, характерными той или иной технологии производства, содержанием и особенностями выполнения работ. В результате в рамках технологического разделения труда выделяются: предметное, подетальное, пооперационное разделение труда и разделение труда по видам выполняемых работ.
Предметное разделение труда характеризуется тем, что за работниками закрепляется изготовление готового изделия. При подетальном разделении работник изготавливает законченную часть изделия или деталь целиком. Пооперационное разделение труда предполагает выполнение работником одной или нескольких (обычно смежных) технологических операций. Среди видов работ выделяют, например, сварочные, штукатурные работы, т. е. те, к которым невозможно или нецелесообразно применять перечисленные разновидности технологического разделения труда.
Функциональное разделение труда предполагает обособление отдельных групп работников в зависимости от их роли в производстве. В результате все работники предприятия объединяются в функционально однородные группы, среди которых выделяются: руководители, специалисты (инженеры, экономисты, юристы и т.д.), рабочие (основные и вспомогательные) и ученики. Основной проблемой функционального разделения труда является обоснование целесообразности уровня специализации, централизации и совмещения выполняемых трудовых функций работником или их группой.
Углубление функционального разделения труда на предприятии происходит внутри каждой функциональной группы.
В результате формируется профессиональное разделение труда, которое состоит в обособлении работников по профессиям и специальностям; оно позволяет определить необходимую численность работников разных профессий и специальностей, достаточных для эффективной деятельности предприятия.
Профессия — официально установленное занятие, род деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате профессионального образования или специальной подготовки и опыта работы. Профессия определяется характером и содержанием работы, служебными функциями, применяемыми машинами и механизмами, а также предметами труда [38, с. 189].
Специальностью называется функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках определенной профессии, т. е. специализация работника в рамках данной профессии. Специальности подразделяются в зависимости от особенностей предмета и средств труда.
Квалификационное разделение труда заключается в обособлении отдельных групп работников в зависимости от уровня их квалификации, определяемой сложностью, точностью и ответственностью выполняемых работ. Квалификация — совокупность необходимых знаний, умений, профессиональных навыков и производственного опыта для выполнения в данных организационно-технических условиях определенных видов работ определенной сложности [38, с. 76-77].
Таким образом, многообразие форм, видов и разновидностей разделения труда в обществе и на предприятии порождает разнообразие интересов, потребностей, ожиданий, мотивов, социально-трудовых отношений, необходимость их согласования и регулирования.


Виды трудовой деятельности бывают: простые и сложные, основные и вспомогательные, умственные и физические, ручные и автоматизированные, научные и практические, управленческие и исполнительские, технические и экономические и т.д.

Постоянными участниками всех трудовых процессов выступают различные работники предприятий и организаций, персонал фирм и учреждений.

Каждый работник предприятия вносит в единый производственный процесс свой индивидуальный труд.

Именно поэтому труд каждого члена коллектива предприятия и организации должен быть заранее спланирован и организован.

Функции планирования, организации, мотивации и контроля для некоторых категорий персонала становятся основной сферой трудовой деятельности, которую принято называть управлением или менеджментом.

Руководители должны создавать организационно- экономические условия для плодотворного труда всех работников.

В общем случае систему управления персоналом на каждом предприятии можно разделить на три категории трудовой деятельности:

  • - управление собой и своей работой;
  • - управление отдельной группой работников или подразделением предприятия;
  • - управление персоналом всей организации.

Следовательно, всякая управленческая деятельность может быть представлена на предприятии как система управления людьми и их трудовой деятельностью.

К управлению людьми относятся такие специфические функции, как определение оптимальной численности работников, подбор и расстановка персонала по рабочим местам и стадиям производства, информирование и мотивация работников и т.д.

В отечественной экономической науке по менеджменту и управлению персоналом принято рассматривать два направления:

  • - первое характеризует регламентированный труд, выполняемый по заданной технологии или схеме, когда исполнитель не вносит в работу никаких элементов новизны, собственно творчества. Например, размножение технической документации или копирование рабочих чертежей;
  • - второе направление характеризует творческий труд, направленный на создание новых материальных благ, новых технологий и методов производства. Это труд научных работников, изобретателей рационалистов, новаторов производства.

С учетом требований, современной теории и практики управления персоналом рассмотрим содержание наиболее распространенных видов труда различных категорий работников.

Содержание труда каждого работника зависит от того конкретного рабочего места или должности, которые он занимает, и от их экономической роли в общем, производственном процессе и организационной структуре.

Чем полнее определены функции каждого рабочего места или должности на предприятии, тем точнее можно установить круг обязанностей и содержание труда каждой категории работников.

В состав основных функций по управлению персоналом предприятия входят следующие взаимосвязанные виды деятельности:

  • - определение потребностей в работниках различных категорий исходя из стратегии деятельности организации;
  • - подбор, расстановка и адаптация персонала на производстве;
  • - планирование карьеры и обеспечение профессионального роста работников;
  • - создание рациональных условий труда и обеспечение безопасности работы и здоровья персонала;
  • - организация трудовых процессов рабочих и разработка нормативов затрат и результатов труда;
  • - анализ использования рабочего времени и фактической занятости персонала;
  • - обоснование структуры доходов персонала, выбор форм и систем оплаты труда;
  • - организация изобретательской и рационализаторской деятельности на предприятии;
  • - разработка коллективных трудовых договоров;
  • - разработка и осуществление социальной политики предприятия;
  • - развитие партнерских отношений между работниками и работодателем, профилактика и устранение трудовых конфликтов;
  • - разработка предложений, направленных на повышение качества работы, уровня жизни и закрепление персонала на предприятии.

Из представленного содержания основных трудовых функций по управлению персоналом предприятия очевидна не только важность выполняемой деятельности, но и разделение труда.

Под разделением труда понимается разграничение производственной деятельности людей в ходе производственных процессов. Правильное разделение труда позволяет расставить всех участников производственного процесса по рабочим местам с учетом их личных особенностей, профессиональных и деловых качеств. Разделение труда означает обособление различных видов труда и закрепление их за участниками производственного процесса.

Разделение труда способствует росту профессиональных навыков, повышению качества работы, подъему производительности труда и т. д.

Различают три основных вида разделения труда:

  • - общее разделение труда предусматривает обособление различных видов деятельности в масштабе всей страны, например промышленное производство, сельское хозяйство, сфера услуг и т.д.;
  • - частное разделение труда предполагает обособление различных видов деятельности внутри отрасли, например автомобилестроение, парикмахерские услуги и т.д.;
  • - единичное разделение труда предусматривает обособление различных видов деятельности в рамках предприятия или его подразделения.

На предприятиях и организациях существует несколько форм разделения труда:

  • - функциональное;
  • - профессиональное;
  • - технологическое;
  • - квалификационное и другие.

Функциональное разделение труда означает разграничение и обособление деятельности групп работников по функциям управления как относительно самостоятельным сферам деятельности.

Функциональное разделение труда предусматривает обособление на предприятиях отдельных работ и категорий персонала в зависимости от их содержания и функций. В наиболее многочисленную функциональную группу персонала представляют рабочие, которые делятся на основных и вспомогательных. Первые заняты непосредственно осуществлением основных функций производства, вторые обеспечивают выполнение этих функций (наладка, ремонт оборудования, контроль материалов и т.д.)

По выполняемым функциям выделяют и другие известные категории персонала: руководители, специалисты, служащие, технические исполнители, младший обслуживающий персонал, ученики и др.

На современных предприятиях функциональное разделение труда служит основой эффективного использования всех категорий персонала.

Повышение эффективности функционального разделения труда предполагает специализацию рабочих, инженерно - технических работников и служащих на основе четкого разделения функций маркетинга, проектирования, менеджмента, производства товаров, управления персонала и т.д.

Профессиональное разделение труда предполагает обособление внутри каждой функциональной группы работников в зависимости от технологического содержания и вида выполняемых работ различных профессий, специальностей.

Технологическое разделение труда означает расчленение действующих на предприятии производственных процессов на отдельные ситуации, операции, и закрепляемые за определенным исполнителем. Различают предметное и операционное разделение труда.

Предметное - закрепление за рабочим комплексов операций для получения готового продукта. Операционное - закрепление отдельных операций за рабочим.

Квалификационное разделение труда определяется уровнем профессионального мастерства, производственного опыта личных способностей.

В настоящее время для оценки уровня квалификации персонала различных категорий используется единая тарифная сетка, включающая 18 разрядов сложности работ: для рабочих и служащих - с 1 го по 10 й разряд, специалистов - с 6 го по 14 й , работников творческого труда - с 7 го по 17 й , руководителей - с 12 го по 18 й разряд.

При обосновании наиболее эффективных форм разделения труда в конкретных условиях производства следует учитывать взаимодействие технических, социальных, психофизиологических и экономических факторов. Комплексный подход к проектированию будет способствовать выбору оптимальных форм разделение труда различных категорий персонала в организациях.

Технические границы разделения труда обоснованы техническими характеристиками применяемого оборудования, возможностями используемых приспособлений, основными эксплуатационными условиями, требованиями рынка и т.д.

Психофизиологические границы разделения труда определяются личными профессиональными способностями и возможностями персонала, уровнем трудовой нагрузки и физических усилий, требованиями сохранения здоровья и работоспособности, усилиями безопасности работы и т.д.

Социальные границы разделения труда характеризуются содержательностью труда, наличием разнообразных и привлекательных работ, возможностями развития творческих способностей человека, ростом профессиональной квалификации, повышением заработной платы и т.д.

Экономические границы отражают влияние выбранной формы разделения труда на конечные результаты трудовой и производственной деятельности персонала, в частности на величину суммарных затрат трудовых и материальных ресурсов. Форма разделение труда, обусловленная расчленением процесса изготовления изделия на составные части, выполняемые различными работниками, называется кооперативным разделением труда. С экономических позиций необходимо установление границ не только разделением труда, но и совмещением функций, профессий и специальностей.

Совмещение возможно в этом случае, если исполнитель не полностью загружен на основной работе в течение рабочего дня.

Оценка результативности труда одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы.

Показатели, по которым оцениваются работники, называются критериями оценки. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов. Для оценки результативности труда требуется довольно большое количество критериев, которые бы охватывали и объемы работы, и ее результаты.

Поэтому при выборе критериев оценки следует учитывать, во - первых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки (повышение оплаты труда, служебный рост, увольнение и т.д.), во - вторых, для какой категории и должности работников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности ответственности и характера деятельности работника.

Результат труда определяется, исходя из объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей.

Для оценки факторов результативности чаще всего используется бальный метод. Процедура оценки результативности труда будет эффективна при соблюдении следующих основных условий:

  • - установление четких «стандартов» результативности труда для каждой должности (рабочего места) и критериев ее оценки;
  • - выработка процедуры проведения оценки результативности труда (когда, как часто, и кто проводит оценку, методы оценки);
  • - предоставление полной и достоверной информации о результатах деятельности;
  • - обсуждение результатов;
  • - принятие решения по результатам оценки.

Эффективность работы подразделений целесообразно определять в результате анкетирования работников на основе следующих критериев:

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, -и, ж. 1. Отдельная отрасль науки, техники, мастерстваили искусства. Избрать своей специальностью историю. 2. То же, чтопрофессия. По специальности инженер. Получить, приобрести с. смотреть

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

специальность ж. 1) а) Отдельная область науки, техники, искусства. б) Сфера чьей-л. деятельности или изучения чего-л. в) Самостоятельная профессия, основная квалификация. 2) Круг излюбленных занятий, интересов. 3) Дело, занятие, в котором кто-л. проявляет свое умение, искусство.<br><br><br>. смотреть

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

специальность ж.speciality; (профессия) profession приобрести специальность — acquire a profession; learn* a trade разг.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

специальность См. занятие, знание, круг. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. специальность профессия, занятие, деятельность, род занятий; знание, круг; дело, профиль, мастерство, ремесло, намеренность, преднамеренность, квалификация Словарь русских синонимов. специальность профессия, профиль / обычно рабочая: квалификация см. также ремесло Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. специальность сущ. • профессия • ремесло Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. специальность сущ., кол-во синонимов: 10 • дело (97) • занятие (46) • квалификация (13) • мастерство (25) • медиаспециальность (2) • намеренность (9) • преднамеренность (12) • профессия (336) • профиль (24) • ремесло (14) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: дело, занятие, квалификация, мастерство, медиаспециальность, намеренность, преднамеренность, профессия, профиль, ремесло. смотреть

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (от лат. specialis - особый, особенный, species - род, вид), комплекс приобретённых путём спец. подготовки и опыта работы знаний, умени. смотреть

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. Слова специальный, специальность укрепились в русском литературном языке XVIII в. Это были научно-профессио-нальные термины. смотреть

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ и, ж. spécialité f. 1. устар. Отличительная особенность, черта кого-, чего-л.; своеобразие. БАС-1. "Благонамеренный журнал" А. Е. Измайл. смотреть

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

(от лат. specialis особый, особенный, species род, вид), вид трудовой деятельности, осуществляемой на основе соответствующей профилированной теоретич. и практич. подготовки. В сравнении с базовой проф. деятельностью (см. Профессия). имеет более узкий характер и в рамках её иногда менее устойчивый. Деление на С. отражает качественное разнообразие конкретных трудовых процессов и глубину разделения труда с учётом применяемых способов и особенностей оборудования, объектов, орудий труда, конечной продукции и т. п. Так, базовая профессия «слесарь» подразделяется на такие виды: слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь по контрольно-измерит. приборам и автоматике и т. д.; базовая профессия «врач» включает такие С., как врач-терапевт, врач-стоматолог, врач-хирург и т. д. Динамика С. более оперативно, чем профессия, отражает тенденции, связанные с науч.-техн. прогрессом. С. наиб. подвижный элемент в системе проф. разделения труда. В то же время расширение проф. профиля работников часто идёт путём интеграции двух или неск. связанных между собой С. Примером может служить совр. профессия «штамповщик», к-рая объединила существовавшие ранее отд. С.: калибровщик, прессовщик, штамповщик холодной штамповки, штамповщик на эксцентриковом прессе, гофрировщик сеток и др. Наряду с понятием С. в соответствии с выполняемой работой существует понятие С. по образованию. С. характеризует направление подготовки и включает совокупность знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для постановки и решения конкретного класса проф. задач. К сер. 90-х гг. в Рос. Федерации подготовка специалистов с высш. и ср. проф. образованием, разработка уч. программ и планов, организация уч. процесса осуществляются в соответствии с официально утверждённым перечнем С., включающим 30 групп С. по высшему и 28 групп по ср. проф. образованию. Группа С. представляет собой совокупность С., относящихся к к.-л. широкой области знаний (наук), указанной в наименовании группы. Область знаний отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные. Так, в системе высш. образования С. объединены в след, группы: естеств.-науч.; гуманитарные; образовательные и воспитание;здравоохранение;культура и иск-во; экономика и менеджмент; междисциплинарные естеств.-технические; геология и разведка полезных ископаемых; разработка полезных ископаемых; энергетика и энергомашиностроение; металлургия, авиационная и ракетно-космич. техника, морская техника, наземные трансп. средства; технол. машины и оборудование; электротехника; приборостроение; электронная техника, радиотехника и связь; автоматика и управление; информатика и вычислит, техника; сервис; эксплуатация транспорта; хим. технология; окружающая среда и безопасность жизнедеятельности; технология продовольств. товаров; технология товаров широкого потребления; стр-во и архитектура; геодезия и картография, сел., лесное и рыбное х-во. С. ср. проф. образования (более узкие по профилю, чем С. высш. образования). объединены в группы, как и в системе высш. образования. С целью регламентации принятых в Рос. Федерации С. по образованию разработан и введён в действие Общерос. классификатор специальностей по образованию (ОКСО), соответствующий действующим междунар. нормам в области проф. подготовки дипломированных специалистов. Этот документ предназначен для использования и решения задач в управленческой, уч.-метод., науч.-иссле-доват., планово-финансовой, адм.-хоз. и кадровой деятельности, а также при инспектировании, аттестации, аккредитации уч. заведений и иностр. документов об образовании. Свой перечень С. существует.н. для подготовки в аспирантуре науч. и науч.-пед. кадров высш. квалификации. Группы С. в этом перечне также соответствуют областям знаний (наук). В системе проф.-тех. образования действует Гос. стандарт проф. образования, в к-ром 42 группы рабочих профессии объединяют С., родственные по общности технико-технол. параметров или трудовых функций, либо по обоим этим признакам. Я. П. Сорокина. смотреть

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ(от слова специальный, фр. specialite). Занятие или знание, которому человек посвятил себя и в котором достиг совершенства или особенного . смотреть

Читайте также: