Как называется профессия человека который плетет из бересты

Опубликовано: 02.10.2024

Наталия Викторовна, что вас привлекает в берестоплетении?

Я бывший воспитанник клуба «Мечта», в котором сама работаю уже больше 20 лет: преподаю плетение из бересты и макраме. Сколько себя помню, всегда увлекалась каким-нибудь видом рукоделия: и вязанием, и кружевоплетением, и даже резьбой по дереву. К 19 годам добралась и до бересты. Постепенно, по мере погружения в это ремесло меня стала интересовать его история, бытование на территории Вологодского края, практическая и эстетическая сторона берестяных изделий. Крестьянскую избу XIX века невозможно представить без плетеной посуды – туесов, солониц, лукошек, корзин, зобенек (небольших корзинок – прим. автора), коробов, пестерей. Каждая вещь имела свое назначение, которое определяло и размер, и форму, и наличие Берестяные солоники, мочесник для хранения веретён, ложкарница
декоративных элементов. Вот, например, лукошко, сосуд с квадратным дном и расширяющимися кверху стенками. В Грязовецком районе в небольшое лукошко собирали яйца, а в Междуреченском с лукошком чуть побольше ходили в лес за ягодами. Если лукошко предназначалось для сыпучих продуктов, то оно закрывалось надевающейся сверху крышкой. Любые продукты в берестяной посуде хранились долго: молоко в туесе могло стоять на холоде несколько дней, яйца в лукошке не портились месяцами, рыба в пестере-рыбнике оставалась свежей даже в теплое время. Лапти – прекрасный образец практичной и физиологичной обуви. Хоть носились они недолго (от трех до пяти дней), но стоили дешево (3 копейки в сравнении с сапогами за несколько рублей), а ноге в них было комфортно в любую погоду.

Чтобы сплести из бересты то, что будет не просто красиво, а послужит в быту, нужно знать все тонкости технологии. Как вы их изучаете?

Берестяной крупеник с внутренним бортом
Материал приходится собирать по крупицам. Нет таких изданий, в которых было бы собрано всё. Встречаются лишь описания отдельных предметов, при этом даже простейшие изделия не описываются технологически. Мало информации о том, как использовались те или иные предметы, о том, какие народные приметы с ними были связаны. Поэтому основной источник сведений – не столько книги, сколько музейные фонды. В музеях области специально изучаю «ассортимент» представленных там берестяных изделий – интересные с точки зрения формы или технологии экземпляры попадаются везде. Многие мои вещи изготовлены по образцу музейных экспонатов. Зачастую понять, как сделана простая с виду вещь, очень нелегко. Взять хотя бы изделия со вставленным в верхний край ивовым прутом – лукошко, корзинку или хозяйственный таз. Они использовались во многих районах области, есть в фондах Лукошко с ивовым прутом в горловине. Автор – Екатерина Рахлей, 10 лет
Вологодского музея-заповедника, но технология их изготовления была утрачена. И так получилось, что именно мне удалось восстановить ее в 2008 году. Плести так пробовали многие мастера, но как только доходили до верха изделия, лычки (полоски бересты) начинали загибаться, и по верху получался ряд отверстий, которые невозможно затянуть. Никто не мог понять, почему. И смотрите, стенки расширяются кверху, а ведь ширина лычек остается неизменной! Оказывается, верхний край изделия распаривался в кипятке и только потом затягивался. Важно также правильно рассчитать длину прута для верха изделия – это четыре стороны дна плюс еще одна сторона. Взять больше – не затянем верх, взять меньше – не будет эффекта расширения.

В постижении тонкостей ремесла огромную роль играет общение с другими мастерами. В Вологодской области существует клуб «Очарованные берестой», в него входят педагоги и мастера, которые проводят семинары и мастер-классы. Делимся опытом и на ярмарках, и на встречах в центре ремесел «Резной палисад». Надо сказать, что музейные фонды мы не только используем, но и пополняем. Мои изделия хранятся в фондах Вологодского и Великоустюгского музеев-заповедников, в Областном научно-методическом центре культуры, в «Резном палисаде», несколько изделий планирую передать в Дом Корбакова.

То, что сегодня мастера продают на ярмарках, – это чисто сувенирная продукция? Или берестяные изделия находят применение в быту современного человека?

Берестяные шаркунки
Конечно, находят, и таких изделий, как ни странно, больше, чем просто сувениров. Зачастую обыкновенные предметы крестьянского быта помогают создать этностиль в интерьере – сейчас это довольно популярно. Кроме того, изделия из бересты, как теперь модно говорить, экологичны. Погремушку-шаркунок ребенок может уронить на пол и тут же снова взять в рот – береста, содержащая природный антисептик бетулин, сама себя обеззараживает. Этим же объясняется и способность берестяной посуды предохранять продукты от порчи.

Многих сегодня интересуют лапти – не как сувенир, а именно как обувь, домашняя или дачная. Современные мастера плетут лапти самые разные, ведь и в прежние времена в каждой местности бытовала своя форма лаптей, а разнообразие материалов, из которых они плелись, огромно. Это липовое лыко, вереск, ракита, мочало. Лапти из дубового лыка назывались дубачи, а самыми нарядными считались вязовые лапти: после плетения их окунали в кипяток, и они приобретали розовый оттенок. В лаптях-мокроступах можно было преодолеть любое болото. Ношение их имело закаливающий эффект: для этого в лаптях делали своеобразные стельки из свежих листьев одуванчика, мать-и-мачехи, ольхи, фиалки, подорожника. Носили лапти и зимой поверх онучей, утепляя их конским волосом или кожаной подошвой. По дому Берестяные сапоги, короб и налопаточник
хозяйки хлопотали в ступнях – это более глубокая обувь, не требующая обор (подвязок). А вот интересная форма – берестяные сапоги: их надевали в лес, чтобы защититься от укусов змей. Упрощенный современный «заменитель» лаптей – берестяные стельки.

Очень востребована такая традиционная форма, как короб – сейчас она в слегка модифицированном виде выполняет роль хлебницы или объемной емкости для хранения других продуктов. В наших хлебницах использована очень сложная технология – внутренний борт, на который плотно надевается откидная или съемная крышка. По такому же принципу делается небольшой крупеник, и в крупе, которая в нем хранится, никогда не заведется жучок.

Рассматривая некоторые берестяные изделия, невозможно не задаться вопросом, почему они выглядят именно так. Но в крестьянском быту не было ничего случайного. Расскажите о самых интересных, на ваш взгляд, формах.

Берестяной пестерь и хозяйственный таз
В экспозиции Грязовецкого музея мое внимание привлек предмет, назначения которого сотрудники не знали: по форме похож на ложкарницу, но по размеру гораздо больше. А это мочесник – в нем хранили веретёна. Часто встречаются солоники интересной формы – бутылеобразные, с герметичной крышкой. Солоники высотой от 12 до 20 см – походные: их брали на покос или в лес. А те, в которых соль хранилась дома, достигали полуметра. Крошечная корзинка, которая выглядит игрушечной, на самом деле вполне серьезный предмет быта: это набирка, она вмещает один стакан ягод. Есть и набирушка – та уже чуть побольше. Из такой маленькой корзинки пересыпали ягоды в большую емкость – корзину или пестерь. А вот очень неожиданная форма – плетеный таз: он использовался для переноски и хранения чего-либо, а также в бане.

Сегодня наш быт совершенно другой. С корзинкой в лесу себя еще можно представить, но многие другие формы, наверное, уже не находят применения?

Современные формы изделий из бересты
Да, старинные предметы в наше время являются хранителями традиции, но зачастую не востребованы в быту. А для того чтобы промысел жил, нужна актуализация, преобразование традиционных форм в более современные. Поэтому хочется постоянно искать, узнавать и пробовать что-то новое, сохраняя при этом и самобытность, и технологию. Вот, например, налопаточник – футляр для лопатки, которой косарь точил косу. Сейчас в своем прямом назначении он используется очень редко. Но эта форма подходит для изготовления футляров под мобильник и очешников. Есть сведения, что в древности были распространены сделанные таким же способом берестяные колчаны. Хочу изучить этот вопрос, и возможно, появятся идеи, как применить в современном быту крупный вариант этой формы.

В «репертуаре» любого мастера-берестянщика есть и полностью современные предметы, не имеющие аналогов в традиции, – разнообразные конфетницы, сухарницы, сувениры. На занятиях с детьми часто придумываем новые формы, порой очень неожиданные.

Как строится процесс обучения берестоплетению?

На занятии по берестоплетению в клубе «Мечта». Фото из личного архива
В клубе «Мечта» у меня пять групп по берестоплетению, в каждой от 10 до 12 человек. Занимаются дети от 7 до 14 лет, но основная масса – ученики начальных классов, в средней школе у детей становится меньше времени на дополнительные занятия. И если раньше клуб посещали организованные группы (учителя приводили продленку или целые классы), то сегодня у нас только свободное посещение, то есть занимаются те, кому это действительно нравится. Программа рассчитана на три года обучения, а мотивировать ребенка так долго заниматься одним видом прикладного творчества очень непросто. Но есть ребята, занимающиеся четвертый и пятый год – это самые стойкие, которым хочется осваивать технологию дальше. Для таких воспитанников разработан дополнительный тематический план, предполагающий изучение новых форм изделий, а также заочное знакомство с работой других мастеров.

Футляр под мобильный телефон. Береста, тиснение
Первый год обучения – это в основном работа с заменителем бересты, бумвинилом. Только что пришедшему семилетнему ребенку нельзя сразу подать бересту. Ведь прежде чем сплести что-то, бересту нужно обработать – почистить и нарезать, а для этого нужно освоить ленторез. Дальше они учатся расслаивать бересту – для каждого изделия необходима своя толщина. И чтобы ребенок «не угас» на подготовительных этапах работы и параллельно с подготовкой бересты изучал основные виды плетения, и берется бумвинил. На втором году обучения всё повторяется на бересте, и формы изделий постепенно усложняются. Процесс изготовления вещи может растянуться на месяц или два, так что за год они успевают немного. Но зато получаются качественные, добротные изделия.

Если брать традиционные предметы, то в первую очередь дети выполняют берестяной шаркунок (погремушку). Раньше бытовали шаркунки на деревянной ручке, выполнявшиеся из цельного куска бересты, делал его хозяин дома. Внутри 9 сухих горошин – это магическое число, а еще в старину считалось, что звук сухой горошины оберегает детей от нечистой силы. Сейчас используются в основном плетеные шаркунки – это моя авторская разработка. Она более безопасная, так как не имеет жестких краев и мелких деталей, которые ребенок может откусить. По мере совершенствования навыка предлагаю все более сложные по форме и крупные вещи. Чтобы сделать процесс обучения наглядным, у нас разработаны технологические карты по каждому виду изделий, отражающие все этапы его изготовления.

Необработанная береста
Как происходит заготовка бересты? Кто этим занимается?

Сами не заготавливаем – заказываем и покупаем. Собирать бересту нужно в определенное время, в определенных условиях, на вырубке леса. Чтобы снять большой и ровный кусок бересты с бревна, нужно не только умение, но и физическая сила. Разделка бересты – тоже тяжелый труд, после которого руки болят, и воспитанникам младшего возраста это не под силу. Привлекать ребят к процессу обработки бересты я начинаю со второго года обучения. Из одного куска бересты целиковых ровных полосок получается немного, но мы используем и короткие полоски, и обрезки, выбрасываем только выступы-сучки. Короткие полоски идут на плетение второго слоя изделия, а обрезки – на изготовление мелких сувениров с тиснением или на аппликацию из бересты.

Вы говорили о новых формах, которые придумываете специально для изготовления на занятиях…

«Танк-победитель». Автор – Александр Проворов, 11 лет. Фото предоставлено Н.В. Кашиной
А вот пример – сувенирные коньки. Эту модель я разработала к Олимпиаде в Сочи. Дети заинтересовались и плетут в подарок знакомым, кто занимается этим спортом. В изготовлении берестяных кепок использованы сразу две техники: плетение и тиснение. Эти изделия очень понравились музыкантам вологодского рок-клуба, нашим бывшим воспитанникам. В прошлом году в Вологду приезжали разные рок-группы, и наши рокеры попросили сделать для них такие именные кепки в подарок. К 70-летию Победы мальчик, воспитанник четвертого года обучения, плетет танк, запланирован у него и самолет.

Мелкие обрезки бересты идут на закладки, футляры для проездных, зеркалец, обложки для записных книжек, игольницы, рамки для фотографий, подставки под горячее. В аппликации из бересты используем кусочки бересты разных оттенков, детали дети вырезают по шаблонам, заготовленным мастером, а потом создают из них свои композиции.

Мастер-класс по берестоплетению на празднике, посвященном Дню знаний. Фото из личного архива
Кого больше среди ваших воспитанников – мальчиков или девочек?

Мальчиков больше, но не намного, а занимаются все с одинаковым старанием и энтузиазмом. Хотя исторически берестоплетение – мужское ремесло, и это не случайно: ведь мастер должен был не только уметь плести, но и самостоятельно заготавливать материал.

А в плане трудоемкости чего требуется больше – ловкости или силы?

Наверное, больше всего – терпения, усидчивости и выдержки. Протащить лычку сквозь плетение очень трудно, бывает, приходится использовать пассатижи. И усилие здесь надо рассчитать, иначе лычка порвется. Существует специальный инструмент для облегчения этого процесса – кочедык: им можно слегка расширить квадратик плетения диагонально, чтобы лычка прошла, а бересту в процессе работы нужно смазывать растительным маслом.

Как вообще удается заинтересовать нынешних детей старинным ремеслом?

Надо сказать, что традиционные формы дети осваивают очень увлеченно. Обучение берестоплетению не ограничивается освоением технических навыков – мы изучаем традицию в широком смысле слова, говорим об обычаях, обрядах, приметах, о бытовом укладе русского крестьянина, о том, что вся его жизнь была тесно связана с природой и трудом на земле. Когда навык приобретен и «рука набита», хочется пробовать и придумывать новое, особенное, свое – в этом желании детей всегда поддерживаю. Мною собран богатый материал оМастер-класс для родителей воспитанников. Фото из личного архива
современных мастерах, подготовлены презентации. Бывая на ярмарках, я всегда обращаю внимание на интересные работы своих коллег и потом показываю детям то, что делают другие. Мы участвуем в выставках народных промыслов, чтобы ребята видели все их многообразие, а не только бересту. Родителей воспитанников приглашаем на открытые занятия и на мастер-классы, чтобы посвятить их в процесс изготовления берестяных вещей, чтобы они почувствовали, насколько это трудоемко, и ценили труд своего ребенка. С воспитанниками встречаемся не только на занятиях – проводим КВНы, совместные праздники, спортивные мероприятия, ходим в музеи. Ведь мы учим не только ремеслу – учим дружить, общаться и видеть красоту окружающего мира.

«И нет нам покоя! Гори, но живи!» — так пелось в известной песне. Мы конечно не «горим», а плетём, но покоя нам точно нет! Хотя, будьте предельно осторожны, береста очень легковоспламеняющийся материал!

Теперь-то уж я точно расскажу о тех заветных способах плетения из коры берёзы, которую называют «береста».
Расстались мы в прошлый раз, кажется вот на этом месте >>
Приступим, пожалуй! Закончив все приготовления, вооружившись ножницами и линейкой с карандашом, мы кладем перед собой чистый лист бересты, желтой стороной к столу, белой к себе.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 1

Желтая сторона, это та, что была внутри берёзы.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 2

На самом деле, внутренний слой (тот, что к дереву) может быть самых разных оттенков, и не только жёлтый:

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 3

Фрагмент, обозначенный «-» (чёрточкой) не пригоден для плетения, слишком широкие и часто расположенные бороздки, лента будет ломаться и цепляться.

Фрагменты обозначенные «0» (ноликом) болеют каким-то «неизвестным науке» грибковым заболеванием, пока не распрастраняющимся на человека, и потому совершенно безвредны, но плести из них тоже хлопотно.

Фрагмент обозначенный «*» (звёздочкой) как раз тот самый кусок «зимней» бересты с налипшим на неё кадмием. Годен в работу.

Береста — материал слоистый и желательно бы лист очистить до равномерно распределенного слоя, ну, если уж никак, то никак.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 4

Нужно следить, чтобы коричневые черточки на бересте, которые называются «чечевички» или «устьица» располагались горизонтально. Чечевички — это поры через которые дерево дышит. И чертим по линейке полоски необходимой ширины. Чаще всего и наиболее удобно используются полоски по 1,5 см шириной. Здесь важно запомнить, что именно вдоль чечевичек и не наоборот.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 5

Если нарезать поперек, то полоска будет очень хрупкая, станет рваться и вы не сможете работать.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 6

Так вы режете вдоль волокон и полоска становится прочной, как кожаный ремень, кстати в старину бересту еще называли «лесная кожа».
Береста очень податливый материал и «нежный», поэтому любые отметины и царапины остаются на ней навечно и со временем темнеют. Поэтому вся разметка делается на белой стороне, которая будет внутри изделия.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 7

Белая сторона, «улица», когда очищена от шелухи, пористая и впитывает все, любые прикасновения оставляют след, со временем кажется, что вещь будто засалена и смотрится это некрасиво. Поэтому её и прячут вовнутрь.
Теперь делаем «заплёт», то есть переплетаем в шахматном порядке необходимое нам количество лент, но только теперь желтой стороной к себе, а белой к столу.
Вот тут-то и предстоит выбрать способ плетения. Конечно, выбор делается гораздо раньше, в голове мастера, возможно еще тогда, когда этот лист бересты мирно шумит листвой в лесу. Просто с этого момента начинаются различия.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 8

Прямое плетение
Этот вид плетения более древний и считается, что именно с него и началось вообще все плетение и не только из бересты. Он произошел тогда, когда одному из наших предков в голову пришла идея перекрестить две полоски чего бы там ни было, и продолжать их перекрещивать пока не вышло нечто путное. Для прямого плетения практически всегда берется четное количество полосок. Сделав дно нужного размера, туда ставилась болванка, остальные полоски поднимались кверху и плетение происходило по принципу любого плетения «полоска снаружи, полоска внутри».
Не поверите, Китай и тут преуспел, руководство по плетению:

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 9

Поднявшись на нужную высоту, мастер вынимал болванку и закрывал край изделия с дополнительной полоской.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 10

Болванка нужна для соблюдения ровных углов.

Чаще всего так делались различные бутылочки.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 11

На схеме можно понять принцип плетения.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 12

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 13

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 14

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 15

Нехитрая домашняя утварь.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 16

Солонички, например «утица» (утка значит) делалась уже без болванки, только крышка делалась из дерева, в виде пробки или головы уточки.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 17

И схема плетения «утицы», вдруг кому надо:

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 18

Простота исполнения и небольшое разнообразие приёмов не позволяло сильно «раздухариться» в творчестве, поэтому предметы были сугубо бытовые, хотя если постараться можно было и пофантазировать.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 19

Предметы из бересты настолько прочно вошли в быт, что использовались многими художниками для натюрмортов, например на картине Эдуарда Панова, на столе корзина именно прямого плетения.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 20

Конечно, чаще всего и плелись корзинки.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 21

Простая ручка была не очень прочная и носила скорее декоративный характер, а вот плетёная попрочнее.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 22

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 23

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 24

Кстати, ступни делались смешанным плетением, потому как часть изделия плелась прямым способом, а часть «косым», край закрывался спереди, как в прямом плетении, а сбоку и сзади, как в косом. Возможно, сама необходимость изготовления большего количества разнообразных предметов, а соответственно появление новых методов и приёмов и выделила их в отдельный способ.

Косое плетение
Здесь можно говорить часами и километрами выкладывать фотографии. Все современные изделия делаются именно косым плетением. В принципе, не такое уж многообразие приёмов, но возможность их применения в различных комбинациях и лёгкость применения, породила такое разнообразие форм.
После «заплета», мы определяем расположение углов у будущего изделия и делаем их путем перекрещивания параллельно расположенных лент. Мудрёно? Вот схема.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 25
Кто хочет, может обратиться к китайцам.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 26

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 27

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 28
В обоих способах изделие плетут желтой стороной внутрь, белой к себе. Завершив край работы, остается только оплести изделие свободными полосками, чтобы оно везде было жёлтенькое. Плетя таким образом, внутренняя часть изделия сразу делается желтой и обплести нужно только снаружи, что не составляет труда. А получается вот что:

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 29

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 30

Иногда в украшении используют бересту белой стороной, но через несколько лет, если вещью пользуются ее уже не отличить от общего фона изделия.
Незабвенные корзины:

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 31

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 32

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 33

Даже сумка для ноутбука:

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 34

И многое другое.

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 35

А главное, игрушки!

Виды плетения из бересты продолжаем знакомство с ремеслом, фото № 36

Вот как-то так! Спасибо всем, кто заглянул! Рассказ об игрушках будет следующим в нашей темке.

Специалистов по бересте в России можно пересчитать по пальцам. Владимир Ярыш — один из них. Берестянщиком Ярыш стал случайно, что не помешало ему открыть в Великом Новгороде студию, где все желающие могут обучиться работе с берестой. Талант новгородского мастера оценили не только в России, но и за границей: американцы попросили Ярыша написать пособие о тонкостях работы с берестой. Книга вышла на английском и пользуется большой популярностью. ©

Работы берестянщика Владимира Ярыша востребованы во всем мире. Он не только редкий специалист, которых в России насчитывается около десятка, но и основатель студии «Новгородская береста».

Из бересты не только делают изысканные шкатулки, игрушки и украшения, но и используют ее в качестве гидроизоляционного материала, и даже изготавливают из нее небольшие лодки. Береста — это символ Великого Новгорода, в числе местных праздников есть даже День бересты, который отмечается в конце июля. Берестянщик Владимир Ярыш бережет традиции использования бересты в народных промыслах и уже более 30 лет передает эти знания следующему поколению. Почти 20 лет назад Ярыш открыл первую в России студию, где навыки работы с берестой получают все желающие.

Владимир Ярыш: — Никогда не думал, что стану заниматься берестой. По образованию я музыкант, в Новгородскую область приехал работать преподавателем по классу баяна. Однажды получил в подарок от мастера Юрия Степанова берестяной туесок. Так он мне приглянулся, что решил сам сделать такой же. Степанов несколько раз показал кое-какие приемы берестяного плетения, а затем почти десять лет я изучал это искусство самостоятельно. Много времени провел в этнографических экспедициях, изучая различные предметы, которые были изготовлены из бересты. Брал на заметку технику, вариации, возможности, затем стал придумывать свои разработки. Особенно интересовала гусельная традиция — сделал из бересты несколько десятков музыкальных инструментов.

Справка SmartNews
Береста — это верхний слой березовой коры. Раньше из бересты плели лапти и даже строили лодки, сегодня этот природный материал используется для изготовления украшений, сувениров, посуды. Заготавливают бересту в период с мая по июнь. Снимать верхний слой коры необходимо у дерева, которому как минимум 20 лет. Лучшая береста получается из берез, растущих в тенистых и влажных местах. Перед заготовкой бересты специалисты-берестянщики получают соответствующие разрешения в лесничествах.

По словам новгородского мастера, из бересты можно сделать самые разные поделки: корзины, туески, коробы, хлебницы, украшения, бижутерию, элементы дизайна для интерьера, дудочки, куклы-обереги и многое другое. Популярностью пользуются детские игрушки, например шаркунок. Это погремушка, которая радовала детей в XV веке: плетеная коробочка из бересты с зернышками внутри.

Свои работы Владимир Ярыш представляет на различных выставках, где посетители могут не только оценить мастерство новгородского берестянщика, но и приобрести понравившиеся изделия за умеренную плату.

Идеей открыть в Великом Новгороде школу или студию, где можно преподавать основы работы с берестой, Владимир Ярыш вдохновился после поездки в Прибалтику. В Риге он познакомился с основателями студии прикладного творчества «Тинэ». Несколько раз Ярыш ездил в творческую командировку к рижским коллегам, чтобы перенять их опыт.

Владимир Ярыш: — Посмотрев, как работают рижские мастера, я создал в Великом Новгороде творческую лабораторию, где вместе со своими помощниками занимался изучением художественной обработки природного материала. А уже через год наша лаборатория переросла в студию, которая получила название «Новгородская береста». Это первая в России школа, где можно научиться работать с берестой.

За 20 лет существования студии ее учениками стали более трехсот человек. Но освоить специальность берестяных дел мастера смогли не больше сорока учеников. Многие из них работают в разных регионах России и передают свои знания школьникам и студентам.

Владимир Ярыш: — Чтобы работать с берестой, необходимо знать несколько секретов. Для этого требуется усидчивость, опыт и желание что-либо сотворить своими руками. Но есть некоторые правила. Так как береста очень податливый природный материал, кору с дерева необходимо срезать только в период сокотечения, сушить ее только естественным способом, без применения радиаторов или других приборов. После с коры необходимо срезать все неровности и поместить ее в кипяток на несколько минут. После того как материал просохнет, можно приступать к работе.

Берестяные изделия нуждаются в особом уходе. Фланелевую салфетку необходимо промочить подсолнечным маслом и протереть изделие с обеих сторон. На стадии приготовления берестяное полотно тоже советуют смазывать растительным маслом.

Несколько лет назад Владимир Ярыш впервые поехал в Соединенные Штаты на международный детский фестиваль. Иностранные мастера заинтересовались его техникой работы и предложили организовать серию мастер-классов. Через два года Ярыш повторно побывал в Америке, приняв участие в фестивале по плетению бересты в Мичигане, и занял там первое место. Вдохновившись победой, мастер написал книгу о секретах берестяного плетения и издал ее на английском языке.

Экспертное мнение
Анатолий Гремлинский, историк, Великий Новгород: — Сейчас корзинка из бересты считается скорее изысканным подарком, а всего три века назад она была предметом домашней утвари, которую использовали не только в России, но и в странах Северной Америки. Плетение из бересты хорошо знакомо в этой части света, но со временем многие традиции плетения были утрачены, а популярность этих изделий ушла на второй план.

Справка SmartNews
Истоки берестяного мастерства лежат в далеком прошлом, историки отмечают, что первые упоминания о берестяных изделиях в Новгородчине были отмечены еще в ХII веке. На Руси берестяную кору прокладывали между бревнами фундамента, когда строили новый дом, — чтобы было теплее, ею обкладывали стенки погреба — кора забирала лишнюю влагу.

Экспертное мнение
Татьяна Саратовцева, краевед, Великий Новгород: — При раскопках, проводившихся в Великом Новгороде, археологами были обнаружены первые берестяные свитки, датированные ХI веком. Корой дерева пользовались в качестве поверхности для записей. При этом «бумага из бересты» была очень высокого качества.

Справка SmartNews
Существует два вида плетения из бересты: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Прямое плетение подходит для создания плоскостных изделий — салфеток, обложек для книг, солонок, коробов, корзин.

Рассмотрим прямой способ плетения корзин из бересты. Первый этап — это создание дна. Делается дно путем переплетения полос до образования квадрата с рисунком шахматной доски, размеры которого определяются числом лент — 4х4, 6х6, 7х7 и т. д. Количество лент соответственно берется 8, 12, 14 и т. д.

Для фиксации полос при плетении используют грузы (например, стекло) и зажимы. Получив четкий квадрат, размечают дно будущего изделия, оно может быть квадратным или прямоугольным. Далее начинают формировать стенки. При прямом плетении формировать объем лучше вокруг шаблона соответствующего размера. Все выступающие за объем полоски поочередно сгибают под прямым углом вверх и перевязывают веревкой. Затем с любого угла начинают вводить дополнительные горизонтальные полоски, постепенно переплетая ими вертикальные. Количество горизонтальных полос определяет высоту изделия. Для получения изделия с ровными стенками можно использовать шаблон, вокруг которого формируется изделие. В процессе работы полосы постоянно прижимаются друг к другу для получения плотной стенки без щелей.

После формирования внутренней части изделия ленты перегибают наружу вниз и начинают плетение наружного слоя.

Если длины нарезанных полос не хватает, ее наращивают — заводят под предыдущий слой, приподнимая его ножницами или шилом-кочедыком. Заканчивают плетение на наружной стороне дна.

Наградная кружка "Настоящий друг в разведку!".

Наградная кружка "Настоящий друг в разведку!".

Осень.

Осень.

Ключница "Дирижабль".

Ключница "Дирижабль".

Корзинка для хлеба из бамбука (малая).

Корзинка для хлеба из бамбука (малая).

Флаг "9 Мая. С Днем Победы!", 20х12 см.

Флаг "9 Мая. С Днем Победы!", 20х12 см.

Пейзаж - картина на зеркале.

Пейзаж - картина на зеркале.

Бабочка Данаида - картина на зеркале.

Бабочка Данаида - картина на зеркале.

Картина на зеркале - Пейзаж.

Картина на зеркале - Пейзаж.

« Май 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

История берестяного промысла.

Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.

Береста - это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.

Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) - сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь - плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники - короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, - все это делалось из бересты.

По характеру орнамента северную резную бересту можно разделить на несколько видов, связанных с другими областями народного искусства - вышивкой и резьбой по кости.

История берестяного промысла.

Технология изготовления

Береста как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Из этого пластичного, стойкого материала изготовлялись плетеные изделия: кузова, корзины, пестери, лапти, хлебницы, солонки. Береста шла на изготовление туесов - сосудов с крышкой, которые делали из цельного «сколотня» («сколотень» - снятая чулком со спиленного дерева кора березы). Плетеные изделия выполняются в технике прямого и косого плетения. Кузова, пестери имеют прямоугольную форму, лапти и ступни делаются по форме ноги, а солонки выполняются в виде уточек, бутылочек и т. д.

Плетеные из бересты изделия обычно не украшают дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несет сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала. Так, весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, а осенняя - теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный цветовой эффект.

Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая - июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если ее снимали умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не вредило дереву, и через несколько лет на нем вырастала снова нарядная белая одежда.

Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию. Для резьбы по бересте требуются самые простые орудия: нож и шило. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом. Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. С XIX века она применяется и в берестяных изделиях.

В Архангельской губернии из бересты делали короба, туеса, шкатулки, блюда, ларцы и прочие предметы домашней утвари и расписывали их живописными растительными узорами. Как правило, мастера заполняли поверхность изделий растительным орнаментом (тонкий извилистый стебель с листьями и ответвлениями, плавными изгибами). Сквозное, ажурное «кружево» (резьбу) из бересты мастера накладывали обычно на яркий фон из ткани, фольги или бумаги, что позволяло добиваться высокого декоративного эффекта.

Берестяные туеса (бураки) чаще орнаментируются. Сам процесс изготовления туеса довольно сложен: необходимо аккуратно снять с дерева кору, не повредив ее. Это будет внутренняя сторона туеса. Она цельная, из нее даже вода не вытечет. Сколотни по лицевой стороне оборачиваются «рубашкой», т. е. берестой, разрезанной с одной стороны. Рубашка несколько меньше сколотня, она закрывается в «замок». Затем в распаренный сколотень, обернутый рубашкой, заколачивается деревянное донышко. Сверху вырезается крышка с ручкой. Туес готов. Мастер по своему усмотрению и в соответствии с бытующей в данной местности традицией, перед тем как закрыть сколотень рубашкой, может украсить его геометрическим или зооморфным (изображение животных) орнаментом. Иногда рубашку туеса вырезают напросвет растительным орнаментом или геометрическим узором.

Центры берестяной резьбы: Великий Устюг (Вологодская область), Семенов (Нижегородская область), Архангельская, Томская области и Якутия

Специализация: изделия из бересты

Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения мёда и сметаны.

История берестяного промысла.

Береста и быт

Береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.

В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту. В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Крыша, крытая скалой (берестой), служит не меньше 40 лет.

В крестьянском доме, можно было увидеть много берестяной утвари, весьма необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали «вторую жизнь» после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки.

Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты.

История берестяного промысла.

Шемогодский промысел берестяных изделий

Шемогодская прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. Знаменит он и за границей. Название свое промысел получил от речки Шемоксы, что впадает в Северную Двину ниже Великого Устюга.

К 1882 году в Шемогодской волости В. Устюжского уезда помыслом занимались 168 человек. Вот что писалось в Очерке кустарных промыслов Вологодской губернии: «Лучшие бурачники в деревне Курово-Наволок. Они делают по заказу чрезвычайно изящные бураки». Имеются в виду изделия, украшенные прорезной берестой: туески, блюда, перчаточницы, пеналы, дорожные шкатулки и другие изделия. Изящный растительный орнамент, вырезанный мастером, украшал стенки и крышки изделий. Береста на темном или золотистом фоне выглядела как дорогой материал. Естественно, и изделия были привлекательны для покупателя.

Самым известным мастером этого промысла был И. А. Вепрев. Именно его изделия получили большую известность и принесли славу шемогодской бересте. Мастер имел десять медалей и дипломов различных выставок и ярмарок, в том числе и медаль Всемирной выставки 1900 г. в Париже. В 1882 г. на Всероссийской промышленной ярмарке его изделия были удостоены премии и полностью куплены императорским двором. Стоили они очень дорого: от 5 до 13 руб. за штуку, в то время как заработок крестьян, занимавшихся бурачным промыслом, по сведению Ф. Арсеньева, составлял 16 руб. за 6 зимних месяцев. В связи с большим спросом на изделия промысел постоянно расширялся. Работали не только мужчины, но и женщины, дети. 21 ноября 1908 г. в деревне . Погорелово была открыта крестьянская ремесленная школа. Изделия с прорезной берестой в основном шли за границу. В США были модными шкатулки для перчаток, автоматы для папирос. Франция и Германия тоже пользовались изделиями с речки Шемоксы. Революция 1917 г. мало повлияла на работу мастеров. Советской республике нужна была твердая валюта для подъема народного хозяйства. В 1918 г. кустари деревни Кирово-Наволок по инициативе мастера А. В. Вепрева объединились в Шемогодскую кооперативно-производственную артель. Перечень выпускаемых изделий был велик: платочницы, перчаточницы, табачницы, чайницы, рабочие ящики, коробки с выдвижными крышками, автоматы для папирос, коробки книгой, восьмиугольные и пирамидами. В 1928 г. представительство Госторга предполагало реализовать в Германии берестяных изделий на 5000 рублей золотом. А в 1930 г. Всероссийский союз промысловой кооперации обязался поставить па экспорт Кустоэкспорту берестяных изделий на 10000 рублей золотом.

История берестяного промысла.

С начала 30-х годов необходимость в золотой валюте падает благодаря подъему народного хозяйства страны. Экспортная деятельность художественных промыслов значительно сокращается, и они переключаются на работу для внутреннего рынка. Производство шемогодских берестяных изделий продолжалось до ликвидации промкооперации в 1960 г. Сейчас фабрика «Великоустюжские узоры» продолжает работать с берестой.

История берестяного промысла.

Другие берестяные промыслы

Как и в Вологодской губернии, в Вятской губернии существовал промысел туесов. Они уступали во многом вологодским, особенно по декорированию. Но вятская губерния славилась промыслом берестяных тростей, которые были модными у горожан в XIX веке. Берестяные трости были легкими и прочными, к тому же прекрасно смотрелись. Круглые заготовки бересты нанизывались на металлический прут и шлифовались.

Олонецкие берестяные промыслы - в очерке «Кустарная промышленность в Олонецкой губернии» авторы указывают на промысел берестяных веревок и дешевой конской упряжи. И, конечно, туесов. Интересно замечание, что туес служит до 25 лет, и продукцию крестьян с удовольствием покупают горожане. Лучшие туеса - Каргопольского уезда с Лодыгинской, Нифонтовской и Волосовской волостей.

Берестяной промысел Прикамья - в нижнем течении реки Чусовой существовал крупный центр производства туесов с тиснением. Тисненый орнамент покрывал весь туес сверху донизу. Геометрический орнамент, состоящий из ромбов, крестиков, диагональных и вертикальных полосок, звездочек, зигзагов, облагораживал берестяные туеса и не нарушал целостности материала. Самые лучшие туеса делали мастера с Чусовских городков. Пермские губернские ведомости в 1865 году отмечали, что за зиму в Нижне-Чусовских городках крестьяне делают до 100000 штук туесов. Про них говорили: «Летом рыбачат, зимой бурачат». В окрестностях Нижнего Тагила, кроме тисненых туесов, делали расписные туеса и украшенные переводными картинками.

В Тобольской и Томской губерниях известны берестяные промыслы туесов и «кисок». Киска - это своеобразный ковер (2-2,5х1 м), который использовался для защиты от дождя. Известны берестяные промыслы в Рязанской, Могилевской, Нижегородской губерниях и в Закарпатье.

История берестяного промысла.

Это интересно

Кустарные промыслы в России имели обширное распространение и давали значительный заработок населению. По некоторым источникам, берестяным промыслом в России занималось 115 тысяч человек. Бурачный промысел занимал одно из ведущих мест.

В литературе, наряду со словом «туес», укрепилось слово «бурак» в одном и том же значении - берестяной сосуд цилиндрической формы с крышкой и донышком. И хотя у слова «бурак» 11 значений, а у слова «туес» - одно, почему-то за промыслом укрепилось название бурачный.

В Архангельском областном словаре в статье «Бурак» приведены предложения, записанные в разных районах области: «Из береста бурачков наладят. это уж ноне стал бурачок, а прежнее – туесок», «И может бурачок сделать, а прежнее – туесок», «Если занадобится что перенести, так туесок, а потом помодней - бурачками стали звать».

В словаре современного русского литературного языка в статье «Бурак» замечено, что шведское «Bark» - банка, коробка, похоже на наше «бурак», что указывает на иностранное происхождение слова. Сейчас в научной литературе чаще встречается «бурак». А «бурак» - это и корзина, и свекла, и остов печи, и одиночная камера, и сапог, и туча, и другие значения, так что справедливо бы называть промысел туесовым.

Берестяные мануфактуры

Берестяные мануфактуры: происхождение, традиции, современность.

Береста - это уникальный природный материал, из которого наши предки изготавливали все необходимое для жизни. Без бересты невозможно было представить славянский быт в прошлые века, когда никто не слышал о научно-техническом прогрессе. Если есть береста, значит, будет одежда, обувь, аксессуары, мебель, кухонная утварь, игрушки и крыша над головой. Хорошо жилось людям вблизи березовых рощ, поскольку они были обеспечены всем необходимым для жизни. На бересте спали, в бересту одевались и обувались, в ней хранили продукты, ею отделывали дома и изготавливали лодки. Вся жизнь проходила в окружении бересты, поэтому берестяные мануфактуры росли, как грибы после дождя. Самое интересное, что и сейчас, в век айфонов и айпадов, этот материал не теряет своей актуальности – интересно, почему?

Как люди открыли для себя бересту: происхождение берестяного промысла

Берестой называют кремово-розовые слои березовой коры, которые скрываются под наружным белым слоем. Этот прочный и гибкий материал, не пропускающий воду и не поддающийся гниению, содержит ионы серебра, которые обеспечивают ему бактерицидные свойства. Если учесть, что береста снимает головную боль, снижает давление и оздоравливает весь организм, становится понятно, почему из нее делали детские колыбели, шили сарафаны, шапки, лапти и сапоги, мастерили кровлю, писали на берестяной бумаге письма, изготавливали емкости для хранения круп, мяса, рыбы, молочных продуктов и меда, алкогольные наборы из бересты. Парное молоко в берестяной бутылке не прокисало в полуденную жару, а дому, утепленному берестой, были не страшны никакие морозы.
Заготавливали бересту в первые дни лета, когда она наиболее мягкая, гибкая, сочная и легко отделяется от коры. Если делать это правильно, то следующие слои ствола дерева не повреждаются, и береза быстро восстанавливается.
Берестяные изделия изготавливались несколькими способами – из цельной бересты в виде цилиндра (сколотень), из цельных кусков бересты, скрепленных между собой, из плетеной бересты, а также из кусочков березовой коры, сшитых корнем ели, ивы или сосны.Несмотря на то, что берестяные изделия не нуждаются в дополнительном оформлении благодаря живописной бархатной текстуре, народные мастера украшали их резьбой, тиснением, расписывали красивыми узорами и декорировали камнями.

Берестяные мануфактуры на Руси

Первые предприятия по созданию берестяных изделий появились в XVIII веке – в это же время стали развиваться и совершенствоваться технологии обработки и украшения бересты. Один из самых первых заводов был расположен в Шемогодской волости недалеко от Великого Устюга, а местная прорезная береста, украшенная стильным орнаментом, славилась на всю Россию. Из прорезной бересты делали шкатулки, шляпные коробки, дорожные саквояжи, туески, блюда, чайницы, табачницы, кофейные наборы, папиросницы и штофы, большинство из которых отправлялись за границу.
В Вятской и Вологодской губернии были открыты берестяные фабрики по производству туесов и тростей, которые с удовольствием скупали зажиточные горожане. Олонецкие мануфактуры специализировались на веревках и конской упряжи из бересты, а мелкие предприятия Лодыгинской, Волосовской и Нифонтовской волостей поставляли туеса на городские ярмарки в промышленных масштабах.
На реке Чусовой был расположен огромный завод, считавшийся крупнейшим центром берестяных промыслов Прикамья, где изготавливались туеса с тисненым орнаментом, декоративной росписью и переводными картинками. В Томске и Тобольске помимо туесов мастера делали «киски» - плетеные ковры из бересты, защищающие от дождя. Сибиряки также специализировались на берестяных ручках для ножей, поплавках для удочек и рыболовных сетей.
В дореволюционной России бурачным (туесовым) промыслом занимались около 120 тысяч мастеров – это занятие считалось источником неплохого заработка и приносило доход Российской империи.

Как современный берестяной промысел стал искусством

Современные центры берестяного промысла – это, конечно, Великий Устюг, север России вместе с Архангельском и Якутией, Новгород, Вологда, Ярославль, Урал и Сибирь (Томск и Новосибирск). Однако возрождение берестяного искусства началось лишь в 70-х годах прошлого века, когда появилось новое поколение мастеров, которые не просто следовали старинным традициям в обработке бересты, но переосмысляли их, создавая новые технологии и формы, используя нестандартные материалы и украшения. Например, современные якутские мастера декорируют берестяные изделия бисером, конским волосом, ивовыми прутьями и металлическими элементами. Уральские народные умельцы впервые стали шпаклевать бересту, делая туеса, сосуды и шкатулки, имитирующие яшму, малахит и другие полудрагоценные камни. Продукция берестяной мастерской «Сонмище» из Кузбасса славится качеством и оригинальностью продукции – сибирские мастера делают на заказ домашнюю утварь, музыкальные инструменты, украшения и декоративные панно, используя цветную тонировку, тиснение, оплетку, художественную роспись акварелью.
Многие мастера окрашивают туеса (после предварительной грунтовки) масляной краской, темперой и гуашью, после чего покрывают изделие лаком. Очень популярные технологии - ажурная резьба, наложенная на фон из разноцветного текстиля, фольги и бумаги, гравировка выжиганием и выскабливанием, лазерная резка и аппликация. Таким образом, берестяные ремесла оформились в одно из направлений искусства, а аксессуары и предметы быта из бересты, за которыми «охотятся» иностранцы, превратились в элитные подарки и сувениры.

В некоторых деревнях до сих пор в целях экономии вместо рубероида используют бересту, и это кровельное покрытие служит более сорока лет, несмотря на дожди, снега и морозы. Сохранение традиций берестяного промысла и обилие березы в наших лесах безмерно радует, поскольку если всем нам придется вернуться в каменный век, то берестой и прокормимся!

Читайте также: