Как называется профессия настройщик пианино

Опубликовано: 02.10.2024

Аркадий Черкасов работает с инструментами ведущих концертных залов страны. Наряду с этим на него возложена миссия хранителя алматинских органов. За время карантина и летних каникул мастеру предстоит совершить профилактику музыкальных инструментов, чтобы осенью они вновь радовали своим звучанием ценителей фортепианной музыки и помогали студентам совершенствовать исполнительское мастерство.

– Вы окончили консерваторию имени Курмангазы по классу скрипки. Почему в итоге выбрали для себя профессию настройщика?

– Я стал настройщиком осознанно, в конце третьего курса консерватории мой вуз взял меня на работу. На первых порах помогал нашим мастерам, они определили мне фронт работ – обслуживание инструментов в консерваторском общежитии. Для меня это был настоящий курс молодого бойца. Как всем начинающим, мне доверили старые, годами эксплуатируемые инструменты. Объем работ был огромный, инструменты были изношенными – из десятилетия в десятилетие из них выжималось все, что можно, поэтому 90 процентов работы занимал ремонт механики.

Там я быстро набрался опыта. Только представьте: на носу сессия, концерт, студентам необходимо репетировать, а в инструменте клавиши западают – и люди смотрят на тебя как на спасителя. В таких стрессовых условиях быстро учишься, и очень скоро мастера стали приобщать меня к работе с концертными инструментами.

– Расскажите о ваших учителях, удалось ли сохранить профессиональную школу настройщиков в 90-х?

– Мне повезло – я успел вскочить на подножку последнего вагона. 90-е годы были переходным временем: опытные специалисты уходили, а новое поколение еще не успело сформироваться. Тем не менее я застал нескольких мастеров старой школы, мастеров в подлинном смысле слова. Моим первым учителем в профессии стал Дмитрий Мишин, опытный настройщик, в ту пору переехавший в Алма-Ату из Чимкента, чтобы усилить консерваторскую мастерскую. Из коренных алма-атинских ветеранов были Владимир Клопов, работающий поныне, Виктор Заварухин и Николай Филатов. Они прекрасно знали как фортепиано, так и орган.

Николай Филатов – настройщик потомственный, его отец основал наш консерваторский цех. Вместе с ним мы восстановили несколько старинных роялей. Во время работы много беседовали о профессии, он рассказывал о своем отце, о том, как после пяти лет обучения в музыкальной школе он стал приобщать его к профессии, передавать тонкости ремесла, которое знал от и до – сам работал на фортепианной фабрике. В итоге Николай Афанасьевич посвятил этому делу свыше 50 лет жизни и только в позапрошлом году вышел на пенсию.

Тогда-то я и увидел своими глазами, как работают старые мастера – все до мельчайших деталей делали вручную. Николай Афанасьевич настолько ровно отпиливал деталь, как будто циркуляркой резали, он и с металлом прекрасно работал, безукоризненно натачивая стамески.

Всему этому я учился, очень старался оправдать надежды этих прекрасных людей – они видели во мне продолжателя дела.

– Сколько в среднем нужно обучаться, чтобы стать крепким профессионалом, имеется ли возможность учиться за рубежом?

– В немецком Людвигсбурге есть престижная школа, это своего рода Мекка для настройщиков. Обучение длится четыре года. Чтобы туда поступить, нужно сначала договориться с одной из европейских фабрик по производству и реконструкции фортепиано, где ты будешь проходить стажировку. Теоретическую часть курса дают непосредственно в стенах школы, а практическую – на фабрике. При европейских фабриках действуют классы, где студенты школы оттачивают навыки. Интересно, что будущие специалисты начинают осваивать дело не с ремонта или настройки фортепиано, а с того, что ручными рубанками вытачивают детали, калибруют доски до нужных миллиметров и собирают табуретки. Все эти навыки необходимы для профессионального становления фортепианного мастера. И только потом, когда студент приобретает уверенность в столярном деле, он переходит к непосредственному изучению профессии – производству, ремонту и настройке фортепиано.

Замечу, что четыре года – это только начальный этап, базовые навыки, которые позволят двигаться дальше, а учиться нужно всю жизнь, и чем глубже ты будешь погружаться в профессию, тем больше тебе будет открываться профессиональных истин.

Прекрасные традиции обучения фортепианных мастеров существуют в Москве, Санкт-Петербурге. Я состою в Ассоциации фортепианных мастеров России «Европиано», это дает возможность участвовать в семинарах, общаться с коллегами, обмениваться опытом.

– Говорят, чем старше скрипка, тем ее голос насыщеннее, а фортепиано, наоборот, с возрастом изнашивается. Так ли это?

– Это так. Если правильно ухаживать за скрипкой, следить, чтобы не трескалась древесина, и вовремя менять струны, инструмент всегда будет в рабочем состоянии.

С фортепиано все иначе – это сложная конструкция с множеством деталей, которые со временем изнашиваются. Конечно, все индивидуально, но в среднем срок эксплуатации фортепиано 70 лет. Если же говорить о концертном инструменте, который практически ежедневно испытывает огромную нагрузку, то и того меньше.

К нам в консерваторию приезжал французский специалист по ремонту и настройке инструментов Патрик Синегали. Он рассказывал, что у них концертный рояль проходит капитальный ремонт через пять лет после начала эксплуатации, еще через пять лет его снова капитально ремонтируют и переводят в классы, где нагрузка меньше, а еще через пять-десять лет инструмент списывают. Но это вовсе не означает, что он уже отжил свое, напротив, у него сохраняется хорошее звучание, но только консерваторские нагрузки уже не по нему. Такие инструменты выставляют на продажу, их с удовольствием приобретают профессора и студенты. У нас музыкальные инструменты эксплуатируются до полной выработки ресурса.

– Можно ли играть на антикварных инструментах?

– Смотря о каком инструменте идет речь – прошел ли он реставрацию или нет. Это важно, ведь струнную одежду надо менять раз в 100 лет, если не чаще. Словом, здесь очень много нюансов, но в любом случае такие инструменты не предназначены для большой нагрузки.

– В Алматы существуют дома-музеи именитых творческих деятелей, где, как правило, есть рояль. Звучат ли они на концертах камерной музыки?

– По большей части инструменты в наших домах-музеях находятся в плачевном состоянии и служат экспонатами, такими как стол, шкаф и так далее. Порой на них нельзя сыграть ни одной ноты. Я не считаю это правильным, потому что инструмент должен жить. В Европе мне посчастливилось посидеть за роялями Грига, Листа – ощущения непередаваемые. Надо сказать, что рояль Грига, который находится в музее одной из европейских фабрик, не стали реставрировать, посчитали, что ценность этого инструмента в том, что каждая деталь в нем родная. Вместе с тем в Европе существуют богатые традиции реставрации старинных инструментов.

– Насколько физически тяжела профессия настройщика, много ли приходится носить с собой инструментов?

– Инструментарий настройщика – это не только настроечный ключ для вращения колков и камертон для фиксации эталонной высоты звука, это и целый ряд других приспособлений, имеющих различные функции. Чем опытнее становится настройщик, тем больше весит его инструментарий. Начинал я ходить с дипломатом, потом, когда вес инструментария составил около 13 килограммов, перешел на сумку, а потом – на рюкзак. Иногда хочется что-нибудь выложить, облегчить ношу, но любой настройщик скажет: именно то, что ты выложишь, тебе и понадобится. Поэтому стараюсь брать все.

– Бывает такое, что у настройщика никак не получается найти причину сбоя инструмента?

– Фортепиано напоминает организм человека, порой приходится проводить сложную диагностику, чтобы докопаться до истины. Расскажу о случае, который произошел с уже упомянутым Патриком Синегали. Его коллектив готовил к предстоящему концерту рояль, работа была скрупулезной: разобрали механизм, проверили каждую деталь, собрали, начали тестировать – вдруг на определенной ноте слышат какой-то отзвук, дребезжание. Приняли решение опять разобрать механизм. Разобрали, вновь провели профилактику деталей, собрали, играют – опять дребезжание. Все были в шоке, пока один из мастеров интуитивно не стал искать причину не в рояле, а в комнате – и нашел: оказалось, что на определенном звуке дребезжал… карандаш в стакане.

Был и со мной такой случай. Я настраивал рояль в кабинете нашего предыдущего ректора, Народной артистки РК Жании Яхияевны Аубакировой. Она говорила, что на определенной ноте слышится какой-то шелест. В результате поиска выяснилось, что этот шелест производили жалюзи от потоков работающего над окном кондиционера. Я усилил звучание инструмента и проблема исчезла, посторонний звук перестал быть слышим.

– Наряду с фортепиано вы еще настраиваете органы. У кого вы учились этому мастерству?

– С органом я познакомился благодаря замечательному музыканту, заслуженному деятелю РК Габиту Несипбаеву, он научил меня основам – показал устройство инструмента. Затем я учился у чехов, немцев, которых приглашали для работы с нашими органами, в частности для реконструкции большого концертного органа в филармонии, демонтажа и монтажа концертного органа консерватории во время перестройки Большого зала.

К слову, буквально на днях мне с коллегами вновь предстоит заниматься упаковкой главного органа консерватории, потому что Большой зал закрывается на капитальный ремонт.

Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлено
Аркадием Черкасовым
Источник: «Вечерний Алматы»

Есть профессии, о которых мы практически ничего не знаем. Все знают, что такое театр, но немногие знают о деятельности гримера. Все знают музыкантов, но практически каждый забывает, что за любым инструментом прячется настройщик, без которого инструмент бы не играл.

Кто такие настройщики музыкальных инструментов

О своей профессии, негласной, но такой необходимой, нам рассказал настройщик фортепьяно Игорь Зырянов

Специалистов не хватает

- Игорь Михайлович, расскажите о себе. Как давно вы занимаетесь настройкой музыкальных инструментов? Почему выбрали эту профессию?

- Настраивать музыкальные инструменты мне было интересно с самого детства. Я учился в музыкальной школе, и там всегда расспрашивал настройщика о его профессии, как правильно настраивать фортепьяно. Он начал меня обучать, показывать, как это делать. Затем я поступил в музыкальное училище, где уже сам настраивал свой инструмент, помогал однокурсникам. Позже стал заниматься этим профессионально.

В первую очередь я артист оркестра, окончил музыкальное училище, академию. Но впоследствии желание заниматься настройкой инструментов пересилило, и теперь это моя основная деятельность.

Ремонт и настройка пианино и рояля – это очень кропотливый труд. При этом профессионалов, которые могли бы это делать хорошо, не хватает не только на Сахалине, но и в других регионах. Несмотря на это, потребность в специалистах очень большая. Это касается и музыкальных школ, и оркестров, и просто владельцев инструментов.

Этому не учат

- Сложно ли настраивать инструмент? Сколько времени занимает обучение этому мастерству? Отличается ли настройка пианино и роялей?

- Стоит сразу сказать, что фортепьяно – это не инструмент, а название целой группы музыкальных инструментов, в число которых входит пианино, туда же можно отнести и рояль.

Настройка пианино и рояля мало чем отличается, принцип один и тот же. Отличается лишь механика, ремонт и регулировка.

В общем-то, не могу сказать, что настраивать фортепьяно сложно. Просто нужно уметь это делать, надо видеть причину проблемы и варианты ее устранения. Если причина не найдена, то вряд ли получится отремонтировать инструмент.

Научиться этому несложно, главное – желание. Сложность состоит в том, что учебных учреждений с этой специальностью нет, ни в одном училище этому не учат. Есть курсы. Но на мой взгляд, за две недели невозможно научиться настройке инструментов. Но тем не менее эти курсы официально зарегистрированы, ученикам выдается официальный документ об образовании, о профессиональной подготовке мастера по ремонту и настройке пианино и рояля.

В первую очередь важно уметь ремонтировать инструмент, а потом уже настраивать. Одно без другого делать не получится. Нужно уметь устранять проблемы, регулировать, ремонтировать. Поэтому сначала я наблюдал, затем начал пробовать сам. Если что-то не получалось, консультировался, задавал вопросы. А теперь, благодаря опыту и практике, я могу и сам консультировать других.

- Через какое время работы поняли, что можете учить других?

- Наверное, прошло около 15 лет до этого момента. А вообще учиться можно всю жизнь. Постоянно возникают какие-то нюансы, с которыми раньше не сталкивался.

Сейчас очень много литературы, в которой рассказывается о настройке инструментов. Но теоретических знаний недостаточно. Очень важна практика. Это можно сравнить с ремонтом автомобиля. Вы можете прочитать сколько угодно хороших книг и инструкций, но нужен опыт для того, чтобы найти причину поломки и понять, какое должно быть решение в данном конкретном случае. Главное – видеть проблему и уметь работать с инструментом.

Идеальный слух мешает

- Что самое главное при настройке?

- Важно ли для настройщика иметь идеальный слух?

- Нет, идеальный слух только мешает. Это не только мое мнение, но и мнение профессоров, ведущих инженеров этой отрасли. Для настройки необходим относительный слух, когда есть какая-то точка опоры, и относительно нее выстраиваются остальные звуки.

- Обязательно ли знать устройство инструмента для того, чтобы его настроить?

- Да, важно понимать, как сделан инструмент, иначе не получится разобраться в проблеме. Доктор перед тем, как лечить людей, изучает анатомию человека. Также и настройщик относительно инструмента, прежде чем ремонтировать, должен знать, как какая деталь выглядит, крепится, где она должна находиться и какова ее функция во всем механизме.

- Сколько лет вы занимаетесь настройкой?

- Около 25 лет. При этом я занимаюсь не только настройкой музыкальных инструментов, род деятельности разнообразный. Но именно эта профессия – очень востребована. Спрос у населения на услуги настройщика фортепьяно очень большой. Не только в Сахалинской области. Меня очень часто приглашают и в другие регионы. Я был на Камчатке, на Колыме. Меня звали на Шикотан.

К сожалению, сейчас сфера культуры не так востребована. Это связано и с изменениями в самой культуре, ее уровня, и с изменениями в сознании людей, их увлечениями. Тем не менее настройка инструментов все еще актуальна и пользуется популярностью.

Синтезатор или пианино

- Популярны ли сегодня классические инструменты? Не заменяют ли их современные синтезаторы?

- Разница между живым инструментом и синтезатором огромна. Живой инструмент – как человек, а синтезатор – это телевизор или компьютер. Клавиши – это кнопки. На них хоть ногой нажимай, звук будет неизменным, из колонки. На пианино же как ты нажмешь на клавишу, такое звучание и получишь. Это очень сложно, нужно чувствовать инструмент.

Если изначально учиться играть на синтезаторе, то, садясь за живой инструмент, ты понимаешь, что у тебя вообще ничего не получается. Это потому, что за роялем или пианино нужно ориентироваться на ощущения, играть на ощупь. А если, наоборот, научиться играть на живом инструменте, то синтезатор потом освоить легко и просто, никаких проблем не возникнет.

Но эти два инструмента нельзя сравнивать. Если вы учитесь в музыкальной школе или академии, то нужно заниматься на живом инструменте, за исключением эстрадного отдела. У эстрадников совсем другие цели и задачи, им не столь важно уметь играть. Главное – вовремя переключить эти кнопки. Но одно другое здесь ни в коем случае не заменяет, это абсолютно разные вещи. И синтезатор никогда не сможет заменить живой звук.

Пианино придумали около двухсот лет назад, и с тех пор его конструкция практически не изменилась. А синтезатор – это новое веяние, которое не сравнится с классикой.

- С какими проблемами сталкиваетесь в своей деятельности?

- У многих нет понимания важности профессии. К примеру, музыкальная школа может закупить инструменты, но на то, чтобы их настроить, денег никто не выделяет. А ведь сами по себе рояль или пианино играть не будут. Их нужно настраивать, и некоторые довольно часто. Все зависит от температуры, влажности в помещении, а также от частоты использования. В музыкальных школах настройка требуется раз в два месяца, а для некоторых частных инструментов достаточно одного раза за пять лет.

Настройщик никогда не считался специалистом, работником культуры. Это рабочий, как уборщик, гардеробщик. Никто не берет во внимание то, что это ответственная и важная работа. Согласно требованиям, мастер должен знать и уметь сыграть два-три произведения для того, чтобы проверить инструмент. Но при этом настройщик не является работником культуры. Такой вот нонсенс. К слову, звукооператор, который настраивает синтезатор, – специалист, работник культуры. Он не считается рабочим.

- Как правильно выбрать инструмент?

- Обязательно такие вещи лучше доверить профессионалу, который в этом разбирается. И если пианино сломалось, не нужно туда лезть, лучше сразу вызвать мастера. После определенных манипуляций бывает сложнее восстановить механизм. Поэтому лучше обратиться за помощью к знающим людям.

Этот курс рассчитан не только на профессионалов, музыкантов и любителей, но и на тех, кто никогда не соприкасался с миром музыки.

Для настройщиков с опытом

Бывает такое и очень часто, что человек учился в свое время у старых мастеров при фабриках или сам по книгам, опыт в настройке имеется, но никогда не проходил теоретический курс. Зачастую, не хватает знаний как правильно надо настраивать фортепиано, а как не надо, чтобы приносить инструменту только пользу при настройке и чтобы результат вашей работы устраивал преподавателей в музыкальных учреждениях и частных клиентов. В таком случае, мы рекомендуем пройти теорию и получить документ, необходимый для работы, сдав экзамен.

Для начинающих мастеров

Этот курс даст вам основу, понятие о настройке вашего фортепиано, а в дальнейшем и инструментов будущих клиентов. Это всегда выгодно, ведь свой инструмент можно настроить самому и произвести мелкий ремонт, чем вызывать настройщика со стороны. Если же вы захотите профессионально заниматься настройкой фортепиано, то после онлайн курса приглашаем Вас пройти дальнейшее обучение в очном формате.

Для людей без опыта

Для музыкантов

Фортепиано — инструмент, используемый не только пианистами. На данном курсе вы научитесь разбираться в устройстве и уходе за инструментом. Этот курс познакомит вас с музыкальным инструментом, который был популярен с середины 18-го века и остается актуальным и по сей день!

Как проходят занятия

Базовый курс онлайн состоит из 5 теоретических занятий с понедельника по пятницу с 18:00 до 21:00 по Москве. На платформе ZOOM с использованием мессенджера Telegram. После каждого занятия в чате будут предоставлены практические пособия по лекциям.

Материалы, которые будут использованы на курсе - статьи ведущих настройщиков – теоретиков и разработанный курс нашей школы специально для обучения в онлайн формате.

С первых занятий слушатели будут получать индивидуальные практические задания с консультацией преподавателей курса.

По окончании курса все слушатели получат сертификаты. Для получения удостоверения «настройщика пианино и роялей» на разряд необходимо сдать экзамен.

Также вы получите возможность пройти очное обучение в нашей школе по курсу "Основной" со скидкой 20%.

Какие знания вы получаете на курсе

С чего начать в профессии

Кто такой настройщик фортепиано? Зачем нужна эта профессия в век высоких технологий? Действительно ли Вам это необходимо?

На все эти и другие вопросы даст ответ наш уникальный онлайн курс по настройке и регулировке пианино и роялей. Никогда не поздно начать осваивать новую профессию и разбираться в устройстве и настройке своего домашнего фортепиано или же начать трудовую деятельность в этой сфере.

Основы, навыки, знания

Очень часто к нам на обучение приезжают практикующие настройщики с опытом работы, но возникают ситуации, что им не хватает базовых знаний владения профессиональной терминологией, параметрами и операциями по регулировке механики фортепиано. Этот курс ориентирован восполнить все теоретические пробелы в профессии!

Компоновка знаний

В интернете, в профессиональной литературе, научных статьях и на форумах настройщиков фортепиано разных стран имеется много информации и зачастую противоречивых мнений и споров о том, как все-таки и каким методом нужно настраивать фортепиано? Мы расскажем какие бывают способы настройки и каким образом лучше настраивать именно для вас! Этот курс скомпонует в одно целое ваши знания!

Почему выбирают нас

Через нашу Школу Квинта-2 многие бывшие наши ученики вступают в Европейскую и Российскую ассоциации фортепианных мастеров и совершенствуют мастерство, участвуя в семинарах мастеров всемирно известных фортепианных фабрик: Стейнвей, Ямаха, Петроф, Блютнер, Фёрстер, Зайлер и др.

Основной курс, «БАЗОВЫЙ ОНЛАЙН»

15 академических часов, 5 занятий по 3 часа в день через ZOOM с практикой, тестами и домашними заданиями

Основной курс, «БАЗОВЫЙ ОНЛАЙН»

15 академических часов, 5 занятий по 3 часа в день через ZOOM с практикой, тестами и домашними заданиями

Основной курс, «БАЗОВЫЙ ОНЛАЙН»

15 академических часов, 5 занятий по 3 часа в день через ZOOM с практикой, тестами и домашними заданиями

Программа курса

История создания фортепиано. Из чего состоит инструмент. Фирмы производители фортепиано в мире. Профессия настройщика в разные эпохи.

Звук и его природа в фортепиано. Понятие биение и паразитные биения. Тембр. Акустика. Правила настройки унисонов. ADSR. Правила работы с ключом.

Темперация от Пифагора до наших дней. Системы настройки разных мастеров и применение их на практике. Схема настройки темперации и общая схема настройки пианино. Предварительная настройка. Укрепление строя, установка разногабаритных струн, вирбелей и их параметры.

Параметры регулировки и узлы механики фортепиано. Устройство и параметры регулировки клавиатурного и педального механизмов.

Диагностика, порядок работы с инструментом, технологии чистки. Шумы в пианино. Инструменты для настройки, регулировки и ремонта, необходимые мастеру для работы, классификация ключей. Ценообразование на разные услуги настройщика при работе как с пианино, так и с роялем.

Основной курс, «БАЗОВЫЙ ОНЛАЙН»

Лилия Валерьевна, Александр Иванович! Матвей!
Спасибо за школу, за обучение! Это были насыщенные и интересные две недели!
Атмосфера замечательная. Александр Иванович как педагог просто высший класс! Очень здорово, что на практике нам помогал Матвей! Потому что с нуля ну очень сложно самому вникнуть, что слушать.
Желаю вашей школе процветать! Укрепляться! Сохранить все самое ценное, что было разработано вашим отцом, вашу душевность и человеконаправленность и дополнить новыми подходами и разработками!
Только хороших учеников! И побольше!

Спасибо за полученные знания и за прекрасное время, которое было потрачено не зря. Оправдаем Ваши ожидания и станем со временем прекрасными настройщиками и мастерами своего дела. Лилия, вам спасибо за заботу, что учеба и жильё были в шаговой доступности и в великолепных условиях! Всем рекомендую!

Спасибо за обучение. Полученные знания универсальны, и расширяют представление о физической природе звука. Много практических советов мы получили от Учителя, доброжелательную и спокойную обстановку обеспечила Директор. Возможно не все из нас продолжат практику настройки, но разговор с приглашенным настройщиком конечно будет строится совсем по другому, как и отношение к инструменту.

Огромное спасибо!
Учиться было очень интересно. Каждый день в плане освоения инструмента мы совершенствовались прямо друг у друга на глазах.
А под конец настолько сдружились, что расставаться было ой как нелегко.

Здравствуйте.
Мой немного запоздавший отзыв. Спасибо.

Почему я решил пойти учиться в школу настройщиков фортепиано? Дело в том, что за те без малого 40 лет, которые я присутствую в музыке, ко мне приходили немало людей, называющих себя настройщиками и никто из них ни разу не настроил и не отрегулировал мой инструмент так, как нужно – и даже не пытался. В музыкальных школах моего города, а живу я в Кривом Роге на Украине, ситуация с настройкой фортепиано весьма и весьма плачевная. В общем, нужно было что-то делать.

Почему я выбрал школу настройщиков Квинта-2? Во-первых, я люблю олдскул, а именно со школы Квинта-2 и начиналось много лет назад массовое обучение нашему ремеслу. Во-вторых, хотелось заниматься в спокойной, удаленной от столичной суеты и соблазнов обстановке. Забегая наперед, могу сказать, что расчет полностью оправдался.

В октябре 2019 года собралась отличная, дружная группа: были ребята с Сахалина, Дальнего Востока, Азербайджана, Украины. Практически у всех была ситуация, похожая на мою: на местах есть настройщики, а настраивать некому. Думал, что я в свои 46 лет стану самым возрастным слушателем, но ошибся – были в группе ребята и постарше, 56 и 60 лет, а нашей единственной в группе девушке Варваре – всего 23. Открывать новую страницу в своей жизни никогда не поздно – и никогда не рано, кстати. Было огромное желание учиться, все друг друга поддерживали, горячо обсуждали получаемые знания, а когда становилось тяжело – выручали шутки и веселье.

Конечно, за две недели обучения мы не стали мастерами, способными за пару-тройку часов привести инструмент в порядок. Но мы получили очень важные БАЗОВЫЕ знания, умения и навыки, заложили фундамент, на котором можно развиваться и совершенствоваться дальше. Наш гуру Владимир Васильевич Федоров старался сделать все от себя зависящее, чтобы мы уехали не с пустыми головами – и преуспел в этом. Выделю, пожалуй, главное из полученного: абсолютно все слушатели школы узнали и услышали фортепиано совершенно с другой стороны, за короткое время слух обострился буквально до предела. Слова «давайте послушаем» были произнесены нашим наставником наверное тысячу раз – и это дало результат.

Окончание учебы отметили как полагается: застольем, музыкальными номерами, было очень весело, тепло и трогательно. Расставались чуть ли не со слезами на глазах. Продолжаем общение в группе WhatsApp , почти все ребята приступили к работе по полученной специальности, очень много новых впечатлений – и много работы.

В заключение – благодарности.

Лилии Валерьевне Акининой, директору школы настройщиков фортепиано Квинта-2 – за то, что достойно продолжает дело своего отца, легендарного Валерия Григорьевича Порвенкова.

Нашему гуру Владимиру Васильевичу Фёдорову – за науку, обаяние, артистизм, юмор, житейскую мудрость, а также за не входившие в программу обучения смешные, но поучительные рассказы о взаимоотношениях с клиентами. Чувствую, это тоже пригодится. А как он поёт песни Вертинского! Даже диск записал!

Моим дорогим однокашникам Андрею, Володе, Борису, Кириллу, Джавату, Сияхату и конечно же Вареньке – за прекрасную компанию и душевную атмосферу, которая всем нам запомнится навсегда.

Грандотелю «Профсоюзные курсы» – за уют и заботу, а также за трехразовое питание, это было очень важно.

Желаю школе Квинта-2 успехов и процветания, а моим драгоценным коллегам – непрерывного самосовершенствования и всяческих успехов в работе.


"М олодой человек! Мы, русские, не обманываем друг друга."

К великому сожалению, профессия настройщика фортепиано постепенно деградирует с каждым десятилетием. Все больше в профессию попадают случайные люди, которые решили, что "путь настройщика" усыпан розами и рог изобилия позволит беззаботно и праздно жить поживать и добро наживать.

Но, не так все просто в мире чистого и гармоничного звука.

"Путь Настройщика"- это пыль грязь, эмоционально-физическое напряжение, и высокая ответственностью за выполненную работу.

Специалисты таких профессий как; печатник, печник, слесарь, сантехник электрик имеют доходы по более, чем настройщики фортепиано.

С развалом фабрик по производству пианино и роялей, с исчезновением реставрационных мастерских советского периода, кузница кадров настройщиков переживает тяжелые времена. Старые мастера уходят из жизни.(Орешников В.И. Талызин А.А., Берников А.А., Алексеев В.П, Иванов В.Д. и другие достойные мастера посвятившие ремеслу фортепианных дел всю свою жизнь)

На их место приходят люди, которые имеют о профессии отдаленное и скудное представление. Люди, которые не хотят, не умеют или не знают элементарного. Которые, не желают развиваться в профессии. Их отношение к выполняемой работе происходит по принципу; "народ и так хавает", зачем тратить свои эмоциональные и физические силы.

На сегодня остались единичные курсы «взлет-посадки». Самой известной школой является «Квинта-2», которая дает в основном теоретический багаж знаний. Но для овладения навыков в профессии этого багажа Архи мало! Курсы такого толка, лишь входной билет в профессию и не более. Так сказать бумажка, а без бумажки ты.

На сегодня появилась нездоровая тенденция, что не настройщик то "пидагог" и пытается создать центр обучения по настройке фортепиано и набрать побольше учеников и дать им путевку в жизнь. Ребята, чему Вы можете научить, когда сами "неалё" в ремесле?!

И начинают чудить "птенцы интервалов" не по детски на просторах музыкальной России. А может и мне открыть мастер класс?! Надо подумать(копнул лопатой и ты богатый).

В далекие девяностые, меня самого делегировало руководство музыкального училища на подтверждение квалификации в "Квинту"


Стал ли я лучше настраивать после курсов?! НЕТ! Пригодился ли теоретический багаж знаний?! ДА!

Но не всё так плохо. И не надо опасаться настройщика с ключом!

Естественный капиталистический отбор оставляет в тренде, только лучших специалистов, фанатов своей профессии. Может я и не прав; время покажет. Хотя, что-то мне подсказывает, что я глубоко ошибаюсь.

Не бойтесь ошибиться с выбором настройщика. Самое неприятное, что может случится- это вы заплатите за то, что не будет сделано, так сказать за красивые глазки и очумелые ручки.

Это происходит из за того, что большинство владельцев фортепиано, пианистов не разбираются в устройстве и принципах работы механизмов и узлов пианино и роялей. И этим пользуются некоторые нерадивые коллеги. Они не выполняют основных элементарных базисных требований. Оставляют заниженный уровень строя фортепиано, не закрепляют, не регулируют механику. Зато с апломбом и пафосом рассуждают о преимуществах того или иного метода настройки, кичатся своими дипломами, образованием и нахваливают себя любимого.

Необходимо с осторожностью относится к настройщикам, которые в основу своего профессионального преимущества указывают, только то, что они выпускники высших музыкальных учреждений (джазисты пианисты аккордеонисты) Как правило, эти люди приходят в профессию по остаточному принципу. Той Музе, которой посвящены лучшие годы своей жизни, личный опыт и знания; обществом не востребованы! Что делать, как жить!?

Ах да, я в настройщики пойду, пусть меня научат. А учить то и не кому. И основным педагогом становится «старик Яндекс».

Так же, надо держать ухо в остро с дипломированными специалистами различных ассоциаций. Члены ассоциации настройщиков напоминают церковных сектантов . Обвешаются дипломами , как на иконостасе и ходят по миру , а граждане, только успевают лапшу с ушей снимать. ))

Вот пример обслуживания пианино "Аккорд" "ассоциальным представителем";

Данному персонажу, так хотелось застолбить клиента для повторного вызова, что он приклеил свою "визитку" размером А4. Да так приклеил, что теперь убрать её возможно, только со шпоном. Интересно, а к "C Bechstein" стоимостью в 1.500.000руб. такой же подход?

СуперВизитка

Можно по разному выполнять работы. У кого то получается лучше, у кого то хуже.

Можно закрыть глаза на не отрегулированную механику, не шлифованные молотки, заниженный уровень строя.

Но не заменить оборванные струны в "зоне темперации". Как то уж совсем, "тухло".


Верхом цинизма является не то, что данный член ассоциации оборванные струны не заменил! А то, что в своей визитке указал отсутствующие струны и поставил знак "Вопроса".

Простите за мой французский. Какой НАФИК вопрос, необходимо ставить новые струны. Или на ваших сектационных семинарах этому не обучали?


Не уважаете клиента, не уважаете себя! Уважайте ремесло, которое вас кормит!

Почему у некоторых настройщиков такое отношению к профессии!?

Потому, что отсутствует элементарная культура ремесла. А бескультурье, ни каким дипломом не прикроешь.

Если у вышеуказанных специалистов отсутствует длительный практический опыт настройки пианино и роялей(в несколько лет).

Если они не работали в реставрационных мастерских, на конвейере фабрик по производству фортепиано, не перенимали опыт у именитых фортепианных дел мастеров. а оно вам надо?

Владельцу фортепиано надо ответить всего на один простой вопрос. Кого он вызывает и кто лучше справится с поставленной задачей, выпускник музыкального учреждения или профессиональный настройщик?

А вот хохмачка от коллеги на все времена; "Текущая настройка на основе 440Гц не гармонирует ни на одном уровне и не соответствует космическому движению, ритму или естественной вибрации.

Музыка на основе 432Гц обладает благотворной целительной энергией, потому что это чистый тон математической основы природы.

Частота 432Гц является альтернативной настройкой, которая находится в соответствии с гармониками Мироздания.

Частота 440Гц является неестественным стандартом настройки, и музыка в частоте 440Гц конфликтует с энергетическими чакрами человека. Так и хочется спросить; "Квалифицированная психиатрическая помощь не требуется?"

А вот еще одна завлекаловка на просторах Яндекса; Аффтор Жжот. "Восстановление заводской настройки фортепиано прямо у Вас дома. Настроенные таким образом инструменты резонируют с телом человека на клеточном уровне" (-у меня что-то резонирует во время игры.-всё в порядке. это ваши клетки)

К великому счастью остались и реставрационные мастерские и настройщики, которые сохранили в это не легкое время лучшие традиции советских мастеров фортепианных дел.

Настройщики пианино

Советы владельцам фортепиано, которые помогут избежать "непрофессиональных хохмачек" от нерадивых настройщиков пианино и роялей;

-Подробно обсуждайте ценовую составляющую услуги. Если настройщик говорит, что основную стоимость его услуг он может озвучить только после осмотра фортепиано, готовьтесь к тому, что счет к оплате вас "огорчит до невозможности»

-Не гонитесь за дешевизной. Если заявленная стоимость услуги настройщика самая низкая относительно остальных предложений, готовьтесь к тому, что счет к оплате будет выше средней «цены по больнице»! К тому же, вам выполнят объём работ на "один рубль"

- Не позволяйте настройщику значительно повышать ранее озвученную стоимость услуги. (В начале говорили о 1600руб. а к оплате надо достать из кошелька 5000руб.) Небольшие корректировки по цене в "несколько копеек" допускаются.

-Требуйте, чтобы настройка производилась, только в камертон 440Гц! Особенно, если Ваш ребенок делает первые шаги в мир музыки.

-И не попадайтесь на «развод» настройщика из серии; ваше фортепиано не настраивалось десятилетиями и оно просело на тон ниже камертона и поднимать в 440Гц чревато поломкой чугунной рамы, обрывом струн. Это основная байка лентяев и недобросовестных настройщиков!

Если ваш инструмент не девятнадцатого века, не имеет конструктив механики верхнего демпфера, с упорной чугунной рамой, колки держат строй, нет явных повреждений вирбельбанка, нет трещин в чугунной раме, то такое пианино должно настраиваться в камертон 440Гц.

- Почему настройщики не любят «тянуть в камертон»!? Да потому, что на процесс настройки с поднятием в 440Гц. требуется потратить больше времени и сил, чем «пробежаться по верхам» без изменения общего строя пианино!

Возможен обрыв и басовых и гладких струн! А при обрыве надо, или менять струны, или «вязать» басовые, или заказывать изготовление новых басовых струн. А многие настройщики этого; или не умеют, или не знают, или не хотят устранять возникшие неполадки.

Фортепиано, на котором производилась настройка с подъемом строя в камертон 440Гц. быстрее расстраивается. А выслушивать жалобы клиентов, о том, что очень рано наступила пора повторной настройки, не особо хочется.

Раньше, в среде настройщиков, таких нерадивых коллег называли "Хомутами"


- Рекомендую скачайть на свой смартфон «электронный камертон» Для того, что бы слушать классический камертон надо иметь определённый опыт. Лучше воспользоваться электронной версией, точность которой является эталонной.

После того, как настройщик сказал, что фортепиано настроено. Проверьте уровень «Ля» первой октавы.

Если ваше пианино поднималось на полтона, то в идеале приборчик должен показывать 443-445Гц. Чуть выше эталона делается для того, что бы, строй не просел слишком в низ. Для того что бы к следующей повторной настройке строй зафиксировался на уровне 440Гц., но не ниже.

-По электронному тюнеру(камертону) нельзя настраивать и нельзя проверять качество настройки фортепиано. По нему можно проверить уровень «Ля» первой октавы 440Гц.

-После требования настройки в 440Гц, желание схалтурить уменьшается в разы.

-Некоторые настройщики по телефону просят проиграть на пианино и по услышанному определяют объем предполагаемых работ и озвучивают ценник. Жаль что по телефону нельзя настраивать, пока нельзя.

-Некоторые настройщики, как только узнают, что у заказчика "Лира", "Заря", или "Аккорд", предлагают его сдать в утиль. А купить у проверенного барыги самое лучшее фортепиано на планете Земля из поднебесной.

-Есть особая каста настройщиков. Это настройщики-перевозчики. Они и перевозят и настраивают. У каждого такого специалиста в машине припасено пианино неописуемого звучания и за дешево.

-Есть коллеги, которые разбивают процесс настройки на несколько дней. И настраивают, этак дня три. И берут денег с клиента за каждый свой визит.

А вот как хохмят настройщики в регионах "Красный Фёрстер". Остап Бендер, отдыхает.

6 марта 2016 года «Фонограф-Джаз-Квартет» приехал в Самару с программой «Посвящение Оскару Питерсону». Если кто-то ее не слышал: это серьезный фортепианный концерт, состоящий из 6 сольных произведений и 10 ансамблевых. Такая программа требует соответствующей подготовки как пианиста, так и площадки: то есть должен быть как минимум хороший (а лучше отличный) рояль, на котором можно проявить свои пианистические навыки (мне вроде бы есть, что проявлять).

Когда я собирался в Самару, то, по привычке, уточнил, какой будет инструмент: «Steinway»? В Самарской филармонии стоит именно такой рояль, превосходный для работы. Но в этот раз мы ехали в Дом офицеров Самарского гарнизона, и там на сцене ждал меня «August Förster». Я, конечно, слегка расстроился: этот инструмент обладает более резким звуком, чем «Steinway», на нем сложнее добиваться пиано, а, с другой стороны, чуть разойдешься – он уже «кричит» форте. Но, что делать, пока ехал, вспоминал, о чем стоит не забывать при работе с «August Förster».

И вот мы в Самаре, приезжаем на репетицию в зал: действительно, стоит рояль и на нем написано «August Förster». Вот только какой-то он странный с виду… Решил, что это из-за приглушенного концертного освещения. Начинаю его пробовать – действительно что-то не то. Знаете, сейчас делают такие высококачественные пластмассовые клавиши, которые полностью имитируют дорогую слоновую кость. Так вот это был совершенно противоположный случай: ядреная пластмасса без намека на качество. Дальше – больше! Начинаю разыгрываться и понимаю, что он абсолютно неровный: то есть для того, чтобы качественно сыграть какой-нибудь пассаж, нужно постоянно нажимать с разной силой. Правая педаль шумит, левая вообще не работает. Приподнимаюсь: он еще и подозрительно короткий… Решил заглянуть вовнутрь – и да, это никакой не «August Förster», а повидавший жизнь… «Красный Октябрь». Говорю администратору: «Это не тот инструмент!» Мне в ответ: «Ну, как же, видите, написано – «August Förster». Да, надпись есть, даже с бликами при освещении. Я, недолго думая, трогаю ее и…отклеиваю. Под ней, как уже, наверное, стало понятно, родное имя инструмента – «Красный Октябрь».

Красный Фёрстер

Окончательно расстроенные оба – рояль и я – думаем, как изменить ситуацию. Спрашиваю администратора: «А настройщик-то есть?» – «Есть». С ужасом понимаю, что до начала концерта 1,5 часа, и он не успеет его настроить – может, хотя бы педаль сделает. Пробую играть кусочки произведений – местами что-то получается. Начали колдовать над звуком вместе со звукорежиссером, чтобы вышло хоть что-то вразумительное.

Пока все это происходит, настройщик Леонид Сердобов стоит за моей спиной и пристально смотрит – смотрит и молчит. Думаю: не видел что ли, как на рояле играют? Потом с усмешкой говорит: «Ну, как, Сергей? Разобрались с этим аппаратом?» Я ему: «Каким аппаратом?! Его сжигать надо, а не разбираться с ним!». Он похихикал в ответ, мол, передам-передам, и снова: «Ну, что?» Я: «Что? Может, сделаете хоть часть из того, что жизненно необходимо для работы на этом инструменте!» Он умолк. И раз – тайком забирает с рояля злополучную наклейку «August Förster». Вот только не повезло ему, что я это заметил. Говорю: «Подождите, что вы делаете? Положите на место!». Он мне в ответ: «Что положить? Ничего не было!» – «Положите на место то, что Вы забрали». Внезапно диалог перешел на повышенные тона и мне решили показать, «кто в доме хозяин»: «Я ничего класть не буду! Вы вообще не имеете права! Вы не должны были это трогать и отрывать! Приезжают тут, пальцы загибают. Я музыкант в четвертом поколении! Занимайтесь своим делом, учите партитуры!» Тут уже не выдержал я, говорю: «Положите то, что взяли, на место. Что Вы тут вообще устроили?!» Казалось, большего шока уже быть не может, и тут слышу: «Ну, подумаешь, похохмили?!»… Я в бешенстве: «Вы меня обмануть или проверить хотели? Вы что, с ума сошли вообще? Я же не могу начать концерт!» – «А мне плевать на Ваш концерт!» На этой «оптимистической» ноте он удалился.

Спустя час, перед началом концерта, мы встретились с начальником Дома офицеров Назаренко Александром Александровичем. Он извинился за некорректное и, как он выразился, хамское поведение приглашенного для обслуживания концерта настройщика роялей. По его совам настройщик этот, Леонид Михайлович Сердобов, взялся отремонтировать рояль «Красный Октябрь», принадлежащий Дому офицеров, еще в октябре 2015 года: перебирал его, настраивал, пригласил мастера по ремонту и окраске корпуса рояля, при этом нарушил оговоренные сроки, но, в конце концов, перед концертом «Фонограф-Джаз-Квартета» сказал, что все окончательно сделано. Однако работа и покраска, как оказалось на самом деле, была сделана некачественно – даже красили его кое-как (из баллончика, видимо), потому что инструмент был весь в подтеках и засохших каплях. Но сам Леонид Сердобов был своей работой настолько удовлетворен, что решил самовольно переименовать инструмент. Вот так всего за каких-то 60 тысяч рублей, которые были выделены на ремонт «Красного Октября» и выплачены Сердобову, рояль стал носить гордое имя «August Förster», при этом администрация Дома офицеров была уверена, что на сцене ОДО последние 20 лет стоит все тот же «Красный Октябрь», только отремонтированный и хорошо настроенный! Тут невольно вспоминаются слова М.Ю.Лермонтова: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».

Надеюсь, что все те, кто захочет воспользоваться услугами Леонида Михайловича Сердобова, «прогуглят» отзывы о настройщике и увидят эту историю, чтобы избежать того недоразумения, которое произошло с роялем Дома офицеров.

Вы теперь, конечно, можете представить, с каким «воодушевленным» настроем «Фонограф-Джаз-Квартет» вышел в тот вечер на сцену. Но концерт все же удался и единственное, что порадовало нас – это очень теплый, благодарный прием зрителей, который, безусловно, окупает любые казусы и неприятности. А мне в заключение остается только пожелать, чтобы никто и никогда не сталкивался с подобными «сюрпризами»!

Если бы существовала Красная книга исчезающих профессий, то настройщики пианино, уверена, попали бы на ее первые страницы. Фортепианных дел мастеров сегодня можно пересчитать буквально по пальцам, даже в двухмиллионном Минске их едва ли наберется с два десятка.

И дело тут не только в том, что сложной науке нигде не обучают, а знания часто передаются как в незапамятные времена — из уст в уста, от мастера к мастеру. Все менее востребованной штучную профессию делает технический прогресс: привычные нам лакированные инструменты стремительно теряют позиции, уступая место своим электронным собратьям. Кажется, еще несколько лет, и не будет ни старых добрых пианино, ни габаритных роялей, ни тем более их настройщиков. Однако не все так однозначно в фортепианном мире. Настройщик клавишных инструментов Андрей Агеенко уверяет, что рояли и пианино никуда исчезать не собираются, а фортепиано «с душой» по–прежнему пользуются спросом и уважением. При этом мастер признает: живое музицирование — хобби, как ни крути, вымирающее.

Фортепианных дел мастеров сегодня можно пересчитать буквально по пальцам

В Белорусской государственной академии музыки, где Агеенко работает настройщиком уже девять лет, на попечении мастера 18 инструментов. Его задача — шаг за шагом, нота за нотой привести каждый из них к идеальному звучанию. У фортепиано болeе 80 клавиш, которые с помощью сложной механики заставляют звучать почти две сотни струн. Устройство — ничуть не проще, чем у автомобиля.

Как и большинство настройщиков, Агеенко пришел в профессию как музыкант. О том, чтобы настраивать клавишные, естественно, даже не думал. Но в конце 80–х во время учебы в консерватории купил настроечный ключ: соседи попросили «подлечить» инструмент.

— Так начал настраивать фортепиано любительским образом. Заказов было много, в те времена инструменты стояли в каждой второй квартире. Я даже заметить не успел, как хобби со временем превратилось в профессию.

Фортепианных дел мастеров сегодня можно пересчитать буквально по пальцам

Главное для настройщика — терпение. Настроечным ключом надо действовать аккуратно и мелкими движениями. Важно не только настроить инструмент, но и сделать так, чтобы он держал строй. Если настройщик не профи, то после 5 — 6 ударов по клавишам звук будет уже не тот. Поэтому почти у всех пианистов есть свои любимые специалисты.

На плечи фортепианных дел мастеров зачастую ложится не только настройка, но и реставрация инструментов. В идеале срок полноценной службы пианино не должен превышать 50 лет. Профессиональные музыканты знают, как боятся сверхчуткие механика и резонансные деки клавишных жары, сырости и сквозняков. А еще — дальних переездов или бесцеремонного обращения. Инструменты, как люди, устают, изнашиваются от трудов праведных. У них случаются травмы, шоки, кризы. Участь домашних пианино и роялей бывает порой не менее драматична, чем судьбы их владельцев. Если колки перебиты, настраивать инструмент бесполезно. Да и влетит такой ремонт в копеечку: средняя цена составит от пятиста до полутора тысяч долларов. Профилактика, конечно, всегда дешевле лечения. Обычным инструментам, которые стоят в домах белорусов, настройка требуется хотя бы раз в полгода. Но регулярно вызывать настройщика не всем по карману. Вот некоторые и доводят свою простенькую «Беларусь» или «Красный Октябрь» до такого состояния, что требуется либо ежедневная настройка, либо реставрация. В этом случае проще, конечно, купить новый инструмент.

Другое дело — инструменты конца XIX — начала XX вв. Привести их в рабочее состояние — честь для любого мастера. Андрею Агеенко однажды довелось поработать с таким:

— Позвонили и попросили взглянуть на пианино «Киев». Инструмента с таким названием я ни разу еще не встречал, а потому заинтересовался, приехал. Экземпляр оказался достойным, это был один из концертных пианино конца XIX века. Но меня по–прежнему удивляло название, насколько я знал, в Украине таких инструментов никогда не выпускалось. Открыл крышку: смотрю — а «начинка»–то немецкая! Крышка клавиатуры с надписью «Киев» оказалась от другого инструмента, пианино, видимо, «перекраивали» несколько раз. На реставрацию ушло почти полгода, но результат превзошел все мои ожидания.

Фортепианных дел мастеров сегодня можно пересчитать буквально по пальцам

За свою кропотливую и трудоемкую работу настройщики–реставраторы получают совсем немного. Для сравнения, час работы музыкального техника всемирно известной фирмы Steinway & Sons оценивается в 200 евро. Чтобы не растерять квалифицированных специалистов, администрация музыкальных учреждений, как правило, сквозь пальцы смотрит на то, что их мастера временами подрабатывают. Так уникальные специалисты и перебиваются.

В редкую профессию настройщиков обычно приходят или самоучки, или потомственные мастера. Геннадий Чернявский — из потомственных. Его отец Станислав Матвеевич много лет был главным музыкальным «врачевателем» филармонического гиганта — органа чешской фирмы Rieger–Kloss, который впервые зазвучал в Белгосфилармонии в 1963 году. Сегодня его дело продолжает сын Геннадий. Причем настраивает не только органы, но и фортепиано. Геннадий Станиславович улыбается:

— Учился, глядя на отца. У меня, как и у него, не было музыкального образования. Первым делом отец проверил у меня наличие слуха. Слух был, а потому я решил развиваться в этом направлении дальше.

После армии Чернявский–младший около года поработал настройщиком фортепиано в консерватории, после чего его пригласили на службу в камерный зал Белгосфилармонии. Но сначала отправили на стажировку к чехам, где он смог изучить тонкости изготовления инструмента. В своей профессии мастер не видит ничего необычного. Пожимает плечами: обычное, мол, это дело клавишные настраивать.

Знания, которые Геннадий получил от отца и накопил почти за 30 лет работы, передает сыну. Правда, пока младшего из Чернявских семейное дело не привлекает. Но и не отказывается: если электронные «Ямахи» к тому времени окончательно не вытеснят гигантских прародителей, то вполне возможно, творческая династия Чернявских получит свое продолжение.

Кстати

Раньше профессии настройщика клавишных инструментов вообще не существовало. Механизм инструмента был прост, его диапазон составлял всего 5 октав. Музыканты и композиторы могли самостоятельно настраивать свои инструменты. Со временем устройство фортепиано усложнялось, и в результате для обслуживания инструмента стало требоваться намного больше знаний.

Повод поздравить

Оказывается, есть Международный день настройщиков фортепиано. Отмечается ежегодно 4 апреля.

Читайте также: