Как немецкие школьники готовятся к выбору профессии

Опубликовано: 16.05.2024


Краткие сведения

41% немецких учеников в рамках одного опроса заявили, что учатся профессии, о которой мечтали.

В Германии в начале 2011 года насчитывалось 1,8 миллиона студентов и 1,4 миллиона учеников (среди них 500 тыс. — ремесленники).

В стране можно обучиться 127 ремесленным специальностям.

На ремесленных предприятиях в 2010 году насчитывалось 210 тыс. вакантных мест.

31% студентов бросают университет, не доучившись. В специальных вузах таких 20%. Чаще всего недоучиваются студенты гуманитарных и экономических факультетов (37%). На естественнонаучных и технических факультетах учебу бросают 25% студентов.

В 2010 году досрочно было расторгнуто 134 тысячи контрактов об обучении специальности, 26% из них — после шестимесячного испытательного срока. Половина прервавших обучение тут же начинает новые курсы обучения той же или родственной специальности. Треть больше не желает учиться и идет работать на ставки, не требующие квалификации.

Каждый год в обновленной редакции выходит справочник, где на 460 страницах коротко и ясно представлены все специальности. В бесплатных справочниках трудовых ведомств сообщается обо всех видах профессиональной деятельности, возможных в Германии.

Карьера в ЕС

профессиональная подготовка в Германии
Выпускницы академий европейских секретарей не только способные, но и привлекательные девушки. Хотя это не условие приема в еврошколу.

Что это такое?

Производственная практика. В старших классах общеобразовательных школ всех типов (основная, реальная, общая и гимназия) большое место уделяется трудовой подготовке. Каждый школьник, как правило, два раза проходит практику. Для практикантов предприятия выделяют специальные места. Производственная практика продолжается три недели и затем находит отражение на занятиях.

Профессиональная школа. Её посещают в период производственного обучения ученики, окончившие девятилетнюю, десятилетнюю среднюю школу или гимназию. Рабочие без квалификации тоже обязаны посещать профшколу, если они моложе 19 лет.

Год профессиональной подготовки. Выпускники основных и реальных школ (девяти- и десятилетнее образование), которые еще не знают, какую профессию выбрать, или не подыскали подходящего места обучения, могут в течение года учиться в профессиональной школе на курсе ориентации с обширной и интересной программой теории и практики.

Год предварительной подготовки. Отличается от года профессиональной подготовки только тем, что курсы подразделяются по отраслям, например, строительство и ремесла, сфера услуг, коммерческие профессии и т.д. Его тоже проводят в профессиональных школах. Срок обучения специальности после года предварительной подготовки сокращается до двух-двух с половиной лет.

Профессионально-технические училища. Это — дневные школы со сроком обучения минимум один год. Обучение в одном из 2500 ПТУ завершается выпускным экзаменом. Двухгодичное обучение в ПТУ соответствует диплому техникума.

Специальные средние школы, специальные гимназии. Оба эти вида школы обычно посещают после окончания реальной школы (10 классов). Выпускники этих школ имеют право поступать в отраслевые вузы.

Техникумы. Их посещают по желанию, завершив профессиональное обучение и приобретя стаж работы. Они углубляют профессиональную квалификацию. В Германии насчитывается 1000 техникумов. Их ежегодно посещают 120 тысяч человек

Специальные вузы. Подобные университетам высшие учебные заведения, где приобретают теоретические познания с ориентацией на специальность (институты машиностроения, социальной педагогики и т.п.).

Ремесленники

От ученика до мастера

Типы школ в Германии

1) Обучение длится 12 или 13 лет, в зависимости от типа школьного обучения.

2) Начальное образование — Grundschule. В начальной школе обучаются дети с шести и до 10−12 лет.

3) Среднее образование — Sekundarstufe делится на несколько форм. Гимназия — Gymnasium. Наиболее престижная форма обучения в школе, длится 9 лет: с 5 по 13 класс. Реальная школа — Realschule. Продолжительность 6 лет: с 5 по 10 класс. Она ориентирована на специализированные дисциплины. Основная школа — Hauptschule. Также длится до 10 класса и ориентирована на выбор будущей профессии. Объединенная школа — Gesamtschule. Длится 6 лет: с 5 по 10 класс. При успешном прохождении объединённой школы, ученик получает аттестат и может претендовать на поступление в университет.

Учебный процесс

4) Школьники сами выбирают предметы для изучения и могут от некоторых отказаться. Например, не изучать физику и биологию или другие предметы, которые им не пригодятся. При этом есть список обязательных предметов. Например, ученик должен изучить хотя бы один предмет из категории «химфизбио», не может отказаться от математики, изучения немецкого и второго иностранного языка.

5) В расписании много «окон» посреди учебного дня. Такой перерыв между уроками может составлять до четырёх-пяти часов. Как правило, свободное время ученики проводят в библиотеке.

6) Обо всех самостоятельных и контрольных работах учителя предупреждают класс заранее. Также сообщают о темах, которые будут включены.

7) Во многих школах нет информатики и литературы, но практически везде изучается астрономия, экономика, этика, религия и даже есть такой предмет, как театр и кино.

8) Уроки проходят в форме дискуссии.

9) Обсуждение отметок и решение спорных вопросов проходит один на один с учителем, а не при всём классе.

10) Для поступления важны последние три года школьного образования и финальные экзамены. Именно средний балл аттестата за этот период обучения является решающим для поступления в университет. В немецких вузах вступительные экзамены не обязательны.

11) Школьные уроки парные, также как в университете. Длятся 45 минут, но проходят подряд без перемены.

Правила школы

12) Школьной формы нет. Ученики могут выбирать одежду, прическу и макияж по своему желанию.

13) Практически во всех школах запрещены мобильные телефоны. Зато разрешены калькуляторы.

14) Нет школьных автобусов, но если школьник добирается на общественном транспорте издалека, школа оплачивает годовой проездной. Часто ученики приезжают в школу на велосипедах.

15) На переменах кабинеты закрывают. Свободное время ученики в основном проводят вне здания школы: во дворе или пекарнях на территории кампуса.

16) Система питания в разных школах может отличаться. В некоторых нет своей кухни. Но обычно в школе всё же есть столовая, киоски и автоматы. Но чаще всего ученики приносят обед из дома в ланчбоксах и съедают его на больших переменах.

17) Летние каникулы в Германии длятся полтора месяца, рождественские — три недели, весенние и осенние — две. Но расписание каникул в разных школах отличается. Учебные заведения разных федеральных земель Германии по-своему определяют даты начала и окончания учебного года. Считается, что такая система помогает справляться с трафиком на трассах.

18) Нет торжественного первого сентября и праздника День знаний. Школьники просто возвращаются с каникул и приступают к учёбе.

Какие факты о немецкой школе вам показались наиболее интересными? А какие правила вы хотели бы внедрить в белорусскую школу? Оставляйте своё мнение в наших социальных сетях Вконтакте , Faсebook , Instagram .

Презентация 1. Traumberufe der Jugend unserer Schule.

An erster Stelle der Traumberufe steht bei Jungen und Madchen ein Knstlerischer Beruf – Schriftsteller, Maler, Fotograf usw.Aber nur wenige Kunstler konnen von ihrer Arbeit leben. Die brigen Berufsziele klingen realistischer.Dabei gehen die Wunsche von Frauen und Mannern weit auseinander.Madchen bevorzugen Pflege-und Lehrberufe, Jungen finden technische Berufe attraktiv.Sie wollen hart arbeiten,Karriere machen und viel Geld verdienen.Dafur sind sie auch bereit,den Wohnort zu wechseln.Wichtig sind auch ein gutes Betriebsklima,Spa an der Arbeit und nette Kollegen.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение устанавливать причинно – следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

  • умения коллективного планирования;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнёрского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
  • умение проектировать процесс (изделие)
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).
  • умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
  • навыки монологической речи;
  • артистические умения
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

На моих уроках метод проектов применяется на этапе творческого применения языкового материала, когда учащиеся подготовлены в рамках определённой тематики к использованию языка в его прямой функции – формирования и формулирования мыслей. В этом случае уроки иностранного языка превращаются в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны изучаемого языка и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

  • Воспитательные, образовательные и развивающие цели:
  • Привлечение внимания к значимости различных профессий, как в России, так и в Германии, поиск себя в выборе.
  • Приобщение к другой национальной культуре, расширение образовательного кругозора.
  • Постановка и решение речемыслительных задач, отработка РО.
  • Лексика знакомая, новая + повторение Passiv
  • Расширение кругозора, осветив профессиональное образование в Германии и в России.
  • Подготовка учащихся к выбору профиля обучения после 9 класса.
  • Учить высказывать свое мнение по теме.
  • Развитие умений заполнять анкеты.
  • Расширение кругозора, осветив профессиональное образование в Германии и в России.
  • Подготовка учащихся к выбору профиля обучения после 9 класса.
  • тематические картины,
  • анкеты,
  • ТСО,
  • таблицы,учебник И.Л.Бим для 9 класса.
  • Воспитательные, образовательные и развивающие цели:
  • Привлечение внимания к значимости различных профессий, как в России, так и в Германии, поиск себя в выборе.
  • Приобщение к другой национальной культуре, расширение образовательного кругозора.
  • Постановка и решение речемыслительных задач, отработка РО.
  • Лексика знакомая, новая + повторение Passiv
  • Учить высказывать свое мнение по теме.
  • Развитие умений заполнять анкеты.
  • Расширение кругозора, осветив профессиональное образование в Германии и в России.
  • Подготовка учащихся к выбору профиля обучения после 9 класса.
  • тематические картины,
  • анкеты,
  • ТСО,
  • таблицы,учебник И.Л.Бим для 9 класса.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Фонетическая зарядка

(Повторение за диктором.)

III. Актуализация.

1) Heute sprechen wir ber die Berufswahl. Machen Sie die Assoziogramm komplett.

IV. Этап подведения итогов

  • Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
  • Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?
  • Что вызвало затруднения и над чем еще нужно поработать?

Заключительное слово педагога

На сегодняшнем уроке мы рассмотрели важные аспекты классификации профессий, расширили свой словарный запас новыми понятиями по теме “Мир профессий” и сделали первый шаг к освоению умения анализировать профессиональную деятельность.

Домашнее задание

Подготовить анализ не менее трех профессий родственников иди соседей по типу задания “Соотнесение понятий и категорий”.

Цель: Знакомство с темой “Моя профессия”.

  • Содействовать воспитанию интереса к своей профессии.
  • Формирование лексических навыков говорения и чтения.
  • Учить учащихся высказываться о своей будущей профессии, обосновывать и объяснять свой выбор.
  • Привлечение внимания к значимости различных профессий, как в России, так и в Германии, поиск себя в выборе.
  • Приобщение к другой национальной культуре, расширение образовательного кругозора.
  • Словесные: беседа, проблемная ситуация.
  • Наглядно-демонстрационные: использование презентации Power Point.
  • Практические: выполнение упражнений, формирование лексических навыков говорения.
  • Презентация power point.
  • Аудиокассета.
  • Магнитофон.

Тип урока: урок обобщения знаний по теме “Выбор профессии” .

Вид урока: комбинированный.

Деятельность преподавателя Деятельность учащихся Примечание
1. Организационный момент Guten Tag! Setzt euch! Das Thema heit “Mein Beruf”.
  1. Wo lernen Sie?
  2. Erlernen Sie den Beruf des Maschinisten?
  3. Gefllt Ihnen der Beruf?
  1. Schreibt neue Wrter! Запишите новые слова.
  • Составьте предложения, используя выражения
  • Упражнения
  • Hrt das Gesprch und beantwortet die Fragen zum Dialog. Послушайте разговор и ответьте на вопросы.
  1. Подбери слова
  • Сделай рекламу своей профессии.
  • Nennen Sie bitte 2–3 wichtige Eigenschaften des Maschinisten!
    Назовите 2–3 важных качества машиниста.
  • Hren wir die Berichte der Jungen
    Слушаем сообщения юношей.
  • Lesen wir den Text und bersetzen ins Russisch!
    Sucht im Text die Stze
  • 1835 7. Dezember. Erste Eisenbahn in Deutschland (Nurnberg– Furth)
  • 1836 9.Oktober. Erste Eisenbahn in Ruland erffnet (von Pawlowsk nach Zarskoje Selo), Spurweite 5 Fu = 1524 m.
  • 1837 1. Dezember. Zwischen Braunschweig und Wolfenbttel wird die erste Staatsbahn in Deutschland erffnet
  1. Пересказ темы “Моя профессия”
  2. Доделать творческую работу “Mein Beruf” (“ Моя профессия”)
  3. Повторить слова, выражения

Литература:

  1. Ветрова А.Р. Миончинская Л.А. Читай и говори по-немецки! (“Lies und sprich!”) Выпуск 4.– М.: Военное издательство, 1967.-226 с.
  2. Говори по-немецки! Пособие по развитию навыков устной речи (на немецком языке) // Девекин В.Н., Белякова Л.Д., Розен Е.В. – М.: изд-во “Высшая школа”, 1968.– 335с.
  3. Т.А.Чистякова, Е. М. Чернушенко, Г.И. Солина. Обучение иностранным языкам в детских садах. – М.: Просвещение, 1964.-295с.
  4. Easy Deutsch. Lektion 22. Poland: Oxford Educational Ltd, 2004.

Цели: закрепление лексики по теме “Выбор профессии”.

  • ознакомить на основе диаграммы с наиболее перспективными профессиями;
  • развивать навыки устной речи;
  • готовить учащихся к выбору профессии.

Ход урока

Heute werden wir ber das aktuelle Problem reden, das niemanden gleichgltig abgibt.Heute besprechen wir ein aktuelles Problem, das niemandem kalt lt. Es heit : “Die Wege, die wir whlen”. Heute sprechen wir ber Berufe. Berufswahl – die erste Schritt in das Leben.

Und der Epigraph ist so:

“Eben in der Arbeit und nur in der Arbeit, ist der Mensch gro”.
Maxim Gorki

II. Речевая зарядка

Und jetzt machen wir Assoziogramme “Beruf”. Sie schreiben die Berufe, die Euch gefallen. Sie schreiben und nennen die Berufe. Machen wir diese Aufgabe in Kettenzpfchen.

III. Игра “Отгадай профессию по её краткой характеристике”

“Wie heit der Beruf?”

А) Wer heilt die Menschen? (Arzt)
Wer baut die Huser? (Baumeister)
Wer schreibt Bcher? (Schriftsteller)
Wer projektiert neue Gebude? (Architekt)
Wer lehrt Kinder? (Lehrer)
Wer fhrt den Bus? (Busfahrer)
Wer verkauft die Waren im Lebensmittelgeschaft? (Verkufer)
Wer malt? (Maler)
Wer schafft ein Skulptur? (Skulptor)

В) Was ist dieser Mann von Beruf?

Die Fachleute in diesem Beruf haben die Aufgabe, die wertvollen alten Kunstwerke wiederherzustellen. Sie arbeiten in Museen. Aber auch in Kirchen und anderen historischen Gebuden und Denkmlern. Es ist ein Beruf, in dem sich Kunst, Wissenschaft und Handwerker vereinen. (Restaurator)

Die Pflege von Kleinkinder oder Schulkinder ist ein Beruf, der ausschlielich von Mdchen erworben wird. Fur diesen Beruf sind nur die Mdchen geeignet, die einem gesunden Ehrgeiz, Mitgefhl und Lebensfreude besitzen. (Kinderkrankenschwester)

Viele junge Menschen knnen sehr gut kochen. Diese tgliche Arbeit kann man auch als Beruf whlen. Ist es nicht schn, wenn man wei, da das Essen den anderen gut schmeckt und dabei auch lecker aussieht? Die Fachausbildung in diesem Beruf ist heute sehr gefragt. (Koch)

Herrliche Blumen auf den Straen und in den Grnanlagen erfreuen die Menschen. Dafr sorgt gewhnlich die Stadtgartnerei. Hier sind die Menschen beschftigt, die fr Pflanzenzucht verantwortlich sind. (Grtner)

IV.Самостоятельная работа

Was passt zusammen?

1. Erzieherin fr Kinderknippe a) Maschinen
2. Chemielaborantin b) Blumen
3. Elektrrotechniker c) Nhmaschine
4. Verkufer d) Werkzeug
5. Grtner e) Chemische Gerte
6. Nherin f) Kinder
7. Maschinenbauer g) fremde Menschen
1. Lehrer a) Meer, Schiff
2. Maler b) Flugzeug
3. Koch c) Kirche
4. Seemann d) Klinik
5. Stewarde e) Schler, Schule
6. Pfarer f) Essen
7. Krankenpflegerin g) Bilder

V. Беседа о профессии учителя

Es gibt verschiedene Berufe, aber der Lehrerberuf ist besonderer Beruf.

Jetzt machen wir das Diagramm “Der Lehrerberuf”.

Keine Freizeit haben
Viel Initiative haben kommunikabel sein
immer jung bleiben LEHRERBERUF streng sein
lebenslang studieren aufmerksam sein
mit der Schlerinteressen leben

Es gibt viele Gedichte ber den Lehrer. Hren Sie das Gedicht von Johannes Robert Becher.
Ehre dem Lehrer, der der Wahrheit die Ehre gibt!
Dank dem Lehrer, der das Schne uns zeigt
Und die Freiheit uns lieben lehrt.
Ehre dem Lehrer, der das Lernen uns lehrt,
Und der mit uns lernt,
Und jeder Vorbild ist
Der Arbeit an sich selbst.

VI. Что важно в профессии?

(Работа с таблицей.)

а) Was erwarten die Schler vom Beruf? Hier ist die Tabelle, die nach der Umfrage von 100 deutschen Schlern zusammengestellt wurde.

b) Работа с таблицей учебника (№ 5, стр.127).

Diese Diagramm zeigt , welche Berufszweige wachsen und welche schrupfen?

1) Welche Berufszweige gehren zu den wachsenden?
2) Nennen Sie die schrumpfende Berufszweige.

VII. Домашнее задание

На дом: cтр.132, упр.5 (письменно).

Was bei der Auswahl des Berufes wichtig ist?
Schreben Sie und bersetzen diese Redewendungen.
Wiederholen Sie das Wortschatz zum Thema “Der Beruf”.

VIII. Подведение итогов

Worum es sich heute in der Stunde handelte?
Was bei der Auswahl des Berufes wichtig ist?
Ich wollte unsere Stunde mit folgenden Wrtern beenden:

“Kein Mester fllt vom Himmel.
Die Hohe zu erklimmern,
Braucht man Geduld und Zeit
Zu mancher Kleinigkeit”.

hello_html_m4070652b.jpg
hello_html_m292aeb31.jpg

Thema : Как немецкие школы готовят к выбору профессии? Задачи: 1. Практикум в устной речи на базе лексического материала темы. 2. Учить высказываться о выборе профессии, тренируя учащихся в употреблении новой лексики в различных речевых ситуациях применительно к теме «Выбор профессии» : sich bewerben , das Stellenangebot , das Werbeplakat , der Fachmann ( die Fachleute )= der Spezialist . Учить семантизировать слова по словообразовательным элементам. 3. Контроль навыков и умений чтения с пониманием основного содержания. 4.Развитие специальных учебных умений, в частности работы со словарем.

Stundenverlauf .

I .Оргмомент.

1. Беседа с дежурным . II . Речевая зарядка . Beantwortet meine Fragen! - Welche Berufe sind unter den Jugendlichen besonders beliebt? Warum? – Warum wechseln manche Leute ihren Beruf? – Wo sind gewöhnlich die Ursachen des Berufswechsels? – Warum ist die richtige Berufswahl für den ganzen Lebensweg wichtig? – Hast du deinen zukünftigen Beruf schon gewählt? III. Контроль домашнего задания .

1 Ü bungen 4, 5, Seite 45 AB .

IV . Активизация новой лексики. 1. Übung 1, Seite127. Die Berufswahl ist kein leichtes Problem. Wie bereiten deutsche Schulen ihre Schüler darauf vor? Beantwortet bitte die folgenden Fragen. Nehmt die Tabellen, Diagramme und Texte „Blickpunkt Beruf“, „Traumberufe der Jugend“, „Betriebspraktikum“, „Vorbereitung auf den Beruf“ zu Hilfe.

Auf welcher Stufe beginnt in der Haupt- und Realschule die Berufsorientierung? In welchen Klassen?

Wo kann ein Berufspraktikum stattfinden?

Dürfen die Schüler selbst wählen, in welchem Betrieb sie ihr Praktikum haben werden?

Wählen die Schüler ihren Beruf schon nach dem ersten Praktikum oder ist das zweite Praktikum nicht weniger wichtig? Führt bitte ein Beispiel an.

Was können die Haupt- und Realschüler nach dem Abschluss der Schule machen?

Was machen die Gymnasiasten nach dem Abschluss der Sekundarstufe I?

Wie steht es mit der Berufsausbildung auf der Sekundarstufe II?

Was versteht man unter dem dualen System der Berufsausbildung?

Was bekommen die Gymnasiasten nach dem Abitur?

Nach welcher Klasse bekommen die Schüler bei uns das Reifezeugnis? 2. Wie geht´s weiter? 1. Übung 2, Seite127 1). Das Berufspraktikum kann stattfinden: im Büro, …. 2). Nach dem Hauptschulabschluss oder Berufsschulabschluss suchen viele Jugendliche einen Ausbildungsplatz: in einer Werkstatt, … 3). Die Berufswünsche der Jungen und Mädchen sind …: Mädchen bevorzugen …, Jungen … 4). Sehr populär sind auch kreative Berufe wie … 5). EDV-Berufe finden die Jugendlichen auch sehr at… 6). Nach dem Abitur wollen die Jugendlichen gewöhnlich weiter studieren und bewerben sich an Hochschulen und … 7). Nach Abschluss der Berufsausbildung suchen die jungen Leute nach Arbeits… Sie lesen Stellenangebote auf Werbeplakaten und in Z… 8). Auch das Arbeitsamt hilft ihnen oft passende Arbeitgeber… 9). Die Anforderungen an die Qualifikation der Arbeitnehmer sind heute sehr … . Die jungen Fachleute müssen diesen Anforderungen ent… V. Учить семантизировать слова по словообразовательным элементам 1. Übung 3, Seite128. Merkt euch die Wortfamilien. 2. Übungen 1-3, Seite 45-46.A.B. 3. Übung 5, Seite128. Was ist für die Berufswahl wichtig? Was meint ihr? 3. Beantwortet die Fragen. – Was ist bei der Berufswahl wichtig?

- Was ist für die Berufswahl überhaupt nicht wichtig? - Was ist für die Berufswahl am wichtigsten? Примеры :

Allgemeine Reife und der Schulabschluss sind für die Berufswahl wichtig.

Mode auf bestimmte Berufe ist für mich überhaupt nicht wichtig.

Konkrete Zukunftspläne und Interesse für einen bestimmten Beruf sind für meine Berufswahl am wichtigsten. Welche Berufe sind besonders populär (schwer)? – Wie sind positive und negative Seiten deines Berufs?

VI . Заключительный этап урока . 1. Подведение итогов урока. 2. Домашнее задание: Ü bungen 4, 5, Seite 4 6-47 AB .


Выбор профессии — задача с меняющимися переменными, неполными исходными данными, вероятностными параметрами и несколькими неизвестными. Но есть подсказки. Например, система профессиональной ориентации, возрождение которой только начинается в нашей стране. Хочу рассказать, как за рубежом «подсказывают» школьникам правильное решение.

Я хорошо помню, как много лет назад выбирала свою будущую профессию, свой жизненный путь. Я училась в обычной школе, без всяких уклонов и углубленного изучения предметов. Начиная с девятого класса, один раз в неделю мы ходили в УПК (учебно-производственный комбинат), где осваивали специальности по выбору. Скажу сразу, был он невелик: девушкам предлагалось выбирать между кондитером, продавцом и машинисткой. Отличная оценка по русскому языку и литературе позволила мне попасть в ряды печатающих слепым десятипальцевым методом. И этот навык, безусловно, пригодился мне в жизни. Но никакого отношения к выбору профессии посещение УПК не имело. Хотя задача его была именно в этом.

Через пять лет я получила диплом с отличием и ни разу не пожалела о своем выборе. Мне повезло, что эта профессия и мои природные склонности совпали. Но так бывает не всегда. В старших классах школы вопрос выбора профессии стоит очень остро, а решается он сейчас слабо. Часто подростки делают выбор не в пользу тех профессий, которые обусловлены личными способностями, склонностями и предпочтениями, а скорее в пользу тех специальностей, которые определяются мнением родителей о необходимости высшего образования, возможностью обучения на бюджетной основе, вероятностью получения престижной работы в будущем. Системной работы по профессиональной ориентации и осознанному выбору профессии сейчас нет. И хотя министр образования заявила о необходимости возврата в школу ориентацию на профессию, когда и как это случится — пока неизвестно.

При решении таких глобальных проблем принято изучать зарубежный опыт. Хотя стоит отметить, что и в своем отечестве есть, что исследовать и внедрять. Но тем не менее.

Если бы я училась в США

То испытала бы на себе все достоинства теории о том, что оптимальный выбор достигается только при условии максимального совпадения специфики будущей профессии с индивидуальными особенностями человека. Начиная с дошкольного возраста, я проходила бы разные тесты, которые определяли бы мой уровень знаний и интерес к разным профессиям. В старших классах школы я бы занималась по двухгодичной программе, чтобы сформировать навыки в исследовательской, проектной, управленческой, технологической или производственной деятельности. Я бы вместе со своими одноклассниками посещала дополнительные занятия по изучению иностранных языков, изобразительного или игрового искусства, компьютерной техники, издательского дела и уроков труда.

Каждый месяц в моей школе проводились бы встречи с потенциальными работодателями, которые предоставляли бы школьникам рабочие места, чтобы мы могли провести тест-драйв выбранной специальности. В конечном результате все это помогло бы мне найти ту профессию, которая в наибольшей степени соответствовала моим склонностям и была бы востребована на рынке труда.

Если бы я училась во Франции

То в моей школе обязательно были бы занятия по математике и науке, управлению, искусству и культуре. Я бы принимала участие в деловых играх, тренингах, встречах с успешными предпринимателями. Я бы научилась грамотно составлять резюме и пользоваться информационной базой данных обо всех профессиях страны. Специалисты созданных в стране профориентационных бюро проводили бы психологическое обследование, тестирование и выдавали бы мне рекомендации — куда пойти работать или где продолжить образование.

Если бы я училась в Финляндии

То уже с седьмого класса я обязательно на одну-три недели погружалась в реальную трудовую жизнь, работая в разных компаниях. Я бы изучала вопросы построения карьеры, а в девятом классе выбирала бы профессию при помощи специалистов кадровых служб предприятий. Если по окончании девятого класса я так и не смогла бы решить, чем хочу заниматься, то у меня был бы еще один дополнительный год. Со мной работал бы профессиональный консультант, задача которого — помочь мне осознать свои склонности и желания и соотнести их с реальным положением на рынке труда и востребованностью профессии.

Если бы я училась в Японии

То за три года я успела бы попробовать свои силы в 48 разных профессиях и выбрать ту, которая лучше всего соответствует моему характеру и моим способностям. А потом вместе с психологами и преподавателями я провела бы подробнейший самоанализ своих склонностей по 62 пунктам, чтобы разработать индивидуальный план обучения.

И вполне вероятно, что в результате выяснилось бы, что мне нужно заниматься экономикой и работать в банке. И я поступила бы на тот же экономический факультет. Но это был бы совсем другой выбор — осознанный, соответствующий моим природным склонностям и учитывающий количество специалистов данной профессии на душу населения страны и перспективы развития рынка труда.

Читайте также: