Как получить профессию учитель истории

Опубликовано: 02.10.2024

Чтобы работать учителем истории и обществознания, необходимо на выбор:

  • получить диплом о высшем или среднем профессиональном образовании по педагогическому направлению;
  • поступить в вуз или ссуз, который готовит специалистов на базе 9 или 11 классов;
  • получить базовое педагогическое образование и пройти профессиональную переподготовку. Это позволит расширить спектр компетенций.

Какие предметы сдают на учителя истории и обществознания?

Чтобы получить профильное образование в вузе, абитуриенты сдают вступительные экзамены по направлениям история, обществознание и предоставляют результаты ЕГЭ по этим же предметам. Дополнительно сдают русский язык.

Для поступления в АНПОО «НСПК» не нужно сдавать ЕГЭ и вступительные экзамены. Достаточно аттестата об окончании 9 или 11 классов.

Обучение ведется по официальной лицензии, в дистанционной форме. Выпускники получают два диплома — о среднем профессиональном образовании и профпереподготовке по направлению «Учитель истории» (обществознание тоже можно преподавать).

Сколько учиться?

В вузе нужно учиться не менее пяти лет. При обучении в ссузе стать учителем истории можно за четыре года и даже быстрее. При поступлении после 11 класса на обучение потребуется от 2 лет 10 месяцев.

В АНПОО «НСПК» также есть программа перезачета ранее пройденных дисциплин. Она позволяет максимально сократить обучение без потери его качества и стать учителем истории в кратчайший срок.

Плюсы и минусы профессии

У профессии учитель есть плюсы — длительный отпуск, возможность заниматься репетиторством, давать частные уроки параллельно с основной деятельностью. Это творческая работа, связанная с интересными предметами.

К минусам относится высокий уровень личной ответственности. Учитель — профессия, связанная с высокими психоэмоциональными нагрузками. В обязанности учителя в школе входит заполнение множества документов, нужно подолгу стоя говорить.

Что должен знать и уметь учитель истории и обществознания

Учителя истории и обществознания должны знать об:

  • определяющих направлениях развития образования в РФ;
  • актуальных положениях российского законодательства, регулирующего эту сферу;
  • особенностях исторического процесса на разных стадиях развития общества в России и мире — от древности до начала XXI века;
  • актуальных методиках преподавания истории, обществознания (активная познавательная, сравнительная, основанная на принципе повторения, экспериментальная и т.д.);
  • основных положениях школьной гигиены — обустройство помещений, требования к учебным принадлежностям, школьные болезни (близорукость, искривление позвоночника) и т.д.

Учителя истории и обществознания должны ориентироваться в смежных дисциплинах — мировой культуре, археологии, политологии. Им важно уметь анализировать и структурировать информацию, доносить свою мысль до учеников, разрешать конфликтные ситуации. Учитель истории и/или обществознания должен разбираться в современных образовательных технологиях и цифровых способах поиска информации (поисковые системы, электронные библиотеки, образовательные платформы).

Должностные обязанности и функции учителя истории и обществознания

Основная обязанность учителя - сформировать у учеников базу теоретических знаний и навыков по предмету. В этом он руководствуется учебной программой и планом. Обязанности специалиста регулируются ФГОС и правилами учебного заведения, где работает учитель истории и обществознания. Конкретный список определяется должностной инструкцией.

Дополнительные функции учителя истории и обществознания:

  • планирование учебного процесса, составление программ уроков;
  • контроль знаний по предмету;
  • организация внеурочных мероприятий, которые должны проводиться учителем истории и обществознания — олимпиады, школьные конкурсы и т.д.;
  • ведение журналов, отчетности;
  • организация самостоятельной работы учеников и помощь в освоении пройденного материала.

Личные качества учителя истории и обществознания

Учителем истории и обществознания может стать человек, который интересуется прошлым, с охотой работает в большом коллективе и любит детей. Важно быть неконфликтным, терпеливым, толерантным. Другие личные качества, необходимые учителю истории и обществознания:

  • умение перерабатывать научный материал в доступный для восприятия учениками;
  • аналитические способности — анализ собственных знаний и знаний учеников, оценка их осведомленности;
  • организованность — для достижения целей учебного плана и показателей успеваемости;
  • умение объяснять, ораторские способности;
  • пунктуальность;
  • стрессоустойчивость;
  • желание совершенствовать знания в области истории, обществознания и других науках.

Зарплата и карьерные перспективы

Сколько зарабатывают учителя, зависит от региона, места трудоустройства, опыта специалиста. Поэтому так важно повышать квалификацию и наращивать компетенции. В Москве в муниципальной школе зарплата учителя истории составляет, в среднем, от 20 до 60 тысяч рублей. В частных образовательных учреждениях ставки выше, поэтому там зарплата учителя истории может доходить до 250 тысяч рублей. В регионах РФ средний ежемесячный доход составляет 34 000 рублей: минимальная зарплата учителей — 14-21 тысяча рублей, максимальная — 50 000 рублей.

Повышать доход можно, занимаясь репетиторством. Зарплата учителя истории, который дает только частные уроки, составляет, в среднем 30 тысяч рублей в регионах РФ. Для Москвы показатель выше: зарплаты учителей-репетиторов составляют 3000-4500 рублей за занятие, количество определяет сам специалист.

Чтобы получать больше, учителю придется брать подработку или строить карьеру. Возможные пути роста:

  • руководящие должности в школе, учреждениях образования — с профессией и опытом учителя по социально значимому предмету можно добиться высоких постов;
  • в частных школах, центрах дополнительного образования — зарплата учителя истории будет выше;
  • дистанционное обучение детей, подготовка к ЕГЭ и экзаменам — сколько получит учитель истории, зависит от его работоспособности и умения «рекламировать» свои онлайн-курсы;
  • самозанятость, свой бизнес — организация курсов по профессии, лекций по истории, открытие частной школы и т.д.

Что должен знать учитель истории

Выбирая профессию учителя истории, нужно быть готовым к тому, что одного только интереса к предмету для построения успешной карьеры будет недостаточно. Придется уделить много времени изучению педагогики и детской психологии, научиться организовывать свою работу, выстроить отношения с коллегами. А главное и зачастую самое сложное – это найти подход к детям. Как же стать хорошим учителем, который умеет заинтересовать учеников историей и быть для них настоящим авторитетом?

Что должен знать учитель истории, чтобы качественно выполнять свои должностные обязанности?

Безусловно, педагог должен обладать исчерпывающими знаниями в области предмета, который преподает. Но помимо истории ему нужно знать детскую психологию, педагогику, теорию и методику воспитания и обучения, владеть педагогическими методами, технологиями, приемами. Не обойтись современному учителю без компетенций в области ИКТ.

Также учителю нужно уметь:

  • формировать учебную программу согласно общеобразовательным стандартам и с опорой на уже полученные учениками знания;
  • подавать информацию так, чтобы она была понятной и интересной детям, в том числе использовать современные интерактивные технологии;
  • правильно организовывать внеурочное время – как дополнительные занятия с детьми, так и работу с тетрадями, конспектами уроков и т. д.;
  • грамотно оценивать результаты учеников – поощрять понимание предмета, а не механическое заучивание дат, событий, имен.

Где пройти обучение, чтобы стать школьным учителем истории?

Чаще всего на преподавателя истории обучаются в педагогических вузах, колледжах, техникумах. Как правило, требуется от 2 до 5 лет для получения необходимых навыков. Для поступления нужно сдавать экзамены по 3 предметам (обычно по русскому языку, обществознанию и истории).

Но если у вас уже есть образование по другому профилю, вам совсем не обязательно тратить несколько лет на получение диплома. Профстандарт «Педагог» позволяет работать в школе после профессиональной переподготовки на базе любого образования не ниже среднего профессионального. У нас можно пройти такие курсы дистанционно*.

Наши эксперты-практики разработали программы для учителей, рассчитанные на Слушателей с разным уровнем исходной подготовки:

340 часов (3 мес.)

Это курс для тех, у кого есть историческое образование, но нет знаний в области педагогики, возрастной психологии, методики преподавания предмета школьникам. Саму историю Слушатели не изучают:

620 часов (5.5 мес.)

Квалификация: Учитель истории

Эта программа подходит тем, кому нужно получить знания и по истории, и по специфике ее преподавания в школе. Слушатели знакомятся сначала с общей педагогикой и психологией образования, затем с основным разделами школьного курса истории, а в конце – с методиками и технологиями обучения детей предмету по требованиям ФГОС.

А может ли учитель истории преподавать обществознание? Да, если имеет подготовку по данному профилю. Если ее нет, нужно пройти курсы профпереподготовки, которые знакомят со спецификой преподавания обществознания и с самим предметом. Вы можете выбрать большую программу, которая дает возможность преподавать сразу два предмета:

1108 часов (9.5 мес.)

Квалификация: Учитель истории и обществознания

Окончив обучение, вы получите диплом о профпереподготовке, который станет подтверждением ваших профессиональных компетенций.

Где работают и сколько зарабатывают учителя истории?

Учитель истории может найти работу в общеобразовательной государственной или частной школе:

  • В государственной школе, скорее всего, нужно будет вести несколько классов, в каждом из которых до 35 учеников. Соответственно, объем работы будет большим. Из плюсов стоит отметить официальное трудоустройство, социальный пакет, отпуск 56 дней, возможности карьерного роста. Средняя зарплата учителя истории в муниципальных школах Москвы – около 75 000 рублей. В Санкт-Петербурге и других крупных городах им платят 30 000-45 000 рублей, а в большинстве регионов России – 20 000-30 000 рублей.
  • В частных школах классы в 2-3 раза меньше, чем в государственных. Поэтому каждому ребенку учитель уделяет много внимания. К педагогам предъявляются повышенные требования. Как правило, на работу берут учителей со стажем работы и профессиональными достижениями. Но и уровень зарплат в частных школах в 1,5-2 раза выше, чем в муниципальных.

Кроме того, можно пройти переподготовку по педагогике профессионального образования и пойти преподавать в колледж или техникум, в высшее учебное заведение. Многим работать со студентами легче, чем со школьниками – они более дисциплинированные и мотивированные, у них уже есть база знаний по предмету. Также можно устроиться в учреждения дополнительного образования детей и взрослых.

Учителя истории часто становятся репетиторами. Спрос на них растет – все больше детей хотят готовиться к олимпиадам, ОГЭ, ЕГЭ в индивидуальном порядке под руководством стороннего специалиста. Репетиторы берут за час занятий от 400-500 до нескольких тысяч рублей в зависимости от опыта и наличия рекомендаций.

К чему нужно быть готовым, выбирая работу в школе?

  • Постоянное общение с людьми. Профессия учителя подходит только коммуникабельными открытым людям, ведь она предполагает ежедневное общение не только с учениками, но и с коллегами, начальством, родителями. К тому же история – предмет, который связан с постоянными дискуссиями, обсуждениями, коллективными размышлениями, порой очень эмоциональными. Здесь не получится просто прочитать лекцию, дать детям задание и сидеть в тишине.
  • Эмоциональная вовлеченность в жизнь детей. Хороший учитель всегда переживает за своих учеников. Как они напишут контрольную работу? Как подготовятся к открытому уроку? Получится ли у них хорошо показать себя на олимпиаде? Почему сегодня в 6Б классе весь урок стояла странная тишина? Многие учителя становятся для детей психологами – им рассказывают о проблемах в семье, с друзьями, со здоровьем, делятся своими переживаниями, просят совета.
  • Высокий уровень ответственности. Учителя отвечают за жизнь и здоровье учеников в период их присутствия в школе. Они обязаны обеспечивать безопасную физическую и психологическую среду, оказывать необходимую помощь и поддержку в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.
  • Необходимость посвящать работе личное время. Рабочий день учителя не ограничивается уроками и внеклассными мероприятиями. По вечерам педагоги проверяют тетради, готовятся к новым занятиям. Коллеги могут попросить их помощи в проведении классного часа или организации экскурсии. Родители учеников в любое время могут позвонить или написать в чат – спросить, что задано на завтра и почему их сын получил двойку. При этом учителю истории еще и нужно быть в курсе всех новостей, ведь дети всегда могут спросить его мнения по поводу тех или иных событий.
  • Необходимость дополнительной нагрузки для хорошего заработка. Для роста зарплаты нужно не только вести уроки, но и брать классное руководство, проводить внеурочные занятия, участвовать в педагогических конкурсах. Чтобы подтвердить или повысить квалификационную категорию, учителя не реже 1 раза в 3 года проходят курсы повышения квалификации.
  • Необходимость поддерживать имидж учителя и на работе, и вне нее. Современный педагог должен следить за своим поведением, внешним видом не только в школе, но и в любых других общественных местах, в том числе на отдыхе. Важно внимательно относиться к ведению личных страниц в соцсетях и присутствию в интернете вообще.

5 советов для тех, кто хочет стать хорошим учителем истории

Какие обязанности у учителя истории?

  1. Учитесь у коллег, помогайте им и прибегайте к их помощи. Ходите на открытые уроки, смотрите вебинары, читайте статьи с личным опытом, подпишитесь на учителей, которые активно ведут страницы в социальных сетях. Вы наверняка сможете почерпнуть в работе других что-то полезное для своих уроков. Возьмите у более опытного учителя план урока, тема которого вызывает у вас трудности, а сами дайте ему ссылку на вебинар с обзором новых учебников. Пригласите коллегу помочь вам с организацией мероприятия, а сами отправьтесь с ее классом на экскурсию как сопровождающий. Чем больше вы помогаете другим учителям, тем охотнее будут помогать вам. В идеале же вам нужно найти себе наставника. Это может быть ваш преподаватель из университета или более опытный коллега – вы сможете обращаться к нему за советом, когда сталкиваетесь со сложными ситуациями.
  2. Объясняйте детям, зачем им нужна история. Вашим ученикам будет гораздо интереснее учить предмет, если они будут знать, что с его помощью смогут лучше разбираться в современных политических, социальных и экономических реалиях, понимать контекст любимых книг и фильмов, общаться с людьми из других стран и т. д.
  3. Всегда приходите на урок подготовленным. У вас должен быть план занятия и его карта-схема, все необходимые наглядные материалы. Если предстоит проходить новую тему, освежите свои знания по ней – прочитайте литературу, пробегитесь по основным датам. Непосредственно на перемене перед уроком вспомните, на чем расстались с детьми в прошлый раз, что задавали на дом. Подготовка позволит грамотно использовать всё время занятия, избежать ошибок и непредвиденных ситуаций.
  4. Используйте разные формы работы. Помимо лекций и чтения учебника дети должны готовить презентации и рефераты, составлять кроссворды по теме урока, проводить диспуты, разделившись на два лагеря с противоположными мнениями по историческому вопросу. Активно задействуйте групповую и индивидуальную проектную работу. Например, предложите детям расспросить старших родственников о своих предках и нарисовать генеалогическое древо семьи. Можно задать проект для группы – подобрать в разных источниках информацию о каком-нибудь старом здании, а потом составить и презентовать перед классом интересный доклад о его истории.
  5. Не ограничивайте общение с детьми уроками. По-настоящему теплые и открытые отношения между учителем и учениками формируются не в классе, а на экскурсиях, в походах и поездках, где можно общаться менее формально и не только на учебные темы.

Для работы учителем истории недостаточно любить предмет. Чтобы стать по-настоящему хорошим педагогом, важно получить качественное базовое образование и постоянно развиваться, знакомиться с новыми методиками и технологиями, инструментами образования. И для этого отлично подходят дистанционные* курсы, которые позволяют учиться без отрыва от работы.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Подберем программу для Вас!

Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!

На первый взгляд, профессия учителя истории может показаться не такой уж и сложной. Но на самом деле это не так. Пожалуй, нет другого такого предмета, который было бы так тяжело преподавать, учитывая то, что история всегда проходит через какие-то идеологические фильтры. В то же время зарплата учителя истории не так уж и высока.

Как стать учителем истории?

Для того, чтобы стать учителем истории, нужно иметь высшее образование, но необязательно профильное. Очень часто учителями истории становятся люди с юридическим и экономическим образованием. В таком случае им просто нужно пройти дополнительные курсы, на которых преподают вопросы образовательных методик, педагогики и даже психологии. При наличии диплома о высшем образовании и сертификата таких курсов, которые часто организуют при центрах повышения квалификации, можно смело идти работать в школу.

Требования к учителю истории

Кроме чисто формальных требований вроде наличия высшего профильного образования, от учителя истории требуются в первую очередь беспристрастность и объективность. Он должен излагать детям факты, а не собственное видение истории и не оценочные суждения, пусть они даже сейчас звучат со всех телевизионных экранов. В то же время эти факты нужно излагать так, чтобы заинтересовать школьников, ведь иначе история превратится просто в набор цифр и дат.


Кроме того, от учителя истории требуется заинтересованность политикой и процессами, происходящими в обществе. Ведь тогда он может сделать ту или иную тему актуальнее, указав на то, как она повлияла на современность.

От учителя истории также требуются такие качества как ответственность и коммуникабельность. Он должен обладать достаточно глубокими познаниями не только в соответствующей его предмету области. Так, учитель истории обязан разбираться в российском законодательстве, регулирующем образовательный процесс, а также в том, что касается прав ребенка. Он должен знать основы психологии и педагогики, владеть классическими образовательными методиками, но в то же время владеть навыками для работы с современными гаджетами.


Должностные обязанности учителя истории

Должностные обязанности такого специалиста мало чем отличаются от обязанностей других преподавателей-предметников. К их числу относится:

  1. Проведение уроков в соответствии с образовательными стандартами (то есть учитель должен руководствоваться утвержденной министерством программой),
  2. Ведение учебной документации в установленном порядке. Это означает, что учитель ведет и обычный бумажный журнал, и этот же журнал в электронном виде,
  3. Участие в экзаменационной комиссии и помощь в проведении ЕГЭ (теоретически такая нагрузка должна оплачиваться отдельно, но на практике обычно учителя выполняют ее как общественную работу),
  4. Участие в педсоветах.

Если учитель истории не берет на себя классное руководство, он все равно должен присутствовать на родительских собраниях, если его туда приглашает классный руководитель.


В соответствии с требованиями законодательства все педагоги должны регулярно проходить курсы повышения квалификации и участвовать в методической работе. Учителей истории это тоже касается.

Как считается зарплата учителя истории?

Заработная плата учителя истории рассчитывается точно так же, как и для других учителей-предметников. Она состоит из нескольких частей:

На практике очень часто все зависит исключительно от финансовых возможностей школы. Из-за экономического кризиса бюджетное финансирование сильно сократилось, поэтому стимулирующие выплаты также снизились. Иногда вся эта часть не превышает 4-6 тысяч рублей, а надбавка за классное руководство составляет только 1500-2000 рублей, хотя времени и сил такая деятельность отнимает много.

Сколько получает учитель истории в России

Средняя зарплата учителя истории в России составляет 22 тысячи рублей. И это с учетом доходов педагогов из частных школ. Больше всего вакансий по этой профессии открыто в Новосибирске и Кирове.


Как учитель может повысить доход?

Единственный легальный способ для учителя повысить свой доход это стать репетитором. За одно занятие, в зависимости от того, происходит дело в провинции или в большом городе, педагог может брать 500-800 рублей. С приближением ЕГЭ доходы увеличиваются за счет того, что растет количество учеников. В среднем, если педагог согласен на дополнительную нагрузку, это занятие может приносить до 10 тысяч рублей в месяц.


Еще один способ легального повышения доходов это написание статей для профильных журналов и интернет-ресурсов, выкладывание в сеть своих методических разработок. В Москве такое участие педагогов в электронной школе даже поощряется на городском уровне.

Примеры вакансий



Сколько получают учителя истории на Западе?

Во Франции учителя истории получают порядка 30 тысяч долларов в год, то есть менее 3000 долларов в месяц. Примерно столько же зарабатывают учителя истории в Германии.

Учитель истории: преимущества и недостатки профессии

Есть профессии, потребность в которых идет на спад со временем, а есть и такие, чья актуальность не угасает. Педагоги, учителя, преподаватели – это специалисты, которые востребованы всегда. Это квалификация развивается и модифицируется под современные тенденции, расширяется и становится все популярнее.

В данной статье рассмотрим профессию учителя истории. Охарактеризуем основные обязанности и особенности работы. Затронем положительные и отрицательные стороны этой профессии.

Особенности

Учитель истории должен ориентироваться в большом объеме знаний, которые со временем обновляются, так как история не стоит на месте. Поток информации очень обширен – от быта северных народов до истории военных походов Российской Империи.

История как предмет довольно увлекательна. Подача материала может быть разнообразной – в виде лекций, фильмов, дебатов, а также археологических походов.

Учитель истории прежде всего должен знать множество исторических дат и событий, ориентироваться во временных отрезках правления династий, разбираться в территориальных изменениях каждой страны (объединение, деление).


Для повышения квалификации педагог должен посещать дополнительные семинары, курсы, читать историческую литературу.

Такой педагог должен обладать определенными качествами. Это:

  • умение находить новые знания, переформировывать полученную информацию в более понятный контекст;
  • возможность находить индивидуальный подход к каждому ученику, невзирая на способности ребенка;
  • умение формировать учебный план;
  • доступная подача материала и интересное построение урока.
  • твердость характера, стрессоустойчивость.


Знания и навыки

Как и в любой другой специальности, учитель истории должен обладать определенными навыками и иметь необходимые знания в данной сфере деятельности. Необходимо правильно ставить перед собой цели и добиваться их.

Рассмотрим основные задачи, которые должен выполнять учитель. Прежде всего это формирование учебной программы согласно общеобразовательным стандартам.

Учитель должен опираться на уже полученные знания учеников. Это необходимо для того, чтобы правильно и функционально использовать время на уроках. Многие педагоги знают, что данного времени зачастую хватает, так как объем информации слишком большой. Во многом всю информацию приходится сокращать.

Навык правильной подачи информации необходим учителю, потому что – предмет весьма тяжелый для восприятия, многие дети считают его скучным. И это логично, если заставлять детей писать конспекты и просто учить даты. Хороший преподаватель, благодаря современным технологиям, будет преподносить информацию в стиле интерактива.

Преподаватель истории как никто другой должен поощрять рвение учеников к предмету. Как известно, потерять это рвение очень легко. Смена подачи материала, тяжелые тексты и слишком большой объем дат отталкивают детей от изучения предмета.

В таком случае учитель должен показать, что оценка будет зависеть не только от правильно указанных дат, но и от понимания пройденного материала в целом. Это психологически облегчит состояние ребенка.

Умение правильно перерабатывать получаемые знания очень важно для педагога. Мало просто найти хорошую информацию, схему или таблицу к уроку. Нужно максимально переработать данную информацию в более понятный язык и объяснить все для учеников своими словами. Это показывает не только ваши знания как учителя, но и то, насколько преподаваемый предмет вам интересен. Эти факторы влияют на вовлеченность учеников в процесс обучения.

Еще одним важным навыком можно считать правильное формирование внеурочного времени. Сюда же можно отнести и дополнительные занятия. Преподаватель продолжает работать даже после уроков, дома. Подготовка к следующему дню и проверка тетрадей также затрагивает определенные навыки. Ведь построение работы над ошибками важно ничуть не меньше, чем подача самого материала.


Отдельно стоит рассмотреть профессию учителя истории искусств. История искусств – это отдельное направление, которое изучает будущий преподаватель. В этот предмет входит целый комплекс общественных наук, а центральным звеном является художественная культура.

Основным фундаментом данной специальности является общая история. Затем формируется базис из классической и постмодернистской истории. Делаются большие акценты на стилях в искусстве (романтизм, классицизм, сентиментализм, реализм и другие). Изучаются всевозможные временные отрезки, которые связаны с искусством (к примеру, искусство Древней Греции; быт восточных народов).

Преподавателей истории искусств учат различать произведения деятелей искусства, разбираться во множестве художественных направлений и школ, ориентироваться в историко-художественных течениях. Студенты, выбравшие данное направление обучения, будут участвовать в экспедициях, организовывать выставки, работать с различными коллекциями художественных произведений. А также они смогут проводить исследовательскую работу в музеях, архивах, заниматься подготовкой к публикации научных материалов (библиографий, путеводителей, сборников, обзоров), заниматься оценочной деятельностью предметов искусства.

Получив образование по этому направлению, можно работать не только преподавателем в образовательных учреждениях. Можно стать антикваром, архивариусом, библиотекарем, сотрудником музея.


Обучение

Чтобы выучиться на учителя истории, не нужно долго искать вуз. Почти в каждом большом городе есть университеты и колледжи, которые предлагают получить образование педагога.

Направление учитель истории слишком узкое, поэтому в некоторых вузах дается расширенная специализация. К примеру, история и право. Получаемая профессия позволит вам работать не только учителем в школе, но и преподавать право в колледжах или вузах. Следующие направления – это история России и зарубежных стран, история и общественные науки, история краеведения, история искусств, археология, отечественная история.

Перечисленные специализации могут быть как основными, так и полученными в ходе повышения квалификации и дополнительных семинаров, или как второе высшее образование.

Можно получить первое высшее как учитель русского языка, а затем, не тратя лишнее время, можно подать документы на второе высшее как учитель истории.

Основное требование к этой профессии заключается в том, что у вас обязательно должно быть педагогическое образование. Для работодателя важна очная форма обучения. Но диплом можно получить, обучаясь на заочной форме.

Для поступления в вуз необходимо сдать экзамены по следующим предметам: русский язык, математика, история России. В некоторых случаях может потребоваться и обществознание.


Где может работать?

Многих студентов всегда волнует вопрос трудоустройства. Это вечная проблема, потому что работодателям всегда нужен опыт работы. Но с этой специальностью такого не произойдет, ведь педагог востребован всегда. Каждой школе необходимы учителя. Поэтому остается выбор за малым: в какой школе вы хотите работать – в общеобразовательной государственной или частной.

У каждой из этих школ есть свои преимущества и недостатки. Поэтому необходимо выбрать то, что вам подойдет лучше.

В общеобразовательной школе, скорее всего, будет несколько классов. В классе примерно до 35 человек. Объем работы будет большим. Из плюсов стоит отметить официальное трудоустройство, социальный пакет, отпуск, карьерный рост.

В частных школах классы небольшие. Каждому ребенку необходимо уделять много внимания. Одним из минусов можно посчитать специфику частной школы. К примеру, там может возникнуть необходимость вести уроки на английском языке. Поэтому помимо знаний в области истории, будут необходимы обширные знания в английском языке или любом другом, на котором специализируется школа.


Помимо этого, можно пойти преподавать в колледж. Здесь процесс обучения проходит так же, как и в школе. Положительной стороной можно считать то, что всю получаемую информацию студенты уже изучали.

Можно пойти работать репетитором или в учреждения, специализирующиеся на дополнительном образовании и повышении квалификации.

Напоследок стоит остановиться на плюсах и минусах профессии. К положительным сторонам специальности можно отнести:

Говорят, что учитель – это больше чем профессия. Во времена античности педагогика считалась настоящим искусством. И сегодня, чтобы стать учителем, нужно соответствовать множеству критериев. Каким, например? Разбираем в нашей статье.

Заглянув в Федеральный закон № 273 «Об образовании», мы узнаем, что право на занятие педагогической деятельностью есть у «лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование и отвечающих квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам». Причём эти стандарты не условность, они очень чётко прописаны. Посмотреть, что должен уметь педагог, можно по ссылке .

Какое образование подходит для работы?

Итак, первое обязательное условие для учителя – профильное педагогическое образование за плечами. Причём оно должно быть получено в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Какие стандарты есть для работы учителем?

Кроме того, как мы увидели выше, педагог должен соответствовать стандартам. Из них следует, что учитель – это человек, который развит по-настоящему всесторонне. И цель его – вести работу по нескольким направлениям одновременно, для которых нужны различные навыки. Вот они.

  • Уметь планировать и проводить уроки;
  • Использовать интересные и доступные подходы к обучению всех категорий детей;
  • Объективно оценивать знания учеников.
  • Владеть формами и методами воспитательной работы;
  • Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
  • Умение читать документацию специалистов (психологов, логопедов и т. д.);
  • Владеть методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу;
  • Уметь отслеживать динамику развития ребенка.

Какой опыт работы должен быть у педагога?

В отличие от иных профессий (например, судей, врачей и т. п.), для учителей и воспитателей ни в законе , ни в профессиональном стандарте требований к опыту работы не установлено. Так что если вы выпускник вуза и только-только получили диплом, можете не переживать. Работать вы сможете сразу после окончания университета.

Всё действительно так просто?

Отнюдь не так! Перед трудоустройством в школу будьте готовы к тому, что вам придётся проделать большую подготовительную работу по части документов. Помимо «базового пакета» нужен будет целый ряд дополнительных документов и справок из официальных учреждений вашего города или региона.

Вот неполный список:

  • Заявление о приёме на работу на имя руководителя учреждения;
  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • Трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • Свидетельство о постановке на учёт физического лица в налоговом органе (ИНН);
  • Документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • Документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний;
  • Справка судебного характера;
  • Медицинская книжка;
  • Медицинская справка об отсутствии противопоказаний. (Вам нужно будет заказать справку в наркологическом диспансере вашего города о том, что вы не состоите там на учёте.)
  • Аналогичная справка вам потребуется из психоневрологического диспансера.

И, конечно, не забывайте про портфолио! Характеристики с предыдущих мест работы, сведения о курсах повышения квалификации, грамоты и дипломы за участие в конкурсах, олимпиадах могут здорово помочь при трудоустройстве.

По словам Ольги Васильевой, «учитель – это главный человек в процессе образования». Так что и требования к отбору «главных среди равных» достаточно серьёзные. Кроме того, сложно не упомянуть о сравнительно невысоких зарплатах и других минусах этой работы. Честно ответьте себе на вопрос: готовы ли вы к этому? И если ваш ответ «да», тогда за дело!

Читайте также: