Как профессии связаны между собой

Опубликовано: 02.10.2024

Часто можно услышать историю, что молодой человек поступил в вуз, но ему совершенно не нравится учиться, выбранная профессия — это «не его призвание» и работать по специальности он не планирует. Происходит это потому, что часто выбор вуза делается неосознанно, а исходя из совсем не связанных с будущей профессией критериев: учебное заведение находится близко к дому, там учатся друзья, родители настаивают, баллов ЕГЭ хватает только на эту специальность, сейчас модно быть юристом и т.д.

В итоге, по данным ВЦИОМ, почти каждый второй опрошенный россиянин работает не по своей специальности. А по результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке Министерства просвещения, более 70% школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. Вывод: к выбору профессии надо подходить заранее и осознанно, поставив конкретные цели.

Выбираем профессию заранее

Начинать изучение профессий стоит с младшего школьного возраста. Во многих городах появились специализированные парки профессий (Кидзания, Кидбург), где дети в игровой форме могут познакомиться с разными направлениями деятельности: медицина, туризм, мода, работа в сфере услуг, банковское дело и тд. На помощь здесь приходят также многочисленные иллюстрированные книги с описанием профессий и ролевые игры со сверстниками.

Всем ученикам средней школы рекомендуется проходить профориентацию. Не стоит путать это с тестами по предметам, которые даются ученику лучше всего. Профориентация — это комплекс вопросов, тестов и консультаций, помогающих определить склонности, интересы, намерения, цели подростка наряду с его способностями, знаниями и умениями.

Профориентационная программа длится не менее 4 часов, а затем проводится комплексный анализ и даются подробные рекомендации по выбору профессии. Здесь можно записать на консультацию и пройти профориентацию.

Осознанный подход

В процессе учебы в школе дети увлекаются многим, но задача родителей и учителей выявить и поддерживать интерес ребенка к тем или иным сферам профессиональной деятельности. Если школьник увлекается биологией, то стоит купить ему микроскоп, познакомить с профильными музеями и дать возможность в рамках школы реализовать тематические проекты.

Например, в Японии профориентация начинается в седьмом классе. Подросток за учебный год должен познакомиться с 16 профессиями в совершенно разных сферах. Его успехи и интересы мониторят и составляют индивидуальный план по профессиональной самореализации.

Необходимо тщательно подходить к выбору вуза или колледжа. Стоит изучить факультеты, специальности, дополнительные программы, необходимые экзамены и требования. Вуз — это не только предметы, которые предстоит изучать, это целое комьюнити, которое будет формировать мировоззрение, взгляды и круг общения будущего специалиста.

По данным ВЦИОМ, с утверждением, что высшее образование обеспечивает человеку успешную карьеру, согласны 57% россиян. Эта доля уменьшается на протяжении всего мониторинга с 76% в 2008 году.

К сожалению, выбирая профессию, молодые люди не имеют представление о рынке труда, что приводит к дисбалансу в подготовке кадров и нехватке специалистов в некоторых секторах экономики. Важно отслеживать эту ситуацию, иначе выпускника вуза может ждать серьезное разочарование.

Проект «Атлас новых профессий», созданный Агентством стратегических инициатив и Московской Школой управления «Сколково», предоставляет школьникам информацию о перспективных отраслях и профессиях на ближайшие 15-20 лет.

Постановка целей

«Кем я вижу себя после окончания вуза?» — это основополагающий и, наверное, самый сложный вопрос для абитуриента. Важно определиться, какая основная цель будущего обучения. Это может быть работа в компании мечты, стажировка за границей, создание своего дела, преподавание и многое другое. Намного проще учиться и мотивировать себя, если есть хорошо сформулированная цель. Она может быть не очень глобальной, но желаемой. Целеустремленные студенты добиваются успеха чаще.

Если нет четкого представления себя в профессии, то стоит ориентироваться на результаты профориентации и те специальности, которые будут наиболее востребованы в будущем.

На сегодняшний день в топ дефицитных квалификаций помимо представителей редких профессий, таких как «оператор по подземному ремонту скважин», входят также выпускники ряда «классических» направлений. Так инженер, учитель и врач оказались в топ-10 дефицитных квалификаций, программист — в топ-20.

Хорошим вариантом для определения дальнейших целей становится профильная подработка или стажировка. Согласно исследованию рынка труда НИУ ВШЭ, совмещение учебы и работы является в России массовым явлением, причем 77,5% работающих студентов заявили, что работа дает возможность удачно трудоустроиться после окончания вуза, поскольку работодатели ценят опыт.

Междисциплинарные специальности как тренд

Нужно понимать, что мир стремительно меняется и подходы к образованию тоже. Если раньше считалось, что профессию ты выбираешь раз и на всю жизнь, то сейчас хорошее высшее образование — это база для дальнейшего роста и развития.

Сегодня есть спрос на кросс-платформенных специалистов и междисциплинарные специальности. Речь идет о том, что одна профессия сочетает в себе навыки нескольких специалистов, и работодатель отдает предпочтение именно такому соискателю: лингвист, умеющий программировать, преподаватель с дополнительным дипломом психолога, медик, разбирающийся в технических вопросах. В описаниях вакансий все чаще можно встретить длинный список навыков и квалификаций, которыми должен обладать кандидат.

В этом плане магистратура в вузе — отличная возможность в рамках одной профессии сменить направление и выбрать специальность, смежную с той, которую изучал в бакалавриате.

Все чаще звучат слова мультиязычность и мультикультурность. На всех уровнях специалистам необходимо общаться с представителями разных государств и решать вопросы исходя из контекста той или иной страны. Знание иностранного языка становится не дополнительной, а обязательной компетенцией.

Современный подход к карьерной стратегии

Отношение к построению карьеры постепенно меняется. Очень важно постоянно отслеживать новые тенденции и не упускать момент, чтобы повысить квалификацию или пройти курсы по новому направлению.

Сегодня мы живем в ситуации, когда поменять 5-6 видов деятельности за жизнь — это норма. В Японии и в странах Европы у людей есть свои карьерные консультанты, которые время от времени звонят и интересуются, нет ли желания сменить профессиональную деятельность и не засиделся ли человек на одном месте.

Американская писательница и бизнес-тренер Барбара Шер, автор книг «Отказываюсь выбирать!» и «О чем мечтать?», придумала термин «человек-сканер», характеризующий людей, которые склонны к постоянной смене деятельности и пробуют все новое. Таких людей часто упрекают в непрофессионализме и поверхностном отношении к делу, однако сейчас такая тенденция — искать себя, меняться, пробовать и ошибаться порой.

Важно понимать, что образование и профессия в 17 лет — это не окончательный выбор. Сегодня образование становится похожим на конструктор, где каждый кубик — это знания и опыт иногда в разных или смежных сферах.

1) Вспомни отрасли экономики. Подумай, какие профессии с ними связаны.

Сельское хозяйство — механизатор, комбайнер, животновод, агроном, доярка, пастух.

Торговля — Продавец, кассир, товаровед, консультант, грузчик.

Промышленность — слесарь, сварщик, сборщик, металлург, энергетик, технолог.

Строительство — прораб, бетонщик, монтажник, отделочник, плиточник, грузчик.

2) Прочитай названия профессий. Расскажи, что ты знаешь об этих профессиях. Кем бы тебе хотелось быть и почему?

Сварщик сваривает различные металлические детали, чтобы получилась единая конструкция. Сварщик нужен и в промышленности, и в строительстве.

Швея шьёт одежду для всех людей. Она использует швейные машинки и работает на швейной фабрике.

Пчеловод разводит пчёл. Он работает на пасеке, где пчёлы живут в ульях. От пчёл пчеловод получает мёд, воск, прополис, пергу.

Повар готовит разные вкусные и полезные блюда. Повар нужен везде, ведь люди всегда хотят есть.

Продавец работает в магазине и продаёт различные товары, продуктовые и промышленные. Продавец должен всё знать о продаваемом товаре, чтобы помочь покупателю выбрать нужный.

Строитель строит дома. Это очень важная профессия, ведь людям нужно где-то жить.

3) Определите названия профессий и найдите их представителей на фотографиях.

Кто пишет книги? Книги пишет писатель, картинка номер 1.

Кто учит детей в школе? Детей учит учитель, картинка номер 2.

Кто лечит людей? Людей лечит врач, картинка номер 3.

Кто играет роли в театре? Роли играет актёр, картинка номер 4.

Кто изучает природу? Природу изучают, например, вулканологи, картинка номер 5.

Кто водит самолёты? Самолёты водит пилот, картинка номер 6.

4) Обсудите в классе роль людей различных профессий в вашей жизни.

Вся наша жизнь связана с работой людей разных профессий. Продукты мы покупаем в магазине у продавцов, но производят их люди других профессий — животноводы, хлеборобы, сборщики, сварщики, переплётчики.

Мы живём в домах, которые построили строители, мы пользуемся электроэнергией, которую вырабатывают энергетики, мы умываемся водой, которая поступает благодаря труду сантехников.

Мы носим одежду, которую шьют швеи по моделям модельеров, мы смотрим фильмы, которые снимает режиссёр и в которых играют актёры. Мы слушаем музыку, которую пишут композиторы и поют певцы.

Всё, что нас окружает сделано руками людей разных профессий.

5) Используя другие примеры, расскажите о взаимосвязи труда людей различных профессий.

Рассказ о взаимодействии труда людей различных профессий для 2 класса

Мы считаем, что хорошую книгу, которую мы читаем, написал писатель, но на самом деле в книгу вложен труд самых разных людей различных профессий.

Мало придумать и написать интересную книгу, её нужно напечатать.

А для этого лесоруб срубит дерево, водитель отвезёт дерево на бумажный комбинат, там из древесины сделают бумагу.

Бумагу доставят на полиграфкомбинат и там наборщики наберут текст, который предварительно отредактирует редактор и исправит корректор. Художник нарисует иллюстрации, а переплётчик соберёт все листы в книгу.

Книгу доставят в магазин, и продавец продаст её читателю. И только потом читатель сможет насладиться чтением.

Домашнее задание

1) Приведи примеры профессий, связанных с разными отраслями экономики.

В сельском хозяйстве работают скотники, доярки, механизаторы, трактористы, овощеводы, пчеловоды, агрономы и мелиораторы.

В промышленности работают слесаря, электросварщики, резчики, сборщики, механики, энергетики, технологи, лаборанты.

В строительстве трудятся строители, бетонщики, сварщики, арматурщики, монтажники, электрики, сантехники, водители.

В торговле работают продавцы и кассиры, укладчики и грузчики, консультанты и контролёры.

2) Люди каких профессий работают в культуре и образовании?

В культуре работают актёры, танцоры, режиссёры, гримёры, операторы, библиотекари, работники музеев, искусствоведы, критики, писатели.

В образовании работают учителя и воспитатели.

3) Как взаимосвязан труд людей разных профессий?

Любой продукт является результатом деятельности людей разных профессий. Чтобы скушать хлеб, его нужно вырастить, смолоть муку, испечь хлеб.

Уважаемые аспиранты и соискатели!
С 1 ноября 2014 года начинаются занятия для аспирантов и соискателей по иностранным языкам. Всем, кто планирует посещение занятий в текущем учебном году, необходимо в срок до 25 ноября 2014г. подать заявление в отдел аспирантуры каб.213, корпус 1.

Тренинг самопознания

Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы приглашает принять участие в программе психологических занятий для студентов «Тренинг самопознания».

Тренинг предназначен для тех, кто хочет понять себя, найти потенциал и способы изменения своей жизни.

• практические навыки самопознания

• узнаете свой внутренний потенциал

• обретете уверенность в себе

• определите дальнейшие направления своего личностного роста и развития

Запись до 10 октября. Предварительная запись обязательна.

Контакты:0 (777) 85-626, Ирина, 0 (533) 79-567.

Подготовительные курсы

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко объявляет набор слушателей на курсы по подготовке к ЕГЭ и вступительным испытаниям 2015 года.

Срок обучения – 6 месяцев.

Занятия по каждому предмету проводят преподаватели университета 1 раз в неделю с 17 часов (2 пары).

Ориентировочная стоимость обучения по одному предмету за весь курс (96 часов) – 530 руб. Возможна оплата в 3 этапа наличными или по перечислению.

Приём заявлений – с 6 октября 2014 г. с 9.00 до 17.00 – каб. №309, корп. 2.

Начало занятий – 27 октября 2014 г.

Телефон: (533) 79-528

Уважаемые студенты договорной формы обучения

внести плату за обучение в ПГУ им.Т.Г. Шевченко можно во всех обменно-валютных пунктах ЗАО АКБ «Ипотечный»,

расположенных в городах Тирасполь, Бендеры, Днестровск, Дубоссары, Рыбница, и в банкоматах «Моя карта».

Возврат денежных средств

Вниманию физических лиц, получивших академическую справкуили аналитическую программу в Приднестровском государственном университете в период с 1 января 2009г. по 30 ноября 2012 г.!

Согласно предписанию государственной службы цен и антимонопольной политики ПМР №06-28/01 от 25 января 2013 г. вы можете прибыть в университет и получить в бухгалтерии сумму, внесенную при оформлении академической справки или аналитической программы в вышеуказанный период.

При себе иметь паспорт.

Обращаться необходимо в кабинет №126 корпуса 1. Для получения средств необходимо будет написать заявление о возврате средств. Телефон для справок 0(533) 7-94-08.

Об организации ведомственного автобусного рейса по маршруту ПГУ (головной вуз) – БПФ

В целях оказания поддержки студентам и преподавателям, проживающим в г. Тирасполе и обучающимся (работающим) в БПФ ПГУ, до принятия решения по организации транспорта Администрацией Президента ПМР

1. Проректору по хозяйственной деятельности и социальным вопросам В.Н. Казаку организовать ежедневный автобусный маршрут в рабочие дни от центрального гаража ПГУ до БПФ ПГУ на период с 3 сентября по 1 октября 2013 года.

2. На период действия настоящего приказа установить водителю автобуса. Выполняющего данный рейс, следующий график рабочего дня: начало работы 7 часов 30 минут, окончание работы – 16 часов 30 минут.

3. Назначить выезд автобуса из центрального гаража ПГУ в 7 часов 40 минут.

4. Автобус в течение рабочего дня находится на территории БПФ ПГУ.

5. Обратный рейс из БПФ ПГУ в центральный гараж ПГУ назначить в 15 часов 15 минут.

6. Разрешить совершать посадку и высадку пассажиров по мере прохождения маршрута.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на проректора по хозяйственной деятельности и социальным вопросам.

профессор С.И. Берил

966-OD

ПГУ им. Т.Г. Шевченко проводит набор слушателей, студентов с 3-го курса и лиц, уже имеющих высшее образование, на 2014-2015 учебный год для получения дополнительных к высшему профессиональному образованию квалификаций:

Подготовка к следующим видам деятельности:
• Реализация образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам образования;
• Проектирование, разработка и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинаров);
• Использование современных технологий образования.

Срок обучения 2,5 года. Обучение проводится по очно-заочной форме на бюджетной и договорной основе.
Ориентировочная стоимость 1 641 руб. ПМР в год

2. «ПАТЕНТОВЕД» (специалист в области интеллектуальной собственности)

Подготовка к следующим видам деятельности:
• Патентно-информационное обеспечение исследований и разработок;
• Проведение патентных исследований;
• Оформление заявок на выдачу охранного документа на изобретения и т.п.;
• Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности;
• Осуществление лицензионных операций;
• Защита государственных интересов (таможенная служба, арбитражный суд и т.п.);
• Обеспечение условий коммерческой реализации продукции;
• Рекламирование ОИС (объектов интеллектуальной собственности);
• Ведение переговоров с отечественными и зарубежными фирмами по вопросу передачи прав на ОИС (объектов интеллектуальной собственности).

Срок обучения 2, 5 года Ориентировочная стоимость 1 318 руб. ПМР в год

Принимаются слушатели без ограничения специальностей и направлений.

3. «ПЕРЕВОДЧИК В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИИ»

Подготовка к следующим видам деятельности:
• Владение нормами родного и иностранного языков;
• Умение правильно оформлять текст перевода в соответствии с языковыми нормами;
• Выбор стратегии перевода с учетом его цели и типа оригинала;
• Осуществление письменного перевода текстов, относящихся к сфере основной профессиональной деятельности;
• Чтение спецлитературы;
• Ведение деловой и научной корреспонденции;
• Общение в деловых и профессиональных ситуациях;
• Понимание устных сообщений в СМИ;
Профессиональное пользование источниками дополнительной информации.

Срок обучения 2, 5 года Ориентировочная стоимость 2 131 руб. ПМР в год

Принимаются слушатели, получающие (получившие) высшее образование по следующим направлениям: физико-экономические науки
естественные науки
гуманитарные науки
образование и педагогика

3. «МЕНЕДЖЕР НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Подготовка к следующим видам деятельности:
• Применение методов и систем управления инновационными процессами;
• Управление персоналом;
• Управление финансами организации;
• Создание информационных технологий и систем в управлении и экономике;
• Внедрение на предприятиях научных результатов в области принятия финансовых решений, финансово-экономического планирования и соответствующих компьютерных систем и информационных технологий;
• Работа с литературой по специальности и свободное общение в деловых кругах.

Срок обучения 1, 5 года Ориентировочная стоимость 2 326 руб. ПМР в год

Принимаются слушатели, получающие (получившие) высшее образование по следующим направлениям: физико-экономические науки;
естественные науки;
экономика и управление.

5. «РАБОТНИК В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ»

по следующим направлениям:
• организация деятельности молодежных общественных объединений;
• методика организации работы по профилактике наркотической и иных девиантных зависимостей;
• организация воспитательной работы в детских общественных объединениях.

Подготовка к следующим видам деятельности:
• Выступление перед аудиторией;
• Выступление в СМИ (средствах массовых информаций);
• Ведение переговоров;
• Ведение групповых дискуссий;
• Организация встреч, конференций, переговоров и т.п.;
• Владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в коллективе;
• Разработка программ и проектов развития организаций, занимающихся молодежной политикой;
• Составление учебно-методических, нормативно-правовых и др. документов, регламентирующих деятельность вышеназванных организаций;
• Прогноз и оценка последствий выдвигаемых планов и решений;
• Организация современного ведения делопроизводства.

Срок обучения 2 года Ориентировочная стоимость 2 258 руб. ПМР в год

Принимаются слушатели без ограничения специальностей и направлений

По окончании выдается ДИПЛОМ о дополнительном (к высшему) образовании.

Документы принимаются в отделе организации и методического обеспечения учебного процесса по дополнительным образовательным программам в течение учебного года.

общ. 1, каб 10, тел. 7-94-26

«Электронный документооборот в среде Lotus Notes»

Отдел Организации послевузовского образования информирует, что в связи с производственной необходимостью занятия на курсах повышения квалификации для методистов по 2 модулю: «Электронный документооборот Lotus Notes переносятся на сентябрь 2014 г.

Уважаемые аспиранты!

20 ноября 2014 года в 15 часов 30 мин. состоится собрание для аспирантов первого (2014 г.) года зачисления. Аудитория 201, корпус 1.

Вниманию лиц, желающих восстановиться на обучение

Для восстановления в ПГУ заявитель, до этого не обучавшийся в ПГУ должен подать декану (директору) факультета (института, филиала) заявление на имя ректора о восстановлении с указанием направления (специальностей), формы обучения. Подробнее.

Отдел ПС и ПР

В нашем университете работают психологи, которые могут оказать психологическую поддержку, провести индивидуальную психодиагностику, консультации по личностным трудностям; различные тематические занятия с элементами тренинга.

Более подробную информацию вы узнаете, перейдя на страничку Отдела ПС и ПР

Психолог-профконсультант

Вы хотите лучше узнать себя, разобраться в мире профессий и сделать правильный профессиональный выбор? Всех желающих получить профориентационную консультацию ждет психолог-профконсультант Пушкина Анна Сергеевна. Вы можете позвонить до 15 июля по телефону Приемной комиссии 0 (533) 79-505.

prof-spec-pos

Профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик человека. Работа занимает значительную часть нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность получать удовлетворение от работы, максимально проявлять свои способности, чувствовать себя нужным людям. Это верный способ оставаться в форме, сохраняя физическое и психическое здоровье.
Чтобы не совершить ошибку в предстоящем выборе и впоследствии заниматься тем, что действительно будет интересно, необходимо научиться разбираться в специфике профессий, а также в основных понятиях, связанных с профессиональной и трудовой деятельностью.

Что такое профессия?

Профессия – это род трудовой деятельности, предполагающий наличие определенных теоретических знаний, которые подкрепляются рядом практических навыков, приобретенных путем целенаправленной подготовки и опыта работы.
С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта. С точки зрения конкретного человека профессия – это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации.
Если рассматривать истоки слова «профессия», то необходимо обратиться к истории данного слова. Термин «профессия» происходит от латинского корня, который означает «говорить публично, объявлять, заявлять». Жители Древнего Рима называли словом «профессия» род занятия, которому человек посвящал всю свою жизнь и о котором заявлял публично. Профессия определяет, в какой сфере человек трудится, указывает на содержание его работы.
В древности у первобытных людей не было определенного разделения труда, также в то время не было и столь большого разнообразия профессий. Каждому необходимо было заниматься различными видами деятельности самостоятельно. Первое разделение труда осуществлялось по половому признаку: мужской и женский. Мужская часть населения занималась трудоемкими, опасными видами деятельности, такими как охота, рыболовство, строительство, создание орудий труда и средств передвижения. В свою очередь, женская половина занималась домом, семьей и хранением семейного очага.
Развитие общественного строя выделило торговлю и ремесло. В рабовладельческий период люди делились на крестьян, ремесленников и купцов. Разделение труда на профессии возникло с развитием мануфактуры, когда значительно расширился род занятий. Люди начинают распределять свою деятельность по интересам. Так появились гончары (производство глиняной посуды), бондари (изготовление бочек и другой деревянной посуды), винокуры (производство алкогольной продукции) и другие. Люди углублялись в отдельный вид деятельности, формировали и накапливали знания, передавали их по наследству. Существовали целые профессиональные династии.
В настоящее время профессий очень много, перечесть их невозможно. Меняется жизнь – меняются профессии. Одни становятся невостребованными и исчезают, другие появляются. Например, повсеместная компьютеризация вытеснила такую профессию, как секретарь-машинист, но стала причиной возникновения профессии «программист», на смену ямщиков-извозчиков пришли современные водители такси. Причиной таких изменений является стремительное развитие науки, техники и электроники.
Однако далеко не любой труд, выполняемый человеком, может считаться профессиональным. Если рассматривать присмотр за своим ребенком в домашних условиях, то эту деятельность нельзя назвать профессиональным трудом. А вот уход в детских учреждениях, который осуществляется определенно подготовленным человеком, считается профессиональным.
Любой труд человека можно считать профессиональным, если выполняются определенные условия. Первое – это присутствие определенного уровня квалификации, которая подтверждается мастерством человека. Вторым условием является то, что профессиональный труд человека должен приносить определенный доход.
Профессию человек приобретает в учреждениях высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.
Наличие профессии требует целенаправленного и систематизированного обучения, наработки опыта, сдачи ряда экзаменов. Подтверждается все дипломом об окончании учебного заведения с присвоением квалификации.
Наименование профессии определяется характером и содержанием работы, служебными функциями, применяемыми орудиями или предметами труда. Многие профессии подразделяются на специальности.

Чем профессия отличается от специальности?

Специальность (от лат. species – род, вид) – вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся на родственный вид дисциплин. Например, профессия – токарь, специальности в рамках данной профессии – токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик и т.д. Профессия – учитель, специальности в рамках данной профессии – учитель физики, учитель иностранного языка, учитель русского языка и литературы и т. д.
Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретенных в процессе обучения и подтвержденных в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником или юрисконсультом.
Под специальностью чаще всего понимают специализацию или разновидность деятельности в рамках одной профессии. Например, врач-хирург, инженер-конструктор, психолог-консультант. Однако в документах об образовании специальностью называют отдельную отрасль науки, техники или искусства, по которой осуществляется подготовка в учреждениях высшего или среднего специального образования, тогда как в учреждениях профессионально-технического образования в соответствии с этими документами получают не специальность, а профессию. Таким образом, после окончания профессиональных лицеев и некоторых колледжей, как правило, в дипломах пишут названия профессий, а после окончания вузов – названия специальностей или направлений профессиональной подготовки.
Главное отличие – в объеме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объемы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки.

Отличие профессии от специальности

• Объем понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
• Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти профессиональное обучение, сдать экзамены. Специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и овладеть некоторыми профессиями можно и на практике (художник, писатель, строитель, спортсмен), если они требуют наличия определенных способностей либо физических навыков.

Подводя небольшой итог, можно сказать о том, что вышеописанная терминология отличается объемностью своих трактовок. Профессия – термин многокомпонентный и обширный, в его составе можно найти определенный набор специальностей.
На основе полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация.
Квалификация (от лат. qualis – какой, какого качества; facere – делать) – это степень профессиональной готовности работника к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности. Предполагает наличие у специалиста определенных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им конкретной работы. Квалификация – это уровень профессионального мастерства, выраженный в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях.

Чем профессия отличается от должности?

Профессия и должность – понятия хотя и разные, но тесно связаны между собой. От профессии, как правило, зависит круг должностей, на которые человек может претендовать. В границах одной профессии можно занимать совершенно разные должности.
Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте. Названия должностей часто совпадают с названиями профессий. Например, инженер по профессии может занимать в структуре организации штатную должность инженера. Однако в некоторых случаях мы можем относить название исключительно к должности. На должность указывают такие прилагательные и приставки в названии, как главный, ведущий, старший, младший, ответственный, исполнительный, генеральный, вице-. Например, мы можем говорить о должности главного инженера, главного врача, главного бухгалтера, ведущего специалиста, старшего преподавателя, младшего научного сотрудника и пр. Руководящими являются должности директора, заведующего, начальника, руководителя, заместителя, администратора, организатора. В высших учебных заведениях имеются должности декана, профессора, доцента, преподавателя, ассистента. В научных учреждениях есть должности научного сотрудника, в том числе, младшего, старшего, ведущего. В различных организациях бывают должности специалистов второй и первой категории, ведущих и главных.
Должность является структурной единицей определенной организации (государственной, частной, международной). С ее помощью осуществляется четкое разграничение обязанностей на предприятии, формируется иерархия. Должность определяет права и обязанности сотрудника, его полномочия и степень ответственности в рамках трудовой деятельности, размер заработной платы. Все это документально закрепляется нормативными актами, как государственными, так и внутренними (корпоративными).
Должность – это трудовой пост, служебное место, связанное с выполнением рядя конкретных служебных обязанностей. Она определяет положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.
Например: должность «главный врач» имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть заведующий отделением, участковый врач, палатный врач и пр. Наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.
Существуют должности, занимать которые могут только представители конкретных профессий. Например, участковым врачом может быть только врач-терапевт. В то же время существуют должности, на которые подойдут различные специалисты. Например, менеджером по кадрам может стать как психолог, так и юрист.
По содержанию осуществляемой деятельности должности делятся на руководителей (выполняют функцию управления коллективом и организации деятельности), специалистов (квалифицированных рабочих) и технических исполнителей (выполняют работы под руководством специалистов).
Должность предполагает наличие определенных знаний и умений. Однако приобрести их можно не только в специализированном учебном заведении, но и путем прохождения стажировки на предприятии, в учреждении или организации.
Некоторые работодатели предъявляют к соискателю на конкретную должность такое требование, как опыт работы. Так что наличие профессионального образования еще не гарантирует получение работы. В таком случае на собеседовании стоит продемонстрировать свое умение применять полученные знания на практике.

Отличие профессии от должности

• Профессия – это род деятельности, а должность – это занимаемое место. Часто должность, которую занимает человек, значительно отличается от приобретенной им профессии.
• Наличие профессии подтверждает документ о высшем, среднем специальном или профессионально-техническом образовании. Должность закреплена корпоративным документом (приказом руководителя) и опирается на государственные нормативно-правовые акты.
• Занимаемая должность указывается в трудовой книжке. Профессия же не отмечается.
• Обретение профессии предполагает получение образования и сдачу ряда экзаменов. А должность можно занять всего лишь пройдя собеседование либо стажировку на предприятии.
• Понятие «профессия» шире, чем понятие «должность». Например, педагог – это профессия. Учитель русского языка и литературы в конкретной школе – это должность.

Таким образом, должность определяет социальный статус человека, его место в обществе. Получить должность можно не только на основании квалификации, но и за счет личностных качеств. Профессия же формирует круг знаний, умений и навыков, на которые человек опирается при устройстве на работу. Правильно выбранная профессия позволяет человеку максимально реализовать свои возможности и способности, ощутить себя нужным и полезным членом общества. Поэтому выбор профессии – очень важный этап в жизни каждого человека.

А теперь закрепим на примере: молодой человек окончил вуз по специальности «Психология» и, пройдя специализацию «Детская и возрастная психология», получил квалификацию «детский психолог», устроился на должность «детского психолога» по профессии «психолог».

Увлечение – это то, что вы делаете ради удовольствия, расслабления, развлечения или из легкого любопытства. Увлечение – это что-то, чем вы занимаетесь в свободное время. Увлечения могут приходить и уходить – вы можете какое-то время экспериментировать с неким увлечением, а потом переходить к чему-то новому. Для увлечения характерно, что вы относитесь к нему расслабленно и весело. Иногда увлечение может приносить вам немного денег, однако, его смысл не в этом. Увлечения важны, потому что они напоминают нам, что не все в жизни должно определяться продуктивностью, эффективностью, прибылью и предназначением. Увлечения мягки и приятны. Сама мысль об увлечении по идее должна помочь вам расслабиться. Увлечения доказывают, что у нас есть свободное время – что мы не просто рабы капиталистической машины или своих собственных амбиций. Помните: иметь увлечение совершенно не обязательно, однако так прекрасно, когда оно у вас есть. Найдите себе какое-нибудь увлечение. Вы ничего не потеряете, а оно, возможно, сделает вас счастливее.

2. Работа

Мы живем в материальном мире, и каждый должен что-то делать за деньги. Поэтому просто делайте то, что вы должны, получайте зарплату, а затем идите и живите остальную часть своей жизни так, как вам хочется. Вам не обязательно определять себя через свою работу. Вы можете создать свои собственные определения цели и смысла, обнаружив их в самых глубинах вашего воображения. Работа жизненно необходима, но не превращайте ее в свою жизнь. Это не настолько серьезно. Это всего лишь работа – очень важная и одновременно совсем не важная вещь.

3. Профессия

Профессия и работа – это разные вещи. Работа – это просто задача, которую вы выполняете за деньги, в то время как профессия – это что-то, что вы создаете многие годы с энергией, страстью и приверженностью.

Вы не обязаны любить свою работу. Но я очень надеюсь, что вы любите свою профессию – потому что, если это не так, то вы выбрали профессию неправильно, и тогда вам лучше от нее отказаться и просто найти себе работу или выбрать другую профессию.

Профессиями лучше всего заниматься с энтузиазмом. Профессия – это огромные инвестиции. Для профессий нужны честолюбие, стратегия, напор и энергия. Профессия – это ваши отношения с миром.

Что касается профессии, я со всей определенностью заявляю: профессия – очень классная штука, если вы действительно хотите, чтобы она у вас была. Однако вы не обязаны иметь профессию. Нет ничего неправильного в том, чтобы проживать всю свою жизнь, находя работы, наслаждаясь своими увлечениями и следуя своему призванию, но при этом никогда не иметь «профессии». Профессия – это не для всех.

4. Призвание

Призвание — это личный обет. Ваша профессия зависит от других людей, тогда как ваше призвание принадлежит лишь вам. Вас могут изгнать из профессии, но никто не может лишить вас вашего призвания. Писательство стало моим призванием задолго до того, как мне посчастливилось получить профессию «писатель», и писательство останется моим призванием навсегда, независимо от того, продолжится ли моя карьера писателя. Именно поэтому я отношусь к своей профессии с отчетливым ощущением спокойствия – я знаю, что, несмотря на очевидную важность для меня моей профессии, она меня не определяет. Когда я рассматриваю свое произведение с точки зрения моей профессии, я должна учитывать, что думает обо мне мир. Однако когда я рассматриваю свою книгу с точки зрения призвания, мне абсолютно не важно, что думает обо мне мир. Если моя профессия зависит от других людей, то моё призвание целиком принадлежит мне. Даже если весь издательский мир исчезнет, а книги выйдут из употребления, я все равно буду писательницей – потому что таково мое призвание. Таково мое соглашение с Богом. Для того чтобы ваше призвание что-то значило, оно необязательно должно приносить вам деньги. Призвание никак не связано с деньгами, профессией, статусом, амбициями и честолюбием. Я часто вижу, как люди вредят своему призванию, упорно пытаясь превратить его в профессию. Потому что потом они принимают решения с точки зрения профессии и тем самым разрушают свое призвание.

Для того чтобы ваше призвание имело значение, необязательно, чтобы кто-то о нем знал. Ваше призвание священно, потому что оно ни с кем не связано. Вашим призванием может быть что угодно, если оно делает вас живыми и позволяет чувствовать, что ваша душа вдохновляется некой целью . Вашим призванием может быть забота о вашем браке. Вашим призванием может быть воспитание детей. Вашим призванием может быть обучение людей заботе о своем здоровье. Вашим призванием может быть помощь престарелым соседям. У меня есть друг, который нашел свое призвание в собирании мусора с улиц везде, где бы он ни находился. Это его выражение любви к людям. Вашим призванием может быть поиск света, мира и смысла.

Вашим призванием может быть прощение… Призвание – это высшее выражение вашей человеческой цели, и поэтому вы должны обращаться с ним с глубочайшим почтением. К призванию вас может привести что-то, что вы любите. (Например, я люблю писать). Или это может быть что-то, что вы ненавидите. (Например, я знаю людей, посвятивших свою жизнь борьбе за социальную справедливость из-за ненависти к насилию и неравенству).

Если у вас нет призвания, но вы жаждете его обрести, вы можете со всем смирением просить вселенную привести вас к вашему призванию – но тогда вы должны быть очень внимательны к подсказкам и знакам, указывающим вам направление движения к нему. Ищите. Каждый мечтает о мгновенном озарении, однако путь к призванию чаще похож на след из хлебных крошек. Ищите подсказки. Никакая подсказка не бывает слишком маленькой. Никакое призвание не бывает незначительным… Что оживляет вашу душу? Что заставляет вас чувствовать, что вы не просто кукла из мяса – что вы созданы не только для того, чтобы тяжело работать, оплачивать счета и ждать смерти?

На ваше призвание указывают ваши таланты, вкусы, пристрастия и странности. Ваше призвание зовет вас, даже когда вы не вполне этот зов слышите. « То, что вы ищете, ищет вас», – сказал Руми. Когда вы соглашаетесь со своим призванием и посвящаете себя ему, ваш ум успокаивается. Принимая божественное приглашение своего призвания, вы становитесь сильными. Вы знаете, что пока вы движетесь в направлении своего призвания, все хорошо.

Некоторые бывают настолько поглощены повышением своего статуса в обществе и личным продвижением, что забывают выделить время для расслабления и радости своего маленького милого увлечения. Люди также часто путают маленькое милое увлечение с тем, что, по их мнению, должно стать работой, или профессией, или призванием. Не пытайтесь смешивать те вещи, которые, возможно, смешивания не требуют. Не принимайте работу за профессию, профессию за призвание, призвание за увлечение, а увлечение за работу. Ясно осознавайте, что собой представляет каждая из этих концепций. Внесите для себя ясность в то, что можно ожидать от каждой из них и что каждая из них от вас требует.

Люди порой так смущаются или возмущаются по поводу своей паршивой повседневной работы, что забывают о благодарности за то, что эта работа у них вообще есть – и это приводит к еще большему замешательству и беспокойству. А это, в свою очередь, не дает им с почтением относиться к своему призванию, наслаждаться увлечениями или строить планы в профессии.

Мы живем в реальном мире, в котором временами возникают тяжелые жизненные обязательства, но вместе с тем у нас есть душа, которая заслуживает внимания и заботы. Мы можем уделять внимание своим мирским задачам и удовольствиям (увлечениям, работе, профессии), не пренебрегая своим мистическим, загадочным, прекрасным и часто непрактичным призванием. Мы можем уделять внимание им всем – однако для этого время от времени бывает необходимо спокойно сесть и хорошо все обдумать, с храбростью и достоинством. А для этого нужно понимать эти термины.

Элизабет Гилберт, автор книги «Ешь, молись, люби».

Читайте также: