Как проходит конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы

Опубликовано: 02.10.2024

Прием на работу в результате избрания по конкурсу

Рассматривая объявления о работе, порой соискатель встречает загадочное «прием производиться на конкурсной основе».

  • Что за конкурс?
  • Кто его проводит?
  • Законно ли это?

Вопросов возникает много.

Кто-то может подумать, что конкурсный отбор придуман ради пафоса, чтобы добавить организации престижа, может для того, чтобы привлечь более профессиональных кандидатов.

На самом деле подобный конкурс не очередная придумка HR-менеджеров, а вполне законная процедура, регламентированная трудовым кодексом.

Правовая регламентация проведения конкурса

По статье 16 Трудового кодекса избрание по конкурсу считается одним из законных оснований для возникновения между работником и его непосредственным работодателем трудовых отношений.

Одним словом, в организации для проведения конкурсного отбора должно существовать минимум два документа:

  • Перечень должностей, на замещение которых разрешено проводить конкурс.
  • Положение, регламентирующее порядок его проведения.

Перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу

Законодательство определяет, что проведение конкурса возможно только на те должности, которые отражены в перечне.

Проблема в том, что самих перечней очень мало. В настоящее время они существуют только для некоторых областей.

ряд людей - рисунок

Другие организации должны свои внутренние документы для упорядочивания всего процесса, составить, уже опираясь на них.

Например, в главе 52 Трудового кодекса, регламентирующей труд специалистов, работающих в педагогической сфере, есть статья, посвященная конкурсному отбору.

Там же дается ссылка на соответствующее положение, где представлен список замещаемых должностей.

Взяв это положение в качестве примера, любая организация может составить свое, принять его в качестве локально-нормативного акта и тогда заключенные трудовые договора по результатам конкурса будут вполне законными.

Порядок конкурсного избрания

учительница

То же самое касается и процедуры осуществления самого конкурса.

Непосредственный алгоритм проведения прописан лишь для педагогических работников, государственных гражданских и муниципальных служащих.

Во всех остальных случаях порядок регулируется внутренним нормативным актом.

Хотя работодателя данный факт не освобождает от необходимости придерживаться определенных норм.

Для начала рассмотрим те сферы, где проведение конкурса закреплено законодательно.

Конкурс на замещение для педагогических работников

Научно-педагогические работники в большинстве своем принимаются на работу на конкурсной основе.

Исключение составляют особые случаи, когда возникает угроза непрерывности процесса обучения или же ученый совет, принимающий решение о выборе кандидата, еще не начал функционировать.

Например, заведующего кафедрой или декана выбирают совсем иным путем.

Процедура конкурса регламентируются Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Приказом Минобрнауки России от 04.12.2014 N 1536, утвердившем положение.

Конкурс на замещение для государственных гражданских служащих

Поступление на государственную службу, как и переход работника с одной должности на другую возможно только по конкурсу.

Считается, что такой способ отбора сотрудников дает равноценную возможность всем гражданам получить доступ к государственной службе.

Конкурс может быть объявлен только на вакантные должности.

При этом в некоторых случаях его проведение не требуется:

назначение губернатора

  • для категорий работников «руководители», «помощник», если контракт составляется на определенный срок;
  • для категорий работников «руководители», назначение которых находится в компетенции президента страны;
  • при заключении срочного контракта;
  • при переводе сотрудника с одной должности на другую в связи с сокращением, реорганизацией, ликвидацией;
  • при переводе на другую должность по медицинским показателям;
  • при назначении сотрудника из кадрового резерва.

Конкурс на замещение для муниципальных служащих

Для поступления на муниципальную службу проводится конкурс-испытание, либо конкурс документов, где личное присутствие кандидата не требуется.

экзамен

Лицо, допущенное к конкурсу, должно соответствовать всем требованиям, при этом не позволяется проявлять дискриминацию по любым признакам.

То есть каждый гражданин имеет право претендовать на должность, при условии, что у него имеется образование, квалификация достаточные для данной должности.

Комиссией оценивается профессиональные, личные качества претендентов.

Итоги конкурса обязательно выставляются на суд общественности в СМИ.

Дополнительно каждого кандидата письменно уведомляют о результатах.

Порядок проведения конкурса

Алгоритм проведения конкурса един.

Изначально принимается решение о проведение конкурса на появившуюся вакантную должность.

Сразу же составляются все необходимые документы, избирается комиссия, подается объявление.

Порой оно бывает заочным, то есть без участия самих кандидатов.

Иногда проходит в форме собеседования или тестирования.

По результатам выбирается один победитель, с которым подписывается контракт или трудовой договор.

Перечень лиц и должностей не подлежащие конкурсной процедуре

беременная на работе

Не на все должности закон позволяет проводить конкурсный отбор.

Например, в педагогической сфере декана, заведующего кафедрой принимают по результатам выборов.

Если должность занимает беременная женщина, то на нее конкурсный отбор не распространяется.

Также конкурс на замещение не проводится для должностей:

  • занятыми работниками с трудовыми договорами на неопределенных срок;
  • занятыми женщинами, имеющих детей до трех лет.

Перечень лиц, которые не допускаются к конкурсу

Чаще всего в конкурсах запрещено принимать участие людям, имеющим судимость, наркотическую зависимость.

У лиц, признанных не дееспособными,не примут документы.

Установление возрастного ценза, квалифицированных требований позволит отобрать нужных специалистов еще на этапе приема документов.

Данный перечень составляется в каждом учреждении, решившим проводить конкурсный отбор, с учетом своей специфики.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту "Сколько мы должны работать?", где подробно объясняется как долго длится рабочее время

Или ТУТ вы узнаете как происходит расторжение срочного трудового договора

Составление иска о незаконном увольнении:

https://legalmap.ru/articles/tp/garant/nezakonnoe-uvolnenie/

Этапы проведения конкурсного отбора

Конкурс традиционно проводится в несколько этапов.

Самый длительный – подготовительный этап, включающий в себя разработку нормативной базы под конкурс, поиск членов жюри или привлечение специалистов со стороны для оценки компетентности кандидатов, сформирование материально-технической базы.

Окончательным пунктом подготовительного этапа является подача объявления о конкурсе.

Ответственного за это действие назначают уже при разработке положения.

собеседование

В скором времени кандидаты начинают приносить свои заявки для участия.

Начинается второй этап – прием заявлений.

Стоит отметить, что это достаточно трудоемкий процесс, требующий от работника большой внимательности.

Каждый принесенный пакет документов необходимо сверить с положением, где прописаны, какие документы должны предоставить кандидаты, предъявляемые квалификационные и иные требования.

В зависимости от должности могут потребовать медицинскую справку, водительское удостоверение, документы об образовании, предъявлять требования к стажу работы, к квалификации.

3 этап – непосредственная оценка кандидатов. Проходит процедура заочного рассматривания представленных документов.

Проверяется уровень знаний и опыта кандидатов, соответствие их предстоящей работе.

Чаще всего вопросы задаются по законодательству, проверяются знания в области будущей работы, тестируют на психологическую устойчивость.

фигурки людей

Рассмотрев всех кандидатов, комиссия приступает к 4 этапу – к вынесению решения.

Но перед этим происходят жаркие дебаты, где членами жюри рассматриваются все подходящие кандидаты.

Хотя вполне возможен вариант с тайным голосованием.

Побеждает претендент, на которого пал выбор большинства членов жюри.

При равенстве голосов, проводят второй тур, как на президентских выборах.

Итак, победитель выбран. Остается лишь заключить с ним трудовой договор и можно считать, что процедура конкурсного отбора на замещение должности завершена.

Особенности заключения трудового договора с лицом, избранным по конкурсу

Победителю конкурса испытательный срок не устанавливают, о чем четко прописано в ст.70 ТК РФ.

Дело в том, что их работу регламентирует не только трудовой кодекс, но и специальный федеральный закон.

А вот там избрание по конкурсу не является поводом для отмены испытательного срока.

У муниципальных служащих такого разногласия не существует.

Поэтому в их трудовых договорах можно смело убирать пункт об испытательном сроке.

Трудовой договор может быть как на определенный срок, так и бессрочным.

прием на работу

Статья 59 разрешает работодателю оформить избранное по конкурсу лицо по срочному договору, с учетом, что обе стороны согласны.

Избрание по конкурсу призвано определить самых лучших, самых квалифицированных специалистов.

Ее цель – выявление наиболее ценных для организации кадров, с учетом предыдущих достижений кандидата, показателей его трудовой деятельности.

Конкурс – это некое соревнование, где призом является трудовой договор.

Он требует много усилий не только со стороны кандидата, но и от работодателя.

Организовать, провести, вложиться всего лишь для того, чтобы отобрать одного человека.

1. Настоящая Методика проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации (далее - М етодика) определяет порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Минфине России.

2. Основными задачами проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Минфине России (далее - должности гражданской службы) являются:

обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - гражданская служба);

обеспечение права госуда рственных гражданских служащих Минфина России (далее - гражданские служащие) на должно стной рост на конкурсной основе.

3. Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы (далее – Конкурс) заключается в оценке профессионального уровня и личностных качеств кандидатов, их соответствия установленным требованиям к должности гражданской службы, а также в определении победителя.

II. Организация проведения конкурса .

4. Конкурс объявляется приказом Министерства финансов Российской Федерации .

Конкурс не проводится:

а) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

б) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

в) при заключении срочного служебного контракта;

г) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями 1, 2 и 3 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г . № 79-ФЗ «О государственной гражданской служб е Российской Федерации» ;

д) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс также не проводит ся в следующих случаях:

а) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2010 г . № 94н «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну , и при назначении на которые конкурс может не проводиться» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 сентября 2010 г ., регистрационный номер 18591 ; Российская газета , 2010, 10 августа );

б) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Право на участие в К онкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

5. Конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе объявление о приеме документов для участия в Конкурсе размещается на официальном сайте Минфина России www.min fin .ru , а также на Федеральном портале управленческих кадров.

На официальном сайте Мин фина России размещается следующая информация о Конкурсе:

Объявление о приеме документов для участия в К онкурсе может публиковаться в международном еженедельнике «Финансовая газета».

6. Гражданин Российской Федерации (далее – гражданин) , изъявивший желание участвовать в Конкурс е, представляет в О тдел кадров центрального аппарата и государственной службы Административного департамента Минфина России (далее - Отдел кадров) следующие документы:

а) личное заявление ( изъявивший желание участвовать одновременно в конкурсе на замещение двух и более должностей гражданской службы представляет личное заявление по каждой должности гражданской службы) ;

б) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г . № 667-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 22, ст. 2192 ; 2007, № 43, ст. 5264 ), с приложением двух фотографий 40?60 мм;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на Конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов о профессиональном образовании, по желанию гражданина о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г . № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами по вопросам гражданской службы.

Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке.

7. Гражданский служащий Минфина России, изъявивший желание участвовать в Конкурсе , подает в Отдел кадров заявление на имя представителя нанимателя.

Гражданский служащий , замещающий должность государственной гражданской службы в ином государственном органе , изъявивший желание участвовать в К онкурсе, представляет в Отдел кадров Минфина России заявление на имя представителя нанимателя и собственноручно заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету с приложением фотографии.

8. Заявления граждан (гражданских служащих), изъявивших желание участвовать в К онкурсе, регистрируются секретарем конкурсной комиссии в журнале регистрации заявлений гражданских служащих и граждан для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей гражданской службы .

9 . Документы для участия в Конкурсе представляются в Отдел кадров в течение 21 дня со дня объявления об их приеме.

На основании представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в Конкурс е.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме. При наличии уважительной причины представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

10 . С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по вакантной должности, на замещение которой проводится Конкурс , связано с использованием таких сведений.

1 1 . При проведении Конкурс а конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлен ии другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов.

1 2 . Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в Конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности, по которой проводится Конкурс, а также в случае несоблюдения ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения (в том числе при отказе гражданина от проведения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, по которой проводится Конкурс, связано с использованием таких сведений), о данном решении гражданин информируется в письменной форме.

1 3. Кандидат, не допущенный к участию в Конкурс е, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1 4 . Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа Конкурса принимает представитель нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

Не позднее, чем за 15 дней до начала второго этапа Конкурса представитель нанимателя направляет гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию во втором этапе Конкурса (далее - кандидаты), уведомления о дате, месте, времени и условиях его проведения.

1 5 . Если в результате проведения Конкурс а не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на зам ещение которой он был объявлен, представитель нанимателя мо жет принять решение о проведении повторного Конкурс а.

1 6 . Для оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов гражданской службы на втором этапе Конкурс а конкурсная комиссия применяет следующие методы (испытания) :

в) проведение групповых дискуссий;

г) написание реферата;

д) индивидуальное собеседование.

Применение всех перечисленных методов не является обязательным. Необходимость, а также очередность их применения при проведении Конкурс а определяется конкурсной комиссией. В случае выявления победителя Конкурс а на вакантную должность только одним из названных методов Конкурс может считаться завершенным.

1 6 .1. Тестирование кандидатов на конкретную вакантную должность гражданской службы проводится по единому перечню теоретических вопросов. Вопросы составляются департаментом Министерства финансов Российской Федерации, в котором на имеющуюся вакантную должность гражданской службы объявлен Конкурс, на базе квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы . В перечень также включаются вопросы, связанные с прохождением гражданской службы и противодействием коррупции .

Кандидатам на вакантную должность гражданской службы предоставляется одинаковое время для подготовки письменного ответа.

По результатам тестирования кандидатам выставляется:

10 баллов, если даны правильные ответы на 100% вопросов;

8 балл ов , если даны правильные ответы на 80% вопросов;

6 баллов , если даны пр авильные ответы на 60% вопросов;

4 балла, если даны правильные ответы на 40% вопросов.

1 6 .2. Для определения темы реферата используются вопросы, связанные с профессиональной деятельностью, выполнение которой предполагается осуществлять по данной должности, и исходя из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по конкретной вакантной должности, установленных в Минфине России.

Кандидаты получают равнозначные по сложности вопрос ы и располагают одинаковым временем для подготовки реферата.

Реферат оценивается членами конкурсной комиссии:

в 10 баллов, если кандидат последовательно, в полном объеме, глубоко и качественно раскрыл содержание темы, правильно использовал понятия и термины;

в 8 балл ов , если кандидат последовательно, в полном объеме раскрыл содержание темы, правильно использовал понятия и термины, но допустил неточности и незначительные ошибки;

в 6 балл ов , если кандидат последовательно, но не в полном объеме раскрыл содержание темы, не всегда правильно использовал понятия и термины, допустил неточности и ошибки;

в 0 баллов, если кандидат не раскрыл содержание темы, при ответе неправильно использовал основные понятия и термины, допустил значительные неточности и ошибки.

1 6 .3. Индивидуальное собеседование заключается в устных ответах кандидатов на вопросы, задаваемые членами конкурсной комиссии.

Результаты индивидуального собеседования оцениваются членами конкурсной комиссии:

в 10 баллов, если кандидат последовательно, в полном объеме, глубоко и правильно раскрыл содержание вопроса, правильно использовал понятия и термины, в ходе дискуссии проявил высокую активность, показал высокий уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, аналитические способности, навыки аргументирован н о отстаивать собственную точку зрения и ведения деловы х переговоров, умение обоснованн о и самостоятельно принимать решения, готовность следовать взятым на себя обязательствам;

в 8 балл ов , если кандидат последовательно, в полном объеме раскрыл содержание вопроса, правильно использовал понятия и термины, но допустил неточности и незначительные ошибки, в ходе дискуссии проявил активность, показал достаточный уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, аналитических способностей, навыков отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров, умение самостоятельно принимать решения, готовность следовать взятым на себя обязательствам;

в 6 балл ов , если кандидат последовательно, но не в полном объеме раскрыл содержание вопроса, не всегда правильно использовал понятия и термины, допустил неточности и ошибки, в ходе дискуссии проявил низкую активность, показал средний уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, аналитических способностей, навыков отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров;

в 0 баллов, если кандидат не раскрыл содержание вопроса, при ответе неправильно использовал основные понятия и термины, допустил значительные неточности и ошибки, в ходе дискуссии не проявил активности, показал низкий уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, аналитических способностей, отсутствие навыков отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров, неготовность следовать взятым на себя обязательствам.

17 . Конкурсная комиссия оценивает кандидата в его отсутствие .

18 . По итогам Конкурса каждый член конкурсной комиссии выставляет кандидату соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень с краткой мотивировкой, обосновывающей решение о соответствующей оценке.

19 . Б аллы, выставленные всеми членами конкурсной комиссии, суммируются.

20 . Победителем по итогам проведения конкурсн ых процедур признается кандидат, который набрал наибольшее количество баллов .

2 1 . При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании конкурсной комиссии. При голосовании мнение членов конкурсной комиссии выражается словами "за" или "против". При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. Решение принимается в отсутствие кандидата. Победителем признается кандидат, который набрал наибольшее количество голосов.

2 2 . Если кандидаты набрали менее 6 0 процентов от максимально возможного количества баллов, конкурсная комиссия может не определять победителя конкурса.

2 3 . В случае отказа кандидата, победившего в К онкурсе, заключить служебный контракт на вакантную должность конкурсная комиссия вправе предложить вакантную должность следующему кандидату, получившему наибольшее количество баллов.

IV. Заключительные положения

2 4 . О результатах Конкурса кандидатам, участвовавшим в Конкурсе, сообщается в письменной форме в 7-дневный срок со дня его завершения. Дата и регистрационный номер соответствующего письма, содержащего указанную информацию, заносятся в журнал учета участников Конкурса.

Информация о результатах Конкурса также размещается на официальном сайте Минфина России www.min fin .ru .

2 5 . По результатам Конкурса издается приказ Минфина России о назначении победителя Конкурса на вакантную должность гражданской службы и с ним заключается служебный контракт.

2 6 . По желанию лиц, участвовавших в Конкурсе, им выдается выписка из протокола заседания конкурсной комиссии.

2 7 . Документы участников Конкурса могут быть возвращены им по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения Конкурса. До истечения этого срока документы претендентов и протоколы заседаний конкурсной комиссии хранятся в Отделе кадров, после чего подлежат уничтожению.

2 8 . Расходы, связанные с участием кандидатов в Конкурсе (проезд к месту проведения Конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами сре дств св язи и другие), осуществляются ими за счет собственных средств.

29 . Решение конкурсной комиссии может быть обжаловано кандидатом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, 3624; N 48, ст. 5719; N 51, ст. 6150, 6159; 2010, N 5, ст. 459; N 7, ст. 704; N 49, ст. 6413; N 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31; N 27, ст. 3866; N 29, ст. 4295; N 48, ст. 6730; N 49 (ч. V), ст. 7333; N 50, ст. 7337; 2012, N 50 (ч. IV), ст. 6954; N 53 (ч. I), ст. 7620, 7652; 2013, N 14, ст. 1665; N 19, ст. 2326) и Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 439; 2011, N 4, ст. 578; 2013, N 12, ст. 1242) приказываю:

1. Утвердить Методику проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по труду и занятости согласно приложению.

2. Установить, что при назначении на вакантные должности федеральной государственной гражданской службы, относящиеся к младшей группе должностей гражданской службы, конкурс не проводится.

3. Приказ Роструда от 2 апреля 2007 г. N 96-к "Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядке и сроках работы конкурсной комиссии в центральном аппарате Федеральной службы по труду и занятости" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 мая 2007 г., регистрационный N 9459) считать утратившим силу.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель В.Л.Вуколов

Прим. ред.: приказ опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 42, 21.10.2013.


Приложение

Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по труду и занятости

I. Общие положения

1. Настоящая Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по труду и занятости (далее - Методика) в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) определяет организацию и порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы (далее - должность гражданской службы) в Федеральной службе по труду и занятости (далее - Роструд).

2. Основными задачами проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы в Роструде (далее - конкурс) являются:

обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к гражданской службе;

обеспечение права федеральных государственных гражданских служащих Роструда (далее - гражданские служащие) на должностной рост на конкурсной основе;

формирование кадрового резерва Роструда для замещения должностей гражданской службы;

отбор и формирование на конкурсной основе высокопрофессионального кадрового состава Роструда;

совершенствование работы по подбору и расстановке кадров.

3. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.


II. Организация проведения конкурса

4. Количественный и персональный состав комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Роструде (далее - Комиссия) утверждается приказом Роструда с учетом требований статьи 22 Федерального закона.

В состав конкурсной комиссии входят руководитель Роструда и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представители научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов и представители общественного совета. Общее число представителей общественного совета и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Кандидатуры независимых экспертов и представителей общественного совета для включения в состав конкурсной комиссии представляются по запросу руководителя Роструда.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

5. Комиссия состоит из председателя, заместителей председателя, секретаря и членов Комиссии.

Секретарь Комиссии обеспечивает работу Комиссии (регистрация и прием заявлений, ведение их учета, формирование дел, ведение протокола заседания Комиссии и др.).

6. Конкурс объявляется по решению представителя нанимателя при наличии вакантной должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона может быть произведено на конкурсной основе.

7. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе на официальном сайте Роструда в сети Интернет размещаются объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению в соответствии с пунктом 8 Методики, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.

Кадровая служба Роструда организует:

проверку достоверности сведений, представленных гражданином при поступлении на гражданскую службу;

проверку соответствия квалификационным требованиям (уровень образования, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы гражданина (гражданского служащего) по специальности);

с согласия гражданина (гражданского служащего) проведение процедуры оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений;

информирование граждан (гражданских служащих) посредством почтовой связи и путем направления писем по электронной почте о допуске (отказе в допуске) к участию в конкурсе, о дате, месте, времени и порядке проведения конкурса и о его результатах.

8. Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в Роструд:

а) личное заявление;

б) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. N 667-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 22, ст. 2192; 2007, N 43, ст. 5264), с приложением фотографии;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность;

копии документов о профессиональном образовании, а также, по желанию гражданина, о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о гражданской службе.

9. Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, подает заявление на имя представителя нанимателя.

Кадровая служба Роструда обеспечивает получение гражданским служащим документов, необходимых для участия в конкурсе.

Гражданский служащий из иного государственного органа, изъявивший желание участвовать в конкурсе в Роструде, представляет заявление на имя руководителя Роструда и собственноручно заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету с приложением фотографии.

10. Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

11. Документы, указанные в пункте 8 настоящей Методики, представляются в кадровую службу Роструда в течение 21 дня со дня объявления об их приеме.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.

При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

12. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки документов, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме о причинах отказа в участии в конкурсе.

13. Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса кадровая служба направляет сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданским служащим (гражданам), допущенным к участию в конкурсе (далее - кандидаты).

При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

15. Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

16. Для оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов на втором этапе конкурса могут применяться следующие методы:

тестирование;
анкетирование;
проведение групповых дискуссий;
написание реферата;
индивидуальное собеседование и другие не противоречащие федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методы оценки.

Применение всех перечисленных методов не является обязательным. Необходимость, а также очередность их применения при проведении конкурса определяются Комиссией. В случае выявления победителя конкурса на вакантную должность только одним из них (например, индивидуальное собеседование) конкурс может считаться завершенным.

Тестирование кандидатов на конкретную вакантную должность гражданской службы проводится по единому перечню теоретических вопросов, заранее подготовленному структурным подразделением Роструда, на замещение вакантной должности гражданской службы в котором проводится конкурс. Тест составляется на базе квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, установленных в Роструде.

Кандидатам на вакантную должность гражданской службы предоставляется одинаковое время для подготовки письменного ответа.

Проведение групповых дискуссий базируется на практических вопросах, конкретных ситуациях, заранее подготовленных структурным подразделением Роструда, в котором имеется вакантная должность.

Кандидаты на вакантную должность гражданской службы получают одинаковые практические задания и располагают одним и тем же временем для подготовки устного (письменного) ответа. Оценка и отбор кандидата на вакантную должность гражданской службы с учетом результатов ответа и участия в дискуссии осуществляются Комиссией в отсутствие кандидатов.

Для написания реферата используются вопросы, связанные с исполнением должностных обязанностей и полномочий по должности, на замещение которой претендуют кандидаты на вакантную должность гражданской службы. Темы рефератов определяются структурным подразделением Роструда, в котором имеется вакантная должность.

Кандидаты на вакантную должность гражданской службы пишут реферат на одинаковую тему и располагают одним и тем же временем для его подготовки.

Комиссия оценивает в отсутствие кандидата рефераты по качеству и глубине изложения материала, полноте раскрытия вопросов, владению государственным языком.

17. Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Проведение заседания конкурсной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии.

18. Решение Комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы, включения в кадровый резерв в пределах группы должностей либо отказа в назначении.

19. Результаты голосования Комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителями председателя, секретарем и членами Комиссии, принявшими участие в заседании.


III. Заключительные положения

20. По результатам конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы издается приказ Роструда:

о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт;

о включении кандидата в кадровый резерв (в пределах группы должностей) при наличии письменного согласия кандидата, о чем кандидат уведомляется в письменной форме.

21. Сообщения о результатах конкурса направляются в письменной форме кандидатам в 7-дневный срок со дня его завершения. Информация о результатах конкурса также размещается в указанный срок на официальном сайте Роструда в сети Интернет.

22. Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по их письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве, после чего подлежат уничтожению.

23. Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

24. Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.

Чтобы стать сотрудником загса в РФ, нужно пройти через бюрократический ад. Я не прошла.

У меня диплом юрфака. В 2017 году я решила сменить работу и попробовала устроиться в один из нижегородских загсов. Сотрудник загса считается госслужащим РФ. Чтобы стать госслужащим, нужно пройти серьезный конкурсный отбор: сдать анализы, пройти осмотр врачей, тестирование и собеседование, правильно оформить и подать кучу документов — и тогда, возможно, вас пригласят на работу. Я собрала все справки и документы и прошла все этапы конкурса, но в конце концов получила официальный отказ.

Как гарантированно попасть в госорганы, я не знаю. Но я знаю, какие условия надо выполнить, чтобы пройти формальный отбор. Об этом моя статья.

Как найти вакансию

Я хотела размеренную работу без встреч с клиентами и переговоров, поэтому и решила устроиться на работу в областной загс. В районном загсе регистрируют рождение, браки и смерть. Областной управляет работой районных: там набирают и обучают сотрудников, составляют инструкции, хранят и обрабатывают документы — больше бумажных дел, это мне и было нужно.

Искать вакансии я пошла на сайт правительства Нижегородской области: там есть специальная страница с вакансиями загсов. Навигация неудобная: раздел с вакансиями нужно искать через поиск, страницы с результатами постоянно отправляли меня обратно на главную. Удобнее пользоваться порталом госслужбы.

12 февраля я нашла подходящую вакансию в главном управлении загс по Нижегородской области и изучила список требований. Для работы в госорганах важно пройти формальный отбор: кандидат должен соответствовать по возрасту, гражданству, образованию, стажу. Надо заполнить анкету с информацией о родственниках, предоставить медицинскую справку — и все это только для участия в конкурсе на вакансию. Иногда требуется еще и допуск к работе с государственной тайной.

Описание моей вакансии у загса заняло 5 страниц в Ворде. Требования были прописаны в разных частях документа. Я скопировала описание в отдельный документ и выделила цветом все, что требовалось от соискателя. Так легче проверить, все ли документы и навыки у вас есть.

Какие были требования

В вакансиях госслужбы два главных требования: знать законы и уметь пользоваться компьютером. Законы для всех вакансий одинаковые: Конституция, ФЗ о госслужбе, закон о противодействии коррупции, кодекс служебной этики, должностной регламент. Иногда требуется еще знание профильных законов и актов: трудовое законодательство — для кадровиков, правила документооборота — для секретарей.

Обязательно нужно иметь высшее образование, знать базовые законы и трудовое законодательство, уметь работать с электронными базами данных и бумажными личными делами сотрудников. Еще от соискателя требовался творческий подход к решению задач, умение рационально использовать и планировать рабочее время, работать в команде, делать макеты документов и оформлять письма, знать правила делового этикета и переписки.

средняя зарплата госслужащего в загсе Нижегородской области

Отдельные требования: быть энергичным, инициативным, исполнительным, ответственным и самостоятельным. И еще «уметь грамотно и полно оценивать обстановку» и вставлять картинки в текстовые файлы. В полном списке 28 должностных обязанностей и 35 знаний, навыков, умений и деловых качеств — всего 63 требования. В шапке вакансии указана зарплата: от 12 000 до 13 000 рублей.

Я решила, что подхожу по всем параметрам, и отправилась перечитывать законы. Нужно было освежить их в памяти, перед тем как идти сдавать тест. Да, кандидат на вакансию сотрудника загса должен перед собеседованием получить к нему допуск. Для этого надо сдать специальный тест на компьютере на знание законодательства. Дальше расскажу о нем подробнее.

На подготовку к тесту у меня было две недели. Я готовилась как к экзаменам в институте. Надо было прочитать 10 документов — это примерно 200 страниц сухого юридического текста. Каждый день я читала один закон по диагонали, потом открывала его оглавление и выписывала от руки конспект тезисами или двумя-тремя словами.

Какие нужны документы

Чтобы участвовать в конкурсе на вакансию в госслужбе, нужно собрать солидный пакет документов.

Вот что нужно было принести для участия:

  1. Заявление и анкету с фотографией.
  2. Паспорт, диплом, трудовую книжку.
  3. Анкету с информацией о родственниках.
  4. Медицинскую справку с заключением врача о допуске на госслужбу.

С паспорта, диплома и трудовой надо снять копии — со всех страниц каждого документа. Каждую копию заверяет специалист кадрового отдела, который принимает документы на конкурс.

Заявление — просьба принять мои документы на участие в конкурсе. Его пишут от руки по форме. Я подробно перечислила в заявлении все приложенные документы, чтобы потом сверить, все ли на месте. В шапке важно указать образование, прописку и телефон, а в тексте — переписать без ошибок полное название должности. У меня оно заняло 5 строчек:

«Конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Нижегородской области в Главном управлении ЗАГС Нижегородской области главного специалиста в организационно-кадровом отделе, относящейся к старшей группе должностей».

Анкета с персональными данными — это 4 страницы с вопросами про образование, гражданство, смену имени, языки, чины и статусы, судимости, допуск к тайне, все места работы и учебы.

Тут же надо указать данные всех личных документов: российского и загранпаспорта, номер СНИЛС, ИНН, прописку.

Фотография нужна в одном экземпляре: черно-белая, 3×4 см , на матовой бумаге, без уголка. За комплект из 6 фото в салоне я заплатила 180 Р , сделали за полчаса.

Берите в фотосалоне цифровую копию своей фотографии. Ее можно сохранить на флешку или попросить переслать на почту. Я заплатила за это 30 Р

При подаче документов оказалось, что я неправильно отрезала фотографию. Вырезанную забраковали, взяли другую, отрезали ее на месте. Поэтому на подачу документов лучше брать с собой все фотографии.

Анкета про родственников. Кроме личных данных нужна подробная информация о близких родственниках: супруге, детях и родителях. Так кандидатов проверяют на общую благонадежность, смотрят, нет ли у кого из близких судимостей или, что еще хуже, иностранного гражданства.

Это общая анкета для всех вакансий госслужбы. Ее заполняют вообще все кандидаты. Образец анкеты

Если окажется, что у соискателя трое малолетних детей и пятеро безработных взрослых в семье, — найдут основание ему отказать.

Как получить медицинскую справку

При подаче документов соискатель должен подтвердить, что он здоров и у него нет определенных болезней. Все они прописаны в приказе министерства здравоохранения и едины для всех вакансий госслужбы. В основном это разные расстройства психики и эпилепсия.

Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на госслужбу

Чтобы подтвердить, что вы здоровы, надо пройти медкомиссию на госслужбу. Отдельно на каждое заболевание медицинских тестов нет: врач оценивает общее состояние здоровья соискателя. Если вдруг появятся сомнения — выпишет направление к нужному специалисту и на анализы.

Как проходит медкомиссия. Нужно пройти последовательно трех врачей: психиатра, нарколога и невролога. Анализы сдавать не надо. Пройти можно и в государственной клинике, и в частной. В итоге получите заключение по форме 001-ГС/у .

  1. Употребляете ли вы алкоголь, табак, наркотические вещества?
  2. Случаются ли резкие перепады настроения от вялого к очень активному?
  3. Есть ли в семье случаи психических или нервных расстройств?
  4. Бывали ли у вас провалы в памяти?
  5. Есть ли у вас диагностированные психические расстройства, нервные расстройства, эпилепсия?

Предполагается, что такие серьезные заболевания человек умышленно скрывать не станет, поэтому вопросы прямые и по делу. Каждый визит к врачу у меня длился не больше 10 минут вместе с подписанием договора и оформлением заключения.

я потратила на все справки

Кадровик в загсе порекомендовала мне получать справку не в частных клиниках, а в госучреждениях, потому что им больше доверяют. Там справки точно не поддельные: на нумерованных бланках и под строгой врачебной отчетностью. Невролога я проходила в районной поликлинике, психиатра — в городской психиатрической больнице, нарколога — в областной наркологической больнице. Итоговое заключение получала снова в поликлинике. Потратила на справки 800 Р и 5 дней.

Итоговое заключение выдает профпатолог. Это врач, который оценивает, насколько здоровье человека соответствует требованиям, обязанностям и условиям труда. Например, больной астмой не может работать в шахте, а человек с плохим зрением не может водить машину.

Для госслужбы профпатолог смотрит на собранные справки, задает свои вопросы и выдает итоговое заключение «об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на госслужбу». Мне задал два вопроса: «На госслужбу? Как себя чувствуете?»

Все заключения нужно отксерокопировать, копии оставить у себя, а подлинники приложить к заявке на конкурс.

Если вы одновременно хотите подать заявку на несколько вакансий, нужно попросить у врача несколько бланков заключений. Врачей проходят по одному, и каждый выдает свое заключение на руки пациенту. В коммерческих медцентрах можно пройти всех специалистов разом и получить только одно заключение — итоговое от профпатолога. Поэтому, когда вы записываетесь на прием в медцентр, сразу объясните регистратору, что вам нужны все бланки в таком-то количестве.

Стоимость заключения. Минздрав говорит, что заключение на госслужбу делают по полису ОМС бесплатно. На деле и у больниц, и у медцентров обычно есть отдельный прайс на эту услугу — видимо, потому, что для заключения нужно обойти несколько специалистов и получить несколько справок.

На сайте прайс указан не всегда: я нашла всего у одной клиники из семи. Поэтому стоит позвонить в регистратуру и узнать точные цены.

Как подать документы на участие в конкурсе

Срок подачи документов — 20—30 дней с даты публикации вакансии. Точный период всегда указан в начале объявления. Этого времени как раз хватит, чтобы получить все справки и подготовиться к тестированию.

На портале госслужбы сроки подачи всегда указаны в начале объявления

Если отправляете документы через интернет, рекомендую уточнить почту по телефону, а после отправки письма позвонить еще раз, чтобы убедиться в получении. Я делала именно так, потому что не успевала к дедлайну: отправила сканы документов и через несколько дней привезла подлинники. Предъявить подлинники будет нужно в любом случае. Как вариант — можно попросить разрешения привезти их уже на тестирование.

По умолчанию подавать документы нужно лично и в бумажном виде: привезти в орган, куда вы собираетесь устраиваться, все оригиналы и копии. Адрес есть в объявлении с вакансией, но не всегда он указан точно. Главное управление загс, куда подавала документы я, находится в нескольких корпусах по разным адресам. Я звонила кадровику по номеру из вакансии и узнавала, куда именно мне ехать и как попасть в здание — в вакансии это не было обозначено.

Любое госучреждение и поиски чего-то внутри — это квест. Расспрашивайте по максимуму: точный адрес, имя принимающего специалиста, куда звонить, если потеряетесь или не пускают, что взять с собой для КПП, как искать нужный кабинет

Берите с собой подлинники всех документов, запасные копии бланков и все фотографии. Скорее всего, на месте выяснится, что чего-то не хватает или не так заполнено. Мне пригодился еще один лист анкеты (неправильно заполнила), фотографии (неправильно срезала поля) и копия диплома (первую куда-то дели и не смогли найти).

Когда кадровик заберет документы, попросите дать вам расписку. Проще всего подписать для этого копию вашего заявления. Попросите написать от руки дату, время, должность и фамилию сотрудника и фразу «принял документы на конкурс». Мои документы часто теряют. Вроде делаешь все правильно, а оказывается, что тебя тут не было, да еще и должен остался. Я решила всегда просить расписку в таких ситуациях.

Примерно через неделю вам придет заказное письмо — официальное уведомление, что вы зарегистрированы на участие в конкурсе. Если в течение 10 дней пусто — позвоните, чтобы прояснить ситуацию.

Как сдать тест на знание законов

В течение 10 дней после подачи документов кандидат должен сдать тест на знание русского языка, законодательства РФ и должностных инструкций. Это обычная программа с таймером, где надо выбирать варианты ответа. По тесту оценивают, на сколько баллов кандидат знает русский язык, как умеет пользоваться компьютером, знает ли основные законы и должностной регламент.

В тесте есть вопросы про орфографию, пунктуацию, права и свободы граждан, выборы президента, обязанности госслужащих и допустимый размер подарка, чтобы его не приняли за взятку.

На сайте министерства труда есть тест на базовые знания госслужащего. Он почти такой же, как тот, что я проходила. Пройдите его, чтобы понять, насколько хорошо вы знаете русский язык, «Микрософт-ворд» и антикоррупционный закон.

Я приехала сдавать тест за два дня до дедлайна, других кандидатов кроме меня не было. Меня посадили за компьютер в кабинете, где работали сотрудники загса. Объяснили, как устроен тест, где сохранять скриншоты, и выдали бланк. В него нужно было вписать дату, время, мое имя и результаты моих тестов. И оставили со словами: «Закончите — вот здесь выключите компьютер».

Таймер теста — 40 минут, а проходить его можно сколько угодно раз. За мной никто не следил, поэтому я прошла тест три раза, заскринила все три экрана с результатами, потом выбрала лучший, а остальные скрины удалила.

Как проходит собеседование

Собеседование проходит примерно через полтора месяца со дня публикации вакансии. Это и есть конкурс на вакансию, а все предыдущие этапы были только подготовкой.

Место и время собеседования сообщают каждому кандидату в бумажном письме. Мне письмо пришло 21 марта, а собеседование было 6 апреля. Напомню, что вакансию я нашла 12 февраля.

Все участники приезжают в назначенный день и время, обычно к 10 утра. Собеседует конкурсная комиссия. В нее входит начальник госоргана (он же председатель комиссии), начальник отдела, где открыта вакансия, кадровики, юристы, специалисты отдела. На моем собеседовании было 8 человек и секретарь, который вел конспект.

Председатель вызывает участников по списку. Приглашают в кабинет, закрывают дверь, предлагают место за общим с комиссией столом и задают вопросы.

Меня попросили кратко рассказать о себе — как в анкете: имя, возраст, семейное положение, образование. Спросили про предыдущее место работы: что за организация, что я там делала, почему ушла. Уточнили, почему хочу в загс, как я вижу должностные обязанности. Попросили перечислить 3—5 качеств , которые помогут мне быть хорошим госслужащим, и обосновать это. Спросили, что ценного я могу сделать в роли госслужащего, чего хочу сделать большого и важного в жизни.

Я рассказала о том, как уже участвовала в похожем отборе — это был квалификационный экзамен на статус помощника адвоката. Стала самым молодым членом Палаты адвокатов Нижегородской области. Комиссию это впечатлило, они довольно покивали.

Из личных качеств назвала ответственность, организованность и стремление развиваться. Госслужащий не только выполняет распоряжения и поручения, но и отслеживает ошибки, неточности и нерабочие части системы. Если кадровый отдел плохо набирает сотрудников и они постоянно увольняются, нужно найти и устранить причину, а не штамповать конкурсы и отборы. Мне кажется, что с этими качествами я могу увидеть проблему, указать на нее, придумать решение и в целом улучшить и упростить работу загса. Все это я рассказала комиссии.

На собеседовании я волновалась, как и на любом другом, где много разных незнакомых людей задают личные вопросы. Другие кандидаты — все девушки — тоже заметно нервничали. Чувствовалось предэкзаменационное напряжение. Выходивших расспрашивали, что было, — девушки рассказывали, пока собирались, и уходили. Ждать было нечего, поэтому я тоже уехала сразу после собеседования. Итоги сообщили через 4 дня заказным письмом.

Оглашение итогов

Через несколько дней на домашний адрес придет заказное письмо с уведомлением о вручении. В письме будет сказано, победили вы или нет и что теперь делать. Письмо пришлют в любом случае. Если через неделю письма нет и на сайте ничего не написано, позвоните в отдел кадров.

Меня не взяли. Когда пришло письмо, я проверила сайт — прямо в тексте вакансии, в самом конце вписано имя победителя: Федорова Ирина Викторовна. Кроме имени, о ней никакой информации нет. Узнать причины отказа не получилось: мотивировки в письме нет, по телефону специалист тоже была не в курсе. Она сказала, что решение принимала конкурсная комиссия, обсуждая участников, и сейчас никто не станет вспоминать и разбираться, кого и почему не взяли.

Мне было обидно, что мне не могли сказать, что я сделала не так. Я сама набирала людей на работу, и мне всегда было важно дать обратную связь всем кандидатам. Это даже важнее письма о победе: надо честно рассказать человеку, что он делает не так и почему мы друг другу не подошли.

В остальном я не расстроилась: пока шел конкурс, я нашла другое место и после отказа в госслужбе полностью переключилась на новую работу.

Ну, что я могу сказать

Конкурсный отбор и однотипные бланки создают ощущение равенства и непредвзятости выбора. Но в итоге людей выбирают люди. Идеальный кабинетный госслужащий — сорокалетняя замужняя женщина с взрослыми детьми, высшим образованием и стажем работы по специальности 10—15 лет . Она никуда внезапно не переедет, выйдя замуж, потому что уже вышла. Не уйдет в декрет через полгода после устройства, потому что дети уже выросли.

Я почти уверена, что мне отказали из-за юного возраста и недавнего замужества. «О, дети скоро пойдут!» — так мне сказали при приеме документов.

Подавать документы и пробовать все равно надо. Важно не питать больших надежд и понимать, что вложение времени и денег в подготовку не дает никаких гарантий пройти конкурс на государственную вакансию.

1. Настоящая Методика проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации (далее - М етодика) определяет порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Минфине России.

2. Основными задачами проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Минфине России (далее - должности гражданской службы) являются:

обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - гражданская служба);

обеспечение права госуда рственных гражданских служащих Минфина России (далее - гражданские служащие) на должно стной рост на конкурсной основе.

3. Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы (далее – Конкурс) заключается в оценке профессионального уровня и личностных качеств кандидатов, их соответствия установленным требованиям к должности гражданской службы, а также в определении победителя.

II. Организация проведения конкурса .

4. Конкурс объявляется приказом Министерства финансов Российской Федерации .

Конкурс не проводится:

а) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

б) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

в) при заключении срочного служебного контракта;

г) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями 1, 2 и 3 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г . № 79-ФЗ «О государственной гражданской служб е Российской Федерации» ;

д) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс также не проводит ся в следующих случаях:

а) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2010 г . № 94н «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну , и при назначении на которые конкурс может не проводиться» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 сентября 2010 г ., регистрационный номер 18591 ; Российская газета , 2010, 10 августа );

б) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Право на участие в К онкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

5. Конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе объявление о приеме документов для участия в Конкурсе размещается на официальном сайте Минфина России www.min fin .ru , а также на Федеральном портале управленческих кадров.

На официальном сайте Мин фина России размещается следующая информация о Конкурсе:

Объявление о приеме документов для участия в К онкурсе может публиковаться в международном еженедельнике «Финансовая газета».

6. Гражданин Российской Федерации (далее – гражданин) , изъявивший желание участвовать в Конкурс е, представляет в О тдел кадров центрального аппарата и государственной службы Административного департамента Минфина России (далее - Отдел кадров) следующие документы:

а) личное заявление ( изъявивший желание участвовать одновременно в конкурсе на замещение двух и более должностей гражданской службы представляет личное заявление по каждой должности гражданской службы) ;

б) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г . № 667-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 22, ст. 2192 ; 2007, № 43, ст. 5264 ), с приложением двух фотографий 40?60 мм;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на Конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов о профессиональном образовании, по желанию гражданина о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

е) иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2004 г . № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами по вопросам гражданской службы.

Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке.

7. Гражданский служащий Минфина России, изъявивший желание участвовать в Конкурсе , подает в Отдел кадров заявление на имя представителя нанимателя.

Гражданский служащий , замещающий должность государственной гражданской службы в ином государственном органе , изъявивший желание участвовать в К онкурсе, представляет в Отдел кадров Минфина России заявление на имя представителя нанимателя и собственноручно заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету с приложением фотографии.

8. Заявления граждан (гражданских служащих), изъявивших желание участвовать в К онкурсе, регистрируются секретарем конкурсной комиссии в журнале регистрации заявлений гражданских служащих и граждан для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей гражданской службы .

9 . Документы для участия в Конкурсе представляются в Отдел кадров в течение 21 дня со дня объявления об их приеме.

На основании представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в Конкурс е.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме. При наличии уважительной причины представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

10 . С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по вакантной должности, на замещение которой проводится Конкурс , связано с использованием таких сведений.

1 1 . При проведении Конкурс а конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлен ии другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов.

1 2 . Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в Конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности, по которой проводится Конкурс, а также в случае несоблюдения ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения (в том числе при отказе гражданина от проведения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, по которой проводится Конкурс, связано с использованием таких сведений), о данном решении гражданин информируется в письменной форме.

1 3. Кандидат, не допущенный к участию в Конкурс е, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1 4 . Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа Конкурса принимает представитель нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

Не позднее, чем за 15 дней до начала второго этапа Конкурса представитель нанимателя направляет гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию во втором этапе Конкурса (далее - кандидаты), уведомления о дате, месте, времени и условиях его проведения.

1 5 . Если в результате проведения Конкурс а не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на зам ещение которой он был объявлен, представитель нанимателя мо жет принять решение о проведении повторного Конкурс а.

1 6 . Для оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов гражданской службы на втором этапе Конкурс а конкурсная комиссия применяет следующие методы (испытания) :

в) проведение групповых дискуссий;

г) написание реферата;

д) индивидуальное собеседование.

Применение всех перечисленных методов не является обязательным. Необходимость, а также очередность их применения при проведении Конкурс а определяется конкурсной комиссией. В случае выявления победителя Конкурс а на вакантную должность только одним из названных методов Конкурс может считаться завершенным.

1 6 .1. Тестирование кандидатов на конкретную вакантную должность гражданской службы проводится по единому перечню теоретических вопросов. Вопросы составляются департаментом Министерства финансов Российской Федерации, в котором на имеющуюся вакантную должность гражданской службы объявлен Конкурс, на базе квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы . В перечень также включаются вопросы, связанные с прохождением гражданской службы и противодействием коррупции .

Кандидатам на вакантную должность гражданской службы предоставляется одинаковое время для подготовки письменного ответа.

По результатам тестирования кандидатам выставляется:

10 баллов, если даны правильные ответы на 100% вопросов;

8 балл ов , если даны правильные ответы на 80% вопросов;

6 баллов , если даны пр авильные ответы на 60% вопросов;

4 балла, если даны правильные ответы на 40% вопросов.

1 6 .2. Для определения темы реферата используются вопросы, связанные с профессиональной деятельностью, выполнение которой предполагается осуществлять по данной должности, и исходя из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по конкретной вакантной должности, установленных в Минфине России.

Кандидаты получают равнозначные по сложности вопрос ы и располагают одинаковым временем для подготовки реферата.

Реферат оценивается членами конкурсной комиссии:

в 10 баллов, если кандидат последовательно, в полном объеме, глубоко и качественно раскрыл содержание темы, правильно использовал понятия и термины;

в 8 балл ов , если кандидат последовательно, в полном объеме раскрыл содержание темы, правильно использовал понятия и термины, но допустил неточности и незначительные ошибки;

в 6 балл ов , если кандидат последовательно, но не в полном объеме раскрыл содержание темы, не всегда правильно использовал понятия и термины, допустил неточности и ошибки;

в 0 баллов, если кандидат не раскрыл содержание темы, при ответе неправильно использовал основные понятия и термины, допустил значительные неточности и ошибки.

1 6 .3. Индивидуальное собеседование заключается в устных ответах кандидатов на вопросы, задаваемые членами конкурсной комиссии.

Результаты индивидуального собеседования оцениваются членами конкурсной комиссии:

в 10 баллов, если кандидат последовательно, в полном объеме, глубоко и правильно раскрыл содержание вопроса, правильно использовал понятия и термины, в ходе дискуссии проявил высокую активность, показал высокий уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, аналитические способности, навыки аргументирован н о отстаивать собственную точку зрения и ведения деловы х переговоров, умение обоснованн о и самостоятельно принимать решения, готовность следовать взятым на себя обязательствам;

в 8 балл ов , если кандидат последовательно, в полном объеме раскрыл содержание вопроса, правильно использовал понятия и термины, но допустил неточности и незначительные ошибки, в ходе дискуссии проявил активность, показал достаточный уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, аналитических способностей, навыков отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров, умение самостоятельно принимать решения, готовность следовать взятым на себя обязательствам;

в 6 балл ов , если кандидат последовательно, но не в полном объеме раскрыл содержание вопроса, не всегда правильно использовал понятия и термины, допустил неточности и ошибки, в ходе дискуссии проявил низкую активность, показал средний уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, аналитических способностей, навыков отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров;

в 0 баллов, если кандидат не раскрыл содержание вопроса, при ответе неправильно использовал основные понятия и термины, допустил значительные неточности и ошибки, в ходе дискуссии не проявил активности, показал низкий уровень профессиональных знаний в соответствующей сфере, аналитических способностей, отсутствие навыков отстаивания собственной точки зрения и ведения деловых переговоров, неготовность следовать взятым на себя обязательствам.

17 . Конкурсная комиссия оценивает кандидата в его отсутствие .

18 . По итогам Конкурса каждый член конкурсной комиссии выставляет кандидату соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень с краткой мотивировкой, обосновывающей решение о соответствующей оценке.

19 . Б аллы, выставленные всеми членами конкурсной комиссии, суммируются.

20 . Победителем по итогам проведения конкурсн ых процедур признается кандидат, который набрал наибольшее количество баллов .

2 1 . При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании конкурсной комиссии. При голосовании мнение членов конкурсной комиссии выражается словами "за" или "против". При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. Решение принимается в отсутствие кандидата. Победителем признается кандидат, который набрал наибольшее количество голосов.

2 2 . Если кандидаты набрали менее 6 0 процентов от максимально возможного количества баллов, конкурсная комиссия может не определять победителя конкурса.

2 3 . В случае отказа кандидата, победившего в К онкурсе, заключить служебный контракт на вакантную должность конкурсная комиссия вправе предложить вакантную должность следующему кандидату, получившему наибольшее количество баллов.

IV. Заключительные положения

2 4 . О результатах Конкурса кандидатам, участвовавшим в Конкурсе, сообщается в письменной форме в 7-дневный срок со дня его завершения. Дата и регистрационный номер соответствующего письма, содержащего указанную информацию, заносятся в журнал учета участников Конкурса.

Информация о результатах Конкурса также размещается на официальном сайте Минфина России www.min fin .ru .

2 5 . По результатам Конкурса издается приказ Минфина России о назначении победителя Конкурса на вакантную должность гражданской службы и с ним заключается служебный контракт.

2 6 . По желанию лиц, участвовавших в Конкурсе, им выдается выписка из протокола заседания конкурсной комиссии.

2 7 . Документы участников Конкурса могут быть возвращены им по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения Конкурса. До истечения этого срока документы претендентов и протоколы заседаний конкурсной комиссии хранятся в Отделе кадров, после чего подлежат уничтожению.

2 8 . Расходы, связанные с участием кандидатов в Конкурсе (проезд к месту проведения Конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами сре дств св язи и другие), осуществляются ими за счет собственных средств.

29 . Решение конкурсной комиссии может быть обжаловано кандидатом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также: