Как составить психограмму профессии пример

Опубликовано: 03.10.2024

В описании работы дается характеристика профессии (работы). В отличие от него психограмма дает описание человека. Это перечисление человеческих качеств, требуемых для выполнения обязанностей, детализированных в описании работы. Требования к опыту и образованию, связанные с работой специалиста по материальной помощи перечислены в примере 3[11].

· правил, распоряжений и их толкований, касающихся определения обоснованности просьбы студента о материальной помощи, выделяемой государством или местными органами власти;

· учебного заведения, местных организаций, услуг и ресурсов, доступных студентам;

· эффективных приемов ведения телефонных разговоров;

· эффективных коммуникативных приемов, включая умение выступать перед большой аудиторией;

· методов, приемов и процедур работы в офисе, включая работу с информационными системами и обработку электронной базы данных.

· по меньшей мере два года обучения в высшем учебном заведении или эквивалентное образование; предпочтительно наличие диплома;

· практический опыт, имеющий непосредственное отношение к данной работе, может заменять формальное образование.

По сравнению с составлением описания работы составление психограммы – более трудная задача, даже если она выполняется на основе информации, собранной при профессиографическом анализе. Основная проблема здесь состоит в следующем: диапазон того, в какой степени работники, выполняющие работу одинаково хорошо, демонстрируют то или иное качество, может быть очень широким. Еще более осложняет дело то, что этот диапазон может быть неизвестен, поскольку политика (или возможности) организации в определенной мере ограничивает фактический диапазон. Подобная проблема нередко возникает в тех случаях, когда профессиональная характеристика разрабатывается на логической основе – то есть когда качества, требуемые для выполнения какой-то работы, выводятся логическим образом из описания работы или на основании «здравого смысла».

Альтернативой логического подхода к профессиональной характеристике является эмпирический подход. Оценки выполнения работы сотрудниками в настоящий момент сравниваются с результатами тестирования при поступлении на работу, биографическими данными, итогами интервью и любой другой имеющейся релевантной информацией. Как только собрано достаточно данных, диапазон результатов тестов и личностные характеристики, связанные с успешной работой, могут быть конкретизированы с большей точностью, чем та, которая обычно бывает возможна при логическом методе.

Эмпирический процесс имеет по меньшей мере четыре долговременных преимущества. Во-первых, менее вероятно, что потенциально хорошие работники не будут замечены при найме, если известны в деталях фактические требования к работе. Во-вторых, традиционные критерии отбора, которые оказываются несущественными для успешной работы, можно устранить, тем самым сохраняя ресурсы организации. В-третьих, более эффективное тестирование и отбор, которые в итоге обеспечивает этот процесс, должны привести к лучшему выполнению работы со стороны персонала организации в целом. Наконец, этот процесс валидации является одним из основных при документировании практики справедливых трудовых отношений. Как и во всех областях кадровых решений, необходимо, чтобы организация могла показать, что качества, которые она хочет видеть у своих сотрудников, связаны с работой, которую те станут выполнять.

Качества, которые организация стремится найти в работниках, - это то, ради чего пишется психограмма. Чем больший упор делается на конкретность профессиональных требований, тем более полезной будет информация. Если требуется высшее образование, должны быть указаны его вид и продолжительность. Если проводится тестирование, должны быть четко обозначены верхний и нижний пределы его результатов[12].

Психограмма, насколько это возможно, должна быть также поведенческой по своему содержанию. Логический подход к перечислению требований часто оговаривает такие условия, как «должен быть надежным» или «должен уметь разговаривать с людьми», но эти качества нельзя наблюдать. Поведение же наблюдать можно. Для большинства характеристик типа «должен быть таким-то» могут быть найдены адекватные поведенческие заменители путем постановки вопроса: «Как можно узнать, надежен ли этот человек?» или «…умеет ли этот человек разговаривать с людьми?». Тем самым «должен быть надежным» может превратиться в «на предыдущей работе отсутствовал на рабочем месте не более одного дня в месяц», а фраза «четко отвечает на вопросы интервью» может заменить требование «должен уметь разговаривать с людьми».

Профессиональные характеристики, которые нельзя изложить в поведенческих терминах, должны быть по крайней мере уточнены. Чем далее отклоняется профессиональная характеристика от наблюдаемого поведения, тем сложнее продемонстрировать ее привязку к работе, а это создает проблемы, если какое-то кадровое решение оспаривается в формальном порядке. Превосходство требований, основанных на поведении, также дает о себе знать, когда характеристику используют на практике. Во многих организациях нередки ситуации, когда некоторые из людей, занятые подбором, повышением квалификации работников и решающие подобные кадровые вопросы, знают немного или вообще не имеют представления о том или ином виде работ. В любом случае, чем меньше почвы остается для интерпретаций и домыслов, тем лучше[13].

Профессиографический анализ – это формальный процесс сбора данных, который позволяет получить информацию о заданиях, контексте и условиях труда, характерных для различных видов работ в организации. На основе этой информации составляются описание работы (показывающее, какие операции выполняются на той или иной работе) и психограмма (в которой перечисляются качества, необходимые человеку для выполнения данной работы).

Информация, полученная при профессиографическом анализе, является основополагающей для таких функций организации, как тестирование, отбор, обучение работников, оценка выполнения работы и документирование практики справедливых трудовых отношений.

Современные организации особенно нуждаются в качественных общецелевых методах профессиографического анализа, требующих меньше времени и навыков, чем большинство тех, что используются в настоящее время. Сейчас профессиографический анализ – это чрезвычайно дорогостоящий и трудоемкий процесс в организациях любого масштаба; накопить исчерпывающую базу данных анализа, управлять ею и ее использовать – все это часто оказывается просто невыполнимой задачей. Если сделать процесс более продуктивным, это позволит большему числу организаций использовать огромный потенциал этой информации с целью эффективного управления интегрированной системой персонала.

Список используемой литературы:

1. Шепель В. М. Управленческая психология. – М., 1993.

2. Морозов А. В. Деловая психология: Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – СПб., 2000.

3. Практическая психология: Учебник / Под ред. М. К. Тутушкиной. – 2-е изд., перераб., доп. – СПб., 1998.

4. Абульханова-Славская К. Я. Деятельность и психология личности. – М., 1980.

5. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. - СПб., 2001.

6. Валеева Н. Ш., Рогов Г. М. Психологические основы менеджмента. Психология успеха. – Казань, 1996.

7. Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. – М., 1997.

[1] Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. - СПб., 2001. - С. 122.

[2] Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. – М., 1997. – С. 25.

[3] Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. – М., 1997. – С. 24-40.

[4] Абульханова-Славская К. Я. Деятельность и психология личности. – М., 1980. – С. 98-100.

[5] Практическая психология: Учебник / Под ред. М. К. Тутушкиной. – 2-е изд., перераб., доп. – СПб., 1998. – С. 103-105.

[6] Джуэлл Л. Указ. соч. – С. 124-125.

[7] Валеева Н. Ш., Рогов Г. М. Психологические основы менеджмента. Психология успеха. – Казань, 1996. – С. 65-71.

[8] Морозов А. В. Деловая психология: Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – СПб., 2000. С. 123-130.

Что такое профессиограмма, как её составлять, практические примеры.

Профессиограмма — перечень базовых требований к работнику.

Составляется для максимального соответствия качеств кандидата к требованиям профессии в данной компании.

Цель создания — подбор лучших профессионалов для важных специальностей.

Профессиограмма - Что Это?
Профессиограмма - Что Это?

Самая трудная профессия — быть человеком.

Хосе Марти

Описание

Профессиограмма — инструкция, описывающая технологические характеристики профессии, отображающая функциональные обязанности работника. Описывает психологический портрет индивидуального кандидата на данную специальность.

  1. Название специальности. Раздел содержит основную информацию о профессии, её специфические особенности, перспективы развития.
  2. Описание трудового процесса. Раскрывает специфику работы, должностные обязанности, рабочее место.
  3. Знания и навыки. Инструкция указывает перечень задач, которые работник должен уметь выполнять. Анализ профессиональных и личностных качеств для данной специальности.
  4. Квалификация. Минимальный уровень образования, который делает доступной работу по данной профессии. Указываются возможности профессионального роста.
  5. Санитарно-гигиенические условия. Указываются условия труда (необходимый уровень освещённости, максимально допустимый уровень шума и пр.). Рассматриваются предпосылки профессиональных рисков (монотонность труда, повышенный уровень травматизации). Описывается ответственность за получение травм на производстве, выплаты в форс-мажорных ситуациях.
  6. Физиологические и психологические требования к кандидату на должность. В инструкции указываются требования к физическому и психическому здоровью. Раскрываются требования к личностным качествам: интеллекту, внимательности, конфликтности.

Внимание!
Документ уникален для каждой организации.

  • информационные — используются психологами для профориентации клиента, информации об интересующей специальности;
  • ориентировочно-диагностические — дают оценку реальных результатов деятельности, проводят анализ причин аварийных ситуаций, низкой производительности труда;
  • конструктивные — помогают внедрению новых технологий, разработке улучшений условий труда;
  • методические — подбирают методики изучения динамики изменений специализации, способствуют оптимизации рабочего процесса;
  • диагностические — подготовка и переподготовка рабочих кадров.

Как составлять?

Разработке документа предшествуют два подготовительных этапа:

Первый этап включает в себя проведение экспертной оценки требуемой профессии.

  • изучение квалификационных справочников;
  • наблюдение за работой профессионалов, проведение хронометража работ;
  • опрос квалифицированных специалистов;
  • проведение экспериментов, тестов с использованием современной аппаратуры;
  • исследования травмоопасности и вредности производства.
  1. Суть специальности, общая характеристика, название по официальной номенклатуре. Указывается диапазон квалификаций: разряды, классы.
  2. Описание трудового процесса, профессиональные требования к работнику, перечисление основных обязанностей. Описываются средства для выполнения работы, конечная цель деятельности.
  3. Профессиональные качества, знания и навыки, необходимый уровень образования и подготовки специалиста. Указывается необходимое физическое состояние работника и болезни, являющиеся противопоказаниями к данному виду деятельности.
  4. Описание условий труда, плюсы и минусы специальности. Профессиональные вредности и возможность травматизма на производстве. В разделе указывается оплата труда, льготы, количество дней оплачиваемого отпуска.
  5. Предъявляемые требования к личностным качествам работника согласно специализации: ответственность, быстрота реакции, коммуникабельность, стрессоустойчивость.
  6. Сведения о возможности получения профессии, методики подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

Важно!
Профессиограмма разрабатывается для конкретной компании. Требования, предъявляемые к работнику должны быть ориентированы на перспективы развития фирмы в целом.

Профессиограмма психолога

Задача специалиста-психолога — создание оптимальных условий жизнедеятельности человека.

  1. Тип и класс специальности. Работа заключается в общении с людьми, испытывающими трудности в адаптации и самореализации. Профессия включает психологическую диагностику, тестирование, аналитическую работу с результатами исследований. Консультирование, просвещение, проведение профориентации.
  2. Направление деятельности. Многоплановое, имеет несколько специализаций: педагога психолога, работающего с проблемными детьми; психолога-консультанта, помогающего людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; психолога-диагноста, создающего на основе методологических тестов психологический портрет индивида; психолога-менеджера, изучающего взаимоотношения в компании с целью улучшения качества работы.
  3. Условия труда. Работа специалиста чаще происходит в помещении. Место работы: образовательные и медицинские учреждения, консультативные центры, кадровые агентства. Инструменты труда психолога — его внутренние качества: способность понять проблему человека и решить её. Технические средства — компьютер, методологические пособия.
  4. Профессиональные требования. Для психолога важно обладать знаниями педагогики, психодиагностики, быть готовым к профессиональной работой с группой лиц по своей специализации. Профессионал должен уметь: устанавливать доверительный контакт с людьми, владеть методами психологической оценки, проводить сбор и анализ информации, разрабатывать действенные программы решения проблем.
  5. Требования к личностным качествам работника. Специалист должен иметь логический и аналитический склад ума, обладать высоким интеллектом, умением ясно выражать свои мысли. Важны коммуникабельность и стрессоустойчивость.
  6. Ограничения для работы по медицинским показаниям. Работать психологом запрещено при наличии заболеваний: патологий центральной и периферической нервной системы, снижения когнитивных функций, болезнях органов речи, зрения и слуха.
  7. Возможность получения специальности. Психолог — специалист с высшим образованием, окончивший высшее учебное заведение данного профиля. Современным методикам исследования и анализа обучают на курсах повышения квалификации, специализированных семинарах, тренингах.

Примеры

Агроном


Содержание труда Выполнение агротехнических приёмов по выращиванию сельскохозяйственных культур с использованием удобрений и инсектицидов. Осуществление мелиорации земель.
Знания и умения Знания по семеноводству, выбору адаптированных сортов культур. Грамотное употребление химических средств. Использование современного оборудования для сбора урожая
Профессиональные качества Любовь к природе и биологии, наблюдательность, дальновидность. Способность управления персоналом
Медицинские противопоказания Аллергия на химические препараты, кожные болезни, ревматизм.
Пути получения профессии Сельскохозяйственные институты и техникумы.

Экономист


Содержание труда Работа с документацией, экономический анализ деятельности компании, начисление и отчисление платежей
Знания и умения Знание структуры хозяйственных средств, навыки составления отчётов, финансовых проводок и экономического анализа, умение работать с материальными ценностями
Профессиональные качества Абстрактно-аналитический склад ума, внимательность, ответственность, усидчивость
Медицинские противопоказания Заболевания позвоночника и суставов, нарушения работы зрения и слуха
Квалификационные требования Высшие финансовые образовательные учреждения, техникумы

Водитель троллейбуса

Содержание деятельности Управление троллейбусом по графику, профилактический осмотр и устранение незначительных неполадок
Знания и навыки Знание правил дорожного движения, умение водить транспорт и проводить ремонт
Условия труда Работа по сменам, включая вечерние и утренние часы, выходные и праздники. Льготы при выходе на пенсию
Личностные требования Быстрота реакции, внимательность, ответственность
Медицинские противопоказания Заболевания сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, проблемы с органами слуха и зрения
Где можно приобрести специальность ПТУ, курсы обучения водителей

Профессиограмма — инструмент для подбора кадров

Качественно составленный документ очень важен. Он даёт ясное представление о должностных обязанностях, условиях труда, требованиям к образованию и личностным качествам работника.

Инструкция облегчает работу сотрудника отдела кадров, психолога по профориентации.
Человеку, пришедшему устраиваться на работу, профессиограмма позволяет ознакомиться с нюансами специальности на данном предприятии.

Даёт полную информацию о должностных обязанностях, условиях и оплате труда, существующих льготах и возможностях карьерного роста.

А вам приходилось иметь дело с профессиограммой? Помогла ли она вам при трудоустройстве? Просьба оставить свой комментарий.

Психограмма – это одна из составных частей профессиограммы.

Психограмма является описанием психологических характеристик определенной профессиональной деятельности, раскрывает совокупность личностных и психофизических особенностей сотрудника, которые важны для его эффективной работы.

Немецкий психолог В. Штерн, известный тем, что разработал систему составления обобщенного психологического портрета определенной личности, ввел термин «психограмма», который, по его мнению, должен был представить результат психографирования.

С начала XX в. психограмма является набором профессионально важных свойств личности сотрудника. Разрабатывается модель успешного профессионала, которая включает в себя максимально важные психические функции обобщенного субъекта труда. Эта модель лежала в основе подбора психодиагностических методик, а также прогноза при их помощи успеха предстоящей профессиональной деятельности личности в конкретной вакансии.

Ранее было принято считать, что успех в работе зависит от необходимых психических функций, а также ряда определенных способностей необходимого качества и уровня.

Во время изучения профессиональной работоспособности и уровня утомления, для определения уровня снижения психических функций, на которые повлияла выполненная работа, выявлялся перечень профессионально важных качеств (ПВК) психических функций, в качестве наиболее изменчивого, временно нарушающего в определенной профессиональной деятельности под влиянием утомления фактора. Ряд этих функций и свойств лежат в основе измерения, которое говорит о степени профессионального утомления.

С. Г. Геллерштейн, один из отечественных психотехников, начал проводить психограммы, которые были составлены в 1920-е гг. с целью профотбора. По его мнению характеристики профессионала содержали множество неточностей и не отражали полной картины происходящего. И, исходя из этого, он говорил об обязательном совершенствовании методов психологического анализа профессий.

В качестве примера рассмотрим психограмму успешного летчика, которую составил итальянский психолог Джемелли. Вот перечень ПВК, которые она в себе содержала:

  • умение быстро ориентироваться в окружающих явлениях;
  • уровень сосредоточенности;
  • насколько быстро и точно происходит запоминание;
  • уровень устойчивости эмоциональной сферы;
  • уровень сопротивляемости влиянию при переменах высоты.

Толкование психограммы

Изучив несколько источников, можно выделить несколько трактовок психограммы:

  • это раздел профессиограммы конкретного вида деятельности, который обозначает требования к личности, иными словами выдвигает ряд психических способностей, уделяет особенное внимание психологическим противопоказаниям к занятию определенного рода деятельности;
  • это раздел профессиограммы, в котором отражены требования к психофизическим и психологическим качествам личности сотрудника, которые обеспечивают успех в выполнении работы;
  • это отражение состава психологических качеств личности, которые не соответствуют или являются симметричными (адекватными) по отношению к объективным требованиям профессиональной деятельности;
  • это изучение и отражение ряда психологических качеств личности, которые необходимы для того чтобы эффективно выполнять определенную трудовую деятельность, общаться и профессионально расти;
  • это проведение ряда экспериментально-психологических тестов, после которых возможно графически изобразить результаты исследования психической деятельности личности. Данный прием используют для возможности наглядно сравнить результаты исследования нескольких личностей;
  • это составление характеристики свойств индивидуума, которые необходимы для определенного рода деятельности. Для составления характеристики используются сведения, полученные при помощи особых методов;
  • это выявление системы психологических качеств личности, которая определяет потенциал личности к той или иной профессиональной деятельности.

Информация, которая содержится в психограмме, а также ее объем определяются целями изучения профессии. Это может быть профессиональный отбор или подготовка, рационализация отдыха и труда, а также выявление профессиональной ориентации.

Виды психограмм

В. Е. Орел выделяет следующие виды психограмм:

  1. Психограмма, которая составлена для профессионального отбора. Она состоит из двух групп требований:
    • требования, определяющие некомпенсируемые и необходимые ПВК, а также требования, которые предъявляются любому среднему специалисту компании;
    • требования желательного характера – определяют вероятность высокого мастерства в профессии. Важно отметить, что в данном виде психограммы также содержатся психологические противопоказания, то есть это те характеристики человека, которые говорят о неспособности личности к определенного рода профессиям.
  2. Психограмма, которая акцентирует внимание на ряде ПВК, поддающихся максимальному развитию во время изучения профессии. Здесь особое внимание отводится сравнительному анализу деятельности опытного работника и динамики создания молодого работника. Этот анализ включает в себя выделение и сравнение психологических структур, которые показывают соответствие молодого работника требованиям, предъявляемым к опытным и профессиональным сотрудникам.
  3. Вид психограммы, специфическими особенностями которой являются обнаружение наиболее лабильных психических функций, а также определение динамики лабильных функций, которая необходима для выявления индикатора слабых позиций в организации труда.
  4. Психограмма, которая необходима для выявления профессиональной ориентации молодежи. Этот вид психограммы является достаточно широким в содержании, так как требует наличия разных знаний о профессии. В составе психограммы профориентации молодежи есть две основные части, которые являются взаимодополняющими и взаимосвязанными. Это основная часть, которая предназначена для молодежи, и дополнительная часть, которая рассчитана на педагогов и специалистов, занимающихся производственным обучением.

Помимо этих видов психограмм, которые выделяет В. Е. Орел, существует еще несколько:

  • полная психограмма, в основе которой лежит психологическое изучение, составленное по обширной программе;
  • частичная психограмма подразумевает изучение индивидуума исключительно по важным для обсуждаемой проблемы сторонам;
  • срезовая психограмма – составляется во время разового обследования личности;
  • продольная психограмма – составляется на основе сравнения результатов проведенного несколько раз психологического обследования индивидуума. Штерн считает, что исключительное продольные психограммы являются источником сведений о тенденциях развития личности для психолога.

Психограммы профессионального отбора

Психограммы, которые составляются для профессионального отбора, обладают специфическим свойством, выраженным в ориентации на исследование более стабильных свойств, разграничивающих индивидуумов по уровню эффективности труда.

К примеру, максимально важные компоненты в структуре способностей водителей – это ряд сенсомоторных свойств, динамический глазомер, широкое распределение, а также высокая скорость переключаемости внимания. Для часовщика или корректора же важны интенсивность и высокий уровень сосредоточенности внимания. А для диспетчера важно иметь высокий уровень пространственных представлений, оперативное мышление и эмоциональную устойчивость.

Во время составления психограммы для профотбора, важно учитывать двойственные требования к сотруднику. Это требования, которые определяют ряд необходимых и некомпенсируемых свойств нервной системы, а также личность в целом. Эти требования предъявляются к каждому среднему сотруднику профессии. Другая группа требований определяет потенциал работника в достижении высоких показателей в профессии.

Важно отметить, что при составлении психограммы нельзя занижать ее при изучении средних рабочих и завышать при изучении сотрудников высокой квалификации.

В профессиограмме необходимо указать перечень психологических противопоказаний.

Психограммы рационализации процесса профессиональной подготовки

Специфической черота психограмм, которые составляются с целью рационализации процесса профессиональной подготовки, состоит в установке на обозначение профессионально значимых качеств, поддающихся максимальному развитию посредством упражнений во время обучения профессии.

Посредством сравнительного анализа работы специалиста с высокой квалификацией с динамикой работы молодого специалиста, возможно найти пути максимально эффективного метода обучения работников. Для этого необходимо определить характерные психологические структуры и сравнить их между собой. Это даст информацию о том, соответствует ли ход формирования молодого работника предъявляемым требованиям высококвалифицированному и опытному работнику.

Эта профессиограмма определит дальнейшие мероприятия, которые будут направлены на рационализацию обучения. Рационализацию режима и условий труда необходимо начать с исследования особенных черт определенной деятельности и создания ее профессиограммы.

При подготовке психограммы, направленной на рационализацию процесса профессиональной подготовки, выявляют ряд основных профессионально значимых свойств, правильное применение которых обеспечивается путем оптимизации условий деятельности. Также не стоит забывать о выявлении лабильных психических функций. Прослеживая их динамику, можно определить показатель самых слабых мест в организации труда.

Во время снижение функций зрительного анализатора в конце рабочего дня говорит о важности рационализации освещения помещения, изменения цветовых решений интерьера и рабочих мест.

После проведения ряда работ по оптимизации условий труда, мы можем наблюдать, как изменилась картина динамики психических функций. Это может стать индикатором эффективности осуществленных мероприятий. Во время оценки изменений в работоспособности, важно обратить внимание на несколько моментов: есть ли значительные индивидуальные различия в динамике пропускной способности анализаторов, какова скорость и точность реакций во время колебаний устойчивости и переключений внимания.

Во время подготовки психограмм важно сочетать знания и опыт высококвалифицированного психодиагноста и специалиста, разбирающегося в профессии. Это и составляет самую главную сложность. Для того чтобы подготовить психограмму, психодиагносту необходимо полностью изучить работу компании, переговорить с ее работниками.

Психограмму, как правило, заказывают компании, ориентированные на современный уровень работы с персоналом, у психологических служб. Либо можно получить психограмму психолога, подготовленную штатными психологами, обладающими необходимыми знаниями.

Этапы подготовки психограммы

Существует несколько этапов подготовки психограммы.

На первом этапе необходимо установить перечень осуществляемых сотрудником обязательных задач. Эти задачи определяются исходя из нормативно заданных целей труда. Они могут не совпадать с субъективными целями, которые поставлены перед сотрудником. Полученные результаты действия можно разделить на реально полученные и требуемые.

Второй этап включает в себя построение функциональных моделей действий субъекта по выполнению каждой конкретной задачи. Здесь рассматриваются действия внешние и выполняемые по внутреннему плану.

Важно обратить внимание на соотношение действий, которые часто встречаются, психических функций, способностей, а также умений, которые обеспечивают их выполнение.

И на финальном третьем этапе происходит выдвижение гипотез и возможных ПВК, необходимом уровне их роста (высоком, среднем, низком), а также определяется степень легкости или трудности данного развития для обычного сотрудника.

ПВК: понятие и особенности

Профессионально важные качества – это индивидуально-личностные свойства личности, которые являются в определенной мере устойчивыми и мало подверженными росту и тренировкам.

Они напрямую влияют на успешную профессиональную деятельность и скорость изучения профессиональных знаний.

Профессионально важные качества включают в себя следующие стороны психики личности: сенсорная деятельность, ряд особенностей мышления и моторной деятельности, особенности внимания, памяти, уровень воображения личности, а также определение профессиональных особенностей эмоционально-волевой сферы человека.

Существует несколько подходов к выявлению ПВК:

  • необходимо описать профессиональное поведение личности (описать трудовую ситуацию, какие стимулы движут работником, и как он на них реагирует);
  • выявление ПВК при помощи экспериментального подхода, сравнивая группы высококвалифицированных сотрудников различных уровней успешности (перечислить способности, вести ПВК-статистику);
  • обозначение характеристики трудовой задачи, действия и психологически их интерпретировать.

Рассмотрим соотношение ПВК с типами психограмм:

ПВК: понятие и особенности

ПВК: понятие и особенности

Рисунок 1. Профессионально важные качества

Здесь показано, как можно составить функциональную модель работы психики сотрудника, установить возможные профессиональные качества и необходимую степень их роста (высокую, среднюю и низкую).

Одна из распространенных проблем составления психограммы, ситуация, когда задача может требовать быстрого запуска как познавательного, так и двигательного действия, а также осуществления контроля определенного компонента и мыслительного процесса. Исходя из этого, можно сделать вывод, что указанный выше метод позволит создать исключительно предварительную характеристику ПВК. Но полученная информация все равно является нужной как для заказчиков, так и для психологов-профконсультантов.

Психограмму сотрудника можно оформить как текст и таблицу, а также как и «аналитический график».

Мотивационная и операциональная сферы сотрудника

Психограмма предстает в виде характеристики мотивационных и операциональных сфер работника, является психологическим портретом определенного рода деятельности, который представляется комплексом психологических функций, актуальных в определенной деятельности.

Основными характеристиками мотивационной сферы работника, которые находят отражение в психограмме, являются:

  • перечень мотивов, целей, задач, потребностей, интересов, отношений, ценностных ориентаций личности и его психологических позиций;
  • уровень профессиональных притязаний, профессиональной самооценки, осознания себя как профессионала;
  • перечень эмоций и психический состояний, эмоциональный облик работника;
  • степень удовлетворенности личности трудом, процессами, в которых он участвует и полученными результатами.

Операциональная сфера работника содержит следующие характеристики, включаемые в психограмму:

  • уровень психических знаний о труде и профессии;
  • перечень психологических действий, способов, приемов, умений, техник, психотехнологий и влияние их на себя и других людей;
  • степень профессиональной способности, профессиональной обучаемости, открытости к профессиональному росту;
  • уровень профессионального мышления, к нему же относится и творческое мышление, вероятность обогащения опыта профессии;
  • степень профессионального саморазвития, умения проектировать и осуществлять планы личного профессионального роста;
  • наличие психологических противопоказаний к определенной профессии (то есть перечень психологических качеств, несовместимых с указанной профессией);
  • наличие качеств, недостаток которых может быть компенсирован;
  • указание линий профессионального роста и линий распада профессиональной деятельности и личности сотрудника, а также пути восстановления.

В составе психологических качеств работника, которые содержатся в его психограмме, находится отражение трудового поведения (раскрывается вопрос трудовой деятельности, условия труда, а также приводится психологический анализ ошибочных действий), требования к особенным моментам психических процессов, описываются типичные психологические состояния в труде (особое место отводится вопросам утомления). Помимо этого указывается перечень требований, которые предъявляются к личности, а также перечень индивидуальных свойств.

§ 7. Профессиограмма. Психограмма профессий

Ориентация в мире специальностей и профессий, поможет нам в выборе будущей деятельности. Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных событий. Будущее зависит от прошлого и настоящего. Выбирая профессию че6ловек всегда прежде всего думает о том – нравится та или иная профессия, работа; интересна ли она; достаточно ли наших способностей заниматься; позволит ли наше здоровье заняться, тем, что нас привлекает; и конечно же найдём ли мы работу по данной профессии, специальности.

Сделать хороший выбор профессии – это значит, выбрать такую работу, которая нужна обществу, востребована на рынке труда. Способна вам принести радость и удовлетворение.

Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений о данной профессии.

Требования к профессии, история данной профессии излагаются в профессиограмме. Профессиограммахарактеристика, описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личным качествам человека: умственным, психологическим, физическим и др. Цель профессиограммы – создать целостное представление об особенностях данного вида труда. Данный документ является одним из важнейших источников информации о профессии, где даётся описание особенности профессии или специальности. Профессиограмма является информационным документом, необходимым для ознакомления с избираемой профессией.

В целом профессиограмма должна отвечать следующим требованиям:

  • четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);
  • подчеркивать направленность каждого труда на благо конкретного человека: все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;
  • выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;
  • показывать возможные линии развития человека средствами профессии;
  • показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);
  • иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);
  • описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть развиты.

Трудограмма - это описание труда в профессии, более подробное содержание профессиограммы. Трудограмма включает в себя:

1. Предназначение, «миссию» профессии, ее роль в обществе (производство материальных товаров или идей, оказание услуг в разных социальных сферах; сбор, хранение и передача информации и др.), направленность на человека.

2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).

3. Предмет труда в профессии – стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда (материальные предметы, идеальные предметы – культура, информация, индивидуальное или общественное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и искусственные, созданные человеком.).

4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.

5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата;

6. Средства труда - стороны окружающей действительности, которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др. Предмет и средства труда могут меняться местами даже в рамках одной профессии.

7. Условия труда; режим труда и отдыха; характеристика социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост.

8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности, преобладающие в данной профессии; виды профессионального общения и позиции в нем, обмен средствами и продуктами труда между его участниками; нормы выполнения и сроки; субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профессии.

9. Продукт труда (или его результат) - те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда, его более или менее жесткая регламентация (от исполнительного труда к творчеству).

10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата.

11. Права представителя данной профессии: безопасность, наличие благоприятного микроклимата в профессиональной среде; размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда.

12. Обязанности представителя данной профессии: соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми. Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении).

13. Позитивное влияние данной профессии на человека; возможность личностной самореализации, направления и возможная динамика внутреннего роста; возможность развития индивидуальности и личности средствами этой профессии, принадлежность к определенной профессиональной общности, социальному кругу.

14. Негативные стороны профессии; зоны и типы трудностей и ошибок, наличие экстремальных и стрессовых ситуаций, дефицит информации или информационная перегрузка; возможность аварийных ситуаций, профессиональной деформации личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста; виды нареканий («штрафов») за низкую эффективность, за нарушение этических норм.

https://st.depositphotos.com/1793489/2321/v/950/depositphotos_23217284-stock-illustration-different-professions.jpg

Отрасль знаний, которая изучает мир профессий , называется – профессиографией . Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм. Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий, выработать умение быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой новой специальности и определить свою пригодность к ней.

Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограммаописание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышление, внимание, восприятие).

Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:

1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации чело-века, психологические позиции.

2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.

3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.

4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

5. Психологические знания о труде, о профессии.

6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).

7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.

8. Профессиональное мышление, в том числе творчество, возможность обогатить опыт профессии.

9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.

10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией).

11. Линии профессионального роста и распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

В заключении к профессиограмме целесообразно указать возможные пути профессионального обучения и переобучения, тренируемости отдельных психологических качеств и реабилитации, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии и переподготовки на другую профессию или специальность.

https://st.depositphotos.com/1793489/3580/v/950/depositphotos_35804023-stock-illustration-cartoon-characters-of-different-professions.jpg

Новые слова и понятия

Профессиограмма, профессиография, трудограмма, психограмма.

Проверяем свои знания

  1. Где излагаются требования к профессии, история данной профессии?
  2. Что включает в себя трудограмма?
  3. Наук, занимающаяся изучением особенностей профессий?
  4. Где описаны требования, предъявляемые профессией к психологическим качествам человека?

Задание : Самостоятельная работа по психограмме.

С помощью Интернета сопоставить требования, которые предъявляет профессия (своя или указанная учителем) к качествам человека с собственными качествами. Таким образом, рассмотрите профессиональную пригодность и развитие отдельных качеств для обеспечения профессиональных успехов.

Задание : Самостоятельная работа по профессиограмме.

Обдумывая свой трудовой путь, полезно составить профессиограмму своей предполагаемой профессии. Такая работа позволит глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней. Составление профессиограммы поможет определить и те профессионально важные качества, которые вы должны формировать или развивать у себя (они должны лечь в основу профессионального плана). Составляя профессиограмму, можно использовать статьи из энциклопедии «Мир профессий», разнообразные справочные издания, средства интернета. Часть сведений практического характера можно почерпнуть из бесед со специалистами базового предприятия или с профконсультантом.

Профессиограмма – это в психологии, педагогике метод профопределения, диагностики, выбора направления обучения личности. Профессиограмма – что это такое для руководителей компаний? Важный инструмент управленческой, организационной деятельности. Описание специальности включает в себя психограмму – психологический портрет идеального кандидата. Профессиограмма и психограмма помогают подбирать новые рабочие кадры, максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, выводить на новый уровень деятельность компании. Профессия выбирает человека, а не человек профессию – таков девиз этого метода.

Профессиограмма

Профессиограмма – что это

Это подробный анализ конкретной специальности. Разбираются ее особенности: требования к специалисту, в том числе психофизические требования к человеку, специфика, условия труда, прочее. Анализ специальности помогает качественнее выполнять обязанности, стимулирует, создает условия для индивидуального развития каждого сотрудника, помогает компании производить качественный продукт.

Анализ специальности описывает следующие характеристики:

  • психологические,
  • производственные,
  • технические,
  • медицинские,
  • гигиенические.

Кроме этого описываются функции труда, возможные трудности при обучении, связанные с организацией труда, требованиями к кандидату (важные психофизиологические особенности личности).

Таким образом, описание раскрывает:

  • требования к рабочим обязанностям;
  • требования к рабочему месту;
  • варианты профессионального развития работника;
  • варианты обучения, переобучения, переквалификации и т.д.

Профессиограмма и ее структура

В структуру профессиограммы профессий входят следующие компоненты:

  1. Название трудовой деятельности со всеми ее подвидами, с указанием их специфики, отличий друг от друга.
  2. Набор ЗУН (знания, умения, навыки), необходимых для работы, обучения, переобучения. Анализируются профессиональные, личностные компетенции.
  3. Психические, физиологические требования к кандидатам, противопоказания.
  4. Вредность труда, предпосылки профессиональных деформаций, выгорания (конфликты, монотонность, повышенная ответственность, прочее).
  5. Перспективы карьерного роста.
  6. Моральная мотивация к деятельности.
  7. Места, где можно получить соответствующее образование.

Альтернативный вариант структуры:

  1. Информация о специальности.
  2. Преобладающие виды деятельности.
  3. Способности, качества, интересы, склонности, навыки человека, помогающие выполнять деятельность.
  4. Особенности личности, препятствующие выполнению деятельности.
  5. Области применения профессиональных ЗУН.
  6. Классификация должностей.

Третий пример плана профессиограммы:

  1. Название работы, специальности по специально принятой номенклатуре.
  2. Форма, тип, класс, группа работы.
  3. Название рабочего поста.
  4. Престижность работы в регионе, городе.
  5. Зарплата, ее оценка (выше или ниже среднего, средний доход по региону).
  6. Описание профессиональных обязанностей.
  7. Образование, которое нужно для работы.
  8. Перспективы карьерного роста.
  9. Особенности общения на работе.
  10. Описаний возможных ошибок, их последствий.
  11. Частота сокращений персонала из-за профнепригодности.
  12. Особенности динамики труда (текучка кадров, возрастные ограничения, прочее).

Виды профессиограмм

Психолог Е. М. Иванова выделила восемь типов профессиограмм:

  1. Информационные. Используются психологами в профориентации, на профконсультациях для информирования клиентов. Рассказывают о тех специальностях, которые интересны клиенту. Совместно с психологом клиент анализирует, подходит ли он для них.
  2. Ориентировочно-диагностические. Нужны для устранения дефектов, издержек, аварий, прочего. Реальные результаты, особенности работников сравниваются с теми, которых требует характеристика деятельности.
  3. Конструктивные. Нужны для разработки новых условий труда, техники. Помогают в подготовке работников, организации труда.
  4. Методические. Помогают конкретному работнику выбрать оптимальные методы исследования для рефлексии, организации труда.
  5. Диагностические. Выявляют методики для подбора кадров, их расстановки, подготовки.
  6. Комплексные. Всесторонне описывают особенности работы, ее предмет, цели, задачи, способы оценки результата.
  7. Аналитические. Рассматривает обобщенные нормативные, психологические показатели профессии. На их основе выявляются профессионально важные качества личности.
  8. Психологически ориентированные. Описывает внешнюю, внутреннюю картину труда. Внешняя – условия труда, график, режим, прочее. Внутренняя – особенности развития личности (интеллект, воля, психические реакции, способности, прочее).

Кроме этого можно выделить еще два вида: групповые, монографические. Первые анализируют группы специальностей, объединенных общим признаком. Второй тип предполагает анализ одной специальности.

Профессиограмма может описывать как одну специальность, так и целую группу

Профессиограмма может описывать как одну специальность, так и целую группу.

Как составить

Профессиограмма составляется специалистом по профориентации или специалистом по подбору кадров и руководителем. Как составить профессиограмму? Следовать плану.

Что нужно указать:

  • специальность;
  • профессиональные требования к работнику;
  • важные для профессии качества;
  • требования к психофизиологическим особенностям (ПФО) кандидата;
  • методы исследования соответствия ПФО;
  • ранжирование ПФО;
  • нормы оценки профессионально важных качеств;
  • психограмма;
  • поиск, адаптация работника;
  • разработка индивидуального профессионального развития;
  • поиск вариантов подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

При разработке профессиограммы и психограммы профессии нужно соблюдать ряд принципов:

  1. Системность. Нужно изучать особенности профессии в рамках конкретной фирмы.
  2. Целостность. Должны учитываться интеллектуальные, нравственные, моральные, психологические, физические особенности личности.
  3. Практичность. Результаты диагностики должны быть представлены в доступной форме, ориентированы на деятельность конкретной фирмы.
  4. Научность, современность. При исследовании кандидата и профессии должны применяться новейшие методы, современные теории.
  5. Эффективность. Перспектива развития должны быть направлена не только на конкретного работника, но также на развитие фирмы в условиях высокой конкуренции.
  6. Целенаправленность. Исследование профессии должно иметь теоретическое и практическое значение.
  7. Личностный подход. Анализ вариантов компенсации одних качеств другими, адаптации труда согласно индивидуальным особенностям.
  8. Допуски. Нужно определить минимальное и максимальное соответствие/несоответствие требованиям профессии.
  9. Надежность. Нужно рассматривать все ситуации на производстве, в том числе вредные, опасные. Даже если те случаются крайне редко.
  10. Этический принцип. Все профессии требуют уважительного отношения. Нельзя принижать достоинство одних профессий ради рекламы других.
  11. Конкретность. Нужно не просто описывать профессиональные задачи, а определять, как часто они встречаются, каких затрат требуют, какова их значимость.

О чем рассказывает профессиограмма? Правильно составленная профессиограмма профессии отвечает на следующие вопросы:

  1. В чем суть специальности?
  2. Чем занимается работник?
  3. В каких условиях приходится работать?
  4. Какой уровень подготовки требуется от работника?
  5. Какие способности помогут овладеть профессией?
  6. Легко ли найти работу по этой специальности?
  7. На какую зарплату можно рассчитывать?
  8. Какие есть перспективы карьерного роста?

А чтобы точнее понять специфику труда, нужно ответить на следующие вопросы:

  • что делает человек,
  • как он это делает,
  • для чего он это делает,
  • при помощи каких инструментов он это делает.

Для составления психограммы психодиагност должен сам погрузиться в работу фирмы или он должен взаимодействовать с тем, кто отлично разбирается в особенностях труда, отдельной должности, отдельных видах деятельности.

Для правильного составления профессиограммы нужно погрузиться в работу

Для правильного составления профессиограммы нужно погрузиться в работу.

Чтобы составить психограмму специалисты используют следующие источники информации о кандидате:

  • документы, особенно инструкции, нормативные акты, журналы наблюдений;
  • результаты анкетирования, опроса старых работников, результаты экспериментов, отзывы работников;
  • результаты исследований;
  • результаты эргономического обследования работников (производительность в разных условиях, затраты энергии, скорость усвоения информации, прочее).

Анализ профессии проводится штатным психологом компании или специально приглашенными психологами.

Примеры

Предлагаем узнать, что такое профессиограмма, на примере профессиограмм различных профессий: парикмахер, работник банка (бухгалтер, экономист), воспитатель ДОУ.

Парикмахер

Что делает специалист:

  • стрижет;
  • бреет;
  • делает прически;
  • окрашивает волосы;
  • моет волосы, обрабатывает их средствами бытовой химии.

Что нужно знать:

  • структуру, особенности кожи, волос;
  • правила, способы выполнения услуг;
  • рецептуру растворов, красок;
  • правила оказания первой медицинской помощи;
  • специфику влияния химикатов на кожу, волосы.

Профессионально важные качества (ПВК):

  • творческое воображение;
  • развитый вкус, представление об эстетике;
  • доброжелательность;
  • коммуникабельность;
  • точность, быстрота движений;
  • терпеливость;
  • способность управлять концентрацией внимания.

Требование к образованию:

  • ПТУ;
  • УКК;
  • обучение на предприятии.

Противопоказания к работе:

  • кожные заболевания;
  • аллергия на химические препараты;
  • варикозное расширение вен;
  • проблемы с координацией рук;
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • серьезные проблемы со зрением, болезни глаз.

Работник банка, бухгалтер, экономист

Что делает специалист:

  • преобразовывает цифры, тексты, коды с использованием специальных языков, специальной техники;
  • принимает, контролирует первичную документацию;
  • обрабатывает первичную документацию, составляет отчеты, учетные документы;
  • начисляет платежи;
  • решает финансовые вопросы (прием, выдача средств).

Что должен знать:

  • основы бухучета;
  • нормативы;
  • должностные инструкции;
  • структуру хозяйственной деятельности организации;
  • основы работы на вычислительной технике;
  • документы, связанные с товарооборотом, оборотом денег.

Что должен уметь:

  • общаться;
  • вести документацию;
  • обращаться со счетами, деньгами;
  • работать с техникой;
  • соблюдать должностную инструкцию;
  • работать с материальными ценностями.
  • абстрактное мышление;
  • способности к счету, аналитике;
  • развитая устойчивость, концентрация внимания;
  • хороший объем, распределительные свойства внимания;
  • способность быстро переключать внимание;
  • психоэмоциональная устойчивость;
  • усидчивость;
  • высокая работоспособность;
  • точность в работе;
  • развитая память.
  • точно выполнять инструкции, указания;
  • заниматься монотонной деятельностью (для специалистов, работающих с бумагами);
  • работать с людьми (для специалистов соответствующего направления);
  • устойчивые трудовые интересы.

Требования к образованию: высшее экономическое.

  • тяжелая форма остеохондроза;
  • заболевания суставов;
  • проктология;
  • проблемы со зрением (цветовая слепота или потеря больше 25 % зрения);
  • проблемы со слухом (потеря больше 50 % слуха);
  • невротические расстройства.

Воспитатель ДОУ

Что делает работник:

  • организует воспитание, обучение, развитие детей;
  • планирует, проводит мероприятия;
  • следит за безопасностью детей.

Что должен знать:

  • педагогику;
  • педиатрию;
  • психологию;
  • методологию дошкольного воспитания, образования.
  • отзывчивость;
  • любовь к детям;
  • внимательность;
  • наблюдательность;
  • коммуникабельность;
  • терпеливость.

Образование: педагогический колледж или ВУЗ.

  • заразные болезни;
  • психические, неврологические патологии;
  • болезни опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, анализ описывает особенности работы на конкретной должности в конкретной компании. И одновременно он выдвигает требования к соискателям. На основе этого можно понять, подходит ли кандидат. Что упрощает и ускоряет отбор кадров.

Читайте также: