Как влияет семья на выбор профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Влияние родителей на выбор профессии весьма значительно. На что следует обратить внимание и к чему из сказанного стоит прислушаться, а что стоит решать самостоятельно старшекласснику? Как правильно реагировать на советы и как они могут повлиять на вашу дальнейшую судьбу. Узнайте ответы на эти вопросы, ознакомившись с материалом.

Одни люди с обидой рассказывают о том, как им пришлось потратить с десяток лет на учебу и работу «для мамы» — и лишь потом взять на себя, наконец, смелость вернуться к тому, чем всегда так хотелось заниматься самим. Поистине детский восторг от обретения любимого дела иногда сопровождается чувством досады. Досады на то, что столько лет потрачено зря. На то, что все, кто стартовали тогда, сразу после школы, добились уже многого — и их не догнать. Досады на то, что уже не так просто дается и второе высшее образование, и перемена привычного образа жизни.

Другие же говорят, что благодарны матери или отцу. Что только впоследствии осознали, насколько близкой и «своей» стала для них… навязанная профессия. Здесь можно услышать истории вроде: «Я же была совсем девчонкой, ветер в голове — то в актрисы хотелось после удачной роли в школьном спектакле, то вслед за подружками поступить на престижный экономический. Если б папа тогда не настоял тогда на образовании инженера, не знаю, что бы со мной было».

Надо ли слушать старших, когда выбираешь профессию и вуз? С одной стороны, вы строите свою жизнь, в которой предстоит жить самим — и отвечать за себя самим. С другой стороны, родители не чужие вам люди и желают добра — а значит, к их советам стоит прислушаться.

Попробуем разобраться. Итак, ваши мнения разошлись. Посмотрим, какие точки зрения обычно высказывают старшие, чем они обычно аргументируют свою позицию — и как на это реагировать.

«В этой профессии денег никогда не заработаешь»

Родители рекомендуют вам обратить внимание на денежные, по их мнению, варианты. Прежде всего, задумайтесь, насколько финансовая независимость и материальный достаток значимы для вас самих. Зарабатывать на элементарные траты можно абсолютно в любой профессии, а вот стать владельцем яхты, новой шикарной машины и виллы на берегу моря может, действительно, представитель далеко не каждой специальности. Важно объективно оценить необходимый вам уровень дохода. Именно поэтому здесь стоит прислушаться к мнению взрослого: самому бывает трудно оценить свои потребности, если обычно их обеспечивают взрослые.

При этом нужно иметь в виду, что взрослые не всегда обладают правильной информацией по этому вопросу, хотя и жизненный опыт значит многое. Всё же перепроверьте услышанное: вы можете, например, зайти на сайты по поиску работы и посмотреть на востребованность профессии на рынке труда и уровень предлагаемого дохода.

«Мне не удалось, зато ты туда поступишь»

Иногда бывает, что по разным причинам родители не смогли реализовать свою мечту и, видя в ребенке свое продолжение, хотят, чтобы эту мечту осуществил он. Нужно серьезно отнестись к этому решению. Хорошо, если вы действительно получили «в наследство» от мамы или папы способности и интерес именно к этой профессии. А если нет? Лучше и не пытаться быть не собой, а другим человеком. Это может иметь серьезные последствия — особенно если ожидания оправдать не удастся.

Здесь необходим серьезный разговор. Попробуйте понять, исходя из чего семья советует избрать такой жизненный путь. Разъясните свою позицию: вы другой человек, со своими интересами, способностями и желаниями.

«У тебя не получится»

Родители убеждают, что и сама профессия, и даже обучение на интересующем вас факультете слишком сложны. Они считают, что вы переоцениваете свои силы и не понимаете, насколько тяжело вам придется: «А помнишь, наш сосед, как ни старался, вылетел с третьего курса?»

Стоит прислушаться к этим доводам и точнее разобраться с тем, что же вас ждет, на какие предметы будет делаться упор при обучении — и на каком уровне сложности. Оцените объективно свои возможности, снимите «розовые очки». Впрочем, родители рискуют и недооценить ваши силы, особенно если вы замечали, что так было и в других областях.

«Я же лучше знаю: эта профессия идеальна для тебя!»

Наверное, в первый момент такие заявления вызывают только чувство протеста, но не торопитесь затыкать уши и отворачиваться. Попросите маму с папой объяснить их позицию. Возможно, окажется, что они замечают в вас какие-то качества, которых вы сами не видите. Особенно это актуально в ситуации, когда вы сами еще не определились окончательно. Иногда близкие люди видят особенности и способности человека даже лучше, чем он сам. Задумайтесь, насколько хорошо знают вас родители, насколько у вас доверительные отношения. Или у них в голове всё еще образ того ребенка, которым вы уже перестали быть? Смогли бы вы, скажем, поехать учиться в другой город? Не страшно?

«Ты нас разоришь!»

Порой родители говорят вещи, которые вообще нельзя оставлять без внимания. Самый яркий пример — если обучение в выбранном вами вузе платное и семья не потянет таких расходов. В таком случае можно постараться найти компромисс. Либо поискать вуз, в котором обучение по этой же или близкой специальности будет дешевле (или где есть шансы поступить на бюджетное отделение). Либо — если вам так важен именно этот вуз, — договориться, что часть средств за обучение вы будете вносить из собственных денег. Это может быть подработка, это может быть договоренность о сокращении средств на личные расходы, вы можете попробовать получить грант на обучение и т. д.

Если родители говорят, что конкретный вуз не дает по выбранной специальности качественного образования, вам тоже лучше заняться совместным поиском компромиссных вариантов.

«Плавали, знаем»

При этом не надо забывать, что и в рамках одной профессии есть очень разные специализации; многое зависит и от непосредственного места работы. Если минусы, названные вам, связаны в основном с этим, то у вас есть шанс пройти по той же профессиональной дорожке совсем иным путем, может быть — более успешным. А мама или папа станут верными советчиками и помощниками в этом, если вы всё же решите последовать их примеру. О чем и можно с ними сразу договориться.

«Там же легко!»

Иногда любимому чаду предлагают пойти учиться в вуз, в который проще поступить, или освоить профессию, по которой потом вас устроят на работу. Конечно, это избавляет от многих проблем, но, прежде чем согласиться, ответьте себе: а готовы ли вы ради легкости отказаться от собственных желаний, стремлений, предпочтений? Что более ценно для вас?

Тут нет «хорошего» и «плохого» — всё зависит от того, ощущаете ли вы уже в себе достаточно сил и уверенности для принятия полностью самостоятельных решений.

«Мы не знаем, каково это»

Родителям всегда бывает очень тревожно, когда ребенок выбирает профессию, далекую от их сферы деятельности — например, сын врачей хочет учиться на режиссера или дочь музыкантов поступает на специальность «Экономика». Эта тревога обусловлена тем, что родители не знают, как помочь вам в будущем, если возникнут какие-то профессиональные вопросы. К тому же часто в таких случаях сама профессия окутана для них мифами, изображающими ее как трудную, или невыгодную, или невостребованную и т. п. Если это ваш случай, устройте родным знакомство с вашим будущим делом. Расскажите, в чем заключаются ежедневные обязанности, где могут работать такие специалисты и какова их зарплата. Тогда больше шансов, что вы получите поддержку в вашем выборе.

***

В общем, все советы старших нужно воспринимать не как истину в последней инстанции, а как еще один источник информации.

Причем источник, хочется надеяться, доброжелательный и конструктивный. Но, как и с любым источником информации, с ним надо работать. Что это значит? Важно спокойно, по-взрослому поговорить с родителями, выяснить причины и аргументы, по которым они дают ту или иную рекомендацию. Чувство протеста («А я всё сделаю по-своему!») — сейчас плохой советчик: вам нужна объективность.

Но любой источник информации не должен быть единственным, и родительское мнение не исключение. Важно изучить мнение самих специалистов в выбранной вами профессии, почитать статьи о ней, узнать как можно подробнее о вузе и факультете, на который собираетесь поступать…

И уже после этого взвешивать все «за» и «против».

Получать информацию можно и нужно разными способами. Семья, чаще всего, источник один из лучших. Но решение всегда остается за вами, ведь вы определяете свой жребий.

В любом случае, поблагодарите близких за неравнодушие к вашей судьбе; уверьте их, что тщательно взвесили все аргументы. И обратитесь с просьбой поддержать ваш выбор — первый взрослый выбор в вашей жизни. Расскажите о том, что их поддержка необходима вам, чем бы вы ни решили заниматься.

Только по-настоящему взрослое, вдумчивое ваше отношение к профориентации даст возможность родителям понять, что вы и вправду уже готовы брать на себя ответственность за свою жизнь.

Капризы, скандалы, нежелание слышать другие мнения — поведение детское, а потому матери или отцу хочется взять жизнь сына или дочери под еще больший контроль. Помните об этой вполне естественной реакции.

Выбор профессии и учебного заведения — пожалуй, первая серьезная проверка на взрослость.

Назарук Нина Алексеевна

В последние годы в связи с изменившимися условиями жизни появились новые проблемы, волнующие подростков. Первая серьёзная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники и их родители, — это выбор подростком будущей профессии. Я и мои одноклассники заканчиваем девятый класс. Уже сейчас мы должны определиться продолжить обучение в 10 классе, где нам предлагают профильное обучение или продолжить обучение в техникумах, колледжах, училищах. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. На занятиях элективного курса "Твоя профессиональная карьера" мы узнали формулу слагаемых выбора профессии: "ХОЧУ", "МОГУ", "НАДО". Также уяснили для себя. что на выбор профессии влияют многие факторы: интересы. способности, склонности. природные свойства нервной системы (характер, темперамент) и многое другое. Безусловно, семья должна помочь подростку сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности.

Актуальность проекта по теме: «влияние семьи на профессиональное самоопределение подростков» заключается в том, что для подростков выбор профессии всегда был сложным делом, однако в новых социально-экономических условиях профессиональный выбор приобрёл дополнительную значимость.

во-первых , из-за массового сокращения профессиональных училищ;

во-вторых , из-за ограничения возможности получения бесплатного образования после окончания школы (а платное зависит от финансовых возможностей семьи, и далеко не всем оно по карману);

в-третьих , из-за появления нового социального явления — безработицы; это привело к тому, что молодые люди не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться (плюс ко всему предприятиям, как правило, требуются высококвалифицированные кадры, коими молодые специалисты не являются).

Объект исследования — учащиеся, их родители и выпускники школы, жители города Белогорска

Предмет исследования — изучение влияния семьи на профессиональное самоопределение подростков.

С объектом и предметом исследования связан выбор методов моего исследования:

Методы исследования : социологический опрос, социологическое исследование, сравнение и сопоставление, сбор и обработка полученных результатов.

Цель проекта : определить, сохраняет ли семья свою социализирующую роль и в каком направлении формирует сегодня профессиональные интересы детей.

Гипотеза : профессиональное самоопределение подростков будет успешным если семья формирует основу для выбора профессии и помогает сделать профессиональный выбор.

1. изучить научно-популярную литературу по профессиональному

2. провести социологический опрос одноклассников и их родителей в

соответствии с темой проекта;

3. проанализировать выбор профессии выпускников 2011 года с

профессиями их родителей.

4. сделать вывод о роли семьи в профессиональном самоопределении

2. Основная часть

2.1. Восемь факторов выбора профессии /по Е.А. Климову/

На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

1 . Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3 . Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4 . Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

2.2. Мой профессиональный выбор

Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнены эти слова, сколько в них скрыто эмоций, тревог, ожиданий. Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или не сложившаяся судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование. Наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья. Перед нами стоит сложная задача - избрать ту профессию, которая соответствует нашим природным способностям и наклонностям. В мире существует множество интересных, полезных и нужных людям профессий. Как среди множества разнообразных дел найти то единственное, которому готова посвятить жизнь, отдать все силы, находя удовлетворение в достигнутом? К сожалению, случается так, что человек не находит себя, в силу каких-либо обстоятельств пасует, начинает плыть по течению. Но если человек нашёл своё призвание, труд становится для него радостью.

В этом учебном году я заканчиваю девять классов, и в то время как мои одноклассники стоят перед мучительным выбором будущей профессии, я с выбором своего дальнейшего пути уже определилась. Я точно знаю, кем хочу стать – врачом. Многие одноклассники не понимают моего выбора, говорят о непрестижности профессии медицинского работника, маленькой зарплате, о том, что это «немодная» профессия. Но ведь я выбираю профессию на всю жизнь, и нужно, чтобы труд был по душе, чтобы я каждое утро шла на работу не отбывать повинность, а с радостью, желанием. Я думаю, нельзя все измерять деньгами и материальными благами, есть в мире нечто более важное и вечное. Да и потом, что было бы с нами, со всем обществом, если бы не было врачей. Профессия медицинского работника в любом обществе на особом счету. Медицинский работник - это не профессия, а образ жизни. Великий философ Древней Греции Сократ говорил, что все профессии в мире - от людей и только три - от богов. Судья, педагог и медицинский работник, по определению мудреца, получают свой дар свыше. Одной из самых уважаемых и почетных всегда считали профессию медицинского работника. Если обычный человек спасает чужую жизнь, то его чествуют как героя, вручают награду, о нем пишут в газетах. Для медицинского работника спасение людей является ежедневной тяжелой работой.

2.4. Влияние семьи на мой профессиональный выбор

Я выбрала эту профессию не случайно, с самого раннего детства я воспитывалась в уважении к труду медицинского работника, росла в атмосфере семьи медиков. Моя мама Шамрелюк Любовь Анатольевна фельдшер - акушерка, проработала в роддоме 12 лет. Все родственники по линии мамы- две сестры и брат тоже медицинские работники.

Мой папа Шамрелюк Сергей Васильевич работает на скорой помощи фельдшером. Я хочу продолжить династию своих родных и близких мне людей.

У нас в доме постоянно звучат разговоры о больнице, о больных. Мы радуемся их успехам, переживаем о неудачах. Я поняла, что быть врачом – очень трудная, ответственная задача и в то же время это очень благодарная работа.

На мой выбор повлияло и то, что за все время обучения в школе мне встречались только хорошие, добрые, отзывчивые учителя, готовые всегда прийти на помощь, поддержать в трудную минуту, дать мудрый совет, люди, увлеченные своим делом и беззаветно служащие ему.

Моя мама получила профессию медицинского работника в 1996 году, окончив Райчихинское медицинское училище. По специальности она фельдшер - акушерка. 12 лет отработала мама акушеркой в Белогорском роддоме. С мая 2011 года работает медицинским работником в Белогорском комплексном центре социальной помощи населению "Росинка". Мама очень любит свою профессию и никогда не пожалела о своем профессиональном выборе.

Две сестры мамы: Меньшикова Елена Анатольевна и Меньшикова Евгения Анатольевна тоже медицинские работники (сестры - акушерки). Мамин брат Шелиманов Андрей Анатольевич тоже имеет медицинское образование, работает фельдшером.

Все родители хотят своим детям лучшей жизни. Вот и моя мама, несмотря на то, что она любит свою профессию, не хочет чтобы я шла по ее стопам. Профессия медика, считает мама тяжелая профессия. Она связана с работой в ночное время, выходные и праздничные дни, и при этом низкооплачиваема.

Мой папа очень любит свою профессию, его уважают коллеги по работе. Папа поддерживает мой профессиональный выбор.

2.5. Социологический опрос о престижности профессии

Мной проведен социологический опрос на территории городской больницы.

Опрошено 118 человек, из них: медицинских работников - 42 человека,

людей других профессий - 76 человек

«Считаете ли Вы престижной профессию медицинского работника?»

Люди других профессий

Вывод: диаграмма показывает, что медицинские работники и люди

других профессий считают профессию медицинского работника

2.6. Врач - профессия вечная

" Профессия врача - это подвиг. Она требует чистоты души и помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически". А.П.Чехов

Во многих городах и селах нашей страны не хватает медицинских работников. Люди в белых халатах несут ответственность за здоровье и жизнь населения, за соблюдение санитарных норм, за достоверность заключения и, как любой работник, за выполнение своих профессиональных обязанностей. Ни для кого не секрет, что работа врачей и медсестёр всегда была и остаётся крайне важной и востребованной. От квалификации, оперативности и чуткости людей в белых халатах зависит самочувствие, а нередко и жизнь людей.

Профессия врач . Краткое описание

Ответственная профессия врача в настоящий момент признана одной и наиболее сложных и престижных профессий, так как нет наиболее ценной вещи в мире, чем человеческая жизнь, охранять и поддерживать которую и призваны врачи. Существует два вида врачей — специалисты, занимающиеся здоровьем людей, и специалисты, занимающиеся здоровьем животных (ветеринары). Если профессия ветеринара универсальна, то обычные врачи имеют специализации: терапия, хирургия, гинекология, эндокринология, кардиология, онкология, психиатрия и т.д.

Профессия врача имеет многолетнюю историю. В далёкой древности существовали различные целители недугов. Их арсенал в основном состоял из лекарственных трав, настоек, вытяжек из плодов и корений растений, которые обладали способностью заживлять раны и излечивать инфекции. Зачастую таким врачевателям приписывали связь с колдовством, а их искусство возвращения здоровья объясняли с помощью мистики. Само значение слова «врач» имеет русское происхождение и обозначает «заговаривающий», «волшебник». Согласно другой версии слово образовалось от слова «ворчать», что равносильно подтверждало сверхчеловеческие возможности лекарей.…

Социальная значимость профессии в обществе

Независимо от ментальности или государственного порядка, профессия врача позволяет человеку пользоваться определённым статусом и уважением в обществе. С его мнением считаются, а к советам прислуживаются. Вместе с этим уровень предъявляемых этических и правовых требований к компетентности врача также необычайно высок. В современное время врач не имеет права на ошибку или халатное отношение к работе. От врача ожидают оперативной помощи, полного отсутствия эмоций и высокой эффективности его работы, что зачастую становится тяжёлым испытанием для психики молодого работника.

Массовость и уникальность профессии

В профессиональные обязанности врача входит осуществления диагностики, лечения и дальнейшей профилактики заболеваний обратившихся за помощью пациентов. Для эффективного выполнения всех поставленных задач, молодой специалист должен неустанно расширять диапазон своих медицинских познаний, знакомиться с новыми техниками, изучать новейшие исследования в различных областях клинических дисциплин, а также заниматься практикой, накапливая опыт контакта с пациентами.

Тот факт, что при наличии высокой квалификации и сверхсовременного оборудования работа врача является настоящим искусством, не вызывает ни малейшего сомнения. Даже при самых удобных условиях работы, негибкий, а порой ненормированный график часто встречается во врачебной практике. Неравномерная загруженность, режим по сменам, а также работа в областях скопления массовой инфекции, к сожалению, не находит достойного отражения в денежном эквиваленте, призывая молодых сотрудников уезжать за рубеж в поисках лучшего трудоустройства.

Где получить профессию

Получить профессию врача можно на избранной вами специальности высшего медицинского учебного заведения.

Для того, чтобы начать работать, врачу нужно учиться больше, чем другим специалистам: сначала 5,5 лет в вузе, потом 2 года в интернатуре, где врач получает специализацию; последующее обучение врачи могут продолжить в ординатуре — своеобразном «институте повышения квалификации» для врачей.

2.7. Моя мечта - стать детским врачом

Я мечтаю стать детским врачом. Раньше я и мои подруги « лечили» кукол, измеряли температуру, делали прививки, поили их лекарствами и делали массаж. Сейчас я стараюсь накопить знания, чтобы после окончания школы поступить в вуз. Побеседовав с родителями и учителями, я поняла, что следует отлично знать биологию, химию, к тому же научиться быть терпеливой, выносливой. Чтобы стать педиатром, нужно долго и усердно учиться, закончить интернатуру, быть готовой помочь детям в любое время суток. Педиатрам намного сложнее работать, потому что плачущие малыши не могут четко объяснить где и что болит, а беспокойные мамы ждут скорейшего их исцеления. Риск большой. Ошибка врача может привести к смерти пациента.

Врачу приходиться быть и психологом: он успокаивает малыша своим голосом, движениями рук, порой играя с ними. Я считаю, что без любви к детям нельзя идти в педиатры, так как ребенок чувствует доброту даже по взгляду врача.

Известно, что сегодня мало совершенно здоровых детей. Причинами различных заболеваний являются малоподвижный образ жизни, неправильное питание, загрязнение воздуха. Также не может ребенок родиться здоровым, если родители не думают о своем здоровье. Отсюда следует, что педиатры очень нужны.

2.8. Анкетирование учащихся 9-ых классов

В анкетировании приняли участие учащиеся трех 9-ых классов:

1 Нравятся ли тебе профессии твоих родителей?

2. Как высказываются родители о своей профессии?

3. Был ли ты на рабочем месте своих родителей?

4. Понравилось ли оно тебе?

5. Что говорят о твоих родителях их сослуживцы?

6. Представлял ли ты себя на рабочем месте своих родителей?

7. Как ты думаешь, в чем нужность профессии твоих родителей?

8. Какие качества характера нужны для их профессии?

9. Какие качества характера тебе еще необходимо выработать, чтобы

продолжить их дело?

10. Хотели бы твои родители, чтобы ты продолжил их дело?

Нравятся ли тебе профессии твоих родителей?

Вывод: диаграмма показывает, что учащимся 9-ых классов:

- нравятся профессии своих родителей - 42 человека;

- не нравятся - 15 человек;

- не знают - 6 человек

Был ли ты на рабочем месте своих родителей ?

Вывод: диаграмма показывает, что на рабочем месте своих родителей -

были - 56 человек,

не были - 7 учащихся

Понравилось ли тебе рабочее место своих родителей?

Вывод: на вопрос понравилось ли рабочее место родителей учащиеся

ответили: "да" - 41 человек

"не знаю" - 4 человека

Хотели бы твои родители чтобы ты продолжил их дело?

Вывод: половина родителей не хочет чтобы дети выбирали их

22 человека - "пусть решает сам"

К кому из родителей вы обращаетесь за советом:

Ответы мальчиков на вопросы анкеты

Ответы девочек на вопросы анкеты

Вывод : за советом по особо важным вопросам и проблемам чаще всего дети обращаются к матери .

На диаграммах хорошо видно, что мать выступает советчиком для девочек значительно чаще отца. Авторитет отца особенно важен в семье для мальчиков, поскольку отец является для них образцом поведения, подражания. В нашем случае из общего числа мальчиков 40% выбирают в качестве первоочередного советчика отца, ровно столько же считают возможным обращаться за помощью и советом также и к матери. Тревогу вызывает довольно высокий процент подростков, предпочитающих ни к кому не обращаться за советом (20%).

2.10. Анкетирование родителей учащихся 9-ых классов

В анкетировании приняли родители учащихся трех 9-ых классов

(опрошено 46 человек)

1. Обсуждали вы в своей семье вопрос будущей профессии вашего ребенка?

2. Едины ли вы во взглядах на его будущую профессию со своей

3. Считаете ли вы необходимым учитывать интерес самого ребенка при

выборе его будущего?

4. Кем вы его видите в будущем?

5.Будет ли он продолжать дальнейшее обучение в школе или будет получать

6.Считаете ли вы необходимым учитывать его склонности и способности

при выборе профессии?

7. Как вы относитесь к посещению учащимися элективного курса "Твоя

8. О профессии в каких сферах деятельности для вашего ребенка не может

9. Хотели бы вы чтобы ваш ребенок продолжил ваше дело?

10. Считаете ли вы необходимым поднимать эту проблему уже в 9 классе?

- Обсуждали вы в своей семье вопрос будущей профессии вашего ребенка?

- Считаете ли вы необходимым учитывать интерес самого ребенка при

выборе его будущего?

Все родители ответили однозначно "да"

- Кем вы его видите в будущем?

Главной предпосылкой существующих в современной России проблем занятости, является особая экономическая ситуация, в которой оказалась страна с середины 80-х годов: развал старой и рождение новой политико-экономической системы.

Значительная часть населения страны начала свою трудовую деятельность в условиях плановой социалистической экономики, полной и гарантированной занятости. Человеку не требовалось отстаивать свои интересы в борьбе за собственное трудоустройство – действовать в условиях конкуренции. Задачу поиска работы решало государство. Система организованного распределения рабочей силы, ограничивая свободное волеизъявление человека в сфере труда, гарантировала ему рабочее место в соответствии с профессией, но это место далеко не всегда было экономически оправдано. Ошибка - думать, что это было «золотое» время: гарантированная подобным образом занятость обеспечивала весьма специфический доход и условия существования, т.к. общая эффективность экономики была крайне низкой.

1. Экономика была полностью ориентирована на военно-промышленный комплекс и давала товары народного потребления в качестве «побочной» продукции.
2. Система управления была перегружена многочисленными работниками, реально не требовавшимися и существенно снижавшими рентабельность производственных циклов.
3. Отсутствовала возможность изменить существующее положение вещей за счет открытия частных предприятий, трудоустраивающих «излишних» специалистов. Как следствие не было и ориентации таких предприятий на клиентов.

Все это приводило к тому, что реальная стоимость денег была занижена. Достать (такие вещи не покупали, а доставали) мебель, машину, а часто и дорогую (читай зимнюю) одежду было возможно только с переплатой, причем весьма существенной. Встречались и перебои с продуктами.

Изменение экономической ситуации в начале 90-х годов, внедрение в сферу труда рыночных отношений коренным образом изменили положение наемных работников. Негарантированная занятость, многообразие ее форм стали реальностью. Для людей, чья трудовая жизнь протекала в условиях отсутствия вынужденной безработицы, это явилось серьезным «психологическим ударом»: люди просто не знали, как действовать в подобных условиях.

Опыт родительского поколения часто обусловлен формулой «один человек - одна карьера», к этой же формуле стремится школьное образование, однако само общество уже отринуло эту модель, позволяя молодым специалистам пробовать себя в разных областях.

В то же время семья является мельчайшей моделью общества, полностью отражающей процессы, происходящие в стране. И именно семейная обстановка, пример родителей, круг их интересов более всего влияют на молодых людей. Складываются определенные традиции и подходы в семейной профориентации.

Выбор «престижных» профессии

Это наиболее простой и в то же время наиболее вредный подход, продиктованный социальными штампами. Основной минус этого варианта в том, что такой выбор всегда продиктован предыдущим опытом.

В настоящий момент мы имеем дело с опытом в 90-х годов и спросом на такие редкие в то время специальности, как: менеджер, юрист, экономист без опыта работы в плановой экономике. Двухтысячные годы добавили к этому списку банковского работника, специалиста нефтяной отрасли, строителя. Вопрос в том, что такие люди были нужны 5-10 лет назад и именно тогда им начали платить большие деньги. Сейчас эти отрасли заняты, в них высокая конкуренция, вызванная в первую очередь престижностью профессии и широчайшим ассортиментом специалистов. Если экономический рост лишь немного приостановился и, в ближайшем будущем нас ждет перерождение промышленности, то востребованными будут производственные специалисты : инженеры и квалифицированные рабочие. Если же стагнация задержится надолго, то возрастет спрос на профессиональных управленцев, антикризисных менеджеров. И не на тех, кто получил такую специальность при выпуске из вуза, а на имеющих реальный опыт работы, как это, в общем-то, и должно быть.

В любом случае спрос на представителей современных «престижных» специальностей сократится: потребности рынка удовлетворены надолго.

Часто эти подходы трудно различить. Если мы говорим о том, что все в семье - шахтеры или рыбаки - речь, скорее всего, идет о географическом подходе. Если же офицеры или ученые-биологи - это династия. При внешней схожести эти методы обладают разными плюсами и минусами.

Династический подход подразумевает не только пример родителей, но и частые семейные занятия, воспитание с учетом требований будущей профессии, овладение ее навыками и развитие характера. Ребенку в такой семье можно позавидовать. Главное в таком воспитании - позитивный подход. Вряд ли окажется действенной мотивация «я работаю в поликлинике 20 лет, это ужасно, но это наше призвание».
Если же династия не подкреплена личным примером, то она может, к глубокому сожалению, выродиться в «родительскую мечту» со всеми ее минусами.

Географический подход подразумевает, что профессия социально значима и почетна в данном регионе, и именно поэтому при ее выборе не всегда руководствуются личной склонностью. Удовлетворение от труда дает коллектив единомышленников и уважение общества. К сожалению, именно по этому варианту семейной профориентации, больнее всего ударило изменение экономической политики. Остановка крупных производств в 90-е подорвала у подрастающего поколения веру в надежность таких специальностей как шахтер, металлург, геолог Родительская мечта

Этот вариант - гибрид «престижной профессии» и династического выбора. Подход характеризуется проецированием на детей родительских желаний: «ты будешь врачом!» или «я всегда хотела, чтобы ты стал архитектором». В большей части случаев такие требования и такой профессиональный выбор нерационален: учеба из-под палки, обида, чувство неудовлетворенности и будущая работа не по специальности практически гарантированы.

Самоопределение.
Наиболее предпочтительный вариант профориентации, предъявляющий, однако весьма высокие требования к личности человека. В этом случае семья занимает наиболее значимую позицию: это круг родных, где выбор всегда будет поддержан. В дальнейшем родители не только создают для подростка и молодого человека своеобразный «тыл» (материальный и моральный), но могут также помочь с выбором сферы приложения своих усилий.

Родителям отводится самая важная роль: обсуждение аспектов будущей профессии, необходимых навыков, поддержка в период становления. С какой-то точки зрения, это династический подход, но передается не профессия, а готовность быть настоящим ответственным человеком.

Важно понять: является решение о выборе обдуманным или секундным, помочь с выбором учебного заведения, дополнительных программ. Особенно полезными могут оказаться программы центров профориентации: они помогут и в том случае, если невозможно однозначно определиться с точкой приложения усилий.

Чем грозит «не та работа»

Чрезмерная усталость, больная голова, невозможность встать утром - все это признаки неверно выбранной работы или подхода к ней.

Поверьте, у каждого человека есть область, к которой он более всего предрасположен. Найдите ее для себя, пользуйтесь самой лучшей возможностью современного общества: возможностью выбора.

Профессиональное самоопределение не сводимо ни к «подгонке» психологических и психофизиологических особенностей человека под требования профессии, ни к идеологическим и воспитательным мероприятиям. Чтобы работник был максимально эффективен, ему необходима большая свобода в самореализации и выборе сферы применения своих трудовых навыков на протяжении всего трудового пути.

Чувство удовлетворения от работы, конечно, зависит от профессиональной подготовки и способностей, но не только. В не меньшей степени, ваша эффективность зависит от психологических феноменов: интереса, мотивации, структуры ценностных ориентаций и иных характеристик, напрямую не связанных с процессом труда или, во всяком случае, слабо контролируемых извне.

Вы проводите на работе большую часть времени. То, что вы зарабатываете на ней деньги, вовсе не означает, что вы должны делать это с огромным трудом.

Мотивация учебы и выбора профессии

По данным Конже, в США примерно 44% сыновей врачей выби­рают медицинские специальности и 28% сыновей адвокатов вы­бирают юридическую карьеру (см.: Райе, 2000).

С началом учебы в школе, с постепенным расширением социального и физического пространства ребенок умножает свои познания о мире людей и соответственно о мире профес­сий. Появляются новые герои, новые идеалы и новые представ­ления о том, кем ребенок себя мыслит в будущем. Профессии родителей, особенно если они не столь героические или роман­тические или престижные, на взгляд ребенка, отступают на вто­рой план, и появляются новые устремления. Однако в некото­рых семьях родители целенаправленно занимаются формиро­ванием профессиональной направленности ребенка и делают это с довольно раннего возраста. Родители выбирают специа­лизированные школы, классы, кружки, поощряют или осужда­ют увлечения своих детей, высказывают оценочные суждения относительно различных видов деятельности, относительно знакомых и незнакомых носителей какой-либо профессии, и это осознанно или неосознанно усваивается детьми.

Особенно авторитарные родители, не считаясь с интереса­ми ребенка и полагая, что они, имеющие больший жизненный опыт, конечно же, лучше знают, что нужно их детям, с какими умениями и навыками они не пропадут в жизни, начинают дик­товать свое мнение. Иногда подобное влияние строится на ме­ханизме проекции: не реализовавший в силу разных причин свои, например, физические или музыкальные способности ро­дитель навязывает ребенку тяжелые спортивные тренировки и музыцирования, планомерно готовя его к соответствующим видам деятельности. Это замечательно, но только в тех случа­ях, когда совпадает с реальными интересами и способностями ребенка. С другой стороны, можно обнаружить и такие факты, когда родитель или родители принижают способности ребенка и сразу ограничивают его в выборе. Нередко такое случается в семьях, где невысок образовательный уровень родителей: •sK чему читать эти книжки, все равно умнее не станешь!* Это может определяться не только низкой ценностью знаний, об­разованности, здесь можно усмотреть и бессознательное неже­лание родителя видеть ребенка умнее, способнее, успешнее, чем

он сам: «Чем ты лучше меня, яблоко от яблони недалеко пада­ет*, «Мать твоя всю жизнь мыла полы и ты будешь*.

Такой диктат в лучшем случае может привести к тому, что молодой человек, проучившись или проработан некоторое вре­мя по ;ia;iammii родителями специальности, меняет ее достаточ­но рано, чтобы заново строить жили., а и к\ иисм, так и не на­бравшись мужества, будет нести бремя чужих желаний и при­тязаний, испытывая огромную неудовлетворенность собой и жизнью. Дети могут активно протестовать против решений сво­их родителей, а могут молчаливо их принять. Такое принятие может, однако, свидетельствовать не об искреннем согласии и демонстрации совпадений во взглядах, а о нежелании делать больно родителям, попытке быть «благодарным* сыном или дочкой, нежелании вызывать семейные ссоры, а может быть и признаком того, что дети сами не знают, чего хотят. Последнее может быть признаком низкого уровня личностной рефлексии.

По данным некоторых исследований, стремление подростка к высшему образованию и карьерные устремления определяет об­разование его матери (Чупров В. И. и др., 2001). По мнению Хоф-фмана, дочери работающих матерей характеризуются более вы­сокой мотивацией достижения и большим стремлением сделать карьеру, чем дочери не работающих вне дома матерей (цит. по: КраЙгГ.,2000).

Другой аспект влияние родительской семьи особенно ярко стал проявлять себя в последние годы. По мнению некоторых исследователей, материальное положение семьи становится все более значимым фактором, определяющим уровень притязаний и жизненные стратегии подрастающего поколения и, соответ­ственно, влияющим на выбор профессии. Подростки, строя пла­ны на будущее, учитывают ту помощь, которую им может ока­зать семья. Уже на уровне притязаний и желаний существует разница между детьми из семей с разным уровнем материаль­ного достатка. Дети из состоятельных семей в большей степени претендуют на то, чтобы в будущем стать «владельцем своего Дела» и иметь высокие доходы (Шуры гина И. И., 1999).

Характер внутрисемейных отношений также может оказы­вать влияние. Роу, например, считает, что дети, находящиеся в

Мотивация учебы и выбора профессии

центре внимания семьи, могут вырасти более зависимыми от потребности в принадлежности к группе, в любви и уважении других. В результате их будут привлекать профессии, которые дадут им возможность контактировать с людьми и пользовать­ся их уважением. Такие люди предпочтут работу, выполняя ко­торую они смогут помогать окружающим, или же будут тяго­теть к работе в области культуры, возможно, в сфере искусства или развлечений (цит. по Крайг Г., 2000). Принадлежность се­мьи к определенной культуре также может оказывать суще­ственное влияние на профессиональный выбор молодых лю­дей, например, на Северном Кавказе семья и ближайшие род­ственники оказывают, первоочередное влияние на выбор (Денисова Г. С. и др., 1999).

Отражение педагогом учебной

и профессиональной мотивации учащихся

В любом случае даже более-менее адекватное понимание педа­гогом конкретной мотивации учащихся уже косвенно влияет на продуктивность педагогической деятельности. Однако зна­чение этих адекватных знаний значительно возрастает, когда они начинают целенаправленно использоваться в процессе пе-дагогаческой деятельности и общения. Так, педагог, сознающий, что мотив высокого уровня профессионализма имеет большую субъективную значимость для многих учащихся, может старать­ся увязать преподавание своего предмета, каждой его темы с данным мотивом. При этом психологически действенным яв­ляется раскрытие того, какие конкретные сведения, организу­ющие тему занятия, имеют наибольшее профессиональное зна­чение, где и каким образом они могут применяться, освоение каких профессиональных навыков без них невозможно. При творческом отношении к делу у педагога открывается множе­ство конкретных путей по использованию собственной осведом­ленности о структуре учебной мотивации учащихся. Главное, чтобы это адекватное познание не оставалось на пассивно-со­держательном уровне, а целенаправленно использовалось.

Оценке того, насколько адекватно тот или иной педагог познает структуру учебных мотивов учащихся, было посвяще­но специальное исследование (Реан А. А., 1990). В ходе его про' ведения выяснилась неадекватность некоторых представлении педагогов о мотивах учебной деятельности учащихся, Так, в

число значимых попадал мотив «добиться одобрения родите­лей и окружающих», который в действительности не имеет для учащихся особого веса. Такое неадекватное представление чре­вато многими тактическими ошибками в педагогическом обще­нии. Неадекватным является и представление педагогов о вы­сокой значимости для учащихся мотива «избежать осуждения и наказания за плохую учебу», В действительности же этот мо­тив не только не попал в пятерку значимых по выборке в це­лом, но вообще оказался на одном из последних мест. Такая ошибка может приводить уже не только к тактическим, но и к Стратегическим просчетам в построении педагогического обще-

Психолого-педагогии ее кое консультирование

Психология авторитаризма и неэффективность, если не разру­шительность, его внедрения в педагогику достаточно хорошо изу­чена и описана (А. А. Бодал ев, И. А. Зимняя, Я. Л. Коломипский, К. Левин, А. В. Петровский, А. А. Реан, А. Л.Свенцицкий). Ори­ентация на отрицательные мотивы (мотивы избегания, боязни неудачи, страха) всегда менее эффективна, чем на положитель­ные, а в гипертрофированно неадекватнойпредставлении педа­гогов о значении для учащихся мотива осуждения и наказания проявляются собственные авторитарные установки педагогов. Все это вместе взятое может привести к неоправданному исполь­зованию педагогом «силовых» приемов, в частности jrpOB(вы­зов родителей, жалобы администрации и т. п.) и запретов. При-. чем эти меры могут казаться педагогу эффективными именно в силу их кажущейся адекватности структуре значимых мотивов учащихся.

Подростковый период, как правило, рассматривается в качестве отправной точки в профессиональном становлении личности. По мере взросления, с постепенным усложнением мотивационной сферы интересы подростков начинают приобретать большую глу­бину и устойчивость, а отдельные из них принимают характер стойкого увлечения.

Выбор профессии — это сложнейший процесс, па течение и ре­зультат которого влияют самые различныефакторы как ннутрен­него, так и внишюго порядка. Исследователи выделяют семь ком­понентов ситуации выбора профессии; общая и региональная структуры потребностей общества в кадрах; социальное макро-

и микроокружение; совокупность содержательных особенностей различных видов трудовой деятельности и выработанных в об­ществе оценочных отношений к ним; совокупность психологи­ческих, психофизиологическихИ иных особенностей самого че­ловека; (лМШ1и направленность информированностисубъекта выбора о мире профессий и о структуре потребностей в кадрах. R каждом конкретном случае степень выраженности этих факто­ров мажет бытьразличной и зависимости от тех условий,п кото­рых осуществляется профориентация.

Формирование профессиональной направлен ности и собствен­но выбор профессии — длительный и сложный процесс, в кото­ром можно выделить определенные стадии. Эти стадии, по мне­нию отдельных исследователей, определяются особенностями возрастного развитаячеловека

Интерес является одним из важнейших факторов, влияющих на выбор профессии и в дальнейшем на профессиональную успеш­ность. Основой для адекватного профессионального выбора яв­ляется формирование познавательных интересов и профессио­нальной направленности. При этом прослеживается стадиаль­ное i ь их развития.

Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как вне­шние (социальные) факторы, связанныес невозможностью осу­ществить профессиональный выбор по интересам, так и внутрен­ние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональны!склонностей или с неадек­ватным представлением о содержании будущей профессиональ­нойдеятельности.

Помимо собственно интереса к определенной профессии, потреб­ности в еамоактуализации и самовыражении выбортой или иной профессии может определяться особенностями характера чело­века. Па выбор профессии влияют не только интересы и способ­ности человека, но еще и широкий спектр общественно обуслов­ленных факторов: уровень экономического развития государства, общественный строй и ее идеология, совокупность представле­ний о ценности и престижности тех или иных профессий и труда в целом. Материал ьное вознаграждение — самый значимый фак­тор, влияющий на выбор профессии современной российской молодежи.

Профессиональные интересы кристаллизуютсяи четко опреде­ляются в определеннойстепени но механизму позитивного под­крепления.Успешные начинания личности в определенных ви­дах деятельности способствуют развитию и закреплению инте­реса к этим видам деятельности.

Мотивация учебы и выбора профессии Вопросы к главе

" ед( ™ * **Ш ривают воп­ р ,кие у мальчиков и девочек можно предположить от™ в мотивации к учебе и меняются „ \ они н LL с"-

тайных на основе шкалы ММРГ). Какой смысл имеет подобное тес^нрованне, если теория Голланда не нуждается на Г

children

.

Влияет ли семья на выбор профессии ребенком? По-моему, вопрос риторический и ответ на него предсказуем: «да, влияет». Об этом говорит наш опыт, здравый смысл и подтверждают многочисленные научные исследования.

В этой статье мы рассмотрим 5 ключевых аспектов, через которые семья воздействует на профессиональное будущее ребенка. Из осознание позволит помочь ребенку выбрать профессию.

1. Генетическое наследство

Если можно так выразиться ребенок, является "продуктом" своей семьи. Ему присущи определенные генетические особенности, переданные от ближайших и далеких предков. Все это создает физиологические предпосылки к развитию определенных способностей, а, следовательно, предрасположенность к успеху в определенных видах деятельности.
Так в семьях музыкантов, чаще рождаются дети со способностями к музыке, а в семье математиков – к математике.

2. Семейная история и установки, впитанные с молоком матери

В истории каждой семьи есть опыт, связанный с отношением к работе, определенным профессиям, бизнесу, который передается в рассказах и семейных легендах.
Например, среди выходцев из крестьянских семей, даже если их потомки давно живут в мегаполисах, может сохраняться отношение к труду как тяжелой обязанности, которую надо выполнять от рассвета до заката и обязательно "упахиваться" до звездочек в глазах, при этом получать мало денег. В этом случае человек может неосознанно устраиваться туда, где будут именно такие условия работы. А если ему "не повезет" и работа будет легкой и денежной, то он найдет как ее усложнить:) При этом будет постоянно мучиться чувством вины, что получает так много денег "ни за что".
Другой пример, если в истории семьи есть такой эпизод, как национализация семейного бизнеса, то потомки разоренных купцов могут как огня бояться предпринимательства, и вообще избирают позицию "лучше не высовываться". И выходец из такой семьи может неосознанно бояться открывать бизнес.

3. Семейные традиции

В семье могут существовать семейные традиции относительно профессионального выбора. Например, когда все мужчины выбирают службу в армии, т.к. это принято в их семье или все женщины идут в учителя.
Семейные традиции в определенной степени облегчают метания юношей и девушек, так как с детства они знакомятся с азами профессии, их водят на кружки, позволяющие развить важные для этой работы качества. Они видят как строится в этом направлении карьера и понимают, что нужно сделать, чтобы добиться успеха, как дедушка или папа. Но в тоже время семейные традиции могут стать ограничивающим фактором, особенно, если у ребенка нет желания продолжать династию.

Если до этого мы говорили о расширенной семье, в масштабе нескольких поколений и даже целого рода, то теперь перейдем к описанию влияния непосредственно нас с вами как родителей. Оно может осуществляться как прямо, так и косвенно.

4. Прямое влияние родителей

road

Прямое воздействие - это когда когда родители сознательно предпринимают ряд действий, чтобы помочь ребенку выбрать профессию, тип карьеры, да и образ жизни в целом.

В позитивном варианте это выглядит так: родители с детства приглядываются к ребенку, наблюдают за его наклонностями, задатками, интересами. Помогают развивать способности, водят в разные кружки-секции, учитывая интересы и таланты ребенка. Помогают изучить мир профессий, различные варианты карьеры, а когда приходит момент окончания школы совместно обсуждают возможные варианты карьеры и способствуют принятию ребенком самостоятельного решения, поддерживая его в этом.

В негативном варианте родители могут иметь уже изначально заданный сценарий развития ребенка и план его счастливого будущего, созданный на основе мечтаний мамы или папы. И ребенка под него просто "подгоняют", кто мягче, кто жестче. Водят на «правильные» кружки, отдают в «правильные» школы и настаивают на поступлении в то учебное заведение, которое поможет сделать успешную (по мнению родителей) карьеру. Оттенков подобного влияния очень много, от "ну ты же понимаешь, что профессия экономист самая подходящая для тебя" до не станешь юристом, считай, что ты не наш сын".

5. Косвенное влияние родителей

Вместе с тем, косвенное влияние родительской семьи на профессиональное самоопределение (как этот процесс называется в умных книгах) детей ничуть не меньше прямого, а иногда и больше.

Так, к примеру, ребенок уже с младенчества видит насколько родители реализованы в профессиональном плане, какой статус занимает отец, какое это дает материальное обеспечение семье, как много он работает, как он рассказывает об этой части своей жизни. Тоже самое касается работы мамы.

Важны те разговоры, которые ведутся о "хороших" и "плохих" профессиях, престижных или не очень видах работ, успешных или "туповатых" коллегах и начальниках. Ребенок пропускает всю эту информацию через себя и делает выводы не всегда основанные на рациональном анализе, порой опираясь только на эмоции, или просто "проглатывая" родительские установки как аксиомы. Все это происходит как бы само собой, без специального родительского включения, но при этом имеет серьезное влияние.

Как видите, дорогие мамы и папы, наша роль в правильном определении ребенком своего профессионального пути очень велика. И она не ограничивается наши генами, переданными ему(ей), или тем в какие кружки-секции и образовательные учреждения мы их отдаем, но и вся наша обычная жизнь с ее разговорами о работе, переживаниями по поводу повышения или увольнений, удачного или не очень бизнеса отражается на выборе профессии ребенком. Это и история рода, и переданные нам от бабушек и дедушек установки о хорошей работе, связанные с событиями прошлых веков.

Как вы видите ответ на вопрос "Как помочь ребенку выбрать профессию?" многогранен. И если мы хотим чтобы наши отпрыски были счастливы в жизни, реализованы в любимом деле, то теоретических разговоров об этом мало. Важно на личном примере показать, что работа по душе это не выдумка, а естественная часть жизни.

Если вы пока не можете стать примером своим детям, то пройдите бесплатный курс «Как маме найти любимую работу: 5 простых шагов»

/статья была написана для электронного журнала "Генеалогия для всей семьи" и опубликована в июньском номере 2014 г./
Генеалогия для всей семьи

Генеалогия для всей семьи

Струговщикова Ольга, автор проекта "Мамина карьера.ру"

.

Струговщикова Ольга (c)

Психолог, помогающая мамам находить любимую работу

Читайте также: