Как выбрать профессию проект 8 класс

Опубликовано: 02.10.2024

Лукоянова (Хороля) Наталья Георгиевна

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии. Поиск ответа на вопрос, «кем быть», становится важным не только для старшеклассников, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а, следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности.

Цель проекта – изучить факторы, влияющие на мотивацию обучающихся 8а класса Панаевской школы-интерната при выборе профессии.

ВложениеРазмер
proekt_vybor_professii_kireeva_a.docx 73.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Выбор профессии – дело серьезное!

Мотивы выбора профессии»

Автор: Киреева Анна Дмитриевна

«Панаевская школа- интернат»,

Лукоянова Наталья Георгиевна

«Панаевская школа- интернат»,

Теоретические аспекты изучения проблемы мотивов выбора профессии

  1. Из истории возникновения профессий………………………………………………….3
  2. Выбор профессии как психолого-педагогический феномен…………………………4
  3. Влияние профессионального самоопределения обучающихся на мотив выбора профессии…………………………………………………………………………………..6

Эмпирическое ислледование мотивов выбора профессии

2.1. Организация и проведение исследования мотивов выбора профессии………….8

2.2. Результаты исследования и их интерпретация……………………………………. 9

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии. Поиск ответа на вопрос, «кем быть», становится важным не только для старшеклассников, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а, следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности. Для осуществления осознанного выбора в конкретной профессиональной области необходимо иметь сформированность мотивационной сферы: только в этом случае происходит понимание своих преимуществ и ограничений, осознание потребностей, объективная оценка перспектив саморазвития в конкретной области труда, проектирование траектории развития в избранном направлении.

Цель проекта – изучить факторы, влияющие на мотивацию обучающихся 8а класса Панаевской школы-интерната при выборе профессии.

1. Изучить источники информации по данной теме.

2. Выявить факторы, влияющие на мотивацию обучающихся 8а класса Панаевской школы-интернат при выборе профессии.

3. Разработать рекомендации для обучающихся по определению выбора профессии, подобрать список интернет-ресурсов для помощи обучающимися в профессиональном самоопределении.

3. Анализ полученных данных.

Практическая значимость проекта

Выбор будущей профессии осуществляется на основе определенных мотивов. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения. Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты работы над проектом могут быть использованы обучающимися, педагогами и родителями при выборе профессии.

Теоретические аспекты изучения проблемы

мотивов выбора профессии

  1. Из истории возникновения профессий

На протяжении всей истории существования человеческой цивилизации основным условием выживания людей было умение осуществлять продуктивную деятельность, которая приблизительно с XVIII века получила название «профессии». Заимствованное из французского, перенявшего, в свою очередь, его из латинского professio, оно дословно переводилось как «декларация, объявление; официально указанные занятия». «Большой толковый словарь русского языка», составленный С.А. Кузнецовым трактует это понятие следующим образом: «профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования». [1]

Очень давно у первобытных людей, когда ещё не существовало разделения труда, когда ещё не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был заниматься всем сам. Впрочем кое-какое разделение труда всё-таки было между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины – собирали съедобные растения, готовили пищу, делалаи одежду, растили детей.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людбми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие – рыбаками, третьи – землевладельцами, четвертые – строителями, пятые – ткачами и остальные многими другими. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавалисьиз поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его можно называть трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является в полном смысле этого слова профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются два условия.

Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами, сведельствами, аттестами, сертификатоми.

Во-вторых, профессия является своего рода товаром, которой человек может провадать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником дохов человека.

В России насчитывается более 7 тысяч названий профессий, а во всем мире их около 40 тысяч. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые. К исчезающим профессиям можно отнести профессию кузнеца, ткача, резчика, гончара, трубочиста и другие. Появились новые профессии такие, как коммерческий агент, агент по ценным бумагам, туристический агент, менеджер по персоналу, финансовый менеджер, менеджер по маркетингу, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по проектам, офис – менеджер, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, web дизайнер. [2]

В разные временные периоды профессии можно было разделить на престижные и непрестижные. Каждая профессия имеет свой дебют, свое становление, уровень престижности и полезности обществу. И не всегда престижная работа была высокооплачиваемой. Вот, например, в Древнем Вавилоне престижной была профессия врача, но малооплачиваемой и не безопасной, потому что при ошибке врача он подвергался тем же мучениям. В Древнем Египте были важными писцы. Его можно сравнить с управляющим настоящего времени. Профессия адвоката была популярной в Древней Греции и Риме. Адвокатами был Цицерон, Гай и Тиберий Гракхи. Оплата адвокатской деятельности всегда была очень высокой. Престиж адвоката до сих пор велик, что даже после падения Римской империи в V в. н.э. профессия юриста продолжала оставаться одной из самых уважаемых. А вот профессия банкира начала свое существование в Италии XII в. Эта профессия была возможна только в привилигированных слоях населения.

В XV–XVI вв., когда открывались новые материки и моря, стала популярной профессия мореплавателя. Эта профессия приносила огромный доход. В эпоху войн (XVII–XVIII вв.) популярной стала профессия военного. Особенно служба в элитных частях армии. Об этом хорошо пишет Александр Дюма, прославляя личную гвардию французского короля. В России профессия военного являлась престижной в течении XIX столетия. Поэтому русские дворяне старались отдать своих сыновей в армию.

1.2 Выбор профессии как психолого-педагогический феномен

Раскрывая определение «выбор профессии», автор статьи о мотивах профессиональных предпочтений школьников Б.В. Барчи поясняет: это «системный процесс, детерминированный совокупностью внешних и внутренних факторов, основанный на сочетании мотивов, потребностей, интересов, а также личностных особенностей, субъективных образов самого себя и выбранной профессии, находящихся под влиянием родительской семьи и общества» [24, с. 60]. По сравнению с предыдущими этапами жизни подростка, уточняет Б.В. Барчи, выбор профессии считается первым серьезным решением, оказывающим влияние на жизненный путь личности.

Размышляя о противоречиях, которые приходится преодолевать школьникам, исследователь А.А. Курбатова обратила внимание на те обстоятельства, которые стимулируют их к принятию окончательного решения. В своей работе, посвященной характеристике психологических особенностей правильного выбора профессии, она пишет о ведущих факторах, обуславливающих подход учащихся к сути проблемы: «Выбор жизненного пути ограничивается реальными обстоятельствами, человек далеко не всегда принимает решение свободно, бывает так, что то или иное решение он должен делать под давлением обстоятельств».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбор профессии – это важный этап в жизни выпускников школы. Как ответственное решение, он должен быть осознан, взвешен, определен с учетом массы обстоятельств. И хотя от ошибочных поступков никто не застрахован, лучше всего, если риски будут минимизированы.

Факторы выбора профессии

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? Рассмотрим фактора выбора профессии /по Е.А. Климову/ [3]

  1. Наличие склонностей (интересов): человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие.
  2. Наличие способностей : одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности.
  3. Наличие предпочтений: мнение родителей, семьи: зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником
  4. Одобрение близкими . Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.
  5. Одобрение сверстниками.
  6. Личный профессиональный план: основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т.е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий - «жизненную перспективу» - первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы - как видится в мечтах «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры».
  7. Знания о профессии. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями - изучение их специальных описаний - профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.
  8. Потребности общества . Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий

1.3 Влияние профессионального профессионального

самоопределения обучающихся на мотив выбора профессии

Для подростка выбор профессии в значительной степени - сложная дискуссия с самим собой и окружающим его миром. Справлюсь ли я с обязанностями, предполагающимися на будущей работе? Будет ли удовлетворять будущая профессия мои амбиции и интересы? Как отнесутся к выбору мои родители? Эти и многие другие вопросы лежат в основе мотивации выбора профессии у старшеклассника.

Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Профессиональная мотивация - процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором подросток и ситуация выбора взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение в выборе будущей профессии. [4]

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотивы представляют собой особый род побудителей человеческого поведения, они могут быть внешними и внутренними.

С одной стороны мотивация выбора профессии может быть направлена на достижение успеха, когда профессиональная деятельность выполняется с целью получения положительных достижений: хочу выбрать интересную профессию, чтобы с удовольствием ходить на работу; готовлюсь к экзаменам, чтобы поступить в желаемый институт; работаю над проектом, чтобы именно он был признан лауреатом на конкурсе.

С другой стороны профессиональная мотивация может носить характер избегания неудач: выбираю профессию, чтобы не остаться «в дворниках» (как часто запугивают родители); хожу к репетитору, чтобы поступить хоть в какой-нибудь ВУЗ; выполняю работу вовремя, чтобы избежать штрафных санкций от начальника.

Выбор человека, на что бы ни были направлены его устремления, обусловлен осознанным удовлетворением некоей потребности. Это всецело относится и к выбору профессии, который в идеале осуществляется с учетом направленности личности и сформированного самоопределения. Вместе взятые, они составляют интегративное образование, или мотив. Именно мотив связывает ситуацию выбора и опыта личности, отражается в ее системе ценностных ориентаций, установок и интересов.

Выбирая профессию надо четко представлять, что человек хочет получить в процессе своей профессиональной деятельности и что для него приоритетно. Иначе говоря, нужно для себя ответить на вопросы: каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно? Какая заработная плата меня устроит? Какой образ жизни я хочу вести? Сколько времени и сил могу отдать на получение образования? Какого карьерного роста, статуса хочу достичь? Все это и есть мотивы выбора. При выборе профессии человек может руководствоваться следующими мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и т.д. Все мотивы можно разделить на внутренние и внешние. [5]

Внутренние мотивы выбора профессии - ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа; возможность общения, руководства другими людьми и т.д., внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация – это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Преобладание внутренних мотивов и положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.

Глава II. Эмпирическое ислледование мотивов выбора профессии

2.1. Организация и проведение исследования мотивов выбора профессии

Теоретическое осмысление выбора профессии с точки зрения психолого-педагогического подхода, описание влияния профессиональной направленности и профессионального самоопределения старшеклассников на мотив выбора профессии, а также характеристика образовательной среды как фактора подготовки старшеклассников к выбору профессии позволили приступить к проведению практической части. Ее цель – исследование мотивов выбора профессии обучающимися.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Панаевской школы-интерната в ноябре-декабре 2018 года.

Эмпирическое исследование состояло из трёх основных этапов:

  • подготовительный (разработка программы исследования, подбор методик);
  • основной (проведение эмпирического исследования);
  • завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

Для проведения исследования мотивов выбора профессии обучающихся подобраны следующие методики [6] :

1) Методика С.С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии». Она представляет собой опросник, включающий 32 утверждения, с которым участник исследования должен согласиться либо опровергнуть их. Отвечая на вопросы, обуачющиеся указывают причины, определяющие собственный выбор. Он имеет определенную «окрашенность», говоря иначе, значимость: чем выше степень значимости мотива, тем более высокий балл присваивается ответу (от 0 баллов до 4-х). Градация такова: не имеет значения (0), скорее незначим (1), скорее значим (2), имеет значение (3), очень значим (4).

2) Методика Р.В. Овчаровой «Ведущий мотив». В опроснике 20 утверждений, характеризующих профессию. От участника исследования требуется оценить, насколько сильно повлиял тот или иной фактор на его выбор. Степень значимости тоже оценивается по пятибалльной системе – от 1-го до 5-ти. Ранжирование осуществляется следующим образом: никак не повлияло (1), слабо повлияло (2), средне повлияло (3), сильно повлияло (4), очень сильно (5). Все мотивы автором методики разделены на 4 группы: внешние отрицательные, внешние положительные, внутренние социально значимые, внутренние индивидуально значимые. Каждому из них соответствует свой порядковый номер утверждения.

2.2. Результаты исследования и их интерпретация

Результаты эмпирического исследования представлены в таблицах и диаграммах.

Всего в исследовании участвовало 20 обучающихся 8а класса Панаевской школы-интерната.


Ученический социальный проект на тему "Моя будущая профессия" направлен на изучение проблемы выбора будущей профессии и выяснение мнения специалистов о том, как правильно выбрать профессию выпускникам школы. В работе рассматриваются методики профориентации.

Подробнее о проекте:

Индивидуальный детский проект "Моя будущая профессия" является образцом для выполнения социальных проектов по аналогичной теме, которые могут подготовить учащиеся 9, 10 и 11 класса школы в рамках своего социального проекта.

В процессе работы над проектом о выборе будущей профессии автор изучил существующие методики профориентации и провел соцопрос среди учеников выпускных классов школы (9 и 11 класс). По результатам тестирования можно приблизительно понять, в какой сфере ученику будет комфортно работать в будущем в соответствии с его интересами и способностями.

Оглавление

Введение
1. Исследование профессий.
1.1. Выбор профессии.
1.2. Методики профориентации.
2. План выбора профессии.
2.1. Анкета-опрос.
2.1. Мой план выбора профессии.
2.2. Моя профессия по "Схеме выбора профессии".
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

Наряду с хорошо разработанной информационной ориентацией чрезвычайно важно умение разбираться в себе, своих способностях, мотивах выбора профессии, интересах, склонностях, предпочтениях. Эти данные могут быть получены с помощью традиционных психологических методов наблюдения, беседы, опроса. Но более стандартизованный и надежный вид они приобретают после проведения специального психодиагностического обследования, особенно при диагностике способностей и потенциальных возможностей.

Методики профориентации и были созданы преимущественно для работы с молодежью, в том числе школьниками, находящимися на этапе профессионального самоопределения. Лишь затем ряд из этих методик показал свою пригодность и для работы со взрослыми людьми.

Различные методики профориентации основаны на разных теоретических подходах, поэтому результаты, полученные с их помощью, не всегда могут совпадать между собой. Скорее данные методики дополняют друг друга.

Методики ДДО и ОПГ базируются на психологической классификации профессий по предмету труда, являющейся наиболее популярной, практически общепринятой в России, разработанной Е.А. Климовым. Согласно этой классификации все профессии делятся на пять типов, в зависимости от того, с чем имеет депо работник в процессе своего труда. Это типы профессий "человек - человек", "человек - техника", "человек-знаковая система" "человек - художественный образ" и "человек - природа". При этом методика ДДО является более короткой по сравнению с методикой ОПГ и основана на выборе одного из двух суждений (всего из 20 пар суждений).

Простота использования этой методики для клиента и консультанта позволяет характеризовать методику ДДО как методику наиболее широкого спектра действия, пригодную для тестирования различных категорий взрослого населения и лиц юношеского и даже подросткового возраста. Эта методика позволяет достаточно успешно определять профессиональную направленность даже у людей, страдающих определенными расстройствами интеллектуальной деятельности.

Методика ОПГ, в отличие от ДДО, включает 50 суждений, каждое из которых необходимо оценить трижды по трехбалльной шкале с точки зрения степени выраженности профессиональных умений, эмоционального состояния и желания заниматься соответствующими видами деятельности. Методика является довольно объемной и трудоемкой и требует от клиента хорошего внимания и сообразительности, что ограничивает возможность ее использования у подростков, лиц с низким уровнем образования и умственного развития.

Однако, по сравнению с ДДО, методика обладает более высокой разрешающей способностью и позволяет анализировать отношение к различным типам профессий не только с точки зрения склонностей и интересов, но и с точки зрения умений.

Л.А. Йовайша выделяет в структуре личности четыре компонента, определяющие выбор профессии: активность, возможность, стиль и направленность.

Личность изучается по проявлениям активности (в том числе при выборе профессии) и характеру самовыражения (целостная организация индивида, представленная в направленности, возможностях и стиле деятельности человека).

Все эти качества личности проявляются во всех областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности и при выборе профессии. При этом в выборе профессии основополагающее значение принадлежит системе ценностей человека, определяемых его глубокими, коренными потребностями.

Каждая конкретная личность характеризуется своей иерархией типов ценностей и направленностью активности в соответствии с преобладающими у нее потребностями. Л.А. Иовайша выделяет следующие типы ценностей: общение (тип социальной коммуникативности), интеллектуальную активность, практико-технический тип, художественную активность, соматический тип, материально-экономический тип.

Методика Холланда интересна тем, что основана на отличной от климовской классификации профессий и поэтому может эффективно дополнять другие профориентационные методики. Методика Холланда позволяет выявить у клиента один из шести типов профессиональной направленности личности, которые получили название: "реалистичный", "интеллектуальный", "социальный", "конвенциальный", и "артистичный".

Методика обладает более широкими возможностями, чем просто определение профессиональных интересов и склонностей. Тип личности, диагностируемый с помощью данной методики, включает в себя еще и характер способностей, стиль мышления и деятельности, ведущие потребности и ориентацию на те или иные человеческие ценности. При работе с методикой в каждой из 42 приведенных пар профессий или должностей клиенту необходимо отдать предпочтение одной из них. Методика проста в проведении и обработке и может быть использована не только в целях профориентации клиента, но и в более широком контексте психологического консультирования.

Следует отметить, что типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Холланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий Климова. Так, "реалистичный" тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа "человек - техника" и "человек - природа" и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. "Интеллектуальный" тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа "человек-человек" и "человек-природа".

"Социальный" тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа "человек-человек". "Конвенциальный" тип характеризует склонность к информационным профессиям типа "человек - знаковая система".

"Предприимчивый" тип однозначно не связан с каким-либо одним климовским типом профессии и может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесно привязывает представителей этого типа к профессиям «человек – человек». Наконец, "артистический" тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек - художественный образ”

При создании методики «Направленность личности» Б. Басе исходил из своей гипотезы, согласно которой способ реагирования людей на требования трудовой деятельности, на условия труда и на сотрудников зависит от ожидаемого удовлетворения и вознаграждения, а также возможного неудовлетворения.

В этой связи автор методики имеет в виду три сферы удовлетворенности, которые могут не согласовываться между собой:

  • выполнение работы;
  • хорошие межличностные отношения с сотрудниками;
  • получение удовлетворения.

Методика создана для определения трех основных типов направленности в трудовой деятельности:

  • направленность на себя;
  • направленность на общение;
  • направленность на дело.

Методика может рассматриваться как психодиагностическое средство оценки личности.

Все рассматриваемые выше методики изучения личности в целях выявления потребностей, интересов, способностей могут помочь определить в конечном итоге дальнейшую профессиональную ориентацию.

Выбор профессии – это большая ответственность, которую очень важно осознать как можно раньше. Я знаю много примеров того, как люди, имеющие диплом по какой-либо специальности всю жизнь занимаются совсем другим делом. Конечно, у каждого обстоятельства могут сложиться по-разному. Ошибка в выборе профессии может привести к тому, что, занимаясь не своим делом, человек тяготится им, плохо справляется со своей работой и у него портится характер. И наоборот, самые счастливые люди, это те, кто получает удовольствие от своей работы, у них всё хорошо получается и это способствует успеху и карьерному росту. Конечно, трудно загадать на 30 лет вперёд, ведь за эти годы может многое измениться, и многих профессий, которые имели люди 30 лет назад, уже не существует, благодаря развитию техники. И всё-таки, чтобы не жалеть потом, надо попытаться разобраться в себе и узнать как можно больше о разных профессиях. Этот проект будет моей первой попыткой в этом направлении.

2. Выявление основных параметров

  • Совпадение с моими собственными желаниями и способностями
  • Доступность получения необходимого образования
  • Возможность трудоустройства
  • Престиж профессии
  • Материальные затраты на получение профессии должны совпадать с доходами семьи
  • Высокая заработная плата
  • Одобрение семьей данной профессии.

3. Определение интересов и склонностей.

Мне нравятся многие профессии: дизайнера, архитектора, филолога, лингвиста. Но я остановила свой выбор на трех профессиях: врач, преподаватель биологии или психолог. Во всех этих профессиях, так или иначе, предметом интереса, обслуживания, преобразования являются социальные системы, группы населения, люди разного возраста. Они предполагают учёбу и дальнейшую работу в крупных городах, что потребует больших жертв и целеустремлённости. Хорошо, что у меня есть ещё два года в запасе, и принимать решение надо не завтра. Профессиональная ориентация - это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека ими запросам рынка труда.

4. Выявление индивидуальных характеристик

Я обладаю склонностями в области Человек-человек. У меня нормальная самооценка и коммуникативные способности. По результатам теста я - холерик. По характеру - трудолюбивая, настойчивая, требовательная.

5. Требования к профессиональной деятельности

Профессия должна быть:

  • Интересной и разнообразной
  • Высокооплачиваемой
  • Полезной
  • Стимулирующей умственную деятельность

6. Ошибки при выборе профессии

  • Перенесение своего отношения к человеку на профессию
  • Увлечение внешней стороной профессии
  • Выбор профессии под влиянием случайных обстоятельств
  • Незнание медицинских противопоказаний
  • Незнание своих способностей

7. Пути получения профессий

Кубанский государственный медицинский университет

Кубанский государственный университет

Армавирская государственная педагогическая академия

Сравнивая свои индивидуальные характеристики и требования к профессиональной деятельности, я пришла к выводу, что имею качества для овладения всеми тремя профессиями. А значит, на первый план выходят вопросы выбора учебного заведения и практические проблемы. В следующие два года при успешной учёбе и благоприятном материальном состоянии семьи, я смогу изменить свои профессиональные планы.

Выбор профессии – это большая ответственность, которую очень важно осознать как можно раньше. Я знаю много примеров того, как люди, имеющие диплом по какой-либо специальности всю жизнь занимаются совсем другим делом. Конечно, у каждого обстоятельства могут сложиться по-разному. Ошибка в выборе профессии может привести к тому, что, занимаясь не своим делом, человек тяготится им, плохо справляется со своей работой и у него портится характер. И наоборот, самые счастливые люди, это те, кто получает удовольствие от своей работы, у них всё хорошо получается и это способствует успеху и карьерному росту. Конечно, трудно загадать на 30 лет вперёд, ведь за эти годы может многое измениться, и многих профессий, которые имели люди 30 лет назад, уже не существует, благодаря развитию техники. И всё-таки, чтобы не жалеть потом, надо попытаться разобраться в себе и узнать как можно больше о разных профессиях. Этот проект будет моей первой попыткой в этом направлении.

• содействие профильному и профессиональному самоопределению подростков.

• формирование профессиональных интересов, склонностей к определенным видам деятельности.

1. расширение детских представлений о мире профессий и людях труда.

2. развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.

Мероприятие состоит из конкурсов, викторины и профориентационных игр. Участники распределяются на 2 команды по 3 человек.

Оборудование и инструменты: ПК, проектор, бумага, фломастеры, ручки, карточки задания, шелковые ленточки, воздушный шарик, таблички с названиями команд,

1 конкурсное испытание «Анаграммы-профессионалы». (слайд2)

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилось название профессии.

• рвач - (медицинский работник)

• терка - (театральная и кино-профессия)

• кулон - (веселая цирковая профессия)

• марля - (разноцветный рабочий)

• авдотка - (юридическая профессия)

• томат + голос - (зубной врач)

• кредитор - (руководитель предприятия)

Воспитатель: Сейчас мы проведем игровую разминку в виде игры.

Игра “Угадай профессию”

(О каких профессиях идет речь)

Куй железо, пока горячо. (Кузнец).

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак).

Не игла шьет, а руки. (Портной, швея).

Не бравшись, за топор, избы не срубишь. (Плотник).

Кто пахать не лениться, у того и хлеб родится. (Пахарь).

Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх).

Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей.

Давай те же вспомни, что же такое профессия. (Слайд3)

Профессия» - основной род занятий человека, его трудовая деятельность.

Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.

Профессии подразделяются на пять типов,с которыми вы уже знакомы: человек – природа, человек – художественный образ, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система. Вспомните, что же это значит (дети отвечают).(слайд4)

"Человек-человек" (слайд5)

относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка); обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер); бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант); правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, способность оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность. (Слайд6)

Нотариус — юрист, совершающий предусмотренные законом нотариальные действия (оформление доверенностей, завещаний, дарственных, сделок купли -продажи и т. д.).(слайд7)

При несении службы на административном участке участковый уполномоченный полиции обязан: принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, незамедлительно передавать полученную информацию в дежурную часть. (слайд8)

Конкурсное испытание «Начни пословицу».(слайд9)

Задание: назвать начало пословицы.

«… не знают скуки» (ответ: умелые руки)

«… такие плоды» (какие труды)

• «, а лень портит (труд человека кормит)

«, того люди чтут» (кто любит труд)

• «, не сиди на печи (хочешь есть калачи)

«, тот не ест» (кто не работает)

«, спать неохота» (если есть работа)

«… потехе – час» (делу – время)

"Человек-техника" (слайд10)

включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор); эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка); ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования). Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

Инженер — конструктор человек, который занимается проектированием техники и оборудования. (слайд12)

Токарь-это специалист который занимается механической обработкой деталей из разнообразных материалов твердых пород (металла, пластмассы, дерева и т. д.) посредством владения навыками работы на токарном станке. (слайд13)

Чтобы поддерживать бесперебойную работу машин и механизмов на предприятиях различных отраслей существует ремонтная служба. Рабочие этого подразделения, слесари-ремонтники, имеют узкую специализацию, которая определяется объектом ремонта.Специалисты выполняют следующие виды ремонта: текущий, капитальный и планово-профилактический. (слайд14)

Электромонтер занимается обслуживанием электрического оборудования. Выполняет работу по сборке, установке и монтажу, центровке, регулировке, ремонту электрооборудования. (слайд15)

Швеи-мотористки, работающие на крупных современных предприятиях массового производства,изготавливают самую разнообразную продукцию: пальто, верхнюю женскую, мужскую и детскую одежду, мужские сорочки, женское белье и пр. От искусства швей во многом зависит красота, элегантность, удобство нашей одежды, а, следовательно, и хорошее настроение, работоспособность (слайд16)

Конкурсное испытание «Профессии – синонимы» (слайд17)

Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.

• педагог – (ответ: учитель, преподаватель) .

• врач – (доктор, лекарь) .

• стоматолог – (дантист, зубной врач) .

• портной, портниха – (швец, швея) .

• сторож – (охранник) .

• воспитатель – (наставник) .

• летчик – (пилот) .

• шофер – (водитель) .

• голкипер – (вратарь) .

• солдат – (боец, воин) .

• торговец – (продавец) .

• фокусник – (факир, иллюзионист) .

• экскурсовод – (гид) .

• адвокат – (защитник) .

"Человек-знаковая система" (слайд18)

объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь, с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир, с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник, со звуковыми сигналами (радист, телефонист). Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости. (слайд19)

Штурман — профессия, специальность, вид деятельности, профессиональное звание людей, связанных с управлением воздушным (самолёт, дирижабль, наземным (вездеход, гоночная машина, подводным (подводная лодка, батискаф) или надводным (корабль) транспортом.

Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов. (слайд20)

Экономисты по труду рассчитывают размеры заработных плат, эксперты по планированию составляют планы экономической деятельности предприятия, специалисты по финансам управляют бюджетом компании, следят за потоками денежных средств и ведут их учет, экономисты по сбыту отвечают за поставки товара, эксперты по бухучету составляют баланс предприятия и документируют все финансовые операции, проводящиеся фирмой, специалист по банковским делам работает с ценными бумагами и финансовыми отчетами. (слайд21)

Конкурсное испытание «Кто, в чем силен». (слайд22)

На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Отметьте красной пастой профессии связанные с умственным трудом, зеленой пастой– профессии физического труда.

токарь, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач

"Человек-художественный образ" (слайд23)

можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор); с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор). От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение. (слайд24)

Ювелир — специалист по изготовлению и ремонту ювелирных украшений. (слайд25)

Реставратор – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры).(слайд26)

Цветоводы-декораторы раскрывают перед человеком красоту природы Цветоводы претворяют в жизнь проекты озеленения, составленные специалистами. Как бы ни был хорош проектный замысел, воплощение его зависит от мастерства и эстетического вкуса рабочих-цветоводов. Они участвуют в планировке зеленых насаждений, делают гряды, рыхлят почву, вносят удобрения. (слайд27)

Конкурсное испытание «Кто есть кто?» (слайд28)

(Смысл игрового упражнения - дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге при этом выполняя физические упражнения) .

Воспитатель: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии, каждый участник подсчитывает, сколько рук смотрят на него, если их более трех он встает».(Задание можно усложнить показывая двумя руками на двух участников)

Профессии: Шафер, повар, электрик, швея, слесарь, певица, учитель, тренер, художник, воспитатель, машинист, летчик, военный, стюардесса, врач, программист, директор, ученый, бизнесмен.

"Человек-природа" (слайд29)

можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог); с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник); с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар). Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта. (слайд30)

Микробиолог — специалист, занимающийся микроорганизмами, к которым относятся вирусы, простейшие, бактерии и грибы. Могут работать в медицине, пищевой промышленности, сельском хозяйстве и даже на военных предприятиях, занимаясь разработкой бактериологического оружия и защиты от него. (слайд31)

Агрохимик - специалист, изучающий химические и биохимические процессы в почве, а также приемы воздействия на них с целью повышения плодородия почв и урожайности. (слайд32)

Геолог -это специалист, занимающийся выявлением и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также изучением других особенностей земных недр. (слайд33)

Конкурсное испытание «Он – Она» (слайд35)

Задание: прочитать название профессии и написать соответственно в мужском или женском роде.

• Она - балерина, он - … (ответ: танцовщик)

• Она - стюардесса, он - … (стюард)

• Она - медсестра, он - … (медбрат)

• Он - доктор, она - … (доктор)

• Он - водолаз, она - … (водолаз)

• Он - гимнаст, она - … (гимнастка)

• Он - поэт, она - … (поэтесса)

• Он - штукатур, она - … (штукатур)

• Он - повар, она - … (повар)

• Он - портной, она - … (портниха)

Конкурсное испытание «Покажи профессию» (слайд36)

Воспитатель: Я попрошу выбрать из своей команды двух самых артистичных игроков, которые выйдут ко мне., их задачей будет показать вам пантомимой (то есть без звуков) профессию, а вы должны будете угадать.

Конкурсное испытание «Профи – викторина» (слайд37)

Задание: правильно ответить на вопросы викторины, очки присуждаются команде, которая первая дала верный ответ.

• Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)

• Как звали первую женщину - летчицу? (Баба-Яга)

• Назовите орудие труда оперного певца? (голос)

• Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)

• Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С. Михалкова? (милиционером)

• Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)

• Сидит дед, в сто шуб одет – кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)

• Кто обслуживает и корову и ЭВМ? (оператор)

• Кто использует тонометр в своей работе? (врач)

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, а пока жюри подводят результаты, мы поиграем в игру

Игра (“ Самая- самая”)

Попробуйте ответить на вопросы с элементами юмора.

назовите профессию:

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе);

Самая денежная (банкир, модель….);

Самая волосатая (парикмахер, ….);

Самая смешная (клоун, пародист, юморист);

Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод);

Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель);

Самая серьезная (сапер, хирург, психолог).

Наше занятие подходит к завершению, и закончим мы его стихотворением. (слайд38)

Тысячи тропок готовит судьба,

Сотни загадок в запасе хранит

Какой она будет — тропинка твоя

тебе предсказать предстоит.

Будешь ли ты водить корабли,

Или секреты веков узнавать,

Построишь ли мост от Луны до Земли.

Может ты станешь железо ковать (слайд39)

Вырастешь клоуном — самым смешным,

И улыбками мир расцветет.

Клоуны тоже на свете нужны.

Выбрать какую тропинку себе.

Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по пути, в свои силы, в победу поверь.

Предоставим слово жюри. Вам понравилось наше путешествие? (дети отвечают). А на сколько он вам понравился, мы сейчас узнаем. На ваших столах лежат разноцветные шелковые ленточки. Выберите тот цвет ленточки, который бы показал с каким же настроением вы уйдете с нашего занятия. На ленточках я попрошу вас написать свою мечту «Кем бы вы хотели стать в будущем». Я бы очень хотела, чтобы ваши мечты сбылись, поэтому я порошу подойти вас ко мне и привязать свои ленточки к вот этому воздушному шарику. Его мы с Вами запустим в небо, чтобы ваши мечты обязательно сбылись! Спасибо всем!

Профессия» - основной род занятий человека, его трудовая деятельность.

Дидактическая игра «Выбор деятельности»
Дидактическая игра «Выбор деятельности» У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: движение, общение и познание. В целях реализации индивидуальных интересов,.

Эссе «Мой профессиональный выбор» Детям очень маленьким Трудно жить без чуда. Пусть же в каждом празднике Чудо будет всюду: В теплом солнца лучике. В лужице и в капельке.

Эссе «Мой профессиональный выбор» Эссе. Мой профессиональный выбор. Профессия воспитателя своими корнями уходит в глубокую древность. Она одна из самых значимых в современном.

Эссе «Мой профессиональный выбор» Улыбнулась мне в жизни удача, Благодарна за это судьбе. Знаю я, не могло быть иначе В этом мире, на этой земле. Ведь профессий так много.

Эссе «Мой выбор» Найти себя в жизни, найти своё призвание, своё любимое дело – вот одна из главных задач человека по моему мнению. Но как это сложно сделать,.

Эссе. Мой выбор-профессия воспитатель.
Эссе. Мой выбор-профессия воспитатель. Эссе. «Мой выбор – профессия воспитатель» «Мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук. Пока смеётся мне ребёнок, я знаю,.

Эссе «Правильно ли я сделала выбор профессии?» В детском садике быть воспитателем каждодневное сложное дело, нужно чутким быть, добрым, внимательным, чтоб за каждого сердце болело. Почему.

Эссе «Выбор моей профессии» Выбор моей профессии. Свою профессию я выбирала сердцем. Мне очень хотелось наполнить души малышей любовью и радостью. Сделать каждый день.

Эссе «Выбор профессии» Нa свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, кoтoрaя нaибoлее сooтветствует егo природным.

Данная исследовательская работа предполагает найти ответ на вопрос «Сложно ли выбрать профессию?» Нацелить обучающихся на определение выбора профессии с учетом ее востребованности. Изучить литературу, провести опросы среди учащихся. Проведенные исследования подтвердили гипотезу о том, что у осознанно выбравших профессию людей больше шансов успешно реализоваться в жизни.

1. Автор работы: Щёголева Ирина ученица 8 класса МБОУ Досатуйской средней общеобразовательной школы.

2. Полное наименование исследовательской работы: «Выбор профессии. Сложно ли это?»

3. География исследовательской работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Досатуйская средняя общеобразовательная школа. 674313 Забайкальский край, Приаргунский район, п. Досатуй, ул. Юбилейная, 1

4. Постановка проблемы: Выпускники не могут сделать выбор профессии.

5. Цель: Установление соответствия между выбором профессии старшеклассников нашей школы и востребованностью этой профессии на рынке труда.

Собрать информацию по изучаемой теме.

Выявить профессиональные предпочтения обучающихся 9-11 классов.

Нацелить обучающихся на определение выбора профессии с учетом ее востребованности.

7. Сроки реализации исследовательской работы: сентябрь 2017 г. - декабрь 2017 г.

8. Предполагаемое количество участников:

9 класс - 10 человек

10 класс - 7 человек

11 класс - 8 человек

Всего: 25 человек

9. План работы:

Мероприятия

Начало Сентябрь 2017г

Конец сентября 2017г

Сбор данных и обработка информации

Работа над проектом и создание презентации

10. Этапы реализации исследовательской работы:

11. Методы исследования:

1. Теоретический: изучение литературы по теме; поиск информации, работа с интернет-ресурсами.

2. Экспериментальный: метод опроса, интервью, анкетирование.

12. Практическая значимость работы: Результаты исследовательской работы «Рекомендации по выбору профессии» могут быть использованы: классными руководителями во внеурочной деятельности и в проведении классных часов по профориентации.

13. Научная новизна исследования: Выполненная работа представляет собой исследование подготовленности обучающихся школы к выбору профессии.

14. Ожидаемые результаты: Старшеклассники выбирают профессию с учетом востребованности её на рынке труда.

15. Планы на будущее: Сравнив профессиональный выбор выпускников, найти себе достойную профессию.

План исследований

Постановка проблемы: Выпускники не могут сделать выбор профессии.

Тема: «Выбор профессии. Сложно ли это?»

Актуальность: Чаще всего человек определяется с выбором своей профессии в 14-17 лет. Именно поэтому к выбору профессии обращено особое внимание старшеклассников школы.

Гипотеза: если выпускники осознанно выберут профессию, то у них больше шансов успешно реализоваться в жизни.

Методы исследования: 1. Теоретический: изучение литературы по теме; поиск информации, работа с интернет-ресурсами.

2. Экспериментальный: метод опроса, интервью, анкетирование.

Этапы реализации исследовательской работы:

В ходе исследования мы работали со следующей литературой:

1. Выбери профессию. - Пособие для подростков. - М. - Просвещение. 2000 г.

2. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Издательство: Азбука, 2016 г.

4. Епифанова Нина Романовна. Конференция для старшеклассников «Я в мире профессий» http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/

5. Интерактивный портал Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края http://zabzan.ru/

Актуальность. Выбор профессии в ранней юности – один из важнейших. Как же найти ту единственную, которая была бы по душе, приносила удовольствие и давала возможность жить благополучно в материальном плане? Тема работы: «Выбор профессии. Сложно ли это?»

В жизни наступает момент, когда нужно определиться, кем быть. «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» - пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые любят задавать совсем маленьким детям. «Все профессии важны, все профессии нужны!» Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Правильный выбор профессии - залог дальнейшего успеха в карьере. Понятие «правильный выбор» подразумевает, прежде всего, возможность эффективного использования человеком личностного потенциала в профессиональной деятельности. В наше время от выбора профессии зависит не только материальное благосостояние, но и психологическое, душевное состояние человека. Чаще всего человек определяется с выбором своей профессии в 14-17 лет. Именно поэтому к выбору профессии обращено особое внимание старшеклассников школы.

Цель: Установление соответствия между выбором профессии старшеклассников нашей школы и востребованностью этой профессии на рынке труда.

Задачи: 1. Собрать информацию по изучаемой теме.

Выявить профессиональные предпочтения обучающихся 9-11 классов.

3. Нацелить обучающихся на определение выбора профессии с учетом ее востребованности.

Гипотеза: если выпускники осознанно выберут профессию, то у них больше шансов успешно реализоваться в жизни.

Методы исследования: 1. Теоретический: изучение литературы по теме; поиск информации, работа с интернет-ресурсами.

2. Экспериментальный: метод опроса, интервью, анкетирование.

Практическая значимость работы: Результаты исследовательской работы «Рекомендации по выбору профессии» могут быть использованы: классными руководителями во внеурочной деятельности и в проведении классных часов по профориентации.

Научная новизна исследования: Выполненная работа представляет собой исследование подготовленности обучающихся школы к выбору профессии.

Ожидаемые результаты: Старшеклассники выбирают профессию с учетом востребованности её на рынке труда.

Планы на будущее: Сравнив профессиональный выбор выпускников, найти себе достойную профессию.

II . Основная часть

Мотивы выбора профессии

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ). Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства… Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.

Причины, побуждающие выбрать ту или иную профессию много, их можно разделить на внешние и внутренние. Внешние причины связаны с влиянием окружающей среды: мнением родителей, друзей, сверстников, желанием добиться внешнего успеха или страхом осуждения. За внутренние причины отвечаешь ты сам – их определяют твои способности, склонности, привычки и характер, и только они.

Лидер списка мотивов - престиж профессии. Мотив неплохой, но едва ли при выборе профессии можно опираться только на него. Можно получить профессию, которая не принесет удовлетворения.

Почетное второе место при выборе профессии занимает высокий заработок.

Интерес к содержанию самой профессии, то есть внутренняя причина ее выбора, находится лишь на третьем месте, а жаль. Тот, для кого работа будет в радость, становится просто любимым делом, и работать будет более продуктивно и постоянно самосовершенствоваться. Как сказал Конфуций: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни».

Условия труда тоже играют свою роль в выборе той или иной профессии. Впрочем, переменив место работы, иногда можно существенно изменить и условия труда, - некоторые профессии это позволяют.

Еще одна причина – доступность обучения. Одно дело – получать высшее образование в городе, который находиться рядом, где живешь, другое – ездить за тридевять земель. Но ставя во главу угла доступность обучения, ты существенно ограничиваешь список профессий.

Востребованные профессии

Врач, учитель, юрист, актер, ученый… «А кем стану Я?»

В мире существует более 50 тыс. профессий. В российский «Единый тарифно-квалификационный справочник» включено 7000 профессий и специальностей.

В мире существуют профессии, которые встречаются крайне редко. К таким относится профессия сурдопереводчика. Чтобы работать по этой специальности, надо знать профессиональный язык жестов, с помощью которого и происходит общение с глухими людьми.

В области парфюмерии редкой специальностью является нюхач. Для этой профессии необходимо обладать отменной памятью на ароматы, так как нюхач отвечает за оценку новых запахов, создание парфюмерных композиций.

Достаточно редкая профессия – титестер. Так называют профессионального дегустатора чая. Он способен определить место произрастания, качество и сорт чая. Эти специалисты занимаются тем, что составляют чайные купажи.

А самая редкая профессия в мире это смотритель райского острова. Одна из туристических компаний искала человека, который на протяжении шести месяцев проживал бы на острове в вилле, плавал в бассейне, нырял с аквалангом, фотографировал, играл в гольф и вёл свой блог, пропагандируя отдых на острове.

Рейтинг самых востребованных профессий в районе.

В Приаргунском районе востребованные профессий такие как: врач, прокурор, учитель, менеджер, работник РЖД, МЧС, полиционер, программист.

Рейтинг самых востребованных профессий в крае.

В Забайкальском крае востребованные профессий такие как: врач, учитель, инженер, программист, дальнобойщик, военные, строитель, архитектор, дизайнер.

Сенека (римский философ) сказал «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Выбор профессии был и остается непростым делом, что вполне понятно: выбирая будущую деятельность, молодой человек выбирает и место в обществе, и свою судьбу.

Знают ли старшеклассники нашей школы, к какой пристани им держать путь? Для выяснения этого я провела анкетирование учеников 9, 10, 11 классов.

Практическая работа

Предполагаемое количество участников:

9 класс - 10 человек

10 класс - 7 человек

11 класс - 8 человек

Всего: 25 человек

На вопрос «Легко ли вам дался выбор?»

Результат опроса: (Приложение 1)

9 класс: Да - 4 (40%), Нет – 6 (60%)

10 класс: Да - 5 (71%), Нет – 2 (29%)

11 класс: Да – 4 (50%), Нет – 4 (50%)

Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод: для учащихся 9 и 11 классов выбор будущей профессии оказался более сложным делом, чем учащимся 10 классов. Чем ближе к цели, тем все больше сомнений возникает в выборе профессии.

Меня заинтересовало «Почему, так сложно определиться с выбором профессии?».

В интервью с 9-11 классами сформулировали причины трудности выбора профессии:

не сформирована профессиональная направленность собственной личности (слабо изучены свои собственные склонности, интересы);

неуверенность в собственных знаниях, следствием чего является страх не оправдать свои надежды и надежды родителей;

несоответствие желаний и возможностей (не только материальных, но и физических);

недостаточная информированность о преимуществах и недостатках профессии.

Чем же возможно облегчить профессиональный выбор выпускников школы? Вот как они сами отвечают на этот вопрос:

введение в школе курса по профориентации с 6-7 класса;

прохождение тестов по профориентации, с последующим анализом результатов психологом (ведь психолог может правильно объяснить полученные результаты);

проведение деловых игр «Один день в профессии»;

экскурсии на предприятия и в учреждения;

беседы со специалистами.

Как обычно бывает, проблема выбора профессии волнует не только нас самих, но и родных, близких, а чаще, конечно, родителей.

«Кто повлиял на выбор вашей профессии?»

9 класс: Сами – 8 (80%), Родители – 2 (20%), Друзья – 0 (0%)

10 класс: Сами – 2 (22%), Родители – 3 (56%), Друзья – 2 (22%)

11 класс: Сами – 6 (75%), Родители – 2 (25%), Друзья – 0 (0%)

Как мы видим, что родители оказывают существенное влияние на профессиональный выбор детей. Именно родители в 28 % случаев оказали наибольшее влияние на выбор конкретной профессии своих детей. Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребенка понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Но иногда правильному выбору профессии мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Важно сделать СВОЙ выбор и не перепутать его с чужим, а родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях.

На современном этапе рынок труда определят ряд требований к профессиональным компетенциям, одно из которых наличие высшего образования.

«Требует ли ваша профессия высшего образования?»

9 класс: Да - 9 (90%), Нет - 1 (10%), Не знаю – 0 (0%)

10 класс: Да - 5 (72 %), Нет -1 (14%), Не знаю - 1 (14%)

11 класс: Да - 7 (86%), Нет - 0 (0%), Не знаю - 1 (14%)

Мы видим что, 20 человек решили получить высшее образование.

На вопрос «Сделали вы выбор в учебном заведении?»

Выпускники этого года хотят поступить: Юриспруденцию, Медицинский колледж, Железнодорожный колледж, Кадеты, некоторые еще не определились.

«Какая профессия ждет вас будущем?»

9 класс: Помощник машиниста, охотовед, электрик, гинеколог, военный, инженер горных работ, политик, еще 3 человека не определились с выбором профессии.

10 класс: Адвокат, организатор детских праздников, следователь, патологоанатом, врач, еще один человек не определился с выбором профессии.

11 класс: Юрист, инженер, космонавт, МЧС, врач, еще 3 человека не определились с выбором профессии.

В заключении можно сделать выводы о профессиональном выборе наших старшеклассников. В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники. Поэтому выбор профессии – сложный выбор. Для учащихся 9 и 11 классов выбор будущей профессии оказался более сложным делом. Важно сделать СВОЙ выбор и не перепутать его с чужим, а родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях. Для учащихся 9-11 классов мы составили « Р екомендации по выбору профессии» (Приложение 2)

Читайте также: