Нужно ли аттестовывать совместителей на соответствие занимаемой должности

Опубликовано: 11.05.2024

Аттестация – периодическая проверка профессиональных знаний и навыков, которая может проводиться как в госструктурах, так в и частных фирмах. Возможность ее проведения задекларирована в ТК РФ и в отраслевых нормативных актах, однако общих для всех правил проведения аттестации законодательство не содержит. Последствия ее могут быть весомыми: закон позволяет даже уволить сотрудника, не прошедшего аттестационные тесты. По итогам такой проверки может быть присвоена и более высокая квалификация работникам определенных профессий.

Кто подлежит аттестации и кто ее проводит

Аттестация, в зависимости от сферы деятельности организации, может быть обязательной, законодательно закрепленной, а может проводиться по инициативе администрации, работников.

Обязательную аттестацию регулирует обширный пакет нормативных и законодательных актов федерального, отраслевого значения: ТК РФ, ст. 332, 336.1 (регулирует вопросы обязательной аттестации научных и педагогических работников), ФЗ-16 от 9/02/07 г. «О транспортной безопасности», ФЗ-79 от 27/07/04 г. «О государственной гражданской службе», Письмо Минкульта 7790-44/04-ПХ от 08/02/10 г. и ряд других.

Вопрос: Возможно ли в рамках увольнения по причине несоответствия занимаемой должности работника, с которым заключен бессрочный договор, перевести с его согласия на сезонную вакансию, заключив срочный трудовой договор?
Посмотреть ответ

Таким образом, обязательную аттестацию проходят следующие категории работников:

  • гражданские госслужащие;
  • медработники;
  • педработники;
  • трудящиеся в сфере науки;
  • прокурорские работники;
  • пожарные;
  • спасатели;
  • транспортники (летчики, железнодорожники, лица, обеспечивающие безопасность на транспорте);
  • руководители унитарных предприятий федерального значения;
  • специалисты в сфере промбезопасности;
  • связанные с перемещением и креплением грузов;
  • работники культуры;
  • иные категории работающих, согласно федеральным и отраслевым нормативам.

Для коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, аттестация не обязательна, однако может быть прописана в ЛНА и применяться для определения квалификационного уровня сотрудников.

Вопрос: Работница при увольнении за несоответствие занимаемой должности не сообщила о своей беременности. Обязан ли работодатель восстановить ее на работе? Если да, то как быть с неудовлетворительными результатами аттестации?
Посмотреть ответ

Критерий необязательности действует, только если фирма не связана с деятельностью, по которой аттестация обязательна. К примеру, если предприниматель осуществляет деятельность, связанную с креплением и перемещением грузов либо организация осуществляет вспомогательные работы в сфере железнодорожных перевозок, их работники должны проходить аттестацию.

При разработке ЛНА и проведении процедуры рекомендуется руководствоваться документами:

  • Постановлением №470-267 от 5/10/73 г. (совместный документ ГКНТ и Госкомтруда).
  • Постановлением №38-20-50 от 17/02/86 г. (совместный документ ГКНТ, Госстроя и Госкомтруда).

Они принимались еще в период существования СССР, однако при рассмотрении трудовых споров, связанных с результатами аттестации, суды часто ссылаются на их положения.

Как проводится аттестация

Аттестация должна проводиться в соответствии с утвержденными стандартами по профессиям (ст. 195.1 ТК РФ). В первую очередь это касается обязательной аттестации и профессий, к которым она применяется. Вместе с тем, исходя из смысла указанной статьи, если руководство коммерческой организации проводит аттестацию работников, оно обязано руководствоваться той же статьей.

Основным документом, регламентирующим процедуру, является Положение об аттестации. Схематично документ состоит из нескольких важных блоков, разрабатываемых и дополняемых в соответствии со спецификой ее работы:

  1. Понятие, цели, задачи аттестации. Здесь можно задекларировать определение уровня квалификации, установление поощрительных мер.
  2. Работники, подлежащие и не подлежащие аттестации. Необходимо выделить особо, что молодые специалисты, беременные и иные защищенные работники аттестацию не проходят.
  3. Сроки и формы аттестации. Плановая и внеплановая аттестация, их условия. Обычно плановая процедура проводится не реже чем раз в пять лет либо чаще. Сроки устанавливаются в законодательстве для каждой профессии. На эти нормативы должны ориентироваться и коммерческие организации. Форма может быть письменной, через собеседование и пр.
  4. Аттестационная комиссия. Если в организации есть профсоюз, включение его представителя в состав комиссии обязательно (ст. 82 ТК РФ), иначе решение комиссии можно признать незаконным через суд, как подтверждает судебная практика.
  5. Оценочные критерии. Они должны опираться на описанные в трудовом договоре обязанности работника и сложность выполняемой им работы.
  6. Проведение аттестации. Рекомендуется подробно описать процедуру уведомления работника (оптимально за месяц до начала), заседания комиссии, голосования, отражения его результатов, доведения их до сведения работников.
  7. Результаты. Результат аттестации может формулироваться так:
  • соответствует/не соответствует занимаемой должности;
  • условно соответствует должности;
  • условно соответствует, при выполнении рекомендаций аттестационной комиссии (может дополняться положением о внеплановой аттестации, повторно).

С документом следует ознакомить работников под подпись.

К положению об аттестации комиссии необходимо разработать график аттестационных мероприятий и согласовать его с работниками. Для работы аттестационной комиссии ей необходимы сведения о каждом работнике: в форме справки, характеристики или в любой другой, предусмотренной ЛНА.

Вся вышеуказанная процедура на начальной стадии аттестационного процесса (утверждение состава комиссии, список профессий и должностей, график, процедура подготовки документов кадровой службой, информирование работников) оформляется приказом по организации, с которым работники должны быть ознакомлены под подпись.

Результат заносится в протокол комиссии либо в аттестационный лист, заполняемый на каждого работника. На основании этих документов руководитель издает приказ в отношении каждого работника, прошедшего или не прошедшего аттестацию.

Все аттестационные документы, в том числе и характеристика, и аттестационные листы, хранятся в личном деле сотрудника, как кадровая документация. Начиная с 2003 года срок хранения по ней 50 лет, для более ранних документов – 75 лет (ФЗ-125 от 22/10/04 г., ст. 22.1).

Внеплановая аттестация

Кроме периодических плановых аттестаций, практикуется аттестация внеплановая. Она проводится, как правило, в отношении отдельных работников. Необходимость проведения может возникать в следующих случаях:

  • решение вопроса о повышении (понижении) в должности;
  • решение вопроса о повышении оклада на той же должности;
  • при возникновении сомнений в профпригодности сотрудника;
  • нарушение сотрудником правил ТБ и охраны труда на рабочем месте.

Возможность внеплановой аттестации должна следовать из принятых в организации ЛНА, в противном случае принятое по результатам внеплановой аттестации решение можно будет расценивать как предвзятое по отношению к отдельному работнику. Следует также иметь в виду: если работник успешно прошел плановую аттестацию, проведение аналогичной внеплановой процедуры с негативным результатом может быть оспорено.

Важно! Внеплановую аттестацию не следует путать с внеочередной. Она возможна только в отношении ограниченного числа организаций, подконтрольных Ростехнадзору, и только если в организации произошел несчастный случай либо была аварийная ситуация (Положение №37 от 29/01/07 г. Ростехнадзора п. 15).

Правовое значение и итоги аттестации

Аттестация, в зависимости от результатов, может иметь ряд последствий. По итогам аттестации сотрудника можно уволить (ст. 81-3 ТК РФ). Часто такая аттестация проводится внепланово, если у администрации есть сомнения в соответствии работника занимаемой им должности.

Важно! Нельзя уволить по результатам аттестации беременную, одинокую мать, женщину, имеющую ребенка до 3-х лет и некоторых других лиц, согласно ст. 261 ТК РФ.

По результатам аттестации, как плановой, так и внеплановой, может также приниматься решение:


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В школу по внешнему совместительству приняли учителя физики. Основное место работы - техникум, должность - "преподаватель физики". Данный работник получил 1 квалификационную категорию во время работы в техникуме по должности "преподаватель".
Распространяется ли действие 1 квалификационной категории, полученной по должности "преподаватель" в техникуме, на должность "учитель" в школе? Обязана ли школа доплачивать за 1 квалификационную категорию данному работнику?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работнику, занимающему должность учителя, не должна начисляться надбавка за 1 квалификационную категорию, присвоенную по должности преподавателя.

Обоснование вывода:
Согласно части первой ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вместе с тем нам не удалось обнаружить нормативный правовой акт или отраслевое соглашение, заключенное на территориальном уровне, действие которого распространялось бы на указанное учреждение, которым регулировался бы вопрос об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории.
Так, пунктом 8 части 1 ст. 48, частью 1 ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрены обязанность педагогических работников проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании, и их право по желанию проходить аттестацию в целях установления квалификационной категории. При этом, как следует из п.п. 28, 38, 39 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 N 276 (далее - Порядок проведения аттестации), квалификационная категория присваивается по конкретной должности. Она подтверждает уровень профессиональной компетентности по специальности, необходимой для работы по определенной должности.
Как видно из подраздела 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678, должности "преподаватель" и "учитель" являются различными должностями.
Минобрнауки РФ совместно с Общероссийским Профсоюзом образования в письме от 03.12.2014 N 08-1933/505, отвечая на вопрос о том, можно ли подавать заявление на одновременное проведение аттестации в целях установления квалификационных категорий по должностям "учитель" и "преподаватель", разъяснило, что педагогический работник имеет право пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории как по должности "учитель", так и по должности "преподаватель". Необходимость в прохождении аттестации по двум указанным должностям ("учитель" и "преподаватель") возникает лишь в случае, если педагогический работник одновременно осуществляет педагогическую деятельность в двух разных типах организаций (причем в одном из них педагогическая работа оформляется как совместительство). Так, в должности "преподаватель" преподавательская работа осуществляется в организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, а в должности "учитель" - в организации, реализующей общеобразовательные программы.
Поэтому если сотруднику образовательного учреждения не присвоена 1 квалификационная категория именно по должности учителя, то надбавка за 1 квалификационную категорию ему выплачиваться не должна.
Аналогичные разъяснения, что при переходе педагогического работника на другую должность квалификационная категория не сохраняется, давались в письме Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 18.08.2010 N 03-52/46 (ответ на вопрос 42).
Таким образом, работнику, занимающему должность учителя, не должна начисляться надбавка за 1 квалификационную категорию, присвоенную по должности преподавателя.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

12 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

В середине июня 2014 года вступил в силу новый порядок аттестации педагогических работников (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276, далее по тексту – Порядок аттестации). Он вызвал множество вопросов как у самих педагогов, так и руководителей образовательных организаций. Поэтому Министерство, утвердившее данный порядок, и Профсоюз работников народного образования и науки РФ дали разъяснения по некоторым вопросам в совместном письме от 03.12.2014 года № 08-1933 и №505, соответственно. Остановимся на некоторых из них.

1. Аттестация руководителей (заместителей) образовательных организаций

На указанные категории работников Порядок аттестации не распространяется. Вместе с тем данные сотрудники все же должны проходить аттестацию в следующих случаях:

  • руководители при приеме на работу и во время работы – аттестация проводится в порядке и в сроки, которые установлены учредителем данной образовательной организации;
  • руководители, их заместители, руководители структурных подразделений, их заместители в случае, если они по совместительству работают учителем, педагогом дополнительного образования или тренером-преподавателем – аттестация проводится в соответствии с Порядком аттестации по установлению квалификационной категории по указанным должностям.

2. Кто может входить в аттестационную комиссию?

Аттестационные комиссии формируются самостоятельно образовательной организацией, где будет проходить аттестация. В состав комиссии целесообразно включать работников данной организации, в том числе, которые состоят в коллегиальном органе управления ДОУ.

Обязательно в состав комиссии должен входить представитель профсоюза, если он присутствует в ДОУ.

3. О распорядительных актах при аттестации

Для проведения аттестации в образовательной организации необходимо оформить следующие распорядительные акты:

  • о создании и составе аттестационной комиссии;
  • о проведении аттестации (со списком работников, которые будут проходить аттестацию);
  • график проведения аттестации.

Нет необходимости готовить такие распорядительные документы, как положение об аттестации или об аттестационной комиссии.

4. Если работник отказался от прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности

Указанный вид аттестации является обязанностью работника. Отказ работника от прохождения аттестации может быть расценен как дисциплинарный проступок. Соответственно у работодателя в такой ситуации возникает право применить к данному сотруднику дисциплинарное взыскание: замечание, выговор или увольнение.

5. Когда нужно проходить аттестацию по новому порядку?

Ранее действовавший порядок проведения аттестации педагогов предусматривал необходимость её прохождения не реже 1 раза в 5 лет. С принятием нового Порядка аттестации нет необходимости проходить аттестацию до истечения пятилетнего срока с момента принятия соответствующего решения аттестационной комиссии.

6. Нужно ли проходить аттестацию совместителям?

Совместителю также необходимо проходить аттестацию на общих основаниях даже, если он проходил аттестацию по этой же должности у другого работодателя по основному месту работы (данное правило распространяется на педагогов, не имеющих квалификационной категории).

7. Отсутствие профильного образования у педагога: последствия при аттестации

Если у педагога нет профильного образования (то есть такого образования, которое соответствует профилю педагогической деятельности), то это ещё не означает, что аттестационная комиссия примет отрицательное решение относительно соответствия педагога занимаемой должности. Для положительного решения комиссии педагогу необходимо:

  • иметь достаточный практический опыт,
  • обладать компетентностью,
  • качественно и в полном объеме выполнять свои должностные обязанности.

8. Где отражаются сведения об аттестации работника?

При прохождении работником аттестации сведения об этом заносятся секретарем аттестационной комиссии в протокол не позднее 2 рабочих дней с момента проведения аттестации. Выписка из данного протокола помещается в личное дело сотрудника.

В трудовую книжку заносить сведения о прохождении аттестации на соответствие занимаемой должности не нужно.

9. Что делать работодателю, если работника признали не соответствующим занимаемой должности?

В данной ситуации работодатель имеет право уволить такого сотрудника по п.3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Но прежде работодатель должен предложить сотруднику перевод на другую должность (это может быть должность, которая соответствует квалификации сотрудника, так и нижестоящая и нижеоплачиваемая). Если работник не согласен на перевод, то возможно оформить увольнение.

Обратите внимание! Увольнение работника, который не прошел аттестацию – это право работодателя, а не его обязанность.

10. Если педагог, прошедший аттестацию, сменил место работы

При смене образовательной организации результаты предыдущей аттестации не сохраняются. Новый работодатель может назначить проведение аттестации для вновь принятого сотрудника, правда не раньше двухлетнего срока с момента оформления его на работу.

11. Изменение оплаты труда по результатам аттестации на соответствие занимаемой должности

Согласно Порядку аттестации данный процесс не имеет своей целью обеспечение дифференциации размера зарплаты педагогов. Вместе с тем работодатель имеет право отразить в своем положении об оплате труда условия для назначения выплат стимулирующего характера, которые бы учитывали результаты аттестации на соответствие занимаемой должности.

В указанном выше письме Минобрнауки отражены также иные интересующие педагогов и руководителей образовательных организаций вопросы.


Фото Тимура Громова, Кублог

Многие работодатели воспринимают аттестацию работников как нечто формальное. Оно и понятно: четких указаний о порядке и сроках ее проведения в Трудовом кодексе не содержится. Да и нормативных актов в данной области, предназначенных для коммерческих организаций, за последнее время не издавалось (аттестация обязательна только для работников организаций определенных сфер деятельности): законодательством в основном урегулирован порядок проведения аттестации работников бюджетной сферы. Между тем результаты аттестации могут служить основанием для увольнения работника, поэтому рекомендуем со всей ответственностью отнестись к проведению самой аттестации, поскольку трудовые споры нередки и в большинстве случаев судьи встают на сторону работника. О том, как правильно организовать проведение аттестации, читайте в настоящей статье.

Аттестация: как много в этом слове…

Результаты аттестации помогут оптимизировать использование трудовых ресурсов, создать дополнительные стимулы к профессиональному росту работников, сформировать кадровый резерв из наиболее компетентных специалистов, а также уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям, предъявляемым к занимаемым ими должностям.

Рассматривая понятие аттестации, нельзя пройти мимо определения квалификации работника, которое дает ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ: это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Характеристика квалификации, необходимой сотруднику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, определяется профессиональным стандартом (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). В настоящее время разработано уже достаточно большое количество таких стандартов. Они действуют наряду с квалификационными справочниками (ЕКС и ЕТКС): обязанность применять стандарты пока не установлена.

На основании ч. 2 данной статьи характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Таким образом, в настоящее время работодатели для определения квалификации работника для установления его соответствия занимаемой должности пользуются как квалификационными справочниками, так и профессиональными стандартами.

Обязательно ли проводить аттестацию работников?

Разрабатываем локальный акт

Соответственно, если руководство приняло решение о необходимости проведения в компании аттестации работников, нужно разработать локальный нормативный акт, регламентирующий порядок ее проведения.

Перед тем как приступить к разработке такого локального акта, надо проанализировать существующие в компании должности и работы на предмет обязательности аттестации, и если будут выявлены таковые, то нужно учитывать положения нормативных актов, регламентирующих порядок проведения аттестации на них. Если же в компании нет таких должностей и работ, работодатель свободен в установлении процедуры проведения аттестации. Однако мы все-таки рекомендуем ориентироваться:

Что включить в положение о проведении аттестации и на какие моменты обратить внимание при его разработке? Ответы представим в таблице.

Целями аттестации могут быть установление системы поощрений и потребности в повышении квалификации работников, определение уровня квалификации работников для оптимизации процессов производства в дальнейшем или для повышения аттестуемых в должности

Сроки аттестации могут устанавливаться в зависимости от целей и задач ее проведения, а также от категорий работников, подлежащих аттестации. На практике выделяют плановую (очередную) аттестацию (особенностью такой аттестации является то, что она проводится через определенные промежутки времени (раз в полгода, год,

Устная – собеседование. Оно может проводиться как индивидуально, так и коллегиально. В ходе такого собеседования комиссия задает работнику интересующие ее вопросы, предлагает ему оценить свою работу и заслушивает мнение работника о том, что может сделать работодатель для улучшения результата работы.

Письменная – заполнение тестов, опросников. Данная форма проведения аттестации обеспечивает равный подход к оценке уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

Смешанная – устное собеседование с обязательным ответом в письменном виде на вопросы теста или анкеты

В этом разделе определяется состав аттестационной комиссии с распределением функций ее членов. Как правило, в состав комиссии включаются председатель, члены комиссии (в том числе заместитель председателя), секретарь, а также представитель профсоюза (при наличии) (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). Также в комиссию могут входить эксперты из числа высококвалифицированных работников, обладающих достаточными знаниями в определенной области, что позволяет объективно оценить квалификацию подлежащих аттестации работников, а также руководители соответствующих подразделений

Критерии оценки устанавливаются исходя из сложности выполняемой работы, а также из возложенных на работника обязанностей. Следовательно, определить соответствие квалификации работника выполняемой им работе можно, только если в трудовом договоре (должностной инструкции) функции работника описаны максимально четко. Если он признан не соответствующим занимаемой должности, а его должностные обязанности документально не закреплены, могут возникнуть споры. Работники, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с такими критериями заранее, до проведения аттестации

Процедура аттестации должна быть описана как можно подробнее. Например, можно описать порядок ведения протокола заседания аттестационной комиссии, указать на обязательность его заполнения, представить форму протокола и порядок его утверждения и ознакомления работников с результатами аттестации после принятия решения членами комиссии. Хорошо бы зафиксировать вид голосования (открытое (в присутствии аттестуемого) или закрытое (без участия работника)) для принятия решения, а также привести перечень причин, которые являются уважительными и при наличии которых аттестация может переноситься на другой срок. Также нужно установить подразделение или лицо, ответственное за подготовку материалов для представления в аттестационную комиссию (таковым может стать, например, юрисконсульт или отдел персонала), в должностные обязанности которого входит участие в проведении аттестации, а также отразить этапы подготовки к проведению аттестации: формирование списков работников, подлежащих аттестации, информирование руководителей подразделений о необходимости подачи характеристик или аттестационных листов на работников, составление графика проведения аттестации и пр.

В данном разделе нужно закрепить виды решений, которые могут быть приняты в отношении аттестуемого (например, работник соответствует занимаемой должности и рекомендован к переводу в порядке должностного роста, работник соответствует занимаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв, работник соответствует занимаемой должности, работник не соответствует занимаемой должности). В этом же разделе можно указать срок, в течение которого работодателю необходимо исполнить рекомендации аттестационной комиссии

Помните, с утвержденным положением о проведении аттестации работников следует ознакомить под подпись. В случае возникновения трудового спора работодатель обязан представить доказательства того, что работник был поставлен в известность о возможности оценки результатов его работы и его личных деловых качеств в форме аттестации и о том, что по результатам аттестации работник может быть уволен.

Процедура проведения аттестации

  1. подготовка к проведению аттестации;
  2. проведение аттестации;
  3. подведение итогов и принятие мер по итогам аттестации.

На этапе подготовки к проведению аттестации необходимо создать аттестационную комиссию. Делается это приказом, причем можно издать отдельный приказ о создании комиссии, а можно прописать это в приказе о проведении аттестации. Приведем пример.

Общество с ограниченной ответственностью «Мир»

12.01.2016 г. Нижний Новгород

о проведении аттестации в 2016 году

В целях объективной оценки профессиональных и деловых качеств работников ООО «Мир» и в соответствии с положением об аттестации работников, утвержденным 18.03.2014,

1. Для проведения аттестации создать аттестационную комиссию в составе:

– председателя комиссии – директора по персоналу И. И. Ивановой;

– заместителя председателя комиссии – главного бухгалтера И. А. Петровой;

– членов комиссии: старшего инспектора отдела кадров О. И. Сидоровой;

начальника отдела продаж И. П. Васечкина;

– секретаря комиссии – офис-менеджера Е. А. Смирновой.

2. Утвердить график проведения аттестации работников на 2016 год (прилагается).

3. Руководителям структурных подразделений в срок до 08.02.2016 подготовить и представить в аттестационную комиссию все необходимые документы на аттестуемых работников.

4. Директору по персоналу И. И. Ивановой в срок до 01.02.2016 ознакомить работников, в отношении которых проводится очередная аттестация, с настоящим приказом и утвержденным графиком аттестации.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор Королев П. Л. Королев

С приказом ознакомлены:

Директор по персоналу Иванова, 12.01.2016 И. И. Иванова

Главный бухгалтер Петрова, 12.01.2016 И. А. Петрова

Лицо, ответственное за подготовку для комиссии документов по аттестуемым работникам, на подготовительном этапе оформляет и собирает необходимые для аттестации документы: отзывы, характеристики, анкеты, отчеты и пр.

Также рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками во избежание неправильного толкования ими целей и задач аттестации.

Следующий этап – проведение аттестации. Сама процедура проходит в обозначенном месте. Аттестация должна проводиться в присутствии аттестуемого работника и его непосредственного руководителя. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин или отказа от прохождения аттестации комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

К сведению

Проведение аттестации без работника допускается лишь при наличии письменного ознакомления работника с датой проведения аттестации. При этом работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности.

В ходе заседания комиссия заслушивает непосредственного руководителя аттестуемого (тот кратко оценивает его профессиональные, деловые и личные качества), рассматривает представленные документы, задает вопросы для выявления уровня профессиональных знаний, проводит письменное тестирование уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.

К сведению

Оценка сотрудника основывается на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, изложенным в его должностной инструкции, трудовом договоре. При этом должны учитываться профессиональные знания работника, опыт работы, повышение квалификации, переподготовка и другие объективные данные.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (его форма обычно утверждается локальным нормативным актом), который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимающими участие в голосовании. Аттестованный работник должен быть ознакомлен с аттестационным листом под подпись.

Проведение аттестации сопровождается ведением протокола, в который заносится вся информация, в том числе об оценке квалификации работника. Затем члены комиссии проводят обсуждение и принимают решение по каждому аттестуемому в порядке, предусмотренном положением об аттестации (открытым или закрытым голосованием, в присутствии или в отсутствие работника и пр.). Решение комиссии закрепляется в протоколе и доводится до сведения работников под подпись в установленные сроки. После завершения процедуры аттестации в личную карточку работника вносится соответствующая информация.

Завершающим этапом аттестации является принятие работодателем решения, которое оформляется приказом. По итогам аттестации кого-то из аттестованных, возможно, поощрят или предложат ему перевод на вышестоящую должность, а кого-то, вероятно, будет решено уволить.

С таким приказом (об итогах аттестации) необходимо ознакомить всех заинтересованных работников.

Подведем итог

Категории работников, не подлежащих аттестации фото

Аттестация - процедура, знакомая служащим государственного и муниципального сектора не понаслышке. Однако для сферы частного предпринимательства это относительно новое мероприятие. Не все руководители понимают, зачем и как нужно аттестовывать работников, какую пользу это может принести бизнесу, какие категории персонала не подлежат оценке. Сегодня мы расскажем, что такое аттестация, обозначим ее ключевые цели и задачи, выделим типы работников, которые данную процедуру проходить не обязаны.

Что такое аттестация работников?

Под аттестацией персонала понимается комплексный анализ личностных, деловых, а в некоторых случаях - морально-этических качеств отдельных работников. Как правило, оценка производится 1 раз в 3 или 5 лет. Аттестация - эффективный инструмент менеджмента, который позволяет работодателю выявить уровень квалификации сотрудника и его соответствие должности.

Цели и задачи аттестации

Вопреки распространенному мнению, главная цель аттестации - вовсе не контроль эффективности выполнения работниками их функциональных обязанностей. Это инструмент для поиска скрытых резервов, с помощью которых можно расширить трудовой потенциал и уровень отдачи каждого сотрудника.

Среди основных задач аттестации персонала выделяются следующие:

  • отражение текущего состояния кадровой политики организации, степени удовлетворенности сотрудников, выявление проблем в этой области;
  • формирование новых система оплаты труда, компенсационных пакетов. Это позволяет влиять на уровень мотивации сотрудников, повысить заинтересованность в работе;
  • принятие управленческих решений, касающихся дальнейшего развития компании, улучшения кадровой политики.

Аттестация - весьма важная для работодателя процедура. По её итогам он может:

  • повысить эффективность использования кадрового потенциала;
  • выявить точный уровень профессионализма каждого из сотрудников организации;
  • разработать дополнительные мотивационные инструменты;
  • сформировать профессиональный кадровый резерв;
  • расторгнуть трудовые отношения с работниками, уровень профессионализма которых ниже занимаемых должностей.

В ходе проведения аттестации устанавливается обратная связь между руководством организации и ее сотрудниками, выявляется потенциал каждого работника, у сотрудников появляется возможность продвижения по карьерной лестнице и раскрытия своего потенциала и т.д. Проанализировав результаты аттестации, организация сможет скорректировать свои планы, более эффективно организовать работу с персоналом.

Аттестация персонала полезна и при сокращении размеров штата, а именно - для соблюдения ст. 179 ТК РФ. В этой норме указано, что работники с более высоким уровнем квалификации имеют привилегию остаться на работе. Таким образом, руководителю будет гораздо проще принять решение, кого нужно уволить, а кого следует сохранить.

 Цели и задачи аттестации изображение

Для каких категорий работников не проводится аттестация

Сегодня в законодательстве нет исчерпывающего перечня должностей или категорий сотрудников, не подлежащих данной процедуре. Однако используя определенные правовые нормы, можно обозначить ряд таких работников.

Первая категория - специалисты, которые проработали в той или иной должности меньше определенного периода времени.

В ст. 70 ТК РФ, устанавливающей испытательной срок для разных категорий персонала, сказано, что он длится 3-6 месяцев (зависит от должности). Поэтому вполне логично предположить следующее - если вновь принятый работник успешно прошел испытательный период, он на 100% соответствует занимаемой должности. А значит, дополнительно оценивать его уровень квалификации бессмысленно.

К этой же категории можно отнести:

  • сотрудников, работающих в организации меньше 12 месяцев;
  • молодых специалистов, которые поступили на работу в данную фирму по распределению (после выпуска из ВУЗа или другого учебного заведения).

Следующая категория работников - женщины в период беременности и матери, которые имеют детей в возрасте не старше 3-х лет. Это прописано в п. 4 Положения об аттестации руководителей и специалистов предприятий, принятого ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР 05.10.1973 года под номером 470/267 (в редакции 1986 года). Сегодня этот нормативный акт используется частично - в пунктах, не противоречащих действующему ТК РФ. Положение - единственный документ, содержащий четкий список работников, не подлежащих профаттестации.

В третью льготную категорию входят:

  • матери и отцы, воспитывающие несовершеннолетних детей до 14 лет в одиночку;
  • биологические родители или опекуны детей-инвалидов (до 18 лет). Ограниченные возможности здоровья последних должны быть подтверждены документально.

Ст.261 ТК РФ говорит, что с перечисленными выше сотрудниками расторгнуть трудовое соглашение по инициативе организации нельзя. Можно уволить их только по основаниям, описанным в:

  • п. 1, 5–8, 10-11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ;
  • ч. 2 ст. 336 ТК РФ.

Здесь отсутствует п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, предусматривающий аннулирование трудовых отношений ввиду несоответствия занимаемой должности, либо низкого уровня квалификации, выявленной по результатам аттестационных мероприятий. Однако переводить одиноких родителей или опекунов детей-инвалидов на работу с более низкой оплатой нельзя, поэтому оценивать их соответствие занимаемой должности бессмысленно.

Необходимость аттестации работников, прошедших курсы повышения квалификации или получающих высшее образование без отрыва от производства, законом никак не урегулирована. Но на практике их часто освобождают от данной процедуры. Обычно этот пункт прописывается в коллективных договорах.

Читайте также: