Как жить без профессии

Опубликовано: 03.10.2024

Соискатели без высшего образования сталкиваются с несколькими проблемами:

  1. их часто отсеивают просто по умолчанию («Смотрим всех, у кого высшее образование»);
  2. они стесняются на собеседованиях и обманывают в резюме;
  3. они могут проигрывать в конкуренции с кандидатом, у которого есть высшее образование.

Еще один вариант той же проблемы — отсутствие профильного образования. Например, вчерашний дизайнер решил уйти в ИТ-сферу и начал изучать программирование самостоятельно, хотя на технической специальности никогда не учился. Работодатели вполне могут отложить резюме только на том основании, что у человека нет соответствующего диплома.

Существуют должности, для которых крайне важны конкретные и узкие профессиональные навыки, однако многие соискатели не получают даже возможности показать себя.

Что дает высшее образование на самом деле?

Служба исследований HeadHunter, опросив более 12 000 работников, выяснила следующее. Те, кто окончил вуз, подчеркивают, что в первую очередь улучшили общее интеллектуальное развитие во время обучения — это отметили 60% опрошенных. А те, кто получил среднее профессиональное образование, говорят, что в первую очередь овладели конкретными профессиональными навыками (65%).

Согласно сегодняшним представлениям о необходимых для успешной работы компетенциях, важны как конкретные умения, так и метанавыки, которые обычно как раз относят к «общему развитию». Таким образом, свои сильные стороны есть и у высшего, и у среднего специального образования. Однако важно отметить, что, кроме развилки «вуз или колледж» существует множество других вариантов для обучения.

Мы решили спросить у работодателей и сотрудников, действительно ли образование играет такую значимую роль в трудоустройстве.

Евгений Смирнов

Мне всё равно, есть ли у сотрудника «корочка» или нет. Более того, я, честно говоря, не знаю, у кого из моих сотрудников есть высшее образование, а у кого — нет. Вернее, так: знаю только о двух людях, так как оба заканчивали тот же факультет университета, где я учился.

В современном мире образование — это не гарант навыков или уровня соискателя. Программы любого российского вуза, если говорить об ИТ, безнадежно отстают от рынка. Поэтому 90% нормальных разработчиков начинают работать с первого курса, чтобы к концу обучения получить 4-6 лет опыта работы в индустрии, а не красный диплом.

О нескольких своих сотрудниках я знаю, что они прекратили обучение в вузах (в том числе, топовых в Санкт-Петербурге) именно по причине бессмысленности этого процесса с точки зрения карьерного роста.

Нормальная современная компания не оценивает кандидата по наличию или отсутствию высшего образования. Оцениваются умения и знания (hard skills), социально-эмоциональные навыки (soft skills), а также рекомендации. Я бы рекомендовал бежать из компании, в которой высшее образование является обязательным критерием, поскольку подобные компании вымрут, как мамонты.

Мария Кочакова

Когда меня нанимали на первую работу, в требованиях было гуманитарное образование — филфак или журфак, а также требовался красный диплом. У меня как раз был красный — это роль сыграло, думаю. Довольно абсурдное требование, которое сильно снижало количество возможных кандидатов. Но тем не менее красный диплом добавил баллов.

В профессии сценариста компьютерных игр и преподавателя сценаристики компьютерных игр мне очень пригодилось образование филолога — и начитанность, и русский язык, и педагогическая практика. Сценарному делу я в вузе не училась, только на практике. Но филологическое образование — литературоведение, лингвистика, русский язык — пошло на пользу.

Я сейчас как раз занимаюсь тем, чтобы технарям преподавать основы гуманитарных знаний на частных онлайн-курсах, потому что люди приходят совсем без базы. Например, им нужно поднимать сложный большой пласт мифологии, который на том же филфаке изучают на первом курсе.

При этом для того, чтобы быть сценаристом, не обязательно получать диплом сценариста. Но гуманитарное образование поможет. Я периодически нанимаю людей на аутсорс, по самым разным задачам — и на образование не смотрю, только на выполнение тестового задания и опыт, указанный в резюме.

Елена Савчук

Руководитель event-направления и клиентских коммуникаций в HeadHunter

Университет я так и не окончила: поступала в два вуза и уходила из них с первого курса, примерно через полгода. Мне казалось, что я уже взрослая, работаю, у меня есть деньги, а значит, нечего мне там делать. Из-за работы мне приходилось пропускать семинары, были проблемы с допуском к экзаменам, я волновалась и в итоге решила, что все это не для меня.

Работаю в общей сложности уже 17 лет. На каждом собеседовании мне приходилось краснеть и скрывать, что я неуч. Вернее, не скрывать, а давать ложную информацию — неоконченное высшее. Или говорила, что диплом вуза есть, но нужно его поискать, был переезд, документы потерялись. Чувствовала себя ужасно неловко в эти моменты и старалась побыстрее закрыть тему.

В результате работодатели мне не напоминали о дипломе, и вопрос сам собой сходил на нет. В целом, проблем не возникало, кроме морально-этических.

Отсутствие диплома в моем случае никак не влияет на рабочий процесс. Уже больше 10 лет я занимаюсь организацией бизнес-форумов и конференций, а этому не учат в вузах. Все познавала на практике и на опыте коллег. Сейчас сама могу кого угодно консультировать в этой сфере.

Так нужен ли диплом?

Высокая карьерная лабильность сегодня становится все более популярной тактикой профессионального развития. Многие специалисты круто меняют карьеру, переучиваясь и открывая для себя новые сферы. При этом возможностей для образования и самообразования делается больше. Альтернативой второму и третьему высшему образованию, получение которого займёт несколько лет, могут стать массовые открытые онлайн-курсы, занятия с репетиторами и, конечно, практика. Готовые проекты — это уже интересная тема для обсуждения на собеседовании.

Есть основания предполагать, что в ближайшие годы образовательная система будет развиваться и становиться сложнее, а привычные этапы и статусы утратят свою силу. Однако уже сейчас работодателям лучше обращать внимание на конкретные умения и таланты, а соискателям — запасаться рекомендациями и готовыми проектами, которые говорят об успехах куда больше, чем оценки в дипломе.

Кажется, все помешаны на идее высшего образования. Сегодня даже сложно представить 11-классника, не мечтающего после школы поступить в вуз. Но действительно ли образование так необходимо? Не будем высказывать своё субъективное мнение, а лучше спросим тех, кто знает об этом чуть больше. Мы подготовили для вас 3 мини-интервью с людьми без высшего образования:

• Алексей, 30 лет, категорийный менеджер

• Кристина, 23 года, логист

• Владислав, 25 лет, фотограф.

Ребята отвечали на 4 главных вопроса:

Что из этого вышло - читаем.

1) Почему ты не получил высшее образование?

Алексей: «Я бросил вуз после 2,5 лет учёбы. С одной стороны, мне не хватило сил, усидчивости, с другой стороны, я выбрал не ту специальность.»

Кристина: «Да потому что изначально меня туда отправила мама. И первое время я даже пыталась убедить себя, что я правда хочу стать врачом. Но себя не обмануть. Спустя 1,5 года я тайком забрала документы. Кстати, мама до сих пор надеется, что я восстановлюсь, хотя прошло уже почти 5 лет»

Владислав: «Ещё в старших классах школы я знал, что не буду поступать в универ. Просто потому, что сразу хотел стать фотографом и понимал, что нет нормальных вузов по этому направлению и что в этой профессии больше важна практика»

2) Как отсутствие диплома мешает на работе или в обычной жизни?

Алексей: «В обычной жизни практически не мешает. Но в незнакомых компаниях могут косо посмотреть и сказать: «Ого, нормальный парень без высшего образования». Это к тому, что в нашей стране высшее образование – корочка о том, что ты не дурак. Это не столько профессиональная вещь, сколько пропуск в иной мир. В поиске работы мешает, потому что часто, когда идешь работу, это 1 из критериев. При этом работодателю без разницы, какое у тебя образование. Ты можешь быть проектировщиком ж/д путей, а ищут менеджера по продажам. И им всё равно нужно высшее образование. Зачем? Но мне кажется, в этом есть подвижки, потому что меня, например, взяли без высшего образования, хотя официально это был 1 из критериев.»

Кристина: «При устройстве на работу особых трудностей не было, потому что компании очень был нужен человек, которого они были готовы научить всему на практике. Больше смотрели на желание обучаться и ответственность, что ли. Но в обычной жизни иногда чувствую себя неполноценно из-за этого. Если честно, в разговорах я вообще стараюсь избегать темы образования. Особенно неловко отвечать на вопросы одноклассников/бывших учителей и т.д. Всё-таки наше общество не очень воспринимает людей без высшего»

Владислав: «На работе у нас все достаточно продвинутые, креативные и без стереотипов в голове. С момента устройства на работу меня оценивали как профессионала, а не как человека с корочкой. Поэтому трудностей не было вообще. Тем более фотографией я начал заниматься ещё со школы. Наверное, ещё и поэтому сразу была какая-то уверенность. Да и в обычной жизни тоже не комплексую. Если у меня нет образования, это не значит, что я не читаю книг, не смотрю кино и не знаю последних новостей. Я считаю себя интересным собеседником и полноценной личностью, так что тут точно никаких проблем.»

3) Какие есть плюсы жизни без образования?

Алексей: «Плюс 3 года свободной жизни, которые я бы потратил на дальнейшее обучение. Некая экономия жизненного времени. У меня появилась возможность раньше встать на ноги и быть более самостоятельным. Меня, например, образование очень ограничивало в плане работы и самообеспечения. По сути, я жил за счёт родителей. А так, если не тратишь время на образование, есть шанс раньше стать самостоятельным. Ты можешь не получить образование в 20 лет, зато в 25 лет уже точно поймёшь, что тебе нужно.»

Кристина: «Да, пожалуй, плюсами можно назвать всё, кроме вот этих неловких разговоров об образовании. Серьезно, столько времени освобождается, столько сил. И если ты не врач, то смысла учиться столько лет особо нет.»

Владислав: «Ага, ведь можно заниматься самообразованием. Я, например, люблю проходить разные курсы, ходить на мастер-классы. И получаю просто кучу знаний и навыков. При этом никто не заставляет тебя сдавать условный матан, сдавать нормативы на физ-ре и т.д. Для меня очень важна вот эта свобода выбора.»

4) Есть ли планы получить диплом в будущем?

Алексей: «Мне не нравится эта формулировка. Мне не столь важен диплом, сколько важны сами знания. В нашей стране это бумажка, а мне просто хочется получить знания в определённой области. Я хотел бы, но сейчас это сделать труднее: работа, мало свободного времени, а образование требует времени.»

Кристина: «За эти 5 лет я тысячу раз задумывалась над этим. И даже пыталась закидывать документы в некоторые вузы на заочку. Ну, просто «чтобы было». Но все разы что-то не складывалось, так что я думаю, это знак. Не знаю, если вдруг появится острая необходимость, то, конечно, получу. Но в ближайших планах нет такого. Лучше выучусь на права и похожу отдельно на курсы английского, например.»

Владислав: «В России точно нет. Иногда задумываюсь об образовании за рубежом, потому что там действительно многому можно научиться у преподавателей (которые чаще всего реально знают толк в профессии), познакомиться творческой тусовкой. Но пока я коплю портфолио и деньги.»

Конечно, каждый сам вправе решать, получать ли ему высшее образование и, если да, то как и в каком вузе. Но мы лишний раз хотели напомнить, что:

Можно ли обойтись без высшего образования

Некоторым специалистам — например, программисту, менеджеру по продажам или человеку из сферы digital — можно обойтись и без высшего образования. Но есть профессии, которые требуют дипломов. Это врачи, лётчики, инженеры, преподаватели, учёные.

Кроме того, вуз даёт как минимум три дополнительные возможности, которые сделают жизнь проще и интереснее.

1. Продуманный выбор. Когда в 16 лет вы заканчиваете школу и не идёте дальше учиться в вуз или колледж, то сразу должны выбрать профессию на долгие годы. Проблема — вы пока плохо знаете мир и можете выбрать неправильно. В вузе это решение можно оттянуть на 4-5 лет. Особенно в крупном, где есть возможность переходить между факультетами и пробовать разные специальности. Так вы сможете разобраться в собственных интересах.

2. Отсрочка от армии — важный момент для мальчиков.

3. Нетворкинг. Это возможность найти работу через профессиональные связи. В хороших вузах есть профильные кафедры со специалистами-практиками. Они часто ищут сотрудников среди лучших студентов. Также в вузах есть сообщество выпускников, которые любят забирать к себе в компании ребят, закончивших эти же вузы.

С какого возраста стоит начинать работать?

В школе очень полезно подрабатывать на каникулах. Вы поймёте ценность денег, обрастёте связями и попробуете разные профессии. Конечно, до 14 лет работать незаконно, и официально вас не оформит ни одна компания. После 14 лет устроиться уже проще.

Работать по-серьезному можно со второго-третьего курса, в зависимости от вуза. На первом курсе не стоит, потому что вы только учитесь учиться и за прогулы вас могут отчислить, но позже точно нужно набираться опыта и получать практические навыки.

Что делать, если родители не одобряют выбор профессии?

Очень важно не вести такие разговоры в духе «нравится — не нравится». В первую очередь, выслушайте аргументы родителей и спросите, почему они так думают. Затем приведите собственные.

Для этого больше узнайте о той профессии, которая вам нравится. Возможно, в ближайшие годы она будет востребованной, и уже сейчас на неё есть много вакансий. Или она хорошо оплачивается. Или даёт возможность работать по всему миру. Как только вы начнёте говорить с родителями на языке взрослых, они будут вас слушать.

Где лучше начинать карьеру: в большой компании или маленьком стартапе?

В большой компании у вас появится много связей и возможностей для манёвра. Например, если вам не понравится в одном отделе, вы сможете перейти в другой. Покажется интересным другой проект — сможете перейти в него. Так вы будете искать то, что вам нравится, и развиваться.

В стартапе никто никого не учит, наоборот, все уже используют свои знания. Как молодой специалист вы будете там расти гораздо медленнее, поэтому начинать работать однозначно стоит в большой компании.

Стоит ли идти учиться, если уже работаешь или есть собственный бизнес?

Зависит от того, какие у вас потребности. Просто учиться ради того, чтобы учиться, наверное, не стоит. Но если чувствуете, что вам не хватает знаний или просто диплома, чтобы перейти на следующий уровень, то, конечно, нужно идти учиться.

Что делать, если профессия, в которой хочешь работать, низкооплачиваемая?

Честно задать себе вопрос: «Если я пойду на эту работу, то что я буду есть? И что будет есть моя будущая семья?» После чего постараться найти выход.

Посмотрите на людей, которые работают в этой профессии. Возможно, в ней есть какое-нибудь коммерческое направление. Например, педагог. В государственных школах платят мало, но в частных вполне приличные зарплаты. Также для преподавателей есть разные гранты и стипендии.

Конечно, есть профессии, где таких возможностей мало или совсем нет. Но чаще всего — особенно в больших городах — всегда есть шанс заработать, не изменяя любимой работе.

Стоит ли выбирать профессию, в которой слишком большая конкуренция? Например, юристы или экономисты.

У нас получается хорошо то, что нам нравится. А нравится то, что хорошо получается. Поэтому если вы талантливы в профессии, то вам совершенно не важны конкуренция и переполненность рынка.

Если же таланта нет, то вы всё равно не станете успешным, потому что кто-нибудь всегда будет впереди вас. Поэтому делайте то, к чему лежит душа, и то, что у вас получается — это абсолютный залог успеха.

Что школьнику делать летом: учиться, работать или отдыхать?

На этот вопрос нет правильного ответа. Потому что он зависит от того, что вы хотите.

Как правило, первая работа делится на два типа:

1. Нужны деньги. Обычно это неинтересная работа. Школьники работают официантами или курьерами и получают почасовую оплату. Она им нужна, чтобы купить что-то интересное или, например, съездить с друзьями на море.

2. Хочется попробовать разные профессии. К примеру, вы хотите заниматься архитектурой. Чтобы понять, кто такой архитектор, вы ходите по архитектурным фирмам и проситесь к ним стажёром. Вас, возможно, возьмут подмастерьем, но платить не будут. Зато так вы поймёте, интересно ли вам там работать, и сможете спланировать будущую карьеру.

Поэтому важно понять, что вы хотите. Заработать или попробовать себя в профессии — прекрасно. Хотите отдыхать — имеете полное право. Ваши каникулы это такой же отпуск, как и у взрослого человека.

Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Около месяца назад депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга всерьёз говорили о наказании безработных, буквально недавно с похожей, но всё же отличающейся идейно инициативой выступил Роструд. Мы категорически с подобными мерами не согласны, поэтому решили отыскать несколько ребят, отказывающихся от работы в классическом понимании, и расспросили их обо всём самом важном.

Павел Ильин

Мне 27 лет. Не работаю я почти всю жизнь. У меня было две вспышки, когда я вдруг устраивался на постоянную работу. Это было в 2006-м, когда я только приехал в Москву и у меня ещё отсутствовало понимание, какими активностями хочется заниматься. И ещё одна в 2013-м.

Я думаю, эта убеждённость была со мной всегда и с годами лишь нарастала и утверждалась в моём сознании. Работа делает из тебя философского зомби! Ты обмениваешь самое дорогое, что у тебя есть, на очень незначительное количество денег. Но при этом у тебя нет жизни. Всё, что остаётся, — это неврозы, психозы и пара выходных, в которые хочется только спать или погрузиться в какую-нибудь большую историю — почитать лёгкие книжки, посмотреть простые фильмы и поиграть в игры на низком уровне сложности. Даже если ты зарабатываешь много денег и у тебя высокая должность, у тебя ещё меньше жизни — чем больше с тобой делятся, тем больше на тебя вешают.

Очень важно ещё и то, что, когда ты работаешь, нет времени и когнитивных ресурсов на поиск себя, а это самый тяжёлый труд (да, давайте различать термины «работа» и «труд» в нашем дискурсе). Разумеется, есть вероятность, что рынок труда может совпасть с твоими увлечениями и пристрастиями, но вероятность реализации подобного сценария настолько мала, что лучше сразу идти по хардкору!

Нужно осмысленно что-то делать, а не работать. Безусловно, любое разумное создание, в моей системе ценностей, по крайней мере, имеет естественное право на свободу от работы, потому что современная система распределения благ в обществе (любом, где-то просто больше перекосы, где-то меньше) ничем не отличается от рабовладельческого строя, только теперь мы в экономическом рабстве, и степень этого рабства напрямую коррелирует с балансом твоего банковского счёта. Зря мы, что ли, столько людей положили, чтобы упразднить институт рабства?

Государство должно, именно ДОЛЖНО (так как оно для людей, а не наоборот) предоставлять то, что называется в развитом мире basic income (базовый доход), который покрывал бы хотя бы минимальные потребности. Во многих странах это уже реализовано по факту, правда, всё ещё стыдливо называется пособием по безработице.

Если все последуют моему примеру, будет прекрасно, люди будут счастливы, культура станет намного более диверсифицированной, мы увидим огромное количество разных классных проектов в совершенно неожиданных местах. Разумеется, это создаст острую нехватку кадров в традиционных экономических сферах, что хорошо со всех сторон. С одной стороны, если нам эти отрасли действительно нужны, то их можно будет легко автоматизировать, а если это просто имитация деятельности, то к чёрту эти пустышки.

Государство должно предоставлять то, что называется в развитом мире basic income, который покрывал бы
минимальные потребности.

Разумеется, мне не нравится постоянная ограниченность в ресурсах. Постоянно нужно думать, в каком магазине что дешевле, причём всё — от пельменей до барабанных палочек. Есть ещё сложность с мотивацией, нужно уметь себя сподвигать на действия, но если ты нашёл дело, за которое готов убивать, то такой проблемы нет. Зато плюсы очевидны: ты свободен и самостоятелен. Ты главный, это чувство нельзя променять ни на какие деньги или статусы.

Не работать — не то же самое, что сидеть дома на диване и потреблять медиакультуру без фильтров. Не работать лично для меня значит заниматься различными вещами, от которых меня прёт. У меня есть три функциональных сферы активности. Это музыка, а именно игра на барабанах и написание стихов на английском, чем я занимаюсь в группе NaPast. Это разные интернет-проекты, разработка и администрирование сайтов. И это аспирантура, в которой я занимаюсь теоретической культурологией и пытаюсь найти выход из постмодерна.

Обычный мой день начинается в пять-шесть утра, первые пару часов я отвожу на подготовку организма к бою: душ, завтрак, новости, переписка. Примерно с 11:00 до 14:00 — 15:00 наступает время решения когнитивно сложных задач, обычно пишу куски к диссертации или делаю что-то сложное на своих сайтах. Между 15:00 и 18:00 обязательная практика на барабанах (точнее, на ближайших стульях и креслах). Дальше идут либо какие-то социальные дела вроде репетиции или встречи с друзьями. Но это идеальный день, и не каждый он такой получается.

У меня есть различные фазы эффективной функциональной активности, в рамках которой я занимаюсь тем, чем сейчас могу заниматься осмысленно и с отдачей. Вместо отпуска я устраиваю себе скорее просто смену обстановки с сохранением активности, но, разумеется, с её модификацией и адаптацией под новые условия.

Путешествия — это моя страсть, каждые полгода стараюсь куда-то ездить. Например, Новый год встречал в Германии и Нидерландах, а буквально сегодня утром вернулся из Белоруссии. В основном мои близкие относятся к моему образу жизни положительно, но именно потому, что я не работаю активно. Если бы я просто сидел на диване, уставившись в телевизор, думаю, отношение было бы резко негативное. Сколько себя помню, столько и не испытывал желания работать в классическом понимании, а вот примеров для подражания не могу припомнить. Уверен, что и культура, и жизнь снабжали меня подобными примерами, но они скорее укрепляли убеждённость, нежели как-то переворачивали картину мира.

Люба Макаревская

Я не работаю и не числюсь нигде уже почти 15 лет. Мне 29 лет. Я думаю, что, если какая-то часть людей последует моему примеру, общество станет только более здоровым и продуктивным. Все всё равно не смогут не работать.

Мой день строится так: я просыпаюсь в три, гуляю со своей собакой, потом смотрю телевизор, гуляю или читаю в зависимости от настроения. Пик моей активности наступает часов в 12 ночи и длится до пяти-шести утра. В это время я, как правило, пишу. Я выбрала такой образ жизни, потому что до семи лет у меня было очень счастливое детство, какое-то прямо набоковское. У меня всегда существовала очень сильная эмоциональная связь с родителями, которые осознанно или нет очень много сделали для моего интеллектуального развития, притом что меня никогда ни к чему не принуждали, но это прекрасное время оборвалось походом в первый класс.

Невыносимая скука и откровенная тупость нашей школы невыразимы словами. Безусловно, я ощущала очень сильный разрыв со своими сверстниками в интеллектуальном плане, и вообще нахождение в школе меня жутко травмировало. В 11 лет я поняла, что по своим взглядам я анархист и, когда мне удастся вырваться из-под гнета школы, я больше никогда нигде не буду числиться. Помню, что даже поклялась себе в этом.

В 14 лет я прочитала Уолта Уитмена. Он очень повлиял на меня. Уитмен, как известно, не работал и бродяжничал. Он стал моим идеалом на долгие годы. В девятом классе меня выгнали из школы, и с тех пор я действительно ни разу нигде не числилась, как и поклялась себе в 11 лет. Сейчас мне 29, и в моей жизни не было такого периода, чтобы я где-то работала официально.

Какое-то время я занималась живописью, но в 19 лет поняла окончательно, что меня не волнует ничего, кроме литературы. Всё свободное время я трачу на написание текстов, верю, что в некоторой степени это оправдывает меня. «Поэт — священный паразит общества» Уэльбека, и всё вот это.

Я всё ещё живу на деньги, которые даёт мне мама. Мои траты самые обычные: еда, косметика и одежда, ничего интересного. Я не очень люблю вечеринки, так как я интроверт. Любимые мои развлечения — книжные магазины, «Макдоналдс» и прогулки с моей собакой.

Я боюсь общества — думаю, оно стремится отнять у меня саму меня и привести любую личность к определённому знаменателю.

Безусловно, я думаю, что человек должен иметь право на созерцание. Я думаю, большинство произведений искусства, которые мы знаем, — следствие реализации этого права. В том, чтобы быть безработной, мне не нравится безденежье и то, что я напрягаю свою маму, всё остальное меня абсолютно устраивает. Ну и да, конечно, я периодически не могу отделаться от чувства, что я жалкий паразит, но одновременно с этим мне кажется, что я всё же свободна, а работающие — нет.

Я чувствую потребность в отпуске постоянно, так как и не работая можно устать от жизни в городе. Я бывала за границей, но мне не очень нравится путешествовать, я боюсь летать. Думаю, лучшие путешествия происходят внутри нас самих. Сон — это тоже путешествие. Заставить меня работать мог бы голод или чрезвычайные обстоятельства, я бы пошла работать курьером, скорее всего, ещё я могла бы подрабатывать выгулом собак. Я, как сказал Мишель, очень люблю животных.

Я бы скорее выбрала суицид, чем офис. Смерть, растянутая во времени, или мгновенная — большой разницы нет. Думаю, смерть, растянутая во времени — это как раз работа в офисе. Не стану скрывать, что я ходячая фобия, и моя главная фобия — это наше общество. Думаю, идеальное соотношение безработных и работающих — 50 на 50. Мне кажется, кто-то просто может выполнять регулярную, достаточно монотонную работу, а кто-то нет, и слово «иждивение» — не совсем верное определение.

Друзья и близкие относятся с пониманием, которое периодически чередуется с раздражением, к которому я привыкла. Я, в принципе, ко всему привыкла и ко всему отношусь философски. Я думаю о самореализации и поэтому пишу — стихи и другие тексты. Я чувствую себя реализованной и счастливой, когда мне пишется, просто это не приносит денег, но я научилась не расстраиваться из-за этого. Когда мне не пишется, это и есть отдых. Правда, мне грустно в это время. Мои идеалы среди безработных — Уолт Уитмен и главный герой фильма «Большой Лебовски».

Я боюсь общества — думаю, оно стремится отнять у меня саму меня и привести любую личность к определённому знаменателю. Я против этого и думаю, что работа частично является инструментом в этом деле. Мне кажется, где-то числиться — значит идти на компромисс. Мне вообще периодически хочется сжечь свой паспорт, но без него нынче не купишь алкоголь, так что теперь он стал нужной вещью. Я не чувствую себя безработной, в конце концов, быть живой — это тоже работа, иногда крайне утомительная.

Марк Лукьянов

Мне 24 года. Я не могу сказать, что я не работаю. Я очень много работаю. Просто об этом не пишут в моей трудовой книжке. Ну, однажды я и смены не закончил в одной пекарне — понял, что трачу слишком много времени. Укусил несколько пирожных на складе и ушёл заниматься музыкой. Навсегда.

Почему я не работаю? Примерно таким же вопросом можно задаться и по отношению ко всем остальным. Конечно, работать в широком смысле нужно — это даже не обсуждается. Но о том, на что тратить время, можно было бы поспорить — все люди разные. И да, мы должны почаще иметь право на подобный выбор, иметь работу в классическом понимании или нет. Уверен, в каждой стране это должно быть устроено по-своему. При этом мне кажется странным, что в некоторых государствах есть пособия по безработице, но мне это нравится.

Если все последуют примеру безработных, будет примерно то же, что и всегда случается, когда слишком много людей хотят одного и того же. Я думаю, что некоторым людям просто нельзя попадать в такую сферу.

За моё жилье платят спонсоры. Моя подруга — модель. недавно вернулась из Парижа с Недели моды и привезла оттуда очень много денег. Последние два месяца мы тратим эти деньги: желе, бусы, кино, женские кожаные туфли-гробики и кольцо в нос.

Я бы с удовольствием поехал собирать сицилийские апельсины волонтёром. На два месяца, загореть. Только об этом сейчас и думаю. Только этим и занимаюсь. Думаю, у меня нет такого отпуска, как у работающих на официальных должностях. Я не чувствую в этом необходимости и, к сожалению, мало путешествую. Но это ненадолго. Мои близкие друзья тоже не работают. У меня были реальные примеры работающих на официальных работах, которые вдохновили меня отказаться от этой затеи.

Алиса Таёжная

Мне 28 лет, и я имею счастливую возможность заниматься только любимым делом. Мои родители — working class heroes и настоящие селф-мейд-герои, трудоголики самого простого происхождения, которые положили всю молодость на то, чтобы выжить и закрепиться в Москве. Я благодарна им за их силу и стойкость, за упрямство в том, чтобы научить меня читать в три года и дать мне лучшее образование. Недавно я общалась с ними о своём пути: им трудно представить, что я живу без трудовой книжки, но какой-то частью своего существа я уверена: они понимают, что работа в России — это фикция, которая может оборваться не по твоей вине в любой момент. «Тебе повезло, что ты занимаешься тем, что любишь — у нас такой роскоши не было», — сказали они мне при нашей последней встрече. Моральная поддержка родителей и тот факт, что у меня всегда есть угол, куда вернуться, если я споткнусь, предохраняет меня от необязательной и часто пустой работы, которой приходится заниматься многим моим друзьям не из Москвы, чтобы остаться здесь. Плюс я всегда могу рассчитывать на мужа, который занимается любимым делом и как технический специалист уникального профиля получает зарплату в разы больше, чем я, гуманитарий. Но и он может всегда рассчитывать на меня. То есть если что-то случится с моими близкими и понадобятся деньги, я моментально выйду на работу и буду мотивирована на стабильный план.

У меня в жизни было две любимых постоянных работы, но на обеих я выгорала: не умела найти баланс между работой и свободным временем и неправильно относилась к ответственности и обязанностям. Сейчас такой ошибки я бы уже не совершила, но со своей стороны могу сказать, что люди расцветают от свободы. Все коллеги, которым дают воздух, готовы сделать на энтузиазме куда больше, чем требуется. К сожалению, многие прогрессивные и уж тем более отсталые российские системы и слышать не слышали о том, как мотивировать сотрудников, и оперируют страхом. Я слышала много рассказов от создателей тренингов о том, что нет ничего проще, чем надавить на девушку-сейлса, которая снимает квартиру вскладчину с подружкой и приехала из Сибири на покорение Москвы. Они настолько испуганы и хотят перемен, что готовы жрать говно тоннами. Я категорически не принимаю натаскивание людей, выдрючивание из них покорного стада, превосходство, которое часто встречаю у начальников по отношению к своим подчинённым. Проекты, рождённые по любви и с любимыми людьми, дольше живут и лучше пахнут.

По сути, я постоянно работаю, но мой труд прекарный (редактор исправил автоматом на прекрасный) — то есть вроде бы имеет отношение к интеллектуальной сфере, но оплачивается в месяц не больше, чем труд водителя троллейбуса. Я знаю музейных работников, которые получают меньше, чем кассиры, не говоря уже о программистах, риелторах и сейлсах, в работе которых даже не нужно специальное образование и научная степень, а достаточно широкого диапазона soft skills. О прекарном труде в искусстве и культуре сказано очень много, и это, по сути, настоящая эксплуатация: деньги налом, работа по дружбе, опаздывающие на полгода гонорары, бесконечный вклад в проекты, которые могут не утвердить, постоянный пересмотр условий. У меня нет страховки и не будет детского пособия. По-хорошему, я работаю на соковыжималке в городе, где выделяются миллиарды на реконструкции театров и музеев. Все люди вокруг искусства и кино, если не занимаются *********, живут по нормкору всю свою жизнь и планируют отпуск в Петербурге.

Я уважаю такой выбор, в нём много смелости, но эта система — по сути, плантация наших дней, только на территории интеллектуального труда. Я ненавижу формулировки «ищем молодого с горящими глазами», потому что понятно, что таких молодых обычно на *** вертели. С другой стороны, те молодые, с кем я работала, действительно хотят, преодолевают и учатся, несмотря на снобизм старших коллег и рутинную работу. Через это тоже надо пройти. Награда — делать вещи, в которые ты веришь. Если провести неделю среди тех, кому по фигу и кто заботится только о том, чтобы зарплатка капала на карточку вовремя, сразу понимаешь цену жизни без скепсиса и этого гнилого прагматизма. Большинство философов считали творческий труд вершиной для развития человека, большинство людей не делают ни одного шага в сторону того, чтобы выражать себя через работу. Поэтому существует так много «проектов» ради проектов, поэтому вещи, которые могут делать трое неравнодушных, часто делают десять незаинтересованных. Но это не только российская проблема, так устроен человек вообще.

Недавно прошел день студента, и мы решили поговорить с людьми, которые от звания "студент" добровольно отказались. Эти люди рассказали нам о том, что они делают сейчас, насколько важно образование в России и куда девать свой диплом.

Существует масса всем известных случаев, когда бросившие обучение люди достигали колоссального успеха в своих занятиях. Сюда можно отнести и Стива Джобса, и Билла Гейтса, и Майкла Делла, и еще огромное множество людей. Но это исключения из правил, и в остальных случаях образование необходимо, поэтому сразу хочется предупредить о том, что этот разговор касается лишь гуманитарных и некоторых других профессий, где без диплома обойтись можно. К хирургу или инженеру без фундаментального профильного образования лучше не обращаться, – это, наверное, все понимают.

Антон Герасименко, 22 года. Графический дизайнер, один из основателей проектной группы «Сила»

О значении образования

Образование нужно, если есть искренность в желании научить и желании учиться. Скорее, важна просто образованность. Сейчас можно быть полиматом, практически не выходя из квартиры. В мире TED'а, «Теорий и Практик», «Википедии» и «Гугла» сама образовательная церемония в учреждениях почти теряет свой смысл. В этом случае скорее нужно больше прививать не знания, а тягу к познаниям. Хочется такой школьный урок, на котором в течении 45 минут тебе дают небольшие факты-зацепки из разных сфер. Это гораздо интереснее в плане результатов. Думаю, это уже поняли практически все, поэтому сейчас хорошие школы должны предлагать массу организационных и культурных надстроек к образовательному процессу.

О себе

У меня понимание того, чем я хочу заниматься пришло классе так в восьмом-девятом, потом, за полгода до окончания школы, я получил приглашение от Темы Лебедева работать в студии, закончил школу и приехал в Москву. Поэтому я не успел даже попытаться получить высшее образование. У меня сложилась идеальная ситуация – очень круто работать и получать знания одновременно. Плюс, в такой ситуации сложно быть лентяем. Профессия дизайнера очень остра тем, что является мультидисциплинарной, то есть постоянно нужно впитывать информацию из разных сфер, чтобы выдавать свежий результат. Постоянное образование.

Мне очень близок процесс обучения, который практикуется во многих европейских арт-школах. Тебя не заставляют год рисовать натюрморты, чтобы ты мог начать считать себя художником. Тебе рассказывают о истории искусств, но не заставляют брать в руки кисть и краски, или лепить из глины. Потом, раз в три месяца, устраиваются просмотры и обсуждения. То есть, ты сам понимаешь куда и как ты хочешь двигаться.

О дипломе.

Диплом способен дать архитектору возможность построить здание, у которого будет алиби. Дизайнеру — думаю, ничего.

Дима Степанов, 29 лет. Продюсер «Пикника Афиши»

О значении образования

Я бы выделил шесть серьезных проблем образования в сегодняшней России.

Первая - удручающе низкое качество образовательных программ в областях, появившихся в связи с переходом России к новой, рычной экономике. Это маркетинг, дизайн и т.п. С фундаментальными науками дела обстоят чуть лучше - в СССР была мощнейщая образовательная база, которая за прошедшие 20 лет не успела развалиться, но в все, как мне кажется, к этому и идет.

Вторая проблема - проблема выбора профессии. Никаких эффективных инструментов мне не известно. Результат - 90% окружающих меня людей занимаются чем-то, что никак с их образованием не связано.

Четвертая проблема - подавляющая часть преподавателей не являются практиками. В связи с фундаментальными науками это не страшно, когда как отсутствие практики, например, у предподавателей маркетинга зачастую превращает учебный курс в фарс. Привлекают практиков только самые смелые и богатые вузы - Высшая Школа Экономики, Государственный Университет Управления и некоторые другие.

Проблема пятая - герметичность российской образовательной среды. Образовательные программы развиваются крайне медленно, зарубежный опыт практически не учитывается. Показательный пример - учебные материалы. Мне довелость столкнуться с материалами из Central Saint Martins College of Art & Design (London). Знаете, сравнивать отечественные аналоги с ними, это как сравнивать достижения АВТОВАЗА с последними моделями, например, BMW. Владение отечественным автомобилем - почти подвиг, немецким - удовольствие.

И, наконец, последняя, шестая проблема - слабая материальная база: фактически отсутствует институт дистанционного образования, он-лайн справочники, тесты и т.п.

О значении диплома

Способность человека пройти пятилетний образовательный курс говорит о его работоспособности и целеустремленности. Это, разумеется, для потенциального работодателя очень важно. В ряде отраслей важен также не только факт наличия диплома, но и учебное заведение, его выдавшее. Например, если у вас есть диплом Бауманки и вы пытаетесь устроится программистом, шансов у вас больше, чем без этого диплома. Но вот я не знаю такого диплома, который добавил бы хоть немного баллов маркетологу.

О возможностях

Без образования, конечно, можно многого достичь, и этому есть масса примеров. И не только здесь, в куда более цивилизованных странах тоже. Примеры, конечно, избитые, но избежать их невозможно - у Джоббса и Гейтса образования не было. Без образования больше всего можно достичь в профессиях творческих - поскольку школа дизайна у нас фактически нет, то дизайнеру-самоучке придется конкурировать с таким же дизайнером-самоучкой. У обоих есть все шансы добиться в России успеха.

О себе

Мое решение уйти было предельно рациональным. Мне пришлось выбирать между работой, где я чувствовал и профессиональный, и карьерный рост, и учебой, которая мне этого ощущения не давала, а только брала время и внимание. Я решил: «Ладно, черт с ней, с этой учебой, потом как-нибудь с дипломом разберусь», но так и не разобрался.

Василий Эсманов, 26 лет. Журналист, создатель сайта Look At Me.

Об образовании

Образование необходимо. Но проблема в том, что в голове людей образование прочно увязано с получением диплома, что когда-то было справедливо, но последние лет, наверное, 10 совсем не так. Последние лет 50 люди имели очень хорошие возможности для самообразования, а последние 10 – просто бесконечные. Но существует необходимость в том, чтобы получать совместные знания. Институт в основном сейчас дает связи. А если ты довольно активный, то связи у тебя и так появятся.

Не знаю, где здесь учиться. Много теории, мало практики. Знание ради знания, что создало нашу интеллигенцию — бессмысленную и беспощадную, где почти никто не видел плодов своего труда, зато может, изящно разбираясь, линчевать любое «творческое, общественное» начинание.

О значении диплома

Диплом, конечно, важен, но смотря в какой области. В России диплом гуманитарного, правового, экономического ВУЗа — спокойствие родителей, возможность устроиться клерком в компанию. Меня интересует довольно узкий круг вещей, но я точно скажу, что в России не учат дизайнеров, фотографов, художников, режиссеров, сценаристов, менеджеров. Почти все приличные люди в большинстве этих специальностей – самородки. Что на творчество накладывает серьезные ограничения – они не знают рутины и проекты их обычно очень маленькие.

Диплом врача, физика, математика дает уже более серьезные перспективы, но поскольку я немного далек от науки или медицины, то ничего не скажу. Говорят, наши математики ценятся.

О себе

Я учился в МГИМО: один раз меня выгнали, два раза сам бросал. Посещение института начало мешать получению нужных рабочих знаний. Жалею, что было не так насыщенно в плане полезной информации, как хотелось. Первые два курса было интересно. А дальше, когда пошла специализация – вообще никак. За два-три месяца активной работы я получил больше знаний, чем те, кто пытался учить меня в институте.

Хотя были и хорошие преподаватели. По истории, по экономике, по религиоведению, на занятиях нынешнего декана тоже было интересно и полезно. Но все остальное – за гранью добра и зла.

Дима Устинов, 25 лет. DJ Yaponets, Taras 3000

Об образовании

Самообразование – это весьма хрупкая концепция, применимая только к сферическому индивиду в вакууме. Сейчас, к примеру, можно при помощи «Теорий и Практик» самому составить себе расписание и целенаправленно устроить курсы повышения квалификации почти в любой области, посещая все интересные лекции, какие захочется, но только кто так делает?

О себе

Я поступил в Гуманитарный Институт Телевидения и Радиовещания на режиссуру, и после года довольно увлекательных безобразий, свойственных первым курсам творческих ВУЗов, вдруг ясно осознал, что режиссура – занятие не для детей и делать мне в ней совершенно нечего. После чего, ведомый, прежде всего, желанием быстро сделать карьеру и разбогатеть, я, вместе с Протеем (который учился в том же ГИТРА на «Художке»), проделал стремительное плие в Международный Институт Рекламы, где, по мнению Тушинского военкомата, учусь и по сей день.

О незаконченности своего образования я ни капли не жалею. Впрочем, как ни капли не жалел и не жалею о тех часах, что я потратил на лекциях, ибо каким-то волшебным образом я нашел применение практически всему, чему когда-то учился. Знаний мне постоянно не хватает – я стараюсь больше читать, но, заходя в книжный, хочется, что бы кто-нибудь умный не из «Фейсбука» посоветовал одну единственную книгу на интересующую тему из миллиона книг на полке.

За время учебы мне посчастливилось повстречать нескольких преподавателей, которые в корне перевернули представление о мироустройстве в моей башке, а это, вроде как, много значит. Где бы сейчас таких найти?

Протей Темен, 25 лет. Дизайнер.

О значении образования

Если мы говорим о том, что человек хочет быть человеком, то есть уметь общаться с другими людьми, думать и принимать решения, создавать что-либо и прочее и прочее, то, конечно образование нужно. Если под образованием мы понимаем специальные заведения, как то институты и университеты, то такой формат образования также необходим. Это просто поиск в заведомо правильном месте, при осмысленном выборе цели.

О значении диплома

Диплом дает уверенность родственникам предыдущих поколений, что их отпрыск чего-то стоит. Есть также ряд профессий, для которых необходимо доказательство того, что человек располагает рядом знаний и может осмысленно совершать поступки. Такие профессии нет смысла перечислять, к тому же дантисту без образования навряд ли кто обратиться в трезвом рассудке. Для иных профессий, а именно, зачастую тех, что люди называют «творческими», я не считаю это наиболее важной частью характеристики работы. Тут мы скорее можем думать о дополнительном поле сведений, которым такой располагает.

О возможностях

Успех вообще наполовину зависит от удачи и не относящихся напрямую навыков. Опять-таки, это все со стороны людей, которым общество позволяет обходится без корочек. И я уверен, что успешным в некотором проекте может стать некий абстрактный персонаж, не умеющий делать ничего из того, на какую роль он претендует, но, при этом, в совершенстве владеющим любыми популяризирующими практиками, с идеальной риторикой и абсолютной харизмой.

О себе

Я бросал не учебу, а два института. Это немного иное. Один и два года обучения по очереди. Первый оказался не очень поворотлив и с плохими условиями для того, чтобы дать мне в полной мере то, что они обозначили основным направлением факультета. Во втором же случилось так, что я уже работал и то, что я делал каждый день мне рассказывали с большой задержкой и иногда в противоречащем моим мыслям ключе. Хотя там было достаточное количество хороших предметов-спутников, на них уже не оставалось времени.

Сейчас я рисую, думаю. Год уже как работаю самостоятельно. В выходные открылся магазин в Ярославле, где я помогал с фирстилем. Сделали 3 акции с другом Димой Кавко под одним именем «Группа Крови». Пытаюсь найти наиболее правильный язык для графики, изучаю историю абстрактного искусства, хочу сформулировать гранит-идею своего языка, с которой смогу идти без остановки. Как перенести приемы того, с чем работаю уже семь лет в другое поле, чтобы это было убедительно? Ищу хороший институт в Европе или Америке, заточенный под абстрактное искусство. Я скорее жалею о том, что не использовал правильную возможность для обучения, чем о том что бросил свои институты. И сейчас мне хотелось бы оказаться в среде, которая создана для того, чтобы умные люди с опытом рассказывали интересные вещи. Мне только кажется, что период времени под образование не правильно устроен. Сразу после школы слишком рано выбирать институт. Многие меняют место обучения, просто потому что ошиблись.

Это были мнения людей, которые бросив свои университеты и институты, не перестали двигаться вперед и смогли реализовать все свои способности, что называется «по максимуму». Интересно послушать, что думают и что планируют те, кто стоит в самом начале этого пути и буквально недавно смирился с идеей отказаться от государственного высшего образования.

Аня Хрусталева-Гехт, 19 лет. Редактор моды сайта Look At Me.

О родителях

Родители очень спокойно отнеслись к моему решению. Мой папа ушел из ВУЗа в 20 лет – тогда у него открывался второй магазин, и ему было совсем не до зачетов. Сейчас мне почти столько же, и нахожусь я в похожей ситуации – работа отнимает очень много времени. Папин пример поддерживал меня в решении бросить учебу. Как отреагировала мама, я не помню.

О будущем

Собираюсь работать, и не жалеть ни сил, ни времени на работу. Ненасытность и жажда никуда не делась – и без всяких дамокловых мечей (экзаменов и других формальностей) можно читать, узнавать, смотреть и сравнивать.

О себе

Нисколько не жалею, что бросила – наконец-то ничего меня не обременяет, и я сама себе указ. В университете меня страшно тяготила подневольность, грызла необходимость переламывать себя – ни учеба, а сказка о потерянном времени и песенка о бессмыслице. То, как преподавали многие предметы, мне казалось диким – какой учебный план ни возьми – анахронизм на анахронизме. Меня всегда удивляло то, насколько бестолково устроено расписание, раздражало то, что сдача экзаменов – дело проще простого. Кстати, я была отличницей, за три курса у меня не было ни одной четверки.

Читайте также: