Что говорят дети о профессиях

Опубликовано: 26.04.2024

Уже дошкольником ребенок, играя, пробует себя в различных профессиональных ролях, познает их смысл, решает, нравятся они ему или нет.

Какие же профессии нравятся нынешним шестилеткам? Мы провели на эту тему опрос в московских детских садах. Детям были заданы такие вопросы:

— Кем работают твои мама и папа?

— Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Почему?

— Какие профессии тебе нравятся? Почему?

— Какие профессии тебе не нравятся? Почему?


Дети о профессии родителей

Больше половины опрошенных нами дошкольников имеют представление о профессии своих родителей. При этом некоторые точно знают, кем работают их мама и папа.

— Мама работает в саду, в одиннадцатой группе, а папа водитель.

— Мама — пианисткой, а папа инженером.

— Они оба, мама и папа, врачи. И не медсестры, нет, именно врачи. А врачи главнее медсестер и они могут ими распоряжаться.

— Папа на шоколадной фабрике, а мама бухгалтером.

Есть дети, которые не очень точно знают, кем работают и что делают на работе их родители:

— Они просто работают. Они вон там — видите такой маленький домик? Вот в этом доме они работают.

— Мама — никем. Мама работает домохозяйкой. Папа работает и даже вечером ходит на какое-то занятие, гимнастику что ли.

— Они только на работу, и всё, нигде не работают.

Немало детей (больше трети) вообще ничего не знают о работе своих родителей:

— Не знаю, еще не ходила.

— Мама? Она не говорила. Папа тоже не говорил.

Некоторые дети знают, что кто-то из их родителей не работает в данный момент:

— Мама? Никем, она уволилась. Вначале в сбербанке, потом в спецсбербанке, потом уволилась. А папа кем работает, я не знаю.

— Мама — редактором. А папа безработный. Ну, его иногда просят дома починить где-нибудь, новую квартиру там. И он иногда меня с собой берет, чтобы я помогала.

— Мама? Она уволилась, уволили ее, и я не знаю, кем она хочет работать.

— А папа? Директором работает.

Кое-кто из детей даже знает причину, по которой кто-то из его родителей сейчас не работает:

— А папа сейчас учится, потому что его не уважали на работе.

— Что папа сейчас делает? Папа учится, а на работу он сейчас не ходит, потому что у него нет пока работы.

Когда мы спрашивали детей, нравится ли им работа родителей, чаще всего получали ответ «да» и в тех случаях, когда дети не знали точно, чем занимаются их мама и папа. Иногда дети объясняли, чем привлекает их работа родителей:

— Ну да, мне нравится мамина работа, потому что там есть конструктор у нее в классе. Так что я иногда к ней хожу в класс и играю в конструктор.

Были и другие ответы. Мальчик, чьи родители врачи, сказал, что ему не нравится их работа, и он не хотел бы быть врачом:

— Мне мама рассказывала, что она очень опасная, за ошибку какую-нибудь с человеком, он умрет, могут посадить в тюрьму, так что я решил стать писателем.

Девочка, дочь врача, сказала, что не хочет быть врачом, «потому что там много людей может быть, а там дома дочка скучает».


Дошкольники о своей будущей профессии

Большая часть дошкольников (71 процент), которых мы спрашивали, кем они хотят стать, когда вырастут, называли самые разные профессии.

Во-первых, это «обычные» профессии, такие как врач, детский доктор, повар, продавец, воспитатель в детском саду, учитель, водитель, милиционер, строитель, парикмахер, работник кафе и даже «директор по маркетингу».

Во-вторых, творческие профессии:

— Художником. Я очень хорошо рисую. Я дома красивые рисунки рисую.

— Художницей или певицей.

— Я либо хочу шить, либо петь.

— Я хочу быть танцовщицей. Ну, я хотела стать еще гимнасткой.

— Я хочу стать стилистом. Что делают стилисты? Они прически делают.

— Писателем хочу стать.

В-третьих, дети выбирают профессии из мира спорта (видимо, понимая, что спорт у нас уже не любительский):

— Я хочу стать гимнасткой. Я умею даже на игрушечном домике с одной ногой стоять.

— Гонщиком. — Что делает гонщик? — На гонках гоняет. — Почему тебе нравится такая работа? — Потому что можно ускоряться быстро.

— Футболистом.

— Сифронисткой. (Синхронисткой). — Почему? — Потому что меня уже отдали туда. Только в бассейне еще не плаваю.

— Спортсменкой там.

В-четвертых, дети называли не очень распространенные профессии:

— Я мечтала, конечно, водить лошадей. — А почему? — Можно, например, когда нету людей, покататься на них.

— Работать в зоопарке. Охранником для животных. — От кого охранять? — От воров.

— Знаете, кем я хочу стать?— Кем? — Капитаном и строителем. Я стану капитаном. Когда построю Титаник целый. И вообще надо построить Титаник из железа. — Это надо такой Титаник построить, чтобы он в айсберг не врезался? — Да нет. Ни в этом случае. Все равно Титаник идет… и повернуть куда-то он не может. Просто врезаться. — Ну, надо чтобы он не затонул? — А вы знаете, почему Титаник затонул? Потому что случилась паника, и он был очень близко и был… скорость очень быстрая.

— Ну, в зоопарке. Продавать шарики. Там мой дедушка работает.

Для мальчиков привлекательна профессия милиционера (или полицейского) и военного:

— Полицейским. Чтобы ловить воров.

— Ну, в полиции хочу работать.

Некоторые из них выбирают эти профессии, ориентируясь на отца:

— Почему ты хочешь стать милиционером? — Потому что хочу быть так же, как и папа.

Но и другие профессии дети иногда называют в качестве приоритетных, потому что это профессии их родителей:

— Ммм. водителем, как папа.

— Медсестрой, как мама, потому что там делать уколы… Мама делает там. Потому что лечит она.

— Хотела бы работать врачом. Ну я… потому что я хочу, потому что хочу, как мама делать. Хочу этому научиться.

Некоторые дети называли несколько профессий. Один мальчик сказал, что хотел бы работать «в полиции, президентом и военным», а другой хочет стать палеонтологом, изучать динозавров, но еще хотел бы стать поваром или летчиком.

Однако не все дети определились со своей будущей профессией:

— Я пока не знаю. Я думаю пока.

Причины, по которым дошкольники выбирают те или иные профессии, очень разные. Так, один хочет быть милиционером, потому что это «трудная работа», а другой именно по этой причине не хочет быть милиционером («слишком сложно»). Один мальчик хочет стать строителем, потом что ему «нравится дома строить», а другой не хочет, потому что строить не любит. Кто-то хочет стать доктором, потому что там можно другим уколы делать, кто-то потому, что тогда ему самому не будут делать уколы, а кто-то не хочет быть врачом, потому что «боится уколов».

Какие профессии нравятся детям и почему

Как и следовало ожидать, больше всего среди любимых у детей — самые известные профессии:

Врач («Потому что лечить можно родных»; «Потому что мама сказала, это очень полезно быть врачом»).

Медсестра («Медсестрой быть хорошо. Я ходила к папе на работу и к маме, я ходила везде и видела, как там очень работают хорошо»).

Продавец («Еще мне нравится в магазине продавать». — Почему? — «Вот ко мне, например, пришла бабушка моя, я ей могу бесплатно…»)

Повар («Готовить. Хочу научиться, когда подрасту, варить. Мама говорила, либо в восемь, либо в семь, либо в шесть с половиной, она научит меня готовить. Обещала»).

Строитель («Строитель. Вот буду я Титаник строить. Постараюсь»).

Милиционер («Больше всего мне нравится… милиция. Потому что там можно арестовать какого-нибудь… хулигана. Вот. Один раз по телеку видел, вот, что милиция едет на велосипеде. Так лучше. Или на снегоходах»).

Полицейский («Полицейские. Охрана, спецназы. Но спецназы и работают полицейскими. Они и есть полицейские»).

Художник («Тот, кто картины пишет»; «Мне нравятся профессии рисовать, красками рисовать, еще мне нравится там, где работает мама, я у нее на работе была»).

Детям нравятся также профессии учителя, воспитателя в детском саду, кассира, актрисы, космонавта, тренера по плаванию, балерины («балерина — это моя самая любимая мечта»), «музыкальной учительницы», редактора, пожарного («потому что пожарником — тушить дом»), мотоциклиста, работника в Макдональдсе и даже дворника.

Среди профессий, которые нравятся детям, есть и необычные: «лошадей водить», «наклеивать — там вырезать кружочек и наклеить, красивые узоры сделать»; «Я хочу стать мастером, который может все делать из дерева, и даже игрушки всякие. Пуговицы, одежды, умеет шить, вообще все делать».

Некоторым детям трудно выбрать какую-то одну профессию, они называли несколько:

— Продавец, художник, у меня хорошо получается писать, то есть рисовать.

— Рабочий там, художник.

— Я знаю, есть повар, есть врач… все нравятся.

— Дирижер, скрипач, летчик, вертолетчик, машинист

— Разные… Ну, я даже не знаю

— Шить, петь, танцевать.

Для других детей пока нет никаких любимых профессий, они не смогли назвать ни одной: «Простая работа мне нравится. Просто работа, как мои мама и папа работают»; «Ну, ну я точно не могу сказать. Мне каждый день разные нравятся».

А некоторые дети не поняли вопроса, так как не знают, что такое «профессия»:

— Ходить в школу. — Это такая профессия — ходить в школу? — Да.

— Мне нравится профессия как хорошо играть. Хорошо заниматься. И мне нравится, как на роликах кататься. И на самокате. И петь.

Какие профессии не нравятся детям и почему

Не все дети смогли ответить на этот вопрос. Некоторые говорили, что им все профессии нравятся: «Мне не нравятся… Ну, мне все нравятся. Нет таких профессий, которые мне не нравятся».

Для других плохие профессии — это прежде всего те, которые связаны с криминалом. Конечно вор, маньяк, грабитель, убийца — это не профессии как таковые, но дети профессиями их считают: «Работа вором — да, потому что он людей обижает. Маньяком»; «Красть. Ничего из сумки вытаскивать нельзя».

Не нравятся детям некоторые сложные профессии, в которых нужно тяжело работать:

— Мне не нравится на фабриках.

— Не нравится делать телевизоры, потому что их очень сложно делать

— Врач мне не нравится, президент — слишком сложно. Надо какие-то дела решать, надо что-то делать со страной. Представляешь, ты один человек такой простой, а целая огромная страна как бы у тебя под колпаком, как бы ты над ней властитель, главный, такой маленький, один человек и целая страна людей.

Также детей не привлекает «грязный» труд:

— Навозником быть. Который навоз отвозит. — Почему? — Мне что-то не нравится такая. Там надо трудиться очень сильно. Это очень тяжело. Мне она, конечно, нравится, но это очень тяжело.

— Мне не нравится в первую очередь дворник. Потому что, насколько я знаю от мамы, что дворник — он бездомный.

Интересно, что некоторым детям не нравятся самые обычные и распространенные профессии:

— Не нравятся… учителем. Потому что придут много детей, будут громко говорить.

— Скорая помощь. Потому что уши закрываешь, когда она гудит.

— Мне не нравятся повар там, водитель и учитель.

— Мне не нравится работать доктором, медсестрой нравится, а доктором не нравится. Просто медсестра красивей.

Некоторым детям не нравится профессия доктора, потому что «они зубы лечат» и «уколы делают». Другим не нравится профессия строителя, инженера, пожарного, милиционера, потому что «там скучно». Одна девочка сказала, что ей не нравится профессия строителя, потому что «там одни мальчики работают». А один мальчик сказал: «Я вообще не люблю профессии. Они мне не нравятся».


В целом можно заключить, что представление дошкольников о мире профессий довольно ограничено — они упоминают лишь о небольшом количестве профессий, прежде всего самых распространенных. Описывая профессии, которые им нравятся или не нравятся, дети ориентировались на поверхностные, легко видимые их характеристики.

Некоторые из детей уже думали о своей будущей профессии, другие еще не знают, кем хотят стать, когда вырастут. Кто-то из детей находится под влиянием родителей, испытывают своеобразное давление с их стороны (когда родители говорят, что хотели бы, чтобы ребенок выбрал ту или иную профессию). Другие дети сами хотят пойти по стопам родителей.

Безусловно, профессиональные предпочтения детей будут меняться по мере их взросления. Дети будут получать все больше информации о профессиях, «примеривать» их на себя. Нельзя оставлять детей одних на этом сложном пути выбора профессии. Им необходима помощь взрослых и, прежде всего, родителей. Очень хорошо, если родители рассказывают детям о своей профессии, о том, чем они занимаются на работе, что им нравится или не нравится в их трудовой деятельности. Но этого мало. Для того чтобы расширить возможности профессионального выбора детей, помочь им определиться со своей будущей профессией и не ошибиться при этом, важно с самого раннего возраста знакомить их с миром профессий, рассказывать о «плюсах», «минусах» и предъявляемых к человеку требованиях как можно большего числа профессий.


Одна из важнейших задач человека - реализовать себя. Большинство определяют профессию в подростковом возрасте, но для того, чтобы выбор оказался верным задуматься над этим вопросом стоит гораздо раньше.

Когда дети начинают думать о профессии


  • 5-7 лет
    Малыши видят, что родители «ходят на работу». Начинают по неумного знакомится с профессиями и, конечно, хотя кем – то стать. В таком возрасте дети хотят стать полицейскими, солдатами или шпионами. Может и правда это будущая роль малыша в жизнь, но скорее всего это не их реальные желания. Скорее, нравится название, или кто –то работающий по этой специальности. Или просто хочется чего-то «героического».
  • 8-10 лет
    Младшие школьники. Обычно кругозор в этом возрасте шире, чем в предыдущем пункте, и к перечню интересных работ присоединяются инженеры, актеры или ученые. То есть – известные, умные, люди, которых уважают.
  • 11-13 лет
    Младшие подростки. В этом возрасте ребята начинают задумываться о выборе всерьез, ждут профориентации или сами пробуют какую-то работу на практике. Уже возникает желание реально пробовать, выбирать, экспериментировать. Хочется узнать больше о своих способностях с склонностях.
  • 14-15 лет
    Экзамены на носу, надо учиться. А уже можно и хочется начать работать, заработать деньги. В этом возрасте большинство подростков определяются с желаемой профессией и пробуют себя в ней, или получают знания в этой сфере. Это необходимо для того, чтобы совершить решающий выбор после школы. Как же поймешь, подходит ли тебе специальность, если не вникнешь в нее глубже, не попробуешь на практике?
  • 16-18 лет
    Время последнего решения перед институтом, и большинство уже определились с профессией. Либо утвердились в выборе, либо изменили своё мнение и выбрали другую.

Бывает, когда подросток до сих пор не определился, куда же двигаться, и это сбивает с пути, делает всё вокруг непонятным.
То есть, для того, чтобы выбор специальности прошёл «гладко» нужно проходить все поэтапно. Думать, пробовать, проводить эксперименты.
Хорошо, что сейчас существует много вариантов профориентации , где можно лучше узнать о себе и существующих профессиях. Такие курсы существенно облегчают задачу в определении будущей специальности.

Типы интересных для детей профессий:

«Классические» профессии.
Классические - не значит скучные. К ним относятся:

  1. Научные
    Такие как: физик, математик, биолог или астроном.
  2. Творческие
    Например, художник, актёр, музыкант.
  3. Экономические
    К ним относятся: экономист, менеджер
  4. Связанные с животными и природой.
    Ветеринар, кинолог, эколог или заводчик.
  5. Связанные с людьми и общением.
    Психолог, учитель, менеджер по подбору персонала.
  6. Спортивные" специальности
    Тренер, спортсмен, футболист.
  7. Связанные с лечением
    Врач, ЛОР, стоматолог или педиатр.

«Новые» профессии, которые не так давно вошли в нашу жизнь
К необычным профессиям относятся:

  1. Компьютерные
    Киберспортсмен, программист или инженер роботов.
  2. Связанные с кино и музыкой
    Сценарист, дизайнер костюмов, композитор.
  3. Общественно полезные
    Руководитель мероприятий, волонтёр.
  4. Очень экзотические
    Дегустатор, добытчик яда, няня, критик или даже переворачиватель пингвинов!

Конечно, в перечень вошли не все возможные специальности, и не все категории, но основные из них были распределены.

«Профессии будущего»

Их ещё нет, но по прогнозам атласа новых профессий они скоро появятся и заменят наши современные специальности

Как и что кратко рассказать ребенку о профессиях


  • Рассказать, как важно каждому человеку иметь специальность. Обязательный пункт для того, чтобы ребёнок понял, зачем ему нужна профессия, и заинтересовался поиском.
  • Познакомить с многообразием специальностей. Можно показать, что почти все привычные дела можно сделать своей профессией, главное – эта деятельность пришлась по душе. Можно выгуливать или стричь (груминг) собаку, рассказывать о книгах (рецензирование) или играть в спектаклях (актёр).
  • Рассказать о важности интереса к работе Залог бодрого просыпания в понедельник - любовь к работе. Так что можно и даже нужно убедить школьника в необходимости любить работу. Что значит не "полюби нелюбимое", а "занимайся любимым делом".
  • Подать пример! Один из важнейших пунктов. Ребёнку захочется работать, если его родители любят свою работу. Ему надо на кого-то равняться, и хороший пример очень поможет.
  • Поиграть – это лучший способ показать что-то на практике. Есть специальные тематические игры, например, Калейдоскоп профессий , где можно узнать в разных специальностях и их особенностях или даже попробовать их на себе.
  • Посетить «Город профессий» для детей в Москве и в многих других городах есть такие места – «Кидбург», «Мастерславль», «Кидзания» – там можно попробовать разную работу на практике. Это не просто читать описание или слушать рассказы про то, кем можно работать! И время отлично проведешь, и много нового узнаешь.

Какие профессии сегодня могут попробовать дети?


Маленькая оговорка - действительно работать можно только с 14 лет, но всегда можно заниматься хобби или просто пробовать.

  • Компьютерные специальности Почти в каждом доме сейчас стоит компьютер, и многие ребята любят играть в компьютерные игры. Поэтому так легко стать киберспортсменом - научиться играть и начать участвовать в турнирах! Чтоб стать программистом нужно чуть больше – пройти специальное обучение. Но в реальности ребенок может сам создавать сайты!
  • Журналистика, создание статей и копирайтинг Можно писать тематические статьи для сайтов и изданий. Тут необходимо иметь грамотность и умение писать сочинения. А ещё – изучать материалы и находить информацию. Но этому же учат в школе, правда? Можно даже заниматься продвижением соц. сетей и smm! Но это уже сложнее и для более старших ребят.
  • Творческие специальности Нужно немного - желание трудиться и минимум материалов. Можно делать оригинальные поделки и вещи. Спрос на таких специалистов и уникальные, сделанные своими руками, вещи большой, и вряд ли когда-нибудь пропадёт. Так что можно рассчитывать на хорошее количество работы и отличный спрос.
  • Кулинария Печь торты, капкейки и всякие вкусности – почему бы и нет?
  • Общественная деятельность В большинстве случаев не нужны даже материалы - все итак есть! Желание и общество - то, что нужно, чтобы быть психологом, организатором, волонтером или учителем. Старшеклассники могут вести занятия для младших ребят, работать вожатым. Возможностей много.

И это совсем не все возможности – на самом деле ребенок может попробовать многое и получать опыт работы в детстве! Нужно только желание, идеи и поддержка родителей!

Конечно, есть «серьёзные» специальности - они доступны лишь с возрастом и образованием. Например, врач или учёный. Но ничего не мешает заниматься ими как хобби уже в подростковом возрасте: изучать информацию, интересоваться лечением кашля, температуры и причинами их появления, изучать описание лекарств создавать и доказывать гипотезы​ и придумывать новые проекты по полету в космос или нано технологиям.

Что говорят подростки – какие специальности популярны сегодня?


  1. Геймер или киберспортсмен.
    Сложно не заметить, что интернет и компьютер играют важную роль в нашей жизни. А подросткам важно реализоваться, любить свою работу. И для некоторых идеально подходит киберспорт. Задача проста - играть в компьютерные игры, сражаться с игроками и побеждать на турнирах. Повторюсь, киберспорт - оптимальный вариант для подростков, любящих играть на компьютере, ведь за победы в турнирах платят!
  2. Программист.
    Ещё одна "компьютерная" профессия, но уже сложнее в освоении. Нужно знать не только обычный иностранный язык, но и специальные языки программирования, как Java или Python. Однако она популярна, из-за высокого спроса. Ведь программируется почти всё - от роботов до телефонов! А то что ждёт нас в будущем?
  3. Дизайн.
    Специальность дизайнера популярна больше среди девочек. Требуются только навыки рисования и хороший вкус, а перспектива создания собственной модной одежды прельщает многих. К тому же есть шанс стать известным и (или) богатым человеком. И некоторые готовы посвятить себя этому.
  4. Бизнесмен.
    Довольно предсказуемо, не так ли? Однако большинство подростков предпочитает открыть своё дело, и не ходить каждый день на работу. Однако и тут есть минусы - требуется смелость, сила воли, мотивация, знания в экономике и, конечно, искреннее желание.

Как подростки совершают выбор - какие критерии важны?


Сегодня повсюду мы слышим про свободу, самоактуализацию и так далее. Конечно, к этим словам неравнодушны и сами дети. И это здорово. Вот что важно в будущей работе подрастающему поколению.

  • Любовь к работе. Обязательный критерий для выбора будущего. Большинство подростков, как и я, предпочитают любить свою будущую работу и с радостью​ трудиться, работать не потому, что надо, а потому, что хочется.
  • Способности Довольно странно, но это так. Вряд ли кто-то художником, зная о своём отвратительном вкусе, или врачом, если боится крови. Развить эти способности чаще всего можно, если трудиться. С одной стороны, опираться свои на сильные стороны хорошо. Но, к сожалению, многие из подростков отвергают желаемую профессию из-за того, что "нет таланта", "у каждого лучше выйдет". Но практически везде, чтобы стать успешным придётся работать над собой, а трудности и отсутствие таланта порой просто надуманы. Здесь большую роль играет самооценка и воспитание, полученное в детстве – уметь верить в свои силы - тоже талант, который надо развивать.
  • Доступность Трудно быть программистом, если ты живешь в деревне без интернета. Скорее всего, ты даже не знаешь, кто такой программист. Обидно, ведь деревенский парень мог бы быть хорошим сотрудником сферы IT, а вместо этого стал сварщиком. Может, неплохим, но счастья это ему не дало.
  • Востребованность Сегодня вряд ли кто-то захочет стать бухгалтером или телефонистом. Уже есть электронные калькуляторы и телефоны. Так что прежде чем определиться с профессией, подросток думает, а востребовано ли это? Будет ли работа?
  • Зарплата Большинство подростков о зарплате думает либо в первую, либо в последнюю очередь. Первым важно материальное обеспечение, а вторым - интересная работа, и каждый решает для себя. Я отношусь ко второй категории, и для меня важна любимая работа. А одному моему знакомому нужно материальное обеспечение, дом, хозяйство и бизнес. Кстати, по моим наблюдениям, большинству «будущих бизнесменов» важно именно обеспечение.

Хотя, всегда можно учиться или работать по своему хобби – главное чтобы оно было.

Если вы хотите помочь ребёнку в выборе будущей специальности узнайте больше о методах современной профориентации.

Знает ли ваш ребёнок кем он хочет стать в будущем?

Этот вопрос волнует многих родителей, и не зря. Ответьте на несколько вопросов теста и узнавайте ответ!

Как правильно говорить с ребёнком о профессии

Если мы посмотрим атлас профессий будущего, то найдём там мало знакомых специальностей: архитектор виртуальности, урбанист‑эколог, специалист по рециклингу одежды. Современная тенденция ведёт к тому, что люди будут сами придумывать себе профессии. В динамично меняющемся мире особенно важно, чтобы ребёнок выбирал дело на основе именно своих предпочтений и способностей.

В Telegram-канале «Лайфхакер» только лучшие тексты о технологиях, отношениях, спорте, кино, финансах и многом другом. Подписывайтесь!

В нашем Pinterest только лучшие тексты об отношениях, спорте, кино, здоровье и многом другом. Подписывайтесь!

А родителю остаётся только задать правильные вопросы, не навязывая своё мнение.

1. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Этот вопрос поможет понять, задумывался ли ребёнок уже о том, чем он хочет заниматься, или вам только предстоит зародить в его голове мысль о будущем.

Начните говорить о профессиях с 10–12 лет, не оставляйте этот вопрос до старших классов. Пугать ребёнка словами «Это самый важный выбор в жизни» не стоит, просто стимулируйте его думать о своих желаниях, выделять их из потока чужих идей и рекомендаций.

Важно не столько то, какую профессию называют дети, сколько причина, почему они выбрали именно её. Вполне возможно, что вы получите ответ «Я хочу быть стоматологом, как папа» или «Программистом, потому что им много платят». Это характерный признак того, что ребёнок делает выбор на основе понятных моделей, таких как пример родителей или мнение общества.

Решение может быть обосновано и тем, что на выбранную специальность проще поступить в вуз. Такой подход только кажется практичным. Как правило, это решение, которое принимается в последний момент, когда альтернатива — не поступить никуда и потерять год. Чтобы выбор был осознанным, нужно копнуть глубже.

2. Что ты любишь делать?

Достаточно вспомнить о хобби или подумать, чем ребёнок любит заниматься в свободное время. Он затрудняется ответить? Ничего страшного, на помощь ему придёт зависть: спросите, кому из своих друзей он завидует и почему. Однокласснику‑футболисту или, может быть, подруге, которую мама научила шить стильную одежду. Вы можете узнать много интересного. Нелишним будет вспомнить, на каких уроках в школе ребёнок слушает учителя с интересом.

Ещё один хороший способ — поиграть в «10 жизней». Предложите ребёнку придумать 10 сценариев, в одном из которых он может быть моряком, в другом — киноактёром или представителем более приземлённой профессии — юристом. Возможны любые варианты. Когда наберётся нужное количество сценариев, меняем правила: теперь из 10 жизней нужно выбрать только три.

В итоге у вас появится несколько любимых или желаемых занятий. Выпишите их на лист бумаги.

3. Что у тебя получается хорошо?

На этот вопрос бывает сложно ответить даже взрослому при заполнении резюме. Потребуется участие родителей, друзей и, возможно, школьного учителя. С какой просьбой вы обратились бы к своему ребёнку: помочь с компьютером, придумать классную подпись для поста в Instagram? Математика или литература даётся вашему чаду легче? Обратите внимание, что речь идёт уже не о любимых предметах, а именно о тех, где ребёнок показывает лучшие результаты, быстро выполняет домашнее задание. Всё, что вам удалось вспомнить вместе, запишите рядом со столбцом любимых занятий.

Чем чаще вы будете напоминать ребёнку о том, что у него получается хорошо, тем больше у него будет мотивации продолжать этим заниматься. А ещё таким образом вы формируете у него реалистичное представление о своих возможностях.

4. Чем ты мог бы быть полезен миру?

Попросите ребёнка вспомнить эпизод из жизни, где он оказался полезен благодаря своим врождённым качествам. Например, вернул в библиотеку задержанную на две недели книгу вместо стеснительного друга, потому что легко находит общий язык с людьми любого возраста. Это качество можно использовать осознанно, и есть масса профессий, где оно пригодится.

С первого взгляда названная особенность может показаться нейтральной или даже негативной. Как в случае с мальчиком Джимом, у которого была очень активная мимика и который мог корчить самые невообразимые рожицы. Такая способность могла бы просто раздражать учителей. Но Джим заметил, что его кривляния смешат людей, и начал делать это специально, чтобы заставить их взбодриться и получить положительные эмоции. Сегодня мы знаем его как популярного комика и актёра Джима Керри, а живая мимика стала его визитной карточкой.

Вспомните несколько таких выделяющихся качеств, присущих вашему ребёнку, и придумайте для них полезное применение. Устройте мозговой штурм. Пусть это будут самые безумные идеи для стартапов или даже новых профессий. Главное правило — обосновать, почему это может быть полезно людям и почему именно он может это сделать. Всё, что у вас получится, запишите в третий столбец.

5. Где пересекаются «люблю», «могу» и «буду полезен»?

Фил Найт, основатель компании Nike, очень любил бег («люблю»), поэтому он начал заниматься продажей беговых кроссовок и даже придумал вместе со своим тренером Биллом Бауэрманом новую удобную подошву — вафельную. Воспользовавшись своим даром убеждения («могу»), Фил заручился поддержкой знаменитого бегуна Стива Префонтейна и попросил его выступить на Олимпийских играх в кроссовках Nike. Это был оглушительный успех. Так любовь Фила к бегу вдохновила миллионы людей заниматься спортом («буду полезен»).

На примере этой истории найдите с ребёнком пересечения между его «люблю», «могу» и «буду полезен», а затем назовите несколько профессий, которые будут сочетать все три фактора.

6. Что ты можешь сделать уже сейчас?

Мечтая стать писателем или бизнесменом, мы часто представляем себе только положительные стороны этих профессий. Эта ошибка восприятия свойственна даже взрослым, что уж говорить о детях. Например, писатель видится человеком, который сидит у камина с ноутбуком и сочиняет романы. Он зарабатывает творчеством и не должен ходить каждый день на работу. В жизни же известными писателями редко становятся сразу, а иногда и не становятся вовсе — и совмещают творчество с работой журналиста, копирайтера или переводчика.

Чтобы узнать о том, что на самом деле представляет собой дело, которое выбрал ребёнок, нужно попробовать. У подростка есть много возможностей: волонтёрство, курсы с проектной деятельностью и так далее. Можно поработать где‑то неофициально.

Для детей помладше лучший вариант — это книги и фильмы, которые рассказывают о жизни настоящих космонавтов, писателей и бизнесменов. Прочитайте биографии выдающихся людей из той сферы, которая интересна ребёнку. Предложите поиграть в выбранную им профессию, давайте простые задания (например, написать статью о том, как вы сходили в театр). Если есть возможность, познакомьте ребёнка с настоящим бизнесменом, юристом или журналистом. Пусть он расскажет, из чего состоит его рабочий день.

7. Обязательно ли выбирать профессию раз и навсегда?

Когда я задаю этот вопрос на мастер‑классе, десятилетние дети отвечают «Нет». Они видели, как их родители полностью меняли свою жизнь, уходили с постоянной работы и начинали заниматься своим делом или получали второе образование. Но не у всех есть перед глазами такой пример, поэтому важно рассказать ребёнку, что изменить своё решение тоже можно. Остыть к когда‑то любимому делу и начать заниматься чем‑то совершенно новым — это нормально. Зная это, выбирать профессию будет легче.

Доказано, что 90% навыков, которыми владеет взрослый (умение играть на инструменте, знание языков и другие), было получено в подростковом возрасте, в основном между 11 и 16 годами, когда наши когнитивные способности сосредоточены на внешнем мире. Чем больше вы позволите ребёнку попробовать в этот период, тем шире будут его горизонты.


«Дело за цифрой» – уверено говорит молодое поколение. Ребята выбирают профессии, связанные с IT, и просят родителей не вмешиваться в процесс самореализации. Теплица задала пять вопросов школьникам 13-15 лет и попросила экспертов прокомментировать ответы.

Исследование нам помог провести благотворительный фонд «Айкью Опшн» («Возможность Интеллекта») – негосударственная некоммерческая организация, созданная в Санкт-Петербурге для развития IT-образования школьников РФ. Ее подопечные изучают программирование на Scratch в рамках проекта «Мой первый код», а также осваивают HTML и CSS на курсе «Космическая верстка».

«Мы работаем не напрямую с ребятами и родителями, а через учителей – отбираем педагогов с высокой мотивацией на конкурсной основе, предоставляем им разработанные уроки и поддерживаем их в ходе проекта. Так, на наш взгляд, получается эффективнее, ведь многие ребята быстро загораются, но так же быстро перегорают и бросают обучение, а учитель помогает не терять интерес», – говорит Анна Ждановская, менеджер образовательных проектов «Айкью Опшн».

Итак, пять вопросов, на которые мы получили честные, прямые и не по-детски серьезные ответы.

Что ты думаешь о своей будущей профессии?

  • «Программист – самая перспективная профессия».
  • «Современные технологии нуждаются в программировании».
  • «Дело за цифрой».
  • «Программирование – профессия будущего, так как скоро вся наша жизнь будет наполнена информационными технологиями. Я хочу быть профессионалом в данной деятельности и получать хорошие деньги».

Список самых востребованных профессий определяется уровнем развития технологий, которые проникли практически во все области деятельности человека, считает Евгений Биловол, учитель информатики и физики, заместитель директора МОУ СОШ № 13 города Вологда. «Если раньше информационные технологии были услугой, затем инструментом работы, то сейчас они стали частью жизни: помогают диагностировать заболевания, анализировать состояние систем «умного» дома, обучаться. Новая реальность порождает новые профессии», – заключает эксперт.

В 2018 году «Айкью Опшн» в рамках Европейской недели программирования провел два мастер-класса для детей. Фото: Александр Рунов

В 2018 году «Айкью Опшн» в рамках Европейской недели программирования провел два мастер-класса для детей. Фото: Александр Рунов.

Осваивать IT-сферу важно последовательно, считает Ксения Севастьянова, методист-координатор фонда «Айкью Опшн»: «На базовом уровне изучается блочный язык Scratch, понятный детям даже на интуитивном уровне. Далее – переход к более сложным языкам программирования, и здесь без английского языка уже никак. Интерес ребенка увидеть просто. Если он готов сидеть над кодом, создавая свою игру, то поздравляю – у вас программист!».

Что сказать родителям, которые не разделяют твой взгляд на профессию?

  • «Ребенок должен развиваться в том деле, которое ему интересно».
  • «Это личный выбор каждого, и никто не вправе мешать человеку реализовываться».
  • «Моя жизнь – мой выбор».
  • «Это мой выбор, основанный на моих интересах и увлечениях, они не вправе решать за меня».
  • «Можно найти компромисс. Например, ребенок пойдет учиться туда, куда хотел, а если у него не будет получаться, пойдет обучаться в ту сферу, которую желали родители».

В этом вопросе специалисты согласны с ребятами. Ксения Севастьянова уверена: каждый имеет право делать свой выбор. Тем более если речь идет о таком ответственном шаге, как определение профессионального пути. «Были в моей практике родители, которые приводили ребенка на занятия с фразой: «Так нужно, за этим будущее». А потом ученик страдает. Учится и страдает. У него, к примеру, необыкновенные способности к рисованию, и вот весь урок информатики он в углу тетради рисует свои шедевры. Я стараюсь таким детям даже на своем уроке давать возможность реализоваться, например, в графическом дизайне», – делится опытом эксперт.

Принятая много лет назад практика идти по стопам родителей сегодня потеряла актуальность. «Сейчас гораздо чаще люди переезжают в другой город или страну, начинают собственный, не виданный раньше бизнес. Основная задача родителей – научить ребенка делать осознанный самостоятельный выбор и воплощать свои желания в жизнь. Здесь должны помочь эрудиция, образование и способность учиться быстро», – резюмирует Роман Белых, методист-координатор фонда «Айкью Опшн».

Взрослые постоянно волнуются о будущем детей, как их успокоить?

  • «Будущего может не наступить. Надо делать то, что нравится, а не то, что поможет в будущем (не забывая о последствиях, конечно же)».
  • «Не заморачиваться невозможно, но возможно не доставать этим ребенка».
  • «Я уверен в своем выборе. Не тратьте силы просто так».
  • «Если что-то пойдет не так, как хотелось, в любой момент можно переучиться».
  • «Мир постоянно меняется, то, что казалось невозможным и странным 30 лет назад, становится основой жизни сейчас».
  • «Волноваться за ребенка – абсолютно нормально. Поддержка со стороны близких очень важна, человек чувствует одобрение своих действий и увереннее делает последующие шаги. Но надо понимать, что в некоторые моменты лучше не отвлекать человека своим беспокойством».

Найти компромисс в вопросах карьерного развития помогают программы профориентации. Их можно проходить с 6 лет. «Проблемой большинства современных выпускников является элементарное незнание всех сфер занятости. Ребята просто теряются и выбирают совсем не то, что хотелось. Поэтому с малышами важно начать изучать этот мир, чтобы потом было время именно выбирать, что нравится», – советует Ксения Севастьянова.

Что нужно делать родителям, чтобы ты не свернул с выбранного пути?

  • «Не мешайте. Я сам».
  • «Поддержка друзей и близких – это залог всех побед».
  • «Важно поддерживать, но не переусердствовать».
  • «Нужно интересоваться, как обстоят у меня дела».
  • «Необходимо напомнить, что я сама сделала этот выбор».

«Чуткие родители с ранних лет видят предрасположенности своего ребенка к математике или к танцам, – говорит Ксения Севастьянова, подчеркивая, что интерес и уровень знаний – понятия разные. Навыки – дело наживное, главное – поддерживать мотивацию к работе. – А вот обратная ситуация хуже: у ребенка получается что-то, родители начинают считать это призванием, а на деле это совсем не привлекает. Важно искать баланс и регулярно обсуждать интересы с ребенком».

Если работа поможет исполнить мечту, что бы ты сделал?

  • «Отправился бы в путешествие».
  • «Поехал бы в город мечты».
  • «Сделал крутой проект, приносящий добро и прибыль».
  • «Отправилась бы в путешествие или сходила бы в свою школу, к моим учителям, и рассказала, чего я добилась и кем работаю».
  • «Полетела бы на параплане».
  • «Я бы создала свою собственную игру с интересным сюжетом и графикой в фиолетово-розовых тонах».
  • «В первую очередь, наладил бы стабильный доход, начал путешествовать, смотреть мир, потом нашел бы то место на Земле, где мне спокойно и уютно, построил бы там дом, завел семью и занялся бы саморазвитием. Ах, ну да, вырастил бы сына и посадил бы дерево».

Поколение Z, родившееся в 1995-2012 гг., понимает: осознанный выбор профессии открывает широкие перспективы. Задача родителей – помочь ребенку сориентироваться в выборе карьерного пути. При этом важно создать условия, в которых ребенок самостоятельно смог бы изучать окружающий мир и делать выводы. «Мир постоянно меняется, а в центрах занятости тесты лежат еще с 90-х годов», – говорит Ксения Севастьянова.

В качестве инструментов профориентации Ксения выделила регулярный опыт общения с различными специалистами и посещение заведений, где можно увидеть этих специалистов в деле. «Также могут быть полезны различные мастер-классы или курсы. Позаниматься неделю одним делом и решить, нравится оно или нет, будет гораздо проще. Я вела курс по программированию для учеников третьего класса, и спустя 5-6 занятий уже было понятно отношение каждого ребенка к этой сфере. Был случай, когда мальчик пришел с нулевым представлением о мире информатики, а через год он решил, что именно это его будущее».

Поддерживая интерес молодого поколения к IT и вдохновляя его на первые профессиональные победы, Теплица стала партнером инициативы Meet and Code. Ее цель – помочь детям и подросткам освоить цифровые навыки, необходимые в современном мире.

В 2018 году в Кемерово в рамках инициативы Meet and Code прошел хакатон «Умный университет». Фото: Дмитрий Гацко

В 2018 году в Кемерово в рамках инициативы Meet and Code прошел хакатон «Умный университет». Фото: Дмитрий Гацко.

Российские некоммерческие организации могут получить финансирование на проведение мероприятий по программированию в рамках инициативы Meet and Code. Ограничений по формату мероприятий нет. Это могут быть хакатон, семинар, мастер-класс, конкурс, лекции, просмотры фильмов, соревнования, ночи кода, занятия по робототехнике. Подать заявку можно до 8 сентября на сайте Meet and Code.

Что дети знают о нашей работе? Пока дети маленькие, мы не придаём этому значения. А между тем, отношение к работе может стать важным аспектом воспитания. Ведь всем известно, что лучше всего воспитывает личный пример.

Мне пришлось выйти на работу, когда моей второй дочери было два с половиной года. Она очень скучала первое время, и даже плакала, когда просыпалась после дневного сна и убеждалась, что мамы нет. Утешая девочку, бабушка объясняла: «Мама на работе, маме надо зарабатывать денежки». «Детити», - повторяла малышка, всхлипывая. Она поздно начала говорить и это было одно из первых выученных слов.

Бесспорно, дети должны знать, что работа необходима для заработка. Чтобы было, что кушать, во что одеваться, на что покупать игрушки и ездить отдыхать. Но ограничиваться только финансовой стороной вопроса было бы неправильно.

Брать детей на работу полезно для их развития и воспитания

Член Сената Лариса Уотерс покормила грудью дочь во время заседания Австралийского парламента

Мой папа работал на закрытом предприятии, «в ящике», как тогда говорили. Я понятия не имела, чем он занимается. Зато у мамы на работе я бывала не раз, и мне там очень нравилось. Большие столы, рулоны чертежей, профессиональные термины… Я еще ходила в детский садик, когда мама проектировала шампиньонницу – удивительное, загадочное слово. Ведь в те времена шампиньоны не продавались в магазинах, и я гораздо лучше себе представляла подберёзовики и сыроежки, чем таинственные шампиньоны, которые будут выращивать в спроектированном мамой здании.

Просто замечательно, если родители могут дать ребёнку почувствовать причастность к своей работе. Однажды, лет в 9, мне доверили сворачивать чертежи. Их нужно было складывать по особой схеме, так, чтобы все они получались одинакового размера, штампом наружу. Это было невероятно интересно и очень ответственно.

Одноклассник моего сына пришёл в сентябре в класс очень гордый: летом он работал на фабрике у отца, на линии по упаковке замороженной рыбы, и даже заработал первые деньги.

А нынешним летом и мой сын получил свою первую зарплату: он несколько дней кормил обедами восемь человек в офисе у папы. И не просто обедами, а довольно изысканными блюдами: в меню были жульен, рататуй, борщ и котлеты по-киевски.

Сейчас немало детских «городов профессий», где можно поиграть в разные виды работы, и это очень полезно для будущей профориентации. Но реальная работа родителей может сказать детям не меньше. А пожалуй, даже больше.

Детям важно знать, что делают на работе их родители

Мне могут возразить, что в мире полно профессий, которые любить невозможно. Я и сама ужасаюсь, когда думаю о дежурных у эскалатора или о рабочих на конвейерной ленте. Но находятся охотники работать и там! В каждой профессии есть люди увлеченные, будто специально рожденные для нее, и явно чуждые. Яркий пример – медики. Про хорошего специалиста мы говорим: «Он врач от Бога!», а о плохом замечаем: «Коновал».

С врачами вообще отдельная история. Врач - это профессия пожизненная. Любой другой выйдет на пенсию и будет жить спокойно, но к врачу всегда будут стучаться в любое время дня и ночи: «Помогите скорее, моему мужу (брату, сыну, свекру) плохо!» И не важно, что вывихнуто колено, а врач - окулист. «Ну Вы хотя бы посмотрите, посоветуйте!»

Плохих и хороших учителей тоже все встречали: у одного даже двоечники слушают, раскрыв рот, у другого даже отличники тупят в телефоны; один похвалит за оригинальные суждения, другому годится только точно по учебнику. Бывают плохие и хорошие воспитательницы: одна утешит, приласкает, переоденет, если малыш вспотел, другая не побрезгует и рукоприкладством, чуть что не по ее. Продавщицы тоже бывают разные: одна мычит сквозь зубы, чуть ли не кусается, а при случае обвесит, другая и улыбнется, и предупредит, если товар дороже обычного или срок годности вот-вот истекает. Так может, дело не в профессии, а в человеке?

Помните старый анекдот? Отец работал золотарем, а сын ему помогал. Отец спускался в выгребную яму и черпал ведром помои, а сын сверху принимал. И вот однажды сын не удержал ведро и опрокинул на голову отцу. Отец утерся и говорит: «Эх ты, недотепа! Никакого толку от тебя нет, и не будет. Так всю жизнь наверху и проторчишь!»

Читайте также: