Какая методика позволяет определить склонность к профессии определенного типа

Опубликовано: 04.07.2024

Тесты на профориентацию

Что влияет на выбор профессии? Возможности человека, его характер, личностные особенности, интересы, а также востребованность специальности. Не у каждого получается собрать все данные вместе и проанализировать их. В результате можно выбрать не то направление деятельности.

Тогда на помощь приходят тесты на профориентацию, которые сделают все за вас. Специальные сервисы определят интересы и способности, учтут личностную характеристику, индивидуально подберут виды деятельности и проверят их на востребованность.

Поэтому сегодня я предлагаю ознакомиться с опросниками по определению профессиональной направленности будущей специальности. Подавляющее большинство из представленных тестов можно пройти бесплатно.


Тест на профориентацию – Викиум

Тест на профориентацию – это список из 30 вопросов, отвечая на которые вы потратите около 15 минут. Результат поможет определиться с направлением профессиональной деятельности, найти свое призвание и устроиться на работу, подходящую лично вам.

По завершении тестирования выдается список профессий, которые больше всего подходят. Также к результатам прилагается отчет об индивидуальных качествах человека, сильных и слабых сторонах, способностях, которые нужно развивать. Кроме того, предлагаются советы, как повысить мотивацию.

Чтобы пройти опросник, надо зарегистрироваться на сайте.

Другие предложения от платформы Викиум:

Тест на профориентацию – Нетология

Одна из самых популярных образовательных интернет-площадок предлагает свой тест на профориентацию.

Выбор профессии остается за человеком, но психологические опросники помогают лучше понять себя и свои желания, а также сужают перечень подходящих сфер деятельности и конкретных специальностей.

В 16 вопросах нужно выбрать только один самый привлекательный вариант ответа. В результате сервис покажет в процентах, к чему вы имеете особую склонность, например, к креативной работе, текстам, изображениям и т. д. Также вы увидите рекомендованные профессии и курсы по их изучению.

Тест на будущую профессию – Фоксворд

Тест на будущую профессию состоит из 3 этапов. Первый – это выбор наиболее привлекательной сферы или вида деятельности из предложенных. Второй – это выбор предпочтительной профессии из 2 предложенных (всего более 40 пар специальностей). Третий – это оценивание собственных способностей по шкале от 0 до 7.

На прохождение уйдет около 10 минут. В результате будет описан главный и второстепенный тип личности, подходящие профессии, сильные стороны, предпочтения, психологические характеристики.

Чтобы пройти тестирование, нужно зарегистрироваться. Во время регистрации указывается социальный статус из предложенных трех: “Учитель”, “Родитель”, “Школьник”.

Профориентация онлайн: найди свое призвание – HeadHunter

Профориентация онлайн: найди свое призвание – тестирование, которое предлагает известный сервис по поиску работы.

Ответы на вопросы займут около часа, а в результате тестируемый получает подробный отчет с указанием рекомендуемых 15 направлений деятельности, а также личностных и интеллектуальных характеристик и рекомендаций по самообразованию и саморазвитию. Все результаты выдаются в текстовом формате и в виде графиков.

Онлайн-тест разработан учеными МГУ им. М. В. Ломоносова. Он исследует личностные и профессиональные особенности, анализирует интересы и склад мышления, прогнозирует, в каких сферах тестируемого ждет успех.

Это платная услуга, стоимость – 550 руб.

Большой тест на профориентацию – ПрофГид

Большой тест на профориентацию содержит 285 вопросов, на которые дается 45 минут.

В результате тестируемый получит следующие данные:

  • перечень профессий и областей деятельности, которые больше всего соответствуют способностям и интересам;
  • описание специальностей, ответы и пояснения на возможные вопросы;
  • предметы для сдачи экзаменов для поступления в вуз по выбранному направлению;
  • личностную характеристику и определение интересов;
  • описание интеллектуальных возможностей и профессиональных способностей.

Краткую версию можно пройти бесплатно, но в результате не будет полного отчета. Стоимость полной версии – 349 руб. В качестве бонуса бесплатно предлагается пройти еще 6 онлайн-опросников.

Другие предложения от ПрофГид:

Тест на профориентацию – Центр профориентации

Вашему вниманию представляется тест на профориентацию, после прохождения которого выдается индивидуальный список рекомендуемых профессий, описание характера и талантов тестируемого, советы насчет личностного и профессионального развития, а также перечень наиболее удачных сфер деятельности.

Результаты основаны на интересах, уникальных талантах и особенностях характера человека. Всего 28 вопросов.

Можно пройти бесплатно и получить минимум информации или же выбрать один из предложенных тарифов и узнать более развернутый ответ. Тарифы: Profi – 290 руб., Gold – 490 руб., Expert – 700 руб.

Определение профессиональных склонностей по методике Л. Йовайши – ПрофТест

Определение профессиональных склонностей – это тестирование, которое подходит как взрослым людям, так и школьникам. Онлайн-тест достаточно точен и прост, не требует особых знаний и усилий, да и пройти его можно достаточно быстро – всего за 5 минут.

  1. Слежение за ходом мыслей создателя фильма или книги.
  2. Мастерство и видение автора или режиссера.
  3. Сюжет.

Отвечать нужно правдиво, не пытаясь предугадать результат.

Дополнительные предложения от ПрофТест:

Тест на профориентацию – WhyEducation

Тест на профориентацию – это опросник из 30 вопросов, на каждый из которых надо дать ответ либо “Да”, либо “Нет”, либо “Затрудняюсь ответить”. Разработчики советуют отвечать определенно, т. е. только “Да” или “Нет”, чтобы добиться более точного результата. Прохождение займет примерно 5 минут.

Ответы не могут быть правильными или неправильными, ведь все зависит от предпочтений тестируемого. Могут попадаться вопросы, связанные как с определенными специальностями, так и с вашими способностями. Например: “Вам нравится работать за компьютером: заниматься текстами, производить расчеты?” или “Раздражает ли вас беспорядок?”.

Профориентационная анкета – Смартия

Профориентационная анкета – это тестирование, нацеленное в первую очередь на определение командного игрока и одиночки. После прохождения 27 вопросов станет понятно, что является вашей целью:

  • собственный успех и самореклама;
  • слаженная командная работа и максимальная польза для каждого члена группы;
  • положительный конечный результат, достигнутый неважно какими путями.

Опросник можно использовать для подбора сотрудников в компанию, где стоит на первом месте ориентация на командную работу.

Другие тесты от Смартии:

Тест на определение профориентации – Testometrika

Завтрашним студентам предлагается пройти тест на определение профориентации, который можно найти на веб-сервисе Testometrika.

В наши дни профориентации уделяется много внимания: устраиваются мероприятия для школьников, проводятся классные часы на тему определения будущей сферы деятельности.

Тестирование является комплексной работой над определением индивидуальных особенностей и интересов подростка, а также над выявлением наиболее подходящего вида деятельности. Учитываются все факторы: социальные, психологические, физические и т. д.

По-другому опросник называют тестом Голланда. В нем специальности подразделяются по группам в соответствии с их спецификой. Группы следующие:

  1. Человек.
  2. Природа.
  3. Техника.
  4. Знаковая система.
  5. Художественные образы.

После прохождения будет понятно, к какой группе человеку лучше примкнуть и с чем именно работать.

Другие предложения от Testometrika:

Опросник Голланда на профориентацию для подростков – Woman-Psy

Еще один Опросник Голланда на профориентацию для подростков предлагает уже другая веб-платформа. Онлайн-тест поможет определить подходящую специальность и направление, по которому нужно обучаться в вузе.

Тестирование предназначено в первую очередь для тех, кто не может самостоятельно решить, куда поступать и где учиться.

Вопросы несложные, ответить на них не составит труда. Каждый ответ указывает на тип личности и индивидуальные способности подростка. В результате сформируется список специальностей, из которых нужно выбрать наиболее привлекательную. Самый точный результат будет при условии честного ответа на все вопросы.

Другие предложения от Woman-Psy:

Профессиональный тип личности – Адукар

Профессиональный тип личности – это тестирование из 42 вопросов, в результате которого человек получит список рекомендуемых профессий и анализ психотипа. Онлайн-тест создан по методике Голланда, а тратится на него около 20 минут.

Всего профессиональных типов личности шесть. В конце можно будет ознакомиться с подробным описанием каждого из них.

Чтобы начать тестирование, необходимо зарегистрироваться на веб-платформе через социальную сеть или по электронной почте.

Еще один опросник от Адукар:

Сферы интересов – Учеба.ру

Сферы интересов – это анкета из 60 вопросов. Она определит способности врожденные и приобретенные, а также сферы деятельности, в которых можно эти способности применить.

По завершении появится список подходящих профессий, из которых можно выбрать понравившуюся, а после прочитать характеристику специальности на этом же интернет-сервисе.

Для прохождения онлайн-теста необходимо зарегистрироваться, указав номер мобильного телефона.

Профориентационный тест Климова – Поступи онлайн

Профориентационный тест Климова – это онлайн-тестирование по определению профессионального типа.

Опросник несложный. Нужно только выбрать одно понравившееся занятие из двух предложенных, например, уход за животными или оформление выставок. Всего 20 пар специальностей. Примерное время на прохождение – 5 минут.

Подойдет всем вне зависимости от пола и возраста. В результате определится тип, например, человек-человек или человек-природа. Пояснения вполне развернутые.

Тестирование можно пройти без регистрации, но перед тем, как приступить к выбору, необходимо указать пол.

Профориентационный тест по типологии профессий – Trudvsem.ru

В результате сервис предложит профессии, которые соответствуют “могу”, “хочу” и “надо”, т. е. способностям и навыками, интересам и симпатиям, востребованности и спросу.

Для прохождения онлайн-теста не нужно регистрироваться или совершать другие действия.

Диагностика социально-психологических установок личности – Профориентация

Диагностика социально-психологических установок личности – это онлайн-тест по методу О. Ф. Потемкиной из 80 вопросов, на которые надо дать простой четкий ответ “Да” или “Нет”. Достаточно 10–15 минут, чтобы ответить на все вопросы.

С помощью тестирования выявляется социально-психологическая ориентация на одну из восьми конечных целей:

  1. Процесс.
  2. Результат.
  3. Альтруизм.
  4. Эгоизм.
  5. Труд.
  6. Деньги.
  7. Свобода.
  8. Власть.

Если говорить простыми словами, то это перечень того, что в итоге хочет получить человек от своей профессиональной деятельности.

Тестирование подходит для взрослых людей и состоявшихся личностей.

Опросник профессиональных склонностей – Психологические тесты онлайн

Опросник профессиональных склонностей – это перечень из 24 вопросов, которые помогут выявить скрытую мотивацию и склонность подростков к той или иной специальности.

Тестирование предназначено для школьников, особенно это актуально для 9 и 11 класса. Будущие студенты всего за 4 минуты смогут узнать, к какой сфере деятельности они больше подходят.

Этот опросник является несколько измененным вариантом методики Йовайши. Он определяет, к чему больше тянет ребенка: к работе с людьми, физическому или интеллектуальному труду, эстетике, цифрам и финансам или экстриму.

Главное отличие этой методики от других – косвенные вопросы. То есть тестируемым не задаются вопросы в лоб, а косвенно выявляются скрытые предпочтения.

Еще предложения от веб-сервиса:

Гуманитарий или технарь – Центр тестирования и развития

Тест Гуманитарий или технарь предназначен для определения склонностей, интересов и способностей человека в профессиональной сфере. В результате сервис выдаст вердикт, гуманитарий вы или технарь, т. е. какое направление вам ближе.

Области деятельности у обеих специальностей обширны. Например, гуманитарному вектору принадлежат следующие направления:

  • дизайнер,
  • менеджер,
  • педагог,
  • психолог,
  • журналист,
  • юрист,
  • экономист и т. д.

А к техническому:

  • электрик,
  • шахтер,
  • сварщик,
  • строитель,
  • токарь,
  • металлург и т. д.

Еще пара опросников от Центра тестирования и развития:

Как выбрать профессию – Adne.info

Как выбрать профессию – это перечень из 100 вопросов. В отличие от большинства опросников ответы на эти вопросы могут быть правильными или ошибочными. И за каждый правильный ответ дается определенное количество баллов. Сумма баллов и определит список рекомендованных видов деятельности.

  1. Какая река из представленных длиннее?
  2. В какое время года родились люди под знаком зодиака Скорпион?
  3. Где находится самый высокий водопад?
  4. Кто является символом Новой Зеландии?

Ваша будущая профессия – Online Test Pad

Ваша будущая профессия – название онлайн-теста говорит само за себя. С помощью 30 вопросов-утверждений по методике Климова выявляется предрасположенность к какой-либо специальности.

Три варианта ответа: “Да” и “Нет” – точные, “Не знаю” – если есть сомнения.

Подходит и для взрослых, и для подростков. Результат тестирования – рекомендуемый тип профессий и его характеристика, а также примеры специальностей.

Карта интересов – Psiholocator.com

Карта интересов – это тестирование школьников на определение интересов к различным сферам деятельности. Это достаточно большой опросник, состоящий из более чем 170 вопросов. Он основан на методике А. Е. Голомштока.

Еще одно предложение от Psiholocator.com:

Заключение

Список получился внушительный. Вы уже выбрали лучший онлайн-тест? Если нет, то никто вам не помешает пройти сразу несколько или даже все, чтобы определиться с будущей специальностью.

Радует, что тестирование подходит для всех возрастов и социальных групп, поэтому не только школьники, но и взрослые люди могут найти свое призвание и сменить род деятельности.

Определение профессиональных склонностей

Определение профессиональных склонностей Л.Йовайши - известный профориентационный тест, отличающийся простотой прохождения и достоверностью результатов. Подходит для школьников, выпускников школ, абитуриентов и даже взрослых людей. Исследует 6 склонностей к различным направлениям профессиональной деятельности с учётом степени их выраженности.

Тест Холланда

Тест Холланда

Тест Холланда - крайне популярный тест на профориентацию от известного профессора из США. Широко известен и часто используется как в России, так и других странах. Определяет 6 профессионально-ориентированных типов личности. Подходит для школьников, выпускников и взрослых людей.

Якоря карьеры

Якоря карьеры

Якоря карьеры – профориентационный тест от одного из основателей современной организационной психологии Эдгара Шейна. Рассматривает 8 якорей, которых придерживается человек при построении карьеры и выборе профессии. Подобные якоря формируются в самом начале карьеры или ранее и остаются стабильными на протяжении долгого времени.

Тест на психотип (Иван Карнаух)

Тест на психотип (Иван Карнаух)

Простой и быстрый тест для определения психотипа личности от одного из основателей Уральской школы психологов-практиков, автора более 20 научных работ, популярных книг по психологии управления, конфликтологии и профориентации, Ивана Карнауха.

Карта интересов - А.Е. Голомшток

Карта интересов - А.Е. Голомшток

Известная методика от советского педагога и автора книг по профориентационной работе. Неоднократно доказывала свою эффективность при работе со школьниками старших классов и людьми, уже имеющими опыт работы. Исследует 29 направлений профессиональной деятельности и ранжирует их по степени выраженности.

Дифференциально - диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)

Дифференциально - диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)

Однозначно самый известный и распространённый профориентационный тест в России и странах СНГ. Постоянно используемый и многократно проверенный, он заслуженно держит первенство в быстром и точном определении уровня мотивации к разным видам профессиональной деятельности.

Диагностика социально-психологических установок личности (Тест Потемкиной)

Диагностика социально-психологических установок личности (Тест Потемкиной)

Популярная методика среди менеджмента всех уровней. Направлена на выявление уровня выраженности социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере по 8 различным ориентациям.

Стиль делового общения

Стиль делового общения

Удобный и довольно быстрый тест для определения предпочтительного стиля профессионального общения. Подходит для взрослых людей, уже имеющих опыт профессиональной деятельности.

Поведение в конфликтной ситуации

Поведение в конфликтной ситуации

Без сомнения один из самых популярных и известных среди подобных тестов. его основе лежит идея модели двумерного урегулирования конфликтов: люди не должны всеми силами избегать возможных конфликтов, а уметь правильно управлять ими.

Информированность о мире профессий (Е.А. Климов)

Информированность о мире профессий (Е.А. Климов)

Простой и быстрый профориентационный тест от известного психолога Е.А. Климова для выявления уровня информированности о существующем мире профессий. Рекомендуется в качестве одного из первых тестов при проведении профориентации. Часто используется совместно с другими, более обширными тестами.

Готовность к выбору профессии

Готовность к выбору профессии

Методика, позволяющая быстро определить уровень готовности к совершению адекватного профессионального выбора среди выпускников школ и старшеклассников. Рассматривает профессиональную готовность с помощью 5 различных критериев.

Методика "Профиль"

Методика "Профиль"

Модификация популярной методики "Карта интересов" сделанная Г.В. Резапкиной. Уменьшено количество вопросов и исследуемых направлений профессиональной деятельности. Хорошо подходит для учащихся средних классов.

careertest.ru

Отличный тест на профориентацию от опытного психолога-профконсультанта, работающего со школьниками, студентами и взрослыми людьми с 2007 года в крупнейших государственных федеральных университетах России.

Самая необходимая базовая информация - рекомендуемые профессии и приоритеты профессиональной деятельности, доступна даже в бесплатной версии теста, тогда как полная дополняет результат подробным описанием личностных особенностей человека.

Каткова Наталья Викторовна

Методики, предложенные в данном сборнике, могут быть полезны для более дифференцированного выбора конкретной специальности в пределах выбранного типа и класса профессий.

Методики профориентация и были созданы преимущественно для работы с молодежью, в том числе школьниками, находящимися на этапе профессионального самоопределения. Лишь затем ряд из этих методик показал свою пригодность и для работы со взрослыми людьми.

Методики, предложенные в данном сборнике, могут быть полезны для более дифференцированного выбора конкретной специальности в пределах выбранного типа и класса профессий.

Методики профориентация и были созданы преимущественно для работы с молодежью, в том числе школьниками, находящимися на этапе профессионального самоопределения. Лишь затем ряд из этих методик показал свою пригодность и для работы со взрослыми людьми.

ВложениеРазмер
diagnost._metodiki_i_ih_opisanie.doc 614 КБ

Предварительный просмотр:

У каждого человека наступает период жизни, когда наиболее важным для него становится ответ на вопросы, обращенные к самому себе. На что я способен? Кто я есть, чего я хочу и кем могу стать?

Важное место в определении профессиональной направленности занимают референтные группы, то ближайшее социальное окружение, которое вызывает эффект подражания и способствует появлению массового увлечения некоторыми профессиями. По данным социологических опросов, каждый четвертый молодой человек выбирает профессию по совету более авторитетных друзей. При этом велика опасность, что выбранная профессия окажется совсем не подходящей для конкретного человека. Что приводит к разочарованию не только в профессии, но и в себе самом, способствует возникновению различных комплексов, плохой адаптации к меняющимся условиям, общему дискомфорту, склонности к перемене мест работы и мест жительства.

Поэтому наряду с хорошо разработанной информационной ориентацией чрезвычайно важно умение разбираться в себе, своих способностях, мотивах выбора профессии. интересах, склонностях, предпочтениях. Эти данные могут быть получены с помощью традиционных психологических методов наблюдения, беседы, опроса. Но более стандартизованный и надежный вид они приобретают после проведения специального психодиагностического обследования, особенно при диагностике способностей и потенциальных возможностей.

В настоящее время не существует общепринятой универсальной методики на все случаи жизни для выявления профессиональных интересов и склонностей, поэтому в процессе своей практической деятельности профконсультант стоит перед выбором диагностической методики, наиболее подходящей для решения задачи в конкретной профориентационной ситуации.

Методики, предложенные в данном сборнике, могут быть полезны для более дифференцированного выбора конкретной специальности в пределах выбранного типа и класса профессий.

Методики профориентация и были созданы преимущественно для работы с молодежью, в том числе школьниками, находящимися на этапе профессионального самоопределения. Лишь затем ряд из этих методик показал свою пригодность и для работы со взрослыми людьми.

Различные методики профориентации основаны на разных теоретических подходах, поэтому результаты, полученные с их помощью, не всегда могут совпадать между собой. Скорее данные методики дополняют друг друга.

Методики ДДО и ОПГ базируются на психологической классификации профессий по предмету труда , являющейся наиболее популярной, практически общепринятой в России, разработанной Е.А. Климовым. Согласно этой классификации все профессии делятся на пять типов, в зависимости от того, с чем имеет депо работник в процессе своего труда. Это типы профессий “человек - человек”, “человек - техника”, “человек -знаковая система!, “человек - художественный образ» и “человек - природа”. При этом методика ДДО является более короткой по сравнению с методикой ОПГ и основана на выборе одного из двух суждений (всего из 20 пар суждений). Простота использования этой методики для клиента и консультанта позволяет характеризовать методику ДДО как методику наиболее широкого спектра действия, пригодную для тестирования различных категорий взрослого населения и лиц юношеского и даже подросткового возраста. Эта методика позволяет достаточно успешно определять профессиональную направленность даже у людей, страдающих определенными расстройствами интеллектуальной деятельности.

Методика ОПГ, в отличие от ДДО, включает 50 суждений, каждое из которых необходимо оценить трижды по трехбалльной шкале с точки зрения степени выраженности профессиональных умений, эмоционального состояния и желания заниматься соответствующими видами деятельности. Методика является довольно объемной и трудоемкой и требует от клиента хорошего внимания и сообразительности, что ограничивает возможность ее использования у подростков, лиц с низким уровнем образования и умственного развития. Однако, по сравнению с ДДО, методика обладает более высокой разрешающей способностью и позволяет анализировать отношение к различным типам профессий не только с точки зрения склонностей и интересов, но и с точки зрения умений.

Л.А. Йовайша выделяет в структуре личности четыре компонента, определяющие выбор профессии: активность, возможность, стиль и направленность.

Личность изучается по проявлениям активности (в том числе при выборе профессии) и характеру самовыражения (целостная организация индивида, представленная в направленности, возможностях и стиле деятельности человека).

Все эти качества личности проявляются во всех областях жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности и при выборе профессии. При этом в выборе профессии основополагающее значение принадлежит системе ценностей человека, определяемых его глубокими, коренными потребностями. Каждая конкретная личность характеризуется своей иерархией типов ценностей и направленностью активности в соответствии с преобладающими у нее потребностями. Л.А. Иовайша выделяет следующие типы ценностей: общение (тип социальной коммуникативности), интеллектуальную активность, практико-технический тип, художественную активность, соматический тип, материально-экономический тип.

Методика Холланда интересна тем, что основана на отличной от климовской классификации профессий и поэтому может эффективно дополнять другие профориентационные методики. Методика Холланда позволяет выявить у клиента один из шести типов профессиональной направленности личности, которые получили название:

“реалистичный “, “интеллектуальный ‘“социальный ‘“конвенциальный “, и “артистичный”. Методика обладает более широкими возможностями, чем просто определение профессиональных интересов и склонностей. Тип личности, диагностируемый с помощью данной методики, включает в себя еще и характер способностей, стиль мышления и деятельности, ведущие потребности и ориентацию на те или иные человеческие ценности. При работе с методикой в каждой из 42 приведенных пар профессий или должностей клиенту необходимо отдать предпочтение одной из них. Методика проста в проведении и обработке и может быть использована не только в целях профориентации клиента, но и в более широком контексте психологического консультирования.

Следует отметить, что типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Холланда, в некоторой мере соответствуют классификации профессий Климова. Так, ‘реалистичный” тип личности в наибольшей степени соответствует профессиям типа “человек - техника” и “человек - природа” и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. “Интеллектуальный” тип личности в большей степени связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа “человек - человек” и “человек - природа”. “Социальный” тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа “человек - человек”. “Конвенциальный” тип характеризует склонность к информационным профессиям типа “человек - знаковая система”. “Предприимчивый” тип однозначно не связан е каким-либо одним климовским типом профессии и может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности более тесно привязывает представителей этого типа к профессиям «человек – человек». Наконец, «артистический” тип личности без проблем можно отнести к профессиям типа «человек - художественный образ”

При создании методики «Направленность личности» Б. Басе исходил из своей гипотезы, согласно которой способ реагирования людей на требования трудовой деятельности, на условия труда и на сотрудников зависит от ожидаемого удовлетворения и вознаграждения, а также возможного неудовлетворения.

В этой связи автор методики имеет в виду три сферы удовлетворенности, которые могут не согласовываться между собой:

• хорошие межличностные отношения с сотрудниками;

Методика создана для определения трех основных типов направленности в трудовой деятельности:

• направленность на себя;

• направленность на общение;

• направленность на дело.

Методика может рассматриваться как психодиагностическое средство оценки личности. Его можно использовать как для индивидуального, так и для коллективного обследования различных категорий граждан, включая и безработных. Тест может быть использован в практике профконсультирования, а также при оценке, подборе и расстановке кадров.

Все рассматриваемые ниже методики изучения личности в целях выявления потребностей, интересов, способностей могут помочь определить в конечном итоге дальнейшую профессиональную ориентацию.

ДИФФЕРЕЦИАЛЬНО-ДИАГПОСТПЧЕСКИЙ ОПРОСННК (ДДО)

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) разработан под руководством Е.А. Климова и предназначен для определения интересов и склонностей человека. Можно использовать в работе профконсультантов службы занятости и школьных психологов при профориептации подростков и взрослых и при отборе для обучения на различные типы профессий.

В основе методики лежит предложенная Е.А. Климовым классификация профессий по предмету труда, па который они (профессии) направлены.

1. Человек - техника (Ч-Т).

Труд людей этой группы профессий связан с:

• преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин,

механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов)

• обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);

• восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);

• изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).

2. Человек - человек (Ч-Ч).

Труд людей этой группы профессий связан с:

• воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);

• медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);

• правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции т.д.)

• организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);

• изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).

З. Человек - знаковая система (Ч-З).

Труд людей этой группы профессий связан с:

• преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.):

• шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);

• управлением движением (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);

• составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);

• восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).

4. Человек - природа (Ч-П).

Труд людей этой группы профессий связан с:

• преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);

• обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);

• заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);

• восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);

• изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).

5. Человек - художественный образ (Ч-Х).

Труд людей этой группы профессий связан с:

• преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер. художник, режиссер, композитор и пр.);

• исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир. реставратор, оформитель и пр.):

с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).

«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности вы бы предпочли? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами “а” и “б”, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности, Внимательно прочитан оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое более привлекательно для вас”.

Методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной
Опросник для обучающихся

Инструкция

Класс: _________________ Фамилия, Имя: __________________________________

I

II

III

IV

V

VI

1

а

б

в

2

а

б

в

3

а

б

в

4

а

б

в

5

а

б

в

6

а

б

в

7

а

б

в

8

а

б

в

9

а

б

в

10

а

б

в

11

а

б

в

12

а

б

в

13

а

б

в

14

а

б

в

15

а

б

в

16

а

б

в

17

а

б

в

18

а

б

в

19

а

б

в

20

а

б

в

21

а

б

в

22

а

б

в

23

а

б

в

24

а

б

в

Сумма баллов

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).

8. В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.

11. Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.

20. Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. Свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.

24. Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.

Обработка результатов

Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов.

1 - склонность к работе с людьми . Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе . Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

3 - склонность к практической деятельности . Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности . Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности . Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности . Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Интерпретация полученных результатов

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

7 лучших онлайн-тестов на профориентацию

Какие тесты на профориентацию есть и как они работают

Существует две основных методики определения профориентации: тест Климова и тест Голланда. Обе позволяют на основе личностных особенностей подобрать профессию, в которой человек сможет в полной мере раскрыть все свои таланты.

Система Климова направлена на поиск наиболее подходящей профессиональной сферы. Их пять, и они делятся по типам объектов, с которыми придётся иметь дело во время работы:

  • Человек — человек (учитель, продавец, врач, юрист).
  • Человек — природа (ветеринар, биолог, физик, геолог).
  • Человек — техника (инженер, электрик, механик, конструктор).
  • Человек — знаковая система (программист, лингвист, корректор, топограф).
  • Человек — художественный образ (писатель, актёр, музыкант, художник).

Методика Голланда помогает определить тип личности и вид деятельности, к которой человек предрасположен. Всего шесть типов:

  • Реалистический — практический труд с применением физической силы и ловкости, дающий быстрый результат (плотник, агроном, кондитер).
  • Интеллектуальный — научно-исследовательская деятельность и решение абстрактных задач, для которых нужны творческие способности и нестандартное мышление (астроном, философ, математик).
  • Социальный — работа, в основе которой лежит взаимодействие с другими людьми, анализ их действий и обучение (менеджер, журналист, воспитатель).
  • Артистический — актёрско-сценическая и художественная деятельность, где важны высокая эмоциональная чувствительность, воображение и восприятие (артист, дизайнер, скульптор).
  • Предприимчивый — организаторская работа, где необходимы лидерство и способность к принятию решений в сложной обстановке (предприниматель, продюсер, директор).
  • Конвенциональный — канцелярская деятельность и конкретные задачи, связанные с расчётами и ведением документации (клерк, банкир, секретарь).

Когда и как проходить тест на профориентацию

Определять будущую профессию можно с восьмого класса. Желательно проходить тесты каждый год, чтобы учесть изменение интересов или, наоборот, подтвердить свой выбор.

Проводите тестирование в спокойной, нейтральной обстановке. Для максимально точных результатов избегайте ситуаций, когда вы находитесь под впечатлением от фильмов, экскурсий на предприятия или общения с представителями профессий.

Во всех тестах нужно выбирать один из нескольких вариантов. Внимательно читайте и отмечайте то, что больше нравится, либо насколько справедливо для вас предложенное утверждение.

Где пройти онлайн-тест на профориентацию

1. Фоксфорд

Тест на профориентацию: «Фоксфорд»

Расширенный тест с наглядным оформлением, состоящий из трёх частей. Вам нужно отсеять наименее интересные сферы деятельности, затем выбрать предпочтительную работу из нескольких пар, а потом оценить свои способности. В результатах будет ваш тип личности, подходящие профессии будущего, психологические характеристики и сильные стороны.

2. Адукар

Тест на профориентацию: «Адукар»

Тест из 42 вопросов, основанный на методике Голланда. Выберите одну из двух пар профессий и в конце узнаете, какой из шести типов личности преобладает в вашем характере, а также ознакомитесь с подробным описанием каждого из них.

3. Учёба.ру

Тест на профориентацию: Учёба.ру

Анкета для определения сферы интересов из 60 вопросов. Поможет узнать о врождённых способностях к тем или иным профессиям и вещах, которые мотивируют вас больше всего.

4. Testometrika

Тест на профориентацию: Testometrika

Большой опросник с примерами конкретных задач различных профессий. Отметьте, насколько нравится или не нравится каждый из вариантов, и сервис подскажет, к каким направлениям у вас есть склонности.

5. ПрофГид

Тест на профориентацию: «ПрофГид»

Определение профориентации по методу Климова. Укажите, какая из двух предложенных работ по душе, и сервис выдаст наиболее подходящие для вас сферы деятельности с подробной расшифровкой и примерами профессий.

6. Поступи онлайн

Тест на профориентацию: «Поступи онлайн»

Наглядный тест для определения подходящего типа профессии, основанный на методике Климова. Выбирайте, какие занятия больше нравятся, и узнайте предпочтительную для вас сферу работы. Сервис предложит три профессии и вузы, в которых можно получить соответствующее образование.

7. hh.ru

Тест на профориентацию: hh.ru

Платный тест от известного портала вакансий, который поможет найти свое истинное призвание. Прохождение занимает около часа, а по итогам сервис предоставляет подробный отчёт. Помимо личностных и интеллектуальных характеристик, в нём есть список рекомендуемых профессий и подсказки по саморазвитию.

Читайте также: