Какая профессия не требует обязательного наличия законченного высшего юридического образования

Опубликовано: 02.10.2024

Вы закончили школу - и теперь вполне можете работать и зарабатывать. Есть множество профессий, которые не требуют "корочки" ни высшего, ни даже среднего профессионального образования.

Все профессии, где у вас не спросят про образование, можно разделить на 3 категории.

Низкооплачиваемые и низкоквалифицированные профессии

Для этих профессий важнее всего быть вовремя на рабочем месте. От представителей этих профессий требуются внимательность, дисциплинированность, пунктуальность, аккуратность.
Обещают, что в недалеком будущем часть профессий этой категории исчезнет. Их "выдавят" новые технологии и роботы. Но мы думаем, что в нашей стране эти профессии еще долго будут актуальны:

✔ Почтальон - сотрудник почтового отделения, который разносит посылки, письма, прессу адресатам.
Зарплата: от 17 000 до 35 000 рублей
✔ Вахтер - специалист, который следит за соблюдением общественного порядка на вверенной ему территории/объекте, предотвращает хищение имущества.
Зарплата: от 15 000 рублей
✔ Няня/бебиситтер/гувернантка - обычно женщина, которая ухаживает за чужими детьми. Для профессиональной няни нужно педагогическое образование, но в ряде случаев можно устроиться и без него.
Зарплата: от 15 000 до 60 000 рублей

✔ Кассир - работник, который отвечает за кассу, принимает и учитывает деньги в магазине, ресторане, кинотеатре или банке.
Зарплата: от 25 000 до 70 000 рублей
✔ Продавец-консультант - сотрудник магазина, который продает товары и услуги, рассказывает об особенностях и преимуществах товара.
Зарплата: от 25 000 до 150 000 рублей.
✔ Помощник воспитателя в детском саду ("нянечка") - сотрудник детского сада, который ухаживает за детьми, отвечает за чистоту в группе.
Зарплата: от 15 000 до 60 000 рублей
✔ Бармен - работник бара, который обслуживает посетителей за барной стойкой.
Зарплата: от 15 000 до 85 000 рублей

✔ Курьер - сотрудник, который доставляет деловую корреспонденцию, посылки, заказы.
Зарплата: от 15 000 до 85 000 рублей
✔ Грузчик - рабочий, который отвечает за погрузку и выгрузку товара.
Зарплата: от 20 000 до 75 000 рублей
✔ Официант - сотрудник кафе, ресторанов, который обслуживает посетителей за столиками.
Зарплата: от 15 000 до 100 000 рублей
✔ Рабочий на стройке - работник, которого привлекают для неквалифицированного физического труда во время строительных работ.
Зарплата: от 15 000 до 50 000 рублей
✔ Хостес - сотрудник, в задачи которого входит встреча гостей в ресторанах, отелях, на больших выставках и конференциях.
Зарплата: от 50 000 до 130 000 рублей
✔ Администратор в офисе - сотрудник, в задачи которого входит общение с клиентами, встреча гостей, а также материально-техническое оснащение офиса.
Зарплата: от 25 000 до 100 000 рублей
✔ Вожатый - сотрудник детского лагеря или школы, который отвечает за безопасность и организацию детского досуга во время смены.
Зарплата: от 10 000 до 35 000 рублей

✔ Водитель такси - сотрудник или физическое лицо, который занимается доставкой пассажиров на автомобиле. Корочка об образовании здесь не нужна, но водительские права обязательны.
Зарплата: от 35 000 до 120 000 рублей
✔ Мойщик машин - работник автомойки, который моет автомобили.
Зарплата: от 15 000 до 75 000 рублей
✔ Дворник/уборщик (куда без него) - работник, который поддерживает чистоту на улице/в помещении.
Зарплата: от 10 000 до 60 000 рублей

Профессии, где опыт и портфолио важнее, чем корочка

В этих профессиях можно просто начать делать дело и развиваться, хотя на практике, конечно, все не так просто. Лучшие и самые востребованные постоянно учатся, проходят профессиональные курсы.

✔ Актер - исполнитель ролей в спектаклях и кино. Вы удивитесь, но среди обладателей Оскара большая часть не имеет актерского образования.
Зарплата: от 50 000 рублей
✔ Модель - человек, который позирует для фотографий, видеосъемок и участвует в показе одежды.
Зарплата: от 40 000 рублей
✔ Youtube-блогер - профессионально ведет видеоблог на платформе Youtube и зарабатывает на этом деньги.
Зарплата: от 100 рублей
✔ Репетитор - педагог, который преподает "в частном порядке", дома или онлайн.
Зарплата: от 10 000 рублей
✔ Стилист - специалист, который формирует общий стиль для клиента - подбирает одежду, прическу, макияж.
Зарплата: от 45 000 рублей
✔ Писатель, копирайтер - разработчик, составитель рекламных и информационных текстов для компаний, автор книг и статей. Образование в этой профессии не главное, но без таланта или, как минимум, способностей, точно не обойтись.
Зарплата: от 45 000 рублей
✔ Фотограф - специалист, который создает фотоснимки для журналов, газет, фотобанков или частных клиентов.
Зарплата: от 25 000 до 100 000 рублей

Специфические профессии, которым научат на работе

Есть востребованные и популярные профессии, где работа начинается с "учебки" или специальных курсов, где дают нужную теорию и практику. Например:

✔ Машинист в метро - специалист, который обеспечивает управление электропоездом и перевозку пассажиров по подземным и надземным линиям метрополитена.
Зарплата: от 25 000 до 95 000 рублей
✔ Полицейский - сотрудник МВД, который уполномочен следить за соблюдением общественного порядка, а также охранять жизнь, здоровье и имущество граждан.
Зарплата: от 25 000 до 80 000 рублей
✔ Пожарный - сотрудник МЧС, состоящий на службе в подразделении пожарной охраны и ответственный за тушение пожаров.
Зарплата: от 25 000 до 90 000 рублей
✔ Спасатель - сотрудник МЧС, задача которого спасать людей в случае катастроф и экстремальных ситуаций.
Зарплата: от 25 000 до 60 000 рублей
✔ Стюард - специалист авиакомпании, который отвечает за комфортные условия полета для пассажиров.
Зарплата: от 35 000 до 120 000 рублей
✔ Водитель трамвая - специалиста, который управляет трамваем и перевозит пассажиров.
Зарплата: от 35 000 до 40 000 рублей

Мы рассказали о профессиях, для трудоустройства в которых вам не потребуется диплом. Тем не менее, только через образование и постоянное самообучение лежит путь к самым интересным профессиям и материальному благополучию. Если хотите добиться большего, продолжайте учиться!

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ МВД РФ от 6 июля 2012 г. № 681 "Об условиях замещения отдельных должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава лицами, не имеющими высшего профессионального юридического образования”

В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»* - приказываю:

1. Установить, что на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, в исключительных случаях могут назначаться лица, не имеющие высшего профессионального юридического образования, при соблюдении следующих условий:

1.1. Наличие высшего профессионального образования, не являющегося юридическим, полученного в военном образовательном учреждении профессионального образования, подтвержденного соответствующим документом государственного образца, и стажа военной службы не менее одного года.

1.2. Наличие среднего профессионального юридического образования, подтвержденного соответствующим документом государственного образца или иным документом, приравненным к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и высшего профессионального образования, не являющегося юридическим, а также опыта работы по юридической специальности не менее одного года.

1.3. Наличие высшего профессионального педагогического образования, подтвержденного соответствующим документом государственного образца или иным документом, приравненным к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и опыта работы по специальности не менее одного года - при назначении на должности в подразделения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

1.4. Наличие высшего профессионального технического образования, подтвержденного соответствующим документом государственного образца или иным документом, приравненным к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и опыта работы по специальности не менее одного года - при назначении на должности в подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения.

1.5. Наличие высшего профессионального образования, не являющегося юридическим, подтвержденного соответствующим документом государственного образца или иным документом, приравненным к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и стажа службы в органах внутренних дел Российской Федерации** на должностях, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящего приказа, не менее одного года - без последующего перевода на вышестоящие должности руководителей (начальников), предусматривающие выполнение обязанностей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящего приказа.

1.6. Обучение на последнем курсе образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию, по направлениям подготовки (специальностям) 030900 Юриспруденция, 031001 Правоохранительная деятельность, 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности при наличии высшего профессионального образования, не являющегося юридическим, и опыта работы по юридической специальности не менее шести месяцев.

1.7. Наличие ученой степени по юридической специальности, высшего профессионального образования, не являющегося юридическим, подтвержденного соответствующим документом государственного образца или иным документом, приравненным к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и опыта работы по юридической специальности не менее шести месяцев.

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, руководителям (начальникам) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций, окружных управлений материально-технического снабжения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, направлять сотрудников органов внутренних дел, не имеющих высшего профессионального юридического образования и назначенных на должности, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящего приказа (за исключением случаев, указанных в подпунктах 1.6 и 1.7 настоящего приказа), с их согласия на обучение в образовательные учреждения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации для получения ими высшего профессионального юридического образования либо прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.А. Герасимова.

Министр
генерал-лейтенант полиции
В. Колокольцев

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 49, ст. 7020.

** Далее - «органы внутренних дел».

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 августа 2012 г.
Регистрационный № 25206

Обзор документа

Приведены условия замещения отдельных должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава в ОВД России лицами без высшего профессионального юридического образования.

На должности, связанные с расследованием (его организацией) уголовных дел, административным расследованием, рассмотрением дел об административных правонарушениях либо проведением антикоррупционных и правовых экспертиз, в исключительных случаях могут претендовать лица без вышеназванного образования, но соответствующие, в частности, следующим требованиям.

Есть подтвержденное высшее профобразование, полученное в военном образовательном учреждении, и стаж военной службы не меньше 1 года.

Есть подтвержденное среднее профессиональное юридическое образование и высшее другое образование, а также опыт работы по юридической специальности не менее 1 года.

Претендент также может учиться на последнем курсе вуза, имеющего госаккредитацию, по направлениям подготовки (специальностям) 030900 "Юриспруденция", 031001 "Правоохранительная деятельность", 030901 "Правовое обеспечение национальной безопасности". При этом должно быть высшее профобразование (не юридическое) и опыт работы по юридической специальности не менее 6 месяцев.

Наличие юридического образования не будет являться обязательным для лиц, представляющих интересы сторон в гражданском или арбитражном процессе, если они начали участвовать в деле до вступления в силу соответствующих изменений в процессуальное законодательство. Такое разъяснение сделал Верховный суд (ВС) РФ в проекте постановления пленума о некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса, Арбитражного процессуального кодекса и Кодекса административного судопроизводства в связи с введением в действие Федерального закона №451-ФЗ.

Отсутствие образования не помеха

Представитель стороны в гражданском или арбитражном споре, не имеющий юридического образования, может продолжить участвовать в процессе и после того, как наличие профессионального образования станет обязательным условием участия в деле, указывает ВС.

"Лицо, которое до вступления в силу Федерального закона №451-ФЗ начало участвовать в деле в качестве представителя, в том числе путем подачи искового заявления, заявления о выдаче судебного приказа, после вступления в силу указанного федерального закона сохраняет предоставленные ему по этому делу полномочия вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности", — говорится в проекте постановления пленума ВС.

В соответствии с Федеральным законом №451-ФЗ представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, за исключением дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями или районными судами. Положения документа вступят в силу со дня начала деятельности новых кассационных и апелляционных судов.

Принятие искового заявления

Пленум поясняет, что требования к форме и содержанию искового заявления определяются в соответствии с законом, действовавшим на момент его подачи, только в том случае, если сам иск был подан до введения в действие Федерального закона №451-ФЗ, а вопрос о его принятии разрешается судом после вступления в силу указанного нормативного акта.

"В частности, не является основанием для оставления без движения или возвращения поданных до вступления в силу Федерального закона №451-ФЗ исковых заявлений и заявлений о выдаче судебного приказа отсутствие какого-либо идентификатора гражданина, являющегося ответчиком (страхового номера индивидуального лицевого счета, идентификационного номера налогоплательщика, серии и номера документа, удостоверяющего личность, основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя, серии и номера водительского удостоверения, серии и номера свидетельства о регистрации транспортного средства)", — следует из текста документа.

Высшая инстанция напоминает, что закон, устанавливающий или усиливающий ответственность, не имеет обратной силы, поэтому процессуальный штраф за нарушение, совершенное до введения в действие Федерального закона №451-ФЗ, не может превышать пределов, установленных процессуальным законодательством в прежней редакции.

Исчисление сроков и упрощенный порядок

В проекте постановления пленум также затронул вопросы, касающиеся особенностей исчисления процессуальных сроков. Так, срок рассмотрения дела, установленный Федеральным законом №451-ФЗ, будет применяться и в том случае, когда срок, предусмотренный ранее действующими положениями, к моменту вступления в силу указанного нормативного акта не истек.

При этом высшая инстанция указывает, что шестимесячный срок, установленный частью 2 статьи 112 АПК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона №451-ФЗ, продолжает течь, если он не истек ко дню введения нормативного акта в действие.

Кроме того, документ уточняет некоторые моменты, связанные с изменением порядка рассмотрения спора после вступления в силу федерального закона.

"Если рассмотрение дела было начато судом до вступления в силу Федерального закона №451-ФЗ по общим правилам или по правилам упрощенного производства, в единоличном составе суда или коллегиальном составе суда, то после вступления в силу указанного федерального закона такое дело подлежит рассмотрение в том же порядке и в том же составе суда", — говорится в проекте постановления пленума.

В частности, ВС отмечает, что если указанная в исковом заявлении о взыскании денежных средств цена иска составляет для юридических лиц от пятисот до восьмисот тысяч рублей и такое заявление было подано до введения в действие Федерального закона №451-ФЗ, то и после его вступления в силу арбитражный суд продолжит рассмотрение дела в общем порядке.

В системе непрерывного образования важная роль отводится переподготовке кадров. Потребность в переподготовке кадров для всех сфер профессиональной деятельности обусловлена динамикой развития современного общества, ростом конкуренции на рынке труда, необходимостью в условиях кризиса экономики и повсеместного сокращения рабочих мест, приобретения населением дополнительных навыков, умений, специальных познаний. Значимость совершенствования переподготовки кадров подчеркивается и в программных документах, определяющих приоритетные направления государственной политики в области образования.

Законодатель, определяя место профессиональной переподготовки в системе образования как разновидности дополнительного образования, не устанавливает перечня специальностей и направлений подготовки, по которым она может осуществляться, не очерчивает возможные сферы деятельности лиц, получивших диплом о профессиональной подготовке, оставляя этот вопрос на усмотрение потребителей, исходя из потребностей обучающихся и производства. Учебные заведения все шире используют свое право предоставления образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки, привлекая студентов объявлениями о возможности получить «удобным, недорогим, а главное, быстрым способом дополнительное образование и освоить новую сферу деятельности, в том числе и в области юриспруденции».

Наметившаяся в государственной образовательной политике тенденция ужесточения требований к качеству подготовки юридических кадров, условиям образовательной деятельности в сфере юриспруденции, значительное сокращение количества учебных заведений, осуществляющих их подготовку в связи с не аккредитацией образовательных программ, вызывает обоснованные дискуссии относительно возможности осуществления трудовой деятельности в области юриспруденции на основании полученного по результатам переподготовки документа, круга лиц, нуждающихся в такой переподготовке, содержания и объема предоставляемых знаний. Широкий интерес, проявляемый к переподготовке в области юриспруденции, обуславливает актуальность научного осмысления отдельных теоретических и практических аспектов проблемы.

Прежде всего, кому и зачем нужна такая переподготовка?

Определимся с законодательной трактовкой дефиниции «профессиональная переподготовка». Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ под переподготовкой понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности [4]. При этом под профессией понимается род деятельности человека, обладающего комплексом теоретических знаний и практических уме­ний, приобретенных в результате специальной подготов­ки. В рамках одной профессии выделяют специальность, определяемую как род деятельности человека, относящейся к определенной области [10]. В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию - специальность это совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач [6]. Под видом профессиональной деятельности понимается совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

Виды профессиональной деятельности в области юриспруденции (нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская) определены федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция ((квалификация (степень) «бакалавр», «магистр»). Здесь же обозначена и область профессиональной деятельности, включающая: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; проведение научных исследований, правовое обучение и воспитание. Служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности определяется как должность. Квалификационные требования к должностям в зависимости от сферы юридической деятельности установлены нормативными актами, специальными законами и, как правило, предполагают наличие высшего или среднего профессионального (юридического) образования [2; 9].

Тем не менее юридические знания востребованы в профессиональной деятельности, охватывающей огромный спектр должностей, где наличие фундаментального юридического образования не является обязательным требованием. Например, в Типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы (утв. ст. 8 Закона Республики Марий Эл «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы» от 31 мая 2007 г. N 25-З) указывается, что для кандидатов на должность главы администрации муниципального района, городского округа, могут быть дополнительно установлены такие квалификационные требования, как наличие высшего образования по одной из специальностей или направлению подготовки, входящих в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки «Гуманитарные науки», «Экономика и управление», либо получение дополнительного профессионального образования, соответствующего указанным выше направлениям подготовки [8].

При этом практически к любой должности служащего предъявляется квалификационное требование - обладание профессиональными знаниями, знанием Конституции, нормативных правовых и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей. Например, такие требования, наряду с наличием высшего профессионального образования (без конкретизации направления подготовки), установлены для замещения должности помощника руководителя Федеральной налоговой службы [7], в квалификационных требованиях агента по недвижимости наряду с наличием высшего профессионального (юридическое, инженерно-экономическое, экономическое) образования и т.д.

Юридические знания востребованы лицами, занимающимися бизнесом, страховой, охранной деятельностью, защитой интеллектуальной собственности, секретов производства. Законодатель оставил возможность лицам, не имеющим юридического образования выступать в качестве представителей, защитников в отдельных видах судопроизводства.

Таким образом, лица, прошедшие профессиональную переподготовку, могут осуществлять любую профессиональную деятельность, предполагающую владение правовыми знаниями, исключая сферы профессиональной юридической деятельности, где наличие высшего юридического образования и специального статуса выступает в качестве обязательного квалификационного требования.

Документом, открывающим право заниматься такой деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, выступает диплом о профессиональной переподготовке, с указанием соответствующей квалификации. Для определения квалификации, Минобрнауки России в письме от 22.04.2015 N ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций», рекомендует использовать профессиональные стандарты.

Круг лиц, для которых доступен такой вид образования, как переподготовка, обозначен законодателем. Это лица, уже имеющие профессию (профессии) рабочего или должность (должности) служащего, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ч.3 ст.73, ч.3 ст.76 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Как видим, законодатель основной упор делает здесь не на наличие образования, а на наличие у лица профессии или должности, при этом не ограничивает возможность получения дополнительного образования рамками имеющейся уже профессии или занимаемой должности.

Определяя цели переподготовки в сфере юриспруденции, следует указать в качестве основной - формирование, расширение конкретных компетенций для эффективного осуществления профессиональной деятельности в определенной области, требующей дополнительных познаний, связанных с правопониманием и реализацией правовых норм. Такой вывод отчасти напрашивается из обозначенной в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» направленности профессиональной переподготовки - получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации» (ч. 5 ст. 76 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Переподготовка должна носить предельно практическую, целевую направленность. Программы должны быть ориентированы не на общетеоретическую подготовку, а носить конкретизированный характер, с учетом специфики будущей профессиональной деятельности, содержать специально отобранный объем знаний, умений и навыков, актуальных для определенного рода занятий, должности, достаточно узкой сферы деятельности.

На наш взгляд, совершенно неприемлемым является включение в программы профессиональной подготовки дисциплин, не ориентированных на строго определенную сферу деятельности или постановка широких целей обучения в такой, например, формулировке, как «формирование у слушателей комплексного представления о развитии и современном состоянии отечественного и зарубежного права, приобретение знаний и умений, необходимых для реализации правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества. » или «изучение основ юриспруденции и российского законодательства, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для практической деятельности слушателей в сфере юриспруденции». Как отмечает А.Е. Бахмутский, «цели образования определяются как внешними по отношению к образовательной системе факторами, так и свойствами ее элементов. Они должны быть достаточно конкретны и допускать проверку степени их достижения» [1]. Образовательные программы профессиональной переподготовки, содержащие цели, не позволяющие обозначить конкретные трудовые функции, к выполнению которых будет способен обучающийся, не отвечают задачам дополнительного профессионального образования и затрудняют выбор присваиваемой квалификации.

Что касается объема и содержания образовательной программы, то здесь следует учитывать законодательно закрепленное правило: «программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ» (ч.10 ст.76 ФЗ N 273-ФЗ). Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ предусмотрено и Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (утв. постановлением Правительства РФ от 22 01. 2013 г. N 23).

В требованиях к результатам освоения образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") перечислено 14 общекультурных и 19 профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник. Означает ли это, что у лица, прошедшего переподготовку в области юриспруденции, должны быть сформированы все перечисленные в стандарте компетенции? Думается, что нет.

Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Продолжительность освоения программ профессиональной переподготовки не ограничена верхним пределом. Нижний предел (не менее 250 часов) определен приказом Министерства образова­ния от 01.07.2013 г. № 499 [5]. На практике реализуемые курсы переподготовки не превышают 600 академических часов. Сформировать за такой период все перечисленные в стандарте компетенции, на наш взгляд, не представляется возможным.

Прежде всего, надо исходить из уровня профессиональной подготовленности (образование и вид выполняемой деятельности), продолжительности курсов переподготовки, компетенций, на формирование которых направлено обучение, целей, адекватно отвечающих спросу потребителя услуги. Переподготовка предполагает наличие определенных теоретических знаний и умений, приобретенных обучающимися в процессе осуществления деятельности по ранее приобретенной специальности, занимаемой должности, выполняемой работе, образования. Соответственно, переподготовка должна быть нацелена на обогащение этих знаний и получение новых, применительно к приобретаемым видам деятельности. В этом плане значение приобретает формирование целевой аудитории, однородной по своему качественному составу. Такой аудиторией, например, может выступать группа, сформированная из менеджеров высшего и среднего звена, сотрудников налоговых органов, имеющих экономическое образование, профессиональная деятельность которых требует наличия конкретных юридических компетенций, соответствующего объема правовых знаний. Обучение группы слушателей, сформированной из лиц, имеющих разноплановую подготовку (имеющих среднее специальное образование по любой специальности, либо различные уровни образования по родственным направлениям подготовки), потребует расширения содержательного объема программы профессиональной подготовки и увеличения срока курсов переподготовки. Обучение неоднородной по своему составу группы требует наличия гибкой программы, применения технологий, личностно-ориентированного подхода, дающих возможность освоить учебный материал в рамках отведенного времени каждым слушателем.

Набор дисциплин должен быть сформирован таким образом, чтобы слушатель по окончании соответствующих курсов переподготовки получил не систему знаний общеразвивающего характера, а объем знаний, умений и способностей их применения, в объеме, необходимом и достаточном для осуществления профессиональной деятельности по конкретной новой должности, конкретному виду профессиональной деятельности.

Таким образом, перечень изучаемых дисциплин должен быть обусловлен сферой будущей профессиональной деятельности, что предполагает освоение отдельных дисциплин, разделов науки, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Специфика переподготовки кадров, не имеющих юридического образования для осуществления юридической деятельности, не позволяет унифицировать содержание и структуру курсов в силу многопрофильности указанной деятельности. Тем не менее, на наш взгляд, необходимо учитывать то, что правовые знания должны базироваться на общих понятиях и категориях теории государства и права, знаниях Конституции РФ, а соответственно указанные дисциплины должны быть в обязательном порядке включены в программы профессиональной переподготовки, связанные правовым обучением.

Обязательным элементом программы профессиональной переподготовки должна стать и производственная практика, позволяющая обучающемуся связать теоретические знания с практикой их применения, научиться реализовывать приобретенную компетенцию (компетенции) применительно к новой профессиональной деятельности, либо стажировка. Практику или стажировку предпочтительнее организовывать по месту будущей деятельности обучающегося. Такая постановка вопроса будет способствовать не только приобретению обучающимися необходимых практических навыков, но и позволит работодателю оценить уровень сформированности необходимых знаний и умений, профессиональную пригодность лица к выполнению конкретных трудовых функций.

Как совершенно справедливо отмечают В. Г. Ланкин, Е. Е. Ланкина: «Главный - суммарный и, по сути, изначально мотивирующий вектор всего рассматриваемого нами тренда подвижек в современном образовании, осуществляемых под флагом компетентностного подхода, - профессионализация. При этом предикат компетенции мыслим только в приложении к характеристике поля профессиональной деятельности. Именно этот вектор профессионализации в самой значительной степени и востребован обществом на современном этапе его развития» [3].

Вывод: Таким образом, в рамках программы профессиональной переподготовки в области юриспруденции у обучающегося должна быть сформирована одна или несколько компетенций, соответствующих конкретному виду занятий, трудовой функции (совокупности однородных функций). При выборе компетенций следует исходить из тех, которые указаны в государственном образовательном стандарте, при этом сужать их круг исходя из квалификационных требований, предъявляемых к должности, по которой планирует осуществлять свою деятельность обучающийся, и отраслевых профессиональных стандартов. Сфера практического применения полученных знаний в процессе переподготовки не ограничивается сугубо юридической деятельностью. Ее границы расширяют должности, предполагающие готовность и способность лица понимать, анализировать, толковать и реализовать правовые нормы.

Рецензенты:

Муравьева Г.Е., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и специального образования Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «ИвГУ», г. Шуя;

Шептуховский М.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры экологии и географии Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «ИвГУ», г. Шуя.


Система высшего образования в России

Что стоит отметить в первую очередь? На сегодняшний день, система специалитета отошла в прошлое, и теперь студенты учатся лишь в бакалавриате и магистратуре. Рассмотрим каждый уровень высшего образования более детально.

Бакалавриат

Чтобы получить степень бакалавра, необходимо отучиться в высшем учебном заведении четыре года, где первые два года будут преподаваться общеобразовательные предметы, а последующее время –профильные дисциплины на минимальном уровне. По окончании бакалавриата вы вправе решить для себя, хотите ли продолжить обучение в магистратуре.

Следует отметить, что бакалавриат является полноценным высшим образованием, но в нынешних реалиях лучше рассмотреть возможность поступления в магистратуру. Этому есть две причины:

  • Большинство работодателей в силу своей низкой компетенции не отождествляют бакалавриат с полноценной «вышкой», поэтому шанс получить высокооплачиваемую должность после окончания ВУЗа довольно низок.
  • Даже если с работой все в порядке, возможно, чтобы получить повышение по карьерной лестнице, вам все же потребуется степень магистра. При этом возвращаться к учебе на тот момент может оказаться нецелесообразным.

Магистратура

Магистратура включает в себя научные исследования или практическую деятельность. В нынешние времена ряд высших учебных заведений действительно допускает отсутствие новизны при защите магистерской диссертации, если она имеет существенную практическую значимость и является прикладной работой. В сумме весь процесс обучения бакалавриата и магистратуры занимает шесть лет.

Аспирантура

Если по окончанию магистратуры у вас есть цель стать квалифицированным педагогом, компетентным исследователем, а в дальнейшем – авторитетным ученым, тогда ваша дорога лежит в аспирантуру. Поступая туда, вы должны заранее выбрать шифр специальности, по которой в дальнейшем будете защищаться. Подробный список шифров представлен на официальном сайте высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования.

Следует отметить, что выбрав специальность и отучившись четыре года, вы получаете право защищаться именно по выбранной специальности. Досрочного выпуска из аспирантуры, к сожалению, уже нет. В настоящее время данная система образования напоминает магистратуру. Учебная программа включает английский язык, философию, предметы по специальности и кандидатский минимум, который вы будете обязаны сдавать. При этом параллельно с учебой вы должны вместе с научным руководителем заниматься научно-практическими исследованиями.

Ученые степени и ученые звания в России

На завершающей стадии обучения вы будете выступать перед комиссией, рассказывать им о результатах своих научных или научно-практических исследований. Иными словами, пройдете все этапы, свойственные процедуре защиты дипломной работы. Далее вам выдадут диплом, и перед вами откроется новая возможность – получить степень кандидата наук.

Ученые степени

Какова же целесообразность получения ученой степени кандидата и доктора наук? По большему счету они абсолютно ничего не меняют, за исключением вашего авторитета и политического веса в рамках науки и образования.

Кандидат наук

Прежде чем решиться на защиту кандидатской диссертации, у вас на руках должна быть готовая работа, в обязательном порядке имеющая научную новизну. Иными словами, попытайтесь изобрести то, что еще не реализовал Google, Amazon, Samsung или Apple. Работа должна быть научно-квалификационной, логически законченной с точки зрения науки и практики.

Помимо хорошей, качественно написанной диссертации, которая соответствует паспорту специальности, вы должны иметь:

  • ряд публикаций в научных изданиях;
  • несколько выступлений на международных, всероссийских, научных, научно-практических конференциях;
  • две публикации (как минимум) из перечня изданий, рекомендуемых ВАК при Министерстве науки и высшего образования.

Защита проходит в диссертационных советах. В настоящее время Министерство науки и высшего образования предлагает два пути развития событий для защиты кандидатской диссертации:

  • Выбрать диссертационный совет при ВАКе (высшей аттестационной комиссии).
  • Воспользоваться услугами диссертационных советов на базе университетов, которые имеют право самостоятельно присуждать ученые степени и звания.

Следует отметить некоторые нюансы, которые свойственны сегодняшним реалиям. С момента поступления в аспирантуру до вашей защиты может пройти 15 и более лет, так что не стоит ориентироваться на 4 года. Второе, на что следует обратить внимание – кандидатскую защищать гораздо проще, чем докторскую. Это связано с тем, что с ученой степенью доктора наук вы можете претендовать на ректорат, должность ректора и в определенных ВУЗах это вызывает некоторую озабоченность.

Доктор наук

После получения кандидата наук вам предоставляется возможность подняться по иерархической лестнице и получить ученую степень доктора. Следует отметить, что в большинстве европейских стран кандидат наук признается как PhD, то есть доктором и профессором. Однако на территории РФ, если у вас есть потребность в продолжении роста по карьерной лестнице, вы можете защитить докторскую диссертацию двумя способами:

  • Поступить непосредственно в докторантуру и отучиться некоторое количество лет. При этом следует отметить, что в отличие от аспирантуры, ее можно закончить раньше.
  • Получить разрешение от кафедры и ВУЗа защищаться самостоятельно, взять выписку и заключение по вашей работе.

Процедура защиты докторской диссертации аналогична той, которая проходит при защите кандидатской. Изначально нужно выбрать диссертационный совет. Следует также отметить, что количество требований формально выше. Например, кандидатам технических специальностей требуется от 10 ваковских публикаций, ряд объектов интеллектуальной собственности и так далее.

Кроме того, диссертационные советы, имеющие право самостоятельно присуждать ученые степени и звания, вправе отклоняться от требований ВАК. Также Министерство образования и науки дополнительно не рецензирует любые диссертации, которые защищаются в данных советах. Соответственно, формально они выставляют более высокие требования и ориентируются не на статьи Высшей аттестационной комиссии, а непосредственно на Scopus и Web of science первых, вторых квартилей.

Сам процесс защиты в диссертационных советах при ВАКе обычно состоит из нескольких этапов. На завершающей стадии вы выступаете перед членами диссертационного совета в составе 20-22 человек. Если речь идет о диссертационных советах с самостоятельным правом присуждения степени, то комиссия может состоять буквально из 5 членов.

Ученые звания

На территории Российской федерации присутствует всего лишь два ученых звания – доцент и профессор, при этом не стоит их путать с аналогичными должностями. Рассмотрим варианты с акцентом на педагогическую деятельность.

Доцент

Чтобы получить звание доцента, вы обязаны отработать несколько лет в аналогичной должности или других профессорско-педагогических направлениях на 0,25 ставке. Как это выглядит на практике?

  • Вы непрерывно отрабатываете в ВУЗе как минимум пять лет, причем два из них на должности доцента на 0,25 ставки.
  • При этом вы становитесь обладателем ряда публикаций (к примеру, более 20) и учебных и учебно-методических изданий.
  • Помимо этого, вы читаете курс лекций на высоком профессиональном квалификационном уровне.

Имея все это, вы вправе обратиться через кафедру, факультет, ученый совет ВУЗа в высшую аттестационную комиссию и Министерство науки и высшего образования с заявлением на присуждение ученого звания доцента. Как только вы его получите, сможете претендовать непосредственно на должность доцента или профессора.

Вопрос-ответ

Можно ли занять должность доцента или профессора, не имея ученой степени кандидата или доктора наук?

Раньше подобные прецеденты были, однако в сегодняшних реалиях это большая редкость и уже становится практически невозможным.

Всегда ли должность ассистента и старшего преподавателя ценится значительно ниже по квалификации, чем должность доцента?

Нет. Если ВУЗ приглашает профессионалов из бизнеса, различных министерств и ведомств, то научных регалий у них нет и быть не может. Они не занимались научными исследованиями, но при этом хороши как специалисты. Ничего удивительного, если вам встретится директор предприятия, который работает на должности ассистента.

Профессор

Чтобы получить звание профессора, вам понадобится:

  • опубликоваться не менее чем в 50 научных изданиях;
  • выпустить ряд монографий, а также учебных и учебно-методических пособий;
  • прочитать множество лекций на протяжении определенного интервала времени;
  • отработать непрерывный срок на должности не ниже чем профессор.

Помимо прочего, вводится критерий, определяющий количество личных публикаций в научно-методических и ваковских изданиях за последние три года.

В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний день получить ученую степень кандидата и доктора наук можно даже по теологическим направлениям. Если вы хотите принести пользу обществу и стране, принять участие в развитии науки и образования, тогда вам следует поступать в аспирантуру, получать ученую степень кандидата, звание доцента и стараться развиваться дальше. Идите по этому пути и это, безусловно, окупится в будущем.

Читайте также: