Какая роль самооценки в выборе профессии

Опубликовано: 04.07.2024

В современном мире перед каждым человеком рано или поздно встает вопрос, насколько он успешен. Лучше справляется с поставленными задачами или хуже? Нравится окружающим или нет? И, вообще, насколько он хорош или плох в сравнении с окружающими людьми, достойный ли он член социума?

На данный вопрос может ответить каждый человек, обратившись к своему самосознанию. Если самосознание – это осознанное отношение человека к самому себе, то самооценка – часть самосознания, включающая оценку человеком самого себя, своих нравственных качеств, возможностей, способностей и места среди других людей. Но все ли так просто?

Оказывается, самооценка – лишь внешняя сторона проявления самоотношения, положительного или отрицательного отношение к себе. Важнейшими характеристиками самоотношения также являются самоуважение, самопринятие, степень его целостности, интегрированности, а также независимости от внешних оценок.

Самооценка, на данный момент, является наиболее изученной в психологии стороной личности человека. При этом такими авторами, как К. Роджерс, И.С. Кон, Р. Бернс, М.И. Лисина, Э. Эриксон и др., самооценка интерпретируется по-разному: как центральный компонент личности, отражающий своеобразие внутреннего мира человека и формирующийся при ее активном участи, или как личностное образование, которое принимает непосредственное участие в регуляции поведения человека и его деятельности.

Каким образом происходит формирование самооценки? Основой развития и становления человека как личности является результат общения и совместной деятельности с другими людьми. Другими словами, сложившиеся в течение жизни черты личности человека, такие, как моральные качества, убеждения, предпочтения, привычки, способы поведения и т.д., являются заимствованными или привнесенными извне окружающими людьми. Именно совместная деятельность и общение обуславливает представления индивида о себе, дает ему некоторые важные ориентиры для организации своего поведения.

Постоянное сопоставление себя с другими людьми приводит к формированию оценки собственного «я». Имея знания о себе, присматриваясь к окружающим, сравнивая качества и предполагая реакцию на поступки, человек включает это в нашу самооценку, которая и определяет психологическое самочувствие. Но всё это невозможно без определенного круга людей, мнением которых человек дорожит и ценит, в обществе которых формирует мысли, разделяет социальные нормы и ценностные ориентации. Такую группу людей принято называть значимой, в психологии она получила название референтной. Чаще всего именно они становятся наставниками или идейными вдохновителями в выборе, а порой и освоении профессии.

Опираясь на данные социологических опросов, можно сказать, что больше половины ориентированных на поступление в высшее учебное заведение школьников имеют студентов среди своих друзей, примерно такие же показатели на приобретение рабочих специальностей отмечены в среде школьников, дружащих с рабочими.

Отмечено, что редко возникает заинтересованность рабочими профессиями у школьников, источниками информации о которых являются сверстники или одноклассники. Основная причина – малая информативность. Более полными знаниями о профессии обладают люди как бы находящиеся изнутри, имеющие серьезный стаж и опыт. Чем больше подобных людей окажется в кругу знакомых школьника, тем больше шансов определить свое призвание, сделать выбор в пользу одной из специальностей.

Существует социально-психологический феномен, который весьма четко ставит зависимость восприятия информации ребенка от лиц референтной группы, в отличие от информации от сторонних людей, которая воспринимается ребенком, как фоновая или второстепенная. На данном феномене основывается и влияние родителей, которые воспринимаются ребенком, как авторитетным, близким по духу, положительно оцениваемым обществом

Нередко в школу приглашаются родители учеников из числа профессионалов, имеющих большой стаж работы и уникальный опыт. Подобный опыт общения детей с профессионалом имеет ряд положительных особенностей. Это и доверительное общение, лишенное формализма, которое часто используют в среде лекторов, присланных от официальных организаций. И эмоционально окрашенная информация увлеченного своим делом человека, способная пробудить интерес в душе школьника.

Возникает закономерный вопрос: что делать подростку, старшему школьнику, чтобы в момент профессионального самоопределения не допустить роковой ошибки. Ответ прост: прислушиваться к окружающим: профессионалам, авторитетным, близким, к их знаниям, опыту, наставничеству, но выбор всегда оставлять за собой, с опорой на сильные качества, учитывая слабости и недостатки.

Существует множество методик для определения самооценки. Их использование позволяет человеку скорректировать личное представление о себе (если оно ошибочно) или удостоверится в правильности своих выводов, опираясь на данные полученные в результате использования инструментария методик.

Для диагностики уровня самооценки часто используют тест Г.Н. Казанцевой. Методика проста в использовании, включает 20 утверждений, на которые предлагается дать три варианта ответа: «да», «нет», «не знаю».

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. Я всегда чего-то боюсь.

Обработка результатов. Узнать общий уровень самооценки можно, подсчитав ответы «да» в нечетных номерах, затем – в четных номерах. От первой суммы отнимается второй. Результат может находиться в пределах от -10 до +10. Значение от -10 до -4 обозначает низкую самооценку; от -3 до 3 самооценку среднюю; результат от +4 до +10 свидетельствует о высокой самооценке.

В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание - это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя - значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере.

Само слово «самооценка» помогает нам понять его значение. В профессиональном самоопределении личности самооценка - оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии. Самооценка, как и любое психическое образование, формируется прижизненно, и рассматривать ее нужно в возрастном аспекте. [5, с. 415]

Исследования показывают, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.

Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Поэтому не правы те, кто считает, что старшеклассники только переоценивают себя, а также те, кто помогает, что они себя недооценивают. Им свойственно и первое, и второе.

Старшеклассники в отличие от подростков ощущают потребность в самооценке, хотя объективно к ней не готовы. Внутренняя потребность в самооценке - залог успешного ее формирования при соответствующих условиях.

У старшеклассников самооценка служит двум целям:

· Прогнозированию будущей профессии.

Выбирая профессию, старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств. [17, с. 241]

Подростки слабо апеллируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирает профессию, не прибегая к самооценке, а если и делает это, то весьма поверхностно. Представления подростков о самих себе неглубоки, приблизительны, планы и намерения динамичны. Сама проблема выбора профессии серьезно их не волнует. [12, с. 36]

Для старшеклассников - выпускников выбор профессии - серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам.

Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.

Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки:

· Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.

· Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.

· Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно. [4, с. 77-78]

Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности - одна из задач профессиональной ориентации.

В 9-11 классах предметом внимания учащихся должны быть профессионально значимые качества. Необходимо практиковать в школе активные формы и методы работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности, темперамент, черты характера.

Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей - все это будет способствовать формированию объективной самооценки. [7, с. 35]

2.3 Психологические особенности формирования профессионального самоопределения старшеклассников

Процесс формирования профессионального самоопределения людей и принятия решения о выборе профессии осуществляется в зависимости от социально-экономических и культурно-исторических условий. На выбор профессии влияют не только интересы и способности человека, но еще и широкий спектр общественно обусловленных факторов: уровень экономического развития государства, культурно-исторические условия, совокупность представлений о ценности и престижности тех или иных профессий и труда в целом.

В исследованиях Е. А. Климова выявлено, что экономические изменения в стране и социально-материальное расслоение общества порождают у школьников неуверенность в своих силах, приводят к социальному инфантилизму, неумению и нежеланию брать на себя ответственность в выборе профессии и своего места в жизни.

В качестве отправной точки в профессиональном самоопределении личности, ядром которого является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей. Как правило, рассматривается подростковый возраст. [8, с. 67]

Период выбора профессии хронологически совпадает и с подростковым, и с юношеским возрастами, для которых характерно принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека. В своем исследовании мы используем термин «старшеклассник», так как он, с точки зрения многих исследователей, наиболее адекватен существу изучаемого явления, так как в отрочестве и ранней юности выбор профессии становится наиболее актуальным.

За краткостью слов выбор профессии старшеклассниками - первый и один из самых жизненно важных самостоятельных шагов, ведь, выбирая профессию, школьник предопределяет, в сущности, образ жизни на долгие годы: характер деятельности, ритм жизни, круг общения, возможности карьерного роста и социального положения и т. д.

Существует ряд психологических причин, обуславливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили. Ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого - выбрать профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяют человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворенности собой очень сильна мотивация выбрать профессию, которая способствует реализации личности. [2, с. 237]

Выбор профессии - сложный и длительный процесс, в котором существуют опасности. Одна из них - затягивание и откладывание старшеклассниками профессионального выбора в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций молодых людей. Что вполне понятно, если вспомнить, что профессиональное самоопределение - один из главных компонентов взросления и устойчивого образы Я, самоуважения и т. д. [14, с. 80]

Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем разнообразии у каждого старшеклассника конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Так, Е.А. Климов выделяет восемь важнейших типов обстоятельств, которые старшеклассникам полезно «не забыть», принять, так или иначе, во внимание при обдумывании профессионального будущего:

1. Позиция старших членов семьи.

2. Позиция сверстников, «значимых других» из круга внесемейного общения.

3. Позиция учителей.

4. Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности.

5. Уровень притязаний учащегося на общественное признание.

6. Уровень информативности.

7. Склонности к тем или иным видам деятельности.

8. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (включая их полной неопределенности и случай отсутствия). [10, с. 231-232]

Для процесса формирования будущих специалистов важное значение имеет знание уровня профессиональной направленности учащихся. Профнаправленность - интегративное качество личности, которое определяет отношение человека к профессии. Она придает всей учебно-трудовой деятельности учащегося глубокий личностный смысл, резко повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений, навыков.

Рассмотрим конкретные составляющие профессиональной направленности. Ведущей среди них является система ценностных ориентаций, связанных с профессиональными устремлениями человека.

К профессионально-ценностным ориентациям относятся социальная значимость и престиж профессии, содержание профессионального труда, возможности совершенствования и самоутверждения.

Следующий компонент профнаправленности - профессиональные интересы, выражающие личную приязнь к конкретному виду труда, имеющему для человека эмоциональную привлекательность.

Под профессиональными интересами понимается динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной эмоциональной, познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую профессию.

В исследованиях С.В. Фроловой было выявлено, что основой для оптимального профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом учащиеся уже знают группу профессий, соответствующих их склонностям. В этот период они получают информацию об особенностях профессиональной деятельности в предпочитаемых профессиях.

Ведущим компонентом направленности являются мотивы. Выбор профессии побуждается одновременно несколькими мотивами. Основой их является глубокая, устойчивая потребность личности в профессиональной деятельности. Мотивы могут иметь разную направленность, усиливая или, наоборот ослабляя друг друга. Они изменяются и обогащаются в процессе развития ведущей деятельности.

Следующим компонентом профнаправленности является отношение личности к профессии. В процессе профессионального становления личности складывается динамическая система отношений не только к профессионально значимым видам деятельности, условиям и способам их выполнения, но также к членам профессиональных групп, коллективов. Отношения выражаются в удовлетворенности выбранной профессией, перспективами профессионального роста, карьеры. [20, с. 51-52]

И так, в структуру профессиональной направленности входят профессиональные ценностные ориентации, интересы, установки, мотивы и отношения. В процессе профессионального становления личности эти компоненты изменяются, образуют разнообразные сочетания и взаимосвязи, что приводит к возникновению относительно устойчивых комплексов направленности.

Так же анализ исследования С. В. Фроловой позволил выявить влияния некоторых социально-демографических особенностей будущих абитуриентов на профессиональное самоопределение. Показано, что старшие дети в семье при поступлении в высшие учебные заведения в большей степени останавливают свой выбор на престижных профессиях типа «человек-знак», одним из ведущих мотивов при этом выступает возможность в последующем получить достойный заработок, обеспечить материально свою семью. Установлено, что младшие дети в семье чаще выбирают профессии типа «человек-человек». А единственные дети в семье выбирают престижные и технические профессии. [21, с. 70]

Таким образом, обобщая проведенный анализ психологических особенностей профессионального самоопределения старшеклассников, можно выделить следующее: основу процесса профессионального самоопределения составляют проявление и развитие способностей и формирование интересов и склонностей, результатом которого становится выбор профессии, который следует рассматривать как сложный многоэтапный процесс. Конечным результатом профессионального выбора становится выработка и принятие решения на основе знания своих склонностей, интересов, способностей, возможностей и профессиональной пригодности.

Условиями, обеспечивающими оптимальный уровень профессионального самоопределения старшеклассников, являются: личностная зрелость, адекватность самооценки способностей и интересов для овладения будущей профессией, степень полноты представлений о содержании будущей профессиональной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение формирования профессионального самоопределения.

Аннотация. В статье раскрывается суть профессионального самоопределения личности. Сделана попытка определить взаимосвязь уровня самооценки на направленность личности среди старшеклассников. Проанализированы результаты опроса среди старшеклассников городской и сельской школы в сравнении по теме исследования.
Ключевые слова: личность, профессиональное самоопределение, самооценка личности, профориентация.

Почему профессиональное самоопределение так важно для современного человека? Сошлемся на высказывание родоначальника немецкой классической философии И. Канта «…Работа - лучший способ наслаждаться жизнью…». Именно любимая работа является неотъемлемой составляющей материального и эмоционального удовлетворения от жизни каждого человека. Поэтому в воспитании подрастающего поколения необходимо уделять большое внимание их профессиональному самоопределению, т.к. это основа самоутверждения человека в обществе. Существуют различные определения данного понятия, мы придерживаемся определения, данного в педагогическом терминологическом словаре «профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии» [3]. При данной интерпретации явственной становится двусторонность процесса выбора профессии: позиция субъекта и позиция объекта выбора. Позицию субъекта раскрывает Панченко Л.Л. в учебном пособии «Адаптация
к профессиональной деятельности», где пишет, что процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности [4].

Одним из необходимых условий личностного подхода к выбору профессии является самооценка личности. В рамках данной статьи нас интересует механизм формирования самооценки, который заключается в том, что она формируется через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. В основе познания мира и самого себя лежит процесс сравнения. При этом стоит отметить, что без самопознания сложно правильно наметить программу самовоспитания, поэтому данный процесс актуален в подростковом возрасте, когда возникает интерес к себе, потребность в знании собственных особенностей, практикуются размышления о себе.

Еще К. Маркс в работе «Размышления юноши при выборе профессии» обращал внимание молодежи на умение дать оценку собственным способностям: «заблуждение относительно наших способностей
к определенной профессии – это ошибка, которая мстит за себя и причиняет нам страшные муки» [1].

По мнению Погудиной И.Е. в юношеском возрасте самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков проявляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственное «Я» становится для подростков первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.
С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши
и девушки развивают целостное, связанное представление о себе и задумываются о своем будущем, которое неразрывно связано
и с будущей профессией [2].

Также автор в своей статье «Становление самооценки в подростковом возрасте как объект психолого-педагогического сопровождения» отмечает, что самооценка в значительной степени определяют социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности, т.к. формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. На формирование данного показателя также влияют многие объективные факторы относительно ребенка – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку себя, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает умениями самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя) либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности. Он характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется ему привлекательным и возможны [2].

В профессиональном самоопределении личности самооценка – оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или несоответствующим специфике профессии. Исследования показывают, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей [3].

От уровня самооценки зависит успешность выбора профессии: при переоценке уровня притязаний выбранная профессия, в конце концов, разочаровывает; заниженная самооценка также негативно сказывается на выборе профессии и на развитии личности. Но подростки слабо осознают роль самооценки в выборе профессии и большинство из них выбирают профессию интуитивно, поверхностно или полностью доверяют мнению родителей.

С целью определения уровня самооценки и его влияния на профессиональное самоопределение был проведен опрос среди учащихся 9-11 классов Бердигестяхской средней общеобразовательной школы Горного района и учащихся 9-11 классов СОШ № 12 г. Якутска. В целом на вопросы ответили 52 учащихся – 32 учащихся сельской школы и 20 учащихся городской школы. Из опрошенных учащихся Бердигестяхской школы у 78,1 % средний уровень самооценки, а у остальных 21,9 % – высокий уровень самооценки. Учащиеся городских школ показали следующие результаты – 60 % (средний уровень),
35 % (высокий уровень), 5 % (ниже среднего). При этом примерно одинаковое соотношение школьников стремятся поступить в высшие учебные заведения. Но учащиеся городской школы более осведомлены о возможностях поступления в разные вузы по выбранному профилю.

Таким образом, формирование самооценки, ее полноты и адекватности является одной из задач профессиональной ориентации. С другой стороны, вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – все это будет способствовать формированию объективной самооценки.

Литература:

  1. Беседина, И.И. Технологии профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях: метод. пособие / И.И. Беседина – эл.ресурс. – [http://window.edu.ru/].. –
  2. Погудина, И. Е. Становление самооценки в подростковом возрасте как объект психолого-педагогического сопровождения: статья / И.Е. Погудина // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Теория и практика. - региональный сборник научных трудов. - 3 выпуск: эл. ресурс. – [http://www.egpu.ru/]
  3. Педагогический терминологический словарь: эл.ресурс. – [http:pedagogical_dictionary.academic.ru]
  4. Панченко, Л. Л. Адаптация к профессиональной деятельности: учеб. пособие / Л.Л. Панченко – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 35 c

Беседина, И.И. Технологии профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях: метод. пособие / И.И. Беседина – эл.ресурс. – [http://window.edu.ru/].. –

Погудина, И. Е. Становление самооценки в подростковом возрасте как объект психолого-педагогического сопровождения: статья / И.Е. Погудина // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Теория и практика. - региональный сборник научных трудов. - 3 выпуск: эл. ресурс. – [http://www.egpu.ru/]

Педагогический терминологический словарь: эл.ресурс. – [http:pedagogical_dictionary.academic.ru]

Панченко, Л. Л. Адаптация к профессиональной деятельности: учеб. пособие / Л.Л. Панченко – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 35 c

Нередко нам доводится слышать разговоры о самооценке или в них участвовать. Эта по-своему животрепещущая тема до сих пор остаётся острой, ведь существуют понятия завышенной и заниженной самооценки – двух неприятных в общем смысле крайностей, между которыми, судя по всем этим разговорам, следует балансировать. Никому не хочется чувствовать себя некомфортно как дома, так и в рабочей среде, ведь самооценка охватывает всю жизнь и человека целиком. Она зависит от личных достижений, от успехов в карьере, от заложенных моральных ценностей, которым нужно соответствовать. Кроме того нельзя отметать и влияния общественного мнения. В данный момент оно определяется набором личных выводов, из которых вполне может сложиться так, что человек, не обладающий таким уж большим опытом в любой из сфер, может быть лучше того, кто этим опытом обладает в значительной мере.

Самооценка формируется в человеке задолго до необходимости выбирать себе работу. Появляющиеся мерки, по которым он начинает себя оценивать, во многом зависят от родителей. Эта первоначальная ступень играет огромную роль в дальнейшем формировании отношения к себе, которое меняется на протяжении всей жизни.

И если до какого-то времени человек способен обходиться узким кругом людей, знакомых ему, то при вливании в коллектив тех, кто уже имеет свои достижения, опыт и понимание того, как он относится к себе, своей работе и окружающим, могут появиться трудности. В конце концов, в среде рабочего сообщества самооценка играет такую же важную роль, как и в любой другой.

О низкой самооценке соискателя можно догадаться уже на собеседовании. Говорящий тихо и неуверенно человек всегда будет менее привлекателен, чем тот, кто обладает так называемыми «горящими глазами», кто уверен и готов преодолевать любые трудности ради достижения успеха. Если кандидат обладает нормальной самооценкой, то его слова с результатом разниться не будут. Другое дело, если самооценка у него завышена или занижена: риск колеблется от срывов крайних сроков выполнения работы до разрушения самого проекта, если сотрудник чрезмерно уверен в себе без какой-либо реальной основы. В противоположной ситуации сотрудник будет бояться совершать каждый шаг, постоянно сомневаясь в себе и своих решениях, и вряд ли он отважится на риск, даже если тот окажется оправдан.

При анализе уровня самооценки в расчёт берутся объективные составляющие: количество реализованных к данному моменту проектов и образование кандидата. Только так можно вынести вывод о профессиональных возможностях и объёме требований, применимых к соискателю.

И если сотрудник в конечном итоге справляется с поставленными задачами на должном уровне, то и он, и окружающие уже могут отзываться о нём в положительном ключе.

Однако бывают и обратные ситуации.

В таких случаях нередко обращаются к методу обратной связи, позволяющему поднять самооценку. Тогда руководитель концентрирует внимание на выполненной работе, а не на личности, что даёт сотруднику определённую отмашку. Ещё эффективным способом считается обсуждение личных успехов. Пусть это и универсальный алгоритм, но в ситуации с заниженной самооценкой он приобретает критическую важность.

Не стоит забывать и о так называемых карьерных ловушках. Даже если человек считает, что его самовсприятие не мешает рабочему процессу, может статься так, что он угодил в одну из них.

К таким ловушкам можно отнести привычку. Несмотря на то, что планирование своей жизни и наличие «плана» - это признак хорошей самооценки, некоторые сотрудники могут намеренно тормозить собственный карьерный рост, руководствуясь принципом «Тише едешь – дальше будешь». Чрезмерная осторожность перестаёт быть выгодной, когда человек пропускает хорошие возможности в угоду стабильности, которую он имеет на данный момент.

Эту ловушку можно с уверенностью назвать самой вязкой, способной бесконечно удерживать людей от прыжка над собой.

Совет о необходимости рисковать давно перестал быть неактуальным. Речь не идёт о немедленных кардинальных переменах, перечёркивающих всю предыдущую деятельность, а о подвижках в чём-то новом, что может и будет позитивно сказываться как на восприятии человеком его работы, так и на отношении к нему со стороны.

В заключение стоит сказать, как неимоверно важна работа над собой, и как благотворно она влияет на всё, чем занимается человек. Состоящий из мелочей процесс, в который входит вера в себя, планирование, отметание необходимости оправдываться и прививание привычки пробовать что-то новое, необходимо каждому из нас. Ведь именно он помогает держать направление и не тонуть в чувстве бесполезности.

Личностные качества – это врожденные или приобретенные особенности характера человека.

Профессиональное самоопределение представляет собой выбор человека, который он делает, исходя из внутренних ресурсов и требований профессии. Неоднозначность выбора профессии объясняется большим выбором характеристик, которыми обладают объект и субъект.

Итогом развития ребенка в школе должна быть его готовность к выбору профессии, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Заключительным циклом профессионального самоопределения выпускника школы должен быть его личный профессиональный жизненный план. Результатом самоопределения учащегося также является осознание того, что профессию он выбрал сам. Выбор профессии, среди всех этапов профессионального развития, имеет наибольшее значение.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Влияние личностных качеств на выбор профессии 440 руб.
  • Реферат Влияние личностных качеств на выбор профессии 280 руб.
  • Контрольная работа Влияние личностных качеств на выбор профессии 250 руб.

Цель всех теорий профессионального развития заключается в предсказании направления профессионального выбора, построения карьерных планов и др.

Психологическая литература рассматривает разнообразные подходы к принятию решения о выборе профессии. Некоторые исследователи считают, что выбор профессии – это выбор деятельности, а профессиональное самоопределение рассматривается как процесс развития субъекта труда. В таком случае основная детерминанта правильного выбора заключается в профессиональном интересе или профессиональной направленности.

Другие авторы считают, что выбор профессии – это социально заданное явление, которое определяется социальными характеристиками профессии.

Более продуктивным подходом к выбору профессии является подход как к важнейшему событию в жизни человека. Выбор профессии и прошлый опыт личности связаны между собой, а процесс профессионального самоопределения простирается в будущее, определяя течение жизни человека, формируя общий образ «Я» человека. Строится данный подход с учетом широкого спектра факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, акцентируя временной аспект, т.е. прошлое и будущее человека. Внимание этого подхода акцентируется на активности субъекта в процессе выбора профессии, который определяют в этот ответственный период доминирующие факторы.

Профессиональный выбор, считает Е.А. Климов, определяют восемь основных факторов:

  1. влияние старших членов семьи, установки которых мешают выбору профессии;
  2. позиция сверстников, мнение которых может стать решением в профессиональном самоопределении;
  3. позиция учителя, классного руководителя, который наблюдая и анализируя интересы, склонности выпускника, может предложить свой вариант будущей для него профессии;
  4. личные жизненные и профессиональные планы;
  5. способности и их проявления;
  6. желание иметь общественное признание;
  7. информированность о профессиональной деятельности;
  8. собственные склонности.

Выбор профессии и личностные особенности

Психологи среди основных факторов выбора профессии называют интересы, способности, темперамент, характер (это субъективные факторы).

Следующую группу факторов можно отнести к объективным – уровень подготовки, здоровье, наличие информации о мире профессий. Также выделяются социальные характеристики, а именно социальное окружение, образовательный уровень родителей, домашние условия.

Особое место занимают способности, которые часто связывают с одаренностью. Они относятся к личностным характеристикам, среди них также физическое развитие, волевые качества, интересы и склонности, самооценка и самосознание, приспособляемость и др.

Рисунок 1. Факторы, влияющие на выбор профессии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Исследования, проведенные генетиками и психологами, позволили выяснить, что личностные характеристики формируются в процессе развития и зависят в большей степени от факторов среды, а с генной природой их связь опосредована.

Концепция Дж. Холланда является наиболее известной психологической теорией профессионального выбора. Она объединяет личностные черты человека с предпочтением рода занятий.В своей концепции Холланд сделал попытку объяснить, почему разные типы людей предпочитают разные типы профессиональной деятельности. Исходя из этой проблемы, он всех людей делит на шесть типов:

  1. реалистичных,
  2. интеллектуальных,
  3. социальных,
  4. конвенциальных,
  5. предприимчивых,
  6. артистических.

Каждый тип личности имеет свою характеристику – это определенный склад ума и черты характера, способности к определенным видам деятельности, предпочтения, увлечения, профессиональные возможности.

Положение Ф. Бекона о том, что счастливы те, чья природа и занятия находятся в согласии, нашли свое отражение во взглядах психотехников в 1920-25 годах.

Выбор профессии с типом темперамента связывал один из видных ученых О. Липман, а не менее известный психотехник Э. Клаперед тоже считал, что одни профессии больше подходят людям с живым темпераментом, а другие профессии подходят людям со спокойным темпераментом.

Многие психологи Запада, в выборе профессии придают важное значение уровню развития интеллекта, в соответствии с которым Л. Тайлер делит профессии на работников, занятых высшей интеллектуальной деятельностью, управленцев и топ-менеджеров, работников умственного труда, квалифицированных рабочих, полуквалифицированных рабочих и работников, выполняющих неквалифицированную работу. .

При определении профессиональной пригодности необходимо учитывать и личностные особенности человека.

По поводу того, что при отборе в массовые профессии решающее значение в профессиональной успешности имеют тренировка и обучение, В.Г. Лоос говорит, что любого человека можно обучить любой профессии и это не вызывает сомнения. Вопрос в том, какую степень совершенства можно достичь, если не учитывать способности.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что прямая зависимость между личностными особенностями и выбором профессии, существует.

Самооценка – ведущий фактор выбора профессии

Самооценка является важным условием личностного подхода к выбору профессии. Сравнивая себя с другими людьми, идет познание самого себя, своих возможностей и достижений, познание другого человека.

В основе познания мира и самого себя лежит процесс сравнения.

Познавать, значит получать материал, необходимый для выработки собственной оценки. Совершенствование начинается с процесса самопознания, потому что невозможно стать лучше, не зная, от каких своих качеств необходимо избавиться, а какие надо воспитывать в себе.

Для профессионального самоопределения необходимо развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование будущего, создание эталонов в виде идеального образа профессионала.

Формирование «Я-концепции» и образа «Я-профессионала» зависит от того, насколько согласованы идеальный и реальный образ – Я и реальный и идеальный образ профессии.

Требования человека к самому себе определяются соотношением «Я-реального» и «Я-идеального».

Самооценка регулирует поведение и деятельность и в значительной степени определяет социальную адаптацию личности.

Формируется она в процессе деятельности и межличностного взаимодействия в семье, в школе, в отношениях со сверстниками.

Мнение окружающих о себе сопоставляется с собственным мнением, причем интересно, что сначала человек учится оценивать других, а потом уже себя.

Оценивать себя можно объективно, т.е. адекватно, а можно и неадекватно, т.е. человек оценивает себя очень высоко или, наоборот, очень низко, что, безусловно, оказывает влияние на уровень притязаний.

Психология рассматривает самооценку как феномен самопознания, т.е. осознание человеком самого себя – дать отчет своим силам, возможностям, личным качествам и уровню их развития.

В плане профессиональной деятельности самооценка личности означает, как человек оценивает себя в качестве специалиста, оценивает свои возможности в соответствии со спецификой профессии.

Человек, стоящий перед профессиональным выбором, имеет особый психологический настрой к самопознанию. Он стремится разобраться в себе, оценить свои профессиональные возможности, оценить те условия, которые могут или способствовать, или препятствовать вхождению в мир профессий.

Читайте также: