Какие должности глав местных администраций были выборные

Опубликовано: 03.07.2024

1. Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое сроком на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Выборным должностным лицом местного самоуправления района является глава муниципального образования, возглавляющий администрацию района, по тексту - глава района. Глава района является высшим должностным лицом района.

3. На главу района распространяются права, обязанности и ответственность, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Амурской области, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами органов местного самоуправления района.

Глава района подконтролен и подотчетен населению и районному Совету. Глава района представляет районному Совету ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных районным Советом, обязан не реже 1 раза в год отчитываться перед избирателями о своей работе. Районный Совет и глава района взаимодействуют, исходя из принципов народовластия, интересов жителей района, единства целей и задач в решении районных проблем.

4. Выборы главы района производятся в порядке и сроки, установленные федеральным, областным законодательством и настоящим Уставом.

Главой района может быть избран гражданин, достигший на день голосования возраста 21 года, обладающий в соответствии с федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом Амурской области избирательным правом.

Глава района не может одновременно исполнять полномочия депутата районного Совета, депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

ГАРАНТ:

Нумерация частей приводится в соответствии с источником

4. Полномочия главы района начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы района.

Вступление в должность главы района производится не позднее десяти дней со дня официального опубликования результатов выборов на совместном заседании избирательной комиссии и районного Совета, с приглашением руководителей органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, представителей общественности.

Глава района приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги перед районным Советом и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным главой района. Текст присяги утверждается решением районного Совета.

В течение десяти дней производится передача дел в порядке, установленном Регламентом администрации района.

5. Глава района на принципах единоначалия руководит администрацией района и несет ответственность за надлежащее осуществление полномочий администрации района.

Постановления и распоряжения администрации района, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории района органами управления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение указанных актов влечет ответственность должностных лиц в соответствии с действующим законодательством.


<< Статья 28.
Прекращение полномочий районного Совета

Статья 29.1. >>
Глава района (Исключена)
Содержание
Устав Мазановского района (принят решением Мазановского районного Совета народных депутатов Амурской области от 3 июня 2008.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Районы – территориальные единицы краев и областей с местной системой управления. Обычно они небольшие по размеру и занимаемой площади. Границы районов чаще всего прямолинейные, установлены еще в Советском Союзе. Наличие районирования земель дает возможность более точно оценить территориальную структуру развития, природных условий, сельскохозяйственных показателей, а также демографическую, социальную ситуацию и т. д. Наличие местной системы управления позволяет более оперативно реагировать в случае чрезвычайных происшествий, несчастных случаев, погодных катаклизмов, а также делает более надежной саму вертикаль управления.

Для главы района установлены определенные полномочия, а его избрание подчиняется законодательным нормативам.

отставка главы района

Кто такой глава муниципалитета

Это высшее должностное лицо в пределах муниципального района, деятельность которого регулируется Уставом и Федеральным законом № 131-Ф3, действующим с 6.10.2003 года. Закон регламентирует общие принципы управления для решения проблем на местном уровне. Также их именуют главой муниципалитета, главой города, мэром города и так далее. Выборы главы района осуществляются в порядке, прописанном в законодательстве Российской Федерации.

главы администраций районов области

Какие функции выполняет глава муниципалитета

За главой муниципалитета закреплено несколько функций:

  • Выпуск правовых актов, в рамках имеющихся у него полномочий.
  • Подписывает правовые нормативные акты в установленном порядке, согласно уставу муниципалитета.
  • Регулирует отношения между управляющими органами муниципальных образований, между органами местного управления своего муниципалитета и гражданами, органами гос. власти и организациями.
  • Может принять решение о созыве внепланового заседания.
  • Решает актуальные вопросы местного значения, а также некоторых государственных полномочий.

глава администрации района

Как избирают главу муниципалитета

Как полномочия, так и порядок выборов главы муниципалитета, прописаны в уставе муниципального образования в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом. В соответствии с ним, имеется несколько способов избрания и исполнения полномочий главы муниципалитета:

  • Избрание на муниципальных выборах на должность главы районной администрации. Этот способ дает наибольшее количество рычагов управления и полномочий действующему главе. При этом избиратели влияют на итоги выборов, а значит, и на ситуацию в своем муниципалитете. Данный способ применяется в большинстве муниципальных образований нашей страны.
  • Избрание на муниципальных выборах на должность председателя, в то время как глава определяется на основе конкурса. В этом случае глава муниципального образования подобен королеве Великобритании, которая царствует, но почти не руководит страной. Эта форма избрания применяется не часто.
  • Избрание представительным органом муниципалитета данного района из числа своих членов, а главу местной администрации – на основе конкурса. В этом случае глава муниципального образования является формальной фигурой, а вся власть находится в руках главы местной администрации. Этот вариант стал довольно распространенным в настоящее время.
  • Аналогичный предыдущему вид избрания, но вся власть принадлежит главе муниципалитета. Такой способ избрания применяют в сельских поселениях и в небольших муниципалитетах.

Полномочия главы администраций района области

Важно рассмотреть этот пункт. Глава района имеет следующие полномочия:

  1. Действует от имени района, представляет свой район на региональном уровне, взаимодействует с органами гос. власти, организациями, гражданами.
  2. Подписывает акты, установленные в Уставе, а также принятые местной думой нормативно-правовые акты.
  3. Может издавать правовые акты в рамках своих полномочий.
  4. Может требовать внеочередного созыва местной думы.
  5. Решает вопросы местного уровня, а также имеет некоторые полномочия государственного уровня.
  6. Создает отчеты о итогах своей деятельности за год, которые направляет в районную думу.
  7. Также осуществляет прочие полномочия, прописанные в Уставе и нормативно-правовых актах местной думы.

глава района

Полномочия главы администрации муниципального района

В ходе исполнения им своих обязанностей глава администрации района издает постановления, касающиеся вопросов местного значения, а также по отдельным государственным вопросам. Кроме того:

  • Осуществляет руководящую деятельность в пределах компетенции администрации района.
  • Действует от имени администрации района. Формирует состав администрации. Использует выделенные на содержание администрации средства. Распределяет бюджетные средства, исключая только средства, выделенные районной думе и входящим в нее депутатам.
  • Создает, удаляет, реорганизует муниципальные учреждения и предприятия.
  • Работает над проектами бюджета района. Вносит их в районную думу.
  • Осуществляет назначения и освобождения от должности местных госслужащих, заместителя главы района.
  • Обеспечивает подготовку муниципальных выборов, референдумов и т. п.

главы администраций районов области

Заключение

Таким образом, глава района - высшее должностное лицо на уровне местного самоуправления. Его задача - обеспечивать исполнение Российского законодательства в своем районе или муниципалитете. При этом система довольно бюрократичная и имеет много расплывчатых формулировок. Не совсем понятна и целесообразность существования районной думы. Причем она финансируется отдельной статьей бюджета, и глава администрации района не влияет на этот процесс. Все это способствует росту численности бюрократии в стране и дает дополнительную нагрузку на бюджет.

В политической системе немаловажную роль играют выборные должностные лица местного самоуправления. Что о них можно рассказать? Кого можно называть должностным дицом выборного типа? В этой статье будет дана подробная характеристика представленному понятию, будут приведены основные полномочия рассматриваемого лица, требования к его профессиональной деятельности, принципы работы и т. д.

Выборное должностное лицо - это кто?

К сожалению, найти федеральный правовой акт с подробным описанием деятельности представленного лица будет весьма проблематично. Конституция РФ или ФЗ РФ о принципах устройства российского местного самоуправления хоть и дают определения, но, к сожалению, довольно сухо. При этом существует множество региональных нормативных актов, предоставляющих довольно подробную характеристику представленного понятия. Так, в качестве основы можно взять один из региональных законов о статусе рассматриваемого лица. В первой же статье здесь приводится следующее определение: выборное должностное лицо - это народный представитель, выбранный путем голосования или же поставленный представительным органом местного самоуправления. Он наделен определенным рядом полномочий, связанных с решениями вопросов регионального типа. Выборное должностное лицо замещает муниципальную выборную должность. Все полномочия такого лица должны быть связаны с муниципальным уставом.

Кого стоит выделить в рассматриваемой системе?

Согласно закону выборное должностное лицо - это, как правило, глава муниципального управления, а также некоторые работники местного самоуправления. Руководитель муниципального округа - это лицо, которое возглавляет деятельность по реализации местного самоуправления в том или ином регионе.выборное должностное лицо это

Названия главы муниципального округа и иных лиц выборного типа, вопросы по их избранию, сроки полномочий, компетенция и типы деятельности - все это определяется только законами регионального типа и множественными подзаконными актами. Так, устав регионального образования Воронежской области будет значительно отличаться от формы устава, например, Магаданской области. В этом и заключается принцип федерализма.

Основные понятия

Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления, председатель муниципалитета - всех этих понятий слишком много, а потому разобраться в них рядовому гражданину будет не так уж и просто. Дабы не допустить путаницы, необходимо привести определения всех представленных понятий. Так, согласно федеральным законам, выборное должностное лицо местного самоуправления как раз является руководителем местной администрации. Но могут быть и исключения; например, во многих регионах выборные лица - это еще и некоторые представители определенных муниципальных должностей, в полномочия которых входят исполнительно-распорядительные функции.

Руководитель образования муниципального типа - это высшее лицо в регионе. Депутатом же является любой член инстанции муниципального образования представительного типа.

Существует также специальная избирательная комиссия, в функции которой входит организация проведения выборных процессов в муниципальном округе.

Правовой статус

Что согласно закону входит в правовое состояние выборного должностного лица местного самоуправления? Это всегда обязанности и права лица, гарантии его деятельности, а также определенные правовые ограничения полномочий.выборного должностного лица органа местного самоуправления

Статус должностного лица выборного типа закрепляется российской Конституцией, Федеральным законом о принципах организации российского местного самоуправления, а также правовым актом самого региона. Полномочия выборного должностного лица, а также сведенные с ними ограничения всегда регламентируются федеральными законами и региональными актами. Федеральное законодательство о труде регулирует вопросы рабочих полномочий должностного лица выборного типа.

Очень важно отметить, что положения региональных актов, затрагивающие тему правового состояния выборных лиц, не должны возражать положениям Конституции РФ и соответствующим федеральным законам.

Особенности правового статуса

Члену выборного должностного лица органа местного самоуправления обеспечиваются условия для осуществления полномочий. Запрещается замещение в качестве выборного должностного лица муниципальных должностей, которые относятся к муниципальной службе согласно утвержденному областным уставом реестру должностей. Как правило, наиболее полный и четкий перечень лиц выборного должностного типа указывается в муниципальном уставе.выборные должностные лица муниципального образования

Стоит также отметить, что государственные властные инстанции, или же их должностные субъекты не должны назначать лиц на постоянное или временное замещение выборной должности.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления: что говорит закон?

Должностное лицо выборного типа обязано осуществлять свою трудовую деятельность в соответствии с трудовым договором, то есть на постоянной основе. Все полномочия лица закрепляется региональными уставами, не противоречащими Конституции, федеральным законам, а также муниципальным нормативным актам.

В некоторых регионах допускается правило, согласно которому должностное лицо выборного типа должно осуществлять свою трудовую деятельность на непостоянной основе, если в муниципальном образовании проживает менее 300 человек (возможны и другие цифры); трудовой договор при этом не заключается, а если и заключается, то только по совместительству.

Полномочия должностного выборного лица никогда не могут быть переданы какому-то другому лицу. Естественно, само выборное должностное лицо - это всегда законопослушный гражданин, соблюдающий положения федеральных законов, регионального устава, российской Конституции и прочих нормативных актов.

А что можно рассказать о непосредственных функциях должностного выборного лица? Для этого придется обратиться к вышеназванному Федеральному закону.

О компетенции представительного муниципального органа

Перед тем как начать рассказывать про полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, необходимо обратить внимание на соответствующую государственную инстанцию. Что представляет собой муниципальный орган представительного типа, какими функциями он обладает?выборное должностное лицо член выборного

В компетенцию регионального представительного органа входят следующие обязанности:

  • оформление и принятие муниципального устава, при необходимости - внесение в него дополнений и изменений;
  • разработка и одобрение регионального бюджета, формирование отчетов о его исполнении;
  • разработка, установление, изменение и отмена налоговых сборов местного характера в соответствии с российским законодательством;
  • принятие программ и планов по развитию региона;
  • определение порядка управления муниципальным имуществом;
  • принятие решения о создании, изменении и ликвидации муниципальных образований;
  • определение порядка участия региона в области межмуниципального сотрудничества;
  • контроль над исполнением инстанциями местного самоуправления возложенных на них полномочий;
  • принятие решения об увольнении главы муниципального округа.

Таким образом, муниципальные представительные органы обладают довольно широким спектром полномочий. А какое место в этой системе занимает выборное должностное лицо?

О главе округа муниципального типа

Муниципальный глава есть высшее региональное должностное лицо. Он всегда назначается на должность по контракту, заключаемому в конкурсном порядке либо по результатам муниципальных выборов. Иногда представленное лицо может избираться на сходе граждан, но только если речь идет о поселениях, где функции муниципального представительного органа как раз возложены на определенную часть людей (старейшин).полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления

Председатель муниципального округа реализует функции руководителя представительного органа либо заведует местной администрацией. При этом исполнять полномочия по двум представленным направлениям одновременно ему запрещается.

О полномочиях руководителя муниципального образования

ФЗ от 2003 года, регламентирующий принципы организации местного самоуправления в РФ, закрепляет за главой муниципального образования следующие полномочия:

  • обязанность представлять муниципалитет в отношениях с инстанциями местного самоуправления прочих муниципалитетов, в отношениях с государственными органами, с простыми гражданами;
  • регистрация, оформление и обнародование нормативных актов, принимаемых муниципальными представительными органами;
  • издание правовых актов в пределах своих функциональных обязанностей;
  • требование созывов внеочередных заседаний представительных муниципальных органов;
  • обеспечение качественного исполнения своих функций органами местного самоуправления.

Подробнее стоит рассказать о продолжительности полномочий выборного должностного лица.

Сроки полномочий

Выборные должностные лица муниципального образования попадают на свои профессиональные должности в соответствии с законодательством; это, в свою очередь, означает, что представленные лица способны работать только в течение определенного, четко установленного срока.полномочия выборного должностного лица местного

Срок полномочий должностного выборного лица варьируется в зависимости от региона. Однако закон устанавливает одно очень важное правило: срок не должен составлять более пяти и менее двух лет. Изменить срок можно только до избрания должностного лица; внесение коррективов во время исполнения срока полномочий запрещается. Если же срок полномочий не был определен до избрания должностного лица, то устанавливается цифра в два года.

Еще о сроках полномочий

Полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления входят в законную силу со дня избрания их в должность. Прекращаются они в день, когда на должность вступает новое выборное лицо. При этом начало осуществления рабочей деятельности должно состояться не позднее 14 дней со дня его избрания. Если же новоизбранное лицо по каким-то причинам не вступило на должность, то, согласно федеральному закону, продолжает исполнять свои трудовые обязанности прежнее должностное лицо.полномочия выборного должностного лица

Если должностное лицо выборного типа сложило свои полномочия раньше времени, то представительный орган способен возложить соответствующие обязанности на иное лицо, вплоть до проведения региональных выборов.

Прекращение полномочий досрочного типа

Выборное должностное лицо (член выборного органа местного самоуправления) прекращает свои полномочия в досрочном порядке, если случаются следующие ситуации:

  • смерть должностного лица;
  • лишение его свободы;
  • вступает в силу законное решение суда о недееспособности должностного лица (а также о его безвестной пропаже);
  • вступает в силу постановление главы областной администрации или президента РФ о снятии с должностного лица полномочий;
  • должностное лицо выборного типа утрачивает гражданство;
  • лицо добровольно снимает с себя полномочия;
  • должностное лицо решает заниматься деятельностью, несовместимой с его статусом;
  • на лицо накладывается уголовная ответственность;
  • вступает в силу решение о незаконности или недействительности прошедших выборов.

Прекращение полномочий муниципального должностного лица в досрочном порядке означает скорейшее проведение муниципальных выборов.

Специальное удостоверение и нагрудный значок должностного лица

Любое выборное должностное лицо местного самоуправления обязано иметь при себе специальное удостоверение, подтверждающее его статус в течение срока полномочий. Помимо этого глава муниципального образования или любой другой человек, попадающий под статус выборного должностного лица, обязаны иметь специальный нагрудный значок. Опять-таки пользование таким знаком разрешается только в течение срока исполнения своих полномочий. Положения о нагрудных знаках и удостоверениях утверждаются муниципальными нормативными актами.

Скорее всего, отзыв выборного должностного лица о представленных формах удостоверения полномочий будет несколько скептическим. Конечно же, значки, специальные удостоверения и прочие элементы - это обыкновенный формализм. И тем не менее подобные формы закреплены законом, а потому требуется соблюдать все установленные правила для выборного должностного лица органа местного самоуправления.

Выборными должностными лицами в большинстве муниципальных образований являются глава муниципального образования (эта должность названа в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»). Наименование главы муниципального образования определяется уставом, но в соответствии с законами субъектов РФ. Чаще всего их называют «глава» или «мэр» с указанием муниципального образования. Глава муниципального образования в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» может быть избран двумя способами:

а) непосредственно гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (в этом случае это «сильный мэр»);

б) он может быть избран представительным органом из своего состава, т.е. из числа депутатов («слабый мэр»).

В Башкирии главы муниципальных образований до 2005 г. назначались президентом республики.

В любом случае он является руководителем исполнительного органа. Способ выбора данного руководителя определяет представительный орган при принятии устава. Компетенция главы муниципального образования в ФЗ № 131 до 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлена самым общим образом. Более подробно его компетенция определяется законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. В разных субъектах она неодинакова, но, как правило, предусматривает:

- представлять интересы населения (города) муниципального образования на всех уровнях государственной власти и управления, в отношениях с другими муниципальными образованиями, общественными объединениями и партиями, предприятиями и организациями любых организационно-правовых форм, всеми юридическими и физическими лицами;

- обеспечивать условия для исполнения на территории муниципального образования законодательства РФ субъектов РФ и правовых актов представительных органов местного самоуправления;

- периодическую публикацию статистических данных о состоянии здравоохранения, окружающей среды, законности и правопорядка;

- прием граждан, рассмотрение их обращений и принятие по ним решений и др. полномочия.

Глава муниципального образования вправе издавать распоряжения в пределах компетенции муниципального образования. Они могут носить нормативный характер на территории муниципального образования. Эти распоряжения не должны затрагивать сферу исключительных полномочий представительного органа. Нередко глава муниципального образования по должности входит в состав представительного органа и в этих случаях обычно председательствует на его заседаниях, подписывает правовые акты, принимаемые представительным органом, в этих случаях он обладает и правом вето, т.е. может не подписать акт, принятый представительным органом.

Наряду с должностью главы муниципального образования уставами может быть предусмотрена и должность главы местной администрации. На практике в большинстве муниципальных формирований эти должности объединены.

Кроме представительного органа (Думы, Совета и пр.) и выборных должностных лиц (Мэра и т.д.) в муниципальном образовании могут функционировать и другие, невыборные органы и должностные лица, которые относят к исполнительно-распорядительным органам. Обычно такие органы называют местными администрациями, а их руководителя – главой администрации. На практике эту должность, как правило, занимает сам глава муниципального образования (в таком случае глава администрации, он же – глава муниципального образования – является выборным должностным лицом).

Совершенствованию законодательства, территориальной организации и финансово-экономического обеспечения, прогнозирования развития муниципальных образований, совершенствованию и упрочению местного самоуправления, повышению эффективности всей системы государственной власти и управления современной России способствует новый ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый Государственной Думой 16.09.2003 г. Названный закон вступил в силу с 1 января 2006 г., в стране проведена большая работа по его выполнению, в т.ч.:




- по определению границ муниципальных образований;

- определению полномочий каждого муниципального образования;

- определению необходимых материальных и финансовых ресурсов для осуществления полномочий муниципальных образований;

- подбору и обучению муниципальных служащих;

- проведению по многим вопросам местных референдумов и др.

Вследствие затягивания работ по выполнению названного закона, отдельным субъектам РФ было законодательно разрешено продлить срок исполнения до 01.01.2009 г.

Реализация нового ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.03 г. № 131 означает по сути дела проведение современной муниципальной реформы. Это самое кардинальное и масштабное преобразование, с которыми субъекты РФ и муниципальные образования столкнулись со временем принятия Конституции РФ 1993 г. Подтверждением служит тот факт, что в большинстве поселений субъектов РФ муниципальные образования до 2003 г. либо вообще не были организованы, либо функционировали только на уровне районов, городов и сельских округов. При таком подходе подавляющая часть населенных пунктов была лишена какой-либо политической автономности и практически полностью экономической самостоятельности. В 2004 г. при наличии в стране более чем 155 тыс. административно-территориальных единиц юридически было оформлено чуть больше 12,5 тыс. муниципальных образований. В середине 2007 г. в соответствии с требованиями нового закона о местном самоуправлении уже было зарегистрировано 24,5 тыс. муниципальных образований.

Масштабы этой работы наглядно прослеживаются на примере Ростовской области. До реализации ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в области имелось всего 55 муниципальных образований, а в настоящее время их уже 463.

Новый закон о местном самоуправлении наделяет все территории (сельские поселения, городское поселение, муниципальный район, городской округ) правом иметь свои выборные органы местного самоуправления и, что самое важное, собственный бюджет. Ключевая идея закона – формирование на территории РФ двухуровневой системы местного самоуправления. При этом выделяют три основные типа муниципальных образований:

- городское, сельское поселение.

Одной из важнейших задач, решаемых новым Федеральным законом, является вовлечение населения в осуществление местного самоуправления, путем участия в муниципальных выборах, референдумах, собраниях, опросах, конференциях, сходах, публичных слушаниях, голосованиях по отзыву депутатов или выборного должностного лица, участия в территориальном общественном самоуправлении.

Главная цель муниципальной реформы – приблизить власти к населению, упростить механизм предоставления ему муниципальных услуг, сделать их максимально доступными для людей. Именно для этого необходимы четко очерченный круг полномочий и их эффективное перераспределение между различными уровнями власти.

На федеральном уровне устанавливается обязанность государства в области местного самоуправления, в том числе путем:

- обеспечения федеральных гарантий финансовой самостоятельности муниципальных образований;

- установления минимальных государственных социальных стандартов;

- принятия федеральных программ развития местного самоуправления;

- регулирования и защиты прав граждан на осуществление местного самоуправления;

- компенсации местному самоуправлению дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых Федеральными органами;

- установления федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и др.

Субъекты РФ вправе устанавливать права и обязанности своих органов в отношении местного самоуправления. Они принимают законы о муниципальных выборах, о местном референдуме, о муниципальной службе, о порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований.

Становление современного местного самоуправления, способного решать основные задачи жителей, происходит сложно, сталкиваясь с трудностями формирования собственности, финансовой обеспеченности, взаимоотношениями с органами власти субъектов и зарубежными партнерами.

Для объединения усилий по отстаиванию своих прав и решения проблемных вопросов сообща муниципалитеты часто объединяются в различные советы, союзы и ассоциации. Федеральный закон о местном самоуправлении рекомендует создать «Единое общероссийское объединение муниципальных образований» взамен ранее существовавшего «Конгресса муниципальных общин».

Под должностным лицом понимается лицо по назначению или в силу выборов, занимающее… должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Выборные должностные лица обладают рядом функций, характерных для исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.

Институт выборных должностных лиц местного самоуправления нашел свое закрепление в ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.).

Глава муниципального образования избирается жителями, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Эти нормы получили развитие в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, о выборах должностных лиц местного самоуправления, о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления.

Изучение опыта свидетельствует о том, что в основном в законодательстве субъектов РФ устанавливаются идентичные наименования глав муниципальных образований: глава муниципального района, глава городского поселения, глава городского округа, глава сельского поселения.

В том случае, если глава муниципального образования является главой администрации или председателем представительного органа, его наименование имеет оттенок занимаемой смежной должности.

Например, Закон Республики Коми от 17 мая 2005 г. «О наименовании органов местного самоуправления в Республике Коми» установил следующие названия:

а) в сельском поселении – глава сельского поселения – руководитель администрации поселения;

б) в городском поселении – глава городского поселения – руководитель администрации поселения;

в) в муниципальном районе – глава муниципального района – руководитель администрации района;

г) в городском округе – глава городского округа – руководитель администрации городского округа.

Такое совмещение должностей допускает Федеральный закон «Об общих принципах…» (2003 г.) (п. 2.2 ст. 36).

В том случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа, его название дополняется термином «председатель Совета» соответствующего вида муниципального образования.

Срок полномочий большинства глав местного самоуправления составляет 4 года, в шести субъектах – 2 года, в семи субъектах – 5 лет.

В России по состоянию на 1998 г. были избраны 12498 (96,61 %) глав муниципальных образований. Из них 65,60 % избраны непосредственно населением; 29,91 % – представительными органами местного самоуправления; 1,10 % – сходами (собраниями) граждан.

Большинство кандидатов в главы администраций было выдвинуто избирателями (96,39 %). Сами себя выдвинули 10,95 % кандидатов.

Избирательные блоки и объединения выдвинули 3,61 % кандидатов. В среднем на один мандат претендовало 3–4 человека.

Среди избранных глав местного самоуправления 49,43 % являлись государственными или муниципальными служащими, 14,66 % руководителями предприятий и организаций.

Высшее и незаконченное высшее образование имели 55,3 %.

В составе избранных глав в возрасте до 30 лет – 2,81 %, от 30 до 50 лет – 77,55 %, старше 50 лет – 19,64 %.

На эту должность избрано 20,26 % женщин.

Глава муниципального образования организует работу представительного органа местного самоуправления, осуществляет оперативно-распорядительные функции, подписывает решения представительного органа, представляет интересы муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования избран еще и главой администрации, на него возлагаются и обязанности по руководству исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления.

Законодательство и уставы муниципальных образований предусматривают, что глава муниципального образования подотчетен как населению, так и представительному органу.

Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования могут быть прекращены досрочно при определенных условиях, предусмотренных законом.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

– отставки по собственному желанию;

– удаления в отставку в соответствии со ст. 74.1 Федерального закона;

– отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;

– признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

– признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

– вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

– выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

– прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

– установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

– преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с ч. 3, 3.2, 4–6, 6.1, 6.2, 7, 7.1 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ, а также в случае упразднения муниципального образования;

– утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

– увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Полномочия главы муниципального района, главы городского округа прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случаях:

1) несоблюдения главой муниципального района, главой городского округа, их супругами и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

2) установления в отношении избранных на муниципальных выборах главы муниципального района, главы городского округа факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанные лица были зарегистрированы в качестве кандидатов на выборах соответственно главы муниципального района, главы городского округа.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава, выборы главы муниципального образования не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г.

Депутат является выборным лицом органа местного самоуправления и входит в структуру организационной основы. Его статус в общих чертах закреплен в ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.). Срок полномочий определен в Законе – не менее двух лет и не более пяти лет. Законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяют этот срок от двух до пяти лет.

Полномочия депутата, члена выборного органа начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе .

На постоянной основе могут работать не более 10 % депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, – один депутат .

Депутат, как и все должностные лица местного самоуправления, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Его работа состоит в следующем:

а) участие в сессии представительного органа местного самоуправления;

б) работа в одном или двух комитетах или комиссиях представительного органа местного самоуправления;

в) работа в избирательном округе, от которого он избран.

Депутат обязан принимать участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления, выполнять его поручения. Депутат вправе избирать и быть избранным в рабочие органы представительного органа местного самоуправления. Работа депутата в сессиях представительного органа состоит в том, что он имеет право: принимать участие в обсуждении вопросов, предлагать свои вопросы для включения в повестку дня, вносить проекты нормативных правовых актов, программ по вопросам местного значения, вносить поправки к обсуждаемым проектам решений, оглашать на заседаниях обращения граждан, имеющих общественное значение, обращаться с запросом или вопросом к должностным лицам и получать ответ по существу.

Депутат, как правило, состоит в одной или двух комиссиях или комитетах представительного органа. Вхождение в состав двух комиссий обусловлено малочисленностью представительных органов. В составе комиссии или комитета депутат может быть избран и избирать руководителей комиссии, комитета. Депутат обязан присутствовать на заседаниях комиссии, комитета, выполнять поручения руководства комиссии, комитета по вопросам, входящим в компетенцию этих органов. По поручению руководства комиссии, комитета депутат участвует в подготовке вопросов на заседании комиссии, комитета. При подготовке вопросов депутат имеет право проводить проверки соответствующих предприятий, учреждений, организаций, запрашивать у должностных лиц необходимые материалы. По итогам проверки депутат или группа депутатов составляют обобщенный документ и представляют его председателю или секретарю комитета, комиссии. Депутаты принимают непосредственное участие при обсуждении рассматриваемых вопросов на заседаниях комиссии, комитета, вносят свои предложения и замечания по проектам документов, выступают с обоснованием своих предложений.

При составлении и утверждении планов работы комиссий, комитетов депутат вправе внести предложение о включении в план тех или иных вопросов.

Депутат, член комиссии, комитета обладает правом решающего голоса при принятии решений комиссии, комитета.

Работа депутатов в избирательном округе предусмотрена в большинстве своем в уставах муниципальных образований. Деятельность депутата в избирательном округе состоит в том, что он обязан вести прием избирателей в установленное время и по определенному адресу. Кроме того, депутат обязан проводить встречи с избирателями и отчитываться перед ними о той работе, которую он выполняет в представительном органе, в комиссии, комитете и в пределах своего избирательного округа. В городах для наиболее эффективной работы депутаты объединяются в территориальные депутатские группы, в которые входят депутаты от смежных избирательных округов. Работа депутатской группы строится на основе плана работы группы. В план работы депутатской группы включаются, как правило, вопросы насущной жизни граждан данной территории. В большей части это вопросы благоустройства территорий, их санитарного состояния, подготовка жилого фонда к зимним условиям, организация досуга детей и подростков.

Осуществляя свою деятельность в избирательном округе, депутаты рассматривают обращения и заявления граждан по тем или иным вопросам.

В случае необходимости для решения вопросов, поставленных в заявлениях, жалобах граждан, депутат обязан в пределах его полномочий принять все исчерпывающие меры для восстановления справедливости или для наведения соответствующего порядка. Он вправе обратиться с данным вопросом к соответствующим должностным лицам, от которых зависит решение вопроса, а также к должностным лицам местного самоуправления. В случае невыполнения законных требований депутата он вправе обратиться в суд.

Депутат имеет право выступать в средствах массовой информации по любому вопросу общественной жизни как муниципального образования в целом, так и округа, от которого он избран. Такая практика имеет место в работе депутатов Владимирской, Ивановской, Рязанской, Нижегородской, Новгородской, Тверской и других областей.

Депутат представительного органа не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, как в период действия его полномочий, так и по истечении срока полномочий. Вместе с тем в уставах муниципальных образований есть и исключение, которое предостерегает депутатов от возможных злоупотреблений при выражении своего мнения. Оно касается недопустимости высказывания депутатом публичных оскорблений и клеветы.

Таким образом, можно сделать вывод, что депутатский иммунитет складывается из неприкосновенности и ограниченной ответственности. Это позволяет депутату представительного органа местного самоуправления беспрепятственно осуществлять свои полномочия, без боязни возможного преследования за те или иные законные действия или за волеизъявление при голосовании.

Депутатам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, должны быть установлены специальные гарантии.

Депутат, работающий на постоянной основе в представительном органе, получает заработную плату из средств местного бюджета.

Таким образом, депутаты, как и другие выборные должностные – лица, в связи с закрепленными за ними функциями и полномочиями осуществляют организационную деятельность в представительном органе и в избирательном округе. Следовательно, депутаты являются «частью» организационной основы местного самоуправления.

Изучение практической деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления и возглавляющих их выборных должностных лиц позволило выявить следующие проблемы.

В настоящее время исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ, не входят в систему государственных органов и не находятся в их подчинении. Это означает, что «вертикаль» исполнительной власти в России в пределах районов, городов, сел, поселков отсутствует. Следовательно, со стороны государственных органов контроль за деятельностью исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления обшей компетенции не осуществляется.

Представительные органы местного самоуправления в связи с их малочисленностью не могут также полноценно осуществлять контрольные функции. Особенно это касается тех представительных органов, которые имеют в своем составе от 5 до 7 депутатов и менее. Кроме того, в составе представительных органов далеко не всегда имеются специалисты, которые в состоянии осуществить профессионально и качественно проверки в исполнительно-распорядительных органах как общей, так и специальной компетенции.

Исполнительно-распорядительные органы сел и деревень, поселков, городов районного значения, в соответствии с действующим законодательством, не подконтрольны в своей деятельности исполнительно-распорядительным органам районов.

В результате исполнительно-распорядительные органы в указанных населенных пунктах оказались предоставлены сами себе.

Такое положение не обеспечивает единого подхода в проведении реформ в стране, в решении социальных задач, в развитии населенных пунктов, в удовлетворении запросов и нужд населения.

Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления сельских населенных пунктов не всегда в состоянии реализовать закрепленные за ними полномочия. Это связано с тем, что численный состав исполнительно-распорядительных органов весьма ограничен, также отсутствуют собственные бюджетные средства.

Главы администраций районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов неподконтрольны фактически ни по вертикали, ни по горизонтали. В настоящее время сложилась такая ситуация, которая не позволяет оказывать воздействие на должностных лиц местного самоуправления со стороны государственных органов. Это порождает безответственность в решении задач местного значения, приводит к нарушениям прав человека, выражающихся в несвоевременной выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, и т. д.

Читайте также: