Какие есть должности на корабле

Опубликовано: 02.10.2024

Мореходство - это традиция, охватывающая множество профессий и званий. Каждая из этих ролей несет уникальные обязанности, которые являются неотъемлемой частью успешной эксплуатации морского судна. Экипаж корабля обычно можно разделить на четыре основные категории : палубный отдел, инженерный отдел, отдел стюарда и другие. Смысл этого в том , что корабельный мост , наполненный сложным навигационным оборудованием, требует навыков , отличных от тех , которые используются на палубе операций - таких , как причальной, грузов и / или военных устройств - которые , в свою очередь , требует навыков , отличных от тех , которые используются в судовом двигателе комната и движитель и так далее.

Ниже приводится лишь частичный список профессий и званий. Судоходные операторы, по понятным причинам, занимали самые разные должности, учитывая широкий спектр технологий, задач и обстоятельств, которым суда подвергались на протяжении многих лет.

Есть несколько заметных тенденций в современном мореплавании или мореплавании двадцать первого века. Обычно моряки работают на борту судна от трех до шести лет. После этого они хорошо подготовлены к работе в морской индустрии Европы на берегу. Как правило, между военно-морскими и гражданскими моряками есть некоторые различия. Одним из примеров является национальность на торговых судах, которая обычно разнообразна и не идентична, как на военных судах. В результате требуется специальная межкультурная подготовка, особенно в отношении лингва-франка . Еще одна заметная тенденция заключается в том, что административная работа на борту значительно возросла, отчасти в результате повышенного внимания к безопасности. Исследование показывает, что из-за этого развития определенные навыки отсутствуют, а некоторые желательны, так что возникла новая степень гибкости и разделения работы, поскольку рабочая нагрузка каждого члена экипажа также увеличивается.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Современный корабль
  • 1.2 Палубный отдел
    • 1.2.1 Вахтенные помощники
    • 1.3.1 Инженерно-технические офицеры

    Комплектация современного корабля

    Капитан

    Капитан или капитан - высшее должностное лицо судна, действующее от имени судовладельца. Вопрос о том, является ли капитан членом палубного отдела или нет, является предметом споров и обычно зависит от мнения отдельного капитана. Когда у корабля есть третий помощник капитана, капитан не дежурит .

    Капитан отвечает за повседневные дела находящегося под его командованием корабля. В его обязанности входит обеспечение соответствия всех отделов требованиям. Поэтому ему подчиняются руководители различных ведомств. Капитан представляет владельца и поэтому называется «хозяином». Капитан официально не считается членом экипажа, что, похоже, решает упомянутый выше спор.

    Палубный отдел

    Вахтенные офицеры

    Вахтенные помощники - это лицензированные моряки , отвечающие за плавание и безопасный проход судна.

    Главный помощник

    Старший помощник капитана - начальник палубного отдела торгового судна, заместитель командира после капитана корабля. Основными обязанностями старшего помощника капитана являются грузовые операции судна, его остойчивость и наблюдение за экипажем на палубе. Помощник капитана несет ответственность за безопасность судна, а также за благополучие экипажа на борту. Старший помощник капитана обычно несет вахту штурмана 4–8 как OICNW (вахтенный помощник капитана), руководя командой на мостике. У некоторых экипажей есть дополнительные третьи помощники, которые позволяют старшему помощнику капитана не нести навигационную вахту и уделять больше внимания грузовым и палубным операциям. Дополнительные обязанности включают обслуживание корпуса судна, грузового оборудования, жилых помещений, спасательных средств и средств пожаротушения. Старший помощник капитана также обучает команду и курсантов различным аспектам, таким как безопасность, пожаротушение, поиск и спасание и другие непредвиденные обстоятельства. Старший помощник принимает на себя командование всем судном в случае отсутствия или недееспособности капитана.

    Второй помощник

    Второй помощник - квалифицированный вахтенный сторож OICNW, руководит командой на мостике и руководит судном. Второй помощник является третьим по опыту офицером палубного отдела после капитана / капитана и старшего помощника капитана. Основная задача второго помощника капитана - навигация, которая включает обновление карт и публикаций, поддержание их в актуальном состоянии, составление планов переходов и все аспекты навигации корабля. Другие обязанности Второго помощника капитана могут включать в себя руководство операторами якоря, вахту за грузом, управление якорной работой, а также обучение и инструктаж членов экипажа.

    Третий помощник

    Третий помощник является квалифицированным вахтенным офицером OICNW, младше второго помощника капитана. На навигационной вахте Третий помощник капитана руководит командой на мостике, маневрируя судном, сохраняя его в безопасности и на ходу. Основная обязанность третьего помощника капитана - это вопросы безопасности, осмотр шкафчиков для снаряжения, спасательных шлюпок и всего оборудования на борту, чтобы убедиться, что оно безопасно и работоспособно. Другие обязанности включают руководство операторами линии, вахту за грузом, управление деталями якоря, а также обучение и инструктаж членов экипажа. Он или она обычно является частью команды командования во время чрезвычайных ситуаций и учений.

    Палубный кадет

    Deck Cadet или стажер Навигационный Офицер или Nautical Apprentice является учеником , который должен изучить основные обязанности вахтенного офицера на борту судна. Палубные курсанты после прохождения достаточного количества времени в море и сдачи экзаменов получают сертификат OICNW.

    Рейтинги колоды

    Боцман
    Опытный моряк

    Опытный моряк (AB) работает под управлением боцмана, выполняя такие задачи, как рабочие швартовные тросы, рабочее палубное снаряжение, детали стоячего якоря и рабочий груз. Опытный моряк также несет навигационную вахту, как правило, в качестве наблюдателя или рулевого.

    Рядовой моряк

    Самый низкий ранг в палубном отделе. Обычный моряк (ОС) обычно помогает в работе, которую делают квалифицированные моряки. Другие задачи включают постоянное наблюдение и общие обязанности по уборке.

    Машинный отдел

    Инженерные офицеры

    Инженеров также называют техническими специалистами. Они несут ответственность за поддержание работоспособности корабля и оборудования. Сегодня корабли представляют собой сложные единицы, сочетающие в себе множество технологий в небольшом пространстве. Сюда входят не только двигатель и силовая установка, но также, например, источник электроэнергии, устройства для загрузки и выгрузки, сжигание мусора и генераторы пресной воды. Инженер обычно считается высокопоставленным офицером на корабле.

    Первый инженер

    Главный инженер торгового судна - это официальное звание человека, уполномоченного руководить моторным отделом. Квалификация на эту должность в просторечии называется «Билет начальника».

    Главный инженер, обычно называемый «старшим» или просто «старшим», отвечает за все операции и техническое обслуживание, связанное со всеми механизмами и оборудованием на судне. Ему могут платить наравне с капитаном, и он имеет такое же звание, как и капитан.

    Второй инженер

    Второй инженер или первый помощник инженера - это сотрудник, ответственный за надзор за ежедневным обслуживанием и работой моторного отделения. Он или она подчиняется непосредственно главному инженеру.

    Третий инженер

    Третий инженер или второй помощник механика обычно отвечает за котлы, топливо, вспомогательные двигатели, конденсат и системы подачи и является третьим по старшинству судовым инженером на борту. В зависимости от использования, «Второй» или «Третий» также обычно отвечает за заправку (также известную как бункеровка), при условии, что у офицера есть действительное разрешение ответственного лица (PIC) на операции по перевалке топлива.

    Четвертый инженер

    Четвертый инженер или третий помощник инженера является младшим по сравнению со вторым помощником инженера / третьим инженером в моторном отделении.

    Рейтинги двигателя / без лицензии

    Машинист

    Машинист является не имеющим лицензии членом моторного отдела, то же самое требование с нефтяником, у которых оба имеют Сертификат Able Seafarer Engine Certificate STCW A-III / 5.

    Масленка

    Масленщик - нелицензированный член моторного отдела, с большим опытом, чем у Wiper, и имеющий сертификат Able Seafarer Engine Certificate STCW A-III / 5.

    щетка стеклоочистителя

    Стеклоочиститель - нелицензированный член моторного отдела, обычно с наименьшим опытом и имеющий сертификат вахты машинного отделения (ERWR) STCW A-III / 4.

    Электротехнический отдел

    Электротехнический офицер

    Офицер-электротехник, которого иногда называют инженером-электриком, отвечает за все электрические системы на корабле. Инженер-электрик - одна из самых важных должностей в технической иерархии корабля, и инженер отвечает за свою работу в соответствии с инструкциями главного инженера.

    В отличие от инженеров, ETO не выполняет назначенную вахту в машинном отделении. Вместо этого он обычно находится на связи 24 часа в сутки и обычно работает в дневную смену, выполняя техническое обслуживание, ремонт, установку и тестирование электрических и электронных устройств.

    Некоторые судоходные компании не имеют на своем судне электриков, чтобы сократить расходы на персонал, а электротехнические обязанности выполняет инженер. Обычно это третий инженер. Однако многие компании осознали, что электрические и электронные системы требуют особого внимания и, следовательно, требуют участия специалиста. Это особенно актуально для дизель-электрических судов или судов, оборудованных такими системами, как динамическое позиционирование.

    На более крупных судах, таких как круизные лайнеры, электротехники могут иметь разряды в рамках своей профессии, такие названия должностей включают: ведущий ETO, первый электрик, старший электрик или главный инженер-электрик. В этой ситуации электротехнический руководитель высшего ранга подчиняется непосредственно главному инженеру. На судах особого класса, таких как FPSO , офицер-электротехник иногда может получать почти такую ​​же заработную плату, как и главный инженер, из-за сложности электрических систем на корабле.

    По мере развития технологий все больше автоматики и электронных схем заменяют обычные и электрические системы. Международная морская организация (ИМО) с поправками STCW 95 (также известной как Манила поправка) от 25 июня 2010 года представить сертифицированную позицию электро-технического сотрудник вместо электротехнического офицера.

    С развитием спутниковой связи, ведущим к повсеместному внедрению Глобальной морской системы бедствия и безопасности, старая должность радиста встречается гораздо реже, хотя для нее все еще выдается лицензия береговой охраны США. Судовые офицеры могут быть лицензированы Федеральной комиссией по связи в качестве операторов ГМССБ и офицеров-электриков в качестве специалистов по обслуживанию ГМССБ. Код Морзе не использовался на французских судах с 1997 года, а на американских - с 1999 года. Тем не менее, сертификат FCC на радиотелеграфию все еще может быть получен.

    Управление стюарда

    Главный стюард

    Главный стюард направляет, инструктирует и назначает персонал, выполняющий такие функции, как приготовление и подача еды; уборка и обслуживание помещений офицерских и стюардских отделений; и магазины приема, выдачи и инвентаризации. Главный управляющий также планирует меню; собирает записи о расходах, сверхурочных часах и контроле затрат. Управляющий может реквизировать или покупать товары и оборудование. Дополнительные обязанности могут включать выпечку хлеба, булочек, тортов, пирогов и пирожных.

    Шеф-повар

    Шеф-повар - это старший нелицензированный член экипажа, работающий в стюардском отделении корабля. Его должность соответствует должности боцмана в палубном отделении, машиниста-насосщика нефтяного танкера и электрика (но не ETO) в машинном отделении контейнеровоза или судна для перевозки генеральных грузов. Он эквивалентен старшине военно-морского флота.

    Шеф-повар руководит приготовлением и подачей блюд и участвует в их приготовлении; определяет время и последовательность операций, необходимых для соблюдения сроков обслуживания; проверяет камбуз и оборудование на чистоту, надлежащее хранение и приготовление пищи.

    Комплект исторического корабля Королевского флота


    Капитан был офицер морской офицер командовал кораблем и выступил морской обычай , как «капитан» , находясь на борту в команде, независимо от фактического ранга офицера.

    Кают-компании офицеров

    В лейтенантах были офицеры немедленно подчинены капитану. Лейтенанты были пронумерованы по старшинству на корабле, так что фрегат (который имел право на трех лейтенантов) имел первого лейтенанта, второго лейтенанта и третьего лейтенанта. Первый курс имеет право на шесть лейтенантов, и они были пронумерованы соответствующим образом .

    «Sailing Master » был военно - морским офицером обучен и отвечают за навигацию парусного судна. Это звание можно приравнять к профессиональному моряку и специалисту по мореплаванию, а не к военному командиру. Первоначально он был уорент-офицером, который занимал звание вместе с лейтенантами , но позже был переименован в «штурманский лейтенант» в 1867 году.

    Капитан морской пехоты был офицером, командовавшим королевской морской пехотой на корабле.

    Персер был сотрудник , ответственный за все административные обязанности и поставки судна, таких как продукты питания и напитки, одежду, постельное белье, свечи. Казначей был первоначально известен как «клерк финансиста». Кошельки не получали зарплату, но имели право на прибыль от своей коммерческой деятельности. В 18 веке казначей покупал свой ордер за 65 фунтов стерлингов и был обязан предоставить в Адмиралтейство поручительства на общую сумму 2100 фунтов стерлингов. Они обслуживали и управляли кораблями и были постоянными офицерами военно-морского флота, оставаясь с кораблями в порту между рейсами в качестве смотрителей, наблюдающих за ремонтом и переоборудованием.

    Хирург был медицинским работником корабля. Хирурги были ранжированы Морским советом на основе их подготовки и социального статуса. Хирурги были кают-компании прапорщиками с высоким статусом, расквартированными вместе с другими офицерами в кают-компании. Хирургам помогали товарищи хирургов, которых после 1805 года называли «ассистентами хирургов». Хирургу и его товарищам помогали мальчики, которых называли «лоблолли-мальчики» - в честь каши, которую обычно подают в лазарете [7]. Небольшое количество врачей с престижным медицинским образованием было причислено к врачам; они будут наблюдать за хирургами на кораблях или управлять больницами на берегу.

    Капеллан вел религиозные службы корабля. Его социальный статус как рукоположенного служителя означал, что он стал офицером.

    Постоянные офицеры

    Стрелок был прапорщиком, отвечавшим за корабельную артиллерию и другое вооружение. Он руководил оружейником, помощником канониров и йоменом из Пороховой комнаты.

    Боцман (/ boʊsən /), bo's'n, bos'n или боцман, был прапорщик палубной. Как старшина палубной бригады, боцман планировал дневную работу и давал задания палубной бригаде. По окончании работы боцман проверил, что выполненная работа выполнена правильно. Он руководил канатным мастером, помощником боцмана и парусным мастером.

    Плотник был прапорщик , который был ответственным за техническое обслуживание и ремонт деревянных деталей судна. Он руководил Колкером, помощником плотника и мастером по оружию .

    Напарники в кабине

    Первоначально помощником капитана был опытный старшина, который помогал мастеру, но не проходил в очереди на повышение до лейтенанта. К середине восемнадцатого века он с гораздо большей вероятностью был бы старшим гардемарином, все еще ожидая сдачи экзамена на звание лейтенанта или получения звания, но принимая на себя гораздо больше ответственности на борту корабля. Шесть помощников капитана были допущены к первому разряду , трое - к третьему и двое - на большинстве фрегатов .

    Старшие унтер-офицеры

    Мичман был учеником офицер , который ранее занимал не менее трех лет в качестве добровольца, служащего офицера или матроса , и была примерно эквивалентна современной старшины в ранге и обязанностей. Прослужив не менее трех лет гардемарином или помощником капитана, он имел право сдавать экзамен на лейтенанта. Повышение до лейтенанта не было автоматическим, и многие гардемарины заняли должности помощников капитана для повышения заработной платы и повышения ответственности на борту корабля.

    Клерк был грамотным работником , который сделал административную работу на корабле.

    Оружейник обслуживался и ремонтировался меньшие оружия на корабле.

    Колкер обслуживание и ремонт чеканки из судового корпуса .

    Канатоходец делал, обслуживал и ремонтировал канаты на борту.

    « Мастер по оружию » был военно-морским офицером, ответственным за дисциплину на борту корабля, которому помогали капралы.

    Старшины

    Йомен Листов заведовал веревочным магазином. Учитывая, что корабль редко был сухим внутри, а веревки гнили во влажном состоянии, сохранение веревки было большой проблемой.

    Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»
    Кадр из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»

    «Экспресс газета» в Google Новостях

    «Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.

    Баталер

    К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.

    Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.

    Боцман

    Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.

    Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.

    Капитан

    Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.

    Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.

    На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.

    Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org

    Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org

    Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.

    Кок

    Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.

    Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.

    Корабельные коки за приготовлением пищи. Источник: mil.ru

    Корабельные коки за приготовлением пищи. Источник: mil.ru

    На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.

    Лоцман

    Задача этого человека – просчитать все опасности и преграды на пути следования корабля. Другими словами, именно лоцман прокладывает путь судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или мелей.

    В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.

    Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.

    Матрос

    Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.

    Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com

    Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com

    В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.

    Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».

    Машинист (моторист)

    Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.

    Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.

    Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.

    Механик

    Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.

    На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.

    При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.

    Старший помощник капитана (командира)

    На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.

    Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.

    Штурман

    Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.

    На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.

    Юнга

    Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.

    Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.

    Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.

    Всем любителям водной стихии подойдёт работа в море. Это скорее не профессия, а призвание, ведь многие мечтали в детстве стать моряками, бороздить моря и океаны, посещать новые страны. Как и в любом виде деятельности, в работе на судне есть свои преимущества и недостатки. Но для того чтобы стать моряком, недостаточно просто любить водные пространства, помимо всего прочего, нужно иметь крепкое здоровье и устойчивую психику.

    Актуальность морских профессий

    Для того, чтобы решиться поступить в морской вуз, нужно для начала разобраться, а стоит ли игра свеч, потому что морское образование стоит недешево. Но на самом деле, стоимость образования окупится практически первым рейсом.

    Моряки нужны были всегда и во все времена, потому что морские пути сообщения – это один из видов транспорта, помимо дорожного и воздушного. Поэтому морские профессии являются одними из самых востребованных не только в России, но и во всем мире. Перевозка грузов по водным пространствам – более быстрый и доступный способ транспортировки. Если вы твердо решили связать свою жизнь с морем, без работы вы точно не останетесь.

    Работа в море: кем можно стать и где учиться


    Преимущества и недостатки работы в море

    Для того чтобы принять решение стать моряком нужно взвесить все за и против. Работа эта сложная и физически, и морально. Но есть свои преимущества, которые могут перевесить все недостатки.

    Сначала поговорим о плюсах:

    1. Оплата труда. Известно, что моряки хорошо зарабатывают. На иностранных суднах зарплаты еще выше. Моряки находятся на полном обеспечении и тратить им деньги просто негде, за исключением редких и кратковременных пребываний в портах. Поэтому возвращаясь из рейса, служитель моря привозит крупную сумму.
    2. Возможность посмотреть мир. Моряки много путешествуют и бывают в разных странах. Заходя в порт другого государства, они получают новые впечатления, которые им так необходимы в дальних плаваньях. Необычная кухня, импортные товары, достопримечательности – это лишь некоторые преимущества морских профессий.
    3. Собственный бизнес. Накопив достаточно денег в рейсах, можно открыть свой бизнес, чтобы быть с семьей. Даже небольшая транспортная компания будет приносить стабильный доход


    Теперь о минусах работы в море:

    1. Изоляция. БОльшую часть времени вы будете проводить вдалеке от берега в компании одних и тех же людей. Если вас выберут для работы в международной компании, то, возможно, вы станете единственным русскоговорящим сотрудником на судне. Это психологически нелегко, особенно для людей, привыкших к общению больших компаниях или в кругу друзей.
    2. Условия труда. Вахта на судне длится 6 часов, потом 6 часов отдыха. Работа машинистов, например, проходит в условиях повышенного шума. Часто перевозимые грузы несут потенциальную опасность: химические отходы, нефть, газ. Обычно отдых сопровождается качкой, резкими запахами, громкими звуками и отсутствием каких-либо развлечений, и проходит, по сути, также на работе.
    3. Вы постоянно будете вдалеке от родных. Приезжая домой после дальних плаваний, вы будет находить, что ваши дети растут без вас и в доме многое изменилось без вашего участия. Некоторые моряки ощущают себя чужими в своем собственном доме.


    Какими бывают морские профессии

    Морская профессия не означает только службу в море. Существует множество специальностей в этой отрасли. Условно их можно разделить на: моряков и судостроителей. Рассмотрим некоторые из этих специальностей.

    Для тех, кто хочет ходить по морю:

    1. Капитан корабля. Это начальник всего судна. Он отвечает за весь палубный состав команды. Прокладывает маршрут и командует погрузкой и разгрузкой корабля. Зарплата его составляет от 460 000 рублей в месяц, а капитаны на суднах с опасным грузом получают еще больше.
    2. Старший механик. Это начальник машинного отделения, ему подчиняются все машинисты, механики и рядовой состав. Он отвечает за бесперебойную работу судна и его техническое обслуживание. Зарплата старшего механика начинается от 300 000 рублей в зависимости от сложности судна и дальности плаванья.
    3. Помощник капитана является заместителем капитана в его отсутствие. Он должен знать навигацию и маршруты, уметь правильно организовывать команду. В зависимости от общего числа команды, объема судна и перевозимых грузов у капитана может быть несколько помощников, занимающихся разными видами деятельности: Старший помощник, первый помощник, второй помощник и так далее. Зарплата помощника капитана зависит от его ранга и составляет примерно 200 000 рублей.
    4. Помощник старшего механика. По аналогии с капитаном, это заместитель старшего механика. Он должен уметь все то же, что и старший механик, но его зона ответственности уже. Средняя зарплата помощника старшего механика – 200 000 рублей.
    5. Боцман относится к палубной команде. Он начальник всех матросов, составляет график вахтовых смен и контролирует их работу. Средняя зарплата боцмана 100 000 рублей.
    6. Матрос – это младший сотрудник палубной команды. Он швартует судна, выполняет поручения боцмана и помощников капитана. Зарплата матроса дальнего плавания начинается от 60 000 рублей.
    7. Моторист – это младший сотрудник машинного отделения, он следит за работой механизмов судна, выполняет профилактические работы. Средняя зарплата механика аналогична дохожу матроса.

    Конечно, на борту судна существует много специальностей в зависимости от вида корабля: это могут быть рыболовецкие суда, круизные теплоходы, судна для бурения нефтяных скважин и многие другие. Помимо обычного судовождения, существуют еще профессии моряков-подводников. Их работа связана с повышенным риском, ведь подлодки работают от ядерных реакторов, а это радиация. Да и в случае аварии необходимо будет бросить все силы на устранение неисправности, ведь с подводной лодки никуда не деться.

    Для тех, кто не представляет себе долгую разлуку с домом, существуют морские специальности в области кораблестроения:

    1. Инженер-судостроитель – это специалист, который проектирует строительство судов. Работа очень ответственная, он обязан учитывать множество факторов. Средняя зарплата инженера-судостроителя 75 000 рублей.
    2. Электрорадиомонтажник судовой занимается установкой, ремонтом и настройкой радиоаппаратуры на судне. В этом деле очень важна точность, ведь коммутационное электрооборудование чрезвычайно важно для навигации корабля. Средняя зарплата – 45 000 рублей.
    3. Слесарь-механик судовой осуществляет ремонт механических неисправностей судна во время нахождения его в доке. Средняя зарплата слесаря-механика – 75 000 рублей.
    4. Судостроитель. Исходя из названия понятно, что это человек, которые строит суда. Профессия достаточно сложная, потому что в кораблях очень много деталей из разных материалов. Средняя зарплата судостроителя – 100 000 рублей.

    Это всего лишь несколько специальностей, которые вы можете освоить в морских вузах или колледжах. Список профессий велик, и каждый сможет выбрать профессию себе по душе. В основном, в море идут работать мужчины, но женщинам там тоже найдется место, коки на кораблях получают от 1000$ в месяц. Также чаще стали встречаться женщины среди помощников капитана.


    Куда пойти учиться: список морских вузов и колледжей

    Если вы твердо решили, что хотите связать свою жизнь с морем, нужно отдавать себе отчет, что это будет не так просто. Во-первых, у вас должно быть крепкое здоровье как физическое, так и психическое. Моряки ежегодно проходят медкомиссию, без которой их просто не допустят к работе. Без медицинской справки у вас не примут документы в вуз.

    Во-вторых, вы должны отлично плавать, перед поступлением в судоходный вуз, помимо медицинской справки, вам нужно будет сдать норматив по плаванью. Если вы с успехом прошли первых 2 испытания, то можно выбирать вуз:

    Эти учебные заведения предлагают обучение по следующим программам:

    Если у вас не получается поступить в университет, то вы можете начать свое обучение в среднем учебном заведении. В таблице ниже представлены колледжи и предлагаемые ими программы:

    Колледж Специальности
    Ломоносовский морской колледж 11.02.03 Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов
    26.02.03 Судовождение
    26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
    26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
    Морской технический колледж им. Д.Н. Сенявина 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
    26.01.12 Электрик судовой
    35.02.10 Обработка водных биоресурсов
    26.01.08 Моторист (машинист)
    26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
    26.01.07 Матрос
    26.02.03 Судовождение
    26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
    Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
    23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
    26.02.03 Судовождение
    26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
    35.02.09 Ихтиология и рыбоводство
    35.02.11 Промышленное рыболовство


    Как найти работу после вуза?

    После окончания вуза вы получите международный диплом, потому что все судовладельческие компании подчиняются Международной морской организации, которая выпускает единые стандарты работы для всех стран. Но даже с международным дипломом найти работу самому сложно.

    Для этого существуют крюинговые компании, от английского слова «crew – судовая команда». Эти компании являются посредниками между моряками и судовладельческими компаниями. Они занимаются поиском сотрудников на судна в соответствии с требованиями работодателя. Поэтому вам необязательно самостоятельно рассылать свое резюме по компаниям.

    Долго ждать работы вам не придется, дипломированные специалисты даже без опыта очень востребованы. Поэтому в скором времени с вами свяжутся для прибытия в порт.

    Какие дополнительные навыки лучше освоить, чтобы получить лучшую работу?

    Во время образования по морским специальностям делается упор на изучение английского языка. Вся документация составляется на английском, поскольку он является международным языком для судовладельцев во всем мире. Помимо этого, освоив английский язык на должном уровне, вы быстрее устроитесь в иностранную компанию. Простой матрос в европейской или американской фирме получает от 3 000 у.е.

    Также желательно освоить какую-нибудь специальность на суше. Дело в том, что работа в море физически тяжелая и здоровье можно подорвать. Поэтому если вы не пройдете медкомиссию, то работа с морем у вас закончится и придется искать себя на суше. Полезным будет освоение прикладной технической специальности, схожей с морской.

    Работа в море для настоящих мужчин с железными нервами и отменным здоровьем. Вы сможете посмотреть разные страны, насладится красотой моря, а самое главное, заработать приличную сумму денег. При всех своих недостатках она стоит того, чтобы отучиться на моряка и покорять моря.

    матросы за работой фото

    Морские профессии существуют ровно с тех самых пор, когда человек впервые систематически начал путешествовать по морю. Со времен финикийских пиратов, конечно, профессия мореплавателя сильно изменилась, однако, суть осталась прежней – довести корабль до пункта назначения в целости и сохранности.

    А все тяготы флотский службы тянет рабочий персонал – матросы

    . Из этой статьи вы узнаете, какие категории матросов могут быть на судне, список их обязанностей согласно уставу РФ и другие, не менее интересные факты.

    Обязанности матросов на корабле

    На современном корабле у солдата-матроса весьма обширный круг обязанностей. Будь то военно-морской флот или гражданский, они выполняют все основные работы по ремонту и обслуживанию систем на корабле вплоть до уборки помещений и мытья палубы.

    Сам термин матрос происходит от латинского mattarius – спящий на грубой подстилке, что очень хорошо намекает на статус подобных работников в былые времена. Сейчас, конечно, матросы спят в отдельных каютах или общих кубриках на отдельных кроватях (в зависимости от комфортности судна), но их обязанности по-прежнему остаются наиболее сложными и ответственными.

    При этом матрос – это довольно широкий термин для членов экипажа самой разной специализации

    . Есть матросы-мотористы, есть трюмные рабочие, есть матросы-рулевые и т.д. Обязанности матросов и их функции, разумеется, сильно различаются в зависимости от специализации.

    В общих чертах обязанности матросов можно обозначить в нескольких пунктах:

    1. Несение вахты по судовому расписанию как в движении, так и на стоянке;
    2. Управление плавсредством и спасательным оборудованием при эвакуации;
    3. Погрузка и выгрузка, такелажные работы на корабле, закрепление грузов в трюме;
    4. Техническое обслуживание и ремонт конструкций на судне (малярные, слесарные работы, уборка помещений и палубы, смазывание механизмов и т.д.);
    5. Управление движением судна.

    В работе матрос подчиняется старшим по званию и должности на судне. Как правило, непосредственно за исполнением обязанностей наблюдает боцман корабля. Если его нет, матросы подчиняются непосредственно капитану и старшему помощнику.

    При этом в зависимости от назначения плавсредства и количества человек в экипаже, матрос может совмещать множество разных обязанностей: дизелист, судовой электрик, уборщик и т.д. Одним словом, обязанностей у матроса всегда хватает.

    Основные категории флотских званий

    По своему составу служащие военного флота могут быть разделены на следующие группы:

    • Призывной и контрактный состав.
    • Младшие офицеры.
    • Старшие офицеры.
    • Высшие офицеры.

    Рядовые и офицеры флота России

    Граждане России, проходящие срочную службу на флоте, получают звание матроса. Оно примерно соответствует рядовому в сухопутных войсках. Матросы появились на флоте Советского Союза в 1946 году. До этого низшее воинское звание военно-морских сил называлось «краснофлотец».


    Следом идет звание «старший матрос», которое соответствует «ефрейтору» наземных войск. Старший матрос командует группой или служит помощником старшины. Звание старшего матроса могут получить служащие, хорошо соблюдающие дисциплину и свои обязанности.

    Четыре следующих звания соответствуют сержантским званиям сухопутных сил:

    • Старшина первой статьи.
    • Старшина второй статьи.
    • Главный старшина.
    • Главный корабельный старшина.

    Следом за старшинами идут «мичман» и «старший мичман». Эти флотские звания соответствуют званиям прапорщика и старшего прапорщика.

    Современное деление флотских званий восходит к указу Президиума Верховного Совета СССР, вышедшему в 1943 году. Он утверждал деление офицерского состава на младший, старший и высший. Указ включал звания для каждой группы, сохранившиеся до настоящего времени.

    Младшие офицеры флота нашей страны называются: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан-лейтенант. Младший лейтенант может руководить боевым постом. Более старшие представители этой категории офицеров могут быть помощниками командира корабля четвертого ранга или даже командовать таким кораблем.

    Старший офицерский состав включает капитанов первого, второго и третьего рангов. Также их могут называть каптри, кавторанг и каперанг. Эти представители офицерского состава могут командовать военными судами, имеющими соответствующий ранг.

    В современном российском флоте ранг боевого корабля определяется на основе сложности управления, численности состава и боевой мощи. К первому рангу относятся крейсеры, атомные подводные лодки и авианосцы. Второй ранг включает большие десантные корабли, миноносцы, большие ракетные корабли.

    К третьему рангу относятся малые ракетные и противолодочные суда, средние десантные корабли, тральщики. Четвертый ранг включает малые десантные суда, торпедные катера.

    Мичманы на флоте России
    Офицеры на флоте России
    Матросы на флоте России

    Обязанности солдата-матроса

    Согласно указу президента №1495, к обязанностям солдата матроса относится быстрое и безошибочное исполнение поручений и приказов, аккуратное обращение с оружием и любым другим государственным имуществом. Все обязанности распространяются на матроса при проведении военных действий и в мирное время. Согласно уставу ВС РФ, солдат-матрос имеет следующие задачи:

    • Подчиняться непосредственным руководителям, осознавать долг воина ВС РФ и точно выполнять все приказы.
    • Знать всех своих начальников, их имена, должности и звания.
    • Уважительно вести себя по отношении к командирам и сослуживцам. Быть вежливым, соблюдать воинские обязанности.
    • Заниматься саморазвитием, умственно и физически.
    • Аккуратно носить форму.
    • Иметь чистое оружие, знать его конструкцию, уметь им пользоваться.
    • Обеспечивать безопасность во время службы.

    За правильно выполненные воинские обязанности солдата матроса, достижения и следование уставу ВС РФ, возможно повышение по службе.

    Матросы делятся на 2 категории:

    1. Старший, или 1 класса.
    2. Младший, или 2 класса.

    В обязанности матроса 1 и 2 класса входят одни и те же задачи. На судне между ними не имеется никакой разницы, она заключается только в зарплате матросов, которую они получают на судне.

    Дополнительные навыки, которые помогут получить лучшую работу

    Первое, что поможет вам как специалисту стать лучше – английский язык. На него во время обучения в вузе делают особый упор. На английском идет не только общение с командой иностранного судна, но и документация.

    Простой матрос со знанием английского в европейской или американской команде получает от 3 000 долларов США. Есть ради чего постараться, правда?

    Часто моряки выбирают освоение технической прикладной специальности, близкой к морской.

    Теперь вы знаете, что работа в море – не для посторонних. Решиться на нее могут только самые смелые и отчаянные. Но ни один из тех, кто стал моряком, не пожалеет о своем решении. Кроме того, приличный заработок поможет закрыть глаза на многие недостатки.

    Теперь самое главное – достойно пройти обучение и получить заветный диплом. А если в пути возникнут сложности, не переживайте: рядом всегда будет сервис студенческой помощи и подставит плечо, если вам понадобится поддержка.

    Обучение матросов

    Чтобы попасть работать на судно, специальное образование не обязательно. На кораблях полно работников, которые никак не связаны с морем. Сюда можно отнести судовых поваров, стюардов и администраторов (если это пассажирский лайнер). Даже электрики и дизелисты не всегда получали образование в морских учебных заведениях.

    Однако, если речь идет об управлении кораблем, специальные знания и образование, несомненно, нужны. В ходе обучения будущие матросы изучают целый комплекс нормативно-правовых актов, правила управления судами, учатся на специальных тренажерах. Если речь идет о работе в северных широтах, изучают методику проводки судов в условиях сложной ледовой обстановки – здесь вообще придется сдавать отдельный экзамен.

    Обучение проводится в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ). Оно регламентирует работу экипажа в нейтральных водах и портах. Это важное условие для всех матросов, которые планируют ходить по международным маршрутам.

    Кроме того, важное условие для матросов-международников – владение иностранными языками

    (главным образом, английским).

    Как правило, комплексное образование дают в морских и речных мореходных училищах. При наличии базовой рабочей специальности, которая пригодится на корабле (например, слесаря или дизелиста), возможно также профессиональное переобучение, либо краткие курсы для матросов.

    Сроки обучения везде разные. Так, обучение вахтенного матроса занимает порядка 908 академических часов с теорией и практикой.

    Законодательные особенности морских профессий

    Есть положение: граждане России, которые отсутствуют на территории страны больше 183 суток, освобождаются от уплаты налогов. Это частично повлияло на огромные размеры заработной платы моряков.

    Один из самых важных минусов на законодательном уровне – работа моряков РФ не идет в трудовой стаж даже при заключении постоянного/временного контракта. Поэтому юридически моряки, месяцами блуждающие по морям, являются безработными. То есть в случае потери трудоспособности или при достижении пенсионного возраста им не положены какие-либо выплаты и компенсации.



    Время работы судна в порту спланировано таким образом, чтобы у моряков оставались свободные часы только вечером или ночью. И именно в это время в прибрежных регионах особенно опасно из-за любителей легкой наживы и отсутствия защиты со стороны полицейской системы

    Какие документы нужны, чтобы устроиться матросом

    После удачного окончания мореходки и сдачи квалификационных экзаменов матросу выдается сертификат и соответствующее удостоверение. Для трудоустройства на речной теплоход, пожалуй, достаточно. Однако, чтобы выйти в море, нет.

    Есть определенный перечень морских документов, без которых ни один экипаж не выйдет в море, а выпускника мореходки не примут ни на одно международное судно.

    У каждого матроса в экипаже должен быть четко обозначенный перечень документов:

    1. Паспорт моряка (ID международного образца). Служит заменой обычного паспорта гражданина страны;
    2. Подтверждение к диплому матроса (документу об окончании учебного заведения). Полученный диплом должен быть непременно заверен независимой организацией и только после прохождения медицинской комиссии;
    3. Морские сертификаты. Самая важная часть в перечне документов – это сертификаты о компетентности международного образца. Не обязательно иметь узкую морскую специальность и диплом для работы на корабле, но вот этот сертификат у матроса должен быть обязательно. Для рядового палубной команды это, к примеру, Сертификат квалифицированного матроса (матрос 1 класса) или сертификат матроса 2 класса STCW-78/95 Regulations II/4. В этот же перечень входит сертификат и наставления по способам личного выживания на море, а также свидетельство по управлению спасательными средствами.
    4. Действующая медицинская книжка;
    5. Загранпаспорт.

    Особенности поиска работы после вуза

    Сразу после окончания обучения студент получает международный диплом, так как любые судовладельческие организации подчиняются Международной морской организации и работают по ее единым стандартам для всех стран.

    Найти работу с морской профессией самостоятельно почти невозможно. Для этого существуют крюинговые компании (crew – судовая команда) – официальные посредники между судовладельцами и моряками. Они получают от работодателя определенные требования, по которым и ищут сотрудников. Так что первым делом после выпуска обязательно разошлите свои резюме по таким организациям.

    Нужно быть готовым к собеседованию по интернету или телефону. И наниматель, и крюинговая компания находятся по разным уголкам страны и регионов.

    Если хотите устроиться к иностранному работодателю, будьте готовы сдавать тест на знание английского.

    Квалификационные разряды матросов по ЕТКС

    Чтобы успешно работать в качестве матроса, нужно владеть соответствующей квалификацией. Она присваивается после успешного окончания учебного заведения.

    Разряды матросов:

    • Начальным для матроса считается 3-й рабочий разряд. При нем матрос имеет право работать на речных и морских судах с мощностью головной ходовой установки от 300 до 550 кВт;
    • Матрос 4 разряда уже может выходить в рейс на судне с главным двигателем от 550 кВт;
    • Матрос 5 разряда имеет право работать на судоходных гидротехнических сооружениях, а также участвовать в работах по подъему судов.

    Как присваиваются звания?

    Звание вс рф

    Все воинские должности присваиваются согласно установленным периодам. Если солдат хорошо себя проявляет, усердно трудиться, то его могут повысить.

    Морские ранги и погоны присваиваются в случаях:

    • Чтобы занять должность старшего матроса нужно отслужить минимум пять месяцев.
    • Стать старшиной можно спустя двенадцать месяцев.
    • Срок выслуги главноого старшины — три года.
    • Статус мичмана – три года.
    • Положение младшего лейтенанта через 24 месяца.
    • Три года нужно отслужить для становления солдата лейтенантом и старшим лейтенантом.
    • Должность капитана третьего ранга присваивается после четырех лет.
    • Чтобы присвоить капитана второго или первого ранга нужно провести на корабельной службе пять лет.
    • Ранг высшего состава офицера присваивается после года службы на корабле в прежнем чине.

    В России расположены множество военных подразделений. Все они выполняют определенные боевые, оборонные задачи. В работе солдат ВМФ необходима храбрость, отвага, умение быстро и правильно принять решение.

    Вакансии матросов на рынке труда, как устроиться матросом на судно

    Не стоит говорить, что вариантов трудоустройства для матросов существует великое множество. Можно устроиться на круизный лайнер, можно на речное судно на период летней навигации. Можно работать на прибрежных рыболовецких траулерах в территориальных водах страны. Зарплата при этом колеблется от 45 до 120 тысяч рублей — на основании данных интернет-сервисов по поиску работы.

    Однако наиболее престижным и высокооплачиваемым вариантом для матросов считаются международные рейсы. Здесь за выход в море, как правило, платят в иностранной валюте, подсчитать месячный оклад матроса при этом довольно сложно.

    Морские специальности: винтаж или писк моды?

    Спрос на моряков был всегда. Дело в том, что морское сообщение – одно из основных видов транспорта наравне с воздушным и дорожным. При этом доставка грузов морем считается максимально доступным и быстрым способом перевозки.

    Здесь не бывает случайных людей, потому что все, кто пришел поступать на морские профессии (а список вариантов огромен), точно знают, чего хотят. Причем с самого детства.

    А еще в морскую сферу не идут сгоряча, потому что обучение здесь стоит немало. Правда, дорогое образование окупается практически сразу же, буквально на первых рейсах.

    Особые морские воинские звания в России появились вместе с созданием на рубеже XVII-XVIII веков полноценного военно-морского флота, которое связано с царствованием Петра Первого. В системе исторически сложившейся иерархии воинских званий морские (корабельные) звания традиционно отличались по своим наименованиям от общевойсковых, но их структура и значимость были идентичными.

    Воинское звание является одним из важнейших показателей персонального уровня, достигнутого военнослужащим (как при исполнении службы, так и в запасе либо в отставке) по отношению к другим военнослужащим в рамках установленной общегосударственной иерархической системы. Воинские звания на флоте во многом определяют положение военнослужащих в их взаимоотношениях между собой, а также их права и обязанности.

    Воинские звания ВМФ России

    В Российской Федерации , помимо общевойсковой «линейки» воинских званий, действует параллельная система для военных моряков, предусматривающая особые корабельные (военно-морские) звания. Их перечень, наряду с войсковым типом званий, установлен Федеральным законом от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

    Следует отметить, что корабельные воинские звания присваиваются морякам, служащим в составе только надводных и подводных сил Военно-морского флота (ВМФ) России. Военнослужащие ВМФ, представляющие другие рода войск — морскую авиацию, морскую пехоту, а также различные силы и средства береговой обороны (артиллерию, ракеты, комплексы ПВО в составе ВМС), — имеют традиционные общевойсковые воинские звания.

    Как присваиваются

    В настоящее время в РФ Основные принципы присвоения воинских званий в РФ установлены Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» . Статья 47 этого закона в редакции, действующей с 1 января 2020 года, устанавливает, что воинские звания в ВМФ военнослужащим присваиваются:

    • До капитана 1 ранга включительно — соответствующими должностными лицами в структуре командования ВМФ России;
    • Для высших офицеров ВМФ — Президентом РФ .

    Существующая в современной России система флотских воинских званий практически полностью и без сокращений унаследована от принятой в СССР.

    Присвоение звания

    Кому присваиваются

    Первичные звания для рядового и командного состава ВМФ России присваиваются автоматически при поступлении на военную службу. Разумеется, что для командных должностей это, как правило, требует предварительного прохождения специального обучения. То есть новобранец-«срочник», призванный для прохождения обязательной воинской службы в рядах ВМФ России, получает корабельное звание «матрос» автоматически, а первичное командное воинское звание «мичман», «младший лейтенант», «лейтенант», как правило, присваивается только по итогам специального обучения. В дальнейшем присвоение каждого очередного военно-морского звания производится в соответствии с действующим законодательством.

    За какие заслуги присваиваются

    Очередное воинское звание присваивается военнослужащему автоматически как правило, в день истечения срока его военной службы в действующем звании на занимаемой штатной воинской должности, для которой предусмотрено более высокое звание, чем имеющееся. Сроки военной службы в соответствующих воинских званиях, а также порядок их очередного присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

    Вместе с тем, достаточно широко применяется практика досрочного присвоения военнослужащему очередного воинского звания за особые личные заслуги. Но при этом новое звание не может быть выше того, что предусмотрено штатом для занимаемой им воинской должности. Наиболее частым поводом досрочного присвоения очередных воинских званий в сложившейся практике ВМФ России служат отличия при проведении масштабных учений с участием военных моряков, успешные испытания новых типов современных вооружений, осуществление походов флотскими соединениями далеко за пределы территориальных вод страны.

    Морские воинские звания России по возрастанию

    Звания и погоны ВМФ

    В представленной таблице корабельные воинские звания и знаки различия, установленные в ВМФ России, расположены по их возрастанию — от младших к старшим. Погоны, обозначающие соответствующие военно-морские звания, сгруппированы в двух колонках: для призывного и контрактного состава ВМФ и для офицерского состава ВМФ.

    Призывной и контрактный состав

    Звания военнослужащих-срочников и контрактников российского морфлота классифицируются по трём категориям:

    • Рядовой состав (матросы и старшие матросы);
    • Младший командный состав (старшины);
    • Мичманский состав (мичманы и старшие мичманы).

    Офицерский состав ВМФ России также делится на три категории, относящиеся к младшим, старшим и высшим офицерам.

    Матрос

    Матрос соответствует рядовому в иерархии войсковых званий. Соответствующее название в русский язык было взято из голландского термина matroos, обозначающее рядового моряка на военном корабле. Первоначально в русском написании это слово воспроизводилось как «матроз».

    Старший матрос

    Старший матрос является аналогом ефрейтора в «линейке» войсковых званий. Как правило, это звание присваивалось матросу за успешное несение воинской службы и хорошую дисциплину.

    Матросы ВМФ

    Старшина 2 статьи

    Старшинские звания на флоте соответствуют категории младшего командного состава и сравнимы с сержантскими званиями в общевойсковой традиции. Иногда они присваиваются матросам за успешное прохождение срочной службы при увольнении из флота в запас, но чаще всего сопутствуют занятию должности хорошо подготовленного, опытного специалиста, одновременно руководящего группой подчинённых ему матросов. Звание старшины второй статьи соответствует званию младшего сержанта в армии.

    Старшина 1 статьи

    Корабельное звание старшины первой статьи в системе общевойсковых званий аналогично сержанту. В современном российском военном флоте чаще присваивается специалистам, отслужившим срочную службу по призыву и продолжающим её уже на контрактной основе.

    Главный старшина

    Это звание, как правило, присваивается как очередное в виде поощрения лучшим из флотских военных специалистов. В большинстве случаев обладатель этого звания (соответствующего армейскому старшему сержанту) имеет в подчинении группу матросов и старшин ниже себя по званию.

    Главный корабельный старшина

    Данное корабельное звание в структуре общевойсковых воинских званий в России соответствует званию «старшина», и оно присваивается в российском флоте достаточно часто, в отличие от своего «сухопутного» аналога.

    Мичман

    Морские звания мичманов в ВМФ России совпадают по уровню и особенности своей категории со званиями прапорщиков в российской армии. Слово «мичман» было взято из английского midshipman — что буквально и означает «среднее звено» в иерархии корабельной команды.

    Старший мичман

    Звание старшего мичмана по аналогии с войсковым званием старшего прапорщика считается самым новым по времени своего появления в структуре воинских званий: оно было введено в 1981 году. Присваивается обычно как поощрение за безупречную службу имеющему звание «мичман».

    Офицерский состав ВМФ: младшие офицеры

    Категория младших офицерских званий — единственная, где их наименования для корабельных и войсковых званий, принятых в СССР, а затем и в России , имеют полное сходство. Это относится к лейтенантским званиям, введение которых в советскую практику произошло в середине 1930-х годов, а за образец при этом была взята аналогия периода Великой французской революции.

    Младший лейтенант

    Слово «лейтенант», обозначающее младшее из офицерских званий, в русском языке укоренилось от немецкого Leutenant, в котором, в свою очередь, сложилось из французского lieutenant — «заместитель» (применительно к командиру военного отряда). На практике младший лейтенант как первичное звание присваивается морским офицерам достаточно редко.

    Лейтенант

    В сложившейся практике подготовки офицерского состава в специализированных военно-учебных заведениях именно лейтенантское звание присваивается как первичное их выпускникам. Должности лейтенантов в ВМФ обычно предусматривают командование отдельным боевым постом на боевом корабле.

    Старший лейтенант

    Звание старшего лейтенанта относится к тем, которые присваиваются в очередном порядке за успехи в службе. В должностном плане старшие лейтенанты, кроме командования отдельным корабельным боевым постом и даже боевой частью корабля, могут занимать и вышестоящие командные ступени, вплоть до помощника командира и даже командира боевого корабля на уровне класса, к примеру, сторожевых катеров.

    Офицеры ВМФ

    Капитан-лейтенант

    Звание капитан-лейтенанта в российском флоте стоит на одной ступени с воинским званием «капитан» в армейской структуре. Само же это слово произошло от латинского термина capitaneus — воинский начальник, в корне которого — латинское caput («голова»), и в основных европейских языках издавна приобрело значение «командир корабля», подразумевая под ними не только специфически военные, но и теми, что сейчас принято считать «гражданским судном». Капитан-лейтенанты достаточно часто являются командирами небольших боевых кораблей в составе ВМФ.

    Офицерский состав ВМФ: старшие офицеры

    В отличи от армейских званий в этой категории, морские воинские звания объединены словом «капитан» и делятся по рангам, старшинство в которых возрастает от третьего к первому. Как и старшие армейские офицеры, они могут занимать широкий круг командных должностей как на кораблях, так и в штабных структурах флота.

    Капитан 3-го ранга

    Это звание на флоте России по старшинству соответствует майору сухопутных войск. В должностном плане примерно соответствует командиру фрегата или эсминца либо командиру боевой части достаточно крупного корабля.

    Капитан 2-го ранга

    Капитан 2-го ранга — аналог подполковника в структуре общеармейских воинских званий. По должностному уровню примерно соответствует командиру достаточно крупного корабля ранга тяжёлого эсминца либо лёгкого крейсера или стандартной субмарины.

    Капитан 1-го ранга

    Звание капитана 1-го ранга служит высшей ступенью в структуре старших офицерских званий ВМФ России. Оно приравнено к полковнику в системе традиционных войсковых званий. По должностной значимости может соответствовать как командиру крупного боевого корабля, так командной должности в руководстве соединением сравнительно небольших кораблей или подлодок.

    Офицерский состав ВМФ: высшие офицеры

    Адмиральский состав флота России , как и всех прочих военно-морских держав, относится к категории высшего командного состава, аналогичного обладателям генеральских званий в сухопутной армии. Слово «адмирал» в русский язык, по мнению специалистов, непосредственно пришло из голландского звания admiraal и французского admiral. В последнем случае оно, как считается, возникло и далее распространилось по европейским языкам от искажённого арабского «амӣр аль-бахр» — «повелитель моря» в созвучии с латинским admirábile — «замечательный, выдающийся».

    Высшие офицеры ВМФ

    Контр-адмирал

    Контр-адмиралы могут командовать крупнейшими, «знаковыми» российскими военными кораблями, зачастую исполняющими флагманскую роль, а также возглавлять военно-морские корабельные соединения уровня эскадр и даже флотилий из небольших кораблей. В структуре званий Российской Армии соответствует генерал-майору.

    Вице-адмирал

    Звание вице-адмирала стоит на одной ступени с войсковым званием генерал-лейтенанта. В должностном плане подразумевает командование достаточно крупными соединениями кораблей ВМФ уровня флотилий.

    Адмирал

    Данное звание аналогично по значимости «сухопутному» генерал-полковнику. Командные должности этого уровня в ВМФ России подразумевают руководство отдельным флотом как высшим звеном в структуре военно-морских сил страны.

    Адмирал флота

    Является высшим корабельным воинским званием в современной России , по своему уровню соответствующему войсковому званию «генерал армии». Кроме командования флотским соединением, подразумевает для обладателя должностную возможность общего командования военно-морским флотом России и Главным Штабом ВМФ.

    Нарукавные знаки различия ВМФ

    В традиции военно-морских знаков различия именно нарукавный тип их размещения может считаться традиционным. Исторически сложилось так, что наплечные погоны, ставшие впоследствии основным носителем воинских знаков различия, появились на военной униформе как функциональный элемент, призванный удерживать наплечный ремень для стрелкового оружия и патронов к нему от соскальзывания. Военные моряки подобного оснащения не имели, и потому погоны не носили. Во многих странах до сих пор во флотском обмундировании погоны так и не предусмотрены.

    Нарукавные знаки различия ВМФ

    Представленные в табличной схеме нарукавные знаки различия, установленные в российском военно-морском флоте, носятся только офицерами. Они сгруппированы по категориям офицерского состава, выделяющим младших, старших и высших офицеров.

    Читайте также: