Какие новые медийные профессии появились в журналистике в цифровую эпоху

Опубликовано: 03.10.2024

В последующих главах автор подробно рассматривает причины того, почему журналистика «теряет монополию системы-посред­ника» и вынуждена реализовывать свои функции в новых услови­ях «со значительно меньшей эффективностью»; размышляет о по­следствиях этого процесса и приходит в выводу, что «исклю­чительность журналистике вернуть не удастся». Но нам видится, что это, как ни парадоксально, пойдет на пользу и ей самой, и аудитории СМИ.

Отдельная и значимая часть монографии посвящена коммента­риям как тем элементам, которые серьезно влияют на интерпрета­цию читателем материалов СМИ.

Довольно долгое время письма в редакцию были фактически единственным способом реакции аудитории на публикуемые ма­териалы. Однако редакция располагала полным правом и всеми возможностями фильтровать подобную реакцию, а следовательно, фактически управлять ею. С появлением Web2.0, интерактив­ности и возможности комментирования как в соцсетях, так и не­посредственно на сайте СМИ ситуация кардинально изменилась. И сегодня, как отмечает О. Р. Самарцев, «наличие <. > коммента­риев — весьма существенный фактор, влияющий на восприятие публикации не менее, чем ее основное содержание».

Как отмечает автор, «количество и направленность коммента­риев по особо значимым темам — не только маркер популярности публикации, но и инструмент для осуществления манипуляции общественным мнением (что становится. — А.Т.) распространен­ной формой политической и маркетинговой активности». Факти­чески любой материал можно прокомментировать таким образом, чтобы изменить его смысловые акценты либо сместить обсужде­ние с основной темы материала на какие-либо другие или вовсе на личность автора, либо совершенно исказить смысл материала.

В крупных СМИ довольно сложно модерировать огромный объем комментариев (что к тому же может стать поводом для об­винений в редакционной цензуре), а пишутся комментарии боль­шинством (а не элитой). Как результат, «аудитория превращает со­участие в особую форму воздействия, которая не всегда зависит от редакции, а зачастую заставляет редакцию смириться с позицией статистического большинства», «аудитория во все большей степе­ни чувствует себя способной к формированию информационных повесток». Под влиянием такого комментирования происходит «переоценка содержательной стороны комментируемого текста», «меняется не только формат взаимоотношений «редакция-чита­тель», при котором читатель неожиданно приобретает способ­ность влиять на редакционную политику непосредственно и опе­ративно, но и смысловое восприятие самого текста».

Кроме того, совершенно справедливо отмечает О. Р. Самарцев, влияние аудитории на СМИ становится «практически некон­тролируемым», и потому «многие издания видят в функции ком­ментирования скорее вред, нежели преимущества».

Основание для оптимизма дает последняя глава монографии, где автор размышляет в том числе и о многообразии источников информации, доступ к которым получила аудитория в эпоху жур­налистики цифровой эпохи.

В «доинтернетовскую» эпоху аудитория имела несколько телека­налов и радиостанций, читала несколько центральных газет. Что чи­тать, что смотреть и что слушать — выбирал совсем не читатель, зри­тель или слушатель. Сегодня же телезритель «легко переходит в сферу онлайн-потребителя, формирующего свое телесмотрение в зависи­мости от личных предпочтений». Как отмечает О. Р. Самарцев, пере­ход СМИ, в том числе и телевидения, d Интернет предоставляет «множественные источники (информации. — А.Т.), которые только в совокупности и составляют образ доверия <. > (появляется. — А.Т.) иной стиль восприятия доверительных сведений — основанный <. > на возможности получения ее из множества источников».

Именно эта вариативность и бесконечное многообразие источ­ников информации, которые получила аудитория в цифровую эпо­ху, отчасти нивелируют ее негативные последствия. С одной сторо­ны, появляется все больше фейков, недостоверной информации, копипаста, все больше просматривается тенденция к упрощению и обеднению языка. С другой — теперь читатель, зритель или слуша­тель может сам выбирать, что читать, что смотреть и что слушать. Вариативность выбора — положительный момент дигитализации.

Появление в последние годы тысяч и даже десятков тысяч «ма­лых медиа» в виде тематических пабликов и аккаунтов в соцсетях, телеграмм-каналов, блогов предоставили аудитории десятки ты­сяч источников информации и десятки тысяч вариантов выбора. Конечно, при этом они лишили профессию журналиста элитарно­сти, но одновременно сделали ее еще более популярной и массо­вой. И в данном случае определение массовая имеет лишь положи­тельное значение.

В целом нельзя не отметить именно комплексный обзор О. Р. Самарцевым тех факторов, под воздействием которых проис­ходят технологические, социальные, этические изменения в рабо­те СМИ. При этом аспекты возникновения и развития кризиса в современной журналистике, пути его преодоления, основные тен­денции и тренды в медиа рассмотрены фундаментально, но доста­точно емко — всего на 120 страницах. Обращает на себя внимание и большое количеств отсылок к трудам российских и зарубежных социологов, лингвистов, философов и медиаэкспертов, среди ко­торых Х. Ортега-и-Гассет, М. Маклюэн, Дж. Барлоу, Ж. Бодийяр, И. М. Дзялошинский, Р. Якобсон, Д. Дондурей, Р. Борецкий и другие. Монография, без сомнения, будет полезна как начинаю­щим журналистам и медиаисследователям, так и опытным специ­алистам в сфере СМИ.


Эта статья поможет разобраться в многообразии журналистских специализаций. Вы узнаете, чем деятельность репортера отличается от работы редактора, в чем специфика работы в печатной прессе и на телевидении. Поймете, чем именно хотите заниматься в сфере журналистики.

Профессии в журналистике

Когда речь заходит о журналистике, первая профессия, которая приходит на ум, — это журналист. Но не все так просто. Журналист — это общее название. Так можно назвать и ведущего ток-шоу, и комментатора на спортивном канале, и корреспондента в онлайн-издании, и аналитика, пишущего для своей колонки в газете. Рассмотрим специализации в журналистике подробнее.

Профессии в СМИ

Начнем с того, что журналистом можно работать в разных средствах массовой информации:

  • в печатных СМИ;
  • в интернет-изданиях;
  • на радио;
  • на телевидении;
  • в информационных агентствах.

Каждое из этих направлений имеет свои особенности, поэтому и требования к специалистам будут разными. Так, для человека, работающего в газете, агентстве или интернет-издании, важно уметь писать тексты. Для радиожурналиста — четко, связно излагать свои мысли, правильно говорить. Для телевизионщика, помимо уже перечисленного, — уверенно выглядеть в кадре.

Журналист

Отметим также, что внимание к внешности человека, «чистоте» речи, дикции, четкости произношения напрямую зависит от типа СМИ. Для пишущего журналиста все эти факторы не критичны. В то же время на радио и ТВ почти наверняка не возьмут человека с дефектами речи.

Список профессий

В современной журналистике есть профессии, которые существуют много лет, и те, которые появились совсем не давно.

Традиционные профессии

Начнем с традиционных журналистских профессий:

1. Корреспондент/репортер — это самый главный специалист для новостной журналистики. В его обязанности входит передача быстрой, точной и лаконичной информации о последних событиях.

2. Журналист-аналитик (обозреватель, ведущий рубрик, театральный критик, кинокритик, литературный критик и т.п.). Для аналитических передач на ТВ и радио, для некоторых печатных и онлайн-СМИ такой специалист является ключевой фигурой.

Для журналиста-аналитика важно:

  • уметь объективно оценивать происходящие события;
  • отслеживать причинно-следственные связи;
  • выстраивать понятные логические цепочки;
  • давать прогнозы на будущее.

Эти люди ведут свои передачи, рубрики или колонки с целью осмысления происходящего, объяснения сути событий и их взаимосвязи.

3. Ответственный секретарь полностью отвечает за выпуск нового номера издания: от наполнения страниц до сдачи в типографию. Невозможно представить деятельность печатных СМИ без этой должности. На радио и ТВ она называется редактор выпуска или выпускающий редактор.

4. Главный редактор. Человек, в ведении которого находятся все рабочие и организационные процессы в коллективе. Важнейшая должность в пирамиде журналистских профессий.

Отдельно стоит сказать про «около журналистские» специальности — без этих людей невозможен выпуск газеты или журнала, выход в эфир передачи или размещение статьи на сайте онлайн-издания:

  • корректор;
  • верстальщик;
  • дизайнер;
  • звукорежиссер;
  • видеооператор;
  • фотограф.

Корректор проводит редактуру текстов, исправляет грамматические, орфографические и стилистические ошибки. Верстальщик оформляет тексты и иллюстрации на странице, готовит макет издания. Дизайнер — специалист, востребованный на телевидении и в сетевых изданиях. В его обязанности входит разработка логотипа, цветовых и композиционных решений, заставок, сайта, макетов страниц и т.п. Звукорежиссер записывает и монтирует звук, отвечает за бесперебойную работу аудиотехники в эфирных передачах. Видеооператор ответственен за видеоряд отснятого журналистского материала. На выездах работает в паре с корреспондентом. Также осуществляет видеосъемку в студии. Фотограф обеспечивает качественными фотографиями средства массовой информации.

Новые профессии в журналистике

С появлением соцсетей и специальных площадок, где каждый желающий может писать, получили популярность такие специалисты, как:

  • блогер;
  • автор канала;
  • райтер.

Для того, чтобы стать блогером или автором своего канала, не обязательно заканчивать журфак. Важно — разбираться в какой-то сфере на уровне эксперта и интересно излагать информацию.

Особенности профессии журналиста

Журналист — особенная профессия. Чтобы ее освоить нужно:

  1. Много читать.
  2. Много писать.
  3. Много думать.

Также надо быть готовым:

  • к постоянному общению и взаимодействию с людьми;
  • к работе в авральном режиме, сверхурочно и в выходные дни;
  • к командировкам и постоянным поездкам по городу.

Плюсы и минусы работы в журналистике

Как и каждая профессия, журналистика имеет свои плюсы и минусы.

К положительным моментам относится:

  1. Активный образ жизни.
  2. Осведомленность в происходящих в мире событиях.
  3. Знакомства и встречи с интересными и известными людьми.
  4. Возможность побывать в разных городах и странах.
  5. Постоянное эмоциональное и интеллектуальное развитие себя как личности.
  6. Возможность стать известной публичной личностью.

Минусы:

  1. Ненормированный график. У событий и инфоповодов нет выходных, праздников и отпусков. К работе нужно быть готовым всегда — 24/7. Это сильно усложняет личную жизнь, на которую часто не остается времени.
  2. Переизбыток общения с людьми. Кем бы вы ни видели себя в журналистике, начинать практически всегда придется с должности корреспондента. А это значит, что общаться нужно будет везде и много. Если вы не готовы сутками говорить и слушать, будет трудно.
  3. Сложности личного характера. По заданию редакции или канала иногда приходится общаться с людьми, которые могут быть лично вам глубоко неприятны. Нужно быть готовым поступиться своими интересами и принципами.
  4. Некоторые журналистские специальности могут быть потенциально опасными. Это касается как корреспондентов и операторов, работающих в «горячих» точках, так и журналистов-аналитиков, ведущих собственные расследования.
  5. Трудный старт в профессии. Сюда можно отнести и сложности попадания в штат, и низкие зарплаты начинающих журналистов.

Нужно помнить, что плюсы и минусы есть в любой профессии. Важно примерить их на себя и понять, насколько лично для вас это положительный или отрицательный момент.

Востребованность

Журналистика была, есть и будет одной из самых востребованных профессий.

Это гибкая сфера деятельности, которая с легкостью подстраивается под любые изменения в мире. С развитием информационных технологий, интернета, соцсетей ее роль только растет.

Где учиться

Журналистом можно стать, окончив высшее учебное заведение по данной или смежной специальности. Смежными считаются отделения рекламы и PR.

Профессия журналиста очень популярна среди студентов, поэтому факультеты журналистики есть во многих вузах нашей страны.

Факультет журналистики МГУ

Самыми лучшими считаются:

    ; ; ; ; ; (г. Екатеринбург); (г. Красноярск); ; ; (г. Ростов-на-Дону).

Рейтинг и традиции учебного заведения, безусловно, важны. Но определяющим фактором будет ваша личная готовность стать хорошим журналистом. С таким подходом научиться профессии можно в любом вузе страны.

Будучи студентом журфака, помните, что образовательный сервис ФениксХелп поможет в трудной ситуации. Доступно, быстро и качественно.

Е.Л. Вартанова задаётся первоначально вопросом: "Кто мы?" говоря о человек, упоминая таких философов как Дж.Локк "Человек естественный", Ж.-Ж. Руссо "Человек общественный", А.Смит "Человек экономический", А.Моль "Человек социальный". Следующая стадия, по мнению Е.Л.Вартановой, подразумевает "Человека медийного".

5:00

Человек становится человеком медийным. Живущим в пространстве медиа, в виртуальных средах и очень часто озвучивающим свою жизнь через призму медиатизации, информации практи, опытов и услуг.

5:32

В России более точен термин - это система СМИ.

6:34

Традиционные медиа: содержание + каналы

- вещательные (или аудиовизуальные, или электронные) СМИ: телевидение, радио, информационные агентства (сегодня)

"Инфраструктура": производство содержания, каналов нет:

- поставщики: информационные агентства, пресс-синдикаты

- связи с общественностью

Новые медиа: каналы/платформы + содержание = среда

- цифровые телекоммуникационные сети

7:13

Первые наскальные рисунки и есть первые медиа. Однако, массовые медиа возникли посредством изобретения печатного станка Гутенберга. И производство первых относительно больших по объёму книг.

9:15

10:25

11:12

У традиционных медиа вместе шли содержание и распространения. Журналист, который писал для газеты, всегда печатался для газеты, в которой он писал.

13:59

Мы не ставим вопрос: профессионал это сделал или нет?

15:10

16:11

Технологический детерминизм. Герберт Маршалл Маклюэн высказал идею, что человечество развивается вместе с развитием каналов и технологий коммуникации. Технологии и каналы коммуникации определяют стадию развития общества.

17:15

Г.М. Маклюэн: The medium is the mEssage = информация

Но: The medium is the mAssage = смыслы

20:27

Модель коммуникации Гарольда Лассуэлла

Коммуникатор (человек/автор) - сообщение - канал - адресат - эффект

Кто сообщает - с какими намерениями - в какой ситуации - какими средствами - используя какую стратегию - оказывая влияние на какую аудиторию - с каким результатом

22:18

  1. Сырье

- "Гейткипинг"/привратничество = общественные и индивидуальные ценности + профессиональная этика + индустриальные стандарты

- Индустриальные и технологические платформы

- Доставка "По запросу"

23:27

Журналист хорош и медиа хороши тогда, когда они рассказывают о том, что происходит вокруг нас.

24:11

В момент производства совершается главная задача журналиста. Журналисты из потока информации всегда выбирают и везде какие-то новости. Принципы выбора новостей журналистам делегирует общество. Общество признаёт журналистов как людей, которые сообщают информацию. общество передаёт право выбирать нужные новости и формировать в повестку дня в соответствии с общественными и индивидуальными ценностями, профессиональной этикой и индустриальными стандартами.

26:15

Большинство СМИ - это продукт команды, которую возглавляет главный редактор. Свобода журналистов упирается в личность главного редактора.

29:36

Одну и ту же информацию можно передать самым разным образом: в печатном виде, в аудио визуальном виде, в аудио, в картинке, в движущейся картинке совсем разным образом. И здесь мы понимаем, что журналистика и медиа - это, конечно, разные технологии. Именно поэтому журналистика меняется.

30:35

Распространение на сегодня сводится к формированию бренда. Распространение на сегодня сводится к доставке информации (может быть точечной). Распространение на сегодня формирует логику по запросу.

31:59

32:35

- Медиатизация общественной и индивидуальной жизни: социальных процессов, деятельности государственных институтов, бизнеса, НКО, людей

- Нелинейность и интерактивность медиапотребления

34:22

Исходя из того, что американец в среднем проводит 11 часов в сутки с социальными сетями и всеми остальными медиа. Россияне - 9 часов. Можно точно сказать, что половина нашей жизни медиатизирована. Медиатизировано чувство нашей самореализации: сколько лайков вам поставили, сколько вас раз "расшарили" (поделились ссылкой и прочее),- столько раз вы будете считать себя счастливыми, удовлетворенными. Теперь это новая валюта современного времени - медиатизация.

Мир, в котором мы живем, насквозь пронизан медиа. Являясь «родовым», корневым понятием для целого ряда важных для современного социума характеристик и явлений (медиаграмотность, медиакультура, медиатехнологии, медиапространство и иных), само слово «медиа» до сих пор трактуется специалистами то в чрезмерно узком, то в излишне «расширительном» ключе, обладает множеством различных пониманий и истолкований. При этом феномену медиа сопутствует множество мифов и стереотипов, которые приводят к неточной его интерпретации и затрудняют профессиональный разговор о нем.

Обсудим главные из них.

Первое, чего не следует забывать, размышляя о медиа, – это то, что данный термин является множественным числом от слова «медиум» («Media – от лат. media, medium – средство, посредник»[17]). Хотя названное слово употребляется часто как синоним конкретного носителя информации или канала передачи сообщений, за понятием «медиа» «на самом деле стоит чрезвычайная сложная и разнообразная совокупность структур и видов деятельности, каждая со своим собственным способом коммуникации, своей экономикой, своими границами и своей аудиторией»[18]. Иными словами, медиа разветвлены и множественны; мы можем говорить о разных их типах, исторических моделях, сферах применения, технологических вариантах – в любом случае, речь идет о средствах коммуникации, сопутствующих человечеству на разных этапах его цивилизационного развития.

Именно так – в качестве средства коммуникации – воспринимал медиа и один из родоначальников этого термина, Г.М. Маклюэн, включавший в это понятие не только вербальные (устное, письменное, печатное слово) или визуальные послания (комикс и фотографию), но и пишущую машинку, и кинематограф, и одежду, и автомобиль[19]… Поэтому второе, на что следует обратить внимание, – само смысловое наполнение интересующего нас явления. По одному из известных определений, медиа – это «средства связи и передачи информации разных типов – от самых древних (языки жестов, дымов, барабанов, наскальных рисунков и др.) до наисовременнейших, образующих глобальные информационные супермагистрали»[20]. От древней рукописи до современной компьютерной игры, от рекламной вывески до интернет-блога – все это укладывается в понятие «медиа» и разрушает бытующий до сих пор стереотип, будто медиа – всего лишь иное название средств массовой информации. На самом же деле газеты, радио или телевидение являются лишь частным случаем медийных феноменов (к СМИ еще можно было бы приравнять понятие «mass media» – и так часто делается в отечественной традиции, – но все равно с неизбежными уточнениями), в целом же термин «медиа» охватывает куда более широкий круг процессов и явлений.

Золотое правило

Медиа не стоит путать с понятием СМИ (средства массовой информации). Журналистика в целом и ее каналы в частности (газеты, радио, телевидение) являются лишь частным случаем обширного мира медиа, включающего самые разные способы коммуникации.

С путаницей, возникающей, когда понятие медиа пытаются «зарифмовать» со сферой СМИ, связано и третье противоречие в восприятии современного медийного пространства. Едва ли не главный узел проблем, «затянувшийся» вокруг этого феномена, обусловлен противопоставлением в отдельных источниках (и зачастую в сознании аудитории) «старых» и «новых» медиа (точного определения которых, впрочем, до сих пор не существует). Подразумевая под старыми медиа средства массовой информации в классическом их понимании, к новым в такой логике причисляют прежде всего цифровые издания, сайты СМИ в сети Интернет. При этом нередко идет речь о том, что появление новых медиа поставило старые на грань выживания (например, печатным газетам многие авторитетные специалисты предрекают скорую смерть, равно как предполагается, что цифровое книгоиздание способно полностью заменить бумажную книгу). Однако такой подход, во-первых, опять-таки неоправданно сужает понятие «новые медиа» – так же, как к традиционным из них стоит относить книгу или иллюстрацию, к новым, помимо электронных СМИ, следует сегодня причислять социальные сети и блоги, мобильные приложения и компьютерные игры, электронную почту и цифровые фотографии. Во-вторых, даже отодвигаясь «на обочину» современного коммуникативного пространства, привычные нам медийные формы, как показывает жизнь, никуда не исчезают и даже не становятся маргинальными – так, располагая всеми возможностями интернет-рекламы, многие кафе по-прежнему выставляют у входа грифельные доски с написанным мелом меню (рукописная коммуникация), а современные политики не хотят отказываться от ораторских выступлений на митингах (устные медиа), имея собственные сайты в сети и пользуясь краудфандинговыми платформами. Наконец, в-третьих, как минимум дискуссионным остается само понятие «новизны», применяемое к медиа: все новые технологии в XXI в. весьма быстро устаревают; то, что казалось новым и передовым еще вчера, сегодня уже перестает пользоваться спросом. Когда речь идет об интенсивном движении и постоянном видоизменении коммуникаций, когда информационная революция развивается десятилетиями, опираясь на самые инновационные цифровые технологии хранения, обработки и передачи информации, – все «новое» очень быстро становится привычным и даже – на поверхностный взгляд – банальным. А потому приходится согласиться с Д. Мершем, заметившим, что «понятие медиа хронически открыто»[21]; и тем более это относится к эпохе информационного взрыва, в которой живет нынешнее поколение Homo sapiens.

Видимо, более корректно сегодня вести разговор не о «старых» и «новых» медиа (тем более, пытаясь приравнять их к классическим и цифровым СМИ), а о различных классах медийных систем. Исследователи говорят о следующих возможных уровнях бытования медиа как средств коммуникации:

• первый уровень включает непосредственные средства коммуникации, которыми человек может пользоваться и которыми он наделен от природы или в процессе социализации. Сюда можно включить речь, письменность, изобразительное искусство, музыку и т. д. – словом, все то, что требует непосредственного присутствия человека;

• медиа второго уровня предполагают использование некоего технического «медиума», воспроизводимого для большого количества людей. Именно сюда принято включать телевидение, печать (в том числе книгопечатание в самых ранних формах), кинематограф и т. д.;

• медиа третьего уровня представляют собой различные мультимедийные формы, которые при помощи цифрового воспроизведения объединяют медиа первого уровня с медиа второго уровня[22].

Нас, конечно, больше всего интересует последняя группа – мультимедиа, само обозначение которой означает в прямом переводе одновременное сочетание множественных способов коммуникации в одном сообщении. Напомним, что сами по себе исторически сложившиеся формы коммуникационного взаимодействия между людьми достаточно разнообразны: если на первых этапах существования цивилизации, в первобытном обществе, преобладали невербальные (жесты, мимика, пластика, наскальные изображения) и паравербальные (звукоподражание) формы общения, то с течением времени к ним добавились вербальные способы (связная речь), музыка (которая изначально была тоже носителем информации), письменность (от пиктографии до алфавитного письма) и т. д. Возникновение языка считают первой коммуникационной революцией (т. е. качественным скачком в изменении способов производства, передачи и потребления информации), рождение письменности – второй; изобретение печатного станка И. Гуттенбергом – третьей. Развитие электрических и электронных коммуникаций (визуальных, аудиальных, аудиовизуальных), появление телеграфа, фонографа, радио, телевидения, компьютерной связи многие исследователи считают четвертой коммуникационной революцией. Именно после возникновения компьютерных технологий термин «мультимедиа» стал появляться в энциклопедиях; по мнению В. Ингенблека, он означал совокупность средств, необходимых для обработки и представления аудитории видео-, аудио- и печатной информации[23]. Считается, что впервые этот термин был использован в 60-е годы XX в. для обозначения шоу, включавшего элементы кинематографа, слайд-шоу, музыки и светового оформления, – это и было поистине мультимедийное представление, интегрировавшее в одном произведении самые разные способы передачи информации и использовавшее целый комплекс методов воздействия на аудиторию.

Однако наиболее активно, конечно, говорить о мультимедиа начали только в последние десятилетия, с прогрессом цифровых технологий, компьютерных носителей и сети Интернет. Например, Тай Вон определяет это явление так: «Мультимедиа – это любая комбинация текста, изображения, звука, анимации и видео, предоставленная вам с помощью компьютера или иного электронного или цифрового устройства. Такая комбинация способна доставить вам богатые ощущения. Когда вы соединяете вместе чувственные элементы мультимедиа – ослепительные картинки и анимацию, впечатляющую музыку, видеоклипы, текстовую информацию, – вы буквально электрифицируете мысли людей и действующие центры их мозга»[24].

Конечно, возможности мультимедиа довольно быстро переросли рамки узкоспециализированной компьютерной технологии – они стали основой для нового рынка цифровых культур (например, электронной книги), развития художественного творчества (мультимедийные праздники, выставки и т. д.), создания нетрадиционных форм рекламных, пропагандистских, коммуникационных технологий и в целом – для возникновения новых форматов потребления, производства, культуры.

Однако особенно важно для нас, что развитие мультимедиа радикальным образом изменило журналистику – как саму профессию, так и индустрию в целом. Появилось понятие мультимедийной журналистики, особенностям которой и посвящен этот учебник.

Заметим сразу, что в терминах, отражающих появление принципиальных изменений в работе современных редакций, существует определенная путаница. Помимо мультимедийной, говорят также о конвергентной журналистике, цифровой журналистике, интернет-журналистике и т. д. Синонимичное использование этих понятий не всегда корректно; каждое из них акцентирует внимание на особых качествах и свойствах, на новых форматах журналистского труда. Мы будем придерживаться термина «мультимедийная журналистика» как наиболее точно отражающего взаимосвязь изменений в профессии со становлением нового, мультимедийного этапа в развитии медиаиндустрии и с развитием новых технологий.

Итак, что же такое мультимедийная журналистика?

М. Дезе в статье «Что такое мультимедийная журналистика?», не давая точного и однозначного определения понятия, считает, что возможно подойти к его истолкованию с двух сторон. Мультимедиа в журналистике – это: 1) предоставление пакета новостей на сайте с использованием двух или более медиаформатов, таких как написанное и звучащее слово, музыка, движущаяся и статичная картинка, графика, элементы гипертекста (но не ограничиваясь ими); и 2) предоставление пакета новостей через различные платформы: интернет-платформу, мобильные медиа, SMS, MMS, радио, ТВ, принт[27]. Заметим, что для этого автора принципиальным является сохранение новостного характера мультимедийной журналистики, а также акцент на ее сущность – рассказывание историй, новостной сторителлинг – в статье он употребляет понятие не просто «news», a «news story». Важно также, что М. Дезе в дальнейшем рассматривает интересующие нас изменения в журналистской деятельности с точки зрения «мультимедийной логики» и сразу в нескольких ракурсах: институциональные особенности структурирования новой медийной среды, взаимодействие технологических и организационных атрибутов мультимедийной журналистики, культурные компетенции потребителей и производителей новостей в наши дни[28].

С самого начала осмысления специфики журналистики в мультимедийной среде ее исследователи обращали внимание на то, что она – нечто большее, нежели просто механическое перенесение журналистского труда в цифровую среду, простое сопряжение традиционных функций с новыми технологиями. П. Дальгрен формулирует это так: «Мультимедийная кибержурналистика, очевидно, нечто большее, нежели телевизионные новости на экране компьютера: это слияние, конвергенция нескольких традиционных видов медиа, а следовательно, – новый, исторический шаг в развитии журналистики»[29].

Об этом же говорят и практики мультимедийного журналистского дела: «Мультимедийная журналистика – это определенный способ представления журналистских материалов. Она не равна газетному тексту, в который на сайте врезали телевизионный сюжет <…>. Это – другой способ подачи информации, другой способ творческого мышления. Как телевизионщик отличается повышенной чувствительностью к хорошему кадру и движению, как радийщик улавливает “правильные” звуки и полутона интершума, как “текстовик” владеет печатным словом, так мультимедийщик отличается умением комбинировать <…>, мультимедийно думать»[30].

Золотое правило

Мультимедийная журналистика – не просто механическое перенесение «старых», традиционных журналистских инструментов и технологий в новую цифровую среду; это способ рассказывать о событиях и новостях по-новому, не только объединяя возможности различных медиа, но используя преимущества каждого из них.

Многие исследователи считают, что своим возникновением и бурным развитием мультимедийная журналистика обязана двум основным факторам. С одной стороны, это появление новых технологий и платформ, которые позволили журналистам сочетать сразу несколько форматов подачи в «теле» одной новости, а с другой – изменение пользовательского поведения, рождение нового типа потребителя информации, который, в условиях постоянных информационных перегрузок, делает выбор в пользу интерактивных СМИ, позволяющих не только сэкономить время, но и обеспечить индивидуальный подбор повестки дня.

Так что же именно принципиально изменилось в журналистской деятельности с внедрением в нее мультимедийных технологий? Как можно описать новые условия существования профессии?

1. Журналистика окончательно перестала быть «текстоцентричной». Доминировавший в профессии долгие столетия вербальный письменный или устный текст начал уступать позиции звуку, картинке, музыке, анимации. «Для нашей российской журналистики это шок, особенно для наших старших коллег, – во многом справедливо утверждает А. Мирошниченко. – Когда им говоришь, что “текст уже не имеет прежнего значения”, они зачастую не понимают: как. Они живут в парадигме, где заботились о “золотых перьях”, где обсуждали авторский стиль»[31]. Современные же технологии подачи смысла в форматах, например, инфографики, таймлайна («ленты времени») или мэппинга (интерактивной карты событий) смещают понятие «журналистского текста» в иную семиотическую плоскость, отказываясь от вербальной доминанты сообщения.

2. Журналистика становится все более интерактивной. Строго говоря, и прежде в средствах массовой информации существовала обратная связь с аудиторией – в газетах наличествовали рубрики «Отклики читателей» или «Письмо позвало в дорогу», а на телевидении и радио процветала опция «Звонок в студию». Однако только в наши дни прямая, постоянная и взаимонаправленная коммуникация журналистов и потребителей информации стала отличительным признаком повседневного функционирования массмедиа. Активность пользователя проявляется не только в том, что он вправе сам выбирать – как, в каком объеме и порядке ему знакомиться с мультимедийным материалом (прочитать только текст, загрузить видео, пролистать фото и т. д.), но и в том, что с помощью лайков и репостов он в состоянии выказывать отношение к сообщению, участвовать в сиюминутном его обсуждении и т. д. В интернет-СМИ «в более выпуклой форме проявляются функции <…> форума и канала социального участия, <…> расширяется и облегчается обратная связь с аудиторией, получающей больше прав контролировать содержание – вплоть до массового участия в его создании»[32].

Более того, язык мультимедийной журналистики таков, что «без вмешательства пользователя информация остается неполной (только пользователь может своими действиями вывести на экран и потребить интегральную версию информации)»[33]. То есть потребитель в некотором смысле становится и соавтором, соредактором текста.

3. Журналистика мало-помалу «теряет» интерес к такому качеству информации, как эксклюзивность; развитие современных технологий привело к тому, что «эксклюзивной» новость остается считанные минуты – она мгновенно разносится по сети. Более важной становится ее «упаковка», подача, искусство донесения до аудитории, внимание которой нужно удержать во что бы то ни стало. Именно поэтому все большую роль начинает играть мультимедийный сторителлинг – искусство рассказывания историй. При этом в мультимедийной журналистике не теряют своей актуальности (а становятся даже более значимыми) такие качества информации, как надежность ее источника, точность изложения, беспристрастность. В то же время этические нормы традиционной журналистики начинают обновляться и «дополняться» в мультимедийной среде; новые медиа дают основания говорить о «новой этике» журналистской профессии.

4. Зримым образом расширяется «палитра» журналистских специализаций и «подпрофессий». Появилось понятие «универсального журналиста» – человека с мультимедийным рюкзаком, владеющим и словом, и искусством фото- и видеосъемки, и умением работать со звуком, и знанием технологий монтажа, и навыками интерактивного общения с аудиторией (что не отменяет потребности в профессионалах «одного типа медиа», успешно работающих только с одним форматом подачи сообщения). При этом мультимедийная журналистика остается командной работой; там необходимы медиапродюсеры и мультимедийные редакторы, медиаменеджеры и медиадизайнеры, специалисты по планированию работы конвергентной редакции, редакторы-агрегаторы, модераторы сетевых сообществ и т. д.

Заметим при всем сказанном, что в современной журналистике нередко мирно уживаются рядом, на первый взгляд, противоположные тренды и тенденции. Так, авторы проекта «Эксперт Online» выделяют семь подобных трендов, называя среди них одновременное сосуществование «клипового формата» и большой истории, «мультимедиатизации» и традиционализма, «новости для всех» и альтернативного взгляда, ин-фотейнмента и реальной политики, фальсификаторов и разоблачителей и т. д.[35]

Мы очень кратко рассмотрели современные особенности мультимедийной журналистики, ее глоссарий, особенности и связанные с ней трансформации профессиональной деятельности. Так обстоит дело сегодня. А с чего все начиналось?

Мультимедийная журналистика — сравнительно новое явление для современной медиа-сферы. Чтобы разобраться в этом понятии, нужно определить, что же лежит в основе.

Понятие и определение

Как известно, информация и медиа не могут существовать друг без друга. Это вполне логично, ведь информация не может доставляться до адресата без каналов коммуникации, в качестве которых и выступают медиа. В свою очередь и коммуникационные каналы теряют своё назначение без транслирующегося по ним предмета. Следовательно, эти понятия не разделимы.

Итак, мы понимаем, что в основе термина лежит тесная взаимосвязь, из которой и вытекает определение. Мультимедийная журналистика — это направление современной журналистики, которое подразумевает под собой распространение информации по двум и более каналам коммуникации или же по одному каналу Интернет, но с использованием разных форматов подачи материала.

Виды и типы

мультимедийная журналистика

По типу восприятия информации всю мультимедийную журналистику можно разделить на три группы: иллюстративные, аудиальные и видеожанры. Каждый тип включается в себя различные виды.

Так, например, к иллюстративным жанрам можно отнести:

  • Статичная иллюстрация
  • Фотолента и фоторепортаж (инфомолекулы подобного вида могут быть как самодостаточным материалом, так и сопроводительным для текста)
  • графика, рисунок, карикатура (в отличие от классических СМИ, в мультимедийных такой вид обретает свойство анимированности, то есть в него можно вложить звук и движение)
  • Инфографика (комбинация слов и иллюстраций)

В ряду аудиальных жанров можно выделить четыре вида:

  1. Подкаст ( цифровая запись радио- или телепрограммы, которую можно скачать в интернете)
  2. Аудиоиллюстрация( фрагмент аудиозаписи, относящийся к конкретному фрагменту текста)
  3. Аудиоверсия текста
  4. Аудиосюжет (производная от радиосюжета)

Видеожанры включают в себя такие виды:

  • Видеоиллюстрация (выполняет аналогичные функции, что и фотоиллюстрация)
  • Видеосюжет (законченное сообщение, которое может быть как самостоятельным материалом, так и частью более масштабного)
  • Потоковое видео или прямой эфир
  • Интерактивный видеомост (интервью в прямом эфире)

Основные черты

Мультимедийная журналистика, как и классическая, имеет характерные черты, отличающие её от других направлений:

  1. Цифровая форма обработки и хранения информации;
  2. Наличие гипертекста;
  3. Интерактивность;
  4. Содержит в себе различные виды информации;
  5. Различные виды и способы коммуникации работают на основе новейших технологий;
  6. Интернет — ведущий канал передачи информации.

современное медиапространство

Безусловно, некоторые черты можно отнести и к иным направлениям журналистики, ведь по сути классические печатные издания обрабатывают и, как следствие, хранят варианты готовых к печати изданий на том же компьютере. Однако мы не рассматриваем каждую черту по отдельности, ведь только в комплексе они составляют реальный и полноценный образ «новых медиа».

Специфику и тонкости создания мультимедийных объектов уже рассмотрели теоретики и практики.

Особенности

С появлением нового направления изменилась и вся журналистика в целом. Даже сама профессия «журналист» приобрела иные характеристики. В современном ритме настоящий профессионал в сфере СМИ приобрел характеристику «универсальный». Иными словами, особенности мультимедийной журналистики принудили профессионала к освоению новых инструментов для добычи и создания информационного продукта. Теперь журналист считается востребованным, если он может выполнять несколько ролей: снимать, писать, монтировать, фотографировать и другое.

Еще одна особенность мультимедийной журналистики — необходимость подстраивать материал под требования интернет-аудитории. Любой материал в первую очередь оценивается с точки зрения его онлайн-потенциала. Чтобы определить его самостоятельно, почитайте о новых критериях оценки Интернет-СМИ.

Плюсы и минусы

универсальный журналист
Итак, мультимедийная журналистика — это серьезный шаг вперед в развитии сферы медиа. Она позволяет наиболее оперативно, четко, емко и доступно доставлять информацию до аудитории. Кроме того, она обеспечивает качественную обратную связь. Но нельзя забывать и о минусах. С появлением «новых медиа» у большинства редакций возникли вопросы по поводу мотивации сотрудников. По сути в современной реальности журналист оказался в невыгодном положении. Он должен выполнять больше ролей, но при этом получать те же деньги.

Нельзя дать точную оценку мультимедийной журналистике, но свою лепту в процесс упрощения информационной коммуникации она внесла.

Читайте также: