Какие профессии относятся к типу человек техника

Опубликовано: 02.10.2024

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам. И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны, опасны. Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, трудовым заданием), но и способы работы.

Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

Подтипы профессий типа «Человек – Техника»

Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород:

Проходчик, машинист бульдозера, техник геофизик, инженер по опробованию и испытанию скважин

Сборщик верха обуви, столяр, плотник, оптик, ткач, прессовщик изделий из пластмассы

Горновой, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, оператор станков с программным управлением, сборщик-достройщик судовой.

Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств:

Слесарь-ремонтник, осмотрщик-ремонтник вагонов, механик.

Профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, сооружений, конструкций:

Каменщик, электросварщик, строитель, архитектор, слесарь-судоремонтник, арматурщик

Электромонтажник, сборщик электронных часов, техник по производству вычислительных машин, сборщик микросхем, монтажник-вакуумщик

Радиомеханик, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, инженер радиосвязи, техник-электрик, часовщик.

Водитель, пилот, техник водолазного дела, машинист тепловоза, судоводитель, инженер по транспорту, багермейстер.

Профессии, связанные с переработкой продуктов сельского хозяйства:

Маслодел, повар, кондитер, пекарь, техник-технолог по мясным продуктам.


Итак вы определили тип профессии, который подходит вам, а теперь определим к какому классу относится ваша будущая профессия.
Для того, чтобы пройти тест жми на картинку.


К типу профессий человек-техника относятся те, в которых люди работают с техническими устройствами и приспособлениями. Весь рабочий процесс завязан на взаимодействии с различными механизмами, конструкциями и машинными объектами.

Особенности профессий

Как и другие группы, категория «человек — техника» делится на два класса: исполнительские и творческие профессии. Исполнительские предполагают строгое соблюдение правил и инструкций, работу по заданному образцу. Например, фрезеровщик, слесарь-ремонтник, машинист, строитель, сварщик. К творческим профессиям этого типа относят те, деятельность которых основана на исследовании, проектировании, анализе и необходимости принимать нестандартные решения. В пример можно привести инженеров, конструкторов, робототехников.

Независимо от классификации, все профессии данного типа ориентированы на улучшение и облегчение человеческой жизнедеятельности с помощью технических устройств.

Человек-техника

Профессиональные и личные качества

Все профессии требуют определенного набора качеств и навыков, которыми должен обладать хороший работник. Для типа «человек — техника» они следующие:

Профессиональные:

  • Конструкторское мышление. Необходимо для понимания устройства того или иного механизма. Будь это изобретение нового приспособления или работа с уже имеющейся техникой — важно знать, как взаимосвязаны элементы конструкции.
  • Изобретательность. Жизнь не стоит на месте, требуется постоянное обновление технических средств. Без изобретательности невозможно развитие любой области человеческой жизни.
  • Исполнительность, дисциплина. Если работа предполагает задействование целой группы людей, значит, для лучшего конечного результата каждый участник рабочего процесса должен выполнить свои обязанности.
  • Определенность, точность действий. В таких профессиях очень важно следовать четкому плану, ведь работа с техникой — дело ответственное и порой опасное.

Личные качества, которые помогут добиться успеха в этой сфере:

  • точное восприятие;
  • координация движений;
  • развитое воображение;
  • способность переключать мышление;
  • наблюдательность и логическое мышление;
  • аккуратность;
  • развитая моторика рук;
  • хорошая память и высокая концентрация внимания.

Профессиональные и личные качества

Основные трудовые функции типа «человек — техника»

Тип «человек — техника» включает в себя множество профессий, иногда даже совсем не похожих друг на друга. Нельзя выделить только одну трудовую функцию группы, ведь в ней существует несколько более узких специальностей различной направленности. Рассмотрим эти подтипы и приведем примеры:

  1. Монтаж, ремонт зданий, сооружений и различных конструкций: электросварщик, арматурщик, каменщик, строитель.
  2. Починка и сборка электроприборов и аппаратов: монтажник-вакуумщик, электромонтажник, сборщик микросхем.
  3. Ремонт и обслуживание электрооборудования: инженер радиосвязи, радиомеханик, техник-электрик.
  4. Управление транспортными средствами: пилот, машинист, водитель, судоводитель.
  5. Обслуживание механического оборудования и установок: слесарь-ремонтник, механик.
  6. Производство и обработка металлов: токарь, фрезеровщик, шлифовщик.
  7. Обработка и добыча горных пород: техник-геофизик, проходчик.

Техническое оборудование используется во всех отраслях деятельности, из чего и следует такое разнообразие профессий.

Основные трудовые функции

Профессии для мужчин

Рассмотрим наиболее популярные:

  • водители, машинисты, летчики;
  • специалисты по ремонту транспортных средств;
  • изготовление бытовой и компьютерной техники;
  • специалисты по добыче;
  • обработка неметаллических материалов;
  • работа подъемных механизмов.

Профессии для девушек

В наши дни грань между «мужскими» и «женскими» специальностями постепенно стирается. Среди инженеров, механиков и строителей можно встретить немало девушек. Однако в таких направлениях как производство продуктов питания или пошив одежды больше заинтересованы лица женского пола.

Профессии для девушек

Чтобы стать хорошим специалистом в той или иной сфере, необходимо приложить массу усилий и постоянно развиваться. А если вам понадобиться помощь в учебе, смело обращайтесь к Феникс.Хелп.

В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его прежде всего со стороны того, насколько наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой. Космос видится как то, освоение чего невозможно, например, без электроэнергии. Околоземная орбита может видеться как не­что, что неплохо бы оснастить вертикальным транспортом — лиф­том. Планета Земля — как источник тепла, энергии. Более деталь­ные представления здесь, например, такого рода: поверхность зем­ли (леса, пустыни, горы, моря) — это места для прокладки кабе­лей, возведения сооружений, площади, занятые производствен­ными и жилыми корпусами, где есть тепло и электросети, внут­ренний транспорт, оборудование.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, как реализованные полезные веществен­ные придумки, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека в реализации многих его функций (в приложении физических усилий, в быстроте, точности, ловко­сти, неутомимости не только физических, но и умственных дей­ствий).

Цивилизация, культура, история человечества — это здесь преж­де всего достижения научно-технической революции, создание придумок указанного рода. Например, электродвигателей, радио, персональных компьютеров. Страны и континенты, местности на Земле — это как бы недетализированные зоны, точки, между которыми пролегают линии связи, электропередачи, газопроводов, теплотрассы и т. п. Зато представления о самих технических объектах детализирова­ны. Тут и жилы кабеля, и строгая логика работы механизмов, и грозоразрядники, и следы коррозии на контактах, и незначитель­ные повреждения изоляции, которые важно замечать, и пр.

Условия существования и развития человека (для профессио­налов рассматриваемого типа) — это здания, сооружения, транс­портные средства, технические средства связи, обеспеченность теплом и электроэнергией. Больницы, учебные заведения, жилые дома видятся как объекты, где нужно обеспечить тепло, свет, энерговооруженность, вертикальный транспорт и пр.

Деятельность человечества, людей видится следующим обра­зом: это, прежде всего, научно-технические расчеты, автомати­зация технологий производства, создание грандиозных сооруже­ний и миниатюризация оборудования, ориентация на мирное при­менение новейших достижений техники.

Примеры типичных профессиональных «гештальтов»: физиче­ские процессы, химические процессы, могучая техника, микро­миниатюрная техника, трассы; параметры; величины; перетоки мощности (в электрических цепях); большой цифровой материал; версии возможных причин неисправностей техники; места неис­правностей; показания приборов; цвета в желто-оранжевом спек­тре, которые важно различать; звуки работающей машины; пере­грев или подгорание изоляции электрических цепей; местополо­жение частей в машине; принципы действия технических уст­ройств; незначительные на вид изменения в элементах линий элек­тропередач (могут быть решающе важными); эксплуатационные режимы работы устройств, машин; логика электрических соеди­нений; признаки возможной неисправности, а не только призна­ки уже происшедшей поломки устройства; то, что может про­изойти с техникой (надо знать); поведение каждого металла (на­пример, в процессе напыления); качества припоев; узлы маши­ны, которые постоянно выходят из строя (о них важно помнить); машины имеют каждая свой характер (и это важно учитывать).

Представители профессий этого типа производят (участвуют в производстве) вещественные продукты труда, виды, формы энер­гии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности, многие условия и предметы искусственной среды обитания людей, средства их существования и развития. Они, в частности, создают, поддерживают в рабочем состоянии маши­ны, механизмы, приборы, обрабатывают разнообразные матери­алы. Этот тип профессий самый многочисленный и по видимым эффектам деятельности, возможно, самый впечатляющий в том смысле, что нельзя не заметить огромных сооружений, машин, транспортных средств, а также и омертвевших рек, водоемов и целых регионов, где просто невозможно стало жить. Внешне эф­фектная сторона труда в профессиях данного типа легко заслоня­ет внутреннее содержание деятельности, сознания работающего человека, а это и есть предмет нашего рассмотрения.

Исполнительно-двигательная активность работника наиболее впечатляет в профессиях ручного труда, которые не следует обес­ценивать. Даже при самом высоком уровне развития техники ее нужно будет монтировать, собирать, налаживать, регулировать, ремонтировать, демонтировать, а это значит — «прилагать руки». Прежде чем появится замысловатое изделие, отштампованное из пластмассы, кто-то делает с помощью ручных и механизирован­ных инструментов элементы пресс-формы и т.д. Так что нельзя себе представлять дело так, что благо состоит в изживании ручно­го труда и поголовном распространении «кнопконажимательства». Энергетические (силовые) нагрузки с человека постепенно сни­маются за счет придумывания разного рода средств механизации, но ручное искусство как таковое - ценность вечная. Оно всегда отличало и отличает человека от животного.

Обратимся теперь к незримой, незаметной для стороннего на­блюдателя познавательной составляющей в профессиях данного типа. Нелегко найти какую-либо воспринимающую систему у че­ловека, которая бы не понадобилась в той или иной профессии данного типа. В одних случаях требуется тонкое зрительное разли­чение свойств материала или обстановки труда (сборщики элект­ронных приборов, ткачихи). В других — надо на слух оценивать работу оборудования (мастер-диагност сельскохозяйственной тех­ники и др.). В третьих — обоняние и вкус ориентируют человека в самых главных обстоятельствах труда (технология приготовления продуктов питания). Тонкие мышечные ощущения и точная дози­ровка усилий, прилагаемых к инструменту, обусловливают успех во многих видах сборки, наладки точных приборов. Органы рав­новесия, о которых мало кто вспоминает, важную роль играют при работе на высоте при ограниченной площади опоры (мон­тажник стальных и железобетонных конструкций в строительстве и др.).

Распространено неверное представление о том, что некоторые виды труда являются «сенсомоторными» (человек-де чувствует нечто и в ответ на это самопроизвольно реагирует движением). Это не так. В любом, казалось бы, самом простом виде ручного, машинно-ручного или высокоавтоматизированного труда обяза­тельно возникают варианты ситуаций, требующие анализа, уси­лия мысли, принятия решений. Нужно уметь разбираться в чертежах и схемах. Хорошо, если человек читает их, что называется, «с листа»: быстро понимает и целое, и детали, и суть, и форму.

Важно ясно мысленно представлять не только устройство и статическое состояние механизма, прибора, машины, но и про­цессы рабочего взаимодействия, движения их составляющих. Важно уметь строить версии о возможных причинах неполадок технических систем и мысленно проигрывать варианты поиска, выделяя наиболее вероятный. Проектирование техники требует хорошо развитого пространственного воображения, памяти на чис­ловые параметры разного рода.

Профессионал должен иметь широкий кругозор в области ес­тественных науки, прежде всего в физике, химии, математике и сопряженных с ними областях научно-технического знания. Осо­бенно изощренная осведомленность требуется в области свойств предметов труда, условий и средств их преобразования. Важно досконально знать устройство и функции применяемых приборов, машин, инструментов. Приходится помнить много строгих пра­вил и количественных показателей, относящихся к режимам ра­боты техники, ее эксплуатации, условиям безопасного труда.

Среди требований к качеству исполнительно-двигательных про­явлений укажем точность и быстроту движений, хорошую коор­динацию и обдуманность действий, наличие многообразных дви­гательных навыков, ручную умелость. Самое главное в области познавательных процессов — это повышенные требования к вниманию, его сосредоточению, распределению, переключению. Как правило, высоки требования к зрению, линейному и объемному глазомеру, слуху, обонянию, осязанию, мышечной чувствительности. Разумеется, здесь сказывается известный эгоцентризм здорового человека — производственная среда в большинстве случаев спроектирована и построена так, что ориентирована на зрячего и слышащего, хотя, как известно, можно спроектировать, например, пульт управления и для незрячего оператора и т.д. Эти важные вопросы мы здесь оставляем в стороне — они требуют отдельного обсуждения.

Высоки требования к самым разным формам и видам памяти, мышления. Особенно часто требуется хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве. Важно хорошее понимание принципов работы, функционирования машин, механизмов, электрических, электронных схем, устройств. Ценится способность принимать оптимальные решения в короткие сроки. Требуется эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство (а не просто понимание) ответственности, поскольку человек на рабочем месте часто располагает очень могучими техническими «джиннами-исполни­телями, в результате цена ошибки или безответственности очень возрастает.Важны деловитость, способность самостоятельно работать при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность и добросовест­ность.

Работники любят технику, в частности, за то, что она несет какое-то добро людям — свет, тепло, облегчает жизнеобеспече­ние и т.д. Некоторые имеют склонность именно к кропотливой ручной работе, некоторые — к управлению могучей техникой, некоторых влечет работа в необычных условиях — на высоте, под водой и т.д. Иному очень интересно разбираться в строгой логике работы механизмов, машин, другой находит удовольствие в ин­теллектуальных усилиях при мысленном поиске неисправностей оборудования.

Техника — дело рукотворное. Здесь есть много возможностей проявить находчивость, интеллектуальную инициативу, новатор­ский подход к делу, изобретательский талант.При работе с техникой требуется дисциплинированность, пре­дельная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию своих знании, умений.Техника не прощает легкомысленного обращения с собой: либо она выходит из строя, либо может пострадать и сам человек (это наиболее очевидно, например, при работе с электрическим то­ком, на высоте, при управлении транспортными средствами, ра­боте на металлорежущем оборудовании и др.). В некоторых видах труда не найдут удовлетворения люди подвижные, живые, нетер­пеливые, очень нуждающиеся в постоянном общении (например, в таких кропотливых работах фактически в одиночку, хотя и ря­дом с другими, как монтаж электровакуумных приборов, сборка электронных приборов, микросхем).

Во многих профессиях рассматриваемого типа противопоказа­ниями являются нарушения опорно-мышечного аппарата (рук, ног, позвоночника, мышц), не говоря уже о нарушениях органов чувств. Иногда требуется немалая физическая выносливость, и соответствующие профессии противопоказаны для женщин. В каж­дом случае надо справляться об этом (у врача, в отделе кадров предприятия).

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какому типу и по какому критерию она относится. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия вам подходит, а какая нет.

Базовая классификация профессий

Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации и соответствующие им типы профессий.

Предмет труда

Условия труда

На открытом воздухе.

С повышенной моральной ответственностью

Средства труда

Цели труда



1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить профессию к одному из пяти типов, такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию, может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

«ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа "человек-природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определенный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

С другой стороны, при выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

«ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:

    • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
    • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
    • профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
    • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
    • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
    • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
    • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
    • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
    • профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

«ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

    • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
    • профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
    • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
    • профессии, связанные с информационным обслуживанием;
    • профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
    • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

    • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
    • потребность в общении,
    • способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
    • умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
    • умение находить общий язык с разными людьми.



«ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ»

Здесь главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинист, программист и др.

Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:

    • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
    • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
    • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

«ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа "человек - художественный образ" включают:

    • профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
    • профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
    • профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
    • профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа "человек - художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий:

    • Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).
    • Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).
    • Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).
    • Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор).

3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела:

    • Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
    • Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).
    • Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов(сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
    • Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).

4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий:

    Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
    Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной).
    Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник-оформитель).

Пример формулы профессии: Юрист

Предмет труда: ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), . Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации).
Условия труда: С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), . бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе).
Средства труда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика). иногда - автоматизированные (компьютер).
Цели труда: ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать), . Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).

Конечно, ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов - вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения вами тех или иных средств труда, предмета - в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий - задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда ваш выбор профессии будет действительно осознанным - вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера - за необычные условия, а физика-теоретика - за изыскательские цели).

Общие психологические требования профессии этого типа к человеку:

С начала ХХ века, по мере нарастания масштабов эксплуатации автотранспорта, потребовались специалисты по поддержанию работоспособности автомобилей и обслуживанию различных технический узлов и систем. Уже к середине прошлого века профессия вошла в число самых распространенных (вот один из примеров появления новой профессии в течение нескольких десятков лет).

Количество и разнообразие автотранспорта в наши дни в России продолжает стремительно возрастать. Крылатое изречение о том, что автомобиль отныне не является роскошью, а всего лишь средство передвижения, приобретает реальные подтверждения (хотя все зависит от класса и марки авто).

В свете данных тенденций повальной автомобилизации, одной из наиболее перспективных профессий с точки зрения обретения стабильного дохода становится специальность автомеханика.

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:

Близкие по содержанию профессии:

К профессиональным рискам относятся опасность травм и переломов конечностей, травм органов зрения, порезы и ушибы, а также травмы в связи с поднятием тяжестей. Кроме того отрицательно влияют на здоровье шум, вибрация, а также выхлопные газы.

По медицинским показаниям профессия не рекомендуется гражданам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, с пониженным зрением, нарушениями слуха, а при аллергии на некоторые химикаты.

В. Беистов

В начале данного материала, рассказывающего о такой профессии, как инженер, приведем несколько фактов из истории появления и развития данного вида профессиональной деятельности.

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:

Близкие по содержанию профессии: as

Среди основных видов деятельности инженера разработка планов проведения технических работ, формирование технических заданий и технических отчетов, проектирование различных механизмов и систем, контроль за их изготовлением, расчет необходимых параметров и величин, настройка и регулировка сложной аппаратуры, участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов, оформление научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и многое другое.

Специалисты инженерного дела трудятся сегодня в самых разных сферах промышленности, строительства, сельского хозяйства, а также в научно-исследовательских и образовательных учреждениях.

В. Беистов

Инженерное направление подразделяется на несколько отдельных профессий, в зависимости от квалификации специалиста. Среди них выделяется профессия инженера по автоматизации оборудования и механизации производств разной сложности.

В век автоматизации и механизации актуальным становится техническое профобразование. Представители профессии Инженера по автоматизации и механизации производственных процессов являются достаточно востребованными на рынке труда.

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:

Близкие по содержанию профессии:

Профессиональная деятельность должна проходить в соответствии с правилами эксплуатации механизмов, инженер должен знать технологию производства продукции предприятия, требования разработок и патентных исследований. С этими знаниями инженер подготавливает и оформляет техническую документацию.

Ключевым элементом в процессе автоматизации оборудования является микроконтроллер, этот своеобразный “мини-ПК” устанавливается на станки, краны, конвейерные линии с целью автоматической их работы. Марок и моделей микроконтроллеров представлено десятки.

В. Беистов

Сегодня почти ни один житель развитых стран не мыслит и дня без электричества из-за обилия окружающих его технических устройств, искусственного освещения и т. д. Соответственно, и специалисты-электрики востребованы рынком труда.

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:

Близкие по содержанию профессии:

А. Мартин

Читайте также: