Киберспорт плюсы и минусы профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Киберспорт – профессия-хобби. Это значит, что всё начинается с увлечения какой-то онлайн-игрой, и лишь когда игрок достигает в ней заметных высот, спорт становится профессией.

Киберспорт – один из популярнейших видов спорта в мире. Но это спорт-парадокс. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

С одной стороны, в нём действуют главные принципы любого спорта: чётко следуй правилам, и пусть победит сильнейший. А с другой, – чтобы победить, киберспортсмен не нуждается в особых физических способностях. Скорость реакции, стратегическое мышление, азарт – всё это спортсмен с приставкой "кибер-" реализует с помощью компьютера, подключённого к Интернету.

Особенности профессии

В этом спорте могут проявить себя те, кто ни при каких обстоятельствах не победил бы в беге, плавании или даже гольфе. Больше того, это, видимо, единственный вид спорта, где не имеет значения гендерная принадлежность: хрупкая девушка может сразиться с любым монстром, примерив на себя образ непобедимого рыцаря.

На первый взгляд, кибернетика и спорт – вещи совершенно несочетаемые. Но человек так устроен, что ему тесно в утилитарных рамках – помимо пользы всегда хочется ещё чего-то, необязательного и легкомысленного. Поэтому вершина современного прагматизма – вычислительная техника – стала основой для компьютерных игр. Однако и простое развлечение тоже не имеет особого смысла, если в нём нет места достижениям и состязательности. В результате компьютерные игрушки очень скоро превратились в площадку для спортивных баталий.

Как можно догадаться, онлайн-игры появились, когда появился и начал стремительно развиваться интернет. Считается, что всё началось с сетевой игры Doom, действовавшей в локальной вычислительной сети. А первая лига киберспортсменов появилась в США в 1997 г. благодаря популярной игре Quake. Однако самой популярной сетевой игрой, превратившей киберспорт в явление мирового порядка, знатоки считают Counter-strike.

Современные сетевые видеоигры делятся на командные и одиночные. В командные игры играют те, для кого важно чувствовать себя частью команды. Командные игроки считают, что в случае победы торжество не уменьшается, дробясь на всех членов команды, а наоборот, умножается. Одиночные игры выбирают честолюбивые игроки, которым хочется самостоятельно отвечать за свои триумфы и провалы. Они полагают, что ничто не сравнится с чувством личной победы, если ты одержал её в трудном поединке.

Как правило, у каждого киберигрока есть своя любимая игра, в которую он бывает погружён годами. Заядлый сетевой игрок не переключается на другие игры. Все обновления, которые ему интересны, касаются только его любимой игры: изменения, новые карты, патчи и т.п.

Киберспортсмены участвуют в турнирах, которые проводятся через Интернет (онлайн-соревнования) или в компьютерных клубах (оффлайн-, LAN-турниры). Онлайн-соревнования хороши тем, что игрок может участвовать, не выходя из дома, причем в нескольких соревнованиях одновременно.

LAN-турниры (от Local Area Network, т.е. локальная сеть) позволяют создать равные условия для всех участников. А во-вторых, позволяют спортсменам пообщаться друг с другом напрямую. На такие состязания съезжаются игроки со всего мира.

Будь ты командный игрок или убежденный одиночник, компьютерные игры расширяют твоё жизненное пространство и помогают найти друзей в разных странах.

Киберспортсменов не готовят в специальных учебных заведениях. Свой профессионализм они оттачивают в виртуальных битвах, а лучшие из них зарабатывают вполне реальные деньги. Денежные призы (каждый серьёзный турнир имеет свой призовой фонд), поддержка спонсоров и рекламодателей – таковы источники доходов успешного киберспортсмена.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

К достоинствам такого способа заработка можно отнести поездки по всему миру, широкое общение с единомышленниками и любовь почитателей.

Минусы

Как и любой другой спорт, киберспорт требует от игроков жертв. Прежде чем добиться приличных результатов, игрок должен много времени посвятить игре. Кроме того, приходится немало денег тратить на оборудование: компьютер достаточной мощности с хорошей видеокартой, хороший монитор, мышку, микрофон, наушники и т.д. Деньги требуются и для поездок на лан-соревнования, которые проводятся по всему миру.

И ещё один минус карьеры киберспортсмена – хроническая гиподинамия. Правда, как уверяют сами профессионалы, многие из них увлекаются активными видами спорта. Хроническое сидение у компьютера не приведёт к победе, если повредит здоровью. Так что время, посвященное движению, можно считать частью спортивной дисциплины игрока.

Как и в любом другом спорте, спортсмен рано или поздно, решает завершить карьеру. Однако привычка к игре может воплотиться в другой форме. Примечательно, что многие киберигроки, оставив виртуальные игры, переключаются на игральные карты. В частности, среди игроков в покер (а он считается очень азартной и интеллектуальной игрой), можно встретить немало бывших кибер-спортсменов.

Рабочее место

Своё главное рабочее место игрок оборудует сам, у себя дома. Если такой возможности нет, он может играть в компьютерном клубе. Также профессиональный игрок ездит в другие города и страны, в которых проводятся лан-состязания.

Важные качества

Карьера киберспортсмена требует высокого интеллекта, крепких нервов, хорошего зрения, быстрой реакции и хорошей ручной моторики.

Оплата труда

Знания и навыки

Киберспортсмен должен не только хорошо знать правила игры, в которую он играет, но и уметь пользоваться множеством других компьютерных программ. Большинство игроков являются (или становятся со временем) продвинутыми пользователями компьютера и Интернета. Для успешного участия в играх нужно знать английский язык.

Обучение на киберспортсмена

Освоить понравившуюся игру можно самостоятельно или с помощью друзей. Ответы на многие вопросы дают русскоязычные и англоязычные интернет-форумы, посвящённые играм.


Киберспорт – это очень объемное понятие. Нельзя считать спортсменом рядового геймера, который каждый вечер после работы расслабляется у экрана, бороздя виртуальную реальность. Как и в любой серьезной дисциплине, в киберспорте важную часть занимает организация процесса, мастерство игроков и «производительность железа». Наравне со славой и признанием существуют разочарования и потеря здоровья. Разберемся подробнее – чего все-таки больше, плюсов или минусов?

Плюсы и достоинства киберспорта

1.Победить может каждый.

Сделать карьеру в киберспорте может каждый не зависимо от физических способностей, состояния здоровья или национальности.

Например, в 2014 г. состоялся мировой турнир, в котором приняли участие, 200 геймеровс ограниченными возможностями. Призовой фонд равнялся $10 тыс.

2. Нет никакой разницы, геймер – мужчина или женщина.


  • Зайнаб «zAAz» Турки играла в CS1.6 с 11 лет, затем переключилась на CS GO. Сейчас шведка является наиболее титулованной спортсменкой CS.
  • Елена «Meg» Урусова более десяти лет посвятила киберспорте. В данный момент перешла в разряд успешных стримеров.

3. Играть можно на любой территории и из любой точки мира.

Начать карьеру можно прямо в своей квартире. Конечно, существуют централизованные турниры, на которые нужно приезжать, но для начала вполне подойдут он-лайн состязания.

4. Возможность заработать реальные деньги.

Киберспорт — это денежная сфера. Рекламодатели и спонсоры хорошо финансируют соревнования, организуют серьезные призы и поддержку для выдающихся звезд виртуальных соревнований. Когда начинают зарабатываться деньги, увлечение превращается в работу и профессию.


Самая крупная сделка в истории киберспорта — Twitch.tv приобрели за $970 млн.

Отрицательные стороны

1.Потеря огромного количества времени на игру.

Чтобы достичь приличного результата, нужно много играть и тренироваться. Нужно поддерживать связь с другими игроками и фанатами. Вести активную социальную жизнь, чтобы быть замеченным. Киберспорт может постепенно занять всю жизнь игрока.

2. Серьезные траты на регулярный апгрейд компьютера.

Мощный комп, актуальная видеокарта, жесткий диск, эргономичная мышь… Перечислять можно бесконечно. Кроме того, нужны качественные наушники, микрофон. Одним словом, всегда найдется на что потратить свои кровные.

3. Поездки на соревнования требуют финансовых и временных вложений.

В определенный момент, возникет потребность поехать на лан-соревнования, проходящие по всему миру. Это требует временных затрат, собранности и умения сконцентрироваться в сложной обстановке. Потратив большую сумму, силы и время, нет гарантии выигрыша.

4. Угроза здоровью и хорошему самочувствию.

Геймеры много часов в день ежедневно проводят в сидячем положении. Их глаза напрягаются, а мышцы тела атрофируются.

Цитата министра спорта РФ В. Мутко: «Чтобы исключить гиподинамию, киберспортсменов нужно обязать сдавать нормы ГТО».

5. Допинг.

Некоторые спортсмены утверждают, что сохранять бодрость и энергичность им помогают специальные лекарственные препараты. Регулярно появляются слухи об употреблении веществ на лан-соревнованиях. Единого мнения по этому поводу нет – находятся как противники, так и сторонники.


Вывод

Киберспорт – это новинка 21 века. Он открывает перед любым человеком неограниченные возможности. Новичков, естественно, привлекают большие деньги и известность. А профессиональные геймеры уже успели ощутить на себе все минусы «виртуального спорта». Каждый сам принимает решение о своей судьбе и деятельности, но для объективного выбора, нужно учитывать и плюсы и минусы этой новой сферы.

Плюсы и минусы киберспорта (1 видео)


Для большинства людей понятие «спорт» ассоциируется с активностью и физической нагрузкой, но в киберспорте все иначе. Основную часть времени игроки проводят за компьютером. При этом в отличие от виртуального характера среды, в которой спортсмены оттачивают свои умения, средства, получаемые от участия в соревнованиях и турнирах, вполне реальны.

Началом истории сравнительно молодого киберспорта можно считать 1997 год и появление первой профессиональной ассоциации по игре в Quake Cyberathlete Professional League. Спустя практически 20 лет мировые объемы рынка киберспорта составляют 1,1 млрд $ (по данным на конец 2020 года), а сообщество геймеров превышает 495 млн участников. И эти цифры не предел, аналитики предрекают ускоренный темп развития индустрии видеоигр. Увеличению показателей способствует не только появление новых дисциплин, но и включение набирающего популярность мобильного киберспорта в официальные турниры.

Кто такой киберспортсмен

Киберспортсмен — это профессиональный игрок в компьютерные игры. Киберспортсменов не готовят в специализированных учебных заведениях. Мастерство ведения виртуальных игр, как и в любом другом виде спорта, отрабатывается многочасовой игрой и развитием определенных личностных качеств.

Симуляторы и компьютерные игры объединяют достаточно молодых спортсменов возрастом от 14 до 29 лет. Участие в соревнованиях киберсообщества могут принимать как школьники, так и взрослые состоявшиеся люди со средней и высокой зарплатой. При этом возраст никак не влияет на результативность в турнирах.

Среди основных навыков, которыми необходимо обладать киберспортсмену:

  • быстрая реакция;
  • умение моментально принимать решение;
  • аналитическое мышление;
  • умение сфокусироваться и абстрагироваться;
  • целеустремленность;
  • способность к тактическому и стратегическому мышлению;
  • несмотря на достаточно малоактивный характер спорта, хорошая физическая форма, чтобы вести напряженную игру на протяжении длительного времени;
  • хорошее зрение;
  • развитая мелкая моторика рук;
  • знание английского языка;
  • в командных соревнованиях – коммуникативные навыки.

Чем занимается киберспортсмен

Соревнования в виртуальном мире среди киберспортсменов проходят в двух форматах:

1. Online-турниры, принять участие в которых можно из любой точки мира, где есть доступ к интернету.

2. Offline-турниры, или, как их называют, LAN-турниры (local-area network) предполагают личное присутствие геймера в клубе или, к примеру, на больших стадионах, аренах, как это происходит в Южной Корее, Лос-Анджелесе, Техасе.


В условиях карантина, чтобы удержать интерес зрителей и не допустить ухода игроков в инактив, организаторы решили массово перейти в онлайн. Студийные трансляции проводятся в удаленном формате – команда киберспортсменов в офисе или дома, а ведущие и аналитики в студии. Зрители же смотрят трансляции на стриминговой платформе.

Вопреки распространенному мнению о том, что вся деятельность киберспортсменов зациклена исключительно на постоянной игре, у профессиональных команд между тем есть тренер, который определяет объем нагрузки и устанавливает расписание тренировочного процесса. В его задачи входит отработка с игроками стратегических и тактических элементов. Активные тренировки начинаются перед крупными турнирами – минимум 6 часов гейминга в день за несколько недель или даже месяцев до назначенной даты. Плюс к этому несколько часов теоретической части.

Помимо того, с топовыми спортсменами сотрудничают специалисты, развивающие их коммуникативные навыки и умения справляться со стрессовыми ситуациями.

Киберспортсмен

Сегодня трудно поверить, что первая лига киберспортсменов возникла ровно двадцать лет назад. Она сложилась в США вокруг популярной игры Quake. Поначалу даже само слово «киберспорт» было воспринято как курьез.

Но уже с сетевой игры Counter-strike о компьютерном спорте заговорили как о новой международной реальности…

Неужели это – спорт?

Да, сегодня спортивные состязания с использованием симуляторов на основе видеоигр - это полноценный вид спорта, с международными и национальными состязаниями, с национальными командами и их фанатами, с многомиллионными призовыми фондами и миллионами болельщиков.


Более того: в киберспорте есть даже свой аналог Олимпийских игр: WorldCyberGames (WCG).

Еще в 1977 году американец Эрик Эриксон отметил, что игры, которые переносят детей в незнакомые ситуации, очень важны для их развития: они учат адаптироваться к новым условиям и облегчают им дальнейшее решение сложных проблем.

Эксперты считают, что занятия киберспортом сродни шахматам: они оттачивают интеллектуальные навыки, тренируют память, помогают справляться с психологическими нагрузками.

Это – гуманный спорт, в котором не важны пол, возраст или физические недостатки человека. В нем могут на равных состязаться и победить айтишник с многолетним опытом и школьница на инвалидной коляске.

Кто такой киберспортсмен

Это – вчерашний игрок в компьютерные игры, который от своей любительской приставки перешел к активному участию в национальных и международных он-лайн и офф-лайн турнирах по видеоиграм.

Одним киберспортсменам нравится чувствовать себя частью коллектива, другие хотят добиться личного успеха и выиграть сетевое единоборство у сильного соперника.

Для первых существуют командные ролевые игры, для вторых – одиночные состязания, выстроенные по самым разнообразным моделям (например, авто-и авиасимуляторы или симуляторы спортивных состязаний).

В он-лайновых кибер-соревнованиях можно принять участие, сидя дома за компьютером. На офф-лайновые состязания надо приехать. Этот формат еще называют «клубным», потому что иногда он проводится в интернет-кафе и компьютерных клубах.

Южная Корея, которая первой внедряет в образование новые технологии, проводит соревнования по киберспорту на огромных стадионах. Зрители с энтузиазмом следят за двумя командами игроков, сидящими за компьютерами, а элементы игры транслируются на большие экраны.


Сколько зарабатывает киберспортсмен?

Киберспортсмен международного уровня – это высокооплачиваемая профессия. В той же Южной Корее их зарплаты составляют до 600 000 долларов в год.

В 2017 году призовые фонды на кибер-турнирах достигли 24, 79 миллионов долларов США.

В России призы пока скромнее. В 2017 году в финале открытого турнира по киберспорту (на основе видеоигры Tom Clancy's Rainbow Six® Siege) который проводился в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма, приз за первое место составил 100 тыс. рублей.


Киберспорт признан в России?

В России он называется «компьютерным спортом». Он был признан в 2001 году, но включен в официальный Всероссийский реестр видов спорта только в 2016 году (с номером-кодом 1240002411М).

В июне 2017 года Федерация компьютерного спорта России получила аккредитацию. Теперь в нашей стране будут проводиться всероссийские соревнования по киберспорту, а их участники смогут получать спортивные звания.

Какими личностными качествами должен обладать киберспортсмен

За прошедшие двадцать лет многие из тех, кому мама когда-то твердила: «Нет, ты сначала сделай уроки, не то я выброшу твою приставку!» - конвертировали свою любовь к играм в жизненный успех и высокие гонорары.

Киберспорт можно сравнить с профессиональным спортом: чтобы добиться в нем успехов, надо посвящать ему большую часть своего времени и развить в себе ряд необходимых личных качеств.

Среди них: быстрая реакция, целеустремленность, умение концентрироваться, способность выстраивать стратегию, стремление к победе, готовность применять в неожиданных ситуациях уже существующие знания, умения и навыки.

Кроме того, для овладения профессией киберспортсмена необходимы: хорошее зрение и развитая мелкая моторика рук.

Руки для сетевого игрока – то же самое, что ноги для бегуна. От согласованности и быстроты движения рук зависят его успехи в игре.


Какие знания и навыки необходимы киберспортсмену?

Во-первых, он должен владеть компьютером на уровне продвинутого пользователя.

Во-вторых, киберспортсмен должен знать все интернет- площадки, где можно пообщаться с другими игроками.

А третье вытекает из первых двух: чтобы вырасти до уровня международного турнира, игроки должны бегло общаться на английском языке (устно и письменно). Общение в интернете помогает найти единомышленников из разных стран, узнать об обновлениях своих любимых игр или о появлении новых интересных игр.

Какое оборудование необходимо киберспортсмену?

Тому, кто решил перейти от увлекательного хобби к настоящим интернет-турнирам, понадобятся: мощный компьютер с игровой видеокартой и выходом в интернет, игровая приставка, профессиональные наушники с микрофоном (которые стоят не дешевле самого компьютера, а ломаются, в среднем, раз в год). Поэтому надо быть готовым вкладывать личные средства в свое развитие.

Самая эффектная часть занятий киберспортом – это, конечно же, международные турниры (LAN-сореврования (Local Area Network) с большими призовыми фондами от рекламодателей.

На такие турниры, которые проводятся офф-лайн, командам или начинающему игроку чаще всего приходится ехать за свой счет.

Недостатки профессии киберспортсмена

Рискованно начинать карьеру в киберспорте с хронически плохим зрением. Даже при любительской игре в компьютерные игры нагрузка на зрение бывает огромной. Ведь профессиональный игрок зачастую принимает участие сразу в нескольких сетевых турнирах. При многодневной подготовке к соревнованиям к ней может добавиться дополнительный стресс.

Главный недостаток профессии киберспортсмена – это сидячий образ жизни. Чтобы побеждать в соревнованиях, нужно найти время для занятий активными видами спорта. Если не получается, не забывайте, по крайней мере, каждый день заниматься физкультурой.

Большинство проблем со здоровьем возникают у представителей этой профессии из-за гиподинамии – низкой двигательной активности. В результате увлекательных компьютерных турниров можно заработать болезни сердца, легких, проблемы с суставами и с пищеварением.

Впрочем, можно возразить, что к этим болезням склонны 99% офисных клерков, которые, в отличие от киберспортсменов, заняты совершенно не интересной им работой.

Преимущества профессии киберспортсмена

Для занятий этим видом спорта не нужны спортивные площадки. Не нужно рабочее место в офисе, с начальниками, дедлайнами, часами прихода и ухода.

Киберспортсмен оборудует свое рабочее место дома и выстраивает свой график сам. Играя в любимые игры, он находит друзей в разных странах мира и зарабатывает деньги на своих победах.

Киберспорт – это возможность реализовать свою мечту. Для человека, которого в детстве пилили: «Сколько можно играть?» «Я выкину твою приставку!» очень важно доказать окружающим: компьютерная игра – это серьезное дело, а хобби приносит международное признание, когда есть инициатива и воля к победе.


Можно ли получить в России профессию, связанную с киберспортом?

Да, если вы имеете степень бакалавра или специалиста и готовы поступить в магистратуру.

Образовательная программа «Теория и методика интеллектуальных видов спорта (киберспорт)» уже третий год реализуется в магистратуре Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма. Там же проводятся увлекательные турниры по киберспорту.

Возможно, в будущем году в одном из отраслевых вузов России появится факультет киберспорта, на который можно будет поступить после окончания школы. С таким предложением обратился Зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов (ЛДПР) к министру образования и науки Ольге Васильевой

К сожалению, в России еще не созданы образовательные программы среднего профессионального образования для подготовки мастеров киберспорта.

Однако выход есть всегда! Следите за интернет-форумами, посвященными компьютерным играм. Они помогают освоить новые игры и отвечают на вопросы пользователей. Вы сможете усовершенствовать свои навыки, узнать о новых играх или об обновлениях своей любимой старой игры.

Veravern_

На дворе 2020 год, а споры о вреде от компьютерных игр, кажется, становятся только горячее (чего стоит одна баталия, развернувшаяся пару дней назад в местном блоге). Дети больше не хотят становиться космонавтами, карьера футболиста или, может, балерины привлекает все меньше. Вайнеры, блогеры, стримеры, даже все это теперь похоже на забавы прошлых лет. У подростков новая мечта — киберспорт.

Стоит углубиться в историю игр, чтобы понять, откуда растут ноги. Этим и займемся

«Мам, я в другую реальность»

Киберспорт — область деятельности, объединяющая людей абсолютно разных профессий. От разработчиков игр до тестеров, от менеджеров команд до фотографов, от журналистов до режиссёров монтажа. Но главными действующими лицами, конечно же, являются сами киберспортсмены и те, кто стремится попасть на «про-сцену». Люди, непосредственно играющие в киберспортивные дисциплины и составляющие основу профессионального поля. Именно они наиболее сильно подвержены риску стать игроманами и заполучить себе игровую зависимость.

Родоначальниками киберспортивной деятельности, какой она известна сейчас, можно считать игровые автоматы. В 1966 году компания Sega разработала первый автомат — Periscope, на котором люди соревновались в счёте зарабатываемых очков в симуляторе подводных сражений. В 70-е годы массово выходили различные шутеры, как следствие сложилось устойчивое мнение, что игровая индустрия нацелена на мужской контингент.

Уже в 20-м веке разработчики игр искали способы стереть грань между видимой действительностью и виртуальной реальностью. В 1972 году дочерним обществом известной компании Philips — MAGNAVOX — была выпущена первая в мире игровая приставка Odyssey, оснащённая различными «пультами управления». Современный геймер без труда узнает в световом пистолете Shooting Gallery прототип нынешней системы прицеливания для PlayStation VR с помощью aim-контроллера. Граница начала стираться. Плохо выстрелил из реального контроллера-пистолета — не попал по виртуальной цели.

Однако общество не стояло на месте, и игры спешили вслед за ним. Всемирно известная игра Pac-Man, вышедшая в виде игрового автомата в 1980 году, уже была призвана охватить не только мужскую, но и женскую аудиторию. Разработчики были озабочены тем, чтобы каждый не только имел доступ к виртуальной реальности, но и мог найти в ней что-то интересное для себя. И хотя пока нельзя было говорить о полном погружении в компьютерную игру, процесс затягивал все большее количество людей.

 Уже в 90-м году игровая компания Nintendo провела в США первые в мире турниры по игровым автоматам. Развлечение это было уже столь популярным, что на финал соревнования по итогам турниров отобралось 90 человек, которые приехали в студию Universal в Калифорнию и «сразились» на нейтральной территории


Пройдут какие-то три года с момента выхода популярной аркады, и американские учёные всерьёз заговорят об игровой зависимости. Постоянное желание играть в Pac-Man будет сравниваться с зависимостью от психоактивных веществ.

Я не псих, я эльф-лучник 80 уровня!

Идея игровой зависимости захлестнула мир. Чем сильнее развивались компьютерные технологии и киберспорт, тем неизбежнее было приближение часа X — признания игромании самым настоящим медицинским диагнозом. Бесконечные исследования, тысячные фокус-группы показывали неутешительные результаты: все большее количество людей сбегает в виртуальную реальность.

Одним из пиковых моментов для специалистов, занимающихся игровой зависимостью, стал несчастный случай, произошедший в Корее в 2005 году. Ли Сеунг Сеопу было 28 лет, когда он скончался от сердечной недостаточности после почти пятидесятичасовой игры в StarCraft в местном интернет-кафе. Это резонансное происшествие привлекло внимание к проблеме игромании самих разработчиков игр, которые стали помещать в дисклеймеры и загрузочные экраны предупреждения о вреде чрезмерно длительных игровых сеансов. А несколько крупных китайских игровых фирм создали специальные алгоритмы, чтобы отслеживать зависимых пользователей.

«Мы хотим достойной, здоровой игровой культуры. Конечно, вы не можете заставить людей не играть в игры, точно так же, как вы не можете заставить их не курить», — комментировала ситуацию пресс-секретарь NCSoft (Lineage 2, Aion, Blade & Soul и др. компьютерные игры) Мин Чжи Сон.

Нетрудно догадаться, что самую большую опасность представляют онлайн (или сетевые) игры. Например, различные MMORPG, являющиеся альтернативной реальностью для миллионов игроков, вызывают самое большое привыкание. Виртуальная дружба, кланы, командные задания — это сплачивает людей со всех уголков мира, все сильнее затягивая в цифровое пространство.

Большинство киберспортивных дисциплин также предоставляют возможность командной игры. Они, так или иначе, основываются на выстраивании стратегии и коммуникации между игроками. Немаловажным является и элемент мастерства. Оттачивание игровых навыков отбирает у киберспортсменов много часов. На вопрос о том, чем профессиональный игрок отличается от обычного, Иван Paranoia Типухов отвечал так:

«Во-первых, разница заключается в том, сколько времени нужно уделять игре. Обычный геймер проводит там от 4 до 7 часов в сутки, а профессиональный — от 10 до 16 часов. Во-вторых, дело в подходе. Профессиональный игрок чаще тренируется и больше думает во время матча, а обычные геймеры просто получают удовольствие».

Натыкали мышкой на «Роллс-Ройсы»

Но ни опасность игромании, ни плачевные последствия многочасового сидения за компьютером современную молодёжь не пугают. Киберспорт — это не только интересно, это ещё и прибыльно. Призовой фонд игровых соревновательных мероприятий сейчас достигает уровня футбольных выигрышных вознаграждений, которые до некоторых пор считались самыми высокими в мире. По данным сайта Cyber.sports.ru, фонд The International 2019 превысил 34 миллионов долларов США.


«Без преувеличения можно сказать: этот турнир — легенда, которая навсегда останется в истории киберспорта, какими бы масштабными ни были грядущие турниры. …выдающимся достижением является призовой фонд, составивший умопомрачительные $10 931 100. Это почти вдвое больше, чем было разыграно за все четыре чемпионата мира по "Лиге Легенд" вместе взятые», — писал Марк Круглов в своей статье о призовых TI4 в 2015 году. Весьма серьёзный показатель того, как фонды увеличиваются с неимоверной скоростью от года к году.

Нужно больше реального мира!

Итак, все факты подводят нас к тому, что киберспортсмен — это полноценная профессия, зародившаяся по хорошо знакомой современной схеме. Коммуникация людей через интернет + прибыль. Точно так же в своё время появлялись блогеры, вайнеры, инстаграм-модели и др. В каждой из этих профессий присутствовал свой характерный элемент (вроде создания коротких смешных видеороликов или высказывания своего мнения на насущные темы), в качестве которого у киберспортсменов выступает чистый спортивный интерес. Единственное принципиальное отличие этой профессии от других заключается в виртуальной, альтернативной реальности. Именно она становится камнем преткновения в вопросе психологического здоровья профессиональных киберспортсменов.

Разобраться в том, является ли становление киберспортсменом ступенью на пути к игромании, мне помогла Наталия Попова — психолог, супервизор ЕКПП (Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии):

— Чем больше возможностей заполучить игровую зависимость предоставляет развивающаяся виртуальная реальность, тем больше становится людей с игровой зависимостью. Но я думаю, что проблема не в киберспорте как таковом. Глубинные причины того, что человек становится зависимым от игр, лежат не в самих играх.

Надо понимать, что играть в игры/быть в сетях и быть от этого зависимым — не одно и то же. Зависимости (игровая, алкогольная, наркотическая и т. п.), как и, например, суицидальное поведение, — это своеобразные формы анестезии от пребывания в реальности. То есть ухода из неё в другое состояние (где все проще, нет боли, нет страдания). Игры, сети, киберспорт предоставляют возможность такого ухода от реальности. А люди, играющие в сетевые игры, не обязательно становятся зависимыми.

С моей точки зрения, киберспортсмены стоят в одном ряду с профессиональными шахматистами. Особенностью этой деятельности является то, что человек испытывает сильные эмоции, в его крови высокая концентрация гормонов, вызванных постоянным стрессом, азартом, напряжением. Но физически он относительно статичен. У обычных спортсменов тело утилизирует эти гормоны для того, чтобы поддерживать высокий уровень двигательной активности (бег, прыжки, плавание и т. п.). И если киберспортсмен игнорирует потребности своего тела, при этом накачивая его адреналином, тело ему, конечно, рано или поздно отомстит.

«Понять, зависим ты или нет, довольно просто: попробуй не играть хотя бы две недели. Если твоя жизнь в это время ощущается как наполненная и удовлетворяющая, тебе есть чем заняться и с кем общаться в "офлайне", значит, все в порядке. Если начинается "ломка", ощущение пустоты в жизни, ты думаешь об игре, страдаешь, что пропускаешь что-то, не выдерживаешь и снова вступаешь в игру, значит, у тебя игровая зависимость»

Вывод в чат, работяги!

Киберспортсмен — это, конечно же, не диагноз. Это полноценная профессия, в которой усилиями менеджеров команд соблюдается баланс между нагрузками и отдыхом. Однако это также и заветный титул для тысяч игроков со всех концов света, вкладывающих в свою мечту много сил и не щадящих здоровья на пути к достижению цели. Именно они и составляют группу риска. Те, кто пытается сбежать от своей жизни в мир, полный игр и денег, те, кто считает киберспорт панацеей от своих каждодневных проблем. Казалось бы, вот она, игромания, но нет. На самом деле оказывается, что эти люди зависимы не от процесса игры, а от самой своей цели, жажды успеха. Поэтому на вопрос, порождает ли киберспорт игроманию, существует один реальный ответ — нет.

Читайте также: