Клиническая психология что это за профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Профессия, о которой идет речь в этой статье, мало популярна в нашей стране, несмотря на то, что множество вузов готовит выпускников по этой специальности. Многие потенциальные клиенты задаются вопросом: клинический психолог — кто это и чем он занимается? Что делать выпускнику, получившему диплом по специальности «клиническая психология» – кем работать?

Что такое клиническая психология, и чем занимается психолог

Кто такой клинический психолог?

Клинический психолог — это специалист, подготовленный к универсальной деятельности в сфере поддержания психического здоровья населения. Задачи клинического психолога во многом определяются потребностями клиники — это следует и из самого названия профессии. Эти специалисты работают с клиентами трех основных категорий:

Таким образом, клинического психолога можно охарактеризовать как человека, получившего психологическое образование и прошедшего подготовку на клинических кафедрах. Такой человек подготовлен, как к работе в клинике совместно с врачом, так и в иных учреждениях в качестве специалиста гуманитарного профиля.

Особенности работы

Чтобы понимать, кто такой клинический психолог и чем он занимается, следует учитывать то, что клиническая психология — это прикладная дисциплина в системе психологического знания. Таким образом, клинический психолог — это практическая специальность, хотя с получением более узкой специализации возможна и научная работа с изучением фундаментальных вопросов дисциплины.

Клиническая психология находится на стыке психологии и медицины. Исходя из ее положения в системе наук и возникает специфика работы специалистов в данном профиле. Прежде всего, стоит понимать, что клинический психолог — это специалист гуманитарного профиля. Несмотря на то что этой специальности обучают и в медицинских вузах, это не делает выпускника врачом. Вследствие этого, он не имеет лицензии на оказание медицинских услуг и не может производить медикаментозное лечение. Он может только порекомендовать прием безрецептурных лекарственных средств, но это не является его прямой компетенцией. В тех случаях, когда клиенту требуется психофармацевтическое вмешательство, его перенаправляют к медицинским специалистам смежного профиля — психотерапевтам или психиатрам.

Следующее, что стоит понимать при обращении — клинический психолог, даже находясь в больнице, не ведет медицинскую документацию. Это значит, что даже если клиент обращается по записи к этому специалисту в поликлинике или ином медицинском учреждении, то во время приема на него не заводится карточка. Данные, полученные в результате психодиагностики, терапии и прочих профессиональных манипуляций, не выходят дальше кабинета. Специалист может вести картотеку клиентов ради своего удобства — чтобы понимать динамику решения проблемы. Однако все эти данные хранятся в личном сейфе психолога в зашифрованном виде, без указания паспортных данных. Исключение составляют лишь психологи, закрепленные в психиатрических клиниках — они передают психиатрам результаты диагностики, которые прикрепляются к карте больного.

Клиническая психология также требуется для решения экспертных задач. Профессиональные медицинские психологи участвуют в комплексных психолого-психиатрических экспертизах — судебных, военных и других. Они выступают в качестве эксперта, консультанта, а также занимаются научными исследованиями.

С чем работает специалист?

В предыдущих пунктах текста было дано объяснение тому, что такое клиническая психология и кто это — клинический психолог. Теперь стоит обозначить, с какими прикладными задачами он сталкивается на практике.

Частые причины обращения к клиническому психологу — невротические проявления. В результате внутриличностного конфликта человек совершает замещающие деструктивные действия. Как следствие возникают расстройства пищевого поведения, самоповреждения. Кроме того, у клиента появляются навязчивые страхи, панические атаки, нарушения сна, постоянная тревожность и т. д.

Еще одно направление клинической психологии — работа с детьми, имеющими психические особенности. Психолог помогает развиваться такому ребенку, дает рекомендации родителям по воспитанию.

По тому же принципу медицинские психологи работают и со взрослыми клиентами, пережившими травмы и повреждения мозга. Люди после травм, инсультов, ишемии, которые испытывают изменения в работе собственного сознания.

Задача профессионала в случае обращения — выявить сущность проблемы и подвести клиента к путям ее решения. Психолог не решает проблемы за клиента, он может только помочь найти ресурсы для самостоятельного разрешения сложившихся трудностей.

Методы клинической психологии

В данной сфере используются различные методы, в зависимости от того, с какой именно проблемой обратился клиент и на каких методах специализируется сам профессионал. Среди используемых методов следует отметить следующие:

Перечисленные методы — лишь малая часть из используемых клиническими психологами. В работе с каждым из клиентов подбор происходит индивидуально, чтобы оказать максимальный эффект.

Таким образом, обращаться за помощью к профессионалу необходимо в тех случаях, когда ситуация психологической проблемы сопряжена с психической или соматической патологией. Это актуально при воспитании ребенка с особенностями развития, либо в случаях соседства с близким человеком с тяжелой патологией. В прочих случаях клинический психолог тоже может оказывать соответствующую помощь, но его компетенция не имеет уже столь большого значения.

Иллюстрация на тему Клинический психолог: кто это, чем он занимается и какие обязанности

Общие сведения

Предпосылками становления клинической психологии были исследования французских и русских психиатров конца 19 века. Большое количество ученых посвящали свои научные труды психологической тематике.

На территории России в 1885 году была основана первая психологическая лаборатория, где было проведено большое количество исследований. Помимо этого, большой толчок развитию данной отрасли оказали полученные труды во время Великой Отечественной войны. Накопленный опыт как зарубежных, так и отечественных ученых послужил образованию отдельной профессии на стыке медицины и психологии, а именно клинического психолога.

Клинический психолог – это специалист, деятельность которого направлена на исследование медицинских и психологических проблем, а именно на диагностирование и корректирование различных психических расстройств. Такие специалисты могут быть как теоретиками, так и практиками. Второе направление считается более перспективным и подразумевает работу с одной из трех категорий пациентов:

  • Соматические больные – люди, страдающие телесными заболеваниями. Суть работы психолога в данном случае состоит в выявлении психологических затруднений у клиента и способствованию изменению его состояния в лучшую сторону. Также подобного рода специалист принимает участие в подготовке пациентов к операциям, болезненным процедурам и другим лечебным мероприятиям.
  • Психические больные – люди, страдающие психическими расстройствами. Часто клинического психолога приглашают на работу в психиатрические клиники, для проведения диагностики и психотерапевтических мероприятий с пациентами.
  • Здоровые люди. Клинический психолог, как и любой другой психолог, может оказывать частные услуги клиентам, имеющим различные трудности, даже если они не лежат в сфере того или иного заболевания.

Таким образом, специалист может работать как в клинике совместно с врачом, так и в иных учреждениях в качестве специалиста гуманитарного профиля.

Иллюстрация на тему Клинический психолог: кто это, чем он занимается и какие обязанности

Выбирая подобное направление профессиональной деятельности, необходимо знать, что хоть данную профессию можно получить, окончив медицинское высшее учебное заведение, специалист не является врачом и соответственно не имеет лицензии на оказание медицинских услуг. Несмотря на такой нюанс, рассматриваемый профиль имеет множество преимуществ. А именно:

  • Умение разбираться в людях, понимать их лучше, чем они себя сами;
  • Способность находить общий язык с собеседником, беседовать с ним без стеснения, различать, когда человек говорит правду или лжет;
  • Способствовать оказанию помощи пациенту, наблюдать положительные тенденции в жизни клиентов от проделанной работы;
  • Широкий спектр областей применения своих умений и навыков;
  • Возможность открытия собственного дела.

Также, как и любая другая профессия, деятельность клинического психолога имеет ряд недостатков:

  • Влияние негативных эмоциональных состояний пациента;
  • В связи с тем, что не всем клиентам удастся помочь, это может повлечь огорчения от неудач;
  • Эмоциональная напряженность;
  • Со временем развитие такого качества в себе, как определенного рода бесчувственность.

Стоит отметить, что выбрать данный вид профессиональной деятельности могут те выпускники школ, которые не имеют заболеваний, входящих в список медицинских ограничений:

  1. Вирусоносительство.
  2. Нервно-психические заболевания.
  3. Хронические мигрени.
  4. Нарушения речи, зрения и слуха.
  5. Сердечно-сосудистые заболевания.
  6. Проблемы с памятью и вниманием.

Обязанности

В компетенции клинического психолога входит:

  1. Проведение работ, направленных на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности пациентов.
  2. Определять факторы, затрудняющие гармоничное развитие личности клиента.
  3. Проводить деятельность по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, благодаря чему оказывать помощь пациентам и их родным в решении личностных и бытовых психологических проблем.
  4. Осуществлять психодиагностические исследования и диагностические наблюдения за больными.
  5. Взаимодействовать с лечащим врачом, для составления развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов пациентов.
  6. Сотрудничать с медицинским персоналом, для его обучения вопросам медицинской и социальной психологии, деонтологии.
  7. Осуществлять оценивание результатов проведения психологических, лечебных и профилактических мероприятий.

Иллюстрация на тему Клинический психолог: кто это, чем он занимается и какие обязанности

Представленный выше перечень должностных обязанностей требует от специалиста определенных качеств и умений. Так, например, на данный вид профессиональной деятельности стоит обращать внимание абитуриентам, обладающим такими качествами, как:

  • Гуманитарный склад ума;
  • Аналитическое мышление;
  • Широкий кругозор;
  • Умение находить подход к человеку;
  • Склонность к работе с массивами информации;
  • Наличие лексического навыка;
  • Логические способности;
  • Умение концентрировать внимание;
  • Стрессоустойчивость.

Помимо личных качеств, специалист в области клинической психологии должен владеть следующими умениями и знаниями:

  • Наличие знаний в проведении психологических обследований;
  • Иметь общее представление о методах семейного, индивидуального и группового консультирования;
  • Осведомленность в экспериментально-психологических методиках;
  • Знание подходов организации психотерапевтического сообщества и психотерапевтической среды;
  • Умение применять на практике приемы нейропсихологического исследования;
  • Умение применять приемы восстановительного обучения;
  • Иметь представление о методах компьютерной диагностики;
  • Владение знаниями проведения личностно-ориентированных и профессиональных тренингов;
  • Умение использовать различные методы психологической коррекции.

Место работы

Благодаря обширным знаниям, которые специалисты получают во время обучения в ВУЗе, клинический психолог имеет большой выбор для трудовой деятельности, и не только в области психологии.

Иллюстрация на тему Клинический психолог: кто это, чем он занимается и какие обязанности

Итак, данный профиль подразумевает как возможность заниматься частной практикой и проводить консультирование, так и найти применение своим знаниям в следующих заведениях:

  • Детских или взрослых больницах;
  • Поликлиниках, при пcиxo-нeвpoлoгичecкиx диспансерах;
  • Хосписах;
  • Лечебных учреждениях, где находятся пациенты с различными физическими или психическими нарушениями;
  • Различных лечебницах, специализирующихся на работе с пациентами страдающими неврозами или другими пограничными состояниями;
  • Домах престарелых;
  • Интернатах и детских домах, где находятся дети с различными нарушениями в развитии;
  • Реабилитационных центрах

Обучение

Получить диплом по направлению, готовящему клинических психологов, можно в любом ВУЗе страны, где имеется кафедра психологии. Особый акцент во время обучения для данного направления делается на изучение таких дисциплин, как:

  • Нейропсихология;
  • Патопсихология;
  • Психосоматика.

Обучение по специализации клинический психолог не предполагает интернатуру, выпускники таких кафедр по окончанию обучения получают диплом специалиста (Специалитет, срок обучения 5,5 лет).

Для поступления в ВУЗ на образовательную программу 37.05.01 «Клиническая психология», выпускнику школы необходимо предоставить сертификаты ЕГЭ по:

  1. Математика.
  2. Русский язык.
  3. Биология/Обществознание.

Иллюстрация на тему Клинический психолог: кто это, чем он занимается и какие обязанности

Подготовку специалистов соответствующего профиля осуществляют следующие ВУЗы:

  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;
  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова;
  • Московский государственный психолого-педагогический университет;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
  • Кемеровский государственный университет;
  • Южно-Уральский государственный медицинский университет.

Для повышения квалификации, уже практикующих клинических психологов, существуют следующие курсы и тренинги:

  • Курсы на базе МПГУ;
  • Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования;
  • Образовательный центр «Аристек»;
  • Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии.

Стоимость обучения в представленных выше ВУЗах колеблется в пределах 115-360 руб. в год.

Заработная плата

Что касается заработной платы, то она зависит от опыта работы, места трудовой деятельности, региона и пр. Однако, обобщенный средний показатель зарплаты таких специалистов по России составляет 26 тыс. руб. Что касается столицы, то данный показатель практически в два раза выше (45 тыс. руб.).

Выпускник кафедры клинической психологии начинает свой трудовой путь с окладом в размере 15,4 тыс. руб. Продвигаясь по карьерной лестнице либо открыв свое собственное дело, его доход может возрасти до 235 тыс. руб.

Героиня этого выпуска работает в психиатрической больнице в Барнауле. Она рассказала, чем клинический психолог отличается от обычного, почему в психологии важен научный подход, что ей помогает не допускать выгорания и как оставаться в профессии, когда зарплаты в твоем регионе не всегда превышают МРОТ.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

В седьмом классе я поняла, что мне интересно, почему люди поступают в одинаковых ситуациях по-разному , что они чувствуют и чем живут. Я полезла в интернет, чтобы больше узнать о профессии психолога, и увидела, что есть не просто психологи, а клинические психологи. И сфера их деятельности шире и интереснее.

На клинической психологии дольше учатся и проходят практику в медучреждениях. Будущий клинический психолог изучает, как устроены механизмы не только здоровой психики, но и в условиях заболевания — соматического, психического. Он может работать и с условной нормой, и с патологией. И в отличие от обычного психолога клинический имеет право работать в медучреждениях: как в психиатрических больницах, так и в роддоме, кардиологии, нейрохирургии, травматологии, онкологии и других. Он может — но только в бригаде с врачом — проводить психокоррекцию людям с психиатрическими диагнозами. Обычный психолог не имеет навыков для такой работы. Но может пройти повышение квалификации до клинического. Главное — выбрать достойное учреждение, где обязательно должна быть практика в полевых условиях.

В общем, я грезила поступить на клиническую психологию. В одиннадцатом классе успешно сдала экзамены, чтобы пройти на бюджет, — у семьи не было лишних денег на мое обучение тогда.

За пять с половиной лет учебы было всякое: бывало трудно, бывало неинтересно, приходилось силой воли заставлять себя читать классиков психологии, а однажды я разочаровалась в профессии. Точно не помню причину, но что-то было связано с организацией самого учебного процесса.

А потом у меня как будто открылось второе дыхание. Как раз в тот момент у нас была патопсихология — мой любимый предмет. Это наука о психологических механизмах, которые лежат в основе психических расстройств или сопутствуют их развитию. На парах и практике мы изучали, как отличается деятельность, мышление и другие психические функции при разных диагнозах.

Вообще, из того, что мы проходили, все пригодилось в работе. Благодаря вузу у меня сформировалось научное мышление, поэтому в своей практике я использую только доказательные и апробированные методы работы. Еще в университете нам прививали равное отношение к пациентам и учили вести беседу с учетом их состояний.

После выпуска я улетела во Владивосток и проработала некоторое время там в психоневрологическом диспансере. Мы по запросу психиатров проводили диагностику для выдачи справок на водительские права и на оружие. Еще принимали иностранных граждан, прилетевших на работу во Владивосток, — их обычно направлял работодатель. Были у нас и пациенты из дневного стационара — чаще всего встречу с психологом по их просьбе назначал психиатр, после диагностики мы совместно выставляли цели психокоррекции, чтобы проводить сессии. Мне было интересно и с пациентами, и с коллегами. И зарплата была достойной — 40 000—50 000 Р .

Через некоторое время я вместе с молодым человеком улетела в Корею — ему предложили командировку. Я работала там корпоративным психологом: помогала адаптироваться нашим соотечественникам и занималась документами. Спустя примерно пять месяцев я прилетела на каникулы домой, в Барнаул, и осталась из-за пандемии коронавирусной инфекции.

Место работы

В августе 2020 года я пошла на собеседование в психиатрическую больницу — там не хватало кадров. Меня спросили про опыт, с кем больше предпочитаю работать, и приняли. Сейчас работаю в женском отделении.

К сожалению, я не могу сказать, что руководство ценит сотрудников. В любой больнице есть доктора, которые постоянно познают разные грани своей профессии, проявляют понимание и заботу, умеют сотрудничать с коллегами-психологами. Но до сих пор можно столкнуться с таким явлением, как врачебный снобизм — когда врач не воспринимает всерьез работу психолога, ведь тот не врач. Такие специалисты не готовы сотрудничать, считают, что все нововведения лишние, останавливаются в своем профессиональном развитии и ведут себя крайне высокомерно. Как-то один человек из администрации больницы выразился про новый выпуск медицинских психологов примерно так:

Коллектив в нашей работе очень важен. Поговорить с коллегами за чашкой чая — хороший способ предупредить выгорание. Во Владивостоке мне с этим повезло: всегда была помощь, поддержка, взаимовыручка и много юмора. Разговоры и шутки на отвлеченные темы помогали переводить фокус внимания с работы и немного отдыхать. Сейчас у нас нет такой слаженной команды, к сожалению. Мои коллеги-психологи из других отделений поувольнялись.

Начальство недовольно увольнениями, хотя на нашу зарплату многие не могут даже квартиру оплачивать. Мое ощущение: мы просто, как переработанный материал, уходим после того, как изрядно отработаем, в другие сферы. Чаще — в частную практику или частные клиники, где клиенты более ответственны и платят деньги. Они приходят сами, значит, готовы работать для выздоровления.

В таких учреждениях, как наше, процент мотивированных на выздоровление пациентов очень мал. Хотя, безусловно, люди с психическими расстройствами обычно все же стремятся выздороветь, а не наоборот. Не хочу, чтобы это выглядело как стигма. Просто в стационары чаще попадают не по собственной воле, и большая часть пациентов некритична к состоянию своего психического здоровья, потому что личность уже деформирована. Поэтому они часто пишут жалобы — например, из-за того , что им запрещают иметь телефон, выдают его только на звонки. Хотя это делается из соображений безопасности и конфиденциальности. Обиднее всего слышать на работе беспочвенные оскорбления и мат. Но это исходит от пациентов в острых состояниях, они не могут себя контролировать. Нужно понимать это и стараться не принимать близко к сердцу.

Если психологу не хватает навыков абстрагироваться, переводить фокус внимания с чувств пациента на другие аспекты, у него, возможно, будут проблемы. Но сильно развитая эмпатия, сочувствие и сострадание сами по себе уж точно не могут помешать работе или довести до выгорания. Наша работа требует уважения к людям, поэтому альтруизм и эмпатия для нас важны.

Суть профессии

Работа с людьми, имеющими психиатрические диагнозы, — очень ответственная и сложная, но интересная.

Мы, психологи, обязательно помогаем сформировать запрос и осуществимые цели. Мы знаем законы, по которым функционирует психика, и разные психологические механизмы и конструкты. И когда что-то в жизнедеятельности человека ломается, мы помогаем найти эту шестеренку и починить ее.

Например, человеку стало сложно концентрироваться, он не может усваивать информацию во время учебы. При беседе и диагностике мы определяем, что у него истощаемость, значит, будем делать упражнения на функции внимания. Или человек все учит и запоминает, но, допустим, у доски стоит и молчит, а выясняется, что он не может регулировать свою тревогу, она его настолько дезорганизует, что у доски он все забывает. Тогда мы начинаем работать с тревогой.

Клиническому психологу нужно уметь видеть в пациенте в первую очередь самостоятельную личность и не пытаться решить проблемы за него. Вы не адвокат или инструктор.

Очень часто люди в больнице начинают себя чувствовать лучше, потому что им помогают медикаменты. Но после выписки они попадают в прежние условия и сталкиваются с теми же проблемами. Тут на помощь приходят занятия с психологом. Препараты назначает только врач — психиатр или психотерапевт. Психологи не имеют права даже прописывать БАДы и витамины. Наша задача — дать человеку психологические инструменты и научить применять их на практике, чтобы он смог справляться с проблемами без рецидивов и получать удовольствие от жизни.

Но психология — это наука, а не болтовня. Конечно, есть много проходимцев, кто занимается энергопрактиками, астропсихологией и прочим. Даже в психосоматику залезли и там «наследили», пичкают массы какой-то магией, что вообще не отражает суть психологии. Это все подмена понятий. Скажем, термин «душа» в нашей работе не используется — для кого-то это кажется невыносимо грубым, но это так. Мы уважаем человека, его эмоции, стремления, победы и поражения, признаем уникальность каждого, но не используем такие эфемерные понятия. Мы работаем с психикой.

Психология выдвигает гипотезы и только экспериментально доказывает их или отвергает. Все психологи разные, со своим подходом к работе, но каждый специалист должен знать теорию, применять только доказательные методы и соблюдать этику. К примеру, брать подарки и деньги от пациентов — это нарушение этики.

Многие говорят про нашу профессию, мол, что тут сложного. Но нам для работы нужен большой объем знаний — как теоретических, так и практических. У нас есть ответственность за пациентов, и для каждого мы пишем свою программу занятий.

Я работаю в когнитивно-поведенческом подходе. В самом начале работы мы проводим анализ событий, мыслей и чувств, используем техники майндфулнес, то есть выполняем упражнения по концентрации внимания. Пациент начинает анализировать «эмоциональное цунами», что с ним случается в трудные минуты, и осознает, что мысли — это только мысли, что испытывать чувства нормально. Это уже дает ему небольшое облегчение.

Каждый специалист сталкивается на работе со своими трудностями. Для меня труднее всего не критиковать себя, если психокоррекция идет слишком медленно или вообще не идет. В таких ситуациях я прямо говорю, что нужно искать другого специалиста, работающего в более комфортном для клиента подходе.

Рабочий день

Рабочий день начинается с раппорта: весь персонал слушает, как провели вчерашний день наши пациенты.

Затем я работаю в своем кабинете. До 10—11 часов разбираюсь с документацией, пишу заключения, делаю стимульный материал — это, например, карточки, тексты, рассказы с пропуском слов для наших пациентов. На это уходит от одного до четырех часов в день.

Потом я работаю с пациентами — индивидуально или в группах. После обхода врачи могут сказать, кого нужно взять на диагностику или психокоррекцию. И я иду либо за теми, с кем мы уже занимались, либо беру новеньких. Когда начинаю работать с новыми пациентами, я собираю анамнез, задаю вопросы, выстраиваю доверительные отношения, объясняю особенности их диагнозов или состояний. В день у меня бывает не меньше трех пациентов. С каждым занимаемся час-полтора.

На обед отведено полчаса. У нас нет столовой, поэтому еду приношу с собой.

Если появляется свободное время, то я обычно заполняю его изучением профессиональной литературы или готовлю материалы для терапии.

Я стараюсь не задерживаться на работе и укладываться в режим дня, потому что за сверхурочную работу мне не доплатят, проверено.

До дома я добираюсь спокойно, но с двумя пересадками. Не было такого, чтобы я на работе на кого-то срывалась, но после работы могу быть нервной и отказываться от бытовых дел. Если устала, прошу оставить меня одну, родные меня понимают, никто не давит.

Чтобы отвлечься, у меня есть йога, прогулки, время с любимой собакой, книги, фильмы, сериалы — все как у людей. Все чаще вспоминаю про рисование, оно помогает отключать мозг. На работе мне нужно усвоить столько информации, что вечером бывает потребность немного «деграднуть» — тогда смотрю «Симпсонов» или «Что было дальше».

Случай

Иногда наши пациенты совершают мелкие «пакости», из-за которых очень злятся родственники других пациентов. Например, одна пациентка воровала у других вставные челюсти и персонал потом долго не мог найти, где чьи.

Подработки

Я беру подработки, но их не так легко найти в нашем крае. Обычно они связаны с моей основной работой. Например, сейчас я работаю с документами и редактирую материалы о психологии, чтобы там не было псевдонаучной или стигматизирующей информации.

Доходы и расходы

Весь мой заработок составляет около 18 000 Р . В психиатрической больнице я получаю МРОТ для Алтайского края — около 12 000 Р . Оклад — 5600 Р до вычета налога, а до МРОТ зарплату добивают надбавками.

У нас в крае есть больницы, где медицинским психологам делают более весомые надбавки, чтобы за обычную нагрузку выходило 25 000 Р . В нашей больнице, если хочешь больше, бери сверхурочно.

Думаю, эта проблема обширная и касается зарплат всех медработников в крае. Учитывая их уровень, я считаю, что 20 000 Р за работу в одном отделении — это уже достойный доход. Если бы оплату труда медицинского психолога у нас в регионе пересмотрели, то мой заработок оправдывал бы затраченные энергоресурсы. Это банально, но зарплата — уже хороший способ предотвратить выгорание и, конечно, решающий стимул.

За бытовые нужды рассчитывается мой муж — я не могу покрыть даже аренду квартиры. Конечно, с такой зарплатой во многом приходится себя ущемлять. Я отслеживаю наиболее выгодные цены через приложения, если есть возможность, хожу пешком, редко покупаю себе книги, а на вебинары и курсы коплю.

Финансовая цель

Я учусь финансовой грамотности, чтобы увеличить свой достаток и не ущемлять себя в простых вещах. Пока что читаю Тинькофф-журнал и книгу «для чайников» о том, как зарабатывать на акциях, планирую еще слушать подкасты и начать применять знания на практике. Хотела бы увеличить доход до 50 000 Р в месяц путем плавного перехода к частной практике.

Мне придется долго копить на повышение квалификации и дополнительное обучение, но это очень важно в моей профессии. Вообще, организация может покрывать обучение своего специалиста, но у нас не хотят тратить на это ресурсы.

Курсы повышения квалификации с подтвержденными дипломами могут стоить от 14 000 до 100 000 Р . Их нужно проходить только у аккредитованных университетов и организаций, так себя можно застраховать от ложной информации. Обычные вебинары тут не подойдут: вебинар, например, по нейропсихологии не делает из психолога нейропсихолога, он все так же не имеет права работать им. А авторские и именные курсы — это вообще мракобесие и трата денег, так называемое инфоцыганство.

Будущее

Я мечтаю отучиться на судебного психолога и нейропсихолога. Эти предметы мы изучали еще в университете, но этого мало для практики. Повышать квалификацию можно всегда, было бы желание: хочешь расширять свои знания и сферу работы — учись и работай.

Роста внутри больницы точно не будет, поэтому для развития нужен переход в другое учреждение и частная практика, тут главное — решиться. Ну и стоит набраться опыта перед тем, как выходить в свободное плавание.

Клинический психолог: особенности профессии и обязанности специалиста

Клиническая психология уделяет внимание изучению человеческого интеллекта, эмоциональной сферы, физиологических проявлений, а также социальных и поведенческих особенностей личности. Все эти знания необходимы клиническому психологу. Нужно знать, в чем заключаются особенности профессии и обязанности специалиста, прежде чем связать сою жизнь с этой профессией.

Что это за профессия?

Содействие человеку в укреплении и защите его психического здоровья – такую функцию выполняет клинический психолог. Деятельность этого специалиста регламентирует не только наука психология, но и медицина. Опираясь на них, он проводит диагностику и коррекционную работу по поводу разнообразных проявлений расстройства психики человека.

Проблемы в этой сфере могут относиться как к психологическим аспектам, так и к медицинским.


История появления

Становление официально признанной клинической психологии произошло в XIX веке, когда в Лейпциге появился Институт экспериментальной психологии. Позднее, в 1917 году, была основана Американская ассоциация психологов, где статус ученого стал рассматриваться как его профессия. В конце XX века немец Э. Крепелин начал применять в психологии экспериментальные методы, а З. Фрейд разработал теорию возникновения расстройства психики, рассматривая ее вне привязки к медицине.

В России патологические процессы со стороны психики исследовали И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский. При клинике Казанского университета в 1885 году была открыта научная лаборатория, а позднее на ее базе появился Психоневрологический институт им. Бехтерева. В конце XX века Россия значительно продвинулась в сфере клинической психологии, и было сформировано прикладное направление, называемое патологическая психология, которая базировалась на стыке психологии и психиатрии.

Кроме того, уже появилась нейропсихология, которая имела под собой основу из трех фундаментальных наук – неврологии, нейрохирургии и психологии.


На сегодняшний день клиническая психология – это самая распространенная и востребованная прикладная отрасль психологии, которая имеет большой потенциал для дальнейшего развития как в России, так и за рубежом.

Направления деятельности

Деятельность клинического психолога определена потребностями пациента и включает в себя такие разделы научных знаний, как патологическая и соматическая психология, неврологическая и нейропсихолоия. Теоретическое и практическое применение знаний в этих областях позволяет найти решение вопроса в процессе диагностики и экспертизы состояния человеческой психики, способствует благоприятному психологическому настрою пациента во время его лечения при различных заболеваниях не только психики, но и внутренних органов, способствует оптимизированию лечебных подходов и внутрибольничной среды к скорейшему выздоровлению человека, выявляет спектр взаимоотношений врача и больного, а также отношений пациентов между собой, отслеживает изменения, которые происходят в психике человека в процессе течения его заболевания.


Клинические психологи выполняют определенные практические функции.

  • Проведение диагностики подразумевает под собой отслеживание развития симптомов в динамике, а также участие со специалистами в определении участка поражения мозга, так как разные локализации имеют разные проявления. Кроме того, изучается характер человека, располагающий к развитию у него разного рода заболеваний.
  • Проведение экспертизы подразумевает экспертную оценку развития психики ребенка, ВТЭК, судебно-психиатрическую, военно-медицинскую и так далее. По результатам полученных исследований дается экспертное заключение.
  • Выполнение психологической коррекции является психологическим воздействием на человека с определенной целью по выбранной методике. Коррекцией можно считать изменения, которые улучшают состояние человека. В процессе воздействия работают в направлении совершенствования поведенческих навыков, снижают риск возникновения психосоматических заболеваний, нивелируют последствия травм и тяжелых заболеваний, улучшают адаптационные возможности организма, устраняют результаты психологические травмы, возникающие в результате переживания тяжелых жизненных ситуаций.
  • Психологическая реабилитация способствует восстановлению физиологических способностей психики вернуться на уровень, который был у человека до момента переживания им негативной психологической ситуации или болезни. Кроме того, существует еще и вид социальной адаптации, которая помогает человеку влиться в социум, трудовой или учебный коллектив.
  • Профилактические меры включают в себя формирование у человека понятия о здоровой психике и правильном образе жизни. Следующим шагом профилактической направленности является обнаружение и устранение рисков, которым может быть подвергнута психика в процессе болезней или жизненных трудностей. И третий шаг профилактической работы направлен на предотвращение появлений рецидивов сбоя психики, возникающих повторно после тяжелой болезни, инвалидности или иных ситуаций.


На сегодняшний день клиническая психология стала одной из востребованных и развивающихся быстрыми темпами отраслей психологии.

Современный мир заставляет человека испытывать высокие психологические нагрузки и переживать частые стрессовые ситуации различной степени тяжести, что проявляется ростом числа людей, страдающих разнообразными отклонениями в психическом здоровье и нуждающихся в грамотной профессиональной помощи.


Чем отличается от психотерапевта?

Современная подготовка специалистов по психологическому профилю в системе российского высшего образования осуществляется следующим образом:

  • по медицинскому направлению – в курс обучения входит перечень обязательных предметов из области не только психологии, но и медицины, после окончания такого вуза специалиста ожидает работа клинического психолога;
  • по педагогическому направлению – обучение в этом случае не предполагает изучение медицинских предметов, напротив, сделан упор на психологию и педагогику, после прохождения учебы специалист может работать в области психологии в учреждениях педагогического профиля.


Психотерапевт – это профессионал, знания которого базируются на изучении психологии и медицины. Он оказывает помощь в лечении психических заболеваний, пограничных состояний, легких и серьезных расстройств психики.

Клинический психолог – это специалист с высшим медицинским образованием, который, не прибегая к медикаментозному лечению, работает с нарушениями не только воли и внимания, но и мышления, а также спектра эмоций. Чаще всего этот специалист имеет дело с лечением неврозов, которые присущи людям с относительно здоровой психикой.

Востребованность специалистов с этими смежными профессиональными направлениями с каждым годом не теряет своей актуальности и находится на довольно высоком уровне.


Плюсы и минусы

Будущим абитуриентам, выбирающим для себя направление клинической психологии, следует знать, что эту специальность можно приобрести только после окончания медицинского вуза, но специалист этого профиля не считается врачом и не имеет лицензии, дающей ему возможность оказывать медицинские услуги.

Данная профессия имеет свои плюсы и минусы. Положительными ее сторонами являются:

  • возможность научиться хорошо понимать людей, разбираться в их психологических нюансах поведения и реагирования на различные ситуации;
  • определять, насколько человек искренен, говорит ли он правду, какие мотивы им движут, что заставляет его реагировать на то или иное событие определенным образом;
  • способность оказывать людям психологическую помощь и поддержку, видеть результаты своей работы;
  • использовать знания и навыки не только для помощи другим людям, но и для себя самого;
  • возможность заниматься частной практикой или работать совместно с врачом в государственных лечебных или иных социальных учреждениях.


Однако помимо плюсов профессиональная деятельность клинического психолога имеет и свои отрицательные нюансы:

  • психологическое вовлечение в эмоции и проблемы пациента, совместное их проживание;
  • разочарование в случае неудач из-за невозможности оказать помощь пациенту;
  • ежедневная высокая психоэмоциональная нагрузка, необходимость контакта с людьми, чья психика неуравновешенна;
  • длительная работа в профессии приводит к эмоциональной истощаемости и так называемому выгоранию.

Помимо плюсов и минусов стоит отметить, что клиническим психологом можно стать, только если вы не являетесь вирусоносителем какого-либо заболевания, не страдаете неврологическим или психическим расстройством, а также мигренью, ваши речь, слух и зрение на уровне нормы, в анамнезе нет сердечно-сосудистых болезней и нарушений памяти.


Должностные обязанности

Профессиональные стандарты должности клинического психолога подразумевают следующие трудовые обязанности:

  • ознакомление с данными медицинских обследований, сбор жалоб пациента и получение информации в процессе беседы об уровне его познавательных возможностей, его эмоционально-личностной ориентированности, взаимодействии с семьей и социумом;
  • оценка полученных сведений и оформление заключения с указанием методов оказания клинико-психологической помощи по существующим стандартам;
  • при наличии необходимости – направление пациента для консультации к нейропсихологу или врачам иной специализации;
  • разработка индивидуального плана реабилитационных мероприятий и рекомендаций, а также психологическое сопровождение на всех этапах их исполнения;
  • совместная работа по вопросам оказания клинико-психологической помощи с представителями социальных служб, медицинских и образовательных учреждений, педагогическими комиссиями и другими социальными организациями.


Данный перечень должностных обязанностей подразумевает наличие определенных теоретических базовых знаний и практических навыков, а также опыта работы.

Особенности обучения и переподготовки

Согласно положениям профессионального стандарта, специальность клинического психолога предусматривает наличие одного из вариантов образования:

  • высшее образование по специальности «Клиническая психология» или «Психология» с дополнительной специализацией «Клиническая психология»;
  • высшее образование с получением специальности «Психология служебной деятельности» и наличие переподготовки по направлению «Клиническая психология»;
  • бакалавриат или магистратура по специальности «Психология» и профессиональная переподготовка по направлению «Клиническая психология».


Помимо указанного базового образования каждый специалист должен стремиться к росту профессионализма и получать новые квалификации:

  • проходить дополнительное профессиональное образование, повышающее объем знаний и их качество на современном уровне;
  • улучшать свои профессиональные навыки с помощью более опытных наставников и на стажировках;
  • принимать активное участие в вебинарах, медицинских конференциях, образовательных тренингах.


Получить образование для работы клиническим психологом можно в следующих высших учебных заведениях:

  • Казанский федеральный университет;
  • Южный федеральный университет;
  • Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина;
  • Московский государственный университет им. А. И. Евдокимова;
  • Пермский государственный национальный исследовательский институт;
  • Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина;
  • Московский государственный психолого-педагогический университет;
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

Стоит заметить, что профессиональную подготовку по направлению «Клиническая психология» следует проходить только в тех учебных учреждениях, которые имеют государственную аккредитацию.

Зарплата

На рынке труда клинический психолог имеет высокий уровень востребованности. Специалист, только что окончивший вуз и не имеющий опыта работы по специальности, в некоторых регионах России может зарабатывать 15000-17000 руб. Средний уровень заработной платы для работников государственных учреждений составляет около 25000 руб. В Москве и Санкт-Петербурге зарплаты выше и составляют они примерно 47000-50000 руб. В Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге заработная плата может быть на уровне 30000-37000 руб.


Где работать?

Психолог-клиницист может осуществлять свою трудовую деятельность в медицинских клиниках, центрах реабилитации, частных медицинских учреждениях. Имея базовую медицинскую и психологическую подготовку, он может хорошо разбираться в причинах психосоматических нарушений, неврозах, работать в паре с врачом-психиатром. Клинический психолог может проводить групповую диагностику и психотерапию, принимать участие в медицинских освидетельствованиях, осуществлять гештальт-терапию, работать в центрах оказания помощи при чрезвычайных ситуациях.

Кроме того, этот специалист может реализовать себя в оказании психологической помощи детям и подросткам, взрослым людям и старикам.

Он может специализироваться на семейной психотерапии, а также заниматься частной практикой.

Клиническая психология, психолог

Клиническая психология КП фокусируется на выявлении и лечении различных психических, эмоциональных, социальных и поведенческих проблем со здоровьем.

Где может работать такой специалист? Многие клинические психологи трудятся в частной практике, в больницах или клиниках, предоставляя прямые услуги клиентам. Другие работают в сфере высшего образования или исследований, готовят будущих специалистов в этой области или изучают причины или эффективные методы лечения проблем психического здоровья.

Клиническая это самая большая и наиболее распространенная отрасль психологии. И хотя психическое здоровье является общим ядром, в этой дисциплине есть ряд подмножеств.

Некоторые из этих подгрупп включают в себя:

· психические расстройства у детей и взрослых;

· неспособность к обучению;

· злоупотребление психоактивными веществами;

Важно помнить, что хотя таких психологов считают «врачами-исследователями», их не считают «врачами» и как таковыми медицинскими работниками. Другими словами, они не могут назначать лекарства или выполнять медицинские процедуры и операции. Они, тем не менее, способны проводить психологические оценки, диагностировать пациентов, разрабатывать планы лечения и использовать методы для терапии пациентов, как медицинские работники.

Специалист консультирует клиента пациента

Кто такой клинический психолог

Клиническая психология, собирательный термин для всех применений научной психологии для профилактики, исследования и лечения психических расстройств, жизненных проблем и различных нарушений.

Клинические психологи работают с детьми, взрослыми и пожилыми людьми. Проблемы, с которыми они сталкиваются на практике, могут быть самыми разными.

  1. Поведенческие или эмоциональные трудности в детстве.
  2. Дезадаптация в школьной среде.
  3. Проблемы подростков.
  4. Психологические зависимости.
  5. Дезадаптация в работе и браке.
  6. Нервные переживания. .
  7. Серьезные психические расстройства.
  8. Проблемы старения.

Профилактическая работа клинического психолога включает информирование и консультирование по воспитанию детей. Такие мероприятия часто проводятся психологами в медицинских центрах и семейных консультациях.

Профилактическая работа включает в себя:

· клиническую психологическую работу в школе;

· обследование трудностей адаптации или обучения в школе и дошкольном учреждении.

Эту работу выполняют психологи в учебно-психологической службе.

девушка в пиджаке и очках

Должностные обязанности специалиста

Рабочие обязанности этих специалистов, изучение и устранение социальных и поведенческих проблем, которые вызывают у людей страдания в их жизни. Более конкретно, эти проблемы охватывают широкий спектр вопросов: от эмоциональных проблем, таких как депрессия, до расстройств поведения, таких как СДВГ или аутизм, до серьезных проблем с психическим здоровьем, таких как шизофрения или диссоциативное расстройство личности.

Некоторые клинические психологи работают в лабораторных условиях, проводя исследования по вышеупомянутым проблемам психического здоровья. В этом качестве основное внимание уделяется формированию лучшего понимания человеческого поведения посредством исследований, направленных на улучшение диагностики и лечения этих расстройств. В лабораторных условиях клинический психолог будет отвечать за различные обязанности, от разработки экспериментов и подбора участников до сбора и анализа данных.

консультация клинического психолога

Работа клинического психолога

Клинические психологи по профессии, которые работают в клиниках, встречаются с клиентами, как правило, один на один, чтобы предоставить психологические услуги. Эти услуги могут включать в себя администрирование инструментов оценки для правильного определения проблемы, а также процедуры оценки для определения уровня функциональности клиента. Эта группа обязанностей может включать собеседование с клиентом или проведение официальных тестов для определения наличия диагностируемого состояния.

Профессия клинического психолога также предполагает участие в диагностических мероприятиях, которые включают использование Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, чтобы официально определить имеющуюся проблему. Как только условие диагностировано, могут начаться лечебные процедуры, которые направлены на содействие положительным изменениям в функционировании пациента.

Обязанностью для клинического психолога является этап лечения. Они обычно сосредотачиваются на том, чтобы вовлекать людей в разговоры об их проблемах. Эти беседы могут принимать различные формы, в зависимости от проблемы, с которой имеет дело пациент, и теоретической ориентации психолога. Могут быть использованы психотерапевтические услуги, которые включают встречи на еженедельной основе в течение длительного периода времени.

Клинические психологи с когнитивно-поведенческой точки зрения могут привлекать пациентов к упражнениям, направленным на изменение моделей мышления. Другие обязанности по лечению включают введение гипноза, наблюдение за групповой или семейной терапией или методы вмешательства для преодоления определенной фобии.

Кто такой клинический нейропсихолог и где он может работать

Нейропсихологи работают в крупных соматических больницах, в психиатрии, и в специализированных учреждениях для неврологических расстройств. И нейропсихология, и служба ПП имеют доступ к проверенным тестам и другим методам обследования.

Клиническое психологическое лечение включает в себя широкий спектр работ: от классического психоанализа до других форм терапии:

Лечение также включает абилитацию людей с ограниченными возможностями и реабилитацию после болезней и травм, которые привели к инвалидности.

Некоторые клинические психологи являются частными практикующими психотерапевтами, но подавляющее большинство работает в системе общественного здравоохранения, где они входят в команду врачей, медсестер, социогномистов и других профессиональных групп.

Обучение и переподготовка специалистов

Кафедра клинической психологии проводит исследования и отвечает за обучение и переподготовку на базовом, продвинутом и исследовательском уровне в области КП.

Чаще на кафедре проводятся исследования и обучение, посвященные этиологии, диагностике, профилактике и лечению различных форм клинических состояний, то есть психических заболеваний и расстройств у детей и взрослых. Это включает, в частности, разработку и оценку исследований в области КП на основе сотрудничества с другими исследователями, студентами и внешней деятельностью.

На факультете в институте могут не только обучать и переподготавливать специалистов, но и проводиться научные исследования на национальном и международном уровне, в частности, в следующих областях:

· Побочные эффекты психологического лечения.

· Лечение и профилактика игровой зависимости.

· Психоаналитическое и психодинамическое лечение.

· Профессиональное развитие психотерапевтов.

· Судебная и свидетельская психология.

· Партнерская психология и воспитание детей.

· Контекстуальная поведенческая наука.

· Обучение психологов распознаванию эмоций при психологическом лечении.

· Психическое здоровье беженцев, лиц, ищущих убежища, а также имеющих опыт травмы.

Различные программы институтов, кафедр включают преподавание по теме психологии на факультете психологии, обучение новых и переподготовку специалистов из смежных областей, самостоятельные курсы по психологии, а также курсы в рамках последипломного образования, повышения квалификации и переобучения.

Описание работы

Вот что вы будете делать в роли клинического психолога.

Если для вас важны честность, этика и помощь другим, подумайте о карьере в области клинической психологии. Вы можете начать обучение для работы в качестве психолога с любым типом работы или образования. Самое главное, ваша страсть и стремление к успеху.

Люди, меняющие карьеру, в настоящее время работающие в таких областях, как образование, социальная работа и специализированная помощь (например, с детьми или пожилыми людьми), обнаружат, что их навыки и организационные способности совпадают с теми, которые необходимы для работы в психологии.

Изучение психологии является полезным, показывая нам, как и почему мы ведем себя так, или иначе. Использование этой информации, чтобы помочь людям улучшить свою жизнь, может быть полезным. Независимо от того, новичок вы в психологии или нет, вы найдете в ней интригующий набор потенциальных карьерных путей.

Чем еще занимается клинический психолог

Клинические психологи встречаются с людьми, чтобы определить проблемы (эмоциональные, психические и поведенческие) в их жизни. Посредством наблюдения, собеседований и тестов, психолог будет диагностировать любые существующие или потенциальные расстройства. Затем вместе с пациентом они составляют программу лечения в соответствии с потребностями клиента. Психологи регулярно следят за прогрессом клиента, чтобы убедиться, что его потребности удовлетворены ходом действия, и скорректировать его при необходимости.

Читайте также: