Когда появилась профессия военного

Опубликовано: 02.10.2024


В последнее время мы не редко слышим по телевидению о повышениях зарплат военнослужащим, об увеличении престижа армии, о проведении боевых учений, но редко задумываемся, кто же они эти самые военные?

История профессии военного

Профессия военного имеет очень необычную и неповторимую историю развития.
Что можно сказать о тех, кто стал первым работать военнослужащим? Это однозначно отважные и смелые люди, которые не побоялись защищать свой народ от врагов. Невозможно определить точную дату возникновения профессии, никто не скажет, в какое время появились первые военные офицеры-защитники.

Главной причиной возникновения официальной профессии военного было формирование государства с законодательством и системой правительства. Но люди, которые управляли командами вооружённых групп, существовали и до становления цивилизованного государства.

Древнейшими представителями этой профессии были вожди племен, они охраняли свои территории и народ от захватчиков. В средневековье защитой людей занимались рыцари, которые пользовались огромным уважением в своей стране.

В дальнейшем, с развитием профессии, военные офицеры занимались сбором налогов, а также исполняли функции полицейских. В Российской империи мальчиков из семей дворян регистрировали в действующем полку и с наступлением совершеннолетия они становились офицерами. В этом звании они служили своему государству.

Кто такие военные?

«Есть такая профессия – Родину защищать», - так говорят о военных. Конечно же,- это общее описание, поскольку их деятельность заключается не только в том, чтобы держать оружие в руках, ведь есть военные медики, юристы, журналисты. Сама военная служба - это особый вид госслужбы, исполняемый гражданами при федеральных органах исполнительной власти, которая осуществляется по призыву или по контракту.

Сейчас, когда в мире нестабильная политическая обстановка в некоторых странах, когда другие страны наращивают ядерный потенциал и увеличивают закупку оружия, наша страна нуждается в надежной обороне на случай нападения противника, поэтому профессия военного всегда будет являться востребованной и никогда не исчезнет.

Обязанности военнослужащего зависят от должности, которую он занимает, а должность – от полученного им образования, присвоенного воинского звания и стажа или опыта работы. Есть военнослужащие, работающие с личным составом – солдатами, есть – сидящие в штабе и разрабатывающие военные документы, а есть те, которые работают с военной техникой. Повторюсь, все зависит от того, на кого военнослужащий учился.

Плюсы и минусы профессии военного

Люди в погонах всегда считались людьми чести и пользовались всеобщим уважением. Но все же попробуем разобраться, благодарная ли это профессия.

Если говорить о минусах, то первый из них - это то, что военный может получить увечья, заболевания или даже умереть в ходе исполнения своих обязанностей. Второй заключается в том, что служащих часто переводят с места на место, что может вызвать проблемы в личной жизни. Ещё на их судьбу могут припасть трудные климатические условия. Да и быть психически готовым убить человека - это тоже довольно трудно. Поэтому - это люди большой силы воли и выдержки.

Что касается плюсов:

  • довольно достойный заработок (только с 2012 года зарплаты военнослужащих увеличились в три раза)
  • сравнительно большие пенсии (бюджет на выплаты пенсий людей в погонах в 2014 году составил 557,79 млрд рублей)
  • различные льготы и выплаты ( надбавка за классную квалификацию, которая выплачивается каждый месяц, надбавка за особые условия службы и т. д .) Военные- это те люди, которые никогда не останутся без внимания власти, так как они стоят на постах охраны безопасности и порядка в государстве. Но в то же время- люди в погонах полностью зависимы от того, какие люди стоят у власти.

Военные профессии для девушек

Военные девушки? Мужчина ведь всегда был воином и добытчиком, а женщины оберегали домашний уют. Но в наше время можно наблюдать тенденцию заполнения военных ВУЗов девушками.

Они не боятся ограничений в макияже, строгих правил в одежде, причёске и поведении. Они хотят служить.

Чаще всего, конечно, молодые женщины и девушки работают телефонистками, радистками, инженерами, экономистами либо переводчицами в штабе.Они получают военные звания офицеров или прапорщиков . И обязанности свои они выполняют не хуже.

Наверное, профессия военного всегда будет актуальной и военные звания будут поводом для гордости. Только не исключено, что вскоре среди заслуженных мужчин будет появляться всё больше и больше женщин.

Права и гарантии

Поскольку все военнослужащие в силу своего особого статуса обладают некоторыми ограничениями, государство вместе с этим наделяет их определенными правами и дает некоторые гарантии. Уже после десяти лет службы при отдельных условиях военнослужащий получает право на приобретение жилья. Также он имеет право на более ранний выход на пенсию - от 20 лет службы, так называемую - "за выслугу лет". Помимо этого массу гарантий приобретают и члены его семьи. Жена имеет преимущество при приеме на работу,хотя вряд ли это сейчас соблюдается, в отпуск она может ходить не в соответствии с графиком, а вместе с мужем, ребенка обязаны принять в детский садик вне очереди - и много других гарантий.

Самой же приятной гарантией являются повышенные заработные платы военнослужащих по сравнению с другими видами государственной службы. Размер их зарплат значительно превышает средние показатели по стране и позволяет им достойно жить, удовлетворяя свои потребности.

«Профессия военный» хоть и является опасной, но имеет множество преимуществ, одним из которых является ее престиж, ведь военнослужащие стоят на страже нашей страны, за что мы должны быть им благодарны.

Также эта статья поможет подготовить сочинение, доклад, эссе или презентацию о профессии.

Офицер Русской армии

Престижность любой профессии обычно определяется социальной значимостью конкретного труда в обществе, уровнем профессионального мастерства специалистов, их материальным положение и социальной защищённостью, традициями и ритуалами, связанными с данной профессией.

Профессия офицера в нашей стране имеет многовековую историю. И применив к ней перечисленные критерии, можно с уверенностью сказать, что она всегда была на высочайшем уровне престижности!

На рисунке: Офицеры Русской армии периода Крымской войны (1853-1856 гг.)

История возникновения русского офицерства

В России воинские звания впервые были введены в тридцатые годы семнадцатого века в связи с формированием в Москве первых солдатских (пехотных) полков "нового строя".

Их старший командный состав вначале состоял в значительной мере из иностранных наёмников. Несколько позднее, например во время русско-польской войны 1654-67 годов, упор был сделан на национальные кадры.

В имевшихся к тому времени восьми солдатских, одном рейтарском и одном драгунском полках "нового строя", наиболее боеспособной части армии, более семидесяти процентов командного состава составляли русские дворяне.

Профессия офицера в Российском государстве в восемнадцатых - девятнадцатых веках, считалась одной из самых престижных.

Практически все мужчины царствовавшего более трёхсот лет в России дома Романовых состояли на воинской службе, имели чины и постоянно носили военную форму. Это же характерно и для большинства дворянских родов.

Офицер Русской армии

Даже у А. С. Пушкина, сугубо гражданского человека, великого поэта, все сыновья, внуки и многие правнуки стали профессиональными военными, а дочери и почти все многочисленные внучки вышли замуж за офицеров.

Из состоявших в 1897 году на действительной военной службе 43 720 офицеров и генералов 51,9% (22 290 человек) являлись потомственными дворянами, а в 1912 году представители этого высшего сословия России составляли около 70% офицерского корпуса.

Дворянство в России — А. С. Пушкин: Что такое дворянство? Потомственное сословие народа высшее, то есть награждённое большими преимуществами касательно собственности и частной свободы. Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений

Во многих семьях профессия военного столетиями передавалась из поколения в поколение. Потомки гордились заслугами и боевыми подвигами своих предков, имена которых были хорошо известны не только в армии, но и в стране, всячески стремились стать достойными их светлой памяти.

В первой половине восемнадцатого века для подготовки офицеров из числа дворянской молодёжи был открыт ряд учебных заведений. Но они не могли в полной мере удовлетворить всё нараставшие потребности армии.

В середине сороковых годов девятнадцатого века проблема подготовка офицерских кадров ощущалась весьма остро.

Разработать её систем поручили начальнику главного штаба Я. И. Ростовцеву. в 1848 году были введены в действие подготовленные Ростовцевым "Наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений".

Но проблема осталась нерешённой: офицеров, окончивших военно-учебные заведения, оказалось в три раза меньше, чем офицеров, получивших чин другим путём.

Поэтому, во время военных реформ 1860-70 годов создаются новые военно-учебные заведения.

Уже в начале семидесятых годов девятнадцатого века они смогли ежегодно готовить до 2000 офицеров, то есть в 3,5 раза больше, чем во время Крымской войны.

Кры́мская война́ 1853—1856 годо́в, или Восто́чная война́ — война между Российской империей, с одной стороны, и коалицией в составе: Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства, с другой. Наибольшего напряжения боевые действия достигли в Крыму. Русским войскам в ходе этой войны было нанесено несколько поражений, а по ее итогам 18 марта 1856 года был подписан Парижский трактат, по которому, Россия возвращала Турции крепость Карс взамен южной части Севастополя, уступала Молдавскому княжеству устье Дуная и часть Южной Бессарабии. Подтверждалась автономия Сербии и Дунайских княжеств. Чёрное море и проливы Босфор и Дарданеллы объявлялись нейтральными: открытыми для торгового мореплавания и закрытыми для военных судов, как прибрежных, так и всех прочих держав. Турция укрепила свои позиции на черном море.

Основная масса офицеров для заполнения вакансий командиров взводов и полурот поступала из военных училищ, число которых с 1863 года непрерывно возрастало.

К моменту введения в России закона о всеобщей воинской повинности (1874 год) в стране действовало 21 юнкерское училище (16 пехотных. 2 кавалерийских и 3 казачих).

Юнкерские училища предназначались для получения военного образования юнкерами (юнкер - не только учащийся Военного или Юнкерского училища Российской империи, но и чин/звание в Российской имп. армии) и унтер-офицерами из вольноопределяющихся перед производством их в офицеры. В юнкерские училища принимались нижние чины всех сословий и исповеданий (кроме иудейского), при удостаивании их к тому непосредственным начальством. Окончившие курс выпускались в свои полки подпрапорщиками, эстандарт-юнкерами и подхорунжими и производились в офицеры не иначе как по удостаиванию непосредственного начальства.

Курс обучения делился на три класса: общий (младший) и два специальных; летом юнкера выводились в полевые лагеря для тактических занятий и учений на местности.

Учебные программы предусматривали изучение общеобразовательных:

  • закон божий,
  • русский язык,
  • математика,
  • физика,
  • химия и другие

специальных дисциплин:

  • тактика,
  • военная история,
  • топография.
  • фортификация,
  • артиллерия,
  • военная администрация
  • военное законоведение
  • военная география

Во все времена существования России офицеры Русской армии считались образцом порядочности, честности и преданности отечеству. Русский офицер - высокоуважаемый член общества.

* Песня русского офицера из к/ф "Корона Российской Империи" в исполнении Владимира Ивашова.

В настоящее время

Главный долг любого офицера - защита своей родины.

Офицеры воспитывают подчиненных в частях и на кораблях по всему миру, это их основная обязанность. Они несут службу, очень опасную и напряженную, и их обязанность - вернуть солдат матерям.

Капитаны, капитан-лейтенанты, майоры, капитаны третьего ранга, полковники и капитаны первого ранга - те, кто лучше всего знает свою специальность и службу, те, кому начертаны великие задачи по воспитанию будущих поколений воинов.

У Суворова был учитель, у Кутузова был учитель, Колчака, Деникина, Туркула, Жукова, Конева, Рокоссовского - всех учили преподаватели. Что бы они достойно, как мы знаем из истории, защищали нашу страну на жарких передовых.

Знаменитые слова русского генерала:

"Мой символ краток: Любовь к Отечеству, свобода, наука и славянство" - М.Д. СКОБЕЛЕВ


Михаи́л Дми́триевич Ско́белев (17 [29] сентября 1843 — 25 июня [7 июля] 1882) — русский военачальник и стратег, генерал от инфантерии (1881), генерал-адъютант (1878). Участник Среднеазиатских завоеваний Российской империи и Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, освободитель Болгарии. В историю вошёл с прозванием «Белый генерал» (тур. Ak-paşa [Ак-Паша]), что всегда ассоциируется в первую очередь именно с ним. В сражениях он участвовал в белом мундире и на белом коне. Болгарский народ считает его национальным героем.

«Есть такая профессия – Родину защищать», - так говорят о военных. Конечно же, - это общее описание, поскольку их деятельность заключается не только в том, чтобы держать оружие в руках, ведь есть военные медики, юристы, журналисты.

Офицер Русской армии

Уровень популярности профессии офицера за последние годы вырос, в том числе в связи с существенным усилением материальных и социальных стимулов прохождения военной службы в целом.

Особенно прославились русские полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов, а уже в наше время маршалы Георгий Константинович Жуков, Иван Степанович Конев, Константин Константинович Рокоссовский.

9. Что влияет на выбор профессии военного?

Выбор профессии – один из самых серьезных в жизни каждого человека. Профессия «военного» издавна является профессией для мужчин, сильных духом, готовых посвятить свою жизнь службе в Вооруженных Силах.

Во многих семьях это традиция, которой неукоснительно следуют и которая переходит по наследству от отца к сыну. Примером для подражания становится старшее поколение мужчин в семье.

Кстати. Профессия военного не является чисто мужской, как это принято считать. Среди женщин военное дело также востребовано.

Описание профессии военного

В обязанности людей, несущих военную службу в частях и учреждениях Вооруженных сил, входит исполнение воинского долга. Эта служба не просто профессия, а призвание. Общество и все государство в целом возлагает на военнослужащих социально-ответственные функции.

В профессии военного нет места людям с плохой физической подготовкой и слабыми волевыми качествами. Ведь основной задачей военнослужащих является защита и удержание территории, а также людских и материальных ресурсов.

Люди, состоящие на действительной службе, обязаны беспрекословно выполнять все приказы о необходимых военных действиях, операциях и мероприятиях. Они должны уметь прогнозировать необходимое количество единиц техники и живой силы, которое нужно задействовать. В их обязанности входит обнаружение потенциальной опасности, а также составление докладов о чрезвычайных ситуациях.

Востребованность профессии военного средняя. Служба в армии не столь популярна сегодня, многие молодые люди стараются избежать призыва и пытаются уклониться от службы. Небольшая зарплата, строгость и некоторые ограничения в армии пугают юных потенциальных защитников государства.

А между тем русский военный всегда отличался храбростью, мужеством и самоотверженностью. Эта профессия считается почетной, к ней относятся с большим уважением. Служащим по закону предоставляются гарантии и компенсации. Для них существуют льготы при поступлении в учебные заведения, при проезде в общественном транспорте.

Военнослужащим полагается довольно долгий отпуск и ранняя пенсия. Семьям, в которых муж состоит на действительной службе, предоставляется жилье. Эти факты, конечно, являются приятным бонусом.

Но, как и в любом виде деятельности, в профессии военного помимо плюсов есть и свои минусы. Человеку, проходящему службу, не приходится выбирать город и климатические условия, куда ему с семьей необходимо переезжать.

Порой ненормированный рабочий день и ночные дежурства требуют от служащих и его родных много терпения и стойкости. Особенность профессии военного состоит еще и в том, что она рискованная и опасная, так как несущие службу на море, в воздухе или на суше при необходимости в любой момент могут быть отправлены в "горячие точки".

10. Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии

К основным качествам характера военного в первую очередь стоит отнести высокую нравственность, порядочность и, конечно, патриотизм. Люди в военной форме отличаются организованностью, честностью и принципиальностью, наблюдательностью и решительностью.

Они должны быть требовательны не только к себе, но и к своим коллегам. Военнослужащие обладают способностью анализировать имеющиеся факты и прогнозировать дальнейший ход событий. Служить в армии могут только люди с нормальной психикой, контролирующие свои эмоции.

Хорошая физическая выносливость, дисциплинированность, оперативность – эти характеристики далеко не последние в списке качеств, которыми должны обладать люди, несущие военную службу. У большинства слово "военный" непременно ассоциируется и с такими словами как самообладание, смелость и выдержка.

Причины «долгожительства» профессии: даже если мир во всем мире станет не просто красивой фразой, а вполне осязаемой реальностью, в сердцах людей всегда будет жить страх войны.

Для этой профессии очень важны целеустремленность, стойкость духа, умение бороться со всеми трудностями, так как профессия не из легких. Действительно, в современной жизни далеко не каждый молодой человек выбирает военную службу. Этому виной и закрепившаяся за профессией негативная репутация.

Парни в основном думают о том, как бы избежать армии, боясь дедовщины и прочих ужасов, о которых так часто говорят. – Причина в том, что снижен престиж армии. Если раньше косо смотрели на тех, кто не служил, то сейчас действует обратный принцип. Это не правильно. И хорошо, что еще остались ребята, которые идут в армию и понимают, что их долг – служить Родине, и что армия готовит настоящих мужчин.

11. Востребованность специалистов

В России во все времена военная служба была делом чести, школой мужества и самоотверженности, а к профессии военного всегда относились с особым почетом и уважением.

12. Место работы и карьера

Военнослужащие работают в военных организациях, в научно-исследовательских институтах. Конечно, люди этой профессии проходят службу в военных гарнизонах, подразделениях, частях и пр. Они также работают в миротворческих войсках и отправляются в "горячие точки". Возможна и преподавательская деятельность.

Некоторые служащие в армии стараются получить высокое звание, что дает возможность после службы получать неплохую военную пенсию. Людям этой профессии нельзя заниматься никакой предпринимательской деятельностью. Поэтому желающим в перспективе открыть собственный бизнес не стоит связывать свою жизнь с армией.

13. Образование (Что нужно знать?)

Людям с волевыми чертами характера и организаторскими способностями, которые могут оперативно реагировать и быстро принимать решения, стоит попробовать свои силы и стать военным. Освоить эту профессию можно, получив среднее специальное или высшее образование. Будущие служащие армии учатся в военных училищах, академиях, институтах и университетах.

Обучение в академии. Ординатура. Выслуга лет. Повышение в звании. Получение наград. Работа по родственным специальностям.

Военная карьера начинается с хорошего образования, поэтому молодые люди, решившие связать свою жизнь с этой профессией, еще учась в школе, задумываются о выборе учебного заведения.

Глава 1. Теоретическая часть исследования…………………………………..

История профессии военного…………………………………….

1.3. Виды войск Российской Федерации

Глава 2. Практическая часть исследования………………………………….

2.1. Анализ анкетирования на констатирующем этапе исследования

2.2. Разработка и проведение мероприятий программы «Курс молодого бойца»………………………………………………………………..

2.3. Анализ анкетирования на заключительном этапе……………….

Выбор профессии – один из самых серьезных шагов в жизни каждого человека. У меня есть мечта – я хочу стать военным, как мой папа.

Военный – человек, не знающий страха действующий смело и решительно. Профессия военного – это героическая высоконравственная профессия. В ее основе любовь и преданность Родине, готовность жертвовать собой. Профессия военного – это красивая профессия. Ее красят военная форма и боевые награды. Профессия военного – это боевая профессия. Военные – защитники!

Актуальность темы , мы думаем, очевидна. Знать о такой благородной профессии должен каждый!

В начале нашего исследования был выбран объект – профессия военного.

В качестве уточнения объекта был определен предмет исследования история появления и раскрытие важных аспектов данной профессии.

Цель нашей работы : познакомить одноклассников с профессией военного и повысить интерес к профессии путем разработки программы «Курс молодого бойца».

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи :

- изучить историю появления профессии военного;

- изучить виды войск;

- узнать, как стать военным;

- провести анкетирование среди учащихся класса;

- разработать программу «Курс молодого бойца».

Поставленные цель и задачи исследовательской работы позволили выдвинуть гипотезу – мы предполагаем, что разработанная нами программа «Курс молодого бойца» повысит престиж профессии военного среди учащихся класса и заинтересует одноклассников в плане выбора будущей профессии.

В ходе нашей работы мы использовали следующие методы исследования : анализ литературных источников по теме исследования, анкетирование.

Практическая значимость исследования в том, что материалы работы помогут ученикам 2 класса узнать о профессии военного. Кроме того, в ходе написания работы, мы разработали программу «Курс молодого бойца», которая позволит изучить суть профессии и прочувствовать её на себе.

Структура работы представлена следующими этапами исследования:

Подготовительный этап

- выбор темы исследования;

2. Основной этап

- сбор информации по теме исследования;

- первичное проведение анкетирования;

- разработка программы «Курс молодого бойца»;

3. Заключительный этап

- вторичное проведение анкетирования для подтверждения гипотезы.

- представление итогов работы.

Глава 1. Теоретическая часть исследования

История профессии военного

Профессия военного имеет очень необычную и неповторимую историю развития. Что можно сказать о тех, кто стал первым работать военнослужащим? Это однозначно отважные и смелые люди, которые не побоялись защищать свой народ от врагов. Невозможно определить точную дату возникновения профессии, никто не скажет, в какое время появились первые военные-защитники.

Но вот что нам удалось узнать, древнейшими представителями этой профессии были вожди племен, они охраняли свои территории и народ от захватчиков. В средневековье защитой людей занимались рыцари, которые пользовались огромным уважением в своей стране.

В дальнейшем, с развитием профессии, военные занимались сбором налогов, а также исполняли функции полицейских. Позже у каждого государства появляется армия, служить в которой должны военные [1. C 22].

Проанализировав источники, мы можем представить в виде цепочки путь появления профессии: ВОЖДИ – РЫЦАРИ – ПОЛИЦЕЙСКИЕ – ВОЕННЫЕ.

1.2. Кто такие военные?

«Есть такая профессия – Родину защищать», – так говорят о военных. Конечно же, это общее описание, поскольку их деятельность заключается не только в том, чтобы держать оружие в руках, ведь есть военные медики, юристы, журналисты.

Сама военная служба – это особый вид госслужбы, исполняемый гражданами по призыву или по контракту [1. C 23].

Обязанности военнослужащего зависят от должности, которую он занимает, а должность – от полученного им образования, присвоенного воинского звания и стажа или опыта работы. Есть военнослужащие, работающие с личным составом – солдатами, есть – сидящие в штабе и разрабатывающие военные документы, а есть те, которые работают с военной техникой. Всё зависит от того, на кого военнослужащий учился. Военные специализированные учреждения имеют много специализаций.

Курсантами ВВУЗ могут стать парни от 16 до 22 лет, имеющие российское гражданство, при наличии аттестата о среднем или профессиональном образовании, при условии чистой истории в МВД и отличной физической подготовки [2].

Изучив, кто такие военные, мы можем утверждать, что возможность стать военным доступна любому гражданину нашей Державы, при условии отличного здоровья, желания защищать свою Родину, а также при наличии военного образования.

1.3. Виды войск Российской Федерации

Наша армия имеет три вида Вооружённых Сил: военно-воздушные силы, сухопутные войска, военно-морской флот.

Военно-воздушные силы Российской Федерации предназначены для ведения разведки, защиты от ударов с воздуха, для поражения объектов противника, десантирования, для перевозки войск и материальных средств по воздуху.

Сухопутные войска – это вид вооружённых сил, предназначенный для ведения боевых действий на суше. Это самый многочисленный по боевому составу вид войск.

Военно-морской флот предназначен для защиты и охраны морских границ, для ведения боевых действий на воде, для транспортировки войск и материальных средств [3].

Более подробное описание видов Вооружённых Сил мы представили в сводной таблице (Приложение 1).

Изучив историю создания профессии, мы можем утверждать, что это древнейшая профессия. Узнав кто такие военные, мы можем говорить, что эта профессия разносторонняя. А какое направление можно выбрать, мы рассмотрели, изучив виды войск. И конечно мы нашли информацию о том, какие условия необходимо соблюсти, чтобы стать военным.

Глава 2. Практическая часть исследования

2.1. Анализ анкетирования на констатирующем этапе исследования

Мы провели анкетирование среди учащихся 2 «в» класса, в нем принимали участие 14 учеников. (Приложение 2).

На вопрос «Хотел бы ты стать военным? Почему?» 2 учащихся (14%) ответили, что хотели бы. 8 ребят (57%) ответили, что нет и 4 (29 %) сомневались в своем в выборе.

На следующий вопрос ребята выделили следующие качества военного: храбрость, смелость и сила.

При ответе на вопрос «Чем привлекает вас профессия военного?» большинство ребят (57%) эта профессия не привлекает, они заинтересованы другими профессиями и 43% опрошенных отметили интерес к военному оснащению и военной технике.

Результаты первичного анкетирования представлены в сводных диаграммах (Приложение 3, рис.1,2,3).

Проанализировав полученные результаты анкетирования, можно сделать вывод, что большинство ребят не заинтересованы профессией военного. Конечно мы понимаем, что все профессии важны, выбирай на вкус, но у нас в классе есть ребята, которые не определились с выбором профессии. В связи с этим, у нас есть возможность помочь ребятам определиться с выбором. Именно поэтому следующим этапом нашей работы стала разработка программы «Курс молодого бойца».

2.2. Разработка и проведение мероприятий программы «Курс молодого бойца»

Программу «Курс молодого бойца» мы составляли на месяц. В течении месяца мы проводили разные мероприятия, с целью ознакомления ребят с профессией военного (Приложение 4).

Мы подготовили п резентацию «Есть такая профессия – Родину защищать». Ребята просмотрели презентацию, с интересом задавали вопросы и принимали активное участие в обсуждении вопросов «Кто такие военные?» и «Как стать военным в России?».

Для поддержания отличной физической формы, мы разработали систему упражнений для курса молодого бойца. На уроках физической культуры мы проводили разминку. Подобранные нами физические упражнения были направлены на все группы мышц. Ребята смогли прочувствовать на себе, как сложно быть военным, так как эта профессия требует отличной физической подготовки (Приложение 5, рис 4).

Проведение мастер-класса «Изготовление военного самолета», целью которого было научить изготавливать военный самолет из пластилина, у ребят вызвало настоящий восторг. Мы рассмотрели модели самолета и смогли воссоздать одну из них (Приложение 6, рис 5, 6).

Ребята с большим удовольствием поучаствовали в конкурсе рисунков на военную тематику, многие принесли сразу несколько рисунков. На наш взгляд, это является подтверждением того, что ребята заинтересовались этой профессией.

2.3. Анализ анкетирования на заключительном этапе исследования

Для того чтобы подтвердить гипотезу исследования, что разработанная нами программа «Курс молодого бойца» повысит престиж профессии военного среди учащихся класса и заинтересует одноклассников в плане выбора будущей профессии, мы провели повторное анкетирование. Вопросы в анкете были точно такими же, что и на первичном срезе. В анкетировании принимали участие 14 учащихся 2 «в» класса.

На вопрос «Хотел бы ты стать военным? Почему?» 8 учащихся (57%) ответили, что хотели бы. И 6 ребят (43%) не поменяли своего мнения. Хотя нашей целью не было переубеждать ребят в выборе своей профессии, но вышло так, что 4 «сомневающихся» человека и еще 2 учащихся из «определившихся» очень заинтересовались этой профессией.

При ответе на следующий вопрос ребята добавили в список качеств военного: патриотизм, героизм, стойкость, отличная физическая подготовка, дисциплинированность.

При ответе на вопрос «Чем привлекает вас профессия военного?» теперь большинство ребят (57%) отметило не только военное оснащение и военную технику, но и личные качества военных. Например, Дмитрий ответил «мне нравится эта профессия, потому что военные очень сильные духом, мужественные, ими гордятся все родные и близкие».

Результаты анкетирования на заключительном этапе исследования представлены в сводных диаграммах (Приложение 7, рис 7,8,9).

На наш взгляд, нам удалось достичь цели исследования, мы познакомили ребят с сутью профессии военного и заинтересовали ею, а еще смогли добиться осознания учащимися этой профессии, как нечто глубокое и важное для страны, для семьи. Соответственно мы можем утверждать о том, что гипотеза подтверждена. Разработанная нами программа «Курс молодого бойца» повышает престиж профессии военного среди учащихся класса и заинтересовывает одноклассников в плане выбора будущей профессии.

Много профессий хороших и разных, но профессия – военный – это даже не профессия – это призвание.

Мы в своей работе постарались углубленно изучить профессию военного. Рассмотрели вопросы её появления, порассуждали на презентации над вопросами «Кто такие военные?» и «Как стать военным в России?». Активно провели три лучших учебных недели, насыщенные разными мероприятиями.

Цель нашей работы достигнута , поставленные задачи выполнены. Разработанная нами программа представлена одноклассникам и оценена ими по достоинству.

Пользуясь одним из самых распространенных методов исследования «анкетирование», мы смогли научно доказать гипотезу.

На наш взгляд данная тема имеет перспективы дальнейшего исследования, так как мы изучали основы профессии лишь поверхностно. В дальнейшем мы сможем рассмотреть более углубленно разные направления в этой профессии, где и как их можно получить, и знакомить с ними своих одноклассников.

Список литературы

В.С. Шеригин, А.И. Юрьев. Что такое? Кто такой? – М.: «Современная педагогика», 2004. – 519 с.


Иллюстрация: gr-sily.ru

В точности неизвестно, когда именно появилась профессия военного переводчика. Но уж точно не вчера, а в незапамятные времена, когда античные армии начали брать пленных, собирать разведывательные материалы, а также вести переговоры с иностранными союзниками и противниками.

В Древней Руси переводчики, или, как их называли в старину, драгоманы и толмачи, появились с начала формирования русских княжеств и походов на Царьград.

Драгоманами называли переводчиков при европейских (в том числе, российских) посольствах в странах Востока, а толмачами — устных переводчиков во время переговоров с иностранными гостями и официальными лицами. Долгое время набор переводчиков на государеву службу шёл самотёком. В толмачи и драгоманы набирали самоучек из дьячков или прижившихся на русской земле иноземцев. Никакой системы подготовки специалистов не существовало как таковой.

Однако уже в XVI веке на государственном уровне возникла необходимость организовать переводчиков в отдельную службу, в результате чего на свет появился Посольский приказ, в котором состояло 22 письменных и 17 устных переводчиков для дипломатических и военных задач.

Ситуация заметно улучшилась после обязательного требования к служилому сословию — изучать иностранные языки, а после выхода России к Чёрному морю и началу крымских кампаний возникла необходимость набирать в армию офицеров-переводчиков.

Военных переводчиков на постоянной основе стал готовить Азиатский департамент МИД в конце XIX века. В 1885 году при отделении восточных языков этого департамента открылись курсы по подготовке офицеров-переводчиков. Первых слушателей набирали исключительно из гвардейских частей.

В 1899 году во Владивостоке открывается Восточный институт, слушателями которого могли быть только офицеры. Основные направления — востоковедение, английский и французский языки. Желающих поступить учиться в институт было так много, что командование Русской армией приняло дополнительные меры для обучения кадрового состава иностранным языкам и специальным дисциплинам.

В 1911 году особые окружные подготовительные школы военных переводчиков были организованы при штабах Приамурского, Туркестанского и Кавказского военных округов. В Тифлисской и Ташкентской школах ежегодно проходили обучение по пять офицеров, в школе при штабе Приамурского военного округа — двенадцать офицеров. В Тифлисской школе преподавались турецкий и персидский языки, в Ташкентской школе — персидский, узбекский, афганский, китайский и урду, в Иркутской школе — китайский, японский, монгольский и корейский языки.

Как можно видеть, несмотря на тягу офицеров Русской армии к изучению иностранных языков, дорога в военные переводчики была открыта лишь для единиц, а для нижних чинов и вовсе закрыта, что не слишком способствовало интересам дела.

Коренным образом ситуация изменилась в 1920 году, когда Советская Россия взялась за освобождение Дальнего Востока от японских и американских интервентов. Было открыто Восточное отделение, где слушателям преподавали специальные дисциплины, английский и азиатские языки согласно выбранному направлению.

21 мая 1929 года заместитель наркома по военным и морским делам, председатель Реввоенсовета СССР Иосиф Уншлихт подписал приказ «Об установлении звания для начсостава РККА «Военный переводчик».

Однако прошло не одно десятилетие, прежде чем у военных переводчиков появился свой профессиональный праздник. Его учредили в 2000 году по инициативе группы выпускников разных лет Военного Краснознамённого института Министерства Обороны (ВКИМО), в котором готовили военных юристов и переводчиков.

За время своего существования институт сменил множество названий: Военный институт Минобороны СССР, Военный институт иностранных языков, Военный институт иностранных языков Красной Армии, а вырос он из военного факультета западных языков 2-го Московского государственного педагогического института иностранных языков и стал самостоятельным вузом приказом № 0271 Народного комиссара обороны СССР от 12 апреля 1942 года.

Впрочем, оформление военного факультета 2-го МГПИИЯ в отдельный вуз было чистой формальностью, поскольку он и без того имел статус высшего военного учебного заведения. Подготовка специалистов (английский, немецкий и французский языки) велась в интересах военных училищ и академий РККА.

Начальником военного факультета был назначен генерал-майор Николай Николаевич Биязи — невероятно интересный и одарённый человек. Потомок итальянских переселенцев, Николай Биязи начал службу еще в царской армии — сначала в нижних чинах, а затем, за храбрость и способности, был направлен на ускоренные курсы подготовки прапорщиков, дослужившись до подпоручика.

С началом Октябрьской революции и гражданской войны для Биязи не было вопроса, кому служить, и он вступил в ряды Красной Армии, где пригодились его военные и организационные таланты.

Сначала Николай Биязи руководил Тифлисской пехотной школы, затем — Четвёртой Ташкентской объединенной командной школой имени В. И. Ленина. К слову, оба военных училища стали кузницами кадров, давших стране прославленных командиров и Героев Советского Союза.

Перед назначением начальником военного факультета, Николай Биязи получил бесценный опыт, пройдя службу советским военным атташе в Италии. Не менее интересно, что помимо блестящей военной карьеры, Николай Николаевич Биязи был и одним из пионеров русского спортивного судейства. Он стал первым дипломированным футбольным судьей еще в Российской империи, а в июне 1918 года судил финал первого чемпионата по футболу в Советской России.

Во время Великой Отечественной войны потребность в переводчиках и преподавателях иностранных языков существенно возросла, что и стало причиной реорганизации военного факультета 2-го МГПИИЯ в Военный институт иностранных языков Красной Армии (ВИИЯКА), в который органично вошёл и Военный факультет восточных языков, созданный в 1940 году.

Всеми организационными вопросами вновь учреждённого ВИИЯКА занималось Главное разведывательное управление Генерального штаба РККА, для которого и готовилась в Военном институте иностранных языков львиная часть кадров. Учебные планы института также утверждались начальником ГРУ Генштаба РККА.

В состав ВИИЯКА вошли Западный и Восточный факультеты, а также курсы переподготовки с отделениями западных и восточных языков. Учёба на факультетах длилась три года, на курсах переподготовки — один год. Институт готовил специалистов по двум направлениям — военные переводчики-референты и военные преподаватели иностранных языков для военных училищ и академий Красной Армии. 20% учебных мест института было выделено для слушателей, направленных Народным комиссариатом ВМФ СССР и Народным комиссариатом внутренних дел СССР.

Интересно, что на краткосрочных курсах ВИИЯКА в Ставрополе на Волге в годы войны учился знаменитый советский и российский актёр Владимир Абрамович Этуш. На этих курсах слушателям преподавали немецкий язык и другие языки стран — союзников гитлеровской Германии.

Победа, добытая словом, не менее ценна, чем победа, добытая штыком и гранатой. Не такими уж и редкими были случаи на фронте, когда слова советских переводчиков и пропагандистов заставляли вражеских солдат складывать оружие и сдаваться в плен.

Известен подвиг советского офицера-переводчика Владимира Самойловича Галла, вызвавшегося вести переговоры с гарнизоном крепости Шпандау совместно с немецким антифашистом Конрадом Вольфом (в ГДР стал видным кинематографистом). В результате переговоров крепость сдалась без боя и тем самым были спасены жизни не только советских солдат и гарнизона крепости, но и сотен запертых в её стенах мирных жителей, которых фашисты надеялись использовать в качестве живого щита в случае штурма.

Человеческий подвиг Владимира Галла немцы не забыли. Военного переводчика и через десятилетия благодарили в письмах спасённые им люди и их родственники, включая бывших солдат гарнизона, приглашали посетить Шпандау, брали интервью не только восточногерманские, но и западногерманские СМИ, включая ARD и ZDF.

8 мая 2015 года на стене Цитадели Шпандау была установлена памятная доска Владимиру Галлу (умер в Москве 9 сентября 2011 года).

За годы Великой Отечественной войны в институте и на курсах были подготовлены более 3000 квалифицированных переводчиков, которые служили в Действующей армии, партизанских отрядах, редакциях фронтовых газет, управлениях и штабах РККА. Неоценим их вклад в общую Победу над врагом.

В 1949 году Военный институт иностранных языков окончил один из самых известных его выпускников — будущий писатель-фантаст Аркадий Стругацкий, получивший специальность переводчика с японского и английского языков. Старший из братьев Стругацких прослужил в Советской Армии шесть лет, был переводчиком со стороны следствия на стадии подготовки к Токийскому процессу над верхушкой милитаристской Японии, затем преподавал иностранные языки в Канском военно-пехотном училище, в 1952—1954 годах служил переводчиком при штабе дивизии на Камчатке, а в 1955 году — в разведорганах, в Хабаровске.

После окончания Великой Отечественной и с началом холодной войны необходимость в военных переводчиках только возрасла. Началась эпоха глобального противостояния СССР и США. В Азии, Африке, Латинской Америке активизировались антиколониальные и марксистские движения. Противоборство с Западом в странах «третьего мира» требовало от СССР качественной подготовки специалистов, владевших языками всей планеты, без преувеличения.

В Советской Армии и КГБ СССР вновь возник острый дефицит в военных переводчиках, в следствие чего, как и в годы войны, были открыты ускоренные курсы, на которых проводилась подготовка специалистов со знанием иностранных языков.

К слову, в курсе подготовки офицеров спецназа ГРУ и разведки ВДВ, знание двух или трёх иностранных языков стало обычным делом.

Профессия военного переводчика всегда была престижной и опасной одновременно. Только в Афганистане, согласно официальным данным, погибли десятки военных переводчиков из армии и спецслужб.

В советское время ВКИМО давал учащимся знания сорока иностранных языков. Это было уникальное учебное заведение, не имевшее аналогов в мире. И все равно потребности Вооружённых сил, органов госбезопасности в военных переводчиках институт не покрывал. Поэтому часто на должности военных переводчиков приходили выпускники гражданских вузов, призванные на военную службу. Особенно ощущалась нехватка специалистов по относительно редким африканским и азиатским языкам, отчего слушателей этих специальностей могли командировать за границу ещё до окончания учебного заведения.

В общем, практика шла об руку с теорией и люди росли вместе с профессией.

В «святые девяностые» по системе подготовки военных переводчиков (как и по многим другим отлаженным государственным институтам) был нанесен сильный удар. Ельцинско-гайдаровские «младодемократы» под нашёптывание американских советников провозгласили: «избавившись от коммунистической идеологии Россия избавилась и от внешних врагов».

Держи карман шире. Начавшаяся экспансия НАТО на Восток и террористическая война против России быстро показали, что подобную идею мог взять на вооружение только дурак и враг одновременно.

Восстанавливать школу военных переводчиков России пришлось буквально по крупицам. Многие выпускники ВКИМО, прекрасные специалисты, не пропали в новых условиях. У автора этих строк среди однокашников имеется трое выпускников ВКИМО, изучавших китайский и английский языки и проходившие службу в разведорганах Дальневосточного военного округа и Тихоокеанского флота. После увольнения из армии, все трое стали востребованными и высокооплачиваемыми специалистами в российских и китайских бизнес-структурах.

В наше время Россия вновь занимает активную позицию в глобальном масштабе, наращивает свое военно-политическое влияние в разных уголках планеты, что способствует быстрому возрождению и пробуждению интереса к профессии военного переводчика. Ближний и Дальний Восток, Африка и Средняя Азия, Латинская Америка — везде Россия имеет свои интересы, а значит есть потребность и в военных переводчиках, мастерах своего дела.

Читайте также: