Кто делает витражи профессия

Опубликовано: 03.10.2024

О художественной ценности работы, своем отношении к труду, технологиях, заказчиках и американском качестве рассказал краснодарский витражист Анатолий Тамаков. Юга.ру побывали в его мастерской и прикоснулись к тайнам ремесла.

Я по образованию инженер. У меня было и есть много знакомых художников, дизайнеров. Я работал мастером в витражной мастерской Игоря Степанова. Научился у него этому делу, что-то в рабочем процессе мы вместе поправили и улучшили. Потом наши пути разошлись, я какое-то время работал по специальности. Но витраж — дело очень интересное, и деньги здесь далеко не на первом месте. Я начал сам понемножку делать небольшие работы, зеркала. Сначала на подарки, как увлечение. Но со временем стал делать все больше. Первая мастерская была у меня у родителей в доме. Однако места стало не хватать, и я переехал сюда.

Витражное производство — и сложное, и вредное. Приходится работать со стеклом. Порезы — это фигня, я их уже не замечаю. А вот патина — это щелочь, кислоты. Работать приходится в респираторе. Работа полностью ручная, автоматизировать ничего невозможно.

Чтобы запустить мастерскую, невозможно один раз вложиться и все. На входе в это дело еще 10 лет назад необходимо было около 50 тыс. рублей. Это без заказов. Несколько лет ты работаешь просто в ноль, чтобы набрать портфолио. Просто существуешь, еле зарабатывая на хлеб. И так у всех. Когда ты набираешься опыта, делаешь большое портфолио — начинаются заказы. Но все равно ты не получаешь тех денег, которых, как ты считаешь, стоит твоя работа. Не получается. Потому что заказчик художника не ценит. Никогда. Заказчик видит «Мерседес» в салоне и понимает: это ценно. А что такое художник? А ведь витраж никогда за всю свою историю существования не был дешевым. Это китч, очень дорогой элемент декора помещений, домов. И он долговременный — обои могут пожелтеть от времени, витраж никогда не выцветет. Они стоят и по сто лет, и по триста без реставрации.

Какими бывают витражные технологии

Витраж — это не всегда окна. Это могут быть и пространственные конструкции, потолки, перегородки. Но почти всегда это светопрозрачные конструкции. Редко удается делать стекло-мозаику, которая крепится на стену. Витраж работает на свет, в этом его смысл. Свет выявляет всю игру стекла.

Некоторые готовы платить за эксклюзив, другим эксклюзив безразличен. Им что пленочный витраж, что лаковый, который, по сути, подделка под Тиффани. Существует две техники, благодаря которым появляются самые совершенные произведения витражного искусства — классическая техника и техника Тиффани.

Тиффани — это техника сборки художественного витража. Ее суть состоит в вырезании каждого стеклянного элемента, его обтачивании, оборачивании самоклеющейся медной фольгой и спаивании в единую панель при помощи свинцово-оловянного припоя и паяльника. Швы — это и есть припой. Затем панель собирается в раму, чтобы витраж не распался. Витраж чистится, моется, патинируется, дополнительно обрабатываются швы. Потом готовое изделие монтируется в деревянную конструкцию, в потолок — в зависимости от задач. В итоге витраж представляет из себя панель, оправленную в латунный или оцинкованный профиль. Если его не будет, то стекла выйдут из сцепления, они же не припаяны друг к другу. На самом деле, витраж можно разобрать, потянув за элемент.

Чтобы обезопасить витраж от того, чтобы на него никто не оперся и не сломал, он армируется специальным незаметным профилем внутри шва для прочности. Так бывает с дверными, потолочными витражами в домах, где есть маленькие дети. Или же витраж заключается в камеру стеклопакета, это уже наверняка.

Стекло я беру только американское, китайское никогда не использую из-за его очень низкого качества. Все закупки в долларах и евро. Сейчас валюта относительно недорогая, самое время покупать расходники. Нашелся бы заказчик, можно сделать нереально крутой проект.

Я видел фильм, как производится витражное стекло. Это печь непрерывного действия, в тиглях плавят стекло при 1400 градусах. Берут один ковшик стекла на стол и несколько маленьких половничков. Замешивается это все большой вилкой и помещается под валы, из-под которых выходит готовый продукт. Исходники — сода, песок, близкое по цвету дробленое стекло. Красят при помощи солей железа и редкоземельных металлов — никеля, хрома, золота, серебра, кобальта. Желтое и красное стекло всегда дороже других цветов, потому что при его окраске используются соли серебра и золота. Чтобы стекло было пятнистым, в него добавляется жженая кость животных. Например, китайцы еще не смогли добиться равномерной пятнистости стекла, только американцам это под силу. Есть и итальянские, и французские производители, но они почти не представлены у нас. Немцы делают стекло вручную, оно еще круче. Это уникальное стекло, которое используют европейские витражные мастера.

Срок годности витражного стекла практически вечность. Но в витражах, которым по двести лет, свинцовый профиль может начать стекла потихоньку раздавливать. И основная проблема — внешнее воздействие. Атмосфера съедает профиль, он начинает распадаться, утрачивает свое соединение со стеклом. От дождей, от химии стекла начинают выпадать из профиля — разрушается свинцово-оловянный припой.

Об отношении к своему труду

Я не люблю навязываться, лишь бы что-то впарить. «Пофиг что делать, главное — заработать» — это не про меня. Я хочу получать удовольствие от работы. За это я готов жертвовать многим. Практически всем. Я вкладываю себя, трачу свою жизнь, получаю навыки и знания. Пусть даже иногда приходится работать в ноль, но при этом важно получать удовольствие.

Заказчик не знает, чего он хочет. Ему надо показать и рассказать. Потому что некоторыми технологиями в Краснодаре не владеет никто, кроме меня. Это, например, горячая роспись по стеклу с обжигом. Или фигурное литье стекла, оно сплавляется в печи при температуре почти 900 градусов. Хоть я и не художник, но у меня на подхвате работают и художники тоже.

Заказчик должен захотеть витраж, а уж эксклюзив или нереально крутую вещь мы ему сможем предложить. Даже ту, о которой он не знает и не подозревает. Часто у заказчика с деньгами нет времени что-то искать и подбирать. Вечная проблема — у бедных нет денег, у богатых нет времени. Для того, чтобы он понял и осознал, чего он хочет, надо ему про это рассказать. Чтобы заказчик самостоятельно разобрался в вопросе, ему самому надо приложить много усилий. Потому что в интернете вывешен в основном ширпотреб. Абстракция какая-нибудь — взяли стекло, нарисовали фигню какую-нибудь, порезали крупными кусками. Абстракцию делать проще всего! В любом направлении положить деталь, вырезать — и готово. Тем клиентам, у которых нет понимания и времени, всегда можно предложить сделать абстракцию, на нее способен даже витражист без особых навыков.

Реализм, орнамент требуют времени. Тут нужен грамотный эскиз.

Делая работу, я не на 100% представляю, что получится в конце. Потому что я стараюсь сделать круче, серьезнее, чем обещал заказчику. Я добавляю детали, без увеличения цены делаю работу красивее. Тут невозможен обычный график — как машина с 9 до 17. Здесь творческий процесс. Можно сидеть две недели щелкать семечки, а потом всю работу сделать за трое суток. Главное — понять, что делать, в этом вопрос.

В Москву перебираться для меня не имеет смысла. Там еще больше нужно гнать ширпотреб, чтобы выжить. Почему гонят ширпотреб? Заказчик клюет на цену, но имеет ли смысл мастеру топтаться на одном уровне? Конечно, сейчас время такое… Можно особо не напрягаться, зарабатывать себе на мастерскую, на жизнь. Но нет у меня такого желания — застеклить весь мир. Хочется делать уникальные, эксклюзивные, классные работы, которые приносят удовольствие заказчику прежде всего. Я хочу, чтобы заказчик был счастлив, живя с моей работой.

Подмастерьев у меня — от одного и больше, по необходимости. Но я не люблю оставлять мастерскую больше чем на два часа. Я и мастер цеха, и бухгалтер, и менеджер, и продажник, и монтажник — все в одном лице. Заказчик за счет этого за те же деньги может получить в несколько раз более высокое качество. Внимание к каждой детали витража. Я знаю каждый миллиметр витража. Когда я его делаю, я настолько долго с ним работаю, что порой знаю его лучше, чем свою жену.

Когда я доволен работой на 100%? Этого никогда не бывает. Я всегда понимаю, что можно было сделать лучше, и в следующий раз я так и сделаю. Это меня подстегивает, это мной правит. Когда я остановлюсь и перестану держать в руках стеклорез, я потеряю квалификацию. И тогда я начну делать всякие псевдовитражи — лаковые, пленочные, просто резать стекло в размер. Хочется расти. Как говорят: «Иди самой трудной дорогой, но у тебя не будет конкурентов».

О состоянии российского рынка

У нас в свое время не сложилась традиция. Даже в православных храмах витражей не делали, могли только вставить цветное стекло.

Когда переезжаешь из квартиры в частный дом, где потолки выше трех метров и через них идет второй свет — у тебя меняется сознание, мировоззрение, появляются новые мысли. Вся беда в том, что у людей нет денег. Рынок неразвит, культуры нет, кризис.

Молодые дизайнеры, которые выпустились около пяти лет назад, у них у всех однотипные интерьеры. Дизайн-проекты все похожи друг на друга с небольшими вариациями. Нет такого, чтобы как яркая вспышка, как взрыв, какой-то гениальности. А почему? Потому что заказчик этого не хочет. Нет такого: «Если заказчик откажется от моего предложения, я с ним не буду работать». Настоять и порекомендовать, поменять мировоззрение заказчика никто не хочет.

Суть в том, чтобы заказчик захотел уникальный интерьер. А подобрать мастеров, которые его сделают, — не проблема. А мы ему предложим даже круче, чем он захотел. Он даст намек и направление, а мы разовьем.

У проектировщика обычно витраж всегда на десятом месте — типа потом сделаем. Хотя можно сразу заложить подвесной купольный потолок даже в огромном помещении. Я видел витражные потолки по 60–70 кв. м, через которые был даже выход на крышу. Смотрится просто нереально. Но ведь это все затраты, сразу идет удорожание проекта на 5 млн рублей. А это ж целый «Мерседес» из салона!

Не уважают художника. В представлении заказчика художник — это заросший человек, который сидит и курит косяк, глодает корку хлеба и запивает ее кипятком. Ему кинь копеечку, и он для тебя все сделает. А художник ведь тоже человек, причем творческий. Любая работа должна быть хорошо оплачена, а такая — в особенности.

Одни клиенты доверяются (и правильно делают) дизайнеру, который для них подбирает непосредственных участников процесса — тех, кто будет осуществлять ремонт, оказывать различные услуги. Проверенные люди делают понятные вещи. А другие заказчики начинают искать исполнителей сами. И тут у них начинается проблема. Потому что так владеть вопросом и уметь в него погрузиться, как дизайнер-профессионал, для этого у них нет ни времени, ни желания — ничего. Чтобы понять, что это такое, надо в это глубоко окунуться. А это очень просто — надо прийти в несколько витражных мастерских, посмотреть, поговорить с мастерами. Если нравится витраж, техника, которой владеет мастер, — значит все будет хорошо. У каждого мастера своя рука, свой стиль и почерк. Я вот вижу витраж и уже понимаю, какая из мастерских его делала.

Сколько стоит это удовольствие

Качественный витраж начинается от 35 тысяч за квадратный метр. Заказчик за эти деньги получает витражную панель. Подсветка, рама — это уже идет отдельно. Хороший, качественный витраж выходит тысяч 50 в среднем. Если взять с подсветкой и рамой, то квадратный метр будет стоить около 70 тысяч. Известные московские студии еще лет 10 назад практиковали такой ценник: одна деталь витража — 400 рублей. То есть тысяча деталей на квадратный метр — 400 тысяч, соответственно. И заказчики у них есть.

Сейчас хорошее стекло стоит от 15 тысяч за квадратный метр. Это только стекло в закупке. То есть работа, по идее, должна стоить 100 тысяч за метр. Здесь никто не рассуждает так, как в других бизнесах: половина стоимости — материал, половина — работа. Здесь стоимость материала — это максимум 30% стоимости изделия. А ведь материал — это не только стекло. Берем еще припой — полторы тысячи за килограмм. Фольга, стоимость которой резко возросла — была 250, а сейчас от 500 рублей за моток. Набегает себестоимость витража по самым скромным подсчетам примерно 22 тысячи за квадратный метр. А если брать дорогие сложные витражи, с росписью, где художник может сидеть неделями только расписывать, там себестоимость может доходить до 50 тысяч за квадрат.

Роспись — это постоянный эксперимент, постоянные вложения. Каждая работа — десятки пробников.

Считать витраж по квадратным метрам — это не то что неправильно, но… Самое правильное и честное будет считать в целом за художественную работу. Картина же считается не по квадратным метрам, а за работу. Один мастер продает картину за пять тысяч, а другой — за пятьсот. Но за пять — это тоже картина, и даже такого же размера.

Заказчик любит выбирать по цене. Но тут как с колбасой: я вот знаю, что нельзя покупать колбасу дешевле 700 рублей за килограмм, я уже этот опыт получил. А с витражом у него этот опыт один раз в жизни случается. Реальную стоимость работы может сказать мастер лишь после того, как он ее сделает. Так всегда было, есть и будет. Потому что изначально точно сказать, сколько будет стоить работа, невозможно, только примерно прикинуть.

Заказчику всегда дорого. Были, правда, заказчики у моих коллег, которых насторожило, что слишком дешево им посчитали. Но это исключение. У меня всего один раз был заказчик, который сказал: «Давайте мне самое крутое стекло, сделайте мне самую дорогую работу». Он с ценой не спорил, заплатил сколько нужно. Вот это была работа! Тогда мастер проявляется на 100%. Это самый интересный заказчик для нас, который дает полный карт-бланш.

О взаимодействии с клиентами

Витраж — декоративно-прикладное искусство. Как и скульптура, фреска, лепнина. Здесь заказчики всегда — среднего достатка и выше.

У меня определенный контингент, своя категория заказчиков. С ними даже работа по самому низкому уровню — это уже уровень выше среднего. По самой низкой цене я могу вставить и расписные элементы, и литье, главное — чтобы работа в итоге получилась красивая.

Мой типичный заказчик — это владелец частного дома. Из всего количества заказов половина — лестничные марши. Как правило, со стороны лестницы всегда вид на соседей. Людям не хочется, чтобы соседи за ними наблюдали. Шторы не интересуют, поэтому делают витраж. А витраж, если это уникальная работа, всегда становится центром дома. Он очень сильно преображает помещение. Даже если это лестница, потолок кухни или прихожая.

Заказчик боится отступления от какой-то обыденности. Он хочет, чтобы все было как у всех. Я всегда предлагаю очень крутые, сложные, долгие, нагруженные технологии — литье в формы и тому подобное. Заказчик этого боится, возможно — не представляет себе конечного результата. Поэтому, я говорю, он должен довериться художнику.

Он не понимает — как определить уровень мастерской, на что обратить внимание. А нужно прийти, посмотреть на то, что покажет мастер, глянуть на работы на его столах. Какое у него стекло, что происходит в мастерской, как он сам выглядит, разговаривает, что он может вам уникальное показать. И тогда клиент определится. И так я получил много клиентов — они пришли и навсегда на мне остановились, потому что такого они больше нигде не видели. Даже в интернете, а уж в Краснодаре — и подавно.

Есть класс витражей — просто ширпотреб. Есть качественные, хорошие работы. А есть витражи уникальные, я всегда хочу делать их. Мне нравится делать работы, которые имеют высокую художественную ценность. Зачастую заказчик этой ценности сам не понимает. Ведь для чего нужен дизайнер? Он продает свои знания заказчику. А заказчик может только примерно чего-то хотеть, он не способен сказать дизайнеру: «Хочу Прованс 17-го века». Заказчик ждет от специалиста предложений.

Некоторые заказчики приезжают на «Бентли», а за каждую тысячу рублей торгуются. Мне непонятно, почему это так, ведь они же не на Сенной рынок за овощами пришли. Бывают такие клиенты, которые хамят. Мол, ты мне должен вернуть аванс за эскиз и всякое такое. Я говорю: «Я отдам ваши деньги и надеюсь, мы с вами больше работать не будем». Заказчики, которые сразу наезжают, мне неинтересны. Я хочу быть с заказчиком в очень хороших отношениях.

Я знаю каждый миллиметр витража. Когда я его делаю, я настолько долго с ним работаю, что порой знаю его лучше, чем свою жену

витражист Анатолий Тамаков

Вроде много сейчас всего строится. Но корпоративный заказчик не хочет делать у себя эксклюзивный, ни на что не похожий интерьер. А ведь витраж можно ставить абсолютно везде, это могут быть и огораживающие конструкции, и холл гостиницы, и клуб. Рестораны? Это, как правило, все арендуемые помещения, там никто ничего не делает. В своей недвижимости — да, тут может быть. Был у меня заказчик, он для своего ресторана делал рамы ручной работы, светильники кованые, все стены отделаны отпиленным кирпичом.

Корпоративный заказчик всегда должен узнавать цены на услуги в той местности, в которой будет осуществляться заказ. Чтобы сказать московским и питерским мастерам, что краснодарские сделают за такую-то сумму. У нас одна церковь строилась, вторая газпромовская, и никто из моих коллег в Краснодаре эти заказы не получил. Мне один посредник присылал заказ на расчет, через год второй — дайте, мол, свои цены. Там было указано, какое должно быть стекло. С поставщиком стекла мы в хороших отношениях. Если кто-то себе откладывает — сразу остальные об этом узнают. «Газпром» платит. Если витраж стоит 50 тысяч за метр, для «Газпрома» он может стоить 200 тысяч за метр. А качество все равно они не смогут адекватно оценить. Это слишком огромная машина, ему твой витраж… Галочку поставили, что сделано, и дальше поехали.

Классный был у меня один заказчик. В станице Тбилисской завод «Элит-Масло». Они в дар станичникам построили храм-часовню на 70 человек, я делал там витражи в стеклопакетах. Они сказали: «Сделай как для себя, мы заплатим сколько нужно». Там было много классных небольших витражей, отличный заказ. А проектировал этот объект архитектор Федор Иванович Афуксениди, это большая контора в Сочи, которая проектирует большинство культовых сооружений по всей России.

Делал я работу одному большому человеку в Краснодаре, на Энке у него резиденция. У него в доме бассейн с раздвижной крышей. А моя работа была Венера Милосская — оконный пролет высотой 9 м, шириной 1,15 м. Эта работа была смонтирована без перегородок, одной цельной панелью. Это действительно очень непросто. Вот что называется спецпроект. Я берусь за очень сложные, уникальные работы. Когда ты этот опыт получил, хочется, чтобы на этот опыт нашелся еще заказчик. Никто этого больше не сделает, только я.

Заказчик должен понимать, что с такой работой он будет жить всю оставшуюся жизнь. Витраж не делается на год, на два, на пять. Он делается на 50 лет, этот витраж перейдет в наследство его детям и внукам вместе с домом.

Как в любой творческой профессии, в искусстве витража мастер выражает себя, свой вкус, чувство гармонии и ощущение прекрасного.

Витражист — это стекольный волшебник, в руках которого обычное стекло превращается в многоцветное сияние драгоценных витражей! По определению, витражист – это специалист по созданию витражей: сначала как дизайнер - в идее, затем как мастер – воплощая идею в реальность. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Витраж (фр. vitrage — остекление) - это художественная композиция, созданная из цветного стекла, рассчитанная на сквозное освещение. Чудо витража заключается в игре преломленного и окрашенного света, в результате чего рождаются узоры фантастической красоты. Этот волшебный свет завораживает, преображает интерьер, привносит в него атмосферу таинственности и роскоши. Не зря издавна в готические соборы вставляли витражные окна, чтобы настроить прихожан на возвышенный лад. Витражи - это не просто мозаика из кусочков стекла. Это уникальное произведение искусства, которое создаёт радужное сияние и возвращает прекрасное настроение даже в пасмурные дни.

Помните ли вы, с какой радостью в детстве всматривались в трубку калейдоскопа и поражались невероятной красоте разноцветных стеклышек? А затем, встряхнув их заново, с нетерпеливым ожиданием новых узоров вглядывались в калейдоскоп снова и снова – и каждый раз поражались новому изумительному сочетанию цветов, узоров? В эту игру можно было играть бесконечно.

Профессия витражиста также увлекательна и является источником вдохновения. Он не только создает прекрасный замысел, он и воплощает его своими руками, складывая разноцветные кусочки стекла и скрепляя их металлической оправой.

Витражная техника используется не только для оформления интерьера, но и в производстве посуды, светильников, люстр, ёлочных украшений, рамок для картин и фотографий и т.п.

Особенности профессии

Функциональные обязанности витражиста зависят от техники выполнения витража. Но главной особенностью профессии витражиста является владение мастерством обработки стекла от гравировки и резки до обжига и скрепления паяльником.

Основные виды работ:

  • создание эскизов витражей;
  • подбор совместно с заказчиком техники исполнения;
  • подбор стекол по цветам рисунка;
  • вырезание и изготовление по чертежам и шаблонам деталей из стекла;
  • нанесение узора способом гравирования или травления;
  • загрузка в печи разрисованных стекол для обжига;
  • изготовление форм для отлива толстого стекла;
  • скрепление электропаяльником составных частей;
  • монтаж и установка витражей на месте;
  • армирование витражей свинцовой, латунной, медной или стальной лентой.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Творческая работа по созданию произведений искусства.
  • Возможность работать в областях, где требуются дизайнерские и художественные навыки - в автомобильной аэрографии, на выставках, в оформлении витрин и т.п.
  • Высокая оплата труда.

Минусы

  • Нестабильность заработка.
  • Работа с вредными веществами: красками, растворителем, отвердителем, адгезией, кислотами. А также со стеклом, которое надо резать, шлифовать, спаивать. Приходится дышать стеклянной крошкой.

Место работы

Дизайнерские и архитектурные фирмы, строительные организации, предприятия по рекламно-оформительским и макетным работам, частные мастерские, крупные магазины, где требуется оформлять витрины, выставочные комплексы. Талантливые витражисты востребованы за рубежом.

Важные качества

  • художественный вкус и фантазия;
  • чувство цвета и цветовой гармонии;
  • точность в движениях пальцев рук;
  • аккуратность;
  • терпение;
  • выносливость.
  • Витражист должен знать:
  • основы живописи и цветоведения;
  • виды стекла, технику его обработки и специальные инструменты для резки стекла;
  • типы красителей и пигментов;
  • виды припоя, технологию и состав приготовления смол и синтетических составов;
  • работу печи отжига и станка для гравирования;
  • технологию монтажа витражей, способы протяжки профиля из алюминия, меди, свинца и латуни.

Обучение на витражиста

Получить профессию витражиста можно в следующих учебных заведениях:

в Москве: МГХПУ им. С.Г. Строганова - Московский государственный художественно-промышленный университет, Кафедра декоративно-прикладного искусства, отделение художественного стекла.

В Санкт- Петербурге: СПбГХПА им. А.Л.Штиглица (В.И.Мухиной), Факультет: Художественное стекло, Специальность: витражист.

Есть подобные профессиональные училища в других городах, например, в Челябинске № 64, обучающие по специальности «Витражист».






Оплата труда

Оплата труда витражиста производится, как правило, после сдачи выполненного объема работ и составляет в настоящий момент от 20 тыс. рублей и более за 1 кв. метр витража в зависимости от витражной техники. Зарплата и регулярность заработка витражиста зависит от многих факторов. Важнейший из них – известность в определенных кругах и признание.

Зарплата на 19.05.2021

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьерой витражиста можно считать степень его популярности у заказчиков.

Интересные факты

Существуют различные техники витражного искусства:

Классический (наборный) витраж – самый древний способ витражной техники, при которой отдельные куски цветных стекол, вырезанных по рисунку, соединяют между собой профилем из свинца, меди или латуни. В местах стыков профили спаивают между собой, в результате чего образуется единая композиция. Роспись в данном случае выполняется специальными красками с обжигом, она не выгорает и не стирается на протяжении многих лет.

Псевдовитраж — современный способ создания витража, когда на матированное стекло наносятся специальные прозрачные витражные краски с помощью аэрографа, а затем с помощью самоклеящихся полос свинца создается иллюзия витража классического, спаянного из кусков разноцветного стекла.

Тиффани – паяный витраж, получивший свое название в честь Луиса Комфорта Тиффани - американского художника и ювелира, который изобрел этот способ в XIX веке. Он заключается в том, что каждый кусочек стекла оборачивается по краю в медную фольгу. Затем эти кусочки выкладываются на шаблоне в единую композицию и спаиваются между собой припоем, после чего витраж покрывается патиной. Витражное изображение получается изящным и тонким. Отдельные элементы можно делать вогнутыми или выпуклыми, тогда и витраж получится объемным.

Фьюзинг – это процесс спекания стекла в печи при температуре 800 °C. В результате такой высокотемпературной обработки витраж не имеет металлических соединений между стеклами, так как отдельные элементы становятся одним целым. Цветное стекло во время термообработки буквально вплавляется друг в друга.

3D-витражи - это витражные стеклопакеты со встроенным третьим стеклом.

Фотовитраж – это такая техника, при которой рисунок печатается на прозрачной пленке с клеевой основой и затем наклеивается на обычное или акриловое стекло. Стыки деталей проклеиваются свинцовой лентой, имитирующей паяный шов или свинцовый профиль.

Заливные (контурные) витражи – самый распространенный способ, наполовину автоматизированный. Контур на стекло наносит специальный принтер большого формата. Когда контур полностью высохнет, сегменты рисунка с помощью кисточки или аэрографа заполняются жидкими красками или лаком. Готовый рисунок обжигается или высушивается.

Пленочный витраж - это имитация техники «тиффани», которая выполняется с помощью витражной пленки и свинцовой ленты. Детали витража вырезаются из пленки и наклеиваются на обычное стекло.

Кастинг или «Муранское стекло». В этой технике используются специальные металлические формы с рельефными углублениями, в которые заливается расплавленное стекло. Сверху готовый витраж покрывается прозрачным стеклом.

Пескоструйная обработка стекла - это современная технология, в которой стекло матируется мощной струей сжатого воздуха или специальной жидкостью с частичками абразивного материала.

Художественная стеклянная мозаика – древняя техника, известная с античных времен Древней Греции, когда мастера составляли сложные композиции из морской гальки разных цветов и размеров. В настоящее время используются кусочки стекла для мозаики.

Витражная роспись стекла – это ручная роспись по стеклу витражными красками.

Фотопечать на стекле - нанесение изображения на стекло с помощью ультрафиолетовой печати.

Художественное моллирование – техника формования стекла по определенному рельефу или заготовленной матрице.

Гравировка на стекле производится путем нарушения или модификации структуры стеклянной поверхности. Есть несколько методов: шлифование, гранение, резание, выстукивание, а также лазерная гравировка.

Фацетный витраж – это обработка с лицевой стороны кромки стеклянной поверхности, то есть получение скошенной боковой грани на участке стекла или зеркала. Преломляясь через эту грань, как сквозь призму, солнечный свет распадается на радугу и придает особую изысканность витражу и интерьеру.

Умение рисовать это то, что выделяет художника среди остальных людей. Умение рисовать и желание этим заниматься отличает прирожденного художника, живущего своим умением и постоянно развивающегося в своем творчестве. Иногда занятия изобразительным искусством бывают ремеслом — тогда мастер, который практикует тот или иной вид художественного ремесла развивается в рамках, выставляемых рынком. Я ремесленница, и сейчас реализую свой талант в изделиях из полимерной глины. Однако моя деятельность начиналась с изготовления витражей.

Профессия художника-витражиста, фото № 1

Дверь с витражным остеклением

Когда в далеком 2005 году я закончила художественную академию, то передо мной встала задача найти работу, которая могла бы дать возможность заниматься профессиональной деятельностью. В поисках подходящего варианта я наткнулась на объявление о работе художником-витражистом. В академии рисовать витражи мне не доводилось, но базовые навыки художника, полученные там, вселяли в меня уверенность в свои силы. Я взяла диплом и по телефону договорилась о собеседовании. Мы встретились с моим будущем работодателем в городе, но моё лёгкое смятение вызвало дальнейшее развитие событий — я была приглашена в машину, которая проследовала в "мёртвый город" (бывший жилой район в Челябинске, близ ЧЭМК, сначала расселенный, потом заброшенный, потом разобранный мелкими арендаторами). Я не уже не чувствовала себя уверенной, выходя из машины на заросший бурьяном пустырь перед домами, напоминающими Припять после черобыльской трагедии. В мастерской, где я оказалась, царил обычный творческий бардак, в котором были перемешаны самоклеющаяся пленка, листы стекла разных размеров, компрессоры и аэрографы, краски и песок из пескоструйной камеры. Я протянула своему собеседнику свой диплом, но он даже не взглянул на него и после коротокой беседы пригласил меня на работу. Я тогда подумала, что наверное пять лет обучения художественному ремеслу были напрасны.

В том, что мой диплом оказался ненужен, был наверное заложен некоторый символизм. Я начинала новое дело и была в нём абсолютным профаном. К счастью, коллектив на новой работе оказался приветливым, и я даже встретила там свою давнюю знакомую, с которой мы вместе учились в училище после школы. Такое часто случается, что хорошо знакомые художники встречают друг друга на разных работах. Мне предстояло освоить технику "псевдовитраж" или рисование витража методом аэрографии. Псевдовитраж — это такой способ создания витража, когда на матированное стекло наносятся специальные прозрачные витражные краски с помощью аэрографа, а впоследствии, при необходимости, с помощью самоклеющихся полос свинца создается иллюзия витража классического, спаяного из кусков разноцветного стекла.

Профессия художника-витражиста, фото № 2

Псевдовитраж по мотивам "Поцелуя" Густава Климта

Мне повезло обучаться на работе, где процесс по созданию витражей был раздроблен на несколько этапов, его выполнением занималась небольшая команда художников, в которой у каждого из них была своя роль. Главный дизайнер разрабатывал интерьер объекта, в этот интерьер вписывался и делался эскиз будущего витража, которым занимался уже непосредственно художник-витражист. Дальнейшая работа подразумевала обводку эскиза в Corel Draw, его порезку на плоттере, подготовку для приклеивания плёнки, матирование стекла (пескоструйная или химическа обработка), нанесение краски.

Первое время приходилось работать по указке более опытных коллег. Все тонкости и нюансы ремесла я узнавала в процессе работы: как делать правильный раствор отвердителя, разбавителя, лака, адгезии; как подбирать нужный цвет краски путем смешивания между собой разных колеров; как работать с аэрографом, настраивать его для работы, обслуживать. Сначала моя работа была по своей сути рисованием по трафарету — я наклеивала плёнку и, отрывая её, наносила на стекло цвет за цветом, не решаясь отступить от эскиза ни на шаг. Мне пришлось проделать долгий путь, чтобы приобрести свой, собственный стиль рисования витражей и стать мастером. Только через несколько лет после начала занятий витражами я обрела достаточный опыт, чтобы результат моей работы смог превосходить эскизы, предоставляемые заказчику. Настоящий мастер не должен быть придатком к плоттеру и аэрографу, его задача — это брать на себя ответственности и, владея накопленными за годы приемами обращения с аэрографом, оживлять витраж, дорисовывая мелкие детали самостоятельно. Особенно важно это бывает при рисовании пейзажей или цветочных мотивов.

Профессия художника-витражиста, фото № 3

Фальш-окна в подвале, с применением псевдовитража

За годы работы художником-витражистом я многому научилась, но кризис 2008 года внес свои коррективы в существущее положение дел. Витражи являются предметом роскоши, а от от роскошного декорирования интерьеров многие отказываются в первую очередь при уменьшении размеров собственных доходов. Рынок витражей Челябиска, к 2008 году изрядно полный не только спросом, но и предложением со стороны множества мелких мастерских, начал конвульсировать. Вместе с рынком в агонии забилось и наше предприятие — заказов появлялось всё меньше, а с уменьшением количества заказов падал заработок художников. Кроме того, сроки выплат вознаграждения для нас стали сдвигаться всё дальше и дальше, и я ушла в другую фирму. Спустя месяц после моего ухода владелец мастерской, бывший охотник, уже предлагал оставшимся художницам рассчитаться за их работу беличьими шкурками.

Новая работа в другой витражной мастерской научила меня техникам "фьюзинг" и "тиффани", но ни та ни другая техника не конкурентоспособны по сравнению с псевдовитражом — стоимость работ и материалов делает изделия, выполненные в данных техниках, весьма непривлекательными даже для очень состоятельных покупателей. Кроме того, мастер, занимающийся сборкой витражей в технике "тиффани" (паяный витраж), имеет постоянные проблемы кожей на руках, ведь его работа складывается из нарезания кусочков стекла, их обработки с помощью специальной шлиф-машинки и обращения с паяльником. Спустя некоторое время я ушла и оттуда. Теперь мой опыт позволяет рассуждать о плюсах и минусах работы витражным мастером, чего я и затеяла написать данную статью. Итак, приведем позитивные и негативные стороны этой работы для тех, кто желает заняться витражами, но находится в раздумьях.

Положительные стороны работы витражным мастером

  1. Вы обучитесь редкой, нишевой специальности. В дальнейшем, поняв технологию и разведав поставщиков нужных материалов, сможете открыть свою мастерскую. Или искать работу по этой специальности за границей.
  2. Освоите множество приемов обращения со стеклом. Умение резать стекло, держать в руках паяльник, быстро и легко смешивать нужный цвет краски может очень пригодиться при осуществлении смежных видов художественной деятельности.
  3. Вы научитесь мастерски рисовать аэрографом. Если, например, слава Бэнкси не дает вам покоя, то вы на один шаг приблизитесь к его мастерству, так как техника распыления аэрографом и балончиком с краской близки друг другу по духу. В перспективе можно переквалифицироваться на мастера по автомобильной аэрографии.

Отрицательные стороны работы витражным мастером

  1. Работая практикующим художником-витражистом, вы будете сильно зависимы от заказов. При их достаточном количестве вы окажетесь по уши в работе. Интенсивное рисование по 14 часов в сутки это то, чего вы хотите? Если нет, то работа не для вас. Другая сторона медали — отсутствие заказов (например, их неактивно ищет ленивый работодатель). Вряд ли кто-то будет оплачивать вам простои.
  2. Вред краски. Краска, используемая при аэрографии, очень вредна. А еще и растворитель, и отвердитель, и адгезия. Нужно работать в защитной маске. Я этого не делала, а зря. Впрочем, любой художник так или иначе сталкивается с вредом применяемых им материалов.
  3. Вред работы со стеклом. Стекло надо резать и шлифовать. Стеклянная крошка при этом везде. Кожа на пальцах рук грубая, потрескавшася, порезанная. Когда приходит время спаивать кусочки стекла, то дышишь испаряющейся кислотой и иногда немножко обжигаешься.

Профессия художника-витражиста, фото № 4

Готовый псевдовитраж в мастерской

Вот основные моменты, связанные с работой художником-витражистом. Это, несомненно, интереснейшее и редкое занятие, которое позволит человеку, выбравшему его, особо тонко чувствовать гармонию цветов и форм, овладеть множеством художественных приемов, научиться свободно обращаться со стеклом. Витражи имеют практический смысл — они позволяют придать интерьеру особую статусность и роскошность. Рынок витражей непрерывно развивается, при этом мелкие мастерские закрываются, открывая дорогу более крупным игрокам, которые могут предоставить конечному заказчику полный спектр услуг по оформлению интерьеров. Любому человеку, желающему реализовать себя в роли художника-ремесленника, предстоит выбрать направление своей деятельности. Одним из таких направлений может быть создание витражей. В данной статье описан мой опыт работы в этой области, приведены плюсы и минусы деятельности. Надеюсь, что моя статья будет полезной молодым художникам, недавно закончившим ВУЗ, для принятия взвешенного решения о выборе специализации.

В эпоху высоких технологий, развития маркетинговых стратегий и эффективного менеджмента по-прежнему ценится штучная работа. Например, произведения стеклодувов и витражистов – ими дорожили веками, а мастера этих необычных ремесел просто наперечет.

Еще десять лет назад жительница Беларуси Анна Авгуль даже представить не могла, что делом ее жизни станут витражи. Все началось, когда она поехала кататься на лыжах в Польшу. Хозяин маленького пансионата, в котором Анна разместилась вместе с друзьями, увлекался созданием витражных ламп. Он предложил гостям посетить его мастерскую. С тех пор горы Авгуль больше не интересовали - всю неделю своего отпуска она провела в витражной студии.

Тогда ремесло витражиста казалось ей исключительно мужским делом. Однако интерес был настолько сильным, что девушка решила попробовать свои силы на этом поприще.

«Я делала все сама по ночам на кухне, потому что днем были семейные хлопоты. Потом это уже переросло в любимое дело», - вспоминает Анна.

Поначалу далеко не все получалось. В витражном деле очень важно соблюдать технологию, а если не владеешь ею досконально, результата не будет. Свою первую работу – витраж для двери Анна переделывала несколько раз. Сегодня мастер хорошо знает этапы производства стеклянных изделий.

1. Каждая деталь вырезается вручную по заранее заготовленному шаблону.
2. На станке шлифуется кромка стекла, чтобы убрать излишне торчащие фрагменты. Деталь должна быть аккуратной, чтобы в процессе работы ею не порезать руки.
3. Следующий этап – выложить стекла на картон. Это кропотливая работа, и делать ее нужно очень аккуратно. Со стороны этот процесс напоминает игру в детские пазлы.
4. Каждую деталь нужно обернуть медной фольгой по кромке таким образом, чтобы она одинаково заступала и на одну сторону, и на другую. От этого будет зависеть, насколько ровный получится шов пайки.
5. Остается хорошенько отмыть витраж и заделать швы, чтобы они приобрели вид состаренного метала.

О других необычных профессиях смотрите в программе «Беларусь сегодня».

Мастеров-витражистов в Беларуси совсем немного. Этому ремеслу в вузах не обучают, не производят и витражных стекол. Впрочем, нет их и на всем постсоветском пространстве. Стекла заказывают в Европе и в Америке. Поэтому изучать технологию и вникать во все тонкости ремесла Анне приходилось уже в процессе работы. Когда стало получаться, она решила открыть свою студию.

Сегодня в студии Анны работают 11 человек. Их общие творения украшают Большой театр оперы и балета Беларуси, гостиницы Минска и храмы. Все мастера соблюдают важный принцип – ни один рисунок не должен повториться.

«Сейчас мы налаживаем связь с одной итальянской галереей. Там увидели наши работы, и им очень они понравились, потому что у себя такого не видели», - говорит Анна Авгуль.

Невероятно кропотливой кажется и работа стеклодува. Хоть и трудятся мастера с одним материалом, принципы стеклодувного ремесла сильно отличаются от витражного производства.

Одно из старейших стекольных предприятий Беларуси было основано еще в 1898 году. А спустя некоторое время продукция завода оказалась не просто востребованной – ее оценили за границей. Примечательно, что более чем за век своего существования завод ни разу не прекращал свою работу.

Цех, в котором работает Михаил Ворона, один из немногих, где стекло выдувается старым способом – через специальную трубку. Сколько у него работ, мастер не скажет и сам. Но почерк коллег узнает всегда.

Мастера признаются, профессия очень тяжелая. Приходится трудиться в по-настоящему жарких условиях. Свою работу непростой стеклодувы считают и еще по одной причине. Недостаточно создать образ, говорят, ремесленники, нужно еще и оживить его. Этому порой учатся всю жизнь.

«Я часто смотрю по интернету, как работают итальянские мастера. Я считаю, что я еще на начальной стадии. У меня есть цель – попасть на Мальту. Это настоящий остров стекла», - говорит Михаил.

Композиции, созданные из цветного стекла. С необычайными узорами, привлекающие игрой преломленного и окрашенного света, завораживающие яркими и необычными фигурами, цветовыми переливами, образами. Витраж – это больше, чем мозаика из кусочков цветного стекла, заполнение оконных и дверных конструкций. Мощное произведение художественного творчества орнаментальной направленности, которое играет новыми красками при свете. То, что преображает любой интерьер, придает ему таинственности, изящества, утонченности, роскоши. Это древний вид монументального искусства, которым вы можете овладеть, пройдя наши курсы витража. Ознакомление с профессиональным инструментом и оборудованием, разработка эскизов, работа с художественным стеклом, создание уникальных витражей в разных техниках – все это вас ждет в процессе обучения в нашей Академии Ремёсел. Витраж может стать для вас хобби, частью профессии дизайнера интерьера и мастера декоративно-прикладного искусства или даже делом всей жизни, которое будет приносить стабильный доход, творческое удовлетворение. Дерзайте!

Если вы уже имеете навыки работы со стеклом, приходите на Продвинутый курс витражей.

Режим обучения Расписание Начало обучения Срок
обучения
Дневная группа Понедельник,
среда
11:00-16:00
31 мая 2 месяца
Вечерняя группа Понедельник,
Среда
18.00-21.15
24 мая 3 месяца
Группа выходного дня день
Суббота
11.00-16.00
17 июля 3 месяца
Группа выходного дня вечер Суббота
16.00-21.00
22 мая 3 месяца
Дистанционный курс свободный открытая дата 3 месяца

Независимо от выбранного графика обучения курс длится 72 академических часа согласно учебной программе.
Стоимость очного обучения 40 000 руб. Дистанционного - 30 000 руб.

Знакомство с профессиональным инструментом и оборудованием, разработка эскизов, работа с художественным стеклом, создание уникальных витражей в разных техниках – все это вас ждет в процессе обучения в нашей Академии Ремёсел. Витраж может стать для вас хобби, частью профессии дизайнера интерьера и мастера декоративно-прикладного искусства или даже делом всей жизни, которое будет приносить стабильный доход, творческое удовлетворение. Дерзайте!

Если вы уже имеете навыки работы со стеклом, приходите на Продвинутый курс витражей.

Дневная группа
Понедельник, Среда
с 11:00 до 16:00
2 месяца
набор группы на 31 мая
Вечерняя группа
Понедельник, Среда
18:00 - 21:15
3 месяца
набор группы на 24 мая
Группа выходного дня день
Суббота
с 11:00 до 16.00
3 месяца
набор группы на 17 июля
Группа выходного дня вечер
Суббота
с 16.00 до 21.00
3 месяца
набор группы на 22 мая
Дистанционный курс 3 месяца

Независимо от выбранного графика обучения курс длится 72 академических часа согласно учебной программе.
Стоимость очного обучения 40 000 руб. Дистанционного - 30 000 руб.

Подайте заявку на обучение!

  • оплатить курсы за счет средств материнского капитала
  • получить социальный налоговый вычет по расходам на обучение

Чему вы научитесь на курсах витража

Обучение витражу в нашей академии дает достаточно практики, чтобы выпускник мог уверенно работать с художественным стеклом. На наших курсах изготовления витражей вы научитесь:

  • Выбирать стекло и другие материалы для разных видов витража.
  • Правильно пользоваться стеклорезом, витражным паяльником, шлифовальным станком для стекла и печью для фьюзинга.
  • Разрабатывать эскизы и трафареты для вырезания деталей витража.
  • Шлифовать и сверлить стекло, делать гравировку.
  • Работать в 6-ти техниках: расписной витраж, Тиффани, фьюзинг, моллирование, классический витраж, гравировка.
  • Создавать объемные изделия.

Каждый обучающийся к концу курса выполняет дипломную работу, защищает ее перед комиссией и получает официальный документ об образовании с присвоением разряда. Для желающих освоить новые приемы работы со стеклом и редкие техники витража проводим дополнительные и углубленные курсы витражного дела.

Читайте также: