Кто пишет сказки профессия

Опубликовано: 03.07.2024

Знаешь ли ты, кто придумывает те сказки, которые ты читаешь в книге, слышишь по радио и телевидению? Конечно, большинство сказок записано учеными от сказителей — людей, которые знают и умеют рассказывать народные сказки. А откуда узнавали сказку сказочники?

Иногда они слышали новую сказку от других, иногда помнили с детства, услышав от своих родителей. Но рассказывал каждый сказку все равно по-своему, вставляя свои словечки, любимые поговорки, отражая свой жизненный опыт и мир, который его сегодня окружал. Бывает так, что сказитель переезжал на другое место, и тогда все его сказки постепенно менялась. В них появлялись новые персонажи, бытовая обстановка, интересная и понятная новым слушателям.

Но многие сказки были сочинены писателями. Придумывая ее, они могли пойти по нескольким путям: соединить несколько фольклорных сюжетов в один, переработать уже известные сюжеты («Сказки Пелагеи-ключницы» Аксакова, где появился «Аленький цветочек» на основе соединения сюжетов башкирских сказок и сказки братьев Гримм). Писатели учитывают психологию ребенка, которому нравится вновь встречаться с уже знакомым. Ребенок любит, чтобы ему каждый день читали одну и ту же сказку, хотя ее сюжет он давно уже выучил наизусть.

Вот почему тебе одинаково интересно читать и сказку про Пиноккио итальянского писателя Коллоди, и сказку про Буратино русского писателя Толстого. История превращения обыкновенного полена в мальчика рассказана ими совершенно по-разному. И это не случайно, потому что каждый из писателей жил в своей стране и писал, рассчитывая на своих маленьких читателей. Вот почему с их героями происходят совсем разные приключения.

В сказке Коллоди основную роль играет волшебство, превращения героя, а Буратино добивается всего сам, без помощи феи. Поэтому он больше напоминает обыкновенного мальчишку, хотя так и остается деревянным человечком.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Сказки

Сказки — Папа, — спрашивает перед сном малыш. — А почему у тебя все сказки начинаются по-разному: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «Жили-были…», а заканчиваются все одинаково: «Хр-р-р». Из диалогов отцов и детей Многие ли взрослые задумывались над

Сказки

Сказки — Папа, — спрашивает перед сном малыш. — А почему у тебя все сказки начинаются по-разному: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «Жили-были…», а заканчиваются все одинаково: «Хр-р-р». Из диалогов отцов и детей Многие ли взрослые задумывались над

Кто сочиняет сказки?

Кто сочиняет сказки? Знаешь ли ты, кто придумывает те сказки, которые ты читаешь в книге, слышишь по радио и телевидению? Конечно, большинство сказок записано учеными от сказителей — людей, которые знают и умеют рассказывать народные сказки. А откуда узнавали сказку

Сказки

Сказки — Папа, — спрашивает перед сном малыш. — А почему у тебя все сказки начинаются по-разному: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «Жили-были…», а заканчиваются все одинаково: «Хр-р-р». Из диалогов отцов и детей Многие ли взрослые задумывались над

«Сказки»

«Сказки» Эта увлекательная игра развивает у детей артистизм и смекалку.Участвуют около 10 человек. Все игроки делятся на 2 команды и расходятся на такое расстояние, чтобы не слышать друг друга.В каждой команде участники выбирают какую-нибудь сказку. Цель игры заключается

Сказки

Сказки Какая твоя любимая сказка? Почему?Почему в сказках добро всегда побеждает зло?Какие сказки про волка ты знаешь?Какой твой любимый сказочный персонаж? Почему?Где живут Баба Яга, Кощей Бессмертный, Красная

Сказки

Сказки Сказки – это реальная история нереальных существ. Станислав Ежи Лец (1909–1966), польский поэт и афорист Сказки – это когда один король заходит к другому на чашку чая. Анжела Картер (1940–1992), английская писательница Из всех прочитанных мною книг наибольшее влияние на

Сказки

Сказки Сказка о попе и о работнике его БалдеСюжет: Жестокая сказка. Скупой поп ищет работника подешевле. Балда договаривается трудиться год за возможность три раза щелкнуть попа по лбу. Приближается срок расплаты. Встревоженный поп по совету попадьи дает Балде

Сказки

Сказки Сказка о рыбаке и рыбке Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод, — Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул

Сказки

Сказки Нужны ли ребенку сказки? Этот вопрос все еще обсуждается воспитателями и педагогами. Одни осуждают любые фантастические истории на том основании, что дети еще не способны отличить реальность от выдумки и волшебные проявления в этих историях могут привести их

Писатель – профессия необычная и интересная. Она дает возможность увести читателя в придуманный мир или рассказать о жизни людей и животных.

Детям особенно нравятся сказки, поэтому цель моей работы – познакомиться с профессией писателя-сказочника.

Для этого нужно решить следующие задачи:

- узнать, чем сказка отличается от других жанров;

- изучить приемы сказочного мастерства;

- самой написать сказку;

- оценить, подходит ли мне профессия писатель-сказочник.

- изучение литературы и материалов Интернет;

- анализ и сравнение сказок;

Объект исследования – профессия писатель-сказочник.

Предмет исследования – способы создания сказки.

Писатель – профессия или призвание?

Писатель – человек, который создает тексты и зарабатывает этим себе на жизнь.

Человек, который выбирает для себя профессию писателя, должен иметь богатую фантазию. Он должен грамотно писать, иметь большой словарный запас и уметь передавать словами эмоции.

Существуют специальные литературные институты, в которых учат профессиональным приемам и правилам построения текстов.

Но, чтобы стать настоящим писателем диплома недостаточно, для этого нужно призвание.

Сказка. Особенности жанра

Сказки существуют с древнейших времен. Сначала их пересказывали друг другу, позже стали записывать.

Чем сказка отличается от других произведений?

Сказка – это придуманная история, в ней происходит то, чего не бывает в обычной жизни. В сказке могут разговаривать животные и птицы, оживают предметы и даже происходят чудеса.

Сказка должна быть интересной, необычной. Добро в ней всегда побеждает зло.

Еще сказка воспитывает, учит дружбе, смелости, честности.

Различают три типа сказки:

- сказку о животных.

Каждый из этих типов имеет свои особенности.

Волшебные сказки вызывают восхищение добрым героем и осуждают злодея.

В таких сказках:

- герой борется с волшебной силой (героические);

- герой борется с барином, с царём (социально–классовые);

- ссора происходит в семье (семейная).

Герои делятся на заступников, злодеев, страдальцев, помощников.

Общие особенности волшебных сказок:

- наличие фантастики, волшебства и чуда;

- встреча с волшебными силами;

- красочное описание того, что происходит.

Примеры волшебных сказок: «Иван-царевич и серый волк», «Золушка».

Бытовые сказки высмеивают плохие черты характера человека, хвалят ум и находчивость.

Бытовые сказки делятся на следующие типы:

А основе бытовой сказки - необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений, фантастика практически отсутствует.

Но имеет место чудесное допущение:

- герой настолько хитёр, что может перехитрить всех на свете и остаться безнаказанным;

- вместо волшебства используется смекалка;

- реальные жизненные ситуации имеют необычное решение;

- положительный герой - иронический удачник;

- широкое использование диалога (разговора).

Герои: обычные люди (поп, солдат, мужик, баба, царь, барин).

Примеры: «Каша из топора», «Сказка о попе и работнике его Балде».

Сказки о животных высмеивают плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному.

Сказки о животных изображают:

- борьбу хищников между собой;

- борьбу слабого зверя с хищником;

- борьбу человека со зверем.

Герои этих сказок – животные.

- по традиции: лиса должна быть хитрая, а волк – глупый и т.п.:

- характер человека переносится на характер животных;

- конфликты отражают отношения людей в обычной жизни;

- широкое использование диалогов;

- мало эпизодов, быстрота действия.

Примеры сказок о животных: «Лиса и Тетерев».

Поскольку сказки о животных самые простые для понимания, их читают дошколятам. А самым маленьким рассказывают сказки о животных, в которых один о тот же эпизод много раз повторяется, например, «Теремок», «Репка», «Колобок».

Приемы сказочного мастерства

Писательская деятельность - это творческий процесс со своими особенностями и хитростями.

Сказка начинается с зачина, затем идет повествование, завершается концовкой.

В народных сказках часто применяется присказки.

В начале: в некотором царстве, в некотором государстве.

В повествовании: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; утро вечера мудренее.

В конце: и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало; вам сказка, а мне бубликов связка; стали жить-поживать, да добра наживать.

Чтобы текст был интересным, используют следующие литературные приемы:

Эпитеты - красочные слова, которые позволяют выражению стать ярче, красочнее. Например, девушка красоты невиданной, сила богатырская, подвиг героический, травы шелковые, цветы лазоревые.

Метафоры – сравнение одного предмета с другим, но употребляемое в переносном смысле. Например, стальные нервы, глаза на лоб полезли.

Олицетворение – выражение или слово, которым неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых. Например, вьюга воет, мороз разукрасил, солнце приласкало.

Для сказок характерно также:

Использование волшебных предметов – волшебная палочка, ковер-самолет, скатерть-самобранка, ступа летающая, сапоги-скороходы, меч-кладенец, шапка-невидимка, говорящее зеркало и другие.

Существование говорящих животных и растений – золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке), яблонька (Гуси-лебеди), конек-горбунок, серый волк (Иван-царевич и серый волк), щука (По щучьему веленью).

Применение числовой магии – три девицы под окном, три сына, семеро козлят, тридевятое царство, тридесятое государство, за семь морей, три поросенка.

Выводы по главе 1.

Чтобы стать писателем-сказочником нужно иметь призвание и знать профессиональные приемы создания сказок.

Сказка должна быть необычной, доброй, поучительной.

Выделяют сказки волшебные, бытовые и о животных.

Чтобы текст сказки был красивым применяют эпитеты, метафоры, олицетворение; используют числовую магию, волшебные предметы, говорящие животные и растения.

2.1. Сказка «Какого цвета зима?»

Наступил первый зимний месяц – декабрь. Было холодно, но снег еще не выпал. Пропали яркие летние краски, исчезли цветы и зелень. Осенние краски тоже ушли.

Черный цвет торжествовал: «Пришло мое время! Я буду властвовать всю зиму!»

Белый цвет возразил: «Главный цвет зимы – белый, цвет снега!»

Черный и белый цвет начали борьбу, смешались в драке и получился серый цвет, который покрыл всю землю кроме волшебного леса.

Рис.1. Краски смешались. Михайлова Вероника.

Остальные краски поспешили укрыться в волшебном лесу. Они очень боялись тоже потерять свой цвет.

Лес сопротивлялся серой мгле, но его силы начали слабеть. Краски срочно принялись за дело: зеленый цвет освежил краску на елях и соснах, красный нарумянил плоды рябины, оранжевый и коричневый разожгли костер. Лес стал лучше прежнего! Уставшие краски собрались вокруг костра и уснули.

Рис.2. Волшебный лес. Михайлова Вероника.

Утром они увидели, что цветной осталась только полянка, где они ночевали. Краски поняли, что нельзя больше ждать, надо действовать! Победить серый цвет могут только они. Краски должны объединить свои силы.

Но голубой цвет очень боялся. Он говорил: «Я такой светлый и нежный, что обязательно исчезну, смешавшись с серой краской!» Другие цвета сказали: «Если ты не пойдешь с нами, то дети никогда не увидят голубое небо и море, а голубые глаза навсегда останутся серыми! Не бойся, дружба всегда побеждает!»

Краски отважно направились к опушке леса. Когда они ступили на маленький мостик, произошло чудо! Мостик окрасился всеми цветами, начал расти и перекинулся над землей. Серый цвет отступил.

Оглядываясь назад, краски увидели, что все обрело свой цвет.

Под голубыми небесами белели снега, зеленые ели нарядились в разноцветные новогодние украшения, снеговик хвастался оранжевым носом-морковкой.

Но чего-то не хватало. Стоп! Кто нарисует глаза-угольки снеговику? Кто раскрасит серый дым от печки? Кто обозначит темной полосой дорогу?

Краски закричали: «Черный цвет! Серый цвет! Оставайтесь с нами. Вам тоже найдется зимой место. Вы тоже нужны».

Темные цвета с радостью вернулись. Снеговик подмигнул черным глазом и гордо поправил серое ведро на голове.

Оказывается, зима РАЗНОЦВЕТНАЯ.

Рис.3. Снеговик. Михайлова Вероника.

2.2. Выводы по главе 2

Идея написать сказку появилась перед Новым годом. Предпраздничное настроение и увлечение живописью подсказало основной сюжет.

Во время сочинения сказки продумывались отдельные эпизоды.

Потом текст перечитывался, добавлялись новые детали.

Написанная сказка «Какого цвета зима?» относится к типу волшебных сказок. Положительный герои – это краски разных цветов, которые борются с волшебной силой черной краски поглощать другие цвета.

Черная краска - злодей, белая краска – борец-жертва, остальные краски -помощники, защитники.

Сказка учит дружить, вместе решать проблему, не только ради своего спасения, но и ради спасения красоты на Земле.

В сказке происходит чудо, обычный мостик превращается в волшебный и, конечно, добро побеждает зло!

Дополнительно подготовлено несколько иллюстраций к сказке. Они выполнены в технике «графика».

При подготовке работы я узнала какими профессиональными качествами должен обладать писатель-сказочник, изучила какие литературные приемы используют при написании сказок.

Но на деле написать сказку оказалось не так просто.

Трудно было подобрать слова, чтобы понятно для других описать свою фантазию. Особенно сложным был эпизод с чудом, от которого все обрело свой цвет. Как его описать?

Я рассказываю маме: «Краски смело вышли из леса и … все обрело свой цвет!».

Мама спрашивает: «А что произошло? Краски дунули, плюнули, взмахнули волшебной палочкой?!»»

Я машу руками, пытаюсь показать, как все происходило в моем воображении! Волшебные палочки и заклинания использовались уже в других сказках, нужно было придумать что-то новое.

Сочинять сказку мне понравилось, это интересно, весело. Приятно было подарить сказку бабушкам, прочитать младшему брату и поделиться с друзьями.

Мои одноклассники поддержали меня и нарисовали иллюстрации к сказке, которые размещены в приложении к работе.


«Тут начиналась сказка, начиналась побаска от сивки и от бурки, и от курицы виноходки, от зимняка поросенка наступчатого».

Начиналась с зачина, сопровождалась присказками да прибаутками, фантастичная и волшебная, соблюдала формулы «сказочной обрядности» или же, наоборот, пренебрегала каноном, без зачина и концовки, становилась приближенной к действительности, бытовой среде в зависимости от того, из чьих уст звучала, каким сказителем сказывалась.

Абрам Кузьмич Новопольцев

Сказитель-балагур, сказочник-увеселитель Абрам Новопольцев – типичный представитель наследия скоморохов. Его репертуар удивляет разнообразием: здесь и фантастические волшебные сказки, и новеллистические бытовые, и сказки о животных, а также анекдоты, назидательные предания, исторические легенды. Однако даже классическая традиционная сказка в передаче Новопольцева при всей формальной верности канону переосмысляется, перерабатывается за счет уникального стиля сказочника.

Главная особенность этого стиля – рифмовка, которая подчиняет себе любую сказку, рассказываемую Новопольцевым, делает ее потешной, легкой, беззаботной и не может не развеселить, не развлечь слушателя. «Тут и сказке конец, сказал ее молодец и нам, молодцам, по стаканчику пивца, за окончанье сказки по рюмочке винца».

Егор Иванович Сороковиков-Магай

Сказка облегчала тяжелые трудовые будни крестьянина, приподнимала дух, давала силы жить дальше, сказочников всегда знали и ценили в народе. Часто сказочники пользовались привилегиями, например, в рыболовных артелях на Байкале сказителю давали лишний пай и освобождали от целого ряда трудных работ. Или, например, как вспоминает Сороковиков, выдающийся русский сказитель, большую часть сказок приходилось рассказывать на мельнице, когда приходило время молоть хлеб. «Приезжаешь на мельницу – даже принимают мешки мне-ка помогать. "Он седне будет рассказывать сказки!" И пускали через очередь. "Смелем тебе, только говори сказки нам!" Вот таким путем много приходилось сказок говорить».

Сороковикова отличают от многих сказочников знание грамоты и пристрастие к книгам, отсюда и особенность рассказываемых им сказок: они носят отпечаток книжных влияний и городской культуры. Привносимые Егором Ивановичем в сказку культурные элементы, такие как особый книжный склад речи героев или бытовые аксессуары (телефон в тереме царевны, клубы и театры, записная книжка, которую вынимает мужичок-крестьянин, и многие другие), преобразуют сказку и пронизывают новым мировоззрением.

Анна Куприянова Барышникова

Бедная, неграмотная крестьянка Анна Барышникова, больше известная под прозвищем «Куприяниха» или «тетка Анюта», унаследовала большинство своих сказок от отца, любителя вставить красное словцо и рассмешить публику. Точно так же и сказки Куприянихи – задорные, зачастую стихотворные – подобно сказкам Новопольцева, унаследовали традицию скоморохов и специалистов потешников-бахарей.

Сказки Барышниковой изобилуют пестрыми зачинами, концовками, поговорками, прибаутками и рифмой. Рифмовка обуславливает весь сказ или отдельные его эпизоды, вводит новые слова, имена, создает новые положения. А некоторые из зачинов сказочницы представляют собой самостоятельные присказки, перекочевывающие из одной сказки в другую: «Зародился хлеб не хорош, по подлавочью валяли, на пече? в углу сажали, в коробок загребали, не в городок. Никто хлеба не купить, никто даром не берёть. Подошла свинья Устинья, всю рылу обмарала. Три недели прохворала, на четвертую неделю свинья скорчилася, а на пятую неделю совсем кончилася».

Федор Иванович Аксаментов

Сказка, будто кусок пластилина в руках, переделывается и меняется под влиянием различных факторов (индивидуальные особенности сказителя, место бытования сказки, социальная среда, к которой принадлежит исполнитель). Так, рассказываемая в солдатской среде, сказка впитывает в себя реалии походной и военной жизни, казармы и предстает перед нами уже совершенно иной, новой сказкой.

Для солдатской сказки характерен свой особый репертуар, особый круг тем и подбор эпизодов. Аксаментов, ленский сказитель, один из лучших представителей солдатской сказки, бережно относится к сказочной традиции, но при этом его сказка модернизирована, подчинена реалиям солдатского быта (часовые, разводящие, увольнительные записки, гауптвахты и пр.).

В солдатской сказке не встретишь фантастических «в некотором царстве» или «за тридевять земель», действие приурочено к определенному месту и даже времени, дело происходит в Москве или в Петербурге, а персонажи зачастую наделяются именами исторических лиц, подвиги героя теперь также приурочены к географической области. У Аксаментова это чаще всего Франция и Париж. Главный персонаж его сказок – русский солдат. Также сказитель вводит в рассказ пьяниц, карточные игры, гостиницы, гулянки, порою эти картины пьянства превращаются даже в какой-то апофеоз пьяницы, что придает специфический оттенок сказочной фантастике.

Наталья Осиповна Винокурова

Для сказочницы Винокуровой, крестьянки-беднячки, всю жизнь боровшейся с нуждой, главный интерес в сказке представляют бытовые детали и психологическая обстановка, в ее сказках не встретишь зачинов, концовок, присказок и других атрибутов классической сказки. Часто ее рассказ – сугубое перечисление фактов, причем довольно скомканное и путаное, так, перескакивая с одного эпизода на другой, Винокурова употребляет формулу «короче сказать».

Но при этом сказочница может вдруг неожиданно остановиться на подробном описании простейшей бытовой сцены, что в принципе не свойственно сказке. Винокурова стремится приблизить сказочную среду к реальной действительности, отсюда ее попытки проанализировать психологическое состояние героев, описать их жесты, мимику, порою сказительница дает даже описания внешности персонажей своих сказок («неоткуль прибегает к нему мальчик, в коротеньком сертучке и чорненьская фуражка»).

Дмитрий Савельевич Асламов

Немаловажную роль в восприятии сказки играет то, как сказитель повествует: эмоционально и сопровождая рассказ жестами, комментариями, обращениями к слушателям или же, наоборот, тихо, плавно, без вспышек. Например, Винокурова относится к числу спокойных рассказчиц, как и Сороковиков, чье выступление степенно, несколько торжественно и в приподнятом тоне.

Полная их противоположность – мастер-сказочник Асламов. Он весь в движении, постоянно жестикулирует, то повышает, то понижает голос, делает паузы, играет, смеется, руками обозначает размеры, если приходится, например, говорить о величине, росте, вообще размерах чего-нибудь или кого-нибудь.

И чем больше слушателей, тем более он предстает во всей красе. Отдельные подвиги и похождения сказочных героев Асламов отмечает восклицаниями и вопросами: «Ага!», «Хорошо!», «Ловко!», «Вот как!», «Ловко сделано!» и т. д. или, на оборот, замечаниями: «Вот дурак-то!», «Ну чо же, смекалки-то не хватает!», или же перебивает свой рассказ замечаниями: «Интересны мои сказки?!», «Мои сказки шибко интересны».

Матвей Михайлович Коргуев

«Не в котором царстве, не в котором государстве, а именно в том, в котором мы с тобой живем, жил-был крестьянин», – так начинает свою сказку «Про Чапая» Коргуев, в которой беломорскому сказочнику удается воплотить исторический материал, события Гражданской войны, в образах народного творчества. Играючи, Коргуев соединяет сказочные традиционные мотивы с современной ему действительностью, привносит в них жизнь со всеми ее бытовыми подробностями, очеловечивает сказочных персонажей, индивидуализирует их.

Так, герои и героини рассказываемых им сказок называются Танечкой, Леночкой, Елечкой, Санечкой, Андреюшком. Елечка достала для Андрея «свинку – золоту щетинку», «забаковала ее в ящик и повалилась спать. Поспала немного, встала в шесть часов, согрела самоварчик и стала будить Андрея». За счет таких подробностей достигаются реалистичность сказок и их занимательность, что безусловно выделяет сказки Коргуева среди других.

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 - 15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.2.6.): «формирование позитивных установок к различным видам труда» является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей развития ребенка, важнейшим средством адаптации в обществе и формирования культуры межличностных отношений.

В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослых. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома.

Таким образом, назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться, первичных представлений о труде взрослых и положительного отношения к нему , роли труда в обществе и жизни каждого человека.

Ранняя профориентация призвана:

- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

-сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу, уверенно чувствовать себя при выборе будущей профессии.

Традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у современных детей активного познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, зародить мечту попробовать себя в данной области человеческой деятельности. И здесь на помощь приходят гаджеты.

Новизна заключается в ознакомлении со стандартной темой, изучаемой в старшей группе нестандартным методом, с применением электронных образовательных ресурсов.

Цель: знакомство с творческой профессиями людей - с профессиями писателя и поэта, их характерными чертами и отличиями.

Задачи:

Обучающие : формировать положительное отношение к труду взрослых ; расширять и обогащать представления детей о трудовых действиях писателя и поэта, результатах и значении их труда для человека, людей и государства в целом;

Развивающие : развивать интерес к литературе как к виду искусства;

Воспитывающие : воспитывать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к результатам их труда.

Целевая аудитория: воспитанники подготовительной к школе группы (6 - 8 лет).

Ожидаемые результаты: в результате усвоения темы воспитанники будут иметь элементарные представления о профессиях писателя и поэта, о значении их труда , его специфик е (результаты труда, личные качества , необходимые для освоения профессии) ; дети будут проявлять уважение к людям творческих профессий, бережно относиться к результатам их труда.

Конспект режимного момента
«Знакомство с профессиями писателя и поэта»

Предварительная работа:

1. Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», А. Шибаевой «Разные профессии»;

2. Рассматривание иллюстраций детский писателей и поэтов;

3. Беседы о профессиях;

4. Настольная дидактическая игра «Профессии»;

5. Экскурсия в мини-музей, в библиотеку;

6. Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Школа» и др.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование и материалы: схемы предложений, мяч, счетные палочки, интерактивная дидактическая игра «Предметы труда писателя и поэта».

Действия воспитателя

Действия детей

Организационный момент:

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Дети собираются вокруг воспитателя

Дети поворачивают голову влево, вправо

Дети берутся за руки и друг другу улыбаются

1. Вводная часть:

Ребята, кому из вас хочется вырасти поскорее и стать взрослым?

Скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы, взрослые?

А для чего люди ходят на работу?

Дети отвечают

Родители ходят на работу

Чтобы зарабатывать деньги, приносить пользу окружающим, и др.

Дидактическая игра «Назови профессию»

Я вам сейчас буду бросать мяч, а вы будете называть известные вам профессии (мяч бросается каждому ребенку)

Дети называют профессии

Какую пользу они приносят?

Дети поднимают руку и говорят: Повар готовит еду, продавец продает товар, воспитатель воспитывает и учит детей, строители строят дома, шофер перевозит грузы и пассажиров и т.д.

Молодцы, проходите на стульчики

Дети присаживаются на стульчики, стоящие полукругом

2. Основная часть:

Вы назвали много профессий, но не назвали две очень важные и интересные профессии.

Без людей этих профессий не было бы сказок, рассказов, стихотворений. Вы догадались о каких профессиях я говорю?

Эти профессии очень похожи. Люди этих профессий занимаются творчеством, т.е. придумывают, фантазируют, сочиняют сказки, рассказы и стихотворения. Что пишет поэт?

Хорошая книга – это не про премии и высокие оценки критиков, а про радость и удовольствие. Особенно, если книжка для детей. Да и для взрослых важно, чтобы книга была увлекательной, интересной и захватывающей. И обязательно полезной.
Специально к 3 февраля, когда отмечается Всемирный день писателя, мы подготовили интервью с человеком, который пишет добрые книжки – с Валентином Постниковым, детским писателем, членом Союза писателей России. Валентин продолжил семейную традицию и стал сказочником, ведь он вырос в семье знаменитого советского писателя Юрия Дружкова, сочинившего «Приключения Карандаша и Самоделкина».

ЖШ : Валентин, расскажите, пожалуйста, с чего началось Ваше творчество? Откуда это пришло – желание писать?

ВП : Когда я был маленький, вся моя жизнь была окружена детскими писателями, поэтами, художниками. У нас был очень гостеприимный дом, и в гости к моему папе постоянно приходили известные детские писатели: Эдуард Успенский, автор «Чебурашки», Григорий Остер, Корней Чуковский и многие другие. Когда мне было три года, к нам в гости приезжала Астрид Линдгрен. Я рос в окружении писателей, художников. Это и наложило отпечаток. Помимо этого, я сам начал сочинять с ранних лет. В пять лет я сочинил сказку «Тигренок на подсолнухе» и нарисовал. Потом по этой сказке сняли мультфильм «Тигренок на подсолнухе». Ведь было много примеров, когда вырастали потомственные врачи, военные, инженеры, учителя. И я подумал, почему бы не стать потомственным сказочником…

ЖШ : Получается, династия сказочников… Но Вы жили в творческой среде, впитывали ее. И все-таки как Вы учились сочинять?

ВП : Вы знаете, я мечтал быть юристом, и с детства всем говорил, что обязательно стану сыщиком. Пошел в юридический институт. Но при этом уже начал сочинять рассказы. И всех буквально мучил этим: собирал друзей и знакомых, насильно усаживал и заставлял слушать мои рассказы. Я вдруг поймал этот кайф, удовольствие: когда ты что-то пишешь, читаешь, а людям это нравится. Буквально на первом курсе института я понял, что промахнулся с профессией, что юриспруденция – это не мое.
Но мама тогда сказала, что надо доучиться, получить высшее образование. Поэтому я на шесть лет остался в институте.

ЖШ : Но тем не менее продолжали сочинять. Как Вы считаете, к писательству нужен талант или этому можно научиться?

ВП : Когда я написал свою первую книжку, это был 21 год назад, мне казалось, что я очень хорошо ее написал. Как все начинающие писатели, я был в полном восторге от себя. Мне казалось, что я написал совершенно гениальную книжку, сейчас все прочитают и поймут, как это замечательно. Но через какое-то количество лет я понял, что первая моя книжка была чудовищной, ужасной, и вторая и третья… И когда я недавно переиздавал эти книжки, то полностью переписывал. Потому что даже если предположить, что у человека есть талант, все равно нужно мастерство. Мастерство необходимо в любой профессии.
Знаете, в России есть Литинститут, в котором я тоже учился. Но ни в одной стране мира нет литературных институтов. Так как считается, что писательству невозможно научить. Научиться писать – именно НАУЧИТЬСЯ – мне кажется, невозможно. Но если есть талант, его также надо развивать.
Можно сравнить с художниками. Родился Ван Гог, гениальный художник, но все равно он учился, постоянно развивался. Он рисовал, рисовал бесконечно. Ходил на выставки, общался с другими художниками…
И я до сих пор учусь. Например, читаю детские книжки в огромном количестве. Учиться надо постоянно.

ЖШ : Прекрасное замечание – учиться надо постоянно. Это относится и к умению пользоваться русским языком, не так ли? Ведь такое умение – основа для успешного написания любого текста. Особенно если это касается целого произведения, книги. Насколько критична грамотность в данном случае? Ведь для корректировки текста есть специалисты – редакторы, корректоры…

ВП : У меня, к сожалению, всегда было плохо с русским языком. Когда я был ребенком, я этого не понимал. Моя учительница по русскому языку всегда удивлялась: «Валентин, у тебя по русскому двойки, при этом ты в классе читаешь больше всех. У меня всегда было так: все двоечники не читают книг, а все отличники читают много. А ты читаешь больше всех в классе…». И я действительно очень много читал.
Я ходил на курсы, занимался с преподавателем – что только я ни делал, чтобы писать грамотно. И в какой-то момент мне сказали одну простую вещь: есть люди, у которых врожденная грамотность. Они, не зная правил, пишут грамотно, а почему они так написали – сказать не могут. Есть такой термин – врожденная грамотность. Как слух – либо есть, либо нет. К сожалению, мне это не дано. Я всегда очень долго и тщательно правлю себя, редактирую. И все равно, по прошествии многих лет, делаю ошибки. Но если бы вернуть назад школу, я бы к предмету по русскому языку отнесся наиболее внимательно.
Кстати, очень часто бывает, что корректоры пропускают какие-то ошибки, которые потом я вылавливаю. Моя мама работала редакторам в издательстве «Малыш» 30 лет. И она говорила, что у них каждая книжка проходила многоэтапную проверку – вычитку. Вначале редактор тщательным образом вычитывал все ошибки, затем корректоры – младший, старший, после – главный редактор. Потом книгу обязательно прочитывал научный консультант, а позже – художественный редактор. Для чего это делалось? Чтобы ребенок, который читает книжку, не дай бог, не прочитал «кАрова», потому что в книжке так написано. Делается именно для того, чтобы дети на книжках воспитывались, росли.

Приведу простой пример. Недавно вышла моя книжка «Сказки про Карандаша и Самоделкина», и там Карандаш и Самоделкин в зоопарке. Я написал: «Вот белые медведи, они живут на Южном полюсе, в Антарктиде». В принципе я мог такую ошибку допустить. Хотя прекрасно знаю, что белые медведи живут на Северном полюсе. Но ошибиться я мог. Случайно. И все-таки думаю, что это не моя ошибка, а редакторская. Потом пишут мне родители: «Валентин, зачем Вы написали, что белые медведи живут на Южном полюсе, допустили такую ошибку. А мы детям вынуждены объяснять…». Я тогда так удивился: не мог я такого написать. Ведь знаю, что на Северном полюсе белые медведи, на Южном – пингвины. Потом проверяю: в книжке действительно указан Южный полюс. Раньше, в советские времена, такую ошибку бы не допустили.
Сейчас, к сожалению, на корректорах и редакторах издательства экономят. Им кажется, что это не очень важно. Ну, подумаешь, медведи с Южного полюса…
А это все важно. Потому что у ребенка сразу возникают вопросы. Если в книжке написано «кАрова», значит, «кАрова». А потом мама скажет: «Нет, кОрова». А ребенок ответит: «Нет, мама, я в книжке прочитал…». Доверяют книжке. Если это напечатано, то как будто топором вырублено. В детской литературе мелочей не бывает. Каждое слово, каждый перенос, каждая запятая – все должно быть грамотно, четко.

Читайте также: