Кто применяет научные методы для анализа человеческого поведения профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Прикладной анализ поведения

Вы когда-нибудь задумывались о том, что вся наша жизнь, в принципе, может быть охарактеризована одним единственным словом – «поведение». Все, что связывает нас с окружающими людьми, предметами, даже самим собой, – это те или иные проявления нашего поведения. А как много вы знаете об этом понятии? Когда оно зародилось? Какое место занимает в психологии? Можно ли воздействовать на свое поведение или на поведение окружающих людей и что такое прикладной анализ поведения? Давайте попытаемся постепенно ответить на все указанные вопросы.

Что такое «поведение»?

Определяя «поведение» отметим, что это взаимодействие живого организма с объектами окружающей среды, которое измеряется перемещением во времени или пространстве с одновременным изменением окружающей среды.

Наше поведение напрямую взаимосвязано с тем, что мы воспринимаем вокруг, поэтому изучение факторов, влияющих на поведение индивидуума, всегда привлекало большое количество ученых. В психологии развилось особенное направление – бихевиоризм (от англ. behavior – поведение), ставящее во главу угла изучение реакций на стимулы. Основателем бихевиоризма считается Джон Уотсон, американский психолог конца 19 – начала 20 века. Бихевиоризм отталкивался от возможности и необходимости познавать психологию личности при помощи точных и измеримых методов.

Дж. Уотсон вывел простую формулу, связанную с поведением:

Формула Джона Уотсона: Стимул = Реакция

Данная формула означает, что все поведение человека формируется в результате влияния стимулов. К примеру, мы ходим на работу, чтобы зарабатывать деньги, мы питаемся, чтобы получать энергию, мы идем в магазин за свитером, чтобы не замерзнуть зимой, мы читаем данную статью, чтобы стать более информированными и развитыми (или руководствуемся каким-либо другим мотивом, но главное, что он у нас есть). Непроизвольное моргание, дыхание и другие процессы в организме также основаны на физиологических причинах.

Позднее концепция бихевиоризма была содержательно дополнена нашим соотечественником Иваном Петровичем Павловым (1849-1936), который, проводя эксперименты на собаках, также доказал возможность выработки безусловного рефлекса (выработка слюны при виде пищи, а точнее, при восприятии звонка) в результате научения или условного рефлекса (выдача пищи следовала после звонка).

Типы обусловливания поведения

В рамках изучения поведения стоит различать респондентное и оперантное обусловливание поведения. Два вышеуказанных ученых склонялись именно к изучению респондентного мотивирования, как раз-таки работающего по формуле «стимул-реакция», то есть за каждым мотивом следует определенный ответ в виде того или иного поведения.

Оперантное же обусловливание склоняется к формуле «стимул-подкрепление-реакция». То есть в данном случае мы руководствуемся не причиной нашего действия, а реакцией со стороны (поощрением или наказанием), и в зависимости от неё у нас складывается реакция.

Приведем пример. Ваш ребенок ходит зимой без шапки, вы за это переживаете, потому что он может заболеть. Джон Уотсон здесь предложил бы вам объяснить своему ребенку, что если он будет ходить с неприкрытой головой, он может заработать себе простуду. Либо в конце концов ваш ребенок заболеет, у него выработается реакция «хожу без шапки-болею», и он больше не будет выходить из дома в холод без головного убора.

Беррес Скиннер, как раз-таки разработавший идею оперантного обсуловливания, направил бы вас по другому пути и посоветовал бы ввести меру поощрения за то, что ребенок надевает шапку. Допустим, вы можете его похвалить, материально или идеально поощрить. Можно придумать что-то вроде этого: «Давай ты наденешь шапку, а я заберу тебя пораньше с занятий, и мы пойдем гулять». В такой ситуации ребенок наденет головной убор, потому что у него будет реакция на подкрепление – на то, что вы заберете его из школы пораньше.

При этом Скиннер указывал, что гораздо более твердо реакция закрепляется в случае поощрения, то есть позитивного подкрепления, а не наказания. Иными словами, если вы будете кричать, бить, оскорблять своих детей, вызывая страх и слезы, то реакция будет происходить, но при этом у личности будет развиваться низкая самооценка, излишнее переживание и тревога.

Обратите внимание, что таким образом мы можем влиять на поведение окружающих людей, то есть изменяя условия окружающей среды, мы вводим личность в то или иное психологическое состояния посредством мотивационного, стимулирующего механизма.

Именно на этом основывается разработанная в США методика Прикладного анализа поведения (ПАП, с английского ABA – Applied behavior analysis), направленная в большей степени на терапию с людьми, страдающими расстройствами аутистического спектра (попросту говоря, с аутистами). Давайте немного подробнее остановимся на данной методике.

Прикладной анализ поведения: сущность, этапы, критика

Прикладной анализ поведения (или ПАП-терапия/ABA-терапия) представляет собой поведенческую терапию, ориентированную на вовлечение детей-аутистов в окружающие социальные условия. При ПАП-терапии действия проводника (непосредственной личности, работающей с ребенком, как правило, кого-то из родителей) направлены главным образом на создание благоприятных внешних условий, в которых ребенок-аутист будет развиваться, социализироваться и принимать сложившуюся окружающую среду.

По сути, диагностированные аутистическим расстройством страдают от дефицита социального взаимодействия и общения, зачастую имеют неширокий круг интересов и могут выполнять повторяющиеся действия. Прикладной анализ поведения направлен как раз на нивелирование данной симптоматики, научение ребенка понимать мир, реагировать на него и успешно с ним контактировать.

Принципы бихевиоризма – стимулирование, поощрение – активно используются в данной методике. Однако важно помнить, что в данном случае от проводника должен исходить односторонний поток исключительно положительных эмоций. Вообще, данная методика, хоть и направлена на ребенка-аутиста, передается через проводника, фактически, он (она) становится главным фигурантом поведенческого анализа.

Ребенок, будучи подверженным прикладному анализу поведения, не должен видеть раздражения, нетерпения, уж тем более агрессии со стороны проводника. Первостепенной задачей является научение ребенка принимать свои эмоции:

  • гордость и радость за успехи; при неудавшейся попытке, непослушании.

Ментору важно сохранять спокойствие, не давать поводов для расстройства и закрытия, постоянно анализировать поведение ребенка. Некоторым аутистам присуща большая развитость слуха, другим – зрения, кто-то в большей степени познает действительность за счет вкуса, а кто-то – осязания. При поиске подхода к ребенку важно подобрать правильный канал, через который можно воздействовать на мозговую активность в большей степени.

Чтобы прикладной анализ поведения действительно работал, необходимо практиковать его ежедневно. Врачи называют цифру примерно 5-6 часов в день, однако методика ПАП должна стать образом жизни, особенно для проводника. Постоянное чуткое, внимательное, терпеливое отношение родителя (или другого проводника) при одновременном анализе поведения следует ввести в ежеминутную практику. Безусловно, это стоит больших усилий, но помните, что с улучшением состояния ребенка все будет возвращаться сторицей.

Условно выделяется четыре этапа при использовании методики ABA. Рассмотрим каждый из них.

Сигнал – понимание

На первом этапе ребенок пытается найти контакт с внешним миром, пытается понять, что от него требуют, затем оценивает это и выдает ответную реакцию на запрос из внешней среды. К примеру, проводник хочет, чтобы ребенок покачал головой. Это простой шаг на пути выстраивания более сложных комбинаций, однако он очень важен, так как на данном этапе ребенок учится воспринимать сигналы извне и реагировать на них. Очень важно также поощрение со стороны проводника, который видит успех у своего подопечного. Если же у больного не получается, наберитесь терпения – все обязательно продвинется.

Усложнение

Если на первом этапе мы учились просто распознавать сигналы и реагировать на них, то здесь мы связываем простые шаги и составляем более комплексные комбинации, задействуя разные участки мозга ребенка-аутиста. К примеру, если ранее вы учились махать рукой на прощание с кем-либо, то на втором этапе попробуйте добавить вербальный контакт –махать рукой и говорить «пока» одновременно. Задача проводника – разбудить мозг аутиста, заставить его работать. Помните, это самый малоизученный орган, подвергаемый изменениям в наиболее сложной степени. Наберитесь воли и терпения.

Генерализация навыков

Освоив два предыдущих этапа, обычные сигналы следует превратить в конкретные запросы от проводника. Степень выполнения этих запросов выражает обладание ребенком теми или иными навыками. Команды по типу «дай», «возьми», «принеси», «положи» являются кумулятивными и состоят из отдельных действий, простых шагов, которые, по идее, были изучены на первом и втором этапах. Поэтому здесь ребенок становится более подготовленным к жизни в обществе, может воспринимать комплексные сигналы и реагировать на них.

«Выход в свет»

Когда ребенок с аутистическим расстройством уже осваивает все вышеуказанные научения, он должен непосредственно выйти на практику и попробовать общаться с окружающими людьми. Не с мамой, папой, бабушкой, родственниками или психологом, а именно с чужими людьми. Тем не менее помните, что эти люди должны быть благожелательны и адекватны. Кстати, совершенно не рекомендуется вводить ребенка в среду с такими же особенными детьми, потому что их реакция может быть немного необычной, что может его смутить, расстроить.

Исходя из концепции ABA-терапии, пройдя четыре вышеописанных этапа, ребенок сможет социализироваться и погрузиться в среду других людей.

Однако многие психологи, эксперты подвергают методику ПАП критике, выражая мысль о том, что ребенок в данном случае подвергается некой дрессировке, проводник стимулирует, а ребенок исполняет команды только ради поощрения и получения похвалы. Фактически, метод ПАП основан именно на стимулах, поощрении и реакции. Однако подвергать сомнению его результативность сегодня не приходится.

Одним из менторов ABA-методики является Марина Азимова, магистр педагогических наук, доцент МГППУ, сертифицированный поведенческий аналитик, да и просто мать ребенка-аутиста. В этом видеоролике вы можете прослушать её лекцию, где она подробно делится опытом применения прикладного анализа поведения:

Методика ПАП применима не только в отношении больных аутизмом детей, но также и обычных здоровых людей самого разного возраста. Главное понимать сущность методики: берите в расчет формулу Б. Скиннера и меняйте свои привычки, а также влияйте на поведение других людей.

Кстати, отличным вариантом оказания влияния на свое поведение может служить наша онлайн-программа «Психическая саморегуляция», где за 6 недель вы научитесь бороться со стрессом и апатией, выстраивать хорошие отношения с друзьями и коллегами, а также победите прокрастинацию.

Завершая, хотелось бы напомнить, что если вам на долю выпало воспитание ребенка, страдающего аутизмом, помните, что вам это по силам и вы обязательно справитесь. Иначе, он бы не был вам послан. Главное при воспитании этого ребенка – не давать понять ему, что он сильно отличается от других. Создайте вокруг атмосферу совершенно обычного ребенка, и тогда он поверит и не будет чувствовать себя некомфортно в социальной среде.

Поведенческий анализ

Поведенческий анализ — это научное направление, основанное на базе бихевиористских принципов. Своей целью поведенческий анализ выдвигает выявление нежелательных форм поведения и разработку методов коррекции этих форм в различных проявлениях.

Выделяют три вида поведенческого анализа:

  1. экспериментальное изучение поведения конкретного индивидуума;
  2. прикладной анализ поведения или изучение очевидных факторов поведения в социальном и культурном контексте;
  3. концептуальный анализ поведения — изучение поведения сквозь призму философских, исторических, теоретических и методологических вопросов.

Как правило, психологи используют две области анализа поведения: экспериментальную и прикладную.

Экспериментальный анализ поведения подразумевает проведение фундаментального исследования, подкрепляющего или опровергающего знание о поведении.

Прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analisis (ABA)) является научно обоснованным подходом к изучению факторов окружающей среды, которые влияют на социально значимое поведение и создание технологий, позволяющих изменять поведение. Под поведением в данном случае подразумевается любое взаимодействие организма с окружающей средой.

Специалисты поведенческого анализа используют в своей работе следующие методы:

  1. «Сцепление» - предполагает структуризацию решения проблемы, выделение небольших задач для решения глобальной цели. Таким образом, шаг за шагом решая простые задачи индивидуум приближается к достижению первоначальной цели;
  2. «Подсказка» - использование наводящих вопросов, сигналов или визуальных символов, стимулирующих желаемую реакцию;
  3. «Шейпинг» - представляет собой постепенное изменение поведения от имеющегося к желаемому;
  4. Перенос реакции с одной инструкции на другую — постепенное подведение индивидуума к аналогичной реакции на разные, но аналогичные стимулы;
  5. Метод мини-последствий — предполагает последовательное и повторяющееся использование подкреплений (каких-либо действий или иных последствий) в ответ на каждую реакцию индивидуума.

Несмотря на то, что в настоящее время бихевиоризм уже не является популярным направлением, поведенческий анализ (особенно прикладной) по-прежнему являются активно используемыми методами. В частности, их применяют для:

  • коррекционной работы с детьми и взрослыми, имеющими отклонения в развитии;
  • формирования корпоративного поведения в крупных компаниях и холдингах;
  • борьбы с фобиями, поведенческими расстройствами и зависимостями.

Однако, стоит отметить, что данный метод активнее используется в Америке. В современной отечественной психологии этот метод не так широко распространен так как:

1. Не подкреплен менталистическими объяснениями — поскольку поведенческий анализ является продолжением бихевиоризма, он базируется на восприятии поведения как цепочки последовательных стимулов и реакций. Данное убеждение идет в разрез с современными данными, что ставит под сомнение эффективность самого метода.

2. Сложные научно-технические формулировки — в настоящее время в России достаточно тяжело найти качественную литературу, дающую представление о поведенческом анализе. А та, что имеется — написана сложным научным языком, требующем особого внимания. Кроме того, сам поведенческий анализ предполагает учет огромного количества тонкостей.

3. Отсутствие быстрого результата — процесс поведенческого анализа на практике требует большого количества времени и терпения, то есть тех ресурсов, которых у современных ученых и практиков не так много. Кроме того, трата времени при отсутствии стопроцентной гарантии считается непозволительной расточительностью.

4. Упор на работу с детским аутизмом — основной сферой применения поведенческого анализа в России является коррекция детского аутизма. Таким образом многие наши соотечественники убеждены, что это практически единственный возможный способ прикладного применения поведенческого анализа.

5. Отсутствие возможности ознакомления с поведенческим анализом в образовательном учреждении — в настоящее время ознакомиться с основами поведенческого анализа и уж тем более стать сертифицированным специалистом в России можно только пройдя специальные платные образовательные курсы. В открытых источниках найти доступ к этой информации крайне тяжело. В образовательных учреждениях о поведенческом анализе в лучшем случае упоминают вскользь. Не углубляясь.

Таким образом мы видим, что поведенческий анализ, являющийся методом, вышедшим из неактуального в настоящий момент направления бихевиоризм, является одним из эффективных методов исследования личности. Однако, в силу ряда причин, активно не используется, а применяется узкими специалистами для решения определенных задач.

Список литературы:
  1. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА : АВА (AppliedBehaviorAnalisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.- 208с.
  2. http://www.behavioranalysiseducation.com
  3. http://aboutyourself.ru/behaviorism/chto-takoe-povedencheskij-analiz.html

Автор: Евгения Прозорова
Педагог по работе с детьми с повышенными образовательными потребностями


Прикладной анализ поведения (АВА-терапия): коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ

Программа профессиональной переподготовки (260 часов).

Даты проведения 07.06.2021 – 30.08.2021

Программа проводится в онлайн-формате, время обучения Московское.

В рамках предлагаемой программы педагоги, педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги, тьюторы, воспитатели, специалисты других профессий, осуществляющие обучение, воспитание, развитие и коррекцию, а также реабилитацию детей с ОВЗ, включая РАС, освоят методы прикладного анализа поведения на продвинутом уровне, научатся проводить высокоточное тестирование навыков с помощью VB-MAPP и ABLLS-R, писать протоколы и планы коррекции поведения, научатся методам эффективным обучения и развития детей с ОВЗ и РАС, смогут организовывать поведенческую поддержку ребенка с РАС в рамках образовательной модели «Ресурсный класс» в общеобразовательных школах, а также эффективно работать с такими детьми в детских садах, специализированных центрах или на дому.

Программа разработана на основе курса подготовки поведенческих аналитиков уровня ВСаВА, адаптирована под потребности российских специалистов в области коррекции детей с ОВЗ, включая РАС, и содержит все необходимое для вашего успешного профессионального становления в качестве АВА-терапевта. Обучение по программе позволит вам стать востребованными специалистами на современном рынке коррекционно-развивающих и образовательных услуг для детей с ОВЗ, включая РАС.

Документ по итогам обучения

По итогам обучения слушатели, успешно сдавшие итоговый квалификационный экзамен, получат Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, удостоверяющий, что слушатель прошел обучение по программе "Прикладной анализ поведения (АВА-терапия): коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ" в объеме 260 ак. часов, и подтверждающий право выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере коррекции поведенческих нарушений, обучения, абилитации и развития детей и подростков с ОВЗ с применением методов прикладного анализа поведения (АВА-терапии).

Шаблон диплома переподготовка

Кому подойдет программа

  • Педагогам, педагогам-психологам, логопедам, дефектологам, тьюторам, воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ и РАС в общеобразовательной школе, детском саду, коррекционно-развивающем центре или на дому;
  • Работникам ПМПК и ЦПМСС, которым необходимо проводить точную диагностику детей с ОВЗ, включая РАС, и составлять корректные программы их обучения и развития;
  • Учителям и кураторамРесурсных классов для детей с ОВЗ, включая РАС, в общеобразовательных школах;
  • Социальным педагогам, другим специалистам социальной сферы, занятым в обучении, воспитании и реабилитации детей с ОВЗ, включая РАС;
  • Тьюторам и сопровождающим ребенка с ОВЗ, включая РАС;
  • Медицинским работникам, инструкторамАФК оказывающим медицинскую, реабилитационную, абилитационную и иную помощь детям и подросткам с ОВЗ, включая РАС;
  • Студентам, которые хотят иметь гарантированную возможность трудоустройства по окончании вуза;
  • Родным и близким детей с ОВЗ, включая РАС, которые хотели бы оказывать ребенку качественную помощь в домашних условиях.

Формат обучения


Кем смогут работать выпускники программы

  • кураторами либо учителями ресурсных и(или) автономных классов (зон, групп) для детей с ОВЗ, включая детей с РАС, в образовательных организациях дошкольного и начального общего образования;
  • квалифицированными поведенческими аналитиками (АВА-терапевтами), специалистами по коррекции поведения, практикующими в частных детских центрах, либо оказывающими поведенческую поддержку детям с ОВЗ, включая РАС, на дому;
  • компетентными в своей сфере специалистами, использующими методы АВА-терапии при обучении, развитии, абилитации и коррекции поведенческих нарушений у детей с ОВЗ, включая детей с РАС.

Настоятельно рекомендуем всем выпускникам программы и всем начинающим специалистам на первом этапе профессионального становления в АВА-терапии осуществлять практику под руководством более опытных поведенческих аналитиков.

Что вы будете уметь по окончании обучения

  • выявлять целевое поведение детей с ОВЗ, в том числе, детей с РАС;
  • проводить тестирование ребенка с ОВЗ, в том числе, ребенка с РАС;
  • составлять программу поведенческого вмешательства;
  • реализовывать программу поведенческого вмешательства вместе с командой;
  • проводить процедуры коррекции нежелательного поведения;
  • формировать у ребенка с ОВЗ, включая ребенка с РАС, новые учебные, социальные, коммуникативные и бытовые навыки.

Обучение подойдет вам, если

  • вы давно мечтали стать АВА-терапевтом и искали лучшие варианты обучения;
  • вы хотите овладеть современными поведенческими технологиями научения, развития и коррекции детей с ОВЗ, включая детей с РАС;
  • вы являетесь педагогом, работающим с детьми с различными поведенческими проблемами, и хотите научиться эффективно их решать;
  • вы хотите на высоком уровне овладеть методом прикладного анализа поведения, чтобы стать как можно более востребованным специалистом на рынке коррекционно-развивающих услуг;
  • вы планируете создание ресурсных классов и вам необходимо пройти профессиональную переподготовку;
  • вы хотите научиться сопровождению детей с ОВЗ, включая детей с аутизмом, в общеобразовательной школе;

Программа разработана Институтом прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий совместно с Центром прикладного поведенческого анализа с учетом профессиональных требований к специалистам в области поведенческого анализа и в полном соответствии с Российским образовательным законодательством.

Разработчики и преподаватели

Учебный план и расписание занятий

п/п Тема Дата Время Преподаватели
1. Структура и назначение курса. Содержание. Аттестация. Анализ поведения: краткая история развития. Определяющие черты прикладного анализа поведения (ПАП). Определение ПАП 15 марта 18.00-21.00 А. Шейффер
И. Докиминенко
К. Исупов
2. Основные понятия ПАП. Поведение. Среда 16 марта 18.00-21.00 И. Докиминенко
3. Респондентное поведение 18 марта 18.00-21.00 К. Исупов
4. Оперантное поведение. Концепция ABC. Подкрепление и наказание 22 марта 18.00-21.00 И. Докиминенко
5. Виды подкрепления. Виды наказания 23 марта 18.00-21.00 И. Докиминенко
6. Гашение. Режимы подкрепления 25 марта 18.00-21.00 И. Докиминенко
7. Антецеденты. Мотивационные условия. Дискриминативные стимулы. Стимульный контроль 29 марта 18.00-21.00 К. Исупов
8. Выбор целевого поведения. Оценка социальной значимости. Функциональное и топографическое определение целевого поведения 30 марта 18.00-21.00 И. Докиминенко
9. Визуальное отображение данных. Сбор данных и графики. Построение системы сбора данных 01 апреля 18.00-21.00 К. Исупов
10. Практикум по методам измерения поведения. Промежуточная аттестация 05 апреля 18.00-21.00 А. Шейффер
И. Докиминенко
К. Исупов
11. Анализ вербального поведения по Скиннеру. Определение вербального поведения. Вербальные операнты 06 апреля 18.00-21.00 И. Докиминенко
12. VB-MAPP как методика оценки навыков. Цели тестирования VB-MAPP. Компоненты VB-MAPP и их взаимосвязь. Этапы тестирования по методике VB-MAPP. Графическое отображение уровня развития навыков 08 апреля 18.00-21.00 К. Исупов
13. Инструмент тестирования ABLLS-R. Структура тестирования. Содержание тестирования. Оценка навыков. Подсчет баллов и оценка результатов тестирования. Применение результатов тестирования для составления индивидуальной программы развития 12 апреля 18.00-21.00 И. Докиминенко
14. Оценка предпочтений. Оценка подкреплений. Подсказки 13 апреля 18.00-21.00 К. Исупов
15. Обучение методом отдельных блоков. Обучение в естественной среде 15 апреля 18.00-21.00 К. Исупов
16. Шейпинг. Формирование цепочек. Обобщение 19 апреля 18.00-21.00 И. Докиминенко
17. Написание протоколов и подготовка чек-листов. Практикум по написанию протоколов. Промежуточная аттестация 20 апреля 18.00-21.00 А. Шейффер
И. Докиминенко
К. Исупов
18. Функциональная оценка поведения (ФОП). Функции поведения. Многофункциональное поведение. Рабочая гипотеза о функции поведения. Проактивные и реактивные стратегии коррекции поведения 22 апреля 18.00-21.00 К. Исупов
19. Обзор Экспериментальной процедуры функционального анализа. Практикум по функциональной оценке. 26 апреля 18.00-21.00 И. Докиминенко
20. Проактивные стратегии как манипуляции предшествующими факторами. Стратегии, основанные на дифференцированном подкреплении (DRA, DRI, DRO). FCT как вариант DRA 27 апреля 18.00-21.00 И. Докиминенко
21. Дифференциальное подкрепление низкой частоты поведения (DRL). Необусловленное подкрепление поведения (NCR). Предоставление выбора. Прайминг. Метод высоковероятностных серий. Манипуляции контекстными факторами (дженерики). 29 апреля 18.00-21.00 К. Исупов
22. Реактивные стратегии как манипуляция последствиями. Штрафование и его разновидности. Рекомендации по эффективному применению штрафования 04 мая 18.00-21.00 И. Докиминенко
23. Построение поведенческого плана (плана коррекции поведения). Подход к выбору процедур коррекции 05 мая 18.00-21.00 К. Исупов
24. Введение в альтернативную коммуникацию. 06 мая 18.00-21.00 И. Докиминенко
25. Практикум по написанию поведенческих планов. Промежуточная аттестация 10 мая 18.00-21.00 А. Шейффер
И. Докиминенко
К. Исупов
26. Этика. Ответственное поведение, ответственность перед клиентом 11 мая 18.00-21.00 И. Докиминенко
27. Этика. Компетенция и предоставление услуг. Остальные разделы этического кодекса. 13 мая 18.00-21.00 К. Исупов
28. Консультация. Предэкзаменационная подготовка 17 мая 18.00-21.00 А. Шейффер
И. Докиминенко
К. Исупов
Экзамен 18 мая А. Шейффер
И. Докиминенко
К. Исупов

Учебно-тематический план

Результаты обучения

  • вы получили новые профессиональные компетенции в области прикладного анализа поведения;
  • вы можете самостоятельно проводить ключевые процедуры тестирования, составления программ и коррекции нежелательного поведения у детей с ОВЗ, включая РАС;
  • вы можете разрабатывать программы модификации поведения и формирования новых навыков;
  • как специалист вы полностью соответствуете всем требованиям законодательства;
  • вы стали частью прогрессивного профессионального сообщества поведенческих аналитиков.

Стоимость обучения

Стоимость обучения составляет 28 600 ₽*

*Указанная цена действует согласно условиям акции "Летняя школа педагога".

Прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) — это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но фокусируются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения от окружающей среды. Методы АВА могут быть использованы для изменения поведения только после функциональной оценки связей (зависимостей) между целевым поведением и окружающей средой. ABA включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение.

Область применения

В основном, применение ABA более всего известно как метод терапии для людей с нарушениями развития, прежде всего терапии расстройств аутистического спектра. Однако этот метод имеет широкий спектр применения, включая профилактику заболевания СПИДом, сохранение природных ресурсов, образование (в том числе для систематического повышения школьной успеваемости), геронтологию, поддержание здорового образа жизни и физическую культуру, промышленную безопасность, изучение языков, загрязнение природы, медицинские процедуры, воспитание детей, использование ремней безопасности, терапию при тяжёлых психических нарушениях, спорт, управление зоопарками и уход за животными.

Определение

ABA — это прикладная отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма планомерно применяются для улучшения социально значимого поведения и где используется экспериментальное определение значимых переменных для изменения поведения. Это одна из областей применения поведенческого анализа. Оставшиеся две — это бихевиоризм, как область научной философии, и экспериментальный анализ поведения, то есть базовые экспериментальные исследования.

Статья Байера, Вольфа, и Ризли за 1968 до сих пор используется как основное описание метода прикладного анализа поведения. В ней описывается семь определяющих характеристик ABA: прикладной, поведенческий, аналитический, технологический, концептуальный, эффективный и общий.

Характеристики метода

  • Прикладной: ABA уделяет внимание, в первую очередь, социально значимым формам поведения. При этом поведенческие аналитики должны принимать во внимание не только кратковременное изменения поведения, но так же учитывать то, как эти изменения могут повлиять на клиента, его окружение и на взаимодействие между ними.
  • Поведенческий: ABA работает с поведением, то есть меняется само поведение, а не то, что испытуемый о нём говорит. Для поведенческого аналитика целью является не прекращение жалоб на поведение от клиента, а изменение самого проблемного поведения. К тому же, поведение может быть объективно измерено. С тем, что поведением не является, поведенческие аналитики не работают.
  • Аналитический: Поведенческий аналитик может так или иначе влиять на то поведение, которой следует изменить. В лабораторных условиях запустить или прекратить целевое поведение по желанию экспериментатора, естественно, легче, чем в натуральной среде. Тем более, что на практике это может быть не всегда этично или легко сделать. Байер, Вольф и Ризли считали, что трудности не должны заставлять науку отклоняться от силы её принципов.

Таким образом, они представляли два варианта, которые лучше всего использовать на практике для осуществления контроля над поведением и, одновременно, соблюдением этических норм. Первое — это постоянное отслеживание результата, а второе — это использование нескольких базовых техник одновременно. Отслеживание результата означает, что перед каждым возможным вмешательством со стороны поведенческого аналитика необходимо измерить параметры целевого поведения. Как только определена чёткая картина поведения, производится внешнее воздействие и необходимые параметры поведения вновь измеряются. Если поведении меняется после интервенции, то производится замер новых параметров до тех пор, пока не установится новый стабильный паттерн поведения. Затем, когда вмешательство в поведение прекращается или снижается, то поведение снова измеряется и оцениваются его изменения. Если вмешательство ученого действительно воздействовало на целевое поведение, то параметры поведения должны поменяться одновременно с этими внешними воздействиями.

  • Технологический: Если любой поведенческий аналитик возьмёт описание программы обучения, то он сможет «воспроизвести программу с теми же результатами». Это означает, что программа обучения должна быть очень детально и тщательно прописана, и места для неоднозначности быть не должно. У Купера есть описание хорошего механизма проверки для технологической характеристики: «дайте человеку, квалифицированному в ABA, внимательно прочитать описание процедуры, а затем подробно её воспроизвести. Если он сделает ошибки, добавит лишние операции или опустит какие-нибудь шаги, или задаст вопросы, чтобы уточнить прочитанное, следовательно, описание является недостаточно технологичным и требует доработки.».
  • Концептуальный: Это определяющая характеристика в отношении использования интервенций. Любое исследование и программа в АВА должны быть концептуально обоснованы с точки зрения основополагающих принципов поведенческого анализа.
  • Эффективный: При применении поведенческих техник результат изменения в поведении всегда отслеживается. В частности, работа ведётся не с теоретическим значением переменной, а всегда с практической (социальной) значимостью изменений в поведении.
  • Общий: Изменение в поведении должно длится в течение долгого времени, в различных условиях, и распространяться на другие виды поведения, а не только на то, которое подвергалось вмешательству. Кроме того, дальнейшее изменение в целевом поведении, уже после прекращения вмешательства, также является примером обобщения.

Основные понятия в ABA

Поведение

Поведение — это активность живого организма. Человеческое поведение включает в себя весь спектр человеческой деятельности. Такие внутренние процессы, как мышление или переживание эмоций, также являются поведением. Поведение что-то или нет можно определить, применив так называемый «тест мертвеца»:

"Если мёртвый может сделать это, значит, это не поведение. И если мёртвый это сделать не может, значит это поведение".

Поведение — это взаимодействие организма или его частей с окружающей средой, которое характеризуется перемещением в пространстве или во времени, в результате которого происходит изменение в любом из измеряемых аспектов окружающей среды. . Часто термин поведение используется для обозначения широкого класса реакций, которые объединены физически или функционально. В этом случае термин реакция означает единичный ответ в целой цепочке поведения. Если группа реакций имеет одну и ту же функцию, то эта группа называется функциональным классом реакций. Для обозначения набора различных поведений одного человека используется термин — поведенческий репертуар. Он может относиться только к определённому классу реакций, которые имеют отношение к конкретной ситуации, или к каждому виду поведения, которое человек в состоянии совершить.

Оперантное научение (обусловливание)

Оперантное поведение определяют его последствия. Обусловливание оперантного поведения — это результат подкрепления (усиления) и наказания (ослабления). Оперантное научение происходит, когда живой организм добровольно совершает некоторое действие специально для получения желаемого результата. Термин «оперантное» подчёркивает тот момент, что окружающая среда обуславливает действия организма по достижению желаемого результата. Пример оперантного научения: когда человек знает, что усердная работа может привести его к продвижению по службе, или когда тщательное изучение материала приведет к высоким оценкам.

Окружающая среда

Окружающая среда — это целое созвездие условий, в котором существует организм. Она включает в себя как внешние, так и внутренние события организма, но при этом учитываются только реальные физические события. Окружающая среда наполнена стимулами. Под стимулом подразумевается «сигналы, которые влияют на организм через клетки его рецепторов.»

Стимулы могут быть описаны через такие качества:

  • Формальные — физические характеристики стимула.
  • Временные — то, когда они возникают по отношению к поведению.
  • Функциональные — через тот эффект, который они оказывают на поведение.

Подкрепление (усиление)

Подкрепление — один и важнейших принципов возникновения поведения и ключевой элемент в большинстве поведенческих программ. Это процесс, с помощью которого целевое поведение усиливается; если подкрепление следует сразу после поведения, то это приводит к увеличению частоты такого поведения в будущем.

Положительное подкрепление — после поведения добавляется некоторое событие, и такое добавление приводит к увеличению возникновения этого поведения в будущем.

Отрицательное подкрепление — после поведения в окружающей среде что-то исчезает, и это также приводит к увеличению частоты появления этого поведения в будущем. Есть несколько различных схем подкрепления, которые по разному влияют на возникновение поведения в будущем.

Наказание (ослабление)

Ослабление — это процесс, который следует сразу за поведением, и уменьшает вероятность возникновения этого поведения в будущем. Как и с усилением, существует положительное ослабление (после поведения что-то добавляется в окружающей среде) и отрицательное ослабление (после поведения в окружающей среде что-то исчезает). В общем и целом, существует три типа наказания: возникновение неприятных последствий поведения, стоимость реакции и тайм-аут. На практике применение наказания часто может сопровождаться нежелательными эффектами, поэтому используются только вместе с процедурами подкрепления (например, подкрепления поведения, альтернативного нежелательному), в одиночку, как таковые, они плохо работают. Нежелательные последствия применения процедур наказания могут заключаться, например, в том, что возрастают различные другие нежелательные формы поведения (не те, за которые наказывали) и при этом снижается желательное поведение. Некоторые другие потенциальные нежелательные эффекты включают в себя избегание и действия в обход нежелательных последствий (уклонение), разного рода эмоциональные реакции и даже, наоборот, к временному усилению поведения.

Угасание реакции

Угасание реакции — это технический термин для описания процедуры прекращения подкрепления того поведения, которое до этого усиливалось, после чего целевое поведение угасает, (то есть перестаёт повторяться с той же частотой в будущем)(Купер и др.). Процедура угасания реакции часто предпочтительнее чем процедуры наказания, которые часто считаются неэтичными и во многих штатах США запрещены. Тем не менее процедура угасания реакции должна выполняться осторожно и только под наблюдением профессионалов, так как она сопровождается так называемым «взрывом». «Взрыв» — это временное увеличение частоты, интенсивности и/или продолжительности поведения, предназначеного для угасания. Другие характеристики взрыва включают в себя а) сильные эмоциональные реакции, в том числе агрессию и истерики, б) появление новых видов поведения. которых обычно не было до процедуры угасания. Эти новые типы поведения являются основным компонентом процедуры формирования реакции.

Речевое поведение

Система классификации анализа поведения Скиннера была применена для лечения целого ряда коммуникативных расстройств. Скиннер выделил несколько видов вербальных оперантов:

  • Такт (англ. TACT) — называние предметов, упоминание действий, свойств предметов или событий в окружающей среде, например, «Холодно!», или «Кошка!», или «Птичка полетела». Термин произошёл от слова «контакт», так как он подразумевает контакт с каким-либо свойством окружающей среды, которое и вызывает эту вербальную реакцию.
  • Манд — это вербальные реакции, под которыми, в первую очередь, подразумеваются просьбы о конкретных предметах или о помощи, а также отказ от конкретных предметов или действий. В отличие от реакции «такт», которая является направленной на взаимодействие, привлечение внимания другого человека или способом разделить с другими общие впечатления, «манд» имеет под собой прямую выгоду, то есть получение какого-то предмета или действия. Это поведение находится под контролем тех мотивационных операций (хочу чего-то), которые подкрепляют именно это поведение (получил тот предмет, который просил). Термин «манд» происходит от слов «команда» (command) и «требование» (demand).
  • Интравербальность — речевое поведение клиента находится под речевым же контролем окружающих.
  • Автоклитичность — вербальные реакции одного говорящего, которые меняют эффект от воздействия первичного обусловливания из окружающей среды.

Для оценки речевого поведения с помощью системы Скиннера можно посмотреть статью Оценка базовых речевых навыков и навыков обучения.

Повторяемость

Это свойство реакции. Реакция может происходить неоднократно в течение времени. Подсчитать и записать это свойство можно по таким параметрам:

  • Счётность — сколько раз происходила определённая реакция/поведение.
  • Периодичность/частота — количество реакций в промежуток времени.
  • Ускорение — то, как меняется частота реакций со временем.

Временная протяжённость

Это свойство указывает на то, что каждый акт поведения занимает некоторое количество времени, то есть как долго он происходит. Измерить его можно по такому параметру как:

Продолжительность — сколько по времени длилось конкретное поведение.

Временное местоположение

Любая реакция/поведение происходит в определённый момент времени. Параметры временного местоположения таковы:

  • Быстрота реакции — время между предшествующим стимулом и началом ответной реакции на него.
  • Время между реакциями — количество времени, которое проходит между двумя следующими друг за другом реакциями

Не относятся к каким-то конкретным свойствам.

  • Процентное соотношение — отношение двух одноразмерных величин друг к другу.
  • Количество попыток до достижения критерия качества (англ. Trials-to-criterion) — число реакций, которое нужно, чтобы достигнуть заданный уровень качества выполнения задания.

Анализ изменений в поведении

Метод формирования реакции

Этот метод подразумевает под собой постепенное изменение существующей формы поведения в ту, которая нам нужна. Например, если обучаемый играет с собакой очень грубо (не гладит, а бьёт, например), то мы, работая методом формирования реакции, будем подкреплять только то поведение, при котором обучаемый касается собаки более мягко.

Эффективность при аутизме

Методы ABA очень часто применяются для коррекции поведения при расстройствах аутистического спектра, причём настолько часто, что сами по себе методы ABA часто считают только методами коррекции поведения при аутизме.

В российской дефектологии ряд специалистов указывают на ограничения ABA как поведенческого подхода, ограничивая сферу его применения при аутизме выработкой конкретных навыков и помощью подросткам и взрослым с тяжелой формой аутизма, не получавшим коррекционной помощи в детском возрасте, и отказывая ему в статусе основного, «базового» подхода к коррекции этого нарушения развития. Практики ABA отмечают, что в основе применения АВА лежит индивидуальный подход, поэтому иногда поведенческие методики применяются как основной метод абилитации, а иногда — как вспомогательный. Также ABA остается единственным подходом с доказанной эффективностью при оказании помощи детям с аутизмом.

В рамках прикладного анализа поведения выделилось несколько подходов, ориентированных именно на детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра: обучение методом отдельных попыток (англ. discrete trial training), тренировка ключевого ответа (англ. pivotal responce treatment), спонтанное обучение и прикладное речевое поведение (англ. applied verbal behavior).

Поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения АВА - один из самых эффективных методов коррекции аутизма.

ВложениеРазмер
povedencheskaya_terapiya_ili_metod_prikladnogo_analiza_povedeniya_aba.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

АВАтерапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения . АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные

В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого.

Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В арсенале АВА несколько сотен программ , среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты. ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если. " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть".

Для детей дошкольного возраста рекомендуется обучение в группе. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.

Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.

При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна , тяжелых форм интеллектуальной недостаточности и для коррекции поведения детей с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

. Приоритетная цель – чтобы занятия доставляли ребенку удовольствие. Другая цель – научить различать разные стимулы (раздражители): свое имя от других слов, цвета, формы, буквы, цифры и т.д. друг от друга; правильное поведение от неподобающего. Несоответствующие реакции (вспышки гнева, стереотипия, нанесение себе повреждений, уход) явно не закрепляются, они требуют систематического анализа, чтобы определить, какие события действуют как усилители для таких реакций. Предпочтительно, чтобы ребенка приобщали к правильным реакциям, которые не совместимы с неподобающими.

. Программа должна продвигаться от обучения навыкам готовности учиться (смотреть на учителя, выполнять простейшие команды, оставаться на стуле, имитировать основные движения) к первым шагам обучения речи и развитию познавательных способностей.

Окружающая обстановка должна как можно меньше отвлекать

Во-первых, сделайте занятия увлекательными. Оставайтесь оживленными, обеспечьте почти постоянные стимуляторы-поощрители за сидение на стуле и чередуйте учебные команды с игрой. . Уделите внимание на умение сидеть на стуле и выполнять простые команды. Избегайте легко бьющихся предметов и тех, что могут быть использованы не в том смысле. С одной стороны, игрушки, которыми ребенок часто играет, могут быть стимуляторами, а с другой стороны они могут лишь отвлекать внимание во время учебы. Если ребенок слишком реагирует, когда вы даете ему такой предмет или забираете его, надо отказаться от него на время.

Начинайте каждый урок, ставя два стула друг против друга. Садитесь очень близко к ребенку, так чтобы его ноги были между вашими. Может быть, вам даже придется поставить ноги так, чтобы они не давали ребенку вырваться. И хвалите, поощряйте за зрительный контакт и сидение. Если ребенок попытается вырваться, физически верните его на место. Когда ребенок станет более податлив, придвиньте стол ближе к стульям. В конце концов, вы с ребенком будете сидеть с противоположных сторон стола. Тогда уже вводите больше материала для обучения.

Мотивацией для многих детей служит похвала родителей, имитация сверстников, успешно выполненное задание.

Вознаграждения очень индивидуальны. За вознаграждения принимаются действия или объекты, несущие положительный заряд (угощение, поцелуи, объятия, похвалы, наклейки).

Чтобы слова похвалы возымели больший вес для ребенка, сопровождайте ими угощение или игрушку, причем говорить надо не «молодец», а «Молодец, что так хорошо сидишь» и т.д. . Прежде чем предъявить инструкцию, добейтесь внимания (назовите имя ребенка, установите зрительный контакт, дотроньтесь до ребенка).

Инструкция должна быть четкой, немногословной, сформулированной в виде утверждения и произносить ее надо только один раз. Если задание содержит слишком много слов, ребенок может не уловить ключевых слов.

Если ребенку предстоит выполнять задание впервые, соблюдайте единый порядок слов каждый раз, когда его предъявляете. После того, как ребенок проявит понимание инструкции, варьируйте слова, чтобы достичь обобщения. В ответ на задание ребенок может отреагировать тремя способами: верно, неверно и совсем никак. В среднем, давайте ребенку 3-5 сек., чтобы начать отвечать. Если ребенок начинает реагировать неадекватно (неверно отвечает или вовсе пытается покинуть свой стул), сразу же переходите к заключению.

Подсказка – это прием инструктажа, способствующий правильному выполнению действия.

Существует несколько типов подсказок: вербальные, моделирующие, физические, с помощью жестов и за счет расположения предметов ближе к ребенку.

Моделирование представляет собой точную демонстрацию действия. Например, когда учите здороваться, учитель показывает, как поздороваться с другим человеком за руку после инструкции

Подсказки-жесты – это указание на нужный предмет, взгляд в нужном направлении, движение или прикосновение к объекту.

Подсказки способом расположения . Например, при инструкции: «Покажи красный мяч», его следует положить в самую выгодную позицию по отношению к ребенку, а остальные мячи подальше.

3) «Угасание» подсказок

Постепенное снижение подсказок . Сначала «рука в руке», потом все с меньшими усилиями. Или начав с локтя, передвигайте свои руки в последующих упражнениях к запястью ребенка, поверх ладони, потом к пальцам, пока помощь совсем не понадобится.

Анализ сложных инструкций

Если вы хотите научить ребенка более сложным действиям (играть самостоятельно в течение 10 минут или раскрасить рисунок без помощи взрослого), добивайтесь этого по этапам. Сначала добейтесь, чтобы ребенок раскрашивал ¼, затем ½, потом ¾ рисунка. Ставя перед собой задачу, таким образом, вы скорее увидите, есть ли прогресс.

Читайте также: