Кто работает в детском доме профессии

Опубликовано: 02.10.2024

Система детских домов психологически калечит ребенка. Тому подтверждения — и исследования, и тот факт, что так мало выпускников детских домов после выпуска могут социализироваться. А как же действует система на сотрудников, на тех, кто работает в ней? Об этом — психолог, специалист по семейному устройству Людмила Петрановская.


Работа в детском доме — дело очень непростое. Прежде всего потому, что вообще одно из самых тяжелых занятий в жизни — отвечать за ребенка, который к тебе не привязан. Это мог на себе почувствовать любой, кто взял, допустим, в гости с ночевкой подружку или друга своего ребенка.

Пусть это совершенно замечательный воспитанный мальчик или чудесная, скромная девочка. Но то чувство облегчения, которое мы испытываем, когда возвращаем его родителям, даже если он ничего вредительского у нас не делал и совершенно не мешал, очень хорошо дает нам понять, что, на самом деле, отвечать за ребенка, который к тебе не привязан, — тяжело.

А воспитатели в детских домах находятся в этой ситуации постоянно, они отвечают за детей, причем дети к ним не привязаны.

Никаких механизмов регуляции их поведения в распоряжении взрослых нет. Ни грубых механизмов (по крайней мере, если они не нарушают закон): они не могут кричать на детей, бить, наказывать лишением чего-либо. Ни тонких механизмов, когда ребенок хочет слушаться, хочет нравиться, когда реагирует на тон, на взгляд.

Поэтому воспитателям в детских домах не позавидуешь: они юридически отвечают за детей, а реально внутренней ответственности, ответственности, в которой всегда присутствует взаимосвязь с тем, за кого отвечаешь, — нет.

Кроме этого, они постоянно находятся в обществе тяжело травмированных детей, то есть тех детей, которым очень плохо, плохо каждую минуту.

Естественно, дальше стоит выбор, что делать человеку с нормальной психикой. Если ты это их состояние будешь эмпатически воспринимать и пускать в себя, но тогда ты с ума сойдешь, потому что ты помочь реально им всем не можешь, а чувствовать всё время их боль невозможно. Некоторые, в общем то, достаточно быстро это понимают и просто берут какого-нибудь ребенка: усыновляют, под опеку забирают и уходят. То есть они понимают, что действительно могут помочь одному конкретному ребенку и — вытаскивают его из системы.

Это один из вариантов. Кто-то понимает, что он просто вообще не может находиться в этом пространстве переживаний, боли, и увольняется очень быстро.

Кто-то остается и в той или иной степени вынужден отмораживать свои чувства. То есть выстраивать некую броню для того, чтобы не чувствовать эту боль постоянно.


Соответственно, это защитное онемение чувств, если человек его очень часто включает, постепенно может стать второй натурой. Если у человека высокое моральное чувство, он все равно не выдержит, будет всё время болеть, ему постоянно будет плохо, и он рано или поздно всё равно уволится или будет продолжать болеть…

Понятно, что это всё зависит ещё и от учреждения, от того, какая атмосфера в коллективе, какой руководитель. Если учреждение хорошее, с адекватной атмосферой, если руководитель ждет от людей, что они будут заниматься детьми, будут сохранять человеческие чувства, то тогда противостоять давлению этой беды проще, можно как-то черпать поддержку в коллегах, не забывая, ради чего все здесь работают. Как-то сохранять человечность, несмотря на тяжелую психологическую сторону.

Если руководитель сам, например, давно выгоревший, циничный человек, если отношения в коллективе — склоки, раздоры, ощущение, что «мы тут присматриваем за этими уродами», то понятно, что человеку в одиночку противостоять всему этому тяжело, и он либо должен уйти, либо станет таким же.

Да, детские дома очень разные. Разные по внутренним неписаным психологическим правилам. И правила эти про то, остаются ли люди живыми, остаются людьми или — отмораживаемся. Но в любом случае живыми там оставаться очень трудно, потому что вокруг такая густая атмосфера беды, в которой продолжать чувствовать, — очень сложно.

Система бумаг

К общему фону беды, в котором приходится работать, добавляется то, что сверху, от начальников из министерств, управлений, постоянно спускают какие-то требования, становится всё больше и больше бумаг, всё больше отчетов, требований провести совершенно ненужные бестолковые мероприятия… И это, конечно, очень истощает, и возникает такое ощущение, что дети мешают заполнять бумаги.

К сожалению, достаточно распространена и грубая манера обращения к сотрудникам со стороны руководства, неуважение к потребностям людей, к каким-то их обстоятельствам и так далее.

Понятно, что тогда выгорание усиливается, и вследствие выгорания наступает та самая защитная деформация. И тогда уже, когда человек подвергся этой деформации, по большому счету, его вообще к детям нельзя подпускать. Ни к каким детям, тем более — к сиротам. Но как раз именно такие люди там работают часто годами, потому что они не устают, им неплохо.

В итоге мы имеем, что дети вырастают вроде как под присмотром, но при этом психологически с полным ощущением одиночества, часто перенесшие насилие, жестокое обращение. Психологическое насилие вообще просто поголовно, когда их оскорбляют, когда им предрекают будущее под забором, когда оскорбляют их родителей, не разрешают видеться с родными или еще что-нибудь. Собственно говоря, результат мы имеем очень невеселый.

Разрушить заборы

Чтобы изменить ситуацию, нужна полная, тотальная реформа всей системы, всех учреждений.

Во всем мире, по крайней мере, в развитых странах, на которые мы, вроде как, пытаемся ориентироваться, действуют жесткие ограничения на количество детей в учреждении. В разных странах — от восьми до двенадцати детей максимум.

У нас, как мы знаем, учреждения гораздо, гораздо больше. Причем они изолированы. А изоляция тоже ничего хорошего не несет. Когда всё учреждение за забором, фактически общественного контроля нет, и если у человека есть склонность к тому, чтобы упиваться властью над слабыми, то, собственно говоря, никаких сдерживающих тормозов-то для него нет. Особенно если это маленькие дети, например, в доме ребенка: никто ж не увидит.

Недавно был случай, когда избили трех младенцев. Там, собственно говоря, если бы один из мальчиков не впал в кому, и ему не пришлось бы вызвать «скорую» — никто бы не узнал. А сколько этих избиений ежедневно происходит — мы не знаем, система-то закрытая. Идет такое развращение вседозволенностью, властью над слабыми существами.

Учреждения могут быть более здоровыми, только если они включены в обычную жизнь. Меньше случаев насилия в тех учреждениях, в которых дети ходят в обычную школу, гуляют в обычном дворе, ходят в обычную поликлинику. Такой и должна быть модель учреждений, если уж от них не удалось избавиться полностью: просто обычная квартира в обычном доме, где живут до восьми, максимум — до двенадцати детей с постоянными воспитателями, не двадцать у них нянек, а два воспитателя. Общаются с обычными детьми, гуляют в обычном дворе, ходят в обычные кружки, в обычную поликлинику.

Здесь — та степень прозрачности, при которой гораздо сложнее издеваться над ребенком, и у ребенка гораздо меньше ощущений собственной ненормальности и собственной полной подконтрольности людям, с которыми он фактически заперт за забором, как в местах лишения свободы.

И, соответственно, если это постоянные воспитатели — у них больше возможностей выстраивать человеческие отношения с этим ребенком, которые основываются не только на подчинении.

Речь абсолютно обо всех учреждениях. Единственное отличие, которое может быть, скажем, с умственно отсталыми детьми, с детьми-инвалидами, что там эти нормативы должны быть ещё ниже, то есть не по12 детей, а по 3–4 ребенка.

Может быть и инклюзивное воспитание: как в многодетной семье может быть один из детей болен, так же и тут. В некоторых случаях может просто потребоваться больше персонала.

Если говорить про маленьких детей, они вообще не должны содержаться ни в каких учреждениях до трех лет, а лучше — до пяти. Они — абсолютно беззащитны.

Да, для этого есть профессиональные семьи, которые, в том числе, готовы принимать детей временно. Те же самые женщины, которые работают нянями в чужих семьях, почему не могут работать у себя дома, экстренно принимая младенцев, ухаживая за ними, пока не найдутся усыновители? Но и потом ребенок не должен попасть в учреждение.

Если ему не нашли семью — катастрофа. Значит, вообще никто ничего не делает. Я понимаю, что у нас сейчас так. Вообще это нонсенс, чтобы для ребенка младше трех лет не нашлась семья, это немыслимо, если люди действительно работают…

У нас есть соседняя Украина, в которой всего семь лет назад ситуация с усыновлением была ничуть не лучше, чем у нас сейчас. Сейчас у них не то, что ребенка-дошкольника, ребенка до десяти лет найти в учреждениях практически невозможно.

ИРИНА ЖДАНОВА
Воспитатель в детском доме. Кто он?

Бывает очень больно и обидно слышать, когда в СМИ негативно показывают образ воспитателя, особенно воспитателя детского дома, сформированный скандальными публикациями и прочей "чернухой".

А ведь в детских домах работает много замечательных профессионалов и просто хороших людей. Вспоминают о них нечасто, платят им немного, даже цветы на первое сентября или 8-ое марта им получить не от кого. Если, к примеру, в незнакомой компании,на вопрос: «Кем вы работаете? "Человек отвечает: «Воспитателем в детском доме». Какая будет реакция? Понятно, что может быть разная, но все-таки, воспитатель в детском доме - что за фигура? Одни искренне удивляются, другие открыто сочувствуют.

Работа в детском доме отличается от работы в других образовательных учреждениях. Это, наверное, и не работа, а стиль, образ жизни, совершенно другой взгляд на привычные вещи, ситуации, другое мышление. Нам, воспитателям детского дома приходится нести ответственность не только за жизнь и здоровье детей, но и за их раненые души. За короткую, едва начавшуюся жизнь они уже испытали и предательство, и равнодушие самых близких людей, т. к. наши воспитанники, в основном, - социальные сироты.

Получая педагогическое образование, я даже не предполагала, что придется работать в условиях детского дома с детьми - сиротами и детьми, лишенными родительской опеки.

Среди детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практически отсутствуют здоровые дети. Многие соматически ослаблены и имеют предрасположенность к болезням. Среди них имеется большой процент детей с нарушением психических функций. Глядя в глаза детей, видишь,как рано они узнали страдание и горе: пьяных, жестоких и равнодушных родителей, голод, нищету, предательство и т. д. У большинства младших детей имеются отклонения и в моторном развитии, проявляющиеся различной степенью выраженности. Тематические рисунки детей примитивны, диспропорциональны, им свойственны схематизм, бедность композиции, недостаток реализма. Внимание таких детей отмечается неустойчивостью, особо проявляющаяся, когда детям предлагается задание, требующее активизации мыслительной деятельности.

Игровая деятельность характеризуется бедностью воображения и творчества. С трудом возникает замысел игры, сюжеты тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.

Недостатки эмоционально – волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость, негативизм и т. д.) . Отмечаются проблемы формирования нравственно –этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно этических нормах поведения. Для детей характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствии критики. Такие дети нуждаются в особом подходе, психологической коррекции. Несвоевременная коррекция чревата устойчивым низким уровнем обучаемости и несформированностью социальной зрелости. Пониженная самооценка, робость, замкнутость - это еще один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Состояние речи характеризуется недостаточной сформированностью фонематических процессов, дефектным звукопроизношением. В наибольшей степени страдает связная речь. Чтобы решить эти проблемы, помочь ребенку, необходимо обладать не только желанием, но и знаниями и умениями. Чем раньше будет уделено внимание ребенку, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Воспитатель должен быть разносторонне развитой личностью, чтобы решить массу проблем. И здесь хороши любые средства.

Поступая в детский дом, маленькие дети называют нас мамами.

Наши маленькие дети не очень-то ценят общение со сверстниками и всячески стремятся получить индивидуальное внимание взрослого, причем в любой форме. Это может быть и беседа с глазу на глаз, и маленький подарочек, и поглаживание или поцелуй перед сном. Такую «прилипчивость» можно понять, ведь это выражение постоянного дефицита личного, индивидуального общения именно с взрослым.

Конечно, воспитатель в детском доме и не мама, и не «учительница», а близкий человек, почти «родственник», которому можно довериться. Каждому педагогу на собственном опыте приходится находить свой оптимальный уровень близости. То, что дистанция необходимо, понимают все.

Случайные люди здесь просто не задерживаются надолго, остаются только «те самые». Не каждый сможет вкладывать свою душу, тратить время, силы, нервы, здоровье на чужих нам в принципе детей.

Существует очень распространенное мнением о том, что воспитатели занимаются только бытовыми вопросами, на самом деле наша работа очень похожа на работу врача. «Не навреди! Помоги ребенку!»

Воспитатель в детском доме – это самый главный человек, потому что именно от него зависит все, что происходит в группе или с каждым ребенком в отдельности.

Конечно, приходится ежедневно решать мелкие и крупные бытовые проблемы,с которыми сталкивается каждый ребенок: вовремя накормить, проконтролировать как одет, обут, позаниматься дополнительной и индивидуальной работой, пообщаться.

Мы считаемся многодетной семьей, которая имеем от 9 и более детей, очень разных по характеру и темпераменту. И вечером, как в детском саду, они не уходят домой, они живут в детском доме. Это тоже накладывает определенный, причем негативный, отпечаток на их жизнь.

И только от воспитателя зависит, каким вырастет человек, что будет заложено в его душу. Ведь в каждом ребенке нужно разглядеть личность,подобрать к ней ключик: кого-то нужно выслушать, помочь, посоветовать, пожалеть, успокоить или подбодрить, а может быть и поговорить «по душам», помочь сделать выводы.

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей.

Поведение детей, подготовка детей к школе, проведение занятий, чистота, организация досуга, индивидуальная работа - вот неполный перечень ключевых направлений работы воспитателя.

Никто не отрицает трудность нашей работы, но как нас радуют успехи наших воспитанников. Как собственную награду мы считаем достижения наших детей. Научился выговаривать трудный звук, прыгать через скакалку, конструировать, решать примеры, успешно выступил на сцене перед другими детьми, научился читать первые слова – это тоже наши достижения! Особенно нас радуют желания детей учиться, чем-то заниматься, делать что-то хорошее, поступать по-честному, достойно.

Очень приятно слышать добрые отзывы о наших детях «со стороны». Не раз нам с удивлением говорили, что наши дети не похожи на «детдомовских», что они такие же,как все: чистые, ухоженные, умеющие себя вести в обществе; ничем не отличаются «от домашних».

Дети – наше зеркало. Они подражают нам, берут пример с нас. От того, что будет вложено в душу и ум ребенка, таким будет и все наше общество, наша будущая жизнь. Все признают, что личность может воспитать только личность, поэтому постоянно приходится учиться и работать над собой.

Воспитатель в детском доме: друг, наставник, альтруист, педагог, человек, заменяющий родителей, мама, первый учитель. Кто он?

Сценарий конкурса чтецов в детском саду «Мой воспитатель…» Сценарий конкурса чтецов в детском саду «Мой воспитатель…» Воспитатели: Шиянова В. С Программное содержание: Цель: повышение речевой активности.

Конспект дидактической игры «Кто работает в детском саду?» (название профессий работников детского сада) (младшая группа) Цель: углубить и уточнить представления детей о детском саде. Закрепить знание названий профессий сотрудников детского сада. Воспитывать.

Конспект интегрированной НОД в средней группе Тема: «Кто больше всех радуется весне?» Воспитатель: Гуслякова М. М. Цели: 1. Расширение представлений детей о времени года – весна. 2. Закрепление знаний об особенностях жизни леса в весенний период. Задачи:.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средне-дошкольном возрасте «Кто живет в моем доме?» Конспект НОД по социально- коммуникативному развитию в средне- дошкольном возрасте на тему: «Кто живет в моем доме?» Программное содержание:.

Конспект занятия по окружающему миру «Кто — кто в водяном домике живёт?» «Кто – кто в водяном домике живёт?» Цель: Дать элементарные представления о рыбах и среде их обитания. Обратить внимание детей на аквариум.

Конспект интегрированного занятия «Кто заботится о нас в детском саду» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «КТО ЗАБОТИТСЯ О НАС В ДЕТСКОМ САДУ» Предмет (направленность): образовательные области «Социализация»,.

Особенности адаптации и здоровья детей, воспитывающихся в детском доме Конституционно-психологические особенности адаптации и здоровья детей, находящихся на воспитании в ОГКОУ Шуйского детского дома. Адаптации.

Стенгазета детей средней группы в подарок всем, кто работает в детском саду
Стенгазета детей средней группы в подарок всем, кто работает в детском саду Детский сад многие называют вторым домом для ребят. Все люди, которые заботятся о дошкольниках, становятся для них близкими и родными на.

Стенгазета «Кто работает в детском саду?»
Стенгазета «Кто работает в детском саду?» Уважаемые коллеги!Приближается наш профессиональный праздник - День дошкольного работника. В каждой группе педагоги и воспитанники стремятся.

«Молодой воспитатель в современном детском саду-это…». Творческая работа на конкурс «Педагогический дебют-2017» Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть.

Место, на пороге которого к горлу подступает комок. Дом малютки. Здесь обретают свой кров маленькие ангелочки, ставшие ненужными своим родителям или потерявшие всех близких. Сегодня “Гуранка” предлагает познакомиться с человеком, который отдает этим малышам частичку собственной души, который знает историю каждого и помогает в их взрослении. В гостях у портала специалист по социальной работе краевого специализированного Дома ребенка № 1 Екатерина Шалягина.

“Приносить пользу детям - это и есть смысл моей жизни”

В голове не укладывается суровая несправедливость жизни, но она есть. Я довольно редко приезжаю в Дом Малютки, обычно, когда помогаем вещами. И каждый раз, заходя в это здание, душа выворачивается наизнанку. В такие моменты я особенно остро осознаю, что не понимаю каково же это - работать в таком месте. Теперь довелось узнать это из первых уст.

Дом ребенка - это государственное краевое специализированное учреждение здравоохранения, где содержатся дети, оставшиеся без попечения родителей. Возраст воспитанников - буквально от рождения или несколько дней после рождения и почти до 5 лет. Екатерина Шалягина пришла работать специалистом по социальной работе в Дом ребенка впервые в 2011 году.

- Я сначала работала на месте человека, который был в декретном отпуске. Влилась в эту атмосферу, но потом был перерыв - я сама ушла в декрет, но всегда мечтала вернуться сюда, как только представится такая возможность, потому как приносить пользу людям, а особенно детям - это очень важно для меня в жизни, это и есть смысл моей жизни.

Рабочие обязанности Екатерины - ведение личных дел малышей, отслеживание алиментов, оформление пенсий ребенку по инвалидности и постановка на статус в банк данных по всей России, чтобы его могли выбрать в семью. Также социальный работник играет непосредственную роль в процессе знакомства детей и будущих родителей при устройстве в приемную семью.

- Каждый малыш приходит к нам со своим пакетом. И я изучаю его историю. Я должна знать все о его прошлом, о том, почему попал к нам и какой сейчас. У каждого судьба своеобразная, и ты уже знаешь, что связывает ребенка с нашим учреждением. Мы организовываем встречу будущих опекунов с врачами Дома малютки, чтобы им рассказали о состоянии здоровья, о рождении малыша, непосредственное участие в процессе знакомства принимаю и я. Рассказываю будущим родителям о его истории, о его навыках, поведении и характере. Потом происходит знакомство.

“Больно от того, что хочется всех взять, но это само собой физически невозможно”

Сейчас в Доме Малютки живет 76 детей, это средняя цифра. Есть 10 групп, две грудные - по восемь ребятишек. И о каждом из этих малышей Екатерина знает все. И это, по ее словам, самое трудное в работе:

- Больно за детей, когда узнаешь первично, с чем они сюда попадают, что такое случается в жизни нашей. Больно еще от того, что хочется всех взять и это само собой физически невозможно. Хочется всем и каждому найти семью, чтобы каждый был счастлив, но понятно, что это - как объять необъятное и от этого не по себе.

Екатерина признается, что каждый раз узнавая историю ребенка, она пропускает все через себя. Несмотря на немалый опыт работы за плечами, абстрагироваться - это не про нее. Но есть и то, что помогает оставаться в ресурсе.

- Сколько лет работаю, все через сердце. Особенно, когда за душу берет история. Ребенок - самый незащищенный человек и обидеть его легко. Да, тяжело все пропускать. Держаться “на плаву” помогают мысли о том, что они сейчас здесь, у нас, и это хорошо. Пусть у них это было в прошлом, но на данный момент они накормлены, сыты, чистые и умытые, одеты, в тепле. Спать лягут вовремя, здесь и занимаются с ними. Ребенку хорошо и от осознания этого становится хорошо на душе.

Днем с ребятишками в Доме малютки работает воспитатель и младший медперсонал. Малыши живут по режиму, по утрам - зарядки и завтраки, есть и развивающие занятия, прогулки, и, конечно, время просто поиграть. Работают в Доме малютки и два врача-дефектолога, которые проводят индивидуальные занятия. Вечером на смену персоналу приходят медсестры. Они купают ребятишек, проводят все вечерние процедуры, и ночуют здесь же, охраняя сон малышей. Но время идет, и однажды наступает момент Дом малютки покидать. У каждого это происходит по разному.

- Когда ребенок уходит под опеку - мы радуемся за него, искренне. Потому что госучреждение не даст то, что может дать семья. В семье только ему будет уделяться внимание и, конечно, мы радуемся, особенно когда забирают в более благодатные регионы, например на море куда-то. Мы радуемся что они будут жить в благоприятных условиях.

Но, к сожалению, далеко не всех малышей ждет такая судьба, не все уходят в семьи. Есть и те, кто попадают в детские дома или дома инвалидов.

- Когда ребенок уходит в детдом - это грустно. Не знаешь, что будет дальше и какая судьба. Там их ожидает сложная взрослая жизнь, здесь они ангелочки маленькие, а там уже попадают в такой мир, который может оказаться жесток. Испытываешь и боль, и обиду из-за неизбежной судьбы, что так сложилось. Есть и те дети, которые пострадали в младенчестве из-за образа жизни родителей. Они попадают сюда ослабленные и некоторые восстанавливаются очень сложно. Есть дети-инвалиды, а люди не берут под опеку “тяжелых” детей. По достижению определенного возраста мы отправляем их в Петровск-Забайкальский дом инвалидов, некоторые ребятишки ходят в коррекционную школу-интернат, они могут учиться, но имеется задержка нервно-психического развития.

Так сложилось в нашем обществе, что детей-сирот мы считаем обделенными, ведь родителей им заменяют воспитатели. И многим кажется, что они недостаточно любят детей, что они не столь ласковы и заботливы, как родные родители. Какие же на самом деле работники детских домов? Об этом рассказывает сотрудник Дома ребенка с многолетним опытом.

В Домах ребёнка и детских домах работают энтузиасты, которые любят детей. Посторонние люди там надолго не задерживаются. Но воспитатели, так же как и родители, тоже бывают разные. Есть добрые и ласковые и есть строгие. Есть очень эмоциональные и есть деловитые. Ниже расскажем о них подробнее.

В Доме ребенка на сто детей работает примерно столько же сотрудников. Работники детского дома – это не только педагоги и воспитатели, но и логопеды, врачи, медсёстры, няни, психологи, невропатологи, окулисты, психиатры, массажисты, натуропаты, повара, прачки и другой обслуживающий персонал.

Дети Дома ребенка распределены в группы по возрастам – грудные, средние, старшие – и по состоянию здоровья – специализированные (инвалидные). В группах от 10 до 15 детей. В каждой группе 4-5 воспитателей, логопед, врач, 2 медсестры, 2 няни, массажист.

Работники детского дома проводят с детьми занятия по развитию речи, рисованию, лепке, ознакомлению с окружающим, сенсорике, гимнастике, конструированию, музыкальные занятия, занятия с логопедом, психологом. Каждую неделю детей вывозят на экскурсии: в парк, на озеро, в лес, в цирк, в кукольный театр и т.д.

У детей достаточное количество ярких, привлекательных игрушек, книг, карандашей, фломастеров, музыкальных и двигательных игрушек. Много пособий и игр для занятий воспитатели изготавливают своими руками.

воспитатель детского дома

Воспитатели: какие они?

Воспитателей в Доме ребенка много, около 30 человек. Это основная группа сотрудников, которые находятся в тесной связи с детьми. Работа воспитателей детского дома очень деликатна и драгоценна. Ведь вся жизнь ребенка зависит от неё.

Функции воспитателя очень важны, так как они способствуют формированию нового человека на Земле, который пока ничего не знает, но несёт в себе огромный потенциал. Ребёнок в будущем может стать несчастным, если его потенциал не разовьётся. Дети будут счастливы только тогда, когда – благодаря воспитателям и в дальнейшем учителям – они станут тем, кем они были задуманы.

Какие люди чаще всего становятся работниками детского дома? Рассмотрим этот вопрос с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, помогающей понять психику человека.

Работники детского дома: добрые, спокойные, терпеливые

Чаще всего в Доме ребенка работают люди с анальным вектором. Представители этого вектора – замечательные люди. Это отличные семьянины. Любят детей. Спокойные, уравновешенные, доброжелательные. Женщины покладистые, неторопливые, понятливые. У них хватает терпения ухаживать за малышами.

А уход-то все больше горшки, мокрые колготки, купание, подмывание, кормление, градусники, таблетки. Эти воспитатели чистоплотные, аккуратные, у них везде идеальный порядок. Детки чистые и опрятные. Они работают добросовестно, их уважают сотрудники и руководство. Почти все они дорабатывают в Доме ребенка до пенсии.

Но если эти люди фрустрированы или их вектор нереализован, они могут быть жестокими, обижать и наказывать детей.

Жесткость и сила в работе воспитателя детского дома

Однажды был такой случай. Я недавно пришла работать и наблюдала за поведением детей в старшей группе (2-3 года). В группе чистота и порядок, тишина. Дети не плачут, не дерутся, не отбирают друг у друга игрушки, как бывает в других группах. Удивительно. Но мне посоветовали внимательнее понаблюдать за воспитателем.

В следующий раз я долго наблюдала – ничего необычного, стандартная работа воспитателя детского дома. И вдруг я заметила: когда ребёнок вёл себя неправильно, она окликала его. Положив ногу на ногу, со спущенным тапком, женщина выразительно качала ею. Это был знак. Ребёнок понимал его и вёл себя смирно. Видимо, знал, что такое тапочек. Я пыталась поговорить с этой воспитательницей, но она всё отрицала. А вскоре её проводили на пенсию. С почётом.

На педсовете мы подняли эту тему. Зашёл разговор о том, что иногда можно слегка шлёпнуть ребенка, если он расшалился. «Мы ведь тут как мамочки, а матери шлёпают своих детей», — сказала одна воспитательница.

социальный работник

Тогда я ещё не владела Системно-векторной психологией и ответила так: «Родная мать, если даже и шлёпнет разок ребенка, то потом сто раз его обнимет и поцелует. А если у нас каждая шлёпнет по разу, но ни одна не погладит, не поцелует, не возьмёт на руки, то что получается? Сплошное избиение ребенка». За рукоприкладство у нас увольняли с работы.

Я, конечно, знала, что детей бить нельзя – ни дома, ни тем более в детских учреждениях. Но только благодаря Системно-векторной психологии я поняла, насколько это опасно. Это очень плохо отражается на развитии детей. У них теряется чувство защищённости и безопасности. Впоследствии у них может развиться комплекс жертвы. В другом случае такой битый ребёнок может стать тираном или садистом.

Быстрые, ловкие, гибкие работники детского дома: кто они?

Воспитатели с кожным вектором совсем другие. Они быстрые, скорые, ловкие, легко приспосабливаются к ситуации. У них в группе строгая дисциплина. Частые запреты: нет, нельзя, не лезь, не прыгай, не кричи, не реви. Часто торопят детей: быстрей, не копайся, шевелись, бегом. Они не очень-то вникают в тонкости и нюансы воспитания.

Но нужно не запрещать детям, а объяснять. Дети заслуживают всяческого уважения. Воспитателям нравится послушный ребёнок – так легче контролировать и доминировать. Слово «нет» не несёт никакого позитива. Нужно говорить ребёнку чаще «да». Если давать детям больше свободы делать, действовать, двигаться, испытывать свои возможности, ребёнок будет лучше развиваться, соображать и чувствовать себя в группе.

Также и торопить ребенка не стоит. Куда торопиться в Доме ребенка? Ведь дети – дома! Системно-векторная психология объясняет, что есть такие дети, которых торопить вообще нельзя. Это дети с анальным вектором. Они живут в своём замедленном ритме, это их природа.

Люди с кожным вектором любят успех, славу, деньги. Любят соревноваться с другими и побеждать. Но так как в Доме ребенка платят немного и славы достичь трудно, эти люди надолго здесь не задерживаются.

Хотя некоторые кожные девочки после прихода в Дом ребенка быстро сориентировались. У них быстрый ум и гибкое мышление. Выучились на логопеда или психолога и вскоре открыли своё дело. Другие остались в Доме ребенка логопедами. А это уже совсем другое, не то что обычная работа воспитателя детского дома или нянечки – мыть деток и штанишки менять.

работник детского дома

Эмоциональные, сострадательные, артистичные работники детского дома

Представители зрительного вектора очень эмоциональны. Приходят в Дом ребенка по зову сердца. Умеют налаживать эмоциональные связи с детьми и сотрудниками. К работе подходят творчески. Сострадательны, любят детей. Много играют с ними, бегают, прыгают, смеются, поют. Часто привязываются к какому-нибудь ребёнку. Восхищаются им, балуют его. Могут усыновить ребенка.

Не многие работники детского дома знают, что пугать детей очень опасно, чревато последствиями. От страха у ребенка может резко упасть зрение. У детей, особенно со зрительным вектором, присутствует страх смерти, страх быть съеденным Бабой Ягой или хищником. Они всегда боятся разных монстров, привидений и ещё много чего. Всё это часто погружает детей в ужас. Вот почему должна быть филигранной работа воспитателя детского дома. Кроме этого, нужно читать детям правильные сказки.

Несколько зрительных воспитателей и врачей сильно привязались к детям и усыновили их. Но им пришлось уйти с работы и переехать в другой город, чтобы никто не знал, что ребёнок усыновлённый. Хотя нынче психологи советуют, что не нужно скрывать факт усыновления – всё равно дети рано или поздно узнают об этом, и проблем становится больше.

Другие работники детского дома: модели поведения и характеры

Люди со звуковым вектором к нам практически не попадают. Чаще всего они не любят детей, не замечают близких. Отчужденные, все в себе. Любят одиночество. Другие их раздражают. Они решают глобальные проблемы в своём уме, постоянно ищут смысл жизни. Больше их можно обнаружить среди отказников, чем среди сотрудников Дома ребенка.

Есть ещё очень интересные люди с кожно-зрительной связкой. Они любят детей, умеют наладить с ними эмоциональные связи. И дети их обожают, особенно подростки. Но их чаще можно встретить в школе, интернате или, по крайней мере, в детском саду. В Дом ребенка они попадают редко: им у нас скучно, негде развернуться.

Это очень творческие люди. Среди них много артистов, певцов, художников. Развитая кожно-зрительная женщина будет заниматься Домами ребенка на уровне меценатства, помогать на более высоком уровне, как, например, Чулпан Хаматова, которая помогает больным деткам.

У таких людей действительно – зов души. Но им нужен размах. Одного ребёночка маловато. Они понимают, что значит «все дети наши».

детского дома

Кожно-зрительные артисты проводят концерты и благотворительные акции в помощь детям Домов ребенка и детских домов. Там они реализуют свои природные свойства, в том числе и себя на сцене показывают, и организовывают мероприятие.

Сейчас это стало частым явлением среди артистов, что очень радует. Благодаря и им тоже, наше общество стало уделять больше внимания детям, инвалидам, малоимущим людям. Может, наконец, что-то сдвинется в наших сердцах, головах и душах.

Работники детского дома работают с душой

Зарплата у сотрудников Домов ребенка небольшая, работа трудная, и работают там, в основном, люди с добрым сердцем, с Богом в душе, любящие детей и своё дело.

Зная Системно-векторную психологию, можно намного лучше понимать природу ребенка. А также более точно и правильно подбирать педагогический, медицинский и обслуживающий персонал для Дома ребенка и других детских учреждений.

Заинтересовавшимся лицам рекомендую посетить бесплатные онлайн-лекции по Системно — векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

Автор Елена Вахрушева, педагог-психолог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно -векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Педагогика

Воспитатель из детского дома честно рассказала о своей работе - слайд

Издание «Изнанка» опубликовало интервью с воспитателем, которая проработала в детском доме много лет.

«Работница детского дома» — так в интервью названа воспитатель, согласившаяся ответить на вопросы издания. Традиционно воспитателей детских домов принято считать причиной всех бед, происходящих с воспитанниками этих учреждений. Однако женщина убеждена, что главная проблема — это система.

О том, что происходит за закрытыми дверями детдомов, какими бывают дети и что делают или не делают воспитатели, в статье рассказано с предельной откровенностью. Chips Journal публикует материал с сокращениями.

— Почему решили посвятить жизнь работе с детьми?

— Изначально, с самого детства, я хотела работать с трудными подростками. Именно с трудными. Для этого с малых лет пыталась попасть в детскую комнату милиции (тогда ещё милиции). Попасть на работу, а не вообще попасть. Но чтобы туда пробраться, надо было приложить очень много усилий, и я решила действовать через детский дом (ДД). И задержалась там на 10 лет.

— Дети какого возраста находятся в вашем детском доме? Есть ли какие-то особенности или это обычные дети?

— За десять лет я сменила три детских дома. В первом дети были с трех до восемнадцати лет. Во втором — с трех до пятнадцати, а в последнем ДД — с шести до двадцати трех (после армии многие не могут устроиться в жизни, поэтому возвращаются в ДД). Особенностей у 90% детей очень много, в основном психологические, психические. Физических не так много, но случаи были. Если брать в целом 10 лет работы, то с физическими особенностями было человек 20. Это не такой большой процент. Но много физических особенностей выливаются из психических. Т.е. основа «проблем» именно в психике.

— Чаще всего в детских домах дети — сироты или те, родителей которых лишили родительских прав?

— В большинстве своем дети, у которых есть родители, лишенные прав. Если родители живут недалеко или в самом городе, то на выходные дети ходят к ним по заявлению. Сирот не так много. Наверное, если брать 100 детей, то сирот — 10, может даже меньше. Есть сироты, от которых изначально отказались. Таких вообще мало, т.к. обычно малышей в доме малютки разбирают до четырех лет, а к нам попадает очень мало. Но они есть.

— Чаще родители сами в детский дом отдают детей или органы опеки забирают?

— Скорее, органы опеки. Там происходит такой процесс: ты пьешь, например, а соседи это знают, позвонили в органы, спустя время приходят за ребенком. Ребенка помещают в реабилитационный центр, в это время (2-3 месяца) родители «одумываются», а если не одумываются, то в ДД отправляют ребенка уже органы опеки.

— Как детский дом влияет на характер детей?

— Если ребенок попал изначально в ДД и не знает семьи, но при этом попал в ДД в нормальную группу с адекватными воспитателями, то в обычной жизни не отличишь его от детдомовского. Если ребенок попал в 5-7 лет, то психика ломается, они становятся хитрыми, умеют адаптироваться под любые обстоятельства, но при этом многие остаются хорошими людьми в будущем (опять же при условии, что попали в нормальный ДД с нормальными воспитателями).

— Поднимали ли вы руку на подопечных?

— Это нельзя. Но было. Конкретно у меня было, что парень пришел в три часа ночи оооочень пьяный и решил, что можно бы и сексом заняться с воспитателем (со мной), пришлось обороняться. Ещё был случай, когда ребята пришли опять же пьяные, и один из них курил в вестибюле под камерами, я выбила сигарету из руки, а потом навели хай, приехала полиция, все дела. Но всё было нормально потом.

А вот как показывают в СМИ, было тоже, но не у меня. Я наоборот защищаю детей. Но очень нередко приходилось слышать необоснованный ор в сторону детей и рукоприкладство. Из-за этого были проблемы у меня с начальством, потому что «ты не имеешь право лезть в воспитательный процесс более опытных коллег — они больше знают».

— Правда ли, что в некоторых детских домах детей заставляют делать некоторые незаконные вещи? Воровать, продавать наркотики?

— Это делают старшаки. Заставляют мелких сиги стрелять и деньги. А воруют практически все. И заставлять не нужно.

— Правдив ли тезис о том, что из-за хорошего обеспечения в ДД выпускникам потом тяжело в жизни? Они не привыкли добиваться, всё всегда попадает к ним само по факту сиротства.

— Правдив на 100%. Как бы ты ни бился с ними, как бы ни любил — они всё равно оказываются в тюрьме и подобных учреждениях. Не все, но большинство. В зависимости от того, кто во сколько лет попал в ДД и как изначально воспитывался в семье. Да и ДД есть разные. В моем ДД — чернь, там все уголовники, а в соседнем — многие сумели адаптироваться. И это зависит от директора и того, как он поставит работу.

— В чем обычно проблема трудных детей? Болезнь, трудная жизнь или что-то еще?

— Скорее всего, в том, что они попадают в ДД. В тяжелых жизненных ситуациях многие живут, болеют тоже многие, но я не знаю, чтобы такие дети поголовно были плохими. Скорее, когда они попадают в ДД, то заводят дружбу с, так сказать, отбросами и пошло-поехало. Многие приходили нормальными, а выходили курящими-бухающими.

— За вашу практику сколько воспитанников после детского дома достигли кое-какого успеха?

— Именно за мою — не знаю. Ну, у девочки семья, муж, трое детей, и всё хорошо. Это считается? А так — кто продавцом работает, кто на автомойке. Но деньги-то имеют. И сами по себе средние такие обыватели — типа хорошо, что не в тюрьме. В основном похвастаться могут только тем, что семьи есть и работа, которая обеспечивает относительно нормальную жизнь. Но это уже успех.

— По каким статьям УК РФ ваши воспитанники чаще всего оказываются в тюрьме? Воровство, грабежи или что-то серьёзней?

— В основном воровство (машины со штрафстоянок угоняют и перепродают) и, конечно, всякие миксы продают, закладчиками подрабатывают, в магазинах воруют. И дерутся. Есть насильники, но это редко.

— Что бы вы изменили в современном устройстве ДД? Не жалеете ли о выбранной профессии?

— О выборе профессии я не жалею абсолютно. Жалею о том, что в этой профессии ничего нельзя изменить, если ты не революционер или Макаренко (советский педагог). В детях не разочарована, помимо жести там много хорошего, за некоторых гордость не в плане достижений, а в плане их позиции жизненной и в том, что они в тех условиях не сломались. А вот в плане воспитателей, в плане системы — всё устарело «тыщу» лет назад. Никто из старшего поколения не понимает молодых воспитателей. Ощущение, что ты работаешь в тюрьме строгого режима, но только этот строгий режим для воспитателей, а не для воспитанников. Очень много несостыковок. Например, ты что-то сделал для ребенка, он рад, а так нельзя, ибо тебе потом капец, а ребенку говорится, что этот воспитатель неправ.

Читайте также: