Кто сеет зерно профессия в старину

Опубликовано: 02.10.2024

Цель : Расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией хлебороба.

Воспитывать уважение к людям труда.

Основная образовательная область : познавательное развитие.

Интегрированные образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Планируемые результаты: сформированы у детей представления о ценности хлеба;знают о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей; знают о профессиях пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; бережно относятся к хлебу.

Наглядные средства обучения :– Колоски пшеницы и ржи (можно картинки), демонстрационные картинки с изображением различных работ в поле; черный хлеб; презентации о хлеборобах и хлебе.

Методы и приёмы: наглядные (просмотр презентации о хлебе); словесные (чтение стихотворения, загадок, пословиц, рассказ воспитателя, вопросы к детям, рассказы детей); игровые (физминутка, игра); практические ( угощение)

Словарная работа :

Обогащение словаря : хлеборобы, злаки.

Активизация словаря : зёрна пшеницы и ржи, яровые, хлеборобы, тракторист, комбайнер, элеватор, хлебозавод.

ХОД НОД Дети заходят и встают полукругом.

- Сегодня вы узнаете, откуда берётся хлеб, который мы каждый день покупаем в магазине, познакомитесь с трудом людей, которые его выращивают.

- Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят сушки, печенья, различные пирожные. Кто знает, из чего всё это делают? (Из муки.) А что такое мука, из чего её получают? (Предположения детей.)

Дети подходят к столам с подносами на которых лежит зерно.

- Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у вас на подносах, на столах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли зёрна одинаковые? (Ответы детей.)

На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом – зёрна ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи – длинные. Рожь и пшеница – злаки, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

- А как выглядят эти растения? (Ответы детей) Я вам принесла эти растения. (Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Они, как и зерна, тоже разные.

- Что вы можете сказать вот об этом колоске? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные. И колосок длинный.

- А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче и толще, а усики у него короче и зернышки круглее.)

- Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединились два слова, подумайте какие … – «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Как выращивают злаки?

"Хлеб" Я.Аким

Пашут каждую весну,

Сеют, жнут, ночей не спят

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют.

Давайте ребята посмотрим на наш экран.

(Показ презентации)

дети садятся на стулья

Прежде чем засеять поле, землю должен проверить агроном. Агроном, как и все, кто работает в поле, отвечает за хороший урожай. (показ). Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли её солнышко. Агроном проверяет и семена на всхожесть. Семена быстро прорастут, если земля будет влажной и тёплой.

- Что нужно чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)

Чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника.)

2 слайд . (На поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля.) Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе? (Тракторист.)

- На распаханное поле выходят другие машины – сеялки.

Они сеют зерна в землю.

Физкультминутка. «Колосок растёт» Предложить детям встать.

Ребята , давайте немного отдахнем:

Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас, в маленькие зёрнышки и сажаю в землю. ( Дети садятся на корточки)

-Весеннее солнышко пригрело землю, дождик поливал. Зёрнышки росли, росли и стали колосками. (Дети медленно поднимаются и тянут руки вверх)

-Колоски тянутся к солнышку. (Дети напрягают руки)

-Сильно припекло солнце, завяли наши колоски. (Дети расслабляются роняют голову, опускают руки , плечи, туловище опускается на пол.)

-Но вот полил дождь, ожили колоски, снова тянуться к солнцу. Подул ветерок, наклонились колосья вправо, влево, вперёд, назад. Как волны в море. (Дети выполняют плавные наклоны)

-Созрели колосья, готовы к жатве! (Руки плавно разводят в стороны )

Дети садятся.

-Всё лето созревают зёрна в колосках. Но вот зёрна созрели.

И на поле выходят другие машины – комбайны. Посмотрите на картину. (Выставляет картину с изображением комбайна.) «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» - есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Комбайнер)

.-Что же делает комбайн? (Предположения детей.) Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины.

6 слайд - Собранное на поле зерно отвозят на элеватор. Элеватор - это зернохранилище для очистки и сушки зерна.

7 слайд -После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу.. Там их растирают – мелют. Получается мука. А работает на мельницы (Мукомол)

8 слайд - Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы.) Там из муки делают тесто и выпекают хлеб, печет хлеб (Пекарь)

9слайд - Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенья, баранки.). А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб.

12 слайд - Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.Очень большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол, хлеборобы трудятся день и ночь, чтобы у нас всегда был свежий душистый хлеб. За добросовестный труд хлеборобов награждают орденами, их труд самый уважаемый.

. Играс мячом «"Откуда хлеб пришел»

(Воспитатель бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу)

Цель: упражнять в названии сельскохозяйственных профессий, работать над словообразованием.

Человек работает на тракторе – ТРАКТОРИСТ.

Человек работает на комбайне – КОМБАЙНЕР.

Человек выращивает хлеб – ХЛЕБОРОБ.

Что делают в пекарне? (пекут хлеб);

Хлеб пекут из чего? (из муки);

Из чего получают муку? (из зерна);

Откуда зерно? (из колоса пшеницы);

Откуда пшеница? (выросла в поле);

Кто её посеял? (хлеборобы);

Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (сеялка);

Как называется здание, где хранят зерно? (элеватор).

Как называется круглый хлеб? (каравай)

НАША ВСЕМИ ЛЮБИМАЯ ИГРА МЫ поздравляем наших ребят в день рождения КАРАВАЙ,

Воспитатель :

Хлеб нужен каждому человеку каждый день, всегда помните о том, как тяжело его вырастить, берегите хлеб.

На подносе в хлебницы лежат маленькие кусочки черного и белого хлеба , воспитатель

В слове «земледелие» уже заложен главный смысл процесса: делать землю, то есть обрабатывать ее для создания, сохранения и улучшения почвенного плодородного слоя. Какие же орудия труда помогали в этом русскому крестьянину?

Старинные русские инструменты для земледелия

Картина пахоты, характерная для прошлого: по полю медленно идёт лошадь, запряженная в плуг или даже соху, а за нею, опершись руками на рукоятки плуга, передвигается пахарь.

Лев Толстой на пашне

Льву Толстому тоже была знакома крестьянская работа на земле

Орудия для обработки земли

Прежде чем бросить семена в землю, нужно правильно её подготовить.

Соха — один из самых древних на Руси инструментов для обработки земли. В отличие от плуга, соха не переворачивала земляной пласт, а дробила его.

Вспашка сохой

Вспашка сохой. Миниатюра Лицевого летописного свода, XVI в

Основная рабочая часть сохи называется рассохой. Это деревянная плаха, высота которой определялась ростом пахаря.

«Соха на соху, пашня на пашню, лошадь на лошадь, лето на лето не похожи»

Пословица

Внизу к ней крепились сошники. Обычно их было два.

Типовая схема древнерусской сохи

Типичная соха была с двумя металлическими сошниками

По этнографическим материалам 19 века известны случаи использования многозубой сохи, где использовалось от трёх до пяти сошников.

Соха многозубая

Иногда у сохи могло быть более двух сошников

Обычно сошник изготовляли из цельного куска железа

Сошник

Обычно сошник изготовляли из цельного куска железа

Древнейшие наконечники сошников были найдены в Старой Ладоге и Великом Новгороде.

Новгородские сошники

Новгородские сошники XII — XIII вв. (По Б.А. Колчину)

Считается, что к X веку на Руси уже пользовались плугом. Основная задача плуга — перевернуть верхний слой почвы.

Вспашка плугом

Вспашка плугом. Прорисовка росписи Воронецкого монастыря. Молдова. XVI в

Первоначально основная часть плуга, осуществляющая переворот земли — отвал, выполнялась из дерева. Плужные лемехи были металлическими и довольно большими по размерам.

Ассиметричные плужные лемехи

Ассиметричный лемех. XII в

Борона

Самой древней формой бороны считается борона-суковатка, изготовленная из елового бревна с сучками.

Борона-суковатка

Борона-суковатка — самое простейшее приспособление для обработки земли

Борона использовалась для дальнейшей обработки вспаханной земли. Борона-плетёнка уже сильно напоминала современные бороны.

Борона-плетёнка

Борона-плетёнка состояла из ряда брусьев с прикреплёнными к ним зубьями

Позднее к деревянным брусьям стали прикреплять железные зубья.

Зуб бороны из Старой Ладоги

Сохранился металлический зуб от бороны среди раскопок в Старой Ладоге

Мотыга

Мотыга, иначе в наше время её называют просто тяпкой, нужна для рыхления почвы, удаления сорняков.

Мотыга

Мотыгой можно было рыхлить почву и удалять сорняки

Сеялка

А вот сеялка появилась в помощь крестьянину только в конце XIX века. До этого семена долгое время разбрасывали вручную, используя для этого обычное лукошко.

Сеятель

Долгое время семена крестьяне рассеивали по полю вручную

Инструменты для уборки урожая

Если сев прошёл удачно, летом погода благоприятствовала, то со второй половины лета можно было приступать к уборке урожая.

Коса использовалась для скашивания травы на сено, на корм скоту. Ручная коса — это металлическое лезвие, которое крепится к косовищу за пятку (основание ножа).

Коса-горбуша

Коса-горбуша периода Киевской Руси

Грабли

Граблями пользовались для сгребания скошенной травы или злаковых культур в валки.

Грабли

Ручные грабли мог сделать каждый мужчина

В основном сгребали траву или сжатые колосья женщины. А делалось это в самый зной, под палящим солнцем.

Работа граблями

Сгребать сено или солому приходилось в зной, под палящим солнцем

Серп применяли для срезания зерновых культур.

Серп

Долгое время серп украшал герб нашей страны

Важный в сельскохозяйственном труде инструмент. Ими выполнялись многие виды работ. Они незаменимы при заготовке сена.

Вилы

Вилы — важнейший для кретьянина инструмент

Цеп (ручное орудие для молотьбы)

Цеп — простейшее приспособление для обмолота зерновых.

Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.

Н.А.Некрасов

Цеп состоял из длинной ручки, короткого била и ремённого соединения между ними.

Цеп для обмолота зерна

Таким деревянным цепом обмолачивали колосья для отделения зерна

В крестьянском мире всегда считалось, что труд на земле благословлён Богом. Недаром к работающему человеку всегда обращались с фразой: «Бог в помощь!» Но и в этом случае можно применить народную мудрость и сказать, что «без орудий труда и ни туда, и ни сюда».

У всякого общества в разные периоды его развития разная потребность в профессиональном труде. На Руси народ никогда без дела не сидел – то баклуши бил, то лясы точил, профессий было много, каждый кормил семью в зависимости от происхождения и способностей. Это сейчас существует множество технических средств, облегчающих труд, а раньше всё делалось умелыми мозолистыми руками и во всякое дело вкладывалась частичка души.

Много профессий и ремёсел кануло в прошлое, а другие сейчас обрели своё второе рождение. Ведь в наше время массового потребления «пластиковых», искусственно выращенных и машинами созданных продуктов всё возрастает тяга к «живому», натуральному, природному – родному.

Предлагаем познакомиться с некоторыми из тех профессий и тем самым больше узнать о своём прошлом, запечатлённом в недрах Родовой памяти.

Первыми и самыми необходимыми были профессии, связанные со строительством жилищ, добычей пищи и созданием одежды, обуви и предметов обихода: землепашцы, косари, лапотники, кузнецы, бондари, валяльщики, кружевницы, ловцы жемчуга и многие другие.

Вы на себя плетёте петли
И навостряете мечи.
Ищу вотще: меж вами нет ли
Рассвета алчущих в ночи?

На мне убогая сермяга,
Худая обувь на ногах,
Но сколько радости и блага
Сквозит в поруганных чертах.

В мой хлеб мешаете вы пепел,
Отраву горькую в вино,
Но я, как небо, мудро-светел
И неразгадан, как оно.

Вы обошли моря и сушу,
К созвездьям взвили корабли,
И лишь меня - мирскую душу,
Как жалкий сор, пренебрегли.

Работник родины свободной
На ниве жизни и труда,
Могу ль я вас, как тёрн негодный,
Не вырвать с корнем навсегда?

Пахарь, которого также называют ходоком за сохой, древним тружеником полей или землепашцем — человек, занимающийся вспашкой земли для нужд земледелия.

В славянской мифологии пахарь был настоящим культурным героем, который, в соответствии с широко распространённым фольклорным сюжетом, сумел изгнать с земли первобытных великанов, воплощающих дикие, необузданные силы матушки-природы.

Репин И.Е. "Пахарь Л.Н. Толстой на пашне"

Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись всё же косари – обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определённое положение рук, взмах косы, её направление – в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели – дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается – и до беды недалеко. Сенокос – один из самых популярных сюжетов в руском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идёт не о кошении травы.

Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их — единицы. Набивать бочки было делом крайне сложным.

Бондарь посредством топора и других столярных инструментов прилаживает клёпки бочки одна к другой, выстругивает их, делает фальцы (зауторы) зауторником, в них вгоняет днище и всё связывает деревянными или железными обручами.

Дёгтекур и смолокур

Дегтекуры гнали из бересты дёготь. Профессия эта была массовая, т.к. дёготь использовали в производстве чёрной юфти (особенная выделка кожи, имеющая приятный смолистый запах), из которой потом делали обувь и сбруи. Дёгтем также промазывали нижние венцы деревянных срубов, тем самым защищая их от влаги; смазывали замки, оси колёс и т.д.; позже - пропитывали шпалы. А смолокуры занимались добычей смолы из деревьев хвойных пород с помощью перегонки.

Мастера по плетению лаптей - лапотники, а под иным названием «лычаки», были также распространены y белорусов, карелов, мордвы, татар, финнов, эстонцев, чувашей. Сходный вид обуви применяли и японцы, и североамериканские индейцы, и даже австралийские аборигены. Подробнее о лаптях на Руси.

Профессия сапожника породила множество явлений современной культуры, например, поговорку «Сапожник без сапог» (описывающую ситуацию, когда профессионал в какой-то области напрасно не пользуется собственным умением в личных целях). Сапожниками также называют мастеров по ремонту обуви. Какая ещё была обувь на Руси.

Бурлаками называли наёмных рабочих, которые, идя по берегу, тянули судно против течения. «Эх, дубинушка, ухнем», — затягивал бригадир артели — шишка, и бурлаки приступали к своей тяжёлой и монотонной работе. Для облегчения труда идти нужно было синхронно, равномерно покачиваясь. И благо если ветер был попутный. Нанимали рабочих, как правило, на сезон — весной и осенью. В СССР бурлацкую тягу запретили в 1929 году. В некоторых странах, например в Бангладеш, можно до сих пор видеть, как бедняки тянут на себе баржи.

При упоминании бурлаков перед глазами сразу встают образы со знаменитой картины Репина, однако первым руским художником, изобразившим этот тяжёлый труд, был Василий Верещагин (картина ниже). Проживая в 1866 году в дядином имении в селе Любец, он наблюдал бурлаков на берегу реки Шексны. Делая этюды работяг, он планировал создать большое полотно, чтобы привлечь внимание к нечеловеческим условиям работы бурлаков. Однако вскоре Верещагин отправился на службу в Туркестан и масштабную картину так и не закончил.

Немало было на Руси и искусных ремесленников. Древнеруские ремёсла делились на женские (шитьё, вышивание, ткачество, плетение, роспись и др.) и мужские (ювелирное дело, скорняжное, кузнечное, гончарное и др.). Те вещи, которые служили для красоты, в основном, выполнялись женскими руками. Мужчины ремесленники занимались более грубыми и сложными делами.

Ремесленник, изготавливающий плетёные изделия из лозы: домашнюю утварь и ёмкости различного назначения, такие как короба, корзины, вазы и др., мебель (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму.

Кузнечное ремесло — одно из древнейших. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Кузница в современном хозяйстве.

Сперва гончарное производство было ремеслом, служившим для приготовления сосудов для пищи или для сохранения жидких и сыпучих тел; но со временем развивалось и обогащалось новыми предметами выделки, а именно огнеупорным кирпичом, каменной посудой, черепицей, изразцами, дренажными трубами, архитектурными украшениями и подобными изделиями.

Деревянные ложки в России в XIX в. изготавливались в количестве не менее 150 миллионов штук (на сумму свыше миллиона рублей) в год. Материалом для ложек служат: осина, берёза, отчасти ольха и рябина и изредка лишь клён и пальма (самшит), а в западных губерниях и на Кавказе — груша.

Мастер, изготавливающий игрушки из различных природных материалов. На Руси они вырезались из дерева, лепились из глины или плелись из соломы.

Красильщик – ремесленник, занимающийся окраской пряжи, тканей, кожи и т. п.

Труд красильщика был тяжёл. Орудуя мешалкой и полагаясь не на спектральный анализ, а на свой глаз и чутьё, красильщик и не подозревал, что к таинству его ремесла имеют отношение химия и физика.

Ручной процесс крашения был длительным. Например, ализарином красили пряжу или ткань в течение нескольких недель, буквально выхаживая яркий и прочный пунцовый цвет.

Валенки — традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов. Подробнее.

До 19-20 вв. ткачество являлось одним из самых распространённых домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т. н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы. Удивительная специальность – ткачество.

Вышивальщица

Вышивание известно с глубокой древности. Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающей среды свойственна человеческой природе, даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, краснокожие индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры. Руская народная вышивка.

Кружевная мастерица

На Руси кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами, а именно: численным, парным и сцепным. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка, для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее отрисованному рисунку — сколку. Современные модельеры используют традиции руского кружевоплетения в своих коллекциях.

На протяжении двух с лишним столетий, вплоть до 1930-х годов, повседневную жизнь крупных городов невозможно было представить без «криков» мелких торговцев. Городские окраины, густонаселённые кварталы каждое утро просыпались, разбуженные возгласами пирожников, старьёвщиков, зеленщиков, продавцов рыбы, молочников и прочего подобного люда.

Труд разносчиков был весьма нелёгким. Их рабочий день начинался ранним утром и заканчивался поздним вечером, а то и ночью. Им приходилось целыми днями в любое время года стоять на улице, да ещё с товаром. Поэтому представители данной профессии, как правило, были людьми нестарыми.

Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других руских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: руские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – руский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

Молочник, каждый день доставлял свежее молоко по домам.

Водовоз

Если в руской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряжённую лошадьми телегу или двухколёсную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зелёных бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.

В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник Сергей Грибков. В то время эта профессия считалась престижной и, что немаловажно, очень доходной: об этом можно судить и по добротной одежде работника. Водовозы часто пользовались тем, что выбора у горожан не было, и брали с них втридорога.

К исчезнувшим профессиям относятся фонарщики. Фонари появились сначала в Москве в 1698 году возле царского дворца. А в 1718 г. Пётр I издал указ об освещении города Санкт-Петербурга.

Была создана команда фонарщиков, в которой каждый обслуживал 15 фонарей, зажигал и гасил, чистил, заменял прогоревший фитиль. Первые фонари были масляными, а с середины XVIII века в обиход стали входить керосиновые.

В XIX веке преобладающей формой уличного освещения становятся газовые фонари. Фонари должны были гореть каждую ночь от сумерек до 3-х часов за полночь во все тёмные ночи, кроме лунных.

На позицию фонарщика обычно брали отставных военных, которые могли работать ночью и днём.

Лишь после 30-х годов XX века появился автоматический режим зажигания фонарей, и эта некогда престижная профессия канула в Лету. В некоторых городах и сейчас можно встретить фонарщика, хотя это скорее попытка сохранить традиции, нежели необходимость.

Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Отсюда же произошло слово «зашоренный» — так называют людей, неспособных принимать другие точки зрения. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: сёдел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.

Ямщик, извозчик, ломовик

Эта профессия пользовалась большой популярностью вплоть до начала XX века и была окутана изрядным слоем романтики. В переводе на современный лад: ямщики – что-то вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками. Дальнобойщики, одним словом.

А вот извозчики – водители городского такси. Они также классифицировались. К примеру, «ваньки», предоставлявшие услуги «эконом-класса», были выходцами из деревень, арендовавшие лошадей и коляски. Они брали за поездку от 30 до 70 копеек.

«Ломовики», перевозящие грузы на лошадях-тяжеловозах, были по типу грузовых такси. Состоятельные же люди пользовались услугами «лихачей», имевших красивых лошадей и удобные коляски, а клиентов они доставляли к месту уже за три рубля.

Ещё были среди городских извозчиков, одетых в фирменную одежду, так называемые «голубчики» и «резвые». Они имели номерной знак, их можно было заказать через специальную биржу, а поездка стоила в пределах рубля.

Нельзя сказать, что все вышеперечисленные профессии исчезли из нашей жизни, упоминания о многих из них сохранены в безсмертных произведениях классиков руской литературы. Базовые потребности людей – иметь пищу, одежду, крышу над головой – со временем не стали менее актуальными, а скорее модернизировались. Так и те профессии, будучи «прародителями» сегодняшних, видоизменились, модернизировались, автоматизировались… А некоторые возродились.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Одним из самых почетных на Руси было занятие плевальщика — того, кто сеял репу. У репы очень мелкие семена: в одном килограмме их больше миллиона. Сеять их руками невозможно. Семена выплёвывали, и хорошие плевальщики очень ценились.

Тех, кто особенно наплевательски относился к делу, премировали.

Уверен от таких вещей их репутация только росла.

Вот семена репы. Что там невозможно руками? Продолжайте перепечатывать байку из поста в пост.

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

Наверное, если сеять руками то получится , что на маленькой площади окажется очень много семян, что плохо скажется на проростании. Надо изучать сабж вообщем, это моя догадка.

Тут фишка не в слюне. понимаешь? плевок происходит из-за воздуха

Ты когда нибудь ебал сухое полотенце?

Продолжайте, я заинтригован.

эй, какого хрена

Не ебавшего сухое полотенце ответ.

тогда надо называть профессию не плевальщик, а вдувальщик

Семена репы действительно мелкие. Плевальщики действительно были. В чем байка?

например в том, что "сеять их руками невозможно"

Например, что фотка - не пришей к пизде рукав.

ноунеймы умнее людей того времени, которое это придумали и использовали.

Это выглядит как

фу тупые бичи из средневековья, с мечами бегали! нет что бы автомат взять, идиоты, я вот у мамы самый умный!

Главное что местные хавают, этож развлекательный сайт а не образовательный.

Эта профессия в реальности существовала и действительно была почётна.

Такое ощущение, что ты не местный и не "хаваешь" подобную инфу, ты весь такой интеллектуальный, а сюда по ошибке зашел.

Меня засосала опасная трясина.

Как ни странно, я наоборот решил изменить свою жизнь, и развивать интеллект. Спасибо пикабу.

развивай пунктуацию, выскочка

кондуктор, нажми на тормоза..

Но ты явно предпочитаешь первые сайты, а не вторые :D

А теперь представь что нужно целое поле была усадить ими. А ещё подумай о том, что маленькие ручки чаще всего доставались женщинам, а не мужчинам.

А кто сказал что семена репы сейчас и тогда одинакового размера были? Многие растения за это время сильно изменились.

а ты попробуй их руками сажать, когда надо поле под гектар засеять ;)

ты попробуй целый гектар наплевать

Вот поэтому они и ценились =D

не смогу =( даже сотку

PS руками тоже не смогу :D

ну проверь, потом расскажешь

ты бы еще под микроскопом фот дал. Попробовал бы посадить.

семена мешают с песком и сеют, чтоб равномерно было -_-

а плевать зачем?

семена мешают с песком и сеют, чтоб равномерно было -_-

а плевать зачем?

А как бы в то время песок на 200+ км перевозили. На телеге? Ну вы попробуйте и на видео снимите, а мы посмотрим

Современные технологии, чувак. Раньше до такого может быть и не додумались.

Даа, песок - это современное изобретение.

Технологии, а не их средства. Да и думаю в то время песок был не таким распостронённым как сейчас.

"в одном килограмме их больше миллиона" - а не пиздеж ли часом? 1000 штук на грамм?? Сейчас проверим. www.ogorodnica.ru/ovo_repa.html Масса 1000 семян— 1-2,5 г (редко 3-3,5 г)

И правда, почти точно. До миллиона. Оказывается не спиздел.

Автор, опиши чуть подробнее, плиз.

Почему руками невозможно? мелкое семя? И что - полный ебачь набиваешь и плюешь?

Или набил свою репу репой и в путь?

Забавно просто звучит))

Окстись, при живом Гугле такое спрашивать.

Вы незапамятные времена мы в гугле в ручную вводили поисковые запросы, ох совсем обленились теперь.

Пфф, раз плюнуть

А вот и женская версия

Иллюстрация к комментарию

плевать я хотел на такую работу

у нас на работе половина таких

Ну и сейчас ценятся, чиновники вон, хорошо воруют зарабатывают.

пикабу она судя по всему женщина, заминусовали демоны не за что

Хорошие плевальщики очень ценились среди местных дам)))

Кто не понял, погуглите серию "2,5 человека", где Хёрб сеял семена подобным способом.

Вот щас пошел и погуглил ага


Как единство Ярославичей закончилось

Автор: Григорий Лихачёв.

Если на стене висит ружье, оно рано или поздно выстрелит. Если вы втроем правите страной, несправедливо обделяя всех остальных, рано или поздно полыхнут междоусобицы. После смерти Ярослава Мудрого союз трех его сыновей смог дать Руси 15 лет спокойной жизни. Но все хорошее в этой жизни заканчивается, как закончилось и единство Ярославичей.

Начались все проблемы, как это часто бывало в нашей истории, со Степи. В 1068 г. вестовые с засечных черт донесли: на южные земли идут половцы. Ярославичи уже встречались с новыми кочевниками, поэтому угроза была воспринята серьезно. Три могущественных князя собирают войска и вместе выдвигаются на р. Альту. Здесь, на традиционном месте сражения Руси, они готовились встретить врага. Однако встреча эта неожиданно закончилась полным разгромом триумвирата. Святослав и Всеволод отступили к своим столицам, Изяслав - к Киеву. Половцам была открыта дорога на Южную Русь.

Как единство Ярославичей закончилось Cat_cat, История, Средневековье, Русь, Древняя Русь, Война, Междоусобица, Длиннопост

Святослав Черниговский сразу начал готовиться ко второму походу: надо было остановить кочевников во что бы то ни было. Киевлян же охватила паника: со времён печенегов никто не подходил к стенам великого русского престола. Горожане обратились к своему князю с просьбой выдать им оружие и сформировать ополчение. Изяслав не доверял своим подданным: он опасался восстания и отказался вооружать людей. Тогда киевляне пошли к киевскому воеводе Константину - тот так же отказал, боясь княжеского гнева. Толпа подняла восстание, Изяслав бежал к полякам (польский король Болеслав Смелый - его двоюродный брат). Оставшиеся без князя киевляне не знали, что делать. И тут им пришла в голову идея: в Киеве есть ещё один князь. Правда, он в тюрьме, и зовут его Всеслав Полоцкий (Чародей), что означает минимум симпатий к Киеву. Но что, если попробовать?

Выпущенный из тюрьмы Всеслав пообещал спасти киевлян от всех кого можно. И сбежал при первой возможности, вернувшись в Полоцк и выгнав из него наместников Ярославичей. Киев был оставлен один против своего князя, который шёл с польскими войсками, пылая жаждой мести. И тогда жители столицы обратились к единственному спасению - двум другим братьям. Система триумвирата Ярославичей проходила первую серьезную проверку на прочность.

К тому моменту главной звездой братского союза окончательно стал Святослав Ярославич. Именно он оказался единственным, кто во время истерик Изяслава и киевлян второй раз встал на пути половцев и сокрушил их в битве при Снове (имея в 4 раза меньше воинов). Святослав был решительно настроен не дать Изяславу отомстить киевлянам. Киев - это не город Изяслава. Это общий город, город их отца. И они все отвечают за то, чтобы этот город не пострадал ни от кочевников, ни от собственных правителей. Всеволод, хоть и отличался меньшей решительностью, брата поддержал.

Святослав и Всеволод требуют от старшего брата отказаться от мести. Система отца работает - двое сильнее одного, поэтому Изяслав соглашается. Однако он не сдержал слова: сын разъярённого князя, Мстислав, ворвался в Киев и казнил большую часть активных участников восстания. Самовольная расправа над городом и нарушение обещания взбесили Святослава, который больше не верил старшему брату. Всеволод вновь принял сторону воинственного черниговского князя. Отныне Изяслав действовал самостоятельно, не совещаясь с братьями. Триумвират Ярославичей фактически распался.

Как единство Ярославичей закончилось Cat_cat, История, Средневековье, Русь, Древняя Русь, Война, Междоусобица, Длиннопост

В 1069-1072 гг. Изяслав ведёт ожесточенную войну за Полоцк против Всеслава Чародея. Несмотря на то, что старший Ярославич дважды сажал своих сыновей в Полоцке, ему так и не удалось окончательно выгнать Всеслава. За это время отношения киевского князя с братьями окончательно испортились. Поэтому никто особо не удивился, когда в 1073 г. Всеволод и Святослав подошли к Киеву и изгнали оттуда старшего брата. Удивительно было обвинение: Изяславу вменяли союз с полоцким князем! Разумеется, обвинение было лишь предлогом, что ещё раз доказывает - Изяслав давно уже не считался союзником братьев, они объединились против него. В бессилии и ярости изгнанный владыка Киева снова бежит из страны. Новый хозяин отцовского престола - Святослав, получивший также Волынь и Новгород (там посажены его дети); Всеволод получает Туров. Казалось, теперь Русь снова может вздохнуть спокойно. Так и было - но всего на два года.

В 1076 году не стало одного из двух самых могущественных князей Руси - князя Киевского и Черниговского Святослава Ярославича. Изяслав все ещё находился в Польше. Всеволод Ярославич неожиданно оказался последним живым сыном Ярослава Мудрого на Русской земле. И как единственному Ярославичу, именно ему предстояло сделать выбор. Выбор между братом и племянниками. Между призрачным шансом на сохранение единства Руси и восстановлением справедливости к князьям, лишенным отцовских престолов. Всеволод сделал свой выбор, который определил историю страны на 20 лет вперёд.

Он возвратил вернувшемуся из Польши Изяславу киевское княжение и остальные земли. Владения Святослава разделены: Киев и Владимир-Волынский возвращены Изяславу, а земли к востоку от Днепра, включая главную вотчину Святослава, Чернигов, взял себе Всеволод. Дети князя, еще вчера бывшего союзником Всеволода, изгнаны со всех земель; один из них, Глеб, погибает после своего изгнания из Новгорода. Святославичи бегут в единственное место, где им не угрожают влиятельные дядюшки – в Тьмутаракань, которая находится под контролем лояльных отцу наместников. Там же живет и молодой, выросший княжич-изгой Борис Вячеславич.

Как единство Ярославичей закончилось Cat_cat, История, Средневековье, Русь, Древняя Русь, Война, Междоусобица, Длиннопост

Карта, как водится - чтобы разобраться без поллитры.

Поскольку Чернигов по разделу принадлежал Всеволоду, он и должен был встречать племянников. В августе 1078 г. сын Ярослава Мудрого был наголову разгромлен молодым поколением в битве при Сожице. Всеволод оставил Чернигов, который радостно встретил детей своего покойного владыки; к нему на помощь в Переяславль мимо половцев прорвался молодой Мономах. Всеволод осознает, что дело приобретает очень серьезный оборот. Он обращается за помощью к брату Изяславу, который и сам не рад успеху племянников. Собрав силы, 4 князя (Изяслав + его сын Ярополк и Всеволод + его сын Мономах) отправляются на штурм Чернигова. На момент подхода Ярославичей к городу молодых князей там не было. На предложение открыть ворота горожане ответили решительным отказом (что, кстати, показывает нам, кого в самом Чернигове считали своим настоящим князем). Начался штурм. Когда старшие князья прорвались за стены, а защитники отступили в укрепленный Детинец, осаждающие узнали, что молодые Святославичи спешат на помощь. Было принято решение встретить их в поле. Два войска подошли к селу Нежатина Нива. Здесь, 3 октября 1078 года состоится одно из самых кровавых междоусобных сражений в нашей истории.

Как единство Ярославичей закончилось Cat_cat, История, Средневековье, Русь, Древняя Русь, Война, Междоусобица, Длиннопост

На картинках — по мнению многих, самый важный момент битвы на Нежатиной Ниве: гибель Изяслава Ярославича.

Как единство Ярославичей закончилось Cat_cat, История, Средневековье, Русь, Древняя Русь, Война, Междоусобица, Длиннопост

Битва на Нежатиной Ниве имеет огромное значение для нашей истории. Она стала первым (за исключением полоцких конфликтов) крупным междоусобным сражением со времен Ярослава Мудрого. И первым в истории Руси сражением, где в открытом бою друг с другом погибли князья. Пресеклась ветвь Вячеслава Смоленского; погиб князь, которого когда-то его отец, великий Ярослав, назначил старшим над Русью. Олег бежал в Тьмутаракань, еще больше ненавидя Всеволода; Чернигов сдался, лишившись шансов на помощь своих княжичей. Всеволод окончательно стал последним живым сыном Ярослава Мудрого. И как последний Ярославич, он объединяет Русь. В Новгороде и на Волыни оставлены наместниками дети погибшего Изяслава; в неспокойном Чернигове Всеволод сажает единственного человека, которому полностью доверяет – своего сына, Владимира Мономаха. До конца жизни Всеволод Ярославич будет занят сдерживанием угроз от всех, кто остался без отцовских земель или просто имеет давний спор с ним: дети Святослава, Давыд Игоревич, буйные Ростиславичи, неугомонный Всеслав Полоцкий.

У нового киевского князя хватит сил сохранять зыбкое единство Руси. Однако ни подарить стране полное спокойствие, ни помириться с обделенными князьями у него так и не выйдет. А это означает только одно - несмотря на временную передышку, древнерусские замесы будут продолжаться.

А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.

При переводе делайте пометку "С Пикабу от . ", чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!

До революции земля, принадлежавшая деревне, распределялась среди жителей пропорционально числу членов семьи (едоков), причем, на взрослых выделялась большая доля, чем на стариков и детей. Барской земли не было. Вся земля была разделена на пахотную, сенокосную и на угодья для выпаса скота. Пахотная и сенокосные земли были закреплены за каждой семьей в постоянное пользование. Жители свою землю удобряли, могли сеять что либо по своему усмотрению. Для сенокоса также выделялись определенные участки земли, где можно было заготовлять сено. Жители ухаживали за своими участками, не допускали роста сорных кустов, мелких деревьев, строили на них сараи для хранения сена. В общем пользовании были угодья для выпаса скота. Из разговоров со своими предками было ясно, что земля не продавалась отдельным жителям, а распределялась так, чтобы все семьи могли себя прокормить и еще часть своей продукции отдавать государю, где-то около 10%.

Для выращивания зерновых земля в нашей местности не очень пригодна – суглинки, пески, подзолистые почвы, но село все же зерновые культуры сеяло, хотя урожаи были невысокими. Селяне держали много скота, весь навоз вывозили на поля в качестве удобрения. На полях сеяли главным образом рожь. Сеяли также жито (ячмень), овес, горох, просо, гречу, коноплю, лен.

Землю пахали в начале века в основном сохами, плуги были редки, только у богатых. Соха является безотвальным орудием обработки земли. Сегодня учеными признается, что безотвальный способ обработки земли имеет преимущества перед другими, так как более эффективно сохраняет влагу в почве, что особенно важно для засушливых районов.
Главной тягловой силой было лошадка. Практически все семьи держали лошадей, потому что без лошади в деревне жить было в то время невозможно - ни землю вспахать, ни сено или дрова привезти. Лошадь использовалась как транспортное средство.

Землю рыхлили самодельными деревянными боронами, которые изготовляли из елей с длинными частыми суками, связывая их в отдельные блоки. Сеяли зерно тоже вручную. Мужики с «севалками» шли по вспаханному полю и умело разбрасывали зерно полосой 4-5 метров. Чтобы не ошибиться и дважды не засеять или наоборот , не оставить плешин на участке, ставили вешки из веток. «Вешили» чаще всего дети, помогая взрослым.

Зерновые жали вручную, серпами. Сжатую рожь или другие культуры вязали в снопы, которые складывали в так называемые бабки. Шесть – восемь снопов ставили вертикально, прислоняя колосьями друг к другу, а сверху прикрывали снопом. В бабках снопы сохли, зерно не мочило дождем. Затем снопы свозили к своим гумнам и складывали в скирды, или скирдовали на полях.

Каждая семья, или несколько родственных семей, имели свое гумно - большое помещение с гладким деревянным полом и ригой. В риге была кирпичная печь, которая топилась «по черному» и деревянный настил из жердей, куда снопы ставили вертикально для просушки. Как правило, ригу загружали с вечера, затопляли печь, и всю ночь снопы с зерном сохли. Обмолотом занимались осенью, после уборки урожая, в октябре – ноябре. Снопы обмолачивали вручную цепами, состоящими из длинных черенков со свободно подвязанными на концах деревянными билами (колотушками). Молотить выходили всей семьей рано утром, еще затемно, с фонарями, чтобы до завтрака закончить и успеть на дневные работы. Снопы из риги вытаскивали, складывали посреди гумна в два ряда, колосьями вовнутрь, связки разрезали и обмолачивали, ударяя билами по колосьям и соломе. После обмолота солому собирали, связывали в большие снопы и скирдовали их на улице. Яровую солому скармливали скоту, а солому озимой ржи использовали для хозяйственных нужд – крыли крыши, набивали матрасы, использовали в качестве подстилки для скота. Полученное зерно, уже сухое, пригодное для длительного хранения, провеивали, отделяли от мякины, обязательно обмеривали специальными мерками (типа легких кадок). В каждую мерку помещалось около одного пуда зерна (16 кг). Готовое сухое зерно отвозили в амбары. Мякину собирали и использовали на корм скоту. Такая технология ручного производства зерна не очень производительна, но достаточно экономична. Потери зерна были минимальны.
Для получения муки зерно мололи на мельницах, которых в округе было немного. В основном мельницы были водяные, строились на берегах рек или прудов. Чаще мололи зерно в домашних жерновах.

Для получения масла и волокон сеяли коноплю и лен-долгунец. Конопля вырастала высотой 1,5 – 2 м. Стебли выдергивали из земли с корнями, сушили, обмолачивали. Зерна высушивали, толкли в ступах, измельчали, нагревали в печках в противнях, засыпали в холщевые мешки, зажимали в специальных деревянных тисках с помощью клиньев, выжимали масло, очень ароматное, вкусное. Соломку-пеньку замачивали в прудах, волокно потом легко отделялось, из него изготовляли прочные веревки и канаты.

Льна сеяли много, нужна была ткань-холст, да и масло тоже. Лен сеяли очень густо (плотно) на глинистой почве, чтобы стебли льна высотой 50-60 см не полегали. Лен в цвету очень красив, цветки синие, довольно крупные. У льна практически нет листьев, один тонкий длинный стебель, и только на верхушке – несколько листочков и круглая коробочка с семенами. После вызревания семян лен теребили, т.е. вытаскивали из земли, связывали в снопы, сушили, обмолачивали и получали семя. Из семян получали масло таким же способом, как и из конопли. Обмолоченную льно-соломку раскладывали в полях после скошенной травы, по отаве. Осенние дожди и росы способствовали отделению волокна от внутреннего стержня. Соломку убирали, сушили в тех же ригах и обрабатывали, сначала в мялках, в которых отделяется основная костра, а волокно затем трепали легкими тонкими деревянными дощечками (трепалками). В результате получали гладкое тонкое волокно, пригодное для прядения и получения нитей. Отходы (отрёпы или пакля) использовались в хозяйстве для изготовления веревок и в качестве уплотнителя при строительстве домов и для других целей.

Многие жители ткали холсты сами. Я в детстве наблюдал, как бабушка, а потом и мама, ткали холст на самодельном станке, называемом кроснами. Сначала пряли лен, получали пряжу - нитки тонкие, прочные. Пряли в основном зимой и старики и молодежь. Молодые девушки брали с собой на посиделки прялки, одновременно и развлекались и делали полезную работу. На посиделки приходили парни и обязательно гармонист, пели, плясали. На такие посиделки я и мои сверстники тоже ходили после войны, такой быт еще долго сохранялся с прежних времен. Далее из ниток делают основу - на мотовило наматывают нитки в количестве, зависящем от требуемой ширины полотна. Длина такой основы была около 12-15м и зависела от количества рядов, наматываемых на мотовило. Потом основу наматывают на барабан, расположенный сзади кросен, нитки пропускают через так называемые «ниченки», их несколько в зависимости от сложности рисунка ткани, и затем основу пропускают через «бердо» - специальную решетку из тонких деревянных полосок. С помощью ниченок определенные ряды ниток специальными педалями поднимаются или опускаются и в образовавшийся зазор между рядами ниток пропускается челнок с цевкой, на которой намотаны нитки – уток. С помощью берда уток плотно прижимается к ткани. Готовая ткань наматывается на передний барабан кросен. Рисунок ткани мог быть простым, как например ситец, или более сложным в виде елочки. Я видел полотенца, вытканные таким способом когда-то очень давно, очень тонкие и красивые, не уступающие фабричным.
Вытканный холст имеет серый цвет, неприглядный на вид. Для отбеливания холста его расстилали весной на снегу (по насту), под действием влаги оттаявшего снега и солнца полотно становилось абсолютно белым и красивым.

Кроме зерновых сажали много овощей: картошку, капусту, свеклу, морковь, турнепс, брюкву, репу, редьку, лук, чеснок, и, конечно, огурцы. Помидоры начали выращивать позже, уже в наше время, когда появились прозрачные пленки.
Капусту рубили сечками в больших деревянных корытах, люди собирались скопом, по очереди в каждой избе. Капусту делили на белую и серую. Белую солили отдельно, часто большими кусками, полукочанами, ее ели с картошкой. Серую капусту, из полузеленых и зеленых верхних листьев, квасили отдельно, из нее варили наваристые щи, считалось, что такие щи вкуснее. Всю ботву - свекольную, морковную и другую - также рубили в деревянных корытах и квасили в больших деревянных кадках – дошниках, диаметром около полутора метров для кормления зимой скота.

Свеклу, репу, морковь, брюкву парили в печке, в чугунах с малым количеством воды, получалась очень вкусная еда, особенно ее любили дети, т.к. другие сладости были большой редкостью. Вареную или пареную свеклу сушили, она становилась еще слаще. Сушеную свеклу использовали вместе с солодом для приготовления кваса, основного напитка деревни. Квас пили просто как напиток, подавали к картошке, в квас клали квашеную капусту, соленые или свежие огурцы, иногда мелкую сушеную рыбку – снеток. Квас подавали и к праздничному столу, к пирогам с рыбой (рыбникам). Квас брали с собой на покос, в поле, в жару он очень хорошо утоляет жажду. Из солода и хмеля варили и свое домашнее пиво, слабо хмельное и очень вкусное.

Солод приготовляли из жита (ячменя). Жито замачивали, давали прорости, проросшие зерна сушили, мололи - это и был солод. Его использовали также для приготовления солодихи – похлебки, сваренной из солода, на вкус она была сладковатой и очень полезной. Теперь рекламируют продукты из пророщенного зерна, а наши предки их употребляли сто лет назад и были здоровыми, мало болели. Все новое – это хорошо забытое старое.

Люди в деревне к зиме готовились основательно. Заготавливали ягоды и грибы, которых произрастало очень много – рядом болото и лес. Грибы сушили и солили. К грибам «сушеникам» относили белые, подосиновики, подберезовики, маслята, шитики, т.е. трубчатые грибы. К «моченикам», которые солили, относили волнушки, гладены, рыжики, грузди белые и черные. Опенки не собирали, считали, что есть более благородные грибы. Грибы солили не отваривая, а предварительно их вымачивали в течение двух-трех недель, причем воду не меняли, так лучше отходила горечь. Такие грибы получались более вкусными, чем предварительно отваренные.

В лесах и болотах росло много ягод. Летом собирали малину и чернику. Сахар был в дефиците, поэтому ягоды сушили. Зимой пекли пироги с малиной и черникой. Осенью поспевали брусника и клюква, которые собирали в большом количестве. Ягоды мочили в деревянных кадках, заливая холодной колодезной водой, так они сохранялись до следующей осени. Моченую клюкву и бруснику работники брали в поле и на покос в качестве питья, разбавляя свежей водой.

Хлеб пекли в, основном из ржаной муки грубого помола в больших противнях в русских печках обычно один раз в неделю. Хлеб накрывали полотенцами и он оставался свежим и не черствел. Пшеничная мука бала редкостью, из нее пекли пироги только по праздникам. Блины, или как их называли у нас «бабахи», пекли из овсяной, гречневой или гороховой муки. Масло делали из сметаны, сбивая сметану специальными сосновыми рогатками. Из молока делали простоквашу, творог, сметану, а из творога и сметаны - домашний сыр. Мяса употребляли довольно много. Осенью резали скот: телят, овец, свиней. Зимой мясо морозили и солили на лето, соленое мясо вялили на чердаках, и оно длительно хранилось. Из соленого и вяленого мяса варили щи, супы, предварительно отмочив его в воде. Может это была и не очень вкусная еда, но при отсутствии холодильников люди обеспечивали себя мясными продуктами на весь год. Отходов при таком натуральном хозяйствовании практически не было. Отходы и остатки молочных продуктов скармливали телятам, мясные отходы – свиньям, все шло в дело.

О сенокосе хочется рассказать отдельно.

Сенокосная пора в деревне – один из самых напряженных периодов года. Сена требовалось заготовить в большом количестве, так как держали много скота, а времени было всегда мало – это июль и частично август. Июль хоть и самый теплый месяц, но наиболее дождливый, особенно в нашей местности, относящейся к Валдайской возвышенности. В июне начинать заготовку сена рано, трава еще недостаточно выросла, не созрела, а в августе начинается уборка урожая. Крестьянин в отведенные полтора месяца работает очень напряженно. Сено хоть и легкое само по себе, но работа по его заготовке тяжелая.

Сельские жители научились приспосабливаться к климатическим условиям своей местности. У нас, при относительно влажном климате, для хранения сена с минимальными потерями крестьяне строили много вспомогательных помещений: сараев, сенников, навесов, защищающих урожаи от дождей. Считалось, что на один квадратный метр жилой площади площадь дополнительных крытых помещений должна составлять не менее сорока квадратных метров. У моего деда таких помещений было пожалуй больше, чем полагалось: огромный двор, сарай при доме, три сарая для сена в полях, один за огородом. Сено в стога не складировали, в них много было потерь, снизу и сверху часть сена (около 30%) обычно сгнивала и не использовалась, хотя объем работы по уборке значительно сокращался, т.к. стога устанавливали ближе к покосу, тратилось меньше драгоценного времени на уборку и перевозку.

У деда два сарая были построены на удаленных от деревни (2-2,5км) покосах, называемых «заходами». В заходы выезжали всей семьей с вечера, там ночевали, готовили еду. С восходом солнца шли косить. Косили ручными косами, в виду того, что площадки сенокосные не были большими, изобиловали камнями, кустарником, да и конных косилок было мало, и они были дороги. Как обычно после завтрака косцы отдыхали 2-3 часа. Женщины и подростки шли в поле разбивать свежескошенные валки травы, чтобы они быстрее просохли. До обеда ранее скошенную траву поворачивали. Обычно просохнуть сену нужно три дня теплой солнечной погоды. После обеда, как правило, всей семьей шли сено грести, сгребать и складывать в копны, кучи по-местному. Эти кучи ( около 100кг) свозили к сараям и, если сено было достаточно сухое, сразу складывали в сараи. Мужчины вилами подносили сено, а дети уминали его, тискали. Все были при деле. А если сено было еще сыровато, оставляли его в копнах у сарая до хорошей погоды, затем подсушивали и уже складировали.
Такую технологию заготовки сена я застал еще после войны. Так или почти так люди работали и в более ранние времена, традиции в деревне соблюдали строго, так как они выверены многолетней суровой жизнью. Люди жили за счет натурального хозяйства, всеми продуктами обеспечивали себя сами, избытки продавали в городе. Но ближайший небольшой город Осташков окружен деревнями, продать избытки продуктов было трудно, так как рынок был насыщен мясными и молочными продуктами, их продавали обычно зимой в морозы. Предложений было много, да и далеко было привозить продукты на лошадках (за 50 км), за день доедешь с трудом. Нужно было где-то ночевать, лошадей кормить, разместить в конюшнях. За все, естественно, нужно платить по городским меркам. А где крестьянину взять деньги? Платили своей продукцией, если останавливались у знакомых. Так что не так много дохода оставалось крестьянину от продажи своего продукта. А чтобы вырастить бычка для получения товарного мяса, с которого максимально можно получить 200кг, нужно два года. А сколько требуется кормов, ухода. Мясо получается дорогое. Сегодня на рынках мясо тоже дорогое, хотя из этой цены производителю достается половина, а то и меньше. Большая часть дохода достается перекупщикам и магазинам. Сложилась ненормальная ситуация, когда труд крестьянина обесценен, содержать скот становится невыгодным делом.

Вот так люди жили веками, на судьбу не жаловались, но и большого богатства не было. Как говорила моя мама «чай с сахаром пили после бани и по праздникам». Но мой дед держал пчел, был мед, его хватало для большой семьи.

Читайте также: