Кто снимает на камеру профессия

Опубликовано: 05.07.2024

Он обязан хранить секреты заказчиков, должен быть коммуникабельным, внимательным, объективным, самокритичным и выносливым.

Видеограф занимается съемкой различных событий, используя фото- и видеотехнику. Он работает на свадьбах, корпоративах, детских утренниках и других мероприятиях, занимается не только съемкой, но и монтажом, обработкой видео. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Краткое описание

Профессия появилась в середине 90-х годов прошлого века, ведь именно в этот период массовому покупателю стали доступны видеокамеры, видеоплееры и другая техника, с помощью которой можно самостоятельно создавать видеозаписи. Видеограф снимает событие на протяжении нескольких часов, потом, используя программы для монтажа, выбирает самые удачные и важные моменты, что позволяет создать красивую и информативную видеозапись.

Работа этого специалиста отличается от труда видеооператора, ведь последний занимается профессиональной съемкой, в его обязанности не входит монтаж и сжатие отснятого материала. Для работы видеографы используют современную технику, имеющую компактные размеры и функциональность (создание эффектов, зум, возможность делать фото).

Перед работой заказчик и видеограф чаще всего подписывают договор, что защищает последнего от необоснованных претензий. В некоторых случаях именно видеографа клиент обвиняет в том, что на картинке плохо выглядит макияж, неправильно сидит платье на невесте и т. д. Если договор не был подписан, то специалист просто не получит оплату за работу, потратив свое время впустую.

Особенности профессии

Профессиональный видеограф всегда будет востребован на рынке труда, ведь каждая семья или рабочий коллектив желают пополнить архив качественным видео. Этих специалистов постоянно приглашают снимать крестины, венчание, бракосочетание и другие события, что гарантирует стабильный заработок. В некоторых случаях, если мероприятие масштабное, к работе могут быть привлечены несколько видеографов и ассистентов, что позволяет не упустить самые важные моменты.

Чаще всего видеографы являются фрилансерами, выполняя следующие виды работ:

  • фото- и видеосъемка частных и корпоративных мероприятий;
  • выбор подходящих ракурсов, гарантирующих высокое качество видеосъемки;
  • обрезка, обработка, анализ и повышение качества видеозаписи, для чего используются компьютерные программы;
  • запись подготовленных проектов на носители цифровой информации;
  • проведение стримов, выбор дополнительного видеоматериала, если речь идет о ролике для влога;
  • проведение фотосессий, если специалист по совместительству работает фотографом. Сюда входит создание и обработка снимков;
  • внесение корректировок по требованию заказчика.

Сегодня видеографы заняты не только работой на мероприятиях, ведь их привлекают к созданию влогов. Подразумевается съемка и монтаж видео, которое потом будет выложено на YouTube, в Instagram и другие социальные сети.

Профессия достаточно ответственная, ведь неправильная или некачественная съемка, утеря отснятого материала может стать настоящим ударом для заказчика. Видеографы обязаны использовать высококачественное оборудование и технику, поэтому для работы в этой сфере необходимо иметь минимальный стартовый капитал. Важен богатый опыт, трудолюбивость и хорошее портфолио, без последнего специалист не сможет привлечь потенциальных клиентов.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Можно работать на себя или же официально трудоустроиться. Все зависит от желаний и места проживания видеографа.
  2. Видеосъемка праздников – востребованное направление, специалист сможет найти высокооплачиваемую работу, как в большом, так и в маленьком городе.
  3. Возможность создавать и монтировать ролики для блогеров, что повысит популярность видеографа.
  4. Командировки в разные города, если видеограф талантливый и известный, то заказчик может оплатить его приезд и проживание.
  5. Высокий оклад и бонусы, если созданная видеозапись понравится клиенту.
  6. Отсутствие физических нагрузок.
  7. Работа с современным оборудованием.

Минусы

  1. Высокая конкуренция в этом сегменте.
  2. Слишком капризные клиенты, которые винят видеографа в любых погрешностях.
  3. Ненормированный рабочий день, ведь специалист может заниматься съемкой по 5 часов и более.
  4. Во время работы видеограф не может присесть ни на секунду, у него нет времени на обед и отдых пока съемка не будет завершена.
  5. Сезонность работы. Шквал заказов приходится на праздничные дни, в остальное время видеограф может неделями сидеть без работы.

Важные личные качества

Видеограф не должен отличаться говорливостью и любопытством. Он обязан хранить секреты заказчиков, должен быть коммуникабельным, внимательным, объективным, самокритичным и выносливым. Последний фактор очень важен, ведь часто видеограф проводит на ногах по 5-7 часов подряд, держа в руках видеокамеру.

Обучение на видеографа

Современные видеографы часто являются самоучками, получая опыт и профессиональные знания непосредственно во время работы. Их с удовольствие привлекают к наполнению влогов в социальных сетях и видеохостингах. Если специалист хочет работать в престижной компании или агентстве, то ему необходимо получить среднее техническое или высшее образование, хорошим стартом станет посещение курсов.

Поступая в колледж, выпускник должен выбирать специализацию «Фото- и видеотворчество». Если он поступает в вуз, то стоит подавать документы на операторский факультет. Профессия творческая, поэтому абитуриент сдает не только экзамены (русский язык и литература), но и проходит собеседование. Следующий этап – творческий конкурс, эта часть вступительных экзаменов является самой сложной, ведь необходимо представить вниманию приемной комиссии примеры ваших фото- или видеоработ.

В уже далёком 1992 году песня со словами «Я всегда с собой беру видеокамеру» стала заставкой телевизионной передачи «Сам себе режиссёр».

Если в то время видеокамерой обладали лишь немногие, сегодня эту песню с полным правом может петь каждый владелец мобильного телефона, смартфона, айфона или планшета, то есть практически все, а эфир телевидения и интернета заполнен миллионами видеороликов на все темы и сюжеты. При этом большинство из их создателей представлены лишь в качестве автора ролика и не претендуют на роль или звание видеооператора.

В чём же разница между теми, кто способен навести объектив устройства на предмет съёмки и нажать кнопку «Запись», и теми, кто считает эту работу своей профессией и специальностью?

Ответ на вопрос будет дан в соответствии с определениями, терминами, категориями и понятиями профориентологии — современной научной дисциплины, изучающей механизмы и закономерности трудовой и профессиональной деятельности личности.

Трудовая деятельность — термины и определения

Профориентология как наука находится на стыке многих гуманитарных и общественных дисциплин — психологии, философии, экономики, правоведения, педагогики, социологии, а её основы включены уже в учебный курс школьных уроков обществознания.

Начиная с 5 класса, школьники знакомятся с такими понятиями, как труд и трудовая деятельность, профессия и специальность, востребованность и квалификация, занятость, мотивация и социализация. Школьные определения некоторых из них:

  1. Труд в обществознании — направленная деятельность человека и основная часть человеческой жизни. При этом труд — действие, направленное на конечный результат, на достижение пользы. Выражением труда является работа.
  2. Профессия — для учеников начальных классов определение кратко и доступно для понимания: дело, которым занимаются каждый день, полезное для других людей. В словаре русского языка Ожегова профессия — род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования. Более распространённая формулировка профессии — вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений и служит источником средств к существованию. Современный экономический словарь к указанным критериям добавляет свидетельство или подтверждение наличия у человека знаний, умений и опыта, позволяющих квалифицированно выполнять этот вид работ.
  3. Специальность или специализация — вид деятельности в рамках одной профессии, связанный со спецификой выполняемых действий, орудий труда и получаемых результатов. Примером является профессия врача, который может быть терапевтом, окулистом, хирургом.

В практической профориентологии используются различные теории. Одна из них в качестве научных категорий, кроме терминов работы и профессии, активно использует понятия увлечения и призвания.

При кажущейся взаимозаменяемости все они являются абсолютно различными по сути, а оптимальным вариантом профессионального выбора считается сбалансированное сочетание всех перечисленных факторов.

Профессия, увлечение и призвание

Большинству видеооператор знаком в качестве приглашённого специалиста для съёмки различных торжественных и памятных событий — юбилеев, свадеб, детских утренников и школьных выпускных вечеров. Какие профессиональные признаки объединяют этих людей в одно сообщество и позволяют заказчикам получать ожидаемый от их работы результат?

Прежде всего стоит отметить принадлежность этой профессии к разряду творческих. Оператор должен найти оптимальное изобразительное решение снимаемого ролика или фильма, передать в нём реальность и уникальность, акценты и эмоции каждого момента, что невозможно без обладания творческими или художественными способностями. К этим качествам можно добавить врождённые остроту зрения и яркость цветоощущения. У большинства мастеров эти черты реализуются сначала через увлечение и впоследствии зачастую становятся призванием, которое воплощается в постоянной трудовой и профессиональной деятельности.

Следующей характеристикой профессионального видеооператора служит техническая сторона его работы. Кроме знания технических возможностей рабочего инструмента — видеокамеры и навыков её использования, оператор должен знать все нюансы технологии съёмки, самостоятельно и порой оперативно разрабатывать план композиции, уметь использовать свойства и возможности освещения и звука.

Технических навыков требует и заключительная стадия работы над снятым сюжетом — монтаж и окончательная обработка видеоматериала.

Как получить специальность

Характеристикой профессионализма является и наличие специальной подготовки или образования. У значительной части специалистов эта составляющая отсутствует и компенсируется личным опытом.

Именно поэтому у гильдии профессиональных видеооператоров, имеющих документированное подтверждение своей профессии, первая категория считается любителями с квалификацией видеографа. Этот термин появился в середине 90-х годов, когда благодаря доступности и качеству видеотехники появилась масса желающих сделать видеосъёмку способом заработка. По мнению профи, основными отличиями видеооператора от видеографа являются диапазон жанров работы и возможность использования профессиональной аппаратуры.

Профессиональные видеооператоры работают в крупных и небольших телекомпаниях, в киностудиях, медиахолдингах, рекламных агентствах, продюсерских центрах, центрах общественных связей крупных компаний. Диапазон жанров при этом самый разнообразный: съёмка полнометражных художественных и естественно-научных фильмов, рекламных роликов и музыкальных клипов, новостных сообщений, документирование выступлений и докладов на научных и политических симпозиумах.

Получить эту специальность можно в учебных заведениях высшего или профессионального образования — театральных и кинематографических вузах или региональных университетах. Полученный диплом даёт возможность работать по профессии, учтённой в государственном «Классификаторе профессий, должностей и тарифных разрядов» (ОКПДТР) Российской Федерации. Под названием «Оператор видеозаписи» в ОКПДТР классифицируются как рабочая специальность, так и должность.

Квалификация рабочей специальности оператора видеозаписи под кодом 15521 оценивается по разрядной сетке (3−6 разряд) с тремя классами квалификации, допускает сдельную, премиальную, прогрессивную и другие формы оплаты труда, учитывает различные степени условий и механизации труда.

Код профессии 25300 определяет должность оператора видеосвязи с многочисленными производными — главный, ведущий, старший, первый, сменный, районный и так далее.

Функции оператора по этому коду определяются должностной инструкцией и в большей степени подразумевают инженерную и административную составляющую трудовой деятельности.

Как же работают операторы сегодня, когда ручку камеры больше не нужно вращать, и что это вообще такое – быть кинооператором?


Прежде всего определимся с терминами. В современном американском кино за картинку отвечает не один оператор, а целая команда, и тот, кто включает-выключает камеру, не всегда самый главный из них. Главный в команде – тот, кого в титрах величают Director of Photography (или просто DP, вариант – DoP), что можно перевести как «оператор-постановщик» или «главный оператор». Оператор-постановщик командует двумя группами, отвечающими за освещение и собственно работу камеры, – от всех этих людей, на которых возложена реализация выдвигаемых им задач художественного и технического плана, зависит, будет ли фильм ярким и красочным или мрачным и полным теней, реалистичным или импрессионистичным, наполненным статикой или снятым «от первого лица». Наряду со сценаристом, придумывающим историю, и режиссером, приводящим ее в движение, DP принимает решения, напрямую влияющие на то, как будет выглядеть конечный результат.

Зачастую внесенные именно оператором предложения принимаются зрителем за режиссерские «находки» – не потому, что режиссер сам не способен придумать красивое решение для сцены, а потому, что то, что он напридумывал, часто бывает технически невозможно снять. Оператор-постановщик же, приступая к чтению сценария, обычно сразу начинает черкать заметки на полях, так что к началу съемок у него уже есть набор композиционных идей, достаточно эффектных и в то же время не выходящих за рамки здравого смысла. На этом плане он и настаивает впоследствии, поскольку простые решения помогают сэкономить время, а отставания от графика никому не нужны. И режиссеру, особенно неопытному, остается прислушаться, хотя никакой режиссер, конечно, не сдастся без долгой предварительной грызни. Индустрия старается гасить такие разночтения заранее: дабы обеспечить максимально безболезненную реализацию режиссерского видения, технические и креативные подробности, список нужных камер и линз и прочие вещи обсуждаются еще до начала съемок, но на местах предварительный план часто приходится менять, а многие решения перепридумывать. Хорошая операторская работа позволяет усилить сценарий, а неряшливая портит даже отлично написанные сцены, поэтому DP с режиссером должны дружить и работать в плотной связке, всячески прислушиваясь друг к другу (не зря же в первые десятилетия существования кинематографа эти две профессии объединял в себе один человек), – без их слаженного сотрудничества путного результата не получится.

Джек Кардифф

В отличие от режиссера, который приходит на проект задолго до начала съемок и присматривает за ним до самого релиза (на что уходит год как минимум), оператор – временный участник процесса: он призывается за пару недель до запуска фильма в активное производство, а освобождается через неделю после того, как материал уходит в постпродакшен. За то время, что режиссер корпит над одной лентой, DP обычно успевает поработать на семи-восьми: через неделю после одних съемок он может уже делать другое кино. График приходится расписывать столь плотно потому, что зарплата оператора раз в десять меньше режиссерской, и он не может позволить себе сидеть без дела. А это означает бесконечную беготню по собеседованиям, на которую уходит не меньше усилий, чем на собственно работу.

Ситуация осложняется очень высокой конкуренцией: Голливуд сегодня экономит на бюджетах, работы стало меньше, и добиться, чтобы тебя куда-нибудь наняли, совсем не просто. Большинство крупных кинопроектов, выпекаемых пятеркой голливудских студий-мейджоров, обрабатывает горстка одних и тех же знаменитых DP (из-за чего зрителю, внимательно читающему титры, кажется, что они буквально везде). Остальной армии операторов, которых знают не так хорошо, достается мелочевка, при этом им приходится сражаться с собратьями по профессии за каждое вакантное место. В одной только Америке на разного рода работах занято не менее 30 тысяч кино- или телеоператоров. При этом им в спину дышат коллеги из Европы, готовые работать за меньшие деньги.

Из-за перенасыщенности рынка специалистами лишь несколько наиболее востребованных DP на «фабрике грез» могут похвастать тем, что зарабатывают в год больше сотни тысяч долларов, уровень же «хорошей» зарплаты в этой профессии находится где-то в районе 40-50 тыс. (для сравнения: самые низовые 10% операторов зарабатывают около 20 тысяч в год или меньше, топовые 10% – около 90 тысяч). И «с улицы», понятно, сюда не зайдешь: нужен диплом престижной кинематографической школы или хотя бы длительная работа «на подхвате» у уже состоявшегося мастера кинокамеры, осветителя или DP. Упрочению финансового положения, нахождению работы и обзаведению связями также способствует членство в Международной гильдии кинооператоров, куда надо платить взносы и куда сложно попасть, поскольку туда не принимают «без опыта» (а где его получить, если все работодатели желают работать только с членами профсоюза, непонятно). Нужно еще и чем-то наполнять резюме (презентационный деморолик с нарезками самых эффектных кинокадров, снятых соискателем), поэтому большинство операторов, проигнорированных мейджорами, тянут трудовую лямку на территории «независимого кино», где им не светит ни нормальных заработков, ни возможности раскрутить свое имя.

Барри Зонненфельд

Отдельным счастливчикам удается ухватить удачу за хвост, сдружившись с восходящей звездой режиссуры, которой нравится работать с постоянной командой. Это значит, что каждый раз, как такого режиссера наймут на «жирный» кинопроект, работой будет обеспечен и оператор-постановщик – что, конечно, не обеспечит ему беззаботного существования круглый год, но хотя бы сделает поиск подработок в промежутках между фильмами не таким мучительным. Бывает и обратная ситуация, когда ссора с режиссером приводит к тому, что оператора перестают куда-либо брать. При этом не конфликтовать с режиссером зачастую невозможно: если с ним не спорить, можно наснимать халтуры, которая отпугнет будущего работодателя. С другой стороны, тратить много времени на поиск идеального решения тоже чревато – можно заработать репутацию «медленного работника», а это раздражает продюсеров, пекущихся о бюджетных рамках, больше всего (ситуацию, как на съемках «Сталкера», когда ради красивого наплыва камеры съемочная группа несколько дней пробивала кувалдами дыру в кирпичной стене, в Голливуде представить сложно). Искать компромисс между «гениальностью» и «халтурой» оператору каждый раз приходится заново.

В ожидании своего Большого Голливудского Прорыва операторы перебиваются съемками рекламы. Работы в этой области несоизмеримо больше, и платят там лучше. На таких проектах оператору даже позволяется побыть режиссером, поскольку рекламные агентства ради экономии часто нанимают одного человека на две должности сразу. А еще есть ТВ с его сериалами, где реализовать творческие амбиции не в пример проще, и уважения к операторам там куда больше, чем в Голливуде.

Оператор должен разбираться во многих вещах творческого и технического плана. Уметь работать с осветительным оборудованием, досконально знать все, что касается камер, линз, тележек, кранов, фильтров, стабилизаторов изображения, хромакея, и в то же время понимать фотографию и живопись, умея через кадрирование, подбор цветов и движения камеры добиваться визуального и эмоционального эффекта, сравнимого с работами великих художников. Нужно обладать большой насмотренностью, разбираться в стилях операторской работы прошлых десятилетий и уметь воссоздавать картинку, вызывающую ассоциации с киноматографом соответствующих периодов (в 80-е, например, был популярен мягкий рассеянный свет от множества маленьких лампочек, а в 90-е – фильтры, заглушающие самые яркие цвета).

Справляться со всем этим, как уже было сказано выше, DP помогает его команда, которая на больших проектах может быть весьма многочисленной, а на маленьких ужиматься до нескольких человек. Основные ее участники: оператор камеры (то есть камерамэн, человек, не отходящий от камеры и знающий ее досконально; часто такие люди вырастают в операторов-постановщиков), гаффер или электрик-осветитель (настраивает свет в соответствии с требованиями DP и следит, чтобы на площадке не вспыхнул пожар) со своим шустрым помощником бест-боем, а также ассистент оператора (он же «ассистент на фокусе» – человек, измеряющий рулеткой расстояние до снимаемых объектов и следящий за тем, чтобы они всегда оставались в фокусе, а также делающий замеры экспозиции и устраняющий из кадра неожиданные помехи) и техник-ассистент (известен как Key Grip, работает на подхвате у оператора и осветителей, вместе с собственными помощниками возится со всеми типами оборудования, катает тележки по рельсам, налаживает краны, ставит свет). Все эти люди призваны слушаться DP, хотя, впрочем, над ним командиров тоже хватает: режиссер, продюсер, студийное начальство, Гильдия и прочие люди не упускают возможности вмешаться в творческий процесс и поучить мастера его работе. Можно сказать, что оператор-постановщик находится в не самом комфортном месте голливудской пищевой цепочки – ответственность на этом уровне уже высока, а зарплаты все еще оставляют желать лучшего.

Ян де Бонт

Оператор-постановщик встает очень рано, поскольку свет требуется выставлять до прихода актеров на площадку. Просмотрев раскадровки к сегодняшним сценам и отметив, о чем предстоит тяжелый спор с режиссером, DP собирает осветителей и обрисовывает круг предстоящих задач (какие лампы задействовать, сколько ламп добавить, под каким углом разместить софиты). Далее он инструктирует команду, обслуживающую камеры, обсуждает с ними объективы, светофильтры и скорость съемки (в отдельных случаях бывает нужен эффект slow-mo) и репетирует основные движения камеры по локации. После этого предстоит разговор с режиссером, который, как правило, не разбирается в технических деталях и не хочет понимать, почему его гениальная задумка для текущей сцены нереализуема – обычно, хоть и не без нервов, это заканчивается победой оператора, поскольку, если что-то пойдет не так, режиссеру придется отвечать перед продюсером за зря потраченное время. Когда сцена снята, помощники PD пакуют рельсы, камеры и прочее оборудование в специальные ящики и фотографируют арендованную локацию на телефоны в доказательство того, что они оставляют ее в том же виде, в каком приняли. Все перемещаются на новое место для съемки следующей сцены, куда оператор-постановщик прибывает раньше других, чтобы проконтролировать, что все идет как надо.

Во время ланча DP обычно читает сценарии своих будущих проектов, сразу делая простенькие наброски визуальных решений для отдельных сцен. После обеда работа продолжается; в это время режиссер обычно вспоминает, что съемки уже выбились из графика и начинает торопить команду, так что оператору приходится придерживать коней. Халтура в его планы не входит, в то же время он не хочет прослыть волокитчиком; так уж повелось, что вечное лавирование между Сциллой и Харибдой – часть его работы. На маленьких фильмах все еще сложней, поскольку оператор-постановщик сам сидит за камерой, и свободы у него меньше. После съемок все едут обратно в отель, где оператор составляет список необходимого оборудования на завтра и обсуждает с режиссером отснятый сегодня материал. Освободившись, он до поздней ночи читает сценарии или отсматривает присланную ему черновую сборку снятой недавно рекламы и пытается составить письмо с вежливыми рекомендациями по монтажу и цветокоррекции, которые бы не обидели специалистов по постпродакшену (впрочем, все равно нет гарантии, что они прислушаются и не пустят весь его самоотверженный труд насмарку). Если после этого удастся поспать часов шесть, оператор почтет это за счастье.

Итак, оператор-постановщик обычно никогда не знает, какой будет его следующая работа и в какую страну потребуется лететь в ближайшее месяцы, из-за 16-17-часовых рабочих смен у него никогда нет свободного времени, его работа связана с постоянными стрессами, а за его творческие придумки обычно хвалят режиссера, и, за исключением горстки совсем уж неадекватных киногиков, его никто не знает в лицо. Даже «Оскары» и «Золотые глобусы», предусматривающие награды за операторскую работу, не гарантируют призеру процветания: оператор обязан не зацикливаться на своих любимых стилях, чтобы не получить ярлык «старомодного» и не остаться за бортом индустрии, уметь предлагать что-то свежее и актуальное и все время биться с коллегами за получение места на более-менее приличном кинопроекте.

Уолли Пфистер

Есть и плюсы: профессиональных DP ценят, часто их карьера длится на десятилетия дольше, чем у режиссеров (суперпрофи Джек Кардифф, например, проработал за камерой около 80 лет!), да и сами они при удачном стечении обстоятельств могут стать режиссерами (как, например, Барри Зонненфельд, Ян де Бонт или Уолли Пфистер), хотя не всегда такой переход работает на благо снимаемому ими кино. Еще один плюс: для своих подчиненных DP царь и бог, и профессиональные недуги, такие как боль в плече из-за ношения тяжелых камер или ушибы коленей о стабилизатор-стэдикам, обычно выпадают на долю помощников. Внушительное резюме дает DP относительную независимость, а работа в рекламе, неплохо оплачиваемая и уважаемая, позволяет держаться на плаву даже тогда, когда в Голливуде все места расхватаны (если, конечно, оператор-постановщик сумел завести дружбу с уважаемыми рекламными агентствами и им нравится работать конкретно с ним). Умение же проникнуть под крыло к таким гигантам режиссуры, как Спилберг или Ридли Скотт, может обеспечить более-менее безбедное существование на годы вперед. Конечно, надо также обладать чувством цвета, не бояться принятия быстрых решений, уметь общаться с людьми, понимать костюмеров, гримеров и декораторов, быть вежливым и уделять внимание деталям – не все эти необходимые умения очевидны, когда человек выбирает работу, но без них он в бизнесе надолго не задержится.

Разумеется, не только кино и рекламой жив оператор. Разные работы требуют разных умений, которые не опишешь в рамках одной статьи. Например, в документальном кино операторы креативят и импровизируют гораздо чаще, чем в художественном, а те, кто снимает кадры дикой природы для каналов типа Discovery и National Geographic, знают повадки животных лучше, чем самые передовые охотники, и могут сидеть в засаде целыми днями ради нескольких секунд видеоматериала (который с помощью slow-mo можно растянуть до минуты). К сожалению, самые захватывающие моменты, виденные такими специалистами, обычно не попадают на пленку, потому что необходимое оборудование часто устанавливается не в том месте, не под тем углом или просто не срабатывает вовремя – а второго шанса здесь не бывает. Но это уже, как говорится, совсем иная история.

author-img

Почти все люди смогут назвать хотя бы парочку известных актеров, чуть меньше людей вспомнят и парочку режиссеров. С операторами все наоборот: даже разбирающиеся в кино люди если и назовут какие-то имена, то совсем немного. А между тем профессия оператора ничуть не менее важна, чем режиссера или актера – ведь то, что мы видим, смотря на экран, мы видим глазами оператора.

В этой статье вы прочитаете о признанных операторах и их лучших фильмах, узнаете о советах начинающим операторам и ошибках, которые они совершают, а также познакомитесь со списком книг, необходимых в этой профессии. Ну а если вам нужны операторы для съемки рекламы, клипов, выпускных или свадебных видео, закажите видеосъемку в студии Kinesko!

Съемка видео: советы начинающим операторам

Штудируйте инструкцию.

Эту ошибку совершают практически все. И правда, зачем тратить время на эту инструкцию, если вы и так все понимаете! Поэтому самое первое правило: тщательно изучите инструкцию к камере и разберитесь с непонятными для вас терминами. Осваивайте ее планомерно, ничего не пропускайте и не перескакивайте с одного раздела на другой. Прочитанные сведения сразу же пытайтесь применить на практике – вам нужно четко понимать все возможности и функции вашей камеры.

Выбирайте ракурс.

Старайтесь подобрать наилучший ракурс для съемки вашего объекта. Посмотрите, что именно попадает в кадр, как оно освещено и под каким находится углом. Может быть, вам нужно убрать что-нибудь с кадра или изменить расстояние до камеры. Также лучше не снимайте только с уровня плеч. Опустите камеру или встаньте на что-нибудь и попытайтесь снимать сверху вниз.

Планы.

Неопытные операторы любят впадать в крайности, снимая видео либо общим планом, либо постоянно используя приближение. Крупный план может оживить видеоряд (улыбка на лице ребенка, севшая на цветок бабочка и т.д.), но злоупотреблять им не стоит – используйте крупный план только для самых интересных объектов.

Также будьте осторожны, используя так любимый новичками зум. Из-за перманентных «наездов» вы не только причините дискомфорт зрителю, но и ухудшите качество самой записи: фокусировка будет не успевать срабатывать, а дрожь при увеличении кадра станет только заметнее. Нужно плавно использовать оптический зум, а цифровой стоит вообще отключить.

Видеосъемка детей.

Часто камеру покупают, чтобы запечатлеть взросление ребенка. Но делать это лучше, располагая камеру на высоте самих детей. В обратном случае в кадре будет видны лишь детские макушки.

Хотите не просто заснять вашего ребенка, а получить качественное и ценное видео, которое будете пересматривать еще не раз? Тогда вам стоит заказать детскую видеосъемку в студии Kinesko!

Правило третей.

Правило третей помогает правильно расположить объекты в кадре. Сперва в уме разделяем кадр на три части по вертикали и по горизонтали, получая нечто вроде поля из «крестиков-ноликов». Основной объект съемки должен быть расположен на пересечении линий, если он будет смещен к одному из краев, зрители просто не поймут кадр, потому что он потеряет всю смысловую нагрузку.

Что на заднем фоне?

Снимая интервью или речь, не забудьте обратить внимание на то, что находится на заднем фоне. Дополняет ли он ваше видео? Если фон вас не устраивает, вы можете передвинуть камеру для лучшего ракурса, переместить сам объект (или субъект) съемки или сделать новый фон.

Ожидание события.

Это один из тех уроков, которым невозможно научиться. Умение, которое приходит с опытом. Как только вы пропустите несколько «кадров на миллион», вы научитесь обращать на них внимание. Простой пример этого – баскетбольная игра. Если вы хотите запечатлеть игрока, бросающего мяч, вам нужно научиться ожидать этот момент и начать запись за несколько секунд или даже минут до этого.

Копируйте.

Если вы только начинаете осваивать съемку видео и понятия не имеете, что делать с камерой, копируйте стили операторов, которые вам нравятся. Изучайте их и копируйте один к одному. Со временем у вас появится свой собственный стиль, но пока его нет, изучение работы других – это отличный способ стать настоящим профессионалом.

Практикуйтесь.

Быть оператором, как, впрочем, и любым другим специалистом – это знать тысячи различных деталей, обучиться которым можно только при постоянной практике, ошибаясь и осознавая свои ошибки. Поэтому закрывайте вкладку и идите снимать. Ну а если качественный ролик нужен вам прямо сейчас, закажите съемку видео у профессиональных операторов студии Kinesko!

Ошибки при съемке видеороликов, с которыми сталкиваются начинающие операторы

Самая большая и популярная проблема – это дрожащая камера. Хотя в этом нет ничего сложного, для того, чтобы снимать видео «с рук» нужен какой-никакой опыт. Помните о главных правилах: держите камеру обоими руками (одной камеру, второй руку);

  • не держите ее на вытянутой руке;
  • прижимайте локти к телу;
  • если это возможно, найдите еще одну опору (например, перила);
  • не снимайте на ходу.

Как бороться: используйте штатив.

Еще одна часто встречающаяся ошибка – быстрое поворачивание камеры с одной стороны в другую. Думаю, не стоит объяснять, как это выглядит в кадре.

Как бороться: практиковаться, отсматривая и монтируя получившиеся записи.

Также начинающие (да и просто неумелые) операторы часто не следят за балансом белого. Как итог – в кадре преобладает лишь один цвет, например, желтизна или синева.

Как бороться: тщательно изучать инструкцию к камере и, по возможности, не переходить во время записи из одного помещения в другое (в особенности с и на улицу)

Поворачивание камеры набок. Обычно эту ошибку допускают, когда в кадр по вертикали умещается не все. Что в этот момент думают операторы? «Я разверну сейчас камеру и все влезет». В итоге мы видим в кадре человека, который лежит на боку, или дерево, растущее по горизонтали. Поворачивая камеру, можно спасти лишь фотографию, так как ее просто вертикально развернуть, и выглядеть это будет хорошо. Ну а разворачивать видео не только сложно, но и бессмысленно.

Как бороться: Просто отойдите подальше и тогда у вас получится все уместить.

Часто операторы просто забывают выключить камеру. Выглядит это так: сначала идет обычное видео, вот люди, пейзажи, кто-то что-то говорит, а потом… раз – в кадре трясущийся пол, стена или еще что похуже. Нет, оператор не потерял сознание, он просто опустил камеру, а выключить забыл.

Как бороться: всегда нужно помнить, включена ли запись. Так вы обеспечите больше свободного места и меньше «мусора» в видео.

Многие непрофессиональные операторы просто снимают все подряд. В итоге вы смотрите, к примеру, видеозапись с дня рождения, в которой почему-то присутствуют носы домашних животных, ручки от дверей, постоянные проходы из одного помещения в другое и еще множество других вещей, наблюдать за которыми не очень интересно. Поэтому логичен вопрос – а зачем было все это снимать? Потом ведь просто придется долго резать или проматывать видео.

Как бороться: возможно, вас заинтересовала какая-то небольшая деталь, но не спешите начинать запись. Все равно вряд ли кто-то оценит такой кадр, и вам точно не придется его вырезать. Линия горизонта посередине. Это еще одна очень популярная ошибка. Казалось бы, все вполне логично – горизонтом в центре мы разделяем кадр на две равные части, поровну захватывая и небо, и землю. Но выглядит это почему-то не очень.

Как бороться: все дело в том, что горизонт обычно размещают ближе либо к верхней, либо к нижней границе кадра – так композиция выглядит гораздо гармоничней.

Как бороться: Пытайтесь сразу снимать так, как это должно выглядеть на экране.

Видеограф кто это? Это название новой профессии, которая появилась четверть века назад. В данной статье мы рассмотрим особенности профессии видеографа, рассмотрим вопрос, как построить заработок через Интернет с помощью этой профессии.

Видеограф кто это, чем он занимается, видеографы на свадьбу

Видеограф кто это

Здравствуйте друзья! Специальность видеографа, берет своё начало с середины 90–х годов прошлого века. В то время у людей начали появляться видеокамеры, плееры для видеозаписей, и другое оборудование. С помощью которого снимают и записывают видео.

Видеограф кто это? Это специалист по созданию и редактирования видео. Он может снимать на камеру различные мероприятия. Например, свадьбу, детские праздники, концерты и так далее. Чаще всего, видеограф использует современное и качественное оборудование для видеосъёмок.

Далее, сам редактирует отснятые им видеоматериалы с помощью программы видеомонтажа. Впоследствии сохраняет на компьютере отредактированное видео. Во время редактирования видеоматериала убираются помехи из видео, ненужные кадры и другое.

Поскольку профессия видеографа востребована на рынке, она поможет Вам заработать деньги через Интернет и в жизни. Дальше поговорим об этом подробно.

Что должен уметь делать видеограф

Работа видеографа, по большому счёту считается творческой. Здесь нужно не только уметь снимать видео на камеру. Для качественной работы, видеограф должен знать и уметь следующее:

  1. В обязательном порядке видеограф, должен уметь работать за компьютером на уровне среднего пользователя.
  2. Нужен опыт художественных рисований.
  3. Знание технологии хромакей.
  4. Видеографу необходимо уметь качественно работать с фотоаппаратом и знать, как монтировать видео, записывать его на различные носители информации .
  5. Также важно знать, как работает видеокамера и многие технические особенности этого оборудования для видеосъёмок.
  6. Видеограф должен уметь работать со светом, правильно выставлять для освещения оборудование (камеру, фотоаппарат).
  7. Должен уметь работать со звуком, уметь его редактировать в отснятых видео.
  8. В работу видеографа входит составление планов для видеосъёмок, осуществление самостоятельного процесса видеосъёмки.

Это все навыки, которыми должен обладать видеограф, ведь он делает свою работу от начала и до конца.

Главная особенность работы видеографа состоит в том, чтобы правильно договориться со своим заказчиком, и желательно составить договор о работе в письменном виде. В дальнейшем, это позволит Вам избежать таких проблем, как не оплата работы, или недопонимание заказчика исполнителя (видеографа).

Где обучиться профессии видеографа, курсы видеографа

Если Вы решили работать видеографом, на эту специальность нужно учиться. Как правило, ей можно обучиться в колледжах видеографа или использовать курсы видеографа. Например, в онлайн школе Сергея Панферова по созданию видео. В них даются знания и опыт, который был получен за 25 лет работы в этом направлении. Вы научитесь делать профессиональные видео, даже если раньше этим не занимались.

Зато, Вам не придётся ждать окончания обучения. Поскольку записавшись на этот курс, и оплатив обучение, Вы получите полный доступ ко всем видеоурокам сразу. На весь процесс обучения у Вас может уйти от одного месяца до одного года.

Работа видеографом, где найти заказы

Например, о Ваших услугах знают в Вашем городе. Так почему бы Вам не предложить свои услуги видеографа своим землякам? Почему не заснять на камеру процесс свадьбы. Ведь все знают, что «сарафанное радио» рано или поздно сработает, если Вы хороший специалист.

Ещё Вы можете взять для поиска заказов по профессии видеограф на фрилансе. Есть вероятность увидеть, как минимум десять таких заказов (Скрин 1).

как заработать видеографу

В фильтре поиска, указываете категорию «Видеосъёмка» и нажимаете «Применить» (или «Найти» на всех биржах эта кнопка называется по-разному). После этого заказы будут найдены.

В таких заказах, Вы сможете находить работы по видеомонтажу, видеосъёмка роликов для Ютуба, видео-реклама и многое другое. Чтобы зарабатывать больше, подключаете ещё биржи фриланса.

Сколько зарабатывает видеограф

Видеограф зарабатывает хорошие деньги за месяц 80 000 – 157 000 рублей. Такая зарплата будет доступна для тех людей, кто очень хорошо владеет этой профессией. На такой доход, также влияют несколько важных факторов, это хорошее портфолио видеографа, место-проживание, и навыки.

В этой работе, важно ориентироваться не на то, как быстро сделать работу и заработать деньги. А на качество работы, поскольку так Вы точно заслужите доверие заказчиков, и наберёте к себе новых клиентов.

Заключение

Эта статья помогла нам рассмотреть важный вопрос, видеограф кто это. В Интернете всё быстро меняется. И поэтому, такая новая профессия набирает обороты. Видео стало больше ценится людьми, чем текст. Поскольку оно может показать и рассказать всё за несколько минут, а тексты иногда читаются долго. Конкуренции здесь не так много, но она есть. Поэтому, старайтесь делать работу видеографа качественно и тогда у Вас будет хороший заработок. Спасибо и больших Вам заработков!

Читайте также: