Кто такой шляпник профессия

Опубликовано: 04.07.2024

Надела шляпку — и превратилась в леди, надел цилиндр — и вот ты уже джентльмен. Классический головной убор позволяет человеку почувствовать себя аристократом или хотя бы денди. Корреспондент «Вокруг света» побывал в лондонском Lock & Co. Hatters — старейшем шляпном магазине в мире и вырос на целую голову!

Фото №1 - Хитроумные шляпники: где делают головные уборы для королевы

ГЕРОЙ
Роджер Стивенсон

Заместитель председателя совета директоров Lock & Co . Родился в 1967 году в городе Амершем (графство Бакингемшир). Потомок Джеймса Беннинга в седьмом поколении. Присоединился к Lock & Co . в 1992-м. Через четыре года покинул компанию и открыл мотомастерскую. В 2004-м вернулся в семейное дело в качестве директора. Нынешний пост занимает с 2014 года.

Первое: люди носят слишком мало шляп.
Второе: материя есть энергия.
Смысл жизни по Монти Пайтону

— В 1953 году мой дед отправился в Букингемский дворец снять мерки с головы королевы, — Роджер Стивенсон ведет меня по миниатюрным залам первого этажа. От интерьера заведения, выдержанного в черных и бежевых тонах, веет британской рафинированностью. Сам Роджер, в ладно скроенном костюме и с каноническим английским акцентом, идеально вписывается в атмосферу. — Надо было сделать подкладку для Короны Британской империи, которую Елизавете II предстояло надеть в день коронации. А много лет спустя во дворец ходил уже мой отец, чтобы получить head shape (форму головы) принцессы Дианы. Да вот она, — Роджер указывает на бумажную выкройку под стеклом, похожую на укороченную стельку. Рядом в стеклянном шкафу стоит и деревянная форма головы Елизаветы II.

Комната Наследия (Heritage room) — мини-музей, расположившийся в задней части заведения. На стене в рамках висят хед-шейпы Чарли Чаплина, японского принца (позже императора) Акихито, Джереми Айронса, султана Джохора Ибрагима Исмаила, Дэвида Бекхэма, Джонни Деппа, Уинстона Черчилля и других именитых заказчиков.

— Повезло вам с клиентами.

— Как и им со шляпниками. У нас работают профессионалы, которые смотрят на покупателя с точки зрения не продавца, а мастера: не успели вы переступить порог магазина, как они уже прикидывают размер вашей головы и ширину плеч, оценивают цвет волос и оттенок кожи. В итоге вы получаете не просто красивую, а стопроцентно вашу шляпу. Так было и во времена моего знаменитого предка, — Роджер показывает мне старинную фотографию импозантного мужчины, позирующего у входа в магазин. — Джеймс Беннинг, он же Безумный Шляпник.

— . Из «Алисы в Стране чудес»?

— Именно. Льюис Кэрролл, разумеется, был клиентом нашего заведения. А в XIX веке при изготовлении твердых шляп мастера использовали ртуть. При ее нагревании выделялись вредные пары, которые приводили шляпников к небольшому «безумию». Так случилось и с моим предком. Есть версия, что «эксцентричность» Беннинга вдохновила Кэрролла на создание образа Шляпника.

На службе Ее Величества

Местоположение Lock & Co. не менее чудесно. Магазин находится в одном из самых престижных районов Вестминстера. В двух минутах ходьбы в одном направлении — Сент-Джеймсский дворец, построенный по указу Генриха VIII, в другом — особняк Спенсеров, к роду которых принадлежала принцесса Диана. Сам магазин разместился в узком кирпичном здании, побуревшем от времени.

— В 1670-х годах, до основания заведения, здесь были лишь поля и грунтовые дороги, — говорит Роджер. — Поскольку Сент-Джеймсский дворец выполнял роль основной резиденции короля, требовалось создать инфраструктуру для обслуживания его придворных. Наш магазин появился здесь одним из первых. Сначала он располагался с другой стороны дороги, но в 1765-м мы переехали сюда, на солнечную сторону, полезную для продаж. Вскоре среди наших клиентов появились лорды и государственные мужи.

— А королевские особы?

— Все началось как раз с коронации Елизаветы II, а в 1957 году мы получили и наш первый королевский ордер — документ, который выдается компаниям, поставляющим товары и услуги королевской семье. Это подтверждение качества и доверия со стороны монарших особ. Ордер необходимо обновлять раз в пять лет. Нынешние два выданы на мое имя. Один — от графа Эдинбургского (принца Филиппа), а другой — от принца Уэльского (Чарлза).

В коридоре, соединяющем два зала мужского отдела, расположенного на первом этаже, висят оригиналы ордеров. Стену же за кассой у входа украшают барельефы гербов принцев, их выдавших: наличие ордера дает предприятию право на использование подобной символики в рекламных целях.

Тонкости расчета

В мужском отделе на полках и настенных крючках красуются панамы, федóры, кепи и котелки. Также выставлены и круглые шляпные коробки. На них крупным шрифтом напечатан логотип компании, обрамленный завитушками, а также цифры от 54 до 64, обозначающие окружность головы в сантиметрах. Диапазон размеров у Lock & Co. очень широк — до 11 вариантов на модель.

— Главное при создании шляпы — правильно измерить голову, то есть получить тот самый хедшейп. Если речь идет об изделиях с твердым каркасом — например, о цилиндре, котелке или короне, — мы используем старинное устройство conformateur (франц. «формирователь»).

Роджер достает из рядом стоящего шкафчика пугающую на вид металлическую «шляпу-цилиндр» с вертикальными прорезями. С легкостью могу ее представить на голове Джонни Деппа в роли Безумного Шляпника или Вилли Вонки.

Conformateurs — раритетные изделия, которые вручную создавались в 1850-х годах во Франции. У нас их всего четыре, поэтому каждое на вес золота.

Водрузив устройство мне на голову, шляпник производит какие-то манипуляции. Ощущения вполне приятные, как при массаже головы.

— Эта «шляпа» побывала на головах правителей разных стран и знаменитостей. Так что вы в хорошей компании. Вставляем квадрат бумаги, нажимаем. Устройство обхватывает ту часть головы, которая соприкасается с головным убором, и посредством 46 раздвижных «лапок» воссоздает ее контур, перенося его на бумагу в виде дырочек. В итоге мы получаем не только размер, но и форму головы, вплоть до мельчайших выпуклостей.

Хитроумные шляпники

Роджер протягивает мне мой хед-шейп — продолговатый, с неровными краями.

— Контур головы — это почти как отпечатки пальцев: во всем мире не сыщешь двух одинаковых. У кого-то, как у вас, он с выступами, у других, как, например, у Чарли Чаплина, ровный. У людей из западных стран контур головы вытянутый, из восточных — округлый. Создать изделие, которое обтечет каждую выпуклость головы клиента, — искусство. Мы пропариваем каркас изделия, чтобы он размяк, после чего с помощью хед-шейпа «лепим» из него то, что требуется. Каркас остывает, сохраняя новую форму. В наше время ртуть для изготовления шляпы не нужна, так что шляпники больше не впадают в безумие, — улыбается Роджер.

— Может, у вас бывают «безумные» заказы?

— Как-то нас попросили сделать «потрепанную, дырявую» шляпу для Николаса Кейджа. А в 2012 году в связи с лондонскими Олимпийскими играми — треуголку для памятника адмиралу Нельсону на Трафальгарской площади. Это был очень сложный заказ, ведь длина изделия в итоге составила более трех метров! Зато изображение «адмирала» в нашей шляпе тиражировалось повсюду. Кстати, реальный Нельсон тоже был нашим клиентом.

Роджер показывает толстую книгу заказов, хранящуюся под стеклом. 200-летний фолиант раскрыт на поржавевшей от времени странице с эскизом треуголки флотоводца: «Видите? По просьбе Нельсона, потерявшего глаз в сражении, наши шляпники вшили в изделие повязку на глаз».

В этот момент я замечаю рядом в рамке на стене документ голубоватого цвета: банковский чек от 2000 года на сумму в 3 фунта 30 пенсов. К нему прилагается записка от одного джентльмена из графства Западный Суссекс: «Посредством этого чека я хотел бы погасить долг мистера Оскара Уайльда, клиента Lock & Co. , который он был не в состоянии оплатить ввиду пребывания в тюрьме в Рединге».

— Ну, а теперь пора познакомить вас с нашим главным «чудом», — многообещающе анонсирует Роджер, — bowler hat !

Котелок варит

Три шага влево — и мы оказываемся около стеллажей с круглыми черными коробками, обрамленными золотой тесьмой, на которых расположились bowler hats , то есть шляпы-котелки.

— Один из символов Великобритании был создан именно в Lock & Co. В 1849 году к нам обратился Эдвард Кок, брат 2-го графа Лестера, с просьбой придумать головной убор для его егерей: цилиндры, которые они носили, постоянно цеплялись за ветки и слетали с головы. Bowler hat назван так в честь своих создателей — наших шляпников, братьев Боулеров. Хотя мы называем его coke hat («кок хэт») — по имени заказчика. Граф Лестер, кстати, до сих пор покупает у нас котелки для своих егерей.

— Британцы все еще их носят?

— Еще как! В Викторианскую эпоху это был головной убор рабочего класса, потом его носили железнодорожники. Начиная с 1912 года Чарли Чаплин, прославивший котелки, заказывал их именно у нас. В 1960-х годах такая шляпа была на каждом городском джентльмене. Теперь котелки покупают даже бородатые хипстеры, чтобы носить с шортами.

Во время открытия Олимпийских игр в Лондоне котелки были на головах многих британцев — как национальный символ.

— А это панама — еще одна наша гордость, — говорит Роджер, подводя меня к витрине соседнего зала, в которой на крючках висят светлые шляпы с узкими полями и разноцветной окантовкой. — Хотя данное именование является неправильным, поскольку родом этот головной убор из Эквадора. Наши панамы до сих пор там и создаются. Причем вручную, поэтому у каждой свой узор: где петелькой, а где крестиком. Их плетут эквадорские мастерицы из токильской пальмы. Традиция передается из поколения в поколение. Наши панамы отличаются наивысшим качеством.

Стоимость самой дорогой панамы, изготовленной на заказ, — зазеркальная, 6750 фунтов (около 550 000 руб.), самой доступной — 135 фунтов.

— К сожалению, в последние десятилетия английское шляпное производство существенно сократилось, — продолжает Роджер. — Многие крупные фабрики, процветавшие в 1950-х годах, закрылись. Фетр мы закупаем в Испании и Италии, поскольку там он отличается высочайшим качеством. Но многие изделия, например кепи, мы стараемся производить в Великобритании. Весь наш ассортимент millinery (дамских шляп) создается в этом же здании, причем исключительно вручную.

Дамские угодники

Женский отдел представлен двумя маленькими залами. Белые стены, изящная светлая мебель, круглые коробки в качестве декора. На элегантных подставках сидят чудесные шляпки — невольно начинаю присматривать что-то для себя.

— Дамские изделия мы включили в ассортимент около 30 лет назад. С тех пор они становятся все популярнее. В любое время года у нас можно найти головной убор для каждого сезона. К нам ведь приезжают клиентки со всего мира, из разных климатических поясов. И продаем мы не только шляпы, но и обычные шапки, панамки, повязки. У нас можно заказать эксклюзивное изделие, а можно индивидуализировать уже имеющееся в продаже, например поменяв окантовку или добавив вуаль.

— Это делается прямо на глазах заказчицы?

— Не совсем. Мы предлагаем необычную услугу: клиентка обсуждает с мастерицей свои предпочтения, а потом отправляется в ресторан, с которым у нас есть договоренность. Там ей подают знаменитый afternoon tea (послеобеденный чай) с пирожными и сконами. Только пирожные сделаны в виде шляпок Lock & Co . Через два часа она возвращается в магазин и получает индивидуализированное изделие. Такое вот сочетание британских традиций.

Меж тем я примеряю темно-синюю шляпку, в которой и британской принцессе было бы не стыдно явиться публике.

— А вам идет, — говорит Роджер. — Это из коллекции Lock Couture , эксклюзивных изделий. Шляпка довольно скромна, а вот самые экстравагантные головные уборы дамы надевают на королевские скачки Ascot — например, шляпы с безумно широкими полями или огромными перьями, в зависимости от характера обладательницы. Помимо скачек, это может быть регата Henley Royal , фестиваль оперы Glyndebourne , теннисный турнир Wimbledon , светские приемы в саду, свадьбы. Между прочим, отличный способ завязать беседу: «Какая на вас красивая шляпа!» — а потом представиться как ее создатель.

Старинная узкая лестница ведет в миниатюрную мансарду с балочным потолком и несколькими столиками, заставленными корзинками с лентами, пуговицами и ножницами. За столом у окна мастерица пришивает красные лепестки материи к шляпке-розе из коллекции Lock Couture .

— На создание такого изделия требуется до недели. Если необходимо покрасить шляпу в тон наряда клиентки, на подбор идеального оттенка может уйти целый день. Многие изделия эксклюзивны, поэтому мы даем клиенткам гарантию, что другой такой шляпы не будет. Некоторые заказчицы желают приобрести изделие на один-единственный выход. Если кому-то оно понравилось, мы можем сделать нечто похожее, но никак не копию. Как правило, покупательницы весьма практичны: им хочется «многоразовую» шляпу. Например, поменял окантовку — и вот она уже подходит к другому платью.

Назад в будущее

Роджер показывает мне подвал магазина, занимающий два этажа. Оба заставлены башнями из коробок — обычных складских и изящных шляпных.

— А вам никогда не хотелось открыть еще одну розничную точку?

— Секрет нашего долгожительства еще и в том, что мы не стали повсюду открывать магазины, разрастаться. Хотя о новых точках мы, конечно, задумывались, например в Нью-Йорке. Но на данный момент нас больше интересуют оптовые продажи, наши изделия можно купить в Японии, России и других странах. С каждым годом растет и объем онлайн-продаж: в день мы высылаем до 50 заказов.

Milliner (не путать с millionaire, хотя и они среди шляпников встречаются) — чисто британская профессия. Именно в Соединенном Королевстве находится центр мирового производства этих аксессуаров, в том числе и ручной работы. Как Анне Гилдер родом из России удалось застолбить свое место в этой традиционной и в то же время экстравагантной индустрии?

— Как вы заинтересовались созданием шляп? Вас кто-то вдохновил?

— В шляпы я влюбилась еще до переезда в Англию. Но только здесь я поняла, что этот аксессуар должен быть в гардеробе каждой женщины, поскольку он часть дресс-кода. В Англии шляпы носят везде: на свадьбах, в церквях и синагогах, а также на важных общественных мероприятиях, на скачках или регатах, например.

Мой шляпный путь начался со свадьбы друзей. Помню, как долго мне не удавалось найти шляпку, которая не только была бы доступной по цене, но и в то же время отличалась оригинальным дизайном. В итоге я решила смастерить ее сама. Несмотря на то что она была создана, как я поняла позже, вопреки всем правилам шляпного мастерства, шляпка получила много комплиментов. Меня это настолько вдохновило, что мой муж решил подарить мне ваучер на уроки известной модистки. Так все и началось.

— Вы помните свою первую шляпу, которая ушла в люди?

— Да, прекрасно помню, тем более что я продала ее случайно. Просто хотела показать свои творения в социальных сетях, и неожиданно нашлись желающие их приобрести. Шляпы — мое хобби, я никогда не думала, что когда-то оно перерастет в бизнес.

— Как рождаются ваши дизайнерские идеи? Как вы думаете, чем вы отличаетесь от других мастеров?

— Мне никогда не было интересно подражать другим. Зачем это делать, если есть миллион своих идей, для воплощения которых порой не хватает времени? Единственное, что меня интересует в работе других мастеров, это технические детали. У меня есть много друзей в шляпном мире, и мы комфортно существуем, не копируя друг друга.

Не бывает двух одинаковых шляп, поскольку изготовление каждой всегда происходит по-разному. Иногда я могу закрыться в своей мастерской и через несколько часов выйти с великолепной, как мне кажется, шляпой. Иногда я могу неделю ходить кругами, пить кофе литрами и так и не найти вдохновения.

В основном меня вдохновляют природа и изобразительное искусство. До пандемии я посещала огромное количество выставок. А еще у меня есть шляпка «Чайная чашка», навеянная моей любовью к традиционному английскому чаепитию, и дизайн с Эйфелевой башней и пирожными макарон, потому что я обожаю этот десерт и Париж.

— Каких клиенток у вас больше: англичанок или русскоговорящих жительниц Британии? И как их вкусы разнятся?

— Клиентов, наверное, больше англичан. Последние два года очень много американок. Это было для меня сюрпризом, так как я всегда думала, что шляпки в США не носят. Русские девушки тоже делают заказы. Они боятся слишком больших и ярких шляп, просто потому что у них нет привычки их носить, ведь у нас на родине нет такой шляпной традиции, как в Англии. Русские девушки опасаются выглядеть глупо. Обычно наши соотечественницы приходят заказать маленькое и скромненькое изделие, чтобы соблюсти дресс-код, однако уходят с большой и яркой шляпой, что меня очень радует.

— Бывают у вас необычные заказы?

— Как-то я делала шляпу со змеей и оставила этот элемент на столе. Через несколько дней я забыла об этом и, зайдя в мастерскую, увидела змею и очень испугалась! От моего крика, наверное, весь район содрогнулся.

— Я слышала, что во время эпидемии вы стали заниматься изготовлением визоров. Как это получилось?

— Честно сказать, идея не моя. В начале пандемии несколько моих знакомых, у которых в семьях были тяжело больные люди, спросили меня, не знаю ли я, как сшить маски. Я решила сделать пару выкроек, а потом нашила масок своим знакомым и знакомым знакомых. Потом случайно увидела в «Инстаграме» на странице известного шляпника призыв помочь NHS. Сразу же записалась в группу и начала делать визоры. Процесс несложный, но в большом объеме очень трудоемкий. Наша группа сделала около 100 тыс. визоров для больниц и домов престарелых. Это наполнило смыслом мои дни на карантине. Времени на жалобы о том, что надоело сидеть дома, у меня не было, так как с утра до ночи я шила маски и делала визоры. Я даже сняла пару онлайн-мастер-классов по их созданию.

— В марте этого года о вашей дизайнерской маске написали многие британские издания… Расскажите, почему.

— В марте я собиралась на скачки в Челтнем. Билет купила еще прошлым летом, ждала с нетерпением, но вот за пару недель до мероприятия в новостях стали все чаще говорить о пандемии. Правительство тогда еще не объявило карантин, и никаких мер по ограничению — иногда говорили, что надо мыть руки, — не было.

Я долго думала, идти или нет на мероприятие, и в последний момент все-таки решила, что пойду, но на всякий случай надену маску, чтобы не заразиться, ведь там присутствовало около 250 тыс. человек. Примерив черную маску к ярко-розовому наряду и новой шляпке, я поняла, что похожа на террориста, и поэтому решила украсить маску яркими губами из кристаллов Сваровски. Когда я пришла на ипподром, меня сразу же окружила толпа фотографов и желающих сфотографироваться. На следующий день моя маска уже была на обложках и разворотах всех газет. Это было очень неожиданно!

— Кому бы вы обязательно хотели сделать шляпу в будущем?

— Очень люблю милые детские шляпки, поэтому — принцессе Шарлотте. И еще какой-нибудь голливудской звезде для ежегодного Met Gala.

— А какую шляпку каждая жительница Британии непременно должна иметь в гардеробе?

— Маленькую таблетку для свадеб и мероприятий, а также фетровую шляпу-трилби на каждый день зимой, желательно — яркого цвета, чтобы раскрасить серые лондонские будни.


В XIX веке шляпники массово начали сходить с ума или долго умирали в тяжких муках. Это явление сразу не могли объяснить ни мудрецы, ни изобретатели тех времен, поэтому многие списывали подобное на проклятие, придумывали различные легенды и истории. На самом деле довольно быстро, а именно в процессе развития медицины, люди пришли к адекватному выводу того, почему именно люди, занимающиеся изготовлением головных уборов, часто мешались рассудком.

Что скрывается за профессией шляпника XIX века


Мода XIX века была построена на красивых головных уборах, замысловатых шляпках и шапочках. Такие вещи были настолько востребованными и актуальными в те времена, что и женщины, и мужчины массово заказывали этот товар у известных мастеров-шляпников. Этот головной убор был не только украшением, защитой от солнца или дождя, но и зачастую применялся как вещь, которая добавляла статуса и указывала на род или дворянство персоны.

Наглядный пример сумасшедшего шляпника


Если кто-то думает, что история про шляпников и их помешательство это всего лишь миф, стоит только вспомнить о легендарной истории Алисы в стране чудес. Там шляпник настоящее воплощение сумасбродства, и недаром, ведь этот эпизод не был вымышленным, как многое из рассказа. Точно можно сказать, что такое детальное описание поведения, внешности и профессии персонажа не схожи на полет фантазии, а его образ передавал какой-то определённый прототип, скорее всего, реальный.

Стоит сказать, что поведение шляпника из сказки очень похоже на то, что видели люди, и на то, что происходило с мастерами кроя головных уборов XIX века. Общие симптомы, схожие помешательства и «бредни».


Бледный окрас лица, белая кожа, красные губы и синяки под глазами – точное описание всех бывших шляпников. Искать в этом совпадения не нужно, ведь именно таким персона из книги была воплощена в жизнь на экране и проиллюстрирована уже в фильме, и похоже, что легенда про «сумасшедшего» шляпника вовсе не выдумка.

Что в реальности происходило со шляпниками

С учетом того, что в XIX веке не столь развитыми были промышленность, ткацкое ремесло, то мастерам подобного дела приходилось выходить из ситуации, как бы сейчас сказали, «подручными методами». Шляпки изготавливались долго, много и часто, поэтому работали над ними практически круглосуточно. К каждому наряду уважающий себя дворянин должен был иметь шляпу. В основном в те времена ее делали из импровизированного фетра, и тут начинается самое интересное.


Для изготовления и обработки таких шляп применялись ртуть, свинец и цианид. Это три самые ядовитые вещества в мире, и даже в XXI веке с ними работают крайне осторожно, в защитных масках и костюмах.

При отсутствии правильной технологии, недостатке знаний, кустарные методы изготовления, прокраски текстиля и материалов, в их обработке применялись зачастую ртуть и свинец, других вариантов не было. Без использования этих элементов ни формы, ни желаемого окраса ткань бы не получила, поэтому все их «сумасшествие» объясняется всего лишь вредностью работы.


Почему шляпников долго считали сумасшедшими

В XIX веке, увы, не было особых знаний о том, каким образом может ртуть или прочие токсичные материалы влиять на организм человека при долгом нахождении в такой среде. Люди знали лишь то, что эти металлы помогают в хозяйстве, с их помощью можно окислить что-то, или использовать для обработки.

Шляпники работали с ртутью руками без защиты, а все испарения уходили на лицо, отсюда и бледная кожа, красные раздраженные глаза и такого же цвета губы.


А описываемое сумасшествие, которое считалось проклятием профессии, было всего-навсего последствием работы с опасными материалами, ведь ртуть очень сильно замедляла, а иногда и частично парализовала работу нервной системы, что влияло на речь и реакцию человека.

Что характерно, чем больше шляпник был популярен, тем больше он казался ненормальным. А ведь большое количество заказов на шляпы этому и предшествовало, ведь некоторые шляпники обустраивали мастерские в своем доме, поэтому постоянно находились в опасной для здоровья и жизни среде.


Позже у них появлялись галлюцинации и симптомы «раздвоения личности», но недалекие люди XIX века не могли связать это с опасным влиянием ртути, проще ведь было сочинять истории о проклятиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках профориентационной работы в начальноых классах проходил конкурс "Все профессии нужны- все профессии важны". Мы выбрали редкую профессию -шляпник.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Великие шляпники"»

«Великие шляпники» Проект выполнила ученица 4 «Б» класса МБОУ «НСОШ№1» Петрова Юлия Руководитель: Моисеева Н.А.

«Великие шляпники» Проект выполнила ученица 4 «Б» класса МБОУ «НСОШ№1» Петрова Юлия Руководитель: Моисеева Н.А.

Цель: познакомиться и изучить с профессией шляпник. Задачи: Найти информацию о профессии. Подготовить презентацию. Собрать паспорт проекта. Сделать практическую часть, изготовить шляпку из бумаги.

Цель: познакомиться и изучить с профессией шляпник.

  • Найти информацию о профессии.
  • Подготовить презентацию.
  • Собрать паспорт проекта.
  • Сделать практическую часть, изготовить шляпку из бумаги.

Шляпник- это мастер,

История возникновения шляп. С древности люди с большим уважением относились к голове. Существует большое количество головных уборов подчеркивающих значимость этой части тела. Помимо этого головным уборам придавали магическое значение это был своего рода «двойник» головы. История возникновения первых шляп начинается еще с Древнего Египта , где в Финнах на гробнице нарисован мужчина в соломенной шляпе.

История возникновения шляп.

  • С древности люди с большим уважением относились к голове. Существует большое количество головных уборов подчеркивающих значимость этой части тела. Помимо этого головным уборам придавали магическое значение это был своего рода «двойник» головы. История возникновения первых шляп начинается еще с Древнего Египта , где в Финнах на гробнице нарисован мужчина в соломенной шляпе.
  • Античность . В Древней Греции мужчины и женщины ходили с непокрытой головой, но во время путешествий надевали низкую, круглую шляпу – петасос. В таком головном уборе изображался в скульптуре посланник богов Гермес. Петасос стал прообразом большинства современных шляп.
  • А в Средневековье голову женщины украшали престранные уборы – эннены (высокие колпаки с вуалью). Чем выше был колпак, тем богаче, знатнее была женщина.
  • «Шляпка, которая идет тебе, служит большой моральной опорой, чем целый свод законов» Э.Э.Ремарк.
  • В моде широкополые шляпы. Их даже называли «бельевыми корзинами»

Послевоенные шляпки 20-х.

  • Шляпником может стать не каждый! Чтобы быть успешным в этой профессии нужно: быть терпеливым, усидчивым, креативным и иметь хорошее воображение чтобы придумывать шляпы. А также уметь их шить. Шляпниками обычно становятся художники, модельеры и дизайнеры.
  • На шляпника не так уж легко выучится. Для этого нужно на отлично знать: математику иначе вы не одной шляпы не сделаете. Уметь рисовать, чтобы приготовить эскизы.
  • Также нужно поступать в специальные университеты и институты в которых вы сможете освоить эту профессию. Например : Институт моды и дизайна.
  • В мире существует много видов шляп например: цилиндр, котелок, федора, катонье, твидовая шляпа и многие другие.
  • В мире существует много видов шляп например: цилиндр, котелок, федора, катонье, твидовая шляпа и многие другие.
  • В Москве открылась выставка знаменитого ирландского модельера-шляпника Филипа Трейси. Единственный дизайнер головных уборов в мире высокой моды впервые привез в Москву столь обширную коллекцию. В экспозиции - шляпы звездных клиентов.
  • Вы любите носить шляпы? Я знаю людей которые просто без ума от них !

Например: Герцогиня Корнуолла.

Герцогиня Кейт

Британская Королева Елизавета II. У неё самая большая коллекция шляпок в мире.

большая коллекция шляпок в мире.

Заключение: Мы узнали много нового и интересного. Познакомились с профессией шляпник. Это было очень увлекательно!

Мы узнали много нового и интересного. Познакомились с профессией шляпник.

Как рождается шляпник? Конечно же, в прямом смысле шляпник рождается точно так же, как и обычный ребенок. В роддоме, под крики и стоны, выныривая из мамы прямо в руки врача. Другое дело, что в тот момент еще никто не знает, что это родился шляпник…

Так же родилась и я, и в год моего рождения профессии "шляпник", как таковой, не существовало. И моя мама даже о ней и не догадывалась. Она знала, что бывают портнихи и сапожники, люди, делающие практичные и долговечные предметы одежды и обуви. А шляпа?! Ну и зачем она нужна?! И мама очень бы сильно удивилась, если бы ей тогда сказали, что через N-е количество лет именно изготовлением этих легкомысленных и лишних, на ее взгляд, в хозяйстве, предметов, будет заниматься ее дочь.

Первые годы своей жизни я жила в частном доме в тихом городке, и моя бабушка знала только один головной убор – это платок. И все "разнообразие" его ношения выражалось в том, что платок завязывался двумя способами. И только лишь папа рассмотрел во мне творческое начало, и отправил учиться в детскую художественную школу. Сказать, что я плохо рисовала - это ничего не сказать. Бесконечные натюрморты, гипсовые розетки и прочая дребедень вызывали у меня скуку и полное отторжение от желания творить. К концу школы я так и не научилась накладывать ровненько штриховку и писать реалистичные яблоки и кувшинчики. Вот разве что только прикладное искусство и композиция приносили радость и хорошие отметки. После окончания художественной школы я решила, что я бездарь, кисти и краски были закинуты далеко и надолго, и я поступила в технический ВУЗ. Поступила, закончила и стала работать по специальности в проектном отделе.

Как рождается шляпник. Часть 1. О полезности путешествий и бесполезности эскизирования., фото № 1

Восемь лет я была полностью уверена, что профессии инженера-строителя самая лучшая и интересная в мире пока… а пока не пришла к выводу, что все эти строительные конструкции - та же скука, только ответственности больше, и я не готова до конца дней раскладывать арматуру на чертеже, и рисовать сварные металлические узлы и крепления. В результате всех этих умозаключений возникли извечные вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?". Ведь чем старше становишься, тем сложнее оставить устоявшуюся специальность и уйти в свободное плавание. Но я рискнула изменить свою жизнь, поступив в МарХИ на специальность «Дизайнер интерьеров». А что? С моим художественны образование и опытом работы это казалось вполне удачным шагом. Поступила, закончила и… тут опять оказалось, что это не то. Снова перед моими глазами замельтешили чертежи и технические спецификации, а я к тому времени была ими уже измучена донельзя, ведь в дизайне интерьеров только 10% творчества, а остальное это рутина, впрочем, как и в любом дизайне.

Опять замкнутый круг. Что делать? Уйти с нелюбимой работы в никуда - это очень отчаянный шаг, и решиться на него очень сложно. Но я решилась. Решилась благодаря своему супругу, который наблюдая за мной, за моими мучительными походами на работу, сказал: «Уходи. Прорвемся!». И я до сих пор благодарна ему за то, что он понял меня, помог и поддержал.

Итак, на момент ухода с работы у меня не было четкого понимания, чем же я хочу заниматься. Чем-то творческим. Но чем….? Были попытки создания украшений, бисероплетения, но они та и оставались пробами, всегда это было что-то не то. По складу своего характера я не люблю копаться в мелочах, мне надо сразу видеть результат.

Решение пришло, как говорится, откуда не ждали. В 2013 году мы поехали в путешествие по югу Италии, и в мегакриминальном городе Неаполе, пробегая по одной из улиц, мы решили спрятаться от весьма настойчиво делавшей вид, что прогуливаются вслед за нами, парочки бандитского вида мужчин. Взгляд наш пал на вывеску шляпного магазина. По крайней мере, он работал, и там явно были люди, что позволяло надеяться на то, что в магазине с нами ничего плохого не случится.

Поначалу от нечего делать я стала разглядывать ассортимент товаров. Шляпы в магазине были самые незатейливые по форме. Я мимо таких проходила в 100 случаях из 100, даже не задумываясь о том, чтобы их не то, что купить, а даже просто померить. Но эти самые обычные шляпы какой-то неаполитанский фантазер решил расписать акриловыми красками. И все, я «пропала»! Я перемерила все, что там было, то и дело подбегая к зеркалу с вопросом "Ну и как я выгляжу? Похожа я на неаполитанскую королеву?", и муж, глядя в мои счастливые глаза, сказал: "О! Это то, чем тебе надо заниматься!"

-Ты думаешь?- удивленно спросила я

-Да! – ответ был четким и твердым.

Так мы с супругом и зачали шляпника прямо в самом грешном городе Италии . )))

Как рождается шляпник. Часть 1. О полезности путешествий и бесполезности эскизирования., фото № 2

По приезду в Москву я начала искать шляпные курсы. Наборы везде уже закончились. Частных мастеров было не найти, и тут я, никогда даже не знавшая, что есть такой вид творчества как валяние, нашла в интернете, что шляпу можно создать с нуля! Самой! За несколько часов! Для меня это стало открытием, и я пошла на первый же мастер-класс по валянию головных уборов, который мне встретился в анонсах. Это был мастер-класс Снежаны Костиной. Снежана в переписке задала вопрос "А что вы хотите сделать?". Что я хочу сделать. Да понятия не имею. И тут я вспомнила, что все правильные дизайнеры делают эскизы. Ну а я же уже без пяти минут дизайнер, и эскиз мне необходим вот просто как воздух! Я перерыла пол-интернета. Ведь просто шапочка меня не устраивала, мне ж надо сразу шедевр создать! И я придумала, как мне казалось, гениальную модель, нашла вдохновляющее фото (ну, не зря же я училась в МарХИ), нарисовала эскиз (как умела), выслала Снежане. Она удивилась, но сказала, что это уже ни много, ни мало, а ЦЕЛЫЙ ПРОЕКТ!

Вот эти эскизы и вдохновляющие фото…. Шапка "Рысь".

Как рождается шляпник. Часть 1. О полезности путешествий и бесполезности эскизирования., фото № 3

Как рождается шляпник. Часть 1. О полезности путешествий и бесполезности эскизирования., фото № 4

Как рождается шляпник. Часть 1. О полезности путешествий и бесполезности эскизирования., фото № 5

На мастер-классе мечта разбились о реальность, причем вдребезги. Мой гениальный проект обернулся смешной детской шапочкой. И вместо импозантной и великолепной "Рыси" из-под моего пера, то бишь рук, вышла забавная и наивная "Белочка". Когда я пришла домой, супруг посмотрел на меня скептически и сказал: « Я буду тебя водить по детским ёлкам, чтобы ты там стишки рассказывала, и подарки для меня зарабатывала». Это был первый и последний раз, когда я что-то эскизировала, с тех пор все головные уборы у меня придумываются в голове и рождаются в руках. Шапка же "Рысь-Белка" по весу у меня получилась 120 грамм, эдакий валенок на голове. Кто не знает, для шапки из мериноса это очень много. Сейчас похожие шапки из мериноса у меня весят в полтора, в два, и в даже в два с лишним раза меньше. И, забегая немного вперед, скажу, что эту шапочку я беру на каждую свою творческую встречу из серии «Шляпочные знакомства» и она пользуется бешеной популярностью. Каждый, кто ее примеряет, получает бешеный заряд позитива и хорошего настроения.

Как рождается шляпник. Часть 1. О полезности путешествий и бесполезности эскизирования., фото № 6

Как рождается шляпник. Часть 1. О полезности путешествий и бесполезности эскизирования., фото № 7

А 4 августа 2015 год в 18.00, пройдет моя авторская встреча "Шляпочные знакомства" в стенах нашей любимой Шкатулочки. Читайте анонс на Ярмарке Мастеров и на сайте Шкатулочки.

Читайте также: