Медицинский и социальный уход это какие профессии

Опубликовано: 17.05.2024

/>Специальность социального работника еще совсем молодая, можно сказать, находится в подростковом возрасте. Появилась она в 90-е годы. До начала 1990 годов только три страны мира - СССР, Бразилия и Китай - не имели профессионально подготовленных специалистов по социальной работе и, соответственно, учебных заведений, где их бы готовили. В остальных странах уже более ста лет социальные работники помогают всем, кто нуждается в помощи и поддержке. Профессия "социальный работник" объединяет специалистов различных направлений и специализаций: социальное обслуживание населения, предоставление различных видов социальных услуг и помощи, оказание мер социальной поддержки, социальные выплаты, проведение юридических и психологических консультаций, защита прав работающего населения, реабилитация инвалидов и многое другое.
Специальность социального работника совмещает в себе ряд знаний по другим специальностям. В первую очередь по психологии, медицине, социологии, юриспруденции, педагогике, экономике и по ряду других специальностей. Будущие социальные работники должны уметь оказывать первую медицинскую помощь, так как их профессия сопряжена с той категорией граждан, которые в этом нуждаются; проводить всевозможные тренинги, оказывать психологическую помощь; осуществлять консультативную деятельность по социально-правовым, социально-экономическим и иным вопросам. Роль социального работника заключается в том, чтобы улучшить материально-бытовые условия жизни вверенных ему граждан, обеспечить их социально-правовую защиту.
Преимущества профессии: профессия социального работника дает моральное удовлетворение и ощущение собственной нужности и социальной значимости; является очень востребованной на рынке труда
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности и психоэмоциональные нагрузки.
Тип и класс профессии
Профессия социального работника относится к типу «Человек – Человек», которая ориентирована на общение и взаимодействие с людьми, оказания помощи, проявления сострадания и эмпатии.
Профессия социального работника относится к классу исполнительских.

Содержание деятельности

Социальный работник занимается оказанием помощи и поддержки определенным незащищенным и слабозащищенным слоям населения: пенсионерам, одиноким старикам, инвалидам, беженцам, детям из неблагополучных семей, детям-сиротам, отказникам и тем, над кем оформлена опека или усыновление, лицам, испытывающим трудности с трудоустройством, получившим производственные травмы и т.д.
Социальный работник отслеживает и выявляет круг лиц, нуждающихся в помощи, наблюдении или консультировании; проводит приемы, беседы, консультации; осуществляет регулярные выезды на места нахождения подопечных, наблюдает за их жизнью и бытовыми условиями; определяет степень и характер собственного вмешательства в проблему; занимается координированием и курированием деятельности ряда социальных структур (обращается в медицинские учреждения, органы правопорядка и т. д.); производит покупку продуктов питания, медикаментов, товаров повседневного спроса, оказывает помощь по дому; при необходимости оказывает посильную медицинскую помощь; добивается назначения льгот. Если подопечный находится на стационарном лечении, соцработник обязан посещать его в больнице.

Требования к знаниям и умениям специалиста
В профессии социального работника личностные качества играют более важную роль, чем знания, навыки и квалификация. На первом плане - готовность к состраданию, терпение, желание помогать людям, способность принимать других такими, какие они есть. Но профессия все же требует некоторых специальных знаний и навыков.

  • правовые основы, акты и положения, регулирующие социальные отношения;
  • приемы оказания неотложной доврачебной помощи;
  • специфику работы с лицами пожилого возраста, детьми;
  • комплекса наук (психологии, медицины, социологии, экономики, права и т.д.);
  • владеть информацией о текущих проблемах социально-гуманитарной сферы;
  • основы доврачебной помощи.
  • оказать помощь в вопросах профориентирования и трудоустройства;
  • оказать первую медицинскую помощь;
  • уметь решать возникающие конфликтные ситуации;
  • уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки;
  • уметь оказывать услуги, связанные с процессом реабилитации больных после выписки из больницы;
  • уметь слушать.
  • интерес и желание к работе с людьми, желание помогать людям;
  • тактичность, доброжелательность, отзывчивость;
  • хорошо развитое внимание (такие его параметры как объем, распределение и переключение);
  • хорошая память;
  • постоянный самоконтроль;
  • организованность;

В зависимости от спецификации и квалификации, социальный работник работает большую или меньшую часть времени в помещении и на воздухе в условиях повышенного эмоционально-психического напряжения.

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • психические недуги и расстройства нервной системы, снижающие общую работоспособность и уравновешенность в общении, поступках и т.д.;
  • хронические инфекционные и кожно-венерические заболевания;
  • люди, являющиеся бактерио - и вирусоносителями, а также имеющие вредные привычки (курение, наркомания и т.п.).

Пути получения профессии
Получить профессию в городе Красноярске можно в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет», КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса» (г. Ачинск), КГАПОУ «Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства.

Мы часто слышим из разных источников о важности социальных профессий. А что подразумевается под этим термином, и чем занимаются люди таких специальностей? Ответы – в этой статье.

Какие профессии относятся к социальным

Люди
Профессии социальной сферы – понятие достаточно размытое. В разных источниках вы найдете свой список специальностей, и каждый из его составителей будет по большому счету прав. Все дело в используемом подходе.

Одни аналитики в этот перечень включают исключительно сотрудников, целенаправленно в рамках своей профессиональной деятельности оказывающих помощь отдельным социально незащищенным категориям граждан. К этой группе можно отнести представителей таких специальностей:

  • социальный работник;
  • социальный педагог;
  • специалист органа опеки и попечительства относительно несовершеннолетних;
  • медиатор;
  • специалист по работе с молодежью;
  • представитель службы занятости.

Другие дополняют список социальных профессий всеми специальностями, представители которых в ходе своей деятельности так или иначе пересекается с людьми, требующими психологической поддержки или определенного рода помощи. В этом расширенном перечне есть место представителям таких разных профессий, как:

  • психолог;
  • полицейский;
  • юрисконсульт;
  • педагог (учитель, воспитатель, преподаватель);
  • медик (врач, медсестра, санитар);
  • социолог;
  • журналист.

Эти люди могут состоять на государственной службе, трудиться в муниципальных или частных организациях, заниматься общественной или благотворительной деятельностью.

Самые распространенные

По мнению экспертов по трудоустройству, наиболее распространенными и актуальными являются такие специальности:

  • Социальный работник. Так называют сотрудников, в обязанности которых входит оказание помощи пенсионерам, детям, инвалидам, кризисным семьям с целью улучшения условий их быта и правовой защиты. Услуги клиенты могут получать как в учреждении, так и непосредственно на дому. Соцработники могут консультировать граждан по разным вопросам, помогать по хозяйству, покупать медикаменты и продукты.
  • Социальный педагог. Деятельность этого работника заключается в оказании помощи, направленной на социализацию ребенка в обществе, его адаптацию к жизненным условиям. Специалист может выявить проблемы в развитии подростка и своевременно принять меры по их устранению, он также работает с семьями (биологическими или приемными), консультируя их по вопросам воспитания детей. Трудится в школах или в других государственных и коммунальных учреждениях.
  • Специалист органа опеки и попечительства. Он занимается защитой интересов и прав детей, а также людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, недееспособных и инвалидов. В его функции также входит контроль над попечителями и опекунами, профилактическая работа с несовершеннолетними во избежание совершения ними правонарушений.
  • Социолог. Эта профессия не связана непосредственно с оказанием помощи гражданам, но ее представители во многом формируют государственную политику в социальной сфере. Ученые и специалисты изучают процессы, происходящие в обществе, актуальную проблематику, волнующую людей в целом и отдельные категории граждан в частности. Исследования могут проводиться по заказу государства или других структур, результаты принимаются во внимание при принятии управленческих решений.

Сейчас появляются новые направления, связанные с работой с людьми. На рынок труда выходят специальности, которые совсем недавно называли профессиями будущего.

  • Геронтолог. Специальность ориентирована на решение проблем пожилых граждан, которых с каждым годом становится все больше. Представители этого профиля помогают людям лучше понять и безболезненно принять возрастные изменения, приспособить к ним свою жизнь. Геронтологи проводят консультирование по наиболее важным вопросам: состояния здоровья, сохранение двигательной и мозговой активности, правильное питание, личная гигиена.
  • Специалист по адаптации мигрантов. Активное перемещение населения – один из признаков современного мира. Люди, прибывающие в Россию из-за рубежа на постоянное место жительства или на работу, часто не готовы к местным реалиям, укладу жизни и традициям. Государству нужны рабочие руки, поэтому разрабатываются программы поддержки мигрантов во время их пребывания в нашей стране.
  • Медиатор социальных конфликтов. В условиях многонациональности и многоконфессионности регулярно возникают проблемы в отношениях между отдельными личностями или группами людей. Имущественное расслоение общества и исчерпаемость природных ресурсов только усугубят конфликты, для разрешения которых будут необходимы посредники.
  • Специалист по адаптации инвалидов посредством Internet. В некоторых вузах уже опробовали программы по этому профилю. Подготовленные сотрудники через различные каналы интернет-связи будут помогать людям с ограниченными физическими возможностями найти себя в этом мире. Психологическая поддержка, советы по организации полноценной жизни, поиск удаленной работы – лишь малая часть вопросов, которыми они будут заниматься.

Перечисленные профессии сейчас находятся в процессе своего становления, однако их необходимость с каждым годом становится все более очевидной.

На каких специальностях учиться

Учеба
Перечень специальностей в вузах в основном совпадает с названиями профессий, указанных выше. Для освоения большинства из них необходимо получить высшее образование, хотя стать социальным работником можно и с дипломом среднего профессионального учебного заведения. Нередко к помощи нуждающимся подключаются работники других сфер деятельности, чаще всего, педагоги и медики, которые также умеют ладить с самыми разными людьми.

Поступить в училище или колледж можно по конкурсу аттестатов после 9 или 11 класса школы.

Для учебы в вузе необходимо сдавать ЕГЭ по гуманитарным предметам: обществознание, химия, биология, история.

Лучшие вузы для обучения

Получать образование социального направления можно во множестве вузов по всей стране. В первую очередь нужно обращать внимание на гуманитарные, педагогические или классические университеты.

  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). Это один из ведущих вузов страны, имеющий в своей структуре институты психологии, педагогики и детства. Здесь можно получить профессии семейного психолога, способного оказать поддержку кризисной семье, социального педагога для разных учреждений, высококвалифицированного соцработника. При формировании программ применяются лучшие отечественные и зарубежные достижения.
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. В этом вузе кроме стандартных специальностей есть ряд интересных программ, в частности «Педагогика и психология девиантного поведения» (работа с трудными детьми и подростками), «Социальная демография», «Конфликтология» (в корпоративном управлении, а также в этно-культурной среде). Все институты вуза сотрудничают с крупными университетами Европы, Азии и Северной Америки.
  • Московский государственный психолого-педагогический университет. На факультете социальных коммуникаций можно получить знания по социальной работе, организации работы с молодежью. Выпускники смогут поддерживать молодежные проекты, направленные на позитивные изменения в обществе, в качестве инициаторов, менеджеров и наставников. Они получают навыки использования ресурсов государства, бизнеса и других структур для решения важных проблем.
  • Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) в своей деятельности ориентируется на медико-социальную работу с населением. Выпускники могут трудиться в медицинских, реабилитационных, спортивно-оздоровительных учреждениях, оказывать помощь на дому. Также готовятся специалисты по адаптивной физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры предлагает выучиться по специализации «социально-культурная деятельность». Кроме того, здесь есть профиль, готовящий квалифицированных сотрудников по психологии межнациональных отношений и поликультурному образованию молодежи, что особенно актуально в крупных городах страны.

Учеба в вузе дает не только познания в избранной специальности, но и широту мышления, понимание человеческой психологии, без которого невозможно качественно выполнять свою работу.

Обязанности на работе

Основной функцией представителей социальных профессий является оказание услуг своим клиентам. Обязанности заметно отличаются в зависимости от рода деятельности, поэтому назовем лишь самые важные из них:

  • определение категорий лиц, нуждающихся в поддержке;
  • консультирование их по различным вопросам;
  • защита их прав и интересов;
  • помощь на дому;
  • реабилитационные услуги;
  • общение с целью психологической поддержки;
  • содействие в оформлении официальных документов;
  • посредничество в решении конфликтов;
  • адаптация в социуме инвалидов, подростков с девиантным поведением, выпускников интернатов, жертв насилия, лиц, вышедших из мест лишения свободы, мигрантов и др.

Существуют профессии, представители которых оказывают широкий спектр услуг, и узкоспециализированные специалисты, концентрирующие свое внимание на отдельных направлениях.

Плюсы и минусы

К преимуществам работы с людьми можно отнести ее значимость для общества, моральное удовлетворение от выполнения высокой миссии, возможность общаться с представителями разных слоев и групп населения. Кроме того, есть возможность освоить перспективную профессию. Минусы – это недооцененность труда в части заработной платы, не всегда хорошие условия труда, негатив от общения с асоциальными элементами, разочарование в людях, бюрократические процедуры.

Кому подходят

Социальные профессии больше всего подходят тем, кто имеет склонность к работе с другими людьми, способен сострадать и готов посвятить свое время решению чужих проблем. Уровень владения школьными предметами зачастую отходит на второй план.

Связывая свою жизнь со служением людям, представитель любой социальной профессии должен обладать такими качествами:

  • гуманность и уважение к другим гражданам;
  • готовность выслушать и помочь;
  • честность и искренность;
  • способность мобилизовать все ресурсы для поддержки клиента;
  • справедливость;
  • умение работать в команде;
  • готовность следовать социальной этике.

Несовместимы с такими профессиями равнодушие, черствость, меркантильность, формальный подход к делу. Чаще всего в эту сферу ведет не жажда заработать, а внутренний позыв.

Сколько получают

Работников сферы соцподдержки в основном не балуют высокой зарплатой. В среднем социальный работник или педагог получает около 15–18 тысяч рублей в месяц. Представители более дефицитных новых специальностей могут зарабатывать от 30 до 45 тысяч рублей. Размер дохода также сильно зависит от уровня квалификации специалиста и региона (в столицах их труд ценится выше).

Перспективы профессий

Перспективность профессий социального направления на сегодняшнем этапе не подвергается сомнению. Множество глобальных процессов происходит на наших глазах: открытие границ с расширением межнационального общения, трудовая миграция, увеличение продолжительности жизни населения. Для приспособления человека к меняющимся условиям ему все чаще нужна помощь извне. К тому же в последние годы наблюдается большая ориентация на отдельную личность, а не на общество в целом.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия социальные профессии подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Отзывы, комментарии и обсуждения

Перед тем, как начать повествование, считаем важным предупредить. Профессия социальные профессии подходит далеко не всем. Если вы или ваш ребенок еще учитесь в школе, то настоятельно рекомендуем пройти профессиональную программу по профориентации . Потратив небольшую сумму денег сейчас, вы сможете сэкономить годы жизни в последствии.

Кузнецова Ольга Владимировна

Ковалева Ольга Владимировна

Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».

Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.

Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.

Но к этому вопросу ни в коем случае нельзя подходить спустя рукава. Я настоятельно рекомендую пройти тест на профориентацию от Прфгид . По статистике у 87,6% прошедших заработная плата больше 150 тыс. рублей, 67,4% работают на руководящих должностях, а 38,3% являются владельцами своего бизнеса.



СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.


ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

Здоровье человека, как известно, зависит всецело от характера взаимодействия его биологического начала, сформировавшегося в процессе длительной эволюции под влиянием факторов окружающей среды, и многочисленных социальных влияний. Эти две составляющие здоровья человека – биологическое и социальное – находятся в диалектическом единстве и тесной взаимосвязи. Решая сходные проблемы, направленные на улучшение благосостояния общества и конкретного индивидуума, медицина и социальная работа используют различные методологические подходы. Медицина преимущественно исследует анатомо-физиологическое состояние организма человека в целом и его отдельных систем, выявляя отклонения от физиологической нормы, диагностирует патологические изменения в организме, определяет причинно-следственные связи, лежащие в их основе, механизмы развития заболеваний.

При этом используются различные методы для более полноценного восстановления организма, нормализация его физиологических процессов. К задачам социальной работы относятся выявление ведущих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на здоровье человека, его социальную адаптацию, и генеалогического дерева, возможно, влияющих на состояние здоровья детей. Однако профилактическая деятельность, осуществляемая медицинским персоналом, зачастую недостаточно эффективна, поскольку не затрагивает целый комплекс социальных проблем или решает их частично. При этом недостаточно изучается воздействие отдельных социальных факторов и их сочетаний на здоровье человека, практически не изучается экономическое состояние общества и семьи, в частности обеспеченность людей самым необходимым для жизни: жильем, работой, транспортом, продуктами питания; не проводятся исследования демографических показателей: заболеваемость, рождаемость, смертность, воспроизводство населения и т. д.; недостаточно учитывается экономическая обстановка местности проживания и ее влияние на здоровье человека. Все это свидетельствует о возрастающей роли в системе здравоохранения нового вида профессиональной деятельности – социально-медицинской работы.

Становление такого вида деятельности обусловлено ухудшением здоровья населения, потребовавшим решения проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне – на уровне социально-медицинской работы. Из-за финансовых трудностей, система государственного здравоохранения уже не в состоянии выполнять в полном объеме те функции, которые выполняла ранее, уменьшается объём бесплатных услуг, ограничивается доступность этого вида медицинской помощи, в то же время растёт число заболевших. В таких условиях сохранение здоровья и жизни клиентов становиться не только медицинской задачей, но и социальной. Отсюда вытекает необходимость сотрудничества между медицинскими и социальными службами в виде социально-медицинской работы. Социально-медицинская работа представляет собой одно из важнейших направлений в деятельности социальных учреждений и занимает особое место в практическом здравоохранении. Увеличение доли пожилых людей, числа больных хроническими заболеваниями, с особенностями их образа жизни и работы, выдвигает новые требования к оказанию социально-медицинской помощи, медицинской реабилитации.

Целью социально-медицинской работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физиологических и психопатологией, а также социальным неблагополучием. Поскольку медицина и социальная работа не должны ограничиваться констатацией наличия или отсутствия у человека конкретной болезни, физических дефектов или социальной патологии, в рамках социально-медицинской работы рассматриваются пути профилактики болезней, адаптации и реабилитации людей, перенесших операции и заболевания, пострадавших от техногенных, стихийных или вооруженных бедствий. Специалист по социальной работе, оказывающий социально-медицинские услуги, является своего рода социальным врачом (лечение словом), его клиенты – больные, имеющие социальные проблемы. В работе специалист по социальной работе решает вопросы улучшения показателей жизни своих клиентов – слабозащищенных слоев населения, нуждающихся в помощи.

Но имеются и узкие профильные задачи по оказанию социально-медицинских услуг: организация доврачебной медицинской помощи и уход за больными, оказание необходимой социальной помощи умирающим, санитарно-гигиенические мероприятия, санитарное просвещение населения, услуги по уходу за больными и одинокими, как на дому, так и в условиях стационара с дневным пребыванием или пребыванием в реабилитационных, восстановительных отделениях и отделениях медицинской профилактики. Например, госпитали ветеранов ВОВ. Роль социального работника в разрешении всего комплекса проблем клиента, связанных со здоровьем, оказывающегося в сложной жизненной ситуации должна быть координирующей. Так, если психолог имеет дело с психикой человека, врач – с состоянием его физического и психического здоровья, а юрист – с его правовым полем, то специалист по социальной работе воспринимает клиента, как целостного индивида в единстве его различных сторон. Т.о., объектом социально-медицинской работы выступают люди, нуждающиеся в охране и укреплении здоровья, как отдельные люди, так и группы населения: – одинокие престарелые; – инвалиды; – длительно, часто и тяжело болеющие (диабетики, аллергики, астматики и пр.); – лица с аддиктивным поведением (пьяницы, алкоголики, наркоманы и пр.); – дети-сироты; – юные матери; – многодетные семьи; – пострадавшие от стихийных бедствий; – мигранты; – беженцы; – больные СПОДом и прочие.

Медицинские работники на практике выполняют ряд функций социальных работников, поскольку отечественных дипломированных специалистов по социальной работе еще недостаточно. В свою очередь, социальные работники, которые очень часто имеют дело с клиентами, страдающими физической и психической патологией, должно иметь соответствующие медицинские знания, навыки и умения. Так же как и медицинскую деятельность, так и социально-медицинскую работу нередко разделяют на первичную и вторичную. Первичная социально-медицинская работа подразумевает восстановление у населения необходимости соблюдения здорового образа жизни, решение целого ряда социальных проблем общества, семьи, индивидуума, для достижения максимального возможного уровня здоровья. Вторичная социально-медицинская работа предусматривает создание определенных социальных условий, позволяющих больному человеку без ущерба для здоровья лучше адаптироваться в социальной среде, быть полезным обществу, чувствовать себя личностью, а также решение целого ряда других социальных проблем (обеспеченность необходимым жилищными условиями, питанием, профессией, соответствующей здоровью, устранение вредных привычек – курение, злоупотребление алкоголем). Социально-медицинская работа имеет много общего по своей сути с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер деятельности. Обобщенные специальные функции можно разделить на три группы: медико- ориентированные, социально-ориентированные и интегрированные.

К медико-ориентированным функциям относят: – организации медицинской помощи и ухода за больными; – оказание медико-социальной помощи семье; – медико-социальный патронаж различных групп; – оказание медико-социальной помощи хронически больным; – организация паллиативной помощи умирающим; – предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности (вторичная и третичная профилактика); – санитарно-гигиеническое просвещение; – информирование клиента о его правах на медико-социальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем и др..

Интегрированные функции включают в себя: – комплексная оценка социального статуса клиента; – содействие выполнению профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического о репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом, территориальном уровнях; – формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни; – планирование семьи; – проведение медико-социальной экспертизы; – осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; – проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины; – содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекций и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей; – социально-правовое консультирование; – организация терапевтических сообществ само- и взаимопомощи реабилитационного, психолого-педагогического, социально-правового характера; – участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях; – обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов и др. Таким образом, социально-медицинская работа – одно из направлений деятельности лечебно-профилактических учреждений.

главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

1.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи):

Информация об изменениях:

Подпункт "а" изменен с 13 октября 2020 г. - Приказ Минздрава России от 4 сентября 2020 г. N 939Н

а) врачи-специалисты, в том числе:

врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка;

врач - детский онколог-гематолог;

врач клинической лабораторной диагностики;

врач мануальной терапии;

врач - медицинский микробиолог;

врач общей практики (семейный врач);

врач-педиатр городской (районный);

врач по авиационной и космической медицине;

врач по водолазной медицине;

врач по гигиене детей и подростков;

врач по гигиене питания;

врач по гигиене труда;

врач по гигиеническому воспитанию;

врач по коммунальной гигиене;

врач по лечебной физкультуре;

врач по медико-социальной экспертизе;

врач по медицинской профилактике;

врач по медицинской реабилитации;

врач по общей гигиене;

врач по паллиативной медицинской помощи;

врач по радиационной гигиене;

врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению;

врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

врач по спортивной медицине;

врач приемного отделения;

врач-психиатр детский участковый;

врач-психиатр подростковый участковый;

врач скорой медицинской помощи;

врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;

врач ультразвуковой диагностики;

врач физической и реабилитационной медицины;

врач функциональной диагностики;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи горноспасательных частей;

1.3. Должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием:

инструктор-методист по лечебной физкультуре;

судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик);

химик-эксперт медицинской организации;

эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;

1.4. Должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал):

заведующий молочной кухней;

заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра);

заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушер, медицинская сестра);

заведующий кабинетом медицинской профилактики - фельдшер (медицинская сестра);

заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования;

инструктор по гигиеническому воспитанию;

инструктор по лечебной физкультуре;

инструктор по трудовой терапии;

медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);

медицинская сестра диетическая;

медицинская сестра медико-социальной помощи;

медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра патронажная;

медицинская сестра перевязочной;

медицинская сестра по косметологии;

медицинская сестра по массажу;

медицинская сестра (фельдшер) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра по реабилитации;

медицинская сестра стерилизационной;

медицинская сестра участковая;

медицинская сестра по физиотерапии;

медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант);

операционная медицинская сестра;

помощник: врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене;

старшая медицинская сестра (акушер, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);

фельдшер скорой медицинской помощи;

фельдшер-водитель скорой медицинской помощи.

1.5. Иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал):

младшая медицинская сестра по уходу за больными;

II. Фармацевтические работники

2.1. Должности руководителей:

директор (заведующий, начальник) аптечной организации;

заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации;

заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий медицинским складом мобилизационного резерва;

заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами;

заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

2.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (фармацевтическим) образованием (провизоры):

2.3. Должности специалистов со средним профессиональным (фармацевтическим) образованием (средний фармацевтический персонал):

2.4. Иные должности фармацевтических работников (младший фармацевтический персонал):

Информация об изменениях:

* Наименование должности "врач-лаборант" сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 г.

1. Должности "главный врач (начальник) медицинской организации", "заместитель руководителя (начальника) медицинской организации", "заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации" относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности.

2. Наименования должностей заместителей руководителя (начальника) медицинской организации дополняются наименованием раздела медицинской деятельности, руководство которой он осуществляет. Например, "заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части", "заместитель руководителя медицинской организации по лечебной части", "заместитель руководителя медицинской организации по клинико-экспертной работе", "заместитель руководителя медицинской организации по работе с сестринским персоналом" и другое.

3. Должности "заместитель директора (заведующего) аптечной организации", "заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами", "заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами", "заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации" относятся к должностям фармацевтических работников в случае, если их организационная и (или) функциональная деятельность непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением.

4. Наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например, "врач-терапевт".

5. Наименования должностей заведующих (начальников) структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и другое) дополняются наименованием должности врача, соответствующей профилю структурного подразделения. Например, "заведующий хирургическим отделением - врач-хирург".

6. В медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, или при наличии в медицинской организации структурного подразделения, оказывающего специализированную медицинскую помощь, наименование должности "врач приемного отделения" дополняется наименованием должности врача соответствующей специальности. Например, "врач приемного отделения - врач скорой медицинской помощи".

7. Наименования должностей "акушер", "санитар", "фасовщик", замещаемых лицами женского пола, именуются соответственно: "акушерка", "санитарка", "фасовщица"; а наименование должности "медицинская сестра", замещаемой лицами мужского пола, именуется - "медицинский брат (медбрат)".

Конечно, у них были исторические предшественники (попечители, сиделки, патронажные сестры, тимуровцы и т.п.). На Руси издревле было принято заботиться о бедных и немощных. Обычно одинокими стариками, инвалидами, беспризорными детьми занимались монастыри, где все страждущие могли рассчитывать на приют, уход и пропитание. Уважительное, заботливое отношение к старикам - важный критерий уровня развития человеческого общества.

Социальный работник – квалифицированный специалист, который работает в общественной сфере, имеет отношение к жизни людей и их отношениям в обществе. Это врач, священник, психолог в одном лице. Многие из пожилых людей сегодня одиноки, беспомощны и бедны. Оказать им эмоциональную поддержку – это самое главное. Они нуждаются не только в медицинской помощи, в лекарствах, но порой в элементарном уходе и решении бытовых вопросов. Трудно найти более благородную профессию, в ней работают по призванию, случайные люди здесь не задерживаются. Главная обязанность сотрудника органов социальной защиты населения — помогать тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии.

В этой профессии выделяют разные специальности: социальная работа, организация сурдокоммуникации, организация работы с молодежью.

Преимущества профессии: доступность получения профессии; возможность каждый день совершать добрые поступки; высокая социальная значимость.

Ограничения профессии: низкий уровень заработной платы; не подходит для людей брезгливых, не имеющих терпения и не умеющих сострадать.

Содержание деятельности

Деятельность социального работника включает оказание материально-бытовой помощи и морально-правовой поддержки инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, бедствующим гражданам, находящимся в состоянии депрессии в связи с экологическими катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких.

Социальный работник чаще всего обслуживает закрепленных за ним лиц, нуждающихся в помощи, от 8 до 16 человек. Он навещает подопечных по месту жительства, оказывает им моральную поддержку, обеспечивает каждого продуктами и лекарствами по его просьбе по заранее составленному и согласованному списку, оплачивает коммунальные услуги, получает пенсии и пособия, начисленные на имя подопечного. Социальный работник оказывает помощь по дому: производит уборку и косметический ремонт квартиры, при необходимости готовит еду, кормит подопечного. В случае болезни подопечного оказывает ему экстренную доврачебную медицинскую помощь. Вызывает врача на дом, сопровождает на прием в поликлинику. В случае госпитализации подопечного посещает его в больнице. По просьбе подопечного пишет письма, делает телефонные звонки родственникам, а также решает других вопросы, с которыми сталкиваются одинокие, пожилые и больные люди.

Профессиональные компетенции

Для успешного освоения профессии социального работника необходима общая осведомленность в социально-гуманитарных и нравственных вопросах, полезны базовые знания по истории, русскому языку, обществознанию.

Квалифицированный социальный работник должен знать:

  • основы этики, психологии;
  • основы медицины;
  • основы экономики;
  • правовые нормы.

Квалифицированный социальный работник должен уметь:

  • устанавливать душевный контакт с подопечными;
  • проявлять заботу, оказывать им моральную поддержку;
  • выполнять бытовые работы по дому (совершать покупки, готовить, стирать);
  • при необходимости оказывать доврачебную медицинскую помощь.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве социального работника необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • практическое логическое мышление предметно-действенного склада,
  • оптимистичность,
  • порядочность,
  • пунктуальность,
  • сострадательность,
  • выраженное чувство ответственности,
  • выраженная склонность к работе в сфере общения,
  • склонность к сервисной работе,
  • лексические способности,
  • активность и физическая подвижность,
  • высокая эмоциональная устойчивость.

Условия труда

У социального работника активная, мобильная работа, многочисленные контакты, посещение подопечных на дому и разных инстанций и магазинов.

Основные средства труда социального работника: ручные инструменты, «золотые руки» и «доброе сердце».

Социальный работник выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает типичные задачи, согласно заданным стандартам, правилам, алгоритмам.

Из особых условий труда следует отметить моральную ответственность за подопечных и высокую психоэмоциональную нагрузку при интенсивном контакте с представителями неблагополучных слоев общества.

Области применения профессии

Социальные работники имеют широкие возможности для трудоустройства, их услуги востребованы во многих организациях:

  • в федеральных и муниципальных органах власти,
  • в органах социальной защиты населения (центры социального обслуживания),
  • в центрах занятости населения, социальной помощи семье и детям,
  • в государственных учреждениях в системе органов внутренних дел и юстиции,
  • в образовательных учреждениях,
  • в реабилитационных центрах различного профиля,
  • в государственных и частных страховых и пенсионных организациях и фондах,
  • в организациях и учреждениях по делам молодежи
  • в центрах образования и профориентации,
  • в домах детского творчества,
  • в церковных приходах.

Пути получения профессии

В профессию социального работника приходят люди с выраженным альтруизмом, умелыми руками и ведущим интересом оказывать помощь и поддержку тем, кто в ней более всего нуждается. Можно начать свою деятельность в этой профессии с рядовой должности в центре социальной защиты, затем получить профильное образование.

В Томске дипломированных социальных работников выпускают следующие образовательные организации:

  • Филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» в г.Томске;
  • ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет»;
  • ОГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»;
  • ОГБОУ СПО «Промышленно-коммерческий техникум»;
  • ОГБОУ НПО «Профессиональное училище № 23» (с. Кривошеино).

Родственные профессии

Воспитатель в школе-интернате, обслуживающий персонал в больницах, преподаватель.

Читайте также: