Менеджер социальной культурной деятельности что это за профессия

Опубликовано: 02.10.2024


Менеджер, занимающийся социокультурными проектами, – это не просто специалист, работающий в некой культурной институции, будь то библиотека, музей или галерея современного искусства. Это человек, создающий новые культурные смыслы, новые культурные практики и новые форматы образа жизни. Мы поговорили с Ольгой Карповой, деканом факультета управления социокультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук

— Ольга Викторовна, кто такие «менеджеры в сфере культуры»?
— Это транспрофессионалы, работающие на границах разных дисциплинарных и профессиональных сфер, «сшивающие» проблемные разрывы, которые невозможно преодолеть исходя из узкопрофессиональной или отраслевой логики, за счет запуска новых технологий деятельности, новых социокультурных практик.
Несколько лет назад одна из первых выпускниц нашего факультета – Лена Михайлова – делала с коллегами выставку, которая называлась «Люди на границах». Мне очень нравится эта метафора: она хорошо отражает специфику деятельности менеджера в сфере культуры. Менеджер, занимающийся социокультурными проектами, – это не просто специалист, работающий в некой культурной институции, будь то библиотека, музей или галерея современного искусства. Это человек, создающий новые культурные смыслы, новые культурные практики, новые форматы образа жизни.
Как вы понимаете, когда мы говорим о «сфере культуры», речь идет совсем не об отрасли. Об этом, кстати, свидетельствует и состав наших слушателей, который кардинально изменился в последние годы. Большую долю слушателей сегодня составляют не представители бюджетной отрасли культуры, а практики, работающие в коммерческом и некоммерческом секторах, причем их число растет с каждым годом, а также те, кто рассматривает обучение на факультете как точку смены профессионального поля деятельности. Например, только половина из них имеет профильное образование в области культуры.
Если 10 лет назад факультет набирал специалистов из сферы культуры и «оснащал» их менеджерскими компетенциями для работы в новых условиях и на новых рынках, то сегодня к нам приходят люди из разных сфер деятельности с разным образовательным бэкграундом, чтобы сменить карьерную траекторию и приобрести компетенции для работы на современных рынках, связанных с производством культурных продуктов и услуг.
С конца 1990-х годов по настоящий период в социокультурной сфере отчетливо проявились, с одной стороны, черты нового рыночного и технологического уклада, с другой – черты новой государственной и региональной политики. Субъектами развития и заказчиками изменений все чаще стали выступать крупные корпорации, государственные структуры разных уровней (ориентированные на повышение внебюджетных доходов), субъекты арт-рынка и т.д. Данная ситуация существенным образом меняет требования к профессиональным компетенциям и навыкам менеджеров, работающих в культурной сфере. Специфика организации процесса управления изменениями в разных секторах проявляется все более отчетливо, что требует иной конфигурации управленческих компетенций и навыков.
Вот только основные тенденции, которые влияют на ситуацию в области образования в сфере менеджмента культуры:

  • расширение предметного поля деятельности управленцев - выход за рамки традиционного понятия «культурной сферы»;
  • развитие некоммерческого и коммерческого сектора в сфере культуры – складываются и институализируются различные культурные практики и «индустрии», формирующие заказ на профессионалов, понимающих особенности функционирования конкретных культурных рынков;
  • расширение зоны малого и среднего бизнеса в гуманитарной сфере;
  • а также депрофессионализация экономистов, юристов и управленцев, не нашедших применения на перенасыщенных рынках соответствующих услуг.

Сейчас в Москву и некоторые другие крупные города пришла мода на так называемые «креативные кластеры». История этого явления довольно прозаична - несколько художников селятся вместе в каком-нибудь старом здании, чтобы меньше платить за аренду. Но вдруг оказывается, что такое сосуществование создает новое качество жизни в этом месте, притягивает профессионалов из смежных сфер – дизайнеров, галеристов, издателей и т.д. - возникает новое культурное пространство со своими неповторимыми чертами и особенностями. В итоге капитализация этого места возрастает в несколько раз, что делает его привлекательным не только для публики, респектабельных потребителей, но и для девелоперов. Сегодня этот эффект переосмыслен и начинает работать в «обратной логике»: девелоперы привлекают менеджеров культуры, чтобы спроектировать такие городские пространства, которые станут «магнитом» для потребителей, ориентированных на современные культурные продукты и специфическую среду, являющуюся обязательным условием их потребления. А уже затем в это пространство привлекаются художники, дизайнеры и другие представители творческих профессий, работающие в рамках заданной идеологии.
Например, создатели « The Distillery District», проекта регенерации исторического индустриального района Торонто, ставшего центром дизайна и креативности, формулировали свое видение таким образом: « Наша цель состояла в соединении романтики и расслабляющей атмосферы европейских прогулочных зон с хипстерской, модной динамикой таких районов, как нью-йоркский Сохо или Челси, где творческие люди собираются вместе, и вы чувствуете, как будто сейчас что-то может случиться».
Эта деятельность является культурной по своему типу, так как в ее ядре – работа с культурными ресурсами, культурными практиками и культурными смыслами. То есть культура является сегодня не только непременной «упаковкой» любого акта потребления, но и его основным смыслом.
Очевидно, что для такой деятельности нужны профессионалы, понимающие суть современных процессов городского развития и культурного потребления, умеющих работать со средовыми эффектами и долгосрочными программными действиями, которые связаны, в том числе, с умением организовывать эффективную коммуникацию между различными субъектами территориального развития.

— В России профессия «менеджер социокультурных проектов» еще сравнительно молода. Где работают такого рода специалисты за рубежом, в странах, где эта профессия существует давно?
— В принципе, ваш вопрос задан еще в старой «индустриальной» логике, когда специалистов готовили как шурупы, заточенные под узкие задачи и конкретные функции. С точки зрения современного менеджмента культуры эластичность рынка труда чрезвычайно высока, менеджеры сами формируют новые рынки, они, по сути - предприниматели нового типа на неограниченном, постоянно меняющемся рынке культурных услуг. Эта широта сферы приложения профессиональных компетенций культурных менеджеров и проектировщиков напрямую зависит от степени открытости и свободы общества.
Так, во многих развитых странах они работают в сфере городского развития. У нас планированием городов занимаются в основном архитекторы, транспортники, коммунальщики, то есть те, кто мыслит город в понятиях «жесткой» инфраструктуры. Они не принимают во внимание, что город – это, прежде всего, особая среда, в которой живут люди. Проектировать такие среды должны профессионалы, понимающие современную социокультурную динамику.
Одной из главных технологий городской ревитализации сегодня является «культурное зонирование»: в городе выделяются особые районы или «кварталы», отличающиеся друг от друга спецификой культурной активности и визуально маркирующиеся в городском пространстве. Допустим, в Монреале среди культурных кварталов, помимо этнических (Чайнатаун, Маленькая Италия), есть «латинский квартал» – в котором концентрируются университеты и который является средоточием студенческой жизни, музейный квартал и «квартал зрелищ», где сосредоточены крупные концертные залы, театры. Такое зонирование – это фактически внутригородской маркетинг. Жители знают, куда им пойти, когда они хотят определенных впечатлений и определенного культурного продукта. Кроме того, культурное зонирование – это вклад в городскую экономику, поскольку оно привлекает туристов и стимулирует девелоперов, владельцев мелких и средних бизнесов вкладываться в создание современных культурных рынков и продуктов.

— Где сейчас работают менеджеры в сфере культуры в России и как изменилась эта профессия за 10 – 15 лет своего существования?
— Это на самом деле не такой простой вопрос. Так как не каждый специалист, работающий в организациях культуры, и даже занимающий управленческую позицию, является культурным менеджером. В последние несколько лет, когда бюджетная сфера культуры утратила лидирующие позиции в инновационных процессах, профессионалы, действительно занимающиеся управлением, а не администрированием в сфере культуры, концентрируются в некоммерческом, негосударственном секторе (non-for-profit, non-governmental), прежде всего, а также, в меньшей пока степени, в частном и корпоративном секторах.
Если вы обратите внимание на то, кто является инициаторами наиболее интересных культурных проектов последних лет, то увидите это совершенно отчетливо.
Помимо традиционных культурных институций, таких, как музеи, библиотеки, театры, культурные центры, центры современного искусства, многие наши выпускники работают в подразделениях PR и корпоративной социальной ответственности крупных компаний, в аналитических отделах исследовательских центров, в консалтинговых агентствах, различных культурных фондах. Все больше наших слушателей участвуют в развитии различных секторов культурной экономики, ориентированы на создание собственных культурных бизнесов.
За последние десять лет профессия изменилась довольно сильно: она сегодня скорее «привязана» к бурно развивающемуся некоммерческому сектору и культурной экономике, нежели к отраслевой инфраструктуре бюджетных организаций.
Сегодня молодые представители творческих профессий – художники, дизайнеры, музыкальные исполнители – стремятся сами овладеть менеджерскими навыками, чтобы не зависеть от множества проблем, порожденных кризисом отраслевой системы управления культурой. Арт-рынки в России только складываются, многих элементов «поддерживающей» инфраструктуры - продюсерских и агентских центров, фондов, поддерживающих молодых исполнителей, и т.д. - еще попросту нет либо слишком мало, чтобы обеспечить здоровую конкуренцию и возможность легально и быстро встроиться в рынок. Я считаю, что эта тенденция сохранится в течение ближайших 5-7 лет как минимум.

— Сейчас организации культуры переводят на рыночные рельсы. С одной стороны, появляются новые возможности, но с другой — и новые проблемы. Что, на ваш взгляд, самое сложное для менеджера в новой ситуации?
— Самое сложное – это переориентировать государственную организацию на работу в логике рынка и социальной востребованности, но сделать это придется. У нас культура всегда понималась как нечто самоценное. Но времена, когда государство должно было всех финансировать a priori, прошли. Собственно, новый механизм финансирования отрасли и направлен на то, чтобы создать условия для «естественного отбора» востребованных обществом институций и тех, чье время уже ушло. Поскольку у нас нет сейчас внятных критериев оценки качества деятельности культурных институций, нет стратегии развития отрасли, базирующейся на современных представлениях о культуре, эта агония отживших культурных форм еще будет искусственно поддерживаться какое-то время.

— Насколько легко менеджеру в сфере культуры найти финансирование для реализации своих идей?
— Это зависит от его компетенций и отчасти от того, где территориально он работает – проще тем, кто живет в крупных городах, сложнее – региональным проектировщикам. Регионалам приходится иметь дело с очень небольшим рынком общественных денег. В лучшем случае в регионе есть несколько предприятий, готовых выделять некоторые средства на культуру, и десяток общественных фондов, решающих в основном проблемы детских домов, но не культуры.
Конечно, в разных регионах ситуация разная: скажем, в Красноярском крае, где социокультурную деятельность активно поддерживает фонд Михаила Прохорова, в Пермском крае, где сегодня реализуется новая стратегия развития культуры, в Карелии, где работают не только грантовые программы Евросоюза, но и сформировался довольно сильный республиканский некоммерческий сектор, больше возможностей для поддержки культурных инициатив.

— Как вы считаете, что важнее для менеджера социокультурных проектов — быть специалистом по культуре или управленцем?
— В отношении универсальных управленческих навыков я согласна с известным «гуру» американского менеджмента Питером Друкером: не бывает «просто менеджеров», способных успешно управлять чем угодно — от библиотеки до нефтяной вышки, благодаря знаниям, полученным на программе МВА. Любой менеджер должен знать и понимать особенности сферы, в которой работает, но также уметь видеть ее в более широких контекстах.

— Тем не менее какой должна быть менеджерская подготовка специалиста в области культуры, на что стоит обратить внимание?
— Я бы сказала, что она должна включать три обязательных компонента: общую теоретическую подготовку в области современной теории культуры, теоретическую подготовку в области управления с акцентом на особенности социального и культурного предпринимательства и блок практических курсов, призванных оснастить специалиста соответствующим набором прикладных знаний в разнообразных сферах современных культурных практик.
Последний блок обязательно должен строиться с опорой на стажировки в организациях культуры различного типа, разбор кейсов. Например, наш канадский коллега Майкл Робинсон считает: чтобы быть успешным, эффективным менеджером, нужно приобрести опыт работы в организациях разного типа - бюджетных, коммерческих и некоммерческих.
Но главная компетенция успешного менеджера – умение работать в ситуации неопределенности, не по готовым шаблонам и рецептам, но находя каждый раз уникальное управленческое решение.

Социально–культурная деятельность – одно из старейших и самых востребованных направлений подготовки Санкт – Петербургского государственного института культуры. В настоящее время кафедра социально – культурной деятельности осуществляет набор по направлениям подготовки.


51.03.03 «Социально–культурная деятельность» (бакалавриат)

Форма обучения: очная, заочная.
Вступительные испытания: результаты ЕГЭ по литературе, русскому языку, обществознанию.

Для выпускников профильных средних профессиональных учебных заведений, поступающих на заочную форму (по договорам с оплатой стоимости обучения), предусматривается ускоренная программа обучения — 4 года. Вступительные испытания: творческий экзамен (Социально–культурная деятельность), русский язык и обществознание (письменное тестирование).

Профиль: «Менеджмент социально–культурной деятельности»

Профиль предусматривает подготовку дипломированных специалистов для работы руководителями и менеджерами учреждений культуры, социокультурных проектов, рекламных и PR–агентств, продюсерами художественных досуговых программ, педагогами–организаторами прикладного любительского творчества, детского и молодёжного досуга, преподавателями социально–культурных дисциплин в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Профиль: «Менеджмент детско–юношеского досуга»

Профиль предусматривает подготовку дипломированных специалистов для работы руководителями и менеджерами учреждений культуры, социокультурных проектов, педагогами–организаторами прикладного любительского творчества, досуга и развлечения детей и подростков, преподавателями социально–культурных дисциплин в образовательных учреждениях Российской Федерации.

51.04.03 «Социально–культурная деятельность» (магистратура)

Форма обучения: очная, заочная.
Вступительные испытания: «Основы социально–культурной деятельности» (устный экзамен).


Социально-культурная сфера - стремительно развивающаяся и жизненно важная отрасль. Ключевая особенность направления подготовки – широкое поле профессиональной деятельности, главным объектом которой является человек. Менеджер социально-культурной деятельности призван приобщать личность к ценностям культуры посредством организации активной, инициативной и творческой деятельности.

Современный выпускник кафедры социально-культурной деятельности интегрирует в себе такие качества, как коммуникабельность, креативность, организаторские способности, сценарно–режиссерское мастерство, владение технологиями и методиками изучения, удовлетворения и развития культурных и досуговых потребностей различных категорий населения, включения их в различные виды социально-культурного творчества, способность разработать и реализовать социально-культурные проекты, координировать социально-культурные инициативы.

Менеджер социально-культурной деятельности должен быть профессионалом, обладающим общим высоким культурным уровнем и эрудированностью, изучившим ряд дисциплин, к которым относятся менеджмент и маркетинг, бизнес-планирование и экономика, реклама и имиджелогия, культурология и арт-педагогика, социально-культурные технологии и методики и сценарно-режиссерские основы.


    Преимущества обучения на кафедре социально-культурной деятельности:
  • Общее гуманитарное образование;
  • Творческая атмосфера и интересная форма обучения;
  • Приобретение глубоких знаний в области экономики и социального менеджмента;
  • Овладение навыками проектирования и реализация собственных идей и проектов;
  • Встречи с ведущими специалистами в области культуры.

Уже с первого курса студенты становятся активными участниками культурной сферы: посещают музеи, арт-пространства, театры, концертные площадки, становятся участниками и организаторами форумов, фестивалей, выставок, ярмарок, экскурсий, конференций и иных мероприятий.

Будущие менеджеры социально-культурной деятельности знакомятся с работой петербургских организациях, проходя ознакомительную, учебную и преддипломную практики, в ведущих центрах культуры, искусства, образования, просвещения, туризма, спорта, развлекательно-игрового досуга.


    Выпускники кафедры социально–культурной деятельности специализируются как:
  • руководители учреждений и организаций социально-культурной сферы;
  • топ-менеджеры социокультурного проектирования, маркетинга и рекламы в социально-культурной сфере, художественно-просветительной и развлекательно-игровой деятельности;
  • арт-технологи театрального, музыкального, музейного, спортивно-оздоровительного и теле-видео-кино досуга;
  • педагоги досуга различных категорий населения;
  • организаторы и продюсеры культурно–досуговых программ;
  • преподаватели социально–культурных дисциплин.

Менеджер социально-культурной деятельности - профессия для творческих, креативных, активных, инициативных, тех, кто хочет всегда быть востребованным!

Те, кто интересуется специальностью «Социально-культурная деятельность», кем можно работать, сколько зарабатывать, где учиться и какие экзамены сдавать, могут почерпнуть главную информацию из данной статьи.

Специалисты направления «Социально-культурная деятельность» (СКД) должны обладать большим кругозором, хорошими педагогическими и организаторскими навыками, так как их основная деятельность состоит в проведении досуговых мероприятий, направленных на повышение культурного уровня отдельно взятого учреждения, города, региона и т. д.

Помимо этого выпускники факультета СКД занимаются сохранением и приумножением культурных ценностей, маркетингом и менеджментом в развлекательной сфере, преподаванием практических и теоретических предметов в соответствующей области, просветительской и воспитательной работой.

Исходя из этого, можно понять, что деятельность специалистов, окончивших направление СКД, направлена на человека: на его просвещение, социализацию и культурное воспитание.

Крупные вузы России для обучения по специальности СКД

Высших учебных заведений, обучающих по направлению «Социально-культурная деятельность», не так уж и много.

Больше всего их в Москве и Уфе (по 3 учреждения), но также есть возможность получить образование в данной сфере во Владивостоке, Екатеринбурге, Самаре и Омске (по 2 учреждения).

Самыми популярными и востребованными вузами являются:

Московский городской педагогический университет;

Санкт-Петербургский государственный институт культуры;

Московский государственный институт культуры;

Российский государственный социальный университет;

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;

Краснодарский государственный институт культуры.

Экзамены, необходимые для поступления

Для каждого 11-тиклассника самыми сложными вопросами на весь оставшийся учебный год становятся: «Кем мне быть?» и «Какие предметы сдавать?».

Если первый вопрос сугубо личный и зависит от множества факторов, то на второй намного легче дать ответ, если вы уже определились с профессией или пошли методом исключения сложных для вас предметов.

Если выпускник твёрдо решил, что хочет связать свою жизнь с социально-культурной деятельностью, то ему предстоит сдать ЕГЭ по следующим предметам:

история / обществознание / английский язык (по выбору конкретного вуза).

Помимо этого, некоторые университеты принимают экзамены по другим видам вступительных испытаний, но это уточняется индивидуально.

Сроки обучения и форма обучения

Сроки и форма вполне стандартные:

очная форма – 4 года;

заочная форма – 5 лет.

Какие предметы изучают студенты

Чтобы стать полноценным специалистом по направлению «Социально-культурная деятельность», необходимо обладать хорошими организаторскими способностями, социальными навыками и глубокими познаниями в таких науках, как: культурология, право, педагогика, социология, психология, политология.

По этой причине большинство университетов придерживаются такой программы:

русская и зарубежная литература;

история кино / музыки / искусств;

основы культурной политики;

история, теория, методология СКД.

На выходе получается специалист, готовый:

руководить культурно-развлекательным учреждением, организовывать его деятельность, осуществлять набор кадров и поиск финансирования;

проводить культурно-образовательные мероприятия, нацеленные на разные возрастные и социальные группы;

формировать общественное мнение в отношении какого-либо культурного памятника или события;

заниматься экспертизой и диагностикой объектов социально-культурного сервиса;

создавать новейшие технологии развития досуговой области.

Кем можно работать после обучения

Студент факультета «Социально-культурная деятельность» может выбрать одну из представленных профессий:

Специалисты направления являются профессионалами, обладающими фундаментальными теоретическими знаниями в отрасли, высоким уровнем общей культуры и широким кругозором. Выпускники умеют эффективно использовать в своей профессиональной деятельности инновационные социально-культурные методики и технологии с целью обеспечения сохранности культурного наследия и его преумножения. Деятельность будущего специалиста основывается на наиболее актуальных потребностях личностного и общественного развития. Главным объектом профессиональной деятельности выпускника направления становится человек, рассматриваемый как объект социализации и просвещения, инкультурации и воспитания.

Условия поступления

Абитуриенты в аудитории
Специалисты сферы СКД осуществляют отбор, хранение, производство и последующее распространение ценностей культуры в рамках региона деятельности на государственном и международном уровне. В задачи будущего специалиста входит планирование, организация и практическая реализация культурной и досуговой деятельности. Абитуриентам, выбравшим данное направление в качестве последующей профессиональной деятельности, необходимо подготовится к сдаче вступительных экзаменов по дисциплинам:

  • русский язык:
  • литература (профильный);
  • история, обществознание (по выбору учебного заведения);
  • иностранный язык (по требованию вуза).

Будущая профессия

Профессиональная деятельность будущих бакалавров реализуется в области культурной политики, социально-гуманитарного знания, маркетинга, менеджмента и культурно-воспитательного образования.

Объектами деятельности специалистов выступают:

  • системы управления учреждениями и общественными объединениями социокультурной сферы;
  • объекты индустрии досуга;
  • процессы творческой и культурной деятельности;
  • процессы педагогического, методического сопровождения и обеспечения досуговой деятельности, культурной и воспитательной работы.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой специалистов направления занимаются следующие вузы страны:

  1. Международный университет в Москве (МУМ).
  2. Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства.
  3. Московский городской педагогический университет (МГПУ).
  4. Московский городской университет управления Правительства Москвы (МГУУ Правительства Москвы).
  5. Московский государственный гуманитарно-экономический институт (МГГЭИ).

Срок обучения

Нормативный срок обучения по очной форме составляет 4 года, заочной – 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Студенты разрабатывают план культурной деятельности
В задачи будущего специалиста входит организация культурной и просветительской деятельности в соответствии с социально-культурными интересами и потребностями людей разных возрастов, профессий. Разработка инновационных технологий развития досуговой области требует от будущего специалиста фундаментальных знаний культурологии, педагогики, психологии, политологии, социологии, теории управления и права. Основными дисциплинами курса являются:

  • педагогика досуга;
  • литература;
  • методология и методика скд;
  • основы культурной политики;
  • история и теория СКД;
  • история искусств;
  • история кино;
  • история музыки;
  • информатика и основы информационной культуры;
  • социальная и культурная работа за рубежом.

Приобретаемые навыки

Основными средствами реализации социокультурной деятельности будущего специалиста выступают:

  • слово;
  • СМИ;
  • технические и наглядные средства;
  • художественная самодеятельность;
  • художественные произведения;
  • произведения культуры.

Реализация профессиональной деятельности требует наличия таких компетенций, как:

  1. Руководство учреждениями культуры (центрами отдыха и развлечений, парками культуры), организация и планирование их деятельности, поиск источников финансирования и подбор кадров.
  2. Организация досуговой деятельности различных социальных и возрастных групп.
  3. Разработка методических указаний относительно проведения культурных мероприятий.
  4. Осуществление подготовки и внедрение в практику рекреационных и анимационных программ.
  5. Формирование общественного мнения в отношении культурных произведений и культурного наследия государства.

Перспективы трудоустройства по профессии

Выпускник сдает книги в библиотеку
Выпускники направления успешно осуществляют профессиональную деятельность в качестве продюсеров, директоров концертных и промоушен-организаций. В задачи специалистов входят переговоры с концертными агентствами, теле-, радиостанциями, звукозаписывающими организациями и пр.

Данное направление представляет широкий ряд возможностей для трудоустройства после завершения обучения. Выпускники – бакалавры могут выбрать профессию:

  • аниматора;
  • имиджмейкера;
  • арт-менеджера;
  • культуролога;
  • инструктора-методиста;
  • менеджера СКД;
  • менеджера по туризму;
  • организатора праздников;
  • организатора досуга;
  • педагога-организатора;
  • социального педагога.

Чаще всего начинающие специалисты получают от 25 до 30 тыс. рублей. По мере повышения компетенции специалиста и уровня его самосовершенствования заработная плата возрастает: руководители отдельных подразделений могут рассчитывать на доход до 50 тыс. руб.

Руководители продюсерских центров, добившиеся успехов на выбранном поприще, измеряют собственные гонорары шестизначными цифрами.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Как уже отмечалось, заработная плата будущего специалиста зависит от уровня его профессионализма. Обучение в магистратуре предоставляет будущему выпускнику возможность продолжить процесс собственного самосовершенствования в научной и исследовательской сфере, углубить теоретические знания дисциплин цикла и повысить уровень навыков организации. Диплом магистра не требует переаттестации при осуществлении профессиональной деятельности за пределами нашей страны, что также важно для специалистов данного направления. Продолжение обучения возможно также в аспирантуре и докторантуре.

В структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видео, прокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения.

В социально-культурной сфере, таким образом, функционируют:

– искусство и профессиональное художественное творчество и образование;

– культурная деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность;

– материальное производство средств культуры и искусства.

Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей поддается своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкретных типов организаций и видов деятельности.

Профессиональное назначение менеджера социально – культурной деятельности заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности: менеджера отделов и комитетов культуры, менеджера-администратора всех уровней, менеджера клубных учреждений, парков культуры и отдыха, кинотеатров, центров досуга, народного творчества, туристических и молодёжных Центров, центров социальной реабилитации, центров физической культуры и спорта, ночных клубов, казино, государственных, коммерческих, частных и других учреждений социокультурного типа.

Менеджер социально-культурной деятельности обладает высоким уровнем профессионализма в области современного социокультурного менеджмента, маркетинга, а также имеет высокий уровень общей культуры и эрудиции.

В основе профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности лежит изучение таких дисциплин, как: менеджмент, маркетинг, экономика, финансовая и хозяйственная деятельность, предпринимательство, социально-культурные технологии, мировая культура, культурное наследие, литература, история искусств, педагогика, психология, имиджелогия, этикет, реклама, иностранные языки.

В этих условиях совершенно объективно возникает потребность в подготовке не только таких специалистов управления, как менеджеры социально-культурной деятельности, но и арт-менеджеров, менеджеров выставок и презентаций. Подчеркнем, что речь идет не о новых специальностях, а об углубленной специализации в указанных видах деятельности уже выпускаемых кадров.

Арт – менеджмент.

Деятельность художника в искусстве раскрывается в процессах непосредственного взаимодействия со зрителем, слушателем, потребителем.

Для того чтобы заключить контракты на гастроли, разовые выступления, обеспечить рекламу, помещение, связи с руководителями города и прессой профессионального коллектива или отдельного исполнителя, необходим такой менеджер, который не только разбирается в различных жанрах искусства и творчества, но главное умеет реализовать их в обществе, довести до зрителя. Для того чтобы, например, осуществить постановку пьесы зарубежного автора, арт-менеджеру необходимо найти перевод пьесы, арендовать сцену, составить расписание репетиций, скомплектовать труппу, составить и подписать контракт с режиссером, нанять художника-постановщика, организовать театральную технику, определить смету расходов, организовать рекламу, найти спонсоров, распространить билеты, организовать премьеру, сформировать бюджет.

Функции менеджера, таким образом, обретают следующую схему координации по видам деятельности:

1. Художественный аспект: а) перевод, б) выбор режиссера, в) выбор актеров, г) выбор художника-постановщика, д) приобретение костюмов, установка театральной техники, е) организация премьеры.

2. Организационный аспект: а) аренда помещения, б) расписание репетиций, в) организационная работа по распространению билетов

3. Маркетинг: а) организация рекламы, б) продажа билетов.

4. Финансовый аспект: а) определение сметы расходов, б) формирование бюджета, в) поиск спонсоров.

Многоаспектный характер деятельности в данном случае указывает на необходимость использования не одного, а целой группы арт-менеджеров в каждом из четырех видов деятельности, наделенных соответствующими полномочиями и мерой ответственности. В целом же арт-менеджмент всей антрепризы должен состоять из следующих частей: администрация, служба по обеспечению маркетинга и финансирования, персонал и обслуга, организация творческого процесса.

Координация деятельности всего коллектива арт-менеджеров определяется такими факторами, как компетентность, высокий художественный уровень, осознанность миссии организации, умелое разделение труда и ответственности, отсутствие мелочной опеки, правильный выбор приоритетов и умение учитывать возникающие проблемы.

Таким образом, профессиональное назначение арт-менеджера заключается в следующих видах деятельности:

— менеджера (администратора, антрепренера, продюсера, импресарио, промоутера, руководителя) театров, театральных студий, концертных залов и концертных организаций, кинотеатров, кино и фотостудий, студий видео-и аудиозаписи, проката музыкальных инструментов и сценических костюмов, местных, региональных и центральных каналов телевидения, организаций книжной торговли и издательств, спортивных и игровых комплексов, городских парков, молодежных развлекательных ком­плексов, клубных учреждений и, наконец, комитетов по культуре и искусству регионов, отделов культуры городов и районов страны;

— менеджера профессиональных и самодеятельных творческих коллективов и отдельных исполнителей, ансамблей и концертных групп, включая театральные, студийные, оркестровые и певческие, эстрадные и цирковые коллективы, солистов и исполнителей различных жанров; временных и постоянных групп, реализующих проекты праздничных массовых культурных программ, фестивалей, конкурсов, смотров, целевые проекты социокультурного развития.

Характер деятельности арт-менеджера предопределяет глу бокое усвоение им фундаментальных знаний истории и теории отечественной и зарубежной культуры, творческого наследия выдающихся мастеров эстрадного, театрального, музыкального, изобразительного искусства, классиков киноискусства, народно го творчества, познание теории и практики артистического ме неджмента в сфере шоу-бизнеса в стране и за рубежом.

Менеджмент выставок и презентаций

Деловая активность, развитие маркетин говых технологий в сфере культуры, революция в информации и информационных технологиях, обострение конкурентной борьбы ус корили научный поиск, разработку и широкое внедрение в практику выставочной деятельности и презентаций, деловых встреч и приемов.

Сегодня можно говорить о выставках и презентациях как о маркетинге идей и продуктов (художественных, научных, соци альных, политических) субъектов культуры, общественных ор ганизаций, художников и исполнителей, регионов, городов, мест, объектов, программ и т.д.

Выставки и презентации обрели характер социально-культурной деятельности, теории и практики функционирова ния культуры и искусства общества со зрелой рыночной эконо микой.

Менеджер выставок и презентаций получает специализа цию по организации и проведению международных, общерос сийских, республиканских, краевых, областных, городских вы ставок; организации выставок-продаж, аукционов произведений искусства, декоративно-прикладного творчества, моделей одежды, печатной книжной и журнальной продукции.

Такой специалист обеспечит проведение презентаций, пресс-конференций, культурных программ, фестивалей, конкур сов, тематических искусствоведческих, музейных, театральных смотров и показов.

Специалист в этой области владеет технологиями менеджерской и маркетинговой деятельности, навыками работы по созданию экспозиционных проектов, организации экспозиции, монтажа, разработки маршрутов движения посетителей на вы ставке, работы с дизайнерами и художниками, подготовки ката логов, работы с прессой, организации рекламы, учета запросов посетителей, административной и финансовой работы, оценки результатов выставки и др.

Дифференциация социально-ролевых видов деятельности в социокультурной сфере становится неким инвариантом, прису щим целой группе людей, которые выполняют качественно од нородные или близкие по содержанию функции.

Типы менеджеров

Творческие группы (сектора) становятся мини-коллективами и выполняют менеджерские функции по отношению ко всем участни кам творческого процесса подготовки и осу ществления культурных проектов и программ, включая реальн ых и потенциальных посетителей учреждения культуры, ауди торию.

Разумеется, уровень профессионализма, профессиональная управленческая культура, профессиональная компетентность менеджеров социально-культурной деятельности далеко не од нозначны, и могут быть условно разделены на четыре типа:

Первый тип. Менеджер социально-культурной деятельно сти обладает высоким профессиональным уровнем и оптималь но мотивирован к работе в своей сфере. Его профессиональные качества, целеустремленность в работе гарантируют высокую эффективность деятельности

Второй тип. Менеджер положительно мотивирован к рабо те в социокультурной сфере, но имеет низкий профессиональ ный уровень. Его положительная мотивация, стремление "вы ложиться" на работе приносит мало пользы, а иногда может "наломать дров" из-за своего низкого профессионализма.

Третий тип. Менеджер с низким профессиональным уров нем и недостаточной мотивацией в работе социокультурных уч­ реждений. Такой тип относится к балласту управленческой сис темы, который тормозит развитие, отрицательно воздействует на коллег и структуры управления.

Четвертый тип. Менеджер обладает высоким профессио нальным уровнем, но слабо или вообще не имеет мотивации к работе в учреждениях социокультурной сферы. Он пассивен, безразличен к целям и задачам учреждения культуры, качеству и эффективности работы и всегда может уйти с работы на более выгодное для него место Его высокий профессионализм и низкая мотивация в работе отрицательно сказываются на других сотрудниках, "расхолажи вают" коллектив и тем самым наносят вред общему делу.

Читайте также: