Может ли одно и тоже лицо занимать должность совета федерации и депутатом госдумы

Опубликовано: 02.07.2024

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Комментарий к Статье 97 Конституции РФ

1. Часть 1 ст. 97 устанавливает общие требования к лицам, избираемым депутатами Государственной Думы: наличие гражданства РФ, достижение установленного возраста и обладание активным избирательным правом. Данные цензы являются общераспространенными, но не единственными для обладания правом быть избранным в парламент. В зарубежной практике имеют место такие цензы, как имущественный (обладать недвижимостью - в Канаде), моральный (не состоять на учете в наркологическом диспансере - в Мексике, не быть лишенным родительских прав - в Нидерландах), религиозный (исповедовать ислам - в Иране, не быть служителем церкви - в Великобритании) и др.

Первое требование, которое предъявляется к кандидатам в депутаты Государственной Думы - наличие российского гражданства. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти относится к числу наиболее важных политических прав, которыми обладают только граждане. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть избраны в Федеральное Собрание.

Установленное Конституцией правило об обязательном гражданстве РФ для депутатов Государственной Думы исключает возможность избрания депутатами граждан России, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание российского гражданина на территории иностранного государства. Данная норма была введена в Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей" и связана с необходимостью соблюдения требований к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, обусловленной их публично-правовым статусом, непосредственным участием в делах государства, затрагивающих вопросы государственной и национальной безопасности. Аналогичные требования были введены и в отношении членов Совета Федерации, членов Правительства и других лиц. Утрата гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства влечет прекращение депутатских полномочий (ст. 4 Закона о статусе члена СФ и депутата ГД).

Второе требование - достижение 21-летнего возраста. Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ (ст. 5) уточняет, что указанный возраст должен быть достигнут на день голосования. Это единственное исключение из установленных требований к кандидату в депутаты Государственной Думы, поскольку соответствие им гарантировано. Всем остальным условиям кандидат должен соответствовать на начало избирательной кампании.

Дополнительный возрастной ценз для приобретения пассивного избирательного права устанавливается во многих государствах. Возможность принимать ответственные решения по управлению государством должна быть предоставлена гражданам, способным на основе своего жизненного опыта принимать необходимые решения. Как показывает мировая практика, 21 год является распространенной возрастной планкой для прохождения в парламент (его "нижнюю" палату). Такой порог установлен, например, для прохождения в сеймы Польши и Литвы. Хотя применяется как более низкий ценз - 18 лет (Дания, Испания, Португалия, ФРГ), так и более высокий - 23 года (Румыния, Франция), 25 лет (Италия, Греция, США), 30 лет (Япония ).

Третье требование - наличие активного избирательного права - права избирать. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции России не имеют права голоса на выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Закон о выборах депутатов ГД ФС РФ развивает названные конституционные положения и устанавливает иные ограничения, препятствующие избранию в Государственную Думу. Они в первую очередь связаны с общественно-нравственным обликом народных избранников. Депутаты, воплощающие в своей деятельности интересы и волю многонационального российского народа, решая важнейшие государственные задачи, не могут не отвечать определенным нравственным критериям, исходя из которых складывается общее представление о государственной власти. Поэтому законодатель устанавливает ограничения для избрания в Государственную Думу в отношении:

- лиц, осужденных к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за такое преступление;

- лиц, осужденных за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного УК и имеющих на день голосования неснятую и непогашенную судимость за такое преступление. Уголовный кодекс в числе подобных преступлений рассматривает деяния, предусмотренные ст. 214 (вандализм); ст. 243 (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры); ст. 244 (надругательство над телами умерших и местами их захоронения); ст. 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности); ст. 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и др.;

- лиц, подвергнутых административному наказанию за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 20.3 КоАП, т.е. за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в случае, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым наказанию;

- лиц, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен не превышающий четырехлетний срок до дня голосования факт нарушения ограничений, предусмотренных Законом об основных гарантиях (п. 1 ст. 56, подп. "ж" п. 7 и подп. "ж" п. 8 ст. 76). Это, в частности, наличие в предвыборных программах, иных агитационных материалах, выступлениях кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, граждан на публичных мероприятиях, в СМИ призывов к совершению действий экстремистской направленности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (в ред. от 29.04.2008) к подобным действиям относится целый круг деяний, направленных на нарушение основ жизнедеятельности российского общества и конституционных прав граждан: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; другие насильственные деяния;

- лиц, лишенных по приговору суда, вступившего в законную силу, права занимать государственные должности в течение определенного срока, если установленный судом срок не истек.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает запреты на совмещение парламентариям Федерального Собрания иных депутатских мандатов. Конституционная норма отражает общеизвестный принцип несовместимости, не допускающий (за определенными исключениями) совмещения депутатского статуса с иными государственными должностями. Недопустимость одновременного нахождения одного и того же лица в составе обеих палат российского парламента обусловлена их раздельной работой, разной представительной природой и различным, но во многом уравновешивающим друг друга объемом полномочий.

В отношении депутатов Государственной Думы Конституция содержит более строгие требования - они не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако Закон о статусе члена СФ и депутата ГД распространил эти ограничения и на членов Совета Феде рации.

3. Часть 3 комментируемой статьи предполагает, что замещение депутатского мандата является профессиональной оплачиваемой деятельностью и единственным видом трудовой деятельности лица, избранного депутатом Государственной Думы. В более широком смысле профессионализм означает высокие требования к качеству выполняемой работы, владение навыками, приемами и спецификой осуществляемой деятельности. Ни Конституция, ни развивающее ее законодательство не устанавливают профессиональных и квалификационных требований к парламентариям (уровень образования, специальность, стаж и др.). В основе депутатской деятельности - иные требования, в первую очередь интерес и доверие избирателей. Вместе с тем специфика осуществляемой депутатами деятельности, в том числе в сфере законодательного процесса, актуализирует вопрос о наличии определенного уровня подготовки, квалификации депутатского корпуса. В связи с этим Конституция устанавливает, что депутатская деятельность должна быть единственным видом трудовой деятельности на весь период мандата.

Профессиональный характер депутатской деятельности является неотъемлемой чертой современного парламентаризма. Парламентарий, реализуя свои полномочия на постоянной основе, освобождается от выполнения иных трудовых функций. Это должно повысить эффективность и качество его деятельности. Депутат, постоянно занятый на другой работе (а именно это было характерно для советских представительных органов и имеет место во Вьетнаме, в Китае, на Кубе), не может полноценно участвовать в законодательной деятельности, посвящать ей необходимое количество времени. Это серьезное препятствие превращению высшего представительного органа государства в реально действующий парламент.

Профессиональная основа осуществляемой парламентариями деятельности обусловливает наличие для них запрета не только совмещать депутатские мандаты других представительных органов, но и быть выборными должностными лицами иных органов государственной власти или органов местного самоуправления, замещать иную государственную должность РФ и субъекта РФ, находиться на государственной и муниципальной службе, в том числе военной, в органах внутренних дел, прокуратуры, таможенных органах, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и других ведомствах (на время осуществления депутатских полномочий служба в данных органах и учреждениях приостанавливается), заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью. Данные запреты обусловлены объемами работы депутатов, а также обходимостью обеспечения их независимости от различного влияния, в том числе связанного с трудовыми отношениями.

Закон о статусе члена СФ и депутата ГД также запрещает депутатам состоять членами органов управления хозяйственных обществ или иных коммерческих организаций, что может осуществляться и на безвозмездной основе. Обеспечение национальных и общественных интересов в парламентской деятельности обусловливает в соответствии с данным Законом запрет на участие в органах управления, попечительских или наблюдательных советах, иных органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделениях, за исключением случаев, когда иное предусмотрено международным договором РФ или российским законодательством.

Конституционный Суд в своей практике обращался к вопросу о совместимости осуществления депутатами деятельности в парламенте с иной профессиональной деятельностью государственной направленности. Данный вопрос был им разрешен в Постановлении от 26.02.1993 N 4-П "По делу о проверке конституционности правоприменительной практики досрочного прекращения полномочий народного депутата Российской Федерации"*(1004). Заявитель обжаловал досрочное прекращение его депутатских полномочий постановлением Верховного Совета РФ в связи с назначением на должность министра.

Необходимо отметить, что на момент рассмотрения дела действовавшее законодательство, в том числе Конституция, устанавливало нормы, согласно которым лица, входящие в состав Совета Министров РФ, не могли быть депутатами РФ. Противоречивость конституционных положений заключалась в том, что полномочия по назначению лиц в состав Совета Министров были переданы Президенту и одновременно исключены соответствующие полномочия Верховного Совета. Однако неизменной осталась норма Конституции, согласно которой лица, входящие в состав Совета Министров (за исключением его Председателя), не могли быть депутатами в Совете, которым они назначались или избирались.

Суд, признав соответствующей Конституции правоприменительную практику досрочного прекращения депутатских полномочий в связи с назначением на должность в состав Совета Министров, сформулировал два важнейших вывода, сохраняющих свою силу и в настоящее время:

1) принцип разделения властей подразумевает, что лица, входящие в состав Правительства РФ, не могут быть депутатами РФ - при этом их полномочия не приостанавливаются, они не лишаются депутатских полномочий - их полномочия досрочно прекращаются;

2) досрочное прекращение депутатских полномочий означает, что депутатский мандат не восстанавливается и в случае оставления поста в Правительстве.

В настоящее время законодательство также закрепляет ограничения, связанные с возможностью совмещения депутатских полномочий в российском парламенте и деятельности в Правительстве РФ. Исключение было предоставлено только депутатам Государственной Думы первого созыва: в соответствии с п. 9 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции они могли быть одновременно членами Правительства*(1005).

Ограничения, установленные в отношении депутатов Государственной Думы, характерны и для зарубежных парламентариев. В большинстве стран им также запрещается состоять на государственной и муниципальной службе, заниматься предпринимательской деятельностью. Совмещение министерской должности допускается в парламентарных республиках, в которых деятельность члена правительства рассматривается не как административная, а скорее как политическая. Вхождение парламентариев в состав правительства допускается, например, в Венгрии, Румынии, Чехии. В Болгарии и Словакии депутаты приостанавливают исполнение депутатских полномочий на время вхождения в правительство.

Нормы о несовместимости парламентской и иной оплачиваемой деятельности (за исключением государственной или муниципальной службы) в некоторых странах не носят абсолютного характера. Например, в США регламенты палат запрещают парламентариям всякую оплачиваемую деятельность только во время работы палат или если она мешает исполнению возложенных на них обязанностей, однако коммерческие доходы членов Конгресса не должны превышать 15% от размера их парламентского жалования. Кроме того, Конгресс США официально признает лоббизм (в 1946 г. был принят специальный Акт о регулировании лоббизма).

Осуществление российскими парламентариями своей профессиональной деятельности не исключает возможности заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, кроме той, что финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Конституционное требование профессионализма и постоянства деятельности к депутатам Госдумы Законом о статусе члена СФ и депутата ГД в равной мере распространено и на членов другой палаты парламента - Совета Федерации. Это стало возможно в связи с изменением в 2000 г. порядка формирования этой палаты и переходом работы членов Совета Федерации также на профессиональную основу (см. комментарий к ч. 2 ст. 96).

Нарушение перечисленных выше запретов влечет незамедлительное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. В этой связи законодательство РФ (ст. 8 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", ст. 85 Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ) предусматривает, что избранный (назначенный) член Совета Федерации, избранный депутат Государственной Думы в пятидневный срок направляют соответственно в Совет Федерации, ЦИК РФ копию документа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена российского парламента, либо копию документа, удостоверяющего, что ими в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Если данное требование выполнено не будет, Совет Федерации не подтвердит полномочия данного члена Совета Федерации, а депутатский мандат передается ЦИК РФ кандидату из того же федерального списка. Согласно Закону о статусе члена СФ и депутата ГД (ст. 4) палаты вправе досрочно прекратить полномочия парламентариев, не соблюдающих установленные ограничения. Такое решение оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

(в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года N 133-ФЗ)
(с изменениями на 22 декабря 2020 года)
(редакция, действующая с 1 января 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 9-ФЗ (Российская газета, N 32-33, 15.02.2001) (вступил в силу с 1 января 2001 года);

Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ (Парламентская газета, N 239, 27.12.2003, Парламентская газета, N 240-241, 30.12.2003, Парламентская газета, N 242-243, 31.12.2003, Парламентская газета, N 1, 06.01.2004);

Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 53-ФЗ (Российская газета, N 131, 23.06.2004) (вступил в силу с 1 сентября 2004 года);

Федеральным законом от 6 июля 2006 года N 105-ФЗ (Российская газета, N 152, 14.07.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);

Федеральным законом от 12 апреля 2007 года N 48-ФЗ (Российская газета, N 80, 17.04.2007) (вступил в силу с 1 июля 2007 года);

Федеральным законом от 14 февраля 2009 года N 21-ФЗ (Российская газета, N 27, 18.02.2009) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

Федеральным законом от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ (Российская газета, N 237, 21.10.2011) (вступил в силу с 1 января 2013 года);

Федеральным законом от 12 ноября 2012 года N 178-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.11.2012) (вступил в силу с 1 января 2013 года);

Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 238-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.12.2012) (вступил в силу с 1 января 2013 года);

Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 102-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2013);

Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 147-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2013);

Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 209-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.07.2013);

Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 350-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.12.2013) (вступил в силу с 1 января 2014 года);

Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 191-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2014);

Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2014) (вступил в силу с 1 января 2015 года);

Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2015, N 0001201503090023) (о порядке вступления в силу см. статью 25 Федерального закона от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ);

Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 196-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2015, N 0001201506300096);

Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 285-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2015, N 0001201510060013);

Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.11.2015, N 0001201511040010);

Федеральным законом от 3 мая 2016 года N 140-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.05.2016, N 0001201605040001);

Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2016, N 0001201605230052) (вступил в силу с 1 января 2017 года);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 311-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040100);

Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 451-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.12.2016, N 0001201612200034) (вступил в силу с 1 января 2017 года);

Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 505-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2016, N 0001201612290093);

Федеральным законом от 7 июня 2017 года N 107-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2017, N 0001201706070020);

Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 227-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2017, N 0001201707300067);

Федеральным законом от 12 ноября 2018 года N 408-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.11.2018, N 0001201811120024) (вступил в силу с 1 января 2018 года);

Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 561-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2018, N 0001201812280017);

Федеральным законом от 3 июля 2019 года N 167-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2019, N 0001201907030043) (о порядке вступления в силу изменений см. пункт 2 статьи 2 Федеральным законом от 3 июля 2019 года N 167-ФЗ);

Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.10.2019, N 0001201910010050) (вступил в силу с 1 января 2020 года);

Федеральным законом от 16 декабря 2019 года N 432-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2019, N 0001201912160073);

Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 148-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.04.2020, N 0001202004240041);

Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 396-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080029) (вступил в силу с 1 января 2021 года);

Федеральным законом от 22 декабря 2020 года N 440-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2020, N 0001202012220056).

Настоящий Федеральный закон определяет права, обязанности и ответственность сенатора Российской Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы соответственно), их помощников, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы

1. Сенаторами Российской Федерации являются уполномоченные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом:

а) представитель от субъекта Российской Федерации;

б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, если им принято решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации (далее - сенатор Российской Федерации - Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий);

в) представитель Российской Федерации, назначенный Президентом Российской Федерации.

2. Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

3. Сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы не может быть гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Положения части третьей настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ) не распространяются на депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранных (назначенных) в соответствующую палату Федерального Собрания Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ, - см. пункт 3 статьи 11 Федерального закона от 25 июля 2006 года N 128-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

Статья 2. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы в системе государственных должностей Российской Федерации

1. Статус сенатора Российской Федерации, статус депутата Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. По объему социальных гарантий сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру, Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы - к Председателю Правительства Российской Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации и заместитель Председателя Государственной Думы - к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации.

2_1. В случаях, если другими правовыми актами для сенатора Российской Федерации - Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также для членов его семьи предусмотрены иные нормы, устанавливающие более высокий уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, к указанным лицам применяются положения этих актов.

3. К социальным гарантиям деятельности сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы относятся:

а) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пункт дополнен с 12 мая 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 42-ФЗ - см. предыдущую редакцию);

б) ежегодный оплачиваемый отпуск;

в) зачисление времени осуществления полномочий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы в стаж государственной гражданской службы;

г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы и членов их семей;

д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы;

е) обязательное государственное страхование сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу;

ж) обязательное государственное социальное страхование сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий;

з) жилищно-бытовое обеспечение сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;

и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.

4. Должностные лица федеральных органов государственной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать сенатору Российской Федерации, депутату Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

5. Дополнительные условия для осуществления сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы, являющимися инвалидами 1 группы, своих полномочий определяются постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 3. Срок полномочий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы

1. Порядок установления срока полномочий сенатора Российской Федерации и порядок установления сроков начала и прекращения осуществления сенатором Российской Федерации своих полномочий определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных частями первой, третьей и пятой статьи 4 настоящего Федерального закона (часть в редакции, введенной в действие с 9 августа 2001 года Федеральным законом от 4 августа 2001 года N 109-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы

Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ) до дня истечения срока полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ, - см. пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 20 октября 2011 года N 287-ФЗ.

1. Полномочия сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:

а) письменного заявления сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;

б) избрания сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или представительного органа муниципального образования, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или выборным должностным лицом местного самоуправления, а равно назначения сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, поступления сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу;

в) участия сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией в случае, предусмотренном пунктом "г" части второй статьи 6 настоящего Федерального закона, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, финансирование которой не противоречит требованиям, предусмотренным пунктом "в" части второй статьи 6 настоящего Федерального закона;

в_1) вхождения сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

в_2) открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы, их супругами и несовершеннолетними детьми. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";

(Пункт дополнительно включен с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 102-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 28 июня 2017 года Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 505-ФЗ ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 декабря 2020 года N 440-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

в_3) установления фактов, свидетельствующих о несоблюдении требований, ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации в отношении лиц, претендующих на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации, кандидатов в депутаты Государственной Думы:

в отношении сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации - на момент рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации его кандидатуры для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации или соответствующей кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо в период со дня регистрации избирательной комиссией субъекта Российской Федерации соответствующего кандидата на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и в случае его избрания до дня принятия этим лицом решения о наделении одной из представленных им кандидатур полномочиями сенатора Российской Федерации;

Дёмин Илья

Весь 2019 г. профессиональное сообщество активно обсуждало проект революционных поправок в Закон об адвокатуре. К концу года они были приняты (Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 400-ФЗ). Закон легализовал, наконец, «гонорар успеха», а также привнес ряд других новелл.

Изменилась и ст. 16 Закона об адвокатуре о приостановлении статуса адвоката. На наш взгляд, адвокаты позитивно оценили, что теперь статус можно приостановить путем подачи личного заявления в Совет палаты.

В то же время одна поправка в названную статью осталась без должного внимания – была изменена норма подп. 1 п. 1 ст. 16.

Прежняя редакция Закона среди оснований приостановления статуса указывала избрание адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе.

В новой редакции это основание сформулировано таким образом: «избрание (назначение) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления».

29 апреля 2020 г. Комиссия Федеральной палаты адвокатов РФ по этике и стандартам пояснила, что означает новелла, – теперь нельзя одновременно быть и депутатом, и адвокатом. В Разъяснениях указано, что действующая редакция ст. 16 предполагает приостановление статуса не только при избрании адвоката в орган публичной власти на период работы на постоянной основе, как было ранее, но и в случае самого факта его избрания или назначения на должность.

Таким образом, сейчас не имеет значения, занимает адвокат должность на постоянной или непостоянной основе, – совмещение статусов адвоката и депутата недопустимо.

КЭС также разъяснила, что обязанность приостановить статус возникает у адвоката, если он избран или назначен в орган публичной власти после 1 марта 2020 г., когда вступили в силу изменения в Закон об адвокатуре.

Один из авторов заметки, Дёмин Илья, уже находясь в статусе адвоката, в 2018 г. был избран в представительный орган муниципального образования. Таким образом, согласно новой редакции Закона об адвокатуре он не сможет быть избранным депутатом в следующем созыве и одновременно продолжать оказывать помощь доверителям. Полагаем, это несправедливо.

По этому поводу в Постановлении от 18 июля 2019 г. № 29-П уже высказывался Конституционный Суд РФ, который признал, что действовавшие на тот момент нормы Закона об адвокатуре не предполагали запрета совмещать адвокатскую деятельность с осуществлением полномочий депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе.

«…не имеет разумного конституционно-правового обоснования лишение гражданина, избранного депутатом представительного органа муниципального образования и осуществляющего депутатские полномочия на непостоянной основе, статуса адвоката только в силу самого факта замещения муниципальной должности и безотносительно к характеру исполняемой по данной должности публично-правовой функции», – указывалось в постановлении.

Помнится, прочитав текст постановления, мы обрадовались, поскольку до него практика адвокатских палат субъектов была разной. В одних субъектах совмещение статусов считалось нарушением, в других – допустимым. Тогда казалось, что КС поставил точку в этом вопросе.

Однако Конституционный Суд анализировал прежнюю редакцию Закона об адвокатуре, поэтому нельзя однозначно утверждать, что новая редакция противоречит Конституции РФ.

КС тогда пришел к выводу, что решение о возможности совмещения двух статусов относится к дискреции федерального законодателя. При этом важно, что Суд подчеркнул: такая дискреция ограничена принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничения прав и свобод, а также требованиями определенности правового регулирования.

Были ли соблюдены данные принципы законодателем при введении ограничения на совмещение статусов адвоката и депутата? Полагаем, нет.

В пояснительной записке к законопроекту обнаружить конституционно-правового обоснования введенных ограничений не удалось, поскольку обсуждаемая поправка была внесена в проект закона Правительством РФ только ко второму чтению. Исходя из стенограмм заседаний Госдумы, рассматриваемая поправка содержательно ни разу не обсуждалась депутатами, поэтому можно только догадываться, какие риски в совмещении статусов усмотрели законодатели.

Во-первых, нарушает ли совмещение конкретным адвокатом статусов адвоката и депутата принцип независимости адвокатуры?

Именно этот довод использовала АП г. Москвы в 2017 г., привлекая к дисциплинарной ответственности адвоката Олега Сухова, обращение которого в Конституционный Суд послужило причиной вынесения Постановления № 29-П.

На наш взгляд, вхождение конкретного адвоката в состав представительного органа местного самоуправления не умаляет независимость адвокатуры как института гражданского общества и не означает ее интеграции в систему органов публичной власти. Между адвокатурой и органом местного самоуправления не создается в таком случае субординационных отношений; профессиональное сообщество по-прежнему остается независимым.

Во-вторых, нарушается ли принцип независимости самого адвоката, избранного депутатом?

При осуществлении депутатских полномочий на непостоянной основе такие полномочия реализуются на общественных началах. Адвокат не вступает в материальную зависимость от муниципального образования или от должностных лиц. Кроме того, при возникновении конфликта интересов существует эффективный механизм привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности. Данный институт защищает права доверителей в каждой конкретной ситуации и, на наш взгляд, не требует введения ограничений на совмещение статусов на законодательном уровне.

В-третьих, нарушает ли совмещение статусов равноправие адвокатов?

Сложно представить ситуацию, в которой статус депутата органа местного самоуправления можно было бы использовать при осуществлении адвокатской деятельности. Как верно указал КС, в компетенции органов местного самоуправления находятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения, то есть преобладают коммунально-хозяйственные аспекты.

Если депутат осуществляет полномочия на непостоянной основе, злоупотребление депутатским статусом возможно не только при адвокатской деятельности, но и при любой другой. Злоупотребление полномочиями является нарушением само по себе и влечет установленную законом ответственность. То есть существуют общие охранительные нормы, препятствующие злоупотреблению статусом депутата.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что введенное ограничение на совмещение статусов адвоката и депутата не имеет под собой должного обоснования. Установление такого запрета по существу либо лишает адвоката пассивного избирательного права, либо заставляет отказаться от своей профессии. Все это относится к конституционным правам гражданина РФ, которые могут быть ограничены только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Какие из данных ценностей нарушаются при совмещении статусов, не ясно.

Действующая редакция описываемой нормы Закона об адвокатуре не только ограничивает права адвокатов, но и создает правовую неопределенность для депутатов-юристов, которые хотят оказывать квалифицированную юридическую помощь в качестве адвокатов. Могут ли действующие депутаты муниципальных представительных органов на непостоянной основе получить адвокатский статус? Этот вопрос актуален и для соавтора данной статьи Федора Леппы, который также является муниципальным депутатом на непостоянной основе и на момент выхода Разъяснений КЭС уже сдал первую часть экзамена на присвоение адвокатского статуса. Ответа на него в Разъяснениях нет.

Полагаем, что от введенного ограничения проигрывают в первую очередь граждане, которые лишаются возможности выбрать в орган местного самоуправления таких квалифицированных и образованных представителей, как адвокаты.

Как указал Судья КС Николай Бондарь в его Мнении к Постановлению № 29-П: «Усиление взаимодействия этих институтов [адвокатуры и муниципальной власти. – прим. наше. – И.Д. и Ф.Л.] могло бы способствовать решению весьма острой по состоянию на сегодняшний день проблемы повышения юридической квалификации лиц, занимающих муниципальные должности, что, в свою очередь, способствовало бы повышению авторитета представительных органов местного самоуправления, расширению их возможностей – как наиболее приближенных к населению органов – более эффективно решать вопросы местного значения…»

Конституционный Суд прямо не ответил на вопрос об обоснованности такого запрета в контексте нарушения личных прав адвоката, занимающего должность депутата на непостоянной основе. В связи с этим мы намерены добиваться отмены ограничений на совмещение статусов, причем не исключаем возможности обращений в КС и ЕСПЧ.

Иллюстрация

За последние пять лет число кандидатов в депутаты выросло в разы у всех парламентских партий, в том числе от «Единой России» — в пять раз, от КПРФ — в 4,6 раза, от «Справедливой России» — в 4,9, от ЛДПР — в 3,7 раза. Мёдом намазано?

Государственную думу ошибочно продолжают называть нижней палатой парламента. Никто не спешит исправлять запись об этом и в Википедии. На самом деле в Федеральном собрании — парламенте Российской Федерации, частью которого является Госдума, никаких этажей нет. И понятие «Федеральное собрание Российской Федерации» никакой правовой содержательной нагрузки не несёт, как и «парламент Российской Федерации». У него нет ни отца, ни матери. Это не избираемый, не назначаемый, не формируемый, не коллегиальный, не коллективный — никакой не практический, а умозрительный орган.

По Конституции Федеральное собрание является постоянно действующим органом, но вывеску с этим наименованием даже не на что и некуда повесить, даже если возникло бы такое желание. Это тот самый случай, когда есть части неведомого целого, которые так и не образуют целого, а функционируют раздельно. Даже оказываясь раз в год на заслушивании президентского послания, этот конституционный сбор депутатов Государственной думы и сенаторов Российской Федерации вместе не считается их общим собранием и не оканчивается принятием какого-либо общего решения. В истории был один или два случая, когда потребность в этом возникала, чтобы выразить солидарную позицию. Функцию как бы общего решения палат Федерального собрания выполнило совместное решение Совета Госдумы и Совета (внутренний орган палаты) Совета Федерации. Правовых полномочий на это как не было, так и нет. Поэтому заявления и обращения к мировому парламентскому сообществу и парламентам отдельных стран мира по актуальной повестке осуществляют то Госдума, то Совет Федерации, а то и почти синхронно обе палаты, но не Федеральное собрание.

В регламенте Совета Федерации указано, что Совет Федерации является «палатой Федерального собрания — парламента Российской Федерации — представительного и законодательного органа Российской Федерации». Прописано не обоснованно. Это сам Совет Федерации — представительный и законодательный орган, как и Госдума, по факту. В статье 94 Конституции, правда, записано, что Федеральное собрание является таким органом, но этого явления никто никогда воочию не видел.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

  • 17.05.21 Праймериз «Единой России». Почему нельзя партиям верить на слово?
  • 10.05.21 Это будущие депутаты, если их не остановить: конкурс красоты для Госдумы
  • 10.04.21 Дума принимает законы, которые невозможно понять, не для людей. А для кого?
  • 09.04.21 Выберут ли в новую Думу кого-нибудь «новенького» в одномандатных округах?

Примеров в шести тысячах федеральных законов, аналогичных описанному, немерено. В законодательстве сохраняются понятия, которые не имеют правового содержания или не приобретают его в правоприменяющих документах. Наличие в законе декларативных и принципиально нереализуемых норм — законодательный косяк, какими бы благими причинами он ни объяснялся. Умение различать пустопорожние нормы и не выдумывать такие же — главный тест для депутатского IQ и критерий способности кандидата в депутаты к законотворчеству. Он вряд ли будет применен в преддверии 19 сентября, когда состоятся выборы депутатов Государственной думы Российской Федерации. Кого конкретно будут выдвигать политические партии, конечно, их внутрипартийное дело, но чем пристальнее будет внимание к степени открытости и демократичности процедур отбора будущих депутатов в партиях, тем больше надежд на то, что палата качественно обновится.

И одновременно — этих надежд нет. Потому что правовой первоисточник сегодняшней ситуации, как и правового государства, в одном месте и в одном тексте. В законе о политических партиях. В бытность Е. Примакова руководителем депутатской фракции «Отечество — Вся Россия», когда и принимался закон, он настаивал на необходимости самым детальнейшим образом прописать в законе все мельчайшие действия партии по подбору кандидатов и исключению любой декларативности из их программных документов. Учтено всё это не было. По закону партии оказались максимально свободны в определении своих представителей в депутаты без какой-либо ответственности перед государством за их неспособность реализовать предоставленное право на законоустройство. Государственных ограничений, появившихся в законе, всего два. Первое: политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты граждан, являющихся членами иных политических партий. Второе: при выдвижении кандидатов политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу.

Всё то, что не ограничено, стало трактоваться как свобода действий, хотя такая трактовка к нормам публичного права никакого отношения иметь не должна. В результате ключевое понятие «выдвижение» в депутаты стало восприниматься как угодно широко и многосторонне. Не как итоговое действие политической партии по презентации государству своих представителей в парламент, а как процесс, который может начинаться с детских пеленок. В «Единой России» придумали, что выдвижению от партии должно в обязательном порядке предшествовать самовыдвижение гражданина, в том числе никакого отношения к партии и не имеющего. Все будущие депутаты должны стать изначально самовыдвиженцами. И даже те, кто уже десятки лет является обладателем депутатского мандата или удостоверения сенатора, должны пройти процедуру самовыдвижения. Только избранные личности могут быть «выдвиженцами без самовыдвижения», если их выдвинет председатель партии.

Руководство «Единой России» намерено выдвинуть кандидатов во всех 225 одномандатных округах. Число региональных групп избирательного партийного списка вырастет с 36, которые были на выборах в Госдуму в 2016 году, до 60. Это делается для того, чтобы регион группы максимально совпадал с его административными границами. Во главе групп поставят губернаторов или федеральных министров вне всякого конкурса. Самовыдвиженцами они себя не заявят. Остальные 300 плановых мандатов будут распределены по результатам партийных праймериз.

Федеральным законодательством партийные праймериз никак не оговариваются, хотя по факту они являются формой экстравыборной работы с избирателями за пределами избирательной кампании. Так, на праймериз дополнительных выборов депутата Государственной думы по Новгородскому одномандатному избирательному округу №134 в общей сложности за четырех претендентов пришло проголосовать 25 тысяч граждан РФ, которые, конечно, затем пришли и на избирательный участок в единый день голосования. В аналогичном мероприятии в городе Орле приняло участие 67 тысяч граждан. 40 тысяч человек проголосовало в ходе праймериз в преддверии одномандатных выборов в Госдуму по Серовскому округу в Свердловской области. И так далее.

Если в ходе праймериз избирателям передаются материальные блага, то это не осуждаемый законом, но фактический подкуп с отсроченным ответным эквивалентом. Или как минимум нечестная конкуренция. Более того, вряд ли кому бы то ни было придет в голову интересоваться происхождением средств даров в современной эпидемситуации. В Белгородской области участник прошедшего предварительного голосования и депутат горсовета из ООО — посредника по торговому трансферу разного рода семян передал врачам областной станции скорой помощи 500 одноразовых халатов, а в районную больницу — аппарат для дезинфекции и СИЗы. В Смоленске участник предварительного голосования, депутат горсовета передал приборы для кварцевания в детсады №7, «Аист», «Светлана» и прогимназию «Полянка». В Воронежской области участник предварительного голосования, исполнительный директор конструкторского бюро «включился в волонтерскую работу по оказанию помощи ветеранам предприятия». В Оренбурге директор спортивной школы, участник предварительного голосования передал свыше 50 ноутбуков для школьников из малообеспеченных семей. В Магаданской области участник предварительного голосования передал посудомоечные машины и 15 компрессорных ингаляторов, используемых для лечения или профилактики заболеваний дыхательных путей, в инфекционный госпиталь Магаданской областной больницы.

Писав об этом, ИА REGNUM, не рассчитывало, что в «Единой России» откажутся от праймериз, но, возможно, существенно подкорректируют условия его проведения. Напрасно. Вопреки требованиям закона о политических партиях и собственного устава, партфункционеры продолжают свою методу. Очередное самовыдвижение-выдвижение участников предварительного голосования «Единой России» стартовало 15 марта и окончится 29 апреля. Сама процедура пройдет с 24 по 30 мая. Итоги предварительного голосования подведут 1 июня. После этого списки кандидатов «Единой России» утвердит съезд партии. У новичков эта процедура вызывает доверие, а старожилы, понимая, что к чему, рассматривают ее как необходимую формальную процедуру. Хотя, возможно, кое-что щекочет им нервы: всё-таки само голосование будет натуральным. В нём примут участие те же самые граждане, которые придут на выборы и 19 сентября.

За месяц для участия в предварительном голосовании заявились 8000 человек. 41% из них — беспартийные. Средний возраст кандидатов — 43 года. 29% — действующие депутаты различных уровней. Больше трети — представители малого и среднего бизнеса. 12% — работники сферы образования, 10% — занимаются муниципальным управлением. Вряд ли кого-либо из участников смущает, что весь процесс выстроен квазидемократическим образом. Хотя в партии полным-полно руководящих и управленческих структур, для подготовки и проведения праймериз создан федеральный организационный комитет (ФОК) из 17 человек. Персональный состав ФОК утвердили 170 членов генерального совета партии «Единая Россия» по согласованию с 19 членами бюро высшего совета этой же партии.

Что он призван сделать? За пять дней сформировать все региональные организационные комитеты, определив количественный и персональный состав каждого из них. Реально? Нет, самостоятельно это сделать ФОК не может, но соответствующий протокол, что дело сделано, будет подписан.

Далее ФОК должен:

— осуществить контроль за соблюдением положения о праймериз во всех регионах;

— подготовить и провести предварительное голосование, включая утверждение форм всех документов и порядок их заполнения, оказание правовой, методической, организационно-технической и иной помощи организационным комитетам и счетным комиссиям, исключение кандидата из списка кандидатов; согласование перечня помещений участковых счетных комиссий, определения нормативов технологического оборудования (кабин для голосования, ящиков для голосования и прочее).

Всю эту работу, понятно, выполнит аппарат партии, но право отчитаться перед председателем партии будет предоставлено сенатору А. Карелину, руководителю федерального оргкомитета. Телекартинка готова.

Есть и такая функция у ФОК в соответствии с положением, смысл слов которой понимает только автор текста: «Осуществление мер по организации единого порядка установления итогов голосования счетными комиссиями».

Как точно сработает оргкомитет, никто из участников праймериз знать не может, потому что здравому уму понять невозможно, для чего вообще в состав комитета пригласили В. Желонкина, генерального директора АО «Коммерсантъ», главного редактора газеты «Коммерсантъ», Ф. Мухаметшина, председателя Государственного Совета Республики Татарстан, А. Мясникова, телеврача, М. Осеевского, президента ПАО «Ростелеком», О. Сироту, сыродела, и других. Очевидно, что их место — на телеэкране или в президиуме, а не в КПП при входе в партийное здание. Возможно, звездный состав ФОК нужен, чтобы обеспечить соответствующий антураж председателю партии и бэк-вокал пресс-встрече Д. Медведева по поводу того, как, засучив рукава и не считаясь с чинами и званиями, партия работает с народом. Помните картину М. Соколова «В. И. Ленин на Всероссийском субботнике в Кремле 1 мая 1920 года»? Кстати, сохранились фотографии с того субботника. На одной из них видно, как Владимир Ильич вместе с другими людьми несёт бревно, причём держит его с толстого конца. Говорят, что в мемуарах почти тысячи человек найдено сообщение об участии в переноске бревна. В 1957 году была выпущена почтовая марка, на которой изображен Ленин с бревном, но уже в одиночку.

Понять невозможно, как известные люди, принимая предложение, связанное с партией: идти ли на самовыдвижение, не оспаривая эту внепартийную, по существу, процедуру или соглашаясь с декоративным партийным фасадным творчеством, не оказываются в когнитивном диссонансе. Спать-то ложатся сами с собой, а не с партбилетом. К тому же в положении о предварительном голосовании прописано, что ФОК ФОКом, а организационно-методическое сопровождение возлагается на центральный исполнительный комитет партии и региональные исполкомы и организация голосования «осуществляется с учетом рекомендаций центрального исполнительного комитета партии». Перед кем, спрашивается, несет ответственность ФОК?

Юристы партии понимают всю противоречивость ситуации, поэтому в положении о праймериз на всякий случай записали: предварительное голосование не входит в сферу регулирования законодательства Российской Федерации о выборах. Оно не является выборами депутатов Государственной думы и не является процедурой выдвижения кандидатов, федерального списка кандидатов в депутаты Государственной думы. Были бы уверены в абсолютной законности — не записывали бы. И тут же — «предварительное голосование организуется и проводится в целях предоставления возможностей гражданам Российской Федерации участвовать в политической жизни общества». То есть по существу — все процедуры выборные, а по форме — внутрипартийные. Как бы еще не премьерный спектакль, но уже последняя генеральная репетиция.

Государство, разрешив партиям выдвижение депутатов, рассчитывало на то, что единственным критерием принятия решения о кандидатах во власть окажется мнение самой партии о своих же товарищах, известных по членству в партии. Без всяких внешних подсказок. В конце концов, это же не футбол или хоккей с их трансферами и заёмными спортсменами. Это внутригосударственные «олимпийские игры», к участию в которых за национальную сборную не могут быть допущены граждане другого государства. Праймериз — западный чужеродный образчик, вредный для нашей патриотической практики. Гражданам Российской Федерации для реализации своего конституционного права избирать власть никакие генеральные репетиции или внутрипартийные олимпийские игры, как бы их не называли, не нужны. А такая многоходовка для реализации пассивного избирательного права, права быть избранным в органы власти, суть которой в преувеличении собственного имиджа за счет связи с авторитетом вождей, вред для нашей политической системы. И вред для партий, освобождающий партначальство от личной ответственности за кадровые решения.

Государственная Дума РФ – это нижняя палата парламента РФ, представительного законодательного органа РФ – Федерального Собрания.

2.Сколько всего депутатов Государственной Думы?

3.На какой срок избирается Государственная дума?

4.Каковы требования к кандидатам в депутаты Государственной Думы?

Депутатом Государственной Думы может быть избран:

  • гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации,
  • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
  • депутатам Государственной Думы запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации

5.Как формируется Государственная Дума?

Государственная Дума избирается:

  • 225 человек – по пропорциональной системе,
  • 250 – по мажоритарной системе.

6.Может ли депутат Государственной Думы занимать иные должности во власти?

Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

7.Является и деятельность депутатов Государственной Думы профессиональной?

Да, депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.

8.Могут ли депутатов Государственной Думы находиться на государственной службе?

Нет, депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

Депутаты Государственной Думы могут заниматься:

  • преподавательской,
  • научной.
  • иной творческой деятельностью.

8.Обладают ли депутаты Государственной Думы личной неприкосновенностью?

Да, депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

9.Когда Государственная Дума собирается на первое заседание и кто его открывает?

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

10.Когда прекращаются полномочия прежнего состава Государственной Думы?

Полномочия прежнего состава Государственной Думы прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва.

11.Как заседают палаты Федерального Собрания?

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Палаты могут собираться совместно:

для заслушивания посланий Президента Российской Федерации

12.Какова структура Государственной Думы?

Структура Государственной Думы:

Государственная Дума принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

13.Что относится к ведению Государственной Думы?

Статья 103.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации ;
  • утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.

Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РоссийскойФедерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности;
  • Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.

14.Имеет ли Государственная Дума право на законодательную инициативу?

Да, имеет.

15.Каков порядок принятия законов в РФ?

  • Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
  • Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
  • Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
  • Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
  • В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
  • В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

16.Какие законопроекты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации?

Следующие законопроекты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации:

  • о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты,
  • о выпуске государственных займов,
  • об изменении финансовых обязательств государства,
  • другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

17.Какие законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации?

Это следующие федеральные законы по вопросам:

  • федерального бюджета;
  • федеральных налогов и сборов;
  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
  • статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
  • войны и мира.

Какова процедура утверждения федерального закона?

  • Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
  • Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
  • Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон.
  • Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
  • Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации.
  • Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения.
  • Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.

18.В каких случаях Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации?

Статьи 111, 112, 117.

  • После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент РФ вправе распустить Государственную Думу (статья 111).
  • После трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу (статья 112).
  • Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (статья 117).

19.В каких случаях Государственная Дума НЕ может быть распущена Президентом Российской Федерации?

Статья 117.

Государственная Дума НЕ может быть распущена Президентом Российской Федерации в следующих случаях:

  • в течение года после ее избрания;
  • с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
  • в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;
  • в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

20.Как избирается новая Государственная Дума в случае роспуска прежнего состава?

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Читайте также: