Муниципальные должности и должности муниципальной службы в чем разница

Опубликовано: 03.07.2024

Решением Магаданской городской Думы от 27 марта 2007 г. N 22-Д статья 43 настоящего Устава изложена в новой редакции, вступающая в силу с 1 июня 2007 г.

Статья 43. Муниципальная служба и муниципальные должности

1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора, не являющихся выборными.

2. Муниципальный служащий - гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, определенном настоящим Уставом в соответствии с федеральными и областными законами, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

3. Выборная муниципальная должность - муниципальная должность, замещаемая в результате муниципальных выборов (депутат Магаданской городской Думы, глава муниципального образования "Город Магадан"), а также замещаемая на основании решений представительного органа городского округа в отношении лица, избранного в состав указанного органа в результате муниципальных выборов.

4. Муниципальная должность - должность, предусмотренная Уставом муниципального образования в соответствии с законом Магаданской области, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления города Магадана, образуемых в соответствии с Уставом муниципального образования, избирательной комиссии городского округа с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления, избирательной комиссии и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

5. Муниципальные должности подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей органов местного самоуправления города Магадана и их структурных подразделений, предусматривающие осуществление исполнительно-распорядительных функций и замещаемые на определенный срок или без ограничения срока полномочий;

2) советники, помощники - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим выборные муниципальные должности, руководителям органов местного самоуправления в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения полномочий органа местного самоуправления и замещаемые без ограничения срока полномочий.

5.1. Должности категорий "руководители" и "советники, помощники" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей муниципальной службы.

Должности категории "специалисты" подразделяются на ведущую, старшую и младшую группы должностей муниципальной службы.

5.2. Должности муниципальной службы высшей группы устанавливаются Уставом муниципального образования в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы.

Должности муниципальной службы главной, ведущей, старшей и младшей групп устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Магадана в соответствии с Уставом муниципального образования и Реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утвержденным законом Магаданской области.

6. Штатное расписание органов местного самоуправления, их структурных подразделений, избирательной комиссии городского округа устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления города Магадана, избирательной комиссией городского округа на основе классификации муниципальных должностей, утвержденных Реестром муниципальных должностей муниципальной службы.

7. Квалификационные требования по должностям муниципальной службы устанавливаются федеральными и областными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Магадана.

В квалифицирующие требования по должностям муниципальной службы включаются требования:

- по уровню профессионального образования с учетом специализации по должности муниципальной службы и по стажу и опыту работы по специальности;

- по уровню знаний действующего законодательства Российской Федерации и Магаданской области, Устава и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа применительно к осуществлению соответствующих должностных полномочий.

8. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

9. Право поступления на муниципальную службу имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18-ти лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и профессиональная подготовка которых отвечает квалификационным требованиям по соответствующей муниципальной должности.

10. Гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

11. Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы - 65 лет.

Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного для муниципальной службы возраста. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

12. Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется распоряжением о назначении его на муниципальную должность.

13. На муниципального служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой муниципальной должности муниципальной службы с оплатой по соглашению между руководителем органа местного самоуправления и муниципальным служащим.

14. На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" и законом Магаданской области.

15. Организация муниципальной службы на территории города Магадана осуществляется в соответствии с федеральными законами, областными законами о муниципальной службе, Уставом муниципального образования.

16. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством.


<< Статья 42.
Органы местного самоуправления - юридические лица

Статья 44. >>
Правовое положение муниципального служащего при ликвидации органа местного самоуправления
Содержание
Устав муниципального образования "Город Магадан"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Купите натуральное мясо для своего питомца на сайте СобачкинаЖрачка.

Муниципальная служба и муниципальная должность

Муниципальная служба, согласно Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», — это профессиональная деятельность, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Термин «муниципальная служба» («муниципальные служащие») вошел в оборот вместе с развитием законодательства о местном самоуправлении, разработкой теории муниципального права. Можно считать, что это понятие объединяет всех служащих, занятых исполнением различных функций в органах местного самоуправления.

Думается, что муниципальные служащие по своему правовому статусу (его основным составляющим, «идеологии» службы) не отличаются от государственных служащих, так как со статусно-функциональной точки зрения одинаковы их права, обязанности, ответственность, круг полномочий, виды службы, поступление на службу и прекращение служебных отношений и т.д. Иными словами, традиционные элементы статуса государственного служащего характерны и для муниципального: понятие служащего, права, обязанности, прохождение службы, аттестация и т.д.

Разумеется, для муниципальных служащих действуют специальные законы и особые нормативные акты, принятые законодательными органами субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления; они-то и определяют специфический уровень компетенции и должностной статус муниципальных служащих.

Можно выделить следующие основные признаки муниципальной службы:

  1. это особый вид публичной службы, т.е. в органах местной публичной власти, муниципального образования;
  2. замещение муниципальным служащим муниципальной должности, которая не является выборной должностью
  3. это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета (бюджета муниципального образования); муниципальные служащие — это лица, несущие службу на должностях в органах местного самоуправления;
  4. это деятельность по исполнению полномочий соответствующих органов, т.е. деятельность, находящаяся в подчинении муниципального образования;
  5. это деятельность, организуемая на постоянной основе, т.е. муниципальные служащие осуществляют полномочия органа местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно); выборные должностные лица, напротив, действуют в течение определенного промежутка времени (временно). Постоянная основа деятельности муниципальных служащих будет обеспечивать профессионализм муниципальной службы, ее стабильность, и в определенном смысле она сравнима с принципом несменяемости чиновников в европейских странах.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований.

Основы муниципальной службы в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ и федеральным законом, устанавливающим правовые основы муниципальной службы Российской Федерации.

Органы местного самоуправления, реализуя законодательство о муниципальной службе и принимая соответствующие нормативные правовые акты в этой сфере, должны руководствоваться федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ о муниципальной службе, которое в законах о муниципальной службе определяет предметы ведения муниципального образования в сфере муниципальной службы.

Муниципальная должность — это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых согласно уставу муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил три группы должностных лиц, работающих в органах местного самоуправления: 1) выборные должностные лица местного самоуправления; 2) должностные лица местного самоуправления; 3) член выборного органа местного самоуправления — выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах. Они различаются главным образом по способу замещения должностей и характеру административных полномочий.

В связи с этим все муниципальные должности подразделяются на две группы:

1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты представительного органа местного самоуправления; члены иного выборного органа местного самоуправления; выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

2) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения контракта (трудового договора); законы субъектов РФ о муниципальной службе называют их муниципальными должностями муниципальной службы.

К муниципальным должностям муниципальной службы относятся все муниципальные должности, не являющиеся выборными. Следовательно, главы муниципальных образований, депутаты и иные выборные должностные лица местного самоуправления не относятся к муниципальным служащим. Муниципальными служащими также не являются лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению органов местного самоуправления. Правовой статус лиц, замещающих выборные муниципальные должности, законодательством о муниципальной службе не определяется.

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Этим же законом определяется соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы.

Муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

В ч.1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» дано определение понятия муниципального служащего, из которого следуют такие признаки, в совокупности характеризующие физическое лицо в качестве муниципального служащего, как:

- муниципальным служащим является гражданин. С учетом нормы ч.1 ст.1 Закона речь идет о гражданах России, а также о гражданах иностранных государств - участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе;

- гражданин исполняет обязанности по должности муниципальной службы в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами (прежде всего, в соответствии с Законом) и законами субъекта РФ;

- за исполнение обязанностей по должности муниципальной службы гражданину выплачивается денежное содержание за счет средств местного бюджета.

В силу прямого указания в ч.2 ст.1 Закона не являются муниципальными служащими депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса (лица, замещающие муниципальные должности).

Следует отметить, что определение понятия муниципального служащего дано в ч.1 статьи 10 Закона по аналогии с положениями статьи 13 Закона о государственной гражданской службе, раскрывающей понятие государственного гражданского служащего: государственный гражданский служащий - гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы; государственный гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Замещение должностей муниципальной службы на основе трудового договора (для главы местной администрации - на основе контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих, является принципиальным положением Закона, отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих. Данное положение Закона является одной из его концептуальных основ, поскольку позволяет не дублировать в законодательстве о муниципальной службе многочисленные нормы трудового законодательства, обеспечивая тем самым их прямое действие и облегчая порядок их применения. Норма о том, что поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы по аналогии с положением ст.13 Закона о государственной гражданской службе закреплена в ч.8 ст.16 Закона.

Под условиями поступления на муниципальную службу следует понимать определенные юридические требования, которые предъявляются к личности, претендующей на замещение должности муниципальной службы. Предъявляемые требования к претендентам на замещение должностей муниципальной службы условно можно разделить на три основные группы:

- формальные (определенный перечень документов, который представляет гражданин при поступлении на муниципальную службу: заявление, трудовая книжка и другие);




- социальные (ограничения и запреты, связанные с прохождением муниципальной службы: признание недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; наличие заболеваний препятствующих поступлению на муниципальную службу и другие);

- профессионально-квалификационные (требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы и опыту работы по специальности; требования к профессиональным знаниям, качествам и навыкам, необходимым для замещения конкретной должности муниципальной службы).

В отличии о ранее действовавших норм, установленных Федеральным законом от 8.01. 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», в соответствии с которыми муниципальным служащим может быть только гражданин Российской Федерации, статья 1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» значительно расширяет категорию граждан, которые имеют доступ на муниципальную службу.

На муниципальную службу вправе поступать граждане Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является равным для всех граждан, независимо от основания приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст.6).

На муниципальную службу также вправе поступать граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство. В соответствии со ст.62 Конституции РФ, гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статья 1 Закона не содержит каких-либо ограничений при поступлении на муниципальную службу для граждан, имеющих двойное гражданство. Однако данное ограничение содержится в п.6 ч.1 ст.13 Закона. На муниципальную службу вправе поступать граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство только в том случае, если гражданство приобретается у иностранного государства, являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.13 Закона, на муниципальную службу вправе поступать гражданин иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствие с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте специфические черты муниципальной службы.

2.Покажите взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы.

3.Обозначьте отличительные характеристики государственной и муниципальной службы.

4. Покажите различие понятий «Муниципальная должность» и «Должности муниципальной службы».


Раздел 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ

Природа и сущность этики

Этика как наука о морали

Слово «этика» происходит от греческого «ethos», что переводится, как «место обитания», «жилище», а также «обычай», «нрав», «устойчивый характер явления».

В современной общекультурной и научной лексике слово «этика» используется в следующих значениях:

1) Совокупность моральных принципов и норм, регулирующих какую-либо сферу человеческих взаимоотношений. Например: «деловая этика»; «научная этика» и др.

2) Нравственное учение. Например: «религиозная этика».

3) Раздел философии, в котором изучается мораль, нравственность. Этику называют также моральной, или практической, философией. Являясь частью абстрактного философского знания, этика, в то же время, всегда содержит определённое нравственное учение, нравственную проповедь. Этическая теория отражает не только знания и представления о морали, но и нравственные убеждения людей.

Таким образом, этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении.

Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5-4 вв. до н.э. Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный),

Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль. Этика – наука о морали.

Гераклит впервые формулирует основное противоречие морали. Нормы рождаются в общественном сознании; носят предельно общий абстрактный характер, но воплощаются они в жизнь только через индивидуальное поведение.«Миром правит всемирный закон – Логос, но люди поступают так, как будто его нет, так как они опираются на личный опыт и предрассудки (религиозные в том числе), люди тешат свою чувственность» (Гераклит).Пифагорразрабатывает основные элементы и механизмы функционирования замкнутой идеологизированной системы. Это было сделано не в теоретической форме, а в реальной практике при создании школы учеников и разработке основ функционирования этой школы. Демокрит (5 – 4 вв. до н.э.) первым начал выражать философские и этические идеи в системе специальных понятий. Главной его заслугой является попытка сформулировать критерий, по которому можно разделить добро и зло. В качестве такого критерия он выделил удовольствие – не в обиходном смысле слова, – а удовольствие как философский термин. Под удовольствием Демокрит понимал спокойное состояние души после совершённого поступка. «Если за удовольствием спустя некоторое время воспоследует неудовольствие, то, следовательно, и первое деяние не было добром».Демокрит большое внимание уделил процессу воспитания. Воспитание, по мнению Демокрита, без принуждения невозможно. Нельзя научится письму и счёту, если не осваивать прописи и арифметику. Принуждение может быть внешним (физическое и моральное) или внутренним. Следующей фигурой в классическом периоде развития этики является Аристотель. В отличие от Демокрита, Аристотель большее внимание уделял проблемам самовоспитания (а не воспитания). Он отмечал, что в процессе самовоспитания человек практически абсолютно свободен, ибо выбор поступка – это результат его индивидуальных размышлений.Школа «Софистов» (софия – мудрость). После Демокрита они продолжили разработку проблем воспитания и оставили нам в наследство 2 главных положения.-Идея о трехступенчатой системе воспитания (семья, школа, воспитание через право).-Единство нравственного и художественного воспитания. Идея о сращивании нравственного и художественного воспитания использовалась, прежде всего, в разработке духовных ценностей государства, в символике, в представлении образцов требуемого поведения и т.д. Эпикур (древнегреческий философ) – певец удовольствия, создатель концепции гедонизма. Эпикур впервые сформулировал положение о разумности, рациональности человеческих потребностей. Все потребности он разделил на три группы:1. Естественные и необходимые (сон, еда, и т.д.);2. Естественные но не необходимые (вкусно есть, сладко спать, красиво одеваться.);3. Неестественные и не необходимые (жажда богатства, любовь к славе, стремление к памятникам и почестям при жизни и т.д.) В процессе воспитания каждый человек должен пройти через систему ограничения потребностей, тогда он будет знать, что для полноценного, достойного существования нужно очень немного, и оно вполне достижимо собственным трудом. Тогда, если человек лишится возможности удовлетворять последние группы потребностей – это не будет для него трагедией. Это положение Эпикура взято на вооружение всеми элитными школами (Смольный институт – холодные обливания, простая одежда ит.д.)Религиозная этика. Буддизм - индивидуальный путь давал перспективу каждому человеку, главная идея – мне никто не причиняет страданий, а я сам их не порождаю. Христианство - заповеди. Главное, что внесло христианство в этику – смена критериев оценки добра и зла. Вся предшествующая этика взывала к рациональным оценкам: ум, образование, объективные закономерности. Христианство предложило сменить критерий на чувственный: главный критерий – любовь, но не любовь к богу, а любовь к ближнему в сравнении (ближний это творение Божие, любя ближнего, мы выражаем любовь к Богу).

В современных условиях наблюдается особое внимание к выработке научных подходов к анализу состояния кадров государственной и муниципальной службы: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований, предъявляемых государственному и муниципальному служащему. Однако в государственных органах власти и местного самоуправления до сих пор отсутствуют технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.

2.1.2. Понятие морали. Ее генезис и сущность

негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности (добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье).

2) Мораль (нравственность) – это ценностно-нормативная система, определяющая и регулирующая целостный процесс духовно-практического освоения человеком мира, все формы и уровни человеческого сознания, деятельности и отношений на основании сложившихся в культуре представлений о сущности человека.

Слово «мораль» и «нравственность» часто используют как синонимы. Но в современной лексике они часто употребляются и в разных смыслах. Под словом «мораль» обычно понимают декларируемые обществом, общепринятые норы человеческих взаимоотношений, а словом «нравственность» обозначают свойство человеческой души, неотъемлемую часть внутреннего духовного мира личности. В научной литературе встречаются и противоположные значения этих слов: в соответствии с гегелевской традицией часто говорят об «общественной нравственности» и «индивидуальной морали». Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью - сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль - то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность - то какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства.

Особенностями и характерными чертами морали являются:

ü Всеобщность ее функционирования;

ü Опора на традиции, привычки;

ü Опора на общественное мнение;

ü Повелительная роль, определяющая значимость в общественных отношениях.

Муниципальная служба, согласно Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», — это профессиональная деятельность, осуществляемая на посто янной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Термин «муниципальная служба» («муниципальные служа щие») вошел в оборот вместе с развитием законодательства о местном самоуправлении, разработкой теории муниципального права.

Думается, что муниципальные служащие по своему правово му статусу (его основным составляющим, «идеологии» службы) не отличаются от государственных служащих, так как со статус- но-функциональной точки зрения одинаковы их права, обязан ности, ответственность, круг полномочий, виды службы, посту пление на службу и прекращение служебных отношений и т. д. Иными словами, традиционные элементы статуса государст венного служащего характерны и для муниципального: понятие служащего, права, обязанности, прохождение службы, аттеста ция и т. д. Разумеется, для муниципальных служащих действу ют специальные законы и особые нормативные акты, принятые законодательными органами субъектов Федерации, а также ор ганами местного самоуправления; они-то и определяют специ фический уровень компетенции и должностной статус муници пальных служащих.

Можно выделить следующие основные признаки муници пальной службы:

это особый вид публичной службы, т. е. в органах мест ной публичной власти, муниципального образования;

замещение муниципальным служащим муниципальной должности, которая не является выборной должностью',

это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета

(бюджета муниципального образования); муниципальные слу жащие — это лица, несущие службу на должностях в органах местного самоуправления;

это деятельность по исполнению полномочий соответст вующих органов, т.

это деятельность, организуемая на постоянной основе, т. е. муниципальные служащие осуществляют полномочия ор гана местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно); выборные должностные лица, напротив, действуют в течение определен ного промежутка времени (временно). Постоянная основа дея тельности муниципальных служащих будет обеспечивать про фессионализм муниципальной службы, ее стабильность, и в определенном смысле она сравнима с принципом несменяемо сти чиновников в европейских странах.

Федеральный закон «Об общих принципах организации ме стного самоуправления в Российской Федерации» устанавлива ет, что правовое регулирование муниципальной службы, вклю чая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, усло вия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществ ляется федеральным законом, а также принимаемыми в соот ветствии с ним законами субъектов РФ и уставами муници пальных образований.

Основы муниципальной службы в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об основах муниципаль ной службы в Российской Федерации». Правовая регламента ция муниципальной службы, включающая требования к долж ностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, оп ределяется уставом муниципального образования в соответст вии с законами субъектов РФ и федеральным законом, уста навливающим правовые основы муниципальной службы Рос сийской Федерации. Органы местного самоуправления, реализуя законодательство о муниципальной службе и прини мая соответствующие нормативные правовые акты в этой сфе ре, должны руководствоваться федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ о муниципальной службе, которое в законах о муниципальной службе определяет предме ты ведения муниципального образования в сфере муниципаль ной службы.

Муниципальная должность — это должность, предусмотрен ная уставом муниципального образования в соответствии с за коном субъекта РФ, с установленными полномочиями на ре шение вопросов местного значения и ответственностью за осу ществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых согласно уставу муници пального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа ме стного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Федеральный закон «Об общих принципах организации ме стного самоуправления в Российской Федерации» установил три группы должностных лиц, работающих в органах местного самоуправления: 1) выборные должностные лица местного са моуправления; 2) должностные лица местного самоуправления; 3) член выборного органа местного самоуправления — выбор ное должностное лицо органа местного самоуправления, сфор мированного на муниципальных выборах.

выборные муниципальные должности, замещаемые в ре зультате муниципальных выборов (депутаты представительного органа местного самоуправления; члены иного выборного орга на местного самоуправления; выборные должностные лица ме стного самоуправления), а также замещаемые на основании ре-шений представительного или иного выборного органа местно го самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

иные муниципальные должности, замещаемые путем за ключения контракта (трудового договора); законы субъек тов РФ о муниципальной службе называют их муниципальны ми должностями муниципальной службы.

К муниципальным должностям муниципальной службы от носятся все муниципальные должности, не являющиеся выбор ными. Следовательно, главы муниципальных образований, де путаты и иные выборные должностные лица местного само управления не относятся к муниципальным служащим. Муниципальными служащими также не являются лица, испол няющие обязанности по техническому обеспечению органов местного самоуправления. Правовой статус лиц, замещающих

выборные муниципальные должности, законодательством о му ниципальной службе не определяется.

Муниципальные должности муниципальной службы устанав ливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ. Этим же законом определяется соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и долж ностей государственной службы Российской Федерации с уче том квалификационных требований, предъявляемых к соот ветствующим должностям муниципальной и государственной службы.

В данной статье поговорим о переводах муниципальных служащих, в частности, о том, какие должности могут замещать такие служащие, в чем состоят особенности перевода их на другую должность, какие структурные подразделения имеются в органах местного самоуправлении и что считается переводом в другое структурное подразделение.

Понятие перевода на другую работу раскрывается в ст. 72.1 ТК РФ. Под ним понимается постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Уточним, что перевод в другую местность муниципального служащего с работодателем невозможен в силу того, что органы местного самоуправления создаются, как правило, в том населенном пункте, в котором осуществляется местное самоуправление. В связи с этим рассмотрим перевод муниципального служащего в двух случаях – при изменении трудовой функции и (или) структурного подразделения.

Должности муниципальных служащих

Согласно ст. 57 ТК РФ трудовая функция – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.

Должность муниципальной службы – это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Устанавливаются такие должности муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

В систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, имеющий высшую силу, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования и правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования 1 .

Врезка

Представительный орган местного самоуправления – выборный орган местного самоуправления, который обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Особый статус представительных органов местного самоуправления в первую очередь связан с их выборностью. Таким органом является, как правило, городская дума или совет депутатов.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами по категориям и группам должностей. Кроме этого, в зависимости от соответствия уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям, служащим присваиваются классные чины.

– помощники (советники) – должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаемые муниципальными служащими на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанного лица. Составляют ведущую группу должностей муниципальной службы;

– специалисты – должности, устанавливаемые для профессионального, а также организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, замещаемые без ограничения срока полномочий. Подразделяются на ведущую, старшую и младшую группы должностей муниципальной службы.

Такие категории установлены во многих субъектах РФ, но в некоторых отдельно предусмотрена категория «обеспечивающие специалисты».

К сведению

В законах субъектов РФ также сопоставляются группы должностей муниципальной службы и группы должностей государственной гражданской субъекта РФ. Так, высшая и главная группы муниципальной службы соответствуют главной группе гражданской службы.

– высшие должности – руководитель администрации муниципального образования;

– главные должности – первый заместитель/заместитель главы администрации муниципального образования, первый заместитель/заместитель руководителя администрации муниципального образования, руководитель органа администрации муниципального образования, управляющий делами администрации муниципального образования, первый заместитель руководителя органа местного самоуправления, заместитель председателя контрольно-счетного органа, начальник отдела, заместитель начальника отдела;

– ведущие должности – заместитель председателя комитета, заместитель начальника управления, заместитель начальника отдела; начальник отдела в составе комитета, управления, заместитель начальника отдела в составе комитета, управления; начальник сектора в составе комитета, управления, отдела.

Категория «помощники (советники)» – должности, замещаемые

на определенный срок полномочий. К ней относятся ведущие должности муниципальной службы – советник главы муниципального образования, пресс-секретарь главы муниципального образования, помощник главы муниципального образования.

– ведущая должность – консультант;

– старшие должности – главный специалист, ведущий специалист;

– младшие должности – специалист 1-й категории, специалист 2-й категории, специалист.

Если лицо, занимающее должность муниципальной службы администрации категории «специалист», является главным бухгалтером или его заместителем, то допускается двойное наименование должности.

– замещающим высшие должности муниципальной службы – чин «действительный муниципальный советник Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим главные должности – «муниципальный советник Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим ведущие должности – «советник муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим старшие должности – «старший референт муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса;

– замещающим младшие должности – «референт муниципальной службы Московской области» 1-го, 2-го и 3-го класса.

Для московских служащих срок пребывания в классном чине составляет от одного до двух лет. Чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Исключение – служащие, замещающие на определенный срок полномочий должности категорий «руководители» высшей группы должностей, «помощники (советники)»: им классные чины присваиваются без проведения квалификационных экзаменов 2 .

Перевод на другую должность

Напомним, что в силу ст. 72.1 ТК РФ перевод может быть постоянным и временным.

Постоянный перевод осуществляется только с письменного согласия работника. Если тот согласен, составляется соглашение к трудовому договору, на основании которого представитель нанимателя издает приказ о переводе. В течение недели со дня издания приказа запись о постоянном переводе вносится в трудовую книжку 3 .

Обратите внимание

Возможно, что у служащего изменилась трудовая функция, а должность осталась та же. В этом случае никакой перевод оформлять, конечно, не нужно, но работника следует известить об изменениях за два месяца до их введения. Если же муниципальный служащий не согласен продолжать работу в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы – вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья. В этом случае осуществляется перевод, о чем делается запись в трудовой книжке. При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа служащего от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Особенностью временного перевода является то, что он может осуществляться и без согласия работника, но при этом за последним сохраняются должность и место работы. Запись в трудовую книжку при временном переводе не вносится, издается приказ о временном переводе, основанием которого будут документы, подтверждающие необходимость такого перевода.

Итак, временный перевод может осуществляться:

– по инициативе работодателя. Такой перевод может быть произведен без согласия работника на срок до одного месяца в случаях: катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера); необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества; замещения временно отсутствующего работника (если простой, необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны указанными чрезвычайными обстоятельствами). Перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника (ч. 2, 3 ст. 72.2 ТК РФ);

– по соглашению сторон, заключенному в письменной форме. Так, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего сотрудника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого сотрудника на работу. Причем если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным (ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ);

Обратите внимание

Если временный перевод стал постоянным, на основании приказа руководителя необходимо сделать запись в трудовой книжке. При этом датой перевода будет дата, с которой работник был переведен временно.

– по инициативе работника. Инициаторами такого перевода могут быть служащие, имеющие медицинские показания, а также беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет (ст. 254 ТК РФ). При этом за ними сохраняется средний заработок по прежней работе.

Перевод в другое структурное подразделения

Второе основание для перевода из названных нами – изменение структурного подразделения, в котором работник выполняет свои обязанности. Определим, какие структурные подразделения могут быть в органах местного самоуправления. Прежде всего они бывают обособленными и необособленными.

Под обособленными структурными подразделениями исходя из положений ТК РФ и ГК РФ понимаются территориально обособленные подразделения, которые создаются для выполнения некоторых функций организации вне места ее нахождения, – филиалы и представительства. Деятельность филиалов (представительств) осуществляется на основании положений о филиале или представительстве, причем они должны быть указаны в уставе организации. Что касается органов муниципальной власти, у них не бывает ни филиалов, ни представительств.

Необособленные структурные подразделения образуются в результате внутреннего структурирования штата учреждения в целях распределения функций по управлению. Структура органов местного самоуправления устанавливается муниципальными правовыми актами.

К органам местного самоуправления, в которых осуществляют трудовую деятельность муниципальные служащие, относятся городские и районные администрации.

Обратите внимание

В штате, кроме должностей муниципальной службы, есть выборные должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, а также работники, которые осуществляют техническое обеспечение, но в своей деятельности руководствуются муниципальными нормативными актами.

Структура администраций города довольно сложна и имеет некоторые специфические особенности. Так, кроме главы администрации и заместителей главы в нее входят:

– структурные подразделения – отделы, сектора, например, отделы по экономике, по мобилизации, бухгалтерия, сектор по связям с общественностью;

– территориальные органы – администрации районов города. Они также являются юридическими лицами, действуют на основании устава и положений о них, утверждаемых правовым актом администрации города.

Руководство отраслевым органом осуществляет начальник управления (департамента), назначаемый и освобождаемый от должности главой администрации города, который представляет интересы управления (департамента) без доверенности, осуществляет прием и увольнение работников, утверждает должностные инструкции, положения о структурных подразделениях управления (департамента), штатное расписание и исполняет иные обязанности, установленные уставом муниципального образования или иным муниципальным нормативным актом.

Управление деятельностью администраций районов на принципах единоначалия осуществляют главы этих администраций. Глава администрации района является должностным лицом местного самоуправления, заместителем главы администрации города и назначается на должность главой администрации города.

Учитывая структуру такого органа местного самоуправления, как администрация города, можно сделать следующий вывод: если муниципальный служащий переводится из одного структурного подразделения отраслевого органа (управления, департамента) в другое подразделение того же органа на ту же должность (при условии, что структурное подразделение не указано в трудовом договоре), это будет перемещение. В таком случае согласие работника не запрашивается, оформляется только приказ о перемещении.

Если же служащий переводится из структурного подразделения, указанного в его трудовом договоре, в другое, следует запросить у него согласие, заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, издать приказ о переводе и сделать запись в трудовой книжке.

В случае же перевода работника из одного отраслевого органа (управления, департамента) администрации в другое, несмотря на то, что отраслевые органы являются структурными подразделениями администрации, это будет уже перевод к другому работодателю. Дело в том, что данные подразделения являются разными юридическими лицами и работнику придется расторгать прежний трудовой договор с одним представителем нанимателя (работодателем) и заключать новый с другим. Здесь нужно руководствоваться ч. 2 ст. 72.1 ТК РФ, согласно которой такой перевод осуще-ствляется на основании письменной просьбы работника или с его письменного согласия. Свою просьбу служащий может выразить в заявлении об увольнении. В данном случае решение о переводе принимает представитель нанимателя (работодатель) – если он согласен, трудовой договор расторгается и на основании приказа в трудовой книжке производится следующая запись: «Трудовой договор прекращен в связи с переводом работника с его согласия на работу к другому работодателю, пункт 5 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

К сведению

При переводе муниципального служащего на новое место муниципальной службы его личное дело передается по новому месту службы 4 .

Обязанность работодателя перевести работника

Трудовым кодексом установлены случаи, когда работодатель обязан предложить сотруднику перевод на другую имеющуюся работу. Рассмотрим основания такого перевода.

1. Медицинское заключение о здоровье работника. В силу ст. 73 ТК РФ сотрудника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у него работу, не противопоказанную сотруднику по состоянию здоровья. Если он нуждается во временном переводе на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить сотрудника от работы с сохранением места работы (должности), а если требуется перевод на срок более четырех месяцев или постоянный, то при отказе сотрудника от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

К сведению

В целях раннего выявления заболеваний, в том числе препятствующих поступлению на муниципальную службу и ее прохождению, служащие в соответствии с порядком, установленным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н 5 , проходят ежегодную диспансеризацию. По результатам проведения обследования медицинское учреждение по месту наблюдения служащего выдает ему заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению. Перечень заболеваний и форма заключения установлены данным порядком. Если у служащего было выявлено заболевание, препятствующее прохождению службы, копия заключения в течение 10 дней направляется по месту прохождения службы.

2. Изменение организационных или технологических условий труда. Если в случае структурной реорганизации организации или в силу других причин определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О таких изменениях работник должен быть уведомлен не позднее чем за два месяца. Если он не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан предложить ему перевод (ч. 3 ст. 74 ТК РФ).

3. Восстановление на работе лица, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

5. Прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска (п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ).

7. Сокращение численности штата работников (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Во всех вышеуказанных случаях, за исключением перевода по медицинским показаниям, работодатель обязан в письменной форме предлагать работнику как вакантные должности или работу, соответствующую его квалификации, так и вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии указанной работы или отказе от предложенной работы трудовой договор прекращается по соответствующим основаниям.

Обратите внимание

Читайте также: