На каких условиях согласно отрывку витте согласился занять должность первого министра без чего

Опубликовано: 03.10.2024

Одна из самых ярких исторических личностей, участвовавших в политической жизни России на рубеже 19-20 веков, - Сергей Юльевич Витте. Удивительный человек, сделавший блестящую карьеру и достигший невероятных результатов в области финансов и управления, оценивается современными исследователями по-разному.

17(29) числа в июне 1849 году в семье голландца Юлиуса Витте, переехавшего в Прибалтику, и Екатерины Андреевны Фадеевой, из княжеского рода Долгоруких по матери, родился сын. У мальчика оказалось много влиятельных родственников, и детство свое он провел в семье деда по материнской линии. Витте воспитывался в традициях дворянского рода и с ранних лет познакомился с принципами монархизма. Повзрослевшего Сергея отдали в Тифлисскую гимназию, однако все его внимание занимали музыка, фехтование и верховая езда. Мальчик оказался драчлив, имел резкий характер и острый язык. В результате оценки в аттестате зрелости были не самыми лучшими, а поведение молодого человека было оценено преподавателями в один балл.


Оценки не позволили юному Витте поступить в университет. Сначала он продолжил обучение в гимназии Одессы, а затем в Кишиневской гимназии, что позволило получить аттестат с хорошими оценками. В 1866 году Сергей Юльевич, наконец, поступает на физико-математический факультет Новороссийского университета и заканчивает его в 1870 году со степенью кандидата наук. Витте предполагал и далее заниматься научной деятельностью, однако родные сочли такое решение неразумным и не отвечающим интересам дворянской семьи. По протекции родственников, в основном министра путей сообщения Бобринского, бывшего давним знакомым Витте-старшего, молодой и талантливый человек был принят на службу в губернаторскую канцелярию в Одессе, где занялся вопросами коммерческой эксплуатации железных дорог. Коммерция увлекла юношу, его идеи были востребованы, а открывавшиеся перспективы захватывали живой ум.

Способного администратора вскоре заметили, и он перешел в АО Юго-Западных железных дорог. На новом месте работы Витте быстро освоился и сблизился с начальником Чихачевым. В самом начале успешной карьеры Сергея Юльевича случилось несчастье: в 1875 году на подведомственной ветке произошло крушение поезда (Тилигульская катастрофа), повлекшее страшные человеческие жертвы. В результате Чихачев был предан суду, в отношении Витте также было возбуждено уголовное дело. Однако деятельный администратор заслужил расположение и милость императора, совершив невиданное самоуправство при урегулировании вопросов, касавшихся отправок грузов для русско-турецкой войны. Дело в том, что Витте самовольно направил конницу добираться до пункта назначения, освободив тем самым вагоны для техники и вооружения. Решение было настолько простым и эффективным, что наказание было заменено гауптвахтой, причем отбывать его пришлось лишь формально. Сергей Юльевич ночевал под арестом, а утром возвращался на службу, поскольку на железной дороге без него обойтись не могли.

В 1879 году Витте назначен на пост начальника отдела по эксплуатации Юго-Западных железных дорог. Темпераментный чиновник был фаворитом едва ли не всех местных популярных актрис, вплоть до своей женитьбы на дочери предводителя черниговского дворянства. Брак с Н.А. Спиридоновой мало освещается историками, известно лишь, что Витте познакомился с ней еще в период ее замужества. Однако брак к тому времени был формальным, и Сергею Юльевичу удалось оформить развод без лишнего внимания со стороны общества.

С начала 1880 года Витте становится одним из самых высокооплачиваемых специалистов на железной дороге, его доход приблизительно оценивается в 50 тысяч рублей в год. Молодого и деятельного администратора ценило руководство, поэтому его годовой доход постоянно повышался.

Именно в этот период в 1888 году и произошла судьбоносная встреча с Александром III. По рассказам современников, государь предпочитал большую скорость, и зачастую такое передвижение становилось опасным для императорской семьи и пассажиров. По распоряжению Витте экспресс Александра III был замедлен во время движения по Юго-Западной железной дороге. Свое неудовольствие таким решением высказали адъютанты, на что управляющий дерзко заявил о нецелесообразности риска головой самого государя. Император слышал эти возмутительные речи и вспомнил их после крушения близ Харькова. Чудом спасшийся Александр III приказал включить в комиссию по расследованию причин катастрофы дерзкого управляющего.

Результат экспертизы показал, что крушение произошло по причине высокой степени износа вагона, на что ранее Витте уже указывал. Кроме того, Сергей Юльевич уже не раз отмечал опасность превышения скорости, исходя из строения российского железнодорожного полотна, балласта и прочих технических характеристик. По итогам работы Александр III предложил управляющему перейти на государственную службу, но тот отказался, указав на разницу в доходности должностей. Предлагаемая служба оплачивалась из казны всего восьмью тысячами рублей в год, а также требовала переезда с юга в столицу с ее дорогостоящим образом жизни и суровым климатом. Неслыханная дерзость – отказ императору и на этот раз сыграла положительную роль в судьбе талантливого менеджера. Монарх обязался лично доплачивать Витте еще 8 тысяч рублей в год и гарантировал, что должность он будет занимать совсем недолго, а затем его переведут на более высокий пост. Честолюбивый железнодорожник согласился.

Смелость, решительность, ум и талант надолго сделали Витте фаворитом императора. Ему было нетрудно убедить монарха в своей правоте, он мог высказывать свое мнение вне зависимости от отношения к нему остальных чиновников. Молодой администратор своей резкостью и острословием вызвал недовольство огромного количества влиятельных и знатных персон. Именовали талантливого управленца не иначе как «выскочка». Одним из главных оппонентов Витте стал фон Плеве.

В 1892 году Сергей Юльевич занимает пост министра сообщения. Отлично знакомый с проблемами железной дороги, он разворачивает бурную деятельность в этом направлении. Его основная заслуга в данной должности: постройка Транссибирской железнодорожной магистрали и КВЖД.

Проявил себя Витте не только на профессиональном поприще. Талантливый министр оказался искусным интриганом и, охарактеризовав коллегу Вышнеградского психически нездоровым, способствовал его смещению. На освободившийся пост министра финансов Витте был назначен с начала 1893 года. Незадолго до назначения дерзкий министр заводит скандальный роман с еврейкой, добивается ее развода и женится вопреки мнению светского общества. Матильда Витте, так звали новоявленную супругу, вызывает лишь негодование в свете, что провоцирует ее мужа на откровенный разговор с государем. Однако ситуация меняется после того, как Александр III одобряет скандальные отношения и даже признает смелый поступок достойным честного человека и христианина.

В качестве министра финансов Сергей Юльевич достиг пика своей карьеры. В деятельность одного из лучших государственных мужей император не вмешивался, несмотря на то что политика его резко отличалась от традиционной. Витте предпочитал назначать на должности профессиональных служащих и игнорировал установившийся порядок замещения мест по принципу приближенности к императорскому двору. Такой принцип в кадровой политике вызывал негодование со стороны придворных, но результат был получен ошеломляющий. В первый же год новый министр ликвидировал дефицит бюджета. В 1895 году Витте приступил к введению винной монополии, что способствовало образованию профицита, а уже в 1898 году провел успешную денежную реформу.

В 1899 году Николаем II Витте присваивается ранг действительного тайного советника. В этом же году Сергей Юльевич принимает участие в суде над своим бывшим знакомым Мамонтовым. Немногим ранее сам Витте придерживался мнения, близкого к взглядам осужденного. Обществом такой поступок был расценен как предательство, немалую роль в этом сыграла устоявшаяся неприязнь к министру со стороны элиты.

После смерти благоволившего к нему Александра III Витте постепенно теряет свое влияние при дворе. Однако Николай II еще долго прислушивается к мнению министра финансов. Кроме того, получает Сергей Юльевич признание и на мировой арене. Интриги, столь свойственные натуре Витте, и ненависть света приводят его к отстранению от дел в 1903 году. Официально это выглядело переводом на новую должность председателя комитета министров. Однако фактически данный пост не имел никакого влияния на государственные дела.

Однако в 1905 году судьба вновь предоставила Витте возможность проявить свои незаурядные способности. На этот раз он выступил в качестве дипломата. Благодаря удивительной способности убеждать этому человеку удалось сделать то, чего не смогла добиться имперская армия и десятки генералов. Сергей Юльевич сохранил часть территории Сахалина, в то время как японские войска захватили его весь и требовали передать занятую позицию полностью. Заслуги Витте были оценены государем, и в результате бывший министр стал графом. Однако светские острословы прозвали его графом Полусахалинским, хотя сарказм их был совершенно не уместен.

В 1906 году последовал исход напряженных отношений с императором и влиятельными советниками – Витте был отправлен в отставку. Удаление от дел было крайне болезненным для этого честолюбивого человека, он неоднократно предпринимал самые различные попытки, чтобы вернуть былое могущество. Находясь в отставке, написал «Воспоминания» и переправил их за границу, опасаясь изъятия своего труда. После смерти от менингита в 1915 году власти не раз предпринимали попытки отыскать и уничтожить работу Сергея Юльевича, однако «Воспоминания» все же были опубликованы за рубежом.

Современники оценивают Витте неоднозначно. Если некоторые акцентируют внимание на его административных талантах, вспоминают его заслуги в области государственных финансов, внешней политике, то другие говорят о резкости, честолюбии и лицемерии этого человека. Современники сочиняли множество колких и едких эпиграмм в его адрес, заслуживает внимание работа, например, Дорошевича. Однако нельзя не признать главного - Витте был необходим стране в этот тяжелый период. Это был человек удивительного склада ума, принесший огромную пользу своему государству, сделавший блестящую карьеру и заслуживающий уважения и памяти потомков. Государственные заслуги министра не оправдывают его как личность, но игнорировать их невозможно.

Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран. Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.

Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:

  • Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
  • Введение винной монополии в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополия государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
  • Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
  • Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
  • С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
  • В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.

Краткая таблица реформ

Таблица - Реформы Витте: дата, задачи, последствия
Реформа Год проведения Задачи Последствия
«Винная» реформа 1895 Создание государственной монополии на продажу всех спиртных изделий, включая вино. Увеличение поступлений в бюджет до 500 млн рублей в год. «Винные» деньги это примерно 28% бюджета.
Денежная реформа 1897 Введение золотого стандарта, обеспечение российского рубля золотом Снижена инфляция в стране. Восстановлено международное доверие к рублю. Стабилизация цен. Условия для иностранных инвестиций.
Протекционизм 1891 Поддержка отечественного производителя, за счет увеличения таможенных пошлин на ввоз товаров из заграницы. Рост промышленности. Экономический подъем страны.
Налоговая реформа 1890 Увеличение поступлений в бюджет. Введение дополнительных косвенных налогов на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.

Подготовка реформ

До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.

Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Денежная реформа и инвестиции

Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.

Для решения этой проблемы в 1897 году была проведена денежная реформа Витте. Кратко описать суть этой реформы можно так - российский рубль теперь обеспечивался золотом, или вводился золотой стандарт. Благодаря этому доверие инвесторов к российскому рублю увеличилось. Государство выпускало только то количество денег, которое реально было обеспечено золотом. Банкноту в любой момент можно было обменять на золото.

Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.

Приток иностранного капитала

Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:

  • Франция – 732 млн
  • Великобритания – 507 млн
  • Германия – 442 млн
  • Бельгия – 382 млн
  • США – 178 млн

В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.

Оценка реформ

В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.

В издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге вышел большой иллюстрированный альбом сатирической графики Первой русской революции, посвященный Сергею Юльевичу Витте (1849–1915). Граф Витте был не только первым премьер-министром в истории России, но и «отцом» русской Конституции. В книге «Глава праВИТТЕльства» представлены и прокомментированы 270 карикатур на Витте, отобранных из отечественной прессы 1905–1908 годов. Специально для «Прочтения» автор-составитель издания Элла Сагинадзе подготовила статью, основанную на материалах вышедшего альбома.

Высочайший Манифест 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» не только впервые в российской истории провозглашал парламент, но и даровал подданным империи основные гражданские свободы (слова, собраний, совести, союзов, неприкосновенности личности). Декларируемая Манифестом свобода слова привела к беспрецедентным цензурным послаблениям. Эти годы характеризовались небывалым бумом сатирических журналов, возникавших по всей стране (исследователи выделяют до 500 наименований таких изданий более чем в 40 городах империи). Широкому распространению летучих листков и сатирических журналов не могли помешать ни цензурные запреты, ни полицейские репрессии. Очень часто в них содержались злые и смешные карикатуры — на поприще политической сатиры началась известность целого ряда художников эпохи: Б. Кустодиева, С. Чехонина, А. Радакова, А. Юнгера и других.

Сергей Витте принял должность Председателя первого в истории России объединенного правительства 19 октября 1905 года. Даже не каждый профессиональный историк знает, что Витте, первый премьер-министр Российской империи, выдержал на себе небывалый шквал оппозиционной критики «слева» и «справа», став главным объектом сатириков и карикатуристов всех мастей. Он удостоился несметного количества карикатур и словесных издевок (они исчисляются тысячами)! С уверенностью можно утверждать, что ни один политический деятель в России не может конкурировать с Витте в этом отношении. В немалой степени столь острый интерес широкой публики к государственному деятелю был связан с его исключительной ролью в текущих событиях. Имя Сергея Витте неразрывно связано с Манифестом 17 октября — современники считали его «отцом» первой русской конституции. Для того, чтобы подчеркнуть исключительную роль Витте в появлении документа, карикатуристы использовали различные метафоры. Премьер-министр представал на страницах изданий в образе повара («стряпухи») и даже матери-кормилицы.

Новость об издании Высочайшего Манифеста была внезапной и упала на неподготовленную почву: многие чиновники на местах узнали о таком важном событии наутро из официального «Правительственного вестника». Возбужденные толпы народа, стихийные манифестации, газетные заголовки, трубившие о свободе, — в одних Манифест пробудил радужные надежды на скорые перемены к лучшему, в других — тягостные чувства и смутные опасения.

Обстоятельства создания Манифеста хорошо известны. Текст его был написан членом Государственного совета князем А. Д. Оболенским и временно управляющим делами Комитета министров Н. И. Вуичем. Непосредственным участником событий был С. Ю. Витте: его всеподданнейший доклад императору лег в основу документа. Перед правительством, по мнению Витте, стоял выбор между диктатурой и конституцией. При этом сановник отказался от роли возможного диктатора. Среди окружения императора были и те, кто предлагал подавить беспорядки силой и даже ввести военное положение (к примеру, граф А. П. Игнатьев), однако многие, в том числе командующий Петербургским военным округом великий князь Николай Николаевич, дядя императора, имевший на него большое влияние, выступили за конституцию. В письме от 19 октября Николай II делился с матерью: «Почти все, к кому я ни обращался с вопросом, отвечали мне так же, как Витте, и находили, что другого выхода, кроме этого, нет. Он прямо объявил, что если я хочу его назначить председателем Совета Министров, то надо согласиться с его программой и не мешать ему действовать» . Далее император прямо заявлял, что подписанный им документ — «это, в сущности, и есть конституция» .

Вопреки ожиданиям Витте, издание Манифеста не принесло стране желаемого успокоения. Продолжались стихийные митинги и забастовки, по империи прокатились жестокие еврейские погромы. Документ едко и жестко критиковали со всех сторон. Оппозиционно настроенная и радикальная пресса считала царский манифест декларацией, считая уступки власти недостаточными.

Представители либерально-демократических сил требовали скорого созыва Учредительного собрания и всеобщего избирательного права. Правительство Витте не поддерживало идею всеобщего избирательного права, полагая оптимальным прусский образец решения этого вопроса. Впрочем, в 1905 году такого права не было ни в одной европейской стране, и Россия не стала исключением.

Вдобавок они обвиняли премьер-министра в чрезмерно жестоких мерах по усмирению революции. Правительству, действительно, наряду с разработкой и претворением в жизнь обещанных реформ, приходилось бороться с революционными беспорядками и манифестациями. Вскоре, 13 ноября 1905 года, тиражом 9400 экземпляров вышел в свет один из первых революционных сатирических журналов — «Пулемет». На задней стороне обложки был напечатан Манифест 17 октября без каких-либо правок или сокращений. Поверх документа редактор и издатель Николай Шебуев поместил кровавый отпечаток ладони с подписью «К сему листу свиты его величества генерал-майор Трепов руку приложил» .

По-видимому, в тот же день это издание увидел сам император Николай II. По свидетельству очевидцев, царь был настолько раздосадован чтением журнала, что скомкал и бросил его на пол. Шебуев был осужден и провел год в Петропавловской крепости, однако «Пулемет» в итоге стал самым известным сатирическим журналом, а его суммарные тиражи достигли невероятных 150 000 экземпляров.

Столичный градоначальник генерал-губернатор Д. Ф. Трепов за три дня до публикации Манифеста приказал развесить по Петербургу извещения, что все массовые беспорядки будут «подавлять немедленно и самым решительным образом» и что войскам и полиции дано приказание «холостых залпов не давать и патронов не жалеть» . Это выражение вскоре стало крылатым и использовалась сатирическими изданиями всех направлений. Пресловутая фраза Трепова носила упреждающий характер: глава Петербургского военного округа Г. О. Раух характеризовал его слова как «так много прошумевшие и так мало оправданные на деле» . Более того, в конце октября 1905 года Трепов подал прошение об отставке, не желая препятствовать «умиротворению страны» . Однако публика продолжала считать его негласным диктатором и палачом революции. Репутация «душителя свобод» неизбежно распространялась и на графа. Министр просвещения И. И. Толстой, работавший с премьером бок о бок в правительстве, признавал, что граф «не предчувствовал размеров скандалов и революционного озлобления, охвативших страну» . Столичный чиновник И. И. Тхоржевский также признавал, что премьер ошибся в своих ожиданиях: «После 17 октября Витте получил, вместо желаемого оперного апофеоза, травлю и смуту со всех сторон» .

Люди консервативно-охранительных взглядов восприняли ограничение самодержавия как катастрофу и крушение привычного миропорядка. Государственный секретарь С. Е. Крыжановский так описывал свои чувства от Манифеста: «…Какие-то неясные предчувствия, какая-то тоска захватывали сердце, что-то словно треснуло в нашей жизни и поползло лавиной, надвигалась какая-то неясная чужая сила и невольно приходило на ум: „Прости, Святая Русь“» . Витте воспринимался как главный инициатор перемен. В письме к графу А. Г. Игнатьеву, известному своей консервативной позицией, некто, подписавшийся «Истинно русский», выразил мнение многих, восклицая: «За одно только предложение Императору Высочайшего Манифеста 17 октября, графа Витте следовало бы повесить. Спасите православный народ!»

Манифест действительно стал водоразделом между двумя эпохами русской жизни. Для тех представителей российского общества, которые стремились следовать курсом реформ, обращение к Манифесту было тактическим приемом для лоббирования политических взглядов. Дискуссии велись по преимуществу о том, насколько осуществились заложенные в нем принципы. Витте, после 1906 года не занимавший важных государственных постов, тем не менее, не упускал возможности присоединиться к публичным прениям по этому вопросу. Так, критикуя политический курс своего заклятого соперника —
П. А. Столыпина — в 1911 году, Витте провозгласил, что репрессивная политика его преемника превратила конституцию в «труп» . Его слова вызвали большой резонанс — органическая связь с новым строем придавала словам отставного реформатора необычайный вес. Роль Витте как отца русской конституции заставляла публику относиться к словам давно отставного министра с большим вниманием, связывая с его фигурой различные ожидания перемен. Да и сам экс-премьер считал свою роль в событиях 1905 года необычайно значимой. Надпись «17 октября» выбита и на могильном камне государственного деятеля в усыпальнице Александро-Невской лавры.

1. «Глава праВИТТЕльства»: первый премьер-министр Российской империи Сергей Юльевич Витте в сатирической графике 1905–1908 годов. [Альбом карикатур] / авт.-сост. Э. О. Сагинадзе; науч. ред. А. А. Россомахин. — СПб. : Издательство Европейского
университета в Санкт-Петербурге, 2020. — 240 с.


Выдающийся государственный деятель, реформатор. Яркая и самобытная личность С.Ю. Витте занимает особое место в отечественной истории конца XIX-начала XX в.

Он стремительно взошел на политический олимп. С его именем связаны крупнейшие преобразования в России: индустриальная модернизация, денежная реформа 1895-1897 гг., а также Портсмутский мир и Манифест 17 октября 1905 г. С.Ю. Витте много полезного сделал для развития отечественной экономики, реформирования политической системы, в сфере внешней политики. Перед потомками предстает государственный деятель нового типа: это не только энергичный и убежденный реформатор, но и талантливый практик, все достоинства которого соответствовали потребностям переживаемой эпохи.

Глава Министерства путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета — таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом государственной системы. Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода заката монархии — Петра Аркадьевича Столыпина.

Родился С. Ю. Витте 17 июня 1849 г. в Тифлисе в небогатой дворянской семье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета. В 1869 г. начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного движения, а через год был назначен начальником службы движения казенной Одесской железной дороги.

В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог. После трагедии у станции Борки, где пострадали члены императорской семьи в 1888 г., Витте по инициативе Александра III был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения.

В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. Витте сделал важный шаг в укреплении позиций российского рубля в мире, осуществив в 1897 г. переход к золотому обращению.

Он понимал, что накопление средств в бюджете государства шло недостаточными темпами для развития промышленности и ускорения темпов индустриализации. Именно поэтому, в 1896 г. Витте выступил с идеей винной монополии государства, которая, однако, реально была введена только в период 1906-1917 гг.

В 1903 г. Витте, заняв пост председателя комитета министров, фактически оказался отстраненным от дел из-за придворных интриг. Пост председателя комитета министров до революции 1905 г. был скорее почетной ссылкой, нежели возможностью для Витте проявить себя в качестве государственного деятеля.

Николай II, находясь под влиянием правых придворных группировок, отправил Витте в г. Портсмут для подписания мирного договора с Японией. Отправка Витте — это еще один способ подорвать его репутацию. Стоит отметить, что полный провал военной кампании русской армии во время войны, гарантировал японской дипломатии карт-бланш на предъявление России территориальных требований. В частности Япония требовала передать ей весь о. Сахалин. Витте удалось в половину уменьшить размер территориальных потерь. За это достижение, а также за долгую службу государству Николай II пожаловал Вите титул графа, а придворная клика добавила приставку «Полу-Сахалинский».

С началом первой русской революции в 1905 г. Витте получил возможность стать председателем Совета министров Российской империи, но как только власть начала реализовывать реакционные меры, Витте отошел от дел. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти.

Сергей Юльевич Витте

Сергей Юльевич Витте (1849 – 1915) родился в Тифлисе в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Рос у деда со стороны матери, получил домашнее образование, сдал экзамены за гимназический курс и в 1866 году поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Во время обучения он проявил большие способности к математике, его преподаватели даже считали, что в будущем Витте станет профессором, однако после окончания университета, он, следуя семейной традиции, поступил на государственную службу.

В 1869 году Сергей Витте был зачислен в отдел службы движения железных дорог в канцелярию генерал-губернатора Одессы. Для ознакомления с железнодорожным делом он в течение некоторого времени работал кассиром билетной кассы, контролером, ревизором движения, конторщиком грузовой службы, помощником машиниста, помощником начальника и начальником станций с преимущественно грузовым и преимущественно пассажирским движением. В начале 1870-х при покровительстве министра путей сообщения графа Бобринского Сергей Витте был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги. Он занимал эту должность в том числе и в годы русско-турецкой войны 1877–1878 годов и отличился прекрасной организацией перевозки войск к театру военных действий. За это Витте был назначен на должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Здесь он проявил себя как прекрасный аналитик в комиссии графа Эдуарда Баранова по исследованию железнодорожного дела в России. Работая в этой комиссии, Витте создал проект «Общего устава российских железных дорог» и изучил проблему разработки железнодорожных тарифов. Изданная Витте в 1883 году книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» получила высокую оценку. Министр финансов Иван Вышнеградский обратился к Витте за консультациями по вопросу отсутствия доходов на казенных железных дорогах, и Витте блестяще справился с этой задачей.

10 марта 1890 года Витте стал директором департамента железнодорожных дел, а 15 февраля 1892 года – министром путей сообщения. Он проявил себя талантливым руководителем, продолжал свою деятельность по урегулированию железнодорожных тарифов и развитию российских железных дорог. В августе 1892 года Витте, сохранив пост министра путей сообщения, возглавил еще и министерство финансов. Надо сказать, что в то время функции этого министерства были куда более широкими. Оно управляло промышленностью, торговлей, Государственным банком, Корпусом пограничной стражи, другими отраслями и ведомствами.

В октябре 1898 года Витте обратился к Николаю II с запиской, в которой предлагал избавить крестьянина от опеки общины, сделать из него «персону». Однако это предложение было оставлено без внимания. Витте удалось лишь принять в 1899 году закон об отмене круговой поруки в общине. В 1902 году Витте возглавил «Особое совещание по вопросу о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Выводы комиссии совпали с предложениями, которые он сделал в 1898 году. Необходимо было расширение рыночных отношений, переход от общинного землевладения к частному. Позднее эти предложения были положены в основу аграрной реформы Столыпина.

Главным противником Витте был министр внутренних дел Вячеслав Плеве. В 1903 году во время экономического кризиса затормозилось развитие промышленности, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие, летом начались забастовки рабочих на юге России. Плеве сумел убедить императора, что виновником всего этого была либеральная политика Витте. В результате Витте был отправлен в отставку, под видом перевода на пост председателя Кабинета министров, не дававший реальной власти.

В 1905 году Витте в качестве чрезвычайного посла отправлен для ведения нелегких переговоров о мире с Японией. 23 августа 1905 года им был подписан Портсмутский мир. После проигранной войны Сергею удалось значительно смягчить условия мирного договора. Добиться уступок было большой удачей, и за проведение переговоров Витте был пожалован графский титул. В обстановке нарастания революции осенью 1905 года Сергею Витте удалось убедить Николая II, что у того не осталось выбора, кроме учреждения в России либо диктатуры, либо конституционной монархии. Настаивая на необходимости создания «сильного правительства» во главе с ним самим, Витте добился подписания царем Манифеста 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка». 19 октября Николай подписал и указ о реформировании Совета министров во главе с С. Ю. Витте. Это способствовало предотвращению революции. Руководимое Витте правительство составило проект Основных законов, реализуя провозглашенные 17 октября свободы, занималось вопросами переустройства крестьянского землевладения, проводило подготовку к созыву первой Государственной думы. Но 22 апреля 1906 года Витте был отправлен в отставку. Николай II издал специальный рескрипт с благодарностью Витте за его труды и наградил Сергея Юльевича орденом святого Александра Невского с бриллиантами. До конца своих дней Витте оставался председателем комитета финансов Государственного совета. Он занялся литературной деятельностью, часто выступал в печати. Скончался Сергей Юльевич Витте 28 февраля (13 марта) 1915 года.

Чем знаменит

На посту министра финансов Сергей Витте сумел значительно оздоровить состояние бюджета Российской империи, привлечь не менее чем 3 миллиардов рублей иностранных вложений, необходимых для развития промышленности. Он улучшил собираемость налогов, ввел покровительственный по отношению к российским производителям таможенный тариф, учредил винную монополию. В 1897 году под его руководством была проведена денежная реформа. В результате на российские рубли стало возможно свободно покупать золото, что сделало рубль одной из самых устойчивых валют в мире. Период с 1897 по 1914 год был единственным в русской истории, когда рубль являлся свободно конвертируемой валютой. Модернизацию экономики страны С. Ю. Витте связывал также с развитием транспортных коммуникаций. В 1892 году протяженность российских дорог составляла 29 тысяч верст железных дорог, когда же он оставил пост министра, она увеличилась до 54 тысяч верст (70% из них были казенными). По его инициативе была сооружена Транссибирская магистраль (1891–1901). Дорога по маршруту Челябинск - Омск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток связала европейскую часть России с Сибирью и Тихим океаном. По мере строительства дороги возникали новые города (Новониколаевск, ныне Новосибирск), строились корабли для торгового судоходства по Северному морскому пути (ледокол «Ермак»). В результате реформ в стране начался быстрый рост промышленности. Благодаря этому Россия по основным показателям заняла пятое место в мировом промышленном производстве.

О чем надо знать


Карьерный взлет Сергея Витте начался с железнодорожной катастрофы. 17 октября 1888 года недалеко от станции Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги сошел с рельсов поезд, в котором с семьей и свитой ехал император Александр III. Царская семья спаслась чудом – на своих плечах Александр III удержал рухнувшую крышу вагона, пока те, кто находился внутри, не выбрались.

После этой катастрофы Александр вспомнил рапорт управляющего Юго-Западными железными дорогами Сергея Витте, поданный в министерство путей сообщения летом того же года. Витте предупреждал, что императорский поезд, составленный из тяжелых вагонов, для перемещения которых требовалось два товарных паровоза, имеет недопустимо высокую скорость для русских железных дорог с легкими рельсами, деревянными шпалами и песочным балластом и может вышибить рельсы. Он потребовал снизить скорость поезда до безопасной, иначе отказывался его сопровождать. Требования Витте были приняты, но при первой же встрече и министр путей сообщений, и сам Александр III высказали автору рапорта свое недовольство. Министр, в частности, напирал на то, что на других дорогах никто императорский в скорости не ограничивает и подобных условий не ставит. Царю Витте возражать не стал, а министру ответил довольно резко в том духе, что другие пусть делают что угодно, а он своему государю голову ломать не позволит.

Расследование показало, что причиной катастрофы под Борками стало превышение скорости императорским поездом. После этого Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и из титулярных советников произведен сразу в действительные статские советники.

Прямая речь

«Мне представляется, что есть национализм здоровый, убежденный, сильный, а потому не пугливый, стремящийся к охране плодов исторической жизни государства, добытых кровью и потом народа, и достигающий этой цели; - и есть национализм болезненный, эгоистичный, стремящийся, по-видимому, к той же цели, но как подчиняющийся более страстям, нежели разуму, нередко приводящий к результатам противоположным. Первый национализм есть высшее проявление любви и преданности государству, составляющему отечество данного народа, - второй составляет также проявление тех же чувств, но обуреваемый местью, страстями, а потому такой национализм иногда выражается в формах диких для XX столетия».

С. Ю. Витте «Национальная экономия и Фридрих Лист»

«Политическая история всей Западной Европы может служить довольно наглядным доказательством той тесной связи, которая существует между самоуправлением местным и самоуправлением центральным, т.е., иначе говоря, конституционным строем. Эта история довольно ясно показывает, что самоуправление местное не может существовать и правильно развиваться без центрального и, обратно, что последнее не может быть устойчивым и твердым без первого. Неразрывная связь этих двух частей одной и той же системы выражалась, конечно, не везде одинаково; государства живут и развиваются не по одному шаблону; поэтому к сознанию и установлению указанной связи они приходили также разными путями, но самая разнохарактерность, разносторонность путей только сильнее ее подчеркивают, еще более ясно указывают, что при всяких комбинациях и условиях самоуправление местное и центральное требуют известного взаимного соотношения».

С. Ю. Витте «По поводу непреложности законов государственной жизни»

«Человек он был несомненно талантливый и недюжинного, хотя, мне кажется, неглубокого ума. За ним остаются крупные заслуги: 1) введение золотой валюты, упрочившей наше денежное хозяйство; 2) удачное заключение мира с Японией, причем он высказал талант истого дипломата, и 3) сдвиг России с положения абсолютистической автократии на путь конституционной монархии. Удачно и смело проведенная им казенная продажа алкоголя, хотя и не прибавила листьев к его лавровому венку, дала, однако, возможность провести в нужную минуту с молниеносною быстротою народное отрезвление: результат, им самим несомненно непредвиденный в этой форме, хотя он всегда с самого начала подчеркивал, что монополия продажи спиртных напитков даст в руки правительства абсолютную власть регулировать потребление водки. Крупнейшими недостатками покойного были сильно развитое самомнение и бешеное честолюбие. Благодаря этим сторонам его личности, он часто фальшивил, подлаживался к течениям и угождал и нашим, и вашим. Это, в свою очередь, оттолкнуло от него почти всех и не дало заслужить широкой популярности, которая с 1906 года прогрессивно падала, достигнув ко дню его смерти нуля. Сам Витте думал, что он ведет тонкую политику и не мог понять, почему к нему относятся с недоверием. Отсутствие власти и ответственной работы было для него хуже казни».

«Император, очень веселый, спрашивает меня о моем путешествии, об успехе, недавно одержанном французской армией в Аргоннах, о действиях союзных эскадр при входе в Дарданеллы и т. д. Затем, внезапно, с блеском иронической радости в глазах:

— А этот бедный граф Витте, о котором мы не говорим. Надеюсь, мой дорогой посол, что вы не были слишком опечалены его исчезновением?

— Конечно, нет, государь. И когда я сообщал об его смерти моему правительству, я заключил краткое надгробное слово в следующей простой фразе: «Большой очаг интриг погас вместе с ним».

— Но это как раз моя мысль, которую вы тут передали. Слушайте, господа.

Он повторяет два раза мою формулу. Наконец, серьезным тоном, с авторитетным видом, он произносит:

— Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий.

По этим словам я могу судить, насколько Витте его беспокоил».

Запись беседы с Николаем II в дневнике посла Франции в Петербурге Ж.-М. Палеолога

Читайте также: