Оптотехника что это за профессия кем работать

Опубликовано: 02.10.2024

Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

  • исследование, разработку, подготовку и организацию производства приборов и систем, основанных на использовании оптического излучения; элементную базу оптотехники (оптики, оптико-электронной и лазерной техники; оптическую и лазерную технологии производства) и контроля оптических, оптико-электронных элементов, приборов и систем, материалов для их создания.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

  • взаимодействие электромагнитного излучения оптического диапазона с веществом;
  • разработка, создание, использование оптических, оптико-электронных, лазерных приборов, систем и комплексов;
  • технологии производства оптических элементов, материалов, приборов и систем;
  • лазерные технологии различного назначения;
  • элементная база оптической, оптико-электронной и лазерной техники;
  • программное обеспечение и компьютерные технологии в оптотехнике.

Бакалавр по направлению подготовки 200400 Оптотехника готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательской;
  • проектной;
  • производственно-технологической;
  • организационно-управленческой.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) "бакалавр" присваивается специальное звание "бакалавр-инженер".
(абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 18.05.2011 N 1657)
Бакалавр по направлению подготовки 200400 Оптотехника
должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • анализ поставленной задачи исследований в области оптотехники на основе подбора и изучения литературных, патентных и других источников информации;
  • математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований, разработка программ и их отдельных блоков, их отладка и настройка для решения отдельных задач оптотехники, включая типовые задачи проектирования, исследования и контроля оптических приборов и лазерных систем, а также технологий их производства;
  • проведение оптических измерений и исследований различных объектов по заданной методике с выбором технических средств и обработкой результатов;
  • составление описаний проводимых исследований и разрабатываемых проектов, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;
  • осуществление наладки, настройки, юстировки и опытной проверки отдельных видов оптических приборов и систем в лабораторных условиях и на объектах;
  • анализ поставленной проектной задачи в области оптотехники на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
  • участие в разработке функциональных и структурных схем на уровне узлов и элементов оптической, оптико-электронной и лазерной техники и технологий по заданным техническим требованиям;
  • расчет, проектирование и конструирование в соответствии с техническим заданием типовых систем, приборов, деталей и узлов оптотехники на схемотехническом и элементном уровнях с использованием стандартных средств компьютерного проектирования; проведение проектных расчетов и предварительное технико-экономическое обоснование проектов;
  • использование и применение конструкторской и технологической документации при анализе механизмов, приборов и взаимосвязи их узлов;
  • применение современной элементной базы электротехники, электроники и микропроцессорной техники при разработке систем, приборов деталей и узлов оптотехники;
  • оценка технологичности и технологический контроль простых и средней сложности конструкторских решений, разработка типовых процессов изготовления, сборки, юстировки и контроля параметров механических, оптических, оптико-электронных и лазерных деталей, узлов и систем;
  • разработка и составление отдельных видов технической документации на проекты, их элементы и сборочные единицы, включая технические условия, описания, инструкции и другие документы;
  • участие в монтаже, сборке (юстировке), испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов оптотехники;
  • разработка технических заданий на конструирование отдельных узлов приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных технологией;
  • участие в работах по доводке и освоению техпроцессов в ходе технологической подготовки оптического производства;
  • организация входного контроля материалов и комплектующих изделий;
  • внедрение технологических процессов производства, метрологического обеспечения и контроля качества оптических, оптико-электронных и лазерных систем, приборов, деталей, элементов и оптических покрытий различного назначения;
  • расчет норм выработки, технологических нормативов на расход материалов, заготовок, инструмента, выбор типового оборудования, предварительная оценка экономической эффективности техпроцессов;
  • участие в организации работы производственных коллективов;
  • разработка планов на отдельные виды проектных и конструкторско-технологических работ и контроль их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;
  • нахождение оптимальных решений при создании отдельных видов изделий оптотехники с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности, а также экологической безопасности;
  • установление порядка выполнения работ и организация маршрутов технологического прохождения элементов и узлов оптических, оптико-электронных и лазерных приборов и систем в процессе их изготовления;
  • размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организация рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования по действующим методикам и нормативам;
  • осуществление технического контроля и участие в управлении качеством производства изделий оптотехники, включая внедрение систем менеджмента качества;
  • контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

ФГОС: «Приборостроение и оптотехника»

Как мы работаем

  1. Вы делаете заявку из формы заказа на сайте или звоните мне по телефону.
  2. Авторы определяются, как быстро они могут ответить, платная это будет консультация или бесплатный совет.
  3. Если вас устраивают условия сотрудничества, то мы поможем вам разобраться, как лучше написать свою научную работу, какие в этом могут быть подводные камни, где взять материал и как с ним работать.
  4. Сроки и другие условия консультаций обсуждаются и согласовываются.

Спасибо, ваше сообщение отправлено

В ближайшее время мы пришлем сообщение с ценой и возможными сроками консультации. Если Вас все устроит, то мы начнем работать.

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

Степень: Академический бакалавр Прикладной бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Физика - по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза

Содержание

Настройка оптического прибора
Подавляющее количество информации человек получает через зрительный канал, то есть, глазами. Поэтому особенно востребованными являются приборы, которые позволяют существенно расширить возможности человеческого глаза. Сегодня для их изготовления используются ценные знания оптики, электроники, а также вычислительной техники. Все это можно изучить, выбрав специальность 12.03.02 Оптотехника.

Если оглянуться по сторонам, то можно удивиться, как много изобретений из этой сферы окружают обывателя. Оптико-электронные приборы, которые и создают подобные специалисты, используются в промышленности и системах связи, охранной деятельности и в экологическом мониторинге. Наработки оптотехнической сферы необходимы в современной медицине, авиастроении, производстве вычислительной и бытовой техники.

Условия поступления

Главная задача курса – воспитать специалиста, который будет оперировать полученными знаниями из сферы точных наук, работать как в области разработки новых приборов, так и анализа существующих аппаратов с целью поиска слабых мест и их устранения. Это профессия, в которой легче реализовать себя, имея технический склад ума. Поэтому при поступлении у абитуриента проверяют знания математики в обязательном порядке. Какие предметы сдают будущие студенты, кроме этой науки:

  • русский язык;
  • информатику и ИКТ либо физику.

Будущая профессия

Выпускник такого направления по завершении обучения может заниматься разными видами деятельности. В его компетенции может быть как разработка новых приборов, так и производство телескопов, биноклей, фото- и видеотехники, тепловизоров, приборов ночного видения. Еще такая профессия предполагает приобретение организационно-управленческих навыков, так что впоследствии можно занимать руководящие должности.

Куда поступать

Такую профессию можно освоив, поступив на бакалавриат в такие учебные учреждения:

  • Разработка оптической техники
    Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК);
  • Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (МГТУ имени Баумана);
  • Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники (МИРЭА);
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО);
  • Санкт-Петербургский госуниверситет аэрокосмического приборостроения.

Срок обучения

Диплом бакалавра можно получить, окончив 4-летний курс на очном отделении в лучших вузах Москвы. В случае выбора заочной, вечерней или смешанной формы предстоит учиться в течение пяти лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Эта профессия предполагает освоение следующих предметов:

  • компьютерная графика;
  • прикладная оптика;
  • основы оптики;
  • оптические измерения;
  • электротехника;
  • приемники оптического излучения и его источники;
  • метрология.

Приобретаемые навыки

Бакалавр с такой специальностью сможет в полной мере заниматься следующими видами деятельности:

  • Оптическая линза
    исследования в сфере оптической техники и сопутствующих отраслей;
  • разработка новых приборов и систем;
  • расчетная и проектная работа: создание типовых приборов, систем, деталей, узлов;
  • создание документации технического и конструкторского назначения, работа с такими бумагами;
  • оценка и контроль конструкторских решений;
  • монтаж, сборка, испытание им эксплуатация опытных образцов;
  • выполнение оптических измерений;
  • оценка экономической эффективности технических процессов;
  • управление работой коллектива и решение организаторских задач;
  • создание планов проектных и конструкторских работ.

Перспективы трудоустройства по профессии

Это направление является широко востребованным. В своей профессиональной деятельности выпускник бакалавриата будет представлять интерес для разных частных и государственных структур. Подобные сотрудники востребованы в лабораториях, которые занимаются исследованиями и разработкой. Также они необходимы в производственной сфере и могут трудоустроиться в организациях и компаниях, где эксплуатируются оптико-электронные приборы.

Кем работают бывшие студенты этого курса:

  • инженер в сфере эксплуатационно-конструкторской деятельности;
  • инженер-технолог выпуска источников света;
  • оптометрист;
  • специалист по оптике/компьютерной оптике/прикладной оптике;
  • оптотехник;
  • разработчик современных оптических приборов.

Уровень зарплаты специалиста этого направления отличается, в зависимости от места профессиональной реализации. В среднем, они получают 40-80 тысяч в российской валюте.

Преимущества обучения в магистратуре

Освоение магистерской программы означает существенное расширение перспектив в плане трудоустройства и самореализации. Выпускник курса сможет работать со сложнейшими лазерными аппаратами, высокотехнологическими автоматизированными оптическими системами.

Весомая доля учебного процесса посвящена приобретению практического опыта. В итоге специалист представляет интерес для исследовательских институтов и организаций. В том числе, можно создать собственное предприятие, которое будет заниматься анализом материалов, лазерной лучевой обработкой.


Программа направлена на подготовку к производственно-технологической деятельности в области оптико-электронного приборостроения, нанотехнологий, энергетики, а также к активному участию в инновационной деятельности.

Программа разработана с учетом профессиональных стандартов «Специалист в области проектирования и сопровождения производства оптотехники, оптических и оптико-электронных приборов и комплексов», «Специалист в области производства специально легированных оптических волокон», «Специалист в области производства волоконно-оптических кабелей».

Акцент программы сделан на глубокую естественнонаучную подготовку и междисциплинарность компетенций выпускников. Программа ориентирована на развитие и модернизацию перспективных отраслей оптотехники за счет использования:

  • высокотехнологичного наукоемкого производства,
  • новых информационных технологий,
  • интеграции проектирования и управления.

Отличительные черты программы

  • Подготовка специалиста предусматривает выделение значительного времени для освоения командной работы, проектной деятельности. Специфика направления предусматривает работу над междисциплинарными проектами.
  • Возможность взаимодействовать во время обучения с практикующими специалистами.
  • Применение инновационных педагогических методик: метод проектов, командная работа, проблемно-ориентированное обучение и т.д.
  • Привлечение специалистов-производственников для определения содержания профессиональных задач, решаемых на производстве.
  • Активная академическая мобильность студентов и сотрудников. Совершенствование языковых, коммуникативных и профессиональных навыков и знаний осуществляется посредством их активного участия в программах международного академического обмена. По программам академического обмена студенты могут обучаться в Берлинском техническом университете (Германия), Университете Гренобля (Франция), Университете Саутгемптона (Великобритания), Лаппеенрантском технологическом университете (Финляндия), проходить стажировки в Чунцинском университете искусств и науки (Китай).
  • Многолетнее сотрудничество коллектива направления с зарубежными партнерами на основе соглашений в сфере научно-образовательной деятельности позволяет расширить возможности ООП.

К исключительным компетенциям бакалавра можно отнести:

  • выпускник имеет глубокие знания по современным методам и средствам контроля характеристик оптико-электронных приборов и систем;
  • выпускник профессионально владеет программными продуктами (Zemax, SolidWorks, DIALux, AutoCad и т.д.) и технологиями ведущих мировых производителей проектирования оптико-электронных приборов;
  • выпускник умеет анализировать, прогнозировать, моделировать и создавать оптико-электронные приборы, а также системы работающих в нормальных и экстремальных условиях (климатических, высоких уровнях радиационного воздействия и т.д);
  • выпускник умеет работать в команде и имеет опыт управления проектами;
  • выпускник владеет профессиональным английским языком.

Особенность программы связана с уникальной возможностью для студентов участвовать в научно-исследовательской работе и выполнении реальных проектов по созданию новых технологий и материалов, использовать в процессе обучения и научных исследований новейшее оборудование Томского политехнического университета, Института физики прочности и материаловедения и Института сильноточной электроники Томского научного центра Сибирского отделения Российской Академии (ТНЦ СО РАН), предприятий-резидентов Томской особой экономической зоны технико-внедренческого типа (ТВЗ), ОАО «НИИ ПП», Российского Ядерного Центра (г. Снежинск). Они служат базой для учебных и производственных практик студентов.

Предприятия партнеры по организации практики и дальнейшему трудоустройству

Студенты ИАЭП поделились опытом и рассказали об особенностях обучения по специальности «Оптотехника».

Одним из направлений подготовки бакалавров в Институте автоматики и электронного приборостроения (ИАЭП) КНИТУ-КАИ является специальность 12.03.02 «Оптотехника».

Подавляющее количество информации человек получает в видимом диапазоне, иными словами, при помощи глаз. Большое распространение получили приборы и инструменты, позволяющие серьезно усилить восприятие такой информации. Современные оптические системы создаются благодаря знаниям в области оптики, электроники и вычислительной техники.

Если вы оглянетесь вокруг себя, то вам не составит труда найти оптико-электронные устройства, начиная от камеры телефона и заканчивая камерами слежения. В действительности оптические системы в современности невозможно представить без «электронной начинки». Они используются в промышленности и системах связи, охранной деятельности и в экологическом мониторинге. Наработки оптотехнической сферы необходимы в современной медицине, авиастроении, производстве вычислительной и бытовой техники.

Нетрудно догадаться, почему специальность в данном направлении подготовки называется именно «Оптико-электронные приборы и системы». Главная задача данного курса – воспитать специалиста, который будет оперировать полученными знаниями из сферы точных наук, работать как в области разработки новых приборов, так и анализа существующих аппаратов с целью поиска слабых мест и их устранения. Данное направление подготовки подразумевает наличие технического склада ума. Учитывая специфику этого направления, лучше всего оно подойдет для тех людей, которые хорошо ориентируются в оптике.

Выпускник этой образовательной программы по завершении обучения может заниматься разными видами деятельности. Он может стать инженером оптико-электронных приборов, инженером-оптотехником. В их задачи входят исследование, разработка, подготовка и организация производства изделий оптотехники, оптических и оптико-электронных приборов. Инженер лазерной техники – еще одна перспективная профессия в этой области. Как нетрудно догадаться, такому специалисту предстоит иметь дело с оптической и лазерной техникой. Если вы не найдете себя непосредственно в оптических системах, то освоенных компетенций будет достаточно для работы в сфере приборостроения и электротехнической инженерии.

Выпускники «Оптико-электронных приборов и систем» востребованы на рынке труда и смогут найти себя в совершенно разных областях производства. Если вы хотите получить акутальную специальность и имеете склонность к оптике, как области физики, то можете попробовать себя в направлении «Оптотехника».

Студенты института, обучающиеся в рамках данной специальности, поделились впечатлениями об учёбе и рассказали о востребованности специалистов в данной области в наши дни и в будущем.


Марина, окончила 4 курс по специальности «Оптико-электронные приборы и системы»

- Какие качества и умения, на твой взгляд, будут наиболее важны в твоей работе?

- Умение быстро соображать и держать себя в руках. Я считаю, что это можно отнести ко всем профессиям. Чего-то отдельно выделить не могу, кроме как не иметь сильного астигматизма.

- Опиши свое общее впечатление от учёбы на своей специальности

- Главное – правильно распределять время. Тогда и на «отлично» учиться можно, и на концертах выступать, правильно питаться и спать, как минимум, 8 часов.

- На что будущим абитуриентам в твоей специальности следует обратить больше внимания? На какие предметы сделать упор?

- Упор на умение заставлять сделать себя то, что не нравится, не откладывать начатое на потом. Обратить внимание на умение налаживать контакт как с преподавателями, так и со студентами. Хорошие отношения со всеми – залог лёгкой работы. Из предметов хочу отметить математику и основы оптики.

- Почему ты выбрала именно эту специальность?

- Из всей школьной физики мне более или менее нравилась оптика. Когда я пришла в приемную комиссию, мне рассказывали о всех специальностях, которые так или иначе мне было интересны. Больше всего мне понравилась оптотехника, ее я и выбрала.

- Что можешь рассказать по поводу загруженности в учебе? Сложно учиться?

- Уже говорила, что умение правильно распределять время сделает своё дело. Кто-то не успевает сдать очередные долги, сидя в общежитии или дома. Кто-то заканчивает университет на красный диплом, обретает множество друзей и связей, при этом ещё и успевает развиваться в других направлениях (СМИ, творчество, наука, спорт). Загруженность в учёбе – показатель того, сильный ли ты человек. Мне было сложно на 1 курсе, потому что не могла разобраться в себе и своих делах, ничего не успевала. Потом взяла себя в руки и все пошло как по маслу, учиться стало просто.


Валерия, окончила 2 курс по специальности «Оптико-электронные приборы и системы»

- Какие качества и умения, на твой взгляд, будут наиболее важны в твоей работе?

- Важным качеством в моей работе является внимательность, вся работа пойдёт насмарку, если ты допустишь ошибку в вычислениях. Также важным умением будет работа с компьютером и программами, так как большинство расчетов, проектирование оптических систем и проверка прохождения лучей проводится именно в них.

- Опиши свое общее впечатление от учёбы на своей специальности

- В общем, моя специальность довольно интересная и специфическая. На это направление идет немного людей, и мне это безумно нравится. Лабораторные работы проводятся в темных комнатах с различными цветными линзами и стёклами. Преподаватели на моей кафедре высоко квалифицированы и заботятся о том, чтобы каждый студент усвоил материал.

- На что будущим абитуриентам в твоей специальности следует обратить больше внимания? На какие предметы сделать упор?

- Главными предметами в нашей специальности являются начертательная геометрия, компьютерная графика и физика – куда же без неё? Также важными являются информатика и прикладные информационные технологии. Стоит сделать упор именно на них, учеба будет даваться проще, если вы будете чувствовать себя свободно в этой сфере.

- Почему ты выбрала именно эту специальность?

- Мне всегда была интересна оптика, поэтому я подала документы, можно сказать, на профессию мечты.

- Что можешь рассказать по поводу загруженности в учебе? Сложно учиться?

- Загруженность небольшая, я считаю, что в этом плане нам повезло больше, чем ребятам на других направлениях. Лично я посвящаю свое свободное время Студенческому совету. А учиться бывает сложно тогда, когда ты много пропустил или просто не выучил то, что тебя спросил преподаватель.

оптик-механик за работой фото

Приборостроительные заводы производят массу оптического оборудования – от школьных микроскопов и биноклей до сверхточных звездных датчиков для космических кораблей. Сборкой высокоточных оптических приборов занимаются особые специалисты – оптики-механики, которые по праву считаются одними из самых квалифицированных рабочих.

Кто такой оптик-механик

По факту работа оптика-механика связана не только со сборкой, но и с изготовлением деталей для различных оптических приборов. Интересно, что хоть в этой отрасли используются станки с ЧПУ и автоматические агрегаты, основная сборка до сих пор производится вручную. Поэтому хорошие оптики-механики ценятся работодателями на вес золота.

Вот лишь краткий перечень аппаратуры, которую способен производить такой специалист. Половиной из них мы пользуемся в повседневности. Другая половина находит широкое применение в науке, диагностике и производстве:

объективы фотоаппаратов, видеокамер;

бинокли, монокуляры, приборы ночного видения, тепловизоры, коллиматоры;

микроскопы, нивелиры, гониометры и прочая измерительная аппаратура;

оптические и спектральные датчики различного назначения.

Также оптики-механики при небольшой переквалификации могут успешно работать над сборкой и созданием часовых механизмов.

Каждый из оптических приборов должен соответствовать определенному классу точности. Поэтому оптик-механик должен не просто собрать изделие, но и должным образом откалибровать его.

В целом обязанности оптика-механика сводятся к следующим операциям:

Сборка и подгонка узлов и деталей;

Полировка линз, зеркал и их установка в нужных позициях;

Проверка и юстировка механизмов готового изделия.

Более опытные и квалифицированные специалисты при этом наблюдают за работой молодых и проводят первичный контроль качества работы.

Работа оптика-механика по-своему увлекательна, в ней есть место и техническому творчеству, и саморазвитию. Однако при этом специалист все равно должен соблюдать типовые технологии сборки, придерживаться системы контроля качества. В работе от него требуется максимальная точность, сосредоточенность, скрупулезность.

Хороший оптик-механик должен в обязательном порядке уметь пользоваться контрольно-измерительными приборами, знать ГОСТы на выпускаемые изделия, системы допусков и посадок, разбираться в принципах работы механизмов.

Полезны также знания в области физики и химии, обработки металлов. Требуются также умение разбираться в чертежах и схемах. Ну и, разумеется, любовь к ручному труду.

В числе производственных рисков следует назвать в первую очередь большую нагрузку на зрение. Кроме того, сборочные операции в основном производятся в сидячей позе (большая нагрузка на позвоночник и суставы).

Курсы оптиков-механиков, обучение и трудоустройство

Поскольку профессия достаточно сложна в освоении и требует специфических навыков, потребуется окончить профильный колледж или техникум.

Тем не менее, хоть специальность оптика-механика и относится к категории рабочих, высоко ценятся и специалисты с высшим образованием. Например, инженеры-оптики. Диплом вуза может стать хорошим подспорьем для дальнейшего карьерного роста на предприятии.

Так или иначе обязательным условием для работы по специальности «Оптик-механик» должен стать диплом учебного заведения, пройденная производственная практика и успешно сданный квалификационный экзамен.

Разряды профессии Оптик-механик по ЕТКС

В специальности выделяют пять квалификационных ступеней – со второго по шестой.

Оптик-механик 2 разряда

Начинающий специалист, может производить сборку простых узлов с точностью свыше 0,1 мм. При этом работы производит под надзором более квалифицированного оптика-механика.

Оптик-механик 3 разряда

Производит сборку простых оптических узлов и деталей с точностью от 0,05 до 0,1 мм. Может изготавливать простые измерительные приборы с большими погрешностями.

Оптик-механик 4 разряда

Может работать над сборкой узлов и механизмов с точностью от 0,005 до 0,05 мм.

Оптик-механик 5 разряда

Может собирать сложные оптические приборы и узлы с точностью от 0,001 до 0,005 мм, проводить центрирование и завальцовку оптических деталей небольшой точности (до 0,01 мм).

Оптик-механик 6 разряда

Специалист наивысшей категории. Производит сборку особо сложных приборов и оптических узлов с точностью до 0,001 мм.

Вакансии оптиков-механиков на рынке труда, средняя зарплата

По понятным причинам оптики-механики востребованы только в тех регионах, где есть приборостроительные предприятия. Это в основном – Центральные регионы России (Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Самарская область и т.д.).

Также оптики-механики востребованы на предприятиях по ремонту оптического оборудования. Однако вакансии встречаются не так часто. При этом работодателю, как правило, нужны специалисты с опытом, стажем до 5 лет и высокой квалификацией.

Средняя заработная плата оптика-механика в России колеблется в районе 40 – 60 тысяч рублей.

Читайте также: