Плюсы и минусы профессии учитель истории и обществознания

Опубликовано: 02.10.2024

Чтобы работать учителем истории и обществознания, необходимо на выбор:

  • получить диплом о высшем или среднем профессиональном образовании по педагогическому направлению;
  • поступить в вуз или ссуз, который готовит специалистов на базе 9 или 11 классов;
  • получить базовое педагогическое образование и пройти профессиональную переподготовку. Это позволит расширить спектр компетенций.

Какие предметы сдают на учителя истории и обществознания?

Чтобы получить профильное образование в вузе, абитуриенты сдают вступительные экзамены по направлениям история, обществознание и предоставляют результаты ЕГЭ по этим же предметам. Дополнительно сдают русский язык.

Для поступления в АНПОО «НСПК» не нужно сдавать ЕГЭ и вступительные экзамены. Достаточно аттестата об окончании 9 или 11 классов.

Обучение ведется по официальной лицензии, в дистанционной форме. Выпускники получают два диплома — о среднем профессиональном образовании и профпереподготовке по направлению «Учитель истории» (обществознание тоже можно преподавать).

Сколько учиться?

В вузе нужно учиться не менее пяти лет. При обучении в ссузе стать учителем истории можно за четыре года и даже быстрее. При поступлении после 11 класса на обучение потребуется от 2 лет 10 месяцев.

В АНПОО «НСПК» также есть программа перезачета ранее пройденных дисциплин. Она позволяет максимально сократить обучение без потери его качества и стать учителем истории в кратчайший срок.

Плюсы и минусы профессии

У профессии учитель есть плюсы — длительный отпуск, возможность заниматься репетиторством, давать частные уроки параллельно с основной деятельностью. Это творческая работа, связанная с интересными предметами.

К минусам относится высокий уровень личной ответственности. Учитель — профессия, связанная с высокими психоэмоциональными нагрузками. В обязанности учителя в школе входит заполнение множества документов, нужно подолгу стоя говорить.

Что должен знать и уметь учитель истории и обществознания

Учителя истории и обществознания должны знать об:

  • определяющих направлениях развития образования в РФ;
  • актуальных положениях российского законодательства, регулирующего эту сферу;
  • особенностях исторического процесса на разных стадиях развития общества в России и мире — от древности до начала XXI века;
  • актуальных методиках преподавания истории, обществознания (активная познавательная, сравнительная, основанная на принципе повторения, экспериментальная и т.д.);
  • основных положениях школьной гигиены — обустройство помещений, требования к учебным принадлежностям, школьные болезни (близорукость, искривление позвоночника) и т.д.

Учителя истории и обществознания должны ориентироваться в смежных дисциплинах — мировой культуре, археологии, политологии. Им важно уметь анализировать и структурировать информацию, доносить свою мысль до учеников, разрешать конфликтные ситуации. Учитель истории и/или обществознания должен разбираться в современных образовательных технологиях и цифровых способах поиска информации (поисковые системы, электронные библиотеки, образовательные платформы).

Должностные обязанности и функции учителя истории и обществознания

Основная обязанность учителя - сформировать у учеников базу теоретических знаний и навыков по предмету. В этом он руководствуется учебной программой и планом. Обязанности специалиста регулируются ФГОС и правилами учебного заведения, где работает учитель истории и обществознания. Конкретный список определяется должностной инструкцией.

Дополнительные функции учителя истории и обществознания:

  • планирование учебного процесса, составление программ уроков;
  • контроль знаний по предмету;
  • организация внеурочных мероприятий, которые должны проводиться учителем истории и обществознания — олимпиады, школьные конкурсы и т.д.;
  • ведение журналов, отчетности;
  • организация самостоятельной работы учеников и помощь в освоении пройденного материала.

Личные качества учителя истории и обществознания

Учителем истории и обществознания может стать человек, который интересуется прошлым, с охотой работает в большом коллективе и любит детей. Важно быть неконфликтным, терпеливым, толерантным. Другие личные качества, необходимые учителю истории и обществознания:

  • умение перерабатывать научный материал в доступный для восприятия учениками;
  • аналитические способности — анализ собственных знаний и знаний учеников, оценка их осведомленности;
  • организованность — для достижения целей учебного плана и показателей успеваемости;
  • умение объяснять, ораторские способности;
  • пунктуальность;
  • стрессоустойчивость;
  • желание совершенствовать знания в области истории, обществознания и других науках.

Зарплата и карьерные перспективы

Сколько зарабатывают учителя, зависит от региона, места трудоустройства, опыта специалиста. Поэтому так важно повышать квалификацию и наращивать компетенции. В Москве в муниципальной школе зарплата учителя истории составляет, в среднем, от 20 до 60 тысяч рублей. В частных образовательных учреждениях ставки выше, поэтому там зарплата учителя истории может доходить до 250 тысяч рублей. В регионах РФ средний ежемесячный доход составляет 34 000 рублей: минимальная зарплата учителей — 14-21 тысяча рублей, максимальная — 50 000 рублей.

Повышать доход можно, занимаясь репетиторством. Зарплата учителя истории, который дает только частные уроки, составляет, в среднем 30 тысяч рублей в регионах РФ. Для Москвы показатель выше: зарплаты учителей-репетиторов составляют 3000-4500 рублей за занятие, количество определяет сам специалист.

Чтобы получать больше, учителю придется брать подработку или строить карьеру. Возможные пути роста:

  • руководящие должности в школе, учреждениях образования — с профессией и опытом учителя по социально значимому предмету можно добиться высоких постов;
  • в частных школах, центрах дополнительного образования — зарплата учителя истории будет выше;
  • дистанционное обучение детей, подготовка к ЕГЭ и экзаменам — сколько получит учитель истории, зависит от его работоспособности и умения «рекламировать» свои онлайн-курсы;
  • самозанятость, свой бизнес — организация курсов по профессии, лекций по истории, открытие частной школы и т.д.

Учитель истории: преимущества и недостатки профессии

Есть профессии, потребность в которых идет на спад со временем, а есть и такие, чья актуальность не угасает. Педагоги, учителя, преподаватели – это специалисты, которые востребованы всегда. Это квалификация развивается и модифицируется под современные тенденции, расширяется и становится все популярнее.

В данной статье рассмотрим профессию учителя истории. Охарактеризуем основные обязанности и особенности работы. Затронем положительные и отрицательные стороны этой профессии.

Особенности

Учитель истории должен ориентироваться в большом объеме знаний, которые со временем обновляются, так как история не стоит на месте. Поток информации очень обширен – от быта северных народов до истории военных походов Российской Империи.

История как предмет довольно увлекательна. Подача материала может быть разнообразной – в виде лекций, фильмов, дебатов, а также археологических походов.

Учитель истории прежде всего должен знать множество исторических дат и событий, ориентироваться во временных отрезках правления династий, разбираться в территориальных изменениях каждой страны (объединение, деление).


Для повышения квалификации педагог должен посещать дополнительные семинары, курсы, читать историческую литературу.

Такой педагог должен обладать определенными качествами. Это:

  • умение находить новые знания, переформировывать полученную информацию в более понятный контекст;
  • возможность находить индивидуальный подход к каждому ученику, невзирая на способности ребенка;
  • умение формировать учебный план;
  • доступная подача материала и интересное построение урока.
  • твердость характера, стрессоустойчивость.


Знания и навыки

Как и в любой другой специальности, учитель истории должен обладать определенными навыками и иметь необходимые знания в данной сфере деятельности. Необходимо правильно ставить перед собой цели и добиваться их.

Рассмотрим основные задачи, которые должен выполнять учитель. Прежде всего это формирование учебной программы согласно общеобразовательным стандартам.

Учитель должен опираться на уже полученные знания учеников. Это необходимо для того, чтобы правильно и функционально использовать время на уроках. Многие педагоги знают, что данного времени зачастую хватает, так как объем информации слишком большой. Во многом всю информацию приходится сокращать.

Навык правильной подачи информации необходим учителю, потому что – предмет весьма тяжелый для восприятия, многие дети считают его скучным. И это логично, если заставлять детей писать конспекты и просто учить даты. Хороший преподаватель, благодаря современным технологиям, будет преподносить информацию в стиле интерактива.

Преподаватель истории как никто другой должен поощрять рвение учеников к предмету. Как известно, потерять это рвение очень легко. Смена подачи материала, тяжелые тексты и слишком большой объем дат отталкивают детей от изучения предмета.

В таком случае учитель должен показать, что оценка будет зависеть не только от правильно указанных дат, но и от понимания пройденного материала в целом. Это психологически облегчит состояние ребенка.

Умение правильно перерабатывать получаемые знания очень важно для педагога. Мало просто найти хорошую информацию, схему или таблицу к уроку. Нужно максимально переработать данную информацию в более понятный язык и объяснить все для учеников своими словами. Это показывает не только ваши знания как учителя, но и то, насколько преподаваемый предмет вам интересен. Эти факторы влияют на вовлеченность учеников в процесс обучения.

Еще одним важным навыком можно считать правильное формирование внеурочного времени. Сюда же можно отнести и дополнительные занятия. Преподаватель продолжает работать даже после уроков, дома. Подготовка к следующему дню и проверка тетрадей также затрагивает определенные навыки. Ведь построение работы над ошибками важно ничуть не меньше, чем подача самого материала.


Отдельно стоит рассмотреть профессию учителя истории искусств. История искусств – это отдельное направление, которое изучает будущий преподаватель. В этот предмет входит целый комплекс общественных наук, а центральным звеном является художественная культура.

Основным фундаментом данной специальности является общая история. Затем формируется базис из классической и постмодернистской истории. Делаются большие акценты на стилях в искусстве (романтизм, классицизм, сентиментализм, реализм и другие). Изучаются всевозможные временные отрезки, которые связаны с искусством (к примеру, искусство Древней Греции; быт восточных народов).

Преподавателей истории искусств учат различать произведения деятелей искусства, разбираться во множестве художественных направлений и школ, ориентироваться в историко-художественных течениях. Студенты, выбравшие данное направление обучения, будут участвовать в экспедициях, организовывать выставки, работать с различными коллекциями художественных произведений. А также они смогут проводить исследовательскую работу в музеях, архивах, заниматься подготовкой к публикации научных материалов (библиографий, путеводителей, сборников, обзоров), заниматься оценочной деятельностью предметов искусства.

Получив образование по этому направлению, можно работать не только преподавателем в образовательных учреждениях. Можно стать антикваром, архивариусом, библиотекарем, сотрудником музея.


Обучение

Чтобы выучиться на учителя истории, не нужно долго искать вуз. Почти в каждом большом городе есть университеты и колледжи, которые предлагают получить образование педагога.

Направление учитель истории слишком узкое, поэтому в некоторых вузах дается расширенная специализация. К примеру, история и право. Получаемая профессия позволит вам работать не только учителем в школе, но и преподавать право в колледжах или вузах. Следующие направления – это история России и зарубежных стран, история и общественные науки, история краеведения, история искусств, археология, отечественная история.

Перечисленные специализации могут быть как основными, так и полученными в ходе повышения квалификации и дополнительных семинаров, или как второе высшее образование.

Можно получить первое высшее как учитель русского языка, а затем, не тратя лишнее время, можно подать документы на второе высшее как учитель истории.

Основное требование к этой профессии заключается в том, что у вас обязательно должно быть педагогическое образование. Для работодателя важна очная форма обучения. Но диплом можно получить, обучаясь на заочной форме.

Для поступления в вуз необходимо сдать экзамены по следующим предметам: русский язык, математика, история России. В некоторых случаях может потребоваться и обществознание.


Где может работать?

Многих студентов всегда волнует вопрос трудоустройства. Это вечная проблема, потому что работодателям всегда нужен опыт работы. Но с этой специальностью такого не произойдет, ведь педагог востребован всегда. Каждой школе необходимы учителя. Поэтому остается выбор за малым: в какой школе вы хотите работать – в общеобразовательной государственной или частной.

У каждой из этих школ есть свои преимущества и недостатки. Поэтому необходимо выбрать то, что вам подойдет лучше.

В общеобразовательной школе, скорее всего, будет несколько классов. В классе примерно до 35 человек. Объем работы будет большим. Из плюсов стоит отметить официальное трудоустройство, социальный пакет, отпуск, карьерный рост.

В частных школах классы небольшие. Каждому ребенку необходимо уделять много внимания. Одним из минусов можно посчитать специфику частной школы. К примеру, там может возникнуть необходимость вести уроки на английском языке. Поэтому помимо знаний в области истории, будут необходимы обширные знания в английском языке или любом другом, на котором специализируется школа.


Помимо этого, можно пойти преподавать в колледж. Здесь процесс обучения проходит так же, как и в школе. Положительной стороной можно считать то, что всю получаемую информацию студенты уже изучали.

Можно пойти работать репетитором или в учреждения, специализирующиеся на дополнительном образовании и повышении квалификации.

Напоследок стоит остановиться на плюсах и минусах профессии. К положительным сторонам специальности можно отнести:

Меня зовут Анна Викторовна. Я работаю учителем истории и обществознания уже 17 лет, а также являюсь заместителем директора по учебной работе, в этой должности - 8 лет. 6 лет работала в специальной коррекционной школе-интернат 8-го вида.

– Почему Вы выбрали эту профессию?

Я с детства мечтала стать педагогом. Моя мама была учителем, поэтому в моих глазах открывался удивительный мир: тетрадки, журнальчики. Особенно нравилось писать красной пастой. Тогда я точно решила, что пойду по стопам мамы.

– Чем Вас привлекает Ваша профессия?

Эта профессия не дает мне стареть. Я всегда молода душой благодаря детям. Дети – это заряд бодрости и энергии. Чтобы идти в ногу со временем, тебе всегда нужно учиться. В этом мне помогают дети, которые радуют своими творческими идеями.

– Что является самым сложным Вашей работе?

Самым сложным, я считаю, является найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Если не найти его, можно неправильно научить. Но в этом и вся прелесть профессии – изучать отдельный мир каждого ребенка, и брать что-то новое для себя. Это здорово!

– Довольны ли Вы, что когда-то выбрали эту профессию?

Да. Я довольна, потому что эта профессия вернула меня в мир детства. Мне приятно осознавать, что выпускники школы помнят меня, благодарны мне за то, что я дала им знания, познакомила с историей своего народа, научила быть уверенными в себе.

– Кому бы Вы могли порекомендовать свою профессию?

Ну, в первую очередь, это должны быть люди, которые очень любят детей. Которые будут готовы простить им детские шалости. Эти люди должны быть коммуникативными и творческими. Я бы хотела, чтобы среди педагогов было больше мужчин.

– О чем бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас?

Это одна из самых сложных профессий. Нужно любить каждого ребенка без исключения: плохо или хорошо одет, как воспитан, хорошо учится или имеет ограниченные возможности. Если будущий педагог не любит детей, то ему в этой профессии делать нечего.

– Сложно ли освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?

Профессию учителя освоить несложно. Нужно иметь чуточку терпения и хорошо учиться. Получить образование можно в педагогическом колледже после 9 класса или в педагогическом институте (университете) после 11 класса. Образование можно получить очно и заочно.

– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Как я уже сказала, человек должен обожать детей. Он должен быть терпеливым, творческим, с чувством юмора, коммуникабельным и креативным. Он должен уметь решать сложные задачи в разных ситуациях, нестандартно мыслить. И должен осознавать, что судьба ребенка в его руках.

– Приносит ли Вам профессия хороший доход?

Мой доход достаточно стабильный. Могу позволить себе отдых семьей за границей. Хочу заметить, что самое главное это не то, сколько ты зарабатываешь, а важно, с удовольствием ли ты ходишь на работу. И это не просто слова, это важное кредо для любого человека.

– Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок пошел в дальнейшем по Вашим стопам?

Несмотря на то, что в моей семье уже не первое поколение педагогов, моя дочь определилась в совершенно другом направлении. Ее с детства интересует мир медицины. Самое главное, выбрать любимую профессию, неважно учитель ты или нет. А выбор дочери я поддерживаю.

– Какую профессию Вы бы выбрали, если бы не стали учителем?

Сначала, когда я была маленькой, я хотела стать врачом. Вся моя комната была в самодельных медицинских инструментах. Подрастая, я помогала маме проверять тетрадки. Я даже ходила к ней на уроки. Так и зародился интерес к учительской деятельности, детям и школе.

– Бывают ли смешные моменты? Какой случай Вам запомнился?

Конечно! Однажды я пришла в школу, забыв надеть юбку (была в кофте и колготках). Раздеваясь, я заметила, что на мне нет юбки. Пришлось на уроках сидеть в шубе, сказав детям, что я замерзла и у меня высокая температура. Тогда мне было о-очень жарко, но мне пришлось терпеть.

– Какие новшества Вы ввели бы в современную школу?

1) Обмен школьниками за границу за старания;

2) Современное оборудование и внутренние досуговые комплексы;

3) Ежедневные витаминотерапия и лечебные коктейли;

4) Произвести замену оценочной системы на зачетную по некоторым предметам.

– Как Вы учились в школе? И где учились после школы?

Я была круглой отличницей и получила серебряную медаль по окончании средней школы. В Удмуртский университет меня взяли без дополнительных экзаменов, что меня очень радовало. Училась заочно и мне очень нравилось. Я одновременно и училась и работала.

– Спасибо за увлекательную экскурсию в мир профессии учителя!

описание профессии учитель

Когда мы добиваемся успехов, говорим: «У меня были хорошие учителя». Если ничего не получается, выражаем недовольство: «Нас этому никто не учил». Человек приходит в мир без знаний, навыков и опыта. Его способности запрятаны далеко. К окружающей среде он не приспособлен. Ему требуется объяснять суть вещей.

История и эволюция учительства

Слово «педагог» подарили нам древние греки. Так назывался раб, который нянчился с детьми и передавал им свои умения.

Первые люди не знали разделения труда и все делали вместе. Младшие члены общины наблюдали за тем, что делают старшие. Старейшины делились опытом. Рукастые обучали неумех. Знатоки удовлетворяли интерес любознательных. Человечество училось всегда, начиная с момента своего появления.

С возникновением орудий труда, люди поделились на группы по роду занятий. Одни пахали землю, другие охотились, третьи готовили пищу. Специфические навыки передавались от одного члена общины другому.

Вскоре человек начал задумываться о духовном росте своих потомков, нравственном воспитании детей, интеллектуальном развитии, подготовке к жизни в социуме. Так появились первые учителя-воспитатели, выполняющие те же функции, которые сейчас берут на себя воспитатели детского сада.

Постепенно стали выделяться люди, которые успешно обучали детей. Их наделяли особыми полномочиями и позволяли заниматься только педагогическим родом деятельности.

В обиходе у древних греков появилось слово “схоле”, от которого произошел термин «школа». Он имеет значение «отдых, досуг». Дело в том, что жители древних Афин считали — человек отдыхает, когда учится. Знакомая нам письменность и счет появились в средневековых монастырях. Монахи вообще считались лучшими учителями. Они приглашались к детям богатых людей и обучали их за определенную плату.

В Европе с развитием школы выросла потребность в людях, способных передавать знания большим группам детей. Возникла необходимость в специальных обучающих методиках. Профессия учителя постепенно становилась отдельной дисциплиной, а диапазон преподаваемых предметов значительно расширялся.

Описание и специфика профессии

Учитель — специалист, который передает знания в той или иной области, навыки, полученные в процессе труда, а также делится практическим опытом.

Профессия учитель — симбиоз разных человеческих возможностей. Люди, владеющие ей, должны иметь широкий кругозор, уметь грамотно говорить, обладать даром убеждения и талантом коммуникатора.

В современных условиях педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы передаваемые ученикам знания всегда сохраняли актуальность на рынке труда и приносили реальную пользу обществу. Представители этой профессии несут социальную ответственность за воспитание подрастающего поколения. От них зависит, насколько эрудированные, образованные и воспитанные граждане будут управлять страной завтра.

Несмотря на некоторое снижение престижа профессии в последние годы, она по-прежнему остается востребованной. Учителей всегда ждут в больших городах, небольших и средних населенных пунктах, маленьких сельских и деревенских поселениях.

Специфика работы учителя зависит от географического положения, социального состава населения и уровня поддержки педагогов со стороны государства в лице местной администрации.

Многие спрашивают, чем полезна профессия учителя сегодня, в период изобилия обучающих компьютерных программ, электронных учебников, онлайн и офлайн курсов, в эпоху развития искусственного интеллекта и других новых технологий.

Особенность и ценность реальной, а не виртуальной, педагогики заключается в персонифицированном подходе к обучению. Как не существует двух людей с идентичным уровнем интеллекта, так нет и унифицированных методик обучения. В большей степени это касается гуманитарных дисциплин, в преподавании которых универсальные методы не работают.

Каким должен быть учитель

Работа педагога предусматривает решение целого ряда задач. Их перечень и содержание определяют Министерство образования РФ, управления образования на местах, а также сам учитель при разработке авторских методик и программ.

Выбирая профессию учителя, стоит оценить свои способности. Хороший педагог должен:

  • любить детей;
  • владеть навыками педагогического воспитания;
  • иметь представление об особенностях психологии детей разного возраста;
  • уметь находить контакт и взаимопонимание с группой детей и отдельным ребенком в группе;
  • быть внимательным и доброжелательным по отношению к ученикам, уважать личность каждого;
  • знать свой предмет, свободно ориентироваться в выбранной области знаний;
  • быть эрудированным, расширять границы своих знаний с учетом развития науки и новых технологий;
  • интересно и доступно доносить знания до аудитории, совершенствовать свои речевые способности;
  • быть лидером, авторитетом и носителем ценного мнения, уметь вести учеников за собой;
  • иметь высокий уровень самодисциплины и ответственности;
  • обладать самоконтролем и уравновешенностью;
  • быть объективным и справедливым в случае принятии решений;
  • иметь разносторонние интересы, заниматься саморазвитием;
  • быть терпимым и лояльным по отношению к различным мнениям и поступкам, тактичным в отношении с людьми;
  • принимать во внимание особенности воспитания ребенка в семье, его умственного и физического развития, наличие или отсутствие у него талантов, привычек и наклонностей;
  • быть наблюдательным, иметь способность видеть перспективу в развитии детей.

Должностные обязанности педагога

Обязанности и права учителя регулируются должностной инструкцией, которая утверждена Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Перечень касается всех направлений деятельности педагога — от обучения и воспитания детей до внеклассной и внешкольной работы. Приведем некоторые должностные обязанности учителя:

  • Заниматься обучением и воспитанием в соответствии с утвержденными образовательными стандартами.
  • Подбирать программы, бумажные и цифровые учебно-методические пособия для успешного освоения материала.
  • Обеспечивать достижения в обучении и подтверждение полученных результатов в образовательном процессе.
  • Оценивать эффективность и результативность обучения по преподаваемому предмету.
  • Вносить предложения по усовершенствованию образовательного процесса.
  • Обеспечивать охрану жизни и здоровья учеников.
  • Осуществляет связь с родителями или опекунами.
  • На территории школы, дома и в общественных местах соблюдать этические нормы поведения, которые соответствуют общественному положению учителя.
  • И другие.

Какой предмет выбрать для преподавания

Педагогическая профессия имеет много направлений, которые постоянно дополняются новыми предметами. Их появление зависит от развития системы высшего образования, а также потребностей рынка труда.

В настоящее время в педагогических учебных заведениях можно пройти обучение по следующим специальностям:

  • педагогика и психология;
  • дошкольная педагогика и психология;
  • филология;
  • иностранные языки;
  • биология и химия;
  • физика, технология и информационные системы;
  • математика;
  • география;
  • история и политика;
  • физическая культура, спорт и здоровье;
  • изобразительное искусство.
  • социально-гуманитарное образование;
  • дефектология;
  • журналистика и коммуникации;
  • международное образование;
  • и т.д.

Где получить профессию учителя

В России педагогов готовят в специализированных профессионально-технических училищах, колледжах, институтах, а также на педагогических отделениях университетов. Педагогические ВУЗы есть практически в каждом регионе.

Топ-10 лучших педагогических вузов России:

  1. Московский педагогический государственный университет
  2. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
  3. Воронежский государственный педагогический университет
  4. Армавирская государственная педагогическая академия
  5. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
  6. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
  7. Российский государственный профессионально-педагогический университет
  8. Уральский государственный педагогический университет
  9. Алтайский государственный педагогический университет
  10. Московский государственный психолого-педагогический университет

Плюсы и минусы профессии учителя

Делиться знаниями с другими людьми — благородное и благодарное дело. Можно не стать физиком, но нельзя забыть учителя, который однажды объяснил тебе, почему летают самолеты, как быстро выкипает вода в чайнике и каким образом письмо из Москвы в Австралию долетает за одну секунду. Сравним преимущества и недостатки работы учителя.

Плюсы профессии:

  • Возможности для творческой реализации.
  • Непрерывный процесс совершенствования.
  • Отсутствие в работе рутины.
  • Наличие социальных гарантий для учителей.
  • Реальные результаты вложенного труда.

Минусы профессии:

  • Колоссальная ответственность.
  • Большое количество обязанностей.
  • Круглосуточная занятость.
  • Средняя и невысокая зарплата.
  • Неоднородный контингент учеников.

Резюме

Профессия учитель — трудная и ответственная, но творческая и нескучная. Если ежедневные коммуникации с детской аудиторией для вас не обуза, а радость, если желание делиться знаниями приносит удовлетворение, не отказывайте себе в удовольствии заниматься любимым делом. Никакая высокая зарплата на ненавистной работе не заменит вам «спасибо» от ваших любимых учеников, среди которых завтра, возможно, появятся новые Нобелевские лауреаты, выдающиеся литераторы, первооткрыватели космических планет или инженеры, учителя и врачи.

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога происходит труднее и сложнее, чем у представителей другой профессии — слишком большая ответственность за качество своей работы, за результат, который ожидают учителя, ученики, родители. Но даже не это главное. Многие молодые преподаватели просто не могут вписаться в коллектив и работать в школе, где оценки ставят не за знания.

Сегодняшняя героиня журнала Reconomica , Анна из Тамбова, после окончания обучения на историческом факультете университета решила поработать преподавателем истории в обычной средней школе. Что из этого вышло, вы узнаете из ее откровенного рассказа.

Немного о себе

Меня зовут Анна, мне 31 год, живу в Тамбове.

Ещё в 5 классе у меня появилась мечта стать историком. Не знаю, как мне удалось пронести ее до 11 класса, несмотря на постоянную смену учителей по этому предмету, каждый из которых был хуже предыдущего, и постоянное недовольство всех вокруг моим профессиональным выбором.

Получив в 2005 году свою золотую медаль, я поступила на истфак в Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, который окончила с красным дипломом в 2010-м. Ещё в 2008 году я начала писать курсовые и дипломные работы на заказ, параллельно оформив себе свободное посещение и устроившись в школу педагогом дополнительного образования. Плюс я планировала писать диссертацию — у меня уже был научный руководитель и выбор из двух тем. За студенческие работы в то время платили хорошо: курсовик стоил 2 000-3 000 рублей, диплом — до 10 000. Сейчас таких цен на фрилансе просто нет.

В итоге к концу учебы в университете я настолько уже устала писать, что решила отказаться от аспирантуры и отправилась на поиски себя.

Работа в школе

Самым логичным решением с историческим образованием на тот момент виделась работа в школе.

Учебный класс

По рекомендации преподавателя я устроилась в школу в г. Котовске, который расположен поблизости от Тамбова. Эта школа в тот год получила звание лучшей из лучших, и внешне все выглядело очень удачно.

С 3 по 5 курс университета я жила в студенческом общежитии, в Котовске мне выделили отдельную комнату в общаге, за которую я платила 1 000 в месяц + определенную таксу за каждый электроприбор. Самым ужасным было полное отсутствие горячей воды — ее не было совсем и никогда. Как меня тогда это не испугало, не представляю. Как бы там ни было, я переехала.

Преподаватель истории и обществознания

Начался учебный год. У меня были классы с 5 по 9, один десятиклассник на домашнем обучении и классное руководство в 9 классе. Своего кабинета не было, кабинет моего класса так и остался за учителем физики, их предыдущей классной руководительницей, которую повысили до завуча. Без кабинета учителю, конечно, очень трудно. Вообще трудно было всё.

Обычно в день у меня было 6-7 уроков, чаще всего писать нужно было 4-5 конспектов (иногда составлявший расписание человек был милостив и ставил в один день не все классы, а, например, два пятых, два седьмых, шестой, восьмой, девятый. Вот и набегало 7 уроков, но 5 конспектов.

Вела я историю и обществознание, 2 раза в неделю ходила на дом к десятикласснику, который лечился от рака. Еще тяжелее было поддерживать дисциплину. Я вообще слабо до сих пор понимаю, как это сделать не на страхе, а на страхе не хотелось. Да и выглядела я ровесницей моих 9-классников. Меня все время путали с ними даже коллеги. Класс мне достался неблагополучный, да еще после жесткой учительницы. Я сама училась в классе, где ценились знания, а вот этот класс был полной противоположностью: в нем рулили двоечники.

ученики

Класс мне достался неблагополучный, да еще после жесткой учительницы.

Как жить на такую зарплату?

Меня очень подводило здоровье. Мое горло с хроническим тонзиллитом и фарингитом вообще не выдерживало нагрузок. В итоге 2 ангины за 3 месяца.

Мой оклад был что-то около 6 тысяч со всеми надбавками за молодого специалиста и классное руководство. Тысячу с хвостиком я отдавала за общежитие.

Из-за того, что были больничные (вести уроки с ангиной на пике вообще было невозможно), по факту получалась вообще мизерная сумма даже по меркам 2010 года. Поэтому после рабочего дня, после вечернего штудирования учебников и методических пособий, написания конспектов, я писала дипломы на заказ. Заказов тогда у меня было много. Я вообще не помню, когда я в то время спала, благо была совсем молодая и силы были.

День учителя

Настал День учителя. По своей наивности я не проконтролировала, какие подарки мой класс подарил директору и завучам. Подарки оказались плохи.

Вечером в школе был большой банкет, гуляли чуть не до ночи, а утром завуч пришла ко мне на первый урок с проверкой. В тот день конспект я не написала. Меня ругали, хотя урок я провела очень хорошо, и класс работал отлично. Помню, моя мама, которая в свое время сама была и завучем, и директором, сразу сказала, что это меня проучить хотят. А мне, несмотря на все трудности, с учениками работать нравилось. До сих пор храню некоторые особо интересные их творческие работы, например сочинения 6-классников про день феодала. Только такими работами можно было действительно проверить, усвоен материал или нет.

фриланс

После рабочего дня, после вечернего штудирования учебников и методических пособий, написания конспектов, я писала дипломы на заказ.

Точка невозврата

В итоге через 3 месяца работы я приняла решение, что школа в ее современном состоянии — совсем не мое, и написала заявление. Руководство не ожидало, что я осмелюсь. Для них уход молодого специалиста был невыгоден. Меня уговаривали, но все желание у меня уже было отбито.

Читайте также: