Почему для занятия государственной должности тянули жребий а стратега выбирали поднятием рук

Опубликовано: 02.10.2024

Народное собрание выбирало путём поднятия рук первого стратега сроком на год. Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с чужеземными государствами и полисами Греции. Пятнадцать раз подряд, начиная с 443 г. до н. э. , Собрание выбирало Перикла на должность первого стратега.

Тайным голосованием - подачей белых или чёрных камешков - Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Причём любой гражданин мог выступить в Собрании, предложить новый закон, потребовать отчёта у должностных лиц. Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы опозорен и отдан под суд. Однако он был опытным оратором и умел говорить с демосом. "Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно? " - спросил Перикл. "Да, да! Слишком много! " - раздались голоса. "Раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках и статуях написать: "Воздвигнуто Периклом на его собственные средства". Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. "Нет, не хотим! Для украшения Афин, для их величия не жалко ничего! " - зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла.

Почему же стратега выбирали поднятием рук? Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца.

Занятие должностей было почётным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки. Им было не до службы государству: суметь бы заработать себе на жизнь. Выполняя желание демоса, Перикл предложил афинянам принять закон, по которому должностным лицам ежедневно платили бы деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Богатые граждане были недовольны, но большинство в Собрании принадлежало бедному люду. Предложение Перикла стало законом. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Народное собрание выбирало путём поднятия рук первого стратега сроком на год. Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с чужеземными государствами и полисами Греции. Пятнадцать раз подряд, начиная с 443 г. до н. э. , Собрание выбирало Перикла на должность первого стратега.

Тайным голосованием - подачей белых или чёрных камешков - Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Причём любой гражданин мог выступить в Собрании, предложить новый закон, потребовать отчёта у должностных лиц. Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы опозорен и отдан под суд. Однако он был опытным оратором и умел говорить с демосом. "Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно? " - спросил Перикл. "Да, да! Слишком много! " - раздались голоса. "Раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках и статуях написать: "Воздвигнуто Периклом на его собственные средства". Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. "Нет, не хотим! Для украшения Афин, для их величия не жалко ничего! " - зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла.

Почему же стратега выбирали поднятием рук? Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца.

Занятие должностей было почётным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки. Им было не до службы государству: суметь бы заработать себе на жизнь. Выполняя желание демоса, Перикл предложил афинянам принять закон, по которому должностным лицам ежедневно платили бы деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Богатые граждане были недовольны, но большинство в Собрании принадлежало бедному люду. Предложение Перикла стало законом. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Народное собрание выбирало путём поднятия рук первого стратега сроком на год. Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с чужеземными государствами и полисами Греции. Пятнадцать раз подряд, начиная с 443 г. до н. э. , Собрание выбирало Перикла на должность первого стратега.

Тайным голосованием - подачей белых или чёрных камешков - Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Причём любой гражданин мог выступить в Собрании, предложить новый закон, потребовать отчёта у должностных лиц. Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы опозорен и отдан под суд. Однако он был опытным оратором и умел говорить с демосом. "Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно? " - спросил Перикл. "Да, да! Слишком много! " - раздались голоса. "Раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках и статуях написать: "Воздвигнуто Периклом на его собственные средства". Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. "Нет, не хотим! Для украшения Афин, для их величия не жалко ничего! " - зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла.

Почему же стратега выбирали поднятием рук? Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца.

Занятие должностей было почётным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки. Им было не до службы государству: суметь бы заработать себе на жизнь. Выполняя желание демоса, Перикл предложил афинянам принять закон, по которому должностным лицам ежедневно платили бы деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Богатые граждане были недовольны, но большинство в Собрании принадлежало бедному люду. Предложение Перикла стало законом. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Народное собрание выбирало путём поднятия рук первого стратега сроком на год. Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с чужеземными государствами и полисами Греции. Пятнадцать раз подряд, начиная с 443 г. до н. э. , Собрание выбирало Перикла на должность первого стратега.

Тайным голосованием - подачей белых или чёрных камешков - Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Причём любой гражданин мог выступить в Собрании, предложить новый закон, потребовать отчёта у должностных лиц. Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы опозорен и отдан под суд. Однако он был опытным оратором и умел говорить с демосом. "Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно? " - спросил Перикл. "Да, да! Слишком много! " - раздались голоса. "Раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках и статуях написать: "Воздвигнуто Периклом на его собственные средства". Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. "Нет, не хотим! Для украшения Афин, для их величия не жалко ничего! " - зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла.

Почему же стратега выбирали поднятием рук? Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца.

Занятие должностей было почётным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки. Им было не до службы государству: суметь бы заработать себе на жизнь. Выполняя желание демоса, Перикл предложил афинянам принять закон, по которому должностным лицам ежедневно платили бы деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Богатые граждане были недовольны, но большинство в Собрании принадлежало бедному люду. Предложение Перикла стало законом. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Народное собрание выбирало путём поднятия рук первого стратега сроком на год. Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с чужеземными государствами и полисами Греции. Пятнадцать раз подряд, начиная с 443 г. до н. э. , Собрание выбирало Перикла на должность первого стратега.

Тайным голосованием - подачей белых или чёрных камешков - Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Причём любой гражданин мог выступить в Собрании, предложить новый закон, потребовать отчёта у должностных лиц. Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы опозорен и отдан под суд. Однако он был опытным оратором и умел говорить с демосом. "Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно? " - спросил Перикл. "Да, да! Слишком много! " - раздались голоса. "Раз так, - продолжал Перикл, - то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках и статуях написать: "Воздвигнуто Периклом на его собственные средства". Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. "Нет, не хотим! Для украшения Афин, для их величия не жалко ничего! " - зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла.

Почему же стратега выбирали поднятием рук? Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца.

Занятие должностей было почётным. И никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки. Им было не до службы государству: суметь бы заработать себе на жизнь. Выполняя желание демоса, Перикл предложил афинянам принять закон, по которому должностным лицам ежедневно платили бы деньги из казны. Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Богатые граждане были недовольны, но большинство в Собрании принадлежало бедному люду. Предложение Перикла стало законом. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

Общеизвестно, что демократия зародилась в Древней Греции, а классические формы обрела в Афинах. "Власть народа" придумали, чтобы минимизировать появление разного рода авторитарных выскочек, которых греки именовали тиранами, а также, чтобы ограничить власть аристократии. Не всё, конечно, получилось, но многое даже сейчас заслуживает внимания и уважения.

Политическая система в Афинах зиждилась на нескольких ключевых институтах. Основной из них - народное собрание, экклесия . Каждый гражданин Афин, которому исполнилось 20 лет и он провел два года в действующей армии, имел право голоса. Путем прямого голосования народное собрание выбирало исполнительную власть полиса. Главным действующими лицами здесь выступали архонты. Их было несколько, как правило, девять. Один отвечал за финансы, второй за внешнюю политику, третий - за внутреннюю и так далее. Не всех архонтов выбирали, некоторые получали свой пост с помощью жеребьевки. В разные периоды истории кто-то из архонтов имел больше власти, чем остальные (например, по время войны в наибольшем авторитете был полемарх - "военный архонт"). После реформ законодателя Клисфена появилась новая выборная должность - стратег, который со временем подмял под себя основные рычаги управления - в первую очередь, экономические и военные.

Кроме избрания архонтов и стратегов, народное собрание решало ключевые вопросы жизни государства: объявление войны и мира, принятие новых законов и введение новых религиозных культов, изгнание из государства проштрафившихся и подвергнутых остракизму политиков.

Долгое время наибольшим весом в народном собрании (как и в целом в государстве) обладала аристократия (олигархия). Укоротил посягательства знати знаменитый мудрец Солон. Он ввел четырехступенчатый ценз на занятие ключевых должностей в государстве, где не было ни слова о знатности рода, а было деление по имущественному признаку. Например, на должность главного финансиста мог быть избран человек только из первой категории - самых богатых. На должности других архонтов могли претендовать представители самых богатых и просто богатых. На долю среднего класса оставалась власть в филах, то есть, условно говоря, муниципалитетах. Бедняки не на что не претендовали, они могли просто голосовать.

Реформа Солона подорвала вес знати, но не до конца. Позднее Клисфен провел административно-территориальную реформу, распылив знатные роды по множеству разных демов (что-то вроде церковных приходов в более поздние времена). Еще один удар по аристократии был нанесен в эпоху Перикла, когда афинская демократия достигла наивысшего расцвета. Сам он, кстати, был представителем знатного и богатого рода, но выступал всегда за демократию в противовес аристократии, за что и переизбирался на должность стратега несколько раз подряд.

Рабочим органом народного собрания был придуманный Солоном Совет четырехсот (затем Совет пятисот ), куда избирались самые достойные члены народного собрания. Этот орган занимался разработкой законов, которые позже выносились на обсуждение экклесии.

Еще один ключевой орган афинской демократии - гилиэя , которую можно условно назвать судом присяжных. В него с помощью жеребьевки назначались граждане, представлявшие все 10 фил Афинской республики. От каждой филы назначались по 600 человек. То есть народное представительство в этом общественном суде было весьма масштабным. В компетенции гилиэи были почти все судебные споры, но не только они. Афинские присяжные следили за соблюдением конституции и законодательства в целом.

Наконец, рассказ о политической системе Афин будет неполным без упоминания самого древнего политического института - ареопага. Он зародился еще во время родоплеменных отношений, а в классическую эпоху стал больше декоративным органом, чем реальным. Ареопаг можно сравнить с советом старейшин, в него входили отслужившие свое архонты. Вероятно, ареопаг решал вопрос об архонтах и стратегах до вынесения кандидатур на народное собрание, а также занимался самыми вопиющими уголовными делами. Например, предумышленными убийствами и насилием над детьми.

Политическая система Афин была передовой, но, конечно, далеко не совершенной. Да, каждый гражданин имел право голоса, имел право выступить со своей проблемой в народном собрании и его обязаны были услышать и принять меры. Но! Граждане в Афинской республике составляли около трети населения (примерно 60 тысяч человек во времена Клисфена). Остальные - женщины, рабы и метэки (переселенцы из других полисов) - политических прав не имели.

Тема ареопага, я считаю, прекрасно раскрыта в романе Хосе Карлоса Самосы "Афинские убийства, или Пещера идей" . Рекомендую: вначале несколько монотонно, но затягивает в итоге так, что порой ты не вполне понимаешь, в России ты или же в Афинах эпохи Платона и его Академии.

Ермолаева Елена Анатольевна

Развивающая: Продолжить формирование умений работать с текстом учебником и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, различать добро и зло. Стремление совершать хорошие поступки.

Способствовать проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей.

ВложениеРазмер
afinskaya_demokratiya_pri_perikle.docx 34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Афинская демократия при Перикле.

Образовательная : углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии и правлении Перикла

Развивающая: Продолжить формирование умений работать с текстом учебником и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Воспитательная : Воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, различать добро и зло. Стремление совершать хорошие поступки.

Способствовать проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей.

1. Зарождение демократии в Афинах ( актуализация опорных знаний учащихся по теме ).

Слайд 2. Кого вы видите на слайде? (Президента РФ В. В. Путина и правителя – архонта Греции Солона)

Что объединяет этих людей? (Они управляют государством, их выбрал народ)

В Греции как называют народ? (демос)

Как называется форма организации общества, в управлении которого участвует народ? (Демократия)

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики.

Кто первым заложил основы демократии в Греции и в каком году? ( Солон, в 594 году до н. э.)

Слайд 3. Какие преобразования осуществил Солон? ( Отменил долговое рабство, регулярный созыв Народного собрания, в котором могли участвовать все свободные афиняне - они назывались граждане. Все афинские граждане получили право присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей, богатые выходцы из демоса могли занять должность архонта).

2. Перикл – выдающийся государственный деятель Афин.

Слайд 4. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.

Перед учениками ставится проблемный вопрос, ответы на который они должны сформулировать в конце урока.

Так давайте попробуем выяснить:

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРИКЛА?

Слайд 5. Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи (ораторские способности). … Фукидид (греческий историк) и его сторонники подняли крик, что Перикл растрачивает деньги и лишает государство доходов. Тогда Перикл в Собрании предложил народу вопрос, находит ли он, что потрачено слишком много? Ответ был, что очень много. «В таком случае,- сказал Перикл,- пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя». После этих слов Перикла народ, восхищенный величием ли его духа или не желая уступить ему славу таких построек, закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счет и тратил, ничего не жалея…

Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица (Совет Пятисот). Происходил из аристократического рода Алкмеонидов сын Ксантиппа . Перикл имел привлекательную внешность, которую портила несоразмерно большая и продолговатая голова (поэтому скульпторы изображали его в шлеме).

Слайд 6. Задача (на линии времени, стр. 191)

В каком году Перикл пришёл к власти?

Сколько раз он избирался на роль стратега?

Кто может сказать, а до какого года правил Перикл?

Слайд 7. Давайте вспомним каков был состав населения Аттики? (схема в тетрадь)

На какие две большие группы можно разделить население Афинского государства? (свободных и рабов).

Были ли равны в правах свободные афиняне, если нет, то на какие группы они делились? (На граждан и метеков. Граждане – это коренные жители города, а метеки – потомки – переселенцев)

Отличались ли граждане по своему имущественному положению? (Богатые назывались аристократы, а бедные – демос).

3.Народное собрание на Агоре и Пниксе.

Слайд 8. Важную роль в жизни Афин играло Народное собрание (схема).

По схеме расскажите о структуре создания Народного Собрания и что было в его власти, какие исполняло функции?

Все должности в Народное Собрание были выборными.

Слайд 9. За что, за кого и каким способом голосовали? (стр. 191,192)

Слайд 10. Почему же стратега, в отличии от других должностей выбирали не по жребию, а поднятием рук? (Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца. )

Слайд 11. Выборы состоялись. Но каждая кандидатура должна пройти проверку.

Каждый афинянин, избранный на должность по управлению Афинским государством, подвергается проверке в Совете Пятисот. Председательствующий задает вопросы: «Кто твой отец? Кто отец отца? Кто твоя мать? Кто отец твоей матери?»

Затем спрашивает: «Где находятся могилы твоих предков? Заботишься ли ты о своих родителях?» Выслушав ответы, председательствующий говорит: «Пригласи свидетелей в подтверждение своих слов». После всех выступлений Совет Пятисот решает голосованием, можно ли афинянина, проходящего проверку, утвердить в должности.

Что это за опрос, которому подвергался афинянин?

Вопросы к тексту:

1) Кто мог считаться гражданином?

2) Как происходила проверка прав граждан? 3) Почему это было важно знать?

Предполагаемый ответ: Житель Афин у которого все предки были гражданами мог считаться гражданином. Проверка прав граждан происходила в суде и в совете пятисот. Это было важно знать в случае военной опасности. Выделяем: Права граждан.

Слайд 12. Познавательная задача

Стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые.

Среди бедного населения не было умных людей?

Что бы сделали вы?

4.За государственную службу платили деньги из казны.

Слайд 13. В середине V века до н.э. по предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег хватало для покупки хлеба, овощей, рыбы для целой семьи.

Низший слой афинских граждан - бедняки стали занимать ряд должностей и вошли в Совет пятисот. В Афинах появился первый архонт - крестьянин. Каждый человек, занимаемый должность должен был держать отчёт о своей работе.

Кому был выгоден данный закон: бедным или богатым гражданам? Чем выгоден? Смогли бы бедняки управлять государством, если бы за должность не платили?

( Богатые граждане стремились не допускать бедноту к управлению государством. Однако в Народном собрании большинство принадлежало демосу, и в Афинах впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей).

В новых условиях даже бедные граждане могли работать в Народном собрании, быть судьями – они могли принимать активное участие в управлении государством. И каждый из них в течение жизни занимал то одну, то другую должность.

Слайд 14. Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.

Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий - от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

В Афинах воздвигнуты замечательные памятники искусства. При Перикле закончена постройка Парфенона, начато строительство храма Эрехтейон, созданы статуи богини Афины, большое строительство продолжалось в афинском порту Пирей.

Слайд 15. Перикл создал специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра.

Слайд 16. Перикл многое сделал для укрепления могущества Афинского полиса. Главную силу Афин он видел во флоте.

Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по всему Средиземному морю. Морякам в это время платили деньги. Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета морской торговли.

Слайд 17. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРИКЛА?

1.проведение жеребьёвки при избрании большинства должностных лиц;

2.введение оплаты должностным лицам;

3.создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра;

4.строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.

Что изменилось в управлении Афинским государством в период правления Перикла.

  1. В Афинах после проведения демократических реформ (преобразований) решающая роль в управлении страной перешла к Народному собранию и Совету пятисот.
  2. При Перикле существовало много государственных должностей. Государственные должности кроме стратегов можно было занять путем жеребьевки.
  3. Благодаря Периклу тем, кто занимался политикой, стали выплачивать жалование.
  4. Теперь бедные граждане Афин тоже смогли участвовать в управлении государством
  5. Не будь оплаты судьям, суд очутился бы в руках одних богатых.
  6. Перикла 15 раз выбирало Народное собрание первым стратегом. Граждане ему доверяли. Благодаря своей деятельности он сделал Афины одним из самых могущественных и богатых городов Эллады, превратив его в центр культуры.
  7. При Перикле произошел расцвет демократии в Афинах. Ни в одном государстве древнего мира в управлении государством не принимало такое большое участие простых людей как в Афинах.)

Слайд 18. Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах.

Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание.

Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.

Слайд 19. Давайте, определим положительные и отрицательные стороны Афинской демократии.

1. Власть народа, равноправие граждан

1. Граждане – меньшинство населения Афин

2. Должности выборные

2. Женщины не участвовали в управлении Афинами.

3. Отчётность должностных лиц.

3. Законы защищали только граждан, при этом безнаказанно можно было убить раба.

4. Плата за исполнение должностей.

4. Жребий при голосовании. (Должность может занять недостойный).

Слайд 20, 21. Первый стратег получил прекрасное образование. Знаменитый учёный Анаксаг о р был его учителем и другом. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна – это не боги, а огромные раскалённые камни. Среди друзей Перикла был творец «Антигоны» Софокл, создатель великолепных статуй Фидий, «отец истории» Геродот, описавший греко-персидские войны. Все эти люди собирались для учёных споров и бесед в доме первого стратега и его подруги Асп а сии – одной из образованнейших женщин Эллады.

Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй в Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.

Слайд 22. Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера.

Во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром.

Многие символы современной демократии пришли в новую историю из Афин. Понятия верховного закона, равенство граждан перед законом, равенство прав политических прав стали неотъемлемой часть демократической традиции.

61. Избирают поднятием рук также и на все военные должности, в том числе десятерых стратегов — прежде по одному от каждой филы, а теперь из всего состава граждан. При этом поднятием рук дают им определенное назначение: одному — для гоплитов, и он командует ими, когда они выступают в поход; одному — для своей страны, и он охраняет ее, а если военные действия начинаются в ее пределах, ведет там войну. Двоих назначают для Пирея, в том числе одного — в Мунихий, другого — в Акту. На них возлагается забота об охране всего находящегося в Пирее. Далее, одного назначают для симморий: он составляет списки триерархов, устраивает между ними обмен имущества и руководит разбирательством споров между ними. Остальным дают назначения сообразно с текущими обстоятельствами.
(2) …Когда стратеги исполняют обязанности командиров, они имеют право заключить в тюрьму нарушающего дисциплину, изгнать путем объявления через глашатая и наложить дисциплинарное взыскание. Впрочем, обыкновенно они не налагают взысканий…


VII. Выборы по жребию. Жалованье. Повторность занятия должностей

62…. (2) Жалованье получает, во-первых, народ за рядовые народные собрания по драхме, а за главные — по девяти оболов. Затем, в судах получают по три обола; далее, члены Совета — по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие один обол. Кроме того, девять архонтов получают на продовольствие по четыре обола каждый, причем они содержат глашатая и флейтиста; затем, архонт, назначаемый на Саламин, получает по одной драхме в день… (3) Военные должности можно занимать по нескольку раз, а из остальных ни одной нельзя занимать вторично; только членом Совета можно быть дважды.


VIII. Организация судов

63… (3) Судьями могут быть люди, имеющие свыше тридцати лет от роду, при условии если они не состоят государственными должниками или не лишены гражданской чести

68. Большинство судебных отделений состоит из пятисот одного члена, [им предоставляется судить по общественным делам]. Когда требуется поставить особенно серьезное дело на обсуждение тысячного состава, в гелиэю собирается двойной состав суда. Дела исключительной важности передаются на рассмотрение тысячи пятисот судей, т.е. тройного состава суда.
(2) Баллотировочные «камешки» — медные с трубочкой посередине; половина их — просверленные, другие — цельные. Когда прения сторон закончены, те лица, которым выпало по жребию состоять при баллотировочных камешках, вручают каждому из судей по два камешка — просверленный и цельный, и обе спорящие стороны должны видеть это, чтобы никто не мог получить ни оба цельных, ни оба просверленных…

(3) В суде стоят две амфоры — одна бронзовая, другая деревянная. Они поставлены порознь одна от другой, чтобы нельзя было подкинуть незаметно лишних камешков. В эти амфоры опускают свои камешки судьи. Бронзовая имеет решающее значение, деревянная не берется в расчет. Бронзовая покрыта крышкой с просверленным отверстием, через которое может пройти только один баллотировочный камешек, чтобы одно лицо не могло опустить двух.
(4) Перед тем как судьи должны будут приступить к голосованию, глашатай объявляет сначала, не предполагают ли противники оспаривать свидетельских показаний. Дело в том, что обжалование не допускается, когда судьи начнут подавать голоса. Затем он снова объявляет: «просверленный камешек — за первого говорившего, цельный — за говорившего последним». После этого судья берет камешек с подставки светильника и, стараясь просунуть трубку камешка так, чтобы при этом не показывать тяжущимся ни просверленного, ни цельного, опускает камешек, выражающий его приговор, в бронзовую амфору, камешек, не имеющий такого значения, — в деревянную.

69. Когда все подадут голоса, служители берут амфору с решающим значением и высыпают на счетную доску, снабженную дырками, все какие есть камешки, чтобы они лежали на виду и их легко было подсчитывать и чтобы просверленные и цельные были видны тяжущимся. Лица, приставленные по жребию к баллотировочным камешкам, подсчитывают их на счетной доске, отдельно цельные, отдельно просверленные. Затем глашатай объявляет число голосов, причем просверленные идут за истца, цельные — за ответчика. За кого окажется больше, тот выигрывает дело, а если голосов окажется поровну, выигрывает подсудимый.
(2) Когда судьями выполнены все возлагаемые на них по законам судейские обязанности, они получают жалованье по очереди в том месте, где каждому назначено жребием.

АРИСТОТЕЛЬ. ПОЛИТИКА

II, 4. Что уравнение собственности имеет свое значение в государ­ственном общежитии, это, по-видимому, ясно сознавали и неко­торые из древних законодателей. Так, например, Солон устано­вил закон, действующий также и в других государствах, по кото­рому запрещается приобретение земли в каком угодно количе­стве..

II, 9, 2. Солона некоторые считают хорошим законодателем. Он, как говорят, низверг олигархию, которая была в то время чрезмерная, избавил от рабства народ и установил демократию «по заветам отцов», удачно установив смешанный строй: именно, Ареопаг есть олигархическое учреждение, замещение должностей по выборам – аристократическое, суд присяжных – демократическое. Солон, по-видимому, не упразднил существовавших прежде учреждений – совета Ареопага и избрания должностных лиц, но установил демократию тем самым, что сделал суды присяжных из всего состава граждан. Вот поэтому-то некоторые и обвиняют его: он, говорят они, упразднил и первое, когда предоставил над всем власть суду, поскольку суд набирается по жребию. Именно, когда суд приобрел силу, тогда народу как тирану стали угождать и наконец превратили политию в современную демократию.

III, 2, 10. Вот что, например, в Афинах сделал Клисфен после изгна­ния тиранов: он включил в состав фил много иностранцев и проживавших там рабов. В отношении их спорным является не то, кто гражданин, а как он сделался им — незаконно или по праву.

VI, 2, 9—11, 6—27. Чтобы установить этот вид демократии[44] и усилить народ, ее руководители обыкновенно стараются принять в свою среду как можно больше людей и сделать гражданами не только законно­рожденных, но и незаконных и даже таких, у которых только один из родителей имеет гражданские права — отец или мать. Дело в том, что все эти элементы особенно сочувствуют такой демократии. Далее, для подобной демократии полезны еще и такие приемы, которыми воспользовался в Афинах Клисфен, когда хотел усилить демократию, и те деятели, которые ста­рались установить демократический строй в Кирене. Именно, надо устраивать новые филы и фратрии и притом в большом числе; частные культы надо объединять в небольшое количе­ство и делать их общественными; словом, надо придумывать все средства, чтобы все как можно более перемешались между собою, а в то же время чтобы прежние объединения были разбиты.

Аристотель. Афинская полития. Приложения. М.-Л., Соцэкгиз, 1936, С.119-152.

ФИЛОХОР

Народ производит предварительное голосование перед вось­мой пританией по вопросу о том, не находит ли он нужным «подавать черепки». Если признавали нужным, площадь огора­живалась досками, причем оставалось десять входов; через них входили по филам и подавали черепки, поворачивая книзу на­писанное. Председательствовали при этом девять архонтов и Совет. Затем подсчитывали, и против кого оказывалось большин­ство при условии, если общее число было не менее шести тысяч, тот должен был в течение десяти дней дать другим и получить сам от других удовлетворение по своим личным делам и удалиться из города на десять лет (впоследствии это было заменено пятью годами), причем сохранял право пользоваться доходами со всего своего имущества, с условием только не приближаться за черту Гереста, мыса на Эвбее.

Там же. Приложение X, стр. 153.

ГЕРОДОТ. ИСТОРИЯ I, 59

60. Однако, спустя недолгое время, сторонники Мегакла и Ликурга, достигнув соглашения между собой, изгоняют его. Так Писистрат в первый раз захватил власть над Афинами, и он потерял тиранию, так как она не успела еще прочно укоре­ниться в его руках. Между тем среди изгнавших Писистрата снова начались по-прежнему раздоры. Поставленный в безвы­ходное положение противной партией, Мегакл завел сношения с Писистратом через герольда, предлагая Писистрату, не хо­чет ли он взять замуж его дочь, с тем чтобы сделаться тира­ном. Писистрат принял предложение и согласился на эти усло­вия. Тогда они, чтобы устроить ему возвращение, затевают де­ло, далеко превосходящее, на мой взгляд, своей наивностью все остальное… В Пеанийском доме была одна женщина по имени Фия, ростом в четыре локтя без трех пальцев и вообще красивой наружно­сти. Нарядив эту женщину в полное военное вооружение, они велели ей стать на колесницу и, показав ей, как она должна держаться, чтобы производить впечатление как можно более прекрасной, поехали в город, а вперед предварительно послали герольдов. Последние, придя в город, говорили, как им было приказано, речи приблизительно такого рода: «Афиняне, при­мите с добрым чувством Писистрата: его сама Афина почтила больше всех людей и вот теперь возвращает в свой Акрополь». Это повторяли они, проходя через разные места. Тотчас же по селам распространилась молва, будто Афина возвращает Пи­систрата; да и в городе население готово было верить, что эта женщина есть сама богиня; поэтому молились на нее и прини­мали Писистрата.

61. Получив тиранию упомянутым способом, Писистрат, со­гласно условию, заключенному с Мегаклом, женится на дочери Мегакла. Но так как у него были уже взрослые сыновья, …то Пи­систрат, не желая иметь детей от этой новой жены, жил с ней не так, как бы следовало по закону. С самого начала жена скрывала об этом, а потом — отвечая ли на расспросы матери, или, может быть, и без этого,— рассказала ей, а та своему мужу. Тот пришел в негодование, видя в этом для себя оскорб­ление со стороны Писистрата. В гневе он тотчас же примирился со своими противниками. Тогда Писистрат, узнав о том, что предпринимается против него, удалился совершенно из страны. Придя в Эретрию[46], стал совещаться со своими сыновьями. Тут одержало верх мнение Гиппия, что надо вернуть себе обратно тиранию; ввиду этого стали собирать пожертвования с тех городов, которые еще с прежнего времени сохраняли к ним некоторую преданность. Многие из них доставили им большие деньги, но всех превзошли суммой своего взноса фиванцы.

62. На одиннадцатый год, выступив в поход из Эретрии, они прибыли на родину, и первое место, которое они заняли в Ат­тике, был Марафон. Когда они стояли лагерем в этом месте, к ним пришли их сторонники как из города, так и из деревень, люди, которым тирания была более любезна, чем свобода. Так вот эти люди там собирались. Между тем афиняне в городе, пока Писистрат собирал деньги и после, когда занял Марафон, не придавали этому никакого значения. Когда же они узнали, что из Марафона он идет к городу, тут только они выступили против него. Они со всеми своими силами пошли против воз­вращавшихся изгнанников…И вот обе армии сошлись для битвы к храму Палленской Афины и остановились друг против друга, положив оружие…

63… Афиняне из города расположились уже в это время к завтраку, и после завтрака некоторые из них занялись игрой в кости, дру­гие легли поспать. Сторонники Писистрата, ворвавшись в ла­герь афинян, обратили их в бегство. Когда те бежали, тут Пи­систрат придумал хитрейший план, чтобы не дать афинянам собраться снова и чтобы они оставались рассеянными. Он ве­лел своим сыновьям сесть на коней и послал их в догонку, и те, нагоняя бегущих, говорили им, как было приказано Писистратом,— именно, уговаривали быть спокойными и каждому ухо­дить к себе домой.

64. Так как афиняне послушались совета, то Писистрат та­ким образом в третий раз подчинил себе Афины и тут уже прочно утвердил свою тиранию благодаря помощи многих со­юзников и большим средствам, получавшимся частью на месте, частью с берегов реки Стримона[47], а также благодаря тому, что он взял в качестве заложников детей афинян, оставшихся на месте и не убежавших немедленно, и поместил их на Наксосе.

Аристотель. Афинская политая. М.—Л., Соцэкгиз, 1936. Приложения, с. 139—143.

Правом участвовать в управлении государством обладали все мужчины-граждане Афин, достигшие 20 лет и включенные в списки граждан. Не обладали таким правом, независимо от знатности рода и богатства, те свободные жители Афин или приезжие, кто не являлся гражданином, т.е. не был рожден в Афинах от отца и матери, которые в свою очередь тоже должны были быть гражданами. Также не имели прав управлять государством женщины, дети и многочисленные рабы.

2. Как звали самого знаменитого вождя афинского демоса? Какую государственную должность он занимал много лет? В чём состояли его должностные обя­занности?

Самого знаменитого вождя афинского демоса звали Перикл. Его пятнадцать раз избирали на самую важную должность первого стратега. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами.

3. Как Периклу удалось избежать суда и отчитаться в трате громадных денег?

Однажды Перикл был обвинен в чрезмерных расходах на строительство храмов и возведение статуй. В ответ на обвинения Перикл предложил возместить все расходы в казну, а на всех построенных храмах, в числе которых был Парфенон, написать, что они построены Периклом на его собственные средства. Народное собрание не пожелало уступать одному человеку славу возведения великолепных построек и одобрило отчет Перикла о расходах.

4. Кому из граждан было выгодно введение платы за исполнение выборных должностей?

5. Кто такие Анаксагор, Софокл, Фи­дий? Чем, помимо дружбы с Периклом, прославился каждый?

Опишите рисунок «Народное собрание в Афинах»

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 40

Предпо­ложите, почему часть граждан подняла руки.

На рисунке мы видим сюжет на тему Народного собрания в Афинах. На площади присутствуют свободные граждане города. Обычно Народные собрания посещали не более нескольких тысяч граждан. При том, что избирательным правом в Афинах могли воспользоваться 35 тысяч из 450 тысяч жителей Аттики. Хотя древние греки не соблюдали кворум, для принятия важных решений требовалось не менее 6 тысяч граждан. На рисунке мы особо не можем разглядеть особенности в одежде присутствующих, но известно, что на главном форуме государства можно было одновременно встретить знатных и богатых граждан в роскошных одеждах, и бедных крестьян в хламидах, войлочных шляпах и с посохами в руках.

Известны три места, где происходили важнейшие сходы в Афинах: склон холма Пникс, расположенный близ Акрополя; рыночная площадь, или Агора; Пирей, небольшой портовый пригород столицы Древней Греции. Судя по изображению на заднем плане храмов и статуй, размещенных на Акрополе, художник на рисунке изобразил именно склон холма Пникс.

На переднем плане мы видим как странно одетый человек с хлыстом уводит другого человека с собрания. На самом деле примерно так выглядели рабы, исполнявшие роль полицейских на таких собраниях. Специальные контролёры проверяли входящих за оцепление и сверяли со списками. Посторонних, по их приказу, рабы прогоняли прочь. Обычно на холме Пникс устанавливались скамьи, но чаще люди рассаживались прямо на земле, где пили и ели в течение дня, ведь народное собрание в Древней Греции начиналось с раннего утра, а завершалось с наступлением сумерек. На рисунке мы видим ожесточенный спор ораторов, и процесс голосования. Вероятно, Народное собрание голосует за избрание того или иного гражданина на должность стратега, поскольку только в этом случае проводилось голосование поднятием рук, все остальные вопросы решались путем тайного голосования (подачей белых или черных камешков).

Познакомьтесь с документом

Познакомьтесь с отрывком из речи Перикла (см. 193) и скажите, чем заслуженно гордился глава Афинского государства.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 40

Перикл заслуженно гордился тем, что ему удалось создать систему, в которой участвовать в управлении государством действительно мог каждый гражданин. Речь идет о введении оплаты труда при исполнении гражданами государственных функций на выборных должностях. Ранее многие бедные граждане уклонялись от участия в жеребьевке на выборные должности, поскольку эта работа не оплачивалась, а им необходимо было кормить семью, а следовательно выполнять ту работу, за которую платили деньги. Таким образом Перикл мог смело говорить о демократической форме правления, что, действительно, «Афинами управляет не горсть людей, а большинство народа».

Подведём итоги и сделаем выводы

Как афиняне называли управление в своём полисе? По­чему они считали такое управление наилучшим?

Афиняне называли управление в своем полисе демократией (властью демоса-народа). Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека. Греки считали, что с введением демократической формы правления они ограничат произвол и злоупотребление властью родовой аристократии. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Древним грекам удалось законодательно определить круг демоса, в котором каждый обладал равными правами и свободами, мог избирать и быть избранным, имел возможность занимать выборные должности и предлагать собственные пути развития государства. Такая система во многом представляется идеальной, но только поскольку она была небольшой. Ограниченное количество избирателей, примерно равное образование и способности критически оценивать действия и их последствия позволяла считать, что такая форма правления действительно самая справедливая и эффективная.

Сегодня мы видим, что демократия уже не может быть настолько идеальной как в эпоху античности. Большое количество представителей так называемого демоса обуславливает ряд особенностей правления: сегодня демос не имеет общих и единых прав и возможностей, т.е. далеко не все представляют, как эффективно управлять государством, не все имеют одинаковый доступ к достоверной и достаточной информации для принятия решения, не каждый может сообщать свои политические взгляды другим, да и сами решения практически невозможно провести для рядового гражданина. Поэтому сегодня во многих странах мы видим урезанный вариант демократии, в котором права избирателей ограничиваются лишь выбором представителей для управления государством. В результате, при наличии внешних признаков демократии, зачастую можно столкнуться с ситуацией господства одной партии, отсутствия выбора или невозможности принятия решения, удовлетворяющего всех или хотя бы большинство, а проводимая политика не зависит от предпочтений избирателей.

Вспомните имена древнегреческих поэтов, писавших пьесы для театра. Какие произведения этих поэтов вы знаете?

Среди наиболее известных древнегреческих драматургов можно назвать Эсхила, Софокла и Аристофана. Эсхила считают отцом европейской трагедии. За свою жизнь Эсхил написал около 90 пьес. До наших дней полностью дошли только шесть из них. Среди них знаменитые «Персы» — пьеса о разгроме персидской армады в сражении при Саламине, и тетралогия «Орестея» о судьбе участника троянской войны Агамемнона и членов его семьи, о раздирающих героев на части чувствах и человеческих принципах, представителями которых являются боги.

Софокл знаменит своими изменениями в сценической постановке пьес. Он усовершенствовал декорации, маски, бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии. Софокл также написал несколько десятков пьес. Среди сохранившихся наиболее известные пьесы: «Антигона», «Царь Эдип», «Электра».

Аристофан прежде всего известен как комедиограф. Точно так же как Гомера называли Поэтом, Аристофана называли Комиком. В своих комедиях Аристофан высмеивал различные человеческие и, зачастую, божественные пороки, а также своих недоброжелателей. Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли 11, среди них «Птицы», «Ахарняне», «Всадники», «Лягушки» и др. Все эти комедии принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Чтобы понять их, нужно хорошо представлять себе быт греков и историю того времени. Только тогда читатель будет в состоянии достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова.

Какой из храмов, созданных древними греками, самый известный? Как он выглядел?

Какие произведения древнегреческой скульптуры вы за­помнили? Кого прославляли скульпторы?

Самыми яркими и известными из скульптур, созданных древними греками считаются:

Эти статуи были созданы знаменитыми греческими скульпторами середины V века до н.э. Фидием, Мироном и Поликлетом.

В каком полисе — Афинах или Спарте — обучение и воспитание мальчиков кажется вам более правильным?

Читайте также: