Почему труд и профессия являются едиными

Опубликовано: 03.07.2024

Труд, профессия, специальность . Труд — это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, само­утверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка. До­стижение указанных целей труда обеспечивается следующими его функциями (рис. 23-1):

· Труд — деятельность по преобразованию окружающего мира с целью удовлетворе­ния потребностей человека.

Профессия — сово­купность форм дея­тельности, объединен­ных родственными особенностями.

Специальность — конкретная форма деятельности в рамках определенной про­фессии.

Реализация функций труда требует создания определенных предпосылок для его успешной реализации:

1) отбор людей, наиболее пригодных для конкретной дея­тельности;

2) профессиональная подготовка;

3) рациональные условия и организация трудового процесса;

4) удобство и эффективность орудий труда;

5) адекватность возможностей человека рабочим нагрузкам;

6) система безопасности труда, сохранения профессиональ­ного здоровья и долголетия, психологической поддержки ра­ботоспособности.

Труд (его содержание, условия, цели) должен способство­вать развитию личности человека, приносить ему радость и удовлетворение достигнутыми результатами. В психологии является доказанным и приобрело силу аксиомы утверждение, чти «психика челове­ка проявляется и формируется в деятельности. Развитие личности. происходит не в любой деятельности, но в нормально напряженной за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности. » (Климов Е. А., 1996). Труд — это процесс ре­ализации человеческих ресурсов в области психологических, физиологических, про­фессиональных и других функциональных возможностей человека, величина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональ­ной подготовленности, состояния здоровья и т. д.

Решение многих прикладных задач по совершенствованию трудовой деятельно­сти, а также изучение фундаментальных явлений психической активности человека связаны с необходимостью рассмотрения особенностей взаимосвязи различных ком­понентов структуры трудовой деятельности (рис. 23-2).

Особенности конкретной профессии отражают содер­жание определенной трудовой деятельности, хотя ее эле­менты могут быть присущи и другим профессиям, а само содержание понятия профессия не сводится только к характеристике сущности данной деятельности. Профессия — это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда. В этом понятии отражены разные уровни и различные стороны конкретных видов трудовой деятельности:

1) объект и предмет труда, его содержание, условия и организация;

2) целевая функция и характер результата труда;

3) особенности субъекта труда — его знания, навыки, умения, способности;

4) экономические и социальные стороны — трудоустройство, удовлетворение ма­териальных потребностей, утверждение социального статуса;

5) вид деятельности, характерный для совокупности людей, объединенных еди­ной направленностью, занятых в единой предметной области.

Специальность — это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Понятие «специальность» обычно используется для ха­рактеристики относительно частного и более конкретного вида деятельности (внут­ри профессии), что отражает возможность более или менее дробного разделения тру­да (например, профессия — врач, специальность — терапевт, хирург, окулист и т. д.).

Смотрите также:

Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология.

Общие сведения о психологии и психики. «Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо потому.

Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности.

Психология поведения людей является ключом к пониманию происходящего на финансовых рынках.

16.2. Правовая идеология и правовая психология. Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и правовую психологию.

В каждом случае формирования работоспособной группы целесообразно Привлечение специалистов в области психологии, социологии, социальной психологии.

Это очень помогает созданию благоприятного психологического климата в группе. Под малой группой в социальной психологии понимается немногочисленная по составу группа.

Больше всего знаний о психологии работника, особенностях его профессиональных и личностных качеств может нам дать психология труда.

Учение о душе.— Психология. — Антропология и физиология.— Этика.— Политика.— О воспитании и музыке,— О власти и. рабстве.— Теория поэзии.

Задание 1.Прочитайте текст, озаглавьте его.

Мир профессий огромен. Некоторые словари профессий включают более 40 тысяч наименований профессий.

Что такое профессия? Международная организация труда, находящаяся в Женеве, определила профессию как конкретную деятельность, ремесло, комплекс функций, ряд работ, выполняемый индивидуумом и составляющий часть какой-то трудовой деятельности.

В пределах одной профессии возможно разделение по роду трудовой деятельности на специальности, например, инженер-металлург цветной промышленности, нефтяник – инженер по разведке нефтяных и газовых месторождений и т.д.

Специальность – это комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для определенного конкретного вида деятельности в рамках той или иной профессии. А каждая профессия и специальность предъявляет свои требования к физиологическому и психическому состоянию рабочего. Изучением и описанием профессий и специальностей с точки зрения этих требований и занимается профессиография. Результатом этой деятельности являются профессиограммы. Профессиография включает в себя также и классификацию профессий. В народном хозяйстве профессии сгруппированы по отраслевому признаку (профессии промышленности, сельского хозяйства, строительства, науки, культуры и т.д.). Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам. Классификация строится на основе четырех признаков: предмета, целей, орудий и условия труда.

В зависимости от предметов труда выделяются пять типов профессий: человек-природа: агроном, зоотехник и др.; человек-техника: сталевар, конструктор и др.; человек-художественный образ: художник, поэт и др.; человек-знаковая система: математик, экономист и др.; человек-человек: учитель, врач и др.

По цели труда профессии подразделяются на три группы: исследовательские (проверяющие, контролирующие), производственные и обслуживающие.

1.1 Сформулируйте определения значений следующих слов, запомните: профессия, профессиография, профессиограмма, классификация.

1.2 Ответьте на вопросы:

1) Как вы понимаете смысл следующих словосочетаний: конкурентное ремесло, комплекс функций, сгруппированы по отраслевому признаку, конкретный вид деятельности.

Дайте возможные эквиваленты.

2) Почему труд и профессия являются едиными?

3) Почему профессии делят на пять типов? К какому из этих типов относится ваша профессия? Обоснуйте свой ответ.

4) К какой группе по цели труда относится ваша будущая профессия?

1.3 Исходя из информации текста, составьте описание–характеристику понятия «специальность». Используйте структуру текста–описания (см. «Методические рекомендации»).

Задание 2.Прочитайте текст, сформулируйте его основную мысль.

Инженерная деятельность – техника + наука

Инженерная деятельность занимает одно из центральных мест в современной культуре. Действительно, все, что сегодня окружает нас, - высотные дома и автомобили, вычислительные устройства и космические корабли, электростанции и каналы, железные дороги и самолеты – было бы невозможно без ее достижений. Но если спросить инженера, что такое инженерная деятельность, на этот вопрос ответит не каждый представитель этой профессии.

Во многих словарях и справочниках инженер определяется как специалист с высшим техническим образованием. Но на самом деле образование тогда дает ему право достойно носить звание инженера, когда он действительно включен в инженерную деятельность, творчески применяет знания, приобретенные им в высшей школе и приобретаемые после ее окончания, когда он становится творцом новой техники, конструктором или технологом, нестандартно мыслящим проектировщиком, испытателем, эксплуатационником, наконец, умелым организатором производства. Инженер должен уметь нечто такое, что нельзя охарактеризовать только словом «знает», он должен обладать еще и особым типом мышления, отличающимся и от обыденного и от научного.

Право называться инженером дается не только дипломом об окончании высшего технического учебного заведения. Многие инженеры лишь по диплому перестают совершенствовать свои знания сразу после окончания вуза. Да и в ходе учебы они считают, что гуманитарное, а часто и вообще научно-теоретическое образование им не нужно, не пригодится на производстве. Инженер представляется им узким специалистом-умельцем, ограниченным лишь знанием техники. Но какую же культуру (в том числе научную и инженерную) может нести на производство такой специалист, если во многих общих вопросах он менее образован, чем современный высококвалифицированный рабочий? Инженер особенно сейчас, в условиях научно-технического прогресса, обязан быть всесторонне образованным, высококультурным человеком, имеющим передовое научное мировоззрение. Без этого невозможна реализация его сложной миссии – быть проводником передовых научных идей в производстве, без этого невозможно его нравственное отношение к технике и работающим с ней людям. Осознать необходимость этого может помочь и знание истории развития человеческой культуры, в частности истории инженерной профессии. (В.Г.Горохов)

2.1 Ответьте на вопросы:

1) Каким должен быть современный инженер?

2) Какова основная миссия инженера?

3) Что означает инженерная деятельность как профессия?

Задание 3. Прочитайте микротексты, представляющие собой научное описание. Выполните задания после текста.

1) Техническое черчение – строго научная, математически точная система графических изображений, с помощью которых можно переносить на плоскость пространственные структуры и, наоборот, воспроизводить в реальном материале и в реальных условиях проект, возникший в уме архитектора или инженера, и изобразить его на плоскости.

Техническое черчение является центральным пунктом инженерного образования. Для инженера черчение является родным языком, которым должен владеть вполне свободно и естественно, поэтому значительную часть своего времени инженеры проводят в чертежных и вполне усваивают себе графический язык. (По В.Г.Горохову)

2) Экономикс – это наука об использовании редких, ограниченных ресурсов в целях удовлетворения неограниченных потребностей человека. Все экономические проблемы, в том числе инфляция, безработица, бедность, так или иначе связаны с ограничением ресурсов, и «экономикс» на Западе рассматривают как науку о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченных ресурсов.

Изучение курса «экономикс» помогает любому интересующемуся экономическими вопросами понять, как формируется и функционирует рыночный механизм, как достигается равновесие между производством и потреблением, с помощью каких мер государство преодолевает спад производства, безработицу, инфляцию, как эффективно вести предпринимательство, добиваться получения максимальной прибыли с минимальными затратами и др. (По В.Ф.Максимову)

3.1 Рассмотрите предложения. Выделите главные члены, укажите состав сказуемого и формы выражения.

1. Техническое черчение – строгая научная, математически точная система графических изображений. 2. Техническое черчение является центральным пунктом инженерного образования. 3. Основа современной экологии представляет собой фундаментальные идеи об отношениях живых организмов с окружающей средой. 4. Инженер должен уметь нечто такое, что нельзя охарактеризовать только словом «знает», он должен обладать еще и особым типом мышления, отличающимся и от обыденного и от научного. 5. Инженер обязан быть всесторонне образованным, высококультурным человеком, имеющим передовое научное мировоззрение. 6. Для инженера черчение является родным языком, которым должен владеть вполне свободно и естественно.

3.2 Рассмотрите структуру текстов-описаний, выделите формальные признаки научного описания (см. «Методические рекомендации»).

Цель : з акрепить знания о некоторых видах профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека. Развивать кругозор, мышление. Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Ход занятия

Вос-ль: Трудно переоценить значение труда. Ведь всё в мире создаётся благодаря только ему. А лучшее появлялось тогда, когда человек вкладывал в своё дело душу.

Не зря на Руси существует выражение «золотых дел мастер». Правда на это надо потратить много усилий. Труд –самый замечательный волшебник. Трудится человек – появляются чудесные машины, прекрасные дома, цветут сады, растут хлеба. Много замечательных вещей создали пытливый ум, и золотые руки мастеров.

Золотые руки, руки не из золота

Золотые руки, не боятся холода

В ссадинах, мозолях, руки эти

Самые нужные, руки на свете

Труд для вас сейчас - это учёба. И сегодня мы с вами поговорим о разных профессиях, и нам предстоит узнать чем занимаются люди разных профессий, и какая профессия самая главная.

А теперь мы поговорим, сумеете ли вы отличить одну профессию от другой.

Аукцион профессий:

-Скажите, какой профессии принадлежат:

1. Кисть, краски – художник.

2. Парик, костюм – актёр.

3. Овощи, кастрюля –повар.

4.Расчёска, ножницы – парикмахер.

5. Письмо, газета, сумка – почтальон.

6.Градусник, шприц – врач.

7. Кирпич, раствор – строитель.

Вос –ль: Ну что ж, ребята, надо сказать, Что вы показали хорошие знания по определению профессий.

Представте, что вам нужно построить красивый и прочный дом. С чего вы начнёте? Нарисуете дом на бумаге, создадите проект. Скажите, а люди какой профессии создают проекты домов, городов? (Архитектор) Предположим, что архитекторы уже создали проекты домов, осталось строителям воплотить их в жизнь. Для этого нам нужны 2 бригады. Давайте 1 ряд – одна бригада, 2ряд – вторая бригада. Ваша задача выложить дом. Чья бригада построит свой дом быстрее. (Дети из кубиков собирают дом).

Вос– ль : Хорошо быть строителем? Но ведь существует много других интересных и важных профессий.

Строителю хорошо

А доктору лучше

Я б детей лечить пошёл

Пусть меня научат

Я приду к Пете, я приду к Поле.

-Здравствуйте дети! Кто у вас болен?

Как живёте? Как животик?

Погляжу из очков кончики язычков,

- Поставте этот градусник под мышку детишки

И ставят дети радостно

Градусник под мышки.

Кто из вас хочет поставить градусник больному? Представте себя в роли Айболита. Вам необходимо вылечить зверюшек. Первый из команды, подбегая к «больному» укладывает его горизонтально. Второй – ставит градусник. Третий – бинтует лапку. Четвёртый – даёт больному чай с малиной. Чей «больной» будет обслужен быстрее и качественней тот и победит.

Доктору хорошо, а повару лучше.

Я б в повара пошёл, пусть меня научат.

Кастрюлю в руки – работа другая,

Морковь и капусту, ножом мы стругаем

От работы плита, раскалилась до красна.

Я сначало наварю, борщ такой как я хочу,

Самое главное. Чтоб было сварено

Кушанье славное.

Вос – ль: Как вы думаете, ребята , работа повара трудная или лёгкая?

Очень тяжело приготовить обед на 200 человек. Нужно знать определённые пропорции. Старинная русская пословица говорит «Добрый повар стоит доктора». Современный повар работает на специально оборудованной кухне. Там есть и электропечи и холодильные установки, и различные автоматы.

А сейчас наши команды будут варить кушать. По моему сигналу первый участник несёт на стол кастрюлю, второй – несёт и кладёт в кастрюлю картофель, третий – лук, четвёртый – морковь. Прежде чем встать с места вы одеваете колпак. Колпак передаётся от одного участника к другому.

Повару хорошо, а парикмахеру лучше,

Я б в парикмахеры пошёл, пусть меня научат.

Причёски делать разные, красивые и разные,

И стрижки современные, для милых наших дам.

Ребята, а кто знает, как раньше назывался парикмахер? Раньше парикмахеров называли цирюльниками и они выполняли не только обязанности парикмахеров, но и владели приёмами врачевания. Им приходилось делать парики, шиньёны, чесать и убирать на голове мужские и женские волосы, брить бороду, лечить волосы от выпадания. А сейчас конкурс парикмахеров. От каждого ряда по одному человеку. Ваша задача сделать причёску используя резинки и заколки.

Парикмахеру хорошо, а шофёру лучше,

Я б в шофёры пошёл, пусть меня научат,

Фырчит машина скорая, летит скользя

Хороший шофёр я, удержать нельзя.

Умело веду машину я, ведь за рулём не первый год,

Слегка шуршат тугие шины,

Он нас по городу везёт.

Вос – ль: А что это за профессия шофёр? Шофёр перевозит людей и грузы. Шофёр должен знать устройство своей машины. Правила дорожного движения шофёр должен знать назубок и никогда не нарушать их. Сегодня некоторые из вас тоже успеют покататься на автомобиле. Наматывая нитку на карандаши приблизить транспорт к себе, как можно быстрее.

Шофёру хорошо, а садоводу лучше.

Ребята, а кто такие садоводы? Есть садоводы любители, а есть садоводы которые работают по своей специальности в плодопитомниках. Как вы думаете, чем занимаются садоводы? Они выводят новые сорта растений, ухаживают за ними, оберегают их. Садоводы должны очень много знать о растениях. А вот знаете вы растения, мы сейчас увидим? Отгадайте загадки.

Угадать совсем не трудно

Всякий догадается

Лист упругий изумрудный

В качан завивается Капуста

Этот алый корнеплод

Сладкий сахар нам даёт Сахарная свекла

Круглая, как луна

Как дубрава зелена

С хвостиком как мышка

Нравится детишкам Репа

Тому кто занемог

Поможет………… Чеснок

Полезными витаминами

Этот плод богат

Северными апельсинами

Мы зовём…… томат

Среди листьев изумрудных

Зреет много гроздей чудных

Они из ягод состоят, у них чудесный аромат

А мы зовём их…… Виноград

После долгих усилий весной и летом каждому садоводу очень приятно собирать большой урожай осенью.

Садоводам хорошо, а художникам лучше

Я б в художники пошёл, пусть меня научат.

По бумаги я бегу, всё умею, всё могу

Хочешь – домик нарисую, хочешь ёлочку в снегу,

Хочешь дядю, хочешь сад

Мне любой ребёнок рад.

Следующий конкурс называется «Стихотворная радуга».

Необходимо внимательно слушать стихотворение и рисовать на листе необычную радугу по порядку цветов, встречающихся в стихотворении.

Когда клубника красная, она на вкус прекрасная,

Вишня тоже, без сомненья, просто чудо угощенье,

Мухомор, хоть он и красный, есть не будем – это ясно,

Апельсин, морковь, конфета- все оранжевого цвета,

Шустрой белке так и знай, лишь орешки подавай,

Пищат цыплята весело: «Пи – пи – пи»

Нас в жёлтых сарафанчиках не найти.

Мы жёлтые тоже, и на цветы похожи,

Зелёные листочки, зелёная трава,

Зелёные лягушки, поют «Ква – ква ква»

Голубая стрекоза, посмотрела мне в глаза,

И тот час улетела, что сказать она хотела?

Как узнать? А надо много, только небо голубое,

Синее ведёрко, синенький савок- это всё мне нужно

Чтоб играть в песок.

Фиолетовая слива, так вкусна и так красива.

Наше занятие подходит к концу. И мне очень хочется задать вам один вопрос. Какая же профессия самая важная? Можно обойтись нам без этих всех профессий?

Все профессии переворошив, намотай себе на ус,

Все работы хороши, выбирай на вкус!

Я надеюсь что в будующем вы все выберите интересную и полезную работу.

Проф. деят-ть — это, прежде всего, трудо­вая деятельность. В этой связи полезно разобраться, что может помешать человеку реализовать себя в труде.

Кол-ый труд (по Леонтьеву) в психо­лог. плане харак-ся след-им:

Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет от­дельные трудовые операции, которые сами по себе, взятые в от­дельности, бессмысленны.

Е. А. Климовым выделены были также более конкретные пси­хологические признаки труда:

1) знание о продукте — результате труда; осознание его соц. значимости;

2) сознание обязательности достижения заданного результата, понимание ответственности;

3) сознательное выделение и владение внешними и внутрен­ними ср-вами деят-ти, прак­тическое владение средствами деятельности;

Професиия — вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.

Специальность — это необхо­димая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область при­ложения физических и духовных сил че­ловека, позволяющая ему взамен затра­ченного труда получать необходимые средства существования и возможности развития.

Профессиография. Пр-пы составления профессиограм.

Профессиография - практическое направление психологии труда; деятельность, связанная с изучением требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям и физиологическим возможностям человека.

При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

Принципы: Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретные практических задач. Очевидно, что профессиональное образование невозможно вести по всем профессиям.

На перечень учебных профессий влияет также распространенность профессий, противопоказания работ с тяжелыми и вредными условиями труда, а также возрастные ограничения.

Противопоказания к деятельности практического психолога.

Не может быть практическим еловек, страдающий каким-либо психическим отклонением, дабы случайно не нанести вред другому человеку, который придёт к нему за помощью или консультацией.

Кл. как м-д из-ия труд. деят. Кл. видов труда, профессий

Кл. видов труда делится:

1)По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выдел. физический и умственный труд.

2)Однообразный и монотонный

3)В завис. от усл-ий выдел. труд в комфортных усл-ях, в необыч-ых усл-ях при постоян. воздействии неблагоприятных факторов, в экспериментальных условиях

4)По форме организации деят-ти (с определ. распорядком работы), нерегламентированным (со свобод. распорядком), смешанный.

5)Индивид. и коллективный

Совмест. деят-ть – организ-ая сис-ма труд. активности совок-ти субъектов труда, объедин-ых единством мотивов и целей деят-ти, ее пространственно-временных усл-ий, управлением и согласованием составл-их ее инд-ых деят-тей. Среди осн. характер-к субъекта совместн. деят-ти необх. выделить целенаправленность, Ур-нь целостности, организованность, результативность, временные особ-ти условий жизнедеятельности коллективного субъекта.

Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему.

Классификация профессий. Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен.

Классификация профессий: (Климов)

1) Человек – природа (Ч–П);

2) Человек – техника (Ч– Т);

3) Человек – человек (Ч–Ч);

4) Человек – знак (Ч–З);

5) Человек – художественный образ (Ч – Х)

Предложенная классификация позволяет дать обзорную схему карты мира профессий.

Проф. ЗУНы практ. псих-га.

Важнейшее кач-во деят-ти психолога – проф. компетентность. Психолог долж быть разностороне подготовл. специал-ом. Он должен иметь определ. совокупность не только психолог. знаний, но и знаний в области философии, истории, педагогики, социологии.
Психолог должен уметь на основе накопл. теоретич. знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска, ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи.
Специалист должен владеть основн. Мет-ми психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования, а так же владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.
Психолог должен понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинами, знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни.
Специалист должен знать историю развития и современные проблемы психологической науки, понимать процессы психических процессов и состояний, знать природу деятельности человека.
Психолог должен владеть знаниями в области общей психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии труда, психофизиологии и т.д.
В круг обязанностей психолога входит умение применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические техники.

Проф. псих-ие кач-ва практ. псих-га. Проф. позиция псих-га.

Важным для психолога, являются индивидуально-психологические, личностные характеристики психолога. Можно выделить профессионально-важные качества (ПВК) психолога:

· социально-психол. ПВК психолога – хорошая адаптивность, выносливость, гибкость, общительность, организованность, радушие, самообладание, тактичность, толерантность, чуткость, эмпатичность;

· индивидуально-психологические ПВК психолога – добросовестность, интуитивность, настойчивость, ответственность, открытость, рассудительность, рефлексивность, самостоятельность, целеустремлён.

Важен также уровень самооценки профессионала психолога, его уверенности в способности к творческой деятельности, позитивному восприятию своего прошлого опыта в свете творческой деятельности, т.к., сниженная самооценка и ощущение собственной "неблагополучности" в проблемно-конфликтных ситуациях ведёт к регрессивной личностной позиции, связанной с избеганием решения сложных, непредсказуемых и конфликтных профессиональных задач, выбором стратегии ухода, проявлением механизмов личностной защиты. У лиц с высокой профессиональной самооценкой проявляется склонность к радикальным действиям, авторитарному стилю в деятельности и во взаимодействиях.

Ф-ры, вл. на профприг.

Профориен-ия построена на сопоставл. психол. кач-в инд. с кач-ми необх-ми для какой-либо проф-ии.Сов-ть кач-в необх.для проф.ложится в ос-ву профпригод

Профпригод. вкл. обяз-но два компонента: человека и спец-ть и обознач. взаим. соотв-ие.

Профприг. необх. рассм. инд. и конкретно, потому, что на одной и той же работе разные люди добив-ся успеха за счет разных сочет-ий своих личн. кач-в.

Люди отлич-ся один от др. по своим личн. кач-вам.

Личн. кач-ва – фак-ры (Климов):

1.Гражд-ие кач-ва –моральн. облик чел-ка как члена общества

2.Отнош-ие к труду, проф-ии, интересы и склонности

3.Дееспособ. не только физич., но и умств, вкл. интел. способ., гибкость психики, инициативность.

4.Физич. способности - состояние здоровья, сила, выносливость.

5.Единич., частные, специальные способ. Личн. кач-ва, кот. важны для данной работы, профессии.

6.ЗУНы, привычки, опыт

У чел. не м/б полностью готовой профпригод. до того как он включился в проф. подготовку и соотв. трудовую деятельность.

Степени профприг-ти: (Климов)

1.Непригодность к профессии. Она м/б временной или непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклон. в здоровье не совместимо с данной профессией.

2.Годность к профессии. Характер. тем, что нет противопоказаний.

3.Соотв-ие чел. данной деят-ти. Характер. не только отсут-ем противопоказ-ий, но и налич. личн. кач-в кот. годны для выбора профессии.

4.Призвание. Характер. тем, что во всех осн. элем. ее стр-ры есть явные признаки соотв. чел. треб-ям деят-ти.

Каук Наталья Васильевна

Оборудование: иллюстрации с изображением людей разных профессий, ребусы (профессии).

Ребята, сейчас я прочту вам стихотворение Леонида Куклина, а вы послушаете и подумаете, о чем мы будем говорить.

Подумайте, что было бы,

Когда сказал бы врач:

-Рвать зубы мне не хочется,

Не буду, хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи

Не стало б никакой.

А ты б сидел и мучился

С подвязанной щекой.

Подумайте, что было бы,

Когда б сказал шофер:

- Возить людей не хочется!

И выключил мотор.

Рабочие на фабрики

Ходили бы пешком.

Подумайте, какая бы

Случилась вдруг беда!

Но только так не сделает

Никто и никогда,

И люди не откажутся

От нужного труда.

Любое дело выполнят,

Что им ни поручи,

Портные и сапожники,

Мы все семьею дружною

В одной стране живем,

И каждый честно трудится

На месте на своем.

Воспитатель: О чем это стихотворение? (дети отвечают) Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет? (дети отвечают)

Кто создал все, что нас окружает,- дома, машины, одежду? (ответы детей)

Давайте посмотрим на наши иллюстрации, какие бывают профессии.

Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте. А как говорят про человека, у которого все хорошо получается? (Про его руки что говорят? золотые руки ). Что значит золотые руки? (дети отвечают)

Воспитатель: МОЛОДЦЫ РЕБЯТА!

А теперь давайте разберемся, что такое профессия?

Это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь (или др. ответы детей)

Воспитатель: давайте узнаем, что означает слово профессия.

«Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность».

Людям каких профессий необходимо трудиться?

Трудиться нужно всем (ответы детей)

Воспитатель: приготовьтесь внимательно слушать стихи-загадки. Давайте посмотрим, какие профессии вы знаете.

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.(милиционер - регулировщик)

Кладет кирпич за кирпичом-

Растет этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днем

Все выше, выше новый дом.(строитель)

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные.

Все завтраки, обеды? (повар)

Воспитатель: ребята, к вам пришла официантка и принесла задачу ее надо решить.

С огнем бороться мы должны-

Мы светлые и храбрые.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? (пожарные)

А сейчас пожарным понадобиться наша помощь, скорее смотрим, что от нас требуется.

Кто у постели больного сидит

И как лечиться ему говорит?

Кто болен - он капли предложит принять.

Тому, кто здоров, - разрешит погулять.(доктор)

С сумкой тяжёлой обходит район,

Письма нам в ящик кладет… (почтальон)

Почтальону никак не найти нужный дом, давайте же ему поможем.

Мы учим детишек

Читать и писать,

Воспитатель: какие пословицы вы знаете про труд? (дети говорят пословицы)

-Труд кормит и одевает (согласны ли вы с этой пословицей и почему?)

- Наскоро делать – переделывать (о чем говорится в этой пословице? А какую похожую пословицу вы знаете? (Поспешишь - людей насмешишь))

- Научился сам – научи другого (к чему призывает эта пословица?)

Воспитатель: а теперь давайте проведем игру «Назови профессию»

Я буду вам показывать буквы, а ваша задача назвать профессию человека на эту букву.

М – Милиционер, машинист, медсестра, мельник, модель

Машинист – человек, который управляет различными машинами. (Машинистов каких транспортов вы знаете?) (Машинист - Электропоезда, экскаватора, комбайна, подъемного крана)

Медсестра – женщина, которая работает под руководством врача , не занимающаяся обследованием больных. (А как называется мужчина этой профессии?)

Мельник – человек, который работает на мельнице, изготавливает муку, приправы, растительные масла. (Какие мельницы вы знаете?)

А – Аптекарь, архитектор, артист, акробат, альпинист, адвокат.

Аптекарь - работник аптеки. (А что делают работники аптеки?)

Архитектор - специалист (работник в определенной области), который занимается архитектурой , то есть, разработкой планов, объемных форм зданий и расчетом их конструкций. (Как вы думаете, чем архитектор отличается от строителя?)

Артист - человек, занимающийся творчеством в какой-либо области искусства . (Каких артистов вы знаете?)

С – Секретарь, стоматолог, судья, спасатель, садовник, строитель, сапожник.

Спасатель – специалист, который спасает кого-либо. (Когда требуется помощь спасателя?)

Стоматолог – специалист, занимающийся лечением полости рта. (Как вы думаете, чем занимается стоматолог?)

Стилист - творческий человек, который создает определенный стиль конкретному человеку. (Для чего нам нужен стилист? Что он делает?)

Т - тракторист, технолог, трубочист

Тракторист - человек, профессиональной деятельностью которого является управление различными видами тракторов . (Что делают трактористы?)

Телохранитель - сотрудник службы безопасности, обеспечивающий безопасность конкретному человеку, оказывающий услуги по личной охране. (Кому нужны телохранители и зачем?)

Трубочист – человек, который занимается чисткой труб, котлов, каминов и печей. (В каких сказках вы встречали трубочистов?) («Летучий корабль» русская народная сказка, «Пастушка и трубочист» Г.Х. Андерсен).

Р – режиссер, реставратор

Режиссер - постановщик спектакля , кинофильма, эстрадно-концертной программы, телевизионных и радио программ, циркового представления, оперы. (Когда требуется режиссер?)

Реставратор – специалист, занимающийся восстановлением, возвращением первоначального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. (Что в нашем городе нуждается в помощи реставратора?).

Сегодня мы поговорили о профессиях, скажите:

- Почему все профессии нужны и важны? Чего нового вы узнали? Что вас заинтересовало? Что удивило?

На мой взгляд, получилось так, как и планировала. Ребята остались довольны. Смогла организовать детей, они с огромным удовольствием рассматривали специалистов разных профессий. Мне понравилась сама тема мероприятия: очень актуальная, и было просто необходимо поработать с детьми в этом направлении (воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий). Также одной из задач было познакомить детей с несколькими видами профессий, ребята узнали новые профессии, о которых даже не слышали. Именно поэтому мне было очень интересно готовиться к мероприятию: искать материал.

Все прошло весело, увлекательно и познавательно!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Стихи о труде и профессиях.

Стихи о труде и профессиях.


"Человек и его профессия. Пропорции фигуры человека" (УМК "Перспектива")

дисциплина: изобразительное искусствоТема урока: «Человек и его профессия. Пропорции фигуры человека».Тип урока: комбинированныйЦели деятельности учителя: 1) формировать знания детей о профессиях. 2) .

Час общения «Трудом красивым славен человек»

Создание условий для осознания обучающимися ценности труда, его созидательной роли в жизни человека; стимулировать интерес детей к различным видам трудовой деятельности, начальная профориентация.


Разработка урока ИЗО на тему «Понимание красоты человека в русском искусстве. Человек и его профессия» в 6 классе

Конспект урока с презентацией на тему "Понимание красоты человека в русском искусстве".


Конспект урока ОРКиСЭ на тему Значение труда в жизни человека и общества»

Цели деятельности учителя: показать значение труда и профессии в жизни человекаТип урока: комбинированный урокОборудование: раздаточный материал.


Конспект урока по ОРКСЭ по теме: "Значение труда в жизни человека и общества"

Цели деятельности: расширить представление детей о значении труда в жизни обществаПланируемые результатыПредметные: раскрыть роли и значение труда в жизни человека; знать определение понятия «тр.


занятия для гпд по теме "труд в жизни человека"

Занятия для детей группы продлённого дня по теме "Труд в жизни человека".

Читайте также: