Показатель на сколько человек умеет соблюдать честь и достоинство профессии

Опубликовано: 01.07.2024

181. Причины потери времени руководителя можно проранжировать:

a) Слабая мотивация труда сотрудников;

b) Бесплановость работы;

c) Отсутствие у руководителя четкого распределения работ по степени их важности

d) Плохо налаженный в организации обмен информацией;

e) Выполнение руководителем задач, которые вполне могут быть выполнены подчиненными. ОТВЕТ: bdсea

182. Составляя список задач, не следует:

a) на листке бумаги выписать все задачи, которые нужно выполнить;

b) определить сроки выполнения задач;

c) определить ресурсы, необходимые для выполнения задач;

d) расставить приоритеты.

183.Наиболее эффективный способ учета времени:

a) составление отчета об использованном времени;

b) ведение записей;

c) формирование задач подчиненным;

d) планирование рабочего времени.

184.Планированию подлежит ____% рабочего времени:

b) 60%;

185. Подчиненным нельзя делегировать:

a) специализированную деятельность;

b) частные вопросы;

c) задачи высокой степени риска;

d) подготовительную работу.

186. Оптимальный объем времени для проведения переговоров:

- один час;

- не более 30 минут;

- не менее полутора часов.

Тема 9. Профессиональная успешность работника и трудовая карьера

Профессия. Классификация профессий

Понятие профессии

187. Деятельность, посредством которой человек участвует в жизни

общества и которая служит ему главным источником материальных

средств к существованию – это профессия с точки зрения…

б) личности

Классификация профессий

188.Классификация профессий по содержанию труда наиболее полно

Б) Е.Климов

Классификация профессий

189.Профессии могут различаться:

а) по целям их выполнения;

б) по средствам их осуществления;

в) по условиям труда;

г) по степени включенности творческого начала;

д) по величине премии

Классификация профессий

190. Профессии по целям их выполнения бывают:

А) гностические

б) преобразующие

Г) изыскательские

Понятие профессионализма. Уровни, этапы, ступени профессионализма

Критерии профессионализма

191. Показатель насколько профессия соответствует требованиям

человека, его мотивам, склонностям, насколько он удовлетворен

своей профессией относится к…

а) объективным критериям;

б) субъективным критериям;

в) результативным критериям;

г) процессуальным критериям

Критерии профессионализма

192. Показатель насколько человек умеет находить новые нестандартные способы решения профессиональных задач, анализировать профессиональные

ситуации, принимать профессиональные решения относится к…

а) нормативным критериям;

б) прогностическим критериям;

в) творческим критериям;

г) процессуальным критериям

Критерии профессионализма

193. Показатель на сколько человек умеет соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее неповторимый вклад в общество относится к…

а) критерию профессиональной обучаемости;

б) критерию профессиональной приверженности;

в) критерию конкурентоспособности в профессии;

г) критерию суперпрофессионализма.

Трудовая карьера работника

Поступательное продвижение личности

194. Поступательное продвижение личности в профессиональной деятельности, характеризующееся динамикой ее социально-экономического статуса

А) деловая карьера

в) мотивация и стимулирование

г) управление кадровым резервом

Формализованное представление о пути специалиста

195.Формализованное представление о пути специалиста к целевой должности

а) карьерограмма

б) конкурс при поступлении на работу

в) модель компетентности

г) анализ должности

Комплекс мероприятий по планированию роста работника

196.Комплекс мероприятий по планированию, мотивации и контролю роста работника

а) развитие карьеры

б) управление карьерой

в) делегирование полномочий

г) стратегическое управление человеческими ресурсами

Действия сотрудника по реализации плана карьеры

197. Действия сотрудника по реализации плана карьеры

а) управление карьерой

Б) развитие карьеры

в) планирование карьеры

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 1095 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Состояние мотивационной и операциональной сферы про­фессионализма целесообразно представить также в виде групп критериев.

1. Объективные критерии: насколько человек соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в социальную практику. Общепризнано, что объективными критериями про­фессионализма является высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного социального статуса в профессии, умение ре­шать разнообразные проф. задачи и др.

Напри­мер, в труде преподавателя объективным критерием может быть его возможность успешно решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями системы образования, запро­сами семьи учащихся.

Субъективные критерии: насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько чел. удовлетворен трудом в профессии.

Например, в труде преподавателя субъективным критерием профессионализма может быть устойчивая проф-педагогическая направлен­ность, понимание значимости профессии, ее ценностных ори­ентации, совокупность необходимых проф-психо­логич. качеств личности, позитивное отношение к себе как профессионалу, отсутствие личностных деформаций. Таким образом, профессионала характеризует сочетание до­статочно высокой успешности труда и внутреннего желания оставаться в профессии.

2. Результативные критерии: достигает ли человек желаемых сегодня обществом результатов в своем труде.

В пони­мании результатов труда преп. существует сегодня большой разброс, главными приоритетными результатами труда преп. позитивные качественные изменения, сдвиги, “приращения” в психич. (умств. и личностн.) развитии обучаемых.

Процессуальные критерии: использует ли человек при до­стижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии.

Например, в труде преп., имеющего дело с психикой другого человека, особенно велика роль процессуальных критериев. К процессуальным кри­териям отнесем все, что характеризует психологический про­цесс его труда — как работал, какие использовал профессиональные знания и умения, приемы, техники, техно­логии, а также какие в процессе труда использовал личные психические качества (например, педагогическое мышление, педагогическую эмпатию, терпимость к непохожести др. человека), какова психологическая цена результата в виде затраты и времени.

3. Нормативные критерии: усвоил ли чел. нормы, пра­вила, эталоны профессии и умеет ли воспроизводить высокие эталоны профессии на уровне мастерства.

Например, для преп., как и всякого специалиста важно овладеть нормами про­фессии, тем, что накоплено в ней, а именно разработанными в науке и опробированными в практике методич. при­емами, средствами, формами обучения и воспитан.

Индивидуально-вариативные критерии: стремится ли человек индивидуализировать свой труда, самореализовать в нем свои личные потребности, проявить в труде свою самобытность, развивать себя средствами профессии.

Так, в преп. сегодня как никогда ценят самобытность, индивидуальность, неповто­римость, наличие инд. стиля, оригинальность взгляда на окр. дейст. Преп. с автор­скими программами украшают ВУЗ. Инд-сть, как прави­ло, складывается не случайно, а в результате упорной работы над собой.

4. Критерии наличного уровня: достиг ли человек сегодня достаточно высокого уровня профессионализма.

Так, в труде преп. важно определить уже сложившийся уровень профес­сионально необходимых качеств, умений, знаний.Преп., как и всякий специалист, имеет наличный, актуальный уровень проф. развития: это те результаты, которые на сегодняшний день он получает в работе с обучаемыми, это те личностные ресурсы, кот. он для этого применяет - знания, умения, качества личности.

Прогностические критерии: имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, зону своего ближайшего профессиональ­ного развития.




Так, преп. обычно имеет, хотя и не всегда осознает свои потенциальные возможности. Зоны ближайшего проф. развития и саморазвития это те характеристики результата и процесса проф. Д, кот. только намечаются у данного преп., прояв­ляются не во всех, а в благоприятных ситуациях поддержки его со стороны окружающих.

5. Критерии профессиональной обучаемости: готов ли чело­век к принятию профессионального опыта других людей, про­являет ли проф. открытость.

Например, преп. может быть открыт для проф. обучения, впитывает все новое, что накоплено в профессии, иногда даже излишне податлив, внушаем опытом более опытных коллег. Закрытость для развития (“нас не этому учили в вузе”) - признак низкого профессионализма.

Критерии творческие: стремится ли человек выйти за пред­елы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить про­фессию своим личным творческим вкладом.

Для преп., на­пример, важно иметь творческую направленность и, чрезмерно не преклоняясь перед опытом других, смело предлагать свои находки, если они способствуют психическому развитию обучаемых и сохраняют благоприятный психологический климат.

6. Критерии социальной активности и конкурентноспособ­ности профессии в обществе: умеет ли чел. заинтересовать общество результатами труда, привлекать внимание к насущным потребностям профессии при внутреннем проф. локусе контроля, когда причины низкой эфф-ти профессии чел. ищет внутри, в рамках самой про­фессии.

Преп. сегодня важно убедить общество (органы образов., командов., спец.) в значимости результатов своего труда, уметь вступить в конкурентные отно-шения на рынке образоват. услуг, показывая преимущества своих методов, форм работы, важно также не стремиться обвинять общ-во в просчетах школы, а искать внутр. резервы в самой профес., размышляя над тем, что можно сделать, напр., без доп. фин. вливаний.

Критерии профессиональной приверженности: умеет ли че­ловек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество.

Так, преп. также важно иметь проф. патриотизм и предан­ность. К сожалению, это порой сопровождается замкнутостью, корпоративностью, противопоставлением профес­сии другим, внешним профессиональным локусом контроля, когда недостатки в ВВУЗе связываются только с негативными общественными явлениями.

Кого же можно считать профессионалом? Профессионалом можно считать преподавателя, который:

- успешно решает задачи обучения и воспитания, готовит для общества нужный социальный продукт, выпускника с же­лаемыми психологическими качествами;

- личностно расположен к профессии, мотивирован к труду в ней, удовлетворен;

- достигает желаемых сегодня обществом результатов в развитии личности обуч.;

- использует приемлемые в демократическом обществе спо­собы, технологии;

- осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастер­ства в ней;

- стремится индивидуализировать свой труд, а также развивает свою индивидуальность средствами профессии;

- достигает уже сегодня необходимого уровня проф. личностных качеств, ЗНУ;

- осознает перспективу, зону своего ближ. проф.развития, делая все для ее реализац;

- открыт для постоянного проф. обучения, накопления опыта, изменения;

- в то же время обогащает опыт профессии за счет личного творческого вклада;

- социально активен в обществе, ищет резервы решения проблем внутри профессии, не боится попадать в условия конкурентности об­разовательных услуг;

- предан педагогической профессии, стремится поддержи­вать даже в сложных условиях ее честь и достоинство, про­ф. этику;

- готов к качественной и количественной оценке своего труда, умеет сам это сделать, готов к дифференцированной оценке своего труда в баллах, категориях.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что профессионализм человека - это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но непременно и наличие психологических компонентов - внутреннего отношения человека к труду, состояние его психологических качеств. Для описания профессионализма надо использовать не один, а группы критериев:

- объективные критерии: насколько человек соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в практическую деятельность.

- субъективные критерии: насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в профессии. Например, в труде педагога - психолога субъективным критерием профессионализма может быть устойчивая профессионально - психологическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентацией, совокупность необходимых профессионально - психологических качеств личности, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций. Таким образом, психолога - профессионала характеризует сочетание достаточно высокой успешности труда и внутреннего желания оставаться в профессии.

- результативные критерии: достигает ли человек желаемых сегодня обществом результатов в своем труде.

- процессуальные критерии: использует ли человек при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии. Например, в труде педагога - психолога, имеющего дело с психикой другого человека, особенно велика роль процессуальных критериев. К процессуальным критериям отнесем все, что характеризует психологический процесс его труда - как работал психолог, какие использовал профессиональные знания и умения, приемы, техники, технологии, а также какие в процессе труда использовал личные психологические качества (например, психологическое мышление, эмпатию, терпимость к непохожести другого человека и т.д.). нормативные критерии: усвоил ли человек нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли воспроизводить высокие эталоны профессии на уровне мастерства, индивидуально - вариативные критерии: стремится ли человек индивидуализировать свой труд, самореализовать в нем свои личные потребности, проявить в труде свою самобытность, развивать себя средствами профессии. Так, в практическом психологе сегодня как никогда ценят самобытность, индивидуальность, неповторимость, наличие индивидуального стиля, оригинальность взгляда на окружающую действительность. Индивидуальность психолога, как правило, складывается не случайно, а в результате упорной работы над собой, умения диагностировать себя, определять свои сильные и слабые стороны, критерии наличного уровня: достиг ли человек сегодня достаточно высокого уровня профессионализма - профессионально необходимых качеств, умений, знаний. Психолог, как и всякий специалист, имеет наличный, актуальный уровень профессионального развития: это те результаты, которые на сегодняшний день он получает в работе с клиентами, это те личностные ресурсы, которые он для этого применяет, - знания, умения, качества личности, прогностические критерии: имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, зону своего ближайшего профессионального развития.

- критерии профессиональной обучаемости: готов ли человек к принятию профессионального опыта других людей. Так, психолог может быть открыт для профессионального обучения, впитывает все новое, что накоплено в профессии. Закрытость для развития («нас этому не учили в вузе») - признак низкого профессионализма.

- творческие критерии: стремится ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить профессию своим личным творческим вкладом. Для психолога важно иметь творческую направленность и, чрезмерно не преклоняясь перед опытом других, смело предлагать свои находки. Сочетание профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельных творческих поисков важно для характеристики профессионализма.

- критерии социальной активности и конкурентноспособности профессии в обществе: умеет ли человек заинтересовать общество результатами своего труда, привлекать внимание к насущным потребностям профессии при внутреннем профессиональном локусе контроля, когда причины низкой эффективности профессии человек ищет внутри, в рамках самой профессии. Так, педагогу - психологу сегодня важно убедить общество (органы образования, семью и т.д.) в значимости результатов своего труда, уметь вступить в конкурентные отношения на рынке услуг, показывая преимущества своих форм и методов работы.

- критерии профессиональной приверженности: умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество.

Итак, профессионал - это специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свою индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе.

Слово «профессионализм» используется в разных смыслах. Когда говорят «эта работа требует профессионализма», имеются по сути дела ввиду нормативные требования профессии к личности человека. Здесь профессионализм - это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Такое понимание условно называют «нормативным профессионализмом». В другом смысле употребляется это слово, когда говорят «этому человеку присущ профессионализм». Здесь речь идет о том, что человек обладает этим необходимым нормативным набором психических качеств, и профессионализм становится внутренней характеристикой личности человека. Такое понимание означает «реальный профессионализм» конкретного человека.

А. К. Маркова выделяет две стороны профессионализма.

1. состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.);

2. состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленных целей, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет).

Если мотивационная сфера профессиональной деятельности создает у человека готовность к деятельности, поддерживает интерес к ней в ходе выполнения, то операциональная сфера осуществляет ее исполнительную часть, обеспечивает получение необходимого результата. Характер мотивационной сферы раскрывает то, ради чего человек действует, к чему он готов, а операциональная сфера указывает на то, как действует человек (от простых исполнительных действий до сложных мыслительных и творческих актов) для реализации своих мотивов. Операциональная сфера - это те средства, которые использует человек (его трудовые действия, приемы профессионального мышления и др.), и те ресурсы, которые человек вкладывает (профессиональное сознание, профессиональные способности и т.д.) для воплощения имеющихся мотивов. Операциональная сфера профессионала включает его профессионально важные качества, без которых невозможно успешное осуществление практической деятельности.

При рассмотрении единства личности и деятельности как важной основы профессионально-личностного развития специалиста социальной сферы деятельности необходимо учитывать такие его сущностные характеристики, как «профессиональная компетентность» и «профессионализм».

Под профессиональной компетентностью подразумевается сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем (К. М. Оганян).

Профессиональную компетентность работника социальной сферы можно подразделить на два вида:

  • управленческая компетентность:включает теоретические знания и практические умения (социальный опыт) работника, необходимые как для работы с конкретными клиентами, так и для организации социальной защиты прав человека. Базу этого вида компетентности составляет знание научных основ организации соответствующих государственных структур. Сюда также относится знание технологии работы в социальной сфере, основ теории организации управления, в частности труда руководителя, этики, психологии руководства, культуры речи и т. д.;
  • психолого-педагогическая компетентность формируется за счет знаний психологии и педагогики. Психологическая компетентность социального работника должна быть достаточно высокого уровня, так как в процессе деятельности ему приходится решать общепсихологические, дифференциально-психологические, социально-психологические, аудиопсихологические и другие проблемы.

Понятие «профессионализм» пока еще отсутствует в большинстве словарей и энциклопедий. Однако ряд ученых считает, что «профессионализм» – это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности. Это не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности (А. А. Бодалев). Профессионализм также рассматривается как своеобразная норма регуляции поведения и деятельности, накладывающая на субъект деятельности определенные обязательства; он связан с индивидуальным стилем деятельности, с самореализацией личности, что, в свою очередь, подразумевает наличие высокого уровня мотивации относительно достижения высоких результатов (В. Г. Зазыкин).

Таким образом, профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается, прежде всего, в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности (Н. Б. Шмелева). Анализ исследований по этой проблеме позволил выделить следующие группы показателей профессионализма личности и деятельности социального работника:

  • показатели объективного и субъективного характера;
  • процессуально-результативные показатели;
  • нормативно-этические показатели;
  • показатели наличного базиса;
  • прогностические показатели;
  • показатели профессиональной обучаемости;
  • показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе;
  • технологические показатели;
  • показатели инновационного характера.

Все названные группы показателей профессионализма взаимно дополняют друг друга.

Представим их краткую характеристику.

Показатели объективного и субъективного характера. Объективные показатели: насколько человек соответствует требованиям профессии, его вклад в социальную практику. При работе в социальной сфере объективными критериями должно выступать: решение и разрешение проблем клиента, оказание помощи, реабилитация различных категорий населения; профессиональные знания и умения, способствующие осуществлению посреднической миссии между клиентом и государственными структурами, позволяющие быть организатором, координатором, технологом социальной защиты клиента, оказывать влияние на социальную политику в обществе, регионе, уметь ее прогнозировать.

Субъективные показатели: насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью. В труде работника социальной сферы субъективными показателями профессионализма могут быть: устойчивая профессионально-гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, совокупность необходимых профессионально важных качеств личности, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.

Таким образом, профессионального работника социальной сферы характеризует достаточно высокая эффективность труда в сочетании с внутренним желанием оставаться в профессии.

Процессуально-результативные показатели. Результативные показатели: достигает ли личность желаемых результатов в труде? В современной социальной практике можно выделить два основных вида оценки деятельности работающих специалистов: прямые (или оценка результатов труда) и косвенные (оценка деятельности работника по качествам). Во втором случае речь идет о факторах, характеризующих самого социального работника, и связанной с результатами его деятельности функциональной зависимостью. В роли таких факторов рассматривают квалификацию, профессиональные навыки, деловые качества социального работника. Однако при наличии четкой конечной цели деятельности и отсутствии адекватных количественных методов анализа воздействия социального работника на клиента осуществить прямую оценку эффективности труда социального работника не представляется возможным.

В целом критериями эффективности деятельности социального работника могут быть:

  • анализ состояния проблем клиентов и результатов их решения;
  • динамика включенности клиентов в различные виды социальной деятельности;
  • динамика в отношении детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
  • результаты включенности взрослого населения в деятельность по улучшению условий в социуме;
  • оценка социально-психологической обстановки, микроклимата в социуме;
  • уровень профессионального роста социального работника как специалиста.

Процессуальные показатели: использует ли социальный работник при достижении своих результатов в работе современные социальные методы, приемы, технологии?

Нормативно-этические показатели: усвоил ли работник социальной сферы нормы, стандарты, принципы, эталон профессии; умеет ли он на практике следовать эталонам профессии на уровне мастерства; умеет ли соблюдать честь и достоинство профессии, осознает ли ее значимость в обществе?

Показатели наличного базиса: достигает ли специалист сегодня достаточно высокого уровня профессионализма личности и деятельности? Актуальный уровень профессионального развития – это те результаты, которых в настоящее время он достиг в работе. Вместе с тем это и личностные ресурсы, которые он применяет для достижения результата: знания, умения, качества личности.

Прогностические показатели: имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, какова зона его ближайшего личностного и профессионального развития? Работник социальной сферы обычно имеет, хотя и не всегда осознает, большие потенциальные возможности, широкую зону ближайшего профессионального развития и саморазвития – это те характеристики результата и процесса профессиональной деятельности, которые только намечаются у специалиста, либо проявляются не во всех, а в благоприятных ситуациях поддержки его со стороны окружающих.

Показатели профессиональной обучаемости: стремится ли человек к образованию, повышению своего уровня и профессиональной квалификации; готов ли он изучать теоретические и методические аспекты социальной работы, обмениваться опытом работы с коллегами?

Показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе: умеет ли специалист заинтересовать общество результатами своего труда, привлечь внимание к насущным потребностям профессии? Работнику социальной сферы сегодня важно убедить общество, государственные и общественные структуры в значимости результатов своего труда; уметь вступить в конкурентные отношения на рынке социальных услуг, показывая преимущества своих методов и форм работы; искать внутренние резервы в самой профессии.

Технологические показатели позволяют характеризовать личность профессионала и его деятельность в большей мере как личностно-технологический показатель деятельности специалистов по работе в социальной сфере. К ним можно отнести: владение практическим контролем и самоконтролем результативности процесса социальной помощи, коррекции, реабилитации человека.

Показатели инновационного характера: новаторство, индивидуальность, творчество в применении различных технологий в профессиональной деятельности. По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на:

  • на модифицирующие (использование механизмов, методов и приемов, которые развивают, совершенствуют и обновляют технологию социальной помощи, коррекции, реабилитации человека, группы лиц и т. д.);
  • комбинаторные (означают индивидуально-личностную позицию социального работника в разработке и применении на практике различных методов и приемов, наиболее эффективных в данной ситуации);
  • радикальные (отказ от укоренившихся взглядов, позиций, способов действия в пользу тех, которые отвечают требованиям времени и конкретной ситуации) (А. И. Пригожий).

Условия эффективного взаимодействия с клиентом. Показателями профессионализма работника социальной сферы являются также:

  • профессиональная объективность и нейтралитет. Профессионализм в данном случае выражается в том, чтобы сохранить баланс контролируемого эмоционального включения в практическую ситуацию. В случае слишком сильной «солидаризации» работника социальной сферы с ситуацией клиента возможна потеря перспективы и объективности в отношениях. Если же социальный работник не проявит достаточную заинтересованность в решении проблемы клиента, то, соответственно, он не будет способен реализовать ту эмоциональную энергию, которая необходима для изменения, разрешения существующей ситуации;
  • предвидение, активизация и использование возможностей самого клиента. Профессионализм работника социальной сферы реализуется не только в привлечении помощи нуждающемуся человеку извне, но и в умении помочь включить его собственные ресурсы и потенциалы с целью выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации;
  • качественно-оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом. Характер взаимоотношений между клиентами и работником социальной сферы должен быть адекватным и соответствовать этическим нормам и принципам. В этом случае можно говорить не только о качестве оказанной услуги, но и о качественно-эффективном уровне взаимоотношений, складывающихся между клиентом и социальным работником.

Позиция «полномочного партнерства» побуждает работника социальной сферы «владеть ситуацией», видеть разницу между ролью «поддержки и заботы» и ролью «регулирования и контроля» и в соответствии с этим определять и проявлять активную линию своего поведения.

Таким образом, профессионалом можно считать работника социальной сферы, который (Н. Б. Шмелева):

При рассмотрении личностных качеств социального работника, важно учитывать его «профессиональную компетентность» и «профессионализм».

Профессиональная компетентность содержит:

1. Управленческую компетентность, включающую теоретические и практические знания или социальный опыт.

2. Психолого-педагогическую компетентность, которая складывается на основе знаний психологии и педагогики.

Отметим несколько пониманий «профессионализма».

Профессор Зазыкин считает, что профессионализм связан с индивидуальным стилем деятельности, высоким уровнем мотивации. Профессор Шмелева связывает профессионализм со стабильностью и результативностью деятельности.

На основе этих исследований выделены показатели профессионализма личности и деятельности социального работника: 1.

Показатели объективного и субъективного характера.

Объективные показатели – это насколько человек соответствует требованиям профессии, его вклад в социальную практику. Это решение проблем клиента, оказание помощи, профессиональные знания и умения, осуществление посреднической миссии между клиентом и государственными структурами, умение быть организатором, координатором.

2. Субъективные показатели – это насколько профессия соответствует требованиям личности, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью. Субъективным показателем профессионализма является его устойчивая профессионально-гуманистическая направленность.

3. Процессуально-результативные показатели – это достижение личностно желаемых результатов в труде. Критериями эффективности деятельности социального работника может быть: анализ состояния проблем клиента и результатов их решения, оценка социально-психологической обстановки или микроклимата в социуме.

5. Нормативно-этические показатели – насколько усвоил социальный работник принципы профессии, умеет соблюдать честь и достоинство профессии.

6. Показатели наличного базиса – это уровень профессионализма личности, знания, умения, качества личности.

7. Прогностические показатели – умение видеть перспективы роста, профессионального развития.

8. Показатели профессиональной обучаемости – стремление к повышению уровня профессиональной квалификации.

9. Показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе – умение заинтересовать общество результатами своего труда.

10. Технологические показатели – это личностно-технологический показатель специалиста по социальной работе, контроль и самоконтроль результатов деятельности.

11. Показатели инновационного характера – это новаторство, творчество в применении различных технологий.

Нововведения или инновационные показатели делятся на:

1) модифицирующие (обновление технологии социальной работы);

2) комбинаторные – личностный подход социального работника, различные методы, приемы;

3) радикальные – изменения подхода в связи с требованиями времени и конкретной ситуацией.

Показателями профессионализма социального работника являются:

1) профессиональная объективность и нейтралитет, чтобы не потерять объективность в отношениях, заинтересованность в решении проблемы клиента;

2) предвидение, активизация и использование возможностей самого клиента – научить клиента использовать собственные жизненные ресурсы;

3) качественно-оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом – т.е. между социальным работником и клиентом складывается качественно эффективный уровень взаимоотношений, где социальный работник умеет отстоять активную линию своего поведения.

Профессор Шмелев считает, что профессионалом является социальный работник, который:

1) соответствует требованиям профессии, т.е. своей деятельностью вносит определенный вклад в социальную политику и социальную практику;

2) имеет личностно мотивационную готовность, профессионально необходимые качества, стремится к результативности своего труда;

3) достигает желаемых обществом результатов по социальной помощи, поддержке, адаптации и реабилитации людей;

4) использует эффективные методы, приемы, технологии в целях социальной защиты населения;

5) осознает значимость профессии в обществе;

6) использует в своей деятельности творческий, новаторский компонент;

7) повышает квалификацию, самообразование, изучает отечественный и зарубежный опыт;

8) имеет необходимый уровень профессиональных и личностных качеств, знаний, умений;

9) социально активен в обществе, ищет пути решения профессиональных, социальных проблем.

Профессор Лавриненко предлагает классификацию принципов социальной работы: 1.

Социальный работник должен сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации. 2.

Социальный работник должен заниматься клиентом как целостной личностью, учитывая его биологическое, психологическое, социальное и духовное состояние. 3.

Социальный работник должен вести деловые отношения с клиентом, соблюдая его достоинство, т.е. проявлять человеколюбие. 4.

Социальный работник должен видеть в клиенте индивидуальность, уважать его как личность. 5.

Социальный работник должен предоставлять клиенту современное видение его проблемы, внушать чувство оптимизма и готовность к сотрудничеству. 6.

Социальный работник должен основываться на знании возможностей клиента, его физических, психологических, социальных потребностей. 7.

Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его проблем, оказывать содействие и уверенность.

Задачи, поставленные социальным работником перед клиентом:

а) клиент воспринимает социального работника как помощника в решении проблем;

б) клиент видит в социальном работнике специалиста, знания которого может использовать в своих интересах;

в) клиент видит в социальном работнике равного соучастника в решении проблемных ситуаций. 8.

Социальный работник должен способствовать максимальному самоопределению клиента, это означает, что:

а) клиент имеет право свободно выбирать пути решения проблем;

б) право свободы соотносится с законом и властью, правилами и инструкциями;

в) это право распространяется на людей, имеющих психические, физические отношения. Ответственность социальный работник берет на себя. 9.

Социальный работник должен помочь клиенту приобрести навыки самоуправления с возникающими ситуациями, использовать необходимые средства и помощников. 10.

Социальный работник должен работать с клиентом конфиденциально.

Отмечают две формы конфиденциальности:

а) абсолютная – информация, данная клиентом, не может быть никому передана социальным работником. Социальный работник находится под защитой определенных государственных органов, которые дают ему юридическое право самостоятельно принимать решение в связи с полученной информацией;

б) относительная – социальный работник действует в рамках профессионально-этического кодекса существующих законов. 11.

Социальный работник должен оставаться верным философии нормализации, т.е. приведение в норму, сведения к минимуму, изоляцию в общественной среде умственно и физически неполноценных людей. 12.

Социальный работник должен постоянно оценивать прогресс в деле изменения людей, контролировать и оценивать процесс изменения.

Читайте также: