Профессия кто валенки делает

Опубликовано: 02.07.2024

До XIX века валенки изготавливали вручную, обувь была дорогой. К царскому двору чудесной красоты изделия, богато украшенные вышивкой, мехом и тесьмой, поставляли мастера-валяльщики.
Считается, что искусство валяния было перенято русскими мастерами от кочевых азиатских народов. Первые изделия из шерсти исследователи датируют IV веком до нашей эры, они были обнаружены при раскопках курганов на Алтае.

Азиатская наука

Свалянным войлоком азиаты утепляли свои юрты, стлали его на землю как ковёр, шили из него подушки, чулки-вкладыши в сапоги и подкладки под шлем. Ближайшими соседями тюрков были сибиряки, и именно они успешно понесли по России шерстобитное ремесло. Учителя-переселенцы из Казахстана и Туркестана давали навыки профессии, холодный климат Сибири порождал спрос на тёплые изделия, а стада кучерявых овец решали проблемы с сырьём.
Сначала шерстобиты тоже «кочевали», объединяясь по 2-3 человека. Работали они под заказ, изготавливая изделия из хозяйского сырья, «на хозяйских харчах». Но постепенно заматерели, обзавелись постоянной клиентурой, осели в деревнях.
Валяли в основном из овечьей шерсти, хотя верблюжьи, козьи и даже собачьи кудряшки тоже шли в дело. «Литнину» снимали с овец летом. Вторую стрижку устраивали осенью. На одну пару валенок уходило около килограмма шерсти, то есть от целой овцы! Шерсть очищали от травинок, сора, колючек и взбивали в мягкую и пушистую массу.
Работали чаще всего в бане, ведь основные помощники мастера — это вода и мыльный раствор. Из профессиональных орудий — рубели для валяния да набор палок-раскаток из прочной древесины. Сырьё поливали горячей водой и шпарили паром или замачивали в кипятке. Такое тепловое воздействие помогало волокнам шерсти прочно сцепиться друг с другом. А далее — смотря что мастерим.

И на голову, и на ноги

В Сибири и Средней полосе России чаще всего валяльщики (шаповалы) занимались изготовлением валенок. Поэтому слова «валяльщик» и «валенщик» со временем стали близнецами. Подготовленную ошпаренную шерсть мастер раскладывал на столе в виде сапога-великана — на несколько размеров больше необходимого. Ведь во время обработки шерсть «садилась» и теряла до 80% объёма.
В середину заготовки клали бумагу или клеёнку, чтобы боковины не слёживались, и мастер начинал валять, или катать, как говорили в некоторых местах. А потому и валенки часто называли катанками.
Валяли вручную, накручивая на палку-раскатку и растирая на специальной доске с рёбрышками (рубеле). Сила требовалась большая, оттого и не было в истории женщин-валенщиц. Получившийся толстый, плотный шерстяной носок надевали на разборную деревянную колодку и выправляли деревянной колотушкой, периодически смачивая заготовку. Сушили в печи, а для окончательной отделки натирали пемзой или деревянным бруском.
Цвет изделию мастер придавал исключительно натуральными добавками. Белые валенки получались в результате использования смеси белил и парного молока. Раствор втирали в поверхность и просушивали. Для чернения войлока применяли квасцы, сандал или раствор медного купороса.
Валяли мастера и головные уборы — в основном для бедняков и горожан среднего достатка. Грешневик (гречник, гречушник) — одна из разновидностей деревенских «шляп» из валяной овечьей шерсти коричневого цвета с высоко загнутыми полями. По форме она была похожа на пирог из гречневой муки.
Среди мастеров-валяльщиков встречались виртуозы своего дела. Так, в 1873 году выходец из вятской деревни Марьинской Василий Стрельников даже получил «диплом одобрения» за «валяную шерстяную обувь» на Всемирной выставке в Вене. Впоследствии этот год стал считаться датой основания производства «Торговый дом Стрельников В.Н, с сыновьями».
В конце XIX века кустарей-ремесленников постепенно стали сменять фабричные производства. К сожалению, немногие из них смогли дожить до сегодняшнего дня, когда изделия из войлока снова входят в моду и радуют покупателей.

Журнал: Загадки истории №51, декабрь 2020 года
Рубрика: Забытое ремесло
Автор: Ольга Патренкина

Пимы – то, что стало забываться: интервью с хранителем уникальной профессии

10 лет Иван Лапин занимается изготовлением валенок по традиционной технологии. Тяжелое ремесло приносит не столько доход, сколько моральное удовлетворение. За эти годы сделаны десятки тысяч пимов и тапочек, уникальную обувь от Лапина носят во многих европейских странах. А сам он мечтает о создании музея, чтобы сохранить технологию прадедов для потомков.

Пим - тоже самое, что валенок?

Да, разница лишь в территории. В центральной России нет и не было таких морозов как у нас, поэтому нельзя было положить одинаковое количество шерсти на валенки. Отсюда и пошло выражение «тупой, как пим сибирский». Почему тупой? Да потому что шерсти берут намного больше, он остроносый никогда не получится, только округлый. В Сибири не было производства валенок, были пимокатни. То есть пим – название сибирских валенок.

Почему исчезли формовки – легендарные шапки из 90-х

Почему решили стать пимокатом? Это семейный бизнес или спонтанный интерес?

Наступил период в жизни, когда я решил, что пора больше отдавать, чем брать. Пора помогать людям, родине. Я заинтересовался катанием пимов, в моей семье тогда умели изготавливать валенки только двоюродные и троюродные родственники. Сначала долго искал мастеров, потом долго учился у них. Был в пимокатном классе для незрячих, там тоже опыта набирался. Когда я только начал делать пимы, мне очень понравилась реакция людей на них. Я понял, что это мое и вот уже 10 лет покорно занимаюсь этим ремеслом. Для меня это не бизнес, и не предпринимательство, это именно ремесло. Я занимаюсь им для души, не ради денег. Сейчас у нас полный цикл переработки – от выращивания ягнят до реализации пимов. В России больше нет таких производств. За 10 лет мы уже скатали более 80 000 тапочек и валенок

IMG_0704.jpg

Зачем в XXI веке нужны валенки?

Для здоровья! Сейчас происходит следующее: маленьких детей водят два дня в садик, а потом они заболевают на 3 недели. Не заметили такое? Говорят инфекция, а все намного проще. Старый слепой пимокат поведал мне, что в ногах у человека с рождения температура не 36,6, как у всего тела, а намного меньше, даже до 30 не доходит. Спасает от этого овечья шерсть – настоящие валенки и носки. Они не будут стоить 100 рублей, но окажут огромное влияние на ваше здоровье и иммунитет. Овечья шерсть способна разогревать капилляры, заставлять сосуды усиленно работать, ноги всегда будут в тепле. Пусть даже вся группа в садике будет кашлять и чихать, ваш ребенок не заболеет.

Тяжело сейчас мастерам пимов?

Все упирается в овцеводство. Раньше это была целая культура, а сейчас такого понятия нет. Шерсть на валенки тоже должна быть особенной: овцу надо содержать в определенных условиях, правильно ее стричь. Поэтому с материалами часто возникают проблемы. Также само ремесло умирает и нет предпосылок для его возрождения. Хороших мастеров в Сибири осталось всего 9 человек. Возможно их немного больше, но это все, кого мне удалось найти.

IMG_0691.jpg

Насколько эволюционировали валенки?

У меня есть пара валенок, которые были сделаны более 150 лет назад. Они выкатаны до очень тонкого состояния при том, что теплоту они создают такую же, как и обычные. У них есть каблучок и острый носочек, сейчас такие уже не делают. На самом деле, меняется только внешний облик и то, ненамного. Технологии катки остаются такие же.

«О норке мечтают русские клуши за 40» - пуховики против шуб

Какие бывают виды валенок?

Обычно валенки катают либо вручную, либо на машинке. Последние называют катанные. Некоторые в них добавляют химию, мы делаем без нее. Это главное отличие между пимами. Раньше делали много расписных, расшитых валенок, но за последний год спрос на них упал. Есть еще более современные, их делают на подошвах. Недавно появились модные «валеши», их очень любят девочки носить. Валеши – это короткие валенки, у них крашенная шерсть и спереди добавлены меховые помпоны.

Чаще всего заказывают для профессиональной деятельность или для повседневной жизни?

Невозможно точно ответить на этот вопрос, покупают абсолютно все. Мы стараемся подстраиваться под пожилых людей, чтобы цена была приемлема для них. Часто для здоровья берут, кровообращение улучшать. Покупают для детишек, для инвалидов. Иностранцы сильно интересуются, каждую неделю приезжают смотреть на производство и покупают себе валенки и тапочки. Большие поклонники — это Израиль, Франция и Германия, каждая 4 пара тапочек уезжает туда. Для них не вопрос купить пимы, они понимают, что это хорошая инвестиция в их здоровье. Я всегда спрашиваю для чего люди покупают валенки, помогаю им с выбором и даю четкий инструктаж по пользованию и хранению.

IMG_0743.jpg

Самые необычные модели, которые у вас заказывали?

Мне очень нравится «Тройка лошадей», как-то мы делали валенки с изображением этой картины. Их расписывали акрилом и расшивали бисером, получилось очень красиво.

Какая в среднем цена?

Катанные на машинке валенки стоят, примерно, 2000 рублей за пару. Ручные, конечно, дороже. Самые дорогие – это мужские, большого размера, для охоты, например. Сегодня я возьму за такую работу не меньше 7000 рублей. Чтобы их сделать, мне придется находиться в мастерской с утра до вечера несколько дней. Катают валенки с помощью рубеля, который весит 16 килограммов. А теперь представьте, какая это физическая нагрузка, такие валенки стоят своих денег.

Как правильно хранить валенки?

Для валенок хранение – очень важный аспект. В зимний период их нужно держать либо на ногах, либо на батарее, оставлять высыхать в коридоре бесполезно. В другие сезоны валенки убирать в кладовку не надо, их там съест моль. Сначала пимы надо хорошенько просушить на батарее, не меньше двух недель, а потом просто поставить на видное место. Если соблюдать все правила хранения, можно носить одни валенки более 10 лет.

IMG_0744.jpg

По каким критериям можно проверить настоящие это валенки или нет?

При фабричном производстве невозможно сохранить полезные свойства шерсти, она будет не живая. В таких валенках какое-то время не будет холодно, но эффекта согревания не возникнет. Что касается подделок: на пимах не должно быть швов, они должны быть цельны. Остальное сможет понять только пимокат.

Какие планы на будущее?

В основном я буду ориентировать людей на наш музей, через месяц мы его уже достроим. За 10 лет мне удалось собрать достаточно большую коллекцию инструментов, которым уже больше 100 лет. Наш музей будет тем местом, где вы сможете не только посмотреть на инструменты и изделия, но и попробовать вкусный травяной чай с алтайским медом. Я обязательно буду дарить какие-то небольшие подарки при покупках. Делать все, чтобы здесь было действительно интересно всем.

Model.Article.Title

Купив в 1992 году фабрику химчистки и крашения одежды в Вышнем Волочке, Борис Смородов запустил производство валенок. За годы своего существования бизнес пережил уже четыре экономических кризиса. Но предприниматель продолжает возрождать традиции валяния, продает продукцию по всему миру и даже открыл уникальный музей с самым большим в мире валенком 201-го размера.

О машине с семечками, спасении фабрики и смелости производственника Борис Смородов рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Путь рабочего

Я родом из Кировской области, но большая часть моей личной и профессиональной жизни связана с городом Вышний Волочек Тверской области. С первого по шестой класс я провел в детском доме, затем учился в школе-интернате, где освоил профессию выдувальщика стекла. Уже работая стеклодувом, поступил в филиал Института текстильной и легкой промышленности Московского государственного университета технологий и управления (РосЗИТЛП) в Волочке, где проучился два года, а затем переехал в Санкт-Петербург и доучивался уже в Институте текстильной и легкой промышленности им. Кирова на специальности «инженер-химик отделочного производства». В текстильной отрасли в общей сложности я трудился около 15 лет.

После армии, в 1974 году, я впервые устроился по специальности на ситценабивную фабрику им. Веры Слуцкой, которая на тот момент считалась лучшей в России. Занимался нанесением рисунков на различные ткани.

Затем меня пригласили работать в город Шахты Ростовской области на Шахтинский хлопчатобумажный комбинат, который в то время переживал свой расцвет и считался крупнейшим текстильным предприятием Европы. Там я три года работал мастером смены в печатном цеху, монтировал технологическое оборудование, набирал рабочих. Однако местный климат не очень мне нравился, Шахты в то время был промышленным городом, в округе функционировало множество шахт, постоянно был дым в воздухе, и вместе с семьей мы решили переехать в Тульскую область, в город Новомосковск, где я работал начальником химического цеха на кожгалантерейной фабрике.

Душою мы вместе с женой всегда стремились вернуться в Вышний Волочек. И вот однажды я увидел объявление о работе на местном хлопчатобумажном комбинате, сходил на собеседование, рассказал о своем богатом опыте. В итоге меня взяли директором отбельного производства, а через восемь лет я стал заместителем директора по коммерческим вопросам на опытно-экспериментальном заводе.

Из промышленности в торговлю

Примерно 30 лет назад я впервые попал в бизнес — открыл свой торговый кооператив. До этого момента опыта в продажах у меня не было, я всегда работал на производствах.

Мою первую сделку сложно назвать обдуманной: купил целую машину семечек и долго не знал, куда же пристроить 10 тонн продукции. Две недели потом ездил по городам и весям Тверской области, продавал семечки. Получил незабываемый опыт. Позже торговал фруктами, орехами, которые привозил из Грузии и Молдавии. Сначала возил сам частным порядком, потом грузил фуры.

Потом начались 90-е, деньги пропали, сгорели мои вложения в АОЗТ «Русский дом Селенга», которое закрылось буквально через два месяца после моей «инвестиции» (финансовая компания, начавшая свою деятельность в 1992 году и в дальнейшем превратившаяся в финансовую пирамиду — прим. ред.).

В то время каждый крутился, как только мог. Мне позвонил знакомый из Кишинева, и мы с ним начали возить и продавать лес, пиломатериалы, ДСП. Денег в то время ни у кого не было: в качестве зарплаты брал себе мебель — то кухонный гарнитур, то стенку, продавал их на рынке и уже получал наличные. Торговал еще кишиневскими фруктами: возил их по ресторанам и барам в Барнауле, некоторое время занимался металлическими крышками для закатывания банок.

Наше действующее предприятие «Русские валенки» выросло на обломках некогда функционировавшей в Вышнем Волочке фабрики химчистки и крашения одежды. Ее в 1992 году, в разгар приватизации, я приобрел на торгах. В договоре были прописаны довольно жесткие условия: сохранение профиля предприятия на 15 лет и персонала на год. С рабочими мы сразу не сошлись: у них была своя схема — они подставляли директоров и таким образом увольняли их. Но со мной такой номер не прошел: как только стало возможно, я сократил всех бывших сотрудников и нанял новых людей.

Однако возрождения фабрики не получилось. Сердце химчистки — собственная котельная, работавшая при заводе, в ходе приватизации отошла тепловым сетям. Мне сразу начали выставлять непосильные счета за пар и отопление, для бизнеса это было непосильным бременем, мы три года работали зимой в верхней одежде. Но даже это не спасло нас от закрытия. В 1994 году вопрос встал ребром — либо объявлять себя банкротом, либо перепрофилировать предприятие.

Долго думали, как можно остаться на плаву: пробовали себя в торговле, запускали производство мыла, но все это было не то. Потом друг подсказал мне идею с валенками. Мне понравилось, хотя я понятия не имел, как их делать. К тому же в Волочке на тот момент уже функционировала крупная сапоговаляльная фабрика, выпускавшая 50 000 пар валенок в год. Фабрика, где трудились глухонемые в основном работала на госзаказ: делала валенки для оборонки, газовщиков, работников железной дороги.

Мы решили сделать ставку на качество и заменить машинную валку на ручную. Сначала нужно было возродить технологию: ездили по деревням, собирали по крупицам опыт, в поселке Фирово нашли валялку, которая сама вручную изготавливала валенки. Два месяца я каждый день возил к ней своих рабочих. Они учились по восемь часов, а я в это время торговал на рынке (надо же было как-то деньги зарабатывать на бензин и поддержание штанов).

Бизнес с нуля

Когда «курсы освоения мастерства» были пройдены, мы закупили оборудование и начали делать валенки. Первая наша машина вообще была деревянная, но мы как-то проработали на ней восемь лет.

По-настоящему компания начала набирать обороты с начала 2000-х. Тогда у нас была цель вытеснить с рынка другие заводы, которые работали в то время в Волочке.

В итоге мы вышли победителями, а соседняя фабрика обанкротилась и закрылась. Раньше в Тверской области в каждом городе была своя фабрика по производству валенок, но все обанкротились. Дольше всех держалась битцевская сапоговаляльная фабрика, которую выселили за пределы Москвы как вредную. Она проработала в Тверской области 10 лет, но совсем недавно тоже закрылась.

Мы изначально поставили себе амбициозную задачу — сделать нашу продукцию лучшей. Сейчас мы катаем валенки из чистой овечьей шерсти. В ассортименте кроме натуральных цветов (белого, черного, серого и коричневого) – все возможные цвета и оттенки, по заказу клиента мы красим продукцию. С 2006 года мы начали делать валенки с рисунками, аппликациями, бисером, стразами и даже фотопечатью.

Семь лет назад мы запустили выпуск облегченных валенок — чесанок — на термоэластопластиковой подошве. А сегодня в ассортименте компании доступны еще и тапки, чуни, шляпы, сувениры и другие изделия из шерсти. Стоимость валенок колеблется от 1500 до 3000 руб., чесанок — от 3000 руб., тапок — от 700 до 1450 руб.

В отличие от машинных валенок, сделанных строго по ГОСТу, мы производим индивидуальную продукцию: люди высылают нам свои мерки, рисунки. Благодаря этому персонифицированному подходу нам и удалось выжить.

Музей на производстве

В 2012 году для привлечения клиентов мы открыли музей валенок в отремонтированном помещении фабрики. Эту идею я подсмотрел во время путешествий. Один-два раза в год я езжу отдыхать за границу, и там часто устраивают экскурсии на разные предприятия. Например, в Тунисе мы смотрели на ручное изготовление ковров. Туристы ходят по предприятию, а потом заглядывают в магазин при фабрике и, вдохновленные, покупают готовые изделия. То же самое в Мексике или в Венеции, где было очень интересно посмотреть, как выдувают фигуры из знаменитого муранского стекла.

Эта идея мне очень понравилась. Но возникла проблема с помещением: не хватало площадей. На тот момент у нас в распоряжении была одноэтажная фабрика в 500 кв. м, но там не было даже гардероба, столовой. Я решил заняться реконструкцией предприятия. В 2012 году подкопил денег и стал строить второй этаж, добавил еще 500 кв. м, что позволило нам открыть музей, магазин, кабинеты, столовую, раздевалки, душевые, склады, а все оборудование осталось на первом этаже

Сегодня в России действуют три музея валенок: в Москве, Ярославской области и у нас, в Вышнем Волочке. Я объездил все музеи-конкуренты, поговорил с владельцами, все сфотографировал и решил придумать что-то оригинальное. В Москве экспозиция построена из образцов продукции разных фабрик, у нас же представлены собственные изделия.

В работе над музеем мне помогал заслуженный художник, работавший раньше бутафором в драматическом театре. Вместе с ним начали создавать музей. Ключевой элемент нашего выставочного пространства — самый большой валенок в мире: его высота — 2,25 м, вес — 52 кг, размер — 201. Есть в экспозиции и старинная деревянная машина, которой скоро исполнится 200 лет, а также специальный фильм про технологии изготовления валенок до революции.

Когда открыли музей, о нас показали сюжеты по всем федеральным каналам — НТВ, «Первому каналу», «Культуре». Это была отличная реклама для фабрики.

Сегодня в наш музей «Русские валенки» туристы приезжают целыми автобусами, особенно часто из Москвы и Санкт-Петербурга. Ведь мы очень удобно расположены прямо на дороге, связывающей две столицы. Много бывает школьников — по два автобуса в день. Для них мы организуем мастер-классы, учим их делать что-то из шерсти. Под впечатлением от музея люди бегут в магазин и покупают себе валенки.

Плюс у нас есть интернет-магазин, через который много иностранцев заказывает нашу продукцию. Отправляем посылки по всему миру. А два года назад одна женщина открыла в Нью-Йорке магазин по продаже валенок и перепродает там нашу продукцию.

Кризисный год

Сегодня на фабрике работает 25 человек. Персонал полностью обучаем сами: ставим ученика напротив учителя, чтобы тот повторял все движения наставника. Сегодня профильные училища не готовят специалистов. Когда-то в городе было четыре специализированных заведения, но все они закрылись. Сейчас проблема найти даже опытного электрика на производство, вокруг все сплошь юристы и экономисты.

Текущий кризис — уже четвертый на моей памяти и, надо признаться, самый затяжной. Мы уже сократили объем выпускаемой продукции, были вынуждены уволить людей, остановить один цех, хотя там все готово. Ждем, когда кризис закончится.

Мы сейчас выпускаем ровно столько продукции, сколько удается реализовать, чтобы хватило на зарплату людям и покрытие всех расходов. Валенки у нас дорогие — по сравнению с машинной валкой в три-четыре раза дороже, а у людей денег нет. Некоторые приезжают, хотят купить сто пар, видят цены и идут покупать машинную валку. И хотя машинные валенки стаптываются и приходят в негодность уже через месяц, дистрибьюторов зачастую интересуют только деньги.

Всем новичкам я советую переждать кризис и обратить свое внимание на более простые ниши, потому что заниматься производством в России могут только камикадзе. Очень много нюансов: и налоговая, и СЭС, и пожарная. Хотя сейчас с этим стало полегче, чем в 2000-х: по закону не имеют право проверять в течение трех лет, если в предыдущий раз не выявили нарушений.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Сибирские валенки — пимы (ударение на последнем слоге) — каких-нибудь сто с небольшим лет назад считались роскошной и дорогой обувью, на ярмарках они выставлялись на самое видное место и не облагались налогом. Мастера ревностно хранили секреты валенковаляния и общались между собой исключительно на условном языке — жгонском. И хотя валенки ручной работы теперь сложно найти, на Алтае еще осталось аутентичное ручное производство войлочных пимов — одного из самых теплых видов обуви.

52 градуса северной широты и 80 градусов восточной долготы. Алтайский край, село Родино. В сапоговаляльном цеху фабрики с сохранившимся с советских времен названием «Орбита» сильно пахнет овчиной. Играет радио. У Николая и Анатолия, отделочников цеха, особой популярностью пользуется Джастин Тимберлейк. Его мелодичное пение, принесенное радиоволнами, заглушает гул виброшлифовального станка. Отделка — уже финальная стадия создания знаменитых сибирских пимов. Прежде чем услышать Тимберлейка, валенки проходят долгий и тяжелый путь.

В Алтайском крае «Орбита» — единственный пимокатный цех, работающий в полную силу, круглый год, и зимой и летом. Другие пимокатни давно обанкротились, закрылись из-за нерентабельного характера производства, как принято говорить. В жесткой экономической борьбе победили большие автоматизированные фабрики, такие как ярославская или кукморская. За два с половиной века производство валенок эволюционировало, хотя начиналось все с ручных пимокатных артелей, таких как «Орбита».

Почему-то валяные сапоги причисляют к исконно русской обуви. Ассоциативный ряд: валенки, балалайка, медведь, зима, Россия — неизменен. Часто можно прочесть байки о том, как Петр I лечил валенками суровое похмелье после веселых светских раутов. Но, согласно архивам, подобные утверждения ошибочны. «На Руси сапоги из шерсти не делали, и во времена Петра I валенок просто не существовало», — говорит Ирина Октябрьская, доктор исторических наук, профессор Новосибирского отделения РАН.

Нетканый войлочный материал известен со скифской эпохи (VI–V века до н. э.), изобрели его кочевники горностепного пояса Евразии. Однако документальных доказательств сапоговаляния до XVIII века на Алтае или где-то еще нет. Никому просто в голову не приходило сделать цельные сапоги из прессованной шерсти. Оригинальная идея появилась только в конце XVIII века у мастеров Семеновского уезда Нижегородской губернии — официальной родины валенок. К середине XIX века пимокатни появились и в Сибири.

Я стою в полумраке перед трехметровой горой шерсти. Это начало пути. Шерсть для пимов привозят на «Орбиту» только из северных районов Казахстана — это обязательное условие. Стричь овец нужно осенью — весенняя шуба животных категорически отвергается. Как объясняет директор «Орбиты» Николай Ващенко, осенняя шерсть подходит больше — она грубая и короткая, в ней много пуха и мало «жиропоту», который образует ненужные комки.

шерсть.jpg

Итак, выбор сделан: осенняя шерсть северных баранов. Прежде чем стать валенками, она проходит множество инстанций. Сначала шерсть направляется на трепальную машину для очистки от примесей и пыли. Затем к делу приступает чесальная машина: огромный барабан с гребнями, превращающими шерстяную массу в тонкий плотный ковер. Ковер сворачивают, полученный сверток называется «куделя». С трепальными и чесальными машинами работают только мужчины. Полные названия их профессий звучат многосложно и красиво: например, чистильщик-точильщик чесальных аппаратов. Так сразу и не запомнишь. Работа мужчин важна, но, несмотря на громкие названия специальностей, это всего лишь подготовительная миссия, приготовление к самому важному, магическому ритуалу. Качество готовых пимов обеспечивают женщины, которые валяют из бесформенной кудели теплые и удобные сапоги.

Валяльщицы на «Орбите» работают в тишине за широкими деревянными столами. Женщины обижаются, когда их называют по-простому — валяльщица или основщица. В трудовых книжках у них записано: изготовитель основы валяльно-войлочных изделий. Каждая женщина делает только определенный размер валенка: Антонина — 24-й, Мария — 25-й, а Валентине достался мужской 30-й. Размеры валенок равны длине стопы. Например, если у меня стандартный 38-й размер обуви, мне подойдут валенки 24-го размера. Самые маленькие размеры — детские — 13-й, 14-й, 15-й. Самые большие — 34-й и 35-й — соответствуют 46-му размеру другой обуви.

Картонные макеты, по которым делают валенки, в три-четыре раза больше готовых сапог. Огромный макет женщина кладет на стол, обводит мелом и закладывает по меловому контуру шерсть из кудели. Получается одна сторона валенка. Операция повторяется снова. Изготовитель складывает стороны вместе на грубой ткани, поливает горячей водой и скатывает в рулон для прессовки. Через несколько минут рулон разворачивается, и аккуратные руки сращивают целый валенок. На этом этапе валенки похожи скорее на чулки великана, чем на удобную зимнюю обувь. Выглядят «чулки» чудновато, но, в сущности, все логично: при дальнейшей варке шерсть уплотняется, и обувь приобретает привычные размеры.

За каждую пару пимов изготовитель основы валяльно-войлочного изделия получает в среднем 30 рублей, а еще год назад и вовсе платили по 5–6 рублей. В Москве сибирские валенки ручной работы стоят 4–5 тысяч рублей. Контраст не требует комментариев. В Родине стоимость пимов определяется размером: эту цифру надо умножить на 24. За свой 38-й (24-й) мне пришлось бы заплатить 576 рублей, но родинцы — люди радушные и щедрые — подарили мне пару роскошных фирменных пимов.

заготовки.jpg

Самое страшное и сказочное происходит в отделе кисловки, стирки и растяжки: гигантские чаны с кипятком и серной кислотой, странные по конструкции машины для растяжки, обилие молотков и решетки на маленьких оконцах. На первый взгляд это напоминает пыточную камеру инквизиции в подвале средневекового замка. Пугающее впечатление проходит, когда вблизи видишь завуалированные паром добродушные лица рабочих. Здесь, так же как и на начальном этапе, работают только мужчины. В кадках с кипятком поступившие от валяльщиц увеличенные основы выстирываются и очищаются от излишней серы. Серную кислоту добавляют в воду именно для очистки. Химическая реакция — серная кислота плюс сера — дает нейтральную воду и сернистый газ. Сернистый газ ядовит, но в цеху есть вытяжки. Еще серная кислота нужна для придания валенку формы. У тех, кто работает с кислотой, кончики пальцев совсем черные и не отмываются. Мне показалось страшновато, но люди привыкли и относятся к этому с иронией, как к неизбежному отличительному признаку своей профессии.

После стирки и кисловки валенки красят. На «Орбите» используют только один краситель — черный (непрокрашенные валенки остаются серыми). Для целевой аудитории «Орбиты» — жителей небольших городков и деревень — удобство и практичность прежде всего.

/upload/iblock/419/4198f2222602641f1ff21d27dfa840e6.jpg

Иногда, для вип-клиентов, пимы делают на заказ. Можно, например, заказать белые пимы, или свалять метровые валенки для зимней охоты, или вышить на пимах симпатичный узор. Колоритные мускулистые богатыри в оранжевых фартуках надевают резиновые перчатки и достают мягкие прокрашенные валенки из раствора. На механических рычагах усохшие валенки растягивают, отбивая молотком. Затем в носок и в пятку каждого пима вставляют деревянные колодки, а в голенище помещают деревянную распорку. Теперь почти готовый валенок обрезают по высоте и направляют в сушильную камеру, где выдерживают при температуре 90 Цельсия с пяти часов вечера до семи утра.

Утром мы опять возвращаемся к Николаю и Анатолию. На этот раз Тимберлейка сменила Рианна, но в остальном все осталось по-прежнему. Тот же виброшлифовальный станок, на котором с пимов снимают ворс и придают сапожку окончательную форму, те же хирургические маски на лицах — чтоб летящая во все стороны шерсть не попадала в нос и в рот. Путь завершен — новый валенок появился на свет. Если когда-нибудь вы захотите купить себе настоящие пимы, обратите внимание: на каждом сапожке в районе стопы есть небольшая ниточка. Эта ниточка — подпись художника. Каждая валяльщица отмечает свое творение в особом месте. Такой автограф ставится с вполне утилитарной целью: чтобы начальнику цеха, если обнаружится брак, было видно, кто его допустил.

технолог.jpg

Сапоговаляльный цех в Родине — ось вращения жизни. Спросив у знакомого нам отделочника Анатолия (к слову, парню от силы лет двадцать), почему он работает здесь, я получила очень простой ответ: «Ну, а где еще работать?». «Орбита» — единственное стабильное предприятие в этих краях, часто здесь трудятся целыми семьями. Николай, друг Анатолия, занят на отделке пимов, его отец стоит на растяжке, а мама валяет «чулочные» заготовки. В разговорах со школьниками «орбитальные» рабочие шутят не без доли правды: «Подрастаешь, смотрю, — скоро ждем тебя у нас».

Вряд ли где-то в мире валенки играют такую же роль в жизни людей, как в Родине. Сегодня, в XXI веке, здесь, так же как и полтора столетия назад, валенки определяют тысячи судеб. В Сибири пимокатные артели появились как следствие переселенческого движения во второй половине XIX века. За 1861–1897 годы численность населения Алтая выросла в три раза: с 432 тысяч человек до 1,326 миллиона. Нужда и необходимость кормить семью заставляла мужчин отправляться на заработки в ближайшие пимокатные артели. Отходники называли себя жгонами.

Постепенно, когда зимнее отходничество распространилось по всей России, у жгонов появился свой особый язык — жгонский, призванный скрыть секреты пимокатного промысла от непосвященных. Жгонский — смесь слов, заимствованных из других языков, слов придуманных, и обычных русских слов, используемых в переносном смысле. Например, «шуртик» — молоко, «чеврить» — понимать, «беззаботный» — самовар. Само слово «пимы» жгоны взяли в свое время у ненцев.

Но и в век хайтека валенки не затерялись — сегодня эта практичная обувь вращается на орбите моды. Ежегодно в Гатчине проходит Неделя моды русских валенок, на которой можно купить эксклюзивные модели лучших российских дизайнеров. Красивые вышитые валенки носят не только наши, но и европейские модницы.

Голышмановские валенки ручной работы знают в городах и в районах юга и севера Тюменской области, в Москве и даже в Китае.

В суровые сибирские морозы самая надежная и теплая обувь - валенки. Сейчас их на любой вкус: с вышивкой, на подошве и без. Всегда считалось, что это тяжелая мужская работа. Но в сибирской глубинке валенки катают женщины, да такие, что о них знают во всей стране и за рубежом. На небольшом производстве побывала корреспондент «АиФ-Тюмень».

Сундуки с платками часто передавались по наследству.

Старинное ремесло

В старину почти в каждом селе были мужики-пимокаты. О хорошем мастере знали во всей округе, и от заказчиков отбоя не было. В 1932 году в Голышмановском районе Тюменской области пимокаты начали объединяться в артели, они входили в состав цеха по изготовлению валяной обуви и появившегося промкомбината. В колхозах интенсивно развивалось овцеводство - в отарах насчитывались тысячи голов. Шерсть сдавали в Омск, где из нее ткали ковры, выпускали ткани, а в поселке Голышманово она шла на валенки. Сапоговаляльный цех изготавливал две тысячи пар в год. В войну за это ремесло взялись женщины и дети. В 1944 году выпустили всего 380 пар войлочной обуви. В начале 70-х на базе разных мастерских и цехов в райцентре организовали комбинат бытового обслуживания населения. В его структуру перевели и цех валяной обуви. В нем стояли старые деревянные шерсточесальные машины, которые рабочие крутили вручную, и только в 80-х годах приспособили к ним электродвигатели.

Цех валяной обуви.

«Это старинное потомственное ремесло. При мне в цехе работало несколько поколений пимокатов: Кадочниковы, Кузнецовы, Жило, Сафроновы, Ледяевы. Специальных учебных заведений не было, мастер брал ученика, и тот рядом с ним осваивал премудрости дела. Одно время валенки выпускали в Заводоуковске и в Сорокино, но голышмановские всегда были востребованы. Наши образцы областное управление бытового обслуживания представляло на выставке в Москве, и там они оказывались лучшими», - вспоминал Александр Власов, руководивший КБО больше 20 лет.

В 90-е комбинат бытового обслуживания, оставшись без государственной поддержки, не выстоял. На базе его цехов и мастерских открывались одно за другим частные предприятия. Благодаря малому бизнесу и уцелел до наших дней пимокатный цех.

Так делают валенки.

Ремесленное производство.

Выкупил - восстановил

Пятнадцать лет назад местный предприниматель Сергей Овсянников, энергетик по профессии, приобрел пимокатку. Тогда его решение поддержала жена Татьяна. В том самом закрывшемся КБО она работала инженером после окончания Московского технологического института. Постепенно отремонтировали все помещения, сделали вентиляцию и стоки для воды. Оборудование, проверенное временем, оставили. Самый старый станок служит еще с шестидесятых годов, две чесальные машины - с середины восьмидесятых. Заменили в них кордаленту, «перетрясли» все механизмы в стиральной машине. Сергей Овсянников не просто руководит производством. Чтобы понять и прочувствовать пимокатное дело, сначала сам пробовал изготавливать валенки, много читал литературы, ездил на мастер-классы.

В пластилине изготовлен бюст.

«Все детство носил валенки, знаю, какие они теплые, но никогда не задумывался об их изготовлении. Мои пробы, конечно, были неказистые, не то что у специалистов», - говорит Сергей Михайлович.

Облака шерсти

А специалистов у него всего два человека - Галина Землянова и Татьяна Золотарева. Обе - старожилы пимокатного дела. Работают почти по три десятка лет - до тонкостей освоили «валенную» науку. Вдвоем производят 200-300 пар валенок в месяц. Технологический процесс начинается с сортировки шерсти: белую отбирают для нарядных валенок, белую с черной - для серых. Неприглядные скатавшиеся клочки отправляют в чесальную машину, откуда выходит пушистое шерстяное облако. Воздушные рулоны попадают в цех заростки.

Чесальная машина.

«Толщина основы для валенок должна быть равномерной, иначе на изделии может вырасти «шишка» или образоваться «окошко», - делится профессиональными секретами Татьяна Золотарева. - Равномерность определяю пальцами, можно полотно приподнять и проверить, чтобы просветов не было. Чем ровнее будут слои - тем лучше валенок».

Нигде не зафиксировано, что кто-то под гусли пел былины.

Заготовки поливают из лейки горячей водой, затем плотно сворачивают и помещают в машину между деревянными барабанами, которые вращаются и уплотняют будущие валенки. В равных пропорциях стараются смешивать зимнюю и летнюю шерсть. Из летней валенки получаются жесткие, а в зимней больше подпушки, они мягче, но времени на усадку требуется больше.

Пимокатство - редкое и интересное ремесло.

Сбежать с грязной и тяжелой работы у Татьяны Витальевны и мысли никогда не было. «Я постоянная и упорная, не люблю бегать с места на место. Пимокатство - редкое и интересное ремесло», - говорит мастерица.

Тюмень утепляется! Шерстяные носки есть даже у собак

Ее коллега Галина Землянова придает валенкам окончательную форму. Еще влажное и горячее после стирки голенище растягивает так называемым «крокодилом» - станок напоминает огромные ножницы, на лезвие которого натягивают будущий валенок. Затем вручную «сажает» на колодки и деревянной колотушкой и носочек выколотит, и аккуратную пяточку. После этого валенки отправляются на восемь часов в сушильную камеру, разогретую до ста градусов. Теплые, как пирожки из печи, они маркируются. Определяется размер, обрезается голенище, отшлифовывается ворс - и пимы готовы. Отсюда они поступают в магазин-склад, который работает при цехе, или в руки к мастерицам для украшения. Между делом Галина Землянова отметила, что с рождения до полного созревания катанок проходит пять дней, а при изготовлении пары нужно произвести порядка 35 операций.

При изготовлении пары нужно произвести порядка 35 операций.

Ручной труд не нравится

С сырьем в цехе проблем нет, шерсть привозят хозяева личных подворий из близлежащих деревень. Чистую берут по 18 рублей за килограмм. Если она с репейником и колтунами, стоимость снижается. Качество сырья зависит и от условий содержания животного. Пока пимокаты успевают выполнить нужный объем, но понимают, что в будущем проблем с кадрами не избежать.

О собственном деле Павел Калугин мечтал давно.

«Много новеньких заросщиков перебывало у нас, только не задерживаются. Молодежи не нравится ручной труд - работа с шерстью тяжелая и грязная. Мало того, с ходу валенок не сделать - этому нужно учиться, а опыт приходит с годами», - поясняет Сергей Михайлович.

Голышмановские валенки ручной работы знают в городах и в районах юга и севера Тюменской области, в Москве и даже в Китае. На одной из выставок супружеская пара китайцев купила три пары катанок. И не зря, ведь эта обувь крепкая, надежная и хранит тепло рук мастериц.

Голышмановские валенки ручной работы.

Какой размер?

Не знаете, как правильно подобрать размер валенок-самокаток? Измерьте тщательно длину стопы в сантиметрах. К примеру, если ваша стопа 24 см, то и размер валенок соответственно 24-й. Помните, что вес тела нужно переместить на измеряемую ногу, а для малышей до двухлетнего возраста надо провести замеры не только стопы, но и обхват икры. Если вы не уверены в таком способе - воспользуйтесь вторым. От вашего обычного размера повседневной обуви нужно отнять двенадцать. Разность, которая получится в итоге, и будет считаться размером валенок. Если у вас 37 размер ноги, то размер валенок будет 25 (37 - 12 = 25).

Читайте также: