Прядет пряжу кто профессия

Опубликовано: 26.09.2024


Сегодня представители этой профессии работают на высокопроизводительных прядильных машинах, которые, впрочем, выполняют тот же процесс, что и сотни лет назад, только со значительно большими скоростями. Осталось неизменным и любовное отношение мастериц к процессу создания пряжи. Сегодня наш рассказ об одной из них.

Когда мы увидели нашу героиню на рабочем месте, почему-то сразу захотелось обращаться к ней не официально – Наталья Игоревна, а называть её просто Наташа: настолько она оказалась молодой, милой и обаятельной. И я ещё раз с недоверием посмотрела анкетные данные. Нет, всё верно: Наталья Игоревна Елизарова. Стаж работы прядильщицей в открытом акционерном обществе «Павлово-Посадский камвольщик» – 21 год. И всё-таки спрашиваем:

– Неужели уже так давно трудитесь на предприятии?

– Да, пришла, можно сказать, сразу со школьной скамьи. Молоденькие совсем были, поэтому спонтанно всё получилось: учились с девчонками в ПТУ и решили пойти на Камвольный комбинат. Так и работаем.

– И не испугала тяжёлая работа, шумные цеха?

Разговор об этом я завела не случайно. Для тех, кто не бывал в цехах наших текстильных предприятий (раньше таких людей в Павловском Посаде найти было трудно, но сейчас экскурсии на фабрики – редкость), скажу, что работа в них связана с повышенной температурой и влажностью воздуха, кроме того, там очень шумно от работающих станков, и в этих условиях прядильщица проверяет качество поступающей ровницы, ликвидирует обрывы нитей, следит за правильной намоткой пряжи на катушки и за её качеством, за состоянием различных механизмов прядильной машины – одним словом, только поспевай!

– Наташа, а как вы осваивали профессию?

– В училище и на месте уже. Спасибо большое тёте Наде Гореловой, она научила меня всему: техническим приёмам, а главное – отношению к делу. Она внушала, что работу надо выполнять ответственно и добросовестно.

Это «домашнее» обращение – тётя Надя – прозвучало очень тепло, видимо, именно так начинающую прядильщицу приняли в коллективе, который за два десятилетия стал для неё второй семьёй.

– Вы знаете, у нас люди замечательные, – рассказывает Наташа, – и раньше мы нередко вместе проводили время вне работы. Сейчас не так часто удаётся съездить куда-нибудь коллективом или просто собраться попить чайку. А жаль!

Сегодня Наталья Игоревна Елизарова – высококвалифицированный прядильщик. Она в совершенстве владеет своей профессией. На профессиональном языке это звучит так: «Работая с уплотнением 150% к отраслевой норме обслуживания на новых высокопроизводительных прядильных машинах «Zinser», выпускает высокономерную (более тонкую, а значит, более сложную а производстве – прим. авт.) полушерстяную пряжу отличного качества, нормы выработки выполняет на 110 – 115%». Попробую объяснить. Отраслевая норма – это сколько веретён может обслуживать прядильщица, стандартная цифра – 600, на «Камвольщике» – минимально 816 веретён, максимально – 1100, т.е. с превышением нормы в полтора раза. Именно с такой нагрузкой и трудится Наталья Игоревна. Хотя, когда наблюдаешь за её работой, кажется, что ей совсем не сложно управляться с этими огромными машинами, проходы между которыми по длине и ширине больше похожи на небольшие улицы. Она легко движется по маршруту, быстро, лёгкими движениями выполняя рабочие операции, всё видит и всё замечает.

– Я начинала на совсем старых станках, где было 400 веретён, а с 2005 года работаю на новых, и, конечно, это другие возможности, – рассказывает Наталья Елизарова.

– А ученики у вас есть?

– Да, есть. Правда, хотелось бы, чтобы больше молодёжи приходило в нашу профессию. Но вот недавно
обучила двух новых работниц.

На предприятии ценят таких работников, как Наталья. Не раз её труд отмечался благодарностями и денежными премиями акционерного общества. В 2013 году Наталья Елизарова была удостоена звания «Заслуженный работник предприятия». И вот новая награда: на Празднике труда, который в нашем районе пройдёт 25 апреля в ДК «Павлово-Покровский», Наталье Игоревне будут вручать Почётный знак Московской областной думы «За труды»! И мы искренне её с этим поздравляем!

В качестве послесловия

В заключение нашего интервью я спросила Наталью, как ей удаётся сохранять по-настоящему живой интерес к такому, прямо скажем, нелёгкому труду. Она ответила просто:

– Знаете, когда я находилась в декретном отпуске, мне снилась работа – так хотелось поскорее вернуться в цех. Наверное, я просто люблю то, что делаю, и менять ничего не собираюсь.

Наталья ВЕРГИЗОВА, экономист ОАО «Павлово-Посадский камвольщик»:

– Наталья Игоревна отлично работает, обслуживает 1100 веретён при типовом уплотнении 600 веретён. Это очень высокий показатель. Она в совершенстве владеет рабочими приёмами, вся пряжа у неё выходит 1-ого сорта. Спокойная, доброжелательная, она всегда готова помочь любому. Очень хороший человек.

Татьяна ПОЛОХОВА, начальник прядильного производства ОАО «Павлово-Посадский камвольщик»:

– Наталья Елизарова – одна из лучших прядильщиц на нашем предприятии. Она работает на современных машинах, которые требуют большого мастерства. И человек она добрый, отзывчивый, всегда идёт навстречу. Побольше бы таких прядильщиц – мы бы проблем не знали.


Сегодня профессией «психолог» мало кого удивишь - его советами пользуются и взрослые, и дети. Но вот вторая профессия Анны Косаревской - пряха - на несколько мгновений вводит в ступор. Слишком уж редкое слово, не говоря уже о ремесле. Будто из сказки. Как-то не монтируется оно с темпами XXI века.

Каков путь от руна до нитки?

Прядение ворвалось в её жизнь случайно, но Анна не видит в этом ничего удивительного.

«Если вдуматься, все женщины - потомственные пряхи. В нас это заложено генетически, как минимум, от бабушек-прабабушек. И это умение осталось в подсознании, в пальцах, просто мы его не стали развивать. У меня в семье пряли все, кроме мамы. Когда мне было лет пять, бабушка попыталась и меня приохотить к прядению на прялке. Прялка старинная, раритетная, вывезенная моей прабабушкой Анисьей Косаревской из деревни Андреевка Куйбышевской области. Но тогда ни история раритета, ни само прядение меня не заинтересовали», - рассказывает рукодельница.

Интерес к семейному ремеслу пришёл гораздо позже. Два года назад, наводя порядок в гараже, Анна наткнулась на необычный деревянный предмет.

«Рукоделием я занимаюсь давно. Кроме того, руковожу творческой мастерской для инвалидов «Волшебный фонарь». Так что прядение в моей жизни - это и хобби, и работа, и образ жизни. Я сразу поняла, что найденный мною предмет - веретено. Но оно слишком отличалось от тех, что были у бабушки. В интернете я выяснила, что это старинное турецкое подвесное веретено. Пряла на нём моя прабабушка Александра. Но в России оно почти не встречается. Как турецкое веретено попало в нашу семью, остаётся загадкой», - говорит Анна.

Когда раритет связан с мистикой?

Твёрдо решив освоить искусство прядения на веретене, а потом и на прялке, начинающая пряха начала обучение с нуля при помощи видео в интернете.

«Но есть один нюанс. У меня инвалидность I группы по зрению, и не все видео в интернете мне доступны. Так что постигала я секреты прядения во многом интуитивно. И сегодня некоторые вещи делаю на ощупь, в том числе на веретене и прялке пряду вслепую. Хотя об этом, видя мои работы, редко кто догадывался», - подчеркнула рукодельница.

Ремеслу пряхи Анна Косаревская научилась быстро: за месяц освоила веретено, за неделю - прялку. Пришёл момент, когда у мастерицы появились заказы.

И хотя из-за зрения Анна не вяжет спицами, зато свободно прядёт на турецком и двух русских веретёнах - тоже семейных реликвиях, подаренных ей знакомыми, а также на двух старинных прялках. Одна досталась ей от бабушки (раритету не менее 150 лет). А вторую Анна по случаю приобрела в комиссионном магазине.

По словам мастерицы, вторая прялка ещё молодая - ей не больше 70 лет.

«Может, это покажется мистикой, но у каждой прялки свой характер. Каждая хранит память о прикосновении человеческих рук и даже о времени. Раньше на Руси было запрещено работать по воскресеньям. Я и сейчас не могу: то нить рвётся, то прялка с ритма сбивается. Иначе как памятью инструмента я это не назову», - рассказывает мастерица.

По её словам, человеку для счастья среди прочего в жизни нужно найти дело, от которого будут гореть глаза. Чтобы просыпаться с радостью и бодростью - ведь впереди работа, она ждёт, и планов громадьё. И это не какая-то кабала, а неотъемлемая и очень приятная часть жизни.

И в этой, приятной части жизни, наряду с прядением, которым она, действительно, увлечена, Анна освоила тонкости обработки и покраски шерстяных нитей. А это труд не одного дня и явно не из лёгких.

Как веретено со спиннером перепутали?

Попутно мастерица научилась обработке и покраске овечьей шерсти, которой её снабжает семья фермеров из Майкопского района.

Как показала практика, прядение - ремесло сезонное. Заказы Анна получает с ноября по март. Спросом в Адыгее пользуются шапки, лечебные пояса, носки и шарфы из овечьей и собачьей шерсти. Нередко владельцы собак заказывают клубки нитей из шерсти своих питомцев. Нить из собачьей шерсти мягкая на ощупь и тёплая. А для многих владельцев сувениры, которые получаются из шерсти домашних питомцев, очень трогательные, ценные и памятные.

Кстати сказать, собачья шерсть не хуже овечьей - обладает многими целебными качествами.

«Представьте: болит спина, укутываем её тёплым шерстяным поясом, принимаем удобную позу, при этом стараемся не нагружать позвоночник - и через время, действительно, становится легче. То же самое с носками. Ноги в тепле, особенно сейчас - это замечательно», - рассказала пряха.

А ещё Анна Косаревская - участница выставок ремёсел и мастер-классов.

«Всегда найдутся те, кому интересно искусство прядения. Жаль, из-за коронавируса пока нет возможности проводить для них мастер-классы. Бывают и курьёзные случаи: как-то на городской выставке-ярмарке ко мне подошли школьники, попросив продать им мой большой спиннер, и очень удивились, когда узнали, что это не спиннер, а турецкое веретено», - смеётся пряха.

Сейчас она мечтает освоить изготовление крупной шерстяной нити - одежда из неё сегодня в тренде.

Вот и выходит, рано записали профессию «пряха» в устаревшие. На это ремесло есть спрос.

девушка вяжет

Вязальщицей можно назвать любого человека умеющего вязать, на спицах, крючком или на особом оборудовании, но если речь идет о профессиональном определении, то вязальщица – это специалист, работающий на вязальной машине.

Ее местом работы могут быть текстильные фабрики, трикотажные или модельные мастерские, ателье.

Содержание:

История профессии

Профессия вязальщица возникла очень давно. Самые первые вязаные вещи, обнаруженные археологами, датируются III в. н.э. Но ученые допускают, что искусство создания одежды из переплетенных ниток возникло намного раньше. Есть мнение, что вязание было известно еще древним грекам.

Скандинавы создавали полотно, связывая нити иглой из кости или дерева. Подобное ремесло сохранилось на Русском Севере до начала XX в., оно носило название «копанье». Такая техника в X-XI вв. использовалась в Англии, России, Германии, Финляндии, Норвегии.

В XVI в. во Франции была создана первая гильдия вязальщиков. В это время в моду вошли вязаные перчатки и чулки. Примерно в этот же период английский священник изобрел вязальную машину. Первые созданные с ее помощью изделия получались грубыми и толстыми, поэтому не пользовались особой популярностью. Постепенно машина совершенствовалась.

Сейчас работа вязальщицей очень важна. Представить без трикотажных и вязаных вещей современный гардероб невозможно.

Особенности профессии

Как правило, работа вязальщицей заключается в обслуживании двух-трех машин, в контроле качества готовых изделий. Труд этот довольно монотонный, но требующий быстрой реакции и действий.

К недостаткам профессии относится постоянное воздействие вибрации и сильного шума.

Обязанности

Вязальщица следит за производством изделий, их соответствием техзаданию. Ей требуется включать и заправлять машину, контролировать ее работу, качество пряжи. В случае необходимости вязальщица меняет иглы и катушки с нитью, корректирует плотность полотна. Также в ее обязанности входит проверять качество готовой продукции.

Если подразумевается, что вязальщица – это мастерица, вяжущая на заказ, неважно, руками или на машине, то следует сказать о тех, кто изготавливает изделия на дому. В этом случае от вязальщицы требуется продумать фасон, узоры, подобрать нити и фурнитуру.

Те, кто не хочет или не может разрабатывать собственные модели, могут использовать готовые схемы вязания.

Важные качества

Профессия вязальщица требует внимательности, аккуратности, усидчивости, ответственности, быстрой реакции. Также необходимы способность концертировать внимание на деталях, умение долгое время выполнять монотонную работу, хороший вкус, обязательна развитая мелкая моторика пальцев рук.

Противопоказанием являются заболевания пищеварительной, нервной, опорно-двигательной систем, проблемы со зрением и слухом.

Навыки и знания

Вязальщице необходимо отличать разные сорта пряжи, уметь вязать различные типы полотен и переплетений, снимать мерки с человека.

Мастерицы, работающие с вязальными машинами, должны не только работать на них, но и разбираться в их устройстве и разновидностях, уметь устранить мелкие неполадки, сменять нити, срезать полотно, заправлять основу, регулировать и определять плотность вязки.

Также от вязальщиц требуется разбираться в иглах, пряже, различать их по номера, знать артикулы, модели и ассортимент выпускаемой продукции.

Для успешного овладения профессией нелишними будут знания в области химии, физики и рисовании.

Перспективы и карьера

Карьерного роста как такового у вязальщицы нет. С опытом можно получить более высокий разряд и, соответственно, прибавку к зарплате или перейти на более престижное место. Также есть возможность стать начальником цеха.

Многие мастерицы предпочитают работать на себя, изготавливая изделия дома или открыв небольшую мастерскую.

Обучение

Если речь идет о надомной работе, то научиться вязать можно и самостоятельно, к примеру, у бабушки, окончив курсы или посмотрев видео в интернете.

Тем, кто хочет работать на вязальной машине, придётся окончить колледж, техникум или училище по соответствующей специальности.

Весьма устойчивая традиция рисует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси (как и других современных ей европейских стран) всего чаще занятыми за прялкой. Это касается и «добрых жён» наших летописей, и сказочных героинь. Действительно, в эпоху, когда буквально все предметы каждодневной необходимости изготавливались своими руками, первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи. Рассмотрим предшествующие стадии «технологического процесса» – прядение нитей, изготовление тканей и их окраску, поскольку всё это также делалось самостоятельно, в домашних условиях. (О каждом из процессов будет публикация - прим. Мастерская "Saga")

Немного о прядении, фото № 1

К работе этого рода приступали осенью, после окончания уборки урожая, и старались завершить её к весне, к началу нового сельскохозяйственного цикла. Учёные пишут, что наши прапрабабушки трудились буквально не разгибая спины: например, для того, чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 50 м длиной, нужно проводить за ткацким станком по двенадцать-пятнадцать часов в день. А чтобы спрясть нитки из одного пуда (то есть 16,3 кг) подготовленного волокна, требовалось ни много ни мало девятьсот пятьдесят пять часов усердной работы…

Немного о прядении, фото № 3

В дальнейшем, когда пяти-семи лет от роду славянских детей начинали приучать к домашним работам, девочка выпрядала свою первую нить. Конечно, это событие (как и вообще всё «самое первое», происходившее в жизни ребёнка) сопровождалось магическими обрядами. Так, ещё в начале ХХ века эту первую нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить с водой (в ряде местностей вдыхался дым горящей нити). Делалось это для того, чтобы трудолюбие и искусство не покинуло рукодельницу до конца её дней. Было и другое, тоже волшебное, применение для первой спрядённой нити. Мать девочки прятала её и приберегала до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала своё дитя этой нитью под всеми нарядами по голому телу. По мнению наших предков, нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти, которая, как считалось, особенно опасна для новой семьи, не успевшей толком сложиться и обрести надёжного мистического покровителя.

Немного о прядении, фото № 4

Наконец, приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья и, как правило, собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности, накапливаясь в особом сундуке…

Немного о прядении, фото № 5


«Непряха», «неткаха» – это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков. И не следует думать, что у древних славян нелёгкий женский труд был уделом лишь жён и дочерей простого народа, а девушки из знатных семей росли бездельницами и белоручками, подобно «отрицательным» сказочным героиням. Вовсе нет. В те времена князья и бояре по тысячелетней традиции являлись старейшинами, предводителями народа, до некоторой степени посредниками между людьми и Богами. Это давало им определённые привилегии, но и обязанностей было не меньше, и от того, сколь успешно они с ними справлялись, напрямую зависело благополучие племени. Вождю, в частности, следовало быть образцом для подражания буквально во всём, и это распространялось на членов его семьи. Жена и дочери боярина либо князя не только «обязаны» были быть красивее всех (теперь ясно, что сказочные «прекрасные принцессы» отнюдь не случайны!), им и за прялкой надлежало быть «вне конкуренции». Поэтому не удивляются археологи, обнаруживая остатки веретён при раскопках и вполне рядовых изб, и в богатых кладах рядом с золотыми украшениями и жемчугом. По всей средневековой Европе прядение считалось «наиболее приличным» времяпровождением для знатных женщин. Как тут не вспомнить сказку о Спящей Красавице, где королевской (!) дочери грозит реальная опасность уколоться веретеном, когда она подрастёт и примется прясть.

Немного о прядении, фото № 6

Что же касается наиболее отдалённых времён, – мы уже знаем, что наряду с «мужскими домами», где мужчины рода внушали мальчикам различные чисто мужские премудрости, мистические и повседневные, у древних славян существовали и «женские дома», где старшие женщины обучали девочек женской магии и ремеслу, в том числе прядению и ткачеству. Слова «магия» и «ремесло» стоят здесь рядом по праву. Ведь прядильщица или ткачиха (как и кузнец, строитель, гончар…) создаёт форму (нить) из бесформенного (комок волокна), определённым образом «организует пространство», заполняя пустое место тканью, а значит, деятельно участвует в длящемся «сотворении мира».

Немного о прядении, фото № 7


Не случайно многие и многие древние народы делали хозяевами и хранителями судеб не Богов, а Богинь, сидящих за прялками или за ткацким станком. Нити человеческих судеб выпрядали хеттские, греческие, римские, скандинавские Богини. Долгане и эвенки, живущие на севере нашей страны, представляют судьбы в виде невидимых нитей, тянущихся к небесам от головы каждого человека. А в Африке, согласно верованиям дагомейцев, Богиня предсказательница судьбы является дочерью (по другим версиям – матерью) Богини покровительницы прядильщиц…

Немного о прядении, фото № 8

Существовали подобные верования и у славян. О том, что и для нас судьба была некогда вполне вещественной «нитью», свидетельствует хотя бы до сих пор бытующее выражение «связать свою судьбу» с кем-то или чем-то. Древние (да и не очень древние) славяне считали: льняная нить, которой перевязывали («повивали») пуповину младенца, накрепко, на всю жизнь «прививала» к нему его Долю – маленькое Божество личной судьбы, даруемое каждому человеку Матерью Ладой, старшей Рожаницей, Богиней космического порядка вещей. А покровительницей прядения и ткачества у наших языческих предков была Макошь, которую некоторые исследователи считают без преувеличения хозяйкой судеб – великой Богиней Земли…
Вот какую поистине «космическую» нить пряли наши прапрабабушки и, надобно думать, прекрасно это осознавали. Нелёгкий повседневный труд был для них своего рода священнодействием, а вовсе не нудной обязанностью, как может показаться современному человеку.
(Из книги М. Семеновой «Мы - славяне»)

Вязание - древнейший вид рукоделия, которым до XVII века в основном занимались только мужчины.

Истоки старинного рукоделия теряются в глубинах истории задолго до нашей эры. И сейчас уже достоверно никто не знает, кем и когда была связана первая петелька. Однако, как утверждают исследователи, ручное вязание было придумано мужчинами, а самыми искусными мастерами в древние времена считались арабы, которые 2000 лет тому назад уже умели создавать на костяных спицах многоцветные сложные узоры и владели множеством секретов вязания.

Древнеегипетский рельеф.

Ученые археологи утверждают, что самые древнейшие вязаные изделия появились в III-I веках до нашей эры на территории древнего Египта. Так в одном из захоронений археологами был найден детский башмачок, связанный более четырех тысяч лет тому назад. Богатые египтянки в те времена в своем гардеробе имели калазирис – трикотажную юбку связанную вручную, плотно облегающую тело и закрепленную под оголенной грудью лентой.

Костяные спицы.

В III веке нашей эры в исторических летописях уже упоминается об простейших инструментах, используемых при вязании - костяных спицах. С этих времен вязание переходит на более высокий уровень, и появляется сложнейшая орнаментальная техника вязания шелком. Само же рукоделие становится все более популярным и распространяется по миру.

Коппергейтский носок. Х век нашей эры. / Фрагмент орнаментального вязания.

По предположению исследователей вязание в Европу пришло с египетскими христианами.
В XII столетии вязать стали испанцы и итальянцы. А к XIII веку во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности.

Вязаные изделия во Франции в XIII веке.

Целые артели мужчин-вязальщиков стали вязать носки, шляпки, перчатки, фуфайки, чулки. А в Шотландии появляется традиционный головной убор - берет. Правда, вязаных изделий производилось настолько мало, что их едва хватало только для членов королевских семей и приближенной аристократии.

Вязаль­щики чулок. Автор: Кри­стоф Вай­гель. Гравюра. (1698).

В XVI веке вязание уже покорило всю Европу. Мужчины-вязальщики очень длительное время старались не допускать женщин к доходному ремеслу, которым позволялось лишь прясть пряжу для их изделий. Так, по документальным свидетельствам, в 1612 году Пражские чулочники заявили, что "под страхом денежного взыскания не примут на работу в артель ни одной женщины".

И опасения мужчин были не напрасны. С течением временем это рукоделие постепенно перекочевало в руки женщин. Женщины переняли все тайны вязания и стали искусными вязальщицами. Стоит вспомнить ирландское кружево, которое мастерицы возвели в ранг искусства и довели до уровня шедевров.

Уильям Ли - изобретатель первого вязального станка.

В Европе изделия из трикотажа стали набирать популярность на рубеже XVI-XVII столетия. Тогда и был изобретен Уильямом Ли первый вязальный станок. Согласно легенде изобретателем оказался священник, влюбившийся в вязальщицу чулок Мари, которая вынуждена была вязать денно и нощно. Чтобы освободить любимую от изнурительного труда Уильям в течении трех лет работал над изобретением.

Первый вязальный станок.

Чудо-машина в своей конструкции имела 2500 крючков, которые за 1 минуту делали 1200 петель. Для сравнения в одну минуту вязальщица вручную могла провязать лишь 100 петель.

В конце XVIII века во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вяжущую по кругу. Изделия, которые вязала эта машина быстро вытеснила ручные изделия, так как стоили намного дешевле.

В ХIХ столетии с возникновением брюк мужские чулки укоротились, превратившись в носки. Они и по сей день являются неотъемлемой частью мужского гардероба.

В одно время , казалось, что машинное вязание полностью заменит ручное, однако вещи ручной работы не потеряли своей ценности, а приобрели еще большую значимость и популярность.

Вязание в западноевропейской живописи

На картинах многих старых мастеров западноевропейской живописи, а также в старинной иконографии, нашло свое отражение это древнейшее рукоделие. О чем свидетельствует нижеследующая подборка картин.

Иконография. Роспись алтаря. Приходская церковь. Испания. (1460).

Иконография. Дева Мария за вязанием. Алтарь в Букстехуде. Германия. XV век.

Маленькая вязальщица. Автор: Emile Munier.

Юная вязальщица. Автор: Жан-Батист Грёз

Вязальщица. Автор: Вильям Бугро.

Девочка за вязанием. Автор: Johann Georg Meyer.

Дама за рукоделием. Автор: Valentine Cameron Prinsep.

Первый урок. Автор: Eugenio Zampighi.

Маленькая вязальщица. Автор: Альберт Анкер.

Рукодельница. Автор: Адольф фон Беккер.

 Вяжущая девушка. (1888). Автор: Альберт Анкер.

Урок по вязанию. Автор: Eugene de Blaas.

Итальянка с ребенком за вязанием.

Маленькая вязальщица с братом. Автор: Albert Samuel Anker.

Урок вязания. Автор: Albert Samuel Anker.

В наши дни ручное вязание широко популяризировано чуть ли не во всех уголках мира. Миллионы женщин и совсем немногие из мужчин посвящают ему свободное время. Оно как эпидемия распространилось по планете. А вещи связанные вручную практически всегда в моде.

 Мужчины вяжут.

В наше время вязание так популярно, что некоторые художники используют эту технику в уличном искусстве . Она чем-то похожа на граффити, только вместо краски и мела здесь используют спицы и нитки.

Читайте также: