Расскажите какие требования предъявляются к качеству голоса людей говорящих профессий

Опубликовано: 15.05.2024

Особенности профессионального использования голоса • Класси­фикация «голосовых профессий» • Профессиональные дисфонии, их этиология и распространенность • Профилактика голосовых нару­шений. Гигиена голоса

Полноценная деятельность людей коммуникативных профес­сий во многом зависит от работоспособности их голосового аппа­рата и качества голоса, от умения правильно и эффективно вла­деть им в профессиональных целях. К деятельности голосового аппарата людей речевых профессий предъявляются повышенные требования. Во-первых, голосовой аппарат должен быть достаточ­но выносливым для интенсивной ежедневной работы в течение нескольких часов. Во-вторых, голос должен обладать определен­ными качествами — мелодичностью, гибкостью, интонационной выразительностью, приятным тембром, силой.

Несмотря на неуклонное техническое усовершенствование учеб­ного, воспитательного и культурно-просветительного процессов, живое слово педагога, воспитателя, лектора, актера остается са­мым могущественным и убедительным источником информации, прогресса и культуры (Ю.Василенко). Профессионалы голоса — весьма распространенная категория специалистов в самых разных сферах общественной жизни. Только в нашей стране насчитывает­ся более 2 млн учителей, растет численность работников культу­ры, вокалистов, актеров.

Союзом европейских фониатров в 1979 г. была предложена клас­сификация профессий в соответствии с требованиями, предъяв­ляемыми к качеству голоса.

А. Профессии с чрезвычайно высокими требованиями к каче­ству голоса: а) певцы-солисты; б) певцы-хористы; в) актеры (ар­тисты); г) дикторы радио и телевидения.

Б. Профессии с высокими требованиями к качеству голоса: а) преподаватели; б) профессиональные ораторы, переводчики, те­лефонисты и др.; в) воспитатели и учителя в детских учреждениях.

В. Профессии с повышенными требованиями к качеству голоса или связанные с работой в шумной среде: а) адвокаты; б) судьи; в) врачи; г) войсковые командиры (офицеры, сержанты).

Всех их объединяет повышенный уровень требований к акусти­ческим параметрам голоса, а также к выносливости и функцио­нальной «прочности» голосового аппарата.

Известно, что длительное перенапряжение голосового аппара­та, несоблюдение правил гигиены голоса могут стать причиной развития функциональных или органических заболеваний горта­ни — главного «инструмента» профессионалов голоса. Зачастую заболевания гортани оказываются причиной начала формирова­ния профессиональной непригодности и последующей потери профессиональной квалификации. Государство в случае заболева­ния голосового аппарата специалиста высокого уровня теряет зна­чительные средства, которые были затрачены на его подготовку.

Существует множество точек зрения на то, что следует при­знавать профессиональным заболеванием голосового аппарата. Так, М. С.Эрбштейн (1915), Л.Д.Работнов (1929) считают, что к ним могут быть отнесены такие заболевания, которые возникают в результате грубых погрешностей в технике голосообразования либо из-за длительной, без отдыха, голосовой нагрузки. В.Г.Малютин (1932) среди причин профессиональных заболеваний на первое место ставит обстановку на работе и только на второе — перегруз­ку. Е.№$зе1 (1965) придерживается мнения, что расстройство го­лоса может быть признано профессиональным заболеванием, если, несмотря на постановку голоса в процессе обучения и фониатри-ческое лечение, во время профессиональной деятельности возник­ло стойкое поражение. В нашей стране, согласно приказу № 90 от 14.03.96 Министерства здравоохранения РФ, к профессиональным заболеваниям голосового аппарата относят хронический ларингит, узелки голосовых складок, контактные язвы. Функциональные на­рушения голоса в список таких заболеваний не включены.

Профессиональные нарушения голоса имеют весьма высокую распространенность. Дисфонии, связанные с особенностями не­которых профессиональных требований, предъявляемых к голо­совой функции, чаще всего наблюдаются у воспитателей детских садов, у начинающих учителей, вокалистов, военнослужащих и представителей других профессий, связанных с продолжительным или грубым использованием голоса. По данным различных авто­ров, профессиональными заболеваниями голосового аппарата стра­дают от 32,6 до 53,2 % учителей, в среднем 20 % телефонистов, 31 % переводчиков, от 47,5 до 72% воспитателей детских садов, около 77 % экскурсоводов. Военнослужащие традиционно пользу­ются для подачи команд резким, жестким механизмом голосооб­разования и значительно усиливают громкость голоса, однако дан­ные о количестве голосовых нарушений у этой категории профес­сионалов отсутствуют.




Среди наиболее распространенных причин возникновения про­фессиональных нарушений голоса наряду с особенностями его

использованияхзначительное место занимают внешние факторы макро- и микроклимата: загрязнение воздуха вредными веще­ствами в газообразном, жидком или твердом состоянии либо эк­стремальные температурные влияния — холод или жара, а также неблагоприятные и вредные акустические условия (Максимов И., 1987).

В современной индустрии насчитывается более 1000 производ­ственных вредностей, которые могут оказывать отрицательное, угнетающее воздействие на слизистую оболочку дыхательных пу­тей. Некоторые из них не являются токсичными в прямом смысле и не оказывают вредного химического влияния. К ним относятся различные инертные вещества минерального происхождения в распыленном состоянии, встречающиеся в промышленном про­изводстве и в сельском хозяйстве. Другие вещества бывают ток­сичными в различных агрегатных состояниях (распыленном, жид­ком, газообразном) и путем химического воздействия могут по­вредить слизистую оболочку дыхательных путей.

Патологические изменения в гортани, выраженные в различ­ной степени, отмечаются у людей, не прошедших специальную подготовку и соответственно не соблюдающих основные правила голосообразования и голосоведения. При заболеваниях гортани оценку влияния профессиональных факторов в связи с наруше­нием ее функций выносят с учетом трудового стажа, возможного превышения нормативов для определенных видов трудовой дея­тельности и данных анализа условий труда по всем показателям.

Союз европейских фониатров принял количественную оценку (в баллах) для всех нарушений голоса:

0 — нормальный голос; 4 — осиплость сильной степени;

1 — глуховатый голос; 5 — афония;

2 — осиплость слабой степени; 6 — утрата голоса после ларинг-

3 — осиплость средней степени; эктомии.

Как уже отмечалось, к голосу профессионалов предъявляются повышенные требования как с точки зрения его акустических и эстетических параметров, так и с точки зрения выносливости. Считается, что голосовой аппарат профессионала может работать в нагрузочном режиме не менее 4 ч в день ежедневно без утраты качества голоса. Для выполнения высоких требований к голосово­му аппарату как к орудию труда профессионалов необходим и комплексный подход к их специальной подготовке к трудовой деятельности и к оценке (и требованиям) условий труда.

1. Профессиональная подготовка специалистов голосовых про­фессий должна основываться на определенном отборе. Необходи­мо исключить наличие у претендента наследственных эндокрин­ных и других заболеваний, снижающих функциональные возмож­ности голосового аппарата. Важно также выявить исходные пара-

метры силы, высоты, выносливости голоса и его эстетические качества.

2. Она также должна предусматривать специальные занятия по «постановке» голоса и технике речи.

3. Важно обеспечить благоприятные акустические, физические, микробиологические и химические условия осуществления про­фессиональной деятельности.

4. Необходимо позаботиться о доступности специальной ин­формации, а также о возможности оказания фониатрической и фонопедической помощи людям, профессионально использую­щим голосовой аппарат.

5. Большое значение приобретает соблюдение правил гигиены голоса, особенно в критические периоды развития организма че­ловека и при заболеваниях верхних дыхательных путей.

Приведем основные правила профилактики голосовых рас­стройств.

Людям, которые подвержены частым заболеваниям гортани и быстрой утомляемости голоса, следует бережно относиться к сво­ему речевому аппарату, используя для отдыха каждую свободную минуту. После окончания рабочего дня целесообразно в течение 2—3 ч избегать продолжительных разговоров, а лучше и помол­чать. При неизбежности таких разговоров следует говорить поти­ше, пользоваться короткими и лаконичными фразами.

Педагогам, которым известны слабые стороны своего голосо­вого аппарата, необходимо под руководством специалиста овла­деть методами правильной голосоподачи и с особой тщательно­стью соблюдать строгий голосовой режим.

В случае заболевания ангиной, хроническим тонзиллитом, бо­лезнями носа и околоносовых пазух (ринит, гайморит, фронтит) воспалительные процессы могут распространиться и в гортани, поэтому надо пройти тщательное лечение у врача-оториноларин­голога. При острых простудных заболеваниях гортани представи­тели речевых профессий должны освобождаться от работы, со­блюдать строгий голосовой режим и следовать всем указаниям врача. Для профилактики простудных заболеваний верхних дыхательных путей необходимо закаливание организма, т.е. постепенное при­выкание к свежему прохладному воздуху. Приобретенная закалка и определенная выносливость позволят переносить колебания тем­пературы более легко и без ущерба для голосового аппарата.

Нельзя забывать также о том, что многие виды деятельности профессионалов голоса связаны с повышенным нервным напря­жением. В некоторых случаях нарушения голосовой функции в виде осиплости (дисфонии) или даже полной утраты голоса (афонии) могут быть обусловлены расстройствами нервной системы. Напри­мер, при большом волнении голос «срывается» и даже может пе­рестать звучать. Поэтому для профилактики надо стараться не под-

вергать нервную систему неожиданным сильным нагрузкам, пси­хическим травмам, перенапряжению. Чтобы укрепить голосовой аппарат и нервную систему, полезно правильно использовать лет­ний и зимний отдых.

Немалую роль играет и правильное питание, так как голосо­вой аппарат весьма чувствителен к острой и раздражающей пище. Не следует часто употреблять слишком холодную или слишком горячую еду, а также острые блюда. Вредными являются и куре­ние табака, раздражающего слизистую оболочку дыхательного тракта, и употребление спиртных напитков, также пагубно влия­ющих на слизистую оболочку полости рта, глотки и нижележа­щих отделов.

В некоторые периоды жизни голосовые складки гортани осо­бенно ранимы. У женщин они набухают во время менструации, поэтому голос быстрее устает и может становиться глуше. В эти дни лучше его не перенапрягать. В пожилом возрасте голосовой аппарат более чувствителен к различным неблагоприятным фак­торам. Его работоспособность снижается, а чувствительность к простуде и перенапряжению возрастает. Поэтому следует более тщательно выполнять правила гигиены.

Люди, страдающие хроническими заболеваниями голосового аппарата, не должны стремиться стать певцами, педагогами, юристами и другими специалистами "голосовых" профессий, так как именно это может помешать им впоследствии быть полноценными профессионалами, ведь частые заболевания голоса ограничат их творческие возможности, особенно это касается молодых педагогов и певцов. Однако профессиональное благополучие голоса зависит не только от хорошего состояния органов голосового аппарата, но также и от состояния сердечно-сосудистой, нервной, мышечной, дыхательной (трахеи, бронхов, плевры, легких) систем, органов брюшной полости, хорошего слуха и зрения, хорошо развитой памяти.

Бывают частыми случаи, когда голосовой аппарат в норме, а с "голосом" большие затруднения. Тогда надо искать те глубокие причины, которые вызывают эти расстройства голосовой функции, а причин может быть множество, так как все выше перечисленные системы принимают участие в работе организма человека, выступающего перед аудиторией (педагога, лектора, артиста, юриста и так далее).

Все это очень важно для нормальной жизнедеятельности организма, особенно растущего. С нарушением работы какой-либо железы может быть связана задержка анатомического развития голосового аппарата, поэтому надо очень внимательно наблюдать подростков в период мутации. Очень часто бывает, что человек "голосовой" профессии обладает хорошим здоровьем, прекрасными голосовыми данными, но, нарушая правила гигиены голоса при отсутствии дисциплины или низком уровне культуры, он утрачивает лучшие качества голоса и не может достичь истинного мастерства и высокого профессионализма.

Каждый, кто эксплуатирует профессионально свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. Это есть составная часть профессиональной культуры, куда включаются и элементарные медицинские знания (меры предосторожности и первой доврачебной помощи).

Надо знать правила гигиены, соблюдать их и учить других быть культурными в этом плане. Эти сведения должны входить в программу обучения всех учебных заведений, готовящих специалистов голосоречевых профессий, чтобы ликвидировать этот пробел и дать элементарные и доступные сведения об анатомии, механизме голосообразования и гигиене голоса.

Какие условия необходимы для профессионального становления голоса?

1.Психологический климат, моральная обстановка.

Для здоровой, нормальной творческой работы необходима, прежде всего, спокойная атмосфера нормального психологического климата, доброжелательности, что исключает нервно-психические травмы и срывы. Не случайно при нервных расстройствах первой страдает голосовая функция. Такт и культура в общении - это главное условие сохранения здоровья. Не должно быть никаких насильственных искусственных приемов в учебе и работе, совершенно исключается агрессия и враждебность. В общении необходима предельная естественность и доброжелательность. Требуется индивидуальный подход к каждой личности с учетом ее физиологических возможностей.

2. Система в занятиях и репетициях.

Это чрезвычайно важный момент, от которого зависит результат выработки рефлексов - основных механизмов деятельности нервной системы. Система и тренинг вырабатывают выносливость физическую и дают технический эффект в навыках. Совершенство системы занятий дает результаты и творческие, и физические, заметно уменьшает количество профессиональных заболеваний, способствует росту профессионального совершенства. Малая, недостаточная, неравномерная тренировка ведет к быстрой утомляемости аппарата, его недостаточной выносливости.

Нерациональное пользование голосом (чужая тесситура, длительное пение) приводит к заболеваниям органов, участвующих в голосообразовании, а именно: острые и хронические профессиональные ларингиты, узелки на связках, кровоизлияния в голосовые связки и даже трахею (наблюдение ). Конечно, каждый организм индивидуален в своих реакциях.

3.Никогда не форсируйте звук. "Не стремитесь удивлять слушателей его мощью. Стремитесь достигать эффектов при помощи воздушного pianissimo и mezza voce", - советует профессор Прянишников. Великий французский педагог Дельсарт говорит об этом так: "Всегда довольно голоса у того, кого слушают".

4. Недопустимо бесконтрольное, многократное пение трудных произведений и высоких нот. Это не приносит пользы, а только утомляет и обедняет голос.

5.При любой вокальной работе обязательно распеваться.
Это своеобразный "туалет" или спортивная "разминка" голоса. Однако распевание не только разогревает мышцы голосового аппарата, но и создает своеобразную психологическую настройку всего организма:

  • будит эмоциональную сферу;
  • разогревает творческую фантазию;
  • налаживает сложный процесс звукообразования (координацию усилий многочисленных мышц аппарата);
  • закрепляет условные рефлексы, вырабатываемые постоянными занятиями;
  • собирает творческое внимание .

6.Надо уметь организовывать свои силы и время в день выступления.

Известно, что на публичные выступления (концерты, экзамены, конкурсы) требуется большая затрата физических и моральных сил. Каждый должен изучить себя, знать потребности своего организма, должен уметь организовать в день выступления такой режим жизни, чтобы сберечь силы и бодрость для творчества. Надо уметь откладывать лишние дела на другой день.

Надо знать, можно ли вам спать пред выступлением, так как для одних сон дает хороший физический и творческий тонус для голоса, а для других - расслабление, вялость, сипоту. Ясно одно: надо продумать свой режим в день выступления. Избегайте в этот день утомительной физической работы.

Категорически запрещается употребление всяких тонизирующих и успокаивающих средств, особенно незнакомых, так как вы не знаете реакции своего организма на них.

7.Конечно, важна и проблема питания.

В этой проблеме есть моменты, объективно вредные для всех: очень горячая, очень холодная, очень острая пища, которая травмирует слизистую оболочку. Ко всем видам пищи необходим индивидуальный подход, так как каждый организм по-своему все воспринимает. Главное, помнить, что пища - это строительный материал, сила для организма и сила "для голоса", так как пение - это физический процесс, который требует больших сил, хорошего питания. Игнорирование проблемы питания любым человеком приводит к многочисленным болезням.

Надо знать, что перед пением не стоит употреблять в пищу орехи, семечки, печенье, растительное масло, шоколад, виноград, так как мелкие частицы этих продуктов, осаждаясь в складках слизистой, могут помешать четкой работе голосового аппарата. Частицы пищи вызывают чувство щекотания, першения и желание откашляться, а это мешает процессу работы голоса.

Этот долгий перечень необходимых условий и требований к жизни и профессиональному поведению человека, занимающегося голосовой практикой, необходимо усвоить, если вы серьезно относитесь к своей деятельности.

Большой педагог Ф. Витт советовал: "Относитесь бережно к своему голосу и своему аппарату - это такой нежный орган. Только при разумном отношении к нему вы сохраните голос до глубокой старости".

Вот еще несколько более конкретных, личных гигиенических правил и советов:


- Никогда не выходите сразу после пения на улицу, особенно в холод. Хороший совет: выработайте привычку в холодное время года перед выходом на улицу выпить немного воды комнатной температуры. Это охладит стенки гортани. Вообще избегайте резкой смены температуры. После горячей еды и питья подождите в помещении 15-30 минут, иначе начнутся катарры


- Не разговаривайте на морозе, старайтесь не бегать и не ходить быстро на морозном воздухе, чтобы не углублять дыхание. Вообще избегайте охлаждений и переохлаждений. Для голосового аппарата опасно чрезмерное употребление мороженого, сквозняки, ветер в жаркую погоду, когда вы разогрелись на солнце. Это самая легкая возможность для простуды.


- Следите за своей обувью, особенно в сырость и холод. Холодные, сырые ноги - верная простуда. Если это случилось, то обязательно сделайте горячую ножную ванну, разотрите ноги спиртом, одеколоном, наденьте теплые носки, постарайтесь сразу выпить горячего чая.

- Речь и пение после еды затруднены , так как кроме механического воздействия полного желудка на дыхание (подпертая диафрагма), акт пищеварения требует прилива крови к пищеварительным органам. Этим понижается жизнедеятельность произвольных мышц гортани. Пауза после еды должна быть не менее часа.

- Совет для девушек. Режим молчания в больные дни (3 дня) и снижение нагрузок. Несоблюдение этого правила грозит длительным нарушением голосовой деятельности и очень часто с серьезными последствиями. В эти дни стенки капилляров кровеносных сосудов приобретают повышенную ломкость, что приводит к кровоизлияниям.

Расстройства голоса.

Мы уже выяснили, что причины всяких "голосовых" бед бывают различные. Они устраняются под наблюдением и с помощью врача, но самое главное - это вдумчивое, серьезное отношение самого больного к своим "голосовым" проблемам. Врач дает назначения на лечение, а выполняет их больной, и успех зависит от его организованности и добросовестности. Сначала применяются терапевтические, медикаментозные, физиотерапевтические методы лечения, а потом редукция голоса.

Редукция голоса - это метод лечения при расстройствах речевого (певческого) голоса.

Фонопедия - щадящий метод лечения голоса, стимулирующая терапия.

Производится это лечение только под наблюдением врача, но надо, чтобы люди, страдающие голосовыми расстройствами, знали о существовании такого лечения.

Основой редукции являются занятия, состоящие из целого ряда упражнений последовательной сложности для дыхательной, артикуляционной и голосовой системы.

Цель фонопедических занятий - привить и закрепить правильные голосоречевые навыки и восстановить нарушенное равновесие между различными отделами голосового аппарата. Улучшение наступает через 3-4 месяца занятий. Система применяемых упражнений преследует цель свободного, легкого звучания, четкости произносимого без перегрузки дыхания.

Упражнения для укрепления горла и снятия напряжения.

1."Лошадка". Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.
2. "Ворона". Произносите "Ка - аа - аа - ар". Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.
3. "Колечко". Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.
4. "Лев". Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.
5. "Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
6. "Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем - до подбородка. Повторить 6-8 раз.
7. "Смех". Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение ощущается при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения работы мышц не имеет значения смеётесь вы или просто произносите "ха-ха-ха". Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведет к натуральному веселью.

Дыхательные упражнения.

Эти упражнения применяют даже как лечебную гимнастику при восстановлении деятельности голосового аппарата в послеоперационный период - настолько они эффективны.

1.Активно вдохнуть и выдохнуть через нос (6 раз).
2. Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз). Своеобразный "массаж" связок.
3. Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос (6 раз).
4. Вдохнуть через одну ноздрю, выдохнуть через другую, зажимая указательным пальцем то левой, то правой рукой противоположную ноздрю (6+6 раз).
5. Вдохнуть через нос, выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивать воздух на выдохе через губы. Это упражнение развивает мышцы губ и интенсивность выдоха (дыхания).
6. Надуть щеки, как шар. Резко "выхлопнуть" воздух через "губы-трубочку". Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, что очень пригодится для хорошей артикуляции.
7. Беззвучно сказать "ы". Говорить этот звук надо не глубоко, а у корней верхних зубов (как при зевоте). Упражнение активизирует мышцы мягкого и твердого неба.
8. Наклон головы попеременно к левому и правому плечу с преодолением сопротивления рук. Руки ставятся ладонями к щекам с двух сторон головы и затрудняют движение. Дыхание произвольное.
9. Дышать через губную гармошку, как через фильтр. Втянуть, как насосом, воздух через гармошку до полного объема ваших легких, а потом (опять через гармошку) выдохнуть (выдуть) постепенно весь воздух. Не надо пугаться головокружения. Сначала упражнение делается 15 секунд, постепенно увеличивается (через день) длительность упражнения: 15, 30, 60 секунд и так далее.
10. "Мычание" на удобной тесситуре, после дутья в гармошку (по 30 сек.). Мычать близко, "на зубах", чтобы ощущать вибрацию на губах. Губы слабо сомкнуты, а зубы не сжаты. Хорошо перед "мычанием" открыть нешироко рот, а потом сомкнуть только губы. Мычать на хорошем продыхе.
11. После "мычания" потянуть звук на хорошем продыхе, через свободное горло. Держать его близко к зубам и губам, на удобной для вас тесситуре. Звук не глубить:

12.Точно так же говорить слоги с ударением на втором. Второй слог потянуть.

Следите за свободой и удобством. Дыхание брать перед каждой парой

13.Приседать и одновременно говорить на резком выдохе: "ох, ах". Не торопиться, не частить. Спокойно брать вдох. Приседать с выдохом, вставать со вдохом.

14. Неплохо делать легкий массаж лица. Подушечками пальцев надавливать на корни верхних зубов и щеки по направлению к ушам. Массаж носа: от крыльев носа вверх до переносицы и в стороны по подбровьям. Хорошо, если после массажа появится желание зевнуть. Целитель из Омска считает, что горло здорово тогда, когда его ткани хорошо снабжаются кислородом крови, а подпитка обеспечивается мышечной активностью.

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0


Горячая линия по вопросам подготовки, записи, обследования на ПМПК, соблюдения прав детей с ОВЗ и инвалидностью на создание специальных условий для получения образования:

8-900-553-40-22

Время работы горячей линии:

вторник, четверг с 9.00 до 12.00.

На вопросы родителей отвечают руководитель (заместители руководителя) Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Вологодской области

На сайте www.podderjkasemei35.ru можно записаться на консультацию

к педагогам-психологам, социальным педагогам, учителям-логопедам, учителям-дефектологам на консультативных площадках области и

получить консультацию по Skype.

Город Вологда, Вашкинский, Вожегодский, Вологодский, Вытегорский, Грязовецкий, Междуреченский, Сокольский, Сямженский, Усть-Кубинский, Харовский муниципальные районы

Город Череповец, Бабаевский, Белозерский, Кадуйский, Кирилловский, Устюженский, Чагодощенский, Череповецкий, Шекснинский муниципальные районы

Бабушкинский, Верховажский, Тарногский, Тотемский муниципальные районы

запись по телефону регистратуры (8172)53-03-70

Обращаем Ваше внимание на то, что прием детей в учреждении и обследование на психолого-медико-педагогической комиссии осуществляется в присутствии

только родителей (законных представителей) .

При посещении учреждения

обязательно иметь при себе

защитную маску и бахилы (сменную обувь) !

Профессиональные нарушения голоса. Профилактика голосовых расстройств

  • Печать
  • E-mail

Старцева Елена Алексеевна,

Полноценная деятельность людей коммуникативных профессий во многом зависит от работоспособности их голосового аппарата и качества голоса, от умения правильно и эффективно владеть им в профессиональных целях. К деятельности голосового аппарата людей речевых профессий предъявляются повышенные требования как с точки зрения его акустических и эстетических параметров, так и с точки зрения выносливости. Во-первых, голосовой аппарат должен быть достаточно выносливым для интенсивной ежедневной работы в течение нескольких часов. Считается, что голосовой аппарат профессионала может работать в нагрузочном режиме не менее 4 академических часов в день ежедневно без утраты качества голоса. Во-вторых, голос дoлжен обладать определенными качествами - мелодичностью, гибкостью, интонационной выразительностью, приятным тембром, силой.

Союзом европейских фониатров (UЕР) в 1979 г. была утверждена классификация профессий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству голоса.

А. Профессии с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса:

г) дикторы радио и телевидения.

Б. Профессии с высокими требованиями к качеству голоса:

б) профессиональные ораторы, переводчики, телефонисты и др.;

в) политические деятели;

г) воспитатели и учителя детских учреждений.

В. Профессии с повышенными требованиями к качеству голоса или связанные с работой в шумной среде:

г) войсковые командиры.

На том же конгрессе была принята количественная оценка (в баллах) степени нарушения голоса.

0 — нормальный голос,

1 — глуховатый голос,

2 — осиплость слабой степени,

3 — осиплость средней степени,

4 — осиплость сильной степени,

6 — утрата функции гортани после ее удаления или после травмы.

К профессиональным заболеваниям голосового аппарата относятся те, которые возникают в результате интенсивной голосовой нагрузки. Голос утрачивает необходимые акустические признаки — звучность, силу, изменяется его тембр и снижается выносливость. В России приказом Министерства здравоохранения РФ № 90 от 14.03.96 г. к профессиональным расстройствам голосового аппарата отнесены: хронический ларингит, узелки голосовых складок и контактные язвы. Функциональные нарушения голоса в список таких заболеваний не включены.

Профессиональные нарушения голоса имеют весьма высокую распространенность. Дисфонии чаще всего наблюдаются у воспитателей детских садов, у начинающих учителей, вокалистов, военнослужащих и представителей других профессий, связанных с продолжительным или грубым использованием голоса. По данным различных авторов, профессиональными заболеваниями голосового аппарата страдают 40-50 % педагогов.

Развиваются они главным образом в результате больших речевых нагрузок с перенапряжением голосового аппарата и отсутствия правильных навыков техники речи и голосоведения. Сначала возникает функциональная недостаточность голосового аппарата, вы­ражающаяся в изменении тонуса голосовых складок, появлении сильной утомляемости и целом ряде дискомфортных ощущений в процессе речевой деятельности. Со временем на этом фоне могут развиваться более грубые нарушения в виде хронического ларингита, узелков, полипов и прочего.

Кроме того, среди наиболее распространенных причин возникновения профессиональных нарушений голоса значительное место занимают внешние факторы макро- и микроклимата: загрязнение воздуха вредными веществами в газообразном, жидком или твердом состоянии либо экстремальные температурные влияния - холод или жара, а также неблагоприятные и вредные акустические условия.

Нарушения голоса разной степени выраженности влекут за собой снижение творческой активности, ограни­чение трудоспособности, а иногда и угрозу утраты профессиональной пригодности.

Гигиена голоса – это область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается:

  • изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате, особенно при его профессиональном использовании;
  • выявлением возможностей избежать голосовые расстройства и заболевания. Это делается с помощью детального анализа жизненных ситуаций, после которых или при которых возникают расстройства голосового аппарата;
  • изучением физических возможностей человеческого организма;
  • составлением и формулированием законов, правил, норм профессионального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый аппарат.

Приведем основные правила профилактики голосовых расстройств.

Люди голосоречевых профессий чаще склонны к простуде, которая локализируется в области верхних дыхательных путей. Это объясняется особой чувствительностью их голосового аппарата к охлаждению, условиям производства, а также подвижностью нервных процессов и особой впечатлительностью. Поэтому рекомендуется избегать переохлаждения и простудных заболеваний. Следует отметить, что для голосового аппарата опасно чрезмерное употребление мороженого, сквозняки, резкая смена температуры, разговоры на морозном воздухе. Для профилактики простудных заболеваний полезны прогулки на свежем воздухе, закаливание организма, которые нужно начинать постепенно и желательно в теплое время года, предупреждают простудные заболевания.

В случае заболевания ангиной, хроническим тонзиллитом, болезнями носа и околоносовых пазух (ринит, гайморит, фронтит) воспалительные процессы могут распространиться и в гортани, поэтому надо пройти тщательное лечение у врача-оториноларинголога.

При острых простудных заболеваниях, ларингитах представители речевых профессий должны освобождаться от работы, соблюдать строгий голосовой режим, избегать перенапряжения голосовых связок и следовать всем указаниям врача. Несоблюдение этого правила грозит длительным нарушением голосовой деятельности и может привести к хроническим нарушениям голоса.

Нельзя забывать также о том, что многие виды деятельности профессионалов голоса связаны с повышенным нервным напряжением. В некоторых случаях нарушения голосовой функции в виде осиплости (дисфонии) или даже полной утраты голоса (афонии) могут быть обусловлены расстройствами нервной системы. Например, при большом волнении голос «срывается» и даже может перестать звучать. Поэтому для профилактики надо стараться не подвергать нервную систему неожиданным сильным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению. Чтобы укрепить голосовой аппарат и нервную систему, полезно правильно использовать летний и зимний отдых.

Немалую роль играет и правильное питание, так как голосовой аппарат весьма чувствителен к острой и раздражающей пище. Не следует часто употреблять слишком холодную или слишком горячую еду, а также острые блюда, которые раздражают слизистую оболочку. От горячей пищи кровеносные сосуды глотки расширяются, от холодной — суживаются, и то и другое вредно сказывается на голосовых связках. Пища должна быть разнообразной и содержать достаточное и сбалансированное количество витаминов и белка.

Курение и употребление спиртных напитков отрицательно сказываются на голосе. Курение вызывает спазмы гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, нарушается естественный процесс дыхания. Частый сухой кашель курильщиков постоянно травмирует голосовые связки, они теряют эластичность, в голосе появляется сипота, исчезает легкость и мягкость звучания. Алкоголь приводит к расширению кровеносных сосудов, нарушая тем самым функции желез слизистой оболочки верхних дыхательный путей. Голосовые связки «сушатся», голос становится низким, хриплым, менее выносливым. Кроме того, и газированные напитки, содержащие углекислый газ отрицательно влияет на слизистую оболочку глотки.

Специалистам голосоречевых профессий следует бережно относиться к своему речевому аппарату. Рабочие помещения (класс, аудитории и т. п.) должны быть теплыми, чистыми и хорошо проветриваемыми. Отрицательное влияние на голос педагогов и на восприятие слушателей оказывает зашумленность помещений (которая, в свою очередь, обусловливает вынужденное стремление говорящего форсировать голос).

Перед выступлением желательно выпить стакан теплого (но не горячего) чая или боржоми. Не стоит переутомлять голосовой аппарат слишком большим количеством выступлений. Норма голосовой нагрузки для лекторов и педагогов не более четырех академических часов подряд в день.

Говорить нужно динамично, монотонная речь быстро утомляет голосовые складки, да и окружающим трудно слушать маловыразительную немодулированную речь. Голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный орально-назальный резонанс. Шептать и кричать - вредно. При шёпоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук образуется за счет шума. При длительном использовании шёпотной речи формируется неправильный механизм голосообразования.

После окончания рабочего дня целесообразно в течение 2-3 ч избегать продолжительных разговоров. При неизбежности таких разговоров следует говорить тихим голосом, пользоваться короткими и лаконичными фразами.

После долгой голосовой работы нельзя выходить сразу на улицу, особенно в холодное время года. Перед выходом на улицу можно выпить немного воды комнатной температуры. Это охладит стенки гортани. После приема горячей еды и питья необходимо подождать в помещении 15-30 минут.

Педагогам, которым известны слабые стороны своего голосового аппарата, необходимо под руководством специалиста овладеть методами правильной голосоподачи и с особой тщательностью соблюдать строгий голосовой режим. Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Требуется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обратиться к врачу-фониатру.

Соблюдение гигиенических правил, постановка голоса и постоянное его поддержание выполнением дыхательных и голосовых упражнений позволяют сохранить профессиональный голос.

Использованная литература

1. Вербовая, Н.П., Головина, О.М, Урнова, В.В. Искусство речи (Учебное пособие для театральных ВУЗов) / Н.П. Вербовая, О.М.Головина, В.В.Урнова. – М. : «ИСКУССТВО», 1977 г. – 302с.

2. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В.Лаврова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.

3. Лаврова, Е. В. Нарушения голоса : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В.Лаврова, О.Д.Коптева, Д.В.Уклонская. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 128 с.

4. Никольская, С. Т. Техника речи (Методические рекомендации и упражнения для лекторов.) / С.Т.Никольская. – М. : «Знание», 1978. – 80 с.

5. Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие / О.С. Орлова. – М. : ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 125 с.

6. Пекерская, Е. М. Вокальный букварь / Е.М.Пекерская. - М. : 1996 - 126с.

7. Правдина, О. В. Голос и его нарушения. // Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 2./ Под ред. С. С. Ляпидевского. – М.: Учпедгиз, 1963. – 152 с.

8. Правдина, О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / О.В.Правлина. – М. : "Просвещение", 1973. – с. 272 с ил.

9. Савостьянов, А.И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие. / А.И.Савостьянов. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 160 с.

10. Таптапова, С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. / С.Л. Таптапова. – М. : Просвещение, 1984. – 112 с.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. От того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста . Дошкольник подражает речи окружающих, поэтому он должен слышать речь, отвечающую грамматическим нормам русского литературного языка.

Культурные и методические требования к речи педагога - строгое соответствие содержания речи возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогом методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.

В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что малыши учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи». Именно поэтому к речи педагога, работающего с дошкольниками, предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

В современных исследованиях выделяют следующие компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней:

  • качество языкового оформления речи;
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания высказывания;
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Кроме того, к речи педагога , работающего с детьми дошкольного возраста, предъявляются определенные требования:

правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов;

точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обращать на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления;

логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи;

чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов;

выразительност ь – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора;

богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи;

уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому для педагога важно иметь представление о стилях литературного языка, то есть о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят.

Для дошкольников представление о стиле речи соотносится, прежде всего, с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство проявляются в определенном речевом поведении); кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания. Следовательно, обучение стилю речи включает в себя определенные воспитательные задачи.

Педагог обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей.

Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка: лексической (жилище - дом - квартира - жилплощадь - пристанище - приют - угол - гнездо - крыша над головой - обитель - кров - жилье - берлога - логово - нора - гнездышко); грамматической (идти полем - по полю - через поле; идущий - который идет; красивее - более красивый); фонологической, одну и ту же фразу (например, «Садитесь!») можно произнести с разной интонацией, выразив этим свое отношение к собеседнику: проявить к нему уважение или, напротив, обидеть его уничижением. (Вспомним старую пословицу, отражающую это свойство интонации: «То же слово, да не так бы молвить!»).

Педагог, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде всего, должен позаботиться о синонимическом богатстве ее компонентов - лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чего существует в языке такое множество лексических дублей, какие смысловые и эмоциональные оттенки их отличают, когда уместно пользоваться ими в собственной речи. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к словарям. Педагог, старающийся повысить культуру речи, должен помнить и о выразительных средствах морфологии - аффиксах-синонимах, а также использовать в своей речи все богатство синонимов-флексий, синонимов-предлогов, синонимов-союзов, синонимов - конструкций простых и сложных предложений. Педагог обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию, а также в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса - для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т. д. Это даст ему умение легко схватывать стиль произношения связной речи: будь то книжный стиль или разговорный стиль. [9, 25]

Важность совершенствования произносительной культуры речи педагога обусловлена тем, что дошкольникам звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного с ними общения, поскольку дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь педагога.
Знание педагогом требований к профессиональной речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качества собственной речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в образовательном учреждении.

На сегодняшний день существует масса профессий, в которых голос человека играет важнейшую роль. Полноценная профессиональная деятельность представителей многих профессий предъявляет высокие требования к качеству голоса: умениям эффективно владеть им в решении профессиональных задач. Кроме того, для представителей речевых профессий важно распределить нагрузку на голос так, чтобы иметь возможность интенсивно работать, не теряя качества и характеристик голоса. В связи с этим возрастает роль соблюдения гигиены голоса представителями данных профессий, а также своевременной профилактики возможных нарушений голосовой функции.

Особенные требования к качеству голоса предъявляют педагогические специальности. Голосовые перегрузки, которые испытывают современные педагоги, участие в музыкальных мероприятиях, публичные выступления, а также влияние негативной окружающей среды - все это приводит к нарушениями голосовой функции, мешает осуществлять коммуникацию, приводить к снижению самооценки, замкнутости, боязни публичных выступлений или снижению качества решения профессиональных задач.

Проблемы нарушения голоса у представителей речевых профессий проанализированы в трудах Ю. С. Василенко [2], О. С. Орловой [10], В. М. Пекерской и других авторов. Разработка коррекционно-педагогических методик по устранению и профилактики голосовых нарушений – важная проблема современных исследований в области теории и практики фониатрии и логопедии отраженных в С. Г. Ахмеровой [1], А. М. Егоровым [5], Ф. А. Ивановской [6], Е. В. Лавровой [8] и другими. Все авторы определяют профилактику как важнейший компонент здоровья человека, цель, которой является возможность избежать заболевания или осложнений хронического порядка.

Тем не менее, на сегодняшний день существует противоречие между существенным числом лиц голосоречевых профессий, страдающих нарушениями голоса, и отсутствием современных методик профилактической работы с ними с учетом появления новых профессий, связанных с голосом, а также повышенными требованиями к профессионалам и качествам их голоса, что подчеркивает проблему темы изучаемого материала.

Любая профессия требует от ее представителя качеств, позволяющих эффективно решать профессиональные задачи. Профессии, в которых важными составляющими являются коммуникативные навыки, предъявляют высокие требования к голосовому аппарату, качеству голоса, а также навыком управлять речью. Люди, для которых голос является «профессиональным инструментом» должны обладать мелодичным голосом, внятно и четко говорить, уметь управлять ритмом и тембром, обладать интонационной выразительностью. Несмотря на то, что сегодня технологии достигли существенного уровня развития, человек может просматривать фильмы и передачи, слушать радио, прослушивать электронные книги, все-таки до сих пор ценится живая, настоящая речь человека. Голос лектора, педагога, актера становится важнейшей характеристикой самой личности. По голосу можно узнать близкого человека или знакомого актера, голосом характеризуются и различаются радио ведущие, певцы. Голос также является важнейшим в деятельности политических и общественных деятелей. Как отмечает В. Б. Лаврова, в настоящее время появляются новые голосоречевые профессии,которые не были распространены ранее: психотерапеты, рекламщики, продюссеры, PR-менеджеры и другие. Тем не менее, изучение проблемы нарушений голоса у представителей речевых профессий основывается и продолжает реализовываться в рамках привычных, традиционных профессий [8]. Данные вопросы отражены в трудах таких авторов, как Ю. С. Василенко [10], И. В. Плешкова [12], Е. М. Пекерская [11] и других.

Нарушения голосовой функции, связанной с реализацией профессиональных задач довольно распространены, в особенности, у представителей педагогических специальностей. Для того, чтобы работать с большим числом детей или молодежи, преподавателям, учителям, воспитателям требуется постоянно говорить громко, голосом акцентировать важные моменты речи. Грубое использование голоса у представителей воинских специальностей, вокалистов, могут привести к существенному снижению качества решения профессиональных задач.

На базе средней общеобразовательной школы Лицей №1 имени. С. Г. Титова, г. Краснознаменск Московской области было проведено практическое исследование.Цель исследования: изучение особенностей голоса лиц речевых профессий и оценка эффективности коррекционно-педагогических условий его профилактики.

Для оценки состояния голосовой функции использовались критерии, предложенные О. И. Родионовой [13]. Результаты показали, что у 14 из 20 педагогов, что составляет 70% от общего числа участников, нарушена голосовая функция. Незначительные нарушения зафиксированы у одного педагога. И соответственно не имели голосовых нарушений 4 педагога или 20% испытуемых. При оценке зависимости наличия нарушений голоса у педагогов была исследована зависимости их наличия от стажа. Результаты сопоставительного анализа показали, что из 14-ти человек, имеющих нарушения голоса, подавляющее большинство, а именно 9 человек или 64% имеют стаж в профессии более 20-ти лет, остальные 5 человек (или 36% соответственно) работают по профессии от 10 до 20 лет.

Также была проведена диагностика состояния голосовойфункции на слух по каждой группе педагогов: с нарушениями и без. В группе педагогов с нарушениями голоса 6 испытуемых имели сиплый голос, у троих учителей этой группы голос был охарактеризован как сипло-хриплый, глухой, прерывистый, еще у троих были отмечены дыхательные шумы, а двоих зафиксирована афония. У большинства педагогов без нарушений голоса (5 человек) голос был охарактеризован как чистый, и только у одного испытуемого этой группы была выявлена сиплость. Кроме того, педагоги, имеющие голосовые нарушения, чаще жаловались на изменение голоса, одышку, кашель при голосовой нагрузке и на неприятные ощущения в гортани.

Анализ фонационного дыхания показал, что в группе лиц, имеющих речевые нарушения, преобладает верхнерёберное дыхание (11 из 14-ти педагогов или 86%). В отличие от них, педагогам, не имеющих голосовых нарушений, в больше степени присуще среднерёберное дыхание (4 из 6-ти или 67%). Нижнерёберное не выявлено ни в одной группе.

Также было проанализировано влияние негативных факторов, перенесенных оперативных вмешательств и травм на нарушение голосовых функций. Так, среди педагогов с голосовыми нарушениями: 7 человек (50%) имели вредные привычки (курение); 4 человека (29%) страдали аллергией; 8 человек (57%) отмечали существовавшие ранее голосовые нарушения и голосовые нагрузки в нерабочее время; 3 человека из 14-ти (21%) подвергались травмам органов головы и шеи; 6 педагогов (43%) перенесли оперативные вмешательства на гортани. В группе педагогов без нарушений голоса только один из шести педагогов имел вредную привычку в виде курения и один перенес травму гортани, что в совокупности составило 32%.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило необходимость проведения с педагогами логопедической работы по профилактике нарушений голосовой функции.

Нами была разработана комплексная профилактическая программа профилактики нарушений голоса педагогов.Логопедическая работа осуществлялась с учетом следующих принципов: этиопатогенетический принцип был реализован в необходимости учитывать неоднородность нарушений голосовой функции у участников; принцип коммуникативно-ориентированного подхода; принцип закрепления сформированных навыков и правил их использования в естественных ситуациях общения; принцип развития. Реализуя этот принцип в процессе коррекционно-логопедической работы, мы исходили из степени (уровня) несформированности голосовой функции участников.

Логопедическое воздействие осуществлялось различными методами: практические, наглядные и словесные. Словесные методы (рассказ, беседа) сочетались с практическими (упражнения и игры) и наглядными (рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картин). Голосовая терапия реализовывалась в течение восьми недель на логопедических занятиях 2 раза в неделю по 30-40 минут.

Основные этапы профилактической работы:

1. Коррекция физиологического и фонационного дыхания.

2. Нахождение адекватного возрасту и полутона голоса.

3. Достижение с помощью фонопедических упражнений необходимых для голосоречевой практики громкости и высоты.

4. Координация дыхания и фонации.

5. Совершенствование интонационного оформления речи.

Немаловажную роль играла работа на дому. Для участников были даны рекомендации по проведению специальных дыхательных и голосовых упражнений, различных «речевых зарядок» дома, самостоятельно. Участникам рекомендовалось большое внимание уделять проверке уроков у детей, чтению и рассказыванию детям и родственникам историй и чтения стихов, при условии строгого соблюдения необходимых речевых правил.Эти правила для лучшего их усвоения были сформулированы в такой краткой форме: «Сначала подумай, спокойно вдохни, на плавном выдохе слитно скажи».

Кроме того,в системе организации формирующей работы был реализован семинар с педагогами на тему: «Профилактика голосовых нарушений у лиц речевых профессий», раскрывающего серьезность голосовых нарушений и важность их своевременной профилактики. Цель семинара - повышение навыков гигиены голоса, формирование у педагогов основных компетенций в вопросах диагностики и коррекции нарушений голоса,

Проанализировав состояние голоса у педагогов после коррекционно-профилактических мероприятий,мы определили:

среди педагогов, у которых были выявлены нарушения голоса в рамках первичного обследования, сократилось количество лиц, чей голос отличался сиплостью и глухостью;

афония не была диагностирована ни у одного испытуемого;

общие знания участников о гигиене голоса значительно улучшились, появилась мотивация к получению новых знаний о сохранении голосовой функции в процессе реализации профессиональных задач.

Таким образом, нами была достигнута профилактическая цель: педагоги овладели методами восстановления голоса; осуществлена профилактика голосовых нарушений у педагогов, входящих в группу риска. Таким образом, исследование позволило определить необходимые коррекционно-педагогические условия, при которых организация профилактики нарушений голоса у лиц речевых профессий (педагогов)будет эффективной:

при использовании логопедических приемов, направленных на коррекцию дыхания, восстановление функции нервно-мышечного аппарата гортани педагогов;

при использовании голосовых тренировок по коррекции дыхания и фонации, развитию силы, высоты, тона голоса педагогов;

при повышении уровня грамотности педагогов в области гигиены голоса.

1. Ахмерова С. Г.Здоровье педагогов: профессиональные факторы риска / С. Г. Ахмерова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2001. №4. С. 28-30.

2. Багнетова Е. А. Профессиональные риски педагогической среды / Е. А. Багнетова Е. Р. Шарифуллина// Фундаментальные исследования. 2013. №1. С. 27-31

3. Василенко Ю. С. Голос: фониатрические аспекты. М. : Энергоиздат. 2012. С. 482

4. Василенко Ю. С. Заболевания голосового аппарата у педагогов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 6. С. 5-9

5. Егоров А. М. Гигиена голоса и его физиологические основы/ А. М. Егоров ; ред. Н. И. Жинкин. М. : Музгиз 1962. 172 c.

6. Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств / Ф. А. Ивановская // Очерки по патологии речи и голоса : вып. 1 2 / Под ред. С. С. Ляпидевского. М. : Учпедгиз. 1963. С. 122 125.

7. Лаврова Е. В. Нарушения голоса : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е. В. Лаврова О. Д. Коптева Д. В. Уклонская. М. : Академия. 2006. 128 с.

8. Лаврова Е. В. Нарушения голоса : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е. В. Лаврова О. Д. Коптева Д. В. Уклонская. М. : Академия. 2006. 128 с.

9. Лаврова Е. В. Самолюбовер Э. Г. Восстановление голоса при функциональных дисфонии у больных с невротическими состояниями. Вестник оториноларингологии. 1979. № 1. С. 1721.

10. Орлова О. С. Нарушения голоса / О. С. Орлова. М. :АСТ: Астрель. 2008. 220 с.

11. Пекерская В. М. Вокальный букварь / В. М. Пекарская. М. : Москва. 1996. - 102 с.

12. Плешков, И. В. Заболевания голосового аппарата у вокалистов и представителей речевых профессий : диагностика, лечение, реабилитация / И. В. Плешков, З. И. Аникеева. М. : ГЭОТАР-МЕД. 2003. 166 с.

13. Родионова О. И. Выявление ранних нарушений голоса у лиц голосо-речевых профессий / О. И. Родионова // Медицинские новости. 2011. №8. С. 72-76.

Использование фитбол-мячей для профилактики и коррекции нарушения осанки у дошкольников В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья детей. Осанка ребенка является динамическим стереотипом и в дошкольном.

Педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Презентация «Педагогические условия социальной адаптации воспитанников в ОУ интернатного типа» Педагогические условия социальной адаптации воспитанников в ОУ интернатного типа. Термин «адаптация» происходит от лат. аdaptatio - приспособление,.

Физкультурные упражнения как средство профилактики плоскостопия и нарушения осанки детей среднего дошкольного возраста Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего.

Презентация «Организационно-педагогические условия в формировании экологической компетентности дошкольников» "Организационно - педагогические условия в формировании экологической компетентности дошкольников" Основными показателями экологической.

Педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной образовательной организации Милютина Светлана Владимировна старший воспитатель МАДОУ МДС № 49 Педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной образовательной.

Педагогические условия реализации преемственности дошкольного и школьного образования Обновление содержания образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения.

Педагогические условия социализации дошкольников средствами социально-культурной деятельности Социализация детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) рассматривается нами как процесс овладения.

Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха В нашей стране детей с нарушениями слуха с каждым годом.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

Читайте также: