Сбор подписей в поддержку кандидата на должность президента может осуществляться

Опубликовано: 03.10.2024

Избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента Российской Федерации, обязаны собрать в его поддержку не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, установив соответствие представленных ей документов требованиям настоящего Федерального закона, в течение пяти дней со дня их поступления обязана принять решение о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей и выдать им регистрационные свидетельства.

В случае отказа в регистрации уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей выдается мотивированное постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Отказ в регистрации может быть обжалован в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок.

С момента получения регистрационных свидетельств уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей вправе собирать подписи избирателей в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации. До получения регистрационных свидетельств проводить сбор подписей не допускается.

Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в Приложениях N 1 и N 2 к настоящему Федеральному закону.

При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.

При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, кроме указанных данных в подписном листе сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку.

Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков или инициативных групп избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а также дату внесения подписи.

Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей, выдвинувших кандидата, с указанием тех же данных. В каждом подписном листе должно быть указано наименование субъекта Российской Федерации, где проводился сбор подписей избирателей.

Сбор подписей избирателей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены федеральным законом. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лица, собирающего подписи.

Администрация и трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов.

После окончания сбора подписей уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока и инициативных групп избирателей подсчитывают число собранных подписей избирателей по каждому субъекту Российской Федерации, где проводился их сбор, и число собранных подписей граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, а также общее число подписей избирателей.

Подписные листы, сброшюрованные по соответствующему субъекту Российской Федерации и пронумерованные, итоговый протокол, заявление кандидата о согласии баллотироваться на должность Президента Российской Федерации и декларация о доходах кандидата за два года, предшествующих году выборов, по установленной законом форме передаются уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков и инициативных групп избирателей до 18 часов не позднее чем за 60 дней до дня выборов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает указанным уполномоченным представителям подтверждение в письменной форме о приеме документов.

В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации число подписей избирателей, которые должны быть собраны в соответствии с частью первой настоящей статьи, сокращается наполовину.

ГАРАНТ:

См. Разъяснения о порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидата на должность Президента РФ, приема и проверки подписных листов и иных документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей в Центральную избирательную комиссию РФ, утвержденное постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 22 января 1996 г. N 69/583-II

Все материалы сайта доступны по лицензии:

о закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

15. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана в день поступления документов, представленных в соответствии с настоящей статьей, выдать кандидату, уполномоченному представителю политической партии подтверждение в письменной форме получения указанных документов. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

16. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение пяти дней со дня поступления документов, представленных в соответствии с настоящей статьей, принимает решение о регистрации уполномоченных представителей политической партии либо мотивированное решение об отказе в их регистрации. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

17. Основаниями для отказа в регистрации уполномоченных представителей политической партии могут служить отсутствие документов, указанных в пунктах 8, 9, 11 и 13 настоящей статьи, отсутствие у политической партии права выдвигать кандидатов на данных выборах, несоблюдение требований, предусмотренных пунктами 1 - 4, 8, 12 - 14 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 64-ФЗ)

18. В случае отказа в регистрации мотивированное решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отказе выдается уполномоченному представителю политической партии не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения. Данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в пятидневный срок. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

19. Кандидат, выдвинутый политической партией, обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. (Пункт 19 введен - Федеральный закон от 07.05.2013 № 102-ФЗ; в редакции Федерального закона от 01.06.2017 № 103-ФЗ)

Статья 36. Поддержка выдвижения кандидата

(Наименование в редакции Федерального закона от 09.02.2009 № 3-ФЗ)

1. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей. Политическая партия (за исключением политических партий, указанных в пункте 2 настоящей статьи) обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей. (В редакции Федерального закона от 02.05.2012 № 41-ФЗ)

3. Подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата. Подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. (В редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 64-ФЗ)

4. Подписные листы изготавливаются по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Федеральному закону.

5. В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата, занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, а также наименование политической партии, выдвинувшей кандидата. Если у кандидата имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. В подписном листе также должны быть указаны номер специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, с которого произведена оплата изготовления подписных листов, и наименование субъекта Российской Федерации, в котором проводится сбор подписей избирателей, а если сбор подписей избирателей - граждан Российской Федерации проводится за пределами территории Российской Федерации, - наименование соответствующего иностранного государства. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ; от 25.07.2006 № 128-ФЗ; от 26.04.2007 № 64-ФЗ; от 23.07.2011 № 259-ФЗ; от 21.02.2014 № 19-ФЗ)

6. Если кандидат в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 8 статьи 34 либо подпунктом 1 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе. (В редакции Федерального закона от 23.07.2011 № 259-ФЗ)

7. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписей на рабочих местах, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, оказания благотворительной помощи.

8. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему на момент сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат вправе заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Все расходы, связанные с изготовлением подписных листов и со сбором подписей, производятся только через избирательный фонд кандидата.

81. Кандидат, политическая партия, выдвинувшая кандидата, обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В списке указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц в указанном списке удостоверяются нотариально. (Пункт введен - Федеральный закон от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

9. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может осуществляться по месту учебы, жительства и в других местах, где сбор подписей и проведение предвыборной агитации не запрещены федеральными законами.

10. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Подпись в поддержку выдвижения кандидата и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные данные вносятся только от руки, при этом использование карандашей не допускается. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ; от 26.04.2007 № 64-ФЗ; от 01.06.2017 № 103-ФЗ)

11. При сборе подписей избирателей допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи и сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, об уполномоченном представителе политической партии, выдвинувшей кандидата, о кандидате, выдвинутом в порядке самовыдвижения, или его доверенном лице ставятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

12. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ; от 01.06.2017 № 103-ФЗ)

13. После окончания сбора подписей избирателей уполномоченный представитель политической партии, выдвинувшей кандидата, кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, или его доверенные лица подсчитывают количество собранных подписей по каждому субъекту Российской Федерации, где осуществлялся их сбор, количество собранных подписей избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, а также общее количество подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписывается уполномоченным представителем политической партии либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ; от 23.07.2011 № 259-ФЗ; от 01.06.2017 № 103-ФЗ)

14. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации количество подписей избирателей, указанное в пункте 1 настоящей статьи, сокращается наполовину.

Статья 37. Представление избирательных документов для регистрации кандидата

1. Кандидат или уполномоченный представитель политической партии, выдвинувшей кандидата, представляет для регистрации кандидата в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации: (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата);

11) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата); (Подпункт введен - Федеральный закон от 26.04.2007 № 64-ФЗ)

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата); (В редакции Федерального закона от 01.06.2017 № 103-ФЗ)

21) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, составленный в соответствии с пунктом 81 статьи 36 настоящего Федерального закона (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата), а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; (Подпункт введен - Федеральный закон от 21.07.2005 № 93-ФЗ; в редакции Федерального закона от 23.07.2011 № 259-ФЗ)

3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 34 или подпунктом 1 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона;

4) первый финансовый отчет кандидата;

5) письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. (Подпункт введен - Федеральный закон от 07.05.2013 № 102-ФЗ)

11. Все документы для регистрации кандидата представляются кандидатом или уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации одновременно - не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования - до 18 часов по московскому времени. (Пункт введен - Федеральный закон от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

2. Подписные листы, представляемые в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, должны быть сброшюрованы в виде папок по субъектам Российской Федерации, где проводился сбор подписей избирателей, и пронумерованы. Подписные листы с подписями избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, должны быть пронумерованы и сброшюрованы в виде папок по каждому иностранному государству, на территории которого проводился сбор подписей избирателей. Должностное лицо соответствующего консульского учреждения Российской Федерации удостоверяет общее количество подписных листов в каждой папке, представленных лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ; от 26.04.2007 № 64-ФЗ)

3. Количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, содержащееся в подписных листах, представляемых в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, может превышать необходимое для регистрации кандидата количество подписей, установленное настоящим Федеральным законом, но не более чем на 5 процентов. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

4. При приеме документов для регистрации кандидата Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает кандидату или уполномоченному представителю политической партии, выдвинувшей кандидата, документ, подтверждающий прием представленных документов, в котором указываются дата и время приема. В случае представления подписных листов в этом документе указываются также количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей избирателей. При этом Центральная избирательная комиссия Российской Федерации предварительно заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью (специальным штампом), проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя политической партии, выдвинувшей кандидата, в занимаемое ею помещение или отказывать им в приеме необходимых для регистрации кандидата документов, если документы доставлены до истечения срока, указанного в пункте 11 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

Статья 38. Проверка соблюдения требований настоящего Федерального закона при выдвижении кандидатов

(Наименование в редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение предусмотренного настоящим Федеральным законом порядка выдвижения каждого кандидата. Если кандидатом, политической партией, выдвинувшей кандидата, представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, политической партией, выдвинувшей кандидата. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, выполнения требований, предусмотренных пунктом 18 статьи 34 или пунктом 19 статьи 35 настоящего Федерального закона в соответствующие органы, которые обязаны в течение 10 дней, а в отношении сведений, представляемых в соответствии с пунктом 7 статьи 34 и подпунктом 3 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона, и выполнении указанных требований - в течение 20 дней сообщить о результатах проверки. Если указанное представление поступило за 10 и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ; от 07.05.2013 № 102-ФЗ)

21. Порядок проверки сведений, указанных в пункте 71 статьи 34 и подпунктах 31 и 32 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона, устанавливается указом Президента Российской Федерации. (Пункт введен - Федеральный закон от 07.05.2013 № 102-ФЗ)

22. Проверка соблюдения кандидатом требований, предусмотренных пунктом 18 статьи 34 или пунктом 19 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, рас

С 21 мая в Беларуси инициативные группы начали собирать подписи за тех, кто собирается участвовать в президентской гонке. TUT.BY собрал ответы на самые популярные вопросы: можно ли оставить подпись через социальные сети, имеет ли право руководство без ведома подчиненных вписать паспортные данные в подписной лист и почему нельзя собирать подписи в рабочее время.

Хочу оставить подпись за претендента в кандидаты президента. Обязательно ли показывать паспорт?

Как говорится в материалах на сайте ЦИК, при заполнении подписного листа нужно указывать серию и номер паспорта или военного билета — для военнослужащих срочной службы. Если же паспорт утерян, то органы внутренних дел выдадут справку, и ее данные нужно внести в подписной лист.

Во время пандемии не хочется стоять в очереди на улице, чтобы оставить свой голос. Планируется ли как-то ограничивать количество людей во время таких мероприятий? Или, например, всем выдавать маски?

— В связи с эпидемиологической ситуацией в стране члены инициативной группы должны носить маски и перчатки. Но никто не может обязать обеспечивать масками и перчатками тех, кто желает оставить подпись, — рассказывают TUT.BY в Центральной избирательной комиссии. — На этапе сбора подписей, следуя рекомендациям Минздрава, мы говорим о том, что нужно соблюдать дистанцию в очереди 1,5−2 метра. Каждый гражданин определяет сам, как он будет отдавать подпись.

Насколько защищен человек, который оставляет свои паспортные данные, например, в туристическом агентстве? Может ли кто-то посторонний вписать эти данные в подписной лист? Или, например, отдел кадров может внести данные сотрудника в поддержку одного человека, хотя сотрудник об этом не знает?

— У нас в стране нет закона о персональных данных, который бы запрещал данные, собранные для одной цели, использовать для другой. Сейчас законодательство нас не защищает от этого, — поясняет Алексей Козлюк, юрист в сфере приватности и защиты персональных данных. — Возможно внести в подписной список своих подчиненных. Но человек должен еще собственноручно расписаться — без росписи подписи будут считаться недействительными.

В социальных сетях рассказывают истории, когда руководитель сам вносит все данные в подписной лист и вызывает подчиненных, чтобы они расписались. А так можно делать?

— Нет, этот момент отдельно прописан в Избирательном кодексе РБ. В статье 61 говорится: «Участие администрации организации в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются. Нарушение этих требований может быть основанием для отказа в регистрации или отмены решения о регистрации кандидата в президенты Республики Беларусь», — приводит статью закона юрист Алексей Козлюк. — Если бы у нас было более строгое законодательство в области защиты персональных данных, то администрация получила бы серьезное наказание даже за передачу таких данных инициативным группам.

Если оставить подпись за оппозиционера, могут ли из-за этого возникнуть проблемы на работе? Будут ли применяться какие-то санкции?

— Вопрос в том, как руководство узнает, за кого оставил подпись человек. Избирательные комиссии и инициативные группы не имеют права передавать данные по месту работы избирателя, — отмечает Алексей Козлюк.

Подписаться можно только за одного кандидата? А если нравятся двое?

Как говорится на сайте ЦИК, избиратель вправе поставить подпись в поддержку нескольких кандидатур, но только один раз в поддержку одного и того же человека.

Если подписался за одного кандидата, то должен потом за него голосовать на выборах?

— Участие в выборах свободное и нет обязанности голосовать за того, за кого оставлял подпись. К тому же голосование тайное, невозможно проверить за кого голосовал человек, — комментирует Алексей Козлюк, юрист в сфере приватности и защиты персональных данных.

До какого числа собирают подписи?

Подписи собираются с 21 мая по 19 июня включительно. Вот календарь избирательной кампании — 2020.

Если человеку нет 18 лет, но есть паспорт, он может подписаться?

Нет, оставить свою подпись за кандидата в президенты могут те, кому исполнилось 18 лет.

Можно ли подписаться, если ты не гражданин Беларуси?

Нет, это право есть только у граждан Республики Беларусь.

Как ЦИК будет проверять достоверность подписей?

Будет проверяться не менее 20 процентов подписей. Как говорится на сайте ЦИК, при сомнении в достоверности подписей либо других данных члены комиссии для уточнения возникших у них вопросов вправе обращаться непосредственно к избирателям, а также в соответствующие государственные органы. Например, в подразделения по гражданству и миграции, ЖЭС.

Как это будет проходить на практике? Комиссия может связаться с человеком по телефону и задать несколько вопросов или проверить через отдел по гражданству и миграции место жительства, которое указано в подписном листе.

Некоторые члены инициативных групп ходят по домам. Как понять, что это не мошенники? Какое удостоверение должно быть у члена инициативной группы?

Как говорится в материалах на сайте ЦИК, член инициативной группы при сборе подписей должен иметь удостоверение, выданное Центральной комиссией, и документ, подтверждающий личность с фотографией. Указанные документы предъявляются избирателям.

Может ли член инициативной группы вписать все данные, а человек только оставить подпись? Или избиратель лично должен заполнить все графы?

Избиратель должен собственноручно поставить дату подписи и расписаться. Остальные графы могут заполняться как самим избирателем, так и иными лицами, в том числе членом инициативной группы, собирающим подписи.

Это правда, что каждая такая запись в подписном листе должна заполняться ручками разного цвета?

— Нет, единственное требование, которое предъявляет законодательство к подписи в подписном листе, — чтобы дата и сама подпись вносились собственноручно, — отвечают TUT.BY в ЦИК.

Выходит, не имеет значения, заполнены графы в подписном листе одной ручкой или нет.

В одном листе могут подписываться люди из разных районов? На что влияет прописка?

В подписном листе должны быть подписи избирателей, проживающих на территории только одного города областного подчинения, района, а в городах с районным делением — одного района. Выходит, в одном подписном листе не могут находиться данные избирателей, например, из Центрального и Фрунзенского районов столицы.

Так может ли инициативная группа из Гродно приехать в Минск и собирать подписи?

Да, в ЦИКе разъясняют TUT.BY: члены инициативной группы имеют право собирать подписи по всей стране. В этом случае они вносят подписи в разные подписные листы. Например, отдельно вносятся в лист жителей разных районов столицы, а потом инициативная группа передает эти листы координаторам.

Могут ли заплатить за подпись, оставленную за конкретного кандидата?

Сайт ЦИК напоминает: в процессе сбора подписей запрещается принуждение и вознаграждение избирателей за внесение подписей. Под вознаграждением следует понимать передачу избирателю денежных средств, подарков, иных материальных ценностей, проведение льготной распродажи товаров либо безвозмездное или на льготных условиях оказание услуг.

Можно ли собирать подписи в рабочее время?

Законодательство запрещает собирать подписи в рабочее время, сообщает ЦИК.

Председатель Избирательной комиссии Свердловской области Валерий Чайников прокомментировал журналистам сообщения СМИ о том, что при сборе подписей в поддержку выдвижения одного из кандидатов на должность президента России якобы принимал участие член избиркома Екатеринбурга с правом решающего голоса Эльдар Валиуллин. Чайников настаивает, что хоть он и находился в месте сбора автографов и активно раздавал комментарии СМИ, но не имел отношения к организации этого процесса. Впрочем, "осадочек остался".

Как ранее сообщило Накануне.RU, Валиуллин 5 января находился в одном из торговых центров областной столицы на месте сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата на должность президента Владимира Путина, где дал комментарий о порядке сбора подписей избирателей. Представился он активистом движения "Волонтеры Победы", рассказал о том, что в ТЦ, где он находится, "стоят очереди из желающих выразить поддержку и поставить свою подпись", поведал о графике работы пункта приема. "Многие подходят, делают селфи на фоне баннера и хотели бы вернуться с паспортом, чтобы поставить свою подпись", – подробно описывал все нюансы происходящего Валиуллин.

подписи за Путина в Екатеринбурге(2018)|Фото: vk.com/sverdlovsk.zapobedu

При этом, Валиуллин является членом избиркома города и не имеет права организовывать сбор. В Избирательной комиссии Свердловской области заявили, что ее позиция по данному инциденту никак не изменилась, с юридической точки зрения, нарушений нет, однако, по словам Валерия Чайникова, лично для него крайне неприятно слышать, когда член избирательной комиссии Екатеринбурга каким-то образом, даже косвенно, замечен в такой ситуации. То есть нарушения закона не выявлено, но остается вопрос, связанный с этикой поведения конкретного человека.

"Осадочек остался", – отметил Чайников.

По его словам, если появится хоть один документ, подтверждающий прямое участие члена избиркома в нарушении избирательного законодательства, в его отношении (и не только Валиуллина) будут применены меры административного наказания, а также последует незамедлительное увольнение из состава комиссии. Но это может произойти только после судебного разбирательства.

Председатель Избирательной комиссии Екатеринбурга Илья Захаров пояснил Накануне.RU, что каких-либо "оргвыводов" в отношении Валиуллина принимать не собираются.

"По нему и так видно, что он серьезно переживает ситуацию, ему этого и так достаточно", – сказал Захаров.

Не секрет, что в регионах сбор подписей в поддержку главного кандидата от власти курируется областными штабами, и если это не очевидный прокол кого-то из организаторов или исполнителей, то уж недосмотр в сопровождающей информационной кампании точно. Хотя, есть мнение, что Валиуллин пал жертвой пиара себя любимого. Так считает заместитель Общественной палаты Свердловской области, политолог, руководитель Уральского отделения Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Анатолий Гагарин.

"Если бы он давал комментарии представителям СМИ по телефону, вопросов бы не возникло, но он оказался рядом с местом сбора подписей, – сказал Накануне.RU Гагарин. – Естественно, что его заявления некоторыми наблюдателями были восприняты как позиция члена избиркома. Учитывая, что наш регион очень сложный в политическом плане, такой казус был активно использован СМИ. Видимо, человек по молодости не понял этих моментов, но в дальнейшем сделает для себя соответствующие выводы".

По мнению политолога, все события предвыборной повестки, связанные с именем действующего главы государства, рассматриваются его оппонентами буквально под микроскопом.

"Поэтому даже намек на нарушение воспринимается ответственными за выборы очень трепетно, – считает эксперт. – Ведь перед ними поставлена задача провести избирательную кампанию кристально чисто".

Депутат Госдумы Николай Езерский (КПРФ) также убежден: чистота предстоящих 18 марта выборов ни у кого не должна вызывать сомнений, а произошедшим в новогодние каникулы брошена тень на выборный процесс, а значит, и на самого действующего президента.

"Понятно, что подобный случай никак не повлияет на результаты сбора подписей, поскольку процент брака заранее заложен "для подстраховки". Но внимание надо заострять на том, что в избирательные структуры должны приходить люди, которые даже косвенно не должны нарушать букву закона. В дальнейшем их действия, с чем бы они ни были связаны, могут поставить под сомнение чистоту выборов, а это недопустимо, так что разобраться надо жестко, поставив человека на место. Ведь любая тень на выборах президента негативно ляжет и на самого кандидата. Не надо ему помогать там, где он не просит", – сказал Накануне.RU депутат.

Отметим, что ситуация в Свердловской области уже стала предметом обсуждения на заседании Центризбиркома.

"В рамках компетенций ЦИК будет добиваться, чтобы члены избирательной комиссии любого уровня, кем бы они ни были, были незамедлительно уволены, – предупредила глава ЦИК Элла Памфилова. – Кто желает, уходите или берите отпуск, но не нарушайте закон".

Все материалы сайта доступны по лицензии:

о закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

15. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана в день поступления документов, представленных в соответствии с настоящей статьей, выдать кандидату, уполномоченному представителю политической партии подтверждение в письменной форме получения указанных документов. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

16. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение пяти дней со дня поступления документов, представленных в соответствии с настоящей статьей, принимает решение о регистрации уполномоченных представителей политической партии либо мотивированное решение об отказе в их регистрации. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

17. Основаниями для отказа в регистрации уполномоченных представителей политической партии могут служить отсутствие документов, указанных в пунктах 8, 9, 11 и 13 настоящей статьи, отсутствие у политической партии права выдвигать кандидатов на данных выборах, несоблюдение требований, предусмотренных пунктами 1 - 4, 8, 12 - 14 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 64-ФЗ)

18. В случае отказа в регистрации мотивированное решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отказе выдается уполномоченному представителю политической партии не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения. Данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в пятидневный срок. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

19. Кандидат, выдвинутый политической партией, обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. (Пункт 19 введен - Федеральный закон от 07.05.2013 № 102-ФЗ; в редакции Федерального закона от 01.06.2017 № 103-ФЗ)

Статья 36. Поддержка выдвижения кандидата

(Наименование в редакции Федерального закона от 09.02.2009 № 3-ФЗ)

1. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей. Политическая партия (за исключением политических партий, указанных в пункте 2 настоящей статьи) обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей. (В редакции Федерального закона от 02.05.2012 № 41-ФЗ)

3. Подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата. Подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. (В редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 64-ФЗ)

4. Подписные листы изготавливаются по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Федеральному закону.

5. В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата, занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, а также наименование политической партии, выдвинувшей кандидата. Если у кандидата имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. В подписном листе также должны быть указаны номер специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, с которого произведена оплата изготовления подписных листов, и наименование субъекта Российской Федерации, в котором проводится сбор подписей избирателей, а если сбор подписей избирателей - граждан Российской Федерации проводится за пределами территории Российской Федерации, - наименование соответствующего иностранного государства. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ; от 25.07.2006 № 128-ФЗ; от 26.04.2007 № 64-ФЗ; от 23.07.2011 № 259-ФЗ; от 21.02.2014 № 19-ФЗ)

6. Если кандидат в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 8 статьи 34 либо подпунктом 1 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе. (В редакции Федерального закона от 23.07.2011 № 259-ФЗ)

7. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписей на рабочих местах, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, оказания благотворительной помощи.

8. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему на момент сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат вправе заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Все расходы, связанные с изготовлением подписных листов и со сбором подписей, производятся только через избирательный фонд кандидата.

81. Кандидат, политическая партия, выдвинувшая кандидата, обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В списке указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц в указанном списке удостоверяются нотариально. (Пункт введен - Федеральный закон от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

9. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может осуществляться по месту учебы, жительства и в других местах, где сбор подписей и проведение предвыборной агитации не запрещены федеральными законами.

10. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Подпись в поддержку выдвижения кандидата и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные данные вносятся только от руки, при этом использование карандашей не допускается. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ; от 26.04.2007 № 64-ФЗ; от 01.06.2017 № 103-ФЗ)

11. При сборе подписей избирателей допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи и сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, об уполномоченном представителе политической партии, выдвинувшей кандидата, о кандидате, выдвинутом в порядке самовыдвижения, или его доверенном лице ставятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

12. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата, либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ; от 01.06.2017 № 103-ФЗ)

13. После окончания сбора подписей избирателей уполномоченный представитель политической партии, выдвинувшей кандидата, кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, или его доверенные лица подсчитывают количество собранных подписей по каждому субъекту Российской Федерации, где осуществлялся их сбор, количество собранных подписей избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, а также общее количество подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписывается уполномоченным представителем политической партии либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ; от 23.07.2011 № 259-ФЗ; от 01.06.2017 № 103-ФЗ)

14. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации количество подписей избирателей, указанное в пункте 1 настоящей статьи, сокращается наполовину.

Статья 37. Представление избирательных документов для регистрации кандидата

1. Кандидат или уполномоченный представитель политической партии, выдвинувшей кандидата, представляет для регистрации кандидата в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации: (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата);

11) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата); (Подпункт введен - Федеральный закон от 26.04.2007 № 64-ФЗ)

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (если сбор подписей необходим для регистрации кандидата); (В редакции Федерального закона от 01.06.2017 № 103-ФЗ)

21) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, составленный в соответствии с пунктом 81 статьи 36 настоящего Федерального закона (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата), а также список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; (Подпункт введен - Федеральный закон от 21.07.2005 № 93-ФЗ; в редакции Федерального закона от 23.07.2011 № 259-ФЗ)

3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 34 или подпунктом 1 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона;

4) первый финансовый отчет кандидата;

5) письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. (Подпункт введен - Федеральный закон от 07.05.2013 № 102-ФЗ)

11. Все документы для регистрации кандидата представляются кандидатом или уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации одновременно - не ранее чем за 80 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования - до 18 часов по московскому времени. (Пункт введен - Федеральный закон от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

2. Подписные листы, представляемые в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, должны быть сброшюрованы в виде папок по субъектам Российской Федерации, где проводился сбор подписей избирателей, и пронумерованы. Подписные листы с подписями избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, должны быть пронумерованы и сброшюрованы в виде папок по каждому иностранному государству, на территории которого проводился сбор подписей избирателей. Должностное лицо соответствующего консульского учреждения Российской Федерации удостоверяет общее количество подписных листов в каждой папке, представленных лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ; от 26.04.2007 № 64-ФЗ)

3. Количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, содержащееся в подписных листах, представляемых в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, может превышать необходимое для регистрации кандидата количество подписей, установленное настоящим Федеральным законом, но не более чем на 5 процентов. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

4. При приеме документов для регистрации кандидата Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает кандидату или уполномоченному представителю политической партии, выдвинувшей кандидата, документ, подтверждающий прием представленных документов, в котором указываются дата и время приема. В случае представления подписных листов в этом документе указываются также количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей избирателей. При этом Центральная избирательная комиссия Российской Федерации предварительно заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью (специальным штампом), проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя политической партии, выдвинувшей кандидата, в занимаемое ею помещение или отказывать им в приеме необходимых для регистрации кандидата документов, если документы доставлены до истечения срока, указанного в пункте 11 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

Статья 38. Проверка соблюдения требований настоящего Федерального закона при выдвижении кандидатов

(Наименование в редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение предусмотренного настоящим Федеральным законом порядка выдвижения каждого кандидата. Если кандидатом, политической партией, выдвинувшей кандидата, представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, политической партией, выдвинувшей кандидата. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, выполнения требований, предусмотренных пунктом 18 статьи 34 или пунктом 19 статьи 35 настоящего Федерального закона в соответствующие органы, которые обязаны в течение 10 дней, а в отношении сведений, представляемых в соответствии с пунктом 7 статьи 34 и подпунктом 3 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона, и выполнении указанных требований - в течение 20 дней сообщить о результатах проверки. Если указанное представление поступило за 10 и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ; от 07.05.2013 № 102-ФЗ)

21. Порядок проверки сведений, указанных в пункте 71 статьи 34 и подпунктах 31 и 32 пункта 11 статьи 35 настоящего Федерального закона, устанавливается указом Президента Российской Федерации. (Пункт введен - Федеральный закон от 07.05.2013 № 102-ФЗ)

22. Проверка соблюдения кандидатом требований, предусмотренных пунктом 18 статьи 34 или пунктом 19 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, рас

Читайте также: